Проблема библиотек в современном мире. "роль библиотек в обществе"

Курсовая работа

Розничный товарооборот


Введение

1.1. Сущность и состав розничного товарооборота

1.2. Классификация розничного товарооборота предприятия и характеристика его основных видов

1.3. Основные факторы, влияющие на объем структуру розничного товарооборота

2. АНАЛИЗ розничного товарооборота предприятия

2.1. Характеристика основных технико-экономических показателей предприятия ООО "Сигма"

2.2. Анализ розничного товарооборота магазина ООО "Сигма"

2.3. Анализ влияния факторов на розничный товарооборот ООО "Сигма"

3. Мероприятия, направленные на увеличение розничного товарооборота предприятия ООО «Сигма»

3.1. Мероприятия по совершенствованию оборотарозничной торговли ООО "Сигма"

3.2. Расчет эффективности, предлагаемых мероприятий

Заключение

Список литературы

Розничный товарооборот выступает как один из показателей, определяющих мощность торгового предприятия, так как по его величине можно судить об объеме деятельности предприятия, он характеризует эффективность использования ресурсов предприятия и общей суммы затрат на реализацию товаров. Поскольку розничный товарооборот является экономическим понятием, отражающим важнейший конечный результат хозяйственной деятельности торгового предприятия, то его сопоставление с объемом затраченных ресурсов (трудовых, материальных, финансовых) дает представление об эффективности их использования, так как в обобщенном виде показатель эффективности есть соотношение результата и затрат. Все это свидетельствует об актуальности темы курсовой работы.

Цель курсовой работы – проведение анализа розничного товарооборота предприятия и поиск путей товарооборота его увеличения.

Достижение поставленной цели осуществляется путем решения следующих задач, определивших структуру и содержание исследования:

Изучить различные источники, научные труды, монографии, научно-популярные издания, научные периодические издания.

Рассмотреть подходы к понятию товарооборота, основные составляющие.

Провести анализ изученных материалов, обобщить и выявить различные подходы к проблеме анализа розничного товарооборота.

Проработать бухгалтерские, статистические отчеты о деятельности предприятия, его товарооборота и провести анализ и выявить возможности его улучшения.

Определить пути совершенствования товарооборота и хозяйственной деятельности конкретного магазина.

Объект работы – исследование розничного товарооборота.

Предмет работы – общество с ограниченной ответственностью "Сигма".

Методы, которые использованы в работе:

теоретический анализ и обобщение научной литературы;

анализ абсолютных и относительных и средних показателей,

методы сравнения и группировка данных,

методы факторного анализа.

Исследование проводилось за период 2007-2008 г.г.

Работа выполнена на материалах ООО "Сигма".

В качестве информационной базы для написания работы использовались данные оперативного, текущего бухгалтерского учета, первичные и сводные документы, данные о реализации товаров предоставленные бухгалтерией предприятия.

В состав ООО "Сигма" входит 4 магазина. Учет и анализ основных экономических показателей будет проведен в целом по торговой организации, анализ товарооборота по магазину, расположенному в Советском районе города Омска по адресу ул. Нефтезаводская, 8.


1.1 Сущность и состав розничного товарооборота

Главная цель торговли потребительскими товарами – удовлетворение потребностей населения в товарах и услугах. Достижение этой цели характеризуется общим объемом реализации товаров населению. При реализации товаров потребителю произведенный продукт находит свое выражение в общественном признании. Товарооборот характеризует объем потребления материальных благ, выражен экономическими отношениями, возникающими в процессе движения товаров из сферы производства и обращения в сферу личного потребления. Сущность товарооборота проявляется в экономических отношениях, связанных с обменом товаров и услуг на рынке в процессе купли-продажи.

Товарооборот характеризует процессы, развивающиеся в сфере товарного обращения, и факторы, воздействующие на формирование спроса и предложения, и отражает экономические отношения между производителями и потребителями.

Товарооборот позволяет определить условия, при которых развивается соотношение между спросом и предложением на рынке. Это позволяет установить, как реализуются на конкретном рынке отношения между производителями и потребителями товаров, какие условия определяют тенденции формирования и развития спроса и предложения в последующий период и на перспективу .

Товарооборот является макроэкономическим показателем. Государство ведет сбор и обработку данных о товарообороте на разных уровнях управления с целью выявления общих закономерностей и тенденций, выявления места отдельных субрынков, анализирует межрегиональный обмен и социальные и региональные различия душевого уровня товарооборота .

Товарооборот торгового предприятия осуществляется в различных видах и формах (рис. 1). Прежде всего, он отражает два уровня продажи товаров: розничный и оптовый товарооборот.

Розничный Оптовый
По организационным формам продажи По срокам расчета за реализованные товары По формам денежных расчетов По составу конечных потребителей По формам товародвижения По формам денежных расчетов
Продажа товаров в розничной торговой сети Продажа товаров помимо розничной торговой сети Продажа товаров непосредственно населению Продажа товаров из розничной торговой сети предприятиям для личного потребления Продажа товаров с немедленной их оплатой Продажа товаров населению в кредит Продажа товаров за наличный расчет Продажа товаров по безналичному расчету Продажа оптовым предприятиям Продажа товаров розничной сети Продажа товаров промышленным предприятиям Складской Транзитный За наличный расчет По безналичному расчету

Рис. 1. Виды товарооборота торговых предприятий

Розничный товарооборот является конечной стадией движения товаров от производства до потребителя. Розничная торговля завершает процесс обращения товаров: товар из сферы обращения переходит в сферу потребления. Розничный товарооборот – это количественный показатель, характеризующий объем продаж .

Розничный товарооборот характеризует объем продажи товаров населению для личного, семейного, домашнего использования; он означает завершение процесса обращения товаров на потребительском рынке и переход товаров в личное или коллективное пользование. Его величина учитывается в розничных ценах, т.е. в ценах фактической реализации, включая все налоги, входящие в состав розничной цены.

Экономическая сущность розничного товарооборота проявляется в обмене денежных доходов потребителей на товары и услуги в процессе купли-продажи и в экономических отношениях, связанных с этим обменом .

Оборот розничной торговли при анализе можно классифицировать следующим образом (рис. 2).


Рис. 2. Классификация оборота розничной торговли


Оборот розничной торговли представляет стоимость проданных населению потребительских товаров за наличный расчет или оплаченных по кредитным карточкам, по расчетным чекам банков, по перечислениям со счетов вкладчиков (что также учитывается как продажа за наличный расчет) .

