День 15 августа в современной истории. Успение Пресвятой Богородицы

Мне позвонили через час после Володиной смерти. Я знал, что недуг его тяжел, но звонок потряс. Верилось в то, что он все-таки справится. Большой русский писатель.

Слово большой определяло Шарова всесторонне. Если бы кому-то пришло в голову (к счастью, не приходило) построить русских литераторов по росту, во главе колонны стоял бы, думаю, он. По писательским и человеческим качествам Шаров оказался бы, вероятно, на том же месте. Этой своей высоты Володя стеснялся. Наклонялся к уху собеседника, делая вид, что одного с ним роста.

Его творчество, на мой взгляд, определяли две основные темы - история и религия. Всего две, но - самые важные. Первая связана со временем, памятью и опытом. Без памяти нет опыта, без опыта нет сознания. Нет ни личности, ни народа. Вторая тема связана с поисками того, что мы называем смыслом жизни. Об этом речь идет уже в раннем творчестве Шарова - прежде всего в «Репетициях» - великом, без преувеличения, романе.

Писателя занимала религиозность как таковая, тот «ген», который отвечает в человеке за веру и к которому после октябрьского переворота подошли с «отверткой». Как произошло, что многие христиане оказались способны так быстро поверить в нечто противоположное христианству? Шаров предложил один из вариантов ответа. Ответ вызвал споры, но это было попыткой объяснить необъяснимое.

Проза его по-бунински кристальна, ей чужды трюкачество и фейерверки. Ее красота глубинна и не нуждается в спецэффектах. Знаю, что Володя не любил ритмической прозы. Надо полагать, с точки зрения вкуса, она казалась ему сомнительной. И действительно, чаще всего с этим трудно спорить. Образцом того, каким должен быть ритм (а он, вообще говоря, должен быть) служат тексты самого Шарова.

Это ритм тонкой настройки, лишенный вычурности и естественный, как стук дождя по крыше. Он и создавал свои романы, шагая по комнате и произнося фразу за фразой. Так, конструируя самолет, деталь за деталью проверяют на аэродинамические свойства. Чтобы ни одного лишнего изгиба. Ни одного ненужного слова.

Замечательный английский литературовед и переводчик Оливер Реди рассказывал мне, как, переводя «Репетиции», пытался поймать этот ритм, потому что без него романов Шарова не понять. Даже, подобно автору, ходил, по-моему, по комнате. И был счастлив, когда английский текст зазвучал по-шаровски.

Мы познакомились с Володей на Лондонской книжной ярмарке в 2011 году. Если быть более точным, не на самой ярмарке: поздним вечером случайно столкнулись на одной из улиц. Мы оба оказались любителями одиноких ночных прогулок. В сценарии вроде бы значилось, что, поздоровавшись, каждый из нас следует своим курсом. Но ведь не последовали (может, в тот вечер и не было курса), а отправились в путешествие по ночному Лондону. Я думаю, причиной было то, что речь как-то сама собой зашла об истории.

Прогулка, мог бы сказать я, закончилась под утро - только она удивительным образом не закончилась. С той же неторопливостью мы прошли через Прагу, Брно, Иерусалим - выступая в свободное от прогулки время на тамошних книжных салонах. У Володи была мягкая, стеснительная какая-то манера выступлений, включавшая в себя редкую для литератора способность не выходить за пределы поставленного вопроса. Возможный, но нежелательный ход мысли он отсекал коротким так или иначе. Иначе произносил по-маяковски, с ударением на и. Было в этой присказке что-то свободное, на однозначности не настаивающее - так или иначе. В жизни всегда возможны варианты.

Однажды меня спросили, кто самый недооцененный писатель России. Я, не задумываясь, ответил: «Шаров». Его действительно долго не замечала пресса, «широкий» читатель, литературные премии. В последние годы ситуация стала меняться. Шаров получил «Русского Букера», и на фоне всех букеровских скандалов этот лауреат выглядел бесспорным.

Он и по-человечески был бесспорным и - редкий случай - не имел, по-моему, ни завистников, ни врагов. Стеснительная улыбка и полная сосредоточенность на собеседнике. С ним всегда было легко: ни разу не видел его в дурном настроении.

У писателя немного привилегий. Одна из них состоит в том, что он может продолжать беседу с читателем и после смерти. Хороший писатель предвидит какие-то вопросы из будущего и заранее дает на них ответы. Шаров был ответственным человеком и к такому случаю, я думаю, подготовился. Вопросы-то не завтра еще появятся, а ответы уже готовы. Ждут. Прогулка с Володей продолжается.

Тема: я волнуюсь, конечно

07.03.2017, 13:10:17 GMT+3

Евгений Германович, журнал Marie Claire предложил мне взять у Вас интервью, и я сразу согласилась. Во-первых, мне, как музыканту и филологу по образованию, очень интересны Вы как творческая личность. Как человек, который тоже пишет и творит, я больше всего вдохновляюсь людьми и разговорами с людьми. Кто знает, возможно, этот диалог заставит меня написать не одну песню? Ну и потом – интересно побывать в непривычной роли. Это мое первое интервью. Я волнуюсь, конечно. Несмотря на то, что в данный момент я не в Санкт-Петербурге – нахожусь с гастролями в Нижнем Новгороде, затем еду в закрытый город Саров, – подумала, что это вызов, который я не могу не принять… Если Вы не против, в ближайшее время пришлю вопросы!
С уважением, Евгения Любич

Тема: RE: я волнуюсь, конечно

07.03.2017, 17:20:32 GMT+3

Дорогая Женя, до чего приятно иметь дело с тезкой! Мы с моей женой Татьяной видели Вас на одном мероприятии в Петербурге. Обратили внимание – у Вас очень хорошие песни. Замечательно, что Вы согласились, потому что человек должен пробовать все. Или почти все. Присылайте вопросы – с удовольствием на них отвечу.
Ваш Женя

Тема: любовь и справедливость
от: JeniaSPB, кому: Evodolazkin
08.03.2017, 00:10:17 GMT+3

Евгений, доброй ночи! Играла второй концерт в Нижнем Новгороде. Пишу вам фактически из-за кулис. Так уж сложилось, что мы начинаем в ночь на 8 марта. У меня вот какой вопрос: герой вашего последнего романа «Авиатор» утверждает, что «любовь выше справедливости». Вы с ним согласны?
И еще, мне интересно было бы узнать: вы с вашей женой Татьяной всю жизнь, тридцать лет фактически, занимаетесь одним и тем же делом – оба изучаете древнерусскую литературу. Вот как это – на работе об одном и дома об одном? Заранее большое спасибо за ответы!
С уважением, Евгения Любич
отправлено с iPhone

Тема: в безусловной правоте
есть что-то бездушное
от: Evodolazkin, кому: JeniaSPB
08.03.2017, 15:17:32 GMT+3

Женя, называйте меня, пожалуйста, тоже Женей – должна же быть какая-то симметрия. :)
Продолжаю…
Мой герой – человек, пришедший из другой вселенной, в которой про 8 марта вряд ли кто-то знал – кроме разве что Клары Цеткин и Розы Люксембург. В той системе координат взаимоотношения любви и справедливости были, как мне кажется, несколько иными. Человеку того времени было проще понять, что справедливость не является высшей точкой в отношении к человеку. Если с нами со всеми поступали бы по справедливости, ничего хорошего, боюсь, не получилось бы. В справедливости, при всей важности этой категории, есть оттенок бесчеловечности. Знаете, читая в детстве басню «Стрекоза и муравей», я симпатизировал скорее стрекозе. В безусловной правоте муравья было что-то бездушное. Я знаю людей, которые всегда правы, но в их правоте нет любви. От их правоты хочется бежать. Я думаю, что справедливость и любовь должны идти рука об руку.
Что касается второго вопроса, любопытно, что примерно о том же я спрашивал себя 30 лет назад. Ответ оказался проще. Жизнь гораздо шире профессиональных тем, даже если это любимая профессия. Когда появляется ребенок и нужно добывать деньги для семьи, поверьте, профессиональные разговоры стоят совсем не на первом месте... Что касается постоянного присутствия на виду друг у друга – дома и на работе, – то его в нашей жизни нет: работа медиевиста в основном проходит в рукописных отделах библиотек. Так что мы успеваем друг по другу соскучиться.
Ваш Женя

