Лирические отступления в романе-эпопее М. Шолохова "Тихий Дон"

1

Данная статья посвящена проблеме авторской ситуативности и композиционно-хронотопической структуры романа-эпопеи «Тихий Дон» М.А. Шолохова. В статье определяется композиция и композиционно-хронотопическая структура произведения. Рассматривается несомненная связь между композиционно-хронотопической структурой романа и выбором и расположением автором ситуаций в определенном порядке во времени и пространстве. Дается типология авторских ситуаций в романе, исходя из принципов полноты / неполноты ситуаций, критериев проблемно-тематического содержания, субъектно-словесной выраженности. Выделяются доминантные ситуации романа-эпопеи: ухода и возвращения домой, ситуация смерти, драки и убийства, встречи у воды, пробуждения и засыпания и другие. Определяется взаимосвязь ситуаций и важность их не только для автора, но и для всего литературно-художественного произведения как художественно-поэтической реальности.

композиционно-хронотопическая структура

полнота / неполнота ситуации

проблемно-тематическое содержание

доминантная ситуация

художественно-поэтическая реальность.

1. Бритиков А. Ф. Мастерство Михаила Шолохова. - М.: Наука, 1964. - 203 c.

2. Гура В. В. Как создавался «Тихий Дон». - М.: Советский писатель, 1989. - 459 с.

3. Дворяшин Ю. А. М. Шолохов: грани судьбы и творчества. - М.: Издательский Дом Синергия, 2005. - 224 с.

5. Карпов И. П. Протоситуативность русской словесности (поэзия пестования) // Вестник лаборатории аналитической филологии. - 2012. - Вып.5. - С. 25.

6. Шолохов М. А. Собрание сочинений: в 8 т. - М.: Изд-во «Правда», 1975. Цитирую по этому изданию, указывая том и страницы.

Сочетание отдельных частей произведения, сложение его элементов в определённом порядке, их взаимосвязь, которая приводит к образованию единого целого - всё это является неотъемлемой частью композиции литературно-художественного произведения. Под композиционно-хронотопической структурой романа мы понимаем распределение действия (то есть происходящих и описываемых событий) во времени и пространстве, а также деление событий по главам. Авторская ситуативность для нас - совокупность ситуаций, с обязательным указанием на того, кто выбрал их из множества других ситуаций, кто соединил их с предыдущими и последующими ситуациями и как представил в субъектно-словесных и хронотопических условиях, то есть автора.

Исходя из того, что именно автор располагает ситуации в определённом порядке и взаимно соотносит их, несомненна связь между авторской ситуативностью и расположением этих ситуаций во времени и пространстве. В процессе выявления этого соотношения мы попытаемся дать типологию авторских ситуаций в романе, исходя из критериев проблемно-тематического содержания, полноты / неполноты ситуации, её субъектно-словесной выраженности.

Ситуации романа находятся в разных отношениях с композиционными частями. Например, одна глава соответствует одной ситуации (часть I, глава XXII - ситуация венчания Григория и Натальи), или несколько глав - одной ситуации (многочисленные ситуации боёв), либо одна глава соответствует нескольким ситуациям (часть I, глава I - ситуация возвращения Прокофия домой, ситуация словесного общения (выполненная в форме диалога), ситуация драки, убийства, родов, возвращения домой, женитьбы и другие).

Роман состоит из четырёх книг, которые, в свою очередь, состоят из частей. Части распределяются следующим образом: I книга - 1, 2, 3 части; II книга - 4, 5 части; III книга - 6 часть; IV книга - 7, 8 части.

Количество глав в каждой части и страниц в главах неодинаково: часть I = 23 главы = 96 страниц; часть II = 21 глава = 115 страниц; часть III = 24 главы = 159 страниц; часть IV = 21 глава = 174 страницы; часть V = 31 глава = 193 страницы; часть VI = 65 глав = 398 страниц; часть VII = 29 глав = 270 страниц; часть VIII = 18 глав = 185 страниц.

Общее количество глав - 232; общее количество страниц - 1590. Среднее количество страниц в главе - 6,8. Расчёт представляется нам важным, поскольку глава - основная единица нашего исследования, которую мы берём за основу.

При рассмотрении авторской ситуативности можно чётко выделить главные ситуации романа: проводов, ухода из дома, возвращения домой, драки, убийства, родов, смерти, пробуждения, засыпания, встречи у воды, боя, сватовства и женитьбы, обращения к Богу (молитвы), застолья, исполнения песни, словесного общения (личный разговор, диалог, общественное собрание), казни, внутренних размышлений героя и другие.

Все вышеперечисленные ситуации взаимосвязаны. Зачастую ситуация является мотивировкой последующей ситуации или выступает ретроспективой, то есть является обстоятельством главной ситуации. Например, ситуация словесного общения персонажей, выяснения отношений сопровождается, как правило, трудовыми действиями (когда Григорий идёт к Дону поить коня, Аксинья идёт с ведрами за водой - они встречаются на Дону и разговаривают, именно там завязываются их любовные отношения; или Григорий и Митька Коршунов идут к Моховым продавать пойманного сазана, и Митька знакомится и заигрывает с Елизаветой Моховой, что далее приведёт к их любовной связи; Елизавета Мохова, в свою очередь, будет описана в дневнике одного из безымянных персонажей, не имеющего непосредственного отношения к героям и не встречающегося больше нигде в романе. Автор дневника пишет своему другу об отношениях с Елизаветой. Дневник случайно оказывается в руках Григория Мелехова. Таким образом, не являясь действующим лицом ситуации, Григорий оказывается связанным с другими персонажами). Ситуация с дневником - это «та вставная новелла, которая уводя, казалось бы, в сторону, на самом деле внутренне усиливает сюжет» . То есть любая ситуация определяется образованием соотношений с другими ситуациями.

