Музей института русской литературы пушкинский дом. Литературный музей пушкинский дом

«Вот видишь, сей лишь час взял за нее сотняжку:
Бог олушка послал». -
«Все это, дядя, так, - племянник отвечал, -
Да в олухи-то, я не знаю, кто попал:
Вглядись-ко: ты ведь взял фальшивую бумажку».
Так Крылов в одной из своих басен изображал одураченного ловким пройдохой купца.
Слово «олух » и значит: простак, разиня, глупец.
А каково его происхождение? Тут ученые думают по-разному.
1. Может быть, оно произошло от сохранившегося кое-где в диалектах слова «лох» - «разиня» или «лух» - «дурак».
2. От собственного имени Олуфёрий.
3. От «бглух» - «глухой», «оглохший».
4. Может статься, от арабского слова «олух», означающего: «дуралей», «грубиян».
Есть и еще одно наиболее веское объяснение: слово «олух» - это не что иное, как «волух» - пастух волов. Ведь образовал же русский язык сходные производные от «конь» - «конюх» и от «свинья» - бранное «свинтус» (ранее «свин-тух», то есть свинопас).
Если так, то олух в прямом смысле - это пастух. В переносном - неуч, недалекий, глуповатый человек.
Но какое отношение олух имеет к царю небесному, к богу?
В народе говорят: «богом обиженный человек», и мы понимаем: это то же, что и «глупец», только в завуалированной, смягченной форме. Говорили раньше и наоборот: «во Христе юродивый», потому что люди «убогие», «нищие духом» считались угодными христианскому богу, его любимцами. В рассказах о христианских святых многие из них заслужили это звание именно «простотой», неполным умом. Естественно, что и «олух» мог рассматриваться как человек, находящийся под особым небесным покровительством.
Некоторые думали так всерьез, другие - не без насмешки. Так, явно иронически, запорожцы в своем прославленном письме к турецкому султану назвали его «нашего бога дурнем», хотя это ни дать ни взять то же самое, что и выражение «олух царя небесного ». Вряд ли такой титул мог показаться падишаху почетным.

Олух Царя Небесного разговорное выражение, означающее «простофиля», «простак», «разиня». Происхождение слова «олух» точно не известно. Существует несколько объяснений этимологии этого слова. По мнению лингвиста И. Соболевского слово «олух» произошло от «волух», то есть «пастух волов», то есть крайне простой человек. В древности на Руси было в ходу имя Олух, которое постепенно исчезло, так как слово «олух» стало нарицательным. Полное же сочетание «олух Царя Небесного», как полагают, скорее всего продукт народного творчества, указывающий на приближённость наивных людей к Богу. Это выражение употребляется не только в разговорной речи, но и в художественной литературе.

П.С. От себя добавлю, что данное выражение является вольной переработкой первой фразы Нагорной проповеди Иисуса Христа:

"Увидев народ, Он взошел на гору; и когда сел, приступили к Нему ученики Его.

И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря:

Блаженные нищие духом, ибо их есть Царствие Небесное".

Прекрасное старинное здание, занимаемое ныне Институтом русской литературы, построено по проекту И.Ф. Лукини на набережной Макарова для Петербургской портовой таможни в 1832 г. Первоначально в рамках подготовки торжественных мероприятий, посвященных юбилею со дня рождения А.С. Пушкина, планировалось поставить только памятник. Однако, со временем, по инициативе великого князя Константина Константиновича, возникла идея о создании именно музея – Пушкинского дома,- который и был открыт в 1905 г.

С 1995 г. Пушкинский дом внесен в свод особо значимых объектов культурного наследия. Сотрудники и директора Пушкинского дома (а среди них были Н.А. Котляревский, М. Горький, А.В. Луначарский, П.И. Лебедев-Полянский и др.) согласно концепции Музея как коллекции собраний материалов (как документальных, так и художественных), имеющих тесную связь с русской литературой и ее историей, плодотворно трудились над собиранием, хранением и изучением материалов по русской словесности. В итоге, на сегодняшний день Пушкинский дом хранит богатейший архив, один из крупнейших в мире.

Более 120 тыс. наименований документальных, изобразительных, исторических материалов, имеющих непосредственное отношение к русской литературе периода XVIII-XX вв.: раритетные экземпляры рукописных книг и старопечатной литературы, портреты писателей, редкие фотографии, авторские иллюстрации к произведениям, художественные предметы той эпохи, личные вещи, посмертные маски, реликвии и предметы быта. Фонды Литературного музея с момента его основания формировались за счет безвозмездной передачи частными лицами и покупок известных коллекций. Немало экспонатов переданы из личной коллекции А.Ф. Онегина-Отто, основателя Пушкинского музея (Париж).

