И а бунин чистый понедельник непонятно почему. Анализ рассказа «Чистый понедельник» (Бунин И

Трагический бунинский сюжет о любви составляет основу рассказа «Чистый понедельник». Два человека внезапно встречаются, и между ними вспыхивает прекрасное и чистое чувство. Любовь приносит не только радость, влюбленные переживают огромные мучения, которые терзают их души. В произведении Ивана Бунина описывается встреча мужчины и женщины, которая заставила их забыть обо всех проблемах.

Свой рассказ автор начинает не с самого начала романа, а сразу с его развития, когда любовь двух людей достигает своей кульминации. И. Бунин прекрасно описывает все подробности этого дня: московский день был не только зимний, но, по описанию автора, темный и серый. Обедали влюбленные в разных местах: сегодня это могла быть «Прага», а завтра они кушали уже в «Эрмитаже», потом это мог быть и «Метрополь», или какое-то другое заведение.

С самого начала бунинского произведения не покидает предчувствие какой-то беды, большой трагедии. Главный персонаж старается не задумываться о том, что будет завтра, о том, к чему вообще могут привести эти отношения. Он понимал, что с той, которая ему была так близка, не стоит говорить о будущем. Ведь ей просто не нравились эти разговоры и на его любые вопросы она не отвечала.

Но почему главная героиня не желала, как многие девушки, мечтать о будущем, строить планы? Может быть, это минутное влечение, которое скоро должно закончиться? Или же она уже знает все, что должно скоро с ней случиться в будущем? Иван Бунин описывает свою героиню так, словно она совершенная женщина, которую невозможно сравнить с другими прекрасными женскими образами.

Главная героиня обучается на курсах, не понимая, как потом в жизни ей это приходится. Бунинская девушка хорошо образована, в ней чувствуется утонченность и ум. Все в ее доме должно быть прекрасным. Но окружающий мир ее совсем не интересует, она отстраняется от него. По ее поведению казалось, что она равнодушна и к театрам, и к цветам, и к книгам, и к обедам. И это равнодушие не мешает ей полностью погружаться в жизнь и наслаждаться ею, читая книги и получая впечатления.

Прекрасная пара для окружающих людей казалась идеальной, их даже провожали взглядами. И было чему завидовать! Молодые, красивые, богатые - эти все характеристики подходили к этой паре. Эта счастливая идиллия оказывается странной, так как девушка не желает стать женой главного героя. Это заставляет задуматься над искренностью чувств возлюбленной и мужчину. На все его расспросы девушка находит лишь одно объяснение: она не умеет быть женой.

Видно, что девушка не понимает, каково ее предназначение в жизни. Душа ее мечется: роскошная жизнь ее привлекает, но хочется ей чего-то другого. Поэтому и прибывает она постоянно в мыслях и раздумьях. Чувства, которые испытывает девушка, непонятны ей самой, не может и главный герой в них разобраться.

Ее привлекает религия, девушка с удовольствием ходит в церковь, восхищается святостью. Героиня сама не может понять, почему это так ее привлекает. Однажды она решается на важный шаг - подстриг в монахини. Ничего не сообщив возлюбленному, девушка уезжает. Через время главный герой получает от нее письмо, где молодая женщина сообщает о своем поступке, но объяснять она даже не пытается.

Главный герой с трудом переживает поступок любимой женщины. Однажды он смог ее увидеть случайно среди монахинь. Бунин не случайно дает своему произведению название «Чистый понедельник». Накануне пред этим днем влюбленные вели серьезный разговор о религии. Главный герой впервые был удивлен размышлениями своей невесты, настолько они были для него новы и интересны.

Внешняя довольствие жизнью скрывало глубину этой натуры, ее тонкость и религиозность, постоянные ее терзания, которые и привели девушку в обитель монашки. Глубокие внутренние искания помогают объяснить и равнодушие молодой женщины, которое она проявляла к светской жизни. Она не видела себя среди всего того, что ее окружало. Счастливая и взаимная любовь не помогает обрести ей гармонию в душе. В этом бунинском рассказе любовь и трагедия неразделимы. Любовь дается героям, как некое испытание, которое им предстоит пройти.

Любовная трагедия главных героев заключается в том, что они не смогли до конца понять друг друга и не смогли правильно оценить личности, которые нашли свою половинку. Бунин своим рассказом «Чистый понедельник» утверждает мысль о том, что каждый человек - это огромнейший и богатейший мир. Внутренний мир молодой женщины богат духовно, но раздумья ее и размышления не находят опоры в этом мире. Любовь к главному герою для нее уже не спасение, а девушка видит в этом проблему.

Сильная воля героини помогает уйти от любви, бросить ее, отказаться от нее навсегда. В монастыре ее духовный поиск прекращается, у молодой женщины появляется новая привязанность и любовь. Героиня находится смысл жизни в любви к Богу. Все мелкое и пошлое теперь ее не касается, ее одиночества и покоя теперь никто не нарушает.

Рассказ Бунина и трагичен, и печален. Нравственный выбор стоит перед каждым человеком и его нужно сделать правильно. Героиня выбирает свой жизненный путь, а главный герой, продолжая любить ее, не может найти себя в этой жизни. Его судьба грустна и трагична. Поступок молодой женщины по отношению к нему жесток. Они оба страдают: герой из-за поступка возлюбленной, а она по собственной воле.

