Война и мир толстой год написания. История создания романа «Война и мир

На уроке литературы в обязательном порядке школьники изучают замечательное произведение «Дубровский», которое затрагивает тему дружбы и показывает, насколько тонкой может быть грань между дружбой и ненавистью. Чтобы было легче знакомиться с произведением Дубровский, предлагаем краткое содержание. Краткое содержание Дубровский в 6 классе по главам поможет познакомиться с сюжетом и даст возможность работать с произведением и дальше, выполняя заданные .

Дубровский краткое содержание по главам

Глава 1

Итак, краткое содержание романа Дубровский переносит нас в одно из поместий. Там мы знакомимся со знатным помещиком . Это барин, который имеет хорошие связи. Его боятся все в округе и стараются не переходить ему дорогу. Сам же Троекуров никого не уважает исключением знакомого Дубровского, что обитает по соседству. Вот его, несмотря на то, что сосед бедный, он , а знакомы они еще по службе. Оба рано овдовели и были отцами одиночками. У Троекурова — красавица дочь, у Дубровского — хороший сын. Их дружбе все завидовали, но случилось непредсказуемое. Как-то, Троекуров хвастался перед своими гостями, где был и его друг-сосед, своей псарней и здесь Дубровский заметил, что собаки Кирила Петровича живут лучше слуг. И тут слуга псарь не удержался. Он внес свою лепту в разговор, сказав что многие помещики живут хуже собак Троекурова. Дубровский понял, что речь о нем, обиделся и уехал. В ответ он потребовал от Троекурова, чтобы тот прислал слугу, которого Андрей Гаврилыч Дубровский по-своему накажет. А тут еще люди Троекурова рубили лес Дубровского, тот поймал некоторых из них, отобрал лошадей, а людей побил розгами. Но такого не мог стерпеть Троекуров, только он имеет право наказывать своих людей. Весь в бешенстве, Троекуров решает отобрать имение Дубровского, зная, что у того сгорели все документы, заявляет, что именно ему принадлежит Кистеневка и обращается в суд.

Глава 2

На судебном заседании Дубровский не смог доказать свое право на владение Кистеневкой, поэтому суд передал право владения имением Троекурову, который с удовольствием подписал документ на имение Дубровского, тот не выдержав такого решения, сходит с ума. Троекуров же, увидев результат своей мести, не смог вдоволь насытиться своей победой.

Глава 3

Дубровский в имении, которое ему уже не принадлежит. Ему с каждым днем все хуже и хуже, поэтому няня вызывает его сына Владимира из Петербурга, где тот учится в кадетском корпусе. Владимир направляется в свою деревню. Его встречает слуга и говорит, что все мужики будут верны Дубровским до конца, так как не хотят служить Троекурову. Владимир идет к отцу и остается с ним наедине.

Глава 4

Отец не может толком разъяснить, что произошло, а между тем время апелляции истекает. Сам же Троекуров мучится угрызениями совести, если можно так назвать. Он решает поехать к Дубровским и помирится с Андреем и даже отдать право собственности. Но, когда подъезжал Троекуров к дому, его видит Дубровский старший и с ним случился удар, его парализовало. Владимир же не пускает Троекурова в дом и тот, разозлившись, уезжает. Старший Дубровский умирает.

Глава 5

Владимир хоронит отца, а после похорон, когда он возвращается домой, встречает судейских, которые приехали, дабы передать право владения имением Троекурову. Крестьяне Дубровских против, они не хотят служить Троекурову, сам же Владимир пытается унять мужиков и говорит, что будет просить защиты у государя. Судейские остаются в имении на ночь.

Глава 6

Не может смирится Владимир с потерей своей деревни, имения его отца и решается на отчаянный шаг. Он приказывает крестьянину Архипу спалить дом, при этом сказал, чтобы все двери оставались открытыми, дабы чиновники смогли выйти при пожаре, но Архип ослушался. В итоге при пожаре судейские погибают.

Глава 7

О пожаре заговорила вся округа. Троекуров лично проводит расследование и выясняет, кто именно был поджигатель, хотя и на Владимира также падает подозрение, но прямых улик нет. Вскоре в округе стала орудовать шайка, которая нападала на имения помещиков, поджигала их, но при этом имение Троекурова обходила по каким-то причинам, стороной. Как говорил сам Троекуров, все благодаря его хорошей охранной системе. Предводителем шайки считают Владимира Дубровского.

Глава 8

В этой главе мы знакомимся с Машей, дочерью Троекурова. Она была красавицей и отец ей во всем ей потакал. Также у Троекурова был сын Саша от гувернантки, которому потребовался воспитатель. На эту роль приглашают некого француза Дефоржа, который понравился Троекурову. Маша не замечает молодого учителя, ведь для нее он обычный слуга, но один случай все изменил. Как-то Троекуров решил пошутить над французом и отправил в комнату к медведю, что был прикован на цепь. Одно было спасение для людей, это угол комнаты, куда голодный зверь не доставал. Однако Дефорж не растерялся и воспользовавшись пистолетом, убил медведя. Такой поступок только поднял француза в глазах Троекурова, сама же Маша стала засматриваться на Дефоржа как женщина и быстро влюбляется в учителя младшего брата.

