Шоу, Бернард – краткая биография. Бернард Шоу: биография, творчество, произведения

Джордж Бернард Шоу - английский драматург и романист ирландского происхождения, лауреат Нобелевской премии в области литературы.

Бернард Шоу родился 26 июля 1856 г. в Дублине. Учился в католической и протестантской дневных школах Дублина.

В 1871 г. окончив школу, он стал работать в компании, торгующей земельными участками. Через год занял должность кассира, но через четыре года, возненавидев работу, переехал в Лондон (1876): где жила мать, после развода с отцом. Занялся журналистикой и литературой.

С 1882 г. стал интересоваться социальными проблемами, а 1884 г. вступил в « Фабианское общество», созданное для распространения социалистических идей, которому посвятил 27 лет своей жизни, выступая с лекциями.

Бернард Шоу начинает писать о театре, публикуется в еженедельнике «Уорлд», «Пелл-Мелл газет», пишет музыкальные рецензии в «Стар», а с 1890 г. становится штатным музыкальным критиком в «London World».

Через 5 лет Шоу становится театральным критиком в лондонском журнале «Сетердей ревью».

В 1890 г. он читает лекцию на заседании « Фабианского общества», которую посвятил творчеству Ибсена, а через год пишет критическую статью «Квинтэссенция ибсенизма», которая стала манифестом новой драмы.

1892 г. написал первую пьесу «Дома вдовца». Выходят романы «Неразумный брак», «Любовь артиста».

На протяжении дальнейших шести лет Бернард Шоу пишет 9 полнометражных пьес и одну одноактную: «Сердцеед» (1893), «Профессия миссис Уоррен», «Оружие и человек» (1894), «Кандида» (1897), «Избранник судьбы» (1897), « Поживем-Увидим» (1899). Пьесы Шоу в постановке Джона Ведренна и Харли Гренвилл-Баркера 1904-1907 гг. были настолько популярными, что в эти года 701 спектакль был поставлен по его произведениям.

Во время Первой мировой войны Бернард Шоу активно занимается политикой, пишет большой очерк «Война с точки зрения здорового толка», в котором подвергает критике Англию и Германию, призывает к переговорам, подвергает критике слепой патриотизм.

В послевоенные времена издает пьесы «Дом, где разбиваются сердца», «Назад к Мафусаилу» (1922), «Святая Иоанна» (.1924).

В 1925 г. получил Нобелевскую премию.

В возрасте за 70 в 30-ых гг. Шоу много путешествует, (Индия, Южная Африка, Новая Зеландия, США, СССР).

Б. Шоу писал до глубокой старости. Последние пьесы, «Миллиарды Байанта» и «Вымышленные басни», он написал в 1948 и 1950 г.

Годы жизни: с 26.07.1856 по 02.11.1950

Выдающийся ирландский, английский писатель, прозаик, драматург, музыкальный и театральный критик, общественный деятель. Второй по популярности (после Шекспира) англоязычный драматург. Внес неоценимый вклад в английскую и мировую драматургию. Лауреат Нобелевской премии. Известен также своим остроумием и приверженностью социалистическим взглядам.