ТЕМА: Символика названия рассказа И.А.Бунина «Чистый понедельник»

Класс: 11 класс

Форма проведения : урок-размышление

Раздел программы. Творчество И.А.Бунина. Рассказы о любви (11 класс).

Тема занятия. Символика названия рассказа И.А.Бунина «Чистый понедельник»

Дидактическая цель – создать условия для осознания, осмысления, систематизации и обобщения по теме средствами метода творческого чтения и комплекса педагогических технологий: технологии проблемного обучения, метода проектов и компьютерных технологий.

Оборудование урока:

    Мультимедийный проектор

    Компьютер

    Текст рассказа

Цели и задачи занятия:

Цели

Задачи

1. Выявление особенностей понимания любви Буниным, раскрытия темы России, художественной манеры писателя

1. Раскрыть особенность понимания любви Буниным через сопоставительную характеристику героев (портрет, увлечения, отношение друг к другу, понимание смысла жизни).

2. Выявить отношение Бунина к России через упоминание памятников древней Москвы, использование реалий современной Москвы, бытовых зарисовок, умозаключений героев о Руси.

3. Провести анализ «филологии» Бунина: художественных средств (метафор, эпитетов, оксюморонов и др.) и литературных приёмов.

2. Активизация исследовательской деятельности обучающихся, развитие навыков творческого чтения, углубляющего понимание и переживание событий рассказа.

1.Закрепить навыки анализа текста:

Определение темы;

Формулирование главной мысли;

Определение художественных средств и их роли в тексте;

Сопоставление (определение предмета сопоставления, сходств и различий и т.д.)

Обобщение, формулирование выводов;

Выявление причинно-следственных связей.

2. Продолжить работу по обогащению и усложнению словарного запаса языка обучающихся в процессе анализа текста.

3. Включить в процесс урока задания на развитие воображения и фантазии.

Методы обучения: метод творческого чтения, проблемный, метод проектов.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Опережающее домашнее задание к уроку.

    Пользуясь энциклопедическим словарём, рассказать о литераторах, чьи имена упоминаются в рассказе.

    Рассказать о религиозных праздниках, которые указаны в рассказе

    Повторить средства художественной выразительности

ПЛАН УРОКА.

    Организационный момент

    Подготовка учащихся к восприятию материала

    Целеполагание

    Актуализация знаний

    Первичное усвоение знаний

    Рефлексия

    Домашнее задание

Ход урока

СЛАЙД 1

СЛАЙД 2

Путь к бунинской философии лежит через бунинскую филологию.

Вл. Ходасевич

    Организационный момент.

    Подготовка учащихся к восприятию материала.

Слово учителя (на фоне колокольного звона)

СЛАЙД 3

Между временем и вечностью,

Как над брызнувшей водой,

К нам заброшен бесконечностью

Мост воздушно – золотой, -

Разноцветностью играющий,

Видный только для того,

Кто душою ожидающей

Любит Бога своего,

Кто, забыв своё порочное,

Победил громаду зол

И, как радуга непрочная,

Воссиял и превзошел

К. Бальмонт.

Ради чего человек приходит в мир? Что важнее: материальное или духовное? Каждый из нас рано или поздно задумывается над этими вопросами, дает свой ответ на них.

Сегодня я приглашаю вас поразмышлять об этом вместе с И.Буниным на необычном уроке, уроке – размышлении по рассказу «Чистый понедельник».

СЛАЙД 4

Этот рассказ И.А.Бунина входит в сборник «Темные аллеи», который создавался писателем в «окаянные годы» эмиграции. Сам писатель называл этот сборник своей лучшей книгой, а лучшим рассказом – рассказ «Чистый понедельник».

Дома вы познакомились с рассказом, сложилось свое мнение. На чистом листе я попрошу вас 1-2 словами определить, какое впечатление произвел рассказ на вас? (возможные ответы: загадочный, непонятный, странный ).

Итак, зафиксировано первоначальное впечатление, к нему вернемся в конце урока.

    Как понимаете выражение «духовные искания»?

    Поиск человеком ответов на нравственные вопросы, своего предназначения в жизни

    С кем из героев рассказа прежде всего связано это понятие?

    С главной героиней

    Сюжетная линия рассказа – история несчастной любви, а в чем глубинный смысл рассказа? Выскажите свое мнение одним словом: о чем этот рассказ? (варианты учащихся фиксируются на доске) Например: Любовь Разлука Трагедия

Учитель добавляет слово «обретение» . Класс дает толкование слова через подбор синонимов.

СЛАЙДЫ 5, 6, 7

    Определение целей и задач урока, постановка проблемы

Постановка проблемного вопроса: какое из понятий, отраженных на доске, является ключевым в рассказе? (добавляем к словам вопросительный знак).

Цель урока самостоятельно формулируют учащиеся, исходя из проблемного вопроса урока и темы урока (проанализировать духовные искания героев, выявить авторскую позицию, ответив на проблемный вопрос).

    Актуализация знаний

Анализ рассказа.

СЛАЙД 8

    Кто является главным героем рассказа?

    Проанализируйте портрет героини. Какие ключевые слова используются для создания образа?

    У нее красота была какая-то индийская, персидская

    Почему восточная красота?

    Подчеркнуть ее необычность, непохожесть, отличие от других нездешней прелестью

    Особенной была только внешняя красота героини? Чем она удивляла главного героя? Какие эпитеты, сравнения используются и какова их роль в создании образа главной героини?

