Сочинение «Творчество Анны Зегерс. Анна Зегерс

Творчество Анны Зегерс

(1900-1983)-одно из значительнейших явлений литературы социалистического реализма. Ее перу принадлежат рассказы, повести, радиопьеса, публицистические статьи, статьи и эссе по вопросам искусства, но особенно ярко ее художественное дарование раскрылось в жанре романа.

  • «Я чувствую потребность в условиях Германии писать романы. Этот жанр более всего пригоден для разъяснения сложных вещей. А читатели моей страны сами признают, что им необходимы такие разъяснения».

Слова эти были сказаны писательницей в 1960 г., в условиях ГДР, но они могли бы прозвучать и раньше: потребность писать романы возникла у Анны Зегерс с самого начала творческого пути.

Анна Зегерс

Эпик в подлинном смысле слова. Движение- душа ее книг. Речь идет не о степени их событийности - у Зегерс есть романы и острособытийные («Спутники», «Путь через февраль»), и мало событийные («Спасение», «Транзит»), Но дело прежде всего в воплощении развивающейся жизни, изменений общественной атмосферы, эволюции чувств и мыслей людей. Зегерс берет жизнь широко, в ее социально-историческом развитии, в ее сегодняшней сути и перспективах. Ей интересна при этом каждая частность, потому что большое существует в малом, а она умеет видеть сквозь каплю океан.

Манера Зегерс

нередко близка к сценической: она охотнее показывает, чем рассказывает, жизнь в ее романах существует как бы самостоятельно, развивается по своим собственным законам. Но мысль автора держит в поле зрения всю художественную картину, целенаправленно организуя ее. Мир предстает в романах Зегерс многолюдным, многослойным, в сложных сплетениях противоречий и борьбы, и в то же время не хаотичным, а целостным, как бы объединенным главным направлением исторического развития.

Романы Анны Зегерс

Летопись истории Германии с 1929 г., с дней восстания «Спартака», и до дней развернутого строительства новой жизни в ГДР. Писательница воссоздает путь народа с суровым ясновидением и великой любовью, не минуя пи героических, ни позорных страниц истории, стремясь обнажить правду до конца. Ее романы - книги о людях, об их обыкновенной и необыкновенной жизни, об их трудной, непрямой дороге к свету.

Зегерс глубоко проникает в «диалектику души», в сложные и противоречивые процессы, скрытые во внутреннем мире человека. Она рисует характеры в их изменчивости, в их поступательном или регрессивном движении, связанном с развитием истории. При этом Зегерс особенно внимательно вглядывается в то, как пробуждаются мужество, чувство гражданской ответственности и человеческого достоинства в сердцах «маленьких», обыкновенных людей. «Сила слабых» - так назвала она один из сборников своих рассказов, и так можно было бы определить главную тему ее произведений. Традиции европейской романистики скрещиваются в них со смелыми художественными исканиями, образующими новые традиции. В числе художников, чьи произведения произвели на нее глубокое впечатление, Анна Зегерс называла Бальзака и Стендаля, Драйзера и Лондона, Кафку и Фонтане. Она проявляла большой интерес к Достоевскому. Глубокое влияние оказал на нее Л. .

Творческая биография А. Зегерс

началась в 20-х гг., когда она била студенткой университета. Дочь состоятельного бюргера (ее отец был владельцем антикварного магазина и вместе с тем хранителем музея Майнцского собора), она в 1927 г. вступила в ряды коммунистической партии, навсегда связав свою судьбу с революционной борьбой немецкого пролетариата. В книге «Восстание рыбаков» (1928) молодая писательница рассказала о том, как делают свой первый шаг в борьбе люди, задавленные “нуждой, обездоленные, живущие жизнью страшной и темной. Книга - о поражении восстания, но и том, чем оно было для этих людей, что приоткрылось перед ними, что изменилось в их сознании, в их душах.

«Спутники» (1932)-роман о’борьбе коммунистов разных стран против фашистской реакции в 20-х гг. - одна из первых попыток создания в европейской литературе антифашистского романа-эпопеи. Действие исполнено острой динамики борьбы, ход событий подчеркнуто стремителен. Крупным планом даны образы коммунистов, ярко представлена героика революционной борьбы, верность партии в условиях жестоких преследований революционных борцов.

После прихода в 1933 году к власти фашистов, книги Зегерс были запрещены, а сама она – ненадолго арестована. В том же году писательница эмигрирует во Францию, через год переезжает в Вену, а затем – в Испанию, где в то время велась гражданская война. Но на этом ее скитания не закончились. В 1940 году Гитлер нападает на Францию. Анна Зегерс с севера Франции перемещается сначала в Марсель, а спустя год оседает за океаном – в Мехико.


Защитница и известная своими революционными произведениями Анна Зегерс родилась в 1900 году. Анна родилась на берегу Рейна, посещала школу в городе Майнце. После окончания школы, Зегерс продолжала образование в старинном университетском городе Гейдельберге, где она изучала историю искусства, но это не мешало ей горячо воспринимать события современности.

Революция в России Октябрьская всколыхнула весь мир. Осенью 1918 года германский народ поднял вооруженное восстание. 9 ноября власть кайзера была свергнута. В том же году Анна Зегерс стала членом коммунистической партии Германии.

В 1933 году в Германии пришли к власти фашисты. Начало своего правления они ознаменовали зверской расправой с рабочим классом, уничтожением рабочих организаций, уничтожением буржуазно-демократических свобод и других подобных организаций.

Фашисты сожгли тысячи, которыми по праву гордился весь мир. Лучшие произведения передовых писателей, в том числе и книги Анны Зегерс, обрели в ту пору в Германии особое значение. Они стали боевым оружием в руках антифашистов. Когда впоследствии в освобожденной Германии был организован День книги, группа берлинской молодежи подарила Анне Зегерс экземпляр ее романа "Спутники", сожженного фашистами. В условиях жесточайшего террора этот роман тайно хранился двенадцать лет, после чего был официально опубликован. В 1933 году для Анны началась тяжелая пора скитаний. Анна Зегерс вынуждена была покинуть Германию. Сначала в Париже, а потом в Мексике она нашла временное пристанище. В изгнании Анна Зегерс вместе с другими передовыми деятелями немецкой культуры основала "Новую немецкую газету", издававшуюся в Праге. На страницах газеты она разоблачала гитлеровцев и призывала к непримиримой борьбе с режимом.

Ни на секунду не теряла она связи с родиной, помогала переправлять в Германию литературу для подпольных организаций. На 1-м Международном конгрессе писателей в защиту культуры в 1935 году в Париже она выступила с речью, в которой говорила о справедливости освободительной борьбы народов и клеймила позором преступления фашистских агрессоров.

Писательница всегда умела раскрыть смысл международных событий и дать им правильную оценку. Начиная с 1936 года, всех передовых людей мира волновала судьба республиканской Испании, сражавшейся против Франко и германо-итальянских интервентов. Среди бойцов Интернациональных бригад республиканской армии были добровольцы самых различных национальностей. В 1937 году Анна Зегерс приехала в осажденный Мадрид, для того чтобы принять участие в работе 2-го Международного конгресса писателей. В небольшом рассказе "Встреча" ею создан яркий образ комиссара Интернациональной бригады, друга бойцов, испытанного политического руководителя,.

