Классный час кукольный театр. Классный час по внеклассной работе

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Театр – место для зрелищ Театр – род искусства, специфическим средством выражения которого является сценическое действие, возникающее в процессе игры актёров перед публикой Сцена -площадка, на которой происходит представление Сцена – часть действия, акта в пьесе, спектакле Сцена – в широком смысле то же, что театр Спектакль – это произведение театрального искусства, которое создаётся на основе драматического или театрально-сценического произведения в соответствии с замыслом режиссёра и под его руководством совместными усилиями актёров, а также художника и композитора. ВИДЫ ТЕАТРАЛЬНЫХ КУКОЛ

3 слайд

Описание слайда:

ТИПЫ ТЕАТРОВ КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА ТЕАТР КОМЕДИИ ТЕАТР ТЕНЕЙ ВИДЫ ТЕАТРАЛЬНЫХ КУКОЛ

4 слайд

Описание слайда:

ИЗ ИСТОРИИ КУКОЛЬНОГО ТЕАТРА В старой России не было государственных кукольных театров. На ярмарках, на бульварах, в городских дворах давали маленькие представления бродячие фокусники, акробаты и кукольники. Обычно один из них крутил ручку шарманки. Под громкие звуки музыки кукольник показывал из-за маленькой ширмы, как смешной, длинноносый крикливый Петрушка бьет палкой царского офицера, который его хочет забрать в солдаты. От ловкого Петрушки доставалось и невежде-доктору, не умевшему лечить, и обманщику-торговцу. Жизнь народных кукольников - бродячих актеров была очень тяжелой и мало чем отличалась от жизни нищих. После представления актер-кукольник снимал шапку и протягивал ее зрителям. Кто хотел, бросал в шапку медные копейки. ВИДЫ ТЕАТРАЛЬНЫХ КУКОЛ

5 слайд

Описание слайда:

ВИДЫ ТЕАТРАЛЬНЫХ КУКОЛ ВЕРХОВЫЕ КУКЛЫ ТЕНЕВЫЕ КУКЛЫ МАРИОНЕТКИ КУКЛЫ-АВТОМАТЫ КУКЛЫ-ВЕЛИКАНЫ ВИДЫ ТЕАТРАЛЬНЫХ КУКОЛ

6 слайд

Описание слайда:

ВЕРХОВЫЕ КУКЛЫ НАД ШИРМОЙ ТРОСТЕВАЯ Управляется одним или несколькими актёрами с помощью тростей ПЕРЧАТОЧНАЯ Управляется кистью кукловода ПАЛЬЧИКОВАЯ Управляется пальцами кукловода ВИДЫ ТЕАТРАЛЬНЫХ КУКОЛ

7 слайд

Описание слайда:

ТРОСТЕВЫЕ КУКЛЫ Тростевые куклы - больше перчаточных (размер головы может быть до 20 см). Эту куклу поднимают над ширмой с помощью вставленного внутрь стержня, который называется "гапит". К рукам куклы прикреплены трости - палочки (проволочки), которыми двигает кукловод. Руки куклы сгибаются в локтях, голова может поворачиваться и наклоняться. Такие куклы с их плавными и величественными движениями незаменимы в героических и романтических представлениях. Конструкция их позволяет совершить самые разнообразные движения и насыщать спектакль интересными трюками и находками. Большинство кукольных театров нашей страны, в том числе и Центральный театр кукол С.В. Образцова, в своей работе используют самые разнообразные системы тростевых кукол. Эти куклы называются верховыми, так как актёры во время выступления поднимают их над собой. При этом зритель видит их не в полный рост - нижняя часть скрыта ширмой. Поэтому верховых кукол часто делают без ног ВИДЫ ТЕАТРАЛЬНЫХ КУКОЛ

8 слайд

Описание слайда:

Куклы - варежки родились из обыкновенных вязаных варежек. Варежки не обязательно должны быть вязаными из пряжи, выразительнее смотрятся куклы, сшитые на основе рабочих рукавиц, т.к. здесь имеется большая возможность для аппликации лиц, мордочек и одежды. Эти куклы хороши тем, что очень просты в управлении, предназначены для детей самых младших возрастов. Мы можем изготовить такие "варежки" по любой сказке. КУКЛЫ - ВАРЕЖКИ. ВИДЫ ТЕАТРАЛЬНЫХ КУКОЛ

9 слайд

Описание слайда:

ТРОСТЕВАЯ КУКЛА С ОТКРЫВАЮЩИМСЯ РТОМ. Представляем Вам новые игрушки для кукольного театра. Это тростевые куклы с открывающимся ртом. Рука всовывается в рот (пасть) игрушки и управляет им. Другая рука с помощью тростей управляет « руками» куклы. Общая высота куклы 50-55 см. ВИДЫ ТЕАТРАЛЬНЫХ КУКОЛ

10 слайд

Описание слайда:

КОНУСНЫЙ ТЕАТР. Не обязательно на занятиях с детьми, разыгрывая с ними какую либо сказку иметь ширму, декорации, специально оборудованное место. Можно показать детям сказку или вместе сними разыграть пьесу на обыкновенном столе. Куклы, предназначенные для этой цели должны устойчиво стоять на столе, легко по нему перемещаться. Театр на столе - это самый простой и доступный всем возрастам детей театр. Туловище кукол выполнено в виде конуса, к которому крепятся голова и руки куклы. Величина такой куклы может быть от 30 до 10 см. ВИДЫ ТЕАТРАЛЬНЫХ КУКОЛ

