Проблема духовной культуры прибалтики в 90 годы.

Страница 1 из 4

§ 4. Российская культура в 90-е годы

Общие условия развития культуры
Образование и наука
Проблемы духовного развития общества
Художественное творчество в России

Общие условия развития культуры

На развитие российской культуры в 1990-е годы большое влияние оказывали сложные процессы, происходившие в экономической, социальной и политической сферах. Государственное регулирование культурной жизни осуществлялось прежде всего на базе “Основ законодательства РФ о культуре”, утвержденных в 1992. Документ определяет, что к обязанностям государства в области культуры относятся: разработка и осуществление федеральных государственных программ сохранения и развития культуры, создание условий для развития национальных культур РФ, обеспечение доступности для граждан культурной деятельности, культурных ценностей и благ, свобод и самостоятельности всех субъектов культурной деятельности, условий для самореализации талантов, сохранение памятников истории и культуры, ведение статистки культуры, деятельность по преодолению монополии в области культуры.
Специальные акты (законы, указы, постановления) конкретизировали политику в отдельных областях культуры. В 1990-е годы приняты Законы “ О библиотечном деле”, “О музейном фонде РФ и музеях в РФ”, “О государственной поддержке кинематографии РФ”. Федеральные государственные программы сохранения и развития культуры и искусства (на 1993-1996, 1997-1999, 2001-2005). Однако острейшими вопросами, вплоть до наших дней, остаются выполнение государством обширного перечня взятых на себя социальных обязательств, их ресурсное обеспечение, создание организационных и правовых механизмов их реализации на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
В эти годы произошли коренные изменения в сфере управления культурой. Если ранее монопольную роль здесь играло государство, то теперь в центре внимания были активизация внутренних сил культуры и усиление самоорганизации культурных процессов. Речь идет о преодолении жестких рамок контроля административной системы, бюрократических традиций, о повышении автономности учреждений культуры и ее создателей при усилении контроля со стороны гражданского общества. В этой связи выделяют следующие принципы современной культурной политики. Во-первых, проблемно-целевая ориентация культурной политики, предполагающая решение проблем в определенной сфере культуры, а также вопросов, касающихся социально-культурной деятельности конкретных групп и категорий населения. Во-вторых, самоорганизация культурной жизни. В-третьих, обеспечение многообразия, полифоничности социально-культурной жизни, что предполагает многосубъектность социокультурной деятельности, альтернативность проектов, программ, концепций, идей.
Практическая реализация целей и принципов культурной политики в современной России сталкивается с большими трудностями. Следует отметить значительную сложность происходящих в российской культуре изменений. Положительные перемены противоречивы и обусловлены ее освобождением от идеологического диктата, приобретением художниками невиданной ранее свободы творчества, усилением интенсивности культурного обмена, децентрализацией управления процессом создания, распространением и потреблением духовно-культурных ценностей. Констатация позитивных перемен не снимает вопроса о кризисном состоянии культуры, выражающемся в информационной и культурной изоляции ряда регионов, ухудшении материальной базы культуры и сохранности памятников, музейных экспонатов и архивных фондов, сокращении кадрового потенциала и оттоке работников в другие сектора, миграции за рубеж. Следствием реформ стали отчуждение многих людей от богатств национальной культуры, сокращение возможностей воспроизводства различных субъектов культурной деятельности, утрата контроля над важными процессами в этой сфере.
Уже в 1992-1993 гг. ассигнования на культуру были невелики. Однако ситуация радикально изменилась в середине 1990-х, когда произошло обвальное сокращение бюджетного финансирования социально-культурной сферы. Развитие отрасли происходило в условиях значительного дефицита ресурсов. В 1995 г. объем финансирования культуры уменьшился на 40% по сравнению с 1994, а в 1996 - на 43 по сравнению с 1995. Из-за секвестирования федерального бюджета в 1996 средств на культуру выделено 42% от запланированных, а в 1997 - только 40. В 1998 г. реальные расходы бюджета (с учетом инфляции) на социально-культурную сферу и науку по сравнению с предшествующим годом снизились в 2,2 раза. Только в 1999, по свидетельству вице-премьера В. И. Матвиенко, впервые культура профинансирована на 100%, а федеральные программы - на 90. Не выглядела оптимистично и динамика бюджетных расходов: в 1996 г. ассигнования на культуру и искусство составили 0,83, а в 2000 - 0,55% от бюджета. Все это свидетельствует о том, что установленные законом нормативы бюджетных расходов на культуру (2%) на федеральном уровне не только не выдерживаются, но и уменьшаются. Резко ухудшилось материальное положение работников образования, науки и культуры, что повлекло за собой падение престижности их профессий.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Реферат по истории

На тему: Культурная жизнь в 90-х годах

Выполнил: Бухтеев Р.Е.

