К формам культуры не относятся. Виды культуры

Слово «культура» находится в списке наиболее употребляемых в современном языке. Но этот факт свидетельствует не об изученности данного понятия, а о многозначности скрывающихся за ним значений, употребляемых как в повседневной жизни, так и в научных определениях.

Более всего мы привыкли вести разговор о духовной и материальной культуре. При этом всем становится понятно, что речь идет о театре, религии, музыке, садоводчестве, земледелии и многом другом. Однако понятие культуры вовсе не ограничено только этими областями. О многогранности этого слова и пойдет речь в данной статье.

Определение термина

Понятие культуры включает в себя определенный исторический уровень в развитии общества, а также способностей и сил человека, находящих свое выражение в формах и типах организации жизни. Под этим термином мы понимаем также духовные и материальные ценности, созданные людьми.

Мир культуры, любое его явление и предмет не являются следствием природных сил. Это результат усилий, приложенных человеком. Именно поэтому культура и общество должны рассматриваться в неразрывной связи. Только это позволит понять сущность данного явления.

Основные составляющие

Все виды культуры, существующие в обществе, включают в себя три главных компонента. А именно:

  1. Понятия. Эти элементы, как правило, содержатся в языке, помогая человеку упорядочить и организовать собственный опыт. Каждый из нас воспринимает окружающий мир через вкус, цвет и формы предметов. Однако известно, что в разных культурах действительность организуется по-разному. И в этом плане язык и культура становятся неразделимыми понятиями. Человек изучает слова, которые нужны ему для ориентации в окружающем мире через усвоение, накопление и организацию своего опыта. О том, насколько тесно связаны язык и культура, можно судить по тому факту, что некоторые народы считают, что «кто» - это только человек, а «что» - это не только неодушевленные предметы окружающего мира, но и животные. И здесь стоит задуматься. Ведь люди, оценивающие собак и кошек как вещь, не смогут относиться к ним так же, как те, кто видит в животных братьев своих меньших.
  2. Отношения. Формирование культуры происходит не только через описание тех понятий, которые указывают человеку, из чего состоит мир. В этом процессе участвуют и определенные представления о том, как все предметы связаны между собой во времени, в пространстве, по своему назначению. Так, культура народа той или иной страны отличается собственными взглядами на понятия не только реального, но и сверхъестественного мира.
  3. Ценности. Этот элемент также присущ культуре и представляет собой существующие в обществе убеждения относительно тех целей, к которым необходимо стремиться человеку. В разных культурах ценности различны. И это зависит от социального устройства. Общество само делает выбор того, что для него считается ценностью, а что нет.

Материальная культура

Современная культура представляет собой довольно сложное явление, которое для полноты понятия рассматривается в двух аспектах - статическом и динамическом. Только в таком случае достигается синхронный подход, позволяющий максимально точно изучить данное понятие.

Статика приводит структуру культуры, деля ее на материальную, духовную, художественную и физическую. Рассмотрим каждую из этих категорий подробнее.

И начнем с культуры материальной. Под этим определением понимают ту среду, которая окружает человека. Ежедневно благодаря приложенному труду каждого из нас материальная культура совершенствуется и обновляется. Все это ведет к возникновению нового жизненного уровня, меняющего запросы общества.

Особенности культуры материального характера заключены в том, что ее объектами выступают средства и орудия труда, быт и жилище, то есть все то, что является результатом производственной деятельности человека. При этом выделяют несколько самых важных направлений. Первым из них является сельское хозяйство. Эта сфера включает в себя породы животных и сорта растений, выведенных в результате проведения селекционных работ. Сюда же относится и культивирование почвы. От данных звеньев материальной культуры непосредственно зависит выживание человека, так как от них он получает не только продукты питания, но и сырье, применяемое в промышленном производстве.

Также в структуру материальной культуры входят здания. Это места, предназначенные для жизни людей, в которых реализуются различные формы бытия и разнообразные занятия человека. В область материальной культуры входят и сооружения, призванные улучшать условия быта.

Для обеспечения всего разнообразия видов умственного и физического труда человек использует различные инструменты. Они также являются одним из элементов материальной культуры. При помощи инструментов люди непосредственно воздействуют на обрабатываемые материалы во всех отраслях своей деятельности – в связи, транспорте, промышленности, сельском хозяйстве и т. д.

Частью материальной культуры является транспорт и все имеющиеся пути сообщения. Сюда включают:

  • мосты, дороги, взлетную полосу аэропортов, насыпи;
  • весь транспорт – трубопроводный, водный, воздушный, железнодорожный, автомобильный гужевой;
  • железнодорожные станции, порты, аэропорты, гавани и т. п., построенные для обеспечения работы ТС.

С участием данной области материальной культуры обеспечивается обмен грузами и людьми между населенными пунктами и областями. Это, в свою очередь, способствует развитию общества.

Еще одной областью материальной культуры является связь. В нее входит почта и телеграф, радио и телефон, компьютерные сети. Связь, подобно транспорту, связывает между собой людей, давая им возможность обмениваться информацией.

Еще одной обязательной составляющей материальной культуры являются навыки и знания. Они представляют собой технологии, которые находят применение в каждой из вышеперечисленных сфер.

Духовная культура

Эта сфера основана на творческом и рациональном типе деятельности. Духовная культура, в отличие от материальной, находит свое выражение в субъективной форме. При этом она удовлетворяет вторичные потребности людей. Элементами духовной культуры являются мораль, духовное общение, искусство (художественное творчество). Одним из ее немаловажным компонентом служит и религия.

Духовная культура – это не что иное, как идеальная сторона материального труда человека. Ведь любая созданная людьми вещь изначально была спроектирована и впоследствии воплотила в себе определенные знания. А будучи призванным удовлетворять те или иные потребности человека, любой продукт становится для нас ценностью. Таким образом, материальная и духовная формы культуры становятся неразрывны друг с другом. Это особенно видно на примере любого из произведений искусства.