11 слайд

Описание слайда:

ПАЛЬЧИКОВЫЙ ТЕАТР. Куклы, надевающиеся на палец - самые маленькие артисты кукольных театров. Их высота всего 7 - 9 сантиметров. Таких малышек можно без труда взять с собой в любое путешествие, на прогулку или при визите к кому-либо. Такие куколки могут стать очаровательным сувениром для сына или дочки вашей подруги, особенно если это их любимый сказочный персонаж. Крохотные марионетки станут товарищами по играм для ребёнка уже в возрасте трёх лет. Но не стоит давать их совсем маленьким детям, чтобы они не оторвали и не проглотили приклеенные детали. Куклу ребёнок надевает на пальцы и сам действует за персонажа, изображённого на руке. По ходу действия ребёнок двигает одним или несколькими пальцами, проговаривая текст, передвигая руку за ширму (если она есть). Можно обойтись и без ширмы и изображать действия, передвигаясь свободно по комнате. Пальчиковый театр хорош тогда, когда надо одновременно показать несколько персонажей. Например, в сказке "Репка" друг за другом появляются новые персонажи. Такой спектакль может показывать один ребёнок с помощью своих пальцев. Сказки "Двенадцать месяцев", "Гуси- лебеди" и др. с множеством персонажей могут показывать двое или трое детей. ВИДЫ ТЕАТРАЛЬНЫХ КУКОЛ

12 слайд

Описание слайда:

ШАГАЮЩИЕ КУКЛЫ. Эти игрушки могут служить в качестве настольного театра, предназначены для развития моторики детской руки. ВИДЫ ТЕАТРАЛЬНЫХ КУКОЛ

13 слайд

Описание слайда:

КУКЛЫ «ЖИВОЙ РУКИ». Яркими и выразительными возможностями обладает очень простая кукла с "живой" рукой. Если в перчаточных и тростевых куклах хотя бы подразумевается корпус, то тут его нет. Вместо рук куклы работают руки кукловода в перчатках, пришитых к платью - костюму куклы. Основа имитации костюма куклы - треугольник или квадрат из ткани. Голова куклы (до 25 - 30 см в диаметре) крепится к костюму в районе шеи и вешается на верёвочках на шею кукловода. Такая кукла позволяет выделить самые тонкие нюансы чувств и настроений героя, она обладает выразительной жестикуляцией и может исполнять сложные действия, недоступные другим куклам (указывать, писать, брать за руку, погладить по голове ребёнка и пр.) ВИДЫ ТЕАТРАЛЬНЫХ КУКОЛ

14 слайд

Описание слайда:

ПЕРЧАТОЧНЫЕ КУКЛЫ. Иначе её называют петрушечная, потому что именно так устроен Петрушка. На Руси издревле существовали петрушечники - актёры, выступавшие с куклами - Петрушками, надеваемыми на руку актёра. При этом указательный палец актёра проходит в голову куклы, а большой и средний - в рукава её костюма. Движения её головы, рук, туловища осуществляются с помощью движений пальцев, кисти руки. Голова перчаточной куклы может быть размером от шарика для пинг-понга до крупного яблока. Слишком большая голова затрудняет работу актёра, ведь её вес приходится на его один палец. Перчаточные куклы очень подвижные и выразительные. Правда, руки у них торчат вверх, но опытные актёры действуют ими очень ловко. В Китае, например, где кукольное искусство необычайно развито, кукольники ухитряются закладывать руки кукле за спину или раскрывать ими крошечный зонтик. С помощью перчаточных кукол можно разыгрывать различные сценки на злободневные темы, использовать их в качестве смешных помощников на занятиях в детских садиках, ставить различные спектакли и даже эстрадные номера. ВИДЫ ТЕАТРАЛЬНЫХ КУКОЛ

15 слайд

Описание слайда:

НАПОЛЬНЫЕ КУКЛЫ. Напольные куклы - большие куклы. Их рост зависит от роста кукловода и может быть от 1 м до 1,5 м. Работать с такими куклами очень интересно. Их водит " в открытую" один или два исполнителя. У этой куклы имеются большие пустые (без наполнителя) сшитые ладошки и тапочки, в которые кукловод вставляет свои ладони и ступни, голову такой куклы можно повесить кукловоду на шею с помощью веревок, или поместить руку кукловода в карман, имеющийся сзади на голове куклы (тогда кукла может поворачивать и наклонять голову). Большие куклы обладают богатыми сценическими возможностями: они ходят среди детей, зрителей, берут их за руки, могут станцевать с ними, наклониться над рисующим ребёнком и посмотреть чем он занимается, как пишет и т.д. ВИДЫ ТЕАТРАЛЬНЫХ КУКОЛ

16 слайд

Описание слайда:

ПЕРЧАТОЧНЫЕ КУКЛЫ ИЛИ БИБАБО. Куклы бибабо обычно действуют на ширме, за которой скрывается водящий. Но когда игра знакома или куклы водят сами дети, т. е. момент загадочности исчез, то водящие могут выходить к зрителям, общаться сними, подавать им что-то, брать за руку, вовлекать в игру. Такое "разоблачение" не снижает, а скорее поднимает интерес и активность ребят. Когда дети увидят игру взрослого с куклами бибабо, они скорее всего захотят сами научиться водить такие куклы. Если кукла окажется велика для детской руки, то в головку куклы можно вставить не один, а два детских пальчика. Укоротите рукава куклы, чтобы детские пальцы входили в патронки рук куклы. Можно изготовить куклы и специально для детских рук. Покажите ребятам как следует двигаться кукле, как её водить на ширме. Куклы должны постоянно двигаться, как живые, их нельзя зафиксировать на плоскости, столе. Но зато с ними можно создать много весёлых сценок и использовать те же куклы в повторных играх, постоянно поддерживая интерес ребят к ним. ВИДЫ ТЕАТРАЛЬНЫХ КУКОЛ

Наш друг – театр.