Группа: 2Сг2-13

1. Исторические условия развития культуры

россия культура духовный традиционный

В идеях и образах российской культуры, особенностях духовной жизни народа отразилась эпоха -- распад СССР и движение к демократии, смена моделей общественного развития и разрыв традиционных связей с мастерами культуры бывших союзных республик, противостояние ветвей власти в 1993 г. и изменение положения России в мире. Культура по-своему реагировала на провозглашенную творческую свободу и резкое сокращение государственных затрат на развитие учреждений культуры, открытость мировому культурному процессу и снижение общекультурного уровня населения, снятие цензурных ограничений и возросшую материальную зависимость от владельцев капитала.

С 30-х гг. в СССР официально признавался только метод социалистического реализма. Однако в конце 80-х гг. социалистический реализм подвергся критике, многие деятели культуры обратились к авангардному искусству (концептуализм, постмодернизм, неоавангардизм). Искусство авангарда обращено к элите, узкому кругу знатоков и ценителей. Вместе с тем в 90-е гг. признание в России и за рубежом получили произведения литературы и искусства, созданные в традиционном реалистическом ключе.

Открытие Запада не ограничилось знакомством с лучшими сторонами его культуры. В страну из-за рубежа хлынул поток низкопробных поделок, внесших свой вклад в падение нравов и рост преступности.

Литература. Писателям старшего поколения в новых условиях пришлось нелегко. Творчество многих из них было отмечено чертами кризиса.

Характерной особенностью стало обращение к публицистике: она давала возможность критически осмыслить начавшиеся в 90-е гг. общественные преобразования. Таковы сборник статей известного писателя-диссидента В. Максимова «Самоистребление», публицистические статьи А. Солженицына, Л. Бородина, В. Белова, стихи-размышления С. Викулова «Мой народ» и др.

Литература 90-х гг. отразила растерянность, непонимание, ностальгию людей, порожденные распадом единого государства (повесть Ф. Искандера «Пшада» и др.). В ней нашлось место новым «героям» -- «новым русским», безработным, беженцам, бездомным (повесть 3. Богуславской «Окнами на юг: Эскиз к портрету новых русских»).

Печаль по уходящей жизни, по идеалу патриархальной России звучат в творчестве В. Распутина. Он стал одним из родоначальников нового литературного направления постдеревенской прозы. «В одном сибирском городе», «Россия молодая» и другие его произведения посвящены городу, городской интеллигенции.

Плодом многолетней духовной эволюции Л. Леонова стал его последний роман «Пирамида» (1994). Писатель говорит в этом произведении о противоречиях прогресса, своем отношении к православию и церкви.

В романе «Прокляты и убиты» писатель-фронтовик В. Астафьев подводит итоги своим раздумьям. В романе показаны трагедия войны, одиночество «маленького человека», его ожесточение и страдания.

В. Аксенов в романе «Новый сладостный стиль» обращает внимание читателей на свое видение внешнего облика и внутреннего состояния современного человека.

Иные представления, жанры, художественные приемы отличают литературу, создаваемую новым поколением писателей. В 90-е гг. внимание читателей привлекли произведения ранее неизвестных или малоизвестных писателей В. Пелевина, А. Дмитриева, Ю. Буйды, А. Сорокина, Т. Толстой, А. Слаповского, Ю. Полякова и др.

Одним из наиболее популярных молодых писателей стал В. Пелевин, создатель романов «Чапаев и пустота» и «Generation П», отмеченных фантастичностью сюжетов и иронично-гротескным отношением ко всему советскому. Свежим взглядом на окружающий мир и необычным сочетанием современной тематики с намеренно традиционным жанром сказания отличалось творчество Ю. Буйды («Люди на Острове», «Дон Домино»). Три поколения российской интеллигенции XX в. представлены в повести А. Дмитриева «Закрытая книга», в художественном отношении продолжающей традиции русской реалистической литературы.

В духе постмодернизма работает поэт Дм. Пригов («Пятьдесят капелек крови»). Премии им. Аполлона Григорьева в 2000 г. была удостоена книга стихов поэта-авангардиста В. Со-сноры «Куда пошел? И где окно?». Лидерами метафорической поэзии 90-х гг. стали А. Еременко («Громадный том листали наугад») и И. Жданов («Пророк»).

Кинематограф.

В 90-х гг. мировой кинематограф вступил в новый век. Позиции французского и итальянского кинематографа были потеснены малобюджетным авторским кино. Новое направление отказалось от четких жанровых форм и сюжетных линий, за что и прозвано панк-режиссурой. Таковы работы испанца Педро Альмодовара («Кика», «Всё о моей матери»), использующего во время съемок ручную камеру, немца Ларса фон Триера («Рассекая волны», «Поющая во тьме»), японцев Такеси Китано («Фейерверк») и Такаси Миике («Кинопроба»), американцев Квентина Тарантино, Пола Андерсона («Ночи в стиле буги»), Тодда Солопдза («Счастье») и др. Популярны приемы, впервые использованные советско-французским режиссером О. Иоселиани в фильме «Фавориты Луны».