В связи с тем, что материальный и духовный виды культуры имеют столь тонкие различия, существуют критерии для точного отнесения того или иного результата деятельности к той или иной сфере. Для этого используется оценка предметов по их непосредственному назначению. Вещь или явление, призванные удовлетворять вторичные потребности людей, относят к культуре духовной. И напротив. Если предметы необходимы для удовлетворения первичных или биологических потребностей человека, то их относят к культуре материальной.

Духовная сфера имеет сложный состав. В нее входят такие виды культуры:

Нравственная, включающая в себя этику, мораль и нравственность;

Религиозная, в составе которой находятся современные учения и культы, этнографическая религиозность, традиционные деноминации и конфессии;

Политическая, представляющая традиционные политические режимы, идеологию и нормы взаимодействия субъектов политики;

Правовая, в составе которой находится законодательство, судопроизводство, законопослушание и исполнительная система;

Педагогическая, рассматриваемая как практика и идеалы воспитания и образования;

Интеллектуальная в виде науки, истории и философии.

Стоит иметь в виду, что учреждения культуры, такие как музеи и библиотеки, концертные залы и суды, кинотеатры и учебные заведения, также относятся к духовному миру.

Данная сфера имеет и еще одну градацию. В нее входят такие области:

  1. Проективная деятельность. Она предлагает чертежи и идеальные модели машин, конструкций, технических сооружений, а также проекты социальных преобразований и новых форм политической системы. Все, что при этом создано, обладает величайшей культурной ценностью. На сегодняшний день проективная деятельность классифицируется в соответствии с создаваемыми ею объектами на инженерно-техническую, социальную и педагогическую.
  2. Совокупность познаний об обществе, природе, человеке и его внутреннем мире. Знания – это важнейший элемент духовной культуры. Причем наиболее полно их представляет научная сфера.
  3. Ценностно-ориентированная деятельность. Это третья область духовной культуры, находящаяся в непосредственной связи со знаниями. Она служит для оценки предметов и явлений, наполняя мир человека значениями и смыслами. Данная сфера подразделяется на такие виды культуры: моральную, художественную и религиозную.
  4. Духовное общение людей. Оно происходит во всех формах, определяемых предметами коммуникаций. Душевный контакт, существующий между партнерами, в процессе которого осуществляется обмен информацией, является величайшей культурной ценностью. Однако подобное общение происходит не только на личностном уровне. Результаты духовной деятельности общества, составляющие его накопленный за долгие годы фонд культуры, находят свое выражение в книгах, речи и произведениях искусства.

Общение людей друг с другом крайне важно для развития культуры и общества. Именно поэтому его стоит рассмотреть немного подробнее.

Общение человека

Понятие культуры речи определяет уровень духовного развития человека. Кроме того, она говорит о ценности духовных достояний общества. Культура речи – это выражение уважения и любви к своему родному языку, непосредственно связанному с традициями и историей страны. Главными элементами данной сферы являются не только грамотность, а также соблюдение общепризнанных норм литературного слова.

Культура речи включает в себя правильное использование и многих других средств языка. Среди них: стилистика и фонетика, лексика и т. д. Так, по-настоящему культурная речь не только правильна, но и богата. А это зависит от лексических познаний человека. Для того чтобы повышать культуру речи, важно постоянно пополнять свой словарный запас, а также читать произведения различных тематических и стилистических направлений. Такая работа позволит изменить направление мыслей, из которых и формируются слова.

Современная культура речи – это понятие весьма обширное. Оно включает в себя не только лингвистические способности человека. Эту сферу невозможно рассматривать без общей культуры личности, имеющей свое собственное психологическое и эстетическое восприятие людей и окружающего мира.

Общение для человека – один из важнейших моментов его жизни. А для создания нормального коммуникативного канала каждому из нас необходимо постоянно поддерживать культуру своей речи. В данном случае она будет заключаться в вежливости и внимательности, а также в умении поддерживать собеседника и любой разговор. Культура речи сделает общение свободным и легким. Ведь она позволит высказать свое мнение, никого при этом не обидев и не задев. В грамотно подобранных, красивых словах содержится мощь посильнее физической силы. Речевая культура и общество находятся в тесной взаимосвязи друг с другом. Ведь в уровне языковой духовной сферы находит отражение образ жизни всего народа.

Художественная культура

Как уже было сказано выше, в каждом из конкретных объектов окружающего мира одновременно присутствуют две сферы – материальная и духовная. Это можно сказать и о художественной культуре, которая основана на творческом, иррациональном типе деятельности человека и удовлетворяет его вторичные потребности. Что же породило данное явление? Способность человека к творчеству и эмоционально-чувственному восприятию окружающего мира.

Художественная культура является неотъемлемым элементом духовной сферы. Ее основная суть заключается в отображении общества и природы. Для этого используются художественные образы.

Данный вид культуры включает в себя:

  • искусство (групповое и индивидуальное);
  • художественные ценности и произведения;
  • учреждения культуры, обеспечивающие ее распространение, развитие и сохранение (демонстрационные площадки, творческие организации, образовательные учреждения и т. д.);
  • духовную атмосферу, то есть восприятие обществом искусства, государственную политику в этой сфере и т. д.

В узком смысле художественная культура выражена графикой и живописью, литературой и музыкой, архитектурой и танцем, цирком, фотографией и театром. Все это объекты профессионального и бытового искусства. В рамках каждого из них создаются произведения художественного характера – спектакли и фильмы, книги и картины, скульптуры и т. д.

Культура и искусство, являющееся ее составной частью, способствуют передаче людьми своего субъективного видения мира, а также помогают усвоению человеком опыта, накопленного социумом, и правильному восприятию коллективных установок и нравственных ценностей.

