III Благороднейший из людей, но сам же и не верю.

II. 1) Вода (не) хотя переливалась через перекат. 4 (Крут.)

2) Я говорил а она шла молча. (Шол.) 3) Работал он (не)

отпуская руки сторожа продолжал разговаривать. (М. Г.)

326. Прочитайте. Найдите деепричастия и образованные от

них наречия. Как они образованы? Спишите, расставляя зна­ ки препинания.

слушали шум прибоя. 2) Я

лежит моя любимая книга, и

глядя. Не

глядя на доску трудно играть

в шахматы. 3) На трени­

пробегал

стометровку

подсмеиваясь

метно дошли до лагеря.

Прочитайте,

соблюдая правильную

интонацию.

расставляя знаки препинания.

1) Чиркнула

осв..тив раз-

веш..ные сети

брал дудку и совершенно забывался подб..рая к своему

настроению задумч..вые мелодии. (Кор.)

спускался к

степ.. . (Л.

Казаки разъехались

не договорившись. (Шол.) 5) Они ещё долго сидели

на сундуке

взявшись за

6) И хорошо мне здесь остановиться и

послушать

подождать...

пшеница и ей конца и края не видать. (Исак.) 7) И сол­ нечный поток прорезав тело тучи упал дымясь на крис­ та..ические кручи огромных ледников и вспыхнул и по­ гас. (Заболоцкий.) 8) Поезд достиг переезда и тяжко про­ ворачивая колёса дыша всею силой своего огня во тьму миновал одинокого человека с фонарём. (Плат.)

II. Через пять минут... вышел слепой в синих очках. Задрав подбородок в небо и мелко постукивая перед со-

курортной палочкой

он направился

к выходу из са­

за ним двигался Балаганов.

Паниковского

нельзя было узнать. Отогнув назад

осторожно

ноги на тр..туар он (в) плотную подходил к домам

палочкой по витрин..ым поручням натыкался на

прохожих и

глядя сквозь

(на) столько добросовестно, что

очередь, голова которой уп..ралась

в столб..к с над­

писью: «Остановка автобуса». Балаганов

вался глядя на бойкого слепого. (И. Ильф, Е. Петров.)

328. От глаголов, данных в скобках, образуйте деепричастия соответствующего вида. Спишите предложения, расставляя зна­ ки препинания. О Расскажите, как образуются деепричастия.

1) Мы (не отрываться) сл..дили за полётом планёра.

Удаляется

(затихать) песня. 3)

(журчать)

ится3

по камням. 4) (Прощаться)

другу. 5) Я отказался3 было

от поездки но

мать) согласился.

Вставьте

помещённые в скобках

деепричастные

перед союзом и или после него, в зависимости от смысла гла- голов-сказуемых. Спишите, расставляя знаки препинания.

(отыскивая повреждение; обнаружив место разрыва).

330. Подберите к деепричастиям пояснительные слова и запи­ шите предложения, расставляя знаки препинания.

1) Он говорил улыбаясь. 2) Старик шёл прихрамывая.

3) Девушка сидела задумавшись. 4) Поезд идёт не оста­ навливаясь.

331. Замените, где возможно, причастия деепричастиями. Объ­

ясните, почему в некоторых предложениях замена невозмож­ на. Запишите предложения с причастиями и деепричастиями па­ рами. Те предложения, в которых причастие нельзя заменить деепричастием, выпишите отдельно. О Укажите различие: а) в написаниине с причастиями и деепричастиями; б) в рас­ становке знаков препинания.

(Не)выдержавший

слишком быстрого

ник сошёл с дистанции.

2) (Не)законченная

шахматная

была перенесена2

на следующий день. 3) (Не)за-

кончившие

гроссмейстеры

Милиционер

оштрафовал

пешехода,

(не)соблюдавшего правила

дорожного2

движения, о) (Не)

успевшие к последнему автобусу пассажиры взяли такси.

332. Прочитайте. Какие действия животных автор изображает

как основные, а какие - как второстепенные, добавочные?

шею и голову растопырив крылья и шипя прямо на неё шёл серый гусь. Несколько в стороне от него, на матра­ сике, лежал3 белый кот; увид..в Каштанку он вскочил выгнул спину в дугу задрал хвост вз..ерошил шерсть

и то(же) зашипел. Собака испугалась (не) на шутку но

ла присела на все четыре лапы и протягивая к коту мор­ ду зал..лась громким в..згливым лаем. (По А. П. Чехову.)

333. Составьте предложения, употребив как обособленные дан­ ные обороты. Имейте в виду, что такие обороты свойственны речи книжной.

1) Несмотря на уговоры, несмотря на постигшую нас неудачу, вопреки нашим предположениям.

2) Вследствие неосторожного обращения с огнём, благо­ даря правильному лечению, вследствие ремонта железнодо­ рожных путей, ввиду ожидаемого резкого похолодания.

3) При условии соблюдения правил дорожного движе­ ния, при наличии достаточного количества времени, при отсутствии необходимых для проведения опыта условий.

334. Прочитайте. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания и обозначая обособленные второстепенные члены предложения. О К какому типу речи относятся I и II тексты?

разделся

совершенно

(не) возможно... Стараясь

ц..почках

и сел на постель. Нет я был слишком счастлив я

спать. (При) том мне

жарко было

натопл..ных комна­

тах и я (не) снимая мундира (по) тихоньку вышел

на улицу...

пустынный переулок и вышел на

улицу где

встреча(т, ть)ся

пешеходы

санях достававших

полозьями

равномерно

покачивающие под

ц..витыми

головами

покрытые

извозчики

шлёпавшие

огромных

казавшиеся

высокими

особенно

значительно.

(JI. Н. Толстой.)

огромное

вздыхающее

неподвижно

(в)дали облитой

ны. Мягкое и серебристое оно

сл..лось там с южным

отражая в себе прозрачн.. ткань

стых облаков (не)

подвижных

скрывающих

золотых узоров звёзд.

поросшие

деревьями

уродливо

изогнутыми

остом резкими взмахами подняли свои вершины в

округлились

лой и ласковой мглой южной ночи. (М. Горький.)

