Описание осени в произведениях г. колесникова


ОБЛОМОВ И
ЗАХАР В РОМАНЕ И.А.ГОНЧАРОВА “ОБЛОМОВ”



В романе “Обломов”
И.А. Гончаров представил на суд читателей
совершенно новые литературные образы,
новую концепцию романа. Как известно, в
жизни все взаимосвязано, это относится и к
двум образам романа: Захару и Обломову.


Захар
связан с Обломовым неразрывными узами, его
жизнь немыслима без доброго барина. Этот
образ довольно значим в романе. Захар -
слуга Ильи Ильича Обломова, крайне
консервативен, носит такой же костюм, что
носил в деревне - серый сюртук. “Дом
Обломовых, был когда-то богат и знаменит в
своей стороне, но потом, бог знает отчего,
все беднел, мельчал и, наконец, незаметно
потерялся между нестарыми дворянскими
домами. Только поседевшие слуги дома
хранили и передавали друг другу верную
память о минувшем, дорожа ею, как святынею”.
Захар представлял собой “пожилого
человека, в сером сюртуке, с прорехою под
мышкой... в сером же жилете, с медными
пуговицами... и густыми, русыми с проседью
бакенбардами, из которых каждой стало бы на
три бороды”. Портрет Захара, изображающий
смешную и нелепую внешность, дополняется и
особым голосом: герой не говорит, а ворчит,
как собака, или хрипит. Голос же, данный
Богом, по словам Захара, “он потерял на
охоте с собаками, когда ездил со старым
барином и когда ему дунуло будто сильным
ветром в горло”. Этому типу Гончаров
посвятил специальный очерк, озаглавленный
“Слуги старого века”, в котором вспоминает
хорошо известных представителей этого
сословия, людей старой закалки, с трудом
вживающихся в новые жизненные


условия.
Литературная родословная Захара идет от
пушкинского Савельича (“Капитанская дочка”).
При всей разности характеров первого,
развращенного жизнью в Петербурге и
патологической ленью своего барина, и
второго - вечного дядьки, для которого
питомец
остается
малым, неразумным ребенком едва ли не на всю
жизнь, сближает их одержимая верность не
только своему барину, но и всему его роду.
Верность Захара своему барину и всем давно
забытым устоям родной Обломовки воплощена
ярче всего в эпизоде, когда Обломов
наставляет своего слугу привычным и самым
действенным способом - прибегая к “жалким
словам” и называя Захара “ядовитым
человеком”. В минуту раздражения Захар
позволил себе сравнить Обломова с другими,
которые и с квартиры на квартиру легко
переезжают, и за границу отправляются. Это
вдохновляет Илью Ильича на грозную и гордую
отповедь о невозможности сравнивать его,
Обломова, с кем бы то ни было. И это
пробирает Захара больше, нежели
ругательства: он и сам чувствует, что
переступил какую-то запретную границу,
уподобив своего барина другим людям. Захар
является пародией на своего барина. У него
те же привычки, что и у хозяина, только
доведенные до абсурда, показанные в смешном,
комическом свете. С первых же страниц
романа Захар не может не вызвать улыбки
своей внешностью, своей ленью и
неопрятностью. Он чем-то даже напоминает
гоголевские типажи: Осипа - слугу
Хлестакова, Селифана и Петрушку из “Мертвых
душ”. Но Захар - лишь уродливое отражение
образа жизни барина Ильи Ильича. Обломов
упрекает Захара за неряшливость и день, за
то, что он не убирает пыли и грязи. Захар
возражает, что “чего ее убирать, если она
снова наберется”. Полное равнодушие к пыли,
сору, грязи отличает этого слугу от других
слуг - персонажей отечественной
литературы. Захар на этот счет составил
собственную философию, не позволяющую
бороться ни с грязью, ни с тараканами и
клопами, раз они выдуманы самим Господом.
Когда Обломов приводит своему слуге в
пример живущее напротив семейство
настройщика, Захар приводит в ответ
следующие аргументы, в которых видна
незаурядная наблюдательность: “А где немцы
сору возьмут? Вы поглядите-ка, как они живут!
Вся семья целую неделю кость гложет. Сюртук
с плеч отца переходит на сына, а с сына опять
на отца. На жене и дочерях платьишки
коротенькие: все поджимают под себя ноги,
как гусыни... Где им сору взять? У них нет
этого вот как у нас, чтоб в шкафах лежала по
годам куча старого изношенного платья или
набрался целый угол корок хлеба за зиму... У
них и корка зря не валяется: наделают
сухариков да с пивом и выпьют”. При внешней
разболтанности Захар, однако, довольно
собран. Извечная привычка слуг старого века
не дает ему разбазаривать барское добро -
когда земляк Обломова, жулик Тарантьев
просит Илью Ильича дать ему на время фрак,
Захар немедленно отказывает: пока не будут
возвращены рубашка и жилет, ничего больше
Тарантьев не получит. И Обломов теряется
перед его твердостью.

