Понятие культура обществознание. Культура и духовная жизнь общества

В социологии культура рассматривается как сложное образование, которое можно структурировать по самым различным основаниям. Существенной представляется классификация культуры по происхождению (генезису), характеру и уровню развития, позволяющая выделить три ее формы: элитарную, народную и массовую.

Элитарная, или высокая культура включает классическую музыку, высокохудожественную литературу и поэзию, изящные искусства и т.д. Она создается талантливыми писателями, поэтами, композиторами, жи­вописцами и ориентирована на избранный круг ценителей и знатоков искусства. В этот круг могут входить не только «профессионалы» (литераторы, критики, искусствоведы и т.д.), но и те, кто высоко ценит искусст­во и получает от общения с ним эстетическое наслаждение. По мере повышения уровня образования насе­ления круг потребителей высокой культуры расширяется.

Народная культура возникает в известной степени стихийно и чаще всего не имеет конкретных авто­ров. В ее состав входят самые разнообразные элементы: мифы, легенды, былины, песни, танцы, пословицы, частушки, ремесла и многое другое - все, что принято называть фольклором. Можно выделить две харак­терные особенности фольклора: он локализован, т.е. связан с традициями определенной местности, и демо­кратичен, поскольку в его создании принимают участие все желающие. Народную культуру может отличать высокий художественный уровень.

Массовая культура возникает в XX в. в условиях коммерсализации искусства и развития новых техно­логий массовой коммуникации. Продукция массовой культуры распространяется среди всех слоев общества и ориентирована на удовлетворение сиюминутных запросов людей. Главная функция массовой культуры - компенсаторно-развлекательная, которая дополняется социально-адаптивной функцией, реализуемой в от­влеченном, поверхностном варианте. Типичными примерами массовой культуры могут служить музыкаль­ные шлягеры, бесконечные телевизионные сериалы, стандартные кинобоевики, фильмы ужасов и т.д.

В настоящее время массовая культура все больше превращается в особый вид бизнеса. Она модифици­руется с учетом специфических характеристик различных социальных групп, становится более технически совершенной, изобретательной в способах воздействия на массовую публику. Так, сегодня все чаще приме­няется механизм статусного потребления, когда приобретение той или иной вещи диктуется в первую оче­редь соображениями престижности.

Наряду с отмеченными формами культуры социологи выделяют ряд ее разновидностей по отдельным социальным группам. В связи с этим используются понятия «доминирующая культура», «субкультура» и «контркультура».

Доминирующая культура - это совокупность убеждений, ценностей, норм, правил поведения, которые принимаются и разделяются большинством членов общества. Данное понятие отражает систему жизненно важных для общества норм и ценностей, образующих его культурную основу. Без такой общепринятой сис­темы культурных норм и ценностей не может нормально функционировать ни одно общество.

Однако в обществе существует множество групп, каждая из которых может иметь свою особую систе­му ценностей и норм

поведения в зависимости от возраста, рода занятий, профессии, национальности, географической среды обитания и т.д. Культурная специфика этих групп выражается понятием «субкультура», с помощью которого социологи выделяют локальные культурные комплексы, возникающие в рамках культуры всего общест­ва.

Субкультура - это особая система культурных ценностей и норм, присущая определенной социальной группе и отличающаяся в той или иной степени от доминирующей культуры. Любая субкультура предпола­гает свои правила и образцы поведения, свой стиль одежды, свою манеру общения. Это - своеобразный малый культурный мир, который отражает особенности образа жизни различных сообществ людей.

Выделяют множество субкультур: возрастные, профессиональные, территориальные, национальные, конфессиональные и др.

В настоящее время российские социологи уделяют особенно большое внимание изучению молодежной субкультуры. Как показывают результаты конкретных социологических исследований, субкультурная ак­тивность молодежи зависит от ряда факторов:

    уровня образования (у лиц с более низким уровнем образования, например, учащихся ПТУ, она за­метно выше, чем у студентов вузов);

    от возраста (пик активности - 16-17 лет, к 21-22 годам она существенно понижается);

    места жительства (характерна в большей степени для города, чем для деревни).

В силу ряда социальных, политических или экономических причин субкультура может трансформиро­ваться в контр культуру. Под контркультурой понимается такая субкультура, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но находится по отношению к ней в состоянии откры­того конфликта. Автором этого термина является американский социолог Т. Роззак, который применил его для характеристики молодежных движений протеста в странах Запада в конце 60-х гг. XX в.

