Нравственно-философская проблематика поэмы Н.В.Гоголя “Мёртвые души”. Религиозно- нравстыенные искания гоголя

С ценностями христианской веры был связан замысел трехтомной поэмы Гоголя Мертвые души. Автор вместе с читателем и героями должен был проследовать путем духовного возрождения из ада (первый том) в чистилище (второй том) и далее в рай (том третий). Предполагалось, то слово "мертвый" в названии поэмы будет указывать на неизбежное грядущее возрождение душа на самом деле не может умереть и должна воскреснуть. Главы Мертвых душ это своеобразные ступеньки духовной лестницы, по которой идет читатель.

Однако замысел поэмы Мертвые души оказался слишком грандиозным даже для гениального писателя. Гоголь стремился написать такую доходчивую и убедительную книгу, которую бы обязательно прочел каждый русский человек, а прочтя, понял, что так, как он жил раньше, теперь жить нельзя, и полностью изменил бы свою жизнь. Отсюда и духовный кризис писателя

Каким бы хорошим ни был второй том, он все равно не мог полностью удовлетворить художника ведь его целью, по сути, было создание чего-то похожего на новое Евангелие (книги, меняющей жизнь народов!) Евангелие от Николая Гоголя.

В другом произведении, Выбранных местах из переписки с друзьями. Гоголь попытался раскрыть свои собственные "духовные искания (произведение создавалось в период работы над вторым томом Мертвых душ) и показать русским людям путь личного самоусовершенствования. При этом писатель стремился достичь единства слова-откровения (благовестия) в слова.-проповеди, объясняющего откровение. В Выбранных местах Гоголь органично соединил исповедь и проповедь, слово мирское и слово религиозное.

Проблемы, связанные с интерпретацией «Мертвых душ», потребовали не только расширения временных рамок исследования. Наряду с анализом религиозных воззрений писателя, впервые в связи с замыслом поэмы предметом пристального внимания стали взгляды Гоголя как историка. Исторические воззреиия Гоголя в целом изучены еще недостаточно. Соответственно и в работах о его художественном творчестве мало внимания уделяется тому обстоятельству, что все его произведения, начиная от самых ранних, написаны не только верным наблюдателем быта, тонким знатоком человеческой души, но и оригинальным, глубоким историком. О серьезности занятий Гоголя историей свидетельствует хотя бы тот факт, что на протяжении целого ряда лет он преподавал историю в двух учебных заведениях Петербурга- Патриотическом институте и Императорском университете. Исследование исторических воззрений Гоголя оказывается весьма перспективным для понимания смысла его художественных созданий. Настоящая работа представляет собой первый опыт такого синкретического подхода к гоголевскому наследию.

Принципиальная новизна в подходе к истолкованию образов «Мертвых душ» основана на тщательном изучении авторского замысла поэмы, анализе высказываний Гоголя, имеющих отношение к его героям. Интерпретационная часть получает доказательства в текстологических наблюдениях, в изучении биографии Гоголя. В работе подробно анализируется отзывы читателей и критики на выход в свет первого тома «Мертвых душ» (этот вопрос освещается в работе с максимальной полнотой), а также влияние, оказанное первыми слушателями поэмы в авторском чтении на ее содержание.

Проблема второго тома «Мертвых душ» с точки зрения целостного замысла произведения требует тщательного изучения сохранившихся «первоисточников», которыми пользовался Гоголь при создании оставшейся незавершенной части поэмы. Анализ соотношения дошедших до нас глав второго тома с проблематикой первого делает необходимым обращение к ключевым моментам гоголевского миросозерцания. Уяснение смысла произведения во многих случаях неотделимо от текстологического анализа, который существенно проясняет творческую историю текста и помогает избежать произвольных субъективных толкований.

Во втором и третьем томах Гоголь хотел показать нравствен­но совершенных русских людей, а нравственное совершенство для Гоголя было связано с христианством, с божественными за­поведями.

Работая над «Мёртвыми душами», Гоголь уверился в том, что в событиях, переживаемых им, проявляется Высшая воля. После тяжёлой болезни, постигшей его, когда он на время оставил по­эму и начал писать давно задуманную пьесу, и неожиданного скорого исцеления он говорил: «…Я рад всему, всему, что ни случается со мной в жизни и, как погляжу я только, к каким чуд­ным пользам и благу вело меня то, что называют в свете неуда­чами, то растроганная душа моя не находит слов благодарить не­видимую руку, ведущую меня».