Композиции и повествовательной манере Шолохова, как отмечает шолоховед А. Ф. Бритиков, свойственна система вставок, которые «соединяют казачью тему, историю семьи Мелеховых и судьбу Григория с широким историческим фоном. Например, многочисленные семейные ситуации или главы о военных действиях превращаются в отчётливые вставные новеллы, со своей внутренне завершённой фабулой, но тематически, идейно-психологически тоже варьируют магистральные линии повествования» .

В. В. Гура одним из главных композиционных принципов выделял принцип чередования событий в их причинной и следственной связи, движении и развитии, считая принцип двухплановости композиции характерной структурной особенностью «Тихого Дона»: «Писатель чередует описание быта народа, его трудовой жизни с показом фронтов мировой войны, общественно-политических событий в стране, в которых участвуют его герои» . Цель такого чередования в ситуативно-композиционной структуре - показать главного героя в мирных и военных ситуациях, контрастно сопоставить его душевные движения.

Все ситуации романа можно характеризовать с позиции полноты или неполноты их описания. Некоторые ситуации, которые мы называем полными, строятся по принципу: вход в ситуацию - пребывание в ситуации - выход из неё. Другие не являются полными, то есть какой-либо компонент ситуации отсутствует. «Структура авторской ситуативности зависит от индивидуальности автора, особенностей его видения мира и человека, что соответствует литературно-художественному произведению как беллетристической ситуации», - отмечает И. П. Карпов . Например, ситуация сватовства Мелеховых к Наталье Коршуновой имеет вход в ситуацию (запрягают лошадей, наряжаются, приглашают сваху Василису), подробное описание пребывания в ситуации (дорога к Коршуновым, приезд, диалог, само сватовство и т.д.), но нет выхода из ситуации. Автор не описывает возвращение персонажей после сватовства домой, хотя логично было бы предположить, что на обратном пути герои обсуждали Коршуновых и Наталью, делились впечатлениями и строили предположения относительно результата их сватовства. Можно сделать вывод, что для автора обсуждения и разговоры персонажей не являются главной целью повествования, поскольку «Тихий Дон» - это роман-эпопея, где главным является действие, событие, а не размышления и разговоры героев.

Безусловно, как мы уже заметили выше, все ситуации в романе взаимодействуют между собой, переплетаясь и связываясь в единое повествование. Но некоторые ситуации являются доминантными, они определяют построение всего романа.

К важнейшим ситуациям можно отнести ситуацию ухода и возвращения домой. Весь роман как бы «окольцован» центральной ситуацией ухода и возвращения: первая глава первой части начинается с возвращения Прокофия с войны: «В предпоследнюю турецкую кампанию вернулся в хутор казак Мелехов Прокофий» . Затем указывается на его уход из дома на каторгу, и возвращение через несколько лет домой: «Прокофий вернулся с каторги через двенадцать лет» . Также и в ситуации с Григорием: «Герой «Тихого Дона» неизменно и упорно возвращается в родительский дом, всякий раз обретая здесь, кажется, единственно сохранившуюся в перевороченном, вздыбившемся мире опору» . Роман и заканчивается приходом Григория, отчаявшегося, уставшего от бесчисленных боёв, бесконечного бегства и кочевого образа жизни домой, к сыну Мишатке.

Также одной из основополагающих ситуаций является ситуация смерти. Из ситуации смерти нет выхода, она является внутренним состоянием персонажа и описывается автором извне, чужими глазами. Например, так описывает Шолохов утонувшую Дарью: «Пересилив страх и чувство гадливости, Дуняшка помогала матери обмывать холодное, хранившее студеность глубинной донской струи тело покойницы. Было что-то незнакомое и строгое в слегка припухшем лице Дарьи, в тусклом блеске обесцвеченных водою глаз, в волосах её серебром искрился речной песок, на щеках зеленели влажные нити прилипшей тины-шелковицы, а в раскинутых, безвольно свисавших с лавки руках была такая страшная успокоенность, что Дуняшка, взглянув, поспешно отходила от нее, дивясь и ужасаясь тому, как непохожа мертвая Дарья на ту, что еще так недавно шутила и смеялась и так любила жизнь» .

Не менее важной является ситуация пробуждения и засыпания, поскольку это неотъемлемая часть жизни человека. «Своеобразие её заключается в невозможности для человека осознавать себя в засыпании и пробуждении, хотя эти "пограничные" состояния всегда привлекали внимание людей (философов, психологов, писателей)», - отмечает И. П. Карпов . Так засыпает Григорий, наконец решивший бежать с любимой Аксиньей: «Он спал, слегка приоткрыв губы, мерно дыша», «чёрные ресницы его чуть вздрагивали, шевелилась верхняя губа», «тщетно боролся со сном», «сквозь непреодолимую дрёму Григорий слышал её ровный голос и не в силах был поднять отяжелевшие веки», «так и заснул, не дослушав рассказа» , и просыпается: «проснулся от конского ржания, испуганно сел, шаря вокруг себя руками, ища оружие» .