Духовная культура и искусство, в котором представлены все ее функции, являются важной частью жизни общества. Так, в художественном творчестве присутствует преобразовательная деятельность человека. Передача информации отражается в культуре в форме потребления человеком произведений искусства. Ценностно-ориентировочная деятельность служит для оценки творений. Искусство открыто и для познавательной деятельности. Последняя проявляется в виде специфического интереса к произведениям.

К художественной относят и такие формы культуры как массовая, элитарная, народная. Сюда же входят эстетическая сторона правовой, экономической, политической деятельности и многое другое.

Мировая и национальная культура

Уровень материального и духовного развития общества имеет еще одну градацию. Его выделяют по его носителю. В связи с этим и существуют такие основные виды культуры как мировая и национальная. Первая из них представляет собой синтез самых лучших достижений народов, проживающих на нашей планете.

Мировая культура разнообразна в пространстве и времени. Она практически неисчерпаема в своих направлениях, каждое из которых поражает богатством форм. На сегодняшний день это понятие включает в себя такие виды культур как буржуазная и социалистическая, развивающихся стран и т. д.

Вершиной уровня мировой цивилизации являются успехи в области науки, разработанные новейшие технологии, свершения в искусстве.

А вот национальная культура является высшей формой развития культуры этнической, которую по достоинству оценивает мировая цивилизация. Сюда входит совокупность духовных и материальных ценностей того или иного народа, а также практикуемые им способы взаимодействия с социальным окружением и природой. Проявления национальной культуры можно отчетливо увидеть в деятельности общества, его духовных ценностях, моральных нормах, особенностях образа жизни и языка, а также в работе государственных и социальных институтов.

Виды культур по принципу распространения

Существует еще одна градация материальных и духовных ценностей. По принципу их распространения выделяются: доминирующая культура, субкультура и контркультура. К первой из них относят совокупность обычаев, верований, традиций и ценностей, которыми руководствуется основная масса членов общества. Но в то же время любая нация включает в себя множество групп национального, демографического, профессионального, социального и другого характера. У каждой из них формируется собственная система правил поведения и ценностей. Подобные малые миры относят к субкультурам. Эта форма может быть молодежной и городской, сельской, профессиональной и т. д.

Субкультура может отличаться от доминирующей манерами поведения, языком или взглядами на жизнь. Но эти две категории никогда не противостоят друг другу.

Если же какой-либо из малых культурных слоев находится в конфликте с теми ценностями, которые доминируют в обществе, то его называют контркультурой.

Градация материальных и духовных ценностей по уровню и истокам

Помимо перечисленных выше выделяют такие формы культуры как элитарная, народная и массовая. Подобная градация характеризует уровень ценностей и их создателя.

Например, элитарная культура (высокая) является плодом деятельности привилегированной части общества или профессиональных творцов, работавших по ее заказу. Это так называемое чистое искусство, которое опережает по своему восприятию все существующие в обществе художественные продукты.

Народную культуру, в отличие от элитарной, создают анонимные творцы, у которых нет профессиональной подготовки. Именно поэтому данный вид культуры порой называют любительским или коллективным. В данном случае применим и такой термин как фольклор.

В отличие от двух предыдущих видов, массовая культура не является носителем ни духовности народа, ни изысков аристократии. Наибольшее развитие этого направления началось с середины 20 в. Именно в данный период началось проникновение средств массовой информации в большинство стран.

Массовая культура неразрывно связана с рынком. Это искусство для каждого. Именно поэтому оно учитывает запросы и вкусы всего общества. Ценность массовой культуры несравненно ниже, чем элитарной и народной. Она удовлетворяет сиюминутные запросы членов общества, быстро реагируя на каждое событие в жизни народа и отражая его в своих произведениях.

Физическая культура

Это творческий, рациональный тип деятельности человека, выраженный в телесной (субъективной) форме. Основным его направлением является укрепление здоровья с одновременным развитием физических способностей. В состав этой деятельности включают:

  • культуру физического развития от общеоздоравливающих упражнений до профессионального занятия спортом;
  • рекреационную культуру, поддерживающую и восстанавливающую здоровье, в которую входят туризм и медицина.

В зависимости от масштабов и форм взаимодействия различных субъектов с окружением различаютформы и видыкультуры. Социологи выделяют прежде всего две особые формы культуры :

1) материальную - совокупность опредмечених результатов человеческой деятельности, которая включает как физические объекты, созданные в результате деятельности людей (жилые дома, орудия труда, книги, продукты, одежда, украшения и т.п.), так и природные объекты, используемые людьми. Первые называют артефактами . Артефакты всегда имеют определенную ценность для человека, определенное символическое значение, выполняют определенные функции.

2) духовную - совокупность результатов деятельности, что включает нематериальные объекты, созданные умом и чувствами человека (речь, знания, традиции, мифы, символы и т.д.) Они существуют в сознании человека, поддерживаются человеческим общением, но к ним нельзя прикоснуться, физически почувствовать. Нематериальные объекты требуют материальных посредников: знания содержатся в книгах, традиция поздравления воплощается в рукопожатии.

В зависимости от того, кто создает культуру и каков ее уровень, различают ее виды .

Так, общечеловеческая культура - это культура, произведенная человечеством на протяжении всей истории его существования. Она основывается на общечеловеческих ценностях - истине, добре, красоте, справедливости и т.д. В пределах отдельного общества выделяют следующие формы культуры, как элитарная, народная и массовая.

Элитарная культура - совокупность артефактов, которые благодаря своей изысканности в основном доступны узкому кругу людей, культурной элите.

К элитарной, или высокой, культуры принадлежит классическая музыка, высокоинтеллектуальная литература, утонченное искусство, что они предназначены для высокообразованных людей. Создается элитарная культура специалистами высокого класса.

