Злой нрав или глубокая постоянная грусть. Печорин сильная, волевая натура, жаждущая деятельности

Роман «Герой нашего времени» – первый в русской литературе психологический роман, и один из совершенных образцов этого жанра. Психологический анализ характера главного героя осуществляется в сложном композиционном построении романа, композиция которого причудлива нарушением хронологической последовательности основных его частей. В романе «Герой нашего времени» композиция и стиль подчинены одной задаче: как можно глубже и всесторонне раскрыть образ героя своего времени, проследить историю его внутренней жизни, так как «история души человеческой, - как заявляет автор в Предисловии к «Журналу Печорина», - хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно… когда она… писана без тщеславного желания возбудить участие или удивление». Следовательно, композиция этого романа является одной из важнейших его художественных особенностей.

По истинной хронологии повести должны были располагаться следующим образом: «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист», «Бэла», «Максим Максимыч», Предисловие к «Журналу Печорина». Лермонтов ломает порядок событий и рассказывает о них не в хронологической последовательности: «Бэла», «Максим Максимыч», Предисловие к «Журналу Печорина», «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист». Такое расположение частей романа, нарушающее хронологический порядок, усиливает сюжетное напряжение, дает возможность максимально заинтересовать читателя Печориным и его судьбой, постепенно раскрывая во всей противоречивости и сложности его характер.

Повествование ведется от имени трех рассказчиков: некоего странствующего офицера, штабс-капитана Максима Максимыча и, наконец, самого Григория Александровича Печорина. Автор прибегнул к этому приему, чтобы осветить события и характер главного героя с разных точек зрения, и как можно полнее. У Лермонтова это не просто три рассказчика, а три типа рассказчика: сторонний наблюдатель происходящего, второстепенный персонаж и участник событий, а также сам главный герой. Над всеми тремя главенствует создатель всего произведения – автор. Нам представлены не просто три точки зрения, а три уровня постижения характера, психологического раскрытия натуры «героя времени», три меры постижения сложного внутреннего мира незаурядной индивидуальности. Присутствие трех типов рассказчиков, их расположение в ходе повествования тесно увязывается с общей композицией романа, определяет и хронологическую перестановку событий, одновременно находясь в сложной зависимости от такой перестановки.

В повести «Бэла» начинает рассказ о Печорине Максим Максимыч: «Славный был малый, смею вас уверить; только немножко странен. Ведь, например, в дождик, в холод целый день на охоте; все иззябнут, устанут, - а ему ничего. А другой раз сидит у себя в комнате, ветер пахнет, уверяет, что простудился; ставнем стукнет, он вздрогнет и побледнеет; а при мне ходил на кабана один на один; бывало, по целым часам слова не добьешься, зато уж иногда как начнет рассказывать, так животики надорвежь от смеха… Да-с, с большими был странностями».

Лермонтов избегает местных, диалектных или кавказских иноязычных слов, намеренно пользуясь общелитературной лексикой. Простота и точность лермонтовского прозаического языка вырабатывались под прямым воздействием прозы Пушкина.

Центральным в повести «Бэла» является рассказ Максима Максимыча, включенный в записки странствующего офицера. Вложив рассказ об истории Печорина и Бэлы в уста старого кавказца Максима Максимыча, Лермонтов оттенил трагическую опустошенность Печорина и вместе с тем противопоставил ему цельный характер русского человека.

В следующей повести «Максим Максимыч» штабс-капитан превращается в действующее лицо. Повествование продолжается от имени автора романа. Здесь единственный раз по всей книге автор встречается с героем, Печориным. Это необходимо для того, чтобы реалистически мотивировать детальный психологический портрет Печорина, включенный во вторую повесть. Введение в ткань романа второго рассказчика корректирует фокус изображения. Если Максим Максимыч рассматривает события как бы в перевернутый бинокль, так что все в поле его зрения, но все слишком общо, то офицер-рассказчик приближает изображение, переводит его с общего плана на более укрупненный. Однако у него как у рассказчика есть недостаток в сравнении со штабс-капитаном: он слишком мало знает, довольствуясь лишь мимоходными наблюдениями. Вторая повесть поэтому в основном подтверждает впечатление, вынесенное после знакомства с началом романа: Печорин слишком равнодушен к людям, иначе своей холодностью не оскорбил бы Максима Максимыча, столь преданного дружбе с ним.