На доске написано два эпиграфа.

Если двое разговаривают, а третий слушает их разговор, - это уже театр.

Театр - это такая кафедра, с которой можно много сказать миру.

Цель: воспитание духовно-нравственных качеств школьников, активизация культурного досуга подростков.

Знать и учитывать личные качества ребёнка и взрослого.

Задачи: поддержка творческих успехов учащихся, беседа о театре.

Учитель: Любите ли Вы театр? Кто из Вас любит театр?

Мы говорим театр - и перед нами возникает здание с колоннами, похожее на храм. Театр и есть храм. В театре всё немного ненастоящее декорации. И вечное – правда. Правда – душа театра. Но какая это трудная, сложная правда. И какая великая. Ведь сама наша земля – огромный театр, а все мы как бы артисты, и у каждого своя роль в театре жизни. Ведь У. Шекспир писал: « Весь мир – театр. В нём женщины, мужчины – все актёры. У них есть выходы, уходы. И каждый не одну играет роль »

А может каждый из нас – сам по себе театр? Наша жизнь, память – спектакль: Действующие лица и исполнители – те, кого мы любим, кто живёт рядом с нами, без кого мы не можем обойтись.

Театр (от греческого слова) означает зрелище. Театр – особый и прекрасный мир. Существует несколько видов театра: театр кукол, театр миниатюр, театр на льду, театр теней, ТЮЗ, театр оперы и балета.

Веущая: Кто из нас не любит театр? Что же такое театр? Это истинный храм искусства, при входе в который вы отделяетесь от земли. Стихотворение: « Что такое театр» (слова Л. Калиновской)

Что такое театр?

Это новое платье,

И волненье в груди

Невозможно вместить…

Это праздник средь будней

И чудесное Завтра –

Поскорей до него бы дожить!

Что такое театр?

Это радость и муки,

Это боль за друзей,

Что на сцене живут.

Ведь к тебе они тянут

Тревожные руки

И в свой мир настоящий

Что такое театр?

Ты сидишь в тёмном зале,

Всё затихло вокруг,

Только сердце поёт.

Ты сидишь в тёмном зале

Рядом с друзьями…

Ты ждёшь чуда –

И чудо придёт!

Ведущая. Мы хотим напомнить, как нужно себя вести в театре(манеры поведения в театре)

Выходят двое учащихся.

Подготовьтесь к посещению театра заранее. Спланируйте своё время, чтобы перед театром успеть зайти домой (переодеться, поправить причёску, слегка перекусить). Желательно прийти в театр за 15-20 минут до начала спектакля. Если вы опоздали, то, конечно, не следует никого беспокоить. Займите свободное место в последних рядах. Если вы пришли в театр с мужчиной, то он берёт номерки в гардеробе, покупает программку и первый входит в зрительный зал, находит нужный ряд. К своему месту первой проходит (лицом к сидящим). Если вы решили воспользоваться биноклем, то не разглядывайте через него публику. В руках у вас не должно быть шуршащих пакетов, больших рюкзаков. Не рекомендуется приносить в зал шоколад, яблоки. Соблюдение тишины – главное правило. Перед началом действия отключите мобильные телефоны.

Не высказывайте своего мнения во время спектакля. Это может мешать не только зрителям, но и актёрам. Своими впечатлениями вы можете обменяться во время антракта. В театре соблюдайте все общепринятые правила: будьте тактичными, любезными, предупредительными, причём не только в зале, но и в гардеорбе, буфете , фойе. После окончания спектакля, когда актёры раскланиваются, нетактично сразу же бежать в гардероб.

Чаще повторяйте слова: « Будьте добры», « Благодарю вас», и у вас всегда будет хорошее настроение. Вы почувствуете сея уверенно в любой ситуации и произведёте на окружающих впечатление воспитанного, культурного человека.

Ведущая. Сейчас у нас игра-перевёртыш. Вы должны найти ошибки, выслушав выступления мальчиков.

· Подавая свои вещи гардеробщику, ну в коем случае не перебрасывайте пальто за барьер. Пусть он сам поработает. Если так сделает каждый из нескольких сотен зрителей, у гардеробщика на руках разовьется прекрасные мускулы.

· Номерок лучше всего повесить на палец, так будет удобно вращать его в фойе и во время концерта. Именно для этого на номерках сделана дырка или привязана веревочка.

· Если ваши места в середине ряда, не торопитесь занимать их. Пусть сначала сядут все остальные. Зато потом, когда вы будете проходить, им придется встать. Это, как зарядка, полезно для здоровья.