Глава 9

На повестке дня праздник во время которого в имение Троекурова съехались многие гости, с опозданием прибыл и Спицын, тот самый, кто стал лжесвидетелем, сказав на суде, что Дубровский незаконно владеет своим поместьем. Свое опоздание он объяснил тем, что везет с собой крупную сумму и пришлось ехать объездными путями, дабы банда Дубровского его не ограбила. Одна из гостей сказала, что Дубровский справедливый и не всех грабит, так ее пощадил и она смогла передать деньги своему сыну, что сейчас служит. Сам же Троекуров сказал, что не страшна ему банда и в случае нападения, он со всеми ими расправится, а далее Троекуров рассказал гостям о своей шутке над учителем-французом и о его подвиге.

Глава 10

Спицын постоянно думает о своих деньгах и о том, что его могут ограбить поэтому оставаясь ночевать у Троекурова, он просит, чтобы отважный Дефорж, который не испугался голодного медведя, остался ночевать в одной с ним комнате. Дефорж соглашается. Ночью же выяснилось, что Дефорж и является тем самым Владимиром, который попытался забрать сумку с деньгами. Спицыну же приказал не кричать, пригрозив на тот случай, если Спицын захочет его выдать.

Глава 11

Данная глава знакомит нас с тем, как именно Владимиру удалось стать французским учителем. Настоящего Дефоржа Владимир встретил на станции, где тот ожидал лошадей, которые должны были его доставить в имение к Троекуровым. Владимир платит десять тысяч и получает документы француза, а также рекомендательные письма. Таким образом Владимиру удается поникнуть в дом. Там он стал пользоваться уважением, а когда в доме Троекурова встретился с одним из обидчиков — Спицыным, он не удержался и забрал деньги. Сам же Спицын с самого утра со страхом покидает усадьбу Троекурова.

Глава 12

На французском уроке, Дефорж дает письмо Маше, где говорится о свидании в беседке. Там он раскрывает свое настоящее имя и говорит ей о своей любви. Он также рассказал, что более не держит зла на ее отца, однако ему нужно на некоторое время скрыться. В это время к Троекуровым является исправник, чтобы арестовать француза, так как по показаниям Спицына это и есть Дубровский, но того и след простыл.

Глава 13

Проходит год, в летний период в свое деревенское имение, которое было по соседству с имением Троекурова, приехал князь Варейкин, которому было пятьдесят, хотя выглядел он и того старше. Соседству такому Троекуров обрадовался, помещики стали друг друга часто посещать. Посещая Троекуровых, Варейкину понравилась Маша и он начинает за ней ухаживать.

Глава 14

Маша получает письмо, но прочитать его она не успевает, ведь ее к себе вызывает отец. Как оказалось, Варейкин попросил ее руки и отец согласился. Несчастной Маше приказано готовиться к свадьбе. Маша идет в комнату и там читает письмо. Оно от Дубровского младшего. Владимир просит ее о встрече.

Глава 15

Маша видится с Владимиром, который узнал о предстоящей свадьбе. Он хочет увезти девушку и избавить от Варейкина, но та надеется переубедить отца мирным способом. Если отец будет непоколебим в своем решении, тогда она взяла слово Владимира о том, что он ее спасет из-под венца. Владимир дает кольцо, с помощью которого Маша сможет предупредить о беде, оставив его в дупле дерева.

Глава 16

Маша принимает решение написать письмо князю, где просит чтобы тот отказался от сватовства и намерений на ней женится, но князь не только не отказывается от замысла, но еще и показывает письмо отцу Маши. Троекуров ускоряет свадьбу и назначает ее через два дня. Маша грозит обратиться за помощью к Дубровскому, тогда ее отец запирает.

Глава 17

Маша взаперти и не знает, как передать знак Дубровскому и тут к ее окну приходит Саша — младший брат. Его она просит бросить кольцо в дупло, что тот и делает. Однако он увидел, что кольцо забирает незнакомый мальчик. Не зная, что это посыльный Дубровского, Саша начинает драться с мальчиком, на помощь Саше приходит слуга. Незнакомого мальчика ведут к Троекурову, который узнает, что к чему. Он понимает, что с помощью кольца происходила переписка Маши и Владимира. Мальчика барин отпускает, однако из-за задержки, Владимир не успевает.

Глава 18

Машу нарядили в свадебное платье. Ее везут в церковь, где ее уже ожидает жених. Происходит процедура венчания, после которой молодожены направляются в дом Варейкина. По дороге их останавливает банда Дубровского. Варейкин ранит Владимира, но тот намеревается спасти Машу. Девушка же отказывается от помощи, ведь венчание состоялось, а она не может пренебречь обрядом, совершенным в церкви.

