Художественная литература начала 20 века. Научные и критические работы

Русская литература XX века прошла несколько периодов своего развития, каждый из которых отмечен своеобразием общественно политических условий и эстетических направлений.

В периодизации литературы XX века учитываются эстетические, внутрилитературные и общественно-идеологические факторы. Рамки нового периода развития русской литературы XX века определяются началом века до 1916 г. 1917 г. – это не только год революции, перевернувшей все сферы действительности. К этому году дошли до своего завершения художественные процессы, начавшиеся еще на рубеже веков.

Второй период – 1917 – начало 1930-х годов характеризуется разделением русской литературы на два потока – литературу эмиграции и метрополии, развивающихся в условиях социально-политического и географического размежевания. В это время в русской литературе существовала относительная свобода, которая выразилась в многообразии течений, школ, направлений, литературных группировок. Развивались возникшие до революции течения, появлялись новые, рождённые практикой социального переустройства. Одновременно существовали критический и социалистический реализм, модернистские течения, в поэтику произведений вторгался романтизм. К концу 1920-х годов усиливается идеологический нажим на писателей, стремление унифицировать литературу, сделать её проводником идеологии пролетариата.

Третий период – 1930-е – первая половина 1950-х годов – отмечен утверждение административно-командного метода руководства в государственной жизни, а в искусстве господством социалистического реализма с его нормативными требованиями как главного метода советской литературы. Литература разделяется на официальную (в русле соцреализма) и нонконформистскую (не вписывающуюся в рамки социалистического реализма).

Вторая половина 1950-х – первая половина 1980-х годов – новый этап , связанный с начавшимся кризисом политической системы (то «оттепель», то «застой»). В это время литературная практика ломает каноны соцреализма, выходит за его рамки. Происходит поворот к новым темам и проблемам, углубление психологизма, повышение внимания к нравственному миру человека.

Новейший период литературного развития, начавшийся с 1986 г. (начало политико-государственной перестройки), принёс возвращение произведений русского зарубежья, прежде не опубликованной отечественной литературы. Раскрепощение литературы вылилось в многообразии течений, направлений, индивидуальностей. В конце XX века наблюдается некоторое типологическое сходство в развитии литературы с концом XIX – началом XX веков.

Если в этой статье Вы не нашли ответа на интересующий вопрос, наши онлайн репетиторы всегда к Вашим услугам. Они объяснят непонятный материал и помогут выполнить любое задание в предельно короткие сроки. Что нужно для того, чтобы воспользоваться помощью онлайн преподавателей? Выбирайте наиболее удобный для Вас и подключайтесь прямо сейчас!

blog.сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Литература Серебряного века является достойной продолжательницей века Золотого, его классических направлений и традиций. Она также открывает множество новых литературных течений, художественных приемов, но самое главное – она дала возможность талантливым писателям и поэтам показать свои возможности, проявить свой дар. Смена одной эпохи другой предполагает не только наследование прежних достижений, но и в некоторой степени отрицание старого, его переосмысление. XX порождает абсолютно новые литературные направления, к которым, в частности, относятся: авангардизм, социалистический реализм и модернизм. Прежние художественные системы – как-то реализм и романтизм - все также оставались популярными и востребованными среди читателей.

На развитие литературы XX столетия значительное влияние оказала политическая ситуация в стране, сложившаяся культура, а также различные философские направления – с одной стороны, это были идеи русской религиозной философии, с другой – труды марксистской идеологии в тесной взаимосвязи с большевистской политикой.

Новое политическое устройство и заложенная в нем идея марксизма обусловила жесткую цензуру во всех сферах культурной жизни, в том числе и в литературе. В этой связи она перестает быть единым целым и разделяется на несколько потоков: советская литература, эмигрантская, запрещенная. Читатель того времени не мог и вообразить всех масштабов национальной литературы, направления которой были полностью изолированы друг от друга. К счастью, на сегодняшний день появилась возможность ознакомиться и досконально изучить все богатство и великое разнообразие русской литературы XX столетия.

В процессе становления и развития литературы Серебряного века принято выделять следующие четыре периода:

  1. конец XIX в. – начало XX в.
  2. 20-30-ые годы XX века
  3. 1940-ые гг. – середина 1950-х гг.
  4. середина 50-ых гг. – 1990-ые годы.

Одной из центральных тем литературных произведений того времени является тема Родины, судьбы России, оказавшейся на пересеченье эпох. Особый интерес возникает к проблеме природы человека, вопросу о национальной жизни и национальной характере. Решения данных проблем представляются писателями разных направлений по-разному. Реалисты придерживаются социальных аспектов, а также активно используют конкретно-исторический прием для изучения интересующего их предмета. Данного подхода придерживались такие известные деятели как И.Бунин, А.Куприн, И.Шмелев и другие.

Писатели-модернисты решали проблему иначе – применяя для этого философские законы, элементы фантастики, тем самым отдаляясь как можно дальше от реалий простой жизни. Символисты в лице Ф. Сологуба и А.Белого также предлагали свои собственные ответы на поставленные в литературе XX века вопросы. Тем же были заняты и представители экспрессионизма в лице Л. Андреева и других известных авторов.

В молодом и бурлящем потоке художественных образов и гениальных идей писательской мысли рождается абсолютно новый герой «непрерывно расту­щий» человек, вынужденный бороться и побеждать в непрекращающейся войне с угнетающей и подавляющей его окружающей средой. Это и есть тот самый классический персонаж Максима Горького – герой социалистического реализма.

