Методика формирования представления у младших школьников о творчестве К.Г. Паустовского

Родился Константин Георгиевич 19 (31) мая 1892 года в Москве в православной мещанской семье. Однако в первые годы своей жизни Паустовский много переезжал вместе с родителями. Образование получил в классической гимназии Киева. Во времена учебы в гимназии Паустовский пишет свой первый рассказ “На воде” и публикует в киевском журнале «Огни».

Затем же, в 1912 году, поступил в Киевский университет, но вскоре продолжил обучение в университете Москвы. Там Паустовский учился на юридическом факультете. Однако завершить образование ему не удалось: из-за войны он покинул университет.

Творчество писателя

После службы в санитарном отряде много работал на различных заводах. А переехав в Москву в 1917 году, сменил работу на более интеллектуальную – стал репортером.
Если рассматривать краткую биографию Паустовского, в 1916 году было начато его первое произведение «Романтики». Работа над этим романом продолжалась целых 7 лет и была окончена в 1923 году, а напечатан роман был лишь в 1935 году.

Когда гражданская война закончилась, Паустовский обосновался в Киеве, но и там не задержался надолго. Много путешествовал по России. Во время поездок старался свои впечатления переносить на бумагу. Лишь в 1920-х годах в биографии Константина Георгиевича Паустовского произведения стали печататься.

Первый сборник рассказов «Встречные корабли» вышел в свет в 1928 году.

Популярность писателю приносит повесть «Кара-Бугаз», напечатанная в 1932 году в издательстве «Молодая гвардия». Она была хорошо принята критиками, и они сразу выделили Паустовского среди прочих советских писателей.

Особое место в творчестве писателя занимают рассказы и сказки о природе и животных для детей. Среди них: «Теплый хлеб», «Стальное колечко», «Заячьи лапы», «Барсучий нос», «Кот Ворюга» и многие другие.

Последние годы и смерть

С началом Великой Отечественной войны Паустовский стал работать военным корреспондентом. В 1956, а также в 1961 годах вышли сборники с демократическим содержанием, («Литературная Москва», «Тарусские страницы»), в которых также были напечатаны произведения Паустовского. К писателю приходит мировое признание в середине 1950-х годов. В это время он много путешествует по Европе. В 1965 был номинирован на Нобелевскую премию по литературе, но ее не получил.

Константин Георгиевич Паустовский длительное время болел астмой, пережил несколько инфарктов. Скончался писатель 4 июля 1968 года в Москве и был похоронен на кладбище Тарусы.

Другие варианты биографии

Тест по биографии

Небольшой тест по биографии Константина Паустовского.

К онстантин Паустовский работал на заводах, был вожатым трамвая, санитаром, журналистом и даже рыбаком… Чем бы писатель ни занимался, куда бы ни ехал, с кем бы ни знакомился - все события его жизни рано или поздно становились темами его литературных произведений.

«Юношеские стихи» и первая проза

Константин Паустовский родился в 1892 году в Москве. В семье было четверо детей: у Паустовского было два брата и сестра. Отца часто переводили по службе, семья много переезжала, в конце концов они осели в Киеве.

В 1904 году Константин поступил здесь в Первую Киевскую классическую гимназию. Когда он перешел в шестой класс, отец ушел из семьи. Чтобы оплачивать учебу, будущему писателю пришлось подрабатывать репетитором.

В юности Константин Паустовский увлекался творчеством Александра Грина. В воспоминаниях он писал: «Мое состояние можно было определить двумя словами: восхищение перед воображаемым миром и - тоска из-за невозможности увидеть его. Эти два чувства преобладали в моих юношеских стихах и первой незрелой прозе». В 1912 году в киевском альманахе «Огни» вышел первый рассказ Паустовского «На воде».

В 1912 году будущий писатель поступил на историко-филологический факультет Киевского университета. После начала Первой мировой войны он перевелся в Москву: здесь жили его мать, сестра и один из братьев. Однако во время войны Паустовский почти не учился: сначала работал вожатым трамвая, потом устроился на санитарный поезд.

«Осенью 1915 года я перешел с поезда в полевой санитарный отряд и прошел с ним длинный путь отступления от Люблина в Польше до городка Несвижа в Белоруссии. В отряде из попавшегося мне засаленного обрывка газеты я узнал, что в один и тот же день были убиты на разных фронтах два мои брата. Я остался у матери совершенно один, кроме полуслепой и больной моей сестры».

Константин Паустовский

После гибели братьев Константин вернулся в Москву, но ненадолго. Он ездил из города в город, работая на заводах. В Таганроге Паустовский стал рыбаком в одной из артелей. Впоследствии он говорил, что писателем его сделало море. Здесь же Паустовский начал писать свой первый роман «Романтики».

Во время своих поездок писатель познакомился с Екатериной Загорской. Когда она жила в Крыму, жительницы татарской деревушки прозвали ее Хатидже, так же называл ее и Паустовский: «Ее люблю больше мамы, больше себя... Хатидже - это порыв, грань божественного, радость, тоска, болезнь, небывалые достижения и мучения...» В 1916 году пара обвенчалась. Первый сын Паустовского - Вадим - родился через 9 лет, в 1925 году.

Константин Паустовский

Константин Паустовский

Константин Паустовский

«Профессия: всё знать»

Во время Октябрьского переворота Константин Паустовский находился в Москве. Некоторое время он проработал здесь журналистом, но вскоре вновь отправился за матерью - на этот раз в Киев. Пережив здесь несколько переворотов Гражданской войны, Паустовский переехал в Одессу.

«В Одессе я впервые попал в среду молодых писателей. Среди сотрудников «Моряка» были Катаев, Ильф, Багрицкий, Шенгели, Лев Славин, Бабель, Андрей Соболь, Семен Кирсанов и даже престарелый писатель Юшкевич. В Одессе я жил у самого моря и много писал, но еще не печатался, считая, что еще не добился умения овладевать любым материалом и жанром. Вскоре мною снова овладела «муза дальних странствий». Я уехал из Одессы, жил в Сухуме, в Батуми, в Тбилиси, был в Эривани, Баку и Джульфе, пока, наконец, не вернулся в Москву».

Константин Паустовский

В 1923 году писатель вернулся в Москву и стал редактором в Российском телеграфном агентстве. В эти годы Паустовский много писал, его рассказы и очерки активно печатались. Первый сборник рассказов автора «Встречные корабли» вышел в 1928 году, тогда же был написан роман «Блистающие облака». Константин Паустовский в эти годы сотрудничает со многими периодическими изданиями: работает в газете «Правда» и нескольких журналах. О своем журналистском опыте писатель отзывался так: «Профессия: все знать».

«Сознание ответственности за миллионы слов, стремительный темп работы, необходимость точно и безошибочно регулировать поток телеграмм, отобрать из десятка фактов один и переключить его на все города - все это создает ту нервную и неспокойную психическую организацию, которая называется «темпераментом журналиста».

Константин Паустовский

«Повесть о жизни»

В 1931 году Паустовский закончил повесть «Кара-Бугаз». После ее публикации писатель ушел со службы и посвятил все свое время литературе. В следующие годы он путешествовал по стране, написал много художественных произведений и очерков. В 1936 году Паустовский развелся. Второй женой писателя стала Валерия Валишевская-Навашина, с которой он познакомился вскоре после развода.

Во время войны Паустовский был на фронте - военным корреспондентом, потом его перевели в ТАСС. Одновременно с работой в Информационном агентстве Паустовский писал роман «Дым отечества», рассказы, пьесы. Эвакуированный в Барнаул Московский камерный театр поставил спектакль по его произведению «Пока не остановится сердце».