Истинный патриотизм Анна Зегерс сочетала с горячей любовью к своей родине. Она постоянно призывала немецкий народ к сопротивлению гитлеризму. Вести о подвигах немецких подпольщиков-антифашистов проникали за границу и укрепляли веру Анны Зегерс в лучшее будущее Германии, достойнейшие представители которой не переставали бороться за мир и свободу.

В годы эмиграции Анна Зегерс активно участвовала во всеобщей мобилизации сил Народного фронта для решительной борьбы с фашистскими поджигателями войны.

Начало 1939 года ознаменовалось страшным пожаром Второй мировой войны, а в 1941 гитлеровцы напали на Советский Союз. Еще сильнее возненавидела писательница фашистов - врагов мира, врагов жизни на земле, не имевших ничего святого по отношению к гуманности, человечности людской жизни. Одним из самых лучших романов Зегерс признан роман "Седьмой крест". Он переведен на многие языки. Роман этот, законченный автором в 1939 году, был первоначально опубликован в 1942 году на языке оригинала в Мексике; главы из него печатались в 1941 году в советском журнале "Октябрь"; в годы второй мировой войны роман получил большую известность и в США, и в странах Латиноамериканского континента. История семи заключенных, которые бежали из гитлеровского концлагеря Вестгофен, и из которых только один сумел спастись, волновала читателей разных стран задолго до того, как книга смогла увидеть свет в послевоенной Германии. В "Седьмом кресте" наиболее отчетливо сказалось замечательное умение Анны Зегерс показывать людей в нерасторжимом единстве личного и общественного, ставить острые политические вопросы времени, обращаясь к частной, будничной жизни широких слоев народа.

В мировой литературе немного произведений, где тема солидарности угнетенных была бы разработана так достоверно, конкретно, убедительно, как в "Седьмом кресте". В спасении Георга участвуют - осознанно или не до конца осознанно - десятки людей. Под конец романа разворачивается своего рода цепная реакция солидарности: Пауль Редер обращается к Фидлеру, Фидлер - к Крессу, потом к Рейнгардту... И в конце цепи - моряк с решительным лицом, "готовый на любой риск": он вывезет недавнего узника из гитлеровского ада.

Само собой понятно, что "Седьмой крест" - это не просто история семи беглецов или одного беглеца. Тут ставятся вопросы большого исторического масштаба - о степени прочности фашистской диктатуры, о резервах антифашистского сопротивления, в конечном счете - о судьбе Германии.

Сразу же после гитлеровского переворота - отчасти и до него - в прогрессивной немецкой литературе стала интенсивно развиваться антифашистская, антигитлеровская тематика. Подтвердились тревожные предостережения, которые высказывали в своих книгах, написанных задолго до 1933 года, крупнейшие мастера немецкого критического реализма - Генрих и Томас Манны, Арнольд Цвейг , Лион Фейхтвангер: германская империалистическая реакция приняла уродливые, зловещие очертания, возродила в стране Шиллера и Гете средневековое варварство и зверство. Писатели, покинувшие страну, постарались рассказать миру правду о злодеяниях фашизма. В середине 30-х годов появился ряд книг, авторы которых в форме публицистического эссе ("Ненависть" Г. Манна), в форме художественного повествования ("Семья Опперман" Л. Фейхтвангера) или документальной прозы ("Болотные солдаты" В. Лангхоффа) воссоздавали по свежим следам картины гитлеровских преступлений.

Анна Зегерс подошла к проблемам германской жизни по-иному, по-своему. Книги, написанные ей в эмиграции, - не только свидетельства, но и исследования; в них представлены не только оба полюса немецкого общества, но и то, что между ними. Писательница старалась выяснить: почему немалая часть народа Германии пошла за Гитлером? Как удалось нацистам парализовать волю трудящихся к сопротивлению, запугать одних, обмануть других? Именно эти вопросы ставятся в двух книгах, которые она выпустила еще до второй мировой войны, - в повести "Оцененная голова" (1934) и романе "Спасение" (1935). С безжалостной трезвостью, Зегерс исследовала - какими способами, благодаря каким социальным, историческим, психологическим факторам нацисты сумели создать себе массовую базу.

С такой же трезвостью обрисован коллективный, многоликий образ немецкого народа и в "Седьмом кресте". Писательница никогда не обольщалась - и не обольщала своих читателей - иллюзорными надеждами, легкими решениями. Среди сотни с лишним персонажей "Седьмого креста" есть и отъявленные нацисты, и обыватели, безразличные ко всему, есть и те, кто приспособились к фашистской диктатуре, претерпелись к ней. Зараза гитлеризма проникла в самую гущу трудящегося населения страны, - об этом говорит и страшная судьба Валлау, которого предал бывший товарищ.

Сюжет романа "Седьмой крест" построен необычайно искусно: при всей его разветвленности, многоплановости, он отличается большой силой концентрации. Действие почти все время сосредоточено вокруг Георга. В ходе своих скитаний он встречает множество разных людей - и ставит каждого из них перед необходимостью выбора, решения. Посредством тончайшей психологической рентгеноскопии романистка проникает в затаенные мысли то одного, то другого из своих персонажей. Так складывается синтетическая картина настроений немцев из различных общественных слоев в условиях гитлеровского господства. И если среди этих немцев, запуганных или завороженных нацизмом, находится все же немало людей, готовых помочь беглецу-антифашисту, то это значит, - говорила Анна Зегерс своим романом, - что есть в гитлеровском рейхе и силы, способные при благоприятных исторических условиях принять участие в демократическом обновлении страны.

Обратим внимание на финал "Седьмого креста". Это, в сущности, счастливый финал, но в нем, как это часто бывает в концовках романов Зегерс, нерасторжимо слиты радость и грусть. Георг уходит навстречу своей боевой судьбе (намеки, рассеянные в разных местах романа, позволяют судить, что он и на чужбине будет продолжать антифашистскую деятельность, быть может, поедет сражаться в Испанию). Недавний пленник Вестгофена, загнанный, затравленный, вырвался, наконец, на волю, но расставание с родиной дается ему нелегко. Подстать этому смутному настроению - серое небо, дождь. Такой же упрямый осенний дождь льет и в тот вечер, когда в вестгофенском бараке бывшие товарищи Георга по заключению смотрят, как сгорают в печке дрова: арестанты думают - им хочется думать, - что дрова наколоты из того самого креста, утыканного гвоздями, который был приготовлен для Георга Гейслера, но так и остался незанятым. Крест - древний христианский символ страдания, но здесь этот символ переосмыслен, - крест становится в то же время воплощением непобедимой силы человеческого духа.

Романы, повести, рассказы, написанные Зегерс в разные периоды, взаимосвязаны не только в силу единства главной темы. В них есть устойчивые, разработанные в разных аспектах мотивы или ситуации, в которых отражается идейная, нравственная природа ее творчества. Писательница любит ставить своих героев перед трудными испытаниями. В разных ее произведениях встают люди рядовые, малоприметные, люди, казалось бы, каких много: будучи поставлены в исключительно сложное положение, они неожиданно, но вполне естественно проявляют готовность к героическому деянию, идут на крайний риск или на смерть, - и Анна Зегерс рассказывает об этом без малейшей патетики, спокойно и просто. Характерен в этом смысле ее ранний рассказ "Шоферские права" (1932); в предельно лаконичной форме, на двух страницах, описан там подвиг шанхайского пролетария, который - мгновенно приняв нужное решение - уничтожает оккупантов и гибнет сам.