Глава 19

В этой главе Дубровский узнает, что к их разбойничьему укреплению направляются солдаты. Разбойники выдержали штурм и прогнали солдат, однако Дубровский понимает, что на этом гонения не прекратятся. Он распускает шайку и сам также скрывается в неизвестном направлении. Больше его никто не видел.

План

1. Соседи-друзья
2. От дружбы до ненависти один нелепый случай
3. Троекуров судится с Дубровским за имение. Дубровские проигрывает суд
4. Владимир едет к отцу. Смерть Дубровского старшего
5. Похорон. Пожар в доме Дубровского
6. Банда, что орудует в деревне
7. Француз-учитель для младшего сына Троекурова
8. Дефорж и медведь
9. Праздник в доме Троекуровых. Дефорж и есть Владимир
10. Владимир признается в любви к дочери Троекурова.
11. Владимир исчезает, чтобы не попасть в руки полиции.
12. Сватовство Маши
13. Владимир вызывается помочь, но Маша сама пытается все уладить.
14. Свадьба Маши и Варейкина.
15. Владимир опоздал. Маша остается с Варейкиным.
16. Владимир распускает банду и сам исчезает.

Пушкин, Краткое содержание Дубровский, План

2.9 (57.65%) 17 votes

Сочинение «Владимир Дубровский и Маша Троекурова»

d2ddea18f00665ce8623e36bd4e3c7c5

В повести ведется повествование о жизни двух семейств – Троекуовых и Дубровских. Когда-то Кирилла Петрович Троекуров и Андрей Гаврилович Дубровский были сослуживцами, поэтому Андрей Гаврилович – единственный в округе, кто не боится властного характера богатого соседа. У Дубровского есть сын Владимир, служащий в Петербурге, а у Троекурова дочь Маша, и сам Троекуров мечтает о том, чтобы поженить детей. Но неожиданно соседи ссорятся и отдаляются друг от друга. Более того – Троекурову очень не нравится независимое поведение Дубровского, и он решает любыми путями, пусть даже незаконными, отобрать у него имение. Вскоре Дубровского вызывают в суд и читают ему судебное решение, по которому его Кистеневка теперь принадлежит Троекурову.

После суда Дубровский тяжело заболевает, и крепостная крестьянка пишет письмо в Петербург Владимиру, в котором сообщает о том, что произошло. Владимир приезжает в Кистеневку и видит тяжелое состояние отца. Троекурова мучает совесть, и он едет к Дубровскому, чтобы помириться. Но в момент встречи бывших друзей ненависть Дубровского настолько сильна, что у него случается паралич. Владимир выгоняет Троекурова из дома, а его отец умирает.


Вскоре после смерти Андрея Гавриловича в Кистеневку приезжают судебные приставы, сообщающие, что Троекуров хочет вступить во владение своей собственностью. Крестьяне хотят убить приставов, но Владимир не дает им это сделать. Ночью он останавливает и кузнеца Архипа, пробравшегося в дом с теми же намерениями. В результате всех этих событий Владимир решает, что будет лучше, если он уедет из поместья. Он велит собрать всех людей, вывести их из дома и поджечь дом. Кузнец Архип выполняет все, как говорит Владимир, за исключением одного – он запирает двери дома, и все чиновники гибнут во время пожара. Скрывшегося Владимира обвиняют в убийстве приставов.

А в это время в губернии объявляется шайка разбойников, которая грабит всех помещиков, не трогая только одного – Троекурова. Появляются слухи, что главарь разбойников – Владимир Дубровский.


В дом к Троекуровым приезжает француз Дефорж, которого Троекуров приглашает в качестве учителя для своего сына Саши. Дефорж покорен красотой Маши, но она не обращает на него внимания. Троекуров решает «проверить» француза тем же способом, каким он обычно развлекается с гостями – заводит учителя в комнату, где находится голодный медведь. Дефорж убивает медведя. Маша впечатлена подобной храбростью, и между молодыми людьми устанавливается дружба, постепенно переходящая в более нежное чувство.

В доме Троекурова гости. Сидя за столом, один из помещиков, Спицын, рассказывает о том, что он солгал на суде против Дубровского. После ужина Спицын, у которого с собой было много денег, решает переночевать в комнате француза, так как наслышан о его храбрости. Ночью он просыпается от того, что кто-то пытается взять его деньги, и видит Дефоржа с пистолетом около своей кровати. Дефорж говорит ему, что он Дубровский. Утром Спицын, уезжает домой, никому ничего не рассказав. Маша тайком встречается с Дефоржем, и тот признается ей в том, что на самом деле он – Владимир Дубровский. После этого француз исчезает из дома. И как раз вовремя – в дом приезжает исправник, который говорит, что он и есть исчезнувший Дубровский.