Паустовский с сыном и женой Татьяной Арбузовой

Третьей женой Константина Паустовского стала актриса Театра имени Мейерхольда Татьяна Евтеева-Арбузова. Они встретились, когда оба состояли в браке, и оба оставили своих супругов, чтобы создать новую семью. Паустовский писал своей Татьяне, что «такой любви не было еще на свете». Они поженились в 1950 году, и в тот же год у них родился сын Алексей.

Через несколько лет писатель отправился в поездку по Европе. Путешествуя, он писал путевые очерки и рассказы: «Итальянские встречи», «Мимолетный Париж», «Огни Ла-Манша». Книга «Золотая роза», посвященная литературному творчеству, вышла в 1955 году. В ней автор пытается осмыслить «удивительную и прекрасную область человеческой деятельности». В середине 1960-х Паустовский закончил автобиографическую «Повесть о жизни», в которой рассказывает в том числе о своем творческом пути.

«…Писательство сделалось для меня не только занятием, не только работой, а состоянием собственной жизни, внутренним моим состоянием. Я часто ловил себя на том, что живу как бы внутри романа или рассказа».

Константин Паустовский

В 1965 году Константина Паустовского номинировали на Нобелевскую премию по литературе, но получил ее в тот год Михаил Шолохов .

В последние годы жизни Константин Паустовский болел астмой, у него случилось несколько инфарктов. В 1968 году писателя не стало. Согласно завещанию, его похоронили на кладбище в Тарусе.

Основные темы творчества

Почти все рассказы Константина Паустовского посвящены родине, впрочем, как и у других многочисленных писателей.

Паустовский был внимательнейшим и благодарным слушателем неиссякаемой музыки, которой одаривала его матушка природа. Потому-то все рассказы его так разнообразны, несмотря на то, что в них чаще всего нет сюжета. Точнее сказать, сюжетом для К. Паустовского могло послужить все - любая мелочь, любое проявление животной или растительной жизни.

Заслуга К. Паустовского состояла в том, что он совершил своеобразное "географическое", психологическое, но главным образом поэтическое открытие буквально "под носом" у Москвы и Рязани. Нужно было обладать могучим воображением и натурой страстного путешественника, чтобы как бы заново открыть целый край и подарить его миллионам читателей как драгоценную жемчужину природы.

При этом писатель неоднократно подчеркивает, что природа эта внешне кажется совершенно простой, неброской, даже будничной.

Своеобразие творческой манеры Паустовского в произведениях, заключается в лиризме повествования и в романтическом описании изображаемой действительности. Лиризм создается особой интонационной настроенностью, идущей часто от автора-повествователя. Творчество К. Паустовского помогает человеку стать добрее, лучше, открывает красоту мира, учит любви к родной земле.

Лиризмом проникнуто описание природы в произведениях Паустовского. Он помогает читателям почувствовать «сказку жизни». «…Если после этого маленького рассказа вам приснится ночная веселая игра музыкального юрка, звон дождевых капель, падающих в медный таз, ворчание Фунтика, недовольного ходиками, и кашель добряка Гальвестона,- я буду думать, что рассказал вам все это не напрасно»,- говорит писатель в рассказе «Жильцы старого дома». Паустовский стремился показать прекрасное и романтичное в самом обыкновенном. Герои его произведений чутки к красоте природы, они не пассивные ее наблюдатели, а творцы жизни, борцы за прекрасное.

Анализ основных произведений.

«Стальное колечко»

· Средний - здоровье

· безымянный - большущая радость

· указательный - увидишь весь мир

Основная идея- автор через это произведение хотел сказать о вере, добре, заботе человека к ближнему. Паустовский определил это произведение как сказка, и хочет, чтобы мы читали “Стальное колечко” как сказку. Он как бы напоминает нам: в жизни рядом с нами всегда есть чудесное, нужно только его заметить.

Главнее герои- Варюша(добрая, заботливая), боец(бородатый, с веселым серым глазом), дед.

Произведение можно разделить на 6 частей:

1- Жизнь девочки и деда; 2- Встреча с бойцами или Дорогой подарок; 3 - Потеря дорогого подарка; 4 - Поиски колечка;5 - Приход весны или Колечко нашлось; 6 - Красота родного края.

«Барсучий нос»

Основная идея – нужно быть внимательным и заботливым. Необходимо учиться видеть природу, наблюдать и понимать её красоту.

Главные герои - мальчик, барсук

Произведение можно разделить на части:

1. Рыбалка на озере осенью. 2- Ужин у костра. 3 -Барсук решил поужинать у людей. 4- Маленький барсук лечит нос. 5- Встреча через год.

«Заячьи лапы»

Этот рассказ о зайце, который обжег свои лапы. Он спас деда от гибели во время пожара. Дед был очень благодарен зайцу за спасение.

Основная идея - Люди должны помогать животным и друг другу. Животные тоже иногда приходят на помощь человеку. Необходимо бережно и аккуратно обращаться с природой. Божья заповедь “Не убивай” относится не только к людям. Убивать, мучить зверей, птиц, насекомых, плохо ухаживать за домашними животными – это тоже грех. Дед Ларион нарушил эту заповедь. Можно сказать, что сам Бог отвёл его руку, и дед не попал в зайца.

Дед Ларион искупил свою вину, вылечив зайца.

2 группы героев:

Добрые и сердечные: дед и Ваня, Карл Петрович(вылечил зайца). заяц- спаситель деда;

Черствые: ветеринар, оказавшийся лечить зайца.

«Кот-ворюга»

Название рассказа «Кот-Ворюга» является персонажным. Можно предположить, что рассказ будет о коте, который что-то воровал. Но Паустовский называет рассказ не просто кот-вор, а кот-Ворюга. Тем самым он уже в названии выражает своё отношение к нему, он будет отличаться от других котов. Важная черта характера героя заявлена уже в самом названии.
В данном рассказе завязкой является момент- кот украл со стола кусок ливерной колбасы. Если бы Ворюга не украл эту колбасу, может быть его и не поймали. Но так как он её украл, то начали развиваться дальнейшие действия. Развязка заключается в том, что кот начал совершать благородные поступки. Кота переименовали из Ворюги в Милиционера, чтобы показать необратимость происшедших перемен.
В рассказе поставлена проблема - борьбы добра и зла. Зло можно остановить только добром. Добро не только останавливает зло, но и порождает ответное добро(кот стал совершать благородные поступки, тем самым благодарить хозяев). В рассказе показана действенная сила добра.
Повествование в рассказе ведётся от имени автора. Он участник всех событий и рассказывает, делится с нами тем, что наблюдал.
Кот- хулиган, боец, «у кота разорвано ухо и отрублен кусок грязного хвоста». Рыжий цвет - это символ отваги, мужества, показатель бесстрашия. Зелёные нахальные глаза у огненно-рыжего кота с белыми подпалинами на животе- чтобы показать кота как необычного героя.
Это не просто рассказ о приключениях кота, но и история обретения-дружбы и понимания своей значимости и полезности кому-то. Паустовский призывает нас внимательно всматриваться в окружающий нас мир. Животное в нем действует как животное, само по себе, и вместе с человеком; каждый имеет свой характер.

«Растрепанный воробей»

Рассказ сказочный– в нем живут необычные предметы: старые стенные часы, стеклянный букетик, музыкальные инструменты, которые похожи на «живые добрые существа ». Дети зачитывают начало рассказа с описанием часов, а затем описание музыкальных инструментов. Все явления окружающего мира – дом, сад за окнами, каменный лев у ворот, снег, зима – также одушевлены.

Тема рассказа - удивительные животные, похожие на людей, а также в этом произведении очень много сказано о необыкновенных человеческих чувствах: о любви, верности и печали, о счастье и боли.