Тема: об интеллигентности
от: JeniaSPB, кому: Evodolazkin
08.03.2017, 18:15:00 GMT+3

Женя, читаю вас, и родился новый вопрос: что, по-вашему, представляет собой сейчас знаменитая «петербургская» интеллигенция? Я должна объяснить: есть версия, что слово «интеллигенция» придумал и ввел в русский язык мой дальний родственник Петр Дмитриевич Боборыкин. И в целом, по его определению, интеллигент – не столько человек ума, сколько души.
Искренне ваша, Женя

Тема: узнаю петербуржцев в любой точке земного шара
от: Evodolazkin, кому: JeniaSPB
08.03.2017, 23:36:07 GMT+3

Женя, дорогая, то, что Петр Дмитриевич Боборыкин – ваш родственник, просто замечательно: семейная история в жизни человека очень многое определяет. Судя по всему, именно Петр Дмитриевич дал слову тот обертон, который отличает его от сходных европейских. Он много сделал для русской культуры, но уже за одно это слово достоин памятника. Интеллигент – не тот, кто просто много знает, но и достойно себя ведет, и образ мыслей у него достойный. Что касается петербургской интеллигенции, то у нее, безусловно, есть свои черты. Знаете, нацию порой определяют как систему поведенческих стереотипов. Это манера вести себя в разных ситуациях. Ну, условно говоря, уступить дорогу женщине, за столом сесть с краю и т. д. Вот эта система стереотипов определяет, если угодно, петербургскую нацию. Я узнаю петербуржцев в любой точке земного шара.
Ваш Женя

Тема: ваши записные книжки
от: JeniaSPB, кому: Evodolazkin
09.03.2017, 01:17:32 GMT+3

Женя, прошу прощения, что пишу так поздно, но пока рядом есть Wi-Fi, я им воспользуюсь. Сочиняя тексты для песен, я использую самые разные источники впечатлений и по-разному их фиксирую. Ваша проза – это кружево из деталей, очень изысканно подобранных слов. Это в чистом виде производная от интеллекта, эрудиции? Возможно, вы ведете записные книжки, фиксируете услышанное от других людей?
отправлено с iPhone

Тема: RE: ваши записные книжки
от: Evodolazkin, кому: JeniaSPB
09.03.2017, 10:17:32 GMT+3

Дорогая Женя, особенности работы диктует материал. В случае «Лавра» мне пришлось работать со средневековыми текстами – цитировать их, пересказывать или сочинять самому в древнерусской манере. Но основное – это, конечно же, личные наблюдения. Треск отсыревших сучьев в костре, удар неумело взятого весла о воду и т. п. – это ведь наш общий со Средневековьем фонд. Я наблюдаю эти детали здесь, а затем переношу туда. И когда читатель узнает близкие ему ощущения в чужой среде, она перестает быть для него чужой. За этими деталями я охочусь и собираю их, нередко помещаю в записную книжку – это обычная для писателя история. В этой связи мне вспоминается замечательное письмо одной моей читательницы. Она хвалит мой роман «Лавр», но жалуется, что один из фрагментов ею остался непонятым. Имеется в виду описание средневекового­ леса­, в котором вытаивает из-под снега пластиковая бутылка. Это легкое хулиганство было мне нужно для того, чтобы выразить идею проходимости времени во всех направлениях. Так вот, читательница упоминает о записных книжках как одном из писательских методов и квалифицированно это описывает. За этим следует вопрос: может быть, вы перепутали записные книжки?
Ваш Женя

Тема: мужской стиль в литературе
от: JeniaSPB, кому: Evodolazkin
09.03.2017, 12:17:32 GMT+3

В литературе, поэзии и даже музыке мне всегда нравился мужской стиль. Потому что мужчины, как правило, тяготеют к обобщению и вообще к какой-то философской истине. Это не жалостливые письма подруге. Вы делите литературу на мужскую и женскую?

Тема: пол для большой литературы значения не имеет
от: Evodolazkin, кому: JeniaSPB
09.03.2017, 13:20:32 GMT+3

Принято говорить, что есть лишь одно деление: литература и нелитература. Я, пожалуй, под этим подпишусь – с небольшой поправкой в том духе, что существует все-таки особая женская интонация, и она, безусловно, только украшает текст. Возьмите, например, романы замечательной английской писательницы Мюриэл Спарк. По качеству прозы с ней сравнится редкий мужчина. Пол, возраст, национальность для большой литературы решающего значения не имеют. Лучшие писатели достигают тех высот, где летают только ангелы, у которых нет ни первого, ни второго, ни третьего.

Тема: RE: пол для большой литературы значения не имеет

09.03.2017, 13:40:32 GMT+3

Наше интервью в письмах по скорости ответов уже напоминает интервью в WhatsApp)) Литература – это способ создавать жизнь или способ ухода от реальности?
отправлено с iPhone


Тема: каждому – свое
от: Evodolazkin, кому: JeniaSPB
09.03.2017, 15:30:32 GMT+3

Тема: песни пишутся в дороге
от: JeniaSPB, кому: Evodolazkin
09.03.2017, 18:50 GMT+3

Женя, пишу вам из города Саров, путь в который из Нижнего занял у меня 4,5 часа, стою за кулисами прямо перед началом выступ­ления. Хочу сказать, что песни прекрасно пишутся в дороге. А романы?

Тема: вне кабинета «хватаешь» жизнь
от: Evodolazkin, кому: JeniaSPB
09.03.2017, 23:50:32 GMT+3

Дорогая Женя, самое большее, что я могу­ сделать вне своего кабинета, – описать какую-то конкретную вещь или человека. Вижу, скажем, как в скоростном поезде спит, открыв рот, человек. Удивительный такой контраст: предельная скорость и полный покой. Да и сидит гражданин необычно: затылок на стекле, лицо обращено внутрь вагона. Иногда глаза открываются (без зрачков, одни белки), и тогда закрывается рот. Потом в обратном порядке. Поезд, между прочим, Милан–Венеция, за окном – красота неземная, а тут такой аттракцион. Достаешь записную книжку, пытаешься как можно более точно «схватить» происходящее – двумя-тремя мазками. Например, лицо пассажира описываешь как венецианскую маску.

Тема: RE:
от: JeniaSPB кому: Evodolazkin
10.03.2017, 14:17:32 GMT+3

Существует ли писательский график Евгения Водолазкина, например: сегодня только пишу, даже на телефонные звонки не отвечаю, а завтра преподаю, отдыхаю? Я вот, например, пытаюсь прийти к такому графику, но не получается, и прямо сейчас одновременно записываю альбом и готовлюсь к важному концерту, который пройдет 16 апреля в петербургском клубе «Космонавт».
Женя, писала вам вопрос под объявление моего рейса в аэропорту, которое я чудом услышала! Возвращаюсь в Петербург.
отправлено с iPhone

Тема: RE: RE:
от: Evodolazkin, кому: JeniaSPB
10.03.2017, 17:17:32 GMT+3

Дорогая Женя, поздравляю с возвращением! График существует, но к действительности не имеет ни малейшего отношения. Одновременно с решением писать приходит, допустим, звонок начинающей поэтессы: «Посмотрите мои стихи». Я вдыхаю, чтобы сказать об отсутствии времени, – она опережает меня: «Одно условие: никаких похвал – только о недостатках!» Невозможно отказать человеку, который ставит тебе условия... Звонки из библиотеки, нескольких изданий и даже Московского зоопарка. После небольшого затишья опять звонки – с уточнением моей позиции относительно борьбы с обледенением тротуаров, ювенальной юстиции и родительного падежа слова «мандарины»... Не отвечать я, вопреки советам, пока не научился. Раньше, правда, я сбегал в деревню, где плохая телефонная и интернетовская связь, но несколько недель назад у меня там сгорел дом. В том, что сбегать сейчас некуда, я вижу своего рода призыв не уходить от общественных обязанностей. Я не жалуюсь: внимание к тебе – это ведь форма любви, а за любовь нужно быть благодарным.
Женя, предлагаю другие материи оставить до нашей встречи. Вот мы ее и дождались. Пока на этом все.
Ваш Женя

Личная встреча

Евгения Любич: Женя, очень рада вас видеть! Наконец мы встретились после трех дней переписки в родном для обоих Петербурге. А я уже начала привыкать писать вам... Мне очень нравится, что мы называем друг друга именно Женя. Вообще это очень интересно, что за одним именем скрываются два разных мира: мужской и женский, два разных мироощущения. Любопытно узнать ваше понимание этих двух миров.