Российскому кинематографу конец XX в. не принес значимых творческих открытий. С международными тенденциями его роднило лишь засилье криминальной тематики.

Творческое затишье отечественного кинематографа было обусловлено глубоким финансовым кризисом. Резко сократилось производство российских кинолент. Тем более яркими, хотя и неоднозначными, были режиссерские открытия нового российского кинопоколения: П. Лунгина («Такси-блюз»), А. Балабанова («Про уродов и людей»), А. Хвана («Дрянь хорошая -- дрянь плохая»), С. Сельянова («Духов день») и др.

В 90-е гг. были созданы ленты, вызвавшие большой общественный интерес: «Утомленные солнцем» и «Сибирский цирюльник» Н. Михалкова, «Кавказский пленник» С. Бодрова-старшего, «Страна глухих» В. Тодоровского, «Мусульманин» А. Хотиненко, «Молох» и «Телец» А. Сокурова и др.

В конце 90-х гг. возродился Международный московский кинофестиваль. Ежегодно проводится Всероссийский кинофестиваль «Кинотавр» в Сочи.

Противоречия общественного развития оказали влияние и на музыкальную жизнь России. Тревожным явлением начала 90-х гг. стал отъезд за рубеж крупных деятелей отечественного музыкального искусства. С середины 90-х гг. многие из них, не теряя интенсивных творческих контактов с зарубежными театрами и оркестрами, возглавили ведущие российские творческие коллективы (В. Федосеев, В. Темирканов, В. Спиваков и др.). Международную известность и популярность приобрели Российский национальный оркестр, созданный выдающимся пианистом М. Плетневым, петербургский Мариинский театр, возглавляемый В. Гергиевым.

Произошло серьезное обновление репертуара крупнейших оперных и балетных театров страны, осуществивших новые постановки музыкальной классики XX в. Расширился репертуар ведущих российских оркестров. Они познакомили слушателей с произведениями А. Шнитке, С. Губайдуллиной, В. Артемова, Э. Денисова и других композиторов.

Заметными явлениями культурной жизни были концерты классической музыки на больших открытых площадках (первый в России концерт такого рода состоялся на Красной площади в 1992 г.). В. Гергиев в 1999 г. организовал концерт Оркестра Мира на Красной площади, занесенный в Книгу рекордов Гиннесса: около двухсот крупнейших музыкантов мира выступили с программой шедевров классической музыки.

Признание и известность получили оперные певцы Д. Хворостовский и О. Бородина, артисты балета А. Волочкова и Д. Вишнева, А. Лиепа и Н. Цискаридзе.

90-е гг. отмечены формированием молодежной музыкальной культуры. Музыкальные коммерческие радиостанции ликвидировали дефицит музыкальной информации.

В 90-е гг. в стране произошел бум танцевальной музыки, а рейв-дискотеки собирали до 10 тыс. участников. В 1999 г. был поставлен мюзикл «METRO», ставший заметным событием в музыкальной жизни Москвы.

90-е гг. были переломными для отечественной рок-музыки. Популярный в советское время социальный рок (Ю. Шевчук, Б. Гребенщиков и др.) уступил место песням, драматизм которых отражает чувства, переживания, настроения молодежи -- любовь, одиночество, страх, мечты, надежды и разочарования. Лидером этого направления молодежной музыкальной культуры была группа «Мумий тролль» (И. Лагутенко). Популярна в молодежной среде стала «девочка с гитарой» Земфира. Москва 90-х гг. оказалась городом, открытым для молодых талантов со всей России.

Много нового произошло в 90-е гг. в российской театральной жизни. Ушли в прошлое характерные для советского театра порядки: необходимость утверждать репертуарные планы и исполнителей, эзопов язык, приучивший и зрителей, и артистов искать скрытый смысл, двойное дно в каждой фразе и реплике. На первое место вышли художественные проблемы: режиссерские решения, яркость образов, способы их воплощения.

Актеры получили возможность самостоятельно осуществлять театральные постановки. Известные молодые исполнители (А. Соколов, О. Меньшиков, С. Проханов, А. Табаков и др.) выступили в качестве режиссеров. Получили признание публики возникшие во второй половине 80-х гг. театры-студии, камерные драматические театры («Театр Луны», «Табакерка», «Театр-студия на Юго-Западе» и др.).

Режиссеры стали смелее трактовать классические сюжеты. Государственной премией России был отмечен спектакль московского театра «На Покровке» «Женитьба» по пьесе Н. В. Гоголя. Лучшие традиции отечественной режиссуры продолжал театр под руководством П. Фоменко.

Широкое распространение получили коммерческие постановки, сезонные спектакли с популярными артистами, спектакли-антрепризы. Появились и балаганные театры с характерным репертуаром.