XX век ознаменовал собой пик восхождения социальной литературы, в которой чуть ли не каждый аспект социальной жизни имеет глубокий философский смысл и несет глобальный духовный характер.

Основными характерными чертами литературы Серебряного века являются следующие:

Обращение к вечным вопросам: рассуждения о смысле жизни, о месте каждого человека в социуме и всего человечества в целом; сущность национального характера; религия; отношения человека и природы.

Поиск и открытие новых художественных средств и приемов;

Возникновение новых литературных течений, далеких от реализма: модернизм, авангардизм;

Движение к максимальному сближению литературных родов, переосмысление классических видов жанра, придание им нового смысла и содержания.

  • Прыжки - доклад сообщение по физкультуре

    Прыжок можно назвать целым процессом, который протекает в следующем порядке: животное, используя силу своих нижних конечностей, отталкивается от земли, далее передвигается в воздухе на некоторое расстояниеЖизнь и творчество Даниил Гранина

    Даниил Александрович Гранин - известнейший советский писатель и киносценарист. Помимо творческой деятельности Гранин являлся общественный деятель, был награжден как Государственными наградами СССР

(Символ – от греч. Symbolon – условный знак)
  1. Центральное место отводится символу*
  2. Преобладает стремление к высшему идеалу
  3. Поэтический образ призван выражать суть какого-либо явления
  4. Характерно отражение мира в двух планах: реальном и мистическом
  5. Изысканность и музыкальность стиха
Основоположник Д. С. Мережковским, который в 1892 году выступил с лекцией «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы» (статья опубликована в 1893 г.) Символистов делят на старших ((В. Брюсов, К. Бальмонт, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, Ф. Сологуб дебютировали в 1890-е) и младших (А. Блок, А. Белый, Вяч. Иванов и др дебютировали в 1900-е г.)
  • Акмеизм

    (От греческого «акме» - острие, высшая точка). Литературное течение акмеизма возникло в начале 1910-х годов и генетически было связано с символизмом. (Н. Гумилев, А. Ахматова, С. Городецкий, О. Мандельштам, М. Зенкевич и В. Нарбут.) Влияние на формирование оказала статья М. Кузмина «О прекрасной ясности», напечатанную в 1910 году. В программной статье 1913 г. «Наследие акмеизма и символизм» Н. Гумилев называл символизм «достойным отцом», но подчеркивал при этом, что новое поколение выработало «мужественно твердый и ясный взгляд на жизнь»
    1. Ориентация на классическую поэзию XIX века
    2. Принятие земного мира в его многообразии, зримой конкретности
    3. Предметность и чёткость образов, отточенность деталей
    4. В ритмике акмеисты использовали дольник (Дольник – нарушение традиционного
    5. регулярного чередования ударных и безударных слогов. Строки совпадают по количеству ударений, но ударные и безударные слоги свободно располагаются в строке.), что сближало стихотворение с живой разговорной речью
  • Футуризм

    Футуризм – от лат. futurum , будущее. Генетически литературный футуризм теснейшим образом связан с авангардными группировками художников 1910-х годов - прежде всего с группами «Бубновый валет», «Ослиный хвост», «Союз молодежи». В 1909 г. в Италии поэт Ф. Маринетти опубликовал статью «Манифест футуризма». В 1912 г. манифест «Пощечина общественному вкусу» создали русский футуристы: В. Маяковский, А. Крученых, В. Хлебников: «Пушкин непонятнее иероглифов». Распадаться футуризм стал уже в 1915-1916-е годы.
    1. Бунтарство, анархичность мировоззрения
    2. Отрицание культурных традиций
    3. Эксперименты в области ритма и рифмы, фигурное расположение строф и строчек
    4. Активное словотворчество
  • Имажинизм

    От лат. imagо - образ Литературное течение в русской поэзии XX века, представители которого заявляли, что цель творчества состоит в создании образа. Основное выразительное средство имажинистов - метафора, часто метафорические цепи, сопоставляющие различные элементы двух образов - прямого и переносного. Имажинизм возник в 1918 году, когда в Москве был основан «Орден имажинистов». Создателями «Ордена» стали Анатолий Мариенгоф, Вадим Шершеневич и входивший ранее в группу новокрестьянских поэтов Сергей Есенин
  • В мировой литературе, именно русская литература в целом занимает значимое место. Если рассуждать о русской литературе 20 века, то именно начало столетия знаменуется как серебряный век расцвета литературы на Руси. В этом периоде происходили самые сложные для России той эпохи, существенные противоречия. В этот момент стал постепенно оживать интерес к изучению религии, которая в свою очередь и оказывала основное влияние на столь стремительное развитие русской литературы. Начались проявляться всё новые талантливые люди. Практически всех литераторов той эпохи стали тревожить вопросы о сущности добра и зла, жизни и смерти, а также внутренней природы человека.

    Научные открытия, которые были сделаны в тот период, сильно пошатнули современные представления о жизни. НОВЫЕ ВЗГЯДЫ НА МИР, СТАЛИ ОПРЕДЕЛТЬ И НОВЫЕ ПОНИМАНИЯ РЕАЛЬНОСТИ 20 ВЕКА. Он весьма чувствительно отличался по сравнению с видением жизни их предшественников. Это всё стало первым и основным шагом к самому глубокому кризису в сознании. Практически в каждый сложный момент жизни, человек попросту нуждается в сильном всплеске эмоций, а тем боле, если человек творческой натуры. В эти года не каждый мог просто и свободно высказывать свои переживания. Могли это делать лишь писатели да и то на бумаге, ведь она всё может стерпеть. Литература внесла огромный вклад в происходящую переоценку жизненных ценностей.