Не только к Максиму Максимычу равнодушен Печорин, но и к самому себе, отдавая Журнал штабс-капитану. Рассказчик, наблюдая за внешность Печорина, отмечает: «… о глазах его я должен сказать еще несколько слов. Во-первых, они не смеялись, когда смеялся он! Вам не случалось замечать такой странности у некоторых людей?.. Это признак – или злого нрава, или глубокой постоянной грусти. Из-за полуопущенных ресниц они сияли каким-то фосфорическим блеском, если можно так выразиться. То не было отражение жара душевного или играющего воображения: то был блеск, подобный блеску гладкой стали, ослепительный, но холодный; взгляд его – непродолжительный, но проницательный и тяжелый, оставлял по себе неприятное впечатление нескромного вопроса и мог бы казаться дерзким, если бы не был столь равнодушно спокоен». Во второй повести автор как бы подготавливает читателя к дальнейшему «Журналу Печорина», потому что он узнает, каким образом в руки автора попали записки Печорина.

Вторая повесть способна раздразнить воображение читателя: что же истинного в Печорине – злой ли нрав или глубокая постоянная грусть? Только после этого, возбудив пытливый интерес к столь необычному характеру, заставив читателя, отыскивающего ответ, быть внимательным ко всякой подробности дальнейшего рассказа, автор меняет рассказчика, давая слово самому центральному персонажу: как рассказчик он имеет несомненные преимущества перед двумя своими предшественниками, так не просто знает о себе более других, но и способен осмыслить свои поступки, побуждения, эмоции, тончайшие движения души – как редко кто это умеет. В самоанализе – сила и слабость Печорина, отсюда его превосходство над людьми и в этом одна из причин его скептицизма, разочарованности.

В Предисловии к «Журналу Печорина» автор сообщает то, чего не мог сообщить сам Печорин: Печорин умер, возвращаясь из путешествия в Персию. Так обосновывается право автора на публикацию «Журнала Печорина», состоящего из трех повестей: «Тамань», «Княжна Мери» и «Фаталист».

«Тамань» – остросюжетная повесть. В этой повести все объясняется и развязывается самым обычным и прозаическим образом, хотя первоначально воспринимается Печориным несколько романтически и подлинно поэтически, что неудивительно: Печорин попадает в непривычную и в нетипичную для дворянского героя обстановку. Ему кажется загадкой бедная хата с ее неприветливыми обитателями на высоком обрыве у Черного моря. И Печорин вторгается в эту непонятную ему, странную жизнь контрабандистов, «как камень, брошенный в гладкий источник» и «едва сам не пошел ко дну». Грустно-ироническое восклицание Печорина подводит правдивый и горький итог всему происшествию: «Да и какое мне дело до радостей и бедствий человеческих, мне, странствующему офицеру, да еще с подорожной по казенной надобности!..».

Вторая поветь, входящая в «Журнал Печорина» «Княжна Мери», разрабатывает тему героя времени в окружении «водяного общества», в окружении которого и в столкновении с которым показан Печорин.

В повести «Княжна Мери» Печорин выступает перед читателем не только как мемуарист-рассказчик, но и как автор дневника, журнала, в котором точно фиксируются его размышления и впечатления. Это позволяет Лермонтову с большой глубиной раскрыть внутренний мир своего героя. Дневник Печорина открывается записью, сделанной 11 мая, на другой день после приезда в Пятигорск. Подробные описания последующих событий составляют как бы первую, «пятигорскую» часть повести. Запись от 10 июня открывает вторую, «кисловодскую» часть его дневника. Во второй части события развиваются стремительнее, последовательно подводя к кульминации повести и всего романа - к дуэли Печорина с Грушницким. За дуэль с Грушницким Печорин попадает в крепость к Максиму Максимычу. Этим и заканчивается повесть. Таким образом, все события «Княжны Мери» укладываются в срок немногим больший, чем полтора месяца. Но повествование об этих немногих днях дает возможность Лермонтову с исключительной глубиной и полнотой раскрыть изнутри противоречивый образ Печорина.

Именно в «Княжне Мери» наиболее глубоко показаны безысходное отчаяние, трагическая безнадежность Печорина, умного и даровитого человека, искалеченного средой и воспитанием.

Прошлое Печорина в пределах «Героя нашего времени» мало интересует Лермонтова. Автор почти не занят вопросом о становлении своего героя. Лермонтов не считает даже нужным сообщить читателю, что делал Печорин в Петербурге в продолжение пяти лет, прошедших после возвращения его с Кавказа и до нового появления во Владикавказе («Максим Максимыч») по пути в Персию. Все внимание Лермонтова об­ращено на раскрытие внутренней жизни своего героя.

Не только в русской, но и в мировой литературе Лермонтов одним из первых овладел умением улавливать и изображать «психический процесс возникновения мыслей», как выразился Чернышевский в статье о ранних повестях и рассказах Льва Толстого.

