Обработка и сведение вокала. Запись и сведение вокала

Paulina Steel,

Sound designer.

После того, как все этапы редактирования вокала пройдены, можно приступить непосредственно к его сведению с минусом. Одним из основных моментов сведения, будь то мультитрек или сведение голоса с фонограммой, является эквализация. Звукорежиссер, работающий с этим инструментом, может как успешно сделать свой микс гармоничным и "вкусным" при умелой работе, так и разрушить то хорошее, что было записано, и усугубить дефекты записи.

Надо понимать, что исторически эквалайзер был создан как прибор для устранения дефектов записи, поэтому первостепенно необходимо проанализировать свою фонограмму и вокальный трек на предмет дефектов АЧХ (амплитудно-частотной характеристики).

В наше время, когда практически каждому доступна запись на достаточно неплохих микрофонах, мы не можем говорить о дефектах записи, таких как были в прошлом. Тем не менее, каждый микрофон имеет свое звучание, один может "завышать", другой может придавать излишний носовой призвук вокалисту и т.п. Любое "слишком" мы можем воспринять как момент, достойный корректировки. Конечно, здесь может возникнуть вопрос об акустике, на которой ведется контроль. Разумеется, акустика тоже разная, и одна может завышать, другая занижать, но в данной статье мы имеем в виду, что наш читатель делает сведение на профессиональных мониторных колонках и должен исследовать запись исходя из сравнения с другими записями и пользуясь своим музыкальным опытом на данной акустике.

Также следует помнить, что эквалайзером можно полностью изменить характер инструмента или вокала. Задачей звукорежиссера опять же считается прежде всего - не навредить, а при возможности улучшить звучание, при этом оставив человека человечным и живым, не исказив его характерные особенности исполнения и по возможности подчеркнуть их. Вокалист в большинстве случаев - это главный герой композиции, и к его эквализации нужно подходить соответственно. Сразу можно сказать, что у любого поющего нет полезного сигнала в спектре саб-низких частот, то есть как минимум до 40 Гц, а возможно, этот порог значительно выше. Следовательно, на этих частотах возможно применение фильтра среза или хотя бы shelf"а, в случае если есть опасность слишком сильно обрезать бас мужского вокала. Из возможных наиболее часто встречающихся проблем, это проблема с "вокалистом из под подушки", когда явно слышится носовой призвук. Одной из самых распространенных ошибок решения этой проблемы является подъем эквалайзером частот верхней середины и верха. При таком подходе есть риск сделать вокалиста неестественным, электронным, особенно если сведение ведется с помощью цифровых эквалайзеров. Прежде чем принимать подобное решение, следует попробовать наоборот опустить у вокала частоты нижней середины. Возможно, после этого и не потребуется подъема в верхнем спектре или подъем будет не столь значительным. Мы не указываем точных значений частот, потому что не существует универсальных подходов к эквализации вокала в связи с индивидуальностью каждого исполнителя и разными техническими характеристиками микрофонов и самих эквалайзеров.
Вокал для человека с позиции музыки - музыкальный инструмент, с которым мы знакомы наиболее хорошо, мы слышим его чаще всех других инструментов, и наш слуховой опыт в отношении голоса наиболее богат. Исходя из этого, эквализация голоса должна быть особенно четкой, мягкой и практически незаметной. Обязательно следует проверять свою работу, переводя эквалайзер в режим bypass, чтобы понимать разницу того, что было и что стало и стало ли лучше. И здесь ситуация такая же, что и при редактировании, если есть неуверенность, что эквализация пошла вокалу на пользу, лучше поработать над ней еще, послушать на разной акустике или вообще от нее отказаться.Эквалайзер также может служить средством построения пространства микса и в случае с вокалом - средством, указывающим местоположение вокалиста в пространстве микса. Когда вы выстраиваете это местоположение, нужно сделать стилевой анализ композиции в целом и задать себе следующие вопросы: - к какому стилю принадлежит данная композиция?

В каком помещении реально исполняется композиции данного стиля?

Каково положение вокалиста по отношению к музыкантам, характерное для композиций данного стиля?

Каково положение вокалиста по отношению к зрителям, характерное для композиций данного стиля?

С помощью эквалайзера можно приблизить вокалиста к зрителю (слушателю) за счет подъема верхних и нижних частот или "утопить" его в фонограмму за счет прямо противоположных действий, можно сделать голос в ретро-стиле, немного телефонным, повысив уровень верхней середины приблизительно в диапазоне от 2k до 3k и т.п.

