Что относится к формам словесного творчества дошкольников. Современные проблемы науки и образования

ПРОГРАММА

Для детей 7-10 лет

Программу составил : канд. пед. наук И.А.Киршин

Калининград 2014

Пояснительная записка

Необходимо организовать педагогическую среду



Основные цели :

Основные задачи:

Первыйконцептуальный компонент

Цель



Третий базовый компонент - педагогические условия

- педагогическая среда -

- творческий диалог -

- клубные формы деятельности

Роль учителя

Роль ребёнка

Характер мотивации ребёнка

– только сердцем

Диагностика результата

Методы диагностики

Учебно-тематический план

Тема Часы
1.
2. Рассказывание по картине
3. Сочинение загадок
4. Сочинение рассказа
5. Творческое рассказывание.
6. Сочинение скороговорок
7. Сочинение двустиший
8. Рассказывание по картине
9. Творческое рассказывание
10.
11.
12. Сочинение основы сценария
13. Сочинение сказки
14.
15.
16.
17.
18. Сочинение стихов
19. Рассказывание по картине
20.
21. ИТОГО

Сочинение загадок.

1) словесные игры: шарады;

2) чтение русских народных загадок;

3) эмоциональная и практическая подготовка детей к сочинению загадок;

4) сочинение загадок;

Сочинение рассказа.

1) словесные игры: литературные перевёртыши;

2) эмоциональная и практическая подготовка детей к рассказыванию по картине;

3) чтение рассказов Е.Кузнецовой «Доброе слово лечит, а худое калечит», «Поссорились»;

4) сочинение рассказов;

5) задание на дом: сочинить рассказ.

Сочинение скороговорок.

1) разминка – сценические этюды: «мы – лесные звери»;

2) эмоциональная и практическая подготовка детей к сочинению скороговорок;

3) чтение русских народных скороговорок;

4) сочинение скороговорок;

5) обсуждение полученных произведений.

Сочинение двустиший.

1) словесные игры: «угадай букву»;

2) эмоциональная и практическая подготовка детей к сочинению двустиший;

3) чтение двустиший Б.Заходера;

4) сочинение двустиший в парах;

5) обсуждение полученных произведений.

Рассказывание по картине.

1) словесные игры: стихи-шутки;

3) Составление описательного рассказа по репродукции И.Грабаря «Март»

4) сочинение коллективного рассказа по картине;

5) обсуждение полученных произведений.

Творческое рассказывание.

1) словесные игры: ребусы;

2) эмоциональная и практическая подготовка детей;

3) чтение рассказа Н.Носова «Почемучки»;

4) сочинение индивидуальных историй;

5) обсуждение полученных произведений.

Сочинение рассказа.

1) разминка – сценические этюды;

2) эмоциональная и практическая подготовка детей;

3) сочинение рассказов в парах;

4) чтение рассказа Л.Толстого «Пожарные собаки»;

5) обсуждение полученных произведений, сопоставление с произведением мастера.

Сочинение основы сценария.

1) разминка – сценические этюды: «мы – кошки»;

2) эмоциональная и практическая подготовка детей;

3) сочинение сценариев в парах;

4) разыгрывание детских сценариев;

5) обсуждение полученных произведений.

Сочинение сказок.

6) словесные игры: сканворды;

7) эмоциональная и практическая подготовка детей;

8) чтение сказки Н. Калинина «Про снежный колобок».

9) сочинение коллективных сказкок;

10) обсуждение полученных произведений.

Сочинение стихов.

1) разминка – сценические этюды: «мы – птички»;

2) эмоциональная и практическая подготовка детей;

3) чтение стихов А.Барто;

4) сочинение стихов в парах;

5) обсуждение полученных произведений.

Рассказывание по картине.

1) словесные игры: «буквы спрятались»;

2) эмоциональная и практическая подготовка детей;

3) показ картины и составление описательного рассказа по репродукции А. Саврасова «Грачи прилетели»;

4) обсуждение полученных произведений.

ПРОГРАММА

дополнительного образования детей

Развитие детского словесного творчества

Для детей 7-10 лет

Программу составил : канд. пед. наук И.А.Киршин

Калининград 2014

Пояснительная записка

Основой для программы послужили идеи Школы Жизни Ш.А.Амонашвили, а также следующие положения:

Детское словесное творчество - это письменное или устное выражение ребёнком субъективно значимого для него словесного содержания, обладающего следующими качествами: фантазия, искренность, владение словом, чувство юмора и лиризма, актуальность для автора.

Для развития детского словесного творчества прежде всего необходимо выявить потребности ребёнка, мотивы его деятельности.

Необходимо организовать педагогическую среду , в которой эти потребности ребёнка будут удовлетворены. Педагогическая среда представляет собой коллектив единомышленников, состоящий из педагогов, родителей и детей, находящихся в творческом контакте. Этот коллектив осуществляет единую деятельность, которая должна вызывать у ребёнка сильные положительные эмоции, так как только такие эмоции порождают в воображении яркий образ. В результате такой деятельности ребёнку предлагается реализовать возникший образ (напиши, нарисуй, сыграй, изобрази).

Педагогическая среда должна охватывать все стороны жизни ребёнка, удовлетворять его физиологические, моральные, эстетические и иные потребности. Только создав ребёнку полноценную детскую жизнь, мы вправе ждать от него творческих проявлений.

Истинное творчество возможно только как целостный стиль жизни, как общий принцип системы отношений с ребёнком, а не как отдельный приём на уроке - только в этом случае творчество станет многообразным и полноценным. Поэтому педагогу надо уметь принять детскую жизнь со всем, что в ней есть, уметь участвовать в ней, уметь заслужить любовь и уважение детей. Только погрузившись подобным образом в детскую жизнь, педагог сможет выявить истинные потребности детей и создать условия для их удовлетворения.

Педагогическая среда, с одной стороны, создаёт условия для проявления стихийного творчества детей (горизонтальный уровень), с другой стороны, насыщает детей прекрасными образами, побуждая творческую стихию подниматься вверх - к вершинам Добра, Любви и Красоты (вертикальный уровень). Объединение этих уровней педагогической средой должно дать полноту и равновесие развитию словесного творчества детей.

Основные цели :

Воспитание Благородного Человека

Развитие творческих способностей;

Развитие словесно-творческих способностей;

Развитие коммуникативных способностей.

Основные задачи:

Увлечь детей радостью творчества;

Раскрыть их словесно-творческий потенциал;

Создать творческий детский коллектив;

Привить детям общечеловеческие ценности.

Основные принципы педагогической деятельности:

Тесное сотрудничество педагогов в единой деятельности;

Постоянное самосовершенствование каждого педагога (творческий рост в избранной области искусства, личностное развитие, совершенствование педагогических качеств);

Неформальные отношения с детьми;

Творческий диалог педагогов с детьми.

Первыйконцептуальный компонент модели составляет гуманно-личностный подход, разработанный Ш.А.Амонашвили.

На указанном концептуальном фундаменте выстраивается второй, словесно-творческий компонент , представляющий собой методическое обеспечение модели. При создании программы по словесному творчеству детей мы опирались на разработки В.А.Левина, Г.Н.Кудиной, З.Н.Новлянской и А.А.Мелик-Пашаева, Л.Е.Стрельцовой и Н.Д.Тамарченко, Дж. Родари.