335. Прочитайте. Глаголы, данные в скобках, замените сказу­ емыми (в форме глаголов прошедшего времени) или обстоя­ тельствами (в форме деепричастий несовершенного или совер­ шенного вида). Постарайтесь обосновать выбор той или другой глагольной формы. О Озаглавьте текст. Спишите, соблюдая правила правописания. Объясните членение текста на абзацы, подготовьтесь к устному пересказу текста.

(кружиться)

две птицы

(пытаться)

(стремиться)

взлететь выше него а журавль

(отлетать)

же (набирать)

(нацелиться)

(сделать)

стремительный

Журавль (увернуться) (оказаться) высоко над орлом.

(набрать)

(повторить)

свой манёвр но снова

(не) (достичь) успе­

ха. Наконец ослабевший журавль (ри­

нуться) на землю (подогнуть) крылья.

(Почу. .твовать) твёрдую

дли..ые ноги (приготовиться) к встрече с врагом.

Орёл (сложить) крылья

(кинуться)

а тот (вытянуть) шею и (распустить) крылья с громким кур­ лыканьем (броситься) на врага. Вид журавля был таким угрожающим что орёл (сесть) в стороне а потом (побежать) проч.. и (взмыть) в воздух (скрыться) за склоном горы.

336. Сравните два отрывка из поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцы­ ри». Почему при описании грузинки автор использует обособ­ ленные члены предложения, выраженные деепричастными обо­ ротами, а в сцене схватки с барсом предпочитает глаголы

в спрягаемых формах?

I. Держа кувшин над головой, Грузинка узкою тропой Сходила к берегу. Порой Она скользила меж камней, Смеясь неловкости своей.

И беден был её наряд;

И шла она легко, назад

Изгибы длинные чадры откинув.

II. Я ждал. И вот в тени ночной Врага почуял он, и вой Протяжный, жалобный, как стон, Раздался вдруг... и начал он

Сердито лапой рыть песок, Встал на дыбы, потом прилёг, И первый бешеный скачок Мне страшной смертию грозил...

Но я его предупредил. Удар мой верен был и скор.

Надёжный сук мой, как топор, Широкий лоб его рассёк...

337. Прочитайте «Песню о Соколе» М. Горького. Понаблю­ дайте за употреблением в этом произведении обособленных деепричастий и деепричастных оборотов, за их смысловым соотношением с глаголами-сказуемыми.

338. Прочитайте текст об учёном-языковеде. К какому стилю вы отнесёте текст? Какие характерные для этого стиля слова и вы­ ражения есть в нём? Подготовьте рассказ о научных интересах академика Я. К. Грота. О Найдите предложения с однородными и обособленными членами. Составьте схемы этих предложений.

Яков Карлович Грот

ге. Он закончил Царскосельский лицей, изучил там

французский, немецкий,

латинский

итальянский

особенно

серьёзно

заниматься

появляются

С 1862 года он целиком посвятил себя

подготовки

сочинений

Г. Р. Державина,

ставшего

образцом

последую­

щих академических собраний сочинений писателей.

Грота «Спорные

сы русского правописания от Петра Великого доныне»,

нию впервые установилась, по словам академика В. В. Ви­

ной деятельности Грота - он возглавляет работу по со­ ставлению «Словаря русского языка». Это был первый

Будучи первооткрывателем во многих областях язы­

кознания,

всю жизнь

следовал правилам, которые

сформулировал

для себя так: «Пусть праздность

ка никогда

будут известны мне. В занятиях

этого наблюдать

как можно

разнооб­

начертать себе

определённый

до, но без педантизма следовать ему». (По Г. В. Карпюку.)

Синтаксический разбор предложения с обособленными членами

У с т н ы й р а з б о р

1. Машина, \ не замедляя хода, \ промчалась по деревне -

предложение с обособленным обстоятельством образа действия. Обособленное обстоятельство выражено деепричастным оборотом.

2. Щенок, \ испуганный шумом, \ убежал- предложение с обо­ собленным определением. Обособленное определение выражено причастным оборотом. Определение согласованное, распростра­ нённое.

П и с ь м е н н ы й р а з б о р

К а к?

Машина, не замедляя хода, промчалась по деревне.

Щенок, испуганный шумом, убежал.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ С УТОЧНЯЮЩИМИ ОБОСОБЛЕННЫМИ ЧЛЕНАМИ

Уточняющие члены предложения служат для конкре­ тизации значений других членов предложения (уточняе­ мых), например: Коврин приехал к Песоцкому вечером,

в десятом, часу (Ч.) - в этом предложении уточняю­ щее обстоятельство временив десятом часу служит для конкретизации обстоятельства временивечером.

31. Обособление уточняющих членов предложения

339. К выделенным членам предложения подберите подходя­ щие по смыслу уточняющие обстоятельства места или времени. Спишите, выделяя уточняющие члены запятыми. Прочитайте полученные предложения, соблюдая правильную интонацию:

уточняющий член произносится с небольшим повышением го­ лоса и выделяется паузами.

1) В 1961 году

и м е н н о?)

А. Гагарин со­

космический

и м е н н о?)

В. Ломоносов. 3)

Недалеко

Санкт-Петербурга

и м е н н о?)

город-крепость

утром (к о г д а

и м е н н о?)

редают последние известия.

из островов, 6 часов.

Уточняющие

обособляются,

деляясь интонацией в произношении и запя­ тыми на письме. Чаще всего как уточняющие обособленные члены употребляются о б с т о я ­ т е л ь с т в а м е с т а и в р е м е н и, например:

1) Мы гуляли довольно д о л г о,до самого ве­ чера. (Т.) 2) В н и з у,в закурившемся ту­ мане, глухо шумел лес.(А. Н. Т.) Уточняю­ щий член предложения стоит после уточняе­ мого и связывается с ним интонационно.

II. Уточняющие члены предложения мо­ гут присоединяться к уточняемым и при помощи специальных союзов: то есть, или (в значениито есть) и др., например:

Весь этот день Анна провела дома, то есть у Облонских. (JI. Т.)