Евгений Водолазкин: Женя, и я рад встрече... Мне кажется, что женщины гораздо лучше мужчин. Говорю это без малейшего кокетства. Просто как опыт своей жизни. Воспитывали меня женщины – бабушка и мама. В основном – бабушка. Потом я плавно из бабушкиных рук перетек в руки моей жены, замечательного, удивительного человека. Она из русских немцев, из Караганды, сочетает счастливым образом лучшие черты двух народов. Естественно, у меня могла родиться только дочь. Мужчине с женщиной легко, потому что они по-разному устроены. Особенно хорошо и, наверное, правильно устроены русские женщины.

Вы угадали мой следующий вопрос. Я знаю, что вы несколько лет прожили в Мюнхене. Я тоже прожила какое-то время за рубежом, в Париже. И ощутила разницу между русскими женщинами и женщинами европейскими.

Дело в том, что западные женщины, в частности, немки, которых я знаю по Мюнхену, по Берлину, все время думают о том, чтобы, не дай Бог, не потерять равенства с мужчинами. Наша женщина об этом не думает. Если она любит, то любит. Она может быть кошкой в мужских руках, а может быть тигрицей. Все зависит от тебя, от твоего желания, и в каком-то смысле – от твоих возможностей справляться с ее темпераментом. А западные люди немного по-другому устроены. Например, меня в свое время жутко потрясло, что пары составляют брачный контракт, развод изначально заложен в систему. У нашей женщины хватает мудрости не вестись на эту чепуху.

Для западной женщины справедливость выше любви.

Кому нужна эта справедливость, если она зачеркнет любовь?

Мне кажется, что для российских женщин, и вообще для нашего человека, очень важно любить. В смысле – прощать, терпеть, ждать, надеяться, верить. В Европе акцент все-таки на материальную сторону вопроса. Да, там очень красивые женщины. Особенно француженки. Но вот дома там суп не приготовлен. Лично мне теплее здесь жить. То, что в итоге я живу, например, не во Франции, не в Париже, а в Санкт-Петербурге – это осознанный выбор. Для вас это тоже осознанный выбор?

Мы с женой даже не сомневались, что будем возвращаться. И до сих пор я не жалею. Дело в том, что заграница представляет искушение преимущественно для тех, кто никогда там не жил долгое время. Туда едут за счастьем. Да, там зарплата больше, там улицы чище… Можно перечислять бесконечно. Но ты там всегда чужой. Чужой даже не в агрессивном смысле – тебя никто не прессует за то, что ты не немец или не француз. Просто существует вежливая дистанция, которая не дает человеку подойти на сколько-нибудь близкое расстояние, чтобы стать своим. Я наблюдал это в самых разных странах. В Англии, в Германии. Это в какой-то момент сильно давит на нервы. Знаешь, это можно сравнить с дождем. Только не с освежающим, который летит с неба Ниагарой. Речь идет о дожде, который едва-едва накрапывает, который почти еще туман. И ты идешь. И ты проходишь километр – и чувствуешь, что абсолютно мокрый. У тебя нет никакого иммунитета против него. То есть, попадая под большой дождь – ты мобилизуешься. А тут вот такая нарастающая сырость…

Человеку успешному часто приходится иметь дело с Москвой. Наверное, у вас была возможность переехать в столицу. Тем не менее вы все равно, может быть, даже вопреки всему, живете в Петербурге. Является ли этот город в какой-то степени условием для творчества?

Если ты хочешь чем-либо серьезно заниматься, нужно ехать в Москву. Но есть две сферы, которые являются исключением из этого правила.

Это музыка и литература?

Это наука и литература.

Тогда три сферы.

Да. Тогда три. Мы не раз об этом говорили с Михаилом Шемякиным. Он любит уточнять: «Что-то есть в испарениях этих болот, что питает творчество».

Интересно, что вы думаете о литературных премиях?

Премии важны. С нескольких точек зрения. Первое и главное: это ориентир для читателя. Возьмите пять основных русских премий: «Большая книга», «Ясная Поляна», «Национальный бестселлер», «Русский Букер», «НОС» – кажется, я ничего не забыл. И посмотрите шорт-лист каждой – вы обнаружите совпадения. Это то, что можно читать спокойно, – высокого класса литература. Второе: премии поднимают интерес. Значит, поднимают тиражи, значит, увеличивают роялти. Наконец, премия – это в некоторых случаях большие деньги. «Большая книга» – первая премия три миллиона рублей, вторая премия – 1,5 миллиона, третья премия – 1 миллион. Ощутимо для писателя, который, в общем-то, много не зарабатывает! Год, два он может спокойно жить, не думая о том, на что содержать семью. Другое дело, что премии редко дают дважды. Мне повезло получить дважды «Большую книгу».

Если не брать премии в расчет, на что живет писатель?

На дополнительные заработки, если основным считать литературный труд. Например, я сотрудник Пушкинского Дома. Нельзя сказать, что я там зарабатываю деньги, потому что зарплата доктора наук, как ни странно, очень маленькая. Но у меня получается по совокупности: зарплата филолога, исследователя Древней Руси, плюс я получаю роялти за мои романы. Все это помогает держаться на плаву. Вполне мог бы зарабатывать гораздо больше, начни я писать детективы или любовные романы. Но мне интересны другие призы. Я горжусь тем, что могу хорошо описать вид из окна, разговор в комнате, да мало ли что. И не променяю это ни на какие гонорары за треш.

Точно такое же у меня отношение к музыке. Это здорово, потому что освобождает от соблазна писать ради денег. Другой вопрос – писать ради чего? В переписке мы говорили о том, что литература – это способ ухода от реальности.

Для меня это не столько способ ухода, сколько попытка справиться с существующей реальностью. Справиться лично. Справиться со своими страхами. Иногда – с приступами отчаяния. Я не могу сказать, что существую в непрерывной истерике. Нет. Но иногда на меня накатывает жуткая тоска. И единственным лечением здесь может быть только создание текстов. Как у вас, я думаю, создание музыки. Вы знаете, я впервые что-то подобное говорю. Но как бы очень неожиданный жанр у нас: вы не журналист, вы человек искусства, поэтому я чувствую себя в некотором смысле более свободно... Вы, Женя, молоды. В вашем возрасте я многого не боялся, потому что не до конца чувствовал жизнь.

Кто-то черствеет с годами. А кто-то, может быть, наоборот, готов обнажиться.

Меня в свое время потрясло: вот Виктор Астафьев – великий писатель. А знаете, какое у него жуткое завещание? Я, боюсь, не воспроизведу дословно, но близко к тексту: «я пришел в этот мир полный радости, а сейчас у меня нет для него ни одного доброго слова». И меня мучило вот это его непонятное заявление. А потом я стал понемногу понимать. Молодые люди не знают, как страшна жизнь.

Опыт бывает очень ранний и очень разный.

Бывает. Но в юности человек способен реабилитироваться­, восстановиться. Даже очень страшные вещи, которые с ним происходят, он форматирует в отдельную папку «Исключения». И возвращается к солнечной жизни как норме бытия. А человек, который перешел определенный рубеж, понимает, что это никакие не исключения, что жизнь непроста по целому ряду причин. Возникает это чувство, и уже не так просто отвлечься. Для меня литература – это большая помощь и утешение, которое гораздо дороже денег или славы. Всех тех вещей, которые кажутся такими привлекательными.

Вопрос, который я не могу не задать как музыкант. Тексты у вас очень музыкальные, поэтичные. Я чувствую этот ритм. Мне интересно ваше отношение к связи музыки и литературы.

Знаете, наиболее важные и драматические фрагменты текстов я пишу под музыку – например, включаю Баха. Когда описываю патетические сюжеты – «Реквием» Моцарта. Но я не позволяю себе постоянно слушать музыку, когда пишу. Потому что иногда качества хорошей музыки могут невольно распространиться в моем сознании на текст, и текст будет плох. Я работаю вообще-то в тишине.