    Влияние литературы 20 века на Руси довольно быстро распространялась за её пределы. Это довольно хорошо почувствовалось сразу же после окончания Октябрьской революции. Она сделала очевидным то, что русская литература 20 века оказывает поступательные влияния на сознание человека. Благодаря написанным произведениям в этом веке, за границей Руси все считали русского человека настоящим и храбрым бойцом с сильными духовными качествами самопознания. Просто гигантскими тиражами стали выходить произведения, которые написали классики русской литературы 20 века. Таким образом каждый день появлялось всё больше новых людей, которые их читали.

    В этот знаменательный период расцвета русской литературы, большинство писателей той эпохи были изгнаны из страны, а некоторые добровольно решили эмигрировать, но культурное общество России и её литературная жизни с тех пор не замирала ни на секунду. Стали появляться весьма талантливые молодые писатели, которые принимали участие в Гражданской войне.

    Нельзя обойти стороной творчество гениальных писателей как Есенин, Маяковский, Толстой, Платонов, а также десятки многих других писателей, чьи произведения и по сей день остаются мировой классикой и примером для подражания начинающих поэтов и писателей. Во времена Великой Отечественной Войны, в литературе всё больше стало появляться патриотизма, который взывал к народу. В них довольно ярко описывались сцены сражения русского народа с фашистскими захватчиками и оккупантами.

    Русская литература XX века (первая половина)

    СПИСОК ПРОИЗВЕДЕНИЙ,
    ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ДЛЯ ТЕКСТУАЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

    Аверченко А.Т . Рассказы из сборников «Веселые устрицы», «Круги по воде», «Сорные травы».

    Андреев Л.Н. Баргамот и Гараська. Ангелочек. Петька на даче. Жили-были. Кусака. Жизнь Василия Фивейского. Красный смех. Иуда Искариот. Рассказ о семи повешенных. К звездам. Жизнь человека. Анатэма.

    Анненский И.Ф . Кипарисовый ларец. Книга отражений.

    Арбузов А.Н. Таня.

    Ахматова А.А . Стихотворения из сборников «Вечер», «Четки», «Белая стая». Лирика 20-60-х гг. Реквием. Поэма без героя.

    Бабель И.Э . Конармия. Одесские рассказы.

    Бальмонт К.Д . Стихотворения.

    Багрицкий Э.Г . Дума про Опанаса. Разговор с комсомольцем Н. Дементьевым. Последняя ночь. Человек предместья. Смерть пионерки.

    Бажов П.П . Малахитовая шкатулка.

    Бедный Демьян . Стихотворения. Басни.

    Белый Андрей. Стихотворения и поэмы. Петербург. Серебряный голубь. Между двух революций.

    Белых Г., Пантелеев Л. Республика Шкид.

    Беляев А.Р. Человек-амфибия. Голова профессора Доуэля.

    Блок А.А . Стихи о Прекрасной даме. Балаганчик. Король на площади. Незнакомка. Песня Судьбы. Роза и крест. Возмездие. Соловьиный сад. Двенадцать. Скифы. Интеллигенция и Революция. Крушение гуманизма. Владимир Соловьев и наши дни.

    Брюсов В.Я. Стихотворения. Огненный ангел.

    Булгаков М.А . Белая гвардия. Дни Турбиных. Дьяволиада. Роковые яйца. Собачье сердце. Бег. Кабала святош (Мольер). Театральный роман. Мастер и Маргарита.

    Бунин И.А . Листопад. Антоновские яблоки. Деревня. Суходол. Господин из Сан-Франциско. Братья. Цикл «Темные аллеи». Окаянные дни.

    Вагинов К.К. Козлиная песнь.

    Васильев П.Н . Лирика. Стихи в честь Натальи. Песня о гибели казачьего войска.

    Вересаев В.В. Без дороги. Записки врача.

    Веселый Артем . Россия, кровью умытая.

    Вишневский Вс.В . Оптимистическая трагедия.

    Волошин М.А . Демоны глухонемые. Стихотворения 1919-1929 гг. Владимирская Богоматерь.

    Гиппиус 3.Н . Стихотворения, литературно-критические статьи.

    Горький М . Макар Чудра. Старуха Изергиль. Челкаш. Супруги Орловы. Песня о Соколе. Двадцать шесть и одна. Фома Гордеев. Трое. Песня о Буревестнике. Мещане. На дне. Дети солнца. Враги. Исповедь. Городок Окуров. Детство. В людях. Мои университеты. Рассказы из сборника «По Руси» Последние. О том, как я учился писать. Беседы о ремесле. Несвоевременные мысли. Лев Толстой. Дело Артамоновых. Жизнь Клима Самгина. Егор Булычев и другие.

    Грин А.С. Алые паруса. Крысолов. Бегущая по волнам.

    Гумилев Н.С . Стихотворения.

    Есенин С.А . Лирика 1915-1925 гг. Певущий зов. Товарищ. Иорданская голубица. Инония. Небесный барабанщик. Пантократор. Кобыльи корабли. Сорокоуст. Пугачев. Страна негодяев. Персидские мотивы. Анна Снегина. Черный человек.