В зависимости от форм хозяйственного уклада, а также средств реализации, фиксации и распространения ценностей, норм, образцов поведения: дописьменные письменные

В зависимости от особенностей сфер общества и видов деятельности: экономическая, политическая, профессиональная, художественная, городская, сельская и т. д.

Таким образом, если с помощью субкультуры индивид может разными путями воспринять и реализо­вать базисные ценности общества, то контркультура означает неприятие этих ценностей и поиск альтерна­тивных форм жизни.

Культура является важнейшим элементом, определяющим сферу духовной жизни. Несмотря на то что мы уже знакомы с этим понятием, нам предстоит еще глубже проникнуть в его смысл. Давайте попробуем ответить на вопрос: «Где начинается культура?»

На поверхности лежит соображение, что искать ее надо там, где заканчивается природа и начинается человек - существо мыслящее и творческое. Например, муравьи, возводя сложнейшие постройки, не создают культуру. Они миллионы лет воспроизводят одну и ту же программу, заложенную в них природой. Человек же в своей деятельности постоянно создает новое, преобразуя и себя, и природу. Уже обтесав камень и привязав его к палке, он создал нечто новое, а именно предмет культуры, т. е. то, чего в природе до того не существовало. Таким образом становится понятно, что в основе культуры лежит преобразовательная, творческая деятельность человека по отношению к природе.

Сам термин «культура» изначально в латинском языке означал «возделывание, обработка почвы», т. е. уже тогда в нем подразумевалось внесение изменений в природу под воздействием человека. В значении, близком к современному пониманию, это слово впервые употребил в I в. до н. э. римский философ и оратор Цицерон. Но лишь только в XVII в. оно начало широко использоваться в самостоятельном значении, подразумевая все, что изобретено человеком, С тех пор даны тысячи определений культуры, но единого и общепринятого все еще нет и, по всей видимости, никогда не будет. В самом общем виде его можно представить следующим образом: культура - это все виды преобразовательной деятельности человека и общества, а также все ее результаты. Она является исторической совокупностью производственных, общественных и духовных достижений человечества.

С другой, более узкой точки зрения культуру можно представить как особую сферу жизни общества, где сконцентрированы духовные усилия человечества, достижения разума, проявления чувств и творческой активности. В этом виде понимание культуры очень близко к определению духовной сферы жизни общества. Зачастую эти понятия с легкостью заменяют друг друга и изучаются как единое целое.

Изучением культуры в первую очередь занимается наука культурология- Но вместе с этим различные явления и аспекты культурной жизни являются предметом изучения и многих других наук - истории и социологии, этнографии и лингвистики, археологии и эстетики, этики и искусствоведения и т. д.

Культура - явление сложное, многогранное и динамичное. Развитие культуры - процесс двуединый. Он требует, с одной стороны, суммирования, накопления опыта и культурных ценностей предыдущих поколений, т. е. создания традиций, а с другой стороны, преодоления этих же традиций путем приращения культурного богатства, т. е. новаторства. Традиции - стабильный элемент культуры, они накапливают и сохраняют созданные человечеством культурные ценности. Новаторство же сообщает динамику и толкает к развитию культурные процессы.

Человеческое общество творческими усилиями своих лучших представителей непрестанно создает новые образцы, которые укореняются в жизни людей, становясь традициями, залогом целостности человеческой культуры. Но культура не может останавливаться. Как только она замирает, начинается процесс ее деградации и вырождения. Традиции становятся стереотипами и шаблонами, бездумно воспроизводящимися по той простой причине, что «так было всегда». Такое развитие культуры неизменно ведет в тупик. Бесперспективным оказывается и полное отрицание всех предыдущих достижений. Желание все разрушить до основания, а затем возвести нечто новое заканчивается, как правило, бессмысленным погромом, после которого с большим трудом приходится восстанавливать остатки разрушенного. Новаторство дает положительный результат лишь в том случае, когда оно принимает в расчет все предыдущие достижения и строит новое на их основе. Но и этот процесс далеко не безболезнен. Вспомните хотя бы французских художников-импрессионистов. Сколько им пришлось выслушать насмешек и ругани, порицаний официальной художественной критики и издевательств! Однако прошло время, и их полотна вошли в сокровищницу мировой культуры, стали образцом для подражания, т. е. влились в культурную традицию.