Изобразительное искусство.

В российской живописи 90-х гг. развивались самые различные направления. Присущие советской эпохе картины социальной проблематики уступили место как абстракционистским, так и реалистическим живописным полотнам, пейзажам и натюрмортам. Возродилась утраченная в годы революции практика заказной живописи, когда жанровые картины создавались по заказу богатых клиентов и государства.

Портретное искусство представлено творчеством как известных мастеров (А. Шилов и др.), так и молодых талантливых художников (Никас Сафронов и др.).

Героями произведений стали исторические персонажи, прежде критически оценивавшиеся в исторической литературе (серия картин и памятников, посвященных Николаю II и царской семье, П. А. Столыпину, генералам белой армии).

Получило развитие монументальное искусство. Президент Российской академии художеств 3. Церетели стал автором Мемориального комплекса на Поклонной горе и памятника Петру I в Москве.

Открылись художественные галереи, основой которых стали коллекции живописи, переданные крупнейшими мастерами в дар Москве и другим городам страны. Впервые за многие годы появились частные художественные галереи (галерея М. Гельмана и др.).

Возрождены традиции российского меценатства. На Родину вернулись художественные ценности, утраченные в годы революции и Великой Отечественной войны, в том числе фрагменты Янтарной комнаты из Екатерининского дворца в Царском Селе под Петербургом.

Серия художественных выставок ведущих музеев России была организована в США, крупнейших европейских странах.

Второе рождение переживает русское иконописное искусство. Росписи восстановленных в 90-е гг. храмов выполнены лучшими мастерами страны.

Средства массовой информации.

Радикальные перемены произошли в 90-е i г. в средствах массовой информации. Появились сотни новых газет и журналов.

Отечественные радиостанции, вещавшие до 90-х гг. лишь в УКВ-диапазоне, вышли на международные стандарты диапазона FM. Появились первые коммерческие радиостанции.

Были открыты первые частные телеканалы (REN TV, НТВ и др.). Практически во всех городах страны сформировалась система кабельного телевидения. Было создано Общественное российское телевидение, учредителем которого впервые выступило не только государство, но и частные лица и коммерческие структуры. Большое значение имеет деятельность телеканала «Культура», знакомящего зрителей с лучшими достижениями отечественной и мировой культуры.

Реальности XXI в. -- века информационного общества -- воплотились в развитии в России современных средств массовой коммуникации. Глобальной сетью Интернет в конце 90-х гг. пользовались около 4 млн. человек. Появились Интернет-кафе, позволившие пользоваться Интернетом тем, кто не имеет возможности приобрести персональный компьютер.

2. Традиционные религии в современной России

Кризис коммунистической идеологии на рубеже 80 -- 90-х п. вызвал бурный всплеск религиозных настроений в российском обществе. К середине 90-х гг., по данным опросов, до 34% взрослого населения страны считали себя верующими, а еще 35% колебались между верой и неверием.

Началось возрождение традиционных для России религий -- православия, ислама, буддизма, иудаизма. По всей стране развернулось восстановление и строительство храмов, мечетей, синагог, дацанов. В Москве всего за пять лет был восстановлен храм Христа Спасителя, построенный в XIX в. на деньги миллионов простых людей в память о великой победе в Отечественной войне 1812 г. Он стал символом духовного возрождения России. Большим спросом пользовалась религиозная литература, издававшаяся большими тиражами.

Возобновились массовые паломничества православных христиан и иудеев в Иерусалим, мусульман в Мекку.

Приобщение миллионов людей к религиозным ценностям происходило непросто. В Россию активно проникают опасные для психики и здоровья людей секты и течения. Их нередко называют тоталитарными за использование запрещенных приемов воздействия на людей, калечащих их морально и физически.

Таким образом, развитие отечественной культуры в 90-е и было противоречивым. Плодотворные перемены сочетались с трудностями и проблемами.

Новое здание в Москве

Документ

Из конституции Российской Федерации (1993 г.)

Статья 13.

В Российской Федерации признается идеологическое многообразие.

Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность.

Общественные объединения равны перед законом. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Статья 14.

Российская Федерация -- светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Исследование характера и особенности влияния различных внешних и внутренних факторов на развитие российской культуры в 90-х годах, государственная политика в дано сфере. История памятников и музыки данного периода. Этапы становления русского рока.

    презентация , добавлен 11.12.2013

    Проблемы соотношения культуры и цивилизации. Культура как источник будущих конфликтов. Внутренние коллизии - неизбежный спутник развития явлений культуры. Будущее по Хантингтону: основные гипотезы. Социальная роль культуры и культурная катастрофа XX века.

    реферат , добавлен 04.01.2012

    Общая характеристика социально–экономических условий и особенностей развития духовной культуры народов Центральной Азии. Влияние русской культуры на развитие народов Центральной Азии. Развитие просвещения, печати, духовной культуры киргизского народа.