Печорин последовательно и убедительно раскрывает в своем дневнике не только свои мысли и настроения, но и духовный мир и душевный облик тех, с кем ему приходится встречаться. От его наблюдательности не ускользают ни интонации голоса собеседника, ни движения его глаз, ни мимика. Каждое сказанное слово, каждый жест открывают Печорину душевное состояние собеседника. Печорин не только умен, но и наблюдателен и чуток. Этим объясняется его умение отлично раз­бираться в людях. Портретные характеристики в «Журнале Печорина» поражают своей глубиной и меткостью.

Природа и пейзаж в «Герое нашего времени», в особенности в «Журнале Печорина», очень часто не только фон для человеческих переживаний. Пейзаж непосредственно проясняет состояние человека, а иногда контрастно подчеркивает несоответствие переживаний героя и окружающей обстановки.

Первой же встрече Печорина с Верой предшествует грозовой, насыщенный электричеством пейзаж: «Становилось жарко; белые мохнатые тучки быстро бежали от снеговых гор, обещая грозу; голова Машука дымилась, как загашенный факел; кругом него вились и ползали, как змеи, серые клочки облаков, задержанные в своем стремлении и будто зацепившиеся за колючий его кустарник. Воздух был напоен электричеством».

Противоречивое состояние Печорина перед дуэлью характеризуется двойственностью образов и красок утреннего пейзажа окрестностей Кисловодска: «Я не помню утра более голубого и свежего! Солнце едва выказалось из-за зеленых вершин, и слияние первой теплоты его лучей с умирающей прохладой ночи наводило на все чувства какое-то сладкое томленье».

Тот же прием контрастного освещения применен в описании горного пейзажа, окружавшего дуэлянтов, поднявшихся на вершину скалы: «Кругом, теряясь в золотом тумане утра, теснились вершины гор, как бесчисленное стадо, и Эльбрус на юге вставал белою громадой, замыкая цепь льдистых вершин, между которых уж бродили волокнистые облака, набежавшие с востока, а подошел к краю площадки и посмотрел вниз, голова чуть-чуть у меня не закружилась; там, внизу, казалось темно и холодно, как в гробе: мшистые зубцы скал, сброшенных грозою и временем, ожидали своей добычи».

Печорин, умеющий точно определить каждую свою мысль, всякое душевное состояние, сдержанно и скупо сообщает о возвращении с поединка, на котором был убит Грушницкий. Краткое, выразительное описание природы раскрывает читателю тяжелое состояние Печорина: «Солнце казалось мне тускло, лучи его меня не грели».

Последняя повесть «Журнала Печорина» - «Фаталист». Трагическая гибель Вулича как бы подготавливает читателя «Фаталиста» к неизбежной и близкой смерти Печорина, о которой автор уже сообщил в Предисловии к «Журналу Печорина».

В этой повести вопрос о судьбе и о предопределении ставится Лермонтовым на совершенно реальном, даже бытовом материале. В идеалистической философской литературе, в рассказах, повестях и романах 20-х и в особенности 30-х годов, в период усилившейся европейской реакции, этому вопросу уделялось большое внимание. Ключом к идейному замыслу «Фаталиста» является монолог Печорина, объединяющий первую часть новеллы со второй ее частью, в которой речь идет о смерти Вулича. Размышления Печорина в этом монологе как бы подводят итог всему «Журналу Печорина» и даже роману «Герой нашего времени» в целом.

Именно в «Фаталисте» Печорин трезво и мужественно разглядел источник многих своих бед, узрел причину зла, но не природу соблазна: «В первой молодости я был мечтателем; я любил ласкать попеременно то мрачные, то радужные образы, которые рисовало мне беспокойное и жадное воображение. Но что от этого мне осталось? одна усталость, как после ночной битвы с привидениями, и смутное воспоминание, исполненное сожалений. В этой напрасной борьбе я истощил и жар души, и постоянство воли, необходимое для действительной жизни; я вступил в эту жизнь, пережив ее уже мысленно, и мне стало скучно и гадко, как тому, кто читает дурное подражание давно ему известной книге».

  • Кто является рассказчиком в повести?

  • Где происходят события?

  • Какова завязка повести?

  • Реакция Максима

  • Максимыча

  • на известие

  • о появлении

  • Печорина.


1.Какие черты личности Печорина раскрываются в его портрете?

  • 2.Что лежит в основе характера Печорина - "злой нрав" или "глубокая, постоянная грусть"?