Захар не
лишен и недостатков. Гончаров видит его как
“рыцаря со страхом и упреком”, который “принадлежал
двум эпохам, и обе положили на него печать
свою. От одной перешла к нему по наследству
безграничная преданность к дому Обломовых,
а от другой, позднейшей, утонченность и
развращение нравов”. И еще черта,
характерная для смешения двух эпох, на
которые указал Гончаров: “Захар умер бы
вместо барина, считая это своим неизбежным
и природным долгом, и даже не считая ничем, а
просто бросился бы на смерть, точно так же,
как собака, которая при встрече со зверем в
лесу бросается на него, не рассуждая, отчего
должна броситься она, а не ее господин. Но
зато, если б понадобилось, например,
просидеть всю ночь подле постели барина, не
смыкая глаз, и от этого бы зависело здоровье
или даже жизнь барина, Захар непременно бы
заснул”. С годами все больше и отчетливее
вырисовывается нерасторжимая связь между
Ильей Ильичом и Захаром - последними
представителями Обломовки, являющейся лишь
прекрасным сном. Они каждый по-своему свято
хранят в душе те “преданья старины
глубокой”, что сформировали их жизни,
характеры и взаимоотношения. Они


давно
знали друг друга и давно жили вдвоем. Захар
нянчил маленького Обломова на руках, а
Обломов помнит его “молодым, проворным,
прожорливым и лукавым парнем”. “Как Илья
Ильич не умел ни встать, ни лечь спать, ни
быть причесанным и обутым, ни отобедать без
помощи Захара, так Захар не умел
представить себе другого барина, кроме Ильи
Ильича, другого существования, как одевать,
кормить его, грубить ему, лукавить, лгать и в
то же время внутренне благоговеть перед ним”.
Даже когда Захар женится в середине романа
на Анисье, кухарке Обломова, значительно
более ловкой, умелой и чистоплотной, он
старается по возможности не допускать ее к
Илье Ильичу, выполняя сам привычные работы,
без которых не мыслит жизни.

После
смерти Обломова порвалась связь между
Захаром и Обломовым, и жизнь его
превратилась в ненужное и горькое
прозябание. Конец Захара не просто трагичен,
он страшен. Как метко сказал Некрасов в
поэме “Кому на Руси жить хорошо”:


Порвалась
цепь великая...


Одним
концом по барину,


Другим - по
мужику!..


(351 слово)

Свой бессмертный роман «Обломов» И.А. Гончаров посвятил изображению Ильи Ильича Обломова, ленивого и праздного человека, и вместе с тем, раскрыл посредством его образа неизбежный упадок русского дворянства. Одним из ярких персонажей романа, в полной мере раскрывающих главного героя, стал слуга Обломова Захар. Его роль — это человек-зеркало, человек-отражение своего барина и всех его самых низменных ипостасей.

Захар родом из той же Обломовки, сказочной и оставшейся далеко в прошлом. Он живёт этими тёплыми воспоминаниями, лелеет свои поседевшие бакенбарды – символ прежнего величия господского дома, ныне угасшего. Именно в ту пору жизни герой научился преданности хозяину и взрастил собственную леность до невообразимых масштабов.

В последующей жизни у Обломова он не изменял старым принципам - много спал, ленился, лгал барину. И всё же никому другому служить не мог, просто не умел. Его неуклюжесть лишь подчеркивала общую неприспособленность этой пары к столичным реалиям. Лишь в одном расходились хозяин и слуга - в вопросах ума и внутренней наполненности. Илья Ильич, несмотря на общую апатичность, человек со светлым умом, начитанный и образованный. Он сторонится светской суеты и предпочитает смиренное одиночество. Захар же просто тёмный крестьянин, которого годы крепостничества развратили и унизили. По сути, герой не в состоянии понять глубинных чувств своего хозяина, он воспринимает его со своей стороны как собственность, Богом данную. Именно это и объясняет его ревностное отношение к любимому барину. В то время как Штольц и Ильинская пытаются вытащить Обломова из омута вечной рутины, Захар наоборот затягивает его ещё глубже, на дно, укутывая старым персидским халатом и приговаривая тёплым голосом: «А кто там сапоги-то с вас станет снимать? Да вы там пропадете без меня!».