Обществознание. Полный курс подготовки к ЕГЭ Шемаханова Ирина Альбертовна

1.10. Понятие культуры. Формы и разновидности культуры

Подходы к пониманию культуры

1. Технологический: культура – совокупность всех достижений в развитии материальной и духовной жизни общества.

2. Деятельностный : культура – осуществляемая в сферах материальной и духовной жизни общества творческая деятельность.

3. Ценностный: культура – практическая реализация общечеловеческих ценностей в делах и отношениях людей.

4. Исторический: культура – продукт истории, который представляет собой наследование социального опыта и передачу его от поколения к поколению.

5. Нормативный: культура – ценности и нормы человеческого существования. Виды ценностей: 1) вещные (приятное, полезное, пригодное); 2) логические (истина); 3) этические (добро); 4) эстетические (красота).

6. Деятельностный (антропологический): культура – это все виды преобразовательной деятельности человека и общества, а также все ее результаты (вторая природа). Вторичная (вторая) природа – совокупность материальных условий, созданных человеком в процессе его адаптации к естественным условиям. Артефакт культуры – искусственно созданный объект, имеющий знаковое или символическое содержание: 1) созданные людьми предметы, вещи, орудия труда, одежда, хозяйственная утварь, жилище, дороги; 2) феномены духовной жизни общества: научные теории, суеверия, произведения искусства и фольклор.

7. Семиотический: культура – система знаков и символов, используемая в данном социуме. Семиотика (от греческого semeion – знак, признак) – наука, исследующая способы передачи информации, свойства знаков и знаковых систем в человеческом обществе (главным образом, естественные и искусственные языки, а также некоторые явления культуры – системы мифа, ритуала), в природе (коммуникация в мире животных) или в самом человеке (зрительное и слуховое восприятие и др.).

8. Социологический: культура есть организующий фактор общественной жизни.

Культура – 1) в широком смысле слова – исторически обусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах общественной жизни форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности людей; 2) в узком смысле – процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности. Слагаемые человеческой культуры: экологическая, экономическая, правовая, эстетическая, нравственная, общеобразовательная, политическая, физическая культура, культура быта, культура речи и общения.

Основные сферы существования и развития культуры

Материальная культура – вещная среда человека, состоящая из предметов, служащих удовлетворению жизненных потребностей, связана с производством и освоением предметов и явлений материального мира, с изменением физической природы человека (материально-технические средства труда, коммуникация, культурно-бытовые сооружения, производственный опыт, умения, навыки людей и др.).

Духовная культура – совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению: наука, искусство, религия, мораль, политика, право и др.

Социальная культура – характерные для той или иной культуры формы организации совместной жизни.

Деление культуры на материальную и духовную весьма условно. Провести грань между ними очень сложно, т. к. в «чистом» виде они просто не существуют: духовная культура может воплощаться и в материальных носителях (книгах, картинах, орудиях труда и т. д.).

Основные функции культуры

1) познавательная – это формирование целостного представления о народе, стране, эпохе;

2) оценочная – осуществление дифференциации ценностей, обогащение традиций;

3) регулятивная (нормативная) – формирование системы норм и требований общества ко всем индивидам во всех областях жизни и деятельности (нормы морали, права, поведения);

4) информативная – осуществление передачи и обмена знаниями, ценностями и опытом предшествующих поколений;

5) коммуникативная – сохранение, передача и тиражирование культурных ценностей; развитие и совершенствование личности через общение;

6) социализации – усвоение индивидом системы знаний, норм, ценностей, приучение к социальным ролям, нормативному поведению, стремление к самосовершенствованию.

Структура духовной жизни общества

духовные потребности представляют собой объективную нужду людей и общества в целом создавать и осваивать духовные ценности;

духовная деятельность (духовное производство) – производство сознания в особой общественной форме, осуществляемое специализированными группами людей, профессионально занятыми квалифицированным умственным трудом;

духовные блага (ценности): идеи, теории, образы и духовные ценности;

духовные общественные связи индивидов.

Формы и разновидности культуры

1. по связи с религией: религиозная и светская;

2. по региональному признаку: культура Востока и Запада;

3. по национальному признаку: русская, французская и т. д.;

4. по принадлежности к историческому типу общества: культура традиционного, индустриального, постиндустриального общества;

5. по связи с территорией: сельская и городская культура;

6. по сфере общества или виду деятельности: культура производственная, политическая, экономическая, педагогическая, экологическая, художественная и т. п.;

7. по уровню мастерства и типу аудитории: элитарная (высокая), народная, массовая.