Следовательно, если вы правильно ответите себе на все поставленные выше вопросы, вы сможете сделать эквализацию, как характерную для стиля конкретной композиции, так и отступить от привычных правил отдельно взятого стиля. Так, мы знаем, что для рок-исполнителей характерна близость музыкантов к вокалисту, но тем не менее он является фронт-меном, то есть стоит все же немного ближе к зрителям, чем группа музыкантов. А, например, в эстрадной музыке старой школы сам вокалист находится на сцене как правило один, потому что он "звезда", и расстояние от него до зрителей значительно меньше, чем расстояние до музыкантов, сопровождающих его.

Что касается эквализации фонограммы. Чаще всего фонограмма - это уже законченное и подготовленное как бы под вокал произведение, в связи с чем дополнительное вмешательство в нее эквалайзером в большинстве случаев излишне. Но помня об индивидуальных особенностях исполнения вокалиста и о том, что сейчас зачастую мы сталкиваемся с минусами не слишком хорошего качества, мы оставляем и здесь возможность некоторой эквализации. В частности, хорошо заметно, если в фонограмме в целом не хватает верхних или нижних частот и т.п., но что делать если вокал входит в конфликт с самой фонограммой, не ложится в нее? Исходя из того, что основные рабочие частоты голоса как правило находятся в диапазоне от 1,5k до 2,5k, можно сделать небольшой спуск (на пару Дб) в минусе в этом же диапазоне, разумеется, подбирая точные частоты с учетом свойств голоса конкретного вокалиста. Но не следует делать вывода, что нужно полностью стараться эквалайзером подогнать фонограмму под вокал. Если голос так и "не ложится" под инструментал, нужно еще раз проверить и попробовать изменить эквализацию самого голоса.

Таким образом, понятно, что эквалайзер по отношению к вокалу выступает не только как прибор, способный устранить дефекты записи, но и как средство создания пространственной среды микса, а также как инструмент создания художественного образа, и к его использованию порой нужен не столько технический, сколько творческий и даже философский подход.

Продолжение...

Panasonic и музей РЖД

Владимир Дунькович: Системы управления сценической механикой.

Синхронизация. Новый уровень шоу. OSC для шоу

Максим Коротков о реалиях с MAX \ MAX Productions

Константин Герасимов: дизайн — это технологии

Алексей Белов: Главный в нашем клубе - музыкант

Роберт Бойм: Я благодарен Москве и России - мою работу тут слушают и понимают


pdf "Шоумастера" № 3 2018 (94)

Четыре концерта с одной консоли в Мюнхенской филармонии Гаштайг

20 лет Universal Acoustics: история с продолжением

Беспроводные решения Astera на российском рынке

OKNO-AUDIO и семь стадионов

Илья Лукашев о звукорежиссуре

Simple Way Ground Safety — безопасность на сцене

Александр Фадеев: путь начинающего художника по свету

Что такое райдер и как его составлять

Дурацкий способ обработать бочку

pdf "Шоумастера" № 2 2018

Panasonic в Еврейском музее и центре толерантности

Концерты «БИ-2» с оркестром: передвижная готика

Дмитрий Кудинов: счастливый профессионал

Звукорежиссеры Владислав Чередниченко и Лев Ребрин

Свет в туре Ивана Дорна «OTD»

Шоу Ани Лорак «Дива»: Илья Пиотровский, Александр Манзенко, Роман Вакулюк,

Андрей Шилов. Прокат как бизнес

Общественно-деловой центр Matrex в Сколково по праву станет одним из новых символов Москвы, причем не только в архитектурном, но и в техническом аспекте. Новейшие мультимедийные системы и решения, опережающие время, делают Matrex уникальным.

Общественно-деловой центр Matrex в Сколково по праву станет одним из новых символов Москвы, причем не только в архитектурном, но и в техническом аспекте. Новейшие мультимедийные системы и решения, опережающие время, делают Matrex уникальным.

Всему, что знаю, я научился самостоятельно. Читал, наблюдал, пробовал, экспериментировал, совершал ошибки, переделывал заново. Никто меня не учил. В то время в Литве не было никаких специальных учебных заведений, в которых обучали бы работе со световым оборудованием. Вообще, я считаю, что научиться этому нельзя. Чтобы стать художником по свету, нужно иметь что-то такое «внутри» изначально. Можно научиться работать с пультом, программированию, можно выучить все технические характеристики, но вот научиться творить нельзя.