Идея – «От маленькой радости смеются, а от большой плачут». Писатель стремился показать силу человеческих переживаний, силу любви, которая вызывает у человека и боль, слезы, и большую радость, счастье. Без любви не могут жить ни животные, ни люди, именно она превращает обычный мир в разноцветную сказку.

Маша - добрая, любознательная, впечатлительная девочка;

Воробей Пашка – решительный, отзывчивый, смелый, настоящий друг, добрый;

Ворона – хитрая, отчаянная, коварная, упрямая, вороватая.

1. Одни дома; 2-Спасение Пашки; 3-Разговор с букетом; 4- Ворона-воровка;
5- Благодарность храброго воробья; 6- Большая радость.

«Похождения жука-носорога»

Пётр Терентьев уходит из деревни на войну. Его маленький сын Стёпа подарил отцу старого жука-носорога, которого поймал на огороде. Посаженный в коробок из-под спичек, жук-носорог попал вместе с солдатом на фронт. Пётр Терентьев воевал, был ранен, снова воевал и всё это время берёг подарок сына. После победы солдат и жук вернулись домой. Казалось бы, что здесь сказочного? А то, что все события описываются с позиции жука-носорога. Уже в зачине сказки чувствуется, что впереди будет много приключений. Вот как жук «по-насекомовски» увидел сражение на фронте: «Он высокомерно представил, что горящие и жужжащие ракеты похожи на него. Будто это большие жуки». Но главное здесь - жук не испугался. Писатель подшучивает над ним: «Он понял, что с такими жуками лучше не связываться. Уж много их свистело вокруг». В другой раз жук проснулся от встряски: это Пётр с бойцами бросился в атаку. Жук полетел рядом с ними и вдруг заметил, что какой-то человек «в грязном зелёном мундире прицелился в Петра из винтовки». И тогда жук с лёта ударил этого человека в глаз. Он выронил винтовку и побежал. Так жук спас Петру жизнь: Петра ранило, только ногу задело. Другими словами, жук-носорог прямо на наших глазах становится героем. Когда читаешь последние страницы этой удивительной сказки, на глаза наворачиваются слёзы. Пётр на вопрос сына, жив ли жук, отвечает: «Живой он, мой товарищ… Не тронула его война… - Пётр вынул жука из сумки и положил на ладонь». И тот, узнав родные места, с громким жужжанием улетает.

Идея. Эта трогательная сказка учит читателя любить людей, по-доброму относиться к ближнему, понимать и уважать друг друга.

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15

«Написание эссе по обществознанию» - Время. Обратимся к спецификации. Конкуренция обеспечивает наилучшие качества. Написание эссе по обществознанию. Соответствие между проблемой и высказыванием. Проанализируй данный ниже текст. Эссе должно быть «эмоционально заряжено». Как научиться писать эссе по обществознанию. Структура эссе. Примеры некоторых видов проблем.

«Эссе по обществознанию ЕГЭ» - 1. Понятен ли мне смысл высказывания, что хотел сказать автор? Задание №2 В контексте ли автор эссе? Эссе. Но неко- торые люди так не думают. Фр. essai опыт, проба, попытка, набросок, очерк. 3. Небольшой объем. 2. С какими основными проблемами обществознания связана данная тема? Последнюю в наше время уже, наверное, можно продать».

«Эссе по обществознанию» - Как правильно организовать работу по написанию эссе? К нам пришло из французского языка. Определение проблемы. Анализ содержания текста. Определение своей позиции к высказыванию. Основные ошибки и недостатки в работах выпускников. Выявление проблемы осуществляется в процессе обобщения. Буквально переводиться как опыт, проба, попытка, набросок, очерк.

«Как писать эссе по обществознанию» - ЭССЕ по обществознанию. Алгоритм написания ЭССЕ. Теоретически обосновать свою позицию. Требования к ЭССЕ. Сделать набросок ЭССЕ. Эссе. Примеры (не менее 2-3-х). Предположения о перспективах развития данной проблемы. классификация ЭССЕ. Наиболее часто допускаемые ошибки.

«ЕГЭ по обществознанию С8» - Рекомендации по выполнению С8. Понятие правонарушения. Виды плана. Экологический кризис. Вопросная форма плана. Население. Общественно-опасное виновное деяние. Правонарушение. Начинать надо с самого понятия «правонарушение». Причины экологического кризиса. Развернутый план. Суть плана. Преодоление экологического кризиса.

«Задания части С по обществознанию» - Отдельные существенные вопросы. В ответе требуют привести цитаты. Тип заданий. Задание, требующее выражения и аргументации. Одно из самых сложных по технологии выполнения. Существование в РФ многопартийности. Действия при составлении плана ответа. Машинная, техническая цивилизация. Ответ содержит позиции.

Всего в теме 9 презентаций

Паустовский давно связан с детской литературой. Многие его произведения печатались в детских журналах и в детских издательствах. Выходивший до войны журнал «Детская литература» неизменно откликался на каждое новое произведение Паустовского.

Прошлое, настоящее и будущее объединяются в произведениях писателя, призывают верить в мечту, стремиться к ее осуществлению. В своем творчестве он часто обращался к детской аудитории, создавая для нее сказки («Стальное колечко», «Растрепанный воробей», «Дремучий медведь», «Теплый хлеб», «Заячьи лапы», «Кот-ворюга», «Артельные мужички», «Квакша», «Заботливый цветок» и другие), рассказы («Резиновая лодка», «Сивый мерин», «Барсучий нос», «Жильцы старого дома», «Подарок», «Сказочник», «Золотой линь» и другие), повести («Кара-Бугаз», «Собрание чудес», «Колхида» и другие).

В данных произведениях всегда присутствует юмор, добрый и оптимистичный. Рассказы Паустовского художественно совершенны, что тоже дает нам право говорить о том, что это рассказы для детей. Рассказы Паустовского стилистически безукоризненны. Умение проникнуть в тайну русской природы, передать «неуловимую связь» человека и природы («бормотание родников, крик журавлиных стай») оставляет большое впечатление в сердце юного читателя.

Произведение «Заботливый цветок» Паустовский относит к сказке, т.к. все, что происходит в природе это волшебство, чудо. Он хотел показать, что красота вся и кроется в повседневности, это просто нужно уметь видеть.

Ребенок быстро реагирует на все хорошее, и если его учить наблюдать за мгновениями природы на высокохудожественных произведениях К.Г. Паустовского, то тогда, надеемся, не наступит «обнищание душ».

Простые по сюжету, написанные лаконичной, «сжатой» прозой, произведения Паустовского обогащают душу человека, помогают эстетическому и эмоциональному развитию юного читателя. «Нет хуже, когда у человека душа сухая. Вянет от таких жизнь, как трава от осенней росы»,-- говорит старику собиратель песен в рассказе «Колотый сахар». И Паустовский рассказывает о людях горячей, активной мечты: о Ване Малявине, который несет к ветеринару зайца с обожженными лапами («Заячьи лапы»), о мальчике-«выдумщике», который слышал, как шептались рыбы, видел, как барсук лечил нос («Барсучий нос»), о Леньке с Малого озера, который ищет для школьной коллекции падучую звезду («Ленька с Малого озера»).

Разнообразный познавательный материал, содержащийся почти в каждом произведении писателя, простота и увлекательность изложения, четко выраженное отношение к добру и злу, стилистическое совершенство - все это обеспечивает книгам Паустовского прочный успех и широкую популярность среди юных читателей. Но под внешним пластом познавательного материала у Паустовского скрыт глубинный философский смысл, поэтический подтекст, который скорее будет понят взрослым, чем ребенком. Это относится и к циклу рассказов «Летние дни».