Значимость «деталей» в портрете

    Во-первых, они не смеялись, когда он смеялся! - Вам не случалось замечать такой странности у некоторых людей?.. Это признак - или злого нрава, или глубокой постоянной грусти. Из-за полуопущенных ресниц они сияли каким-то фосфорическим блеском, если можно так выразиться. То не было отражение жара душевного или играющего воображения: то был блеск, подобный блеску гладкой стали, ослепительный, но холодный; взгляд его - непродолжительный, но проницательный и тяжелый, оставлял по себе неприятное впечатление нескромного вопроса и мог бы казаться дерзким, если б не был столь равнодушно спокоен.


  • Как вы объясните холодность Печорина во время его последней встречи со штабс-капитаном?

  • Хотел ли он его обидеть или он равнодушен к нему?

  • Что требовалось от Печорина, чтобы доставить радость Максиму Максимычу?

  • Как вы понимаете фразу: «Что делать?… Всякому своя дорога»?


  • Почему Печорин не стремился увидеться с Максимом Максимычем?

  • Какова авторская оценка их поведения?

  • Почему эту главу писатель назвал «Максим Максимыч»?

  • Какое впечатление производит Печорин на читателя? Какие черты его характера кажутся вам отрицательными? Какие детали текста 1-2-й глав подчеркивают его положительные качества?



Почему повесть "Максим Максимыч" следует после повести "Бэла", а не завершает роман?

    Печорин показан в главах «Бэла» и «Максим Максимыч» противоречивой личностью, человеком, не умеющим сострадать, привыкшим исполнять только свои желания. Душевная черствость, равнодушие, неумение дорожить дружбой и любовью делают этот образ малопривлекательным. Однако такая оценка образа была бы однозначной, если не заметить в его образе штрихи грусти, ноты безысходности. Для того чтобы разобраться в образе Печорина, нужно понять его душу, его внутренний мир, мотивы его поведения и поступков.


Подробный конспект урока-диспута « “Злой нрав” или “глубокая

постоянная грусть” лежат в характере Печорина»

(по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»)

Урок проводится после знакомства с биографией поэта и с основными мотивами лирики. Предварительно проводится письменная работа «Мое мнение о романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». Этот урок является своеобразным анализом восприятия романа учащимися. Благодаря диспуту, высвобождается время для изучения мастерства писателя. Остальные уроки могут быть посвящены новаторству М.Ю.Лермонтова в области психологизма характера героя. Детально могут анализироваться главы «Княжна Мери» и «Фаталист».

Оборудование:

1. Памятка о правилах ведения спора.

2. Высказывания современников М.Ю.Лермонтова.

«Печорин – чудовище, клевета на целое поколение». С.О.Бурачек

«В нем неумолчно раздаются внутренние вопросы, тревожат его, мучат…» В.Г.Белинский

« Одни скажут: он был добрый малый, другие – мерзавец. И то и другое будет ложно…» Г.А.Печорин

Ход урока

Начинает урок учитель – ведущий диспута: «Печально я гляжу на наше поколенье…» (читается часть стихотворения). 30-е годы XIX столетия. Николай I твердо усвоил уроки 14 декабря 1825 года. Он не только отправил декабристов на виселицу и каторгу, он принял все меры к тому, чтобы их дело не возродилось. Всякая попытка действовать и самостоятельно мыслить пресекалась. Жизнь должна идти тихо, без бурь. В этой давящей тишине вошел в литературу М.Ю.Лермонтов. Роман «Герой нашего времени» вышел отдельным изданием в 1840 году. Обвинения посыпались и на автора, и на героя романа. Вот перед вами высказывания современников и слова самого героя. Где же истина? «Злой нрав» или «глубокая постоянная грусть» лежит в основе характера Печорина? Цель нашего урока – выяснить это. Из ваших высказываний о романе я поняла, что одни восхищаются и защищают своего героя, другие осуждают и называют Печорина безнравственным. В споре рождается истина, попробуем ее найти.

Прошу не забывать правила ведения спора. Обратите внимание на полемические приемы. Хочу пожелать вам успеха, и чтобы истина восторжествовала. Роман состоит из отдельных повестей. Каждая должна открывать что-то новое в характере героя.

Вопросы к повести «Бэла»

1. Какое впечатление произвел на вас Печорин в повести «Бэла»?

2. Любовь Печорина к Бэле – искреннее чувство или каприз избалованного сердца?

3. Почему он становится равнодушным к Бэле?

4. Как он отнесся к ее гибели?

5. Максим Максимыч – сочувствующий свидетель или участник трагедии?