В романе "Седьмой крест" Георг Гейслер в течение семи дней, ежеминутно рискуя жизнью, спасается от преследующих его гестаповцев и обнаруживает подлинно героические свойства - смелость, находчивость, упорство выдержку. Более того: на многих людей, с которыми он встречается за эти семь дней, он действует как своего рода катализатор гражданского мужества, встряхивает, вовлекает в борьбу равнодушных и пассивных. А между тем он и не обрисован, и не задуман писательницей как личность исключительная. Сама Анна Зегерс говорила: "Гейслер, каким я его вижу, и каким я хотела его показать, - обыкновенный человек".

Рассказы Анны Зегерс по тематике и манере тесно примыкают к ее романам, иногда - как бы дополняют романы, договаривают то, что не было досказано там. А в романах Зегерс, с другой стороны, иные эпизоды или главы могут читаться, как отдельный законченный рассказ.

Таков эпизод из романа "Путь через февраль" (1934) - "Установка пулемета в квартире фрау Кампчик": в нем есть свой самостоятельный сюжет, и он не раз печатался отдельно.

Роман "Путь через февраль" был написан Анной Зегерс по свежим следам февральских событий 1934 года в Австрии. В те дни передовые австрийские рабочие сделали героическую попытку преградить дорогу фашизму. Республиканский Шуцбунд - вопреки воле реформистских руководителей социал-демократической партии - выступил с оружием в руках против реакционной политики правительства Дольфуса; австрийские коммунисты, вместе с рядовыми социал-демократами шуцбундовцами, участвовали в февральских боях.

Весной 1934 года Анна Зегерс побывала в Австрии, опрашивала участников и свидетелей недавних событий, обошла рабочие районы Вены, где немало домов было изуродовано пулями и снарядами. В романе "Путь через февраль" - как и в написанном позднее "Седьмом кресте" - большое число персонажей из разных общественных слоев; будучи взяты вместе, они дают обобщенный образ страны, народа в момент исторического перелома. В отличие от "Седьмого креста", там нет главного героя, картина событий до некоторой степени мозаична, разбросана. Однако и здесь писательнице удалось через глубинные психологические "просвечивания" передать отражение общественных конфликтов в душе и сознании рядовых тружеников.

После окончания второй мировой войны Анна Зегерс вернулась к действующим лицам романа "Седьмой крест" и написала два больших рассказа, которые являются как бы эпилогом к роману. В характерах и судьбах частных лиц прослеживаются перипетии и закономерности национальной истории.

В рассказе "Саботажники" (1946) снова появляются те честные и смелые люди, которые в свое время помогли Георгу Гейслеру спастись, - Франц Марнет, Герман Шульце, инженер Кресс. В дни войны гитлеровской Германии против Советского Союза они пытаются организовать саботаж на военном заводе. Им не удается вовлечь в свои действия мало-мальски значительную группу рабочих. Однако Герман Шульце, арестованный гестаповцами уже после Сталинградской битвы, чувствует моральное удовлетворение, когда узнает, что гранаты, прошедшие через его руки, не взорвались на поле боя: значит, он жил недаром, умрет недаром.

Еще раньше, в 1945 году, был написан рассказ "Конец". Здесь досказана история фашиста Циллиха - того, кто был одним из самых яростных истязателей в концлагере Вестгофен.

Циллих впервые появился еще в повести "Оцененная голова", написанной вскоре после гитлеровского переворота. В этой повести Циллих - один из тех неимущих крестьян, которые поддались на удочку нацистской демагогии. Этот деревенский неудачник, прошедший первоначальную школу жестокости еще на фронтах первой мировой войны, легко дает себя убедить, что во всех несчастьях Германии - а главное, в его собственных несчастьях - виноваты "евреи и красные". Такие типы при гитлеровской диктатуре легко делали карьеру в эсэсовских отрядах.

В рассказе "конец" мотив бегства, знакомый нам по ряду произведений Анны Зегерс, возникает в совершенно иной вариации: в роли беглеца на этот раз - Циллих, который столько лет преследовал и травил антифашистов. Читатель, знакомый с романом "Седьмой крест", естественно воспринимает Циллиха в контрастном сопоставлении с Георгом Гейслером. Герою "Седьмого креста" угрожала реальная, смертельная опасность. Иное дело Циллих. После войны в деревне одним из бывших заключенных Вестгофена, инженером Вольпертом, Циллих, собственно говоря, не подвергается опасности. Американские оккупационные власти, несмотря на настойчивые заявления Вольперта, не разыскиваю бывшего вестгофенского надзирателя - как не разыскивали многих ему подобных. Но Циллих мечется по стране, одержимый диким страхом: ему не во что верить, у него нет и не может быть друзей - он чувствует себя окруженным глухой неприязнью людей всюду, где бы он ни появлялся.

Картина скитаний Циллих дана как бы замедленной съемкой; Анна Зегерс высвечивает самые темные уголки его злодейской души лучом психологического анализа, внимательного и безжалостного. В нем кипят темные страсти: озлобление против былых хозяев Третьего рейха, которые оторвали его, Циллиха, от земли и плуга, а потом бросили на произвол судьбы, сожаление о тех невозвратно ушедших временах, когда можно было мучить по своему произволу беззащитных заключенных, - а главное, звериный страх, все более нарастающий, становящийся невыносимым, доводящий до самоубийства.

Самая тяжелая кара постигает Циллиха уже посмертно. И здесь снова Анна Зегерс создает своего рода контрастную параллель к образам прежних своих произведений. Не раз в ее рассказах и романах возникали эпизодические фигуры детей революционеров, антифашистов, - тех, кому суждено продолжить дело отцов. И после Циллиха остается сын подросток; он откровенно радуется известию о смерти отца, воспринимает эту смерть как избавление. Финал рассказа "Конец" заключает в себе поучительное обобщение: разрыв преемственности с поколением отцов для юного Циллиха, как и для многих его сверстников, - начало новой жизни, свободной от позорного наследия прошлого.

Каждый человек несет долю ответственности за судьбы своего народа, своей страны: эта мысль отозвалась во многих произведениях Зегерс, написанных за годы эмиграции, - и в "Седьмом кресте", и в законченном уже после краха фашизма большом романе "Мертвые остаются молодыми" (1948), и в рассказах, и в статьях.

Монументальный роман "Мертвые остаются молодыми" отображает историю Германии с 1918 по 1945 год. Писательница стремится осмыслить прошлое ради настоящего и будущего. Повествуя о трагедии народа, вовлеченного фашистами в войну, Анна Зегерс своей книгой воспитывает в читателях решимость бороться за мир.

В романе изображено множество людских судеб. Но больше всего волнует писательницу судьба семьи берлинского рабочего Гешке.

Всю свою жизнь Мария Гешке посвятила сыну, который был ее единственной радостью и надеждой. Пришел к власти фашизм, пришла война, и Мария потеряла сына. Жизнь учит Марию Гешке ненавидеть виновников войны и сопротивляться им. Мария - одна из тысяч трудящихся женщин Германии, одна из тысяч матерей, которых война лишила всего. Сила художественного обобщения помогла писательнице создать этот яркий правдивый образ.