· Как только вы устроились на месте, начинайте хлопать. Ведь просто несправедливо, что вы уже готовы, а представление или фильм не начинают. Есть предположение, что, если бы некоторые зрители не хлопали так настойчиво, спектакли и фильмы вообще бы никогда не начинались.

· Не забудьте: вам с товарищем не так уж часто приходится просидеть рядом полтора-два часа. Используйте эту возможность, чтобы рассказать все новости и обсудить сложные вопросы. Одно плохо: приходится иногда напрягать голосовые связки, так как мешает музыка или реплики актеров.

· Купите в буфете шоколад, но сразу не ешьте. Идите в зал и, звонко шурша фольгой, разверните тогда, когда певец или скрипач выйдут на сцену. Знайте, как приятно есть шоколад и конфеты под музыку!

· Помните, что долго сохранять неподвижность очень вредно для организма. Поэтому побольше двигайтесь: поворачивайтесь, наклоняйтесь, упирайтесь ногами в спинку переднего стула и спихивайте руку соседей с подлокотников.

· Не будьте эгоистами. Если вам известно содержание фильма или спектакля, быстренько расскажите самое главное соседям: Том Сойер и Беки спустятся из пещеры; этот немец вовсе не фашист, а наш разведчик и т. п.

Что случилось? Что случилось?!

Отчего же всё кругом

Завертелось, закружилось

И помчалось колесом?

Выходят девочка и мальчик. Девочка тянет за руку мальчика.

Ты один не умывался,

И грязнулею остался!

И сбежали от грязнули

Все игрушки и друзья!

Мальчик вырывается, отбегает и показывает ей различные гримасы.

Девочка: Ах! Сколько я сил потратила на твоё воспитание и всё напрасно! Посмотри вокруг на хороших гостей. Они все пришли сюда умытые, причёсанные, нарядные, посмотри.

Мальчик: Врёшь. Вон тот нестриженный и тот. А у того пуговицы нет (показывает пальцем)

Девочка: Опять споришь со мной. Опять выясняешь отношения, когда надо готовиться к приёму гостей.

Мальчик: Каких гостей, не хочу гостей, не хочу гостей! Придётся ногти стричь и переодеваться!

Выходит ведущая. Ребята, к нам в гости приехали артисты театра. Мы покажем гостям наши выступления. Из нашего класса танцуют девочки. Танец называется « Шейди-Леди».

Ведущая. Из класса исполняют собственного сочинения песню, которая называется « Любовь не имеет конца».

Ведущая. А ещё мы хотим показать, как наши мальчики умеют рисовать. Плакаты висят на доске. Название: « Мы в театре», « Наш класс смотрит представление»

Выходят две девочки. Инсценировка.

Школьники! А не пора ли нам вспомнить о школе?

Ну вот, как всегда! На самом интересном месте!

Не надо о грустном!

Да, в школе не напасть, как бы к директору не попасть!

Что у директора на уме, у завуча на языке!

Завуч родителям не товарищ!

Бить или не бить? Папин вопрос!

А что вы заладили! И названия вам не такие, и школа!

Родину не выбирают! Она как лужа перед нашей школой! Как грязь на тротуарах: непреходяща и вечна!

Высохнет и такая тоска, такая тоска!

А от тоски есть проверенное средство…

Клей « Момент»! Отвинтишь колпачок и …

Разве можно об этом говорить?!

Говорить - нет. А соседа приклеить к стулу разрешается!

Я вообще-то об игре!.. И так, дорогие игроки, вам предстоит угадать.

Играем в «замоталки», ой, извините, в « угадалки»!

Это такая, как мама говорила папе зараза.

Для того чтобы это произошло, к нему готовятся…

Да, там тёти и дяди, и все вместе…

Им вместе весело. Мама говорит, что если этим заболеть, то это надолго.

А для того, чтобы там было весело, все орут, ой. Поют, танцуют!

А те, кто на это смотрит, думает: « Дураки, не дураки…»

А ещё их за это судят, но нестрого так и ненадолго…

Самое большое на пять…

Конечно, папа говорит, что за такие шуточки срок положен!

Итак, дорогие игроки, что же это за игра, где смеются над тем, над чем нормальные люди плачут?

Ответ: игра называется « Комедии Клаб», « КВН».

Инсценировки шуточные показывают учащиеся из « Комедии Клаб», «КВН».

А теперь несколько вопросов о том, что вы знаете о театре. На доске кроссворд. Ведущая задаёт вопросы.

По горизонтали:

1) О спектакле мы узнаём из …(афиш)

2) Необходимый и основной этап создания спектакля (репетиция)

4) Актёры играют на …(сцене)

6) Во время спектакля актёрам необходимы разные вещи, вместе они называютя…(реквизит)

8) Приходим в театр смотреть…что? (спектакль)

9) Известный деятель советского искусства говорил: « Театр начинается с… (вешалки)

По вертикали:

1) Без человека этой профессии мы не можем наблюдать театр (артист)

2)Художественное оформление сцены (декорация)

5) До начала спектакля сцену от зрителей закрывает… (занавес)

7) Предмет маскарадного представления (маска)

Звучит музыка. Учитель благодарит всех за внимание и объявляет благодарность учащимся, которые принимали участие.

Литература.

. «Поговорим о воспитанности».- «Петрозаводск»Карелия»,1991.стр.36-40

. « Праздник своими руками. От совета до сценария. –Ростов на Дону:Феникс,2007.