Финальным аккордом в романе «раздаются» отношения Захара и Анисьи. Она, живая и смышленая, становится спасительницей для простого слуги. Благодаря их странному союзу можно проанализировать, какой бы стала семейная жизнь самого Обломова и Ильинской, если бы она всё-таки приняла его беспомощность. Вряд ли бы их брак стал счастливым, а романтика разбилась бы о вечные несовпадения в ритмах жизни.

Гончаров совершенно не случайно посвятил столько усилий образу слуги. Через Захара он раскрывает всё то убогое, что есть в Обломове. Они - как продолжения друг друга, погрязшие в устаревших бесчеловечных крепостных порядках, абсолютно несчастные и зависимые друг от друга.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

В мировоззренческом плане М.А.Шолохов был человеком исключительно сдержанным и не торопился раскрываться перед людьми. Он предпочитал выражать себя не в обнаженном публицистическом слове, но в слове художественном, которое и было его стихией. В ответ на просьбу литературоведа Е. Ф. Никитиной написать свою автобиографию Шолохов ответил: "Моя автобиография - в моих книгах".

г Тем с большим основанием Шолохов мог сказать: "Мое исповедание веры - в моих книгах", что он, собственно, и доказал эпопеей "Тихий Дон".

Детально воспроизведенный быт, любовное описание донской природы, которая воспринимается как полноправное действующее лицо романа, меткая образная речь, искрящаяся юмором, позволяют читателю ощутить своеобразную прелесть казачьего уклада, понять суть тех традиций, которые исстари определяли жизнь казака. Это верность воинскому долгу защиты отечества от врага и мирный крестьянский труд до седьмого пота, дающий земледельцу возможность укреплять свое хозяйство, жениться, растить детей, которым предстоит пройти тот же четко очерченный жизненный круг.

"Тихий Дон" вошел в историю русской литературы как яркое, значительное произведение, раскрывающее трагедию донского казачества в годы революции и гражданской войны. Эпопея вмещает в себя целое десятилетие - с 1912 по 1922 год. Начало романа еще не предвещает грядущих бурь и потрясений. Спокойно несет свои воды величавый тихий Дон, переливается разноцветными красками лазоревая степь. Мирно и спокойно течет жизнь казачьего хутора Татарский, прерываемая разве что молвой о дерзкой связи замужней солдатки Аксиньи Астаховой с Гришкой Мелеховым. Страстное, всепоглощающее чувство вступает в противоречие с нравственными устоями казачьей старины. То есть уже в начале романа мы видим заявку на самобытные, яркие характеры, сложные и тонкие отношения героев, их непростые судьбы. Именно в Григории и Аксинье наиболее полно и глубоко выразились характерные, типические черты казачества, прошедшего долгий и мучительный путь исканий и ошибок, прозрений и потерь.

Природа постоянно присутствует в действии романа как равноправный участник событий. Тихий Дон становится мрачным и бурным, камыши могут быть местом для детских игр или убежищем для воинов, степь далеко не всегда спокойна, она страшна во время пожара, который легко перекидывается на благостный покой зажиточных хуторов.

Центральное место в шолоховской эпопее занимает жизненный путь Григория, эволюция его характера. На наших глазах этот норовистый, своевольный парень, веселый и простой, формируется как личность. Во время первой мировой войны он храбро сражался на фронте, даже получил Георгиевский крест. На этой войне он честно исполнил свой долг, ибо был абсолютно уверен в том, кто его враг. Но Октябрьская революция и гражданская война разрушили все его привычные представления о казачьей чести. Он, как и все люди той бурной и сложной эпохи, должен был сделать свой выбор - с кем ему по пути? С белыми, которые защищают старый устоявшийся правопорядок, стремясь восстановить монархию, или с красными, которые, наоборот, хотят разрушить старый уклад до основания, чтобы на руинах его строить новую жизнь.

Григорий служит то у белых, то у красных. Как настоящий казак, который с молоком матери впитал традиции этого сословия, герой встает на защиту страны, так как, по его мнению, большевики не только посягают на святыню, но и отрывают его от земли. Эти мысли волновали не только Григория, но и других казаков, которые с болью смотрели на неубранную пшеницу, нескошенный хлеб, пустые гумна, думая о том, как надрываются на непосильной работе бабы в то время, когда они ведут бессмысленную бойню, начатую большевиками. Но затем Григорию приходится стать свидетелем зверской расправы белых с подтелковским отрядом, которая вызывает у него горечь.

