Андрей варламов какие темы его волнуют. Будьте всегда в настроении

Жизнь православного христианина в миру полна соблазнов, и проистекающих из них трудностей. Еще Иоанн Златоуст, живший в IV веке, писал, что весь мир лежит во зле, что уж говорить о нашем времени. Как жить человеку, стремящемуся , когда большая часть современной культуры по сути своей противоречит христианству? Обнаженные тела на билбордах и в телепередачах, песни с блудным подтекстом по радио, множество лжеучителей, сект, вводящей в соблазн литературы. Возможно ли спастись в таких условиях?

В ответ на эти жалобы православного христианина на жизнь священнослужители обычно отвечают в духе «Никто не обещал, что будет легко». И действительно, в первую очередь человеку, принявшему христианский путь спасения, следует принять как данность тот факт, что путь этот тернистый, еще Спаситель говорил, что проще верблюду пройти через игольное ушко, чем попасть в Царство Небесное.

Поэтому жизнь православного человека – сплошная борьба со страстями, и даже если враг человеческий не сможет соблазнять внешними факторами, то непременно найдет другие способы – помыслами, например. Ведь на том же Афоне, где нет телевидения, радио, куда не ступает нога женщин, монахи всю жизнь ведут тяжелую и непрерывную борьбу, потому что страсти, в первую очередь, в самом человеке, а не в его окружении.

Посещение храма в жизни православного христианина

Само собой разумеется, что жизнь православного человека невозможно представить себе без участия в церковных богослужениях. Но как быть тем, кому работа или учеба не позволяет бывать на службе так часто, как того хотелось бы? В таком случае надо стараться не пропускать хотя бы воскресные Божественные Литургии, и по возможности часто, причащаться во время них Святых Христовых Таин, ведь именно причастие является центром всей нашей православной жизни. К сожалению, многие современные христиане по собственной воле отказываются от частого причастия, считая себя недостойными. это состояние «смирение паче гордыни», подразумевая, что сколько бы человек ни готовился, ни посещал храм перед причастием, ни прочитал канонов и православных молитв – все равно достойным этого наивысшего блага он не станет. И к Святым Таинствам надо приступать именно с этими чувствами: не достоинства и неразрывно связанной с ним глубокой благодарностью Богу за все блага.

Если ритм жизни православного христианина не позволяет ему по уважительным причинам присутствовать на Литургии каждое воскресенье или на всенощном бдении каждую субботу, не стоит впадать в уныние: всегда есть люди, которым намного хуже, чем Вам, и которые переносят свое состояние со смирением и терпением, как и подобает настоящим христианам.

Искусство в жизни православного человека

Очень часто случается так, что человек, пришедший к православной вере во взрослом возрасте, начинает грубо перечеркивать свои былые интересы – чистит компьютер, библиотеку, избавляется от «недуховных» фильмов. Безусловно, определенная ревизия должна быть проведена, но во всем нужно соблюдать меру и прислушиваться к здравому смыслу.

Нет такого церковного постановления, которое бы вычеркивало из жизни православного христианина понятия светской литературы, музыки, искусства. Если человек стал верующим, то это вовсе не означает, что отныне ему можно слушать лишь богослужебные песнопения, читать только Евангелие и проповеди священников, смотреть только фильмы про святые места. Кроме того, существует множество произведений художественной классической литературы, которые описывают православную жизнь

Алексей Варламов - известный русский прозаик. Он родился 23 июня 1963 года в Москве в семье сотрудника Главлита и учительницы русского языка. Варламов Алексей Николаевич с детства увлекался чтением, рыбной ловлей, путешествиями. Это нашло отражение в созданном в 2000 году автобиографическом романе "Купавна". Алексей Николаевич много ездил по миру и России - побывал в средней полосе нашей страны, на Кавказе, в Сибири, на Урале, на Байкале, в Карпатах, на Дальнем Востоке, в США, в странах Европы и в Китае.

Первые литературные опыты

А. Варламов, биография которого нас интересует, в 1985 году окончил МГУ (филологический факультет). Еще к раннему детству относятся его первые литературные опыты. Писатель вспоминает, что ему всегда нравилось выдумывать различные истории и записывать их. В 1987 году в журнале "Октябрь" (№12) было опубликовано первое его произведение (рассказ "Тараканы"). Уже в раннем творчестве этого писателя видна его ориентация на классическую русскую литературу. На произведения Варламова немалое влияние оказала проза Чехова, Пушкина, Бунина, а также и А.П. Платонова.