Вообще, роман можно рассматривать как сочетание, соединение любовных и военных ситуаций: любовные ситуации (от юношеского возраста до семьи герой проходит через ряд любовных переживаний) переплетаются с военными ситуациями (уход Григория и других казаков на войну и возвращение с неё, включая майские лагеря, в которые периодически уходили казаки, служба, Первая мировая война, затем гражданская война). И в пределах этих любовных и военных ситуаций разворачиваются все остальные ситуации, на которых строится не только ситуативность романа, но и вся жизнь человека.

Ситуация важна не сама по себе: и для автора, и для целого литературно-художественного произведения как художественно-поэтической реальности главное - развитие героя, эволюция его нравственных и душевных качеств. В каких бы ситуациях не изображал Шолохов человека, самое важное для него - внутреннее состояние персонажа. Например, в случайной любовной связи Григория с жалмеркой, важными являются те душевные чувства, которые испытывает Григорий, расставаясь с ней: «По проулку ехал Григорий, оглядываясь. Проулок полудугой огибал двор, где он ночевал, и он видел, как пригретая им казачка смотрела через плетни ему вслед, поворачивая голову, щитком выставив над глазами узкую загорелую ладонь. Григорий с неожиданно ворохнувшейся тоской оглядывался, пытался представить себе выражение ее лица, всю её - и не мог. Он видел только, что голова казачки в белом платке тихо поворачивается, следя глазами за ним. Так поворачивается шляпка подсолнечника, наблюдавшего за медлительным кружным походом солнца» .

Также и в ситуации, когда Григорий «рубит матросов», главное - в изменениях, происходящих в его сознании, в том, какой переворот происходит после этого события в его душе: «Кого же рубил!.. - И впервые в жизни забился в тягчайшем припадке, выкрикивая, выплевывая вместе с пеной, заклубившейся на губах: - Братцы, нет мне прощения!.. Зарубите, ради бога...в бога мать... Смерти... предайте!..» . Григорий бьётся головой о землю, стонет, просит предать его смерти, поскольку понимает, какое преступление он совершил, убив таких же, как он, солдат, невиновных в том, что идёт эта страшная, разрушительная война, в которую брошены люди, не желающие убивать своих братьев, но вынужденные делать это.

Итак, в результате анализа основных ситуаций романа мы можем предположить, что авторская ситуативность тесно связана с композиционно-хронотопической структурой романа. Автор располагает ситуации во времени и пространстве в определённой последовательности, что указывает на их тесную взаимосвязь. В каждой ситуации, как отдельном элементе, отражается отношение автора к описываемым событиям и героям, его мировоззренческая позиция. Каждая такая ситуация отобрана, выверена, авторски внутренне структурирована и поставлена в связь с другими ситуациями.

Рецензенты:

  • Карпов Игорь Петрович, доктор филологических наук, профессор Марийского государственного университета, г. Йошкар-Ола.
  • Золотова Татьяна Аркадьевна, доктор филологических наук, профессор Марийского государственного университета, г. Йошкар-Ола.

Библиографическая ссылка

Баринова К.В. АВТОРСКАЯ СИТУАТИВНОСТЬ И КОМПОЗИЦИОННО-ХРОНОТОПИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА РОМАНА "ТИХИЙ ДОН" М. А. ШОЛОХОВА // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 4.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=6887 (дата обращения: 02.04.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

О русских эпопеях…

В русской художественной литературе нет так много эпопей. Традиционное литературоведение из многочисленной русской литературы XIX и ХХ столетий выделяет всего четыре романа-эпопеи: «Война и мир» Л.Н.Толстого, «Жизнь Клима Самгина» А.М. Горького, «Хождение по мукам» А.Н. Толстого и «Тихий Дон» М.А. Шолохова.

В этот список я с оговорками добавил бы ещё ряд произведений…
Это роман в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин». В этом произведении затронуты различные социальные слои российского общества первой половины XIX века, что позволило литературному критику В.Г. Белинскому назвать «Евгения Онегина» «энциклопедией русской жизни».
«Братья Карамазовы» Ф.М. Достоевского – произведение, задуманное как эпопея, но оказавшееся незавершённым по причине внезапной смерти писателя.
Роман-эпопея Сергеева-Ценского – «Преображение России».
Роман-эпопея «Бородинское поле» И.М. Шевцова, структурно состоящий из двух томов. В первом томе автор подробно изображает напряженную обстановку начального периода Великой Отечественной войны, героическое отступление советских войск и жестокий отпор гитлеровским оккупантам. События первого тома, открываются описанием конца августа 1941 года и заканчиваются ноябрём 1941-го. 5 декабря 1941 года началось знаменитое контрнаступление, вошедшее в историю под названием «Битва под Москвой».
Вторая часть эпопеи показывает нам героев спустя 20 лет после окончания Великой Войны (термин В.В. Кожинова). О том, как они живут и сражаются за свои интересы в обстановке мирной жизни. «Бородинское поле» завершается описанием Генеральной ассамблеи ООН, которая вынесла решение в отношении сионизма, назвав его «формой расизма».