1) Народная культура – наиболее устойчивая часть национальной культуры, источник развития и хранилище традиций. Культура, создаваемая народом и бытующая в народных массах. Народная культура, как правило, анонимна. Народная культура может быть разделена на популярную и фольклорную. Популярная культура описывает сегодняшний быт, нравы, обычаи, песни, танцы народа, а фольклорная – его прошлое.

2) Элитарная культура создается в расчете на узкий круг потребителей, подготовленных к восприятию сложных по форме и содержанию произведений (литература: Джойс, Кафка; живопись: Шагал, Пикассо; кинематограф: Куросава, Тарковский; музыка: Шнитке, Губайдуллина ). Признаки элитарной культуры: а) высокий уровень (сложность содержания); б) получение коммерческой выгоды не является непременной целью; в) подготовленность аудитории к восприятию; г) узкий круг создателей и аудитории; 5) определяет развитие всей культуры.

3) Массовая культура (попкультура) имеет признаки: а) общедоступность; б) занимательность (обращение к таким сторонам жизни и эмоциям, которые вызывают неизменный интерес и понятны большинству людей); в) серийность, тиражируемость; г) пассивность восприятия; 5) коммерческий характер.

4) «Экранная культура » складывается на основе синтеза компьютера с видеотехникой. Личные контакты и чтение книг уходят на второй план.

Развитие культуры – процесс двуединый: а) суммирование, накопление опыта и культурных ценностей предыдущих поколений, т. е. создания традиций; б) преодоление этих же традиций путем приращения культурного богатства, т. е. новаторства.

Традиция – элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени. Пути накопления культурных ценностей: а) по вертикали (преемственность, передача от одного поколения к другому элементов, частей предыдущих теорий); б) по горизонтали (наследуются не отдельные элементы, актуальные идеи, части теории, а целостное художественное произведение).

Культурная аккумуляция – накопление культурного потенциала, наследия.

Многообразие культур

Субкультура – часть общей культуры, система ценностей, присущих большой социальной группе (молодежная, женская, профессиональная, криминальная). Составляющие: знания, ценности, стиль и образ жизни, социальные институты как система норм, навыки, умения, способы осуществления, методы; социальные роли и статусы; потребности и склонности. Молодежная субкультура – культура демонстративного потребления, развивающаяся чаще всего на основе стилей в одежде и музыке.

Контркультура – субкультура, которая не просто отличается от господствующей культуры, но противостоит, находится с ней в конфликте (андерграунд), стремится вытеснить ее; система ценностей асоциальных групп («новые левые», хиппи, битники, яппи и др.). В рамках элитарной культуры есть своя «контркультура» – авангард.

Иерархичность мировой культуры

* Европоцентризм – различные концепции, пытающиеся представить Европу в качестве духовного центра планеты и образца для подражания в решении экономических, экологических, политических, социальных, национальных, этических, творческих, религиозных, демографических и иных общечеловеческих проблем.

* Америкацентризм – концепция, согласно которой духовным центром человечества является Америка.

* Востокоцентризм (панисламизм, панмонголизм) – мировоззренческая установка (взгляд), согласно которой Восток является центром мировой культуры и цивилизации.

* Афроцентризм – концепция, согласно которой духовным центром человечества является Африка.

* Негритюд – концепция, утверждающая идею об особом самостоятельном духовном, культурном и политическом развитии африканских народов.

Взаимодействие культур

Диалог культур – преемственность, взаимопроникновение и взаимодействие различных культур всех времен и всех народов, обогащение и развитие на этой основе национальных культур и общечеловеческой культуры; то же, что аккультурация.

Аккультурация – 1) в узком смысле: процессы взаимовлияния культур, в результате чего культура одного народа полностью или частично воспринимает культуру другого народа, обычно более развитого; 2) в широком смысле: процесс взаимодействия культур, культурный синтез.

Культурный контакт – предварительное условие взаимодействия межкультурного, предполагающее устойчивое соприкосновение в социальном пространстве двух или более культур.

Культурная диффузия – взаимное проникновение (заимствование) культурных черт и комплексов из одного общества в другое при их соприкосновении (культурном контакте). Каналы культурной диффузии: миграция, туризм, деятельность миссионеров, торговля, война, научные конференции, торговые выставки и ярмарки, обмен студентами и специалистами и др.