Личную переписку, литературный архив, коллекцию автографов завещал музею князь Константин Константинович; музей хранит реликвии семей Вяземских, Вревских, Араповых, Плетневых, Лонгиновых, Раевских. Бесценные материалы были подарены отделением языка и словесности АН и обществом музея Толстого. Александровский лицей (где учился А.С. Пушкин) передал коллекцию Пушкинского музея, а Николаевское кавалерийское училище (место учебы М.Ю. Лермонтова) – Лермонтовского музея. Основательно пополнились музейные фонды за счет мемориального наследия видных представителей российского общества - Я.П. Полонского, С.С. Абамелек-Лазарева, А.Ф. Кони, Н.Н. Врангеля.

Со временем деятельность Пушкинского дома становилась все более многогранной – из его недр появились другие литературные музеи: музей Н.А. Некрасова, всесоюзный музей А.С. Пушкина (с его филиалами), музей А.А. Блока, музей Ф.М. Достоевского и Г. Успенского. Кроме того, в музее организованы персональные литературные выставки, посвященные Н.А. Некрасову, Ф.М. Достоевскому, И.С. Тургеневу. Следует отметить, что собрание толстовской коллекции является целым самостоятельным музеем. По сути, экспозиции Пушкинского дома нивелируют отсутствие в Санкт-Петербурге мемориальных музеев знаменитых писателей – Гоголя, Лермонтова, Толстого.

В помещении Пушкинского дома проводятся выставки, приуроченные к знаковым датам российской словесности, а также открыты следующие основные тематические залы: "Русская литература периода первой половины XIX века"; "Жизнь и творчество поэта М.Ю. Лермонтова"; "Русская литература периода 2-й половины XIX века"; "Жизнь и творчество писателя Л.Н. Толстого"; "История русской литературы: Серебряный век".

Макарова наб., 4

Здание Таможни расположено на набережной Макарова рядом со стрелкой Васильевского острова , где по планам начала XVIII века должна была быть создана главная площадь Петербурга. Тогда здесь стали раздавать участки богатым и знатным людям. На этой территории построили свои особняки семья Лопухиных, вице-губернатор Петербурга С. Ф. Клокачёв, московский губернатор К. А. Нарышкин. Место последнего позже занимала городская ратуша.

Таможенные службы разместились на стрелке Васильевского острова в 1730-х годах, после повеления императрицы Анны Иоанновны о перенесении их сюда с Городского острова. Этот перевод был обусловлен переселением на берег Малой Невы торгового порта. Таможню разместили в бывшем доме К. А. Нарышкина.

В начале XIX века старое здание перестало удовлетворять потребностям Таможни, было принято решение о строительстве нового. В мае 1824 года была создана Комиссия по постройке новых таможенных зданий в Санкт-Петербурге и Кронштадте, которая и занялась этим вопросом. Проект нового здания Таможни составил архитектор И. Ф. Лукини, одновременно с Таможней возводивший соседние Северный и Южный пакгаузы. Надзор за строительством осуществлял министр финансов А. Ф. Канкрин. Во время представления проекта императору Николай I внёс в него свои изменения. Он распорядился повысить башню и купол для наблюдения за прибывающими кораблями и организации здесь оптического телеграфа.

Заложено здание Таможни было 30 августа 1829 года, строительство завершено 8 сентября 1832 года поднятием флага на флагштоке . По углам фронтона были установлены три медные статуи: Меркурий, Нептун и Церера (древнеримские боги - покровители торговли, мореплавания и плодородия). Их изготовили на Александровском заводе. Во фронтоне установили часы. Башня здания Таможни завершила симметричную композицию стрелки Васильевского острова, она расположилась на противоположной стороне относительно башни здания Кунсткамеры .

В 1885 году порт с набережной Макарова переехал на Гутуевский остров. Туда же оправились и таможенные службы, их место заняли жилые квартиры. В 1903 году бывшее здание Таможни реконструировалось по проекту архитектора Н. А. Гаккеля. Работы производились для нужд Акцизного управления, Губернского казначейства и других учреждений Министерства финансов. По всей видимости, именно тогда с фасада были демонтированы часы. С 1906 по 1917 год небольшая часть здания вновь использовалось таможенным ведомством.

После 1917 года в здании Таможни первые два этажа занимали различные учреждения, а третий этаж сделали жилым. Некоторое время здесь размещался Центрспирт.