Народная культура (ее еще называют аматорской , или фольклором )- это примитивная культура. Она создается любителями-творцами, не имеющих профессиональной подготовки, и связана с жизнью широких народных масс. Ее представляют сказки, легенды, мифы, песни, танцы, живопись. По форме проявления элементы народной культуры могут быть индивидуальными, групповыми, массовыми.

В современном обществе под влиянием средств массовой информации возникла еще одна, так называемая массовая культура , что апеллирует ко всем и рассчитана на массовое потребление. Она распространяется средствами массовой информации и появилась в середине ХХ ст., когда средства массовой информации стали доступны всем слоям населения. Массовая культура вытесняет и элитарную, и народную. Ей присуща этажность, стандартизация, унификация. Она имеет меньшую художественную ценность и значительно меньше обогащает личность духовно, чем элитарная ли народная культура. Разумеется, бывают и исключения.

Каждое общество имеет некоторую совокупность культурных моделей, которые воспринимаются всеми членами общества. Такая совокупность называется доминирующей культурой .

В то же время отдельные группы общества развивают определенные культурные комплексы, которые не воспринимаются всеми членами общества, то есть формируют свою культуру, которая отличается от доминирующей и называется субкультурой . Это самостоятельное целостное образование в пределах домінючої культуры (ценностей, норм, убеждений, образцов поведения и т.д.), модифицированных в соответствии с возрастных, профессиональных, классовых, территориальных и других особенностей определенной социальной группы, сообщества. Например, этническая или профессиональная субкультура, субкультура организации и т.д. Профессиональная культура тесно связана с содержанием профессиональной деятельности, ролью, которую она играет в обществе, организацией рабочего места представителей данной профессии. На нее оказывает большое влияние профессиональное образование и подготовка.. Субкультуры отличаются от доминирующей культуры определенными специфическими особенностями, которые отвечают условиям жизнедеятельности сообщества, группы. В субкультуре сохраняются принципы доминирующей культуры, ее шкала ценностей, но возникают дополнительные элементы, например нормы, которые обеспечивают регулирование связей в соответствующих социальных институтах - военная, медицинская, образовательная, семейная субкультуры.

Есть субкультуры, в которых сосредоточивается внимание на специфических особенностях жизнедеятельности их субъектов: городская и сельская субкультуры, субкультура гуцулов, галичан, полищуков. Могут возникать субкультуры на основе разного понимания путей развития общества и т.д. Разновидностью субкультуры является девиантное культура . Например, стиль жизни и поведение наркоманов, алкоголиков, проституток, сатанистов. Представители различных субкультур ориентируются на разные ценности, по-разному организуют свой досуг, читают разные книги и т.д.

Субкультура может очень отличаться от доминирующей культуры общества, но не может ей противостоять. Когда это случается, то речь идет уже о контркультуру . Контркультура есть в каждом цивилизованном обществе. Примером контркультуры могут быть субкультуры групп преступного мира, террористов, различных молодежных группировок (панков, хиппи, неофашистов), которые не признают правовых норм общества, игнорируют общественную мораль, традиции, правила поведения, активно отрицают официальную, «государственную» культуру и часто пытаются его разрушить.

Итак, в состав культуры общества входит значительное количество позитивных и негативных субкультур, и это свидетельствует о ее богатство, динамичность, возможность адаптации к новым социальным условиям.

Задачей социологии является анализ сосуществования всех этих видов культур, выявление противоречий между ними, их изучение восприятия различными социальными общностями. Социологи должны знать: или мирно сосуществуют разные культуры, возникают ли между ними культурные конфликты - ситуации, когда ценности одной культуры (контркультуры или субкультуры) вступают в противоречие с ценностями другой (доминирующей). Их интересует, какие последствия будет иметь культурный конфликт, будет ли способствовать позитивным изменениям в доминирующей культуре, появление в ней новых, лучших моделей, составляющих элементов.

Наибольшего значения ученые предоставляют изучению национальной культуры.

Национальная культура - это совокупность символов, ценностей, норм, образцов поведения, верований, характеризующих конкретную сообщество (народность, нация) определенного государства, страны. Одна национальная культура может быть только в той стране, в которой царит лингвистическая и этническое единство. Большинство современных государств имеют несколько, а то и много национальных культур - субкультуры национального большинства и субкультуры национальных меньшинств.

Задачей социологии является изучение возможного извращения субкультур, механизма государственной культурной политики.

Как правило, национальным меньшинствам нужно прилагать немало усилий, чтобы сохранить свою самобытность, защитить свои национальные ценности в среде, где проживает национальное большинство, культура которой производит на остальных культур существенное давление. Такая ситуация наблюдалась в бывшем СССР, когда народы, входившие в его состав, в частности украинскому народу, было очень трудно сохранить свои национальные достояния и свою национальную культуру.

Правильная культурная политика правительства, государства оказывает немалое влияние на другие аспекты общественной жизни, например, на экономику, общее благосостояние и социальное спокойствие в государстве.

Особое значение для социального спокойствия государства имеет конфессиональная культура , которая формируется на общих верованиях, принадлежности к одной конфессии, церкви. Это порождает общность символов, ценностей, идеалов и моделей поведения.

Наиболее распространенными в мире являются христианская, мусульманская, буддийская конфессиональные культуры. Каждая из них имеет ответвления - субкультуры. Например, христианская культура имеет такие субкультуры, как православная, католическая, протестантская. В свою очередь эти субкультуры имеют собственные субкультуры.

В Украине есть несколько христианских и много других конфессиональных субкультур. К сожалению, не все они находят между собой общий язык.

Социология должна изучать соотношение доминирующих культур, субкультур, контркультур, противоречия между ними, их оценку различными социальными группами. Важной социологической проблемой является свойство этнического самосознания воспринимать и оценивать другие культуры сквозь призму стандартов собственной этнической группы, делать суждения о них с позиций превосходства собственной культуры. Такое явление получило названия этноцентризма .