Л. Калиновская. Дорогу осилит идущий. Сборник методических материалов.-Саратов,2005.
































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока.

Образовательные:

  • углубить знания учащихся о народном кукольном театре;
  • рассказать о личности С.В. Образцова и о театре, носящем его имя;
  • познакомить учащихся с пьесой С.Я. Маршака “Петрушка-иностранец”.

Развивающие:

  • развивать воображение, творческие возможности учащихся;
  • развивать интерес к предмету и к театру;
  • развивать эстетическое отношение к действительности.

Воспитательные:

Оборудование: компьютер, медиапроектор, экран, запись скоморошьих наигрышей, коллекция кукол (сделаны учениками предыдущих поколений), ширма, куклы и весь необходимый реквизит для спектакля по пьесе С. Я. Маршака “Петрушка-иностранец”. (Приложение 1)

I этап. Подготовительный

  1. Для подготовки спектакля по пьесе С. С Маршака “Петрушка-иностранец” можно привлечь старшеклассников, но участие в спектакле будет интересно и пятиклассникам.
  2. Остальные учащиеся к уроку получает задания:
  • Повтори изученное по теме “Народный кукольный театр”.
  • Попробуй самостоятельно (или вместе с товарищами) сочинить весёлые шутки-прибаутки из школьной или классной жизни.

II этап. Реализация идеи

Ход урока

1. Организационный момент

2. “Погружение в тему”

Звучат скоморошьи наигрыши.

Учащиеся записывают тему урока “Мир играющих кукол”.

Вступительное слово учителя:

Дети, сегодня мы совершим необычное путешествие. Вы знаете, чтобы путешествие состоялось, надо к нему подготовиться. Выполните небольшое задание: запишите в тетради слово “кукла”, а под ним в столбик слова, которые возникают по ассоциации с этим словом.

Опрос учащихся

Конечно, вы хорошо знаете мир кукол, но сегодня нам предстоит узнать много нового, потому что мы совершим путешествие в мир играющих кукол.

3. Повторение изученного

I часть. Народный сатирический театр

Слайд 2. “Давным-давно в городке на берегу Средиземного моря жил старый столяр Джузеппе, по прозванию Сизый Нос.

Однажды ему попалось под руку полено, обыкновенное полено для топки очага в зимнее время”.

Конечно, так начинается повесть-сказка Алексея Николаевича Толстого “Золотой ключик, или Приключения Буратино”, которая была написана по мотивам сказки Карло Коллоди “Приключения Пиноккио, или Похождения деревянной куклы”. Действие сказки А. Н. Толстого происходит в Италии. В ней рассказывается о приключениях деревянной куклы Буратино. А кто помнит, как она заканчивается?

Слайд 3. А заканчивается сказка представлением в кукольном театре “Молния”, где куклы сами пишут пьесы в стихах и сами в них играют.

А как было в жизни? Театр кукол – очень древний вид театрального искусства. Он был известен многим народам мира. В Европе театр кукол появился в эпоху античности. В Древней Греции и Риме игрались домашние спектакли.

4. Изучение нового материала с попутным повторением пройденного

Слайд 4. Отправимся в Италию. К концу XVI века в Италии окончательно сформировался народный сатирический театр кукол. Кукольные представления давали на ширме-будочке, или палатке. На этой ширме-палатке с надстроенным театральным портальчиком выступали перчаточные куклы, которые итальянцы выделяли среди других термином “бураттини”. Кукольников, работающих в этой технике, называют “бураттинаи”.

Слайд 5. Главным героем театра бураттинов стал весёлый, неунывающий Пульчинелла. Он имел писклявый голосок, создаваемый пищиком - металлическим приспособлением из двух тонких пластинок, перевязанных тесьмой (по-итальянски “пиветта”); кукольник держит пищик во рту, когда говорит за Пульчинеллу.

Слайд 6. Если мы продвинемся из Италии на север и ступим на землю Франции, то найдём здесь те же виды кукольного театра. В это время в стране неофициально правил кардинал Мазарини, он не вызывал симпатий ни у французской знати, ни у народа. По Парижу ходили злые сатирические стихи – “мазаринады”. Одна из них была подписана именем Полишинеля. Театрик Полишинеля принадлежал кукольнику Жану Бриоше, его настоящее имя было Джованни Бриоччи. По происхождению он был итальянцем, и его итальянский Пульчинелла во Франции превратился в Полишинеля. Полишинель был признан французами “своим” и говорил уже от имени французского народа.

Самые старые, известные по картинам, рисункам или музеям перчаточные куклы Полишинеля относятся к XVIII веку. У Полишинеля этого времени выросли два горба - спереди и сзади. На голове треугольная шляпа, надетая на белый парик. Из рукавов кафтана выступают кружевные манжеты. Пышный кружевной воротник окружает шею. Этот Полишинель уже настоящий француз, по крайней мере внешне.

Слайд 7. Народные кукольные герои, умевшие выразить чувства простых людей, появлялись и в других странах. В Англии любимцем зрителей стал Панч.

Слайд 8. В Германии таким героем был Гансвурст, в Голландии – Пикельгеринг. В Чехии несколько позднее родился Кашпарек.

Ребята, вспомните, что вы знаете о русском народном кукольном театре. Кто главный герой в народных комедиях? Что у него общего с кукольными героями других народов? Вспомните внешность Петрушки (предполагаемый ответ: у Петрушки огромный нос, выступающий вперёд подбородок и горб; на Петрушке – красная рубашка, на голове колпак с бубенчиками). А каков его характер? (Ответ учащихся.)