    Заболоцкий Н.А. Торжество земледелия. Стихотворения 20-30-х гг.

    Зазубрин В.Я. Щепка.

    Замятин Е.И . Островитяне. Мы. Я боюсь.

    Зощенко М.М . Рассказы. Сентиментальные повести. Возвращенная молодость. Голубая книга. Перед восходом солнца.

    Иванов Вс.Вяч . Бронепоезд 14 – 69.

    Иванов Вяч.И . Стихотворения и поэмы.

    Ильф И., Петров Е. Двенадцать стульев. Золотой теленок.

    Исаковский М.В . Лирика 30-х гг. и военных лет.

    Каверин В.А . Скандалист, или Вечера на Васильевском острове.

    Кедрин Д.Б. Стихотворения. Зодчие. Приданое.

    Кириллов В.Т . Мы. Матросы. Железный Мессия.

    Клычков С.А . Лирика. Чертухинский балакирь.

    Клюев Н.А . Стихотворения 10 – 30-х гг. Погорельщина.

    Кузмин М.А . Лирика. Александрийские песни. Форель разбивает лед.

    Куприн А.И . Молох. Олеся. Поединок. Гамбринус. Белый пудель. Изумруд. Суламифь. Гранатовый браслет.

    Лавренев Б.А. Сорок первый.

    Леонов Л.М. Вор. Половчанские сады.

    Луговской В.А. Стихотворения 30-х гг.

    Макаренко А.С . Педагогическая поэма. Флаги на башнях.

    Мандельштам О.Э . Лирика 10 – 30-х гг. Воронежские тетради.

    Маяковский В.В . Я сам (автобиография). Стихотворения. Мистерия-буфф. Владимир Маяковский. Облако в штанах. Война и мир. Человек. Про это. Хорошо! Во весь голос. Клоп. Баня.

    Мережковский Д.С . Христос и Антихрист.

    Неверов А. Ташкент – город хлебный.

    Новиков-Прибой А.С. Цусима.

    Олеша Ю.К . Зависть.

    Островский Н.А . Как закалялась сталь.

    Пастернак Б.Л. Лирика разных лет. Девятьсот пятый год. Высокая болезнь. Лейтенант Шмидт. Спекторский. Детство Люверс. Доктор Живаго.

    Паустовский К.Г. Кара-Бугаз. Колхида.

    Пильняк Б.А . Голый год. Повесть непогашенной луны.

    Платонов А.П . Епифанские шлюзы. Усомнившийся Макар. Котлован. Чевенгур. Ювенильное море. В прекрасном и яростном мире. Река Потудань. Фро. Джан.

    Погодин Н.Ф . Человек с ружьем.

    Пришвин М.М. Жень-шень. Журавлиная роща. Календарь природы.

    Ремизов А.М . Крестовые сестры. Пруд. Подстриженными глазами. Огонь вещей.

    Светлов М.А . Гренада.

    Северянин Игорь . Стихотворения.

    Серафимович А.С . Железный поток.

    Смеляков Я.В. Стихотворения из сборника «Работа и любовь».

    Соловьев Вл.С . Стихотворения.

    Сологуб Ф.К . Стихотворения. Мелкий бес. Творимая легенда.

    Тихонов Н.С . Стихотворения из сборников «Орда», «Брага».

    Толстой А.Н . Мишука Налымов. Приключения Растегина. Хромой барин. Детство Никиты. Хождение по мукам. Петр Первый. Рассказы Ивана Сударева.

    Тренев К.А. Любовь Яровая.

    Тынянов Ю.Н . Смерть Вазир-Мухтара. Кюхля. Подпоручик Киже. Пушкин.

    Тэффи. Рассказы из сборников «Юмористические рассказы», «Неживой зверь».

    Фадеев А.А . Разгром. Молодая гвардия.

    Федин К.А . Города и годы.

    Форш О.Д. Сумасшедший корабль.

    Фурманов Д.А . Чапаев.

    Хармс Даниил . Стихотворения.

    Хлебников Велимир . Стихотворения и поэмы 1917-1922 гг.

    Цветаева М.И . Лирика 20 – 30-х гг. Лебединый стан. Поэма горы. Поэма конца.

    Черный Саша. Стихотворения из сборников «Сатиры» и «Сатиры и лирика».

    Шварц Е.Л. Тень.

    Шолохов М.А. Донские рассказы. Тихий Дон. Поднятая целина. Судьба человека.

    Эрдман Н.Р. Мандат. Самоубийца.

    Минералова И.Г. Русская литература XX века. Поэтика символизма. М., 2004.

    Русская литература рубежа веков (1890 - начало 20-х гг.): В 2 кн. / Под ред. В.А. Келдыша. Кн.1. М., 2000. Кн. 2. М., 2001.

    Русская литература XX в.: В 2 тт. / Под ред. Л.П. Керменцова. Т. 1. 1920-1930-е гг. Т.2. 1940-1990-е гг. М., 2002.

    Литература русского зарубежья

    СПИСОК ПРОИЗВЕДЕНИЙ,

    ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ДЛЯ ТЕКСТУАЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

    Бунин И.А. Жизнь Арсеньева. Господин из Сан-Франциско.

    Куприн А.И. Купол Св. Исаакия Далматского. Юнкера.

    Шмелев И.С. Солнце мертвых. Богомолье. Лето Господне. Няня из Москвы.