III. При обособленных уточняющих членах часто употребляются слова особенно, даже,

главным образом, в частности, в том числе, например и др., например: Я всегда и везде, особенно на Кавказе,замечал осо­ бенный такт у нашего солдата. (JI. Т.)

Как уточняющие употребляются другие обстоятельства, а также приложения, на­ пример: Мы беседовали хорошо, по-друже­ ски (Купр.) - уточняющее обстоятельство образа действия.

П р и м е ч а н и е. Как уточняющие часто обособляются дополне­ ния с предлогами кроме, помимо, вместо, исключая, за исклю­ чением, включая, наряду с, сверх и др., например: 1)В Ме­ щёрском крае нет никаких особенных красот и богатств,

кроме лесов, лугов и прозрачного воздуха. (Пауст.)

2) Мы,помимо судовых работ, занимались ещё погрузкой угля.(М. Г.)

Такие уточняющие дополнения могут стоять не только после уточняемого члена, но и перед ним. В предложении уточняю­ щие дополнения и уточняемые слова могут быть разными чле­ нами, например: За исключением отдельных учеников,

все в нашем классе учатся хорошо. Уточняемый член все- подлежащее, а уточняющий за исключением отдельных уче­ ников- дополнение.

340. Прочитайте вслух, укажите обособленные уточняющие члены предложения. Какие это члены предложения?

ру. (Сол.) 4) Иногда в общей массе железного лома по­ падались какие-нибудь редкостные вещицы, например замок с фокусом и таинственным механизмом. (Усп.)

5) Земля окружена воздушной оболочкой, или атмосфе­ рой. 6) Осьминоги, или спруты,- это морские моллюс­ ки. 7) На пристани никого не было, кроме сторожа с фо­ нарём. (Пауст.)

341. Составьте и запишите предложения, используя данные слова в качестве уточняющих обстоятельств.

1) Во время каникул; 2) у самой воды; 3) на арене цирка; 4) после родительского собрания.

342. Составьте и запишите предложения, используя данные со­ четания в качестве уточняющих приложений и обстоятельств.

1) То есть наука о растениях; 2) то есть описание соб­

ственной жизни; 3) например кислород; 4) даже в силь­ ные морозы; 5) даже больные; 6) особенно стихотворения

1) В поле в роще в воздухе царствовало 2 безмолвие. (Т.)

2) Вчера я приехал в Пятигорск и нанял квартиру на краю города на самом высоком месте у подножия Машука. 4 (JI.)

6) Вдоль д. .лины ближе к северу совершенно правильной

344. Составьте и запишите предложения, используя данные сло­

ва в качестве обособленных уточняющих дополнений (имейте в виду, что выделенные предлоги употребляются в книжной речи).

1) За исключением резервного экипажа; 2)помимо оче­

редных рейсов; 3) кроме фруктовых деревьев; 4)не исклю­ чая участников конкурса; 5)сверх намеченной программы.

345. Спишите, расставляя знаки препинания. Объясните пра­ вописание выделенных слов.

1) Впереди среди света и теней то садясь на задние

лапки и поднимая торчком3 уши то делая короткие прыжки двигался заяц проб..раясь на золотую поляну.

2) На западе за селом светало 3 . На востоке на (си­

зо) пыльной туче над хлебами стояли две (зелёно) фио­ летовые дуги. 3) Ветер дул всё порывистее2 сыпля брыз­ ги с(ярко) зелёных деревьев. За садом где (то) низко

гремел тугой гром. 4) Малиновое без лучей солнце село

огромным

покрытыми

звеньями

ри у стены стоял комод крытый вяз..ной скатертью.

(С) прав., было

белеющее

крытое копнами.4

чернеющих

с р..внины дул тёплый

каймой леса поднимался большой красный Марс.4

(И. А. Бунин.)