Джордж Бернард Шоу родился в Дублине. Отец Шоу, государственный служащий, решил заняться торговлей зерном. но прогорел и пристрастился к алкоголю. Мать писателя была певицей и музыкантом-любителем. Учился мальчик сначала дома, а затем – в католической и протестантской дневных школах, после чего в возрасте шестнадцати лет устроился работать клерком в агентство по продаже недвижимости, где проработал четыре года. В 1873 г. родители Шоу развелись и мать переехала в Лондон. Через три года к ним присоединился и Бернард, решивший стать литератором. Однако все его статьи возвращались редакциями, также не был опубликован ни один из пяти написанных Шоу романов. В это время писатель всецело зависел от скудного заработка матери, дававшей уроки музыки.В 1882 г. Шоу обращается к социальным проблемам и становится убежденным социалистом. В 1884 г. драматург вступил в «Фабианское общество», созданное для распространения социалистических идей. Шоу стал чрезвычайно активным участником общества, нередко выступая с лекциями по три раза в неделю. Тогда же Шоу познакомился с театральным критиком У. Арчером, по рекомендации которого Шоу стал сначала внештатным корреспондентом, а затем автором музыкальных и театральных рецензий (с 1886) в таких изданиях, как еженедельник «Уорлд» ("World"), «Пэлл-Мэлл газет» ("Pall Mall Gazette"), газете «Стар» ("Star"). Критические работы Шоу принесли ему популярность и финансовую независимость. В 1895 г. Шоу становится театральным критиком в лондонском журнале «Сэтердей ревью» ("Saturday Review"). Шоу все больше интересуется театром, пишет несколько работ о Г. Ибсене и Р. Вагнере, а в 1892 г. была поствлена первая пьеса Шоу «Дома вдовца» ("Widowers" Houses"). Пьеса не имела успеха и была снята после двух спектаклей. Также неоцененными оказались и несколько последующих пьес драматурга, режиссеры отказывались ставить их, а «Профессия миссис Уоррен» ("Mrs Warren"s Profession") была даже запрещена цензурой (в пьесе идет речь о проституции). Шоу издает свои работы на собственные средства. В 1898 г. Шоу вступил в брак с Шарлоттой Пейн Таунсенд, ирландской меценаткой и социалисткой, оказавшей ему немалую поддержку.Известность пришла к драматургу в 1904 г., когда его пьесы стали основой репертуара Лондонского «Ройял Корт тиэтр», где их ставили Д. Ведренн и Харли Гренвилл-Баркер, снявшие этот театр. За три сезона (1904-07) в «Ройял Корт тиэтр» прошли почти все из наиболее значительных пьес драматурга. Одновременно с признанием в адрес Шоу начинают звучать упреки в «недостаточной серьезности» и шутовстве, в частности в этом упрекал драматурга Л.Н. Толстой. Сам же Шоу пишет пьесы все более «серьезные», проникнутые философскими идеями и оттого все менее пользовавшиеся успехом у публики. В годы же Первой мировой войны антивоенные взгляды Шоу (которые он не стеснялся высказывать) послужили причиной резкого неприятия драматурга большей частью прессы и коллег. После своего очерка «Война с точки зрения здравого смысла», в котором драматург критикует и Англию, и Германию, призывает обе страны к переговорам, осмеивая слепой патриотизм, Шоу был исключен из Клуба драматургов.В 20-х годах XX века, произведения Шоу вновь становятся популярны. В это время была написана самая неоднозначная и сложная из пьес Шоу «Назад к Мафусаилу» ("Back to Methuselah", 1922), а также единственная трагедия в его репертуаре: «Святая Иоанна» ("Saint Joan", 1924), о Жанне Д’Арк. В 1926 г. Нобелевская премия по литературе за 1925 г. была присуждена Шоу «за творчество, отмеченное идеализмом и гуманизмом, за искрометную сатиру, которая часто сочетается с исключительной поэтической красотой». Будучи принципиальным противником всевозможных премий, Шоу отказался от денежной части Нобелевской премии, распорядившись учредить на эти деньги англо-шведский литературный фонд для переводчиков, в особенности переводчиков Стриндберга.В 1928 г. Шоу выпустил «Руководство для умной женщины по вопросам социализма и капитализма» ("The Intelligent Woman"s Guide to Socialism and Capitalism") – рассуждение на политические и экономические темы. А в 1931 г. драматург посетил СССР и встречался со Сталиным. Шоу на протяжении всей жизни оставался убежденным социалистом и всячески поддерживал СССР, считая его прообразом общества будущего. В 1943 г. умерла жена Шоу. После этого драматург переехал из Лондона в свой дом в Хертфордшире, где и провел в уединении остаток жизни. Скончался Шоу 2 ноября 1950 г. в возрасте 94 лет

Правильное произношение фамилии Shaw: «Шо», однако в русскоязычной традиции закрепилось произношение «Шоу».