Цель - преобразовать игру искусством в общение искусством. Для этого решаются два ряда педагогических задач . Первый ряд направлен на сохранение у детей свойств, присущих дошкольнику: непосредственность, эмоциональную целостность и индивидуальное своеобразие восприятия; желание играть художественными формами; стремление свободно действовать в воображаемой ситуации; радость от занятий искусством и потребность в таких занятиях.

Второй ряд задач направлен на то, чтобы обеспечить художественное развитие ребёнка. Эти задачи решаются объединением двух направлений деятельности: первое - знакомство с детской классикой, второе - собственное творчество. Этим сочетанием детерминируется успешное развитие детского словесного творчества.

Особенности выполнения творческих заданий:

Выполняются только добровольно;

Выполняются на занятии или дома (по желанию ребёнка);

Произведения ребёнка читаются только с его согласия;

Педагог выполняет задания вместе с детьми;

Творческие работы педагога обсуждаются наравне с работами детей.

Третий базовый компонент - педагогические условия развития детского словесного творчества:

- педагогическая среда - коллектив, состоящий из учителей, родителей и детей, находящихся в постоянном творческом контакте. Этот коллектив осуществляет единую деятельность на основе гуманно-личностного подхода (Ш.А.Амонашвили);

- творческий диалог - специфический вид общения, который является открытием, выражением и передачей другим личностного смысла явлений в эстетической форме. Цель словесного творческого диалога - выявление и развитие собственного речевого стиля ребёнка;

- клубные формы деятельности - живые, гибкие, беспрограммные, соответствующие детской природе виды деятельности (игра, музыка, театр, изобразительное искусство, лепка и др.).

Все компоненты составляют единый целостный педагогический процесс, в котором можно выделить следующие характеристики:

Роль учителя - учитель в позиции помощника-воодушевителя.

Роль ребёнка - ребёнок в позиции свободно творящего субъекта.

Характер мотивации ребёнка - преимущественно внутренняя, индивидуальная мотивация.

Предмет организующих усилий педагога - вдохновение ребёнка (состояние положительно окрашенного эмоционального и интеллектуального напряжения), наполнение его образами добра, любви и красоты.

Характер взаимодействий учителя и ребёнка - эмпатия, личностная включённость учителя и ребёнка.

Специфика педагогического воздействия – только сердцем педагог может прикасаться и направлять развитие творческих способностей ребёнка. Грубое давление на ребёнка или педагога искажает педагогический процесс, поэтому для успешной реализации целей необходима как основное условие бережная и чуткая атмосфера.

Диагностика результата - результаты в виде продуктов детского словесного творчества диагностируются.

Методы диагностики : самооценка, взаимное оценивание, метод экспертных оценок (осуществляется квалифицированными специалистами в области литературного творчества или преподавания литературы как искусства), беседа с родителями и учителями. Следует учитывать, что нельзя ожидать значительных успехов от каждого ребёнка сразу – необходим длительный процесс созревания творческих способностей.

Учебно-тематический план

Тема Часы
1. Творческое рассказывание. «Поговорим по телефону».
2. Рассказывание по картине
3. Сочинение загадок
4. Сочинение рассказа
5. Творческое рассказывание.
6. Сочинение скороговорок
7. Сочинение двустиший
8. Рассказывание по картине
9. Творческое рассказывание
10. Сочинение детективного рассказа
11. Сочинение многосерийной истории
12. Сочинение основы сценария
13. Сочинение сказки
14. Сочинение юмористического рассказа
15. Рассказывание историй об игрушках
16. Сочинение сатирического рассказа
17. Конкурс Мюнхаузенов: «Придумывание небылицы»
18. Сочинение стихов
19. Рассказывание по картине
20. Сочинение сказки по картам Я.Проппа
21. ИТОГО

По определению психологов, творчество – это деятельность,

в результате которой человек создаёт что-то новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средства для его воплощения.

Крупнейший отечественный учёный и психолог Л.С. Выготский дал следующее определение понятию творческой деятельности: «Творческой деятельностью мы называем такую деятельность человека, которая создаёт нечто новое, всё равно, будет ли созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или построением ума, или чувством, живущим и обнаруживающимся в самом человеке». Кроме того, он подчёркивал, что «воображение не повторяет впечатлений, которые накоплены прежде,

а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений. Привнесение нового в наши впечатления и изменение этих впечатлений так, что в результате возникает новый, ранее не существовавший образ» .

Л.С. Выготский раскрыл механизм создания образов воображения: «Человек накапливает материал, из которого в последствии строится его фантазия. Далее следует очень сложный процесс переработки этого материала. Важнейшими составными частями этого процесса являются диссоциация и ассоциация воспринятых впечатлений» .

Анализ психолого-педагогических исследований показал, что творчество характеризуется учёными двумя основными показателями: оно должно представлять общественную ценность и давать совершенно новую продукцию.

Для того, чтобы определить соответствует ли данным показателям детское творчество необходимо обратиться к исследованиям психологов (Л.С. Выготский, Б.М. Теплов, Д.Б. Эльконин) и педагогов (Н.А. Ветлугина, Е.А. Флерина, А.Е. Шибицкая). Они доказывают, что творческая деятельность отвечает потребностям и возможностям ребенка, сопровождается его эмоциональной и интеллектуальной активностью,



и обеспечивает формирование способов единого творческого познания, реализуемого в различных деятельностях

В работах Б.М. Теплова, А.В. Запорожца, Л.А. Венгера подчеркивалась ведущая роль воспитания, обучения, определяющее значение педагогической деятельности в развитии художественно-творческих способностей. Превращение воображения в преднамеренное, целенаправленное - задача педагога, и при определенной работе с ним у дошкольника формируется воссоздающее воображение, результатом деятельности которого является создание образа в соответствии с описанием, чертежом, схемой, заданием. Образ же, создаваемый ребенком, есть всегда личностное образование, поэтому даже самый элементарный познавательный акт, приводящий

к созданию субъективного образа, начинается по инициативе субъекта, детерминируется его внутренними установками и эмоциями, т.е. отражает его внутренне состояние (Л.А. Венгер).

Тихеева Е.И. подчеркивает, что по своей при­роде детское творчество синтетично, часто носит импровизацион­ный характер и дает возможность достаточно полно судить об индивидуальных проявлениях и своевременно их выявлять .

В развитии детского художественного творчества Н.А. Ветлугина выделяет три этапа. На первом этапе роль педагога заключается

в организации тех жизненных наблюдений, которые влияют на детское творчество. Если ребенку предстоит отразить жизненные впечатления

в сказке, рассказе, то его надо учить образному видению окружающего,

т. е. восприятию, имеющему эстетическую окраску. Образное видение должно быть целостным: ребенок должен рассматривать явление не изолированно,а в его многосторонних связях. Это воспитывает у него умение находить соотношение между различными предметами и явлениями. Наблюдения детей помогают развитию комбинаторных способностей. Важно, чтобы они осознали, что некоторые явления могут быть изменены

и преобразованы.