С любовью изобразила Зегерс порывистый и смелый характер Ганса, сына Марии. Дружба с коммунистом Мартином, закаленным в многолетних боях с фашизмом, помогает юноше Гансу найти верный путь. Он становится подпольщиком. Зегерс в своем романе показала, что преемственность борьбы за мир и свободу нерушима. Мертвые борцы остаются молодыми потому, что бессмертно дело, за которое они борются. Множество замечательных, трогающих своей искренностью романов Анны Зегерс человек может сейчас осознанно постигать: "Путь через февраль", "Седьмой крест", "Мертвые остаются молодыми" - все это звенья в той серии книг о судьбах Германии, которую Зегерс открыла повестью "Оцененная голова" и завершила романом "Доверие".

Собранные воедино, эти книги образуют своего рода сборник, без изучения которой не обойдется ни один серьезный историк Германии XX века. Анна Зегерс , мастер человековедения, изображая множество разнообразнейших характеров и судеб, помогает понять суть сложных социальных процессов, дает увидеть, что творилось в сокровенных глубинах души народа в трудные, драматические периоды его истории, прочувствовав и пропустив все свои произведения через душу.

Самые значительные романы писательницы:

1933 – Цена за его голову (Der Kopfflohn)

1935 – Путь в феврале (Der weg durch den february)

1942 – Седьмой крест (Das siebte kreuz)

1944 – Транзитная виза (Visado de Transito)

1946 – Прогулка мертвых девушек (Der ausflug der toten madchen)

1949 – Мертвые остаются молодыми (Die toten bleiben jung)

1949 – Свадьба на Гаити (Die hochzeit von Haiti)

1961 – Свет на эшафоте (Das licht auf dem galgen)

Творчество Анны Зегерс (1900-1983)-одно из значительнейших явлений литературы социалистического реализма. Ее перу принадлежат рассказы, повести, радиопьеса, публицистические статьи, статьи и эссе по вопросам искусства, но особенно ярко ее художественное дарование раскрылось в жанре романа. * «Я чувствую потребность в условиях Германии писать романы. Этот жанр более всего пригоден для разъяснения сложных вещей. А читатели моей страны сами признают, что им необходимы такие разъяснения». Слова эти были сказаны писательницей в 1960 г., в условиях ГДР,но они могли бы прозвучать и раньше: потребность писать романы возникла у Анны Зегерс с самого начала творческого пути. Анна Зегерс - эпик в подлинном смысле слова. Движение- душа ее книг. Речь идет не о степени их событийности - у Зегерс есть романы и острособытийные («Спутники», «Путь через февраль»), и мало событийные («Спасение», «Транзит»), Но дело прежде всего в воплощении развивающейся жизни, изменений общественной атмосферы, эволюции чувств и мыслей людей. Зегерс берет жизнь широко, в ее социально-историческом развитии, в ее сегодняшней сути и перспективах. Ей интересна при этом каждая частность, потому что большое существует в малом, а она умеет видеть сквозь каплю океан. Манера Зегерс нередко близка к сценической: она охотнее показывает, чем рассказывает, жизнь в ее романах существует как бы самостоятельно, развивается по своим собственным законам. Но мысль автора держит в поле зрения всю художественную картину, целенаправленно организуя ее. Мир предстает в романах Зегерс многолюдным, многослойным, в сложных сплетениях противоречий и борьбы, и в то же время не хаотичным, а целостным, как бы объединенным главным направлением исторического развития. Романы Анны Зегерс - летопись истории Германии с 1929 г., с дней восстания «Спартака», и до дней развернутого строительства новой жизни в ГДР. Писательница воссоздает путь народа с суровым ясновидением и великой любовью, не минуя пи героических, ни позорных страниц истории, стремясь обнажить правду до конца. Ее романы - книги о людях, об их обыкновенной и необыкновенной жизни, об их трудной, непрямой дороге к свету. Зегерс глубоко проникает в «диалектику души», в сложные и противоречивые процессы, скрытые во внутреннем мире человека. Она рисует характеры в их изменчивости, в их поступательном или регрессивном движении, связанном с развитием истории. При этом Зегерс особенно внимательно вглядывается в то, как пробуждаются мужество, чувство гражданской ответственности и человеческого достоинства в сердцах «маленьких», обыкновенных людей. «Сила слабых» - так назвала она один из сборников своих рассказов, и так можно было бы определить главную тему ее произведений. Традиции европейской романистики скрещиваются в них со смелыми художественными исканиями, образующими новые традиции. В числе художников, чьи произведения произвели на нее глубокое впечатление, Анна Зегерс называла Бальзака и Стендаля, Драйзера и Лондона, Кафку и Фонтане. Она проявляла большой интерес к Достоевскому. Глубокое влияние оказал на нее Л. Толстой. Творческая биография А. Зегерс началась в 20-х гг., когда она била студенткой университета. Дочь состоятельного бюргера (ее отец был владельцем антикварного магазина и вместе с тем хранителем музея Майнцского собора), она в 1927 г. вступила в ряды коммунистической партии, навсегда связав свою судьбу с революционной борьбой немецкого пролетариата. В книге «Восстание рыбаков» (1928) молодая писательница рассказала о том, как делают свой первый шаг в борьбе люди, задавленные «нуждой, обездоленные, живущие жизнью страшной и темной. Книга - о поражении восстания, но и том, чем оно было для этих людей, что приоткрылось перед ними, что изменилось в их сознании, в их душах. «Спутники» (1932)-роман о’борьбе коммунистов разных стран против фашистской реакции в 20-х гг. - одна из первых попыток создания в европейской литературе антифашистского романа-эпопеи. Действие исполнено острой динамики борьбы, ход событий подчеркнуто стремителен. Крупным планом даны образы коммунистов, ярко представлена героика революционной борьбы, верность партии в условиях жестоких преследований революционных борцов.

Анна Зегерс. Биография и обзор творчества

1900-1983

Анна Зегерс принадлежит к тем немецким писателям-коммунистам, которые еще в 20-х годах стали на путь социалистического реализма. «Ведь мы пишем не ради описания, а для того, чтобы изменить мир», — говорила она в статье «В мастерской писательницы» ‘.

Анна Зегерс (настоящее имя — Нетти Релинг) родилась в городе Майнце, в зажиточной интеллигентной семье. Училась в Гейдельбергском университете, затем в Кельнском. В годы учебы сблизилась со студентами-революционерами.

Первыми произведениями Н. Релинг были небольшие рассказы, печатавшиеся в газете «Франкфуртер Цейтунг». Впоследствии некоторые из них вошли в сборник «По дороге к американскому посольству», вышедший в 1930 г. Лучшие из этих рассказов имели социально-критический характер. В рассказе «Грубеч» героем был безработный, в новелле «Циглеры» говорилось о разоряющихся кустарях, в рассказе «На пути к американскому посольству», по имени которого и был назван весь сборник, изображались демонстрации протеста, которые происходили в европейских городах по поводу казни Сакко и Ванцетти.