Не заснул. Да и где ж, стучит какой-то пульс в голове. Хочется всё это усвоить, всю эту грязь. О, грязь! О, из какой грязи я тогда ее вытащил! Ведь должна же она была это понимать, оценить мой поступок! Нравились мне тоже разные мысли, например, что мне сорок один, а ей только что шестнадцать. Это меня пленяло, это ощущение неравенства, очень сладостно это, очень сладостно. Я, например, хотел сделать свадьбу à l"anglaise, то есть решительно вдвоем, при двух разве свидетелях, из коих одна Лукерья, и потом тотчас в вагон, например хоть в Москву (там у меня кстати же случилось дело), в гостиницу, недели на две. Она воспротивилась, она не позволила, и я принужден был ездить к теткам с почтением, как к родственницам, от которых беру ее. Я уступил, и теткам оказано было надлежащее. Я даже подарил этим тварям по сту рублей и еще обещал, ей, разумеется, про то не сказавши, чтобы не огорчить ее низостью обстановки. Тетки тотчас же стали шелковые. Был спор и о приданом: у ней ничего не было, почти буквально, но она ничего и не хотела. Мне, однако же, удалось доказать ей, что совсем ничего — нельзя, и приданое сделал я, потому что кто же бы ей что сделал? Ну, да наплевать обо мне. Разные мои идеи, однако же, я ей все-таки успел тогда передать, чтобы знала по крайней мере. Поспешил даже, может быть. Главное, она с самого начала, как ни крепилась, а бросилась ко мне с любовью, встречала, когда я приезжал по вечерам, с восторгом, рассказывала своим лепетом (очаровательным лепетом невинности!) всё свое детство, младенчество, про родительский дом, про отца и мать. Но я всё это упоение тут же обдал сразу холодной водой. Вот в том-то и была моя идея. На восторги я отвечал молчанием, благосклонным, конечно... но всё же она быстро увидала, что мы разница и что я — загадка. А я, главное, и бил на загадку! Ведь для того, чтобы загадать загадку, я, может быть, и всю эту глупость сделал! Во-первых, строгость, — так под строгостью и в дом ее ввел. Одним словом, тогда, ходя и будучи доволен, я создал целую систему. О, без всякой натуги сама собой вылилась. Да и нельзя было иначе, я должен был создать эту систему по неотразимому обстоятельству, — что ж я, в самом деле, клевещу-то на себя! Система была истинная. Нет, послушайте, если уж судить человека, то судить, зная дело... Слушайте. Как бы это начать, потому что это очень трудно. Когда начнешь оправдываться — вот и трудно. Видите ли: молодежь презирает, например, деньги, — я тотчас же налег на деньги; я напер на деньги. И так налег, что она всё больше и больше начала умолкать. Раскрывала большие глаза, слушала, смотрела и умолкала. Видите ли: молодежь великодушна, то есть хорошая молодежь, великодушна и порывиста, но мало терпимости, чуть что не так — и презрение. А я хотел широкости, я хотел привить широкость прямо к сердцу, привить к сердечному взгляду, не так ли? Возьму пошлый пример: как бы я, например, объяснил мою кассу ссуд такому характеру? Разумеется, я не прямо заговорил, иначе вышло бы, что я прошу прощения за кассу ссуд, а я, так сказать, действовал гордостью, говорил почти молча. А я мастер молча говорить, я всю жизнь мою проговорил молча и прожил сам с собою целые трагедии молча. О, ведь и я же был несчастлив! Я был выброшен всеми, выброшен и забыт, и никто-то, никто-то этого не знает! И вдруг эта шестнадцатилетняя нахватала обо мне потом подробностей от подлых людей и думала, что всё знает, а сокровенное между тем оставалось лишь в груди этого человека! Я всё молчал, и особенно, особенно с ней молчал, до самого вчерашнего дня, — почему молчал? А как гордый человек. Я хотел, чтоб она узнала сама, без меня, но уже не по рассказам подлецов, а чтобы сама догадалась об этом человеке и постигла его! Принимая ее в дом свой, я хотел полного уважения. Я хотел, чтоб она стояла предо мной в мольбе за мои страдания — и я стоил того. О, я всегда был горд, я всегда хотел или всего, или ничего! Вот именно потому, что я не половинщик в счастье, а всего захотел, — именно потому я и вынужден был так поступить тогда: «Дескать, сама догадайся и оцени!» Потому что, согласитесь, ведь если б я сам начал ей объяснять и подсказывать, вилять и уважения просить, — так ведь я всё равно что просил бы милостыни... А впрочем... а впрочем, что ж я об этом говорю! Глупо, глупо, глупо и глупо! Я прямо и безжалостно (и я напираю на то, что безжалостно) объяснил ей тогда, в двух словах, что великодушие молодежи прелестно, но — гроша не стоит. Почему не стоит? Потому что дешево ей достается, получилось не живши, всё это, так сказать, «первые впечатления бытия» , а вот посмотрим-ка вас на труде! Дешевое великодушие всегда легко, и даже отдать жизнь — и это дешево, потому что тут только кровь кипит и сил избыток , красоты страстно хочется! Нет, возьмите-ка подвиг великодушия, трудный, тихий, неслышный, без блеску, с клеветой, где много жертвы и ни капли славы, — где вы, сияющий человек, пред всеми выставлены подлецом, тога как вы честнее всех людей на земле, — ну-тка, попробуйте-ка этот подвиг, нет-с, откажетесь! А я — я только всю жизнь и делал, что носил этот подвиг. Сначала спорила, ух как, а потом начала примолкать, совсем даже, только глаза ужасно открывала, слушая, большие, большие такие глаза, внимательные. И... и кроме того, я вдруг увидал улыбку, недоверчивую, молчаливую, нехорошую. Вот с этой-то улыбкой я и ввел ее в мой дом. Правда и то, что ей уж некуда было идти...

-- [ Страница 23 ] --

1) |Обогнув высокий мыс|, пароход вошёл в залив. 2) Ветер крепчал сильнее, |закутывая город пеленой морских туманов|. 3) На севере, |слабо мерцая|, подымались какие-то белесоватые облака. 4) Далеко в вышине, |вглядевшись|, молодой человек различил неясные очертания облака.

II. 1) Вода нехотя переливалась через перекат. 2) Я говорил, а она шла молча. 3) Работал он не покладая рук. 4) Пантелей Прокофьевич скрепя сердце доверил Дарье быков.

|Обогнув высокий мыс|, пароход вошёл в залив. (Повеств., невоскл., простое, двусост., распр., осл. распр. обособл. обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом, полн.) Вода нехотя переливалась через перекат. (Повест., невоскл., простое, двусост., распр., неосл., полн.) .

1) Читать лёжа вредно. Лёжа на горячем песке, мы слушали шум прибоя. 2) Я хорошо знал, где на полке лежит моя любимая книга, и мог взять её не глядя. Не глядя на доску, трудно играть в шахматы. 3) На тренировках Борзов шутя пробегал стометровку за 10 секунд. Весело шутя и подсмеиваясь друг над другом, мы незаметно дошли до лагеря.

Лежа на горячем песке, не глядя на доску, весело шутя и подсмеиваясь друг над другом.

Образованные от деепричастий наречия не имеют зависимых слов.

I. 1) Чиркнула спичка, на секунду осветив развешанные сети, сено, старика. 2) Иногда слепой брал дудку и совершенно забывался, подбирая к своему настроению задумчивые мелодии. 3) Месяц, золотясь, спускался к степи. 4) Казаки разъехались, не договорившись. 5) Они ещё долго сидели в горнице на сундуке, взявшись за руки, молча думая о своём.

II. 1) И хорошо мне здесь остановиться и, глядя вдаль, послушать, подождать... Шумит, шумит высокая пшеница, и ей конца и края не видать.

2) И подруги стали, голову закинув, словно две осенних, две лесных рябины. И запели разом, стаю провожая, что всего дороже сторона родная. (Повеств., невоскл., сложноподч., сост. из 2-х простых, соед. подч. союзом что). 3) И солнечный поток, прорезав тело тучи, упал, дымясь, на кристаллические кручи огромных ледников, и вспыхнул, и погас. 4) Синея, блещут небеса. (8) Поезд достиг переезда и, тяжко проворачивая колеса, дыша всею силой своего огня во тьму, миновал одинокого человека с фонарем.