С 1927 года в здании Таможни расположены Институт русской литературы РАН ("Пушкинский дом") и Литературный музей. В 1999 году, к 200-летнему юбилею А. С. Пушкина, перед главным входом был установлен бюст знаменитого поэта. Памятник был создан за 100 лет до этого события скульптором И. Н. Шредером. Во дворе ЗАО "Академстрой" построило здание фондохранилища.

По адресу Набережная Макарова, 4 (Васильевский остров), м. Васильевоостровская.

Время работы: понедельник-пятница, с 11.00 до 16.00

Телефоны: 328-05-02 и 328-19-01, доб.161

Литературный музей Пушкинского Дома - первый и самый крупный национальный общелитературный музей. Музей хранит более 200 тысяч единиц изобразительных, документальных и историко-бытовых материалов, относящихся к русской литературе XVIII-XX вв. Постоянная экспозиция Музея включает в себя материалы по истории русской литературы и культуры XVIII – начала XX вв.

Здесь хранится оригинал знаменитого стихотворения , которое было написано Тютчевым Ф.И. в 1866 году на клочке бумаги.

Историческая справка

Литературный музей является подразделением Института русской литературы (Пушкинский Дом) Российской академии наук, который представляет собой научное учреждение в системе РАН. Пушкинский дом создан 15 декабря 1905 по инициативе ряда деятелей русской культуры. Одним из инициаторов Пушкинского дома был великий князь Константин Константинович Романов (внук императора Николая I ). В 1899 году при Академии наук была создана Комиссия по подготовке празднования столетия со дня рождения А. С. Пушкина, которая изначально планировала поставить памятник поэту, однако постепенно идея трансформировалась в создание музея. Основной фонд Пушкинского Дома собрал Б. Л. Модзалевский. Ему же принадлежал проект «Положения о Пушкинском Доме», утверждённый императором Николаем II в 1907 году. В апреле 1906 на приобретение библиотеки Пушкина были выделены правительственные средства, и она была передана Пушкинскому Дому, став началом огромной коллекции книг, рукописей и предметов, связанных с именем великого русского поэта. Значительная часть коллекции была приобретена от парижского музея-собрания А. Ф. Онегина (Отто). Собрание Онегина было приобретено Императорской Академией Наук 15 мая 1909 года, но оставалась в пожизненном пользовании парижского коллекционера. В 1922 году коллекция Пушкинского Дома пополнилась фамильными реликвиями и документами, хранившимися в семье Ганнибал, их передала музею троюродная сестра Пушкина, Анна Ганнибал. В 1925 году Онегин скончался, а в 1928 году его коллекция также была перевезена в Пушкинский Дом. С 1995 года Пушкинский Дом входит в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия.

Изображения

Литературный музей Пушкинского дома Зал посвященный Толстому Л.Н. Сапоги, сшитые Толстым Л.Н.
Толстой пашет, Клодт, 1889 Кресло Гоголя

Видео

Имя Пушкинского дома. Всеволод Багно. Academia (2012)

Карта

Дополнительно

pushkinskijdom.ru - Пушкинский дом

Пушкинский дом в литературе

Александр Александрович Блок

Стихотворение «Пушкинскому Дому» (1921 г.) :

"Имя Пушкинского Дома

В Академии наук!

Звук понятный и знакомый,

Не пустой для сердца звук!

Это - звоны ледохода

На торжественной реке,

Перекличка парохода

С пароходом вдалеке,

Это - древний Сфинкс, глядящий

Вслед медлительной волне,

Всадник бронзовый, летящий

На недвижном скакуне.

Наши страстные печали

Над таинственной Невой,

Как мы черный день встречали

Белой ночью огневой.

Что за пламенные дали

Открывала нам река!

Но не эти дни мы звали,

А грядущие века.

Пропуская дней гнетущих

Кратковременный обман,

Прозревали дней грядущих

Сине-розовый туман.

Пушкин! Тайную свободу

Пели мы вослед тебе!

Дай нам руку в непогоду,

Помоги в немой борьбе!

Не твоих ли звуков сладость

Вдохновляла в те года?

Не твоя ли, Пушкин, радость

Окрыляла нас тогда?

Вот зачем такой знакомый

И родной для сердца звук

Имя Пушкинского Дома

В Академии наук.

Вот зачем, в часы заката

Уходя в ночную тьму,

С белой площади Сената

Тихо кланяюсь ему."

- гостиницы Санкт-Петербурга