В оборот розничной торговли наряду со стоимостью товаров, проданных населению за наличный расчет, также включает стоимость:

а) проданных товаров по почте с оплатой по безналичному расчету (по моменту сдачи посылки отделению связи);

б) товаров, проданных в кредит (по моменту отпуска товаров покупателю), в объеме полной стоимости товара;

в) товаров, проданных в порядке комиссионной торговли (по договору комиссии), в размере полной стоимости по моменту продажи товаров;

г) проданных по образцам товаров длительного пользования (по времени выписки счета-фактуры и доставки покупателю, независимо от времени фактической оплаты товара покупателем);

е) проданных по подписке печатных изданий (по моменту выписки счета без учета стоимости доставки);

ж) упаковки, имеющей продажную цену, не входящую в цену товара;

з) проданной порожней тары.

В оборот розничной торговли включается стоимость стеклянной посуды, проданной населению с товаром, за вычетом стоимости возвращенной населением порожней стеклянной посуды, а также стоимость стеклопосуды, принятой от населения в обмен на товар.

Стоимость товаров, отпущенных населению через розничную торговую сеть или через торговые подразделения неторговых организаций в счет задолженности по заработной плате, пенсиям с последующей оплатой организациям торговли организациями (юридическими лицами), органами социального обеспечения и другими, включается в розничный товарооборот.

Оборот розничной торговли характеризует продажу товаров через торговую сеть. Торговля - самостоятельная отрасль экономики страны, представляет собой совокупность организаций и предприятий, которые занимаются куплей продажей товаров народного потребления. Функционирование торговых предприятий регулируется общими и специальными законами и нормативными актами РФ. Содержание оборота розничной торговли определяется Федеральной службой государственной статистики РФ .

Оборот предприятий розничной торговли является одним из основных показателей экономического и социального развития страны и отдельных регионов. Он отображает процесс обмена товаров на деньги и представляет собой конечную стадию в движении товаров. При этом завершается процесс их обращения, и товары переходят в сферу потребления на основе купли-продажи. В этом показателе находят отражение процессы, происходящие в объеме и структуре потребления материальных благ. Следовательно, он в определенной мере характеризует уровень жизни населения.

Индустрия розничной торговли стремительно меняется. Под влиянием процесса глобализации, изменения климатических предпочтений и диверсификации каналов сбыта значительно возросла и стала более напряженной конкуренция в данном секторе рынка. Современный оборот розничной торговли носит динамический характер. Отличительной чертой розничной кооперативной торговли по сравнению с частной является низкая скорость адаптации к переменам .Большая его часть непосредственно связана с личным потреблением и покупательными фондами населения. В статистической отчетности выделяют оборот розничный торговли, отражающий продажу товаров населению за наличный и безналичный расчеты. Часть покупок совершается с помощью кредитных карточек, которые начали применяться при формировании рыночных отношений и развитии банковской системы.

Как отмечает А.М. Фридман «Оборот розничной торговли - важный социально-экономический показатель» . Реализация означает возмещение стоимости и признание потребителями потребительной стоимости товаров. В результате продажи товаров не только должны быть возмещены затраты на их производство, должна быть получена прибыль.

В соответствии с инструкцией в состав оборот розничной торговли включается:

Стоимость проданных населению потребительских товаров за наличный расчет или оплаченных по кредитным карточкам;

Стоимость проданных товаров по почте с оплатой по безналичному расчету (по моменту отпуска товаров покупателю), в объеме полной стоимости товара;

Стоимость товаров, сданных на комиссию (по моменту продажи) в объеме комиссионных вознаграждений, если торговая организация не является собственником товаров, в размере полной стоимости, если торговая организация является собственником товаров;

Стоимость проданных по образцам товаров длительного пользования (по времени выписки счета-фактуры и доставки покупателю, не зависимо от времени фактической оплаты товара покупателем);

Полная стоимость товаров, проданных отдельными категориями населения со скидкой;

Стоимость проданных по подписке печатных изданий;

Стоимость проданной порожней тары.

Одновременно не включается в оборот розничной торговли:

Стоимость спецодежды, выданной своим работникам;

Продажа товаров (как непродовольственных, так и продовольственных) по безналичному расчету организациям социальной сферы (больницам, домам престарелых, детским яслям, школам);

Продажа товаров специальным потребителям (полиции, военным организациям).

В результате экономических реформ, развития рыночных инструментов и конкурентных отношений увеличивается доля частного сектора и снижается доля государственной торговли в обороте розничной торговли страны. Так формирование рыночных отношений напрямую связано с появлением на рынке потребительских товаров множества продавцов. Ими могут быть специальные торговые предприятия различных форм собственности, а также сами производители продукции, в частности, отдельные предприниматели по выпуску товаров народного потребления, граждане, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, и др.

По формам собственности можно выделить оборот розничной торговли:

Государственных предприятий торговли;

Потребительской кооперации;

Предприятий прочих форм собственности.

Оборот розничной торговли при анализе можно классифицировать следующим образом (рис.1).

Оборот розничной торговли относится к числу важнейших показателей экономического развития страны. В нем проявляются основные народнохозяйственные пропорции, структура валового внутреннего продукта, распределения национального дохода и т.д. Объем розничной продажи товаров оказывает большое влияние на денежное обращение в стране, так как выручка торговых организаций составляет важнейшую часть налично-денежного обращения.

В результате продажи товаров населению возмещаются производственные затраты и реализуются вновь созданная стоимость, что дает возможность для дальнейшего роста производства.

Рис.1. Классификация оборота розничной торговли

Структура и объем оборота розничной торговли характеризует уровень потребления товаров населением, рост или снижение благосостояния народа. Посредством розничной продажи оказывается постоянное воздействие на развитие объема и структуры производства товаров народного потребления: увеличение структуры производства недостающих товаров или сокращение производства тех товаров, которые не пользуются спросом у покупателей.

Рост продажи товаров розничной торговли может быть обусловлен, с одной стороны, непрерывным ростом производства товаров народного потребления и, с другой - повышением покупательской способности населения. Ее развитию присуще закономерности, в которых отражаются происходящие в стране экономические и социальные процессы, которые между собой взаимосвязаны. Так, снижение инвестиции в реальный сектор экономики приведут к разрушению научно производственного потенциала страны, утрате основных производственных фондов и источников их воспроизводства, сокращению оборотного капитала и к уменьшению объема производства, что отражается на размерах оборота розничной торговли. Рост денежной массы в стране, девальвация рубля, инфляция, сокращение покупательской способности населения приводит к негативным изменениям в объеме и структуре оборота розничной торговли .