Общественно-деловой центр Matrex в Сколково по праву станет одним из новых символов Москвы, причем не только в архитектурном, но и в техническом аспекте. Новейшие мультимедийные системы и решения, опережающие время, делают Matrex уникальным.

Не следует путать новые возможности дизайна активных помещений с «поддерживаемой реверберацией», которая с 1950-х годов использовалась в Королевском фестивальном зале (Royal Festival Hall), а позже в студиях «Лаймхаус» (Limehouse Studios). Это были системы, использующие настраиваемые резонаторы и многоканальные усилители для распределения естественных резонансов до нужной части помещения.

их результаты - ниже. Участники «Клуба прокатчиков шоу-технологий» активно обсуждали эту тему.
Мы предложили ответить на несколько вопросов специалистам, которые уже не один годв нашем бизнесе,
и их мнение, безусловно, будет интересно нашим читателям.

Андрей Шилов: "Выступая на 12 зимней конференции прокатных компаний в Самаре, в своем докладе я поделился с аудиторией проблемой, которая меня сильно беспокоит последние 3-4 года. Мои эмпирические исследования рынка проката привели к неутешительным выводам о катастрофическом падении производительности труда в этой отрасли. И в своем докладе я обратил внимание владельцев компаний на эту проблему как на самую важную угрозу их бизнесу. Мои тезисы вызвали большое количество вопросов и длительную дискуссию на форумах в соцсетях."

Сделать вокал идеальным — сложно, но существуют плагины, которые помогут Вам получить более прозрачный и сбалансированный звук.
Мы подобрали 5-ку лучших, для очищения и коррекции вокала.

1. iZotope Nectar 2

Nectar 2 — это станция для обработки вокала со встроенными пресетами и удобным аудио-интерфейсом. Помимо классических инструментов, таких как де-эссеринг, гейт, компрессор и эквалайзер, которые формируют основные вокальные обработки, он также может подмешивать реверберацию, сатурацию, дилей и многое другое.

2. Revoice Pro

Revoice Pro используют практически все ведущие продюсеры, чтобы быстро и точно скорректировать высоту тона, длительность и баланс голоса и инструментов.

Этот плагин включает много возможностей, которые просто незаменимы для сведения как сольных партий, так и бэк-вокала.

Компания Celemony была одной из первых, кто создал программу для редактирования дорожек гибким образом, которая хорошо подходит как для вокала так и для живых инструментов. Это, пожалуй, самый всесторонний инструмент когда-либо созданный для редактирования. Естественно, данная программа чудес не совершает, и по прежнему вокалистам важно петь максимально хорошо, чтобы это безболезненным образом исправить.

Это не плагин, а комплект, который компания Waves часто предоставляет со скидкой.

В данный комплект входят крутые плагины для обработки вокала, такие как: DeBreath, Doubler, Renaissance Axx, Renaissance Channel, Renaissance DeEsser и Waves Tune. Здесь есть все, для того, чтобы отредактировать по высоте нот, убрать свисты и насытить должным образом.

Если Вы хотите обрабатывать вокал профессионально — этот пакет плагинов оправдает все Ваши ожидания.

Еще один плагин от Izotope, который нужно выделить. На этот раз это узкоспециализированный аудио-редактор для очистки и улучшения записи. С помощью графических инструментов вы можете выявить проблемную область и устранить ее максимально безвредно. Это может быть взрывной звук, сигнал машины на заднем плане или что-то еще, что трудно убрать стандартными методами. Здесь вы можете подавить «внутренние» звуки и неприятные артефакты. Данный плагин подойдет тем, кто занимается обработкой записанных материалов, таких, например, как семинары, видео-обзоры и телепередачи.

Если бы я должен был выбрать наиболее часто задаваемый мне вопрос, то, скорее всего, это был бы вопрос «Как вы сводите рэп вокал?». Ну, или вариации этого вопроса. О сведении рэп вокала меня спрашивают не меньше, чем раз в неделю.

Сведением рэп вокалов я занимаюсь 4 или 5 раз в неделю. А если учесть, что в одной песне могут звучать по нескольку голосов, то и того больше. У меня уже сформировался определенный подход к сведению рэпа. Всем известно, что не найти двух одинаковых песен, вокалистов, записей или инструментальных минусов. Поэтому подходов к сведению существует огромное множество, и мой способ сведения рэп вокала – только один из многих.