В развитии восприятия детей особую роль играет искусство.

Оно помогает ребенку острее чувствовать прекрасное в жизни, обогащает мир его душевных переживаний, способствует зарождению художественных образов. Данный этап предшествует самой творческой деятельности, однако развитие восприятия, накопление художественного и жизненного опыта тесно связаны с последующей художественно-творческой деятельностью детей.

Второй этап - собственно процесс детского творчества.

Он непосредственно связан с возникновением замысла, с поисками художественных средств. Процесс детского творчества не очень развернут

во времени. Творческий акт проходит «на одном дыхании». Ребенок дает быстрый разряд своим чувствам и, по мнению Л.С. Выготского, «творит

в один прием».

Роль педагога заключается, по мнению ряда авторов, в создании радостной атмосферы, полной интересных, иногда неожиданных переживаний, которая необходима для успешного осуществления ребенком творческой деятельности и обеспечении внутренней потребности самовыражения в творчестве. Важно обеспечить вариативность ситуаций,

в которых ребенку предстоит действовать, так как это активизирует его мыслительную деятельность. Для формирования творчества необходимо время от времени изменять условия, сочетать индивидуальные

и коллективные работы. Особое внимание следует уделять освоению ребенком способов сенсорного обследования предметов. Чем шире окажется ориентированность детей в самых разнообразных свойствах предметов

и явлений, тем жизненнее и образнее будет их творчество.

Чтобы ребенок непринужденно и свободно выражал себя в творчестве, он должен владеть простейшими художественными средствами. Задача педагога - помочь ему в этом.

Третий (завершающий) этап характеризуется созданием новой продукции. На этом этапе ребёнок начинает интересоваться качеством продуктов своего творчества и испытывает эстетическое удовольствие, стремясь придать им завершенность. Но переживания дошкольников будут еще полнее, если он убедится в том, что его работа интересна не только ему, но и окружающим. Поэтому столь важен анализ детской продукции, проводимый педагогом.

М.В. Фадеева предлагает систему, которая поможет определить уровень творческих возможностей и методы развития творческих способностей детей. В качестве критериев этого уровня она называет такие моменты, как стремление к выбору своих собственных идей или тем;

к выражению их своими собственными средствами; к организации их собственными методами . На современном этапе идут поиски наиболее эффективных путей и способов развития творчества детей.

Итак, проведённый анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме показал, что художественное творчество не может осуществляться без участия взрослого, который помогает ребёнку творить

и принимает на себя функции критика и частично созидателя, т.е. функции, недоступные дошкольнику в силу его возрастных особенностей

(Н.А. Стародубова).

В развитии художественно-творческих способностей детей ведущую роль играет воспитание и обучение. Взрослый обучает ребёнка специальным умениям и навыкам, которые являются основой развития творчества.

Из-за отсутствия или плохого обучения наступает «спад творчества». Только при правильном педагогическом руководстве и обучении можно достичь высоких результатов.

Понятие «словесное творчество», по мнению Т.Н.Ушаковой можно применить к любому случаю креативности, связанной со словом.

В то же время оно относится к двум хотя и связанным, но все же принципиально разным областям: творчеству в речи и творчеству в языке. Речевое творчество приводит к созданию нового речевого продукта, т.е. нового текста, устного или письменного, любого объема, в любой его форме – прозаической, поэтической, кодифицированной, вольной, монологической, диалогической и т.п. В отличие от речевого, с языковым творчеством связаны процессы, которые ведут к преобразованию в самой языковой системе – как у отдельной личности, так и в общенациональном языке

Изучение проблемы развития словесного творчества детей в силу сложности и многогранности природы речевых явлений тесно соприкасается с положениями психологии, лингвистики, психолингвистики и педагогики.

Психологический аспект включает особенности восприятия литературного произведения (Л.М. Гурович, А.В. Запорожец,

Н.С. Карпинская, О.И. Никифорова, С.Л. Славина, О.И. Соловьева,

Е.А. Флерина, Н.А. Циванюк) и деятельности воображения детей

(Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, О.М. Дьяченко, С.Л. Рубинштейн,

М.М. Рыбакова) как основы речевого творчества. Создание речевого произведения происходит в результате переработки наглядных образов - представлений, полученных в ходе восприятия, и перевода отобранных комбинаций на язык словесных знаков, адекватно отражающих содержание образов.

В рамках лингвистического подхода связное высказывание (текст) рассматривается как продукт речевой деятельности, обладающий собственной внутренней структурой и категориальными признаками

(СИ. Гиндин, И.Р. Гальперин, Т.М. Дридзе, Л.А. Киселева, Л.М. Лосева,

О.И. Москальская, Е.А. Реферовская, Г.Я. Солганик).

В педагогических исследованиях, посвященных проблеме формирования словесного творчества, доказывается, что творческая речевая деятельность успешно осуществляется в старшем дошкольном возрасте под влиянием и в результате специального обучения, важным условием которого становится выбор средства (Л.М. Ворошнина, Э.П. Короткова,

Н.А. Орланова, О.Н. Сомкова, Е.И. Тихеева, О.С. Ушакова, Е.А. Флерина

и другие).

Словесное творчество - процесс, связанный с общим развитием ребенка. Существует прямая зависимость между развитием речи детей и их творчества. Само творчество немыслимо без овладения ребенком, богатством того языка, на котором говорит, думает. Разумеется, это овладение мы понимаем в соответствии особенностями дошкольного возраста.

В отечественной педагогике проблема словесного творчества дошкольников рассматривалось в работах Е.И. Тихеевой, Н.С.Карпинской, О.С.Ушаковой и др.

В частности, в исследовании О.С.Ушаковой , автор показывает, как развитие поэтического слуха влияет на развитие творческой словесной деятельности детей, помогая воспитать в детях чутье к родному слову, восприим­чивость к художественной литературе, по­нимание особенностей жанров. А, самое главное, поэтический слух помогает детям перенести в свои сочинения усвоенные сло­ва и выражения, помогает осознать связь содержания литературного произведения с его художественной формой, более тонко чувствовать красоту художественного слова.

Взрослый, воспитывая ребенка, должен тонко и тактично поддерживать детскую инициативу. Это позволит ребенку управлять собой и своим поведением, думать и фантазировать, строить воображаемую ситуацию и осознавать свои действия. Такое взаимодействие способствует обучению творчеству, так как само по себе творчество может развиться лишь у отдельных индивидов.

Вопросы творчества, его развития и проявления у человека волновали умы выдающихся людей на протяжении многих лет становления человеческой истории.

Еще Аристотель в IV веке до н.э. подчеркивал новаторский и авторский характер научного и художественного творчества. Развитие нового знания основывается на собственной активности человека, а потому так важно, по мнению Аристотеля, уже с раннего возраста обучать детей творчеству, умению наблюдать и понимать людей, их переживания. Доказывая, что отпечаток личности творца лежит на его произведениях, Аристотель не только приводил примеры того, как разные художники по-разному трактуют одни и те же сюжеты, но и доказал необходимость развития самостоятельности, активности и индивидуальности при воспитании детей, т.к. в противном случае из них никогда не выйдут выдающиеся ученые и творцы.