В 1927 г. выходит первый роман Н. Релинг — «Восстание рыбаков», впервые подписанный псевдонимом Анны Зегерс, по имени одной из героинь ранних рассказов. Этот роман имел большой успех и получил литературную премию имени Клей-ста. Действие его происходит в рыбацком поселке на берегу Северного моря. Имена действующих лиц — бретонского, немецкого и голландского происхождения. Этим подчеркивается, что события, описываемые в романе, характерны для многих стран. Рыбаки, измученные нуждой и жестокой эксплуатацией, восстали против хозяев-капиталистов. Восстание носит стихийный характер и оканчивается неудачей: рыбаки выходят в море на прежних условиях. Но роман отнюдь не имеет пессимистического оттенка. Наоборот, он вселяет уверенность, что дух борьбы будет жить отныне в сердцах местных жителей. Прекрасны образы Андреаса Бруини, молодого рыбака, продолжающего борьбу уже после ликвидации восстания, и старого Кеденека, храбро бросающегося на солдат; он убит, но его смерть послужила сигналом к восстанию.

Действие романа происходит на фоне моря, вечно волнующегося, безграничного, символизирующего ту свободу, к которой стремятся восставшие рыбаки.

Этот роман был премирован в буржуазной Веймарской республике, разумеется, не за идейную направленность, а за художественные достоинства, главным образом за выразительный и точный язык.

Рассказ "Крестьяне из Грушова"

Анна Зегерс много занималась общественной и революционной деятельностью; в 1928 г. она вступила в Германскую коммунистическую партию. Как все передовые люди своего времени, писательница видит залог надежды в самом существовании Советского Союза. В рассказе «Крестьяне из Грушова» показана борьба крестьян Закарпатской Украины с буржуазным правительством за право пользования земельными угодьями, которые они потеряли еще в XVIII в. Крестьян поддерживает мысль о том, что может прийти помощь из далекой России, от Ленина. Один из героев, Войчук, отправляется в далекий путь: он хочет пешком дойти до Ленина. Образ Бойчука дан в духе народного творчества и напоминает древних богатырей.

В 1930 г. Зегерс впервые приезжает в СССР на международную конференцию революционных писателей, происходившую в Харькове. Она с большим волнением и интересом наблюдала советскую жизнь, до сих пор знакомую ей лишь по книгам и газетным статьям.. Вернувшись на родину, Зегерс рассказывает о своих впечатлениях в докладах на многолюдных собраниях.

В 1933 г., в момент прихода к власти фашистов, Зегерс покидает Германию л уезжает во Францию. Она поселяется в Париже, редактирует журнал «Нейе дейче блеттер», пишет по животрепещущим вопросам современности. Особенно выделяется ее книга «Тельман и Гитлер». Это, с одной стороны, блестящая характеристика вождя немецкого рабочего движения, с другой — острый памфлет против Гитлера. Зегерс участвует в съездах международных деятелей культуры, в 1937 г. посещает Испанию.

В 1939 г. А. Зегерс пришлось покинуть Францию, как и большинству немецких антифашистов-эмигрантов. Ее приютила Мексика. В Мексике А. Зегерс осталась до 1946 г., когда она смогла вернуться в освобожденную Германию.

Зегерс глубоко интересует вопрос о причинах возникновения и развития фашизма. В романе «Оцененная голова» (1934) Зегерс говорит об отношении немецких крестьян к фашизму. Она рассказывает в этом романе о революционно настроенном рабочем Иоганне Шульце, который убил в стычке на улице полицейского и скрывался в деревне, где местные фашисты покончили с ним самосудом. Зегерс внимательно разбирается в обстановке деревни. Конечно, семья кулака Мерца стоит всецело на стороне фашистов и ненавидит «красных», но на стороне фашистов оказывается и обманутый бедняк Циллих. С большим искусством показывает Зегерс «трагедию темноты» деревни. Циллих думает, что богатый крестьянин, у которого он работает, не оставит в трудную минуту своего батрака, поэтому он во всем поддерживает хозяина.

Однако и этот роман не лишен оптимизма, в нем имеются картины антифашистской борьбы. Действие происходит в начале 30-х годов, когда фашизм еще окончательно не утвердился. Борьбу против фашизма возглавляют коммунисты.

Седьмой крест

В 1938 г. Зегерс кончает роман «Седьмой крест». Этот роман рассказывает о тяжелом и героическом пути коммуниста, бежавшего Из концентрационного лагеря Вестгофен. Из семи человек заключенных, бежавших из лагеря, шесть погибло, но седьмому, коммунисту Георгу Гейслеру, удалось спастись и благополучно уехать из Германии на голландском судне. Предназначенный для него седьмой крест1 остался незанятым.

Весь роман представляет собой описание нескольких дней, которые беглецы провели на воле, прячась от гестапо. На первый взгляд, нарисована как будто безнадежная картина полного подчинения Германии фашизму. Повсюду мы видим безумный, отупляющий страх перед гестапо. Организатор побега коммунист Валау гибнет, преданный своим" другом, который ранее был выпущен из лагеря с условием выдавать своих друзей. Младший брат Георга, которого он мальчиком носил на своих плечах на демонстрации, сделался штурмовиком и готов немедленно донести на родного брата. Показаны те методы, какими фашисты добиваются этого всеобщего страха и разрушают в людях человечность. Сжато и просто, без натуралистических подробностей изображена повседневная жизнь в концлагере. Главная цель гестаповцев — заставить людей забыть, что они люди, пытками и побоями вытравить у них чувство человеческого достоинства.

Но среди затравленных, запуганных фашизмом обывателей нередко встречаются герои, люди большого сердца. Доктор Левенштейн, к которому Георг заходит на пути, чтобы перевязать раненую руку, догадывается, что перед ним человек, за помощь которому можно поплатиться жизнью, но преодолевает страх и выполняет свой долг врача. Жалость и чувство долга заставляют рабочего Пауля Редера, отца четверых детей, рискуя своей головой и жизнью семьи, помочь Гейслеру; он не только прячет его у себя на ночь, но и находит людей, которые переправляют Георга через границу.

«Мы прочли бы в отделе «Трибунал» под рубрикой «Приговоры, приведенные в исполнение» имя — Георг Гейслер. Разве совесть не замучила бы тебя?» — говорит Пауль Редер своей жене, дрожащей за детей.

Зегерс сумела показать, что есть еще живые силы в Германии, способные бороться с фашизмом. Это было особенно ценно в конце 30-х гЬдов, когда, казалось, было сломлено всякое сопротивление и раздавлены подпольные антифашистские Группы.

Роман привлекает и своими художественными достоинствами. В нем много действующих лиц. Некоторые проходят через весь роман, другие раскрываются в одном эпизоде, как молодой Фриц Гельвиг или доктор Кресс и его жена. Иногда герои не произносят на страницах романа почти ни одного слова и тем не менее играют большую роль, характеры их полностью раскрыты. Таков коммунист Валау, вдохновитель и организатор побега, до последней минуты верный своему делу.

Зегерс приняла самое активное участие в строительстве новой Германии; Вернувшись в 1947 г. на родину, она ведет кипучую деятельность, борясь за искоренение остатков фашизма. Она пишет ряд статей и очерков, произносит пламенные речи, выступая за мир. «От немецкого учителя, — говорит она, обращаясь к учителям, — многое зависит, от него зависит и то, каким выйдет из школы его ученик — околпаченным невеждой, пушечным мясом для наемных войск или могущественным борцом за мир».