Путь от рассказов к романам и повестям

Алексей Варламов - писатель, путь которого в литературном творчестве лежит от рассказов к более объемным жанрам - романам и повестям. В 1991 году были опубликованы в "Знамени" рассказы "Таинство" и "Покров", в 1992 году в "Новом мире" - "Галаша" и "Сочельник". Затем последовали повести "Здравствуй, князь!", "Гора". В 1995 году появился первый роман Варламова "Лох". Одновременно писались очерки, литературоведческие и публицистические статьи, критические эссе. К этому же времени относится написание двух пьес. Одна из них заслужила высокую оценку М. Рощина и была поставлена на сцене на фестивале молодой драматургии.

Повесть "Рождение"

Варламов получил известность в литературе после того, как была опубликована повесть "Рождение" (в 1995 году в "Новом мире"). В ней жизнь одной семейной пары сопоставляется с перипетиями истории России. Автором не раз будет использован прием соположения. Трудная беременность, последовавшие за ней тяжелые роды, а затем болезнь новорожденного представлены на фоне расстрела в октябре 1993 года Белого дома в Москве. Благополучен финал повести: в семье начинается новая жизнь. Это дает возможность оптимистично толковать авторские прогнозы насчет новой жизни нашей страны.

Роман "Лох"

В романе "Лох", написанном в 1995 году, продолжена тема России. Произведение строится по канонам известной народной сказки, главный герой которой - Иванушка-дурачок. В романе это Александр Тезкин - третий сын, который родился в благополучной семье из Москвы. Почти 30 лет охватывает время действия (с 1963 по 1993 год). Географическое пространство произведения (Москва, Мюнхен) в нем дополняется духовным пространством - земным и небесным. В этом романе использован мотив странничества, традиционный для отечественной литературы. Герой уподоблял земной мир хорошо охраняемой зоне, а небесный - свободе, к которой рвется душа человека. История жизни и любви Александра Тезкина дана на фоне истории нашей страны, которая переживает, по мысли Тезкина, последние дни перед концом света. Г. Михайлова отметила, что Варламов рассказал на пространстве материка национального историю краха великой когда-то империи и гибели всего человечества.

"Затонувший ковчег"

Эти темы развиваются в дальнейших произведениях. В 1997 году был опубликован роман "Затонувший ковчег". В центре повествования в нем находятся жизнь и гибель одной секты скопцов, живущей в глухом уголке Севера. Илья Петрович влюблен в Машу, свою ученицу. Он пророчествует о том, что ждет Россию, и оказывается в произведении "крепостью Господней" (именно так переводится имя этого героя). Люппо изображает мессию. Он оказывается волком в неким оборотнем. "Люппо" в переводе с латыни - "волк". Мария - героиня, носящая христианское имя, праведница, без которой ни один город, как известно, не стоит.

"Купол"

Трилогию завершает роман "Купол". Он был опубликован в 1999 году в журнале "Октябрь". 35 лет охватывают события - с 1965 по 2000 г. "Купол" - это исповедь дальтоника, который жаждет увидеть мир в цвете. Его болезнью объясняются события, носящие в произведении фантастический характер. Это роман о России времен перестройки и последующих лет, когда над страной возникает уникальное природное явление - купол из тумана. Купол - символ изоляции России.

"Теплые острова в холодном море"

В 2000 году появилась повесть под названием "Теплые острова в холодном море". Тема ее - путешествие двух друзей на Русский Север. Острова, находящиеся в холодном Белом море, теплятся молитвами монахов за Россию.

"Мысленный волк" Алексея Варламова

Это последний роман писателя на сегодняшний день, который был опубликован в 2014 году. Действие произведения "Мысленный волк" Алексея Варламова начинается 100 лет назад и длится 4 года. Писателя интересует Серебряный век - "богатое", "насыщенное", "мутное", "увлекательное время". Алексей Варламов анализирует Первую мировую войну и последовавшую за ней революцию.

Главные герои произведения - Василий Комиссаров (мелкий инженер) и Павел Легкобытов (писатель). Они стремятся выстоять и поохотиться на волка. Нежная и чуткая дочь Василия Уля и его жена охвачены беспокойством, пытаются сбежать от хищника. Однако от него невозможно ни скрыться, ни победить его: по Варламову, "мысленный волк" - диагноз Серебряного века. Это его ментальная эпидемия. Мысленный волк - заглавная метафора произведения. Это олицетворение помысла, дающего начало всякому греху. Этот образ был взят из древних православных молитв, в которых выражается желание быть звероуловленным от "мысленного волка". И герои Варламова, реально существовавшие и вымышленные, сражаются с мысленным волком, довлеющим над всей страной, яростно, но тщетно.

Алексей Варламов. Наши дни

С 1993 года Варламов входит в Союз писателей России. Он живет в Москве. Сегодня Алексей Варламов является доктором филологии, профессором, постоянным автором серии ЖЗЛ, лауреатом премий Солженицына, "Большая книга", "Антибукер" и др. Представляя Союз писателей России в качестве секретаря, он выступает на различных мероприятиях и фестивалях.