Однако помнит Григорий и другое- как тот же Подтелков хладнокровно уничтожал белых офицеров. И там, и здесь ненависть, зверства, жестокость, насилие Это противно, омерзительно для души нормального, хорошего, честного человека, который хочет трудиться на своей земле, растить детей, любить женщину. Но в том извращенном, смутном мире такое простое человеческое счастье недосягаемо. И герой вынужден жить в стане ненависти и смерти. Он ожесточается, впадает в отчаяние, понимая, что помимо своей воли сеет вокруг себя смерть. Он насильственно отторгнут от всего того, что дорого его сердцу: дома, семьи, любящих людей.

Вместо цельной трудовой жизни на пашне и в поле он должен убивать людей за идеи, которых он не может понять и принять. Григорий мечется между враждующими лагерями, чувствуя узость и ограниченность противоборствующих идей. Он остро осознает, что "неправильный у жизни ход", но изменить его не в состоянии. Григорий понимает, что наивно цепляться за старое, неутомимо, как муравей, тащить все в дом, пользуясь всеобщей разрухой, как это делает его отец. Но в то же время он не может согласиться с точкой зрения пролетария, который предлагает ему бросить все и бежать к красным, ибо у него ничего нет, а значит, и терять ему нечего.

Григорий не может так просто покинуть то, что заработано тяжелым трудом, но и не хочет, отгородившись от всего мира, по мелочам улучшать свой быт. Он хочет докопаться до главного, понять, каковы те силы, которые взялись управлять жизнью. Его цепкий, наблюдательный крестьянский взгляд сразу отмечает контраст между высокими коммунистическими лозунгами и реальными делами: хромовые сапоги красного командира и обмотки рядового "Ванька". Если всего через гад в глаза бросается имущественное расслоение Красной Армии, то после того, как советская власть укоренится, равенство окончательно исчезнет. Эти иронические рассуждения Мелехова поражают точностью предвидения, когда из советских чиновников сформировался новый господствующий класс - партийная номенклатура. Но с другой стороны, Мелехову во время службы в белой армии больно и унизительно слышать презрительные слова полковника о народе

Перелистывая страницы романа-эпопеи, вчитываясь, врастая в непривычный уклад казачьей жизни, начинаешь понимать, что описания природы все же второстепенны и только лишний раз подчеркивают стилистическое мастерство автора. Главное - человек. Человек, который стремится трудиться на своей земле, растить детей, любить женщину в "родимой степи под низким донским небом".

Иначе ложился роман "Поднятая целина". Он был трагической попыткой воспеть невоспеваемое, идеализировать действительность. В нем наглядно проявилось противоречие между большим художественным талантом и сковывающей его идеологической схемой, которая отразилась и в композиции романа. Вспомним его начало. Почти одновременно в Гремячий Лог въезжают казачий есаул Половцев, враг советской власти, который пытается вовлечь хуторян в контрреволюционное восстание, и слесарь Давыдов с благородной и гуманной миссией - создать в Гремячем Логу крепкий колхоз. Контрастность целей идейных противников подчеркивает то, что коварный враг Половцев скачет в хутор ночью, трусливо скрывая свое лицо. Ясным, солнечным днем приезжает в Гремячий Лог коммунист Давыдов. Эта зримая деталь должна была наглядно продемонстрировать низость целей одного героя и благородство другого.

Природа постоянно присутствует в действии и этого романа, как равноправный участник событий. И в то же время остается как бы фоном, аранжировкой, декорацией, когда в игру вступают главные действующие лица - люди.

В "Поднятой целине" много живописных картин народной жизни, поэтических описаний донской природы, неповторимого юмора. Но несмотря на это, общий колорит эпохи, изображенной в романе, вызывает отнюдь не оптимистическое ощущение. И не только потому, что страницы романа, образно говоря, залиты кровью: за 8 месяцев, в течение которых происходит действие, погибает 11 человек, - а потому, что большой художественный талант Шолохова постоянно вступал в противоречие с узостью идеологической схемы. Автор даже избегает разговора о конкретных результатах деятельности колхоза.