Слайд 9. По характеру (смелости, дерзости, насмешливости) все они – родственники нашего Петрушки.

Кто это они? Давайте ещё раз назовём имена народных кукольных героев.

То, что не могли, не решались произнести вслух мужики и рабочие люди, громко выкрикивали на площадях и ярмарках куклы. А что сделаешь Петрушке? Представления бродячих кукольников запрещались. Деревянные подмостки и лёгкие ширмы убирали. Но назавтра Петрушкина ширма появлялась в соседнем селе и куклы снова дерзко и смело, во весь голос выражали тайные мысли собравшихся зрителей.

Вывод: у каждого народа свои кукольные герои, в чём-то похожие, а чем-то разные. Но всех их объединяет одно: на сцене они шутят, озорничают, высмеивают недостатки людей.

К уроку вы должны были попробовать самостоятельно (или вместе с товарищами) сочинить весёлые шутки-прибаутки из школьной или классной жизни. (Ответы учащихся.)

II часть. XX век. Великий кукольник

Перенесёмся в XX век. Кукольный театр, конечно, изменился. Если на первых порах это был просто ящик с проделанными снизу (или сверху) отверстиями, а в Средние века на площади между двух столбов натягивалась занавеска, за которой прятались кукловоды, то с XIX века представления стали играть в специально выстроенных помещениях. Кукольный театр изменился, но осталось главное – в представлениях участвуют куклы.

Слайд 10. Мир кукол – это не только куклы, но и кукольники – артисты. История мирового театра кукол знает много известных имён. Говоря о современном театре, нельзя не рассказать о Сергее Владимировиче Образцове.

Удивительный человек уникальной профессии, артист-кукольник, писатель, драматург – всё это Сергей Владимирович Образцов (1901-1992). В 2011 году исполнилось 110 лет со дня рождения великого кукольника. Имя его популярно и в нашей стране, и за её пределами. Творчество и жизнь артиста нашли широкое отражение в книгах, статьях.

Слайды 11-15. Его спектакли живут сегодня в театре, по праву носящем имя Образцова. Такие замечательные постановки, как “По щучьему велению” (1936), “Волшебная лампа Аладдина” (1940), “Божественная комедия” (1961), “Необыкновенный концерт” (1968) и другие, служат украшением репертуара Центрального театра кукол и до сих пор.

Слайд 16. А началось всё в детстве с материнского подарка – маленькой куклы Би-Ба-Бо. Сам же маленький владелец (Образцову было пять лет) ласково называл её Бибабошкой. Она состояла из двух частей: головы с отверстием внизу и матерчатого халатика. Если надеть её на ладонь, а затем головку – на указательный палец, то можно было заставить Би-ба-бо кивать головой, двигаться. Растопыришь пальцы – кукла радуется, прижмёшь их к головке – плачет…

Би-ба-бо – перчаточная кукла. Такие куклы надеваются на руку, как перчатки, и известны они ещё со времён комедий о Петрушке. Подобные куклы существовали и в Китае, и в Индии, и в Древней Греции.

Слайд 17. Постоянной спутницей выступлений Образцова стала музыка. Портативная ширма с внутренними карманами, концертмейстер – и вот уже готов театр одного актёра!

Слайд 18. У каждого кукольника есть своя, самая любимая кукла. У Образцова такой куклой был Тяпа. В 1928 году ему понадобился “напарник” для исполнения на эстраде колыбельной М. Мусоргского. Он сделал из папье-маше головку этой куклы и сшил для неё белую рубашку-распашонку. Получилась перчаточная кукла-ребёнок. Некоторые утверждали, что её лицо напоминало лицо самого кукольника в младенчестве.

Слайд 19. Образцов изображал отца и ребёнка. Он выходил с этой куклой на эстраду, не прячась за ширму, баюкал “ребёнка” на руках, пел ему колыбельную, давал соску-пустышку, играл с ним. Этот трогательный номер и сама кукла всегда имели у зрителей оглушительный успех.

С Тяпой Образцов не расставался всю жизнь. Он исполнял этот номер и в сборных эстрадных концертах, и в своих сольных программах как в нашей стране, так и за рубежом. Благодаря этому Тяпу узнали и полюбили в десятках стран. Образцов очень любил своего Тяпу, он называл его “самым старым ребёнком в мире”. Этой кукле уже больше восьмидесяти лет.

Слайд 20. Размах и разнообразие личного репертуара не могли не привести к созданию театра. Театр – это главное дело жизни Образцова. В 1931 году Сергею Владимировичу предложили организовать новый театр кукол и стать его художественным руководителем. В 2011 году театр отмечал свой 80-летний юбилей. Работу Государственный центральный театр кукол начал с поисков авторов, с создания собственного репертуара. Пьеса для первого представления была написана драматургом Андреем Глобой. Она называлась “Джим и Доллар”. Премьера первого спектакля состоялась 17 апреля 1932 года.

Слайд 21. Сначала театр работал только для детей и первые шесть лет был разъездным.

Слайд 22. За это время было поставлено пятнадцать спектаклей.

Слайд 23. С 1937 года театр имел уже собственное здание на площади Маяковского.