Удивительным образом перекликается с моим совершенно противоположным опытом. Я не могу читать текст под музыку. Потому что для меня музыка – это самостоятельный текст. И наоборот. Если говорить о моих песнях, я не могу отделить текст от музыки, потому что текст теряет вообще смысл и глубину.

Да, да. Женя, вы абсолютно правы в смысле того, что в песнях текст и музыка неразделимы. Слово имеет свои пределы. И там, где его возможности кончаются, там начинается музыка или живопись. Свой прошлый роман «Авиатор» я посвятил художнику. Сейчас пишу роман, который будет посвящен музыканту. И вот там я пытаюсь, среди прочего, понять, где находятся те самые пределы слова и где вступает музыка. Потому что без музыки придется остановиться. А так мы все идем и идем.

Письмо вдогонку

Тема: вопрос о героине романа
от: Evodolazkin кому: JeniaSPB
14.03.2017, 22:29

Женя, дорогая, я вернулся из Греции – и лечу в Японию. Обнаружил в почте, что так и не ответил на один ваш вопрос. Вы спрашиваете: планирую ли я написать роман, главной героиней которого будет женщина. Понимаете, Женя, чтобы писать о женщине, нужно ее разгадать. Пока у меня это не получилось, буду писать о мужчинах: они проще устроены.
Сердечно, Женя
отправлено со смартфона Samsung Galaxy.

Ты - не раб!
Закрытый образовательный курс для детей элиты: "Истинное обустройство мира".
http://noslave.org

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Евгений Водолазкин
267x400px
Евгений Водолазкин на IX Московском международном открытом книжном фестивале
Имя при рождении:

Евгений Германович Водолазкин

Псевдонимы:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Полное имя

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дата рождения:
Дата смерти:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Место смерти:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Гражданство:

СССР 22x20px СССР , Россия 22x20px Россия

Род деятельности:

писатель, литературовед

Годы творчества:

с Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). по Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Направление:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Жанр:
Язык произведений:
Дебют:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Премии:
Награды:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Подпись:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

[[Ошибка Lua в Модуль:Wikidata/Interproject на строке 17: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |Произведения]] в Викитеке
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Евге́ний Ге́рманович Водола́зкин (род. 21 февраля (19640221 ) , Киев) - российский литературовед и писатель.

Биография

Окончил филологический факультет КГУ им. Т. Г. Шевченко (1986). В том же году поступил в аспирантуру Института русской литературы АН СССР (Пушкинский дом), в Отдел древнерусской литературы, возглавляемый академиком Д. С. Лихачёвым . В течение трёх лет писал диссертацию о переводе византийской Хроники Георгия Амартола и после защиты, с 1990 года работает там же .

Доктор филологических наук, защитился в 2000 году, тема диссертации: «Всемирная история в литературе Древней Руси (на материале хронографического и палейного повествования XI-XV вв.)».

Произведения

  • Дмитрий Лихачев и его эпоха: Воспоминания. Эссе. Документы. Фотографии. - СПб.: Logos, 2002. 424 с. - 2000 экз.
  • Похищение Европы. - СПб.: Logos, 2005. - 416 с. - 2000 экз.
  • Соловьёв и Ларионов - М.: Новое литературное обозрение, 2009. - 342 с. - 1000 экз.
  • Часть суши, окруженная небом: Соловецкие тексты и образы. - СПб.: Logos, 2011. - 784 c. - 1000 экз.
  • Лавр. - М .: АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2012. - 448 с. - 43 000 экз.
  • Совсем другое время. Сборник рассказов. - М .: АСТ, 2013. - 480 с. - 4000 экз.
  • Красная стрела: [рассказы, эссе] / Сост. С. Николавеч и Е. Шубина. - М.: АСТ, 2013. - 703 с. - 4000 экз.
  • Русские дети: 48 рассказов о детях / Сост. П. Крусанов, А. Етоев. - СПб,: Азбука-Аттикус, 2013. - 800 с. - 10 000 экз.
  • Текст и традиция. Альманах. Т. 1-3. - СПб.: Росток, 2013-2015. - 1000 экз.
  • Дом и остров, или Инструмент языка: Эссе. - М .: АСТ, 2014. - 377 с. - 3000 экз.
  • Русские женщины: 47 рассказов о женщинах / Сост. П. Крусанов, А. Етоев. - СПб.: Азбука-Аттикус, 2014. - 640 с. - 7000 экз.
  • Детский мир: Сборник рассказов / Сост. Д. Быков. - М .: Редакция Елены Шубиной, 2014. - 432 с. - 7000 экз.
  • Пара пьес. - Иркутск: Издатель Сапронов, 2014. - 174 с. - 1300 экз.
  • Всё о моем доме: [рассказы, эссе] / Сост. С. Николаевич и Е. Шубина. - М.: АСТ, 2014. - 781 с. - 3500 экз.
  • Стоп-кадр. Ностальгия: [рассказы, эссе] / Сост. С. Николаевич, Е. Шубина. - М.: АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2015. - 476 с. - 3000 экз.
  • Большая книга победителей / Сост. и подгот. текстов Елены Шубиной. - М., 2015.- 560 с. - 6000 экз.
  • Россия - Италия: Литературные путешествия. М.: Время, 2016. - 448 с. - 1000 экз.
  • Авиатор. - М.: АСТ, Редакция Елены Шубиной, 2016. - 416 с. - 15 000 экз.
  • Все в саду: [рассказы, эссе] / Сост. С. Николаевич, Е. Шубина. - М.: АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2016. - 478 с. - 2500 экз.

Премии

Напишите отзыв о статье "Водолазкин, Евгений Германович"

Примечания

Ссылки

  • в «Журнальном зале »
  • на сайте ИРЛИ РАН
  • на сайте «Новая литературная карта России »
  • // «Литературная Россия », 2014, № 23
  • // Российская газета, 2010, №5208

Ошибка Lua в Модуль:External_links на строке 245: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Отрывок, характеризующий Водолазкин, Евгений Германович