Природа творчества исследуется философами, психологами и педагогами, которые изучают отдельные аспекты творческого мышления и личности, исходя из специфики своих наук.

Так, в философском словаре дано следующее определение творчества: «Творчество - процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности». В философии творчество представляет собой возникшую в труде способность человека из доставляемого действительностью материала созидать (на основе познавания закономерностей объективного мира) новую реальность, удовлетворяющую многообразным общественным потребностям. В процессе творчества принимают участи все духовные силы человека, в том числе воображение, а также обретаемое в обучении и практике мастерство, необходимое для осуществления творческого замысла.

В педагогической науке творчество определяется как «деятельность, направленная на создание общественно значимого продукта, оказывающего влияние на преобразование окружающей среды».

Значение творчества ребенка ограничивается созданием нового для себя, и этим определяется значение творчества для формирования личности.

Характеризуя творчество детей, известный дидакт И.Я. Лернер выделил следующие черты творческой деятельности:

  • 1- самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний в новую ситуацию;
  • 2 - видение новой функции предмета (объекта);
  • 3 - видение проблемы в стандартной ситуации;
  • 4 - видение структуры объекта;
  • 5 - способность к альтернативным решениям;
  • 6 - комбинирование ранее известных способов деятельности в новый.

И. Я. Лернер утверждает, что творчеству можно учить, но это учение особое, оно не похоже на то, как учат знаниям и умениям. Вместе с тем творчество невозможно без усвоения определенных знаний и овладения навыками и умениями.

Под творчеством, по мнению педагогов, следует понимать сам процесс создания образов сказки, рассказа, игры и т.п., а также способы, пути решения задач (изобразительной, игровой, словесной, музыкальной).

Психология творчества исследует процесс, психологический механизм протекания акта творчества, как характеристику индивида. В психологии творчество изучается в двух направлениях:

  • 1 - как психический процесс создания нового,
  • 2 - как совокупность свойств личности, которые обеспечивают ее включение в этот процесс.

Необходимым элементом творчества, творческой деятельности человека является воображение. Оно выражается в настроении образа продуктов труда, обеспечивает создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью.

Воображение, или фантазия принадлежит к числу высших познавательных процессов, в которых отчетливо обнаруживается специфический человеческий характер деятельности. Воображение позволяет представлять результат труда человека еще до его начала.

Воображение, фантазия - это отражение реальной действительности в новых неожиданных, непривычных сочетаниях и связях .

Характеризуя воображение со стороны его механизмов, необходимо подчеркнуть, что его сущность составляет процесс преобразования представлений, создание новых образов на основе имеющихся.

Синтез представлений в процессах воображения осуществляется в различных формах:

  • § агглютинация - «склеивание» различных частей, качеств;
  • § гиперболизация - увеличение или уменьшение предмета и изменение количества частей предмета или их смещение;
  • § заострение, подчеркивание каких-либо признаков;
  • § схематизация - представления, из которых конструируется образ фантазии, сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выступают на первый план;
  • § типизация - выделение существенного, повторяющегося в однородных фактах и воплощение их в конкретном образе.

В психологии принято различать активно и пассивное воображение. В случае, когда фантазия создает образы, которые не воплощается в жизнь, намечает программы поведения, которые не осуществляются и зачастую не могут быть осуществленными, проявляется пассивное воображение. Оно может быть преднамеренным и непреднамеренным. Образы фантазии, преднамеренно вызванные, но не связанные с волей, направленной на воплощение их в жизнь, называются грезами. Непреднамеренное воображение проявляется при ослаблении деятельности сознания, второй сигнальной системы, при временном бездействии человека, в полудремном состоянии, в состоянии аффекта, во сне (сновидения), при патологических расстройствах сознания (галлюцинации) и т.д.

Активное воображение может быть творческим и воссоздающим. Воображение, имеющее в своей основе создание образов, соответствующих описанию, называют воссоздающим. Творческое воображение предполагает самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных и ценных продуктах деятельности. Возникшее в труде творческое воображение остается неотъемлемой стороной технического, художественного и любого иного творчества, принимая форму активного и целеустремленного оперирования наглядными представлениями в поисках путей удовлетворения потребностей.

Для того, чтобы понять психологический механизм воображения и связанной с ним творческой деятельности, следует выяснить связь, которая существует между фантазией и реальностью в поведении человека. Л.С. Выготский в работе «Воображение и творчество в детском возрасте» выделяет 4 формы связи воображения с действительностью.

Первая форма заключается в том, что всякое создание воображения всегда строится из элементов, взятых из действительности и содержащихся в прежнем опыте человека. Воображение может создавать все новые и новые степени комбинации, комбинируя сперва первичные элементы действительности, вторично комбинируя затем уже образы фантазии (русалка, леший и т.д.). Здесь можно выделить следующую закономерность: «творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что этот опыт представляет собой материал, из которого создаются построения фантазии» .

Второй формой являются более сложная связь между готовым продуктом фантазии и каким-нибудь сложным явлением действительности. Такая форма связи становится возможной только благодаря чужому или социальному опыту.

Третья форма - эмоциональная связь. Образы фантазии дают внутренний язык для чувства человека «Это чувство подбирает элементы действительности и комбинирует их в такую связь, которая обусловлена изнутри нашим настроением, а не извне, логикой самих этих образов» . Однако не только чувства влияют на воображение, но и воображение влияет на чувство. Это влияние можно назвать «законом эмоциональной реальности воображения».

Четвертая форма заключается в том, что построение фантазии может представлять из себя нечто существенно новое, не бывшее в опыте человека и не соответствующее какому-нибудь реально существующему предмету. Приняв материальное воплощение, это «кристаллизованное» воображение становится действительностью.

Л.С. Выготский подробно описывает и психологический механизм творческого воображения. Этот механизм включает в себя выделение отдельных элементов предмета, их изменение, соединение измененных элементов в новые целостные образы, систематизацию этих образов и их «кристаллизацию» в предметном воплощении .

О.М. Дьяченко выделяет два вида или два основных направления в развитии воображения. Условно их можно назвать «аффективное» и «познавательное» воображение. Анализ аффективного воображение можно обнаружит в работах З.Фрейда и его последователей, где указываются, что воображение и творчество являются выражением бессознательных конфликтов, которые прямо связаны с развитием врожденных тенденций.

Познавательное воображение исследовал Ж.Пиаже. В его исследованиях воображение связывалось с развитием символической функции у ребенка и рассматривалось как особая форма репрезентативного мышления, позволяющего предвосхищать изменения действительности.

О.М. Дьяченко дает характеристику данным видам воображения и этапы их развития на протяжении дошкольного детства.

I этап - 2,5-3 года. Происходит разделение воображения на познавательное (ребенок с помощью кукол разыгрывает некоторые знакомые ему действия и их возможные варианты) и аффективное (ребенок проигрывает свое переживание).

II этап - 4-5 лет. Ребенок усваивает социальные нормы, правила и образцы деятельности. Воображение включает в себя процесс планирования, который можно назвать ступенчатым. Это приводит, в свою очередь, к возможности направленного словесного творчества, когда ребенок сочиняет сказку, нанизывая события одно за другим. Познавательное воображение связано с бурным развитием ролевой игры, рисования, конструирования. Но оно носит при этом без специального руководства в основном воспроизводящий характер.