    Загадочная, непонятная, восточная красавица, шамаханская царица

    Как характеризует рассказчик свою возлюбленную?

    В центре рассказа образ героини, «непонятной» рассказчику. Для характеристики героини используются слова «загадочность», «странность».

    Усиливают непонимание героя, мотив непохожести героини на других девушек

    Проанализировать описание комнаты главной героини. Какие детали интерьера подчеркивают особенности характера героини?

СЛАЙД 9

    Соединение восточных и западных мотивов, портрет босого Толстого

    Почему в комнате находится именно этот портрет?

    Портрет писателя в поздний период жизни, когда он отказывается от всех проявлений материального мира, духовные искания характеризуют этот период жизни писателя

    Какой музыкальный мотив связан с образом главной героини?

(Учащиеся слушают фрагмент из «Лунной сонаты» Бетховена»)

    Почему именно это произведение взято Буниным? Какие грани характера героини открывает музыка?

    Что является доминантным в характере героини?

    ОНА – загадочность, непохожесть

Сопоставительная характеристика героев

Работа с текстом. Учитель называет предмет сопоставления, ученики приводят примеры

СЛАЙДЫ 10, 11, 12

Предмет сопоставления

Герой

Героиня

Я … был в ту пору красив почему-то южной, горячей красотой, был даже «неприлично красив», как сказал мне однажды один знаменитый актер…"Черт вас знает, кто вы, сицилианец какой-то «… и характер был у меня южный, живой, постоянно готовый к счастливой улыбке, к доброй шутке»

А у нее красота была какая-то индийская, персидская: смугло-янтарное лицо, великолепные и несколько зловещие в своей густой черноте волосы, мягко блестящие, как черный соболий мех, брови, черные, как бархатный уголь, глаза; пленительный бархатисто-пунцовыми губами рот …

Я… родом из Пензенской губернии

Она из Твери , а её бабушка из Астрахани

Литературные имена

Я привозил ей коробки шоколаду, новые книги – Гофмансталя , Шницлера , Тетмайера , Пшибышевского

Вы дочитали «Огненного ангела»?

(роман В. Брюсова)

И мы зачем-то поехали на Ордынку… но кто ж нам мог показать, где жил Грибоедов? Кому это нужно?

Л. Андреев, А. Белый

… на диване, над которым зачем-то висел портрет босого Толстого

- Досмотрела . До того высокопарно, что совестно читать.

Она любит цитировать русские летописные сказания, особенно ее восхищает древнерусская Повесть о верных супругах Петре и Февронии Муромских.

Где-то на Ордынке есть дом, где жил Грибоедов. Поедем его искать…

Она задержалась у могил Чехова и Эртеля

Музыкальные предпочтения

А отчего вы вчера вдруг ушли с концерта Шаляпина ?

Он не чувствует окружающей пошлости, которая замечательно запечатлена Буниным и в исполнении «полечки Транблан», когда партнер выкрикивает «козлом» бессмысленный набор фраз, и в развязном исполнении цыганских песен старым цыганом «с сизой мордой утопленника» и цыганкой «с низким лбом под дегтярной челкой»

Не в меру разудал был. И потом желтоволосую Русь я вообще не люблю.

Она все разучивала медленное, сомнамбулически прекрасное начало «Лунной сонаты», - только одно начало

Она может заслушаться церковными песнопениями. Не оставит ее равнодушной сама огласовка слов древнерусского языка, и она как завороженная будет повторять их

    Пользуясь таблицей, дайте характеристику героям

    Он - реалист, доволен этой богатой, праздной жизнью, жизнелюбив. Она - совмещает в себе эти два мира: посещает рестораны, капустники, концерты, но ходит в храмы, на кладбище, интересуется историей.

    Её внутренний мир настолько же отличен от внутреннего мира рассказчика, насколько внутренний мир Толстого отличен от мира Тетмайера, А. Белого, и даже "не в меру разудалого" Шаляпина. Настолько же отличен Чистый понедельник от Масленицы.

    Она необычная, в ней необъяснимые противоречия. С одной стороны, "похоже было на то, что ей ничто не нужно: ни цветы, ни книги, ни обеды, ни театры, ни ужины за городом, хотя все-таки цветы были у нее любимые и нелюбимые: книги читала всякие, любила поесть и тут же говорила о том, зачем вообще люди едят". Казалось, что ей нравится роскошная жизнь: походы в рестораны, театры, концерты. Она любила хорошую одежду, бархат, шелк, меха. С другой стороны, зачем-то училась на курсах, интересовалась историей, посещала храмы, Раскольничье кладбище и т.д. Герой признается, что она ему непонятна.

    Первичное усвоение знаний

В рассказе упоминаются исторические места Москвы, которые посещают главные герои. Как соотносятся в рассказе приметы конкретной эпохи и напоминания о древности?

Отправимся вслед за героями в Москву.

    Куда герой возил свою возлюбленную?

Каждый вечер я возил ее обедать в "Прагу", в "Эрмитаж", в "Метрополь", после обеда в театры, на концерты, а там к "Яру", в "Стрельну"…

СЛАЙДЫ 13, 14, 15, 16

    Это «Современная Москва»

    Какие исторические места с удовольствием посещала героиня?

Зачатьевский монастырь, Чудов монастырь, Архангельский собор, Марфо-Мариинская обитель, Иверская часовня, Храм Христа Спасителя, Кремль, Новодевичьего монастыря, Рогожского кладбища.