Анна Зегерс неоднократно посещала СССР, являлась делегатом трех Всемирных конгрессов сторонников мира — Парижского (1949), Варшавского (1950) и Венского (1952); вся прогрессивная мировая общественность высоко ценит заслуги писательницы. В марте 1950 г. А. Зегерс была избрана действительным членом Немецкой Академии искусств, 6 октября 1951 г. ей была присуждена национальная премия 1-й степени, а 21 декабря 1953 г. — Международная премия за укрепление мира между народами. В 1956 г. Анна Зегерс стала председателем Союза немецких писателей.

"Мёртвые остаются молодыми"

В произведениях передовых немецких писателей — Бехера, Бределя, Зегерс, Брехта — была доказана тесная связь гитлеровцев с верхушкой крупной буржуазии, были вскрыты истинные социальные черты гитлеризма. Роман А. Зегерс «Мертвые остаются молодыми» способствовал верному решению этой задачи. Писательница привезла с собой из эвакуации в Германию рукопись романа в 1947 г., а в 1949 г. он был издан. Этот роман отличается от других произведений Зегерс тем, что охватывает большой отрезок времени — с 1918 по 1943 г. и необычайно широко развертывает картину жизни Германии в этот период. Перед читателем проходят крупные исторические события тех лет: классовые бои в Саксонии и Руре, инфляция и президентские выборы, поджог рейхстага и Мюнхенское соглашение, начало второй мировой войны и разгром немцев под Сталинградом. А. Зегерс старается не только рассказать о событиях, но и раскрыть их внутреннюю сущность.

Ярко изображены различные слои немецкого общества и раскрыта общественная роль буржуазии в годы утверждения фашизма. Представители крупного капитала Клемм и Кастри-циус со спокойным цинизмом намереваются подкинуть нацистам немного денег, чтобы они отвлекли рабочих от постоянного интереса к Советскому Союзу и строительству коммунизма. Они страстно мечтают найти вожака для нацистской партии и использовать его в своих целях.

В этом деле представителям крупной буржуазии усердно помогают офицеры старой прусской армии, такие, как Венц-лов или прожженный циник остзеец Ливен; они абсолютно не верят в возможность тысячелетнего рейха фашистов, но их привлекает пропагандируемый Гитлером национализм и культ захватнической войны. Фашистов поддерживает и кулак Над-лер, судорожно цепляющийся за свой клочок земли, развращенный солдатчиной, отвыкший от работы.

Это они убили в 1918 г. арестованного спартаковца, молодого рабочего Эрвина, якобы при попытке к бегству. Со сцены этого убийства и начинается роман. У Эрвина была любимая девушка Мария, которой он хотел перед самым арестом рассказать о своей подпольной революционной работе. Он не успел этого сделать. Мария так и не узнала, куда исчез ее друг. Чтобы вырастить своего сына от Эрвина, Мария вышла замуж за немолодого рабочего Гешке.

Зегерс дает развернутое полотно жизни немецких рабочих. Она показывает их трудную жизнь, постоянные лишения, угрозу безработицы, нависшую над ними, показывает, что часть вины в развитии фашизма лежит и на немецких рабочих.

Правдиво нарисованы в романе образы, воплощающие веру Зегерс в немецкий народ, в его здоровые силы. Такова прежде всего Мария, возлюбленная погибшего Эрвина, жена Гешке. С детства она отличалась активной любовью к людям, желанием помочь им в беде. Выйдя за Гешке, она становится настоящей матерью для его детей и не делает никакого различия между ними и своим ребенком. Мария недостаточно образованна, чтобы разобраться в том, что такое фашизм, она только инстинктивно чувствует, что его главари обманывают народ, а народ — это она, ее Сын Ганс и другие простые люди. Эта убежденность заставляет ее, тихую, мирную, немолодую уже женщину, начать на заводе, где она работала, подпольную борьбу с фашистами.

Ее сын Ганс также идет против фашистов. Его жизнь сложна и противоречива, большое влияние на него оказал старый друг его отца, коммунист Мартин. Ганс вступил в общество гитлеровской молодежи, чтобы вести в нем подпольную работу. Попав на фронт, под Сталинград, он хочет перейти к русским. Но его убивают по приказу командира Венцлова, когда-то убившего его отца. И этот Венцлов, сам близкий к самоубийству из-за развала гитлеровской армии, видя мертвого Ганса, вспоминает вдруг лицо его отца Эрвина.

«Нацисты сулили ему земной рай, но он не поддался обману. Они перемалывали его всеми жерновами, так что у него трещали кости, они бросили его на войну, швыряли из сражения в сражение, но убить его не могли, он остался молодым». Так раскрывается смысл заглавия книги — «Мертвые остаются молодыми».

Ни в одном своем произведении Зегерс не давала такой широкой картины жизни. Это поистине эпическое полотно, охватывающее целую эпоху в жизни немецкого народа. Но, рисуя исторические события, Зегерс с неменьшим интересом показывает и переживания людей, их чувства, мысли и настроения. Писательница раскрывает сущность фашизма и причины его возникновения, устанавливает степень виновности различных классов и в то же время демонстрирует свою непоколебимую веру в немецкий народ.

Кроме романа «Мертвые остаются молодыми», Зегерс создает в конце 40-х и в 50-х годах много новелл и рассказов. Она иногда касается в них исторической темы, описывая восстание негров в XVIII в. (рассказы «Свадьба на Гаити», 1949, «Восстановление рабства на Гваделупе»). В сборнике «Дети» она говорит о стойкости и мужестве детей революционеров, подражающих родителям. Но наиболее интересны те произведения, которые рисуют жизнь послевоенной демократической Германии. Так, в новелле «Переселенцы» (сборник «Мир») Зегерс показывает постепенное перерождение забитой и униженной бедной крестьянки под влиянием новых условий жизни. В рассказе «Возвращение» хорошо показано, что именно заставило аполитично настроенного рабочего Функа вначале, предпочесть Западную Германию, хотя его семья осталась в Восточной. В дальнейшем Функ хотел взять семью к себе, но вместо этого сам уехал на Восток. Функ сумел увидеть, что в Восточной Германии рабочие по-хозяйски восстанавливают заводы, что в ней удовлетворяются стремления молодежи к знанию, перед каждым раскрываются широкие перспективы.

Решение

В 1959 г. появился роман «Решение».

Это история металлургического завода в вымышленном городе Коссине (ГДР). Действие начинается в момент разрухи, в трудные послевоенные годы. С большим трудом рабочие добиваются пуска пострадавшего от бомбардировки завода, сами ремонтируют многие машицы и детали, иногда даже не имея нужных инструментов. Живут рабочие в плохо оборудованных, полуразрушенных бомбами зданиях, получая по продовольственным карточкам скудные пайки.

Но самое трудное заключается в воспитании социалистического сознания. Во многих еще живо мещанство, забота только о личном благополучии.