Основными задачами оборота розничной торговли является:

Проверка степени выполнения прогнозных продаж по объему и структуре, удовлетворения спроса покупателей на отдельные товары;

Выявление тенденции и закономерности его развития в динамике и изменений, происходящих в них;

Определение факторов, влияющих на изменение (количественное измерение и обобщение влияния факторов на выполнение прогнозных показателей и динамику оборота розничной торговли);

Оценка внедрения прогрессивных методов торговли и их эффективности;

Выявление резервов, путей и возможностей роста объема продаж и улучшения обслуживания покупателей;

Разработка мер по устранению недостатков и повышению эффективности хозяйственно - финансовой деятельности.

Оборот розничной торговли является результатом взаимодействия предложения и спроса. Материальной основой его формирования является производство предметов народного потребления. Спрос в значительной мере определяется покупательной способностью населения.

Одной из целей развития розничной торговли является удовлетворение потребности человека. Бесспорно, что основой выбора потребителя в розничной торговле вступает цена. Розничные цены влияют на общую сумму оборота розничной торговли и на его структуру. Так, инфляционные процессы и повышение розничных цен способствуют росту доли продуктов питания в общем объеме оборота розничной торговли. При низком уровне жизни население основную часть денег тратит на покупку продовольствия. С ростом реальных доходов и повышением благосостояния людей увеличивается доля денег, направляемых на покупку предметов длительного пользования. Однако в настоящее время потребители, выбирая место совершения покупки, ориентируются не только на цены предлагаемых им товаров, но и на качество услуг розничной торговли.

Развитие оборота розничной торговли в отдельных местностях во многом зависит от организации торговли и обслуживания покупателей (состояние розничной сети и ее размещение, методы продажи товаров, постановка рекламы). Эти факторы особую значимость приобретают в условиях свободной конкуренции, роста количества лиц, занимающихся торговыми процессами. Повышение удовлетворенности потребителей является основной задачей любой розничной торговой сети, поскольку покупатели, получив однажды положительный опыт взаимодействия с магазинами, будут вновь к ним обращаться. Поэтому многие магазины стараются увеличить количество постоянных покупателей, построить с ними длительные отношения. Таким образом, формируется потребительская приверженность и лояльность к магазинам розничной торговли.

Переход от распределительной к рыночной модели экономики, осуществление радикальных экономических преобразований привели к дестабилизации народного хозяйства, и к экономическому кризису 2008 года. В сложившейся ситуации на сегодняшний день невозможно отметить положительные тенденции в развитии розничного товарооборота страны. По мере выхода из кризиса и стабилизации экономической жизни в розничной торговле, в нашей стране происходят положительные изменения. Рост материального производства позволяет постепенно снижать розничные цены, повышать реальные доходы и покупательную способность населения. Так в Курске по данным экспресс-информации Курскстата о средних потребительских ценах на товары, по состоянию на 31 октября 2010 года продукты дешевле, чем в других городах и стоили: говядина-219,74 руб., за килограмм, свинина- 168,88 руб., мясо птицы 81 руб., колбаса полукопченая - 215,26 руб., и еще 16 наименований продуктов питания, цены на которые снизились. Действенным инструментом по снижению цен является проведение торговых выставок и разнообразных ярмарок

Потребитель в условиях рыночных отношений является полноправным участником торговой деятельности, ее регулятором. Он выступает важнейшим субъектом деловых отношений между поставщиками товаров и розничными торговыми предприятиями. С этих позиций комплекс задач деятельности хозяйствующих субъектов потребительского рынка, а в их числе и организаций потребительской кооперации, необходимо рассматривать в первую очередь через удовлетворение потребностей обслуживаемого населения. Потребитель, реализуя свои интересы, оказывает влияние на такие элементы деятельности, как заключение договоров на поставку качественных товаров, выбор сегмента рынка, организация сбыта и продажи товаров, формирование ассортиментной и ценовой политики. Наибольшая результативность наблюдается в крупных розничных торговых предприятиях, в том числе предприятиях потребительской кооперации, что объясняется наличием долговременных хозяйственных связей с крупными поставщиками. Это обеспечивает высокую информированность специалистов данной группы предприятий о рыночной ситуации на текущий момент и ее перспективах. В результате потребитель получает большой выбор качественной продукции по низким ценам. Мелкие и средние магазины, лишенные такой возможности, в своей деятельности опираются чаще всего на нерегулярные, случайные связи. Основными поставщиками товаров для них являются различного рода посредники, что не только осложняет фактический учет оборота розничной торговли, но и приводит к существенному росту потребительских цен и практически полному отсутствию контроля качества товара.

В результате в торговых центрах создаются предпосылки для совершенствования оборота розничной торговли и улучшения его структуры, в частности увеличения доли оборота по реализации наиболее ценных продуктов питания, товаров культурно-бытового и хозяйственного назначения, удовлетворения разнообразных запросов покупателей.

Можно сделать вывод, что оборот розничной торговли является одним из определяющих факторов эффективности функционирования торговли, исходной основой для определения ресурсного потенциала (объема и состава трудовых, материальных и финансовых ресурсов), одним из основных факторов, определяющих величину затрат ресурсов (сумму и состав расходов на продажи). В обобщенном виде оборот розничной торговли как в организациях, для которых соответствующий вид деятельности является основным, так и во всех отраслях экономики формируется порядке, установленном Методическими рекомендациями по формированию показателей статистики розничной торговли при разработке данных формы № П-1 , и Методическими указаниями по определению параметров неформальной деятельности в торговле . Эти расчеты при возможности производят с учетом основных факторов, определяющих объем продаж по той или иной группе: в расчете на одного человека на группу, сложившихся цен, коэффициентов эластичности в зависимости от доходов, темпа роста продаж и т.д.

ВВЕДЕНИЕ 3

1 Экономическое содержание оборота розничной торговли 5

1.1Оборот розничной торговли: сущность, состав, классификация,

показатели, характеризующие его состояние и значение 5

1.2 Товарные ресурсы торгового предприятия, как основа обеспечения

оборота розничной торговли: понятие, состав и методика анализа 11

1.3 Методика анализа оборота розничной торговли 18

2 Анализ оборота розничной торговли ООО «Фаворит и К» 25

2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика ООО

«Фаворит и К» 25

2.2 Анализ состояния товарных ресурсов ООО «Фаворит и К» и оценка

эффективности их использования 34

2.3 Анализ динамики состава и структуры оборота розничной торговли ООО«Фаворит и К»…………………………………………………………….

2.4 Факторный анализ оборота розничной торговли ООО «Фаворит и К»....