СЛАЙДЫ 17, 18, 19

    Это «Древняя святая Москва»

    Итак, мы проследили маршруты каждого из героев. О каких чертах характера главной героини свидетельствует выбор маршрута путешествия?

    В рассказе приметы современной эпохи соотносятся с внутренним миром рассказчика, всё же, что касается древности, церквей, кладбищ – внутренний мир героини, свидетельствует о глубокой ностальгии Бунина.

    «Православие теперь, когда оно так преследовалось на родине, осознавалось Буниным как неотделимая часть России, ее культуры, её истории и её национальной сути» (Мальцев «И. Бунин»). В какой из этих сфер она «настоящая»?

    Героине уютнее в «Древней Москве», но она посещает и «Современную Москву», пытается сделать выбор между земным и духовным

    Почему так важны были для героини вид из окна на Кремль и Храм Христа Спасителя

    Это символ Родины.

    Как вы понимаете высказывание героини «желтоволосая Русь»

    В уста главной героини Бунин вкладывает свое понимание России: не как эдакой наигранной «русскости» но как неподдельной древности ее, православности, суровости («только в каких-нибудь северных монастырях осталась теперь эта Русь»).

Для полноценного восприятия рассказа необходимо понимание некоторых реалий быта, церковной обрядовости, литературно-артистической жизни начала века.

Комментарии СЛАЙДЫ 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26

А. Белый. Его лекция пародийно описана в рассказе.

В. Брюсов. «Огненный ангел» - исторический роман В.Я. Брюсова

Л. Андреев. «Я опять весь вечер говорил только о постороннем», – о новой постановке Художественного театра, о новом рассказе Андреева…

Гуго фон Гофмансталь. Австрийский символист.

Артур Шницлер. Австрийский драматург и прозаик, импрессионист.

Тетмайер Казимеж. Польский лирик, автор утончённых эротических стихов.

Ст.Пшибышевский. Немецко-польский прозаик

    Для чего Бунин насыщает рассказ обилием имён литераторов?

    Для создания характеров героев автор не использует внутренние монологи, не объясняет словами мысли и чувства героев. Но, чтобы показать различный внутренний мир героини и героя, он использует литературные имена (скажи мне, что ты читаешь, и я скажу, кто ты). Герой дарит возлюбленной модные сочинения европейского декаданса, «высокопарный» роман В. Брюсова, не интересные ей. У неё же в номере гостиницы «зачем-то висит портрет босого Толстого», а как-то она ни с того ни с сего вспоминает Платона Каратаева… В аристократически утончённой и загадочной, неожиданно проступают черты Катюши Масловой, жертвенной и чистой воскрешающей души из последнего романа Л.Н. Толстого «Воскресение».

Таким образом, её внутренний мир настолько же отличен от внутреннего мира рассказчика, насколько внутренний мир Толстого отличен от мира Тетмайера, А. Белого, и даже «не в меру разудалого» Шаляпина. Настолько же отличен Чистый понедельник от Масленицы.

    О каких религиозных праздниках идёт речь в рассказе? СЛАЙДЫ 27, 28, 29

    Чистый понедельник – первый день Великого поста, наступающего после разгульной Масленицы.

    Масленица – Масленая неделя, неделя, предшествующая Великому посту. Последний день масленичной недели – воскресенье – называется Прощеным воскресеньем. В это день «православные благочестивые люди ходят по монастырям, посещают соборы, кланяются святым мощам, святыням. В монастырях, в церквях совершается обряд прощения».

    В Прощеное воскресенье принято испрашивать прощения друг у друга за все совершенные и несовершенные, только помысленные грехи.

    Великий пост (7 недель перед Пасхой) – это время строгости, святости, воздержания, он начинается с Чистого понедельника, который является днем перехода к новой жизни, очищения от греховного, суетного, в это время верующие воздерживаются от нескромной пищи, не участвуют в увеселениях, не вступают в брак. Пост установлен в воспоминание 40-дневного поста Христа в пустыне

    Осознание и осмысление материала

    Почему мы не узнаем имена героев при большом количестве имен собственных в рассказе?

    Имена собственные помогают автору воссоздать конкретную эпоху, показать дух противоречий того времени, создать историко-философский фон для вечной истории любви и расставания… Герои – воплощение вечных устремлений человека к счастью в любви и трагического неосуществления этой мечты

    Автор не дает имен своим героям, чтобы придать обобщенный смысл. Номинация героев не столь важна, Бунин исследует культуру России, быт людей, их развлечения, все то, что занимало их души, т.е. духовную жизнь людей.

    Можно ли представить героиню в ситуации «земного счастья»? Счастлива ли героиня? Как она определяет, что такое счастье?

    «Счастье как вода в бредне: тянешь – надулось, а вытащишь – ничего нет»

    В чем смысл названия рассказа?

    Чистый понедельник очищение, порог в жизни, начало . В Чистый понедельник человек причащается к тайне веры.

СЛАЙД 30

В.И.Даль в «Словаре живого великорусского языка» дает следующие толкования слова «причащение»:

    Таинство, в котором верующий под видом хлеба и вина принимает Тело и Кровь Господа, через это соединяется с Христом, делается причастным вечной жизни.

    Участие, сродство, связь, прикосновение.

    Какое значение ближе смыслу рассказа? Докажите свою точку зрения.