6. Почему все-таки Печорин рассмеялся, когда Максим Максимыч стал его утешать?

7. Так кто же Печорин – виновник или жертва трагедии?

Вопросы к повести «Максим Максимыч»

1. Каким же Печорин предстоит перед нами здесь, что добавляется к его характеру?

2. Что вам сказала внешность Печорина?

3. Что вас поразило больше всего в повести?

4. Можно ли назвать друзьями Максима Максимыча и Печорина?

5. Как вы объясните холодность Печорина во время его последней встречи со штабс-капитаном?

6. Есть ли у Печорина внутреннее оправдание перед Максимом Максимычем?

Сложно судить о человеке, наблюдая его со стороны, Но Печорин облегчает нашу задачу. Он оставляет свои дневниковые записи, Нам позволено заглянуть во внутренний мир героя. Приподнять завесу и разгадать этого человека.

Вопросы к дневниковым записям Печорина

1. Как вы думаете, зачем Печорин ведет дневник?

2. Разве можно в чем-нибудь обвинить Печорина в повести «Тамань»? Он здесь, по-моему, потерпевшая сторона?

3. Почему интерес к контрабандистам уступает место равнодушию и иронии героя над самим собой?

4. Чем отличается Печорин в повести «Тамань» от Печорина в повести «Максим Максимыч»?

5. Почему повесть «Княжна Мери» начинается с описания чудесного пейзажа?

6. Как меняется интонация, когда от описания природы герой переходит к описанию «водяного общества»?

7. Какие обвинения вы можете выдвинуть против Печорина в этой повести?

8. Зачем Печорину нужно, чтобы Мери влюбилась в него?

9. Цитирование «А ведь есть необъятное наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся душой».

10. Вот серьезное обвинение. Кто попробует парировать его?

11. Что заставляет Печорина отвергнуть чувство Мери?

12. Почему, сострадая ей, Печорин объясняется с ней «откровенно и грубо»?

13. Что нового открывают его отношения с Верой? Чем объясняется порыв отчаяния и горя Печорина после отъезда Веры и в сцене погони за ней?

14. Как в словах, размышлениях Печорина раскрываются его желания, стремления? (Цитирование «Зачем я жил…».)

15. Почему они не реализуются? («Во мне душа испорчена светом…».)

16. Кто в этом виноват?

17. Так «злой нрав» или «глубокая, постоянная грусть» лежит в основе характера Печорина?

Ведущий подводит итог: подтверждение вашего понимания находим в стихотворении «Монолог». Читаем стихотворение до конца.

Вопросы к диспуту по роману И.А. Гончарова «Обломов»

(Каждый вопрос подразумевает наличие разных точек зрения.)

1-й урок – Основные этапы жизни и творчества И.А.Гончарова.

2-3 уроки – Образ главного героя. Понятие «обломовщина» в романе.

4-5 уроки – Урок-диспут «Раб чужой воли или свободная личность?»

На предыдущих уроках рассмотрено понятие «обломовщина», показано, «как и отчего у нас люди превращаются прежде времени в … кисель…». Очевидно, что «обломовщина» оказалась сильнее любви, что оскудевшему деградирующему дворянству в романе противопоставлена буржуазия с ее неутомимой энергией и трудолюбием. Но чем же по- настоящему интересен главный герой сегодняшнему читателю? Это и помогает выявить урок-диспут. Каждый вопрос этого диспута обращен к конкретной личности учащегося. Здесь у каждого старшеклассника появляется возможность обратить одноклассников на собственную непохожесть и уникальность.

Вопросы к теме «Раб чужой воли или свободная личность?»

1. Любовь – это долг или свободное проявление сердца?

2. Что значит «любить» для Обломова и Ольги Ильинской?

3. Как вы считаете, любящих вас людей нужно исправлять, искоренять в них недостатки или принимать и любить их такими, какие они есть?

4. Стала ли утрата любви Ольги Ильинской трагедией для Обломова?

5. Чьей любви вы отдадите предпочтение: любви Ольги или Агафьи Пшеницыной?

6. Кто из героев романа ради любви может пожертвовать всем и найти награду в любви?

7. Так в чем же смысл жизни? Чья точка зрения вам ближе, Обломова или Штольца?

8. Где же тут человек? Где его целость? Что имеет в виду Обломов, когда произносит эти слова?

9. В ком больше человечности, в Обломове или Штольце?

10. Что такое лень Обломова? Защита от внешнего мира или вся причина в «обломовщине»?

11. Почему Обломов отказался от деятельности, от участия в жизни? Это нежелание или неспособность?

