Стилевое многообразие искусства 17 18 вв. Стилевое многообразие искусства XVII-XVIII в.в

Стилевое многообразие искусства XVII – XVIII веков

  • МХК 11, ч.2.
  • Модуль 1
  • Урок 1
  • Учитель МХК Смирнова Ольга Георгиевна
  • 1 кв. категория
  • МОУ «Климовская СОШ»

Эль Греко исцеление слепорожденного 1570 Дрезденская галерея


Так много новостей за двадцать лет И в сфере звезд, и в облике планет, На атомы вселенная крошится, Все связи рвутся, всё в куски дробится. Основы расшатались, и сейчас Всё стало относительным для нас. Джон Донн


Предпосылки возникновения новых стилей

Возрождение

Новые стили

  • Мир – единое целое
  • Научные открытия начала XVII века окончательно расшатали образ мироздания.
  • Человек – ничтожная песчинка мироздания
  • Хаос, распад космического миропорядка
  • Трагизм, скепсис
  • Человек – мера всех вещей (Возрождение)
  • Гармония вселенной
  • Гуманизм

Новые стили

Маньеризм

Маньеризм

Барокко

Барокко

Рококо

Рококо

Классицизм

Классицизм

Реализм

Реализм


Маньеризм (характерные черты)

  • Изысканная, виртуозная техника
  • Напряженность и вычурность образов, оказавшихся во власти сверхъестественных сил
  • Отказ от изображения реального мира и уход в мир фантастический, потусторонний
  • Изломанность, «змеевидность» контурных линий
  • Резкая игра световых и цветовых контрастов
  • Неожиданное сопоставление больших и малых планов
  • Нагромождение обнаженных тел
  • Непривычное удлинение фигур или, напротив, явное уменьшение деталей
  • Неустойчивость и сложность поз

Мученичество Святого Маврикия.

1580 – 1583 гг.



  • Главная цель барокко – стремление удивить, вызвать изумление
  • Как и маньеризм, барокко передавал напряжение конфликта, дух противоречий
  • Но гораздо сильнее выражено стремление к возрождению гармонии в жизни человека
  • Человек одержим желанием выявить и понять главные законы развития жизни
  • Жажда жизни, страх перед смертью сочетаются с инстинктом самосохранения
  • Героические поступки на грани трагедии и ужаса. Человек перед выбором
  • Понимание тщетности бытия, бренности жизни


Что жизнь? Тень мимолётная, фигляр, Неистово шумящий на подмостках И через час забытый всеми; сказка В устах глупца богатая словами И звоном фраз, но нищая значеньем. Уильям Шекспир


Главные темы барокко

  • Мучения и страдания человека
  • Мистические аллегории
  • Соотношение добра и зла, жизни и смерти, любви и ненависти, жажды наслаждений и расплаты за них

Характерные черты

  • Эмоциональный накал страстей
  • Динамизм и «тревожность» силуэтов
  • Картинная зрелищность
  • Преувеличенная пышность форм
  • Изобилие и нагромождение причудливых деталей
  • Использование неожиданных метафор
  • Вместе с тем барокко возродило некоторые общие признаки Ренессанса: широкий утверждающий характер, энергичный оптимизм, цельный, последовательный взгляд на мир, приверженность к ансамблю и синтезу искусств


Эпоха Просвещения Классицизм

Главные темы:

  • Торжество общественных начал над личными
  • Подчинение чувства долгу
  • Идеализация героических образов

Характерные черты классицизма

  • Ясность, прямота и простота в выражении содержания
  • Сдержанность, спокойствие в эмоциях и страстях
  • Стремление к объективному отражению окружающего мира
  • Достоинство и рационализм в поступках
  • Соблюдения правильности и порядка
  • Архитектура отличается строгой организованностью геометрических линий, четкостью объемов, регулярностью планировки
  • В живописи и скульптуре и ДПИ: логическое развертывание сюжета, уравновешенная композиция, плавная контурная линия, четкая моделировка объема, подчиненность цвета смысловым акцентам