Эти рассказы трудно назвать рассказами зоологическими, хотя почти в каждом из них действуют животные. Паустовский рассказывает о людях и о тех взаимоотношениях, в которые они вступают с животными.

Главный объект его внимания - человек, внешне ничем не выделяющийся, взятый не в переломный момент жизни, а в наиболее постоянном, «стабильном», откристаллизовавшемся его состоянии.

Человек - это не просто существо, наделенное определенной системой политических взглядов. Человек - это целый мир, в котором сосуществуют, скрещиваются и противоборствуют многообразные интересы.

Герои рассказов Паустовского не совершают как будто таких выдающихся подвигов. Они не сгорают на кострах и не закрывают своим телом амбразуры вражеских дотов. Их поступки внешне скромнее и менее приметны. Но эти люди сделаны из того же теста, из которого делаются герои. Как тысячи маленьких озер, едва видимых ручейков и затерявшихся речушек питают полноводное раздолье широких рек, так и повседневное поведение и повседневный быт героев служит естественной средой, в которой рождаются подвиги. Для них, для этих героев Паустовского, «хочу» неотделимо от «надо». «Хочу» потому, что «надо». И «надо» потому, что «хочу». Поэтому они люди необыкновенно цельные. Поэтому они всегда, благоприятствуют им обстоятельства или нет, остаются верны самим себе. Они могут ошибиться и сделать ложный шаг. Но они скорее погибнут, чем совершат поступок подлый и непорядочный. Не потому, что будут бояться косых взглядов, а потому, что они наделены большой и никогда не засыпающей совестью. Они ненавидят душевное крючкотворство, самообман, ложь и лицемерие. И пуще всего - красивые слова, прикрывающие некрасивые поступки. Если ты человек в настоящем смысле этого слова, если ты не единственная цель своего бытия, ты всегда будешь поступать по-человечески, тебе никогда не придется краснеть за себя и никакие силы на свете не сумеют склонить тебя к этому, что ты делать не хочешь и не должен.

Уже на закате лет Константин Георгиевич Паустовский написал очень мудрое и глубокое по своему содержанию произведение, которое назвал «Золотая роза».

Произведения Константина Георгиевича Паустовского вошли в программу классного чтения для начальной школы еще во второй половине ХХ века. Первые встречи с его рассказами завораживают учащихся. Но уже второй и третий уроки по одному и тому же тексту, вместо радости общения с писателем обычно несут скуку и разочарование: содержание произведения уже известно детям, а приемы повторного перечитывания, применяемые формально, не способствуют открытию новых пластов в понимании идейно-художественного смысла.

А между тем писательская палитра К. Г. Паустовского очень богата: подтекст, тонкий изящный юмор, смысловая и эмоциональная насыщенность детали. И все это требует достаточно развитого художественного восприятия, каковым юный читатель пока еще не располагает.

Умение воспринимать художественное произведение не приходит само по себе, оно формируется постепенно, в течение какого-то времени, требует от учителя терпения и педагогического такта, а от детей постоянного общения с талантливыми произведениями.

Рассказы К.Г. Паустовского являются благодатным материалом для формирования читательской культуры младших школьников. Поскольку работа над ними требует двух-трех уроков, появляется возможность уточнить и развить целостное эмоциональное впечатление, возникающее у детей при первичном чтении, и помочь им подняться на новую ступеньку в осмыслении произведения.

В процессе знакомства младших школьников с произведениями К.Г. Паустовского нужно заботиться о формировании не только навыка чтения, но и комплекса читательских умений, способствующих полноценному восприятию идейно художественного смысла произведений писателя. Ниже рассмотрим особенности чтения и анализа рассказа К. Г. Паустовского «Заячьи лапы» и раскроем методику формирования некоторых читательских умений.

В рассказе активно утверждаются добрые начала в человеке, необходимость гуманного отношения к «братьям меньшим». Перед нами предстает яркое, захватывающее повествование о необычных событиях, очерченные несколькими штрихами персонажи со своим особенным характером, одухотворенные пейзажи. Как донести все это до младших школьников? Как избежать превращения рассказа в материал для механического перечитывания? Как помочь детям услышать живой голос автора?

Раскрытию гуманистического пафоса произведении будут способствовать элементы проблемного и композиционного анализа, взятые во взаимосвязи с многократным перечитыванием соответствующих эпизодов.

Приступая к разработке уроков по такому сложному тексту, учителю следует помнить, что все компоненты произведения, начиная с заглавия и кончая пейзажем, нацелены на раскрытие авторской концепции. Остановимся на этом подробнее.

С первых строк мы ощущаем авторское сочувствие к зверьку, которое все более проявляется по мере развития событий. Маленький, теплый, плачущий заяц болен и принесен туда, куда в таких случаях принято приносить животных -- к ветеринару. Но вместо ожидаемой помощи -- грубая издевка: «Зажарь его с луком -- деду будет закуска».

Заяц тихо дрожит под засаленной курткой, а его уже жалеет сердобольная бабка Анисья. Она-то и дает дельный совет: идти за помощью к доктору Карлу Петровичу. Заяц стонет от боли и жажды, и Ваня Малявин бежит босиком по горячей песчаной дороге, чтобы поскорее напоить его. Притихнувшего, измученного зверька несут в город, где дед Ларион, преодолевая робость деревенского жителя, упрямо просит сердитого доктора о помощи: «Что ребенок, что заяц - все одно».

И доктор лечит, а через два дня судьбой необычного пациента интересуется уже весь маленький городок.

Такова цепочка событий, в центре которых - заяц. Так нарастает сочувствие к нему, благополучно разрешается конфликт между зло и добром, в котором проявляет себя каждый персонаж.

Раскрытию идейно-художественного смысла служат не только персонажи и их группировка, но и сюжет, композиция, пейзажи.

Сюжет рассказа -- драма на лесном пожаре и лечение зайца -- в общем-то, что привычно для детской литературы. «Брат меньший» сделал человеку добро, спас его от неминуемой смерти, и человек платит ему тем же.

Но представим себе, что события в рассказе даны в той же временной последовательности, что и в жизни. Вероятно, тогда читатель меньше сочувствовал бы заячьей беде, ибо утратился элемент тайны. В самом деле, почему вдруг дед Ларион решил вылечить зайца? Почему он упрямо сравнивает зайца с ребенком? Что это за заяц? Как он спас деда? Нарушение временной последовательности в изложении событий, перенесение эпизода пожара в самый конец придают повествованию таинственность и драматизм. Иными глазами смотрим мы вместе с дедом Ларионом на привычное дело -- охоту. Сердито смотрим, понимая свою вину.

Утверждению гуманистического пафоса служит не только сюжет и способ его раскрытия, но и все компоненты композиции. Особенно значимы в этом речевые характеристики персонажей и пейзажи. Каждое действующее лицо проявляет свое отношение к заячьей беде не только через поступок, но и через слово. Съеживаешься, боясь удара, от грубых реплик ветеринара. Он и не говорит, а «кричит», «прикрикивает» и «толкает в спину». Одурел, оголец, валяй -- привычные для него выражения, от которых не только Ване, но и читателю хочется плакать. Лаконичная речевая характеристика дает представление о тупом, жестоком (и не человеке вовсе) ветеринаре. И привычное, бытующее понятие о том, что козу еще можно лечить, а зайца только жарить на закуску, поражает своей варварской сущностью.

Хриплым шепотом, тихо, волнуясь, говорит Ваня. «Шамкает» бабка Анисья, но настолько добрым голосом, что это «шамканье» кажется певучим. Упрямо бормочет дед Ларион, робея перед интеллигентным строгим доктором, но не думая отступать и находя слова, убеждающие Карла Петровича взяться за лечение зайца.