Как утверждает американский социолог В. Саммер , за этноцентризма определенная группа в обществе считается центральной, а все другие співвимірюються и соотносятся с ней, как с некотором всеобщим етелоном.

В определенной степени этноцентризм присущ всем обществам и народам, он их сплачивает. Этноцентризм является необходимым условием появления национального самосознания. Без этноцентризма патриотизм невозможен.

Однако случаются и крайние проявления этноцентризма, например национализм , пренебрежение к другим культурам. Эти явления, к сожалению, сегодня очень распространенными и проявляются в навязывании кому своей системы ценностей, своего образа жизни. Ярким примером этого являются США, Россия.

Однако в основном этноцентризм оказывается в более лояльных формах, и его основная установка такая: я предпочитаю своим обычаям, хотя понимаю, что определенные обычаи других культур могут быть в чем то лучше . Явления этноцентризма наблюдаются везде и всегда, когда человек сравнивает себя с людьми другого пола, возраста, представителями другой организации или иного региона. Каждый раз она ставит себя в центр культуры и рассматривает другие ее проявления, постоянно сравнивая их с образцами своей культурной среды.

Когда речь идет о значительную роль этноцентризма в процессе сплочения индивидов вокруг определенных культурных моделей, следует отметить и его консервативной роли. Он может сдерживать развитие культуры. Действительно, если культура считается лучшей в мире, то для чего в ней нечто изменять, совершенствовать?

Противоположным по значению является культурный релятивизм , что провозглашает абсолютную самобытность любой культуры. Согласно этому принципу будь-яка культура может быть понят только в собственном контексте и только тогда, когда оценивать ее по ее собственным стандартам во всей целостности . Этот тезис сформулировал
Г. Самнер и впоследствии развил Г. Бенедикт .

На наш взгляд, следует исходить из того, что любая культура является достижением общей цивилизации, и ее следует рассматривать в системе всех культур с ориентацией на тенденции развития общечеловеческой культуры. А это является сочетанием рис этноцентризма и культурного релятивизма в восприятии культуры. За такого подхода индивид не только испытывает гордость за культуру своей группы или общества, является сторонником ее основных моделей, но и способен понять другие культуры, поведение членов других общественных групп и признает их право на существование.

Понятие культуры изначально в Древнем Риме означало земледелие. Марк Порций Катон Старший еще во II веке до н.э. написал трактат о земледелии «De Agri Cultura». Как самостоятельный термин культура стал использоваться в XVII веке и означал «воспитанность» и «образованность». В повседневной жизни культура сохранила и это значение.

Культура - это совокупность самых разных проявлений человеческой деятельности , включая самовыражение, самопознание, накопление навыков и умений. Проще говоря, культура - это все что создано человеком, то есть не является природой. Культура как вид деятельности всегда имеет результат. В зависимости от того, какой характер имеет этот результат (относится к материальным ценностям или к духовным), культуру различают на материальную и духовную.

Материальная культура.

Материальная культура - это все, что имеет отношение к материальному миру и служит для удовлетворения материальных потребностей человека или общества. Основные элементы:

  • предметы (или вещи ) - то, что в первую очередь подразумевается под материальной культурой (лопаты и мобильные телефоны, дороги и здания, продукты питания и одежда);
  • технологии - методы и средства использования предметов для того, чтобы с их помощью создать что-либо еще;
  • техническая культура - набор практических навыков, умений и способностей человека, а также опыт, накопленный на протяжении поколений (пример - рецепт борща, передающийся из поколения в поколение от матери к дочери).

Духовная культура.

Духовная культура - это вид деятельности, связанный с чувствами, эмоциями, а также с интеллектом. Основные элементы:

  • духовные ценности (основной элемент в духовной культуре, так как служит эталоном, идеалом, образцом для подражания);
  • духовная деятельность (искусство , наука , религия);
  • духовные потребности ;
  • духовное потребление (потребление духовных благ).

Виды культуры.

Виды культуры многочисленны и разнообразны. Например, по характеру отношения к религии культура бывает светская или религиозная, по распространению в мире - национальная или мировая, по географическому характеру - восточная, западная, русская, британская, средиземноморская, американская и т.д., по степени урбанизации - городская, сельская, деревенская, а также - традиционная, индустриальная, постмодернистская, специализированная, средневековая, античная, первобытная и т.д.

Все эти виды можно обобщить в трех основных формах культуры.

Формы культуры.

  1. Высокая культура (элитарная). Изящное искусство высокого уровня, создающее культурные каноны. Имеет некоммерческий характер и требует интеллектуальной расшифровки. Пример: классическая музыка и литература.
  2. Массовая культура (поп-культура). Культура, потребляемая массами, с низким уровнем сложности. Имеет коммерческий характер и направлена на развлечение широкой аудитории. Одни считают ее средством для управления массами, другие же считают, что сами массы ее и создали.
  3. Народная культура. Культура некоммерческого характера, авторы которой, как правило, не известны: фольклор, сказки, мифы, песни и т.д.

Следует учитывать, что компоненты всех этих трех форм постоянно проникают друг в друга, взаимодействуют и взаимодополняют. Ансамбль «Золотое кольцо» - пример одновременно и массовой и народной культуры.

Пользовательский поиск

ЕГЭ

Понятие культуры. Формы и разновидности культуры

ОГЭ

Сфера духовной культуры и ее особенности

Каталог материалов

Лекции Схемы и таблицы Видеоматериалы Проверь себя!
Лекции

Значения понятия «культура».