Творчество его хорошо известно не только в нашей стране, но и за рубежом. Произведения Алексея Николаевича Варламова переведены на несколько иностранных языков. В составе официальных делегаций он представляет нашу страну на международных книжных салонах и ярмарках. В 1997 году Алексей Николаевич участвовал в американской международной писательской программе. Он выступил с лекциями в Стэндфордском, Нью-Йоркском, Йельском, Бостонском и др. ведущих университетах США. Варламов преподавал также в университетах Германии, Бельгии, Словакии, Франции и др.

Варламов Алексей Николаевич — прозаик.

Отец — сотрудник Главлита, мать — учительница русского языка. Среди предков писателя были дворяне (прапрадед — сенатор Н.Н.Мясоедов) и крестьяне Калужской губ. С детства Варламов увлекался чтением, путешествиями, рыбной ловлей, что нашло отражение в автобиографическом романе «Купавна» (2000). Много ездил по стране и миру — по Средней полосе России, Кавказу, Русскому Северу, Уралу, Сибири, был на озере Байкал, на Дальнем Востоке, в Карпатах, в США, Китае, странах Европы.

Любое бытие лучше небытия.

Варламов Алексей Николаевич

В 1985 Варламов окончил филологический факультет МГУ, где слушал лекции А.А.Тахо-Годи, М.В.Панова, В.В.Кускова, Н.И.Толстого, В.А.Белошапковой, А.В.Карельского. Занятиям лингвистикой писатель отводит значительное место в профессиональном становлении.

Первые литературные опыты относятся к раннему детству. В. вспоминает, что всегда любил выдумывать истории и записывать их. Первая публикация — рассказ «Тараканы» (Октябрь. 1987. №12). Уже в ранних произведениях видна ориентация Варламова на русскую классическую литературу. Немалое влияние на творчество писателя оказала проза А.С.Пушкина, А.П.Чехова, И.А.Бунина, а также А.П.Платонова и Ю.П.Казакова.

Переломные 1990-е в России заставили писателя обратиться к вопросам о настоящем и будущем страны, к национальным особенностям. «Фольклорные экспедиции, деревня, поворот к осознанию своей русскости. Политические потрясения, пришедшиеся на молодость. Стремление во всем разобраться, понять свое отношение и найти свой путь. В более поздние годы покупка деревенского дома на севере Вологодской области (недалеко от беловской Тимонихи). Об этом — повесть «Дом в деревне», которую, кстати, Белов прочел и вернул мне с многочисленными пометками, но в целом резолюция его была положительной и очень для меня дорогой» (Автобиография. Отдел новейшей литературы ИРЛИ). Интерес к русскому характеру и русской жизни заметен во многих его произведениях.

В литературном творчестве путь писателя лежит от рассказов к повестям и романам. Рассказы «Покров» и «Таинство» были опубликованы в 1991 в «Знамени» (№ 6), «Сочельник» и «Галаша» — в «Новом мире» в 1992 (№6). Далее последовали повести «Гора», «Здравствуй, князь!», а в 1995 — первый роман «Лох» (Октябрь. №2). Одновременно создавались очерки, критические эссе, публицистические и литературоведческие статьи. В это же время написаны 2 пьесы, одна из которых была поставлена на фестивале молодой драматургии и получила высокую оценку М.Рощина.

Все написанное сам автор условно делит на «вымышленное», хотя бы и имеющее реальную основу, и «документальное». К «вымышленному» он относит рассказы «Сплав», «Партизан Марыч и Великая Степь», «Ангел», «Выход в эфир», «Таинство», «Тутаев», «Вхождение», «Каль-вария» и др., повести «Здравствуй, князь!», «Гора», романы «Лох», «Затонувший ковчег», «Купол». Последние три романа автор определяет как «своего рода трилогию о вирусах, которыми поражено наше национальное сознание»: в «Лохе» — это апокалиптицизм (параллельно с написанием этого романа автором была защищена кандидатская диссертация на тему «Апокалиптические мотивы в русской прозе конца XX века»), в «Затонувшем ковчеге» — сектантство, в «Куполе» — утопизм. При этом во всех трех на первое место выходит мотив бегства от реальности. Герои романов — современные люди, мятущиеся, неустоявшиеся, сомневающиеся, часто никчемные, но пытающиеся найти себя.

Алексей Варламов – русский писатель, филолог, историк. С 2011 года возглавляет журнал «Литературная учеба». Главная тема в книгах Алексея Варламова – роль веры в жизни человека.