    дипломная работа , добавлен 16.02.2010

    Идеология и опыт социалистического строительства в духовной и художественной культуре первых лет Советской власти; соцреализм. Великая Отечественная война в истории культуры; архитектура, мода. Культурная политика в период оттепели, застоя и перестройки.

    реферат , добавлен 06.05.2012

    Понятие культурологии. Содержание. Структура. Науки, составляющие основу культурологи и ее взаимосвязь с другими науками. Закономерности развития культуры. Культурная жизнь в стране в середине 60-х до перестройки. Культура в России конца ХХ века.

    контрольная работа , добавлен 25.01.2008

    Мировоззрение и нравственные аспекты жизни русского народа до принятия христианства. Русский менталитет и роль христианства в жизни людей Древней Руси. Православие как основной определяющий фактор культурно-исторического развития современной России.

    реферат , добавлен 12.07.2015

    Общие характеристики стран России и Испании. Основные национальные, традиционные и религиозные ценности стран. Выводы о различии двух стран в сферах традиции, национальной кухни и религии. Демографическая ситуация в Испании и Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 26.05.2015

    Кризис цивилизации и его последствия. Устойчивое развитие. Кризис и обратные связи. Конфликт культуры. Пути примирения. Экология культуры. Воссозданная панорама противоречивого взаимодействия современной цивилизации и культуры требует смыслового синтеза.

    реферат , добавлен 14.08.2004

    Стремление советского партийного аппарата к подавлению многообразия и созданию тоталитарной культуры. Доминирование метода социалистического реализма в художественной деятельности. Распространение западной культуры и постмодернизма в современной России.

    курсовая работа , добавлен 09.05.2011

    Определение российского менталитета как социологической категории. Основные черты характера русского народа. Условия формирования и развития менталитета русской культуры. Исторические, природно-географические особенности формирования менталитета в России.

Во второй половине 80-х годов в России второй раз за столетии произошла настоящая культурная революция. Ценности советского образа жизни и советской культуры были не просто поставлены под сомнение, но и отвергнуты, как тоталитаристские, антигуманные и непрогрессивные. Главная причина обвала заключалась не столько в неготовности интеллигенции защищать лучшие традиции социалистической культуры, сколько в отчуждении рядового человека от духовных идеалов эпохи Октября. Богатейший потенциал духовных ориентаций социализма глубоко не проник в душу каждого гражданина, не охватил всех социальных слоёв.

В обществе возникли и новые реалии культурной жизни. В условиях свободно формирующегося рынка зарубежная культурная продукция значительно потеснила отечественную. Следствием стало резкое снижение качества и количества российской продукции. Исчезла целая отрасль культуры - кинотеатр. Это определило перестройку общественного сознания на индивидуальный лад. Глубоко развившаяся социальная апатия сказалась на падении посещаемости и других зрелищных мест: театров, концертных залов, художественных выставок. Молодое поколение, поставленное иностранной кинопродукцией вне традиционных духовно-нравственных ориентиров, всё глубже впитывает чуждые образцы.

Старт перестройки в области культуры дала политика управляемой гласности, провозглашенная в 1987 г. Вскоре ее реализация показала, что расширение пределов гласности неизбежно должно привести к снятию всяческих барьеров для распространения информации.

Вторая половина 1960-х - 1985 год - так называемая эпоха «застоя»;

1985-1991 год - «Перестройка» и распад СССР.

Процесс постепенно вошел в неуправляемое русло. Он начался с расширения самостоятельности творческих коллективов, традиционная идеологическая опека над которыми сначала была ослаблена, а затем и вовсе снята. Принятое на правительственном уровне решение о прекращении глушения западных радиостанций фактически легализовало свободу соревнования в сфере идей и средств их распространения. Информационный взрыв поставил перед обществом много новых проблем. Как предотвратить отступление от социалистических принципов и гарантировать при этом свободу волеизъявления? Как соблюсти границы государственной тайны и поставить пределы вмешательству информационных служб в личную жизнь граждан? Важнейшим рубежом в развертывании процесса гласности стало введение с 1 августа 1990 г. Закона о печати. В первом же его параграфе декларировалась свобода средств массовой информации и недопущение их цензуры. Так гласность ввели в неуправляемое русло.

Насаждаемый с экранов идеал сильной, удачливой, всепобеждающей личности, идущей напролом во имя своих целей, глубоко чужероден национальному сознанию с его сострадательностью, всетерпимостью, отзывчивостью, добротой. Это углубляет пропасть между поколениями, делает невозможным понимание молодежи и стариков. Большую и серьезную проблему представляет стихийное массовое распространение в стране религиозных сектантских группировок, которые затягивают в свои сети подрастающее поколение, вырывая его с корнями из родной почвы. Все это дополняется резким усилением неравномерности доступа к потреблению культурных благ, особенно отрицательно сказывающей на процессе образования подрастающего поколения.