    Какой день она выбирает для ухода в монастырь?

    Чистый понедельник

    Символично ли название рассказа?

    Чистый понедельник – в православной традиции – своеобразная граница, рубеж между жизнью – суетой, полной соблазнов, и периодом Великого поста, когда человек призван очиститься от скверны мирской жизни.

    Чистый понедельник – и переход, и начало: от светской, греховной жизни – в вечную, духовную.

    Закрепление учебного материала

В чём проявилось мастерство писателя? Раскроем «тайны» Бунина – стилиста с помощью филологического анализа, тем более что, по меткому выражению В. Ходасевича, «Путь к бунинской философии лежит через бунинскую филологию»

    Какие художественные средства использует Бунин в этом рассказе?

    Эпитеты, метафоры, оксюмороны.

    Давайте вспомним, что такое оксюморон?

    От греч. буквально – остроумно-глупое. Стилистическая фигура, парадоксально звучащая антитеза, представленная в виде контрастных слов. «Толпа мертвецов» (Некрасов), «пышное природы увяданье (Пушкин)».

    Найдите оксюмороны в тексте?

    Неприлично красив, красота и ужас на кладбище. С помощью этого приёма автор показывает противоречивость героев.

    Кульминационная сцена – это фейерверк различных деталей поэтики, запаха и света. Найдите подтверждение в тексте.

Запах комнаты соединяется с запахом цветов.

Свет В начале рассказа – полутьма и поцелуи.

Кульминационная сцена происходит в освещённой спальне. А в финале рядом окажется три раза повторенное слово «тёмный»: «И вот одна из идущих посередине инокинь или сестёр устремила взгляд своих тёмных глаз в темноту … Что она могла в темноте видеть, как она могла почувствовать моё присутствие…» Свет озаряет любовь. И, напротив, любовь – это вспышка света.

Так и в этом рассказе. Как Масленицу сменяет Чистый понедельник, так и героиня, подарившая, наконец, долгожданную близость герою, уходит в монастырь. Озарила и исчезла.

В рассказе «Чистый понедельник» показана любимая И. Буниным тема мучительно-счастливого мига любви, краткого и одновременно вечного, незабвенного:

    Россия на пороге страшных испытаний…Первая мировая, революции, гражданская война. Сталинский режим, надругательство над историей и прошлым…

    Может быть, это очищение через страдания. Испытания во имя спасения? Великий пост как время покаяния и испытания веры на прочность сменяется великим праздником. Может, в этом автор и усматривал путь России?..

Таким образом, характеризуя «бунинскую филологию», мы пришли к пониманию «бунинской философии» любви как о «некоем высшем напряжённом моменте бытия», который озаряет всю жизнь человека».

    Обобщение и систематизация материала

СЛАЙД 31

Тезисы – выводы:

    Героиня не находит гармонии и красоты ни в современном ей искусстве, ни в обществе;

    В рассказе делается противопоставление модерна и древнерусского искусства, мирской и православной церковной культуры;

    Уход героини в монастырь – поиск красоты и обретение смысла жизни;

    У героини чувство родины сильнее развито, чем чувство любви.

СЛАЙД 32

Выводы:

    «Чистый понедельник» - это рассказ о любви, понимаемой как «некий высший напряжённый момент бытия», который озаряет всю человеческую жизнь.

    «Чистый понедельник» – это рассказ о ностальгии автора, о глубокой любви Бунина к России.

    Соединяя воедино музыкальное, живописное, поэтическое, древнее и новое, - автор пишет своеобразный «штрих золотом по бархату» портрет эпохи, воссоздаёт её атмосферу. Создавая поэтический портрет эпохи, Бунин придал рассказу объём эпопеи.

    «Чистый понедельник» - это ещё одно свидетельство непревзойдённого мастерства писателя – «лучшего стилиста современности» (Горький).

    Рефлексия

    Вернёмся к записям на доске. Какое из данных слов, на ваш взгляд, отражает смысл рассказа?

Любовь

Разлука

Трагедия

Обретение

    Можно ли говорить об обретении в рассказе, ведь герои расстаются?

    Что обретает героиня?

    Духовное успокоение (эпизод в церкви)

СЛАЙД 33

    Как вы думаете, обретение состоялось только для главной героини?

    Что изменяется для главного героя?

СЛАЙД 34

Вывод:

В рассказе есть и любовь, и разлука, но главным является обретение человеком своего места на земле, осознание своего предназначения.

    Я прошу вас вернуться к той работе, с которой начали урок. На листах, где было зафиксировано первоначальное впечатление от рассказа, запишите ваши чувства, мысли, ощущения после анализа рассказа.

    Домашнее задание (по выбору):

СЛАЙД 35

Задание №1 – Ответить письменно на вопросы: Как изменилось понимание рассказа после анализа? О чём заставил задуматься этот урок? (для всех учеников)

Задание №2 – сообщение (+ презентация) о жизни и творчестве А.И.Куприна (индивидуальное)

Методическая литература:

    Егорова Н.В., Золотарёва И.В. Поурочные разработки по русской литературе. XX век. 11 класс. М.: ВАКО, 2004.

    Турьянская Б.И., Гороховская Л.Н., Миллионщикова Т.М. Литература в 11 классе. Урок за уроком. М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2005

    Медведева В. «Всякая любовь - великое счастье». Разговор с 11-классниками о книге Бунина «Темные аллеи» //Литература в школе. - М., 1997. - № 3. - С. 13.