Концепция

Все начинается с концепции. Я всегда повторял это, и буду повторять снова. Прежде, чем начинать сводить, у вас должно быть представление окончательной картины. Должно быть определенное понимание того, как вокал будет сидеть в миксе, прежде чем вы начнете его сводить. Эта идея, вполне возможно, изменится в процессе, но начинать все равно надо с каким-то выработанным направлением движения.

Основная проблема, с которой сталкиваются люди при сведении рэп вокала, заключается в том, что они концентрируются на слове «вокал», а не на слове «рэп». Вообще слово «рэп» тоже очень обобщающее: есть огромная разница между репом из Нью-Йорка 1994 года и рэпом 2010 года из Лос Анджелеса.

Даже в пределах одной школы рэпа существуют различия. Например, сравним два трека:

  1. A Tribe Called Quest – «1nce Again»
  2. LL Cool J – «Loungin’»

Обе песни можно отнести к спокойному, легкому рэпу, но принципы сведения этих двух треков кардинально отличаются.

Трек «Loungin’» является квинтэссенцией стиля «Плохие парни». Он сводился Ричем Травали – вы можете услышать что-то общее с треками таких исполнителей, как 112, Total, Mariah Carey и поздним Biggie.

Трек «1nce Again» – пример сведения Боба Пауера. Такое звучание в значительной степени преобладало на рынке раннего Нью-Йоркского рэпа.

Я ссылаюсь на эти треки, потому что надеюсь, что вы способны услышать различие в сведении. Заметьте, как в «Loungin’» вокалы приподняты над остальным миксом. Они на том же уровне громкости, что и рабочий барабан, имеют «солнечное» звучание с мягкими высокими частотами, звучат очень ясно и детально на средних частотах.

Тем временем в «1nce again» вокалы по уровню громкости значительно уступают рабочему барабану, у них очень агрессивно выдаются вперед средние частоты, высокие частоты более зернистые, и низкие частоты обрезаны высокочастотным фильтром. Форма вокала в этих двух треках тоже разная – компрессия очень слабая в «Loungin’», а в «1nce again» наоборот, очень агрессивная (особенно голос Фифа).

Давайте рассмотрим еще один современный трек, скажем, Nicki Minaj – «Massive Attack».

Здесь в вокалах мы имеем очень чистые высокие частоты и высокую середину. Вокалы возвышаются над всем миксом, и в них нет такой низкой середины, как в «Loungin’».

В каждом из трех треков есть что-то специфическое:

  1. В «1nce again» вокал звучит остро и агрессивно, что соответствует Нью-Йоркской школе рэпа.
  2. «Loungin’» звучит очень нежно и гладко – так вокалы сводятся в основном в R&B музыке.
  3. В «Massive Attack» вокалы звучат кристально чисто, но оставляют пространство на низких частотах для барабанов, что хорошо будет слушаться в клубах.

Суть в том, что вы должны заранее определиться, как вы будете сводить рэп вокал. Кто является аудиторией артиста, в каком стиле артист работает, где эта песня будет играться, и как вы, в качестве звукоинженера, можете все это свести воедино?

Предположим, вы определились, чего вы хотите добиться… но как именно этого добиться?

Чистка

Перед тем, как сводить рэп вокал, в большинстве случаев его нужно подчистить. Основная причина этого – вокал часто записывается далеко не в идеальных помещениях, например в туалете (я регулярно с этим сталкиваюсь) или ванной комнате. Знаю, это покажется странным, но бытует миф, что запись рэп вокала в туалете или ванной – хорошая идея. На самом деле это не так. Вторая причина заключается в том, что вокал зачастую записан чересчур громко. Опять таки, существует миф, что чем громче ты будешь кричать в микрофон, тем лучше. Это категорически неверно, особенно в эру 24-битного кодирования звука.

Иногда достаточно грубой чистки вокала, потому что возможности ваши ограничены. В случае если вокал был записан слишком громко, то есть с клипами, идеально подойдут программы по устранению искажений, например, iZotope Rx De-Clipper. К тому же, искажения обычно сконцентрированы на определенной частоте, так что с ними можно справиться даже эквалайзером.