Культура - (от латинского глагола colo), который означает «обрабатывать», «возделывать почву». Позднее появилось и другое значение – совершенствовать, почитать. Цицерон стал автором метафоры cultura animi, т.е. «культура (совершенствование) души», «духовная культура».
В современном языке понятие культура употребляется в:
Широком смысле - совокупность видов и результатов преобразовательной деятельности человека и общества, передаваемых из поколения в поколение при помощи языковых и неязыковых знаковых систем, а также путём обучения и подражания
Узком смысле - сфера жизни общества, где сконцентрированы духовные усилия человечества, достижения разума, проявления чувств и творческой активности
Поскольку культура это - результат созидательной, творческой деятельности человека, накопленный и переданный из поколения в поколение опыт, его оценка и осмысление, это то, что выделяет человека из природы, движет его по пути развития. , то для здорового общественного и личностного развития необходимо, чтобы была сформирована определенная культурная среда, которая будет включать в себя ряд элементов:
Культура труда - умение человека проявить свои творческие способности с максимальной эффективностью в организации и реализации своей трудовой профессиональной деятельности.
Культура быта - совокупность предметов быта, их эстетика, а также отношения между людьми в сфере бытовых отношений.
Культура общения - гуманное отношение человека к человеку, включающее соблюдение норм вежливости, условных и общепринятых способов выражения доброго отношения друг к другу, форм приветствий, благодарности, извинений, правил поведения в общественных местах и т.п. Важными элементами этой культуры являются тактичность, умение понять чувства и настроения окружающих людей, поставить себя на их место, представить возможные последствия своих поступков, проявление точности и обязательности.
Культура поведения - совокупность форм повседневного поведения человека, в которых находят свое внешнее выражение моральные и эстетические нормы этого поведения.
Культура образования - способность человека организовать процесс образования и самообразования для получения знаний и умений различными способами.
Культура мышления - способность индивидуального мышления к саморазвитию и умение выходить за пределы сложившихся у индивида форм и канонов мышления.
Культура речи и языка - уровень речевого развития, степень владения нормами языка, выразительность речи, умение владеть смысловыми оттенками различных понятий, использование большого словарного запаса, эмоциональность и стройность речи, владение яркими образами, убедительность.
Культура чувств - степень эмоциональной одухотворенности человека, его умение чувствовать и улавливать чувства других людей, тактичное отношение к своим и чужим чувствам.
Культура питания - осознание человеком необходимости питания для продолжения жизни, выделение необходимой пищи для жизни и здоровья, понимание необходимости здорового питания и умение организовать свое питание.

Формы и разновидности культуры.

Критерии классификации
1. По характеру удовлетворяемых потребностей: - Различают материальную и духовную культуру. Главным основанием разграничения материальной и духовной культур является характер потребностей (материальные или духовные) общества и человека, удовлетворяемых произведёнными ценностями.
Материальная - всё, что создаётся в процессе материального производства: техника, материальные ценности, производство
Духовная - совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению. (религия, искусство, мораль, наука, мировоззрение)
2. По связи с религией: - религиозная и светская;
3. По региональному признаку: - культура Востока и Запада;
4. По национальному признаку: - русская, французская и т.д.;
5. По принадлежности к историческому типу общества: - культура традиционного, индустриального, постиндустриального общества;
6. По связи с территорией: - сельская и городская культура;
7. По сфере общества или виду деятельности: - культура производственная, политическая, экономическая, педагогическая, экологическая, художественная и т.п.;
8. По уровню мастерства и типу аудитории: - элитарная (высокая), народная, массовая
Элитарная культура - (от франц. elite – лучшее, избранное) – явление, противопоставляемое массовой культуре. Создаётся в расчёте на узкий круг потребителей, подготовленных к восприятию сложных по форме и содержанию произведений (литература: Джойс, Пруст, Кафка; живопись: Шагал, Пикассо; кинематограф: Куросава, Бергман, Тарковский; музыка: Шнитке, Губайдуллина). Под элитарной культурой долгое время понимали культуру духовной элиты общества (люди с высоким уровнем интеллекта и культурных запросов). Считалось, что эти культурные ценности недоступны для постижения большинством населения. С середины XX в. элитарную культуру определяют как творческую, т.е. ту часть культуры, в которой создаются новые культурные ценности. Из этих создаваемых культурных ценностей достигают общественного признания только 1/3. С этой точки зрения элитарная культура – это высшая и главная часть культуры, которая определяет её развитие.
Признаки элитарной культуры:
1) высокий уровень (сложность содержания);
2) получение коммерческой выгоды не является непременной целью;
3) подготовленность аудитории к восприятию;
4) узкий круг создателей и аудитории;
5) узкий круг создателей и аудитории;
Массовая культура (поп-культура) - ориентируется прежде всего на коммерческий успех и массовый спрос. Она удовлетворяет непритязательные вкусы народных масс, а ее продуктами являются шлягеры, жизнь которых зачастую очень коротка.
Признаки массовой культуры:
1) общедоступность;
2) занимательность (обращение к таким сторонам жизни и эмоциям, которые вызывают неизменный интерес и понятны большинству людей);
3) серийность, тиражируемость;
4) пассивность восприятия;
5) коммерческий характер.
«Экранная культура» - складывается на основе синтеза компьютера с видеотехникой. Личные контакты и чтение книг уходят на второй план.

Народная культура - наиболее устойчивая часть национальной культуры, источник развития и хранилище традиций. Это культура, создаваемая народом и бытующая в народных массах. Народная культура, как правило, анонимна. Народная культура может быть разделена на два вида – популярную и фольклорную. Популярная культура описывает сегодняшний быт, нравы, обычаи, песни, танцы народа, а фольклорная его прошлое.
Народная, или национальная, культура предполагает отсутствие персонифицированного авторства, создается всем народом. К ней относятся мифы, легенды, танцы, сказания, эпос, сказки, песни, пословицы, поговорки, символы, ритуалы, обряды и каноны.
Субкультура и контркультура
Субкультура – часть общей культуры, система ценностей, присущих большой социальной группе. В в любом обществе существует множество подгрупп, имеющих свои особенные культурные ценности и традиции. Систему норм и ценностей, отличающих группу от остального общества, называют субкультурой. Одной из распространенных в современном мире субкультур является молодежная, отличающаяся своим языком (сленгом) и особенностями поведения.
Контркультура - 1) субкультура, которая не просто отличается от господствующей культуры, но противостоит, находится с ней в конфликте, стремится вытеснить её; 2) система ценностей асоциальных групп («новые левые», хиппи, битники, йиппи и др.). В рамках элитарной культуры есть своя «контркультура» - авангард.