Из 988 спектаклей, игравшихся в «Ройял Корт тиэтр» в 1904-1907 годы, 701 был поставлен по произведениям Шоу.

В ответ на услышанную фразу «Шоу – это клоун», В.И. Ленин сказал: «В буржуазном государстве он, может быть, и клоун для мещанства, но в революции его не приняли бы за клоуна»

Б. Шоу стал первым писателем, отказавшимся от Нобелевской премии.

Б. Шоу - единственный человек, удостоенный одновременно и Нобелевской премии по литературе и премии «Оскар».

Обладая превосходным чувством юмора и цепким умом, Шоу стал автором множества афоризмов .

Награды писателя

(1925)
Премия «Оскар» за лучший сценарий (1938)

Библиография

Цикл «Пьесы неприятные»
Дома вдовца (1885-1892)
Сердцеед (1893)
Профессия миссис Уоррен (1893-1894)

Цикл «Пьесы приятные»
Оружие и человек (1894)
Кандида (1894-1895)
Избранник судьбы (1895)
Поживем - увидим (1895-1896)

Цикл «Три пьесы для пуритан»
Ученик дьявола (1896-1897)
(1898)
Обращение капитана Брасбаунда (1899)

Великолепный Бэшвил, или невознагражденное постоянство» (1901)
Человек и сверхчеловек (1901-1903)
Другой остров Джона Булля (1904)
Как он лгал ее мужу (1904)
Майор Барбара (1906)
Врач перед дилеммой (1906)
Интерлюдия в театре (1907)
Вступление в брак (1908)
Разоблачение Бланко Поснета (1909)

Цикл «Дурачества и безделки»
Страсть, яд, окаменение, или роковой газоген (1905)
Газетные вырезки (1909)
Очаровательный найденыш (1909)
Немного реальности (1909)

Количество постановок пьес Шоу не поддается исчислению. Список экранизаций произведений драматурга на сайте Кинопоиск включает 62 кино- и телефильма.
Наиболее известными экранизациями являются:
Пигмалион (1938, Великобритания) реж. Э. Эсквит, Л. Ховард. Б. Шоу стал автором сценария и получил за него премию «Оскар».
Моя прекрасная леди (1964, США) реж. Дж. Кьюкор. Экранизация пьесы «Пигмалион». Фильм получил 8 премий «Оскар», в т. ч. главную премию «Лучший фильм».

Отечественные экранизации:
Как он лгал её мужу (1956) реж. Т. Березанцева
Пигмалион (1957) реж. С. Алексеев
Галатея (1977) реж. А. Белинский. Фильм-балет по пьесе «Пигмалион».
Скорбное бесчувствие (1986) реж. А. Сокуров. Фильм-фантазия по мотивам пьесы «Дом, где разбиваются сердца»

Джордж Бернард Шоу родился 26 июня 1856 г. в Дублине, в семье торговца зерном. Детство Бернарда было очень тяжелым. Юноша вынужден был зарабатывать на жизнь в раннем возрасте. Когда ему исполнилось 20 лет, он переехал из Ирландии в Лондон. Здесь Бернард примкнул к «Фабианскому обществу», которое трактовало идеи умеренного социализма.

Однако литературная деятельность давно уже привлекала его. В 1879 г. был создан роман «Незрелость». В журнале «Тудэй» были опубликованы следующие романы: «Социалист-одиночка» (1884 г.), «Профессия Кэшеля Байрона» (1885 – 1886 гг.).