Рококо (характерные черты)

  • Изысканные, сложные формы, причудливые линии
  • Стилизация раковины. Превращение ее в сложные завитки, в украшения в виде щита, свитка, герба или эмблемы
  • Мотив Аканта (стилизация травянистого растения)
  • В России – рокайли – декоративные орнаменты, имитирующие соединение причудливых раковин и диковинных растений
  • Маскароны – лепные, резные или витые маски в виде человеческого лица или головы зверя, размещенные над окнами, дверьми, арками, на фонтанах, вазах, мебели

Растение

Стилизация в стиле рококо




  • Время возникновения – 17 – 18 век
  • Принцип реалистического искусства – отражение «как в зеркале»
  • При этом истинному реализму чужд натурализм, слепое подражание природе
  • Художники только учились видеть жизнь такой, какая она есть


Взаимопроникновение и обогащение художественных стилей

Эскиз Бернини

Клод Перро


  • В искусстве 17-18 века сосуществовали различные художественные стили
  • Разнородные в своих проявлениях, они все же обладали глубоким внутренним единством и общностью
  • Часто совершенно противоположные художественные решения и образы были лишь своеобразными ответами на важнейшие вопросы жизни общества и человека

Вопросы к теме

  • Каковы характерные черты и художественные идеалы искусства 17-18 века? Как по сравнению с эпохой Возрождения изменились представления о человеке и общей картине мира?
  • Расскажите о стилевом многообразии 17-18 века. Каковы их главные отличительные черты

Урок по технологии смешанного обучения

Модуль «Смена рабочих зон»

Предмет - Мировая художественная культура 11 класс

Учитель МХК и музыки, высшей квалификационной категории - Очирова З.М., «Почётный работник общего образования»

Тема урока «Разнообразие стилей в культуре17-18 веков»

Так много новостей за 20 лет

и в сфере звёзд,

и в области планет,

на атомы Вселенная крошится,

Все связи рвутся, всё в куски дробится.

Основы расшатались, и сейчас

всё стало относительным для нас.

Джон Донн (1572-1631)англ. поэт

Цель урока

Выявить характерные особенности многообразия стилей культуры 17-18 веков.

Задачи

    Определить закономерность смены художественных стилей.

    Развивать способность учащихся к отбору и анализу информации. Умение вербализировать свои ощущения и чувства

    Воспитание у учащихся более осознанного восприятия произведений искусства.

Тип урока – обобщающий урок комплексного применения знаний/урок развивающего контроля/.

Форма обучения : фронтальная, групповая

Формируемые УУД

Коммуникативные приобретение умений учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию.

Познавательные

    умение высказывание основной мысли и вычленять основной смысл.

    умение анализировать задание с различных точек зрения и на основе разных параметров.

Личностные

    умение слушать и слышать собеседника.

    умение формулировать свою позицию в корректной и убедительной форме, проявляя уважение к позиции и мнениям других людей.

Регулятивные (рефлексивные)

    Умение контролировать свою речь с учетом коммуникативной ситуации, этических и социокультурных норм.

    Умение прогнозировать восприятие собеседника.

Оборудование урока : персональный компьютер(4 шт.), интерактивная доска, мультимедийный видеопроектор, аудиозаписи, магнитофон, презентация к уроку в формате программы Microsoft Office PowerPoint, раздаточный материал (репродукции произведений, карточки с текстами, тестовые задания).

План урока

1.Организационный момент 1-2 мин.

2. Введение в тему 2- 3 мин.

3.Фронтальный опрос 3- 5 мин.

4.Основной этап урока 25 -30 мин.

5.Подведение итогов урока 3-5 мин.

6.Рефлексия 1-2 мин.

7. Заключение 1-2 мин .

Ход урока

    Организационный момент - приветствие.