12. Обломов не способен ко злу, потому что вообще не способен к чему бы то ни было в жизни?

13. Достигает он идеала в своей жизни? И что для него идеал?

14. Так кто же Обломов – раб чужой воли или свободная личность?

Ответы ребят очень интересны. Это размышления о сложнейших вопросах свободы воли и необходимости жить «как нужно» или «как хочу». Это разговор о том, в какой мере пагубно насилие над личностью (даже с установкой «во благо»). Как же должна быть устроена жизнь, чтобы не погибал в ней человек, не прятался от нее? В чем залог полноценного деятельного бытия? Жизнь и угасание Обломова – это допустимый, возможный или законный ее вариант? Эти вопросы рождаются в сознании ребят благодаря вопросам диспута и попыткам аргументированно отвечать на них. И личность Обломова становится близкой, понятной, а кому-то дорогой. Неожиданно каждый находит в себе частичку Обломова. К концу дискуссии образ главного героя поражает своей глубиной и многоплановостью.

1. Печорин в восприятии окружающих.
2. Как оценивает себя сам Печорин.
3. Жизнь внутренняя и внешняя.

Я не для ангелов и рая
Всесильным богом сотворен;
Но для чего живу, страдая,
Про это больше знает он.
М. Ю. Лермонтов

Название романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» конечно же не случайно. Автор хотел подчеркнуть, что характер Печорина — это своего рода собирательный образ поколения дворянской молодежи, ровесников Лермонтова: «Герой Нашего Времени... точно, портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии». Судьба поколения, бездумно и бессмысленно растратившего силы и лучшие движения души, является одной из значимых тем в творчестве Лермонтова. Например, безжалостная характеристика поколения дана в стихотворении «Дума» («Печально я гляжу на наше поколенье...»). Однако разница заключается в том, что в «Думе» Лермонтов обобщает, говорит о поколении в целом. В «Герое нашего времени» речь идет о судьбе конкретного человека, представителя своего времени и поколения.

Обращение к образу незаурядной и гордой личности, выдающиеся способности которой не реализовались, является продолжением традиций романтизма, в первую очередь заложенных в творчестве Дж. Байрона. В то же время в романе Лермонтова ощущается сильное тяготение к реализму. «...В нем больше правды, нежели бы вы того желали», — подчеркивает автор, говоря о характере своего героя. Действительно Лермонтов не приукрашивает своего героя и не стремится сверх меры очернить его. Чтобы добиться наиболее объективного, беспристрастного изображения особенностей личности своего героя, автор то показывает Печорина глазами Максима Максимыча, то вводит собственные наблюдения, то раскрывает перед читателем страницы дневника, в который Печорин записывал не только события из своей жизни, но и размышления, дающие возможность составить представление о незримых движениях его души.

Противоречивость натуры Печорина отмечают все, кто хоть недолго общался с ним или даже просто наблюдал за ним со стороны. Максим Максимыч, который относился к Печорину дружески, считал его «славным малым», искренне недоумевает по поводу его странностей: «Ведь, например, в дождик, в холод целый день на охоте; все иззябнут, устанут — а ему ничего. А другой раз сидит у себя в комнате, ветер пахнет, уверяет, что простудился; ставнем стукнет, он вздрогнет и побледнеет; а при мне ходил на кабана один на один; бывало, по целым часам слова не добьешься, зато уж иногда как начнет рассказывать, так животики надорвешь со смеху...».

Лермонтов пишет о скрытности своего героя и о странности в его мимике: глаза Печорина «не смеялись, когда он смеялся». Автор отмечает, что «это признак — или злого нрава, или глубокой постоянной грусти».

Как человек, склонный к самоанализу, Печорин прекрасно сознает противоречивость своей натуры. В своем дневнике он не без юмора отмечает: «Присутствие энтузиаста обдает меня крещенским холодом, и, я думаю, частые сношения с вялым флегматиком сделали бы из меня страстного мечтателя». Что это — желание выделиться из толпы? Едва ли... — Печорин и так достаточно высокого мнения о себе, чтобы заниматься таким пустяками. Скорее движущей силой здесь является «дух сомнения», мотив влияния которого вообще достаточно силен в творчестве Лермонтова. «Я люблю сомневаться во всем: это расположение ума не мешает решительности характера — напротив, что до меня касается, то я всегда смелее иду вперед, когда не знаю, что меня ожидает», — признается сам Печорин.