Троекуров собирается выдать Машу замуж за князя Верейского. Маша просит отца не делать этого, но тот неумолим. Тогда Маша просит помощи у Дубровского, передавая ему с Сашей кольцо, которое мальчик должен спрятать в дупле дуба. Но Дубровский не приезжает за Машей ни в дом отца, ни в церковь, где состоялось венчание. Только когда карета с новобрачными едет из церкви, ее останавливает группа людей с Дубровским во главе, который говорит Маше, что она свободна. Князь стреляет в него и ранит, люди Дубровского хотят убить князя, но тот не велит им этого делать. Маша говорит Дубровскому, что он опоздал. Дубровский теряет сознание, и его увозят. Вскоре то место, где расположились разбойники, окружают солдаты. В ходе боя разбойники одерживают победу. Но через несколько дней после этого Дубровский объявляет своим сподвижникам, что он уезжает. После этого его уже никто не видит – говорят, что он уехал за границу.

«Война и мир» Льва Толстого — не просто классический роман, а настоящий героический эпос, литературная ценность которого не сравнима ни с одним другим произведением. Сам писатель считал его поэмой, где частная жизнь человека неотделима от истории целой страны.

Семь лет понадобилось Льву Николаевичу Толстому, чтобы довести до совершенства свой роман. Еще в 1863 году писатель не раз обговаривал планы по созданию масштабного литературного полотна со своим тестем А.Е. Берсом. В сентябре этого же года отец жены Толстого прислал письмо из Москвы, где упоминал об идее писателя. Историки считают эту дату официальным началом работы над эпопеей. Уже через месяц Толстой пишет своей родственнице, что все его время и внимание занимает новый роман, над которым он думает так, как никогда раньше.

История создания

Первоначальной идеей писателя было создание произведения о декабристах, которые провели в ссылке 30 лет и вернулись домой. Отправной точкой, описанной в романе, должен был стать 1856 год. Но затем Толстой изменил свои планы, решив отобразить все с начала восстания декабристов 1825 года. И этому не суждено было сбыться: третьей идеей писателя стало желание описать молодые годы героя, которые совпали с масштабными историческими событиями: войной 1812 года. Окончательным же вариантом стал период с 1805 года. Так же был расширен круг героев: события в романе охватывают историю многих личностей, которые прошли через все тяготы разных исторических периодов в жизни страны.

Несколько вариантов имело и название романа. «Рабочим» было наименование «Три поры»: молодость декабристов в период Отечественной войны 1812 года; Декабристское восстание 1825 года и 50- е годы 19 века, когда произошло сразу несколько важных событий в истории России — Крымская война, уход из жизни Николая I, возвращение амнистированных декабристов из Сибири. В конечном варианте писатель решил акцентировать внимание на первой поре, так как написание романа даже в таком масштабе требовало больших усилий и времени. Так вместо обычного произведения родилась целая эпопея, не имеющая аналогов в мировой литературе.

Всю осень и начало зимы 1856 года Толстой посвятил написанию начала «Войны и мира». Уже в это время он не раз пытался бросить работу, так как по его мнению не получалось на бумаге передать весь замысел. Историки говорят, что в архиве писателя насчтывалось пятнадцать вариантов начала эпопеи. В процессе работы Лев Николаевич пытался сам для себя найти ответы на вопросы о роли человека в истории. Ему пришлось изучить множество хроник, документов, материалов, описывающие события 1812 года. Сумбур в голове писателя вызывало то, что все информационные источники по разному давали оценку как Наполеону, так и Александру I. Тогда Толстой принял для себя решение отойти от субъективных утверждений чужих людей и отобразить в романе свою собственную оценку событий, основанную на правдивых фактах. Из разноплановых источников он заимствовал документальные материалы, записи современников, газетные и журнальные статьи, письма генералов, архивные документы Румянцевского музея.

(Князь Ростов и Ахросимова Марья Дмитриевна )

Посчитав нужным побывать непосредственно на месте событий, Толстой два дня провел в Бородине. Ему было важно лично объехать место, где разворачивались масштабные и трагические события. Он даже лично делал зарисовки солнца на поле во время разного периода суток.

Поездка дала возможность писателю по-новому прочувствовать дух истории; стала своеобразным вдохновением для дальнейшей работы. На протяжении семи лет работа шла на душевном подъеме и «горении». Рукописи состояли более чем из 5200 листов. Поэтому «Война и мир» легко читается даже спустя полтора столетия.

Анализ романа

Описание

(Наполеон перед сражением в задумчивости )

В романе «Война и мир» затронут шестнадцатилетний период истории России. Отправная дата — 1805 год, окончательная — 1821. В произведении «занято» больше 500 персонажей. Это как реально существующие люди, так и вымышленные писателем для придания красочности описания.

(Кутузов перед Бородинской битвой обдумывает план )

В романе переплетаются две основные сюжетные линии: исторические события в России и личная жизнь героев. Реальные исторические личности упоминаются в описании Аустерлицкого, Шенграбенского, Бородинского сражения; взятии Смоленска и сдаче Москвы. Больше 20 глав отведено именно Бородинскому сражению, как основному решающему событию 1812 года.