Поскольку к середине 1980-х годов советское государство исчерпало большую часть своих творческих сил, пришло в стадию стагнации и переоценки социалистических идеалов в силу их резкого расхождения с жизненными реалиями, новый лидер компартии М.С. Горбачёв объявил курс на «Перестройку». В период перестройки, начавшейся с новой культурной политики, проповедующей гласность и плюрализм мнений, произошло «возвращение» творческого наследия деятелей искусства, находившихся ранее под идеологическим запретом (А.И. Солженицына, Б.Л. Пастернака, М.А. Булгакова, В.В. Набокова и др.). В сфере искусства человек творчества теперь мог вздохнуть более свободно. Однако система образования и фундаментальная наука, долгое время являвшиеся предметом национальной гордости, вследствие неудачного реформирования приходят к состоянию кризиса, из которого они не выбрались до сих пор. Отсутствие государственной поддержки, падение престижа и потеря понимания социальной значимости работы учёного привело к «утечке мозгов» за границу, уходу их в коммерцию и другие сферы деятельности.

Существенной стороной перестройки стала гласность. Наиболее последовательно феномен «гласности» проявил себя во всех ипостасях культуры. Начиная с 1987 г. в стране было опубликовано и показано на кино- и телеэкранах практически всё, что было запрещено и недоступно советскому человеку на протяжении всего 20 века. Отечественная журналистика и электронные СМИ, вышедшие из-под цензурного контроля, раскрывали и раскручивали любые темы, разоблачали всех и вся.

В итоге пафос разоблачения обернулся потоком «чернухи», которая заполнила страницы книг, газет и журналов, экраны телевизоров и кинотеатры, сценические площадки. Очернительству подвергся весь советский период развития культуры России. В результате в «перестроечном» российском обществе проявил себя глубокий духовный кризис, выразившийся:

В росте нигилистических настроений;

В возвеличивании культа наживы и индивидуального преуспевания за счёт другого;

В разрушении привычных нравственных ориентиров.

Изменения происходили во всех сферах жизни общества - политической, экономической, социальной, культурной. Одними из первых на эти изменения отреагировали деятели кино. V съезд кинематографистов, состоявшийся в мае 1986 г., продемонстрировал не только взрыв протеста против так надоевших канонов «социалистического реализма» и давящей цензуры, но и, как скоро окажется, разрыв с гуманистической традицией советского кино трёх последних десятилетий. Прежнее руководство киносоюза расплачивалось как за саму систему управления искусством, созданную политическим режимом, так и за желание слишком быстрых перемен и амбиции новых руководителей союза. На волне энтузиазма, охватившего творческое сообщество от столь желанной свободы, трудно было представить, какой жесточайший кризис скоро будет переживать отечественный кинематограф.

С середины 90 года советское руководство признало необходимость разрешения частной собственности на средства производства, что в корне поменяло существовавшую до этого общественно-экономическую систему. В 1991 году в стране произошли серьёзные изменения, приведшие к ликвидации СССР. Однако с исчезновением СССР не исчезла советская культура. Будучи явлением весьма противоречивым, она внесла много оригинального и неповторимого в мировую культуру, оставив в благодарной человеческой памяти свой неизгладимый след.

ИЗМЕНЕНИЯ В ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ: В начале х гг. резко сократились государственные расходы на развитие культуры. Закрывались клубы и творческие центры, выставочные залы и кинотеатры, спортивные и туристические базы. Упали тиражи литературно - художественных журналов и газет, некогда имевших огромные аудитории. В условиях рыночной экономики наиболее динамично развивались лишь те сферы культуры, которые пользовались коммерческим успехом за счет популярности у массовой аудитории. Появились многочисленные частные издательства. Стремительно насыщался рынок книжной продукции и периодики, прежде всего изданиями развлекательного характера. На экраны и в печать широким потоком хлынула продукция зарубежной массовой культуры, порой не лучшего художественного качества. Популярными у потребителя стали такие символы западного повседневного быта, как ресторан быстрого питания « Макдоналдс », как продукция известных торговых марок « Кока - кола » и « Рибок » и др.


В отечественной молодежной культуре выделились субкультурные группы, ориентированные на заимствованные из зарубежного повседневного опыта стили поведения и одежды, подражание героям массовой культуры. Так, толкиенисты (поклонники романов Дж. Р. Р. Толкина) с нетерпением ждали появления на экране новых фильмов с приключениями своих кумиров. Айкидоки пропагандировали стиль жизни поклонников восточных единоборств. Панков отличали особые приметы в одежде и в общении друг с другом. Металлисты, рокеры и рэперы отстаивали свою приверженность различным направлениям в современной популярной музыке. Их манера одеваться копировала пристрастия в одежде их музыкальных кумиров. Популярными формами молодежного досуга стали развлекательные центры - клубы, дискотеки, воспроизводящие западные стандарты.