– Наверное, я, мой друг. Думаю, это ты что-то во мне изменила. Иди к Владыко, Изидора. Он – ваша единственная надежда. Иди, пока ещё не поздно.
Я ничего ему не ответила. Да и что я могла сказать?.. Что я не верю в помощь Белого Волхва? Не верю, что он сделает для нас исключение? А ведь именно это и было правдой! И именно потому я не хотела идти к нему на поклон. Возможно, поступать подобно было эгоистично, возможно – неразумно, но я ничего не могла с собой поделать. Я не хотела более просить помощи у отца, предавшего когда-то своего любимого сына... Я не понимала его, и была полностью с ним не согласна. Ведь он МОГ спасти Радомира. Но не захотел... Я бы многое на свете отдала за возможность спасти мою милую, храбрую девочку. Но у меня, к сожалению, такой возможности не было... Пусть даже храня самое дорогое (ЗНАНИЕ), Волхвы всё же не имели права очерствить свои сердца до такой степени, чтобы забыть простое человеколюбие! Чтобы уничтожить в себе сострадание. Они превратили себя в холодных, бездушных «библиотекарей», свято хранивших свою библиотеку. Только вот вопрос-то был уже в том, помнили ли они, закрывшись в своём гордом молчании, ДЛЯ КОГО эта библиотека когда-то предназначалась?.. Помнили ли они, что наши Великие Предки оставили своё ЗНАНИЕ, чтобы оно помогло когда-нибудь их внукам спасти нашу прекрасную Землю?.. Кто же давал право Белому Волхву единолично решать, когда именно придёт тот час, что они наконец-то широко откроют двери? Мне почему-то всегда казалось, что те, кого наши предки звали Богами, не позволили бы гибнуть своим самым лучшим сыновьям и дочерям только лишь потому, что не стояло ещё на пороге «правильное» время! Ибо, если чёрные вырежут всех просветлённых, то уже некому более будет понимать даже самую лучшую библиотеку...
Анна внимательно наблюдала за мной, видимо слыша мои печальные думы, а в её добрых лучистых глазах стояло взрослое, суровое понимание.
– Мы не пойдём к нему, мамочка. Мы попробуем сами, – ласково улыбнувшись, произнесла моя смелая девочка. – У нас ведь осталось ещё какое-то время, правда?
Север удивлённо взглянул на Анну, но, увидев её решимость, не произнёс ни слова.
А Анна уже восхищённо оглядывалась вокруг, только сейчас заметив, какое богатство окружало её в этой дивной сокровищнице Караффы.
– Ой, что это?!. Неужели это библиотека Папы?.. И ты могла здесь часто бывать, мамочка?
– Нет, родная моя. Всего лишь несколько раз. Я хотела узнать о чудесных людях, и Папа почему-то разрешил мне это.
– Ты имеешь в виду Катар? – спокойно спросила Анна. – Они ведь знали очень много, не правда ли? И всё же не сумели выжить. Земля всегда была очень жестокой... Почему так, мама?
– Это не Земля жестока, солнышко моё. Это – люди. И откуда тебе известно про Катар? Я ведь никогда не учила тебя о них, не правда ли?
На бледных щеках Анны тут же вспыхнуло «розовое» смущение...
– Ой, ты прости меня, пожалуйста! Я просто «слышала», о чём вы вели беседу, и мне стало очень интересно! Поэтому я слушала. Ты извини, ведь в ней не было ничего личного, вот я и решила, что вы не обидитесь...
– Ну, конечно же! Только зачем тебе нужна такая боль? Нам ведь хватает и того, что преподносит Папа, не так ли?
– Я хочу быть сильной, мама! Хочу не бояться его, как не боялись своих убийц Катары. Хочу, чтобы тебе не было за меня стыдно! – гордо вскинув голову, произнесла Анна.
С каждым днём я всё больше и больше удивлялась силе духа моей юной дочери!.. Откуда у неё находилось столько мужества, чтобы противостоять самому Караффе?.. Что двигало её гордым, горячим сердцем?
– Хотите ли увидеть ещё что-либо? – мягко спросил Север. – Не будет ли лучше вас оставить вдвоём на время?
– О, пожалуйста, Север, расскажи нам ещё про Магдалину!.. И расскажи, как погиб Радомир? – Восторженно попросила Анна. И тут же спохватившись, повернулась ко мне: – Ты ведь не возражаешь, мама?..
Конечно же, я не возражала!.. Наоборот, я была готова на всё, только бы отвлечь её от мыслей о нашем ближайшем будущем.
– Пожалуйста, расскажи нам, Север! Это поможет нам справиться и придаст нам сил. Расскажи, что знаешь, мой друг...
Север кивнул, и мы снова оказались в чьей-то чужой, незнакомой жизни... В чём-то давным-давно прожитом и покинутом прошлом.
Перед нами благоухал южными запахами тихий весенний вечер. Где-то вдалеке всё ещё полыхали последние блики угасающего заката, хотя уставшее за день солнце давно уже село, чтобы успеть отдохнуть до завтра, когда оно снова вернётся на своё каждодневное круговое путешествие. В быстро темнеющем, бархатном небе всё ярче разгорались непривычно огромные звёзды. Окружающий мир степенно готовил себя ко сну... Лишь иногда где-то вдруг слышался обиженный крик одинокой птицы, никак не находящей покоя. Или время от времени сонным лаем тревожил тишину переклик местных собак, этим показывавших своё неусыпное бдение. Но в остальном ночь казалась застывшей, ласковой и спокойной...

С. КОРОЛЁВ: У микрофона Сергей Королёв. Ещё раз всем доброго вечера, сегодня у нас в гостях писатель и филолог Евгений Водолазкин. Евгений Германович, добрый вечер!

Е. ВОДОЛАЗКИН: Добрый вечер, Сергей!

С. К.: Евгений с нами на связи. Он сейчас в петербургской студии. Но связь, насколько я понимаю, нормальная, слышимость замечательная. Вопросы ваши жду уже сейчас. Звонки мы тоже, безусловно, будем принимать, но чуть позже. Евгений Германович, я хотел начать с последних событий, с Олимпиады. Вот в прошлом часе мы обсуждали новости, кого, возможно, не допустят к играм в Рио-де-Жанейро, по поводу Мутко уже МОК высказался и лишил его аккредитации. Есть такая позиция у людей: а надо ли нам это, а надо ли нам ходить по этим судам, выслушивать эти унизительные обвинения, во многом голословные? Я имею в виду доклад, подготовленный для ВАДА Маклареном. Может быть, стоило некоторое время назад, когда всё это только начиналось, или даже сейчас, гордо отказаться от Олимпийских игр?

Е. В: Мне кажется, что позиция гордости в нашем случае не очень уместна, потому что, насколько я понимаю, какие-то отдельные случаи были, но вот каких-то таких резких движений, мне кажется, делать не стоит. Хотя бы, потому что наши власти очень неплохо отнеслись к делу. Они сразу же решили посмотреть, что происходит, отстранили временно каких-то руководителей, если я не ошибаюсь, будут проверять всё. Я думаю, что любая ситуация управляется не снаружи, а изнутри. Надо начинать, что называется, с себя, и это самое важное. Надо быть честным перед самим собой. Что касается обвинений, которые действительно в каких-то частях свиох голословны, потому что мы не услышали особых имён и каких-то конкретных случаев, то, ну, на то щука в омуте, чтоб карась не дремал. Мне кажется, нужно меньше смотреть по сторонам и больше смотреть на себя. Исходить из того, что это наше очень важное дело - быть чистыми, правильными, а уж остальные вещи - это, поверьте, вторично.

С. К.: Так ведь речь идёт о том, что есть случаи употребления допинга, и они вполне доказаны, но наша позиция в том, что нельзя применять презумпцию виновности ко всем. Априори спортсмены должны доказывать, что они чисты, а не наоборот, - ВАДА или какие-то там другие структуры, что спортсмены употребляют допинг. И, во-вторых, мы играем не по своим правилам, потому что все эти лаборатории, все эти международные комиссии, всё на той стороне. Как можно выстоять в этой ситуации? И как можно не увидеть здесь политику?

Е. В: Нет, политика здесь очевидна, как почти во всех сферах человеческой деятельности. И надо понимать, что у разных групп, стран свои интересы, которые они отстаивают достаточно жёстко. Вообще, на мой взгляд, не нужно обижаться и обвинять весь мир в своих бедах, потому что если исходишь из того, что мир - в целом не самое комфортное место, то скорее надо удивляться тому, что происходит хорошего. А конкретно вот об этой ситуации я бы сказал, что меня тоже очень удивляет огульное обвинение наших спортсменов, потому что основа права состоит в том, что ответственность персональна, начиная от юриспруденции и заканчивая Страшным судом.

"И когда отвечать должны все, это мне напоминает ответственность у монголо-татарских войск, когда за проступок десятка уничтожалась сотня"

Безусловно, здесь нельзя не согласиться, что если мы сторонники права европейского, то мы должны исходить из того, что наказаны должны быть те, кто провинился, а не все.

С. К.: С вашей точки зрения сейчас Россия, её роль в мире, её положение в мире, как бы вы это охарактеризовали?

"Россия ищет новое геополитическое место, новую геополитическую роль, потому что эта роль очень менялась последние 25 лет"

С. К.: Какую?

Е. В: Какую, может быть, мы сами не очень знаем, но, по крайней мере, не ту, что была во времена Советского Союза. Я думаю, насколько я знаю официальную доктрину на этот счёт, Россия не собирается играть в сверхдержаву в советском смысле. Это очень дорогие игры. Они опустошают как энергетически, так и финансово. Россия должна занимать достойное место, должна иметь то положение, которое позволяет или обеспечивает то, что остальные страны с ней считаются. Но при этом Россия должна быть не только сильной, она должна быть уважаемой. Сила имеет значение, я как историк говорю. Опыт показывает, что сила значит очень много в уважении государства, но не только. Ведь есть ещё правда.

С. К.: А правда в чём?

Е. В: Правда, в общем, в том, что ты учитываешь интересы других стран, ты понимаешь, что нельзя жить так, как будто существуешь только ты. Есть определённая этика геополитическая, и в прежние времена как-то эта этика соблюдалась. А теперь она нарушается повсеместно, по обе стороны баррикад, и это очень печально.

С. К.: "Зато Крым наш! - пишет слушатель. - Или все забыли, с чего всё началось: и кризис, и вражда со всем миром?!" Что ответите?