Бернард Шоу. Фото 1911

Чуть позже увидели свет романы «Неразумные связи (1887 г.), «Любовь артиста» (1888 г.). В начале девяностых Шоу стал писать пьесы. В 1892 г. была создана пьеса «Дома вдовца». После этого Шоу стал профессиональным драматургом. Пьеса «Профессия миссис Уоррен» (1894 г.) вызвала недовольство общества, т. к. в ней шла речь о бывшей проститутке.

Огромный успех имела пьеса «Ученик дьявола» (1897 г.). В этом же году Шоу стал государственным советником.

В 1898 г. драматург он женился на Шарлоте Пейн-Таузенд. Невеста была из очень богатой семьи, но так же как и Шоу, являлась членом «Фабианского общества». Поэтому она стала не только верной супругой, но и преданной помощницей.

Гении и злодеи. Бернард Шоу

На сцене королевского театра в 1904 – 1907 гг. были поставлены некоторые из пьес Шоу. Среди этих пьес – «Человек и сверхчеловек» (1905 г.), «Майор Барбара» (1905 г.), «Цезарь и Клеопатра » (1907 г.). После этого Шоу стал мировой знаменитостью.

В 1912 г. Шоу создал одно из своих знаменательных произведений – «Пигмалион». Во время Первой Мировой войны Шоу писал пьесы о том, что происходило в обществе. Они были впоследствии опубликованы в сборнике «Пьески о войне» (1919 г.). В 1919 г. была создана пьеса «Дом, где разбиваются сердца». В 1923 г. – пьеса «Святая Иоанна». Как считают многие критики, это произведение стало вершиной драматургической деятельности Шоу.

В 1925 г. Шоу был удостоен Нобелевской премии «за творчество, отмеченное идеализмом и гуманизмом, за искрометную сатиру, которая часто сочетается с исключительной поэтической красотой».

Саму премию Шоу потратил на то, чтобы учредить англо-шведский литературный фонд для переводчиков.

В 1931 г. драматург посетил СССР. Левый интеллигент, он пришел в восторг от Советской страны, до конца жизни восхищался советским строем и достижениями .

К позднему творчеству Шоу относятся произведения: «Миллиарды Бойанта» (1947 г.), «Замысловатые басни» (1948 г.), «Шекс против Шэпа» (1949 г.). Неоконченной осталась поэтическая пьеса «Почему она отказывалась».

На границе XIX-XX веков в мировой литературе начали появляться принципиально новые типажи и сюжеты. Основным отличием литературы нового века стало то, что главными героями теперь были не люди, а идеи, они же и активные участники действа. Первыми авторами, которые начали писать «драмы идей», были Г. Ибсен, А. Чехов и, конечно же, Б. Шоу. Основываясь на опыте своих литературных отцов, Шоу смог поучаствовать в создании совершенно новой драматургической системы.

Биографическая справка

Джордж Бернард Шоу, всемирно известный драматург, родился 26 июля 1856 года в столице Ирландии - Дублине. Уже в детстве он открыто показывал свое недовольство традиционной системой образования, которую всячески отвергал и старался как можно больше времени посвящать чтению. В возрасте пятнадцати лет, т. е. в 1871 году, он стал работать клерком, а в 1876-м отправился в Англию, хотя его сердце всегда принадлежало Ирландии. Здесь особенно проявлялись политическое и что помогло юному автору закалить характер и в дальнейшем отобразить все волновавшие его конфликты в творчестве.

В конце 70-х годов Б. Шоу окончательно определился со своим будущим и выбрал литературу в качестве профессии. В 80-х он начинает работать музыкальным критиком, литературным рецензентом и театральным обозревателем. Яркие и оригинальные статьи тут же вызывают интерес у читателей.

Пробы пера

Первые произведения автора - это романы, в которых он старается выработать свой специфический метод со множеством парадоксов и ярких сцен. Уже в это время в произведениях Бернарда Шоу, которые, скорее, являются первыми литературными набросками, есть живой язык, интересные диалоги, запоминающиеся персонажи, все то, что так необходимо, чтобы стать выдающимся автором.