/На слайде название темы урока, эпиграф. Учитель начинает урок на фоне звучания IV части цикла «Времена года» А. Вивальди - «Зима» /

2.Введение в тему

XVII-XVIII века - одна из самых ярких и блистательных эпох в истории мировой художественной культуры. Это время, когда стремительно менялась привычная, казалось бы, незыблемая картина мира, в общественном сознании происходило крушение идеалов Возрождения. Это время, когда на смену идеологии гуманизма и веры в безграничные возможности человека пришло иное ощущение жизни.

Каждое время несет в себе присущие ему законы и целесообразности. Известно, что произведения архитектуры, скульптуры, музыки, декоративно-прикладного искусства, живописи и др. являются своеобразным средством кодирования “культурных посланий”. Мы общаемся с прошедшими эпохами, используя нашу способность к абстрагирующему восприятию. Зная «коды», а в нашем случае это черты и признаки стилей искусства 17-18 вв., мы сможем более осознанно воспринимать произведения искусства.

Итак, сегодня наша задача - постараться выявить закономерность смены стилей и научиться видеть “код” того или иного стиля (слайд-понятие «стиль»). Стиль – это устойчивое единство выразительных средств, характеризующее художественное своеобразие произведения или совокупности произведений.

3 .Фронтальный опрос - Ребята, кто может назвать основные стили в искусстве 17-18веков? Учащиеся называют основные стили данного периода (маньеризм, барокко, рококо, классицизм, романтизм, реализм).

В течение ряда уроков вы познакомились с каждым из них. Мы, конечно же, согласимся с высказыванием современного русского искус­ствоведа Виктора Власова: «Стиль - есть художественное пере­живание времени»

Давайте коротко охарактеризуем каждый из них. Дается словесное определение каждому стилю.

4.Основной этап урока . Итак, мы с вами сегодня работаем по модулю «Смена рабочих зон». Класс поделён на 4 группы, каждая из которых выполняет своё задание. Очень важно ваше умение работать сообща, советуясь друг с другом и приходить к общему мнению.

Группа «А» (слабые ученики) работает с раздаточным материалом, который надо распределить по 6-ти названным стилям. Здесь у вас и определение стиля, и черты каждого из них, репродукции картин, высказывания и поэтические строки известных людей.

Группа «В» (учащиеся средней обученности) работает с тестовыми заданиями по нашей теме.

Вам необходимо соотнести название картин с фамилией автора, стиль – с названием картины, черты стиля с его названием и т.д.

И группа - «D» (отличники), она работает с презентацией «Стили в искусстве 17-18вв…» на ноутбуках с доступом в Интернет. Это практическая работа, в ней непростые задания, которые требуют глубоких знаний по предмету «МХК».

Ребята, задания вы выполняете в течение 10-12 мин., а затем меняете свои рабочие зоны: группа «А» перемещается на место группы «В» и наоборот; группа «С» меняется с рабочей зоной группы «D». Я – учитель, плотно работаю с группой «А», а с тремя остальными работают мои помощники – призёры олимпиад по МХК, назовём их тьюторами. На слайде - «Тьютор- от английского «tutor» – куратор, наставник, воспитатель. Тьютор может помочь решить организационные вопросы, поддерживать стремление к выполнению заданий и самостоятельности, решать организационные проблемы, налаживать контакт между учениками, психологически настроить подопечного на продуктивную работу, является связующим звеном между учениками и учителем».

В течение урока вам предлагается выяснить причину смены стилей и попытаться выявить закономерности этого процесса. Это и будет итогом нашей сегодняшней работы.

Учащиеся работают в группах. Учитель ненавязчиво следит за процессом выполнения заданий, по возможности корректирует ответы внутри группы. Тьюторы координируют работу в каждой группе.

С группой «А» необходима более кропотливая и тщательно контролируемая работа. Для более высокой мотивации необходимо создание проблемных ситуаций и постановки отдельных задач. К примеру, при определении стиля картины обратить особое внимание учащихся на детали в репродукции, которые помогут более точно справиться с заданием. А в работе с поэтическим текстом найти ключевые слова или фразы, помогающие определить стиль и направление в искусстве.