Основное отличие эпопеи от художественных произведений, написанных в другом жанре, заключается в следующем… В центре эпопеи всегда стоит историческое событие.
Так, в романе Льва Толстого стоит Отечественная война 1812 года.
В романе Максима Горького изображен громадный исторический период, который начинается с описания последних лет царствования Императора Александра II и кончая событиями февральского переворота 1917 года. «Жизнь Клима Самгина» считается произведением неоконченым. По замыслам Горького, произведение должно было завершиться пафосным описанием Октября 1917 года.
В «Хождении по мукам» охвачен исторический период 1914 – 1920 годов. В художественном отношении наиболее сильной считается первая часть эпопеи, названная «Хмурое утро». Эту часть А.Н. Толстой писал, находясь в эмиграции и не чувствуя над собой мощного идеологического прессинга. Позже, когда Толстой возвратился в Россию, оккупированную большевиками, «Хмурое утро» было подвергнуто серьёзной идеологической обработке.
В романе-эпопее «Тихий Дон» охвачен исторический период 1912 -1920 годов. Именно автору «Тихого Дона», как никому другому, удалось подняться над народами, запутавшимися в бурном водовороте антагонистических идей, и показать великую трагедию Русского Государства. Роман, особенного его третий том, был подвергнут серьёзной цензурной правке, что серьёзно осложняет его глубокое научное изучение. Надеюсь, что подготавливаемое шолоховедами Полное Академическое собрание сочинений М.А. Шолохова восстановит подлинный текст романа.

Рождение романа-эпопеи связано с событиями русской истории, имеющими мировое значение. Первая русская революция 1905 года, мировая война 1914-1918 годов. Октябрьская революция, гражданская война, период мирного строительства вызвали стремление художников слова создать произведения широкого эпического охвата. Характерно, что в 20-е годы почти одновременно стали работать: М. Горький - над эпопеей “Жизнь Клима Самгина”, А. Н. Толстой - над эпопеей “Хождение по мукам”, М. Шолохов обратился к созданию эпопеи “Тихий Дон”.

Создатели эпических полотен опирались на традиции русских классиков, на такие произведения о судьбах народных, как “Капитанская дочка”, “Тарас Бульба”, “Война и мир”.

Роман-эпопея “Тихий Дон” занимает особое место в истории русской литературы. Пятнадцать лет жизни и упорного труда отдал Шолохов его созданию. М. Горький видел в романе воплощение огромного таланта русского народа.

События в “Тихом Доне” начинаются в 1912 году, перед первой мировой войной, и заканчиваются в 1922 году, когда отгремела на Дону гражданская война. Прекрасно зная жизнь и быт казаков Донского края, будучи сам участником суровой борьбы на Дону в начале 20-х годов, Шолохов основное внимание уделил изображению казачества. В произведении тесно соединяются документ и художественный вымысел. В “Тихом Доне” много подлинных названий хуторов и станиц Донского края. Центром событий, с которым связано основное действие, является станица Вешенская.

Шолохов изображает действительных участников событий: это Иван Лагутин, председатель казачьего отдела ВЦИКа, первый председатель Донского ВЦИКа Федор Подтелков, член ревкома еланский казак Михаил Кривошлыков. В то же время вымышлены основные герои повествования: семьи Мелеховых, Астаховых, Коршуновых, Кошевых, Листницких. Вымышлен и хутор Татарский.

“Тихий Дон” начинается изображением мирной довоенной жизни казачества. Дни хутора Татарского проходят в напряженном труде. На первый план повествования выдвигается семья Мелеховых, типичная середняцкая семья с патриархальными устоями. Война прервала трудовую жизнь казачества.

Первая мировая война изображается Шолоховым как народное бедствие, и старый солдат, исповедуя христианскую мудрость, советует молодым казакам: “Помните одно: хочешь живым быть, из смертного боя живым выйтить - надо человечью правду блюсть...”

Шолохов с большим мастерством описывает ужасы войны, калечащей людей и физически, и нравственно. Казак Чубатый поучает Григория Мелехова: “В бою убить человека - святое дело... человека уничтожай. Поганый он человек!” Но Чубатый со своей звериной философией отпугивает людей. Смерть, страдания будят сочувствие и объединяют солдат: люди не могут привыкнуть к войне.

Шолохов пишет во второй книге, что весть о свержении самодержавия не вызвала среди казачества радостного чувства, они отнеслись к ней со “сдержанной тревогой и ожиданием”. Казаки устали от войны. Они мечтают об ее окончании. Сколько их уже погибло: не одна вдова-казачка отголосила по мертвому.

Казаки далеко не сразу разобрались в исторических событиях. Горькие слова в романе предваряют описание трагических событий на Дону, рассказ о расправе с экспедицией Подтелкова, о Верхне-Донском восстании.

Вернувшись с фронтов мировой войны, казаки еще не знали, какую трагедию братоубийственной войны им придется пережить в скором будущем.

Верхне-Донское восстание предстает в изображении Шолохова как одно из центральных событий гражданской войны на Дону. Причин было много. Красный террор, неоправданная жестокость представителей советской власти на Дону в романе показаны с большой художественной силой. Многочисленные расстрелы казаков, чинимые в станицах, - убийство Мирона Коршунова и деда Тришки, который олицетворял христианское начало, проповедуя, что всякая власть дается Богом, действия комиссара Малкина, который отдавал приказы расстреливать бородатых казаков.

Шолохов показал в романе и то, что Верхне-Донское восстание отразило народный протест против разрушения устоев крестьянской жизни и вековых традиций казаков, традиций, ставших основой крестьянской нравственности и морали, складывавшейся веками, и передаваемых по наследству от поколения в поколение.

Писатель показал и обреченность восстания. Уже в ходе событий народ понял и почувствовал их братоубийственный характер. Один из предводителей восстания, Григорий Мелехов, заявляет: “А мне думается, что заблудились мы, когда на восстание пошли”.