(На иллюстрации эпизод Бала Наташи Ростовой их к/ф "Война и мир" 1967г. )

В противостояние «военному времени» писатель описывает личный мир людей и все то, что их окружает. Герои влюбляются, ссорятся, мирятся, ненавидят, страдают… На противостоянии различных персонажей, Толстой показывает разницу в нравственных принципах индивидуумов. Писатель пытается рассказать, что различные события способны изменить мировоззрение. Одна целостная картина произведения складывается из трехсот тридцати трех глав 4 томов и еще двадцати восьми глав, размещенных в эпилоге.

Первый том

Описаны события 1805 года. В «мирной» части затронуты жизнь в Москве и Петербурге. Писатель знакомит читателя с обществом главных героев. «Военная» часть — Аустерлицкая и Шенграбенская битвы. Толстой завершает первый том описанием того, как военные поражения повлияли на мирную жизнь персонажей.

Второй том

(Первый бал Наташи Ростовой )

Это полностью «мирная» часть романа, которая затронула жизнь героев в период 1806-1811 годов: зарождение любви Андрея Болконского к Наташе Ростовой; масонство Пьера Безухова, похищение Карагиным Наташи Ростовой, получение Болконским отказа от Наташи Ростовой выйти замуж. Завершение тома — описание грозного предзнаменования: появление кометы, которая является символом больших потрясений.

Третий том

(На иллюстрации эпизод Бородинского сражение их к/ф "Война и мир" 1967г. )

В этой части эпопеи писатель обращается к военному времени: вторжение Наполеона, сдача Москвы, Бородинское сражение. На поле боя вынуждены пересекаться главные мужские персонажи романа: Болконский, Курагин, Безухов, Долохов… Завершение тома — взятие в плен Пьера Безухова, устроившего неудачную попытку покушения на Наполеона.

Четвертый том

(После битвы раненные прибывают в Москву )

«Военная» часть — описание победы над Наполеоном и позорное отступление французской армии. Затрагивает писатель и период партизанской войны после 1812 года. Все это переплетается с «мирными» судьбами героев: уходят из жизни Андрей Болконский и Элен; зарождается любовь между Николаем и Марьей; задумываются о совместной жизни Наташа Ростова и Пьер Безухов. А главным персонажем тома становиться русский солдат Платон Каратаев, словами которого Толстой пытается передать всю мудрость простого народа.

Эпилог

Эта часть посвящена описанию перемен в жизни героев через семь лет после 1812 года. Наташа Ростова замужем за Пьером Безуховым; обрели свое счастье Николай и Марья; повзрослел сын Болконского — Николенька. В эпилоге автор размышляет о роли отдельных личностей в истории целой страны, и пытается показать исторические взаимосвязи событий и человеческих судеб.

Главные герои романа

В романе упоминается больше 500 персонажей. Самых главных из них автор попытался описать максимально точно, наделив особыми чертами не только характера, но и внешности:

Андрей Болконский — князь, сын Николая Болконского. Постоянно ищет смысл жизни. Толстой описывает его как красивого, сдержанного и с «сухими» чертами лица. Он обладает сильной волей. Умирает в результате ранения, полученного при Бородино.

Марья Болконская — княжна, сестра Андрея Болконского. Неприметная внешность и лучистые глаза; набожность и тревога за родных. В романе она выходит замуж за Николая Ростова.

Наташа Ростова — дочь графа Ростова. В первом томе романа ей всего 12 лет. Толстой описывает ее как девушку не совсем красивой внешности (черные глаза, большой рот), но при этом «живая». Ее внутренняя красота привлекает мужчин. За руку и сердце готов бороться даже Андрей Болконский. В конце романа выходит замуж за Пьера Безухова.

Соня

Соня — племянница графа Ростова. В противовес своей кузине Наташе — красивая внешне, но гораздо беднее душевно.

Пьер Безухов — сын графа Кирилла Безухова. Неуклюжая массивная фигура, добрый и одновременно сильный характер. Он может быть суровым, а может становиться ребенком. Увлекается масонством. Пытается изменить жизнь крестьян и повлиять на масштабные события. Вначале женат на Элен Курагиной. В конце романа берет в жены Наташу Ростову.

Элен Курагина — дочь князя Курагина. Красавица, видная светская дама. Вышла замуж за Пьера Безухова. Изменчива, холодна. Погибает в результате аборта.

Николай Ростов — сын графа Ростова и брат Наташи. Продолжатель рода и защитник Отечества. Принимал участие в военных кампаниях. Женился на Марье Болконской.

Федор Долохов — офицер, участник партизанского движения, а также большой кутежник и любитель дам.

Графья Ростовы

Графья Ростовы — родители Николая, Наташи, Веры, Пети. Почитаемая семейная пара, пример для подражания.

Николай Болконский — князь, отец Марьи и Андрея. В Екатерининское время значительная личность.

Большое внимание автор уделяет описанию Кутузова и Наполеона. Полководец предстает перед нами как умный, непритворный, добрый и философский. Наполеон описывается как маленький толстячок с неприятно-притворной улыбкой. В то же время, он несколько таинственный и театральный.