    Ремизов А.М. Взвихренная Русь. В розовом блеске. Подстриженными глазами.

    Зайцев Б.К. Авдотья-смерть. Преподобный Сергий Радонежский. Путешествие Глеба. Голубая звезда.

    Гиппиус 3.Н. Сияния.

    Бальмонт К.Д. Дар земли. Мое – ей. Стихи о России.

    Иванов В.И. Римские сонеты.

    Адамович Г.В. На западе.

    Оцуп Н.А. Град.

    Ходасевич В.Ф. Путем зерна. Тяжелая лира. Критические статьи.

    Берберова Н.Я . Биянкурские праздники.

    Иванов Г.В. Розы. Отплытие на остров Цитеру. Распад атома.

    Цветаева М.И . Стихи из книг «Лебединый стан», «Ремесло», «После России». Крысолов. Поэма горы. Поэма конца.

    Осоргин М.А. Сивцев Вражек. Свидетель истории. Времена.

    Газданов Г . Вечер у Клэр. Призрак Александра Вольфа. Ночные дороги. Эвелина и ее друзья.

    Алданов М.Л. Св. Елена – маленький остров. Бельведерский торс.

    Набоков В.В. Машенька. Защита Лужина. Приглашение на казнь. Дар. Лолита. Весна в Фиальте. Пнин.

    Поплавский Б.Ю. Домой с небес. Флаги. Снежный час. Дирижабль неизвестного направления.

    Аверченко А. Дюжина ножей в спину революции. Рассказы.

    Черный С. Стихи. Кому в эмиграции жить хорошо. Солдатские сказки.

    Тэффи Н. Рассказы.

    Несмелов А. Стихи о Харбине. Пять рукопожатий. Потомку.

    Перелешин В. Заблудившийся аргонавт. Три родины.

    Присманова А. Стихи.

    Головина А. Стихи.

    Дон Аминадо. Стихи.

    Ачаир А. Стихи.

    Божнев Б. Борьба за несуществование. Фонтан.

    Кленовский Д. Стихи.

    Моршен Н. Стихи.

    Синкевич В. Стихи.

    Анстей О. Стихи.

    Елагин И. По дороге оттуда.

    Нароков Н. Мнимые величины.

    Гингер А. Сердце. Стихи.

    Довлатов С. Наши. Чемодан. Заповедник. Иностранка.

    Соколов С. Школа для дураков. Между собакой и волком. Эссе.

    Бродский И. Нобелевская лекция. Письма римскому другу. Двадцать сонетов Марии Стюарт. Конец прекрасной эпохи. Меньше единицы.

    Бобышев Д.В. Стихи.

    Кублановский Ю. Стихи из книг «С последним солнцем», «Избранное».

    МЕМУАРНАЯ ЛИТЕРАТУРА

    Адамович Г.В. Одиночество и свобода.

    Анненков Ю.П. Дневник моих встреч.

    Берберова Н.Я . Курсив мой.

    Бунин И.А. Окаянные дни.

    Гиппиус 3.Н. Живые лица.

    Гуль Р.В. Я унес Россию: Апология русской эмиграции.

    Дон Аминадо. Поезд на третьем пути.

    Иванов Г.В. Петербургские зимы.

    Зайцев Б.К. Молодость – Россия.

    Набоков В.В. Другие берега.

    Одоевцева И.В. На берегах Невы. На берегах Сены.

    Седых А. Далекие, близкие.

    Степун Ф.А. Бывшее и несбывшееся.

    Терапиано Ю. Встречи: 1926–1971.

    Шаховская 3. В поисках Набокова. Отражения.

    Ходасевич В.Ф. Некрополь.

    Яновский B . C . Поля Елисейские: книга памяти.

    СПИСОК ТЕКСТОВ ДЛЯ ЗАУЧИВАНИЯ НАИЗУСТЬ

    Цветаева М. Рас-стояние: версты, мили…Чердачный дворец мой, дворцовый чердак! Тебе через сто лет.

    Ходасевич В. Жив Бог! Умен, а не заумен… Перед зеркалом. « Баллада (1921).

    Черный С. Весна в Шарлоттенбурге. На миг забыть – и вновь ты дома… Ночные ламентации.

    Божнев Б. Над городом несется смерч… Неблагодарность – самый черный грех… В четвертом этаже играют Баха.

    Присманова А. С ночных высот они не сводят глаз… Сияние (памяти Раисы Блох). Облако.

    Поплавский Б. Черная мадонна. Восхитительный вечер был полон улыбок и звуков… Детство Гамлета.

    Несмелов А. В. Сочельник. Тихвин. Нищие духом.

    Набоков В. Расстрел. К России (Отвяжись, я тебя умоляю…) Люби лишь то, что редкостно и мнимо… (из романа «Дар»).

    Бродский И. Рождественский романс. Письма римскому другу. Я входил вместо дикого зверя в клетку…

    Кублановский Ю. Ангел. Возвращение. Вчера мы встретились с тобой…

    УЧЕБНИКИ, УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ, ХРЕСТОМАТИИ

    Адамович Г. Одиночество и свобода. – М.: Республика, 1996.

    Агеносов В.В. Литература russkogo зарубежья. 1918–1996: Учебн. пособие. – М.: Терра: Спорт, 1998.

    Буслакова Т.П. Литература русского зарубежья: Курс лекций. – М.: Высш. шк., 2003.

    Глэд Д. Беседы в изгнании. Русское литературное зарубежье. – М.: Кн. палата, 1991.