3Выявление резервов роста оборота розничной торговли ООО «Фаворит и К»

и их экономическое обоснование 57

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 67

ПРИЛОЖЕНИЯ 70

Введение

Розничная торговля является важнейшей отраслью хозяйственной деятельности. Основным показателем работы торговых предприятий является оборот розничной торговли. В сфере розничной торговли заканчивается процесс обращения товаров, и они переходят в сферу личного потребления. Розничная торговля - реализация товаров непосредственно населению для личного потребления.

Оборот розничной реализации - это важнейший показатель деятельности розничного торгового предприятия. От объёма и структуры товарооборота зависят такие показатели, как доходы, прибыль, рентабельность, сумма и уровень издержек обращения, фонд оплаты труда, численность торговых работников, финансовое состояние предприятия и др. Его объем, и структура являются основой планирования других экономических показателей торгового предприятия.

Оборот розничной торговли это заключительная стадия движения товаров, когда они переходят из сферы обращения в сферу личного, семейного, домашнего или иного использования не связанного с предпринимательской деятельностью. Этот переход осуществляется путем купли-продажи товаров населению в обмен на его денежные доходы (ст. 492 ГК РФ).

Таким образом, в обороте розничной реализации отражаются экономические отношения, которые возникают в процессе обмена товаров на деньги. Поэтому рассматриваемая тема является актуальной.

Цель курсовой работы заключается в подробном анализе и определении резервов роста оборота розничной торговли.

В соответствии с поставленной целью в ходе работы необходимо решить следующие задачи:

    изучить экономическое содержание оборота розничной торговли;

    дать краткую организационно-экономическую характеристику объекта исследования;

    проанализировать состояние товарных ресурсов и оценить эффективность их использования на предприятии;

    провести анализ динамики состава и структуры оборота розничной торговли рассматриваемого предприятия;

    осуществить факторный анализ оборота розничной торговли объекта исследования;

    выявить резервы роста оборота розничной торговли оцениваемого предприятия и осуществить их экономическое обоснование.

Предмет исследования - оборот розничной торговли предприятия.

Объект исследования - ООО «Фаворит и К», предприятие розничной торговли, располагающееся по адресу город Красноярск, улица Белинского, дом 8.

Теоретической основой исследования являются работы отечественных экономистов по изучаемым вопросам и проблемам (Р.П. Валевич, Н.Н. Терещенко); законодательство Российской Федерации и его структур; данные Госкомстата Российской Федерации, в том числе по Красноярскому краю; официальные инструктивно-методические материалы, публикации в периодической печати, а также материалы собственных исследований.

Методической основой работы является использование совокупности различных методов традиционного анализа: абсолютных, относительных и средних величин, метод сравнения, индексный и графический. Бухгалтерская отчетность предприятия, внутренние источники информации в организации, а также материалы собственных исследований служат базой для выполнения практической части курсовой работы.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников литературы и приложений. Работа иллюстрирована 10 рисунками, 27 таблицами, 3 приложениями. Список включает 29 использованных источников литературы.

Общий объем работы составил 69 страниц без приложений.

1. Экономическое содержание оборота розничной торговли

1.1Оборот розничной торговли: сущность, состав, классификация, показатели, характеризующие его состояние и значение

Оборот розничной реализации представляет собой последнюю, конечную стадию движения товаров в сфере обращения, когда они переходят в сферу потребления посредством акта купли - продажи. При этом товары потребляются полностью или образуют фонд личного потребления.

Розничный товарооборот - это продажа потребительских товаров за наличный расчет населению не зависимо от каналов реализации.

Оборот розничной торговли предприятия отражается в статистической отчетности. В указаниях по заполнению формы №П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров, работ и услуг» (строка 22) дано определение оборота розничной торговли.

Оборот розничной торговли представляет собой выручку от продажи товаров населению для личного потребления или использования в домашнем хозяйстве за наличный расчет или оплаченных по кредитным карточкам, по расчетным чекам банков, по перечислениям со счетов вкладчиков, по поручению физических лиц без открытия счета, посредством платежных карт, что также учитывается как продажа за наличный расчет.

В оборот розничной торговли также включаются:

    стоимость товаров, проданных по договорам комиссии (поручения или агентским договорам) по моменту продажи в размере полной стоимости товаров, включая вознаграждение;

    стоимость товаров, отправленных покупателям по почте, с оплатой по безналичному расчету (по моменту сдачи посылки отделению связи);

    полная стоимость товаров, проданных в кредит (по моменту отпуска товаров покупателям);

    стоимость товаров длительного пользования, проданных по образцам (по времени выписки счета-фактуры или доставки покупателю, независимо от времени фактической оплаты товара покупателем);

    полная стоимость лекарственных средств, отпущенных отдельным категориям граждан бесплатно или по льготным рецептам;

    полная стоимость товаров, проданных отдельным категориям населения со скидкой (топливо и т.п.);

    стоимость проданных по подписке печатных изданий (по моменту выписки счета, без учета стоимости доставки);

    стоимость упаковки, имеющей продажную цену, не входящую в цену товара;

    стоимость проданной порожней тары .

Оборот розничной торговли показывается, включая стоимость стеклянной посуды, проданной вместе с товаром (за вычетом стоимости возвращенной населением порожней стеклянной посуды) или принятой в обмен на товар.

Стоимость товаров, отпущенных населению через розничную торговую сеть или через торговые подразделения неторговых организаций в счет задолженности по заработной плате, пенсиям, пособиям и т.п. с последующей оплатой организациям торговли предприятиями, органами социального обеспечения или др., включается в оборот розничной торговли.

Не включаются в оборот розничной торговли:

    стоимость проданных товаров, не выдержавших гарантийных сроков службы;

    стоимость проездных билетов, талонов на все виды транспорта, лотерейных билетов, телефонных карт, карт экспресс-оплаты услуг связи;

    стоимость товаров, отпущенных через розничную торговую сеть юридическим лицам (в том числе и организациям социальной сферы, спецпотребителям и т.п.) и индивидуальным предпринимателям .

Перечень унифицированных форм федерального статистического наблюдения, используемых при формировании показателя «Оборот розничной торговли» представлен в таблице 1.

Таблица 1 – Перечень унифицированных форм федерального статистического наблюдения, используемых при формировании показателя «Оборот розничной торговли» .

Периодичность

Наименование Формы федерального статистического наблюдения

Месячная

Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг

Квартальная

Основные сведения о деятельности предприятия

Квартальная

Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия

ПМ (микро)

Сведения об основных показателях деятельности малого микропредприятия

Оборот розничной торговли- это стоимость проданных населению потребительских товаров за наличный расчет или оплаченных по кредитным картам, по расчетным чекам банков, по перечислениям со счетов кладчиков.