А. Серафимович писал о героях “Тихого Дона”: “...люди у него не нарисованные, не выписанные, - это не на бумаге”. В образах-типах, созданных Шолоховым, обобщены глубокие и выразительные черты русского народа. Изображая мысли, чувства, поступки героев, писатель не обрывал, а обнажал нити, ведущие к прошлому.

Среди персонажей романа притягательным, противоречивым, отражающим всю сложность исканий и заблуждений казачества, является Григорий Мелехов. Бесспорно, что образ Григория Мелехова - художественное открытие Шолохова. Создавая этот образ, писатель выступил новатором, художественно воспроизводящим то, что в жизни было самым спорным, самым сложным, самым волнующим. Григорий Мелехов в эпопее не изолированный характер. Он находится в самом тесном единстве и связан как со своей семьей, так и с казаками хутора Татарского и всего Дона, среди которых он вырос и вместе с которыми жил и боролся, постоянно находясь в поисках правды и смысла жизни. Мелехов не отделен от своего времени. Он не просто общается с людьми и участвует в событиях, но всегда размышляет, оценивает, судит себя и других.

Эти особенности помогают прийти к выводу о том, что Мелехов изображен в эпосе как сын своего народа и своего времени. Мир Григория - народный мир, он никогда не отрывал себя от своего народа, от природы. В огне боев, -в пыли походов он мечтает о труде на родной земле, о семье. Завершает Григорий свое хождение по мукам возвращением в родной хутор Татарский. Бросив свое оружие в Дон, он спешит вновь к тому, что так любил и от чего так долго был оторван.

Финал романа имеет философское звучание. Шолохов оставил своего героя на пороге новых жизненных испытаний. Какие ждут его пути-дороги? Как сложится его жизнь? Писатель не дает ответа на эти вопросы, а заставляет читателя задуматься над сложнейшей судьбой этого героя.

К созданию женских характеров Шолохов обращается уже в самом начале творческого пути. Но если в рассказах характеры женщин только намечаются, то в “Тихом Доне” Шолохов создает яркие художественные образы. Женщины занимают центральное место в эпопее; женщины разных возрастов, разных темпераментов, разных судеб - мать Григория Ильинична, Аксинья, Наталья, Дарья, Дуняшка, Анна Погудко и другие.

Пылкой, страстной Аксинье, с ее “порочной красотой, противопоставлена скромная, сдержанная в чувствах труженица Наталья. Трагична участь и Аксиньи, и Натальи. Много было тяжкого в их жизни, но они знали и настоящее человеческое счастье. Писатель показывает их трудолюбие, их огромную роль в жизни семьи.

Большое значение имеют речевые характеристики, портретные (У Аксиньи “точеная шея”, “пушистые завитки волос”, “зовущие губы”. У Натальи “гладкий белый лоб”, “большие руки, раздавленные работой”, у Дарьи “насурьмленные дуги бровей”, “вьющаяся походка”.

Действие романа “Тихий Дон” вовлекает широкий круг людей, представителей самых разных социальных прослоек. Оно начинается с изображения жизни в казачьем хуторе Татарском, захватывает помещичью усадьбу Листницких, переносится на места развернувшейся мировой войны - в Польшу, Румынию, Восточную Пруссию, в Петроград, Новочеркасск, Новороссийск, в станицы Дона.

Шолохов - непревзойденный мастер художественного слова, умело использует тот язык, которым говорит казачество. Перед читателем зримо встают и главные герои, и эпизодические персонажи. Пейзажные зарисовки свидетельствуют о страстной влюбленности художника в природу Донского края. Пейзаж очеловечен, он выполняет самые различные идейно-художественные функции; помогает раскрыть чувства, настроения героев, передать их отношение к происходящим событиям. Умело использованы произведения народного творчества: пословицы, поговорки, побаски, песни. Они передают настроение, чувства, переживания народа, отражают эстетический мир героев. Произведения народного творчества, особенно песни, раскрывают философскую глубину эпопеи. Эпиграфами к первой и третьей книгам романа служат старинные казачьи песни.

Большой духовный смысл заключен в поэтическом образе Дона, который выступает символом жизни народа. Само название “Тихий Дон” полно символики: оно контрастирует с изображаемыми событиями. Особый смысл в образе степи, которая выступает символом Родины: “Родимая степь над низким донским небом!., курган в мудром молчании, берегущие зарытую казачью славу... Низко кланяюсь и по-сыновьи целую твою красную землю... донской нержавеющей кровью полита степь...”. Такие слова мог найти и сказать лишь писатель, горячо влюбленный в красоту родной донской природы и в свой народ.

Работая над эпопеей “Тихий Дон”, Шолохов исходил из философской концепции о том, что народ является основной движущей силой истории. Эта концепция получила в эпопее глубокое художественное воплощение: в изображении народной жизни, быта и труда казачества, в изображении участия народа в исторических событиях.

Шолохов показал, что путь народа в революции и гражданской войне был сложным, напряженным, трагичным. Уничтожение “старого мира” было связано с крушением вековых народных традиций, православия, разрушением церквей, отказом от нравственных заповедей, которые внушались людям с детских лет.