    Журналистика русского зарубежья XIX–XX веков: Учебн. пособие / Под ред. Г.В. Жиркова. – СПб., 2003.

    Ильин И. О тьме и просветлении. Книга художественной критики: Бунин. Ремизов. Шмелев. – М.: Скифы, 1991.

    История русской литературы XX века: Учебн. пособие: в 4-х кн. / Под ред. Л.Ф. Алексеевой. – М.: Высш. шк., 2005. – Кн. 2: 1910–1930 годы. Русское зарубежье.

    Критика русского зарубежья: в 2 ч. / Сост., предисл., преамбулы, примеч. О.А. Коростелёва, Н.Г. Мельникова. – М.: Олимп: АСТ, 2002. – (Б-ка русской критики).

    Культурное наследие российской эмиграции. 1917–1940: В 2-х кн. – М.: Наследие, 1994.

    Ланин Б.А. Проза русской эмиграции: Третья волна: Пособие для преподавателей литературы. – М.: Новая школа, 1997.

    Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Современная русская литература: Учебн. пособие: в 3-х кн. – М.: Эдиториал УРСС, 2001.

    Литература русского зарубежья: 1920–1940. – Вып. 2. – М.: ИМЛИ –Наследие, 1999.

    Литература русского зарубежья (1920–1990): Учебн. пособие / Под. ред. А.И. Смирновой. – М.: Флинта; Наука, 2006.

    Михайлов О.Н. Литература русского зарубежья. От Мережковского до Бродского. – М., 2001.

    Поэты русской эмиграции: Учебн. пособие. – Псков, 1993. – Вып. 1.

    Плетнев Р. История русской литературы XX века. – Нью-Йорк, 1987.

    Раев М.И. Россия за рубежом. История культуры российской эмиграции, 1918–1939. – М., 1994.

    Русская литература в эмиграции / Под ред. Н.П. Полторацкого. – Питсбург, 1972.

    Русский Париж. – М.: Изд-во МГУ, 1998.

    Современное русское зарубежье. – М., 1998.

    Соколов А.Г. Судьбы русской литературной эмиграции 1920-х–40-х гг. – М., 1991.

    Спиридонова Л.А. Бессмертие смеха: Комическое в литературе русского зарубежья. – М., 1999.

    Струве Г.П. Русская литература в изгнании: опыт исторического обзора зарубежной литературы. – Париж, М., 1996.

    Струве Г.П. Семьдесят лет русской эмиграции. 1919–1989. – Париж, Файар, 1996.

    Толстой И.Н. Книжный угол // Толстой И.Н. Курсив эпохи. – СПб., 1993.

    Юдин В.А. Исторический роман русского зарубежья: Учебн. пособие. – Тверь, 1995.

    «Вернуться в Россию стихами…». 200 поэтов эмиграции: Антология / Сост., автор предисл., коммент. и биогр. сведений В. Крейд. – М. Республика, 1995.

    Литература русского зарубежья: Антология: В 6 томах. – М.: Книга, 1990– 1993.

    «Мы жили тогда на планете другой…». Антология поэзии русского зарубежья. 1920–1990. Кн. 1–4 / Сост. Е.В. Витковский. – М., 1995–1997.

    Третья волна. Антология русского зарубежья. – М., 1991.

    БИБЛИОГРАФИЧЕСКАЯ И СПРАВОЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

    Алексеев А.Д. Литература русского зарубежья. Книги 1917–1940. Материалы к библиографии /Отв. Ред. К.Д. Муратова. – СПб., 1993.

    Изучение литературы русского эмиграции за рубежом (1920–1990 гг.). Аннотированная библиография. – М., 2002.

    Изучение литературы русского эмиграции за рубежом в 1980-е годы. Аннотированный библиографический указатель (учебники, монографии, сборники). – М., 1995.

    Казак В. Лексикон русской литературы XX века. – М, 1996.

    Литературная энциклопедия Русского зарубежья. 1918–1940 / ИНИОН РАН; Под. ред. А.Н. Николюкина. Т. 1–3. – М., 1994–1997.

    Писатели русского зарубежья (1918-1940): Справочник: В 3-х частях. – М., 1993–1995.

    Русское зарубежье. Золотая книга эмиграции. Первая треть XX века: Энциклопедический биографический словарь. – М., 1997.

    Русское зарубежье. Хроника научной, культурной, общественной жизни. Франция. 1920–1940: В 4 т. / Под. ред. Л.А. Мнухина. – М., 1995–1997.

    Русские писатели XX века: Словарь: В 2 т. / Отв. ред. Н.А. Грознова. – М., 1998.

    Словарь поэтов русского зарубежья / Под ред. В. Крейда. – СПб., 1999.

    Словарь русских зарубежных писателей / Сост. В.Ф. Булгаков; Ред. Г. Ванечкова. – Нью-Йорк, 1993.

    Фостер Л. Библиография русской зарубежной литературы (1918–1968). Т. 1-2. – Бостон, 1970.

    НАУЧНЫЕ И КРИТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

    Азадовский К.М., Лавров В.В. 3.Г. Гиппиус. Сочинения. – СПб.: Худ. лит., 1991.

    Александров В.Е. Набоков и потусторонность. – СПб., 1999.

    Алексей Ремизов: Исследования и материалы. – СПб., 1994.

    Анастасьев Н. Феномен Набокова. – М., 1992.