(II.) Через пять минут … вышел слепой в синих очках. Задрав подбородок в небо, он направился к выходу из сада. Следом за ним двигался Балаганов. Паниковского нельзя было узнать. Отогнув назад плечи и осторожно ставя ноги на тротуар, он вплотную подходил к домам, стуча палочкой по витринным поручням, натыкался на прохожих и, глядя сквозь них, шествовал дальше. Он работал настолько добросовестно, что даже смял большую очередь, голова которой упиралась в столб с надписью: «Остановка автобуса». Балаганов только диву давался, глядя на бойкого слепого.

1) Мы, не отрываясь, следили за полётом планёра. 2) Удаляется, затихая, песня. 3) Ручей, журча, струится по камням. 4) Прощаясь, мы обещали писать друг другу. 5) Я отказался было от поездки, но, подумав, согласился.

Струится - глагол Пост. приз.: несов. вид, неперех., 2 спр.

Непост. призн: изъяв. накл., наст. вр., ед.ч., 3 л.

Ручей (ч т о д е л а е т?) струиться.

Отказался – глагол Пост. приз.: сов. вид, неперех., 1 спр.

Непост. призн: изъяв. накл., прош.. вр., ед.ч., м.р.

несовершенный основа наст. вр. + суффиксы –а(-я), -в, -вши, вид учи(-ючи): плача, крадучись, играючи совершенный основа инфинитива + суффиксы –в, -вши, -ши, вид а, -я: пропустив, вовлекши 329 (320).

1) Планёр круто взмыл вверх и, описав большой круг, стал плавно спускаться. 2) Мальчишки смотрели на него, задрав головы, и махали вслед.

3) Монтёр долго осматривал проводку, отыскивая повреждение, и, обнаружив место разрыва, устранил неисправность.

1) Он говорил, все время улыбаясь. 2) Старик шёл, немного прихрамывая. 3) Девушка сидела, о чем-то задумавшись. 4) Поезд идёт, не останавливаясь ни на одной станции.

1) Не выдержав слишком быстрого темпа, лыжник сошёл с дистанции.

2) Не законченная шахматная партия была перенесена на следующий день.

(замена невозможна) 3) Не закончив партию вчера, гроссмейстеры сегодня согласились на ничью. 4) Милиционер оштрафовал пешехода, не соблюдавшего правила дорожного движения. (замена невозможна) 5) Не успев к последнему автобусу, пассажиры взяли такси.

Перенесена, перенесен - перенести (суффиксальный).

Дорожного, дорожный - дорога (суффиксальный).

Предчувствуя неприятную встречу, ворча и оглядываясь, Каштанка вошла в маленькую комнату с грязными обоями и в страхе попятилась назад.

Пригнув к земле шею и голову, растопырив крылья и шипя, прямо на неё шёл серый гусь. Несколько в стороне от него, на матрасике, лежал белый кот; увидев Каштанку, он вскочил, выгнул спину в дугу, задрал хвост, взъерошил шерсть и тоже зашипел. Собака испугалась не на шутку, но, |не жедееп. об.

лая выдавать своего страха|, громко залаяла и бросилась к коту. (Повеств., невоскл., простое, двусост., распростр., полное, осл. однор. сказ. и дееприч.

ударил Каштанку лапой по голове. Каштанка отскочила, присела на все четыре лапы и, протягивая к коту морду, залилась громким визгливым лаем.

Ворча - деепричастие.

Вошла (к а к?) ворча.



Н. ф. - ворчать.

Несов. в., неизм.

Вошла (к а к?) ворча.

Пригнув - деепричастие.

Шел (как?) пригнув.

Н.ф. - пригнуть.

Сов. в., неизм.

Шел (к а к?) пригнув к земле шею и голову.

Лежал - глагол.

Н. ф. - лежать.

Пост. - несов.в., неперех., I спр.; непост. - в изъяв.накл., в прош. вр., ед.ч., м. р.

333 (324). 1) Несмотря на уговоры родителей, мы отправились в поход.

Несмотря на постигшую нас неудачу, мы упорно продолжали тренироваться. Вопреки нашим предположениям, эта задача не имела решения.

2) В новогодние праздники, вследствие неосторожного обращения с огнём, случается много пожаров. Состояние больного, благодаря правильному лечению, сегодня улучшилось. Савеловский вокзал, вследствие ремонта железнодорожных путей, в эти выходные закрыт. Сроки сева, ввиду ожидаемого резкого похолодания, были перенесены.

3) По улицам города на велосипеде можно ездить с четырнадцати лет, при условии соблюдения правил дорожного движения. Можно, при наличии достаточного количества времени, отправиться в кругосветное путешествие. Лабораторную работу по химии, при отсутствии необходимых для проведения опыта условий, отменили.

334 (325). I. Когда я приехал домой, разделся и подумал о сне, я увидел, что это совершенно невозможно... |Стараясь не шуметь|, я на цыпочках прошёл в свою комнату и сел на постель. Нет, я был слишком счастлив, я не мог спать. Притом мне жарко было в натопленных комнатах, и я, |не снимая мундира|, потихоньку вышел в переднюю, надел шинель, отворил наружную дверь и вышел на улицу...

Я прошёл наш пустынный переулок и вышел на большую улицу, где стали встречаться пешеходы и ломовые с дровами на санях, |достававших полозьями до мостовой|. И лошади, |равномерно покачивающие под глянцевитыми дугами мокрыми головами|, и покрытые рогожами извозчики, |шлёпавшие в огромных сапогах подле возов|, и дома улицы, |казавшиеся в тумане очень высокими|, - всё было мне особенно мило и значительно.

(Тип речи - повествование.) II. Море, огромное, |лениво вздыхающее у берега|, уснуло и неподвижно в дали, |облитой голубым сиянием луны|. Мягкое и серебристое, оно слилось там с южным небом и крепко спит, |отражая в себе прозрачную ткань перистых облаков|, неподвижных и |не скрывающих собой золотых узоров звёзд|.

Горы, |поросшие деревьями|, |уродливо изогнутыми норд-остом|, резкими взмахами подняли свои вершины в синюю пустыню, суровые контуры их округлились, |одетые тёплой и ласковой мглой южной ночи|.

Тип текста - описание.