5.Подведение итогов урока.

Ну, что ж, давайте выясним, как вы справились с заданием и какие сделали выводы? Представители каждой группы высказывают свою точку зрения…. Учитель опосредованно подводит учеников к правильной формулировке ответов: творческие люди всегда стремились к чему-то новому, неизведанному, что позволяло создавать новые шедевры; 17-18 века – время научных открытий, что повлекло за собой изменение во всех сферах жизни, в том числе и в искусстве; изменение стилей – это закономерный процесс освоения мира по законам красоты, естественное отражение жизни человека….

Итоговое слово учителя - Таким образом, мы с вами пришли к выводу, среда, окружение и отражение мира в движении становится главным для искусства XVII – XVIII вв. Однако искусство отнюдь не ограничивается только эстетической сферой. Исторически сложилось так, что произведения искусства выполняли в культуре не только эстетические (художественные) функции, хотя эстетическое всегда составляло сущ­ность искусства. Общество с древности научилось использовать мощную действенную силу искусства в самых разных соци­ально-утилитарных целях - религиозных, политических, терапевтических, гносеоло­гических, этических.

Искусство - это отстоявшаяся, откристаллизовавшаяся и закреплен­ная форма освоения мира по законам красоты. Оно эстетически содержа­тельно и несет в себе художественную концепцию мира и личности.

6.Рефлексия

А сейчас постарайтесь оценить сегодняшний урок и ваше отношение к нему. Анкета анонимная.

/ на фоне звучания пьесы Л. Бетховена «К Элизе»/

7. Заключение

А теперь нам осталось оценить вашу работу. Участники каждой группы получают одинаковые оценки. Итак, оценки таковы…. (группа «А» получает заслуженные «четвёрки», а остальные учащиеся, я думаю, вы с этим согласитесь, - оценку «пять»).

Всем спасибо за урок!

    Ванюшкина Л.М., Современный урок: Мировая художественная культура, Санкт-Петербург, КАРО, 2009.

    Дмитриева Н.А., Краткая история искусств, Москва, «Искусство», 1990.

    Данилова Г.И., Мировая художественная культура: программы для общеобразовательных учреждений. 5-11 класс, Москва, Дрофа, 2010.

    Данилова Г.И., Мировая художественная культура. 11 класс, Москва, «Интербук» 2002.

    Полевая В.М., Популярная художественная энциклопедия: Архитектура. Живопись. Скульптура. Графика. Декоративное искусство, Москва, «Советская Энциклопедия», 1986.

Описание презентации Стилевое многообразие искусства XVII-XVIII веков В по слайдам

В Европе завершился процесс разделения стран и народов. Наука расширила знания о мире. Были заложены основы всех современных естественных наук: химии, физики, математики, биологии, астрономии. Научные открытия начала XVII века окончательно расшатали образ мироздания, в центре которого находился сам человек. Если раньше искусство утверждало гармонию Вселенной, то теперь человека страшила угроза хаоса, распада Космического миропорядка. Эти перемены отразились и на развитии искусства. XVII – XVIII века – одна из самых ярких страниц в истории мировой художественной культуры. Это время когда на смену Возрождения пришли художественные стили барокко, рококо, классицизм и реализм, по новому увидевшие мир.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СТИЛИ Стиль – сочетание художественных средств и приёмов в произведениях художника, художественного направления, целой эпохи. Маньериз м Барокко Классици зм Рококо Реализм

МАНЬЕРИЗМ Маньеризм (итал. manierismo, от maniera - манера, стиль), направление в западноевропейском искусстве 16 в. , отразившее кризис гуманистической культуры Возрождения. Внешне следуя мастерам Высокого Возрождения, произведения маньеристов отличаются усложненностью, напряженностью образов, манерной изощренностью формы, а нередко и остротой художественных решений. Эль Греко «Христос на Масличной Горе», 1605. Национ. гал. , Лондон

Характерные особенности стиля Маньеризм (вычурный): Изысканность. Вычурность. Изображение фантастического, потустороннего мира. Изломанность контурных линий. Световой и цветовой контраст. Удлинение фигур. Неустойчивость и сложность поз.