Завод в Коссине очень интересует его прежнего владельца Бентхейма, который живет в Западной Германии. Вместе с советником Кастрициусом, знакомым цитателю по роману «Мертвые остаются молодыми», он поддерживает тесный контакт с американской разведкой. Бентхейму, Кастрициусу и им подобным помогает западногерманская пресса, печатающая ложные сообщения обо всем, что делается на Востоке. Так, западные газеты широко разносят весть, что с завода в Коссине бежала на Запад вся верхушка технической интеллигенции. На самом деле бежали только двое — главный инженер Бют-нер и профессор Берндт.

Зегерс подробно раскрывает психологию Бютнера. Это индивидуалист, сосредоточенный на собственной выгоде. Во время господства фашистов Бютнер тайно служил у них осведомителем. Американская разведка из тайных списков гитлеровцев, попавших к ней в руки, узнала об этом и шантажирует Бютнера, требуя от него всевозможных услуг. Прежде всего — это разрушение технического руководства в Коссине. Бютнер принимает «решение»: он бежит на Запад, увлекая за собой обманом профессора Берндта.

Берндт — видный металлург, влюбленный в свою науку, поклонник Советского Союза, но человек исключительно наивный в вопросах практической жизни. Он поверил Бютнеру, что им обоим грозит арест, если они останутся на Востоке.

В трудные дни особенно активизируется деятельность партийного бюро и молодежной организации. Вновь приходит на завод крупный специалист Томе, англичанин, активный антифашист. Привлечен для работы старый партиец Роберт Хазе, сражавшийся когда-то в Испании с фашистами. Молодежная организация помогла Роберту Лозе, работавшему на заводе токарем, получить педагогическое образование.

Широта и размах новой жизни, доступность ее благ для народа — вот то главное, что заставляет людей искать и принимать правильные решения.

Последний роман А. Зегерс — «Доверие» (1969) — в какой-то степени является продолжением «Решения». Действие происходит в том же Коссине. Прежние владельцы завода пытаются спровоцировать и организовать забастовку среди рабочих, строя свои расчеты на ошибках местного руководства, прежде всего на оскорбительном недоверии, которое проявляло это руководство к некоторым рабочим. Виновниками такого бездушного, бюрократического отношения оказываются перестраховщик Мезербург и профсоюзная деятельница, догматически настроенная Лина Закс.

Попытка смутьянов пройти на завод не удается благодаря самоотверженному сопротивлению работницы Эллы Буш, пожертвовавшей жизнью своей и будущего ребенка, которого она страстно ждала.

Сложность человеческих взаимоотношений, различие человеческих характеров (даже при сходных жизненных обстоятельствах) показаны Анной Зегерс с ее обычным мастерством.

А. Зегерс известна не только своими романами и рассказами, но и публицистикой. В книге ее статей, собранных писательницей Кристой Вольф, изданной в 1968 г., поражает их диапазон и разнообразие. Здесь и раздумья о задачах литературы, и портреты отдельных писателей от XVIII в. до современности. Очень интересны статьи о Толстом и Достоевском, сопоставление этих двух колоссов русской литературы. Большая писательница, А. Зегерс является и вдумчивым литературоведом.

АННА ЗЕГЕРС

«Именно потому, что мы знаем силу искусства, так велика наша ответственность». Эти слова Анны Зегерс были не только принципом, но и сути ее творчества и жизни. С детства влюблена в искусство она изучала в Кельнском университете историю искусства и литературы, в 1924 году защитила диссертацию о творчестве Рембрандта - и всю свою дальнейшую жизнь посвятила людям труда.

Судьба Анны Зегерс сложилась трагически: она «провинилась» перед фашистским режимом не только тем, что в 1928 году связала свою жизнь с коммунистическим движением, но и тем, что имела мужество говорить и писать правду. Зегерс эмигрировала сначала во Францию, потом, спасая себя и свою семью,- до Латинской Америки. Но где бы она не была, ее голос, исполненный боли за родную Германию - землю философов и поэтов, звучит на полную мощь.

В 1933 году Анна Зегерс завершила работу над повестью «Оцененная голова», в которой описывается устрашающий процесс фашизации людей. В романе «Путь через февраль» (1935) рассказывается об одной из самых драматических страниц в истории рабочего движения - шуцбундівське восстания 1934 года.

В 1935 году писательница принимает участие в Конгрессе в защиту культуры, который состоялся в Париже. Она говорила о судьбе простого люда: «Когда вы слышите слова «любовь к своей отчизне», спросите сначала, что любят в этой отчизне. Разве священные богатства страны могут утешить малоимущих? Разве святая земля может утешить безземельных? »

В Мексике Анна Зегерс возглавляет антифашистский клуб имени Генриха Гейне, публикует статьи и политические обзоры. В 1942 году увидел свет ее роман «Седьмой крест» - о заключенных фашистского концлагеря. Хотя сюжетным стержнем романа является история побега Георга Гейслера из фашистского ада, Анна Зегерс изобразила широкую картину жизни гитлеровской Германии: концлагеря, тотальный шпионаж, трагедию обманутого и обманутого народа. Роман разоблачал фашизм как явление антилюдяне в своей сущности.

Одним из самых высоких художественных достижений Зегерс стал рассказ «Прогулка мертвых девушек» (1943, опубликована в 1946 г.), построенное на незаметных переходах от лирической исповеди к воспоминаниям, от мира реального к миру ирреального. Современное и прошлое, действительное и нематериальное, будни Мексики и гитлеровского рейха, кайзеровская Германия и фашистская - все соединилось в рассказе. А царит в нем поток сознания автора (как поток воспоминаний, а также зарисовок из эмигрантских впечатлений). Завершается рассказ авторским признанием: «Я спрашивала себя: «Как мне проводить свое время - сегодня и завтра, здесь или еще где-нибудь?» - поскольку я чувствовала теперь бесконечный поток времени, неиз-боримий, как воздух...» Отдаваясь на волю этого потока времени, Зегерс и рассказывает про школьную прогулку своих подруг и о том, как история и жизнь исковеркали судьбы этих «мертвых девушек».

Лене стремилась счастье и нашла его, женившись, но мужа ее арестовало гестапо. Впоследствии люди в черной униформе схватили и Лени и «медленно, но верно убивали голодом в концлагере».

Марианна когда-то считала своей Лени найзадушевнішою подругой. Но когда Лене обратилась к Марианне с просьбой переправить ребенка к родственникам, и отказала и добавила, что ее муж - член нацистской партии и занимает высокую должность, а Лене с мужем арестован справедливо, поскольку они совершили преступление против Гитлера».

Нора в свои школьные годы всячески угождала учительнице Зіхель. «Однако затем ту же самую учительницу, уже старую и немощную, она согнала, неприлично ругаясь, со скамьи возле Рейна, ведь не могла она сесть на одну скамью с еврейкой».

Всегда веселая Лора полюбила не арийца, следовательно, «осквернила расу», и, боясь концлагеря, покончила жизнь самоубийством.

По разным причинам ушли из жизни еда, Герда, Эльза, Софи, Лотта, Катарина, Лиза. «До конца пути дошла одна Нэтти». Это в ее памяти остались живыми девушки, которые когда-то вместе с ней путешествовали на пароходе, вдыхали чистый воздух юиості и верили, что жизнь прекрасна.