Анализ и вывод

В романе «Война и мир» писатель пытается донести до читателя «народную мысль». Ее суть в том, что у каждого положительного героя есть своя связь с нацией.

Толстой отошел от принципа вести рассказ в романе от первого лица. Оценка персонажей и событий идет через монологи и авторские отступления. В то же время, писатель оставляет право читателю самому дать оценку происходящему. Ярким примером подобного может служить сцена Бородинского сражения, показанная как со стороны исторических фактов, так и субъективного мнения героя романа Пьера Безухова. Не забывает писатель и о яркой исторической личности — генерале Кутузове.

Главная идея романа лежит не только в раскрытии исторических событий, но и в возможности понять, что любить, верить и жить нужно при любых обстоятельствах.

«Война и мир» Толстого как роман-эпопея

Толстой начал работу над романом в 1863 году, сразу после того как прошел пятидесятилетний юбилей со дня победы над французами в Отечественной войне 1812 года, а закончил в 1869 году.

Толстой довольно долго шел к идее «Войны и мира». Сначала он задумывал произведение под названием «Декабристы», главным героем которого должен был стать декабрист Волхонский-Лобазов, возвращающийся из сибирской ссылки. По замыслу автора, этот энергичный мужчина преклонного возраста должен был очень сильно выделяться на фоне потерявших «дум высокое стремление» соотечественников, не способных на решительные действия. Учитывая, что в центре произведения находилось бы описание российской общественной и бытовой жизни того времени, а основой романа являлось подобное сатирическое противопоставление, «Декабристов» можно было бы назвать социально-психологическим романом.

Но события 1825 года привели автора к 1812 году, ведь именно общественный подъем после победы над Наполеоном породил восстание декабристов. Таким образом, Толстой приходит к идее нового произведения - исторического романа «Три поры», в котором процесс формирования и становления характера главного героя протекал на фоне исторических событий начала XIX века.

Толстой, работая над этим произведением, увлекается изображением зарисовок Отечественной войны, и роман начинает все более походить на историческую хронику, где факты выстроены в строгой хронологической последовательности. Так автор понимает, что история стала уже самостоятельным предметом повествования, а произведение все более напоминает героическую поэму. Так появляется задумка произведения под названием «Все хорошо, что хорошо кончается». Этот роман уже включает в себя не только описание жизни дворянского общества, но и зарисовки крестьянского быта. Там уже встречаются знакомые герои - Ростовы, Безухов и Болконский. Это предпоследняя версия романа Толстого, и после отказа от этого варианта автор начинает работу над «Войной и миром». Таким образом, в произведении сохранились признаки жанров всех предыдущих замыслов: романа, героической поэмы, а также исторической хроники, где народ - главный герой истории, а Отечественная война - не фон, а идейный и композиционный центр произведения.

«Эпический род мне становится один естественен», - записывает Толстой в дневнике 3 января 1863 года, незадолго до начала написания романа. Через два с половиной года (30 сентября 1865) Толстой записал в своем дневнике: «Есть поэзия романиста: 1) […] 2) в картине нравов, построенных на историческом событии - Одиссея, Илиада, 1805 год», то есть он проводил параллель между трудами Гомера и своим романом.

Толстой ценил эпопею за то, что в ее центре находятся судьбы не одного или нескольких героев, а всего народа и даже народов. В 1868 году Толстой написал статью «Несколько слов о книге «Война и мир»», где пытался ответить на вопрос, чем же именно является его роман. Размышляя о жанре, он писал: «Это не роман, еще менее поэма, еще менее - историческая хроника. «Война и мир» есть то, что хотел и мог выразить автор в той форме, в которой оно выразилось». И далее Толстой пишет, что проблема с определением жанра, с которой столкнулась «Война и мир», свойственна для многих других произведений: «История русской литературы со времени Пушкина не только представляет много примеров такого отступления от европейской формы, но не дает даже ни одного примера противного. Начиная от «Мертвых душ» Гоголя и до «Мертвого дома» Достоевского, в новом периоде русской литературы нет ни одного художественного прозаического произведения, немного выходящего из посредственности, которое бы вполне укладывалось в форму романа, поэмы или повести». То есть, по словам Толстого, все великие произведения русской литературы не укладываются в традиционные представления о европейском романе.

В ХХ веке литературоведам все же удалось сойтись в вопросе жанрового определения романа: они назвали произведение романом-эпопеей, в первую очередь потому, что «Война и мир» - цельное художественное произведение, но в нем много можно увидеть черты многих романов.