В 1885 году Бернард Шоу, пьесы которого становились все более профессиональными, начал работу над произведением «Дом вдовца», которое положило начало новой драме в Англии.

Социальные взгляды

Важную роль в становлении Шоу как автора сыграли его политические и социальные взгляды. В 80-е годы он являлся членом Фабианского сообщества. Идеи, которые пропагандирует эта ассоциация, просто понять, если узнать, откуда произошло ее название. Сообщество названо в честь римского полководца Фабия Кунктатора, который смог одержать победу над жестоким карфагенским правителем Ганнибалом именно потому, что сумел выждать и выбрать подходящий момент. Этой же тактике следовали и фабианцы, которые тоже предпочитали выжидать, пока появится возможность раздавить капитализм.

Бернард Шоу, произведения которого преследуют цель открыть читателю новые проблемы современности, был ярым приверженцем изменений в обществе. Он хотел изменить не только закоренелые устои капитализма, но и провести тотальные инновации в драматическом искусстве.

Бернард Шоу и Ибсен

Невозможно отрицать тот факт, что Шоу являлся самым верным поклонником таланта Ибсена. Он полностью поддерживал взгляды норвежского драматурга на необходимые изменения в современной литературе. Кроме того, Шоу занимался активной пропагандой идей своего кумира. В 1891 году он стал автором книги «Квинтэссенция ибсенизма», в которой он демонстрирует свою ненависть к буржуазной лжеморали и стремление к разрушению фальшивых идеалов.

По мнению Шоу, новаторство Ибсена проявляется в создании острых конфликтов и наличии разумных, тонких дискуссий. Именно благодаря Ибсену, Чехову и Шоу дискуссия стала неотъемлемой частью новой драматургии.

«Профессия миссис Уоррен»

Одна из самых популярных пьес автора является злой сатирой на викторианскую Англию. Так же как и Ибсен, Бернард Шоу показывает глубокое несоответствие между видимостью и реальностью, внешней респектабельностью и внутренней ничтожностью своих героев.

Главная героиня пьесы - девушка легкого поведения, которая смогла накопить серьезный капитал при помощи своего ремесла. Пытаясь оправдаться перед своей дочерью, которая понятия не имеет об источнике семейного дохода, миссис Уоррен рассказывает о полнейшей нищете, в которой ей приходилось жить ранее, утверждая, что именно это подтолкнуло ее к такому образу жизни. Кому-то такой род деятельности может прийтись не по вкусу, но Бернард Шоу объясняет читателю, что миссис Уоррен стала жертвой несправедливого устройства социума. Автор не осуждает свою героиню, ведь она просто пошла на поводу у общества, которое гласит, что все пути наживы хороши.

Ретроспективно-аналитическая композиция, которую Шоу позаимствовал у Ибсена, здесь реализуется по самой своей стандартной схеме: правда, касающаяся жизни миссис Уоррен, открывается постепенно. В финале пьесы решающей является дискуссия между главной героиней и ее дочерью, образ которой стал первой попыткой автора изобразить положительного героя.

Пьесы для пуритан

Все свои пьесы автор разделил на три категории: приятные, неприятные и для пуритан. В неприятных пьесах автор стремился изобразить ужасные проявления социального строя Англии. Приятные, напротив, должны были развлечь читателя. Пьесы для пуритан же нацелены на изобличение отношения автора к официальной лжеморали.

Высказывания Бернарда Шоу по поводу его пьес для пуритан сформулированы в предисловии к сборнику, вышедшему в 1901 году. Автор утверждает, что он не ханжа и не боится изображать чувства, но против сведения всех событий и действий героев к любовным мотивам. Если руководствоваться таким принципом, утверждает драматург, то никто не сможет быть храбрым, добрым или великодушным, если он не влюблен.