Например, здесь нет ни слова об урожае, то есть автор как бы стыдится в полный голос трубить о "победе" колхозного строя. Поэтому представление о торжестве политики партии в деревне создавалось во многом благодаря названию Жизнь крестьянства сравнивалась и необработанной, нераспаханной целиной, таящей в себе могучие силы и возможности. Такие силы, безусловно, были в обществе. И сейчас они пробиваются наружу, чтобы понять и переосмыслить трагедию переломного времени, круто изменившую сложившийся жизненный уклад.

Закончить сочинение хочется обращением к рассказу, который правильнее назвать эпопеей, ибо что такое "Судьба человека", как не изображение судьбы народа в переломный момент? Андрей Соколов представительствует от всего народа Его исповедь составляет сюжетный центр произведения.

На страницах рассказа сталкиваются две жизненные позиции. Первую можно выразить словами Соколова" "Одному-то и курить, и помирать тошно". Вторую - словами Крыжнева: "Своя рубашка к телу ближе". Происходит столкновение идеи национального единства и идеи, которая это единство разрушает

Неосознанное чувство собственного достоинства заставляет героя поступить так и именно так- "...хотя я и с голоду помирал, но давиться ихней подачкой не собираюсь, у меня есть свое, русское достоинство и гордость, и в скотину они меня не превратили, как ни старались".

История Соколова становится обвинением войне, "искалечившей, исказнившей человека". Здесь сразу же вспоминается портрет главного героя рассказа, нарисованный Шолоховым в начале произведения: "большие темные руки", "глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные неизбывной тоской". Перед нами метафора, усиленная гиперболой. Глаза - отражение души, и мы понимаем, что у Соколова внутри все словно перегорело.

Здесь нельзя не вспомнить слова М. Лотмана: "История проходит через дом человека, через его частную жизнь, судьбу. Не титулы, ордена или царская милость, а "самостояние Человека" превращает его в историческую личность".

В мировоззренческом плане М.А.Шолохов был человеком исключительно сдержанным и не торопился раскрываться перед людьми. Он предпочитал выражать себя не в обнаженном публицистическом слове, но в слове художественном, которое и было его стихией. В ответ на просьбу литературоведа Е. Ф. Никитиной написать свою автобиографию Шолохов ответил: "Моя автобиография - в моих книгах". Тем с большим основанием Шолохов мог сказать: "Мое исповедание веры - в моих книгах", что он, собственно, и доказал эпопеей "Тихий Дон".

Детально воспроизведенный быт, любовное описание донской природы, которая воспринимается как полноправное действующее лицо романа, меткая образная речь, искрящаяся юмором, позволяют читателю ощутить своеобразную прелесть казачьего уклада, понять суть тех традиций, которые исстари определяли жизнь казака. Это верность воинскому долгу защиты отечества от врага и мирный крестьянский труд до седьмого пота, дающий земледельцу возможность укреплять свое хозяйство, жениться, растить детей, котор"ым предстоит пройти тот же четко очерченный жизненный круг.

"Тихий Дон" вошел в историю русской литературы как яркое, значительное произведение, раскрывающее трагедию донского казачества в годы революции и гражданской войны. Эпопея вмещает в себя целое десятилетие - с 1912 по 1922 год. Начало романа еще не предвещает грядущих бурь и потрясений.

Спокойно несет свои воды величавый тихий Дон, переливается разноцветными красками лазоревая степь. Мирно и спокойно течет жизнь казачьего хутора Татарский, прерываемая разве что молвой о дерзкой связи замужней солдатки Аксиньи Астаховой с Гришкой Мелеховым. Страстное, всепоглощающее чувство вступает в противоречие с нравственными устоями казачьей старины. То есть уже в начале романа мы видим заявку на самобытные, яркие характеры, сложные и тонкие отношения героев, их непростые судьбы. Именно в Григории и Аксинье наиболее полно и глубоко выразились характерные, типические черты казачества, прошедшего долгий и мучительный путь исканий и ошибок, прозрений и потерь.

Природа постоянно присутствует в действии романа как равноправный участник событий. Тихий Дон становится мрачным и бурным, камыши могут быть местом для детских игр или убежищем для воинов, степь далеко не всегда спокойна, она страшна во время пожара, который легко перекидывается на благостный покой зажиточных хуторов.