Сердито говорит доктор. Но как по-разному сердятся Карл Петрович и ветеринар: первый захлопывает крышку рояля под аккомпанемент грома, второй толкает ребенка в спину. Ветеринар не умеет и не хочет лечить зайца. Доктор никогда не лечил зайцев, но, сраженный аргументом: «Что ребенок, что заяц -- все одно», -- лечит и вылечивает.

Пейзажи в рассказе являются средством характеристики персонажей, позволяют наглядно представить себе место действия, заставляют острее переживать события. Каждый из них имеет свое особое лицо. Вот лес в невыносимую засуху, по стволам сосен стекает, застывая, янтарная смола. Под босой ногой на тропинке -- горячая земля. Пахнет сухой гвоздикой. В небе -- ни облачка. А вот приближается гроза. Она выходит из-за Оки. Гром ленив: кто знает, может быть, дождь пройдет стороной. Потемнело. Ветер. Рябь на реке. И стремительные картины пожара, когда кажется, что это и не дед Ларион, а ты, читатель, убегаешь, ищешь спасения, задыхаешься в дыму.

Итак, понимание идейно-художественного смысла рассказа определяется адекватным восприятием таких его компонентов, как заглавие, сюжет, композиция, персонажи, пейзажи.

Уточнив, какие компоненты текста являются определяющими в восприятии его детьми, учитель может умело организовать процесс анализа и перечитывания рассказа с учетом их значимости.

Правильное и глубокое восприятие учащимися рассказа будет во многом зависеть от выбора учителем приемов чтения и анализа. Отбирая их, надо помнить о необходимости формирования у детей навыка правильного, беглого, сознательного и выразительного чтения, образного мышления, синтаксически правильной и выразительной речи. Выбор приемов должен быть обусловлен художественным своеобразием рассматриваемого рассказа.

Как мы уже отмечали, результатом всей аналитической работы над рассказом должно быть раскрытие его идейно-художественного смысла. Начать это раскрытие целесообразно с постановки проблемы. Проблематично уже заглавие рассказа: о зайце или о людях? Следовательно, проблемная установка может быть связана с расшифровкой заглавия, почему рассказ так называется, в чем смысл его заглавия, о ком рассказ, о зайце или о людях? Решению проблемы посвящаются три урока. Рассмотрим один из возможных вариантов их проведения.

На первом уроке целесообразно организовать знакомство с текстом произведения, анализ сюжета, тренировку навыка чтения, пропедевтическую работу над пейзажем.

Учитель объявляет тему урока и дает установку к первичному восприятию текста: «Мы познакомимся с рассказом К. Г. Паустовского «Заячьи лапы». Как вы думаете, можно ли по названию определить, о ком или о чем будет этот рассказ? (Дети обычно говорят, что рассказ про зайца.) Прочитаем произведение и посмотрим, правильным ли был ваш ответ».

Рассказ читается комбинированно детьми и учителем. Наиболее сложные для восприятия компоненты текста читает учитель (начало рассказа, пейзажи в 1-й, 2-й и 3-й частях, встречу деда с доктором). По ходу чтения возможен ненавязчивый акцент на основных событиях с помощью вопросов, задаваемых учителем после чтения наиболее значительных эпизодов: «Нашел ли Ваня помощь у ветеринара? Помог ли доктор зайцу? Кто же спас деда во время пожара?»

Предлагаемый вариант комбинированного чтения позволит акцентировать внимание детей на пейзажах, что поможет формированию умения распознавать их в тексте.

В процессе вторичного чтения и беседы по прочитанному состоится более глубокое знакомство с сюжетом. Задача вторичного чтения выяснить, о чем рассказ, о каких событиях в нем повествуется, и эта задача должна быть четко поставлена перед детьми.

Дети перечитывают следующие эпизоды:

1. Приход Вани к ветеринару. 2. Совет бабки Анисьи. 3. Дорога к доктору и встреча с ним. 4. Лесной пожар и спасение деда Лариона.

Не стоит стремиться к немедленной оценке этих событий. На данном этапе важно научить детей видеть их в ткани рассказа, запомнить их последовательность, понять предметную сторону каждого эпизода (например, Ваня принес зайца с обожженными лапами к ветеринару, а тот не захотел его вылечить и вытолкал мальчика. Бабка Анисья пожалела зайца и дала Ване дельный совет. Дорога к доктору была длинной и трудной. Сам доктор был удивлен и даже рассержен просьбой деда, но зайца лечить взялся. И так далее).

Дома учащиеся перечитывают повествовательные отрывки, учатся их пересказывать.

На втором уроке необходимо поставить такие цели, как: формирование у детей эстетической оценки событий и персонажей; обучение элементам характеристики персонажа; дальнейшее раскрытие учащимся идейно-художественного смысла произведения.

Проверив домашнее задание, учитель предлагает детям продолжить работу над текстом, поучиться выразительно читать его и поближе познакомиться с героями. Для раскрытия характера персонажа здесь целесообразно использовать прием выборочного чтения в сочетании со словесным рисованием портрета героя, анализом его речевой характеристики и выявлением его отношения к зайцу. Эта работа формирует у детей их собственную оценку персонажа и его поступков.

Так, например, перед учащимися ставится задача выяснить, что собой представляет дед Ларион. Читая эпизоды о нем или с его участием, дети узнают, что дед Ларион - старый охотник, живущий на далеком Урженском озере. Он посылает внука к ветеринару, но, потерпев там неудачу, сам, по жаре пешком несет зайца в город, где, преодолевая робость, просит детского доктора вылечить зверька. Эпизод пожара поясняет причину заботливого отношения деда Лариона к зайцу и добавляет новый штрих к его характеристике: это человек, хорошо понимающий природу и животных и умеющий отвечать добром на добро. Детям предлагается представить, как выглядит дед Ларион, как он говорит. Подробных деталей, характеризующих этот персонаж, в рассказе мало: растрепанная борода -- и, пожалуй, все. Но поступки, указание на род занятий, возраст позволяют детям воссоздать внешний облик героя: старый человек, возможно, невысокого роста, сгорбленный, с седой бородой и седыми волосами, коричневые от загара лицо и руки, подвижный, худощавый, говорит, как говорят деревенские люди.

Зачитывание эпизодов и беседа о деде Ларионе заканчиваются выводом-оценкой: дед Ларион очень хороший, добрый, отзывчивый человек, сочувствует и помогает животным, попавшим в беду.

Осмыслить характер персонажа поможет совместное составление плана, который может быть таким:

1. Какие поступки совершил персонаж? Прочитай эпизоды с его участием и расскажи о событиях, в которых как-то проявляются черты его характера.

2. Как выглядит персонаж? Найди описание его внешности и дополни его своими деталями. Почему ты представляешь себе этого героя именно таким?

3. Как говорит персонаж? Найди и прочитай его реплики и авторское описание речи.

5. Как ты относишься к герою?

Работа над персонажем предполагает и тренировку в выразительном чтении, так как именно оно выявит степень понимания детьми того или иного характера и его оценку.

Как мы уже отмечали, выразительное чтение должно быть педагогически организованным. Четко ставится задача чтения. Например, выбрав для чтения эпизод встречи деда Лариона с доктором Карлом Петровичем, учитель предлагает классу передать в чтении интеллигентность доктора, его любовь к музыке, недоумение и даже небольшое раздражение в ответ на необычную просьбу деда, а затем понимание, что зайца необходимо вылечить. Таким образом, задача чтения будет вытекать из задачи раскрытия характера персонажа. Выразить голосом надо то, что уже понято в персонаже: характер персонажа, авторское и свое к нему отношение.