Исследователь творчества Гоголя Юрий Владимирович Манн говорил, что замысел Гоголя был таков: во втором томе вывести в поэме значительные характеры, «приоткрыть завесу над кладе­зем, скрывающим «несметное богатство русского духа». Но он хотел, чтобы эти характеры были жизненными, чтобы «богат­ство» выглядело не призрачным и обманчивым, а реальным. Он хотел убедить «всякого» и к тому же провести ту мысль, что любой русский может достичь желанного идеала, стоит только захотеть. Но задуманная программа, считает Гоголь, не осуще­ствилась».

Гоголь считал, что «Мёртвые души» пишутся медленно, ибо сам Гоголь является этому препятствием: «На каждом шагу и на каждой строчке ощущается такая потребность поумнеть и притом так самый предмет и дело связано с моим собственным внутренним воспитанием, что никак не в силах я писать мимо меня самого, а должен ожидать себя. Я иду вперёд - идёт и со­чинение, я остановился - нейдёт и сочи/нение/».

Это признание означает, что Гоголь связывал процесс работы над вторым томом с самовоспитанием, с освобождением от соб­ственных недостатков и приобретением таких нравственных дос­тоинств, которые позволили бы писателю видеть дальше и глуб­же всех. В неудачах автор винил только себя: раз не увидел лучших людей, значит, не воспитал в себе умение видеть лучшее, не достиг высшей ступени совершенства.

    В отличие от Ноздрева Собакевича нельзя причислить людям, витающим в облаках. Этот герой твёрдо стоит на земле, не тешит себя иллюзиями, трезво оценивает людей и жизнь, умеет действовать и добиваться того, чего хочет. При хар-ке его быта Гоголь во всем...

    Гоголь, по словам В. Г. Белинского, «первый взглянул смело и прямо на русскую действитель­ность». Сатира писателя была направлена против «общего порядка вещей», а не против отдельных личностей, дурных исполнителей закона. Хищ­ный стяжатель Чичиков, помещики...

    В июне 1836 года после тяжелых переживаний, вызванных премьерой \"Ревизора\", Гоголь уезжает за границу. И работа над новым произведением становится главным делом писателя. Сюжет \"Мертвых душ\", как и сюжет \"Ревизора\",...

    Эпизод «Чичиков у Плюшкина» интересен в идейно-художественном отношении. Автору удалось нарисовать живые, яркие картины встречи Чичикова с самым отталкивающим помещиком, с «прорехой на человечестве». Плюшкина Чичиков Павел Иванович посетил последним...

    Поэма «Мертвые души» (1842) - произведение глубоко оригинальное, национально-самобытное. Это – произведение о контрастности, неопределенности российской действительности, и название поэмы неслучайно. Современникам Гоголя такое название казалось удивительным,...

25. Духовные искания и мистицизм Николая Гоголя

Находясь в полном присутствии памяти и здравого рассудка, излагаю здесь мою последнюю волю.

I. Завещаю тела моего не погребать по тех пор, пока не покажутся явные признаки разложения. Упоминаю об этом потому, что уже во время самой болезни находили на меня минуты жизненного онемения, сердце и пульс переставали биться.

II. Завещаю не ставить надо мною никакого памятника и не помышлять о таком пустяке, христианина недостойном.

III. Завещаю вообще никому не оплакивать меня, и грех себе возьмет на душу тот, кто станет почитать смерть мою какой-нибудь значительной или всеобщей утратой.

V. Завещаю по смерти моей не спешить ни хвалой, ни осужденьем моих произведений в публичных листах и журналах: все будет так же пристрастно, как и при жизни. В сочинениях моих гораздо больше того, что нужно осудить, нежели того, что заслуживает хвалу. Все нападения на них были в основания более или менее справедливы.

Н.В. Гоголь. «Выбранные места из переписки с друзьями

О великом русском писателе Н.В. Гоголе написано так много, что нет нужды пересказывать все заново. Остановимся только на одной особенности этого всеми признанного гения, чтобы показать его противоречивую натуру – его духовных исканиях и мистицизме, которым пронизаны не только многие его произведения, но даже и вся его жизнь, а также, если можно так выразиться, и посмертное существование писателя.

Гоголь родился 20 марта 1809 года в семье малороссийского помещика средней руки. Считается, что многие черты своего характера он получил от матери – женщины мнительной и суеверной, которые были усилены ее рассказами маленькому Коле о ведьмах, чертях, русалках и прочей нечисти, которыми был наполнен фольклор тогдашней Украины. Впоследствии все это отразилось в творчестве писателя. Нетрудно заметить, что мистицизмом пронизаны не только «Петербургские повести» Гоголя, но и его страшноватые рассказы на малороссийскую тему.

По сути, он явился одним из первых в России, пишущим в жанре хоррор. Говорят, что знаменитый ныне Стивен Кинг, прочитав «Вий» Гоголя, заявил: «Мне до этого парня еще далеко…»

Добавим, что даже вполне реалистические произведения Гоголя, не относящиеся к разряду ужастиков, часто заканчивались смертью главных героев или выдерживались в минорных тонах. Можно отметить, что мрачноватость в его повестях постепенно, по времени их написания, возрастает. Если в «Пропавшей грамоте» или «Ночи перед Рождеством» нечистая сила показана в нелепом и смешном виде, то в «Страшной мести» или «Вие» юмор уступает место ужасу. Все это в полной мере соответствовало изменению характера самого писателя с годами, который в молодости был полон жизненных устремлений и оптимизма, тогда как в зрелости в нем преобладали пессимизм и мысли о смерти.

Мать Гоголя с рождения окружала сына обожанием, что впоследствии укоренилось в нем в виде представлений о себе, как о выдающейся личности, возвышающейся над остальными. Все это самым парадоксальным образом сочеталось с его хлипким здоровьем и постоянными страхами смерти, страшного суда и адских мук, переживаемых грешниками. Смерть младшего брата Ивана, а также кончина отца также внесли свою лепту в негативное душевное состояние будущего писателя. А когда он поступил в Нежинскую гимназию, то, поначалу всего боялся, держался особняком, был рассеян, неряшлив, нерадив и нерасторопен в учебе и не отличался прилежанием. Никто тогда не думал, что этот самолюбивый и замкнутый юноша станет когда-нибудь великим писателем. Единственный педагог, учитель латинского языка, оставил о юном Гоголе свои воспоминания, среди которых была и такая уничижительная характеристика: «Он учился у меня три года и ничему не научился…».

Гоголь и вправду не мог хорошо учиться, поскольку науки его не интересовали, да и сама тогдашняя система обучения была основана на обыкновенной зубрежке, к которой он испытывал только отвращение. Поначалу и товарищи его недолюбливали, подтрунивая над нелюдимым учеником, дав ему прозвище – «таинственный карла»… Он был необщителен, однако удивительно наблюдателен и остёр на язык, потрясающе изображая речь и манеру учителей, чем часто выводил их из себя, но веселил товарищей.

В душе Гоголь сравнивал себя с Чайльд-Гарольдом – героем произведения Байрона, который был не удовлетворен жизнью, считая себя выдающейся, но одинокой и неоцененной обществом личностью.

Примечательно, что и позже, вплоть до конца своих дней Гоголь не любил физических упражнений, не интересовался женщинами, не играл в азартные игры, не увлекался спиртным и вообще пренебрегал земными радостями, свойственными его кругу, предпочитая духовную жизнь, которая, правда, не всегда оказывалась для него отрадной.

В 1828 году по окончании гимназии он вместе со своим другом, А.С. Данилевским, едет в Петербург, чтобы попытаться сделать там карьеру на пользу обществу, имея обо всем этом самое смутное и наивное представление. Однако северная столица не оправдывает его ожиданий. Он немедленно ощущает ее бесчеловечный, механический характер – все то, что позднее он отразит в своих «Петербургских повестях». Вместо того, чтобы увидеть в других честное служение на благо общества, он встречает «людишек», переполненных угодничеством и шкурными мыслями. Он буквально бедствует, вливаясь в толпу «акакиев акакиевичей», ведущих полунищенский образ жизни. Еще одно разочарование молодой Гоголь получил, когда его не взяли в актеры, о чем он мечтал еще во время учебы в Нежине, когда играл в любительских спектаклях. Издав на свои деньги стихотворную поэму «Ганс Кюхельгартен», которую никто не покупал, он окончательно разуверился в успехе, когда прочитал в качестве рецензии всего одну холодную заметку, что данную писанину лучше держать под сукном и никому не показывать. Отчаявшись, Гоголь скупает все экземпляры своей книги и сжигает их точно так же, как позднее он поступит со вторым томом «Мертвых душ»…

Примечательно, что почти сразу по приезду в Петербург именно с этой рукописью он пытался посетить Пушкина на его квартире. Однако слуга поэта, не впустив его далее порога, сумрачно ответил, что барин изволят почивать и принять не могут. Гоголь робко поинтересовался – не работал ли барин всю ночь? На что получил смутивший его ответ – как же, всю ночь в картишки играл. Но если бы Пушкин прочел его опус, то, без сомнения, мог разнести рукопись молодого писателя в пух и прах.

Через некоторое время Гоголь, поняв бесперспективность своего продвижения на чиновничьей службе, по протекции поэта Жуковского устраивается сначала в Патриотический институт, а потом и в Санкт-Петербургский университет, где читает лекции по древней истории. Однако и на этом поприще он терпит фиаско. Лекции его скучны и не интересны не только студентам, но и ему самому, а поэтому вскоре он увольняется и в поисках жизненного пути выезжает за рубеж, путешествуя по разным городам и странам.

Позже он объяснял свои неоднократные вояжи за пределы России тем, что сам Бог указал ему путь на чужбину или даже ссылался на неразделенную любовь, которая у него была только в виде инфантильных фантазий.

В сущности, он бежал от самого себя, от своей, как он считал, неустроенности в жизни, несмотря на то, что он уже являлся признанным автором нескольких произведений.

К этому времени в Петербурге им были написаны «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Петербургские повести», «Ревизор» и «Миргород», а, будучи за границей, он закончил и свою знаменитую поэму «Мертвые души»…

По сути, Гоголь был весь соткан из парадоксов. Зигмунд Фрейд сказал бы, что высокий литературный талант этого писателя порожден исключительно его неудовлетворенной сексуальностью. Известно также, что еще раньше итальянский психиатр Чезаре Ломброзо в своей книге «Гениальность и помешательство» упомянул случай Гоголя, как ярчайший пример того, что между гением и болезнью существует причинная связь.

Гоголь вообще отличался различными причудами. Например, он испытывал неловкость в присутствии незнакомых людей и боялся грозы. Необычным оказывалось также его увлечение кулинарией и рукоделием. К странностям Гоголя относится и его болезненная мнительность, парадоксально сочетающаяся с чувством превосходства над другими, религиозность и вера в языческие темные силы, насмешливое отношение к действительности, сочетающееся с унынием и устрашающими видениями. Он вполне реально ощущал вмешательство демонических сил в жизнь человека, считал женщин причиной греховности, никогда не был женат, сжег второй том «Мертвых душ» и не имел собственного дома…

Известно, что еще в молодые годы его начали одолевать приступы меланхолии, сочетающиеся с резким снижением аппетита, катастрофическим похуданием и болями в различных частях тела, которые перемежались периодами повышенного настроения, чрезмерным чревоугодием и желанием бурной деятельности. Это были моменты, когда его депрессия и мнительность мгновенно исчезали. Он вновь начинал чувствовать себя здоровым и юношески свежим.

Позднее, будучи в Италии, он, по-видимому, перенес малярию, завершившуюся энцефалитом, осложнившим его и без того бедственное душевное состояние. Именно после Италии у Гоголя стали возникать обмороки, заканчивающиеся продолжительным болезненным сном. Писатель начал бояться, что он умрет, или, хуже того, что во время одного такого припадка его примут за мертвого и похоронят. А поэтому более десяти последующих лет он не ложился в постель, предпочитая дремать, сидя в кресле.

Хуже всего, что с годами периоды оптимизма, сопровождаемые жаждой деятельности и культом еды, стали все короче, а потом и вовсе исчезли. В последние годы жизни Гоголь находился в постоянно подавленном настроении, отягощенном болезненной мнительностью, что все сделанное им ранее является серьезной ошибкой.

В попытках улучшить свое душевное состояние Гоголь посещал монастыри, подолгу молился, постился, но все напрасно.

Будучи в Иерусалиме у Гроба Господня Гоголь не ощутил никакого благоговения, кроме сердечного холода, в итоге решив, что он настолько закоренелый грешник, которого уже ничто не исправит. Он даже решает уйти в монастырь и стать монахом, но монашество не состоялось. Усугубили его положение и многочасовые беседы с протоиереем Матфеем Константиновским, религиозным фанатиком, бывшим для Гоголя абсолютным духовным авторитетом, которого сейчас, спустя полтора столетия, можно назвать злым гением писателя. Именно Матфей постоянно внушал Гоголю не только его греховность, устрашая его смертью и муками ада, но и понуждал отречься от Пушкина, которого Гоголь очень высоко ценил, отказаться от литературного творчества и уничтожить уже написанный второй том «Мертвых душ». По словам очевидцев одна из бесед священника и писателя закончилась тем, что Гоголь закричал: «Довольно!.. Оставьте!.. Не могу долее слушать!.. Слишком страшно!..»

Многочасовые беседы с духовным лицом, а также смерть от тифа жены его приятеля Екатерины Хомятовой, дали свои негативные плоды – Гоголь отказался от литературного творчества и читал только книги духовного содержания. Удрученный и подавленный мыслями о своей греховности, он назначил себе суровую аскезу, начав говеть за неделю до Великого поста. Мало того, он и спать старался поменьше, хотя это никоим образом не укладывалось в православную догматику. Он окончательно ослабел, а потом слег и уже не поднимался до самой смерти…

В одну из ночей Гоголю почудилось, что он уже умер и находится в аду. Он дико закричал, разбудил слугу и, убедившись, что он еще жив, отправил его за священником. Но батюшка, увидев больного хотя и на шатающихся, но на ногах, уговорил его подождать с причащением. Случаем заинтересовался и митрополит Филарет, который попросил писателя подчиняться врачам, сказав, что это не является греховным, но находящийся в прострации Гоголь проигнорировал увещевания церковного иерарха. Он целыми днями сидел в своем кресле, не умываясь и не причесываясь, ел очень мало, а через несколько дней заявил, что он вообще отказывается от еды.

Спустя некоторое время у постели писателя был собран консилиум медицинских светил. После осмотра было назначено лечение. Больного насильно посадили в горячую ванну, а голову начали обливать ледяной водой. Считалось, что это помогает при «менингите» и «остром малокровии мозга», которые у него нашли. После процедуры Гоголя долго бил озноб, но писателя силой держали без одежды. Затем приставили к его носу восемь пиявок, которые вызвали кровотечение. Гоголь пытался противиться экзекуции, но силы были явно неравными.

В наши дни, проведя ретроспективный анализ, медики пришли к выводу, что писатель страдал алиментарной дистрофией и падением сердечно-сосудистой деятельности на фоне затяжной депрессивной фазы маниакально-депрессивного психоза. Тогдашние врачи откровенно заблуждались, назначив лечение, которое только причинило писателю лишние страдания и ускорило его смерть.

Примечательно, что еще 1845 году, за семь лет до смерти, Гоголь пишет свое духовное завещание в качестве начальной главы своей книги «Выбранные места из переписки с друзьями», где самым первым пунктом являются следующие слова: «Завещаю тела моего не погребать до тех пор, пока не покажутся явные признаки разложения…». Однако это не было сделано. Причиной явилась свирепствовавшая в те годы холера, и Гоголя похоронили в тот же день, когда он умер. В 1931 году останки Гоголя решили перезахоронить, то при вскрытии гроба обнаружили, что труп лежит на боку в скрюченном положении, причем шелковая обшивка внутри гроба расцарапана, как будто он хотел выбраться наружу…

Гоголь не знал покоя при жизни – не знал он его и после смерти. 31 мая 1931 года прах писателя перенесли с ликвидируемого погоста Данилова монастыря в Москве на Новодевичье кладбище. При вскрытии истлевшей домовины и перемещения останков в новый гроб оказалось, что у писателя… нет головы. Куда девался череп Гоголя, до сих пор остается загадкой. Мало того, присутствующие во время эксгумации писатели Владимир Лидин и Всеволод Иванов «прихватили» в качестве сувениров хорошо сохранившийся кусок сюртука Гоголя и его ребро, а наблюдающие за этим комсомольские работники – берцовую кость и башмаки писателя.

Из книги Юная волшебница, или Магия для тинейджеров автора Равенвольф Сильвер

Ритуал искания Независимо от вероисповедания вы можете составить ритуал и исполнить его как элемент духовного искания для вашей религиозной веры. Хотя я написала эту книгу специально для тех, кто интересуется колдовством, любой человек может направить позитивную

Из книги Оккультный Сталин автора Первушин Антон Иванович

Молодёжный ритуал искания Когда нужно исполнять ритуал. Когда вы чувствуете, что готовы к этому. Вы можете выбрать особый день, например ваш день рождения, один из праздников земной магии, или другой день, имеющий важное значение для вас. Некоторые ждут новолуния,

Из книги Тень и реальность автора Свами Сухотра

«Общее дело» Николая Федорова Одним из основоположников русского космизма считается Николай Федорович Федоров – незаконный сын князя Петра Ивановича Гагарина.Федоров родился в 1828 году. Окончив Ришельевский лицей в Одессе, преподавал историю и географию в разных

Из книги Новое откровение автора Конан Дойль Артур

Мистицизм От греческого mystes – «человек, посвященный в тайны высшего знания». Эндрю Уикс, исследователь мистицизма подчеркивает, что точно сформулировать, что такое мистицизм, весьма сложно: «В самом понятии мистицизма содержится немало противоречий и неясностей. У

Из книги Очищение. Том.2. Душа автора Шевцов Александр Александрович

Глава I. Искания Психические исследования - это предмет, над которым я всего более размышлял и по поводу которого я все же куда медленнее составил себе мнение, нежели по поводу какого-либо иного. По мере того, как продвигаешься по жизни, происходят определенные события,

Из книги Миф Атлантиды автора

Из книги Иисус жил в Индии автора Керстен Хольгер

Мистицизм В разных странах пишут о моем мистицизме. Толкуют вкривь и вкось, а я вообще толком не знаю, о чем эти люди так стараются. Много раз мне приходилось говорить, что я вообще опасаюсь этого неопределенного слова – мистицизм. Уж очень оно мне напоминает английское

Из книги Наговоры на воду для исполнения ваших желаний. Вода приносит здоровье и удачу автора Стефания Сестра

Открытие Николая Нотовича Осенью 1887 г. русский историк, путешественник и исследователь Николай Нотович (род. в 1858) во время одного из своих странствий по Востоку достиг севера Индии и оказался в Кашмире. Он планировал начать экспедицию в столице Кашмира, городе

Из книги Защитная книга-календарь. Заговоры и обереги на каждый день автора Степанова Наталья Ивановна

Источник Николая Угодника Город Авдеевка Донецкой области (Украина). Источник святителя и чудотворца Николая забил на месте чудесного явления святого Николая. Случилось это в XIX веке. С тех пор люди едут в Авдеевку за исцелением и благодатью. По молитвам святителя Николая

Из книги Знак эры (сборник) автора Рерих Николай Константинович

Источник святого Николая Чудотворца Село Вавилов дол, Ивантеевский район Саратовской области. Местечко Вавилов Дол получило свое название от имени инока Вавилы, который жил во времена Петра I и был до своего обращения к Богу атаманом разбойничьей шайки. Разбойники

Из книги Мастера государственной измены автора Платонов Олег Анатольевич

19 ДЕКАБРЯ День святителя Николая Чудотворца Наказанное кощунствоЭтот случай известен из рассказа монаха Вяземского монастыря:«В одну из деревень Вяземского уезда приехал в гости фабричный рабочий одной из столичных фабрик. Сам он был уроженец этой деревни.Приезд его

Из книги Конец света?! Продолжение следует… автора Вечерина Елена Юрьевна

Мистицизм В разных странах пишут о моем мистицизме. Толкуют вкривь и вкось, а я вообще толком не знаю, о чем эти люди так стараются. Много раз мне приходилось говорить, что я вообще опасаюсь этого неопределенного слова - мистицизм. Уж очень оно мне напоминает английское

Из книги Гороскоп для всех возрастов человека автора Кваша Григорий Семенович

СЛОВАРЬ МАСОНОВ XVIII - XIX ВЕКОВ (до царствования Николая II) Ададуров В. Е., масон середины XVIII века, состоял в окружении гетмана Малороссии К. Разумовского - 3.Адам Лев Александрович, именитый гражданин, ложа ’’Ключа к Добродетели’’ (1821, 3о) - 3.Адинцов Евстафий Степанович,

Из книги Знание Вечности автора Климкевич Светлана Титовна

2015 год - предсказание Николая Чмыхова На 2015 год конец света предсказан Николаем Чмыховым (1954–1994). Ученый мирового уровня умер на сороковом году жизни. Он являлся доктором исторических наук, был профессором и заведующим кафедрой культурологии в Киево-Могилянской

Из книги автора

Эмпирика и мистицизм Тип мышления, к которому обязывают человека знаки Обезьяны, Крысы и Дракона, описан в философской и психологической литературе наименее подробно.Первая особенность этого типа мышления состоит в его пренебрежительном отношении как к логике

Из книги автора

Открытие Николая Теслы 913 = Мать галактика – живой организм немыслимого могущества и бесконечных способностей = Никто не может нарушить Божественное Право совершенствования сознания человека (30) = Пусть снизойдут Владыки освобождения и принесут помощь сынам

С ценностями христианской веры был связан замысел трехтомной поэмы Гоголя Мертвые души. Автор вместе с читателем и героями должен был проследовать путем духовного возрождения из ада (первый том) в чистилище (второй том) и далее в рай (том третий). Предполагалось, то слово «мертвый» в названии поэмы будет указывать на неизбежное грядущее возрождение душа на самом деле не может умереть и должна воскреснуть. Главы Мертвых душ это своеобразные ступеньки духовной лестницы, по которой идет читатель.

Однако замысел поэмы Мертвые души оказался слишком грандиозным даже для гениального писателя. Гоголь стремился написать такую доходчивую и убедительную книгу, которую бы обязательно прочел каждый русский человек, а прочтя, понял, что так, как он жил раньше, теперь жить нельзя, и полностью изменил бы свою жизнь. Отсюда и духовный кризис писателя

Каким бы хорошим ни был второй том, он все равно не мог полностью удовлетворить художника ведь его целью, по сути, было создание чего-то похожего на новое Евангелие (книги, меняющей жизнь народов!) Евангелие от Николая Гоголя.

В другом произведении, Выбранных местах из переписки с друзьями. Гоголь попытался раскрыть свои собственные "духовные искания (произведение создавалось в период работы над вторым томом Мертвых душ) и показать русским людям путь личного самоусовершенствования. При этом писатель стремился достичь единства слова-откровения (благовестия) в слова.-проповеди, объясняющего откровение. В Выбранных местах Гоголь органично соединил исповедь и проповедь, слово мирское и слово религиозное.

Проблемы, связанные с интерпретацией «Мертвых душ», потребовали не только расширения временных рамок исследования. Наряду с анализом религиозных воззрений писателя, впервые в связи с замыслом поэмы предметом пристального внимания стали взгляды Гоголя как историка. Исторические воззреиия Гоголя в целом изучены еще недостаточно. Соответственно и в работах о его художественном творчестве мало внимания уделяется тому обстоятельству, что все его произведения, начиная от самых ранних, написаны не только верным наблюдателем быта, тонким знатоком человеческой души, но и оригинальным, глубоким историком. О серьезности занятий Гоголя историей свидетельствует хотя бы тот факт, что на протяжении целого ряда лет он преподавал историю в двух учебных заведениях Петербурга- Патриотическом институте и Императорском университете. Исследование исторических воззрений Гоголя оказывается весьма перспективным для понимания смысла его художественных созданий. Настоящая работа представляет собой первый опыт такого синкретического подхода к гоголевскому наследию.

Принципиальная новизна в подходе к истолкованию образов «Мертвых душ» основана на тщательном изучении авторского замысла поэмы, анализе высказываний Гоголя, имеющих отношение к его героям. Интерпретационная часть получает доказательства в текстологических наблюдениях, в изучении биографии Гоголя. В работе подробно анализируется отзывы читателей и критики на выход в свет первого тома «Мертвых душ» (этот вопрос освещается в работе с максимальной полнотой), а также влияние, оказанное первыми слушателями поэмы в авторском чтении на ее содержание.

Проблема второго тома «Мертвых душ» с точки зрения целостного замысла произведения требует тщательного изучения сохранившихся «первоисточников», которыми пользовался Гоголь при создании оставшейся незавершенной части поэмы. Анализ соотношения дошедших до нас глав второго тома с проблематикой первого делает необходимым обращение к ключевым моментам гоголевского миросозерцания. Уяснение смысла произведения во многих случаях неотделимо от текстологического анализа, который существенно проясняет творческую историю текста и помогает избежать произвольных субъективных толкований.