Е. В: Началось-то не с Крыма, началось гораздо раньше. Началось по меньшей мере с 1991 года, когда были у мира большие надежды на новый миропорядок, когда Россия упразднила Варшавский блок. И после этого, к сожалению, ничего к лучшему не изменилось, потому что в условиях отсутствия одного блока другой блок остался, причём здесь ламентация и слёзы не очень уместны, потому что понятно, почему осталось НАТО. НАТО - это не только военная организация, это финансовая организация, которая обеспечивает производство оружия, многие другие вещи. Вероятно, и той стороне было очень непросто упразднять этот блок. Но я хочу сказать, что началось-то всё очень давно. На самом деле, конечно, гораздо раньше 1991 года. Но поскольку мы какой-то зримый отрезок, наверное, будем брать, то это время распада Советского Союза. И, безусловно, существовал паритет двух сил. Мир полярен, как вообще полярна любая почти конструкция под этим небом. И вдруг исчезает второй полюс. Естественно, первому полюсу становится одиноко, он ищет другой полюс. Он пытается создавать его из Ирана, ещё каких-то стран. Но такого роскошного врага, каким был Советский Союз, он найти не может. И вот начинает происходить новая поляризация. Здесь можно много обсуждать, кто в этом виноват и как это всё возникало, но поляризация шла все эти годы, и теперь она достигла такого накала, какого, может быть, не было и при существовании Советского Союза.

С. К.: Евгений Германович, а вот ИГИЛ* - это побочный продукт того самого процесса поляризации, который вы сейчас описывали?

Е. В: В каком-то смысле да, но только в довольно ограниченном смысле. С точки зрения тактики, с точки зрения того, как это возникало. Но это мощная сила, мир меняется, появляются новые игроки. Этот игрок пользуется противоречиями между основными игроками или теми, кто ещё вчера был основным. Но на самом деле в мир приходят совершенно новые силы, те, которые спали или молчали. Это, конечно, огромный Восток, очень неоднородный, Восток в широком смысле - от Дальнего Востока до Ближнего Востока.

"У меня такое впечатление, что в ближайшее десятилетие роль стран европейской цивилизации, - а к ним относятся и Россия, и Европа, и Америка, - будет сильно уменьшена"

С. К.: А увеличена чья роль?

Е. В: Увеличен Восток: это Китай, это Ближний Восток, это Индия. Это страны и народы с ещё нереализованной всерьёз энергией, и они будут себя презентовать на мировой арене.

С. К.: Знаете, вот в последние дни особенно остро ощущение стало проявляться, что мир стремительно меняется. Последние дни я имею в виду вот эту череду трагедий: это и Ницца, с чего всё началось, и Турция, которая забурлила потом, и как отголоски уже - захват отделения полиции в Ереване, и потом стрельба в Алма-Ате. Что это? Вы усматриваете взаимосвязь? И где дальше может рвануть и как?

Е. В: Я усматриваю взаимосвязь.

"Мир - это сплошная взаимосвязь"

Когда, допустим, у человека что-то не в порядке с желудком, то это проявляется прыщами на лице, какими-то не такими глазами, или если у человека что-то с почками - у него круги под глазами. Это ведь не на почках проявляется. А мир - такой же организм, как организм человека. И ясно, что это общее неблагополучие, общая заряженность, причём, заметьте, очень плохая заряженность нынешнего мира, его в высшей степени агрессивное состояние отражается вот в таких взрывах, которые носят пока небольшой характер. Я имею в виду взрыв в фигуральном смысле: то, что произошло в немецком поезде, во Франции и т.д. Но это всё проявление одного и того же.

С. К.: Чего же?

Е. В: Это мировая агрессия, которая быстро растёт. И вообще я чувствую себя очень тревожно в нынешней ситуации, ведь это только кажется, что войны и перевороты происходят потому, что, как говорил Ленин, верхи не могут, низы не хотят. Это довольно наивный взгляд на вещи. Посмотрите на Первую мировую войну, которую в своё время называли Великой войной. В общем, все ждали этой войны. Её действительно все ждали. Но ведь не потому она возникла, что выпустили семь пуль в Сараеве. Это был просто повод, фитиль, но на самом деле взорвался тот порох, который давно уже подсох и был готов к употреблению.

С. К. : Поподробнее хотелось бы с вами поговорить, что делать-то в такой ситуации? И на ком сейчас, по вашему мнению, лежит ответственность за будущее, получается, всего мира?

Е. В: Вы знаете, я, может, скажу вещи, которые покажутся вам неочевидными, но я в этом убеждён. Лежит на каждом из нас. Дело в том, что я принадлежу философии персонализма, что всё зависит от конкретного человека. Если ты убьёшь бесов в себе, то ты сделаешь мир светлей. Если ты начнёшь их убивать в других, а чаще всего получается, что ты и других заодно убиваешь, это рождает только агрессию. Поэтому надо заниматься самоочищением, пытаться смотреть на себя новым взглядом. Это не значит, что не надо помогать другим и не надо вести никакой общественной деятельности. Нет, это не так.

С. К.: Просто пока ты будешь заниматься самоочищением, как бы вокруг не рвануло и не рухнуло чего!

Е. В: Вы знаете, если ему суждено рвануть, оно рванёт и так. Но, посмотрите, вот я историк Древней Руси: сколько сделали святые для победы, допустим, русских войск. Ведь они-то делали это не оружием, они делали тем, что увеличивали массу добра в мире. Вот эту массу надо увеличивать. Понимаете, направленность на других - это всё довольно нехорошее занятие, это всё из области басни "Квартет", когда людей с прежними качествами начинают рассаживать в новом порядке. Это ничего не даст. Поэтому моя философия не так наивна, как может показаться на первый взгляд. Надо начинать с улучшения качества игры на этих инструментах. А от пустой пересадки и перестройки ничего не изменится.

С. К.: Евгений Германович, не так давно, буквально на этой неделе вышло социологическое исследование у "Левада-центра", по-моему. Там говорилось, что граждане России не чувствуют своей ответственности за страну. Цифры приводились соответствующие, вопросы и т.д. Но вывод был такой, что большинство не чувствует своей ответственности за страну. Это национальная особенность такая? Как это можно объяснить исторически?

Е. В: Я бы даже повернул дело несколько иначе, на мой взгляд, глубже. Мне часто кажется, что мы не чувствуем персональной ответственности в той мере, в какой бы надо чувствовать. Поэтому у нас сложности с тем, что в политическом фольклоре называется демократией. Демократия предполагает высокое чувство личной ответственности, причём ответственности и за себя, и, как следствие, за страну, за улицу, за всё. Исторически, наверное, это можно объяснить. Потому что вот эту личную ответственность у нас отбивали 70 лет. Но это всё равно слишком простое объяснение. Много чего было в нашей истории, что привело к этим результатам. Но оптимистическим в этой ситуации может быть лишь то, что люди меняются, и они меняются, как ни странно, даже к лучшему, не только к худшему.

"И мне кажется, что тот опыт, который мы получили, который кажется иногда отрицательным, - за последние 30 лет - может повлиять хорошо и сделать нас лучше"

С. К.: А если сравнить последние 30 лет и 70 лет, которые были до этого, то вы бы какую эпоху выбрали?

Е. В: Конечно, я бы выбрал эпоху 30-летнюю.

С. К.: Почему?

Е. В: Просто потому что, на мой взгляд, не может держаться на плаву государство, которое подавляет религию, отрицает идею бога. Это метафизическая причина. Но, поверьте, она важнее любой материальной.

С. К.: Это главная причина, по которой распался Советский Союз?

Е. В: В конечном счёте - да. Это та же причина, по которой распалась Вавилонская башня. Тут удивляться стоит не тому, что он распался, а тому, что он так долго держался.

С. К.: "Я не чувствую ответственности, потому что в этой стране ничего не решаю. Даже на мой голос все плевали!" - пишет слушатель. Вот так вот он выражается. А вас не коробит, когда люди говорят "в этой стране"?

Е. В: Мне не нравится, когда говорят "в этой стране", потому что мы в ней родились, мы в ней живём, это часть нас, и мы часть её, это такая диалектическая история. Но что касается того, что ничего не решаем - это не так. Это и так, и не так. С одной стороны, никто ничего не решает, потому что страна - это огромный организм, состоящий из миллионов воль. И эти воли не всегда едино направлены. Мы помним философию истории Толстого, когда он говорит, что даже тогда, когда принимает решение тот, кому дано принимать решение, всё равно он исходит из ситуации в народе и в стране. А что касается простого человека, который не принимает глобальных решений, - ну, и слава Богу! Это огромная ответственность. Здесь надо понимать, что единственный человек, за которого ты отвечаешь в полной мере, - это ты сам. И надо заниматься собой в духовном смысле. Когда ты кому-то помогаешь, ты тоже занимаешься собой.