Особое значение приобретает в рассказе тема человеческой памяти. Нэтти (так в детстве называли Анну Зегерс) живет памятью сердца, а потому ей не изменяет и память ума. Бесконечный поток сознания (факты, события, люди), обогащенный потоком эмоциональной памяти, вызывает появление рассказов - размышлений. То были размышления автора о судьбе своей родины и своего народа. А возможно, и человечества. Рассказ полон любви к человеку и боль за нее. В «Прогулке мертвых девушек» Анна Зегерс художественными средствами подводит читателя к выводу о том, что каждый человек должен пройти свой жизненный путь так, чтобы остаться достойным высокого звания человека. То была достойная позиция таланта, не заиленного конъюнктурными изменениями и политическими изменами.

Но были в тридцатых годах и другие жрецы искусства. Еще в октябре 1933 года на страницах «Франкфуртер цайтунг» восемьдесят восемь представителей писательского цеха составили фюреру «торжественную клятву верности и повиновения». Они и представляли официальную литературу Третьей империи. Среди этих «подписантов» не было имен Генриха Манна, Эриха Марии Ремарка, Арнольда Цвейга.

Лучшие произведения мировой литературы (общее количество - 120 000 названий) были обречены на уничтожение. 10 мая 1933 года по приказу министра пропаганды Геббельса в Берлине публично сожжены книги, содержание которых пугал фашистов. И в тот же день аутодафе состоялось в Бонне, Франкфурте-на-Майне, Геттингене, Гамбурге, Кельне, Мюнхене, Нюрнберге, Вюрцбурге и еще во многих университетских городах Германии. Там, где сжигают книги, там и людей потом в огонь бросают» (Генрих Гейне). Костры из книг стали прологом физического уничтожения честных художников. Снова утвердилась извечная истина: всегда были и будут те, кто служит людям, как были и будут те, кто прислуживает мучителям людей.

Художественная палитра литературы, созданной между двумя мировыми войнами, удивительно раВНОобразна. Новых путей художественного осмысления бытия искали и реалисты, и авангардисты.

Серьезные сдвиги происходят в искусстве реализма. В творчестве многих писателей наблюдается переход от конкретного изображения жизни к более абстрактных зарисовок и обобщений. Произведения часто приобретают философско-аллегорического характера, их смысл раскрывается через параллели с мифами, кла-сичними литературными сюжетами, историческими событиями. Древность приближается до новейших времен, чтобы выявить существеннее, самое существенное в современности Этот прием становится ведущим, например, в творчестве Лиона Фейхтвангера, который утверждал: «Я никогда не собирался изображать историю только ради истории». Много драм Бертольта Брехта являются талантливыми переделками уже известных литературных сюжетов. Характерным для писателей была тяга к осмыслению своей эпохи. «Процесс этот,- писал Томас Манн,- разрушает границы между наукой и искусством, наполняет живой, пульсирующей кровью отвлеченную мысль, одухотворяет пластический образ и создает тот тип книги, который может быть определен как интеллектуальный роман».

Один из самых совершенных романов такого типа - «Волшебная гора» Томаса Манна (1924). И хотя сюжетные рамки романа ограничены событиями из санаторного жизни Ганса Касторпа (влюбленность в замужнюю женщину, дискуссии и беседы с друзьями), за этим сугубо бытовым планом чувствуется другой, более глубокий - современная действительность в ее кризисном состоянии. Томас Манн утверждал: «Любая деталь лишена интереса, если сквозь нее не просвечивает идея. Искусство - это жизнь в свете мысли». Художник стремился создать роман «европейского масштаба». И именно таким воспринимали этот роман современники Манна. Например, Синклер Льюис «Волшебную гору» считал «квинтэссенцией духовной жизни всей Европы».

Томас Манн оперировал средствами реалистического романа, но наполнял изображаемое символикой, которая давала возможность в конкретном видеть общее, в конкретном - всеобъемлющее.

Впоследствии именно таким путем пойдут Анна Зегерс в «Прогулке мертвых девушек» и Бертольт Брехт во многих драмах. Интересно, что Бертольт Брехт не признавал никаких рамок для реализма: «нельзя принять форму любого реалиста (или ограниченного круга реалистов) и объявить ее единственно возможной реалистичной форме. Это нереалистично».

Одновременно с реалистичной литературой интенсивно развивается литература авангарда. Авангардизм возникает в литературе в начале XX века. Его первый период (так называемый исторический авангардизм) приходится на время между двумя мировыми войнами. Существует много авангардистских течений, школ, направлений; развивается экспрессионизм, появляются футуризм, сюрреализм. И хотя каждый из направлений имел только ему присущие особенности художественного видения и преобразования бытия (акцентирована эмоциональность экспрессионизма, подчеркнутый антиестетизм футуризма, усиление подсознательного в сюрреализме), были у них и общие черты - отказ от устоявшихся форм построения художественного произведения, тяготение к условного по своей сути искусства. В начале века с искусством авангарда связали свои творческие судьбы Луи Арагон, Иоганнес Роберт Бехер, Витезслав Незван и другие.

Авангардизм - этап в развитии всего новейшего искусства. Следующим этапом был и модернизм. Относительно формы между авангардизмом и модернизмом много общего, но они существенно отличаются в принципах осмысления и художественного преобразования бытия. Авангардизм предусматривает активную социальную позицию художника, модернизм - универсальное изображение бытия и выявления его философской сути. Модернизм как явление в литературе возник в 20-х годах. Его философскими истоками были идеи Фридриха Ницше, Анри Бергсона, Зигмунда Фрейда, а наиболее известными его представителями в литературе стали Джеймс Джойс, Франц Кафка, Томас Стернз Элиот. Они в необычных формах изображали трагедию человека, который не воспринимает окружающий мир. Вселенная в их произведениях оказался разорванным на множество маленьких миров, а человеческое сообщество превратилась в взаємоізольовані отдельности. В таком мире холодно и неуютно душе человеческой. Не потому ли в произведениях Джеймса Джойса и Франца Кафки внутренний мир человека не всегда выстраивается рационально, не всегда подчиняется логике, не может иррациональный, алогичный мир порождать гармонию?

Едва ли не наибольшее значение для дальнейшего развития литературы XX века имела «школа потока сознания», которую некоторые отождествляют с художественной революцией. В арсенале этой школы - и внутренний монолог, роль которого универсальная в романах Джеймса Джойса, и «поток сознания» с его вполне произвольным рядом ассоциаций, лишенных всякой логики, и ассоциативный монтаж, и сочетание событий, которые в реальной жизни происходят в разных временных измерениях, и другие средства.

Творчество Джеймса Джойса (1882-1941), оригинальность его поисков имели значительное влияние на художников XX века, в том числе и на реалистов, в частности на художественную манеру Уильяма Фолкнера и Эрнеста Хемингуэя.

В период между двумя мировыми войнами активно развиваются и проза, и драма, и поэзия. Художественная литература создает портрет своей эпохи во всей ее полноте и неоднозначности. И если в прозе начинает господствовать «интеллектуальный роман», то и драматурги ищут пути интеллектуализации драмы. «Эпический театр» Брехта - значительное событие в художественной жизни XX века, потому что театр стал не только школой нравственности, но и школой интеллекта. Лирика все больше тяготеет к философскому осмыслению бытия, к непривычных форм воплощения поэтической мысли, до оригинальных путей выявления поэта «я» в лирических произведениях.