Мы уже отмечали одну композиционную особенность рассказа: все действующие лица выявляют свою человеческую сущность через отношение к больному зайцу. Одни проходят проверку на человечность, другие - нет. Эта мысль может прозвучать в конце второго урока: добрых, отзывчивых людей в рассказе гораздо больше, чем плохих, жестоких; благодаря им зайца спасают.

Дома учащиеся готовят рассказ об одном из персонажей (на выбор) и выразительное чтение понравившегося эпизода с его участием.

На третьем уроке можно выполнить следующую очень важную работу, а именно: сопоставление композиции с сюжетом, чтение и анализ описаний природы, постижение идейно-художественного смысла произведения.

Перед проверкой домашнего задания учитель напоминает классу главную задачу чтения и разбора рассказа «Заячьи лапы»- выяснить, что хотел К.Г. Паустовский сказать своим читателям? Почему он дал именно такое заглавие своему произведению? Затем дети рассказывают о беде зайца, о том, как он себя чувствовал и об отношении к нему каждого персонажа (по плану, составленному на предыдущем уроке).

Затем учитель подводит итог: произошло знакомство с событиями, с персонажами, в них участвующими, но это не значит, что рассказ раскрылся читателю до конца. В нем есть загадки. Одна из загадок -- последовательность событий в жизни и в повествовании. Детям предлагается сопоставить эти цепочки событий. В ходе просмотрового чтения уточняется, в какой последовательности события происходили на самом деле (сюжет) и в какой о них рассказывал писатель. На доске появляется запись:

События в рассказе Событии в жизни

1. Ваня у ветеринара. 1.Лесной пожар.

2. Совет бабки Анисьи. 2.Ваня у ветеринара.

3. Дорога в город. 3.Совет бабки Анисьи.

4. Встреча с доктором 4.Дорога в город.

5 Лесной пожар. 5.Встреча с доктором.

6. Заяц у деда 6.Заяц у деда.

При сопоставлении событий в рассказе и в жизни, естественно, возникают вопросы «Почему автор нарушил реальную последовательность событий?», «Почему рассказ о лесном пожаре перенесен в самый конец повествования?» Для ответа на них следует еще раз обратиться к третьей части, перечитать ее, выяснить, что дед Ларион старается спасти обгоревшего зайца потому, что чувствует себя виноватым перед зверьком. Заяц спас деда от верной смерти, вывел его из огня, а дед перед этим стрелял в зайца, хотел убить его.

Самым ярким, важным и драматичным эпизодом в тексте является пожар. Это страшное бедствие для леса, его обитателей, для людей. Тень пожара ощущается в рассказе с первой и до последней строчки. Пожар показал, что отношения между человеком и животным (между охотником и зверем, между тем, кто убивает, и тем, кто должен бояться человека) могут быть дружескими. Слабый, раненый, обгоревший зверек выводит своего извечного врага -- охотника -- из беды, спасает от верной гибели.

Последовательность событий в рассказе нарушена, чтобы подчеркнуть наиболее драматичный эпизод в нем и тем самым помочь читателю понять главную мысль: животные -- наши друзья, к ним надо относиться бережно.

Раскрытию идейно-художественного смысла произведения способствует и работа над пейзажем. Детям предлагается найти пейзажи в тексте, верно определить их границы. Здесь-то и проявят себя результаты первичного комбинированного чтения, при котором описания природы читает сам учитель. Затем идет обучение воссозданию пейзажа с опорой на авторские микрокартины, непосредственный опыт детей, лексический анализ и контроль за своими представлениями. Дети прислушиваются к настроению, вызванному у них описаниями природы, и вместе с учителем стараются ответить на вопрос: «Для чего нужен тот или иной пейзаж в рассказе?»

Вот, например, как могут быть организованы чтение и анализ пейзажа в третьей части. Учитель спрашивает детей, какое настроение у них возникло при чтении эпизода пожара (чувство страха, тревоги, опасности, напряжения), предлагает найти это описание в тексте и представить его. Следует проследить за тем, чтобы дети отделяли описание пожара от повествовательного текста. Надо помочь им выбрать опорные детали для воссоздания картин.

Сложность в воссоздании этого пейзажа в том, что у детей будет очень малая опора на непосредственный жизненный опыт. Лесной пожар для большинства -- картина страшная, фантастическая и малопредставляемая.

После воссоздания дети уточняют настроение, вызванное пейзажем и стараются прочитать описание так, чтобы нарисовать голосом картину пожара и передать настроение тревоги, страха, отчаяния.

Затем учитель подводит детей к мысли, что описание пожара в рассказе нужно для того, чтобы подчеркнуть, из какой страшной беды заяц вызволил деда, чтобы стало ясно, почему дед-охотник вдруг лечит зайца, а не «жарит его с луком».

Работа над пейзажем в первой и второй части рассказа организуется, исходя из наличия времени. Так, пейзаж в первой части можно просто найти, зачитать и выяснить, что нужен он для того, чтобы показать, как тяжело переносит засуху природа, как плохо чувствует себя заяц.

Измученность природы показана и в пейзаже во второй части рассказа. Кроме этого, описание жары выявляет характер деда Лариона: его благодарность зайцу так велика, что он в самую жару, пешком, несет зверька в город - на лечение.

Описание грозы во второй части рассказа интересно и по характеру, и по своей композиционной функции. В отличие от всех других описаний природы оно антропоморфично. Гроза, гром, молнии изображены как живые существа. Гроза «выходит» из-за Оки большим гигантским сказочным существом. Гром -- «ленивый», «заспанный силач», «нехотя потряхивал землю». Молнии «исподтишка» бьют в луга. Каждое явление имеет свой характер, свою живую душу.

Этот пейзаж интересен еще и тем, что при его чтении возникает аналогия с судьбой зайца.

В итоговой беседе учитель обобщает весь рассмотренный на уроках материал: заголовок и его понимание; последовательность событий в жизни и в рассказе; персонажи и их отношение к судьбе зайца и авторская оценка; пейзажи и их роль в тексте,-- все это служит раскрытию дорогой для автора мысли о бережном отношении ко всему живому.

Рассмотрим методику работы по изучению сказки Паустовского «Стальное колечко». На первом уроке необходимо рассказать ребятам о сказке (что такое сказка?), об авторе сказки «Стальное колечко», показать им портрет. Затем возможно чтение сказки вслух по абзацам, после чего ученики высказывают свое мнение о том, что им больше понравилось и запомнилось, а также вместе с учителем составляют рассказ.

На втором же уроке можно организовать защиту рисунков самих ребят, а также рассказ о Варе по картинному плану. Ведь иллюстрация активизирует внимание учащихся, интерес к сказке.

Можно сначала обсудить возраст Варюши. Важно, чтобы школьники на основании отдельных фактов и деталей умели приходить к умозаключениям. Так, поскольку автор ласково называет девочку Варюшей, поскольку она внучка, можно заключить, что это девочка 7-10 лет. Ее уже можно послать в соседнее село за махоркой. Боец общается с ней не как с барышней 10 лет, а как со взрослым и серьезным ребенком лет 7-8. Просит продать махорку, дает ласковые прозвища, сочиняет сказку про колечко. Из этого отрывка видно, насколько серьезно и по-взрослому Варюша относится к деду и его болезни: идет в соседнее село за махоркой, не соглашается продать махорку бойцу. Вместе с тем видно, что она очень добрая и наблюдательная девочка: понимает, насколько человек может хотеть закурить, делится дедовой махоркой с бойцом. Варюша - общительная девочка: уверенно и по-взрослому общается с бойцами. Есть и первые намеки на то, что она впечатлительная девочка: верит в сказку.