Глобализация культуры – ускорение интеграции наций в мировую систему в связи с развитием современных транспортных средств и экономических связей, формированием транснациональных корпораций и мирового рынка, благодаря воздействию на людей средств массовой информации. Глобализация культуры имеет позитивные (общение, расширение культурных контактов в современном мире) и негативные стороны.

Н. Данилевский о взаимодействии культур: 1) колонизация (финикийцы перенесли свою культуру в Карфаген); 2) «прививка черенка на чужое дерево» (эллинистическая культура Александрии внутри египетской культуры); 3) взаимный равноправный диалог (обмен ценностями).

Культурный шок – первоначальная реакция индивидуального, группового или массового сознания на встречу с иной культурной реальностью.

Способы преодоления культурного шока: 1) Колонизация: агрессивная демонстрация и пропаганда собственных культурных ориентиров и моделей поведения, радикальное неприятие традиционных ценностей «местной» культуры и их вытеснение на периферию культурного пространства. 2) Гетто(т)изация: создание компактных мест проживания «чужих» (эмигрантов, беженцев, гастарбайтеров) или «местных» (индейцы США) носителей иной культуры, где они получают возможность сохранять и поддерживать свою культурную микросреду в жестких рамках локальных замкнутых пространств (гетто). 3) Ассимиляция: крайняя форма культурного конформизма, сознательный отказ от собственной культурной идентичности в пользу полного приспособления к «чужой» культуре. Последним «бастионом» в борьбе с иноземной культурой выступает язык, с утратой которого погибает и ассимилированная культура. 4) Диффузия: совмещение элементов «своей» и «чужой» культур.

Толерантность – терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению. Формы толерантности: а) личная (социальные взаимодействия отдельных индивидов); б) общественная (общественная психология, сознание, моральные нормы и нравы); в) государственная (законодательство, политическая практика).

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ДО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЗЕ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ИЗ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (МЕ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПЛ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ФИ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЭЛ) автора БСЭ

Из книги Философия: конспект лекций автора Мельникова Надежда Анатольевна

Из книги Политология: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Социология: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Казачий Дон: Пять веков воинской славы автора Автор неизвестен

Лекция № 61. Понятие культуры в философии Существует множество определений понятия культуры. Первоначально термин «культура» обозначал обработку и уход за землей. Наиболее философским является определение культуры как системы исторически развивающихся

Из книги автора

35. ПОЛИТИЧЕСКОЕ УЧАСТИЕ, ФОРМЫ И РАЗНОВИДНОСТИ Политическое участие – это то, из чего складывается реальный политический процесс. Индивиды и социальные группы, находящиеся внутри определенной политической системы, по-разному вовлечены в политический процесс. Исходя из

Из книги автора

26. ПОНЯТИЕ «КУЛЬТУРА». ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИИ КУЛЬТУРЫ. КУЛЬТУРНЫЕ ПАРАДИГМЫ И УНИВЕРСАЛИИ Культура (от лат. – возделывание земли, воспитание) – способ мышления и поведения, система материальных, научных, духовных, общественных компонентов. До XVII в. термин «культура»

Из книги автора

28. ФОРМЫ КУЛЬТУРЫ. ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ Еще со времен разложения первобытного общества и социальной дифференциации возникла и дифференциация культуры. Основные формы культуры:1. Массовая («коммерческая») культура – возникла вместе с появлением общества

Из книги автора

29. РОЛЬ БЫТОВОЙ СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА. ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ Быт – это непроизводственная, непрофессиональная сфера жизнедеятельности человека. Его также можно назвать укладом жизни. Процесс удовлетворения материальных и духовных потребностей человека

Из книги автора

Современное состояние традиционной культуры: трансформационные и энтропийные процессы, новый социально-исторический контекст и формы бытования, новые способы трансляции Созданные в процессе движения за возрождение казачьи организации сформулировали конкретные

Лекция:

Понятие культуры

Вам известно, что человек – это биологическое, социальное и культурное существо. Кого из людей мы называем культурным? Человека вежливого, тактичного, соблюдающего этикет. Культурным не рождаются, им становятся в обществе. Усвоив знания, ценности, нормы, верования общества, овладев навыками пользования окружающими предметами, выполняя социальные роли человек из существа биологического превращается в социокультурное. Что же такое культура? Начать нужно с того, что это один из основных социальных институтов духовной сферы жизнедеятельности общества. Самое первое понимание слова «культура» было возделывание земли, но со временем смысл этого понятия изменялся и появилось много значений. Остановимся на этом:

Культура - результаты созидательной, творческой деятельности человека, накопленные веками и передаваемые из поколения в поколение.