Постепенно образцовцы начали готовить и спектакли для взрослых. 1 октября 1940 года поставили “Волшебную лампу Аладдина”. Один за другим рождаются новые спектакли, переносящие зрителей то в сказку, то в атмосферу эстрадного концерта.

Слайд 24. В спектакле “Необыкновенный концерт” участвовала большая группа актёров – воспитанников Образцова. Здесь звучал “цыганский хор”, исполнялся опереточный дуэт, был смешной конферансье (куклу озвучивал актёр Зиновий Ефимович Гердт). Это спектакль – рекордсмен, по праву вошедший в книгу рекордов Гиннесса. Он уже прошёл больше восьми тысяч раз, объехал сотни городов нашей страны и тридцать восемь иностранных государств. Хор, оркестр, оформление приблизили кукольный театр к актёрскому, но специфика кукольного театра осталась.

Слайды 25-26. Забавные человечки вызывали смех и сопереживание аудитории самых разных возрастов. В конце спектакля из-за ширм выходили кукловоды, появлялся и главный режиссёр Сергей Образцов – душа театра.

В первом здании театра на площади Маяковского (официальный адрес: улица Горького, дом 32а) в зрительном зале имелся балкон, откуда неудобно было смотреть спектакли. Поэтому образцовцы отделили его стенкой и в получившемся отсеке расположили музей кукол. Его основателем и первым заведующим был актёр и режиссёр театра Андрей Яковлевич Федотов.

Слайд 27. Когда в 1970 году театр отпраздновал новоселье в здании на Садово-Самотечной улице, сюда переехал и музей театра.

Слайд 28. Этот музей – единственное в России и одно из крупнейших в мире собрание различных театральных кукол от античности до наших дней. В нём также хранятся ценнейшие архивные документы, книги с автографами выдающихся деятелей искусства и другие раритеты. Всего около четырёх тысяч театральных кукол и атрибутов кукольных представлений из шестидесяти стран мира.

Слайд 29. В коллекции музея около восьми тысяч афиш, плакатов, программ спектаклей, эскизы декораций и костюмов, чертежи, рукописи, фотографии, негативы, слайды. В фондах музея хранятся уникальные фильмы-спектакли Театра С.В. Образцова и лучших театров кукол мира.

Слайд 30. Обязательно посетите Государственный академический центральный театр кукол имени С.В. Образцова и его уникальный музей. Здание театра вы легко узнаете по оригинальным часам на фасаде: сверху – большой петух, в центре – циферблат с золотыми стрелками и золотыми цифрами, а вокруг – двенадцать железных домиков. Каждый час бьют часы, петух хлопает крыльями и громко кукарекает, открывается домик, соответствующий определённому времени, и из него появляется кукла. А ровно в полдень открываются все двенадцать домиков, и оттуда выходят все куклы: медведь, козёл, сова, ворона, заяц, лиса, обезьяна, кот, баран, поросёнок, коза и волк.

Слайд 31. И каждый день в 12 часов дня, когда все звери показываются из своих окошек на часах и танцуют под музыку “Во саду ли, в огороде…”, у театра собираются улыбающиеся люди, которых так любил весёлый и мудрый кукольник – С.В. Образцов.

5. Спектакль по пьесе С. Я. Маршака “Петрушка-иностранец”.

Продолжая наше путешествие, мы побываем на представлении пьесы Самуила Яковлевича Маршака “Петрушка-иностранец”, которая была написана специально для театра Образцова.

Разыгрывается отрывок из пьесы. (Приложение 2)

III этап. Рефлексивный (подведение итогов, самооценка)

Вспомните все этапы урока, проанализируйте свою работу на каждом этапе, ответьте на вопросы:

Что вы для себя открыли нового? Что удивило? Что понравилось?

Задание на дом.

  1. Сделай перчаточную куклу или голову куклы из материи, дерева, картонки, бумаги или другого материала (по желанию).
  2. Подготовься разыгрывать диалог в роли одного из героев в выбранном действии народной комедии “Петрушка Уксусов”.
  3. Прочитай пьесу С.Я. Маршака “Петрушка-иностранец” полностью (по желанию).

Список литературы

  1. Алянский Ю.Л. Азбука театра: 50 маленьких рассказов о театре/ Рис. Р.Доминова; Макет В.Коломейцева. – 2-е изд., переработ. и доп. – Л.: Дет. лит., 1990. – 159 с., ил.
  2. Литература. Начальный курс. 5 кл.: Учебник-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В двух частях. Ч. 1/ Авт.-сост.: М.А. Снежневская, О.М. Хренова. – М.: Мнемозина, 2005. – 302 с.: ил.
  3. Маршак С. Петрушка-иностранец. – М.: Литература артистикэ, 1989. – 192 с.
  4. Методические советы к учебнику-хрестоматии для 5 кл.: Литература. Начальный курс: Пособие для учителя/ Под ред. М.А. Снежневской. – М.: Мнемозина, 2000.
  5. Москва театральная (справочник-путеводитель)/Гл. редактор Л. Дудорова. – М.: Московский рабочий, 1965. – 256 с.
  6. Образцов П.А., Образцова Е.М. Необыкновенный Образцов. Хозяин кукольного дома и его семья. - М.: Эксмо, 2006. – 127 с.
  7. Толстой А.Н. Золотой ключик, или Приключения Буратино. – М.: Самовар, 2010. – 127с.
  8. Хорт А.Н., Голдовский Б.П. Не только куклы. (Всё про Образцова). – М.: Издание ГАЦТК, 2001. – 63 с.
  9. Энциклопедия для детей. Т. 7. Искусство. Ч. 3. Музыка. Театр. Кино. / Глав. ред. В.А. Володин. – М.: Аванта+, 2001. – 624 с.: ил.
  10. http://jollity.narod.ru/dolls.html
  11. http://www.puppet.ru

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Ошибская средняя общеобразовательная школа»

Классный час во втором классе

ОТКУДА МЫ РОДОМ. ИСТОРИЯ РУССКОЙ КУКЛЫ

Разработала учитель начальных классов

Дудина Любовь Васильевна

2012г.