Экономические отношения, возникающие на заключительной стадии движения товаров из сферы обращения в личное потребление, выражают экономическую сущность розничного товарооборота. Под розничным товарооборотом понимается продажа товаров населению для удовлетворения личных потребностей в обмен на его денежные доходы. Количественно розничный товарооборот характеризуется величиной продажи товаров для личного и частичного коллективного потребления .

Основой оборота розничной торговли служат товары, предназначенные для реализации и денежные доходы населения. Количественной характеристикой оборота розничной торговли является его объем, то есть сумма денег, полученная за проданные товары и предоставленные населению услуги в определенный период времени. Качественной характеристикой оборота розничной торговли является его структура, то есть ассортиментный состав продажи товаров по группам или отдельным товарным наименованиям.

С ростом реальных доходов в условиях насыщенного рынка в объемах розничного товарооборота повышается доля непродовольственных товаров, сближается структура покупок городского и сельского населения, увеличивается продажа высококалорийных продуктов питания, товаров культурно-бытового и хозяйственного назначения, длительного пользования, транспортных средств, предметов оборудования жилищ, модных изделий повышенного качества.

Как любой стоимостной показатель, оборот розничной торговли имеет некоторые недостатки. На его размеры непосредственно влияют цены, и он может увеличиваться за счет реализации дорогих товаров, а не товаров, имеющих доступные для массового потребления цены. Это необходимо учитывать при оценке эффективности работы торгового предприятия.

Через оборот розничной торговли возмещаются в денежной форме все затраты общества на производство и обращение товаров. Поэтому промышленные, сельскохозяйственные, транспортные и торговые предприятия получают возможность продолжать свою деятельность, чтобы обеспечить непрерывный процесс воспроизводства.

Объем и тенденции изменения оборот розничной торговли в значительной степени характеризует собой увеличение производства и уровень жизни народа. Именно через оборот розничной торговли реализуются денежные доходы, полученные в соответствии с количеством и качеством затраченного труда. Это находит выражение в динамике развития оборота розничной торговли и его доли в фонде потребления. Посредством оборота розничной торговли получает общественное признание стоимость и потребительная стоимость товара.

Оборот розничной торговли существенно влияет на денежное обращение в стране и устойчивость валюты, поскольку обращение наличных денег связано, главным образом, с обслуживанием оборота розничной

торговли. Развитие оборот розничной торговли отражает народнохозяйственные пропорции между производством и потреблением, спросом населения и предложением товаров, розничной продажей и денежным обращением .

Состав оборота розничной торговли можно выразить следующей формулой:

Р=Рн+Рмо+Рюл, (1)

Где Рн - объем продажи товаров населению за наличный расчет, тыс. руб.;

Рмо - объем мелкооптовой продажи продовольственных товаров юридическим лицам социального назначения за безналичный расчет, тыс. руб.;

Рюл - объем продажи товаров юридическим лицам, их обособленным лицам за наличный расчет, тыс. руб.

Оборот розничной торговли учитывается в розничных ценах - фактических продажных ценах, включающих торговую наценку (надбавку) и налог на добавленную стоимость.

Обязательным признаком операции, относимой к розничной торговле, является наличие кассового чека (документов строгой отчетности, приравниваемых к чекам) .

Основу оборота розничной торговли предприятия торговли можно представить на рисунке 1.

Рисунок 1 - Основа оборота розничной торговли

Значение оборота розничной торговли следует рассматривать в двух аспектах: экономическом и социальном.

Экономическое значение оборота проявляется в трех направлениях:

    оборот розничной торговли служит одной из основных характеристик масштабов товарного обращения;

    оборот розничной торговли способствует окончательному возмещению израсходованных в процессе производства затрат труда и средств труда;

    оборот розничной торговли обеспечивает нормальное функционирование денежного обращения в стране.

Социальный аспект значения оборота розничной торговли проявляется в том, что он является одной из характеристик уровня жизни населения страны или отдельно взятого региона.

Оборот розничной торговли может быть использован для характеристики эффективности использования ресурсов предприятия и общей суммой затрат на реализацию товаров. Поскольку оборот розничной торговли является показателем, отражающим важнейший конечный результат хозяйственной деятельности торгового предприятия, то его сопоставление с величиной затраченных ресурсов (трудовых, материальных, финансовых) даст представление об эффективности их использования, так как в обобщенном виде показатель эффективности есть соотношение результата и затрат.

Оборот розничной торговли может быть использован для расчета трудоемкости, фондоёмкости, затратоёмкости, капиталоёмкости ресурсов. Также нужно отметить, что оборот розничной торговли считается одним из важнейших показателей предприятий торговли - характеризует объем их деятельности, от которого зависит размер получаемых предприятиями доходов и прибыли. В связи с этим изучению, анализу и планированию оборота розничной торговли должно уделяться особое значение.

Объектами оборота розничной торговли являются потребительские товары, а субъектами выступают продавцы и покупатели этих товаров, что наглядно показано на рисунке 2.

Рисунок 2 - Объекты и субъекты оборота розничной торговли

В соответствии с существующими формами статистической отчетности, оборот розничной торговли можно классифицировать по следующим признакам (табл.2).

Таблица 2- Классификация видов оборота розничной торговли.

Признаки классификации

Виды оборота розничной торговли

    В зависимости от формы собственности

      Оборот государственной(муниципальной)розничной торговли

      Оборот негосударственной(в т.ч. частной) розничной торговли

    В зависимости от форм расчета

2.1. Налично-денежный оборот

2.2. Безналичный оборот

2.3. Оборот по продаже товаров в кредит

    По составу

3.1. Оборот торгующих организаций, предприятий

3.2. Продажа товаров на вещевых, смешанных и продовольственных рынках

    По структуре товарооборота (виду товара)

4.1. Оборот продовольственных товаров

4.2. Оборот непродовольственных товаров

    В зависимости от влияния цен

5.1. Оборот в действующих ценах

5.2 .Оборот в сопоставимых ценах

    В зависимости от составления отчетности

6.1. Плановый оборот розничной торговли

6.2. Фактический оборот розничной торговли

6.3. Ожидаемый оборот розничной торговли

6.4. Прогнозируемый (планируемый) оборот розничной торговли

    В зависимости от измерителей

      Оборот в стоимостных показателях

      Оборот в натуральных показателях

Количественной характеристикой оборота розничной торговли является его объем, то есть сумма денег, полученная за проданные товары и предоставленные населению услуги в определенный период времени.