С. К.: Здесь есть много сообщений наших слушателей. Евгений Германович, мы тогда к ним обратимся через несколько минут. Я предлагаю подключить наших слушателей. Сначала несколько звонков примем, а потом к сообщениям. Там есть несколько слушателей, которые готовы с вами поспорить. Здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ: Добрый вечер, Андрей из Москвы. Не считаете ли вы, что у России очень мало врагов в мире осталось, таких истинных врагов среди государств?

С. К.: Истинных друзей, вы имеете в виду, мало?

С.: Друзей.

Е. В: Друзья - это категория личная. Друзья бывают, по большому счёту, только у людей. Это известно и не мной сказано, что у государств не бывает друзей и не бывает врагов, бывают интересы. Если мы будем с категорией друзей подходить, мы немногое сможем объяснить в истории и в политике. Были страны, с которыми мы вроде бы дружили, которым вроде бы помогали, а потом они оказывались всякий раз по другую сторону баррикад. Оспаривать это - всё равно что оспаривать погоду, гром, молнию. Это мировая история. Она состоит из такого рода вещей, поэтому мне кажется, правильнее анализировать интересы государств и не так часто употреблять слова "друзья" и "враги". Сейчас сложилось дело так, что по тем или иным причинам интересы большой и мощной группы государств противоречат интересам России. Это сложный процесс, имеющий очень много причин. Но, опять-таки, это вне категории "друзья и враги". Единственное, что можно сказать, что, действительно, есть народы и культуры, которые созвучны друг другу. Это действительно так. Но, как показывает историческая практика, даже это не влияет на политическое решение руководства этих стран.

С. К.: Николай пишет: "Для меня моя страна стала "этой страной". Я в ней уже не субъект, а объект, который можно ошкуривать", - так пишет Николай. И наш слушатель, который в прошлой получасовке, по сути, начал эту дискуссию, поясняет: "Не хочу называть эту страну своей, потому что как человек технически подкованный, да и вообще разносторонне развитый, вижу, что правительство заколачивает гвозди микроскопом, прогуливает последнее оставшееся, пускает пыль в глаза из последних сил и т.д. А я в своей стране ничего поделать с этим не могу. Был и чиновником несколько лет, изнутри кухню видел", - заканчивает слушатель.

Е. В: Это такая позиция полной безнадёги, которая мне не близка. Ну, допустим, вам не нравится то, что происходит в вашей семье.

"Вы же не будете говорить "эта семья". Вы всё равно скажете "моя семья"

Точно так же и "моя страна", а не "эта страна". Поверьте, в каком-то мистическом смысле мы тоже несём ответственность за то, что происходит, поэтому давайте делить вину каким-то образом между собой. Когда мы говорим "эта страна", даже если нам не нравится большинство из того, что в ней происходит, мы как бы бросаем её, относимся к ней без любви, а это совершенно неправильно. Когда мы говорим "моя страна", "моя семья", мы понимаем, что, какая бы она ни была, она моя, и мы с ней связаны, и в конце концов мы будем прилагать какие-то усилия, чтобы сделать её лучше.

С. К.: Давайте я запущу сейчас телефонное голосование. Мне интересно мнение аудитории и настрой. "Моя страна" или "эта страна" по отношению к России? Звоните и голосуйте. Добрый вечер! Как вас зовут?

С.: Добрый вечер. Андрей.

С. К.: Андрей, "моя страна" или "эта страна"?

С.: Конечно, "моя страна". Что за глупости? Я посетил практически весь континент. В Австралии, в Америке, в Европе, во всех странах ЕС у меня виза. И хочу сказать, что наша страна лучшая, причём лучшая во всём, даже включая наше бездарное правительство. Там ещё более бездарное, поверьте мне, я видел, как там всё устроено. Так что, все, кто считают, что где-то там зеленее, они просто там не были. Вот и всё. Вы зайдите в любой квартал там и пройдите чуть подальше, поймите, что не всё так и плохо у вас там в Нижнем Новгороде или в Москве. Мой отец такое услышал бы, сразу дал бы мне по голове. Как такое вообще можно произносить? Я неверующий, но для меня это кощунство.

С. К.: А, между прочим, каждый пятый наш слушатель - пока - говорит "эта страна". Может быть, он изменится, этот результат. Я останавливаю голосование. 79% проголосовали за "моя страна", но вот 21% по-прежнему, получается, каждый пятый наш слушатель всё-таки готов сказать "эта страна". Что делать?

Е. В: Видите ли, в позиции "эта страна" нет любви. Я понимаю, что можно быть критически настроенным к тем или иным явлениям, но любовь-то должна быть. И мне кажется, что, если учесть, что люди меняются, взрослеют, получают опыт, то многие из этих 21% свою точку зрения поменяют.

С. К.: "Я иностранец, - пишет слушатель, - этнически русский, как бы ни было тяжело, это моя страна. Позор тому, кто здесь родился и ноет". "Страна моя, но вот моё ли государство, которое в моей стране?" - вопрошает слушатель. "Страну я люблю, ненавижу правительство. В частности, политику внутреннюю", - пишет слушатель.

Знаете, здесь был про Турцию вопрос, я хотел бы, чтобы вы тоже прокомментировали. "Не считаете ли вы масштабы переворотов в Турции искусственно преувеличенными?" - спрашивает слушатель.

Е. В: Мы пока вообще немногое знаем о том перевороте, который там готовился. Такое огромное количество людей арестовано сейчас. Остаётся только удивляться, как они быстро разобрались.

С. К.: Да, но ещё не разобрались, ещё не все, видимо, арестованы.

Е. В: Я боюсь, что далеко не все.

С. К.: Как вы вообще к Эрдогану относитесь?

Е. В: Меня этот человек крайне настораживает. И то, как он себя вёл в отношении России последние полгода, оптимизма в его оценке мне не прибавляет.

С. К.: А вы сторонник смертной казни или противник?

С. К.: Даже террористам? Даже педофилам?

Е. В: Даже террористам, даже педофилам.

"Мне кажется, что наказание, такое, как тюрьма беспросветная, без надежды выйти, гораздо хуже смерти"

Просто человеку свойственно к чему-то стремиться, а пожизненное заключение отбивает у него основные инстинкты: он ни к чему не стремится, он живёт в страшных условиях, жизнь его не имеет вектора, не имеет цели. Поверьте, такой род наказания гораздо хуже смертной казни.

С. К.: У нас много телефонных звонков. Откуда звоните, как зовут, и, прошу, говорите, вы в эфире.

С.: Добрый вечер! Александр, Москва. Евгений Германович, скажите, пожалуйста, а сколько вам лет?

Е. В: Мне 52 года.

С.: Насколько я могу судить, вы всё-таки были пионером?

Е. В: Я был пионером, и я был комсомольцем.

С.: А как вы относитесь к тому факту, что вот это "торжественно обещаю: жить, учиться и бороться" не сдержали?

Е. В: Я жил, я учился, я боролся. Почему я не сдержал?

С.: Сейчас мы говорим о том, что если "моя страна", то любовь, а если "эта страна", то нелюбовь, то любовь, она скорее всё-таки к матери. А мать у нас скорее СССР. После того, как нам вручили нашу теперешнюю страну, то нас уже попросили полюбить 26 лет тому назад.

Е. В: Вы считаете, что страна возникла с СССР, что не было тысячелетней страны до этого?

С.: Таким образом мы можем перейти к Российской Империи и вспомнить о тюрьме народов.

Е. В: Мне кажется, что такие выражения, как "тюрьма народов", - пропагандистские клише. Я не хочу сказать, что всё было хорошо, я достаточно критически отношусь и к Российской Империи. Но если мы сравним Российскую Империю, допустим, с империей Британской, посмотрите, что значит тюрьма народов в прямом смысле. Какие были отношения с колониями у Британии? А наши колонии - да, собственно, их и колониями назвать нельзя, - были частями страны, интегральные части России.