«Дом, где разбиваются сердца»

Пьеса «Дом, где разбиваются сердца», написанная в конце Первой мировой войны, ознаменовала новый период в творческом развитии Шоу. Ответственность за критическое положение современной морали автор возложил на английскую интеллигенцию. Для подтверждения этой мысли в конце пьесы появляется символичный образ корабля, сбившегося с курса, который плывет в неизвестность с капитаном, ушедшим со своего капитанского мостика и покинувшим свою команду в безразличном ожидании катастрофы.

В этой пьесе Бернард Шоу, краткая биография которого показывает его стремление к модернизации литературной системы, облачает реализм в новые одежды и придает ему другие, неповторимые черты. Автор обращается к фантастике, символике, политическому гротеску и философской аллегории. В дальнейшем гротескные ситуации и персонажи, отображающие фантастичность художественных типажей и образов, стали неотъемлемой частью его драматургии, а особенно ярко они проявляются в Они служат тому, чтобы открыть современному читателю глаза на истинное положение вещей при нынешней политической обстановке.

В подзаголовке автор именует свою пьесу «фантазией в русском стиле на английские темы», указывая, что образцом для него служили пьесы Л. Толстого и А. Чехова. Бернард Шоу, книги которого нацелены на изобличение внутренней нечистоты героев, по-чеховски исследует души и разбитые сердца действующих лиц своего романа, которые бездумно растрачивают культурное наследие нации.

«Тележка с яблоками»

В одной из своих самых популярных пьес - «Тележка с яблоками» - драматург рассказывает об особенностях общественно-политического положения Англии первой трети XX века. Центральная тема пьесы - дискуссия о политической знати, короле Магнусе и кабинете министров. Министры, которые были избраны народом, т. е. демократическим способом, требуют установления конституционного типа правления государством, в то время как король настаивает на том, чтобы вся власть в государстве принадлежала исключительно правительству. Сатиричная дискуссия с элементами пародии позволяет автору отобразить свое истинное отношении к институту государственной власти и объяснить, кто управляет страной на самом деле.

Бернард Шоу, биография которого отображает все его презрительное отношение к любой тиранической власти, стремится отобразить истинную подоплеку государственного конфликта не только в противоборстве самодержавия и квазидеморкатии, но и в «плутократии». По словам автора, под понятием «плутократия» он подразумевает явление, которое прикрываясь защитой демократии, уничтожило королевскую власть и саму демократию. Произошло это, конечно, не без помощи власть имущих, утверждает Бернард Шоу. Цитаты из произведения могут только подкрепить это мнение. Например: «Король - созданный кучкой плутов, чтобы удобнее было руководить страной, используя короля, как марионетку», - утверждает Магнус.

«Пигмалион»

Среди произведений Шоу довоенных лет ярко выделяется комедия «Пигмалион». При написании этой пьесы автор был вдохновлен античным мифом. В нем идет речь о скульпторе по имени Пигмалион, который влюбился в созданное им самим изваяние и попросил оживить это творение, после чего прекрасная ожившая статуя стала женой своего творца.

Шоу написал современную версию мифа, в которой главные герои уже не мифичны, это простые люди, но мотив остается одним и тем же: автор шлифует свое творение. В роли Пигмалона здесь выступает профессор Хиггинс, который старается сделать леди из простушки Элизы, но в результате сам, очарованный ее естественностью, меняется к лучшему. Именно здесь встает вопрос о том, кто из двух героев является автором, а кто творением, хотя главным созидателем, конечно, стал сам Бернард Шоу.

Биография Элизы вполне типична для представительниц того времени, а преуспевший профессор фонетики Хиггинс хочет, чтобы она забыла о том, что окружало ее ранее, и стала светской дамой. В результате «скульптору» это удалось. Чудесным превращением главной героини Шоу хотел показать, что, по сути, не существует различия между разными социальными группами. В любом человеке может быть заложен потенциал, проблема состоит только в том, что у бедной прослойки населения нет возможности его реализовать.