Качественной характеристикой розничного товарооборота является его структура, то есть ассортиментный состав продажи товаров по группам или отдельным товарным наименованиям .

Необходимо отметить, что основой обеспечения оборота розничной торговли являются товарные запасы, характеристика которых будет дана в следующем пункте работы.

В состав товарооборота розничной торговли предлагаемого населению за наличный расчет включают:

1.Продажа товаров в розничной сети (магазинов, аптек, палаток, ларьков, киосков, автозаправочных станций, автоматов, развозной, разносной и другой торговой сети) за «наличные», за расчетные чеки учреждений банков, по перечислению со счетов вкладчиков учреждений банков (при их доверенности);продажа товаров через предприятия и секции посылочной торговли, прилавки в универмагах и других магазинах, а также продажу товаров на борту самолетов и в пассажирских поездах.

Продажа товаров населению по расчетным чекам учреждений банков, перечислением со счетов вкладчиков (по их поручению) расценивается как продажа за наличные. Стоимость товаров (включая стоимость посылочных ящиков, отправляемых через предприятия посылочной торговли) включается в объем товарооборота на момент сдачи их предприятием торговли отделению связи;

Стоимость расфасованных в магазинах продовольственных товаров учитывается в розничном товарообороте , включая стоимость упаковки.

2.Продажа населению товаров длительного пользования (мебели, холодильников, транспортных средств и др.) по образцам на момент фактической доставки их покупателю независимо от времени уплаты денег;

3.Продажа населению товаров в кредит с отсрочкой платежей , товаров, принятых от населения на комиссионной основе, причем в товарооборот включается полная стоимость товаров по розничным ценам на момент фактического получения их покупателями.

4.Продажа сахара сахарными заводами , подсолнечного масла заводами производящим растительное масло;

5. Выручка пунктов-магазинов вторичного сырья от продажи населению товаров за сданное вторсырье;

6. Продажа печатных изданий (книг, газет, журналов и т.д.) по подписке на момент фактической выдачи изданий;

7.Продажа рабочим и служащим форменной одежды , как в местах розничной торговли, так и со складов организаций, учреждений и предприятий на момент фактической выдачи вещей в сумме, принадлежащей уплате рабочими и служащими.

8.Продажа потребительских товаров за иностранную валюту (в установленном действующим законодательством порядке) включается в в пересчете в гривну по курсу Национального банка и Украины на момент продажи.

9.Продажа сельскохозяйственных продуктов , скота, птицы и других товаров сельскохозяйственными предприятиями (коллективными и межхозяйственных предприятий, совхозами, общими и другими хозяйствами, созданными на базе сельскохозяйственных предприятий, подсобными хозяйствами предприятий и организаций, имеющие самостоятельный баланс) через торговую сеть и со складов хозяйств; продажа из подсобных хозяйств, принадлежащих организациям, учреждениям и предприятиям, при этом выручка от продукции учитывается в товарообороте хозяйств по месту его нахождения в ценах фактической реализации.

10.Продажа населению строительных материалов и других потребительских товаров (собственного производства, полученных за счет товарообменных операций, купленных за границей) непосредственно объединениями, предприятиями, организациями, учреждениями с оплатой через их кассы.

11.Продажа населению лесоматериалов , древесного топлива (из складов, непосредственно из лесных участков, леса на корню) лесозаготовительными предприятиями;

аптечными учреждениями и предприятиями медтехники, топлива - организациями, поставляющих топливо в размере фактически оплаченной населением стоимости.

Розничная продажа товаров льготным категориям населения в части, уплаченной непосредственно из бюджета, или организациями социального обеспечения, лечебными, профилактическими учреждениями, в статистической отчетности отражается отдельной строфой.

В состав розничного товарооборота включают продажу товаров учреждениям, организациям, предприятиям по безналичному расчету :

1.Продажа продуктов питания из розничной торговой сети и сети общественного питания, отдельным учреждениям здравоохранения, социального обеспечения и образования (лечебным, профилактическим, домам отдыха, для пожилых людей, общего образования, дошкольного воспитания, воспитания детей, оставшихся без опеки родителей), для организации питания определенного контингента населения.

2.Продажа продовольственных товаров судам морского и речного флота, рыболовецким промышленным судам для питания экипажей судов, туристов и пассажиров в ресторанах, геологоразведочных партиях для питания рабочих экспедиций, а также - отдельных непродовольственных товаров на текущие нужды (мыло, спички и др.) для реализации членам экипажей.

3. Продажа товаров подарочного ассортимента к праздникам и новогодних подарков для детей.

4. Продажа молока и соков, производимых предприятиями для рабочих и служащих, занятых в цехах с вредными условиями труда.

5.Продажа (отпуск) в розничной торговой сети товаров культурно-бытового и хозяйственного назначения пунктам и специализированным магазинам, которые предоставляют населению товары в прокат, а также продажа товаров для комплектования баз проката спортивного инвентаря, культурно-бытового инвентаря.

6.Продажа продовольственных товаров и вещей первой необходимости и розничной торговой сети исправительно-трудовыми учреждениями для то отпуска спецконтингенту за счет их собственных средств, хранящихся в учреждениях банков.

7.Продажа продовольственных товаров воинским частям для улучшения питания военнослужащих за счет средств, заработанных личным составом в подсобных хозяйствах, на сельхозработах и зачислены на отдельный счет воинских частей.

8. Продажа организациям, учреждениям и предприятиям печатных изданий (книг, газет, журналов) по подписке, продажа книг библиотекам, учебников общеобразовательным школам магазинами, стоимость литературы, которая отправлена отдельными экземплярами (или небольшими партиями) наложенной платой предприятиям и организациям по их заказу. При этом в товарообороте включают стоимость литературы, отправленной, по количеству сдаче посылок и бандеролей в отделение связи.

Из розничного товарооборота торговли исключают :

Продажу товаров по безналичному расчету организациям, учреждениям и предприятиям (кроме случаев, перечисленных выше);

Отпуск товаров собственного производства рабочим предприятиями, организациями, учреждениями за счет оплаты труда;

Стоимость тары, которая возвращена поставщикам;

Внутренний отпуск товаров в пределах торговой организации (со склада в магазин или столовую, из магазина в палатку, перемещение товаров между магазинами, возврат товаров из магазина в состав), а также другими торговыми организациями в порядке их передачи, отпуск товаров промышленным предприятиям для переработки на давальческих основах;

Отпуск продовольственных товаров воинским частям, школам, милиции, исправительно-трудовым лагерям, лечебно-трудовым профилакториям и другим (кроме продажи, указанной выше);

Продажа медицинского оборудования, инструмента, специальных медицинской мебели и медикаментов лечебными заведениями, детскими садами и другими организациями и предприятиями;

Продажа розничными торговыми предприятиями населения проездных билетов и талонов на все виды городского пассажирского транспорта, лотерейных билетов;

Продажа населению почтовых марок, конвертов с маркой, почтовых открыток отделениями связи;

Продажа сельскохозяйственными предприятиями товаров на рынках;

Стоимость стеклянной посуды, имеющей залоговую цену, проданной с товаром.