III этап - 6-7 лет. Ребенок свободно оперирует основными образцами поведения и деятельности.

Активное воображение также направлено на изживание полученных психотравмирующих воздействий путем их многократного варьирования в игре, рисовании и других творческих видах деятельности. Познавательное воображение проявляется в стремлении ребенка искать приемы для передачи переработанных впечатлений.

Следует также подчеркнуть, что воображение, имеющее исключительно важное значение для осуществления и организации деятельности, само формируется в различных видах деятельности и затухает, когда ребенок перестает действовать. На протяжении дошкольного детства происходит постоянное превращение воображения ребенка из деятельности, которая нуждается во внешней опоре (прежде всего на игрушки), в самостоятельную внутреннюю деятельность, позволяющую осуществлять словесное (сочинение сказок, стихов, историй) и художественное (рисунки, поделки) творчество. Воображение ребенка развивается в связи с усвоением речи, а следовательно, в процессе общения со взрослыми людьми. Речь позволяет детям представлять предметы, которые они никогда до этого не видели.

Фантазия - важное условие нормального развития личности ребенка, она необходима для свободного выявления его творческих возможностей. К.И. Чуковский в книге «От двух до пяти» рассказал о фантазии детей в словесном ее проявлении. Он очень точно подметил возраст (от двух до пяти), когда творчество ребенка особенно искрометно. Недостаточная уверенность существующих в области языка законов «направляет» ребенка на познание, освоение, моделирование существующих связей и отношений в окружающем мире звуков, цветов, вещей и людей.

К.И. Чуковский отстаивал право детей на сказку, доказывал способность ребенка к реалистическому пониманию образности сказки.

Фантазия выступает необходимым элементом творческой деятельности в искусстве и литературе. Важнейшая особенность воображения, участвующего в творческой деятельности художника или писателя - его значительная эмоциональность. Образ, ситуация, неожиданный поворот сюжета, возникающий в голове у писателя, оказывается пропущенными сквозь, своего рода, «обогащающее устройство», которым служит эмоциональная сфера творческой личности.

В любой деятельности совершенно необходимыми является две стадии: постановка задачи (цели) и решение задачи - осуществление цели. В художественной творческой деятельности замысел по самому своему существу и является постановкой творческой задачи. Литературные замыслы, несмотря на все их различия, ставятся в других видах деятельности. Речь идет о задаче написать художественное произведение. Эта задача обязательно включает в себя стремление открыть эстетический аспект действительности и воздействовать на людей посредством своего произведения .

Следует отметить, что дети совершенно искренне включаются в литературные произведения и живут в этом воображаемом мире. Словесное творчество ребенка открывает более богатые возможности познания мира и передачи своих впечатлений, ограничивая действия ребенка какими-либо техническими приемами.

Вопросы формирования детского словесного творчества исследовались Е.И. Тихеевой, Е.А. Флериной, М.М. Кониной, Л.А. Пеньевской, Н.А. Орлановой, О.С. Ушаковой, Л.М. Ворошниной, Э.П. Коротковской, А.Е. Шибицкой и рядом других ученых, разработавших тематику и виды творческого рассказывания, приемы и последовательность обучения. Творческое рассказывание детей рассматривается как такой вид деятельности, который захватывает личность ребенка в целом: требует активной работы воображения, мышления, речи, проявления наблюдательности, волевых усилий, участия положительных эмоций.

Словесное творчество - наиболее сложный вид творческой деятельности ребенка. Элемент творчества есть в любом детском рассказе. Поэтому термин «творческие рассказы» - условное название рассказов, которые дети придумывают сами. Особенности творческого рассказывания заключаются в том, что ребенок должен самостоятельно придумывать содержание (сюжет, воображаемые действующие лица), опираясь на тему и свой прошлый опыт, и облекать его в форму связного повествования. Требуется также умение придумывать завязку, ход события, кульминацию и развязку. Не менее сложная задача - точно, выразительно и занимательно передавать свой замысел. Творческое рассказывание в какой-то степени родственно настоящему литературному творчеству. От ребенка требуется умение выбирать из имеющихся знаний отдельные факты, внести в них элемент фантазии и составить творческий рассказ.

В основе словесного творчества, отмечает О.С. Ушакова, лежит восприятие произведений художественной литературы, устного народного творчества, в том числе и малых фольклорных форм (пословицы, поговорки, загадки, фразеологизмы) в единстве содержания и художественной формы. Словесно творчество она рассматривает как деятельность, возникающую под влиянием произведений искусства и впечатлений от окружающей жизни и выражающуюся в создании устных сочинений - рассказов, сказок, стихов. Отмечена взаимосвязь между восприятием художественной литературы и словесным творчеством, которые взаимодействуют на основе развития поэтического слуха .

Словесное творчество детей выражается в различных формах: в сочинении рассказов, сказок, описаний; в сочинении стихотворений, загадок, небылиц; в словотворчестве (создании новых слов - новообразований).

Для методики обучения творческому рассказыванию особое значение имеет понимание особенностей формирования художественного, в частности словесного творчества и роли педагога в этом процессе. Н.А. Ветлугина отмечала правомерность распространения понятия «творчество» на деятельность ребенка, отграничивая его словом «детское». В формировании детского художественного творчества она выделяла три этапа .

На первом этапе происходит накопление опыта. Роль педагога заключается в организации жизненных наблюдений, влияющих на детское творчество. Ребенка надо учить образному видению окружающего (восприятие приобретает эстетическую окраску). В обогащении восприятия особую роль играет искусство. Произведения искусства помогают ребенку острее чувствовать прекрасное в жизни, способствуют зарождению художественных образов в его творчестве.

Второй этап - собственно процесс детского творчества, когда возникает замысел, идут поиски художественных средств. Процесс детского творчества не очень развернут во времени. Возникновение замысла у ребенка проходит успешно, если создана установка на новую деятельность (придумаем рассказ). Наличие замысла побуждает детей к поискам средств его реализации: поиски композиции, выделение поступков героев, выбор слов, эпитетов. Большое значение здесь имеют творческие задания.

На третьем этапе появляется новая продукция. Ребенок интересуется ее качеством, стремится завершить ее, испытывая эстетическое удовольствие. Поэтому необходимы анализ результатов творчества взрослым, его заинтересованность. Анализ нужен и для формирования художественного вкуса.

Знание особенностей формирования детского словесного творчества дает возможность определить педагогические условия, необходимые для обучения детей творческому рассказыванию.

1. Одним из условий успеха детей в творческой деятельности является постоянное обогащение опыта детей впечатлениями жизни. Эта работа может иметь разный характер в зависимости от конкретного задания: экскурсии, наблюдения за трудом взрослых, рассматривание картин, альбомов, иллюстраций в книгах и журналах, чтение книг.

Чтение книг, особенно познавательного характера, обогащает детей новыми знаниями и представлениями о труде людей, о поведении и поступках детей и взрослых, усугубляет нравственные чувства, дает прекрасные образцы литературного языка. Произведения устного творчества содержат много художественных приемов (аллегория, диалог, повторы, олицетворения), привлекают своеобразным строением, художественной формой, стилем и языком. Все это оказывает влияние на словесное творчество детей.