Вокалы, которые записывались в комнате с сильной реверберацией, обработайте легким гейтом, и осторожное применение эквалайзера также может подавить звучание комнаты, либо же вы можете попробовать использовать программы вроде SPL De-Verb. Другой путь заключается в том, чтобы сводить трек таким образом, что естественная реверберация вокала будет в нем уместна и покажется намеренной.

Проблема вокалов, записанных в туалете или в углу комнаты, это гребенчатый фильтр. Есть одна уловка, ослабляющая гребенчатую фильтрацию. Если вокал записан дублем, поднимите или опустите слегка pitch дубля. Это изменит полосы частот, которые были отфильтрованы, и когда дубль сведется с основным вокалом, эти частоты не пропадут из спектра. Гребенчатая фильтрация по-прежнему будет присутствовать в вокале, но на слух будет менее очевидна.

Обработка

Теперь у вас есть чистые вокалы (или, возможно, они к вам попали уже чистыми). Самое время решить, что с ними делать. Я не могу вам сказать, как именно вы должны или не должны обрабатывать вокал, но я могу дать понимание некоторых вещей, на которых стоит сосредоточиться.

Баланс

Крайне важно определить взаимосвязь между вокалами и другими инструментами в этом же частотном диапазоне. Для хип-хопа типично взаимоотношение вокала и барабанов, и в первую очередь – рабочего барабана. Если вы найдете, как усадить в микс и вокал, и рабочий барабан, так, чтобы они не мешали друг другу, остальные инструменты встанут на свои места гораздо быстрее и проще.

В треке «1nce Again» можно заметить, что рабочий барабан немного громче вокалов, и сконцентрирован в более яркой части частотного спектра, в то время как вокалы чуть-чуть ниже по уровню и сконцентрированы больше в среднем диапазоне частот. Это было сознательным решением, принятым звукоинженером при сведении. А вот в треке «Loungin’» вокалы звучат на том же уровне громкости, что и рабочий барабан. А в «Massive Attack» вокалы звучат выше, правда там звучит не рабочий барабан, а перкуссионный инструмент, играющий на 2 и 4 доли, и он звучит в основном на низкой середине.

«Воздух»

В сведении рэп вокала почти не используются ревербераторы. Тому есть три основные причины:

  1. Рэп вокалы гораздо динамичнее и в них гораздо более важна ритмическая составляющая, чем в певучих вокалах, а реверберация может смазать ритмику и артикуляцию.
  2. Идея хип-хопа заключается в том, чтобы голос доминировал над минусом и «бил вам в лицо», а ревербератор имеет свойство погружать вокал в стерео микс.
  3. Все остальные звукоинженеры сводят рэп без реверберации. Не очень серьезная причина, но все же имеет место быть.

Однако вокалам не помешает добавить немного пространства, или «воздуха». Смысл в том, что пространство вокруг голоса делает его более живым и ярким. И для этого можно использовать очень короткий, широкий, тихий ревербератор. Также хорошей идеей будет наложить на вокал дилей (эхо), но чтобы задержка звучала на заднем плане, и большую часть высокочастотного диапазона стоит срезать. Это создаст ощущение глубокого трехмерного пространства, которое будет контрастировать с основным вокалом и за счет этого вокал еще больше выйдет на первый план. Наконец, если вам повезло и вместе с самим вокалом отдельно записывалось и звучание комнаты, то добавление дорожки с натуральной реверберации может дать вам очень сухой вокал с ощущением «воздуха» вокруг него. Компрессия с очень быстрой атакой, и относительно быстрым временем восстановления, и поднятие высоких частот также могут добавить голосу воздуха.

Компрессия

Небольшая компрессия еще ни одному вокалу не помешала, просто чтобы лучше усадить его в микс. Но основной ошибкой, которую допускают люди при сведении хип-хоп вокала, является чрезмерная компрессия. Большой уровень компрессии имеет смысл только в тех миксах, где множество инструментов борются за звуковое пространство. Когда вы читаете про рэперов, чей вокал проходил обработку 4 компрессорами, то это, скорее всего из-за того, что минус звучит очень плотно и сильная компрессия вокала просто необходима, чтобы прорезать такой микс. Или это стилистический выбор звукоинженера – сделать вокал «хрустящим».