Одно из наиболее ярких противоречий Печорина проявляется в его отношении к любви. Не единожды он пишет в своем дневнике о желании быть любимым. Нужно признать, что он умеет этого добиться. Однако сам Печорин не способен на сильное ответное чувство. Завоевав бесхитростное сердце Бэлы, он скоро теряет к ней интерес. А для чего он так старательно добивался любви Мери? На это вопрос Печорин и сам толком не может ответить. Вероятно, потому, что ему приятно ощущение власти над другим человеком: «А ведь есть необъятное наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся души!.. Я чувствую в себе эту ненасытную жадность, поглощающую все, что встречается на пути; я смотрю на страдания и радости других только в отношении к себе, как на пищу, поддерживающую мои душевные силы».

К Вере Печорин испытывал достаточно сильную привязанность, однако обнаруживается это в тот момент, когда он понял, что больше ее не увидит. Однако и Веру он любил «как источник радостей, тревог и печалей, сменявшихся взаимно, без которых жизнь скучна и однообразна». Самой Вере эта любовь принесла больше душевных терзаний, чем радости, ведь Печорин ни ее любовью, ни любовью других женщин не дорожил настолько, чтобы чем-то пожертвовать для них, поступиться хоть малейшими своими привычками.

Итак, Печорин, с одной стороны, мечтает о том, чтобы его любили, полагает, что ему хватило бы одной сильной привязанности, а с другой, осознает себя непригодным для семейной жизни: «Нет, я бы не ужился с этой долей! Я, как матрос, рожденный и выросший на палубе разбойничьего брига: его душа сжилась с бурями и битвами, и, выброшенный на берег, он скучает и томится...».

Другое противоречие натуры Печорина — это постоянная скука и жажда деятельности. Видимо, по своей сути Печорин является достаточно активной личностью: мы видим, как он вовлекает окружающих в водоворот событий, им же и спровоцированных. «Ведь есть, право, этакие люди, у которых на роду написано, что с ними должны случаться разные необыкновенные вещи!», однако эти приключения происходят именно благодаря активной позиции самого героя. Но деятельность Печорина не имеет прочной основы: все, что он предпринимает, нацелено на борьбу со скукой — и только. И даже этой цели не может достигнуть герой Лермонтова. В лучшем случае ему удается ненадолго отогнать скуку, но вскоре она возвращается: «Во мне душа испорчена светом, воображение беспокойное, сердце ненасытное; мне все мало: к печали я так же легко привыкаю, как к наслаждению, и жизнь моя становится пустее день ото дня...». Мало этого, отсутствие цели, праздный образ жизни способствовали развитию таких отрицательных качеств, как цинизм, высокомерие, пренебрежения к чувствам окружающих.

А ведь Печорин наделен и многими достоинствами: острым умом, проницательностью, своеобразным чувством юмора, силой воли, храбростью, наблюдательностью и обаянием. Однако жизнь его лишена внутреннего смысла и радости: «Пробегаю в памяти все мое прошедшее и спрашиваю себя невольно: зачем я жил? для какой цели я родился?.. А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные... Но я не угадал этого назначения, я увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных; из горнила их я вышел тверд и холоден, как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений — лучший цвет жизни».

Печорин Григорий Александрович - главный герой романа. Его характер сформировался в обстановке высшего света, что роднит его с героем романа “Евгений Онегин”. Но суета и безнравственность общества “приличьем стянутых масок” наскучили герою. Печорин -- офицер. Он служит, но не выслуживается, не занимается музыкой, не изучает философию или военное дело, то есть не стремится произвести впечатление средствами, доступными обычным людям. М. Ю. Лермонтов намекает на политический характер ссылки Печорина на Кавказ, некоторые замечания в тексте позволяют говорить о его близости к идеологии декабризма. Так в романе возникает тема личной героики в том трагическом осмыслении, которое она получает в 30-е годы XIX века.

Уже в первой повести подчеркивается, что Печорин -- человек незаурядный. “Ведь есть, право, этакие люди, у которых на роду написано, что с ними должны случаться разные необыкновенные вещи”, -- говорит Максим Максимыч, Необычность героя проявляется и в его портрете. Его глаза, отмечает автор, “не смеялись, когда он смеялся!”. Что это: признак “злого нрава или глубокой, постоянной грусти”?