Центральное место в шолоховской эпопее занимает жизненный путь Григория, эволюция его характера. На наших глазах этот норовистый, своевольный парень, веселый и простой, формируется как личность. Во время первой мировой войны он храбро сражался на фронте, даже получил Георгиевский крест. На этой войне он честно исполнил свой долг, ибо был абсолютно уверен в том, кто его враг. Но Октябрьская революция и гражданская война разрушили все его привычные представления о казачьей чести. Он, как и все люди той бурной и сложной эпохи, должен был сделать свой выбор - с кем ему по пути? С белыми, которые защищают старый устоявшийся правопорядок, стремясь восстановить монархию, или с красными, которые, наоборот, хотят разрушить старый уклад до основания, чтобы на руинах его строить новую жизнь.

Григорий служит то у белых, то у красных. Как настоящий казак, который с молоком матери впитал традиции этого сословия, герой встает на защиту страны, так как, по его мнению, большевики не только посягают на святыню, но и отрывают его от земли. Эти мысли волновали не только Григория, но и других казаков, которые с болью смотрели на неубранную пшеницу, нескошенный хлеб, пустые гумна, думая о том, как надрываются на непосильной работе бабы в то время, когда они ведут бессмысленную бойню, начатую большевиками. Но затем Григорию приходится стать свидетелем зверской расправы белых с подтелковским отрядом, которая вызывает у него горечь.

Однако помнит Григорий и другое- как тот же Подтелков хладнокровно уничтожал белых офицеров. И там, и здесь ненависть, зверства, жестокость, насилие Это противно, омерзительно для души нормального, хорошего, честного человека, который хочет трудиться на своей земле, растить детей, любить женщину. Но в том извращенном, смутном мире такое простое человеческое счастье недосягаемо. И герой вынужден жить в стане ненависти и смерти. Он ожесточается, впадает в отчаяние, понимая, что помимо своей воли сеет вокруг себя смерть. Он насильственно отторгнут от всего того, что дорого его сердцу: дома, семьи, любящих людей.

Вместо цельной трудовой жизни на пашне и в поле он должен убивать людей за идеи, которых он не может понять и принять. Григорий мечется между враждующими лагерями, чувствуя узость и ограниченность противоборствующих идей. Он остро осознает, что "неправильный у жизни ход", но изменить его не в состоянии. Григорий понимает, что наивно цепляться за старое, неутомимо, как муравей, тащить все в дом, пользуясь всеобщей разрухой, как это делает его отец. Но в то же время он не может согласиться с точкой зрения пролетария, который предлагает ему бросить все и бежать к красным, ибо у него ничего нет, а значит, и терять ему нечего.

Григорий не может так просто покинуть то, что заработано тяжелым трудом, но и не хочет, отгородившись от всего мира, по мелочам улучшать свой быт. Он хочет докопаться до главного, понять, каковы те силы, которые взялись управлять жизнью. Его цепкий, наблюдательный крестьянский взгляд сразу отмечает контраст между высокими коммунистическими лозунгами и реальными делами: хромовые сапоги красного командира и обмотки рядового "Ванька". Если всего через гад в глаза бросается имущественное расслоение Красной Армии, то после того, как советская власть укоренится, равенство окончательно исчезнет. Эти иронические рассуждения Мелехова поражают точностью предвидения, когда из советских чиновников сформировался новый господствующий класс - партийная номенклатура. Но с другой стороны, Мелехову во время службы в белой армии больно и унизительно слышать презрительные слова полковника о народе

Перелистывая страницы романа-эпопеи, вчитываясь, врастая в непривычный уклад казачьей жизни, начинаешь понимать, что описания природы все же второстепенны и только лишний раз подчеркивают стилистическое мастерство автора. Главное - человек. Человек, который стремится трудиться на своей земле, растить детей, любить женщину в "родимой степи под низким донским небом".

В "Поднятой целине" много живописных картин народной жизни, поэтических описаний донской природы, неповторимого юмора. Но несмотря на это, общий колорит эпохи, изображенной в романе, вызывает отнюдь не оптимистическое ощущение. И не только потому, что страницы романа, образно говоря, залиты кровью: за 8 месяцев, в течение которых происходит действие, погибает 11 человек, - а потому, что большой художественный талант Шолохова постоянно вступал в противоречие с узостью идеологической схемы. Автор даже избегает разговора о конкретных результатах деятельности колхоза.

Например, здесь нет ни слова об урожае, то есть автор как бы стыдится в полный голос трубить о "победе" колхозного строя. Поэтому представление о торжестве политики партии в деревне создавалось во многом благодаря названию Жизнь крестьянства сравнивалась и необработанной, нераспаханной целиной, таящей в себе могучие силы и возможности. Такие силы, безусловно, были в обществе. И сейчас они пробиваются наружу, чтобы понять и переосмыслить трагедию переломного времени, круто изменившую сложившийся жизненный уклад.