Заключение

Бернард Шоу, цитаты из произведений которого известны каждому образованному человеку, в течение долго времени не мог добиться признания и оставался в тени, поскольку издатели отказывались печатать его творения. Но, несмотря на все преграды, ему удалось добиться своего и стать одним из самых популярных драматургов всех времен. Стремление, которое рано или поздно будет реализовано, если не сворачивать с правильного пути, стало лейтмотивом творчества великого английского драматурга, оно позволило ему не только создать непревзойденные творения, но и стать классиком драматургии.

ШОУ, ДЖОРДЖ БЕРНАРД (Shaw, George Bernard) (1856–1950), ирландский драматург, философ и прозаик, выдающийся критик своего времени и самый прославленный – после Шекспира – драматург, писавший на английском языке. Родился 26 июля 1856 в Дублине. Его отец, потерпев крах в бизнесе, пристрастился к алкоголю; мать, разочаровавшись в супружестве, увлеклась пением. Шоу ничему не научился в школах, которые посещал, но многое почерпнул из книг Ч.Диккенса , У.Шекспира, Д.Беньяна , Библии , арабских сказок Тысяча и одна ночь , а также слушая оперы и оратории, в которых пела мать, и созерцая картины в Ирландской национальной галерее.

В пятнадцатилетнем возрасте Шоу устроился клерком в фирму по продаже земельных участков. Спустя год он стал кассиром и занимал эту должность в течении четырех лет. Не в силах превозмочь отвращение к такой работе, он в двадцатилетнем возрасте уехал в Лондон к матери, которая после развода с мужем зарабатывала на жизнь уроками пения.

Шоу уже в молодости решил зарабатывать на жизнь литературным трудом, и хотя рассылаемые статьи возвращались к нему с удручающей регулярностью, он продолжал осаждать редакции. Только одну его статью приняли к печати, заплатив автору пятнадцать шиллингов, – и это было все, что Шоу заработал пером за девять лет. За эти годы он написал пять романов, которые отвергли все английские издательства.

В 1884 Шоу вступил в Фабианское общество и вскоре стал одним из самых блестящих его ораторов. Одновременно он совершенствовал свое образование в читальном зале Британского музея, где познакомился с писателем У.Арчером (1856–1924), который приобщил его к журналистике. Поработав какое-то время внештатным корреспондентом, Шоу получил место музыкального критика в одной из вечерних газет. После шести лет, отданных музыкальному рецензированию, Шоу в течение трех с половиной лет работал театральным критиком в «Сатердей ривью». За это время он выпустил книги об Х.Ибсене и Р.Вагнере . Он писал также пьесы (сборник Пьесы приятные и неприятные Plays: Pleasant and Unpleasant , 1898). Одна из них, Профессия миссис Уоррен (Mrs. Warren"s Profession , впервые поставлена в 1902), была запрещена цензурой; другая, Поживем – увидим (You Never Can Tell , 1895) после нескольких репетиций была отклонена; третью, Оружие и человек (Arms and the Man , 1894), вообще никто не понял. Помимо названных в сборник вошли пьесы Кандида (Candida , 1895), Избранник судьбы (The Man of Destiny , 1897), Домá вдовца (Widower"s Houses , 1892) и Сердцеед (The Philanderer , 1893). Поставленный в Америке Р.Мансфилдом Ученик дьявола (The Devil"s Disciple , 1897) – первая пьеса Шоу, имевшая кассовый успех.

Шоу писал пьесы, рецензии, выступал как уличный оратор, пропагандируя социалистические идеи, и, кроме того, был членом муниципального совета округа Сент-Панкрас, где он жил. Такие перегрузки привели к резкому ухудшению здоровья, и если бы не забота и уход Шарлотты Пейн-Таунзенд, на которой он женился в 1898, дело могло бы кончиться плохо. Во время затянувшейся болезни Шоу написал пьесы Цезаря и Клеопатру (Caesar and Cleopatra , 1899) и (Captain Brassbound"s Conversion , 1900), которое сам писатель называл «религиозным трактатом». В 1901 Ученик дьявола , Цезарь и Клеопатра и Обращение капитана Брасбаунда были опубликованы в сборнике Три пьесы для пуритан (Three Plays for Puritans ). В Цезаре и Клеопатре – первой пьесе Шоу, где действуют реальные исторические личности, – традиционное представление о герое и героине изменено до неузнаваемости.