    Николина М.А. Лингвистический анализ рассказа И.А. Бунина «Чистый понедельник» // Русская словесность. - М., 1996. - № 3. - С. 79.

    Долгополов Л. Рассказ «Чистый понедельник» в системе творчества Бу­нина эмигрантского периода. - Л., 1985. - С. 340.

Интернет-ресурсы:

    http :// rudocs . exdat . com docs / index -516313. html

    www.zavuch.info

    http://rudocs.exdat.com/docs/index-11836.html

Краткое описание:

Урок-размышление по рассказу И. А. Бунина «Чистый понедельник» проводится с применением элементов проектной методики, позволяющих разрешить проблемную ситуацию. Проблемная ситуация заключается в том, что после прочтения рассказа учащиеся считают рассказ «странным, непонятным». Задача учителя – анализируя рассказ, раскрыть идейное своеобразие. Использование ИКТ на уроке позволяет сделать урок наглядным, интересным, содержательным. Ученики занимают в уроке активную позицию. Они самостоятельно проводят мини-исследования по характеристикам героев рассказа, оформляют свои наблюдения в форме таблицы, выстраивают ассоциативные цепочки, выступают на уроке с сообщениями. И в результате приходят к пониманию глубокого смысла рассказа.

Произведения Ивана Алексеевича Бунина плотно связаны с идеей и эстетикой классической русской литературы. Также в произведениях много реалистических традиций, однако, все они отображены им немного по-другому, в новом и переходном времени. Бунин говорил, что литературный модернизм не в его стиле и он ему сильно не нравится, однако, со временем все же попал под его влияние.

В данной статье речь пойдет о его произведении под названием «Чистый понедельник», которое было написано в 1944 году. Вошёл этот рассказ в знаменитый сборник «Темные аллеи», который раскрывает перед читателем особый мир, где даже в мрачном пространстве, находится место для любви. Но ноты любви - это не единственное привлекательное действие. Своими рассказами автор старался максимально точно показать жизнь России, как в дореволюционное время, так и после великих событий, которые для одних были делом созидательным, а для других разрушительным.

В рассказе, написанном от первого лица, каждый вечер герой посещает одну квартиру, которая расположен напротив храма. В этом месте живет девушка в которую он влюблён до безумия.

Он много где с ней гуляет, водит по различным кабакам и театрам, закидывает ее различными подарками, однако он до последнего не может понять, чем это все кончится. Девушка молчит о будущем и о своих намерениях.

И хотя у главных героев нет интимной близости, юноша и без того по-настоящему счастлив рядом со своей возлюбленной.

Девушка учится на курсах истории, живет она одна, отец ее купец в разъездах. Подарки она принимает от героя, благодарит его, но кажется, что ей это совсем безразлично.

Похоже было на то, что ей ничто не нужно: ни цветы, ни книги, ни обеды, ни театры, ни ужины за городом.

У нее, как и у каждой девушки есть любимые цветы, она любит сладости. Однако настоящая ее страсть заключается в шикарной одежде. По произведению сам герой и его девушка молоды и прекрасны. Он похож чем-то на итальянца, а она на персидскую принцессу. По характеру герой болтлив и весельчак, а она совершенно наоборот, молчалива и весьма тактична.

Главный герой часто вспоминает как он познакомился с возлюбленной. Произошло это на лекции, когда преподаватель бегал по аудитории и пел песни. Тогда это так развеселило парня, что он безудержно хохотал, и девушку это очень привлекло. С первых встреч юноша чувствовал очарование и был счастлив, хотя желание быть с девушкой ещё ближе не покидало его.

Происходит все это в одном тоне на протяжении нескольких месяцев. Прошла Масленица и девушка просит героя приди к ней раньше, чем это обычно было. После они вместе идут в монастырь, где по пути она рассказала про обряд захоронения архиепископа. Тогда герой очень удивился. Он понял, что плохо знает ее раз не замечал такое сильное увлечение религией.

Возле монастыря они посещают кладбище, где долго ходят среди могил. Герой смотрит на нее так влюбленно, что девушка понимает - это не простое увлечение, вероятно, это любовь. Когда набродившись, они попадают в трактир, героиня продолжила рассказывать про монастыри и высказала желание с радостью уйти служить богу. Однако рассказчик так любуется ею, что не замечает, что она говорит и не принимает ее слова всерьез.

Через день она просит героя привезти ее к театру на капустник. Весь вечер она употребляла шампанское и танцевала. После герой отвез ее домой, и она попросила его подняться к ней. Позже они занялись любовью, а наутро она сказала, что уезжает навсегда в Тверь и просит не искать ее, она сама напишет. В письме говорилось так:

В Москву не вернусь, пойду пока на послушание, потом, может быть, решусь на постриг... Пусть Бог даст сил не отвечать мне - бесполезно длить и увеличивать нашу муку...

Герой был в отчаянии, начал много пить, полностью потерял веру и в себя, и в жизнь. Через два года он опять вспомнил о любимой и повторил путь, который однажды проделал с ней в Прощеное воскресенье. Внутри шла служба для княгини и князя, герой, сунув деньжат дворнику, прошел туда. Здесь происходит крестный ход. Первой идет княгиня, за ней идут сестры со свечами. Одна из них подняла глаза и посмотрела прямо на героя, однако он повернулся и ушел.