Роман-эпопея «Тихий Дон» (в четырех томах), первая книга которого написанная двадцатитрехлетним Михаилом Шолоховым в 1928 году, центральное произведение всей литературной деятельности советского автора. Писался роман о судьбе донского казачества в непростое время как для всей Европы (период Первой мировой войны) так и для России (Гражданская война) на протяжении 15 лет, издавался с 1928 по 1940 год. Первый том произведения увидел свет благодаря поддержке влиятельного в литературных кругах писателя Серафимовича, третью «благословил» сам товарищ Сталин, четвертый том он же «зарубил», публикация последней части была надолго отложена вследствие разногласий автора и вождя народов по поводу последующего развития сюжета: Сталин хотел чтобы главный персонаж казак Григорий Мелехов перешел на строну красных, а для Шолохова было самым главным показать трагедию русского народа, который в ходе гражданской войны был вынужден участвовать в братоубийстве, когда разрывались семейные узы и привязанности, ведь один брат был за белых, а другой за красных.

(Иллюстрации Ореста Верейского - советского графика-иллюстратора )

История написания

В середине двадцатых годов прошлого века молодой Михаил Шолохов задумывает написать масштабное художественное произведение, которое в полной мере раскрыло бы его талант как писателя и явило на суд читателя историю о трагичной судьбе донского казачества, попавшего под жернова Первой мировой войны, революции 1917 года, нескольких лет гражданского кровопролития. После написания серии рассказов о казаках, Шолохов решает написать более развернутое литературное произведение на эту тему и в 1925 году приступает к выполнению задуманного. Поначалу масштабы задуманного романа не предполагали больших размеров, Шолохов планировал показать жизнь казачества в революционные годы и его участие в подавлении революционных идей, однако затем он изменил свое мнение, расширив действие романа с 1912 по 1922 год. Первые два тома романа были опубликованы в 1928 году в журнале «Октябрь», начинающий писатель отличался энергичностью и целеустремленностью, читал много книг и различных исторических материалов о событиях описываемого им периода, много общался с казаками, расспрашивая их о «германской» и гражданской войне, имел отличное представление о нравах и быте станичной жизни на Дону, ведь он сам там родился (хутор Кружилин, Вешенская станица), а его мать происходила из казачьего рода. Печать третьей книги, была задержана по причине того, что советская цензура была не очень довольна сочувственным отношением автора к изображенным в романе участникам антибольшевистского Верхнедонского восстания в 1918 году. Только прибегнув к помощи известного советского писателя Максима Горького, которому удалось уговорить Сталина, в 1932 году Шолохову наконец удалось издать книгу, опять же в журнале «Октябрь». В 1934 году заканчивается основная работа над четвертым томом, который вследствие постоянного политического давления со стороны советской власти еще несколько раз переписывается и издается в окончательном варианте в 1940 году в журнале «Новый мир».

После выхода в свет всех частей романа, некоторыми скептиками (одним из них был известный писатель Александр Солженицин) выдвигается версия о том, что такой молодой и неопытный писатель как Шолохов, просто не может быть автором такого глубокого по смыслу и масштабного по объему произведения, причем в такие кроткие сроки. По распоряжению Сталина была создана специальная комиссия, занимавшаяся расследованием этого вопроса, которая подтвердила авторства Шолохова. В 1958 году с полного одобрения партийного руководства роман-эпопея «Тихий Дон» выдвигается на Нобелевскую премию и Михаил Шолохов становится её лауреатом, которую он потом отдает на строительство школы в станице Каргинской, где он когда то жил.

Анализ произведения

Основной сюжет

Жизнь и трагедия донского казачества показана в романе через призму жизненных событий в обычной казачьей семье. Род Мелеховых, живущий на хуторе Татарский, состоит из главы семейства, старшего урядника Пантелея Прокофьевича, его жены Василисы Ильиничны, старшего сына Петра и его жены Дарьи, младшего сына Григория и невестки Натальи, единственной дочери Дуняши. В первой книге автор показывает нам картины казацкой жизни, особенности их быта без прикрас и особой идеализации, старясь быть объективным показывает как строгие порядки, так и разумный миропорядок, особенные жизненные понятия и ценности.

Нарушает привычный размеренный ход казачьей жизни Первая мировая война, революция и начало Гражданской войны, которые разрушают гармонию спокойного бытия и приносят жестокость, кровь, насилие, безудержную жажду разрушения и уничтожения. На примере семьи Мелеховых Шолохов показывает судьбу миллионов людей, вынужденных переживать тяготы тяжелого военного времени, которое обнажало сущность каждого человека, обостряло до крайности все человеческие чувства. Многое приходится пережить и вынести этой семье (глава семьи умирает от тифа, уже довольно пожилая Ильинична тоже уходит из жизни, старшего брата убивают красные комиссары, невестка Дарья, заразившись «плохой болезнью» кончает жизнь самоубийством, жена Григория Наталья погибает), в конце романа в живых остается только центральный персонаж — младший Григорий Мелехов, его сын Михаил и дочь Дуня, которая выходит замуж за парня, убившего её старшего брата).

В описании драматической судьбы донского казачества в эпоху этой ужасной братоубийственной войны, автор умело и гармонично сочетает документальную историческую правду с художественным вымыслом. Будучи сам рожденный на берегах реки Дон, Шолохов как никто другой понимает проблемы казаков, которые издавна со своими семьями жили на окраинах русской земли, защищая свои поля и жилища от набегов татар, и таким образом совмещали нелегкую жизнь и земледельцев, и воинов. Они ценили свободу превыше всего, и всегда, в любую минуту были готовы отдать свою жизнь для защиты родной земли. Именно поэтому в душе главного героя романа Григория Мелехов, Шолохов показал читателю, непрекращающийся борьбу между интересами собственника и простого труженика. Как обычный крестьянин Мелехов не прочь поддержать власть красных, но как собственник земли он не готов её отдавать и поэтому поддерживает взгляды белого движения.