Во второй половине х гг. возросло предложение массовой культурной продукции отечественного образца. Стремительно развивалась сфера досуга. Появились отечественные телесериалы и коммерческие киноленты, видеоклипы и рекламные ролики. Книгоиздание и телевидение, производство и тиражирование аудиовизуальной продукции, шоу - бизнес. Продолжая традиции российского меценатства, крупнейшие компании и банки оказывали материальную поддержку музыкальным и театральным коллективам, издательским, образовательным и реставрационным проектам. Своего рода ответом на коммерциализацию массовых форм досуга стал рост интереса к отечественному культурному и духовному наследию, к религиозным и светским традициям. Верующим были возвращены сотни православных храмов и многие мечети. Повысилось внимание к культуре и традициям православия, ислама, буддизма, иудаизма и других вероисповеданий. Развивалась сфера религиозного образования и воспитания - от воскресных школ до семинарий, духовных академий и университетов, а также издательское дело.


В поисках устойчивых ценностных ориентиров люди обращались к историко - культурному наследию страны. Появились новые формы освоения отечественного наследия - историко - культурные инсценировки, воссоздающие эпизоды крупнейших исторических событий - Куликовской битвы, Бородинского сражения и др., пользующиеся неизменным успехом у зрителя. Культурный туризм становился одним из перспективных направлений экономического развития российских территорий вокруг памятников исторического наследия. Всего на конец истекшего столетия в России насчитывалось около 2000 государственных музеев, в том числе 90 заповедников. Особенности духовной жизни страны во многом определялись динамикой социальных и культурных перемен, происходивших в российском обществе в постсоветский период.


ОТЕЧЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА И ПОСТМОДЕРНИЗМ.СОВРЕМЕННЫЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС: Большое влияние на развитие отечественной культурной жизни оказал постмодернизм. В нашей стране он сложился под влиянием современного западного искусства, традиций русского авангарда и неформального советского искусства времен « оттепели ». Характерными чертами постмодернизма являются фрагментарность, признание относительности любых ценностей, эклектическое сосуществование взаимоисключающих идей и концепций, ирония. Ему свойственны цитатность и повторение известных идей в новом художественном оформлении. Постмодернизм утверждает принципы всеобщей равнозначности всех явлений и сторон жизни, отсутствие иерархии ценностей, стилей и вкусов. Его отличает « всеядность » относительно каких бы то ни было творческих проявлений. В России постмодернизм стал своеобразным вызовом идеологизированным ценностям советского общества и поиском миропонимания в новых условиях развития страны.


Изменились роль и место литературы в общественной жизни. Она перестала быть центром общественных дискуссий. В литературном процессе произошло расслоение на произведения для массового читателя с откровенным поиском коммерческого успеха (детективы, любовные романы, стилизации в стиле фэнтези, документально - исторические хроники) и произведения словесности. Влияние писателей на формирование общественного мнения заметно упало, хотя многие из них публично выражали свои политические пристрастия и принимали активное участие в полемике.


Произведения А. И. Солженицына были изданы массовыми тиражами, однако попытки писателя говорить об « обустройстве России » не находили широкого читательского отклика. Продолжали выходить в свет произведения таких известных писателей советского периода, как В. Г. Распутин, В. И. Белов, Ч. Т. Айтматов, Ф. А. Искандер, Ю. М. Поляков, уделявших внимание традиционной для русской литературы социальной проблематике.


ТЕАТР, МУЗЫКА, КИНО: Переход на коммерческие принципы деятельности, уменьшение государственной поддержки и обострение конкуренции с шоу - бизнесом сократили аудиторию популярнейших в советский период театра и кинематографа. Тенденция к преодолению кризисных явлений наметилась к середине х гг. Возникли независимые театры и антрепризы (временные коллективы актеров), только в Москве выходило ежегодно около 1000 премьерных спектаклей. В театральных работах сочетались традиции прошлого и эксперимент с новейшими формами.


Режиссерский театр выдвинул целую плеяду замечательных мастеров - П. Н. Фоменко, Л. А. Додина, А. А. Житинкина и др. Известнейшие режиссеры Ю. М. Соломин (Малый театр), М. А. Ульянов (Театр им. Евг. Вахтангова), М. А. Захаров (« Ленком »), О. П. Табаков (МХАТ и театр - студия « Табакерка ») ориентировались не только на классический репертуар, но и на современную драматургию. Популярностью у любителей театра пользовались постановки по пьесам Г. И. Горина, Н. В. Коляды, Е. Гришковца. Незабываемые сценические образы создали популярные актеры Е. П. Леонов, И. М. Чурикова, А. Г. Абдулов.