  • 2. Другим важным условием успешного обучения творческому рассказыванию принято считать обогащение и активизацию словаря. Дети нуждаются в пополнении и активизации словаря за счет слов-определений; слов, помогающих описывать переживания, черты характера действующих лиц. Поэтому процесс обогащения опыта детей тесным образом связан с формированием новых понятий, нового словаря и умением пользоваться имеющимся запасом слов.
  • 3. Творческий рассказ - продуктивный вид деятельности, конечным результатом его должен быть связный, логически последовательный рассказ. Поэтому одно из условий - умение детей связно рассказывать, владеть структурой связного высказывания, знать композицию повествования и описания.

Этим умениям дети обучаются на предыдущих возрастных этапах, воспроизводя литературные тексты, составляя описание игрушек и картин, придумывая по ним рассказы. Особенно близки к словесному творчеству рассказы об одной игрушке, придумывание конца и начала к изображенному на картине эпизоду.

4. Еще одно условие - правильное понимание детьми задания «придумать», т.е. создать нечто новое, рассказать о том, чего на самом деле не было, или ребенок этого сам не видел, но «придумал» (хотя в опыте других подобный факт мог быть).

Тематика творческих рассказов должна быть связна с общими задачами воспитания у детей правильного отношения к окружающей жизни, воспитания уважения к старшим, любви к младшим, дружбы и товарищества. Тема должна быть близка опыту детей (чтобы на основе воображения возник зримый образ), доступна их пониманию и интересна. Тогда у них появится желание придумать рассказ или сказку.

В методике развития речи не существует строгой классификации творческих рассказов, но условно можно выделить следующие виды: рассказы реалистического характера; сказки; описания природы. В ряде работ выделяется сочинение рассказов по аналогии с литературным образом (два варианта: замена героев с сохранением сюжета; изменение сюжета с сохранением героев). Чаще всего дети создают контаминированные тексты, поскольку им трудно давать описание давать описание, не включая в него действие, а описание сочетается с сюжетным действием.

Приемы обучения творческому рассказыванию зависят от умения детей, задач обучения и вида рассказа.

В старшей группе в качестве подготовительного этапа можно использовать простейший прием рассказывания детей вместе с воспитателем по вопросам. Предлагается тема, задаются вопросы, на которые дети по мере их постановки придумывают ответ. В конце из лучших ответов составляется рассказ. По существу воспитатель «сочиняет» вместе с детьми.

В подготовительной школе группе задачи обучения творческому рассказыванию усложняются (умение четко выстраивать сюжетную линию, использовать средства связи, осознавать структурную организацию текста). Используются все виды творческих рассказов, разные приемы обучения с постепенным усложнением.

Наиболее легким принято считать придумывание продолжения и завершения рассказа. Воспитатель дает образец, который содержит завязку и определяет пути развития сюжета. Начало рассказа должно заинтересовать детей, знакомить с главным героем и его характером, с обстановкой, в которой происходит действие.

Вспомогательные вопросы, по мнению Л.А. Пеньевской, являются одним из приемов активного руководства творческим рассказыванием, облегчающим ребенку решение творческой задачи, влияющим на связанность и выразительность речи.

План в виде вопросов помогает сосредоточить внимание детей на последовательности и полноте развития сюжета. Для плана целесообразно использовать 3-4 вопроса, большее их количество ведет к излишней детализации действий и описания. Что может тормозить самостоятельность детского замысла. В процессе рассказывания вопросы задаются очень осторожно. Можно спросить, что случилось с героем, о котором ребенок забыл рассказать. Можно подсказать описание героя, его характеристику или как закончить рассказ.

Более сложный прием - рассказывание по сюжету, предложенному педагогом. (Педагог поставил перед детьми учебную задачу. Мотивировал ее, предложил тему, сюжет, назвал основных персонажей. Дети должны придумать содержание, оформить его словесно в форме повествования, расположить в определенной последовательности).

Придумывание рассказа на самостоятельную выработанную тему - самое трудное задание. Использование этого приема возможно при наличии у детей элементарных знаний о структуре повествования и средствах внутритекстовой связи, а также умения озаглавить свой рассказ. Педагог советует, о чем можно придумать рассказ, предлагает ребенку придумать название будущего рассказа и составить план.

Обучение умению придумывать сказки начинается с введения элементов фантастики в реалистические сюжеты.

Сказки на первых порах лучше ограничивать сюжетами о животных: «Что случилось в лесу с ежиком», «Приключения волка», «Волк и заяц». Ребенку легче придумать сказку о животных, так как наблюдательность и любовь к животным дают ему возможность мысленно представить их в разных условиях. Но необходим определенный уровень знаний о повадках зверей, их внешнем виде. Поэтому обучение умению придумывать сказки о животных сопровождается рассматриванием игрушек, картин, просмотром диафильмов.

Чтение и рассказывание детям небольших рассказов, сказок помогает обратить внимание на форму и структуру произведения, подчеркнуть интересный факт, раскрытый в нем. Это положительно влияет на качество детских рассказов и сказок.

Развитие словесного творчества детей под влиянием русской народной сказки происходит поэтапно. На первом этапе в речевой деятельности дошкольников активизируется запас известных сказок с целью усвоения их содержания, образов и сюжетов. На втором этапе под руководством воспитателя осуществляется анализ схемы построения сказочного повествования, развития сюжета (повторность, цепная композиция, традиционный зачин и концовка). Детей побуждают использовать эти элементы в их собственных сочинениях. Воспитатель обращается к приемам совместного творчества: выбирает тему, называет персонажей - героев будущей сказки, советует план, начинает сказку, помогает вопросами, подсказывает развитие сюжета. На третьем этапе активизируется самостоятельное развитие сказочного повествования: детям предлагается придумать сказку по готовым темам, сюжету, персонажам; самостоятельно выбирать тему, сюжет, персонажей.

В книге Джанни Родари «Грамматика фантазии» . «Введение в искусство придумывания историй» говорится о некоторых путях придумывания рассказов для детей и о том, как помогать детям сочинять самим. Рекомендации автора книги находят применение и в детских садах России.

Наиболее распространенным приемом является игра «Что было бы если…», где детям предлагают найти решение определенной ситуации.

«Старые игры» - игры в записочки с вопросами и ответами. Начинается она с ряда вопросов, заранее намечающих некую схему, конец повествования.

Примерные вопросы:

  • § Кто это был?
  • § Где это находится?
  • § Что делал?
  • § Что сказал?
  • § Что сказали люди?
  • § Чем все закончилось?

Ответы детей прочитываются вслух как слитный рассказ.

«Техника нонсенса» - сочинительство нелепиц, небылиц, «перевиралок» в двух строках.

«Создание лимерика» - вариант организованного и узаконенного нонсенса. Структура лимерика может быть следующей:

  • 1. Выбор героя.
  • 2. Его характеристика.
  • 3, 4. Реализация сказуемого (выполнение какого-либо действия).
  • 5. Конечный эпитет, характеризующий героя.