  1. Исторический роман. Читатель понимает, что это историческое произведение, когда видит ссылку на прошлое, а также встречает в романе реальных исторических личностей, таких как Кутузов, Наполеон, Александр I. Толстой во время работы над романом пользовался многими историческими источниками. Например, автор обращался к книгам о масонстве, к трудам историков войны (как к русским, так и к французским) и к историческим хроникам. Но взаимодействие Толстого с историками более напоминает спор, чем полноценное сотрудничество, именно поэтому автор часто обращается к воспоминаниям современников - к работам русских и французских мемуаристов.
  2. Психологический роман. Современникам казалось странным соединение исторического и психологического произведений. По такому пути шел А. С. Пушкин в романе «Капитанская дочка» и в драме «Борис Годунов». В романе Толстого много вымышленных героев, но для них были прототипы: Денисов - Денис Давыдов; прототипом старого князя Болконского является дед Толстого по матери - Волконский и т. д. Толстой строил героев так, чтобы их поступки и образ мыслей не вступали в противоречие с реальными героями эпохи, то есть нет никакого противоречия между поступками реальных героев и вымышленных. Н. Г. Чернышевский очень точно определил особенности психологизма Толстого. По его словам, автора «Войны и мира» интересует «сам психический процесс, его формы, его законы, диалектика души». Критик назвал «диалектикой души» подробное воспроизведение в художественном произведении чувства в движении: процесса зарождения чувства, затем развития, потом передачи другому герою. Перед читателями пройдут этапы духовных исканий главных героев, таких как Пьер Безухов, Андрей Болконский и Наташа Ростова.
  3. В романе есть также черты батального романа. Толстой очень подробно описывает Шенграбенское, Аустерлицкое и Бородинское сражения, количество солдат, расположение войск, потери убитыми и пленными и так далее.
  4. Черты любовного или семейного романа также присутствуют в «Войне и мире» в большом количестве. В романе можно насчитать более десяти любовных линий, каждая из которых описывается достаточно подробно.

В «Войне и мире» можно также увидеть черты многих других романов, например воспитательного романа, светского, московского, петербургского и так далее. Разнообразие направлений сюжета, большое количество персонажей и сюжетных линий, охват большого временного промежутка, обращение к историческим источникам и наличие в произведении реальных исторических личностей позволяют со всей уверенность назвать «Войну и мир» романом- эпопеей.

Роману «Война и мир» Л.Н. Толстой посвятил семь лет напряженного и упорного труда. 5 сентября 1863 года А.Е. Берс, отец Софьи Андреевны, жены Л.Н. Толстого, послал из Москвы в Ясную Поляну письмо со следующим замечанием: «Вчера мы много говорили о 1812 годе по случаю намерения твоего написать роман, относящийся к этой эпохе». Именно это письмо исследователи считают «первым точным свидетельством», датирующим начало работы Л.Н. Толстого над «Войной и миром». В октябре того же года Толстой писал своей родственнице: «Я никогда не чувствовал свои умственные и даже все нравственные силы столько свободными и столько способными к работе. И работа эта есть у меня. Работа эта - роман из времени 1810 и 20-х годов, который занимает меня вполне с осени... Я теперь писатель всеми силами своей души, и пишу и обдумываю, как я еще никогда не писал и не обдумывал».

О том, как создавалось одно из крупнейших мировых творений, свидетельствуют рукописи «Войны и мира»: в архиве писателя сохранилось свыше 5200 мелко исписанных листов. По ним можно проследить всю историю создания романа.

Первоначально Толстой задумал роман о декабристе, возвратившемся после 30-летней сибирской ссылки. Действие романа начиналось в 1856 году, незадолго до отмены крепостного права. Но затем писатель пересмотрел свой замысел и перешел к 1825 году - эпохе восстания декабристов. Но вскоре писатель оставил и это начало и решил показать молодость своего героя, совпавшую с грозной и славной порой Отечественной войны 1812 года. Но и на этом Толстой не остановился, и так как война 1812 года находилась в неразрывной связи с 1805 годом, то и все сочинение он начал с этого времени. Перенеся начало действия своего романа на полвека в глубь истории, Толстой решил провести через важнейшие для России события не одного, а многих героев.

Свой замысел - запечатлеть в художественной форме полувековую историю страны - Толстой назвал «Три поры». Первая пора - это начало века, его первые полтора десятилетия, время молодости первых декабристов, прошедших через Отечественную войну 1812 года. Вторая пора - это 20-е годы с их главным событием - восстанием 14 декабря 1825 года. Третья пора - 50-е годы, неудачный для русской армии конец Крымской войны, внезапная смерть Николая I, амнистия декабристов, их возвращение из ссылки и время ожидания перемен в жизни России.

Однако в процессе работы над произведением писатель сузил рамки своего первоначального замысла и сосредоточил внимание на первой поре, коснувшись лишь в эпилоге романа начала второй поры. Но и в таком виде замысел произведения оставался глобальным по своему размаху и потребовал от писателя напряжения всех сил. В начале работы Толстой понял, что привычные рамки романа и исторической повести не смогут вместить все богатство задуманного им содержания, и начал настойчиво искать новую художественную форму, он хотел создать литературное произведение совершенно необычного типа. И ему это удалось. «Война и мир», по утверждению Л.Н. Толстого, - не роман, не поэма, не историческая хроника, это - роман-эпопея, новый жанр прозы, получивший после Толстого широкое распространение в русской и мировой литературе.