    Ариель (Е. Витковский) «В день кончины моей»: Памяти Валерия Перелешина // Новый журнал. – 1993. – № 190-191.

    Белкина М. Скрещение судеб [О творчестве М. Цветаевой]. – М.: Книга, 1988.

    Битов А. Грусть всего человека [О творчестве С. Соколова] // Октябрь. – 1989. – № 3.

    Богомолов Н. Жизнь и поэзия В. Ходасевича. – Вопр. лит. – 1988. – № 3. – С. 23-61.

    Борисов Л. За круглым столом прошлого [О творчестве А. Аверченко]. – Л., 1971. – С. 123-129.

    Бочаров С. «Но все ж я прочное звено...» [О творчестве В. Ходасевича] // Новый мир. – 1990. – № 3. – С. 160-167.

    Бродский И. Послесловие // Кублановский Ю. С последним солнцем. – Paris, 1983.

    В.В. Набоков: pro et contra. Личность и творчество Набокова в оценке русских и зарубежных исследователей и мыслителей. – СПб., 1997.

    Возвращение Гайто Газданова: Материалы и исследования / Сост. М.Д. Васильева. – М., 2000.

    В поисках гармонии: О творчестве Б.К. Зайцева: Межвузовский сборник научных трудов. – Орел, 1998.

    Вайль П., Генис А. В окрестностях Бродского. – Лит. обозрение. – 1990. – № 8. – С. 23-29.

    Вайль П., Генис А. Уроки школы для дураков// Лит. обозрение. – 1993. – № 1/2. – С.13-16.

    Василевский А. Разорение III [О творчестве И. Бунина]. – Новый мир. – 1990. № 2. – С. 264-267.

    Васильев И. Борис Поплавский. Дальняя скрипка // Октябрь. – 1989. – № 9.

    Винокурова И. Замечательный лирик "Н" [О творчестве И. Бродского]. – Октябрь. – 1988. – № 7.

    Витковский Е. Еще одна страница [О творчестве А. Несмелова] // Рубеж. – Владивосток, 1992. – № 1.

    Зорин А. Насылающий ветер [О творчестве С. Соколова] // Новый мир. – М., 1989. – № 12. – С. 250-253.

    Кублановский Ю. Поэзия нового измерения [О творчестве И. Бродского]. – Новый мир. – 1991. – № 2. – С. 242-246.

    Дарк О. Загадка Сирина : Ранний Набоков в критике «первой волны» русской эмиграции // Вопросы литературы. – 1990. – № 3. – С. 243-257.

    Дарк О. Миф о прозе [О творчестве Саши Соколова] // Дружба народов. – 1992. – № 5. – С. 219-234.

    Диенеш Л. Гайто Газданов: Жизнь и творчество. – Владикавказ, 1995.

    Долинин А. Поглядим на арлекинов: Штрихи к портрету Набокова. – Лит. обозрение. – 1988. – № 9. – С. 15-24.

    Генис А. Довлатов и окрестности. – М., 1997.

    Гинзбург Л. Литература в поисках реальности [О творчестве В. Ходасевича]. – Л., 1987. – С. 87-113.

    Грачева A.M. A.M. Ремизов и древнерусская культура. – СПб., 2000.

    Грачева A.M. Жизнь и творчество A.M. Ремизова. – М., 2000.

    Евстигнеева Л. Поэты-сатириконцы // Поэты «Сатирикона». – М.-Л., 1977. – С. 8-53.

    Ерофеев В. Русская проза Владимира Набокова // Набоков В.В. Собр. соч.: В 4 т. – Т. 1. – М.: Правда, Огонек. – 1990. – С. 3-32.

    Иванов Ю. Прошедший все ступени: «Идеологический сюжет» поэзии А. Несмелова // Литературное обозрение. – 1992. – № 5-6.

    Кабалоти С. Поэтика прозы Гайто Газданова 20–30-х годов. – СПб., 1998.

    Карпович М. М. Алданов в истории // Новый журнал. – 1956. – № 47.

    Колодный Л. Писатель Борис Зайцев // Колодный Л. Хождение в Москву. – М., 1990. – С. 205-209.

    Комолова Н.П. Италия в судьбе и творчестве Бориса Зайцева. – М., 1998.

    Костырко С. Выжить, чтобы жить [О творчестве Н. Берберовой] // Новый мир. – 1991. – № 9.

    Кравченко Ю.М., Пересунько Т.К. А.Т. Аверченко. – РЯЛ. – 1990. – № 4. – С. 52-57.

    Кравченко Ю.М., Пересунько Т.К. К.Д. Бальмонт. – РЯЛ. – 1989. – Т. 11. – С. 42-45.

    Кременцова Н.К. Творчество И.С. Шмелева. – М., 2002.

    Кузнецов П. Утопия одиночества: Владимир Набоков и метафизика. – Новый мир. – 1992. – № 10. – С. 243-250.

    Куприна К. А. Куприн – мой отец. – М., 1979.

    Кутырина Ю. Трагедия И. Шмелева // Слово. – 1991. – № 2.

    Лавров В. Идти всему наперекор [О творчестве З. Гиппиус]. – Совет. Россия. – 1989. – 17 февраля. – С. 4.

    Лавров В. Холодная осень: Бунин в эмиграции (1920–1953). – М.: Мол.гв. – 1989.

    Левицкий Д.А. Жизнь и творческий путь Аркадия Аверченко. – М.: Русский путь, 1999.