Выручка, которая учитывается в платных услугах, в том числе бытовых: пошив и ремонт вещей собственного использования, ремонт предметов длительного пользования, услуги прачечных, химчисток и т.п.

Исключается из торговой выручки и не входят в объем розничного товарооборота стоимость товаров, возвращенных населением, не выдержавших гарантийных сроков службы.

Статьи по схожей тематике:

Одним из показателей, который характеризует динамику продаж фирмы, является товарооборот. Он рассчитывается в ценах реализации. Анализ товарооборота дает оценку качественным и количественным показателям работы в текущем периоде. От сделанных выводов зависит обоснованность расчетов на будущие периоды. Рассмотрим детальнее товарооборота.

Оборачиваемость запасов

Все, что находится на складе, является оборотным активом организации. Это замороженные денежные средства. Чтобы понять, сколько уйдет времени на переконвертацию товаров в наличные деньги, проводится анализ оборачиваемости запасов.

Наличие товарных остатков с одной стороны является преимуществом. Но даже когда они скапливаются, продажи снижаются, организации все равно приходится платить налоги с запасов. В таких случаях говорят о низкой оборачиваемости. В то же время высокая скорость продажи товаров не всегда является большим преимуществом. С ростом оборачиваемости появляется риск, что клиент не найдет нужный товар и обратится к другому продавцу. Чтобы найти золотую середину, нужно уметь анализировать и планировать оборачиваемость запасов.

Термины

Товар - это то, что покупается и продается. К данной категории также относят услуги, если их стоимость оплачивает покупатель (упаковка, доставка, оплата услуг связи и т. д.).

Запасы - это перечень товаров, пригодных для продажи. Для организаций, занимающихся розничной и оптовой торговлей, запасами являются товары, лежащие на полках, и те, которые находятся в наличии, поставляются и хранятся.

В термин «товарный запас» также входит продукция, которая еще в пути, на складе или числится в дебиторской задолженности. В последнем случае право собственности остается у продавца, пока товар не оплачен. Теоретически он может отгрузить его к себе на склад. При расчете оборачиваемости учитывается только та продукция, которая находится на складе.

Товарооборот - это объем продажи в денежном выражении, рассчитанный за определенный период. Далее будет описан алгоритм, по которому рассчитывается товарооборот, формула расчета.

Пример 1

Средний товарный запас:

Тз ср = 278778 \ (6-1) = 55755,6 тыс. руб.

Оср" = (Остатки на начало + Остатки на конец)/2 = (45880+39110)/2 = 42495 тыс. руб.

Оборачиваемость и способы ее расчета

Показатели ликвидности фирмы зависит от скорости превращения средств, вложенных в запасы, в живые деньги. Для определения ликвидности запасов используют коэффициент товарооборачиваемости. Он рассчитывается по разным параметрам (стоимость, количество), периодам (месяц, год), по одному товару или целой категории.

Выделяют несколько видов оборачиваемости:

  • оборачиваемость каждого товара в любых количественных показателях (штуках, по объему, массе и т. д.);
  • оборачиваемость товара по стоимости;
  • оборачиваемость всего запаса в количественных показателях;
  • оборачиваемость всего запаса по стоимости.

На практике чаще всего используются такие формулы для определения эффективности использования запасов:

1) Классическая формула расчета товарооборота:

Т = (Остаток запасов на начало периода)/(Объем продаж за месяц)

2) Средний товарооборот (формула расчета за год, квартал, полугодие):

Тз ср = (ТЗ1+…+T3n) / (n-1)

3) Срок оборачиваемости:

ОБ дн = (Средний товарооборот * Кол-во дней в периоде) / Объем продаж за период

По данному показателю рассчитывается число дней, которое необходимо для продажи запасов.

4) Оборачиваемость в разах:

Об р = Кол-во дней / ОБ дн = Объем продаж за период / Средний товарооборот

Данный коэффициент показывает, сколько оборотов делает товар за рассматриваемый период.

Чем выше оборачиваемость, тем эффективнее является деятельность организации, тем меньше потребность в капитале, и тем устойчивее положение предприятия.

5) Уровень запасов:

Уз = (Товарный запас на конец периода * Кол-во дней) / Товарооборот за период

Уровень запасов характеризует обеспеченность фирмы товарами на определенную дату. Он показывает, на сколько дней торговли организации хватит запасов.

Особенности

Формула расчета товарооборота и других показателей, представленных выше, используется при соблюдении таких условий:

  • Если у организации нет запасов, то и вычислять оборачиваемость нет смысла.
  • Розничный товарооборот, формула расчета которого будет представлена далее, может быть определен неверно, если в него включены целевые поставки товаров. Например, компания выиграла тендер на поставку материалов в торговый центр. Под этот заказ была завезена большая партия сантехники. Данные товары не должны учитываться при расчете оборачиваемости.
  • В расчете учитывается живой запас, то есть товары, которые поступили на склад, были реализованы, и те, по которым числятся остатки, но движения не было.
  • Оборачиваемость товара рассчитывается только по ценам закупки.

Пример 2

Условия для расчетов представлены в таблице.

Месяц

Реализовано, шт.

Остаток, шт.

Средний запас

Определим срок оборачиваемости в днях. В анализируемом периоде 180 дней. За это время было продано 1701 товаров, а среднемесячный остаток составил 328 штук:

ОБдн = (328*180)/1701 = 34,71 дней

То есть с момента на склад до его реализации проходит в среднем 35 дней.

Рассчитаем оборачиваемость в разах:

ОБ раз = 180 / 34,71 = 1701 / 328 = 5,19 раза.

За полгода запас товара оборачивается в среднем 5 раз.

Определим уровень запасов:

Уз = (243*180)/1701 = 25,71.

Имеющихся запасов организации хватит на 26 дней работы.