Культура создана в результате преобразовательной деятельности человека. Её определяют как вторую природу – искусственную среду обитания человеческого общества. Изучением культуры занимается социально - гуманитарная наука культурология.

Культура делится на две части:

  • Материальную, включающую в себя артефакты – результаты материального производства: весь предметный мир, созданный руками человека.
  • Духовную, включающую результаты производства сознания человека: знания, идеи, ценности.

Другими словами, материальная культура – это продукт экономики, а духовная – продукт искусства, науки, религии, морали. Они тесно взаимосвязаны. Например, без знаний и идей архитектор не построит здания или наоборот, идеи художника или писателя находят отражение на материи (холсте или бумаге).


Формы культуры: массовая, элитарная, народная

Исследователи выделяют несколько форм культуры: массовую, элитарную, народную.

Признаки массовой культуры:

1. Приобретает всё большую популярность в условиях глобализации.

2. Продукты массовой культуры создаются большими тиражами и распространяется с помощью современных коммуникативных технологий.

3. У неё много потребителей, потому что она отличается общедоступностью, простотой восприятия и понимания для людей, не имеющих образования и специальной подготовки.

4. Носит развлекательный характер и не способствует духовному росту.

5. Носит коммерческий характер.

Примерами массовой культуры являются кино, телесериалы, ток-шоу, юмор, телевизионные новости, мода, спорт, поп-музыка, массовая литература (например, романы), изобразительное искусство и т.д.

В современном мире учёные выделяют такую разновидность массовой культуры, как экранная культура. Это культура, создаваемая и передаваемая с помощью компьютера. Её примерами являются компьютерные игры, социальные сети.

Признаки элитарной культуры:


1. Узкий круг ценителей и потребителей. Доступна, как правило, интеллигенции – людям интеллектуального труда: учёным, учителям, работникам музеев и библиотек, художникам, композиторам, писателям, критикам и т. д.

2. Продукты элитарной культуры создаются привилегированной частью общества, либо по её заказу профессиональными творцами.

3. Это высокая культура, которая трудна для восприятия неподготовленным человеком, например, живопись Пикассо не всем понятна.

4. Носит некоммерческий характер, но иногда оказывается финансово успешной.

Примерами элитарной культуры являются классическая музыка Моцарта, Баха, Чайковского, классическая литература Достоевского, Шекспира, изящные искусства Микеланджело, Родена, Леонарда да Винчи, Ван Гога и т. д.

Признаки народной культуры:


1.
Создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки.

2. Носит локальный характер, потому что каждый народ имеет свою особенную народную культуру (фольклор), связанную с традициями данной местности.

3. Передаётся из поколения в поколение.

4. Воспроизведение народной культуры может быть индивидуальным (рассказ, легенда), групповым (исполнение танца или песни), массовым (карнавал, масленица).

Примерами народной культуры являются сказки, эпос, былины, танцы, песни, мифы, легенды.

Общая культура населения делится на части – субкультуры, присущие определённым социальным группам (молодёжи, пожилым, профессиям). У каждой субкультуры свой язык, взгляды на жизнь, манеры поведения и обычаи.
Также культура делится на национальную и мировую. Национальная включает ценности, нормы и образцы, характерные для какой-либо одной нации, одной страны. Мировая же объединяет в себе лучшие достижения национальных культур различных народов планеты.

Функции культуры

Как было сказано на предыдущем уроке каждый социальный институт выполняет функции, направленные на удовлетворение потребностей людей. Какие же функции выполняет культура? Познакомимся с ними:

    Информационная функция (функция преемственности) заключается в том, что культура включает в себя мир артефактов (созданных людьми предметов и явлений), а также мир языка (смыслов и знаков, образующих тексты), которые содержат в себе информацию, передающуюся из поколения в поколение с помощью традиций. К примеру, принятие и дальнейшее распространение христианства на Руси является ярким примером преемственности.

    Коммуникативная функция способствует общению людей, с помощью которого человек усваивает культурные нормы и ценности. Общение необходимо и для создания, сохранения, развития культуры. В результате общения происходит обмен идеями и духовное обогащение. Как говорил Бернард Шоу: «Когда обмениваются яблоками, у каждой из сторон остаётся лишь по яблоку, когда же обмениваются идеями, то у каждой из сторон, оказывается, по две идеи».