III. Как всё прошедшее ясно и резко отлилось в моей памяти! Ни одной черты, ни одного оттенка не стёрло время.

Я помню, что в продолжение ночи, |предшествующей поединку|, я не спал ни минуты. Писать я не мог долго: тайное беспокойство мною овладело. С час я ходил по комнате, потом сел и открыл роман Вальтера Скотта, |лежащий у меня на столе|... Я читал сначала с усилием, потом забылся, |увлечённый волшебным вымыслом|...

Наконец рассвело. Нервы мои успокоились. Я посмотрелся в зеркало:

тусклая бледность покрывала лицо моё, |хранившее следы бессонницы|, но глаза, |хотя окружённые тенью|, блистали гордо и неумолимо. Я остался доволен собою.

|Велев седлать лошадей|, я оделся и сбежал в купальню. |Погружаясь в холодный кипяток нарзана|, я чувствовал, как телесные и душевные силы мои возвращались. Я вышел из ванны свеж и бодр, как будто собирался на бал. После этого говорите, что душа не зависит от тела!

Тип текста - повествование с элементами рассуждения.

В чистом синем небе кружились две птицы: степной орёл и журавль.

Орёл пытался напасть на журавля, стремясь взлететь выше него, а журавль, вовремя отлетая в сторону, тоже набирал высоту.

Вот орёл, нацелившись, сделал стремительный бросок вниз. Журавль, увернувшись, оказался высоко над орлом. Хищник, набрав высоту, повторил свой манёвр, но снова не достиг успеха. Наконец ослабевший журавль ринулся на землю, подогнув крылья.

Почувствовав твёрдую опору, он встал на свои длинные ноги и приготовился к встрече с врагом.

Орёл, сложив крылья камнем, кинулся на журавля, а тот, вытянув шею и распустив крылья, с громким курлыканьем бросился на врага. Вид журавля был таким угрожающим, что орёл сел в стороне, а потом побежал прочь и, взмыв в воздух, скрылся за склоном горы.

336 (н). Деепричастия придают речи особую живость, наглядность, а спрягаемых формах глаголы придают тексту больший динамизм.

337 (327). Кажется, что небо все ниже наклоняется над морем, |желая понять то|, о чем шепчут неугомонные волны, |сонно всползая на берег|.

С них на пышные зеленоватые гребни волн упали черные тени и одевают их, как бы желая остановить единственное движение, заглушить немолчный плеск воды и вздохи пены - все звуки, которые нарушают тайную тишину, разлитую вокруг вместе с голубым серебром сияния луны, еще скрытой за горными вершинами.

Рагим лежит грудью на песке, головой к морю, и вдумчиво смотрит в мутную даль, опершись локтями и положив голову на ладони.

Он философствует, не справляясь, слушаю ли я его, точно он говорит с морем:

– Зачем? - спрашивает Рагим, |не оборачиваясь ко мне|.

Я хочу слышать старую песню, и унылым речитативом, стараясь сохрах нить своеобразную мелодию песни, он рассказывает. х А по ущелью, во тьме и брызгах, поток стремился навстречу морю, деепр. об.

|гремя камнями|...

– Да, умираю! - ответил Сокол, |вздохнув глубоко|.

И крикнул Сокол с тоской и болью, собрав все силы:

И дрогнул Сокол и, |гордо крикнув|, пошел к обрыву, |скользя когтями И сам, как камень, |скользя по скалам|, он быстро падал, |ломая крылья|, деепр. об.

Волна потока его схватила и, |кровь омывши|, одела в пену, умчала в море.

Зачем такие, как он, умерши, смущают душу своей любовью к полетам в небо? А я ведь мог бы узнать все это, |взлетевши в небо хоть ненадолго|.

|В кольцо свернувшись|, он прянул в воздух и узкой лентой блеснул на |Земли не зная|, |на ней тоскуя|, они стремятся высоко в небо и ищут И он свернулся в клубок на камне, |гордясь собою|.

Молчит опаловая даль моря, певуче плещут волны на песок, и я молчу, Одна из волн игриво вскатывается на берег и, |вызывающе шумя|, ползет к голове Рагима.

Деепричастия и деепричастные обороты обозначают добавочные действия.




Похожие работы:

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗООЛОГИЧЕСКИЙ ПАРК THE MOSCOW STATE ZOOLOGICAL PARK ЕВРОАЗИАТСКАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ АССОЦИАЦИЯ ЗООПАРКОВ И АКВАРИУМОВ EURASIAN REGIONAL ASSOCIATION OF ZOOS AND AQARIUMS Ежегодник Yearbook Хищные птицы и совы в зоопарках и питомниках № 15 Birds of Prey and Owls in zoos and breeding stations 15th Issue МОСКВА MOSCOW -2006ОГЛАВЛЕНИЕ Охрана хищных птиц Галушин В.М. Численность и популяционные тренды гнездящихся хищных птиц России Сорокин А.Г. Совещание Рабочей группы СИТЕС по...»

«РОССИЙСКИЕ БИОСФЕРНЫЕ РЕЗЕРВАТЫ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ (Европейская т еррит ория РФ) Москва 2006 СОДЕРЖАНИЕ Предисловие Част ь 1. Общие проблемы и мет оды исследований Неронов В. М. Расширение сотрудничества с программой ЮНЕСКО Человек и биосфера (МАБ) для обеспечения устойчивого развития Волжско­Каспийского бассейна Нухимовская Ю. Д., Корнеева Т. М. Экологические исследования в биосферных заповедниках на Европейской территории России Калуцкова Н. Н., Дронин Н.М, Шут...»

«, кодикология, текстология, письменная культура Ирана и Средней Азии. Коллекция персидских рукописей Института...»

«Су Ши ЛЕС ЗАПИСЕЙ ДУН-ПО Бывает, что обыкновенный человек и вдруг становится учителем хоть сотни поколений; одно лишь слово от него - и станет вдруг оно законом для Страны под нашим небом. И это говорит всегда за то, что в нем живет такая сила, которая его равняет и с Небом, и с Землей в их вечной жизни превращений, которая имеет связь с судьбой людей: они то могут процветать, то приходить в упадок совершенный. Когда он жив, в нем объясненье есть, откуда он и кто, когда же он умрет, останется...»