Пусть школьники отыщут два сравнения: «цветок-лепесток в валенках» и «анютины глазки с косичками». Конечно, в обоих случаях мы имеем дело с метафорами (когда один предмет «девочка» уподобляется другому предмету «цветку» на каком-то основании: красоте, нежности в первом случае, синеве глаз - во втором случае). Но поскольку мы не вводим в начальной школе понятия метафоры, то назовем это сравнением.

Признаки рассказа хорошо видны в тексте: указано, в каком именно селе живут дед с внучкой, и в какое село Варюша идет за махоркой. Все конкретные детали: снегопад, станция, проносящийся мимо поезд - характерны именно для рассказа. А главное, школьники должны отметить, что уже в этом фрагменте текста раскрывается характер девочки. Содержание беседы девочки с бойцом также говорит о том, что это рассказ: ведь то, что перстенек обладает чудесными свойствами, может быть просто доброй шуткой взрослого человека.

Вместе с тем то же самое содержание беседы бойца с девочкой по поводу перстенька очень похоже на сказочное. Во-первых, боец (которого другой боец называет «колдуном», хотя это только потому, что тот уцелел, будучи сапером) не просто так дарит девочке колечко, но за то, что она выдержала испытание: не стала продавать махорку бойцу, но угостила его. Во-вторых, сам характер комментариев бойца по поводу колечка похож на сказку: колечко можно надевать на три разных пальца, и оно начинает обладать разными свойствами, оказавшись на среднем, указательном или безымянном пальце. В этом уже заложено очередное испытание для героини: что она предпочтет в дальнейшем. В-третьих, даже описание поезда похоже на описание чудовища, которое может подхватить и унести маленькую героиню.

Школьникам должно быть понятно, что если они определят текст как рассказ, то та история, которую они придумают, должна будет развиваться так, как в обычной жизни, то есть подчинятся случаю. А если они воспримут текст, как сказку, то развитие событий в нем должно будет подчиняться строгим сказочным законам.

Работая над сказкой, необходимо учить учащихся внимательно следить за содержанием изучаемого произведения: исправлять ошибки при чтении, находить сравнения, то есть показать, что автор использует в тексте прием сравнения и для чего он это делает.

На этих уроках необходимо использовать разные виды работ: выборочное чтение, пересказ, составление рассказа - одним словом, осуществлять большую работу по развитию речи учащихся.

Все это необходимо делать учителю для того, чтобы учащиеся могли воспринять эту сказку целостно.

Чудо, которое случилось в жизни Варюши и деда Кузьмы, - это одновременно и приход весны, и выздоровление деда. Это чудо касается всей природы, всего живого вокруг. Школьники найдут и зачитают описание наступающей весны. В этом описании автор использует прием олицетворения: «Блестели черные ветки, шуршал, сползая с крыш, мокрый снег, и важно и весело шумел за околицей сырой лес. Весна шла по полям как молодая хозяйка. Стоило ей только посмотреть на овраг, как в нем тотчас начинал булькать и переливаться ручей. Весна шла, и звон ручьев с каждым ее шагом становился громче и громче».

Поправился ли дед потому, что Варюша нашла колечко и надела его на средний палец, или оттого, что пришла весна, - неизвестно. Это зависит от того, как школьники определят жанр текста.

Но важно обратить внимание школьников на то, что особенностью текста Константина Паустовского является его глубоко поэтический характер. А поэтическое восприятие мира - это уже чудо, которое не менее значительно, чем сказочные чудеса. Поэтическое восприятие мира преображает мир, помогает обнаружить в нем волшебную сторону, дает человеку силы и надежду, помогает преодолеть страх и болезнь.

Второе чудо связано с тем ощущением счастья, которое пробуждается в душе, если это развитая и восприимчивая душа, которая может расцвести от погруженности в красоту окружающего мира. Варюша наслаждается тем, что наблюдает приход весны: она умеет смотреть и видеть, не просто слушать, но и слышать, умеет ощущать невидимые прикосновения воздуха, умеет получать от всего этого огромное удовольствие. Именно красота пробуждающейся к жизни природы захватывает Варюшу и окутывает ее чувством счастья. Не случайно девочка просыпается очень рано и одна идет к лесу. Второе чудо - это все тот же приход весны, который делается все более и более ярким и заметным.

Важно, чтобы школьники обнаружили не только зрительные образы («белые подснежники», «зацвели-запестрели тысячи тысяч цветов; «из ореховых сережек посыпалась желтая пыльца», «такой свет лился с небес, что…» и так далее), но и способность автора создать звуковой образ весны - образ, основанный на многочисленных звуковых впечатлениях. Позванивают белые подснежники (пусть отыщут потрясающее сравнение, которое создает впечатление этого позванивания: «будто в нем сидел маленький жук…»), стучит дятел, запела иволга, закуковала кукушка. Автор отмечает и перекличку петухов, и звон воды, и пересвистывание птиц. Есть и тактильные ощущения прихода весны (чувствуются как бы прикосновения весны): сильный, теплый, ласковый ветер; липкие березовые листочки.

Необходимо обратить внимание детей на то, что приход весны описывается именно как чудо: «Такой свет лился с неба, что глаза у деда Кузьмы стали узкие, как щелки, но все время посмеивались. А потом по лесам, по лугам, по оврагам сразу, будто кто-то брызнул на них волшебной водой, зацвели-запестрели тысячи тысяч цветов».

Самое главное впечатление, которое приносит Варюше ощущение большущей радости и счастья, - это впечатление необыкновенной красоты пробуждающейся к жизни природы. Но это не просто какая-то абстрактная природа - это природа конкретного местечка, в котором живут Варюша и ее дед, - деревушки Моховое. Пусть дети зачитают финальный абзац этого рассказа-сказки: «Нигде на белом свете не может быть так хорошо, как у нас в Моховом. Это же прелесть что такое! Не зря ведь дед Кузьма говорит, что наша земля истинный рай и нету другой такой хорошей земли на белом свете!» Здесь выражена мысль о том, что не надо далеко ходить за счастьем: счастье - оно рядом, надо просто уметь его разглядеть; надо воспитывать глаз и развивать душу, чтобы уметь наслаждаться красотой мира, который окружает тебя.

События, которые описаны в тексте, происходят не в наши дни, а, скорее всего, сразу после Великой Отечественной войны. Можно спросить у детей, какие чувства и переживания героини этого произведения понятны и близки людям, живущим в самые разные исторические эпохи. Это чувство любви к родным, чувство восхищения красотой природы; привязанность к месту, где живешь.

Рассмотрим изучение еще одного произведения К.Г. Паустовского («Растрепанный воробей») на уроках литературного чтения.

Чтобы помочь детям представить характер Маши, можно предложить им найти в тексте подтверждение каждого качества.

Маша любознательная. Это видно из того, какие вопросы ее волнуют: «И было непонятно, как с такого черного неба может слетать такой белый снег. И еще было непонятно, почему среди зимы и морозов распустились у мамы на столе в корзине красные большие цветы. Но непонятнее всего была седая ворона…». Именно из-за Машиной любознательности случилось так, что ворона унесла мамин букетик: «Маше было любопытно посмотреть, как ворона протискивается в форточку. Она этого ни разу не видела. Маша влезла на стул, открыла форточку и спряталась за шкафом…».

Маша добрая девочка - она заботится о раненом воробье: «Маша принесла Пашку домой, пригладила ему перья щеткой, накормила и выпустила». Очень переживает, что по ее вине расстроилась мама: «А мама, когда возвратилась из театра, так долго плакала, что вместе с ней заплакала и Маша».