Если в искусстве Возрождения человек – владыка и творец жизни, то в произведениях маньеризма он – малая песчинка в мировом хаосе. Маньеризм охватывал различные виды художественного творчества – архитектуру, живопись, скульптуру, декоративно – прикладное искусство. Эль Греко «Лаокоон», 1604 —

Галерея Уффици Палаццо дель Те в Мантуе Маньеризм в архитектуре выражает себя в нарушениях ренессансной сбалансированности; использовании архитектонически не мотивированных, вызывающих у зрителя ощущение беспокойства структурных решений. К наиболее значительным достижениям архитектуры маньеризма относятся Палаццо дель Те в Мантуе (работа Джулио Романо). В маньеристском духе выдержано здание Галереи Уффици во Флоренции.

БАРОККО Барокко (итал. barocco — причудливый) — художественный стиль, преобладающий с конца XVI до середины XVIII вв. в искусстве Европы. Этот стиль зародился в Италии и распространился в других странах после эпохи Ренессанса.

ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТИЛЯ БАРОККО: Пышность. Вычурность. Изогнутость форм. Яркость красок. Обилие позолоты. Обилие витых колонн и спиралей.

Основные черты барокко — парадность, торжественность, пышность, динамичность, жизнеутверждающий характер. Искусству барокко свойственны смелые контрасты масштабов, света и тени, цвета, совмещение реальности и фантазии. Кафедральный собор Сантьяго — де — Компостела. Церковь Знамения Богородицы в Дубровицах. 1690 -1704. Москва.

Особенно необходимо отметить в стиле барокко слияние различных искусств в едином ансамбле, большую степень взаимопроникновения архитектуры, скульптуры, живописи и декоративного искусства. Это стремление к синтезу искусств — основополагающая черта барокко. Версаль

КЛАССИЦИЗМ Классицизм от лат. classicus - «образцовый» — художественное направление в европейском искусстве XVII -XIX вв. , ориентированное на идеалы античной классики. Никола Пуссен «Танец под музыку времени» (1636).

ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КЛАССИЦИЗМА: Сдержанность. Простота. Объективность. Чёткость. Плавная контурная линия.

Главными темами искусства классицизма были торжество общественных начал над личными, подчинение чувства долгу, идеализация героических образов. Н. Пуссен «Пастухи Аркадии» . 1638 -1639 гг. Лувр, Париж

В живописи главное значение приобрели логическое развертывание сюжета, ясная уравновешенная композиция, четкая передача объема, с помощью светотени подчиненная роль цвета, использование локальных цветов. Клод Лоррен «Отплытие царицы Савской» Художественным формам классицизма свойственны строгая организованность, уравновешенность, ясность и гармоничность образов.

В странах Европы класссицизм просуществовал два с половиной столетия, а затем, видоизменяясь, возрождался в неоклассических течениях XIX – XX вв. Произведения архитектуры классицизма отличали строгая организованность геометрических линий, четкость объемов, регулярность планировки.

РОКОКО Рококо (франц. rococo, от rocaille, рокайль – декоративный мотив в форме раковины), стилевое направление в европейском искусстве 1 -й половины 18 в. Церковь Франциска Ассизского в Оуру-Прету

ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РОКОКО: Изысканность и сложность форм. Причудливость линий, орнаментов. Лёгкость. Изящество. Воздушность. Кокетливость.

Возникшее во Франции, рококо в области архитектуры сказалось главным образом в характере декора, приобретшего подчеркнуто изящные, утонченно-усложненные формы. Амалиенбург под Мюнхеном.