Предназначение

Оборачиваемость запасов анализируется для того, чтобы найти позиции, в которых скорость цикла "товар-деньги-товар" очень низкая, и принять соответствующее решение. Анализировать таким образом товары разных категорий не имеет смысла. Например, в продовольственном магазине бутылка коньяка может продаваться с большей скоростью, чем батон. Но это еще не означает, что хлеб стоит исключить из ассортимента товаров. Просто анализировать эти две категории таким способом не нужно.

Сравнивать следующие товары в рамках одной категории: хлеб - с другими булочными изделиями, а коньяк - с элитными алкогольными напитками. Только в этом случае можно делать выводы об интенсивности оборачиваемости определенного товара.

Анализ динамики продаж в сравнении с прошлыми периодами позволит сделать вывод об изменении спроса. Если за анализируемый период коэффициент оборачиваемости уменьшился, то имеет место затоваривание склада. Если показатель растет и к тому же быстрыми темпами, то речь идет о работе «с колес». В условиях товарного дефицита складские запасы могут быть нулевыми. В таком случае оборачиваемость запасов можно просчитать в часах.

Если на складе скопились сезонные товары, на которые наблюдается низкий спрос, то достичь оборачиваемости будет тяжело. Придется закупить широкий ассортимент редких товаров, что скажется на их ликвидности. Поэтому все расчеты будут некорректны.

Также важно проанализировать условия поставки. Если организация осуществляет закупку за счет собственных средств, то расчет оборачиваемости будут показателен. Если товары покупаются в кредит, то низкая оборачиваемость для фирмы не критична. Главное, чтобы срок возврата средств не превышал рассчитанное значение коэффициента.

Виды товароооборота

Точно та кже, как цены делятся на розничные и оптовые, товарооборот делится на аналогичные два вида. В первом случае речь идет о реализации товаров за наличный расчет или по стандартным ценам, а во втором - о продаже по безналу или по оптовым ценам.

Методы

На практике используются такие способы расчета товарооборота:

  • На основе потребления товара жителями одного района.
  • По данным планового количества продаж и средней стоимости единицы.
  • По данным фактического товарооборота организации (самым популярный метод).

Данные для расчетов берутся из бухгалтерской, статистической отчетности.

Динамика

Следующая формула расчета товарооборота показывает изменение показателя в текущих ценах:

Д = (Факт товарооборота текущего года / Факт товарооборота прошлого года) * 100%.

Динамику товарооборота в сопоставимых ценах определяется по такой формуле:

Д соп = (Факт товарооборта в сопоставимых ценах / Факт товарооборота прошлого года) * 100%.

Пример 3

Товарооборот 2015 года - 2,6 млн руб.
- Прогноз продаж на 2016 год - 2,9 млн руб.
- Товарооборот 2016 года - 3 млн руб.

Определим продаж: (3/2,8)*100 = 107%.
- Проведем расчет товарооборота в текущих ценах: (3/2,6)*100 = 115%.

Индекс цен

Если за исследуемый период изменились цены, то предварительно нужно рассчитать их индекс. Значение данного показателя повышается в условиях влияния инфляционных процессов на экономику страны. Коэффициент показывает изменение стоимости определенного количества товаров за период. Формула расчета индекса цен:

Иц. = Ц новые/ Ц старые

Эту формулу часто используют органы статистики для анализа на определенные категории товаров. Например, объем проданных товаров в 2014 году составлял 100 тыс.руб., а в 2016 - 115 тыс. руб. Рассчитаем индекс цен:

Иц = 115 /100 = 1,15, то есть за год цены выросли на 15%.

Только после этих действий используется формула расчета товарооборота в сопоставимых ценах:

Факт = (Товарооборот в текущих ценах / Товарооборот прошлого года) * 100%.

Пример 4

В 2015 году товарооборот фирмы составил 20 млн руб., а в 2016 году - 24 млн. руб. За отчетный период цены выросли на 40%. Нужно рассчитать товарооборот по представленным ранее формулам.

Определим по текущим ценам оптовый товарооборот. Формула расчета:

Тт = 24/20 * 100 = 120% - за текущий год товарооборот вырос на 20%.

Рассчитаем индекс цен: 140%/100% = 1,4.

Определим товарооборот в сопоставимых ценах: 24/1,4 = 17 млн руб.

Формула расчета товарооборота в динамике: 17/20*100 = 85%.

Расчет динамики показал, что рост произошел только за счет увеличения цен. Если бы они не изменились, товарооборот сократился бы на 17 млн руб. (на 15%). То есть имеет место рост цен, а не количества проданных товаров.

Пример 5

Исходные данные для выполнения задания представлены в таблице далее.

Прогноз, тыс. руб.

Факт. товарооборот, тыс. руб.

Теперь нужно определить товарооборот за текущий год по ценам прошлого периода.

Сначала определим процент выполнения плана продаж: 5480/5300*100 = 103,4%.

Теперь нужно определить динамику товарооборота в процентах в сравнении с 2015 годом: 5480/4650*100 = 120%.

Товарооборот за 2015 год, тыс. руб.

Прогноз, тыс. руб.

Факт. товарооборот, тыс. руб.

Выполнение, %

По отношению к прошлому году, %

В результате перевыполнения плана продаж в 2016 году фирма реализовала продукции на 180 тыс. руб. больше. За год объем реализации увеличился на 920 тыс. руб.

Детальный расчет розничного товарооборота по кварталам позволяет определить равномерность продаж, выявить степень удовлетворения спроса. Дополнительно стоит также провести анализ продаж по месяцам, чтобы установить признаки снижения спроса.

Формула расчета товарооборота в розничной торговле

Анализ изменения цен по товарным группам предусматривает количественную и стоимостную оценку отдельных товаров, определение динамики их сдвигов. Результаты исследования используются для изучения соответствия предложения спросу и оказывают влияние на формирование заказов.

Анализ товарооборота ведется по квартальным и По результатам проверки можно установить причины, по которым изменился товарооборот. Формула расчета по балансу приведена ниже:

Зн + Нт + Пр= Р + В + Б + У + Зк, где
Зн(к) - запасы на начало (конец) планового периода;
Нт - товарная надбавка;
Пр - приход товаров;
Р - реализация товаров по отдельным группам;
В - выбытие товара;
Б - естественная убыль;
У - уценка.

Определить степень влияния балансовых показателей можно, вычислив разницу между плановыми и фактическими показателями, или с помощью метода цепных подстановок. На следующем этапе розничный товарооборот, формула расчета которого была представлена выше, анализируется на предмет изменения в результате улучшения производительности труда, увеличения численности сотрудников и эффективности использования основных средств. Анализ завершается определением перспектив роста объема продаж и изменением структуры товаров.