Использование данных приемов успешно отразится на развитии словесного творчества дошкольников.

Развитие воображения и словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста

МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 178»

города Чебоксары Чувашской Республики

Словесное творчество - наиболее сложный вид творческой деятельности ребенка. Возможность развития творческой речевой деятельности возникает в старшем дошкольном возрасте, когда у детей появляется достаточно большой запас знаний об окружающем мире, дети овладевают сложными формами связной речи, развит словарь, у них возникает возможность действовать по замыслу. Воображение из ранее репродуктивного, механически воспроизводящего действительность превращается в творческое.

В старшем дошкольном возрасте значительно обогащается и усложняется эмоционально-выразительная функция речи. Ребенок усваивает значение слов, выражающих эмоциональное состояние, эмоциональное отношение к объектам и явлениям, усваивает значение слов, ассоциируемых с переживаниями эмоций, понимает значение слов обозначающих социально-значимые характеристики человека. В этом возрасте усвоение слов ребенком происходит с более глубоким и четким различием признаков, предметов и явлений.

Одним из проявлений творческого воображения является детское словесное творчество. Различаются два вида словотворчества.

Во-первых, это так называемые новообразования в словоизменении и словообразовании (детские неологизмы). Во-вторых, это сочинительство – неотъемлемый компонент художественно-речевой деятельности.

Все мы знаем, что дети любят сочинять сказки, рассказы, стихи, фантазировать, наблюдается тяготение к "явным нелепицам", "перевертышам". В "перевертышах", небылицах ребенок посредством воображения "разрывает" связи между предметами и явлениями, их постоянными признаками, "отстраняется" от них, а затем связывает в новые сочетания, «входить» в изображаемые обстоятельства, отбирать речевые средства для построения связного высказывания.. Таким образом "расшатываются" стереотипно сложившиеся ассоциации, активизируется мышление и воображение. Одним словом под словесным творчеством понимается продуктивная деятельность детей, возникшая под влиянием произведений искусства и впечатлений от окружающей жизни и выражающаяся в создании устных сочинений – сказок, рассказов, стихов, небылиц, рифмовок и т.п.

С помощью словесного творчества ребенок экспериментирует со словами и предложениями, пытается что-то изменить, что-то придумать – словом, творить. Ему интересна эта деятельность, так как позволяет осознать полнее свои возможности и пополнить свой багаж чем-то новым. Словесное творчество обогащает и развивает мысль, делает ее более логичной и образной. Чувство радости и удовлетворения от достигнутого, эмоциональная напряженность делают привлекательным сам творческий процесс. Детское словотворчество - наиболее сложный вид творческой деятельности ребенка.

По мнению многих ученых, словесное творчество старших дошкольников можно развивать, учитывая следующие факторы:

Одним из факторов, оказывающих влияние на развитие словесного творчества, является обогащение опыта детей впечатлениями из жизни в процессе целенаправленного наблюдения за окружающей действительностью. Наблюдение за трудом взрослых, за явлениями природы, формы могут быть различные: просмотр кинофильмов, рассматривание картин, альбомов, иллюстраций в книгах и журналах и т.д. (В процессе наблюдения за природой отмечаем эстетическую строну, выделяем красоту природного мира, отмечаем краски. Хорошо если параллельно мы будете знакомить с тем, как описывают природу авторы в своих произведениях, какие они использую выражения, слова).

Немало важным фактором является обогащение литературного опыта, чтение различных книг, особенно познавательного характера, которые обогащают детей новыми знаниями и представлениями о труде людей, о поведении и поступках детей и взрослых, это углубляет нравственные чувства, дает прекрасные образцы литературного языка. Произведения устного народного творчества содержат много художественных приемов (аллегория, диалог, повторы, олицетворения), привлекают своеобразным строением, художественной формой, стилем и языком. Все это оказывает влияние на словесное творчество детей.

Другим важным условием успешного обучения творческому рассказыванию принято считать обогащение и активизацию словаря за счет слов–определений;

слов, помогающих описывать переживания, черты характера действующих лиц.

Например, наблюдая зимний пейзаж, дети с помощью воспитателя дают разнообразные определения качеств и состояний снега: белый, как вата; чуть голубоватый поддеревом; искрится, переливается, сверкает, блестит; пушистый, падает хлопьями.

Затем эти слова используются в рассказах детей («Это было зимой, в последний месяц зимы, в феврале. Когда последний раз выпал снег – белый, пушистый – и все падал на крыши, на деревья, на детей, белыми большими хлопьями»).

Еще одно условие – правильное понимание детьми задания «придумать», т.е. создать нечто новое, рассказать о том, чего на самом деле не было, или ребенок этого сам не видел, но «придумал» (хотя в опыте других подобный факт мог быть). Тема должна быть близка опыту детей (чтобы на основе воображения возник зримый образ), доступна их пониманию и интересна. Тогда у них появится желание придумать рассказ или сказку.

Развитие поэтического слуха, способности к различению жанров, понимания их особенностей, умение чувствовать компоненты художественной формы о осознавать их функциональную связь с содержанием.

Для развития словесного творчества эффективно использовать приемы, которые стимулируют творческую активность, воображение и заинтересованность детей:

· придумывание окончания сказки, начатой воспитателем, ее начала или середины,

· сочинение с использованием предметно-схематической модели, картины (это немного сложнее, потому что ребенок должен действовать определенному алгоритму).

· сочинение по теме с использованием опорных слов-мнемотаблиц.

· творческое рассказывание по литературному образцу – с заменой героев, места действия или с придумыванием нового сюжета с теми же героями и другие.

Использование дидактических игр на развитие фантазии, воображения («Веселые рифмы». Подбери рифму Свечка - … печка; трубы - … губы; ракетка - … пипетка; сапоги - пироги и т.д. «Оживи предмет». Эта игра предполагает придание объектам неживой природы способностей и качеств живых существ, а именно: способности двигаться, думать, чувствовать, дышать, расти, радоваться, размножаться, шутить, улыбаться.

В какое живое существо вы бы превратили воздушный шарик?

О чем думает ваша обувь?

О чем думает мебель?

· “коллаж из сказок”. Выбираются любые герои сказок (Василиса Прекрасная, Баба Яга, Змей Горыныч и Мальчик-с-пальчик) для самостоятельного сочинения сказки (можно использовать в сказке какое-либо волшебное средство, наводящие вопросы для объединения отрывочных эпизодов в единую композицию.)

· сочинить сказку о необычном существе. (Бабочка, у которой были прозрачные крылышки, но ей хотелось иметь разноцветные крылышки, как у её подружек).

· использование пословиц, поговорок (До недавнего времени считалось, что дошкольникам сложно понять переносное значение пословиц и поговорок. Однако исследования показали несостоятельность этого тезиса. Для того чтобы помочь детям уяснить переносный смысл малого фольклора, подбиралась сказка, где нравственное воспитание раскрывалось с помощью соответствующей поговорки. Например, к сказке “Теремок” “Рукавичка” подбиралась поговорка: “В тесноте, да не в обиде”, к сказке “Заюшкина избушка” поговорка “Не имей сто рублей, а имей сто друзей”).