Образ человека утрачивал самостоятельное значение, фигура превращалась в деталь орнаментального убранства интерьера. Преимущественно декоративный характер имела живопись рококо. Живопись рококо, тесно связанная с интерьером, получила развитие в декоративных и станковых камерных формах. Антуан Ватто «Отплытие на остров Цитеру» (1721) Фрагонар «Качели» (1767)

РЕАЛИЗМ Реал змии (фр. réalisme , от позднелат. reālis «действительный» , от лат. rēs «вещь») - эстетическая позиция, согласно которой задача искусства состоит в как можно более точной и объективной фиксации действительности. Термин «реализм» впервые употребил французский литературный критик Ж. Шанфлёри в 50 -х гг. Жюль Бретон. «Религиозная церемония» (1858)

ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗМА: Объективность. Точность. Конкретность. Простота. Естественность.

Томас Икинс. «Макс Шмитт в лодке» (1871)Рождение реализма в живописи чаще всего связывают с творчеством французского художника Гюстава Курбе (1819- 1877), открывшего в 1855 г. в Париже свою персональную выставку «Павильон реализма» В 1870 -е гг. реализм разделился на два основных направления - натурализм и импрессионизм. Гюстав Курбе. «Похороны в Орнане». 1849 -1850 гг.

Реалистическая живопись получила большое распространение и за пределами Франции. В разных странах она была известна под разными названиями, в России - передвижничество. И. Е. Репин. «Бурлаки на Волге» (1873)

Выводы: В искусстве XVII – XVIII веков сосуществовали различные художественные стили. Разнородные в своих проявлениях, они все же обладали единством и общностью. Подчас совершенно противоположные художественные решения и образы были лишь своеобразными ответами на важнейшие вопросы жизни общества и человека. Нельзя однозначно выразить какие перемены случились к XVII веку в мироощущении людей. Но стало очевидно, что идеалы гуманизма не выдержали испытания временем. Среда, окружение и отражение мира в движении становиться главным для искусства XVII – XVIII вв.

Основная литература: 1. Данилова Г. И. Мировая художественная культура. 11 класс. – М. : Дрофа, 2007. Литература для дополнительного чтения: 1. Солодовников Ю. А. Мировая художественная культура. 11 класс. – М. : Просвещение, 2010. 2. Энциклопедия для детей. Искусство. Том 7. — М. : Аванта+, 1999. 3. http: //ru. wikipedia. org/

Выполнить тестовые задания: К каждому вопросу дано несколько вариантов ответов. Верные, по Вашему мнению, ответы необходимо отметить 1. Расположите перечисленные ниже эпохи, стили, направления в искусстве в хронологической последовательности: а) Классицизм; б) Барокко; в) Эпоха Возрождения; г) Реализм; д) Античность; е) Маньеризм; ж) Рококо

2. Страна – родина барокко: а) Франция; б) Италия; в) Голландия; г) Германия. 3. Соотнесите термин и определение: а) барокко б) классицизм в) реализм 1. строгий, уравновешенный, гармоничный; 2. воспроизведение действительности посредством чувственных форм; 3. пышный, динамичный, контрастный. 4. Многие элементы этого стиля воплотились в искусстве классицизма: а) античный; б) барокко; в) готика. 5. Этот стиль считается пышным, вычурным: а) классицизм; б) барокко; в) маньеризм.

6. Строгая организованность, уравновешенность, ясность и гармоничность образов- характерны для этого стиля: а) рококо; б) классицизм; в) барокко. 7. Произведения этого стиля отличаются напряженностью образов, манерной изощренностью формы, остротой художественных решений: а) рококо; б) маньеризм; в) барокко.

8. Представители классицизма в живописи. а)Делакруа; б) Пуссен; в) Малевич. 9. Представители реализма в живописи. а) Делакруа; б) Пуссен; в) Репин. 10. Периодизация эпохи барокко: а) 14 -16 в. б) 15 -16 в. в) 17 в. (конец 16 -середина 18 в). 11. Г. Галилей, Н. Коперник, И. Ньютон — это: а) скульпторы б) ученые в) живописцы г) поэты

12. Соотнесите произведения со стилями: а) классицизм; б) барокко; в) маньеризм; г) рококо

Cлайд 1

Cлайд 2

Искусствовед А.А. Аникст отмечал: «исчезает уверенность в близком и неизбежном торжестве положительных начал жизни. Обостряется ощущение ее трагических противоречий. Прежняя вера уступает место скепсису. Сами гуманисты уже не доверяют разуму как благой силе. Способной обновить жизнь. У них возникает и сомнение относительно природы человека – действительно ли добрые начала главенствуют в ней».

Cлайд 3

Стилевое многообразие искусства XVII-XVIII в.в. Маньеризм Барокко Классицизм Рококо Реализм

Cлайд 4

Маньеризм (итальянское manierismo, от maniera - манера, стиль) течение в европейском искусстве 16 века, отражающее кризис гуманистической культуры Высокого Возрождения. Основным эстетическим критерием становится не следование природе. Маньеристы искажали заложенное в них гармоничное начало, культивируя представления о шаткости человеческой судьбы, находящейся во власти иррациональных сил. Произведения этих мастеров отличаются острыми колористическими и светотеневыми диссонансами, усложнённостью и преувеличенной экспрессивностью поз и мотивов движения, удлинённостью пропорций фигур, виртуозным рисунком, где линия, очерчивающая объём, обретает самостоятельное значение. Дж. Арчимбольдо Эль Греко Эль Греко «Христос, несущий крест

Cлайд 5

П. Рубенс. Маркиза Бригитта Спинола Дориа Ренбрант. «Христос во время шторма на море Галилейском» В.В. Растрелли. Посольская лесница Барокко (итал. barocco, буквально – причудливый, странный), один из главенствующих стилей в архитектуре и искусстве Европы и Латинской Америки конца 16 – середины 18 века. Барокко воплотило новые представления о единстве, безграничности и многообразии мира, о его драматической сложности и вечной изменчивости; его эстетика строилась на коллизии человека и мира, идеальных и чувственных начал, разума и иррационализма. Искусству барокко свойственны грандиозность, пышность и динамика, интенсивность чувств, пристрастие к эффектной зрелищности, совмещению иллюзорного и реального, сильным контрастам масштабов и ритмов, материалов и фактур, света и тени.

Cлайд 6

Брюллов Карл. Последний день Помпеи Брюллов Карл. Нарцисс, смотрящий в воду Никола Пуссен. Триумф Нептуна Пуссен Никола Классицизм, художественный стиль в европейском искусстве 17–начала 19 века, одной из важнейших черт которого было обращение к формам античного искусства, как к идеальному эстетическому и этическому эталону. Лежащие в основе классицизма принципы рационалистической философии обусловили взгляд теоретиков и практиков классического стиля на художественное произведение как на плод разума и логики, торжествующих над хаосом и текучестью чувственно воспринимаемой жизни. В живописи классицизма основными элементами моделировки формы стали линия и светотень, локальный цвет четко выявляет пластику фигур и предметов, разделяет пространственные планы картины.

Cлайд 7

Помпео Батони Диана и Купидон Ватто Антуан Танец СебастьяноРиччи Авраам и три ангела Рококо (франц. rococo, от rocaille, рокайль – декоративный мотив в форме раковины), стилевое направление в европейском искусстве 1-й половины 18 века. Пристрастие к изысканным и сложным формам, причудливым линиям, во много напоминающие силуэт раковины. Тонкие переливания цвета и одновременно несколько блеклые по колориту живопись рококо. Сложные любовные интриги, мимолетность увлечений, дерзкие, рискованные, бросающие вызов обществу поступки человека, авантюры, фантазии. Художникам рококо были присущи тонкая культура цвета, умение строить композицию слитными декоративными пятнами, достижение общей легкости, подчеркнутой светлой палитрой, предпочтение блеклых, серебристо-голубоватых, золотистых и розовых оттенков.