Впечатлительность Маши ярче всего проявляется во время спектакля, в том, как она воспринимает то, что происходит на сцене: « - Золушка! - тихо вскрикнула Маша и уже не могла оторваться от сцены». Это проявляется и в том, как Маша воспринимает музыку: «Было очень хорошо, что музыка все время только то и делала, что печалилась и радовалась за маму, как будто все эти скрипки, гобои, флейты и тромбоны были живыми добрыми существами». Чтобы ответить на вопрос о Машиной семье, школьникам придется еще раз внимательно просмотреть текст. Они выяснят, что Машин отец был моряком, что потом он «ушел на войну, потопил несколько фашистских кораблей, два раза тонул, был ранен, но остался жив. А теперь он опять далеко, в стране со странным названием «Камчатка», и вернется нескоро, только весной». Школьники догадаются, что Машина мама - балерина: «...она танцевала в театре, но никогда не брала с собой туда Машу»; «Все последние дни мама волновалась. Она готовилась впервые танцевать Золушку и обещала взять на первый же спектакль Петровну и Машу». Нянюшка Петровна находится постоянно рядом с Машей. Из текста понятно, что Петровна уже пожилой человек, что она добрая и немного строгая.

Отвечая на вопрос: «Как у Маши складываются отношения с птицами: с вороной и с воробьем Пашкой?», дети могут коротко пересказать некоторые эпизоды текста. Надо отметить, что ворона вызывает у Маши большой интерес. Она кажется девочке непонятной, загадочной. Маша вместе с Петровной часто видит мокрые следы на столе, оставленные вороной, когда никого нет в комнате.

Сначала Маша наблюдает за вороной из окна («…непонятнее всего была седая ворона. Она сидела на ветке за окном и смотрела, не моргая, на Машу»). Затем Маша открывает форточку и прячется за шкаф, чтобы «посмотреть, как ворона протискивается в форточку». Этот эксперимент заканчивается большой неприятностью: похищен мамин стеклянный букетик, подарок отца.

Что же касается отношений Маши с воробьем Пашкой, то они дружеские. Пашка благодарен Маше за то, что она его кормит. Воробей постоянно пытается выразить девочке свою признательность: то гусеницу принесет в подарок, то вещи, украденные вороной, старается вернуть. Не случайно именно Пашка возвращает стеклянный букетик Машиной маме.

Следующее задание, которое можно предложить ученикам («Расскажи все, что ты знаешь про Пашку») направлено на выявление одной из линий повествования. Можно еще раз обратить внимание школьников на название рассказа и отметить, что эта линия является одной из главных, по мнению самого автора. Пусть школьники расскажут о характере Пашки: он ловкий, умный, смелый (пусть найдут подтверждение каждого из этих качеств). Попросите детей коротко рассказать, что случилось с Пашкой и как он оказался у Маши дома.

Задание рассказать о случае с букетиком от лица разных героев произведения (воробья Пашки и няни Петровны) развивает умение смотреть на мир глазами другого человека или животного. Чтобы выполнить это задание, дети должны хорошо представлять характеры тех героев, от лица которых они будут говорить. Нужно еще раз обратить внимание на то, что воробей Пашка шустрый, ловкий, умный, смелый, что он обожает Машу. Важно, чтобы дети помнили, что нянюшка Петровна добрая, но строгая, немного ворчливая. Пусть школьники вспомнят, что Петровна говорила о проделках вороны; как она относилась к воробью Пашке. Также еще можно задать детям вопросы, призванные обратить внимание детей на исторические события, которые упоминаются в сказке: это исчезновение извозчиков и появление автомобилей в городах и Великая Отечественная война. Школьники снова должны будут просмотреть весь текст, чтобы найти размышления Пашкиного деда, старого воробья Чичкина, о произошедших вокруг переменах; чтобы еще раз отыскать строчки, где рассказывается, как Машин папа уходил на войну и был там ранен.

Важно, чтобы дети, завершая обсуждение сказки, пришли к выводу о том, что главным чудом в произведении является любовь, которая связывает его героев: их желание помочь друг другу, поддержать в трудный момент жизни. Стеклянный букетик не потерялся и не разбился потому, что Машин отец подарил его Машиной маме в знак большой любви для того, чтобы хотя бы букетик (если не он сам) смог присутствовать на таком важном событии, как исполнение мамой партии Золушки в балете (мама мечтала танцевать Золушку). Букетик не разбился потому, что любовь - это такая огромная ценность и сила, которой не страшны никакие случайные обстоятельства. И если ворона украла букетик, значит, найдется такой воробей, который его вернет!

Уроки чтения могут быть классными и внеклассными, то есть направленные на реализацию программы обучения и те, целью которых является изучение не включенных в программу художественных произведений.

Опираясь на знание этапов формирования учащихся-читателей и особенностей эстетического восприятия или литературных произведений, на уроках литературного чтения учитель организовывает чтение художественной литературы для младших школьников. Специфические цели учебно-воспитательной работы в чтении художественной литературы направлены на обеспечение знакомства учащихся с разнообразными детскими книгами, освоение детьми общих свойств и закономерностей, по которым группируют книги, овладение различными видами деятельности с доступными книгами, что, в конечном счете, дает возможность каждому ученику определить свой круг чтения.

Достижение учениками на уроках литературно чтения учебной цели, выполнение учебных задач обеспечивают успешное применение на уроках универсальных учебных действий.

При проведении внеклассных занятий обязательно учитывается принцип занимательности, помогающий возбудить у учащихся непосредственный интерес к предмету, вызвать стремление к получению знаний. Предлагаемые материалы и различные упражнения содержат, как правило, проблемную задачу. Трудные на первый взгляд задания привлекают учеников свой новизной. Вызывая у школьников интерес, они поддерживают дух поисков, открытий, активного познания нового, способствуют созданию положительной эмоциональной обстановки, без чего невозможно активное усвоения материала учащимися.

При проведении внеклассных занятий учитель не должен забывать о том, что активная заинтересованность и творческая деятельность учащихся являются показателем эффективности каждого занятия и всей работы в целом. Соблюдение этих условий помогает учителю регулировать весь ход внеурочной работы и находить оптимальные варианты занятий, позволяющие более успешно осуществлять задачи воспитания школьников.

Выводы по первой главе

В данной главе были рассмотрены этапы творчества писателя. К.Г. Паустовский разделял свое творчество на 3 периода. В каждом периоде произведения отличаются тематикой, взглядом автора на мир.

Рассказы Паустовского гуманистичны. Мы разделяем позицию тех авторов учебников по литературному чтению, которые включают в программу ознакомление детей с такими произведениями, как «Стальное колечко», «Заячьи лапы», «Кот-Ворюга» и «Какие бывают дожди», «Барсучий нос», «Корзина с еловыми шишками», «Спешите делать добро». В нашей работе мы предложили, опираясь на опыт учителей-практиков и свой собственный, оптимальный, с нашей точки зрения, процесс ознакомления с произведениями писателя.

Знакомство с любым произведением может осуществляться на уроках классного и внеклассного чтения. В работе мы рассмотрели обе формы организации работы. Основным отличием классного чтения от внеклассного является то, что произведения, изучаемые на уроках классного чтения, включены в программу обучения, а внеклассного - не включены, и выбирает их учитель исходя из многих факторов: традиции выбора, особенностей учащихся, личных склонностей.

Произведения К.Г. Паустовского - важный компонент круга чтения младшего школьника. Ознакомление детей с произведениями писателя помогает развивать у них представление о литературе как виде искусства, а также формировать нравственные представления и самостоятельность мышления. Но особенно ценным является то, что произведения писателя помогут детям понять окружающий мир и найти в нем свое место.