Таким образом, развитие словесного творчества - сложный и несамостоятельный процесс, который появляется в непосредственной связи с развитием психических процессов, требующий активной работы воображения, мышления, речи, проявления наблюдательности, волевых усилий, участие положительных эмоций.

В народе говорят: "Без воображения нет соображения".

Альберт Эйнштейн считал умение воображать выше многознания, ибо считал, что без воображения нельзя сделать открытия. Хорошо развитое, смелое, управляемое воображение - это бесценное свойство оригинального нестандартного мышления.

Дети подсознательно учатся думать - в игре. Этим надо воспользоваться и развивать воображение и фантазию с самого раннего детства. Пусть дети «изобретают свои велосипеды». Кто не изобретал велосипедов в детстве, тот вообще ничего не сможет изобрести. Фантазировать должно быть интересно! Помните, что игра всегда неизмеримо продуктивнее, если мы с ее помощью ставим ребенка в приятные ситуации, которые позволяют совершать героические поступки и, слушая сказку, видеть свое будущее полноценным и многообещающим. Тогда, получая удовольствие от игры, ребенок быстрее овладеет умением фантазировать, а потом умением воображать, а потом и рационально мыслить.

Словесное творчество – эффективное средство развития творческой личности.

Татьяна Козлова
Особенности развития словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста

Дошкольный возраст называют периодом интенсивного развития творческих возможностей ребенка. Становление творческой деятельности рассматривается в тесной связи с развитием всех психических процессов и прежде всего с развитием творческого воображения , предполагающего новизну, неопределенность познаваемой ситуации и неограниченного разнообразия возможных способов ее разрешения .

Существуют различные мнения и по поводу источников возникновения творчества детей . Одни исследователи считают творчество результатом внутренних самозарождающихся сил ребенка и что взрослому не следует вмешиваться в его творческий процесс . Другие считают источниками творчества окружающую жизнь , искусство. Авторы признают интуитивность и самобытность художественного творчества детей , но считают нужным разумное влияние педагога.

По определению, творчество - это деятельность , в результате которой человек создает новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средства для его воплощения. Оно характеризуется двумя основными показателями : оно должно представлять общественную ценность и давать совершенно новую продукцию.

Считается, что полностью детское творчество не соответствует данным показателям. Оно является первоначальной ступенью в развитии творческой деятельности . Художественное творчество ребенка не может осуществляться без участия взрослого, который помогает ему творить и принимает на себя функции критика и частично созидателя. В развитии творческих способностей детей ведущую роль играет воспитание и обучение. И только при правильном педагогическом руководстве и обучении творческая деятельность ребенка может достичь относительно высокого уровня.

Детская творческая деятельность не имеет художественной ценности для окружающих, однако, в общественно-педагогическом отношении она важна для ребенка. Так как в своем творчестве ребенок активно открывает новое для себя и о себе.

Творческая деятельность отвечает потребностям и возможностям ребенка, сопровождает его эмоциональной и интеллектуальной активностью, и обеспечивает формирование способов единого творческого познания .

Одной из разновидностей творческой деятельности детей является литературное или словесное творчество .

Детское словесное творчество -это сочинения и импровизации. Этот вид деятельности, удовлетворяющий одну из важнейших потребностей ребенка-самовыражение.

Словесное творчество - наиболее сложный вид творческой деятельности ребенка. Элемент творчества есть в любом детском рассказе. Поэтому термин «творческие рассказы » - условное название рассказов , которые дети придумывают сами (завязку, ход события, кульминацию и развязку ) . Ребенок должен самостоятельно придумать содержание (сюжет, воображаемые действующие лица, опираясь на тему и свой прошлый опыт.

В основе словесного творчества лежит восприятие произведений художественной литературы, устного народного творчества в единстве содержания и художественной формы. Словесное творчество рассматривается как деятельность, возникающая под влиянием произведений искусства и впечатлений от окружающей жизни и выражающаяся в устных сочинениях.

Особая роль в развитии словесного творчества отводится умению составлять связное высказывание. У ребенка выясняется, имеет ли он опыт составления рассказа (сказки, с желанием ли откликается на предложение придумать сочинение, может ли он логически выстроить сюжет и структурно его оформить, какие лексические средства он будет использовать в своем высказывании. Эти показатели являются критериями развития словесного творчества : умение воспринимать произведения художественной литературы, развитие связной монологической речи, творческое сочинение .

В развитии детского художественного творчества выделяют три этапа . На первом этапе происходит накопление опыта. На втором – собственно процесс детского творчества , непосредственно связанный с возникновением замысла, с поисками художественных средств. На третьем этапе создается новая продукция.

В основе творческого рассказывания лежит процесс переработки и комбинирования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых образов, действий, ситуаций, не имевших ранее места в непосредственном восприятии ребенка. Источником комбинаторной деятельности воображения является окружающий мир. Поэтому творческая деятельность находится в зависимости от богатства и разнообразия представлений и жизненного опыта ребенка.

Изучение особенностей развития детского словесного творчества позволяет определить педагогические условия , способствующие словесному творчеству .

Личность педагога, обладающего профессиональным мастерством, человеческим обаянием, способностью творить , оказывающего положительное влияние на творчество ребенка .

Развитие воображения - своеобразной формы отражения действительности, заключающейся в создании новых образов и идей на основе имеющихся представлений.

Развитие наблюдательности .

Воспитание трудолюбия.

Обучение на занятиях.

Комплексное решение задач развития речи на занятиях по обучению рассказыванию.

Обогащение и активизация словаря за счет слов-определений , помогающих описывать переживания, черты характера действующих лиц; с формированием новых понятий, нового словаря и умением пользоваться имеющимся запасом слов .

Умение детей связно рассказывать , владеть структурой связного высказывания, знать композицию повествования и описания.

Правильное понимание детьми задания «придумать» , т. е. создать нечто новое, рассказать о том, чего на самом деле не было.

Развитие поэтического слуха – способности к различению жанров , понимание их особенностей , умение чувствовать компоненты художественной формы и осознавать их функциональную связь с содержанием.

Взаимодействие разных видов художественной деятельности (музыки, живописи, литературы, театра) .

Развитие словесного творчества возможно , если на каждом занятии знакомить детей с содержанием и художественной формой произведения, обращать их внимание на образные слова и выражения , характеристику, настроение, диалоги персонажей, описание мимики и жестов героев.

На это направлены творческие задания : уточнять понимание смысла образных слов и выражений ; включать в рассказ импровизированного диалога новые (разные) интонации; выполнять пластические этюды, изображающие героя; придумывать необычные окончания к хорошо знакомым сказкам; соединять сюжеты произведений разных жанров; подбирать синонимы, антонимы, определения, характеризующие персонажи, их настроение, состояние, действия и поступки; драматизация наиболее интересных отрывков произведений; развитие сценических навыков , исполнение (повторение) реплик героев; рисование обстановки и условий , в которых действовали герои литературного произведения; соотнесение содержания текста с характером музыкального произведения.

Таким образом, из вышесказанного следует, что творческая речевая деятельность, выражающаяся в создании устных сочинений, успешно осуществляется в старшем дошкольном возрасте и под влияние специального обучения, важным условием которого является выбор средства.