«Священномученик Андрей Косовский Преподобномученик Варфоломей (Ратных) Священномученик Иоанн Блюмович Феодосия, Судак, Старый Крым в годы воинствующего атеизма (1920 -1938) DONENKO.COM 3 По благословению Высокопреосвященнейшего Лазаря, Митрополита Симферопольского и Крымского Жизнеописания новопрославленных святых, представленные в книге, составлены на основе церковного предания и материалов из архивов Крыма. Как и каждая новая публикация о новомучениках, данная работа расширяет наше...»

«ОЧЕРКИ ИСТОРИИ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ (КУЛЬТУРОЛОГИЯ) ИЗДАТЕЛЬСТВО ТГТУ Полезно знать нравы, обычаи и обряды древних чужеземных народов, но гораздо полезнее иметь сведения о своих прародителях Н.И. Новиков Введение Наступивший XXI в. – век колоссальных достижений науки и техники, век освоения космического пространства и развития компьютерных технологий – заставляет человечество обратить особое внимание на проблемы развития культуры и цивилизации. Каждый здравомыслящий человек задается вопросом: как...»

« оформление, ISBN 5 93615 040 3 2005 ISBN 88 272 1376 7 (итал.) © П. Палей, дизайн, 2005 ОРИЕНТИРЫ 1. Современный мир и люди Традиции Целью настоящей книги является изучение отдельных аспектов современности, благодаря которым она выглядит преимущественно эпо хой разложения. Одновременно с этим мы на мерены рассмотреть проблему поведения и...»

«В.И.Тюпа КУЛЬТУРА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ И ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Еще треть века назад В.В. Давыдов предлагал не очередное усовершенствование содержания и методик преподавания, а замену принятых способов построения учебных предметов другими принципами отбора и развертывания учебного материала1. Для литературы как школьной дисциплины эта потребность в альтернативной образовательной технологии - а не в частичных инновационных усовершенствованиях прежней - в особенности актуальна. Cтратегия...»

«СОВЕТСКАЯ ЭТНОГРАФИЯ Ж У Р Н А Л О С Н О В А Н В 1926 Г О Д У ВЫХОДИТ 6 РАЗ В ГОД 3 Май - Июнь 1967 ИЗДАТЕЛЬСТВО НАУКА Москва Вологодская областная научная библиотека Б. О. Д о л г и х ОБРАЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ НАРОДНОСТЕЙ СЕВЕРА СССР В данной статье мы попытаемся показать, из каких более ранних первоначальных этнографических элементов сложились современные на­ родности Севера СССР. В настоящее время в Советском С ою зе насчитывается 26 так назы­ ваемых малых народностей Севера. Народностями они...»

«ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЕ ОБЩЕСТВО ПРОФСОЮЗОВ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ РОССИЯ ОТЧЕТНО-ВЫБОРНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЕ ОБЩЕСТВО ПРОФСОЮЗОВ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ РОССИЯ 22 декабря 2010 года Центр стенографии. Тел.: 342-26-48 Отпечатано в 2-х экземплярах. Стенограф – Колкунова Н.С. 2 ЗАСЕДАНИЕ ОТЧЕТНО-ВЫБОРНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОГО ОБЩЕСТВА ПРОФСОЮЗОВ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ РОССИЯ 22 декабря 2010 года...»

– А какие?

– Я розы люблю.

Тут я пожалел о том, что это сказал, потому что она виновато улыбнулась и бросила свои цветы в канаву. Растерявшись немного, я все-таки поднял их и подал ей, но она, усмехнувшись, оттолкнула цветы, и я понес их в руках.

Так шли молча некоторое время, пока она не вынула у меня из рук цветы, не бросила их на мостовую, затем продела свою руку в черной перчатке с раструбом в мою, и мы пошли рядом.

– Дальше? – переспросил гость, – что же, дальше вы могли бы и сами угадать. – Он вдруг вытер неожиданную слезу правым рукавом и продолжал: – Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих!

Так поражает молния, так поражает финский нож!

Она-то, впрочем, утверждала впоследствии, что это не так, что любили мы, конечно, друг друга давным-давно, не зная друг друга, никогда не видя, и что она жила с другим человеком, и я там тогда... с этой, как ее...

– С кем? – спросил Бездомный.

– С этой... ну... этой, ну... – ответил гость и защелкал пальцами.

– Вы были женаты?

– Ну да, вот же я и щелкаю... на этой... Вареньке, Манечке... нет, Вареньке... еще платье полосатое... музей... впрочем, я не помню.

Так вот она говорила, что с желтыми цветами в руках она вышла в тот день, чтобы я наконец ее нашел, и что если бы этого не произошло, она отравилась бы, потому что жизнь ее пуста.

Да, любовь поразила нас мгновенно. Я это знал в тот же день уже, через час, когда мы оказались, не замечая города, у кремлевской стены на набережной.

Мы разговаривали так, как будто расстались вчера, как будто знали друг друга много лет. На другой день мы сговорились встретиться там же, на Москве-реке, и встретились. Майское солнце светило нам. И скоро, скоро стала эта женщина моею тайною женой.

Она приходила ко мне каждый день, а ждать ее я начинал с утра. Ожидание это выражалось в том, что я переставлял на столе предметы. За десять минут я садился к оконцу и начинал прислушиваться, не стукнет ли ветхая калитка. И как курьезно: до встречи моей с нею в наш дворик мало кто приходил, просто сказать, никто не приходил, а теперь мне казалось, что весь город устремился в него. Стукнет калитка, стукнет сердце, и, вообразите, на уровне моего лица за оконцем обязательно чьи-нибудь грязные сапоги. Точильщик. Ну, кому нужен точильщик в нашем доме? Что точить? Какие ножи?

Она входила в калитку один раз, а биений сердца до этого я испытывал не менее десяти. Я не лгу. А потом, когда приходил ее час и стрелка показывала полдень, оно даже и не переставало стучать до тех пор, пока без стука, почти совсем бесшумно, не равнялись с окном туфли с черными замшевыми накладками-бантами, стянутыми стальными пряжками.