С образом Печорина в романе связана проблема нравственности. Во всех новеллах, которые Лермонтов объединит в романе, Печорин предстает перед нами как разрушитель жизней и судеб других людей: из-за него лишается крова и погибает черкешенка Бэла, разочаровывается в дружбе с ним Максим Максимыч, страдают Мери и Вера, погибает от его руки Грушницкий, вынуждены покинуть родной дом “честные контрабандисты”, погибает молодой офицер Вулич. Сам герой романа осознает: “Как орудие казни, я упадал на головы обреченных жертв, часто без злобы, всегда без сожаленья...” Вся его жизнь -- постоянный эксперимент, игра с судьбой, причем Печорин позволяет себе рисковать не только своей жизнью, но и жизнями тех, кто оказался рядом. Ему свойственны неверие и индивидуализм. Печорин, по сути, считает себя сверхчеловеком, сумевшим подняться над обычной нравственностью. Впрочем, он не желает ни добра, ни зла, а лишь хочет понять, что это такое. Все это не может не отталкивать читателя. И Лермонтов не идеализирует своего героя. Впрочем, в названии романа, на мой взгляд, заключена “злая ирония” не над словом “герой”, а над словами “наше время”.

Именно эпоха реакции, наступившая в России вслед за восстанием декабристов, породила людей, подобных Печорину. Герой “чувствует в душе своей силы необъятные”, но не находит в жизни возможности реализовать “назначенье высокое”, потому растрачивает себя на погоню за “страстями пустыми”, утоляет жажду жизни в бессмысленном риске и постоянном самоанализе, который разъедает его изнутри. Рефлексию, перенесение активной деятельности на замкнутость в собственном внутреннем мире М. Ю. Лермонтов считает одной из важнейших черт своего поколения. Характер Печорина сложен и противоречив. Герой романа говорит о себе: “Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его...” Каковы причины этой раздвоенности? “Я говорил правду -- мне не верили: я начал обманывать; узнав хорошо свет и пружины общества, я стал искусен в науке жизни...” -- признается Печорин. Он научился быть скрытным, злопамятным, желчным, честолюбивым, сделался, по его словам, нравственным калекой. Печорин -- эгоист. Еще пушкинского Онегина Белинский называл “страдающим эгоистом” и “эгоистом поневоле”. То же самое можно сказать и о Печорине. Роман “Герой нашего времени” стал продолжением темы “лишних людей”.

И все же Печорин -- натура, богато одаренная. Он обладает аналитическим умом, его оценки людей и поступков очень точны; у него критическое отношение не только к другим, но и к самому себе. Его дневник -- не что иное, как саморазоблачение. Он наделен горячим сердцем, способным глубоко чувствовать (смерть Бэлы, свидание с Верой) и сильно переживать, хотя пытается скрыть душевные переживания под маской равнодушия. Равнодушие, черствость -- маска самозащиты. Печорин все-таки является человеком волевым, сильным, активным, в его груди дремлют “жизни силы”, он способен к действию. Но все его действия несут не положительный, а отрицательный заряд, вся его деятельность направлена не на созидание, а на разрушение. В этом Печорин сходен с героем поэмы “Демон”. И правда, в его облике (особенно в начале романа) есть что-то демоническое, неразгаданное. Но эта демоническая личность стала частью “нынешнего племени” и превратилась в карикатуру на саму себя. Сильная воля и жажда деятельности сменились разочарованностью и бессилием, и даже высокий эгоизм постепенно начал превращаться в мелкое себялюбие. Черты сильной личности остаются лишь в образе отщепенца, который, однако, принадлежит своему поколению.

Гениальность М. Ю. Лермонтова выразилась прежде всего в том, что он создал бессмертный образ героя, воплотившего все противоречия своей эпохи. Не случайно В. Г. Белинский увидел в характере Печорина “переходное состояние духа, в котором для человека все старое разрушено, а нового еще нет и в котором человек есть только возможность чего-то действительного в будущем и совершенный призрак в настоящем»

Значение романа «Герой нашего времени» в последующем развитии русской литературы огромно. В это произведение Лермонтов впервые в «истории души человеческой» вскрыл такие глубинные пласты, которые не только уравнивали ее с «историей народа», но и показывали ее приобщенность к духовной истории человечества через ее личностно-родовую значимость. В отдельной личности высвечивались не только ее конкретно-временные социально-исторические признаки, но и всечеловеческие.

?????? ??????????????? ????? ?. ?. ?????????? «????? ?????? ???????» ? ???????? ??????? ????? ???????? ????? ???? ? ?? ?????? ????????? ?????????????? ?????????? ?????????, ?. ????????, Ф.М. ????????????, ??????. ?. ?. ??????? ??? ??????? ? ???????? ????? ?????????? ? ??? ?????? «????? ?????? ???????»: «?????????-??????? ??? ????, ??? ??, ? ???? ?? ??????, ????? ??? ???, ?????? ??????????, ?????? ??????? ????????????? ?????, ?????? ???????????? ?? ??? ?????? ??????? ??????? ???????????? ??????????...»