Взаимодействие культур

Диалог культур - 1) преемственность, взаимопроникновение и взаимодействие различных культур всех времен и всех народов, обогащение и развитие на этой основе национальных культур и общечеловеческой культуры; 2) то же, что аккультурация.
Аккультурация - (англ. acculturation, от лат. ad – к, и cultura – образование, развитие) – 1) в узком смысле: процессы взаимовлияния культур, в результате чего культура одного народа полностью или частично воспринимает культуру другого народа, обычно более развитого; 2) в широком смысле: процесс взаимодействия культур, культурный синтез.
культурный контакт - предварительное условие взаимодействия межкультурного, предполагающее устойчивое соприкосновение в социальном пространстве двух или более культур. Культурный контакт является необходимым, но недостаточным условием для взаимодействия культур. Процесс взаимодействия предполагает достаточно высокую степень тесноты и интенсивности культурного контакта.
Культурная диффузия - (от латинского diffusio – распространение, растекание, рассеивание) – взаимное проникновение (заимствование) культурных черт и комплексов из одного общества в другое при их соприкосновении (культурном контакте). Каналы культурной диффузии: миграция, туризм, деятельность миссионеров, торговля, война, научные конференции, торговые выставки и ярмарки, обмен студентами и специалистами и др.
Глобализация культуры - ускорение интеграции наций в мировую систему в связи с развитием современных транспортных средств и экономических связей, формированием транснациональных корпораций и мирового рынка, благодаря воздействию на людей средств массовой информации. Глобализация культуры имеет 1) позитивные (общение, расширение культурных контактов в современном мире) и 2) негативные стороны. Чрезмерно активное заимствование опасно потерей культурной самобытности. Молодое поколение перенимает друг у друга моду, привычки, пристрастия, обычаи, в результате чего они становятся похожими, a часто просто безликими. Возможность утраты культурной самобытности кроется в нарастающей угрозе ассимиляции – поглощении малой культуры со стороны более крупной, растворении культурных особенностей национального меньшинства в культуре большой нации, забвении отеческой культуры при массовой эмиграции в другую страну и получении там гражданства.

Функции культуры

Культура выполняет ряд очень важных функций в жизни человека и общества. Во-первых , культура является той средой, в которой происходят социализация и воспитание человека . Только через культуру человек овладевает накопленным социальным опытом и становится членом общества. Культура поэтому действительно выступает в качестве «социальной наследственности», которая не менее важна, чем биологическая наследственность.
Во-вторых , важна нормативная функция культуры. Культура регулирует отношения между людьми посредством системы норм взаимоотношений между людьми, принципов морали.
С этим связана и ценностная функция культуры. Осваивая культуру, человека приобретает ориентации, которые позволяет ему различать добро и зло, прекрасное и безобразное, высокое и пошлое и т. п. Критерием для этого служат прежде всего нравственные и эстетические ценности, накопленные культурой.
Важна также, особенно в современном обществе, развлекательная или компенсаторная функция культуры. Во многих видах культуры, прежде всего в искусстве, есть элемент игры, общения, психологической разрядки, эстетического наслаждения.
Еще один подход к классификации функций культуры представлен в таблице "Основные функции культуры"

В культурологии не сложилось единого мнения о том, что считать видами, формами, типами, отраслями культуры. В качестве одного из вариантов можно предложить следующую концептуальную схему.

Отраслями культуры следует называть такие совокупности норм, правил и моделей поведения людей, которые составляют от­носительно замкнутую область в составе целого. Экономическая, политическая, профессиональная и прочие виды деятельности людей дают основание выделить их в самостоятельные отрасли культуры. Та­ким образом, политическая, профессиональная или педагогическая культуры - это отрасли культуры, подобно тому, как в промышленно­сти существуют такие отрасли, как автомобилестроение, станкострое­ние, тяжелая и легкая отрасли промышленности, химическая промыш­ленность и т.д.

Типами культуры следует именовать такие совокупности норм, правил и моделей поведения людей, которые составляют относи­тельно замкнутые области, но не являются частями одного целого. Например, китайская или русская культура - такие самобытные и са­модостаточные явления, которые не принадлежат к реально сущест­вующему целому. По отношению к ним роль целого может играть только культура всего человечества, но она является скорее метафорой, нежели реальным явлением, поскольку рядом с культурой человечества мы не можем поставить культуру других живых существ и сравнить с ней. Любую национальную или этническую культуру мы обязаны от­нести к культурным типам.

Этническая культура - это культура людей, связанных общно­стью происхождения и совместного проживания (так сказать, единых по «крови и почве»). Ее основная черта - местная ограниченность, же­сткая локализация в социальном пространстве. В ней господствует сила традиции, раз и навсегда принятых обычаев, передающихся от поколе­ний к поколениям на семейном или соседском уровне. Будучи необхо­димым и достаточным условием существования этноса, этническая культура перестает быть таковой применительно к существованию на­ции. Следует различать этнос и нацию, не сводя тем самым этническую культуру к национальной.