С. К.: Ответил Евгений Водолазкин на ваш вопрос?

С. К.: А с чего вы так взяли-то?

С.: Назовут ли они время пребывания своих стран в Российской Империи счастливым временем и хотели бы они туда вернуться?

Е. В: Я как раз не призываю объединяться в империю тех, кто этого не хочет. Конечно, были свои исключения, давайте видеть и чёрное, и белое. Но очень многие народы входили добровольно, и это был симбиоз вполне так жизнеспособный. Я не хочу сказать, что всё было идеально. Я хочу только сказать, что выражение "тюрьма нардов" не исчёрпывает того, что было в России.

С. К.: Евгений Германович, а вы считаете вот эту 70-летнюю эпоху, которую бы вы не выбрали, разрывом нашей русской истории? Это такая вот пропасть или всё-таки есть примиряющий момент? Ну, та же самая победа, например - примиряющий момент между эпохами нашими.

Е. В: Эти 70 лет неоднородны. Вообще не бывает однородных явлений. В чём-то это был разрыв. В очень важном это был разрыв, что Россия вдруг стала богоборческим атеистическим государством, что шло абсолютно вопреки всей логике и всей истории развития России до этого. Что касается победы, то это было преемственным явлением, потому что Россия всегда умела защищаться и делала это вполне достойно на всём протяжении своего развития.

С. К.: Ещё парочку звонков мы примем до конца программы. Но я хотел бы, чтобы вы высказались, Евгений Германович, о покемонах.

Е. В: Ой, вы знаете, я даже не знаю, что это такое.

С. К.: Вы не следите за новостями?

Е. В: Я слежу, но покемоны как-то прошли мимо.

С. К.: Это игра с дополненной реальностью. Но сейчас такое чувство, что мир сошёл с ума, каждый второй даже в нашей стране, где появилась возможность позже скачивать эту игру, ходит с телефонами. Где появляются такие монстрики, раньше появлялись мультфильмы про этих покемонов, они появляются в самых неожиданных местах, когда ты наводишь камеру просто в комнате, в церкви, на кладбище, в музее и т.д. Их нужно поймать, собрать как можно больше, потом они воюют друг с другом. Вот люди буквально одурманены этой игрой.

Е. В: Ничего нового в этом нет. Это продолжается уже достаточно долгое время.

С. К.: Это называется "дополненная реальность".

Е. В: Я это наблюдаю с большой грустью довольно давно. Дело в том, что происходит какая-то странная мифологизация сознания, которая ощущается на всех уровнях. Помните, какие-то монстры побеждают в ЕС, я имею в виду в "Евровидении", какая-то финская команда монстров, Кончита Вурст тоже из этой серии. Если мы посмотрим, что является предметом трепетного интереса - это "Гарри Поттер", "Властелин колец", то есть вещи, которые бывают даже не востребованы в своё время, которые были написаны давно, но вот сейчас они востребованы и пишутся такие же. Поэтому феноменальный успех Роулинг я сравниваю с мифологизацией сознания.

"Вера уходит, а свято место пусто не бывает"

На её место приходит эрзац-вера, вот эта странная мифология. Я боюсь, что ни к чему хорошему это не приведёт.

С. К.: Сегодня день рождения Маяковского. Есть в русской культуре сегодня, в русской литературе, с вашей точки зрения, соизмеримая величина?

Е. В: Именно Маяковскому?

С. К.: Нет, почему же, Маяковского же мы тоже можем поставить в один ряд со светилами, с поэтами Серебряного века.

Е. В: Я думаю, что есть.

С. К.: Назовите, пожалуйста.

Е. В: Я назову из наших великих стариков: Фазиль Искандер, Андрей Битов. Я думаю, что есть люди, которые вполне были бы достойны Нобелевской премии, например, Владимир Маканин. Может быть, я кого-то сейчас забыл. Но в первую очередь я хочу сказать об этих людях, которые давно и прочно вошли в нашу культуру.

Е. В: Ну, Библия.

С. К.: А ещё?

Е. В: Ещё "Робинзон Крузо".

С. К.: Время, к сожалению, наш враг. Евгений Германович, мы вынуждены с вами попрощаться. Евгений Водолазкин, писатель, был на связи из петербуржской нашей студии. Мы вас благодарим. Хорошего вечера желаю всем нашим слушателям. У микрофона был Сергей Королёв.

* Организация запрещена в России по решению Верховного суда.

Водолазкин Евгений Германович родился в 1964 году в Киеве. В 1981 году окончил школу с углубленным изучением украинского и английского языков и поступил на русское отделение филологического факультета Киевского государственного университета. Окончив университет в 1986 году с красным дипломом, поступил в аспирантуру при Отделе древнерусской литературы Института русской литературы (Пушкинский Дом) АН СССР.

После защиты в 1990 году кандидатской диссертации на тему «Хроника Георгия Амартола в древнерусской литературе» поступил на работу в Отдел древнерусской литературы Пушкинского Дома, возглавлявшийся академиком Д. С. Лихачевым. Работая в институте, публиковался в «Трудах Отдела древнерусской литературы», журнале «Русская литература» и других изданиях, принимал участие в подготовке Энциклопедии «Слова о полку Игореве» и «Библиотеки литературы Древней Руси».

В 1992 году в связи с получением Лихачевым Тепферовской премии, предусматривавшей годичную стажировку ученика лауреата в Германии, был приглашен Мюнхенским университетом, где изучал западную медиевистику, а также читал лекции по древнерусской литературе.

Вернувшись в Петербург, продолжил исследовательскую работу в области древнерусского исторического повествования, экзегезы и агиографии. Совместно с Г. М. Прохоровым и Е. Э. Шевченко издал книгу «Преподобные Кирилл, Ферапонт и Мартиниан Белозерские». Участвовал в ряде конференций в России и за рубежом, в том числе – в Международных съездах славистов в Кракове и Любляне. В 1998 году в Пушкинском Доме Водолазкиным была организована международная конференция «Монастырская культура: Восток и Запад» (материалы конференции составили основу одноименного издания, вышедшего год спустя).

В 1998-2002 года (с перерывами), будучи стипендиатом Фонда Александра фон Гумбольдта, занимался исследовательской работой в библиотеках Германии. В 2000 году в Мюнхене Водолазкиным была опубликована монография «Всемирная история в литературе Древней Руси», защищенная им в том же году в ИРЛИ в качестве докторской диссертации. В исследовании разработана и обоснована новая концепция древнерусского исторического повествования. Помимо публикаций, эта концепция была представлена на конференциях по медиевистике и лекциях в Санкт-Петербургском университете.

В 2002 году выпустил книгу «Дмитрий Лихачев и его эпоха», в которую вошли воспоминания и эссе выдающихся ученых, писателей и общественных деятелей. С начала 2000-х годов наряду с научными исследованиями в области древней и новой русской литературы печатает публицистические и научно-популярные работы («Независимая газета», «Новая газета», «Литературная газета», журналы «Звезда», «Огонек», «Эксперт» и др.), среди которых – книги «Часть суши, окруженная небом. Соловецкие тексты и образы» и . Приблизительно в это же время начал заниматься и литературным творчеством. Изданный в 2009 году роман стал финалистом Премии Андрея Белого и «Большой книги», а роман-житие (шорт-листы «Большой книги» и «Нацбеста»), по мнению многих критиков и писателей, стал главным литературным событием 2012 года.

Примечательно место фантастики в творчестве автора. Речь идёт о романе «Лавр», герои которого способны не только исцелять безнадежно больных и останавливать эпидемию чумы, но и прозревать сквозь пространство и время, заглядывая и в наши дни. Подзаголовок называет роман «не историческим». Действительно, время, представленное в книге нелинейно, все события как бы сосуществуют в одно и то же мгновение. И кажущиеся анахронизмы, народе пластиковых бутылок в средневековом лесу или современной лексики из уст персонажей, лишь подчеркивают подлинную природу этого времени. Время «Лавра» сакрально. По сути, перед нами современный опыт агиографии. И текст наполнен юродивыми, благодеяниями, пророчествами и искуплением: перед нами мир, в основе которого лежит Чудо. То самое - первый элемент известной триады «Чудо-Тайна-Достоверность», сформулированной как своего рода канон для фантастических произведений.