Для современной отечественной музыки характерно смешение разных видов композиторской техники и языка, что создает основы для развития сугубо индивидуальной манеры ее исполнения. Высший уровень творчества музыкальная общественность по - прежнему связывает с именами А. Г. Шнитке, Э. В. Денисова, C.A. Губайдулиной. Во второй половине х гг. вновь повысился интерес к классическому исполнительству. Традиции отечественного пианизма продолжали М. В. Плетнев, А. Б. Любимов, Е. И. Кисин, Д. Мацуев. Образцы исполнительского мастерства самого высокого уровня демонстрируют Н. Г. Гутман (виолончель), Ю. А. Башмет (альт), Г. М. Кремер и В. В. Третьяков (скрипка). Лучшие отечественные дирижеры - Е. Ф. Светланов, Г. Н. Рождественский, B. А. Гергиев, Ю. Х. Темирканов, В. И. Федосеев - работали и в России, и за рубежом.


Ключевыми проблемами отечественного кинематографа кроме скудного финансирования оказались потеря обратной связи со зрителем из - за развала системы кинопроката, трудностей взаимодействия кинематографа и телевидения, а также медленных темпов внедрения новых технологий в кинопроизводство. Кинематограф в последние годы стал возвращаться к системе государственных дотаций. Удалось преодолеть тенденцию к сокращению национального кинопроизводства. Среди заметных черт в развитии отечественного кино можно выделить поиски нового героя, будь то в современности (« Брат » и « Брат -2», в главной роли С. С Бодров - мл.) или в героических эпизодах истории (« Звезда » Н. Лебедева). Появилось направление в киноискусстве, переосмысливающее историческое прошлое (« Хрусталев, машину!» А. Г. Германа и « Русский ковчег » А. Н. Сокурова, « Утомленные солнцем » и « Сибирский цирюльник » Н. С Михалкова).


ЖИВОПИСЬ, АРХИТЕКТУРА, СКУЛЬПТУРА: В развитии живописи и архитектуры в постсоветской России можно выделить два основных направления - новый традиционализм, или неотрадиционализм, т. е. применение уже апробированных стилистических приемов при современном техническом обеспечении, и новое искусство, тяготеющее к экспериментам с формой и материалом, к переосмыслению опыта общения художника со зрителем и с самим объектом творчества. К неотрадиционализму можно отнести получившее широкую известность творчество президента Академии художеств Российской Федерации З. К. Церетели. Его монументальные скульптурные композиции в Москве и других городах России внесли новые черты в городской ландшафт и вызвали в середине х гг. ожесточенную дискуссию.


В живописи и скульптуре развивается постмодернистское направление. В е гг. в галереях и выставочных залах широкое распространение получили новые формы творчества. Среди них: инсталляции - художественные объекты, сконструированные из самых разных материалов, в том числе и предметов быта; Используя эти средства, художник пытается донести свой замысел до аудитории. Искусство художников - постмодернистов рассчитано на быстрый эффект, эмоциональную, часто на грани эпатажа, зрительскую реакцию. Их художественная среда создавалась с помощью электронной музыки, света, элементов живой природы (деревья, кусты, вода и др.) и различных предметов быта (мебель, бумага, газеты и др.).


Громко заявило о себе технотронное искусство, превращавшее в объекты изображения новейшие технические достижения - калькулятор, компьютер, микросхему и др. Сами произведения искусства создавались с помощью современнейших технических средств, которые, в свою очередь, дали начало видеоарту (видеоискусству), компьютерной графике и анимации. Архитектурное творчество развивалось по двум основным направлениям. Первое было связано с поисками путей возврата к традиционному образу города, к лучшим достижениям прошлого. Символом воссоздания архитектурной среды стал храм Христа Спасителя в Москве, пропорции и внутреннее убранство которого до деталей воспроизводили облик разрушенного храма - памятника победы России в Отечественной войне 1812 г.


Строительство в Москве и других крупных городах постепенно отходило от безликой типовой застройки последних советских десятилетий. Важным его импульсом стало частное финансирование. Широкую известность приобрели, например, работы А. Е. Харитонова и E. H. Пестова в Нижнем Новгороде, воспроизводившие архитектурные образы эпохи модерна (здание банка « Гарантия » и др.). Другое направление архитектурного творчества, напротив, искало пути для создания городской среды, созвучной эпохе высоких технологий. Целый ряд новаторских проектов был осуществлен в столице. Например, жилой дом в Малом Левшинском переулке (арх. М. Э. Лабазов и A. M. Савин).


Процессы, происходящие в культурной жизни нашей страны, отражают трудности и противоречия эпохи радикальных перемен в политике и экономике, в социальной структуре и массовом сознании современного российского общества. К концу х гг. объемы государственных расходов на поддержание известнейших объектов культуры - ведущих музеев, выдающихся оркестров, крупнейших книгохранилищ и реставрационных фондов увеличились. Финансирование осуществлялось также за счет местных бюджетов и целевых программ (грантов).