Фильтрация

Крайне важно определиться, какие частоты в миксе отфильтровать, чтобы помочь вокалу прорезать микс. Например, большинство звукоинженеров применяют высокочастотный фильтр ко всем дорожкам, кроме бас бочки и непосредственно баса. Это очищает пространство для низкочастотных инструментов. Однако зачастую упускается важность низкочастотной фильтрации. Синтезаторы, даже если они синтезируют басовую линию, могут нести много высокочастотных составляющих, которые просто необходимы для того, чтобы микс звучал полноценно, и вокруг вокалов ощущалось пространство. Так что не помешает применить к рэп вокалу несколько низкочастотных фильтров.

Кроме того, возвращаясь в высокочастотной фильтрации, если вы не делаете что-то тяжелое в стиле Боба Пауера, вам не нужно применять жесткую высокочастотную фильтрацию около 120 Гц. Человеческий голос, мужской и женский, резонирует вплоть до 80 Гц (а иногда и еще ниже). Попробуйте аккуратную высокочастотную фильтрацию на 70 – 80 Гц для вокала. А возможно, вам вообще не нужно применять к вокалу ВЧ фильтр…

Эффект присутствия

Определение частотного диапазона для вокала крайне важно. Вокалы, звучащие только на средних частотах, как в телефонной трубке, иногда отлично звучат в своем миксе. «Теплые» вокалы, сосредоточенные на низкой середине, тоже встречаются. Обычно, при достижении натурального звучания вокала, с эффектом присутствия, избавляются от «горловых» тонов, которые находятся в диапазоне от 250 до 600 Гц (но не сводите на основе чисел, слушайте, слушайте, и еще раз слушайте). Этот способ в первую очередь подчеркивает грудные звуки. Звуки, формирующиеся в передней части рта, языка и на зубах, находятся где-то в районе 2 – 5 кГц.

Paulina Steel,

sound designer.

Итак, после того как сделана эквализация вокала, можно приступить к его динамической обработке. Поскольку наши статьи рассчитаны на широкого читателя, хочется начать эту главу с небольшого разбора явления динамики. Интересно, что когда людям, только начинающим свой музыкальный путь, мы задавали вопрос, что же такое динамика в музыке в их понимании, то каждый из них отвечал по-разному, имея в виду что-то свое, зачастую субъективное. Среди ответов часто встречались: скорость, напряжение, движение, драматизм и т.п. На самом же деле, динамика напрямую не имеет отношения к этим понятиям. Динамика связана с громкостями, а именно: с их разницей в ходе композиции. По сути в академической музыке динамика обозначается f и p (форте и пиано и их градациями).

Что касается динамической обработки вокала, здесь речь пойдет о работе со значительно меньшими величинами, нежели те, что обозначаются в классической музыке, отчего имеющий дело с этой обработкой должен проявить незаурядную скрупулёзность. Итак, как уже было сказано выше, речь пойдет о громкостях, исходя из этого показательно, что основной параметр приборов динамической обработки выражен в следующих единицах - Дб. Какими же приборами можно воспользоваться для динамической обработки акапеллы?

Разберем, что в отношении вокала может дать нам каждый из них.

Gate ограничивает сигнал в зависимости от уровня входного сигнала. В нем есть некая пороговая величина (threshold), которую звукорежиссер выставляет сам и которая выражена в Дб. Все, что тише этой величины не будет пропускаться гейтом, проще говоря - обрежется.

На вокале гейт используется не слишком часто, больше в случаях, связанных с реставрацией. Работа его достаточно грубая, сильно заметна на таком нежном инструменте как вокал, поэтому рекомендуем включать в цепь гейт лишь в крайних случаях и с особой осторожностью.

Для чего же он нам может пригодиться? В случае если вокал записан в не очень профессиональных условиях и мы отчетливо слышим между словами фоновые и посторонние шумы и в случае, если вокалист имеет дурные привычки чавкать, причмокивать и громко дышать между словами. В гейте можно выставить порог таким образом, что все звуки более тихие, чем основной сигнал, не будут пропускаться. В нашем случае основной сигнал - это вокал, он самый громкий, все остальное-значительно тише, хотя, разумеется, тут все зависит от исполнителя. Стоит обратить внимание, что гейт может обрезать слишком грубо, в таком случае следует попробовать изменить в сторону увеличения показатель release (время восстановления сигнала). Также обязательно нужно послушать обработанную гейтом акапеллу от начала до конца и без музыки. Следует иметь в виду, что человек по своей природе начинает и заканчивает слова тише, чем произносит их по середине, то же с началом и концом фраз, а значит гейт при неаккуратно выставленном пороге может срезать у вокалиста все окончания слов. В случае с громким дыханием человека использование гейта может оставлять за собой нежелательные рудименты.