Иногда она шалила и, задержавшись у второго оконца, постукивала носком в стекло. Я в ту же секунду оказывался у этого окна, но исчезала туфля, черный шелк, заслоняющий свет, исчезал, – я шел ей открывать.

Никто не знал о нашей связи, за это я вам ручаюсь, хотя так никогда и не бывает. Не знал ее муж, не знали знакомые. В стареньком особнячке, где мне принадлежал этот подвал, знали, конечно, видели, что приходит ко мне какая-то женщина, но имени ее не знали.

– А кто она такая? – спросил Иван, в высшей степени заинтересованный любовной историей.

Гость сделал жест, означавший, что он никогда и никому этого не скажет, и продолжал свой рассказ.

Ивану стало известным, что мастер и незнакомка полюбили друг друга так крепко, что стали совершенно неразлучны. Иван представлял себе ясно уже и две комнаты в подвале особнячка, в которых были всегда сумерки из-за сирени и забора. Красную потертую мебель, бюро, на нем часы, звеневшие каждые полчаса, и книги, книги от крашеного пола до закопченного потолка, и печку.

Иван узнал, что гость его и тайная жена уже в первые дни своей связи пришли к заключению, что столкнула их на углу Тверской и переулка сама судьба и что созданы они друг для друга навек.

Иван узнал из рассказа гостя, как проводили день возлюбленные. Она приходила, и первым долгом надевала фартук, и в узкой передней, где находилась та самая раковина, которой гордился почему-то бедный больной, на деревянном столе зажигала керосинку, и готовила завтрак, и накрывала его в первой комнате на овальном столе. Когда шли майские грозы и мимо подслеповатых окон шумно катилась в подворотню вода, угрожая залить последний приют, влюбленные растапливали печку и пекли в ней картофель. От картофеля валил пар, черная картофельная шелуха пачкала пальцы. В подвальчике слышался смех, деревья в саду сбрасывали с себя после дождя обломанные веточки, белые кисти. Когда кончились грозы и пришло душное лето, в вазе появились долгожданные и обоими любимые розы.

Тот, кто называл себя мастером, работал, а она, запустив в волосы тонкие с остро отточенными ногтями пальцы, перечитывала написанное, а перечитав, шила вот эту самую шапочку. Иногда она сидела на корточках у нижних полок или стояла на стуле у верхних и тряпкой вытирала сотни пыльных корешков. Она сулила славу, она подгоняла его и вот тут-то стала называть мастером. Она дожидалась этих обещанных уже последних слов о пятом прокураторе Иудеи, нараспев и громко повторяла отдельные фразы, которые ей нравились, и говорила, что в этом романе ее жизнь.

Он был дописан в августе месяце, был отдан какой-то безвестной машинистке, и та перепечатала его в пяти экземплярах. И, наконец, настал час, когда пришлось покинуть тайный приют и выйти в жизнь.

– И я вышел в жизнь, держа его в руках, и тогда моя жизнь кончилась, – прошептал мастер и поник головой, и долго качалась печальная черная шапочка с желтой буквой «М». Он повел дальше свой рассказ, но тот стал несколько бессвязен. Можно было понять только одно, что тогда с гостем Ивана случилась какая-то катастрофа.

Она шла молча. На ее губы падали снежинки, а волосы дерзко теребил ветер. Она не замечала ни того, ни другого, она просто шла. Почувствовав холод, она спокойно одела перчатки и получше замотала длинный шарф. Если бы на эту девушку посмотрели, то скорее всего бы не увидели ничего. Просто она не выделялась из толпы. Она была высокого роста, о таких говорят «дылда» или обсуждают за углом, на голове коричневый берет, надетый поверх распущенных волос и такое же коричневое пальто, которое на ней висело, потому что она была очень худа. Казалось, что она просто идет по улице и просто смотрит по сторонам. Она думала о своих проблемах и пыталась найти решение. Но это было бесполезно…мысли путались и заходили в тупик. «Темное будущее», думала она. Она шла по тротуару и смотрела как машины, подобно зверям пытаются занять превосходство на дороге. Она увидела, как несколько машин сошлись в схватке на выживание. Победителем вышла какая-то иномарка, оставив далеко позади своих конкурентов. Она улыбнулась. «Жизнь, как дорога: в жизни тоже «королями дорог» становятся дорогие иномарки…обидно». Она плавно повернулась и пошла в сторону парка. «Девятнадцать лет, не было парня, и наверное не будет, ни разу не целовалась, да что говорить о поцелуях, если я даже не знаю, что такое объятие!» она могла продолжать перечислять свои недостатки еще много времени, но остановилась, что бы оглядеться и найти скамейку. Когда поиск был закончен, она снова предалась бессловной печали. Мысль о том, почему миру нужны только красивые люди, а остальных просто выкидывают на свалку с надписью «Бесполезный хлам» не давала ей покоя. Она жила на свете девятнадцать лет, но так и не познала радость встречи с любимым человеком, сладость поцелуя или нежности голоса, который желает перед сном спокойной ночи. Но к сожалению, проблемы в личной жизни, не заканчивались только отсутствием любви и молодого человека. У нее не было друзей, настоящих, верных друзей, которым можно рассказать о наболевшем. Вскоре она научилась врать, что бы скрасить свою жизнь, что бы хоть как-то привлечь к себе внимание. Во многом она врала только для того, что бы казаться взрослой. Она закурила. Курить она начала тоже, чтобы казаться взрослой, но это не помогало…Она понимала, что отравляет себе жизнь дымом и оправданием ей служила фраза: «Уже нечего терять».
Девушка встала со скамейки и медленно, с чувством собственного достоинства пошла прямо, не сворачивая, прямо по дорогам, прямо по клумбам, прямо…прямо…прямо…
Свет фар и скрежет тормозов, удар. Она сделала это случайно или специально? Никто не знает, даже я…на следующее утро о ней никто не вспомнил. Поразительно, но и тело ее тоже не нашли…оно исчезло, а может, его и не было? А была ли эта девушка вообще?…