Закончить сочинение хочется обращением к рассказу, который правильнее назвать эпопеей, ибо что такое "Судьба человека", как не изображение судьбы народа в переломный момент? Андрей Соколов представительствует от всего народа Его исповедь составляет сюжетный центр произведения.

На страницах рассказа сталкиваются две жизненные позиции. Первую можно выразить словами Соколова" "Одному-то и курить, и помирать тошно". Вторую - словами Крыжнева: "Своя рубашка к телу ближе".


Страница: [ 1 ]

Тонко и проникновенно, во всей своей живой и трепетной достоверности изображает Шолохов родную природу. Пейзаж у него всегда одухотворен. Он соотнесен с человеком, с течением жизни, то своей красотой и величием оттеняя несовершенство человеческого бытия, жестокость людскую, то гармонически сливаясь с душевным миром человека, охваченного высокими стремлениями, светлыми чувствами.

В романе «Тихий Дон» шолоховские картины природы приобретают особое идейно-эстетическое наполнение. Тоска Григория, все сужающийся черный круг его жизни даны на фоне победной донской весны - с буйным разливом Дона, со сказочным цветением степи, сплошь покрывающейся фиалками и тюльпанами, с перелетными стаями птиц, с неутихающим шумом привольного ветра в затопленном талой водой обдонском лесу, с лебедями, которых видит Григорий на восходе солнца. В описаниях природы Шолохов достиг высокой степени совершенства. Описанная Шолоховым картина зримо встает перед читателем, так как строится на выразительной силе восприятия. Его образы многогранны. «Золотая дрема лунного света...» - чарующее сияние луны воспринимает Григорий, упоенный молодой радостью жизни, любви. В этом образе и живописная красота, и лирика, и психология.

Шолохов наделен поразительной способностью видеть мир, и одновременно через субъективное восприятие этого мира его героями он раскрывает во всей полноте их богатый внутренний мир. Вспомним сцену в весеннем лесу. Уставшая Аксинья решила отдохнуть: «Ненасытно вдыхала многообразные запахи леса сидевшая неподвижно Аксинья, ее глаза терялись в этом чудеснейшем сплетении цветов и трав...» Томительный аромат ландыша пробуждает в Аксинье мысли о прошедшей молодости: «И почему-то за этот короткий миг, когда сквозь слезы рассматривала цветок и вдыхала грустный его запах вспомнилась Аксинье молодость и вся ее долгая и бедная радостями жизнь... Словно в чистой воде лесного родника увидела вдруг Аксинья свое отражение - так много сказал ее наболевшему сердцу этот цветок, неожиданно привлекший своим грустным и сладостным запахом»

Писатель подмечает моменты, когда восприятие природы становится особенно острым и впечатлительным, как бы увиденным впервые. Достаточно вспомнить самые трагические эпизоды романа: зверское убийство казаками красного командира Лихачева. Идя на смерть, он видит красоту весеннего леса. Проходя мимо березки, сорвал ветку. «На ней уже набухали мартовским сладостным соком бурые почки; сулил их тонкий, чуть внятный аромат весенний расцвет, жизнь, повторяющуюся под солнечным кругом... Лихачев совал пухлые почки в рот, жевал их, затуманенными глазами глядел ка отходившие от мороза, посветлевшие деревья и улыбался уголком небритых губ». Можно ли представить ситуацию трагичнее этой, когда человек с такой привязанностью к естественной прелести жизни должен покинуть ее навсегда. Картины расправы над коммунистами, красноармейцами, попавшими к белым, были во многих книгах Но там обычно изображался сам акт насилия. Шолохов же подошел к этому как психолог. Картины природы освобождают писателя от необходимости давать прямые авторские характеристики героев.

Впечатления окружающего мира, вступающие в сознание и героя, и читателя, разряжают крайнее напряжение. Писатель как бы широко распахивает душу читателя для восприятия огромного мира природы, человеческих чувств после сосредоточенного нагнетания художественных средств, устремляющих все внимание к одному необычайно напряженному событию. Вспомним эпизод, когда в степи работают Наталья и Ильинична. Последняя измена Григория окончательно надломила Наталью. На фоне надвигающейся грозы она проклинает Григория. Эта сцена предшествует ее смерти. Природа вначале безразлична к тому, что должно случиться. Пейзаж нейтрален, ничто не предвещает бури, только на миг набегает тучка. Пейзаж меняется вместе с настроением самой Натальи. «Все, что так долго копилось у Натальи на сердце, вдруг прорвалось в судорожном припадке рыдания. Она со стоном сорвала с головы платок, упала лицом на сухую, неласковую землю и, прижимаясь к ней грудью, рыдала без слез». И наконец, когда Наталья, обратившись на восток, требует от Бога, чтобы наказал, сразил Григория там, на фронте, «черная клубящаяся туча ползла с востока. Глухо грохотал гром...». С ужасом смотрела Ильинична на Наталью. «На фоне вставшей в полнеба черной грозовой тучи она казалась ей незнакомой и страшной».