В отличие от первой, национальная культура объединяет людей, живущих на больших пространствах и не обязательно связанных друг с другом кровнородственными и племенными отношениями. Границы национальной культуры задаются силой, мощью самой этой культуры, ее способностью распространяться за пределы общинно-родовых и ло­кально-территориальных образований. Национальная культура возни­кает в силу принципиально иного способа межчеловеческой культур­ной коммуникации, прямо связанной с изобретением письменности.

Термин «тип» предполагает, что национальные культуры - рус­скую, французскую или китайскую - мы можем сравнивать и нахо­дить в них типичные черты. К типам культуры надо относить не только регионально-этнические образования, но также исторические и хозяй-стенные. В таком случае латиноамериканская культура, культура по­стиндустриального общества или культура охотников и собирателей должны именоваться культурными типами.

Формы культуры относятся к таким совокупностям правил, норм и моделей поведения людей, которые нельзя считать полно­стью автономными образованиями; они не являются также со­ставными частями какого-то целого. Высокая или элитарная куль­тура, народная культура и массовая культура именуются формами культуры потому, что они представляют собой особый способ выра­жения худозкественного содерзкания. Высокая, народная и массовая культура различаются набором приемов и изобразительных средств художественного произведения, авторством, аудиторией, средствами донесения до зрителей художественных идей, уровнем исполнитель­ского мастерства.

Элитарная, высокая культура (elite, франц. - избранный, лучший, отборный, отборный) - культура письменная; создается преимущест­венно образованной частью общества для собственного потребления; с опережением использует художественные приемы, которые будут вос­приняты широкими слоями позже, с культурным запаздыванием; пона­чалу носит авангардный, экспериментальный характер, оставаясь чуж­дой широким массам. Ее сущность связывается с понятием элиты и обычно противопоставляется культурам народной, массовой.

Народная культура - сфера неспециализированной (непрофес­сиональной) культурной деятельности устной традиции, бытующая по фольклорному типу в прошлом и настоящем, передаваемая из поколе­ния в поколение в процессе непосредственного взаимодействия (совме­стных трудовых, обрядово-ритуальных, праздничных действий). Соз­дается анонимными творцами, как правило, не имеющими профессио­нальной подготовки.

Массовая культура - вид "культурной индустрии", производящий культурную продукцию каждодневно в больших масштабах, рассчи­танную на массовое потребление, распространяемую по каналам, включающим технически совершенные средства массовой информации и коммуникации; порождение индустриальной и постиндустриальной эпохи, связана с формированием массового общества. Время ее воз­никновения - первая половина-середина XX в. Массовая культура предстает как культура всеобщая, космополитическая, переходящая в фазу глобальной культуры. Как правило, обладает меньшей художест­венной ценностью, чем элитарная и народная.

Видами культуры мы будем называть такие совокупности пра­вил, норм и моделей поведения, которые являются разновидностя­ми более общей культуры. К примеру, субкультура представляет со­бой такую разновидность господствующей (общенациональной) куль-туры, которая принадлежит большой социальной группе и отличается некоторым своеобразием. Так, молодежная субкультура создана воз­растной группой людей от 13 до 19 лет. Их еще называют тинэйджера-ми.

Молодежная субкультура не существует в отрыве от общенацио­нальной, постоянно взаимодействует и подпитывается ею. То же самое можно сказать о контркультуре. Таким именем называют особую суб­культуру, антагонистически настроенную по отношению к господ­ствующей культуре.

К основным видам культуры мы будем относить:

Доминирующую (общенациональную, национальную или этниче­скую) культуру, субкультуру и контркультуру;

Сельскую и городскую культуры;

Обыденную и специализированную культуры. Доминирующая культура - совокупность ценностей, верований,

традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов данного общества.

Субкультура - часть общей культуры, система ценностей, тради­ций, обычаев, присущих большой социальной группе; является частью доминирующей культуры, но имеет отличные или противостоящие черты, добавляя к ряду ценностей доминирующей культуры новые, ха­рактерные только для нее.

Контркультура - субкультура, находящаяся в конфликте с гос­подствующими ценностями с доминирующей культуры.

Сельская культура - культура крестьянства, деревенская культу­ра, характеризующаяся неравномерностью трудовой загруженности в течение года, персонификацией межличностных отношений, отсутст­вием анонимности поведения и наличием неформального контроля жизни членов локальной общности, доминированием внутриобщинной информации над официальной государственной.

Городская культура - индустриальная, урбанизированная культу­ра, характеризующаяся высокой плотностью населения, разнообразным культурным пространством, анонимностью социальных отношений, индивидуальным выбором стиля социальных контактов, равномерным трудовым ритмом.

Обыденная культура - это совокупность всех нерефлексивных, синкретических аспектов социальной жизни, владение обычаями по­вседневной жизни социальной среды, в которой проживает человек (нравы, обычаи, традиции, правила повседневного поведения). Это культура, не получившая институционального закрепления. Процесс освоения человеком обыденной культуры называется общей социали­зацией или инкультурацией личности.

Специализированная культура - сфера общественного разделе­ния труда, социальных статусов, где люди проявляют себя в социаль­ных ролях; культура, ставшая институализированной (наука, искусство, философия, право, религия).

Инкультурация - процесс усвоения традиций, обычаев, ценно­стей и норм нормам поведения в конкретной культуре; изучение и передача культуры от одного поколения к другим.

Социализация - процесс усвоения основных социальных ролей, норм, языка, черт национального характера в современном общест­ве.

Духовную и материальную культуру нельзя отнести к отраслям, формам, типам или видам культуры, поскольку эти явления сочетают в себе в разной степени все четыре классификационных признака. Ду­ховную и материальную культуру правильнее считать комбинирован­ными или комплексными образованиями, стоящими в стороне от об­щей концептуальной схемы. Их можно называть сквозными явлениями, пронизывающими и отрасли, и типы, и формы, и виды культуры. Раз­новидностями духовной культуры выступает художественная, а разно­видностью материальной - физическая культура.