Главный герой

Жизнь главного героя, казака Григория Мелехова, показана в романе наиболее глубоко и развернуто. Его персонаж является отображением всего донского казачества, на примере его жизненных исканий и трудной судьбы показано насколько для обычного казака был важен его привычный образ жизни, каждодневный, пусть изнуряющий, но такой понятный и важный в жизни крестьянский труд, близость родной земли, и, то, как ему трудно от всего этого оказаться и жить по новым правилам, которые ему навязывает новая власть.

(Иллюстрация Ю.П. Реброва "Григорий с казаками" )

В начале романа Шолохов создает образ казака Григория Мелехова, твердо стоящего на земле, привыкшего к труду и обещающего быть неплохим семьянином. Однако его горячий южный темперамент и юношеская неопытность, определяют его дальнейшую судьбу: он влюбляется в замужнюю соседку Аксинью Астахову и бросает из-за неё свою жену Наталью, на которой он женился по настоянию родителей, Аксинья уходит от своего мужа Степана и они вместе Григорием покидают хутор и идут в услужение к помещику. На судьбу Григория выпадают скитания по всей России, участие в гражданской войне, где он видит грязь человеческих отношений, кровь, насилие, смерть, что приводит к полному раздраю в его душе: он не знает, чью строну ему выбрать, чье мировоззрение правильнее и как не ошибиться в своем выборе. В итоге он возвращается домой, где в живых остается только его сын Мишатка и сестрица Дуня, которая вышла замуж за его кровного врага, комиссара Михаила Кошевого. По мнению литературоведов, образ Григория является воплощением всего русского народа, его трагической судьбы в период революционного и последующего гражданского кровопролития.

Другие персонажи

Другие персонажи, окружающие Григория Мелехова: родители, старший брат Петр, Астаховы Аксинья и Степан, Наталья, сестра Дуняша, невестка Дарья и другие изображены с тонким психологизмом, очень ярко и фактурно. Женские персонажи Наталья, Аксинья, Василиса Ильинична являются собирательным образом всей русских женщин, они могут быть и верной женой, и страстной любовницей, и мудрой всепрощающей матерью, которая любит и жалеет всех своих детей, вне зависимости от их политических взглядов.

Особенности композиционного построения

Роман-эпопея «Тихий Дон» представляет собой эпической масштабное произведение, в нем изображено большое количество человеческих судеб, уникальные и неповторимые характеры, насыщенные массовые и групповые сцены, в которых воплощен глас русского народа, размышляющего о важности происходящих перемен, его поиски правды и справедливости. Главными особенностями романа как эпического произведения являются:

  • В романе охвачен большой временной интервал (с 1912 по 1922 года);
  • Использовано большое количество действующих лиц, представляющих самые различные слои населения (казаки, белогвардейцы, красные комиссары, купцы, помещики-дворяне и т.д);
  • Присутствие в романе событий, определивших дальнейшую судьбу России, мира и казачества (Первая мировая и гражданская война, Октябрьская революция 1917 года, Корниловский мятеж, восстание генерала Каледина, Верхнедонское восстание);
  • Слияние судеб простых людей с событиями мирового масштаба, вместе ставшие частью общего исторического потока;
  • Моноцентричность романа — присутствует один главный персонаж, Григорий Мелехов, вокруг которого и развивается сюжетная линия.

Жанр «Тихого Дона» можно отнести к различным направлениям, таким как исторический реализм, семейно-бытовой роман, публицистика, психология, философия, наблюдается наличие таких элементов литературного искусства как драма, трагедия, лирика.

В романе автор затрагивает и поднимает на поверхность большое количество проблем, которые неизбежность появляются в период острых социальных потрясений: трагические судьбы людей и их родных во время войны и революции, противоречивость смутного времени, когда люди оказываются на распутье, не зная, чью строну занять, бессмысленность и жесткость братоубийственной войны, трагизм материнских чувств, когда родители вынуждены хоронить своих детей, проблемы расслоения общества, супружеской верности и преданности, измены и страсти, и наконец крушение старого привычного уклада жизни и зарождение нового. Все эти проблемы, поднятые в романе, настолько злободневны, вечны и общечеловечны, что они делают его воистину величайшим литературным произведением о судьбе русского народа в смутное, тяжелое и кровавое для всей России время.

Все четыре тома романа-эпопеи пользовались у читателей огромным успехом, его переводили на многие иностранные языки, данное произведение выпускалось на территории Советского Союза многомиллионными тиражами. Благодаря сочетанию жизненной правды и некоторой доли вымысла, откровенного натурализма с поэтическими описаниями природы, казачьего быта и нравов, роман «Тихий Дон» быстро стал одним из самых читаемых литературных произведений прошлого столетия, а его автор получил мировое признание и Нобелевскую премию 1958 года.

«Мелеховский двор - на самом краю хутора. Воротца со скотиньего база ведут на север к Дону. Крутой восьмисаженный спуск меж замшелых в прозелени меловых глыб, и вот берег: перламутровая россыпь ракушек, серая изломистая кайма нацелованной волнами гальки и дальше перекипающее под ветром вороненой рябью стремя Дона. <…> В предпоследнюю турецкую кампанию вернулся в хутор казак Мелехов Прокофий».