На протяжении первого года работы Толстой напряженно трудился над началом романа. По признанию самого автора, множество раз он начинал и бросал писать свою книгу, теряя и обретая надежду высказать в ней все то, что ему хотелось высказать. В архиве писателя сохранилось пятнадцать вариантов начала романа. В основе замысла произведения лежал глубокий интерес Толстого к истории, к философским и общественно-политическим вопросам. Произведение создавалось в атмосфере кипения страстей вокруг главного вопроса той эпохи - о роли народа в истории страны, о его судьбах. Работая над романом, Толстой стремился найти ответ на эти вопросы.

Для того чтобы правдиво описать события Отечественной войны 1812 года, писатель изучил огромное количество материалов: книг, исторических документов, воспоминаний, писем. «Когда я пишу историческое, - указывал Толстой в статье «Несколько слов по поводу книги “Война и мир”, - я люблю быть до малейших подробностей быть верным действительности». Работая над произведением, он собрал целую библиотеку книг о событиях 1812 года. В книгах русских и иностранных историков он не нашел ни правдивого описания событий, ни справедливой оценки исторических деятелей. Одни из них безудержно восхваляли Александра I, считая его победителем Наполеона, другие возвеличивали Наполеона, считая его непобедимым.

Отвергнув все труды историков, изображавших войну 1812 года как войну двух императоров, Толстой поставил себе цель правдиво осветить события великой эпохи и показал освободительную войну, которую вел русский народ против иноземных захватчиков. Из книг русских и иностранных историков Толстой позаимствовал лишь подлинные исторические документы: приказы, распоряжения, диспозиции, планы сражений, письма и т. д. Он внес в текст романа письма Александра I и Наполеона, которыми русский и французский императоры обменялись перед началом войны1812 года; диспозицию Аустерлицкого сражения, разработанную генералом Вейротером, а также диспозицию Бородинского сражения, составленную Наполеоном. В главы произведения включены также письма Кутузова, которые служат подтверждением характеристики, данной фельдмаршалу автором.

При создании романа Толстой пользовался мемуарами современников и участников Отечественной войны 1812 года. Так, из «Записок о 1812 годе Сергея Глинки, первого ратника Московского ополчения», писатель заимствовал материалы для сцен, изображающих Москву в дни войны; в «Сочинениях Дениса Васильевича Давыдова» Толстой нашел материалы, положенные в основу парти- занских сцен «Войны и мира»; в «Записках Алексея Петровича Ермолова» писатель нашел много важных сведений о действиях русских войск во время их заграничных походов 1805-1806 годов. Много ценных сведений Толстой обнаружил и в записях В.А. Перовского о его пребывании в плену у французов, и в дневнике С. Жихарева «Записки современника с 1805 по 1819 год», на основе которых в романе описана московская жизнь той поры.

Работая над произведением, Толстой также пользовался материалами газет и журналов эпохи Отечественной войны 1812 года. Много времени он провел в рукописном отделении Румянцевского музея и в архиве дворцового ведомства, где внимательно изучил неопубликованные документы (приказы и распоряжения, донесения и доклады, масонские рукописи и письма исторических лиц). Здесь же он познакомился с письмами фрейлины императорского дворца М.А. Волковой к В.А. Ланской, письмами генерала Ф.П. Уварова и других лиц. В письмах, не предназначавшихся для печати, писатель находил драгоценные подробности, изображавшие быт и характеры современников 1812 года.

Два дня Толстой пробыл в Бородине. Объехав поле боя, он написал жене: «Я очень доволен, очень, - своей поездкой... Только бы дал бог здоровья и спокойствия, а я напишу такое Бородинское сражение, какого еще не было». Между рукописями «Войны и мира» сохранился листок с заметками, сделанными Толстым в то время, когда он находился на Бородинском поле. «Даль видна на 25 верст», - записал он, зарисовав при этом линию горизонта и отметив, где расположены деревни Бородино, Горки, Псарево, Семеновское, Татариново. На этом листе он отметил движение солнца во время сражения. Работая над произведением, эти краткие заметки Толстой развернул в неповторимые картины Бородинского боя, полные движения, красок и звуков.

На протяжении семи лет напряженного труда, которого потребовало написание «Войны и мира», Толстого не покидали душевный подъем и творческое горение, и именно поэтому произведение не утратило своего значения до настоящего времени. Прошло более столетия со дня появления в печати первой части романа, и неизменно «Войну и мир» читают люди всех возрастов - от юношей до стариков. В годы работы над романом-эпопеей Толстой заявил, что «цель художника не в том, чтобы неоспоримо разрешить вопрос, а в том, чтобы заставить любить жизнь в бесчисленных, никогда не истощимых всех ее проявлениях». Тогда же он признался: «Ежели бы мне сказали, что то, что я пишу, будут читать теперешние дети лет через двадцать и будут над ним плакать и смеяться и полюблять жизнь, я бы посвятил ему всю свою жизнь и все свои силы». Немало таких произведений создано Толстым. «Война и мир», посвященная одной из кровопролитнейших войн XIX века, но утверждающая идею торжества жизни над смертью, занимает среди них почетное место.