Анализ рассказа «Чистый понедельник»

Название данного рассказа придумано неспроста, Чистый понедельник, это дата первой недели во время Великого поста. Также здесь еще и другой смысл, можно рассмотреть, что действия происходят в последний праздник перед войной в Москве. В произведении присутствует сильная и разносторонняя атмосфера, возможно это все из-за того, что само произведение написано от первого лица.

Здесь все описано довольно просто, все происходит в странном городе, где герой страдает непонятной любовью к загадочной девушке. Герой даже не думает о будущем, ему совершенно неважно, что случится. Рассказ написан с применением рефрена, который усиливает ощущения, как бы сна наяву.

«И зачем, почему надо так жестоко мучить меня и себя»

Жизнь в Москве описана весьма детально, в рассказе много конкретики. Например, то что утро у автора пахнет и снегом, и запахом из пекарен, а день-то сырой - этому тоже особое внимание. Здесь также много доскональных описаний, вот некоторые из них: «серым кораллом сучья в инее», «переполненные, ныряющие трамваи», «снежным тротуарам мутно чернеющие прохожие». Как видно жизнь в советском мегаполисе описана подробно, читатель проникается произведением и уже кажется, что он сам присутствует на месте событий и ощущает все эти запахи.

Город описан удивительно точно. В рассказе показано много достопримечательностей Москвы. Автор, не ленясь, описывает как монастыри и соборы, так кабаки и рестораны. Даже ресторанные меню описаны достаточно красочно. Главные герои едят то розовых рябчиков, в прожаренной сметане, то блины с домашним травничком.

Когда читаешь данное произведение создается ощущение, что здесь происходит вечное движение. Сам же герой приехал из нынешней Пензы, вот он уже в Москве и влюбляется, а девушка сама тоже не из Москвы, она из Твери. Герои, познакомившись, постоянно что-то делают, читают и обсуждают книги, ходят по театрам, посещают концерты и не забывают про лекции.

Примечательно, даже место где они проживают. Так мужчина живет у Красных ворот, а она возле храма. Всё это указывает на темперамент героев. И хотя внешность и характеры их были разные, они тянулись друг к другу.

«Я был красив почему-то южной, горячей красотой…», «А у нее красота была какая-то индийская, персидская…»

В рассказе все описано понятно и детально. Все запечатлено в произведении: место встреч, разговоры, настроение героев, даже подробно рассказано как расположены в квартире те или иные предметы. Их любовь называется странной и загадочной, в чем-то непонятной. Потом еще эта разлука, девушка уходит в монастырь и, скорее всего, даст обед.


В данном произведении подчеркнут не только психологический аспект, здесь много философии и истории. На конкретном примере показана вся серость будней жизни в России. Кругом тоска и нет надежды на светлое будущее, только таинственность и роковое предчувствие. Читаешь это произведение и хочется задуматься о России-матушке.

Интересно, что в отличие от других рассказов Бунина, здесь присутствуют конкретные временные рамки. Действия происходят в конце Масленицы и в начале Великого поста. Хоть произведение небольшое по объему, временной диапазон здесь достаточно широкий. Есть несколько дат, например, события развивались в 1912 году, а уже последняя встреча их произошла в 1914.

Наблюдать внутренние переживания героя можно по нескольким вещам, таким как движение во времени и реальные исторические события. Вот он влюбился, его жизнь как бы обрела новый смысл, более возвышенный, но кругом присутствует трагичность того времени. Писатель очень тонко подчеркнул детали той эпохи, лирика здесь прорисовывается сквозь эпическое повествование.

Хотя рассказ заполнен многими деталями и описаниями той эпохи, все же здесь четко видна вся лиричность и трагичность произведения. Что интересно, герои расстаются не потому, что их что-то обязывает. Просто их привычка друг к другу начала перерастать в любовь, это и является причиной расставания. В данном случае любовь не сблизила, а разъединила пару.

Как и большинство рассказов Бунина любовь является вспышкой, которая ни к чему хорошему не приводит, и это произведение не стало исключением. Выбор сделан, и каждый выбрал свой путь.

Иван Бунин известен многим читателям как гениальный писатель и поэт. За свою творческую карьеру литератор создал огромное количество стихов, рассказов, повестей и романов. Все они проникнуты глубоким смыслом и обладают интересным и захватывающим сюжетом. Особую популярность получил сборник рассказов «Темные аллеи». Все произведения из него повествуют о любви. У самого писателя это чувство вызывает противоречивые эмоции - счастливые и горестные одновременно. Чтобы более подробно рассказать о любви, написал «Чистый понедельник» Бунин. показывает, насколько оно неоднозначное и глубокое.

Странность любви между героями рассказа

Любовь - это не только радость от встреч, но и муки расставания, это показывает и анализ. «Чистый понедельник» Бунин написал, чтобы показать глубину чувств своих персонажей. Писатель даже не дал им имен, ведь историю рассказывает сам герой, а образ героини такой сложный, многогранный и загадочный, что имени ей и не нужно. Еще в начале произведения становится ясно, что будущего у влюбленных не будет. Это красивая, молодая, полная сил и энергии пара, но они слишком разные.