Так начинается роман - эпопея Шолохова. С мелеховского двора, с великой казачьей реки - Дона.

шолохов тихий дон пейзажный

А в самом конце его - «Утром на следующий день он [Григорий] подошел к Дону против хутора Татарского. Долго смотрел на родной двор, бледнея от радостного волнения. <…> Ниже хутора он перешел Дон по синему, изъеденному ростепелью, мартовскому льду, крупно зашагал к дому». Такое кольцевое обрамление, связанное с Доном и мелеховским двором, помогает читателям осознать главную мысль великой эпопеи: носила история Мелеховых по полям, ломала их судьба, пытаясь вырвать с корнями из этой земли, навсегда лишить родины. Но не оборвала она ниточек, связывающих мелеховский род с Доном, с его бескрайними степями.

Название «Тихий Дон» дано произведению неспроста - слово «тихий» в этом заголовке не оторвать от «Дона». Войдя в заголовок романа-эпопеи, оно приобретает особое звучание. Очевидно, что это не только название реки, но и символ неразрывной связи всего, что творится на землях вокруг нее, в нем - звучание никогда не умолкающей, всегда живущей рядом и неразлучно с человеком природы. Пейзажи великого Дона говорят нам о том, насколько важны в романе образы природы. Наибольшее число лирических отступлений связаны именно с природой. И она не просто фон, на котором разворачиваются события, природа - самостоятельный герой «Тихого Дона», со своей судьбой и своим характером.

ЗэТ. Для автора природа - живая и трепетная сила. Именно в кульминации романа звучит страстный призыв-обращение к родной степи: «Степь родимая! <…> Родимая степь под низким донским небом! <…> … Низко кланяюсь и по-сыновьи целую твою пресную землю, донская, казачьей, нержавеющей кровью политая степь!» Великая река, степь, все времена года на ее просторах не только эстетически выразительные картины природы - это соучастники в трудовом круговороте жизни крестьянства, которые убедительно и равноправно живут на страницах всех книг романа- эпопеи.

Все времена года воспроизведены на страницах романа. В пейзажных описаниях - привычный перечень того, что ежедневно наблюдают герои: солнце, месяц, ветер, степь, но каждый раз рисунок новый, и не найти случая, когда бы этот рисунок не перекликался с событиями в мире героев эпопеи. Причем эта связь очевидна как в масштабах всего Дона, так и в масштабах отдельных судеб.

Восходящее над мелеховским двором, Доном, степями солнце - часть шолоховского эпического мира, близкая страстным, бурным характерам, населяющим этот мир. Оно не просто жаркое, южное, не похожее на северное солнце, которое усмиряет дожди, слякоть - шолоховское солнце имеет огромную власть над миром, охотно и смело «смотрит» на него, творит его: «Ласковым телком притулялось к оттаявшему бугру рыжее потеплевшее солнце, и земля набухала, на меловых мысах, залысинами стекавших с обдонского бугра, малахитом зеленела ранняя трава». Солнце не только воздействовало на состояние героев, наделяя их радостями весны или лета, делая их то «потеплевшими», то угрюмо-озабоченными, оно само поддавалось человеческим воздействиям: это солнце грозное, «независимое», но одновременно крайне чувствительное. Оно «принимает» в себя человеческие тревоги, порывы, отчаяния, проклятия. Так, в финальном эпизоде эпопеи, когда Григорий Мелехов молчаливо, в полном одиночестве хоронит Аксинью, хоронит одну из последних своих надежд на осмысленную, нужную людям жизнь, его лицо озарило «черное небо и ослепительно сияющий черный диск солнца». А задолго до этого промелькнет в эпопее солнце, вобравшее и иную печаль -- вдов и сирот во время первой мировой войны: «По-вдовьему усмехалось обескровленное солнце, строгая девственная синева неба была отталкивающе чиста, горделива».

«Тихий Дон» насыщен фольклором, в нем активно живут и песня, и старинные заговоры, и скитающиеся по свету былины. Пословицы и поговорки, прибаутки и анекдоты, прозвища и дразнилки, загадки - все виды малых форм народного творчества обильно представлены на страницах романа. Особое место, конечно же, занимают песни: и сами их тексты, и рассказ о том, как они исполняются, и явные переклички их лирических строк с событиями романа. В описаниях автор активно использует метафоры, эпитеты, сравнения: «Вздыбленные ветром белогривые облака», «на наших полях ветры пасутся», «наборным казачьим поясом - чеканом лежал нарядно перепоясавший небо Млечный Путь», «шафранный разлив песков».

Полнота охвата картин природы, точность ее отражения во все времена года вносит в «Тихий Дон» величие эпоса, который стремится к широте и точности воссоздания всей картины мироздания. Постоянное присутствие мира природы обозначает и масштаб вИдения мира, и стремление отразить его во всем взаимодействии сложностей и обстоятельств.

«Тихий Дон» - книга не только о революции, о годах гражданской войны. Огромное человеческое содержание этой книги наталкивает на размышления о вечной красоте материнского чувства, о силе женской страсти и верности в любви, об отцовской гордости, о вечном стремлении человека к счастью, о страданиях, которых немало выпадает на людскую долю. Весь сюжет романа-эпопеи строится непосредственно на тех вечных законах бытия, коем посвящается вся сущность казачьего рода и их поступков: земле, свободе и любви.