Cлайд 8

Реализм (от фр. realisme, от лат. realis - вещественный) - в искусстве в широком смысле правдивое, объективное, всестороннее отражение действительности специфическими средствами, присущими видам художественного творчества. Общими признаками метода реализма является достоверность в воспроизведении действительности. Точность, конкретность, непредвзятость восприятия к жизни, внимание к простонародным типам, прочувствованное восприятие быта и природы, простота и естественность человеческих чувств. Илья Репин Бурлаки на Волге

Cлайд 9

В искусстве XVII-XVIII в.в. существовали различные художественные стили. Разнородные в своих проявлениях, они обладали глубоким внутренним единством и общностью. Подчас совершенно противоположные художественные решения и образы были лишь своеобразными ответами на важнейшие вопросы жизни и общества

Новые понятия: Стиль Историческая эпоха      Древний мир Античность Средневековье Возрождение Просвещение Стиль – устойчивое единство художественных принципов, приёмов и средств, используемых при создании произведений искусства.  Стиль - исторически обусловленное эстетическое единство содержания и формы, раскрывающее содержание произведения.       Маньеризм - сер.16 в. Барокко – к.16 – сер 18 в. Классицизм - 17 в. Рококо – 18 в. Реализм – к.18-19в.        Маньеризм -течение в западноевропейском искусстве 2-й половины 16 века. В искусстве маньеризма отразился кризис культуры Возрождения; Маньеризм был своеобразным переходным стилем между искусством Ренессанса и Барокко - тяготение к экзотическим костюмам персонажей, - удлиненным фигурам, - аффективным жестам, - ярким, контрастным тонам   Один из художественных стилей конца 16 века, середины 18 века, тяготевший к парадной торжественности, декоративности, напряжённости и динамичности образов. Для барокко характерно тяготение к ансамблю и синтезу искусств. Уже одна из первых его статуй «Давид» (1623, Музей и галерея Боргезе, Рим) наглядно показывает отличие нового искусства от искусства эпохи Возрождения. «Давид» Микеланджело был могуч, прост и величав в своей спокойной силе. «Давид» Бернйни, созданный через 100 с небольшим лет, изображен в динамике - в момент бросания камня из пращи: он весь в движении, в напряжении, в гневе, даже прикусил губу. Как раз все эти черты и характерны для стиля барокко, пришедшего на смену простому и строгому стилю Ренессанс (см. ст. «Искусство итальянского Возрождения»). Для барокко внешнее выражение страсти и волнений стало важнее самих человеческих чувств.    Классицизм – Художественный стиль в западноевропейском искусстве 17 веке Рассматривал античность как этическую и художественную форму Для него характерны героический пафос, пластическая гармония и ясность Собор Святого Петра в Риме Микеланджело    Рококо – это стилевое направление европейском искусстве в первой половине 18 века, для которого характерен грациозный, прихотливый орнаментальный ритм Задача искусства рококо: нравиться, трогать, развлекать. Основные сюжеты: сложные любовные интриги, мимолётность увлечений, рискованные поступки героев.  Реализм – объективное отображение действительности – правда жизни, воплощённая специфическими средствами различных стилей и видов искусства   Его произведения, составляют одну из вершин европейского и мирового искусства, одно из наиболее высоких достижений в развитии реализма. В картине Рембрандта «Святое семейство» (1645), в образах героев евангельской легенды - Марии, младенца Христа и Иосифа - воплощены самые обычные и прекрасные в своей искренности и чистоте человеческие чувства - нежность и заботливость матери, ощущение домашнего покоя - то, что во все времена понятно и дорого людям. Обстановка комнаты предельно проста, это жилище бедного плотника, который тут же занят своим ремеслом. Рембрандт всегда с огромной симпатией изображал людей из народа, всегда сочувствовал старости и одиночеству.