Не преуспев на стезе коммерческого театра, Шоу решил сделать драму проводником своей философии, опубликовав в 1903 пьесу Человек и сверхчеловек (Man and Superman ). Однако уже в следующем году пришел его час. Молодой актер Х.Грэнвил-Баркер (1877–1946) вместе с предпринимателем Дж.Э.Ведренном принял руководство лондонским театром «Корт» и открыл сезон, успех которого обеспечили старые и новые пьесы Шоу – Кандида , Поживем – увидим , Другой остров Джона Булля (John Bull"s Other Island , 1904), Человек и сверхчеловек , Майор Барбара (Major Barbara , 1905) и Врач перед дилеммой (The Doctor"s Dilemma , 1906).

Теперь Шоу решил писать пьесы, целиком лишенные действия. Первая из этих пьес-дискуссий, Женитьба (Getting Married , 1908), имела некоторый успех среди интеллектуалов, вторая, Мезальянс (Misalliance , 1910), оказалась трудноватой и для них. Сдавшись, Шоу написал откровенно кассовую безделицу – Первую пьесу Фанни (Fanny"s First Play , 1911), которая в течение почти двух лет шла на сцене небольшого театра. Затем, словно отыгрываясь за эту уступку вкусу толпы, Шоу создал подлинный шедевр – Андрокла и льва (Androcles and the Lion , 1913), за которым последовала пьеса Пигмалион (Pygmalion , 1914), поставленная Г.Бирбомом-Три в «Театре Его Величества» с Патрик Кэмпбелл в роли Элизы Дулиттл.

Во время Первой мировой войны Шоу был исключительно непопулярной фигурой. Пресса, публика, коллеги осыпали его оскорблениями, а он между тем невозмутимо закончил пьесу Дом, где разбиваются сердца (Heartbreak House , 1921) и готовил свой завет человеческому роду – Назад, к Мафусаилу (Back to Methuselah , 1923), где облек в драматургическую форму свои эволюционистские идеи. В 1924 слава возвратилась к писателю, он обрел мировое признание драмой Святая Иоанна (Saint Joan ). В глазах Шоу Жанна д"Арк – провозвестница протестантизма и национализма, и потому вполне закономерен приговор, вынесенный ей средневековой церковью и феодальной системой. В 1925 Шоу была присуждена Нобелевская премия по литературе, от получения которой он отказался.

Последней пьесой, принесшей Шоу успех, стала Тележка с яблоками (The Apple Cart , 1929), открывшая Малвернский фестиваль в честь драматурга.

В годы, когда большинству людей было не до путешествий, Шоу посетил США, СССР, Южную Африку, Индию, Новую Зеландию. В Москве, куда Шоу прибыл с леди Астор, он беседовал со Сталиным. Когда к власти пришла лейбористская партия, для которой драматург сделал так много, ему предложили дворянство и титул пэра, но он от всего отказывался. В возрасте девяноста лет писатель все же согласился стать почетным гражданином Дублина и лондонского округа Сент-Панкрас, где он жил в молодые годы.

Жена Шоу скончалась в 1943. Оставшиеся годы писатель провел в уединении в Эйот-Сент-Лоренсе (графство Хертфордшир), где в возрасте девяноста двух лет закончил свою последнюю пьесу Миллиарды Байанта (Buoyant Billions , 1949). До конца дней писатель сохранял ясность ума. Умер Шоу в Эйот-Сент-Лоренсе 2 ноября 1950.