Природа движется сама по себе. Люди страдают и радуются своими радостями и печалями. Но вот на миг оба движения совпадают, и проклятье Натальи, усиленное метафоричностью грозовой тучи, звучит необычайно выразительным трагическим взрывом. Здесь параллелизм перестает быть одним из приемов введения пейзажа и вырастает в существенную особенность композиции и характерную черту стиля.

О том, что пейзаж в романе Шолохова не безразличен человеку и может служить для выражения определенных символов, свидетельствуют многие сцены. Приведем несколько примеров. Отправляясь на побывку домой, Григорий заметил в степи диких гусей. Далее Шолохов рисует красочную картину охоты. Здесь тонко передан охотничий азарт, почти зримая панорама степных далей и на фоне степи - охотник, подкрадывающийся к осторожным птицам. Безразличная, казалось бы, к Григорию природа вдруг освещает его трагедию. Судьба сбитого гуся напоминает и человеческие судьбы вообще, и особенно горькую долю самого стрелка: «.. .один гусь, отделившись от уже построившейся гусиной станицы, резко шел на снижение... Гусь летел в сторону от встревоженно вскричавшей стаи, медленно снижаясь, слабея в полете, и вдруг с большой высоты камнем ринулся вниз, только белый подбой крыла ослепительно сверкнул на солнце». Так образ сбитой птицы символически обобщает в сюжете природы судьбу Григория.

К концу «Тихого Дона» символические образы природы встречаются все чаще. После одной из стычек бандитов с красноармейцами Григорий лежит в степи, испытывая странное чувство отрешенности и успокоения. С восхищением он любуется цветком, росшим совсем рядом. С интересом следил он «...за легким покачиванием багряно- черного тюльпана, чуть колеблемого ветром, блистающего яркой девичьей красотой». Вряд ли случайно засияла красота тюльпана, напоминающая о жизни над «мертвым городищем». Вряд ли случайно остановил на ней взор человек, сеющий смерть. Снова возникают тюльпаны, когда Григорий уходит с бандой от красноармейских разъездов. «Срезанные лошадиными копытами, во все стороны летели, словно крупные капли крови, пунцовые головки тюльпанов. Григорий, скакавший позади Фомина, посмотрел на эти красные брызги и закрыл глаза...» Прекрасный цветок над мертвым городищем и тюльпаны, брызги крови, это единые звенья иносказания и символики, обращающие нас ко всему пройденному Григорием пути, наполненном страданиями и человеческими жертвами.

Сходен поэтический строй удивительного и загадочного своей силой образа черного солнца. Черным оно показалось Григорию потому, что в час Аксиньиной смерти физические силы оставили его -свет померк в очах. Смерть коснулась его, виновника смерти Аксиньи и многих других людей, потребовала к себе - вот что значил для него ужас черного солнца. Не случайно он прощался с Аксиньей, «твердо веря в то, что они расстаются ненадолго».

Между тем природа в «Тихом Доне» не только противостоит Григорию и осуждает его, по и призывает к пониманию и сочувствию. Когда Григорий отверг предложение бывшего фоминца Чумакова вновь поискать легкой бандитской жизни, когда решил вернуться к людям, когда впервые за долгое время своего пребывания в лесу чуть заметно улыбнулся- начала оттаивать и природа. Светлая нота в эмоциональной окраске шального пейзажа романа вполне гармонирует с финалом трагедии. Путь Григория завершается окончательным крушением ложной идеи. Но трагедия разрешима, имеет выход.

Глубокий психологизм, детализация человеческого чувства, соединившись у Шолохова с первозданно-свежим, наивно-поэтическим восприятием мира, дали нам неповторимое сияние, радость того, что мы с полным правом называем шолоховской образностью. Весь окружающий человека мир - в движении, в работе... Все одушевлено, пережито, воспринято чувством. Многообразный мир природа и мир человека соединяются как проявление единого, вечно сущего - матери-жизни.