    Регулятивная или нормативная функция обеспечивает порядок в обществе с помощью моральных и правовых норм, традиций и обычаев, этикета и т. д., которые дают человеку ориентиры в поведении и регулируют его действия.

    Функция социализации – в результате усвоения культурных норм и овладения образцами поведения человек включается в определённый культурный контекст общества, в котором живёт. Культура также регламентирует и гендерные роли мужчины и женщины.

    Компенсаторная функция позволяет человеку отвлечься, отдохнуть от жизненных проблем, получить эмоциональную разрядку. Духовную компенсацию человек может получить от выполнения религиозных обрядов, занятий художественной культурой (например, чтения книг, посещения театра, слушания музыки), прогулок на природе, творческого увлечения, коллекционирования, воспитания детей.

Задание: Приведите свои примеры массовой, элитарной и народной культур. Напишите их в комментариях 📝

По характеру творений можно выделить культуру, представленную в единичных образцах и массовую культуру . Первая форма по характерным признакам творцов подразделяется на народную и элитарную культуру. Народная культура представляет собой единичные произведения чаще всего безымянных авторов. Эта форма культуры включает мифы, легенды, сказания, эпос, песни, танцы и т. н. Элитарная культура — совокупность единичных творений, которые создаются известными представителями привилегированной части общества либо по ее заказу профессиональными творцами. Здесь речь идет о творцах, имеющих высокий уровень образования и хорошо известных просвещенной публике. Данная культура включает изобразительное искусство, литературу, классическую музыку и т. д.

Массовая (общедоступная) культура представляет собой продукты духовного производства в области искусства, создаваемые большими тиражами в расчете на широкую публику. Главное для нее — развлечение самых широких масс населения. Она понятна и доступна всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования. Основной ее чертой является простота идей и образов: текстов, движений, звуков и т. п. Образцы этой культуры нацелены на эмоциональную сферу человека. При этом массовая культура часто использует упрощенные образцы элитарной и народной культуры («ремиксы»). Массовая культура усредняет духовное развитие людей.

Субкультура — это культура какой-либо социальной группы: конфессиональная, профессиональная, корпоративная и т. п. Она, как правило, не отрицает общечеловеческой культуры, но имеет специфические особенности. Признаками субкультуры становятся особые правила поведения, язык, символика. Каждое общество имеет свой набор субкультур: молодежной, профессиональной, этнической, религиозной, диссидентской и т. д.

Доминантная культура — ценности, традиции, взгляды и т. п., разделяемые лишь частью общества. Но эта часть имеет возможность навязывать их всему обществу либо в силу тою, что она составляет этническое большинство, либо в силу того, что располагает механизмом принуждения. Субкультура, которая противостоит доминантной культуре, называется контркультурой. Социальной основой контркультуры являются люди, в определенной мере отчужденные от остального общества. Исследование контркультуры позволяет понять культурную динамику, становление и распространение новых ценностей.

Склонность оценивать культуру своей нации как хорошую и правильную, а другую культуру — как странную и даже аморальную получила название «этноцентризм ». Многие общества этноцентричны. С точки зрения психологии это явление выступает фактором единения и стабильности данного общества. Однако этноцентризм может быть источником межкультурных конфликтов. Крайние формы проявления этноцентризма представляют собой национализм. Противоположностью выступает культурный релятивизм.

Элитарная культура

Элитарная, или высокая культура создается привилегированной частью , либо по ее заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, классическую музыку и литературу. Высокая культура, например, живопись Пикассо или музыка Шнитке, трудна для понимания неподготовленного человека. Как правило, она на десятилетия опережает уровень восприятия среднеобразованного человека. Круг ее потребителей — высокообразованная часть общества: критики, литературоведы, завсегдатаи музеев и выставок, театралы, художники, писатели, музыканты. Когда уровень образования населения растет, круг потребителей высокой культуры расширяется. К ее разновидности можно отнести светское искусство и салонную музыку. Формула элитарной культуры — “искусство для искусства ”.

Элитарная культура предназначена для узкого круга высокообразованной публики и противостоит как народной, так и массовой культуре. Она обычно непонятна широким массам и требует хорошей подготовки для правильного восприятия.