De-Esser. Из названия ясно, что прибор этот работает на устранение излишков в шипящих и свистящих звуках. По сути это полосовой компрессор, работающий начиная от частоты 2k. У каждого человека своя диктиция и особенности речевого аппарата, которые могут быть наиболее заметны в сфере произношения шипящих. Плюс существует множество "верхастых" микрофонов, которые особенно чувствительны в той же сфере. Все это в купе может давать удручающие последствия в сфере звуков "с","ш","щ","ч". Порой сначала этих последствий может быть не слышно, но после использования эквалайзера и компрессора, они становятся очень явными.

Чаще всего в цифровых ди-эссерах есть пресеты типа Male vocal или Female vocal. В большинстве случаев они нуждаются в корректировке частоты, на которой он работает, порога срабатывания и ширины полосы. Также следует помнить о неповторимости дикции каждого человека, поэтому настройки ди-эссера в каждом случае индивидуальны.

Зачастую де-эссер как средство сглаживания шипящих вообще не используется, особенно в современной западной музыке. Такой подход также имеет право на жизнь и зависит от вкуса и слуха звукорежиссера.

Де-эссер может также использоваться для смягчения тембра голоса в диапазоне частот от 2k до 4k. У людей, обладающих резким тембром или не слишком профессиональных вокалистов при громком пении и речи зачастую заметен явный подъем в этом диапазоне так называемой второй форманты. В случае, если звукорежиссер решит сгладить его с помощью эквалайзера, это повлияет на весь сигнал, даже в тех местах, где это не нужно. В то время как ди-эссер позволяет смягчить именно те участки акапеллы, которые в этом нуждаются, за счет правильного подбора уровня порога.

Неумелой работой с этим прибором можно случайно сделать вокалиста шипилявым или чересчур глухим. Поэтому следует кропотливо подбирать глубину порога, а также аккуратно относиться к степени сжатия.

В цепи гейт и ди-эссер ставятся, как правило, в разрыв до эквалайзера и компрессора соответственно.

Compressor. Обычно ставится в разрыве цепи после эквалайзера, но существует множество точек зрения по этому поводу, и полемику в этом вопросе можно считать незавершенной.

Компрессор, как средство сжатия динамического диапазона как бы усредняет громкость акапеллы, приводя ее приблизительно к одному уровню. Этот уровень и есть порог (threshold) компрессора, который должен верно подобрать звукорежиссер. Если пороговая величина слишком высока, то вокал вообще не будет скомпрессирован, а если она слишком глубока, то будет наоборот пережиматься, что повлечет за собой эффекты перегруза на сигнале.

Если в композиции разные части спеты или прочитаны достаточно отличающимися уровнями и это входит в общую музыкальную концепцию песни, то следует разделить все более тихие и более громкие части по отдельным дорожкам и обрабатывать их соответственно различными компрессорами со своими уровнями порога, а возможно, вообще с различными настройками.

Есть несколько наиболее распространенных подходов к компрессии вокала:

- "естественная" компрессия

Сильная и заметная компрессия

При естественной компрессии вокальная партия сохраняет свой характер. Работа компрессора в этом случае практически незаметна и служит своей прямой цели - сглаживанию пиков. Если стоит задача оставить вокалиста как можно более "живым" и воздушным, то в компрессоре используется очень быстрая атака и очень быстрый релиз, при этом пороговая величина очень высока. В случае если эта величина будет чрезмерно занижена, то голос будет больше ужиматься, в голосе возникнет носовой призвук.

Сильная и заметная компрессия служит для изменения характера партии. Например, если вокал или речь вялые, неубедительные, с помощью средней атаки, довольно глубокого порога и степени сжатия компрессора можно сделать их более акцентированными и экспрессивными. Если сделать значения атаки, релиза прибора слишком большими, а порог достаточно занизить, то можно случайно сместить ударения в словах.

Бывает и такое, что на одной вокальной дорожке используется два компрессора: первый - для выделения акцентов, второй - для общего выравнивания партии или наоборот (последовательная компрессия).

Возможные манипуляции с приборами динамической обработки имеют широкое поле для творчества звукорежиссера. Работа динамических приборов, а особенно компрессора очень тонка и неопытному человеку может быть неслышна. В связи с этим главным в подходе к компрессии также как и в других видах обработки является главная заповедь звукорежиссера - не навредить.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ....