Объем в рисунке определение. §3 Превращение плоскости в объем

Снегурочка – один из символов Нового года. Удивительная девочка, внучка всем известна своей кротостью, добротой и красотой. Дети очень любят ее, ведь она всегда готова прийти на помощь. Поэтому не стоит удивляться, если ребенок попросит вас помочь нарисовать эту волшебную девочку.

Как нарисовать Снегурочку поэтапно?

Прежде чем начинать работу, стоит ребенку объяснить основные элементы, из которых состоит образ Снегурочки.

Внучку дедушки Мороза, как правило изображают в шапочке или короне, из-под которой видна длинная золотая коса.

Костюм Снегурочки лучше нарисовать в нежно-голубых или синих тонах. Это может быть длинная шубка или тулупчик с пушистой, белой опушкой. Всегда очень хорошо смотрятся на шубке белые или серебристые снежинки. Также можно добавить миниатюрные сапожки, слегка выглядывающие из-под верхней одежды.

Снегурочку можно нарисовать, как красками, так и карандашом. Все зависит от мастерства юного художника и имеющихся подручных материалов.

Настоящее волшебство вашему рисунку придадут золотые или серебряные краски. Прекрасно будут смотреться блесточки или бисер, посаженные на клей, поверх готовой работы.

Предлагаем вашему вниманию серию мастер-классов, среди которых вы точно сможете выбрать для ребенка подходящий вариант. Можно нарисовать очаровательную Снегурочку с волшебной короной.

Для этого сначала рисуем силуэт девушки, намечаем будущую косу. Затем постепенно начинаем прорисовывать отдельные элементы нашего рисунка – одежду, миниатюрные сапожки и лицо. Не забудьте украсить очаровательную головку волшебной короной. Остается добавить немного красок – и Снегурочка готова.

Сложно остаться равнодушным к милой Снегурочке, которая держит елочную игрушку, сияющую золотом.

Начинаем рисовать с лица – намечаем овал, формируем линию роста волос и две косы. Затем рисуем шапочку и прорисовываем руки, которые держат новогодний шарик. После этого следует поэтапно прорисовать шубку с белой опушкой. Последний штрих – рисуем лицо и придаем цвет рисунку.

Не менее привлекательны образы волшебной девушки с пушистой муфточкой в руках.

А вот еще один вариант. Легче всего начинать рисунок со схематических набросков основных фрагментов будущей фигурки – головы, туловища и рук. Затем аккуратно прорисовываем детали рисунка. После того как нарисовали лицо, одежду и руки – приступаем к раскрашиванию получившегося рисунка.

Довольно часто начинающие художники сталкиваются с проблемой изображения человеческого лица. Как легко нарисовать лицо Снегурочки? Для того чтобы лицо было пропорциональным, стоит условно разделить его на четыре части. Затем намечаем глаза, нос, рот и брови. После этого остается лишь прорисовать детали – и наша очаровательная внучка Деда Мороза готова.

Для того чтобы развить мастерство изображения человеческого лица, можно пробовать отдельно рисовать лица. Поэтому хорошей тренировкой и прекрасным подспорьем для вас может стать мастер-класс, помогающий поэтапно нарисовать лицо девушки.

Если вы уже нарисовали Снегурочку – стоит вспомнить о соответствующем фоне, который подчеркнет образ нашей героини. Как правило, Снегурочку рисуют посреди заснеженного леса. Можно также добавить несколько лесных обитателей – или маленьких

Вооружившись терпением и нашими подсказками, у вас и вашего ребенка постепенно начнет получаться желаемый образ Снегурочки. И в скором времени ваш дом непременно будет наполнен волшебными рисунками. А часы, проведенные с ребенком принесут много радости от совместного творчества.

Сказочная девушка, которая постоянно сопровождает Деда Мороза и помогает ему – это Снегурочка. Её женственный образ вносит свою изюминку в новогодние праздники. Снегурочку можно встретить в сказках и на детских утренниках. Хотя, она считается внучкой Деда Мороза, но эта героиня выступает перед нами как в образе маленькой девочки, так порой и взрослой девушки. История гласит, что она родилась из снега, ведь изначально её звали «Снежиночка». На её голове надет кокошник, а одета она в длинную юбку, короткую шубку и сапоги на каблуке. В данном уроке мы узнаем, как нарисовать Снегурочку в образе взрослой девушки.

Инструменты и материалы:

  1. Графический планшет и перо (использовался Wacom Intos Draw, но подойдет любой), подключенный к компьютеру или ноутбуку.
  2. Программа Adobe Photoshop.

Вы также можете использовать простой карандаш, ластик и лист бумаги.

Этапы работы:

Шаг 1. В графической программе Adobe Photoshop создаем новый документ (Файл – Новый): ширина — 850 пикс. и высота — 595 пикс. Главный диаметр для кисти 5-3, цвет – черный:

Шаг 2. Создаем «скелет» персонажа. Сверху наметим овал лица девушки, а от него вниз проводим осевую линию через все тело девушки. Сверху нарисуем горизонтальную линию плеч, за тем – талии и бедер. Линии фиксируем на концах засечками:

Шаг 3. Прорисуем грудную часть тела, а также проведем от талии вниз линию юбки. К низу она будет расширяться. Ширина низа юбки ровняется двойной ширине талии:

Шаг 4. Дорисуем рукава. Левая рука опущена вниз, а правая – приподнята, согнута в локте. Внизу рукавов сделаем широкие манжеты. Короткая шуба Снегурочки будет прикрывать бедра, но немного расширяться к низу:

Шаг 5. Наметим расположение кистей рук и ног. Нарисуем их общими линиями, без детализации:

Шаг 6. Теперь делаем следующее: выделяем черный контур с помощью инструмента «волшебная палочка и меняем черный цвет на серый. Таким образом общие линии становятся бледнее. По созданному шаблону (сверху) рисуем уже более тонкий контур всего тела. Внимание, цвет кисти должен быть черным, чтобы линии не сливались:


Шаг 7. Ластиком можно убрать серые линии. Они больше нам не понадобятся. Нарисуем черты лица: глаза, нос и рот:

Шаг 8. Наносим тень по одежде около складок. Главный диаметр кисти должен быть не более 3, можно сделать его еще меньше:

Шаг 9. Прорисуем теперь кокошник на голове. Украсим его по краю бусинками:

Шаг 10. Продолжаем прорисовывать поверхность одежды Снегурочки, делая тень еще плавнее:

Шаг 11. Белые вставки на костюме, что расположены по краю юбки и шубы, тоже нужно слегка покрыть штрихами. Таким образом тень появляется и на этой части одежды:

Как нарисовать Снегурочку

Портрет Снегурочки. Рисование пошагово

Пучкова Мария Владимировна, учитель ИЗО и МХК МОУ «Гимназия №19» городского округа Саранск Республики Мордовия

Мастер-класс по рисованию: «Портрет Снегурочки в смешанной технике».


Описание: данный мастер-класс предназначен для детей от 7 лет, учителей ИЗО, педагогов дополнительного образования, воспитателей.
Цель: выполнение портрета Снегурочки в смешанной технике.
Задачи:
средствами художественной выразительности – формой, пропорциями, цветом, линией, фактурой материала, композицией освоить изображение портрета сказочного героя (по представлению) на плоскости в смешанной технике; изучить пропорции головы, построение лица.
развивать творческое воображение, мелкую моторику рук.
воспитывать сознательное отношение к процессу изображения, аккуратность, стремление довести работу до конца.
Материалы: восковые мелки, акварель, кисть, баночка для воды, альбом, простой карандаш, соль.

Ход мастер-класса:

С дедушкой Морозом рядом,
Блещет праздничным нарядом.
Нам загадки задаёт,
Водит хоровод, поёт.
Из снежинок курточка,
Это кто?…

Только у нашего Деда Мороза есть внучка Снегурочка и родилась она в России. Снегурочка - это литературный персонаж. Вскоре после появления в жизни россиян героя Деда Мороза, в 1873 году у него появилась молодая помощница, сначала позиционировалась как дочка, - Снегурочка. Это произошло благодаря пьесе Александра Островского «Снегурочка», которую он создал на основе народной сказки о девушке, вылепленной из снега и растаявшей от теплых солнечных лучей. Позже писатели и поэты превратили ее во внучку. Лирическая, красивая история про Снегурочку многим понравилась. Известный меценат Савва Иванович Мамонтов захотел поставить ее на домашней сцене Абрамцевского кружка в Москве. Премьера состоялась 6 января 1882 года. Эскизы костюмов для нее выполнил В. М. Васнецов (в светлом сарафане с обручем или повязкой на голове), а три года спустя знаменитый художник делает новые эскизы уже для постановки одноименной оперы Н. А. Римского-Корсакова.
К созданию внешнего облика Снегурочки имели отношение еще два известных художника. М. А. Врубель в 1898 году создал образ Снегурочки для декоративного панно в доме А. В. Морозова (в белой, сотканной из снега и пуха одежде, подбитой горностаевым мехом). Позднее, в 1912 году, свое видение Снегурочки представил Н. К. Рерих (в меховой шубке), участвовавший в работе над постановкой драматического спектакля о Снегурочке в Петербурге.
История о девушке из снега, пришедшей к людям, становилась все более популярной и очень хорошо «вписалась» в программы городских рождественских елок. Постепенно Снегурочка становится постоянным персонажем праздников как помощница Деда Мороза. Так рождается особый русский обычай празднования Рождества с участием Деда Мороза и его красивой и умной внучки.
После репрессий 1927 - 1935 годов Снегурочка надолго пропала и в качестве постоянной спутницы Деда, она возродилась лишь в начале 1950-х благодаря усилиям детских классиков Льва Кассиля и Сергея Михалкова, которые писали сценарии для кремлевских елок. Дед Мороз и Снегурочка вошли в общественную жизнь страны как обязательные атрибуты встречи наступающего Нового года. Место её рождения сегодня оспаривают два населенных пункта России: Костромская область, где в имении Щелыково Островский написал свою знаменитую сказку, и Санкт-Петербург, где создал свою бессмертную оперу Римский-Корсакова.
Какая она, наша Снегурочка?!
Юная девушка является дитём Мороза и Весны. Она чиста, как белый снег, но ее холодная душа не знала любви. Сердце прекрасной девушки стремиться ввысь, чтоб открыть для себя это чувство. Но в тот самый момент, когда ее сердцу откроется любовь, она должна погибнуть. Чистейшее создание, соединившее в себе и земное и неземное, настолько очаровывает душу художника, что становится реальным, воплотившись на полотне мастера.
Как правило, образ Снегурочки художники пишут в холодных тонах красок. Чистейший нетронутый снег, который сопровождает девушку, как бы отражает чистоту души девушки и холод ее сердца. Ее чудесное личико излучает чистоту и нежность. Этот прекрасный образ юной девушки мастера живописи дополняют чудесным традиционным русским народным костюмом (сарафан, рубаха или шубка). А головной убор, кокошник, придает образу Снегурочки женственность и нежность.
Она очаровательна, даже сама природа восторгается красотой своего творения.
Попробуем и мы создать образ девушки из сказки. Выполним погрудный портрет. На портрете изображается внешний облик (а через него и внутренний мир) человека, в нашем случае – литературного героя.
Итак, выполняем эскиз карандашом.
Голова человека имеет овальную форму, вверху более расширенную, внизу более суженную. Она правильная, одинаковая с левой и правой стороны, т.е. симметрична.
Проведите вертикальную линию на середине листа, это поможет нарисовать правильный овал.


Лицо делится на три части:
1- лоб, 2- глаза. нос, 3- губы, подбородок.
Проведем горизонтальные линии.


В дальнейшей работе нам помогут загадки.
Живет мой братик за горой,
Да не встретится со мной.

На верхней линии рисуем брови, ниже – глаза.
Форма глаз состоит из дугообразных линий (верхнее и нижнее веко). Намечаем ресницы, зрачок.



Кто я такой?
Всегда с тобой,
Хоть стой, хоть сиди -
Всегда впереди.

Нос располагается на середине листа. Переносица идет от бровей (рисуем плавной дугообразной линией). Макушка носа закругляется, Сбоку прорисовываем крылья носа, обозначаем ноздри.


Стоят два брата,
Кафтаны из бархата,
Красные наряды,
Живут рядом,
То сойдутся,
То разойдутся,
Жарко обнимутся -
Крепко подерутся.

Ниже носа рисуем рот.


По сторонам на уровне носа рисуем уши.


Не сеют, не сажают,
А сами вырастают.

Рисуем «шапку» волос, намечаем косу.
Кстати, на Руси незамужние девушки носили одну косу. Хорошие, густые волосы высоко ценились, поскольку говорили о силе и здоровье. Можно сказать, что выражение "коса - девичья краса" имело вполне буквальный смысл - та, у которой коса была самой длинной, считалась лучшей невестой. И потому девушки старались, как могли, чтобы их коса росла густой.


Намечаем линию плечей, ворота рубахи, обозначаем форму кокошника, украшений.
Обычно кокошник надевали в праздники. В отличие от кички и сороки, которые носились только замужними женщинами, кокошник мог носиться в том числе и незамужними девушками. Изготавливался на заказ профессиональными мастерицами -«кокошницами», владевшими навыками шитья жемчугом, бисером, золотой нитью и умением обращаться с фабричными тканями. Кокошники тщательно хранили в семье и передавали по наследству.
На рубахе вышивка шла по низу подола, низу рукавов, на груди и вороте, т.е. физическое тело и внутренние энергии полностью защищены символами Рода - все деды, бабки, прадеды весь Род до изначалья, вся сила идёт в Обережь. Ворот женской рубахи застёгивается на пуговицу или пряжку, а у девицы завязывается вовнутрь плетёной верёвочкой.


Говоря о выборе цвета, напоминаем, что образ девушки создаем с помощью нежных, холодных оттенков.
Материал этот очень интересный, им работают и профессиональные художники, и любители. Мы считаем уместным использование восковых мелков в детском творчестве. Работы получаются яркими, сочными.
Расскажите о том, как ими следует работать. Мелками можно рисовать по-разному. Острый край оставляет четкие яркие линии. Когда одним концом рисуешь довольно долго, на нем образуются грани и линии, оставляемые ими, мягче.
Есть еще один очень интересный прием работы: для этого нужно взять мелок тремя пальцами параллельно листу бумаги и ребром оставить широкое цветное пятно. Таким способом можно закрывать большие плоскости цвета.


Делаем цветовой акцент на глаза, выполняем портрет Снегурочки, намечаем орнамент на одежде и кокошнике.


Покрываем фон акварельными красками, цвета выбираем по вкусу, пока краски не высохли, посыпаем нашу картину каменной солью. Соль создает невероятный эффект, впитывая пигмент из краски при высыхании.


После того, как красочный слой высохнет, соль аккуратно стряхиваем. Оформляем рисунок в раму.


Вашему вниманию мы предлагаем работы учащихся МОУ «Гимназия №19» го Саранск.






Ночью зимней, сказочной,
Выйду я на улочку.
Из страны загадочной
Позову Снегурочку.
Закружит, завьюжется
Надо мной метелица.
Может, сказка сбудется,
Верится - не верится.

Повесть детства дальнего -
Снежная красавица
Сердце больно ранила,
Не могу с ним справиться.
Тонкий стан тростиночки,
Словно льдинки пальчики,
Тебя помнят девочки,
Тебя любят мальчики.

Ты зимою белою
Родилась в стороночке,
Где на горках смелые
Подружились ёлочки.
Среди всей околицы
Деревеньки - матушки
Лучше нет помощницы
У любимой бабушки.

Но, весною талою
Ты судьбе доверчива
И снежинкою малою
Вновь растаешь к вечеру.
Когда встретит сон в траве -
Зимний сон дубравушка,
Будут ждать тебя к себе
Дедушка и бабушка.

Окна разукрашены
Серебристым инеем.
- Ни о чём не спрашивай,
Скажет небо синее.
Жди, когда за осенью
Луны разноцветные
Мир украсят с проседью
В жемчуга несметные.

Ночью зимней, сказочной,
Выйду я на улочку,
Из страны загадочной
Позову Снегурочку.
Закружит, завьюжется
Надо мной метелица,
Может, сказка сбудется,
Буду я надеяться.
Олег Абрицов

(Посмотреть получившийся рисунок можно в разделе этого сайта )

Для того, чтобы рисунок леса был объёмным и в пейзаже ощущалось пространство леса, нужно уметь применять законы светотени к сложным природным формам. Если представить академический рисунок геометрических тел — шара, цилиндра, куба, то можно вспомнить как строится светотень. Она состоит из шести основных зон: блик, свет, полутень, тень, рефлекс, падающая тень. Крону дерева условно можно представить в виде шара. Т.е. сверху дерево будет освещено светом, далее, будет следовать полутень, а внизу будет находиться самая тёмная часть — тень. Но это только условно. Дерево не обладает гладкой поверхностью и даже издалека его силуэт будет корявым, изогнутым… Поэтому, если в целом дерево будет освещено подобно шару, то в частности отдельные ветви и группы листьев будут освещены больше или наоборот меньше. Таким образом, мы получаем неровную поверхность листвы, освещённую неравномерно, внутри которой, в тени, можно наблюдать тёмные промежутки между ветвями. Ствол же дерева и крупные ветви освещаются подобно цилиндру, т.к. они имеют цилиндрическую форму. Но ствол дерева редко бывает ровным и гладким, поэтому к светотени нужно добавить особенности, которые накладывают неровности, изгибы, сучки, трещины, кора…

Если говорить о пространстве леса, то к нему тоже применимы те же законы светотени. Например, на земле будут лежать падающие тени от деревьев. Но поскольку земля не обладает ровной поверхностью, то тени будут огибать эти неровности, повторяя их форму. Огромное разнообразие трав, кустарников также привносят особенности в характер падающих теней. Тени будут огибать верхушки травинок, поэтому такие тени не будут ровными. Силуэты теней будут приобретать «рыхлую» фактуру, основанную на характере травы. Помимо этого рисунок леса будет состоять из разных планов: первый, второй, третий… Если на первом плане художник может достаточно подробно прорисовать деревья, то на втором плане они обобщаются. Например группа из пяти или шести клёнов на втором плане может рисоваться обобщённо: деревья объединяются в группу и художник рисует светотень не отдельных деревьев, а целой группы.

Кроме законов светотени к пространству леса применимы и законы воздушной перспективы. Это означает, что тональность деревьев первого и второго планов будет различаться. Например, стволы деревьев вдалеке будут либо темнее, либо светлее тех стволов, которые находятся на первом плане. Это зависит от погоды, времени суток, времени года… Если взять туманную погоду, то силуэты растений первого плана, будут темнее тех, что находятся вдали. В туман все тёмные силуэты становятся светлее, а светлые силуэты — темнее. И чем дальше дерево, тем ярче проявляется эта закономерность.

В заключении хочу добавить, что рисование леса — это изображение различных масс. Это могут быть массы листвы одного дерева или целой группы. Это могут быть массы из стволов деревьев, или же массы травы и кустарника. Художник должен знать характер тех или иных видов растений. Это скажется на фактуре штриха, формах веток или стволов деревьев. Художник, также, должен видеть разницу в тоне этих многоликих масс растительности. Нужно передавать свет и тень этих масс. Ну и венчает вышеперечисленные навыки умение обобщить ненужное и прорисовать детали главного. В итоге, в этих массах листвы и травы появятся ветки, отдельные листочки, кора, дупло, коряжка, стебелёк травы, лепестки цветка… Тогда пейзаж будет радовать глаз автора и зрителя своей выразительностью.

Главная задача академического рисунка — достоверно передать форму и объем . Это 2 основные характеристики любого предмета, при этом они неразрывно связаны между собой. Невозможно представить что-то, имеющее форму , но не имеющее объема и наоборот. Под формой обычно понимают геометрическую форму, очертания предмета, а объем — это его трехмерная пространственная характеристика.

Можно найти предметы с одинаковой формой , но разным объемом . Скажем, лист бумаги, тетрадь, и книга — форма одна, объем — варьируется.

Какими бы сложными ни были форма и объем предмета, их всегда можно свести к набору простейших геометрических примитивов. Кувшин может состоять из шара и набора цилиндров, человек — из параллелепипедов и призм. Может быть, это звучит странно, однако способность видеть предметы как набор геометрических тел — одно из важнейший умений художника.

Это умение называется пространственным зрением (способность воспринимать форму и пространственные взаимоотношения предметов), и его стоит постоянно развивать.

Конечно, с непривычки, достаточно трудно в фигуре человека или животного разглядеть геометрические примитивы. Все же их форма очень сложна, есть масса деталей, которые не позволяют новичку увидеть основной объем. И внимание начинающего художника сосредотачивается главным образом на этих деталях. В портрете, например, он начинает тщательно вырисовывать дырочки в носу и реснички, не обращая внимание на форму носа и глаза. Думаю, не надо уточнять, что реалистичным такой портрет не будет.

Я когда-то видела сделанный таким образом портрет очень симпатичной в реальности конопатой девушки. На рисунке был плоский блин с глазами, ртом и множеством черных точек — такое чувство, что рисующий сосчитал и изобразил каждую веснушку. Модели портрет не понравился)

Итак, в рисунке важнее всего не копировать видимый образ, а анализировать и обобщать. То есть, рисовать не то, что видишь, а то, как понимаешь форму предмета — тогда результат будет более убедительным. Вообще, рисунок — процесс в большей степени логический, чем чувственный, особенно на ранних стадиях.

Художественный анализ касается не столько внешней формы, сколько конструкции, потому что именно конструкция определяет характер формы. Конструктивная форма здания — параллелепипед, яблока — шар и так далее.

В конструкции предметов более сложной формы можно вычленить больше геометрических тел, но всегда работа идет от большего к меньшему: сначала основной объем, потом детали (которые тоже дробятся на геометрические составляющие).