К элитарной культуре можно отнести авангардные направления в музыке, живописи, кинематографе, сложную литературу философского характера. Часто творцы такой культуры воспринимаются как жители «башни из слоновой кости», отгородившиеся своим искусством от реальной повседневной жизни. Как правило, элитарная культура является некоммерческой, хотя иногда может оказаться финансово успешной и перейти в разряд массовой культуры.

Современные тенденции таковы, что массовая культура проникает во все области «высокой культуры», смешиваясь с ней. При этом массовая культура снижает общекультурный уровень ее потребителей, но в то же время сама постепенно поднимается на более высокий культурный уровень. К сожалению, первый процесс пока протекает гораздо интенсивнее, чем второй.

Народная культура

Народная культура признается особой формой культуры.В отличие от элитарной культуры народная, культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки . Авторы народных творений неизвестны. Народную культуру называют любительской (не по уровню, а по происхождению) или коллективной. Она включает мифы, легенды, сказания, эпосы, сказки, песни и танцы. По исполнению элементы народной культуры могут быть индивидуальными (изложение легенды), групповыми (исполнение танца или песни), массовыми (карнавальные шествия). Фольклор — ещё одно название народного творчества, которое создается различными слоями населения. Фольклор локализован, т. е. связан с традициями данной местности, и демократичен, поскольку в его создании участвуют все желающие.К современным проявлениям народной культуры можно отнести анекдоты, городские легенды.

Массовая культура

Массовая или общедоступная не выражает изысканных вкусов аристократии или духовных поисков народа. Время ее появления — середина XX в., когда средства массовой информации (радио, печать, телевидение, грамзаписи, магнитофоны, видео) проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех социальных слоев. Массовая культура может быть интернациональной и национальной. Популярная и эстрадная музыка — яркий пример массовой культуры. Она понятна и доступна всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования.

Массовая культура, как правило, обладает меньшей художественной ценностью , чем элитарная или народная культура. Но у нее самая широкая аудитория. Она удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагирует на любое новое событие и отражает его. Поэтому образцы массовой культуры, в частности шлягеры, быстро теряют актуальность, устаревают, выходят из моды. С произведениями элитарной и народной культуры подобного не происходит. Поп-культура — сленговое название массовой культуры, а китч — ее разновидность.

Субкультура

Совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов общества, называется доминирующей культурой. Поскольку общество распадается на множество групп (национальных, демографических, социальных, профессиональных), постепенно у каждой из них формируется собственная культура, т. е. система ценностей и правил поведения. Малые культуры называются субкультурами.

Субкультура — часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих определенной . Говорят о молодежной субкультуре субкультуре пожилых людей, субкультуре национальных меньшинств, профессиональной субкультуре, криминальной субкультуре. Субкультура отличается от доминирующей культуры языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, причесываться, одеваться, обычаями. Различия могут быть очень сильными, но субкультура не противостоит доминирующей культуре. Своя культура у наркоманов, глухонемых, бомжей, алкоголиков, спортсменов, одиноких. Дети аристократов или представителей среднего класса сильно отличаются своим поведением от детей из низшего класса. Они читают разные книги, ходят в разные школы, ориентируются на разные идеалы. У каждого поколения и социальной группы свой культурный мир.

Контркультура

Контркультура обозначает такую субкультуру, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но противостоит, находится в конфликте с господствующими ценностями. Субкультура террористов противостоит человеческой культуре, а молодежное движение хиппи в 1960-е гг. отрицало господствующие американские ценности: усердный труд, материальный успех, конформизм, сексуальную сдержанность, политическую лояльность, рационализм.

Культура в России

Состояние духовной жизни современной России можно охарактеризовать как переходное от отстаивания ценностей, связанных с попытками построения коммунистического общества, к поиску нового смысла общественного развития. Мы вышли на очередной виток исторического спора между западниками и славянофилами.

Российская Федерация — многонациональная страна. Ее развитие обусловлено особенностями национальных культур. Уникальность духовной жизни России заключается в многообразии культурных традиций, религиозных верований, моральных норм, эстетических вкусов и т. д., что связано со спецификой культурного наследия разных народов.

В настоящее время в духовной жизни нашей страны наблюдаются противоречивые тенденции . С одной стороны, взаимное проникновение различных культур способствует межнациональному пониманию и сотрудничеству, с другой — развитие национальных культур сопровождается межэтническими конфликтами. Последнее обстоятельство требует взвешенного, терпимого отношения к культуре других общностей.