Мужчина зациклен на своих чувствах, и это мешает ему лучше узнать духовный мир своей возлюбленной. Они вместе проводят много времени, устраивают пикник, ходят в рестораны, посещают театр, но девушка кажется слишком отстраненной. Героиня находится в поисках своего истинного предназначения - именно это показывает анализ. «Чистый понедельник» Бунин сочинил, чтобы рассказать о том, что рано или поздно каждому человеку предстоит решить, что делать дальше, определить, правильный ли путь он избрал. Девушка не желает говорить о будущем, категорически отрицает вероятность брака, говорит, что не готова стать женой. Мужчина понимает, что это ненормально, но все же соглашается со странностями любимой.

Поиск своего места в этом мире

Героиня не может найти себя - это показывает и анализ. «Чистый понедельник» Бунин написал, чтобы показать душевные переживания девушки. Она делала все то, что было принято в обществе: училась, красиво одевалась, посещала театр, встречалась с любимым человеком. Но в глубине души женщина осознавала, что все это не то, что ей необходимо. Именно этим объясняется отстраненность главной героини, ее нежелание говорить о совместном будущем с возлюбленным. Она всегда делала все так, как и все, но это ее не устраивало.

Болезненное расставание

Противоречивые чувства все чаще возникают в душе девушки, она уже не может жить просто и беззаботно, как большинство молодых людей. Решение кардинально изменить свою жизнь уже давно назревало у героини, об этом говорит и анализ. Чистый понедельник Бунин не зря выбрал для переломного момента в судьбе персонажей. В первый день Великого Поста девушка решает посвятить себя служению Богу. Героиня заставляет мужчину страдать от расставания, но и сама она мучается от этого.

Рассказ «Чистый понедельник» в основном посвящен сильной личности девушки, которая не побоялась сделать не так, как все, резко изменить свою жизнь и найти смысл своего существования.

Произведение И. Бунина «Чистый понедельник» начинается описанием характера девушки, к которой рассказчик был явно неравнодушен.

«…Она была загадочна, непонятна для меня, странны были и наши с ней отношения…» – пишет автор о той, к кому в данное время было приковано все внимание.

Характер главной героини

Девушка с явным равнодушием, прикрываемым мимолетным «спасибо» принимала ухаживания молодого человека.

«Похоже было на то, что ей ничто не нужно: ни цветы, ни книги, ни обеды, ни театры, ни ужины за городом…» Из этих строк постепенно вырисовывается интересный образ главной героини рассказа «Чистый понедельник», которая и любила, и в то же время не любила светскую жизнь.

Но почему же он так назван? На этот вопрос мы получим ответ, проанализировав произведение до конца.
Она была богатой и очень красивой, со смугло-янтарным лицом, великолепными черными волосами, мягко блестящими, как черный соболий мех, бровями, черными, как бархатный уголь, глазами; пленительными бархатисто-пунцовыми губами…» – описание прекрасной внешности можно было бы продолжать еще, но автор делает акцент не на этом.

Какие же черты характера были присущи этой загадочной женщине? Во-первых, замкнутость и задумчивость.


Иван Бунин пытается сосредоточить внимание читателя на том, что «она была молчалива». Во-вторых, не верила в настоящую любовь и поэтому отрицательно реагировала на предложение влюбленного молодого человека вступить в брак. «В жены я не гожусь» – категорически говорила девушка. В-третьих, в ней постоянно присутствовала какая-то таинственность. Кроме того, девушка хорошо образована, в ней прослеживаются такие качества, как незаурядный ум, утонченность.

Перемены в судьбе

Резкий переход от светской жизни к совершенно иной произошел у возлюбленной героя внезапно, совершенно неожиданно для него.

В тот день все было каким-то необычным. Девушка, одевшись во все черное, предложила съездить в Новодевичий монастырь. Она неожиданно высказала мысль, из которой ясно, что она понимает, как любит ее молодой человек. Затем они долго гуляли, ища дом Грибоедова, но, так и не найдя его, решили поесть у Егорова на Охотном ряду.

Во время трапезы героя рассказа насторожила фраза, вырвавшаяся из уст его любимой: «Ох, уйду я куда-нибудь в монастырь…»

На следующий день девушка предложила съездить на мероприятие: «капустник» Художественного театра, и рассказчик безропотно согласился, хотя и удивился, ведь раньше ей было чуждо подобное времяпровождение.

Неожиданное приглашение

Наконец-то она пригласила своего любимого в гости. В первый – и как оказалось, – последний раз. После ночи, проведенной вместе, девушка вдруг сказала: «Я уезжаю в Тверь». Эта встреча стала последней в их жизни. Девушку ждали большие перемены, а героя – переживания, слезы и неизвестность.

Она постриглась в монашки

«В Москву не вернусь, пойду пока на послушание, потом, может быть, решусь на постриг…» – такими были строчки из её последнего письма, полученного героем через две недели после разлуки с любимой. И она сделала то, на что решилась.

Мимолетная встреча в церкви

Однажды на Ордынке рассказчик по внутреннему побуждению остановил извозчика у ворот Марфо-Мариинской обители. Ему захотелось непременно войти туда. Пел девичий хор. Каким же было смущение героя, когда среди вереницы поющих он увидел знакомый взгляд черных глаз, устремленных прямо на него. Он повернулся и тихо вышел из ворот церкви.

Смысл названия

«Чистый понедельник» празднуется в самом начале Великого Поста, когда проходит прощеное воскресенье. В этот период, по замыслу автора, совершен большой перелом в жизни героини – переход от светских развлечений к жизни, связанной с Марфо-Мариинской обителью.