Детство

Алексей Николаевич Варламов родился в 1963 году. Детские воспоминания писателя связаны с поселком, расположенным в Ногинском районе Московской области. Недалеко от станции Купавна, название которой он вынес в заглавие одного из своих романов, проживала его бабушка. «Она стала ключевым персонажем в моей литературной судьбе», – однажды сказал Варламов.

Это была удивительная женщина. Она оказала сильное влияние на формирование личности своего внука, но была абсолютно не верующей, ничего не имела общего с хрестоматийными героинями русской литературы. Бабушка Алексея училась в классической гимназии, в годы Революции потеряла родственников. Будучи представительницей богатого купеческого рода, она пережила немало невзгод.

Родители будущего писателя были приверженцами коммунистического образа мыслей. Но как уже было сказано, именно бабушка сыграла важную роль в формировании мировоззрения Алексея. Именно она поведала ему истории, которые впоследствии он перенес на страницы своих произведений. Люди, о которых рассказала своему внуку дочь богатого московского купца, стали героями таких книг, как «Ева и Мясоедов», «Покров», «Случай на Узловой станции», «Купавна».

Бабушка писала стихи, но никогда не издавалась. У нее были более важные дела – воспитание детей. Варламов утверждает, что, занимаясь литературным творчеством, он в какой-то мере выполняет ее поручения.

Начало творчества

Писать Алексей Варламов начал рано, еще в детстве. Однажды, будучи мальчиком, он отправился на рыбалку и едва не поймал крупного карпа. В последний момент леска порвалась. Алексею стало обидно, ведь никто не поверит в то, что ему почти удалось поймать крупную рыбу. Чуть позже он написал рассказ «Как ловить удочкой». Герою этого произведения удалось выловить карпа. Алексей Варламов говорит: «Преимущества писательства в том, что оно позволяет вытащить рыбу, которая сорвалась в реальной жизни».

Вера

Герои книг Алексея Николаевича Варламова оказываются в сложных ситуациях, из которых выбраться им позволяет чудо. А оно невозможно без веры. Алексей Варламов был воспитан в атеистическом духе. Его родные не посещали церковь. Но вопросами веры он впервые заинтересовался еще в детском возрасте.

Однажды, когда Алексей ехал с родителями в Купавну, он обратил внимание на несколько разрушенных церквей. Взрослые объяснили мальчику, что туда ходят только необразованные, темные люди. Это его заинтриговало. Первая церковь, которую посетил Варламов, расположена в Пскове. Как вспоминает писатель, он зашел в храм, попал на литургию. И остался. Алексей отстоял всю службу. В тот день он, как зачарованный, следил за церковными обрядами.

Сильнейшее впечатление на Алексея Варламова как на читателя произвел роман «Преступление и наказание». Писатель утверждает: главная мысль книги Достоевского заключается в том, что без Бога жить невозможно. Крестился Варламов уже после окончания университета.


Филология

После школы Алексей Варламов поступил на филологический факультет МГУ. Окончил, защитил кандидатскую, затем докторскую, посвященную творчеству Пришвина. В 1993 году Варламов стал членом Союза российских писателей. Он работал в таких изданиях, как «Литературная газета», «Накануне», «Роман-газета», «Октябрь». В конце 90-х Алексей Варламов читал лекции в университетах США и Европы.

Литературное творчество

Первое произведение писатель Алексей Варламов опубликовал в 1987 году. Это был рассказ «Тараканы». Известность ему принесли романы «Рождение» и «Лох». Алексей Варламов – лауреат нескольких литературных премий. В 1999 году он получил стипендию Московского литературного фонда за книгу «Купавна». Спустя семь лет – премию Александра Солженицына. Другие книги Алексея Варламова: «Дом в деревне», «Затонувший ковчег», «Купол», «Время высокой травы». Он автор биографий Алексея Толстого, Михаила Булгакова, Андрея Платонова.

"Рождение"

Роман впервые был опубликован в 1995 году, в журнале «Новый мир». Это произведение принесло автору победу в конкурсе «Антибукер». Во многих книгах Алексея Варламова изображен непростой период в истории России, а именно девяностые годы прошлого века. К таким произведениям относится «Рождение», в котором главные события разворачиваются на фоне распада СССР и беспорядков, происходивших в Москве с августа по декабрь.

Главная героиня – тридцатипятилетняя женщина, давно переставшая мечтать о материнстве. Но происходит чудо. Легкое недомогание оказывается не чем иным, как беременностью. Женщина сообщает новость мужу, к которому давно уже ничего не испытывает. Автор не наделил своих героев именами – просто Он и Она. Им придется пережить тяжелое испытание – рождение ребенка со страшным диагнозом. Только вера помогает героям Варламова.

Писатель не пропагандирует идеи православной церкви. Но в его книгах, а особенно в «Рождении», присутствуют мысли о любви, взаимопонимании между близкими, вере.