    Липкин С. Судьба стиха – миродержавная. О поэзии Юрия Кублановского // Знамя. – 1991. – № 10. – С. 43-45.

    Лосев Л. Поэзия как добродетель [О поэзии Ю. Кублановского ] // Континет. – Берлин, 1983. – № 37. – С. 415-420.

    Лотман М. Русский поэт – лауреат Нобелевской премии по литературе [О И. Бродском]. – Дружба народов. – 1988. – № 8.

    Марков В. Неизвестный писатель Ремизов // Марков В. О свободе в поэзии. – СПб., 1994.

    Марков В. Русские цитатные поэты: Заметки о поэзии П. Вяземского и Г. Иванова // Марков В. О свободе в поэзии. – СПб., 1994.

    Марченко Т.В. Традиции Гоголя в творчестве И.С. Шмелева // Российский литературоведческий журнал. – 1994. – № 4.

    Материалы творческой биографии В. Ходасевича. – Вопросы лит. – 1987. – № 9. – С. 225-245.

    Михаил Осоргин: Страницы жизни и творчества: Материалы научной конференции «Осоргинские чтения» (23-24 ноября 1993 г.). – Пермь: Пермский ун-т, 1994.

    Михайлов О. Аркадий Аверченко // Аверченко А. Избранные рассказы. – М. 1985. – С. 5-18.

    Михайлов А.И. Сказочная Русь A.M. Ремизова // Русская литература. – СПб., 1995. – № 4.

    Михайлов О. Поэт «потерянного поколения» // Волга. – 1989. – № 7.

    Михайлов О. Строгий талант [О творчестве И. Бунина]. – М.: Современник. – 1976.

    Мулярчик А.С. Русские романы В. Набокова. – М., 1997.

    Носик Б. Мир и дар Владимира Набокова. – М., 1995.

    Орлов В. Перепутья [О творчестве К. Бальмонта]. – М., 1976. – С. 179-254.

    Орлов В. М. Цветаева // Перепутья. – М.: Худ. лит., 1976. – С. 255-312.

    Павловский А. Куст рябины: О поэзии М. Цветаевой. – Л., 1989.

    Поплавский Б. Из дневников 1928–1935. Бердяев Н.А. По поводу «Дневников» Б. Поплавского / Публ., прим. С. Никоненко // Лит. учеба. – 1996. – № 3.

    Перелешин В. Об Арсении Несмелове // Ново-Басманная, 19. – М., 1990.

    Потапов В. Очарованный точильщик: Опыт прочтения // Волга. – Саратов, 1989. – № 9. – С. 103-107.

    Приходько В. Что осчастливит паяца: О Саше Черном, известном и неизвестном // Литературное обозрение. – 1993. – № 5. – № 7/8.

    Ратгуаз М.Г. О Борисе Поплавском // Ново-Басманная, 19. – М., 1990.

    Рогов О. Ю. Кублановский: поэтика путешествий. Очерки неподцензурной поэзии второй половины ХХ века // Волга. – 1999. – № 7. – С. 144-153.

    Саакянц А. Поэзия М. Цветаевой. – М.: Худ. лит., 1986.

    Сорокина О. Московиана: Жизнь и творчество Ивана Шмелева. – М., 1994.

    Сухих И. Писатель с «философского парохода» [О творчестве М.А. Осоргина] // Нева. – 1993. – № 2.С. 228- 246.

    Сухих И. Сергей Довлатов. – СПб., 1996.

    Творчество Н.А. Тэффи и русский литературный процесс первой половины XX века. – М.: Наследие, 1999.

    Телешов Н. Записки писателя [О творчестве А. Куприна]. – М., 1980.

    Топоров В. Набоков наоборот. – Лит. обозрение. – 1990. – № 4. – С. 71-75.

    Черников А.П. Проза И.С. Шмелева. – Калуга, 1995.

    Чуковский К. Онегин на чужбине [О творчестве В. Набокова]. – Дружба народов. – 1988. – № 4. – С. 246-257.

    Чуковский К. Саша Черный. Собр. соч.: В 6 т. – М., 1965. – Т.2. – С. 372-394.

    Шайтанов И. Предисловие к знакомству [О творчестве И. Бродского]. – Лит. обозрение. – 1988. – № 8. – С. 55-62.

    Шевелев Э. На перекрестках, или размышления у могилы Аркадия Аверченко, а также до и после ее посещения с напоминаниями о том, что писал он и что писали о нем. – Аврора. – 1987. – № 3. – С. 62-85.

    ... обязательны для ... изученных языковых художествен­ных ... культуры речи. Культура пове­дения, культура речи и речевой этикет. Культура диалога. Правила ведения речи для говорящего и для ... произ­ведениях художественной литературы. . Список литературы Для ... -ирова -, ...

  • Русский язык и культура речи (5)

    Документ

    обязательность для произведения список ...

  • Русский язык и культура речи (22)

    Документ

    Устойчивость, 2) общеупотребительность, 3) обязательность для всех носителей языка, 4) ... произведения ; 3) выводы автора реферата; 4) библиографический аппарат. Библиографический аппарат составляют: а) библиографический указатель - список ...

  • Литневская язык краткий теоретический курс для школьников

    Документ

    ... обязательный учебный предмет. Существующие программы и пособия, предназначенные для изучения ... - язык культуры и язык... художественных произведениях на исторические темы эта лексика используется не только для ... В лингвистике список разрядов сочинительных...



  •