«Откуда мы родом. История Русской куклы»

Цель : Формирование у детей интереса к истории и культуре русского народа, через образ традиционной народной куклы.

Задачи:

    Обогащать знания первоклассников об истории возникновения кукол.

    Формировать знания о разнообразии и назначении традиционной русской куклы.

    Дать возможность детям самим научится изготавливать кукол своими руками.

    Воспитывать интерес к русской народной кукле и бережное отношение к истории культуры своего народа.

Оборудование:

    компьютер, проектор;

    рисунки кукол-оберегов

    куклы девочек и разные солдатики мальчиков;

    заготовки для куклы.

Ход классного часа

    Настрой на занятие.

«Вы талантливые, дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели стремиться к их достижению…» (Ж.Ж.Руссо)

Девочки, мальчики садитесь, пожалуйста.

Для чего мы собрались?

Проверяем готовность.

Какое нужно настроение, чтобы занятие получилось удачным? -Я желаю вам сохранить хорошее настроение на все занятие.

II . Подведение к теме.

(Ученик читает стихотворение)

Кукла

Смастерил я грузовик
Для сестры Иришки.
Подняла Иришка крик:
- Разве это грузовик?
Три пустых катушки.

Смастерил я ей коня,
Пусть берет, не жалко!
Ира смотрит на меня,
Не желает брать коня:
- Это просто палка!

Я свернул два лоскута.
- Ах,- сказала Ира,-
Ах, какая красота:
Кукла в пестром платье!

Агния Барто

Понравилось вам стихотворение?

Что же понравилось из игрушек больше всего Ирише? (кукла)

Из чего она сделана?

А у кого из вас есть куклы? (руки поднимают девочки)

Мальчики, а у вас куклы есть?

У вас тоже есть куклы, только они такие как у девочек. У вас есть солдатики, роботы. Они тоже куклы, только для мальчиков.

III . Рассказ о истории кукол.

Вы все сегодня пришли со своими куклами. Давайте их посадим на диванчик и вместе с ними послушайте как же появилась кукла на Руси.

Слайд 1

Во многих русских сказках встречаются куколки, которым герои доверяют свои горести и радости, делятся своими мыслями. И маленькие куклы - помощницы не оставляют в беде своих хозяев.

Наши предки обращались за помощью к куколкам, которые помогали в решении их жизненных проблем. Считалось, что через куклы можно общаться напрямую с богами и просить у них помощи и защиты. Существовали куклы-помощницы в делах, целительские куклы, обережные куклы, куклы, помогающие сохранить или привлечь достаток в дом и т.д. На Руси существовало огромное количество кукол. В некоторых домах хранилось до 500 штук.

Куклу наряжали, но лицо не рисовали. По народным поверьям, кукла без лица считалась неодушевленной, недоступной для вселения в нее злых духов, недобрых сил, а значит, и безвредной для ребенка. Поэтому безликая кукла была и игрушкой, и оберегом. Считалось, что при изготовлении обрядовых кукол недопустимо использовать колющие и режущие предметы. Поэтому тряпочки и нитки для кукол нужно было не резать, а рвать.

Играли в куклы и дети, такая игра поощрялась взрослыми, т.к. играя в них, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи. Кукла была не просто игрушкой, а символом продолжения рода, залогом семейного счастья.
Такая кукла практически полностью забыта современными людьми. В то время как кукла сопровождала человека на протяжении всей жизни

Слайд 2

Русская народная кукла появилась очень давно. Она является частью нашей культуры. Археологи (люди, которые ведут раскопки и ищут старинные вещи) в Новгороде нашли куклу, которой 1000 лет.

Давайте познакомимся с народными куклами.

Дети читают о кукле и вместе с картинкой вывешивают на доске, где показана русская изба.

Подготовленные выступления детей:

Слайд 3

Сначала узнаем, какие же обережные куклы были у наших предков и как они им помогали.

Слайд 4

Кукла «День и ночь»

Ученик 1

Кукла эта «День и ночь»

Всю беду прогонит прочь!

Днём «Белая» дом сторожит,

Ночью «Синяя» за ним приглядит!

Это кукла оберег, которая охранят жилище и его домочадцев, она символизирует, сутки и оберегает смену дня и ночи, порядок в мире. Кукла День - Ночь представляет собой 2 куклы. Одна - означает день (светлая), вторая (тёмная, синяя) символизирует ночь. Каждый день утром, тот, кто раньше всех вставал - выставлял вперед светлую и просил её об удачном дне. Вечером же последний ложившийся спать - менял куколку на темную, и молился о хорошей ночи для всех домочадцев, чтобы все проснулись живыми, здоровыми и отдохнувшими. Шили и дарили такую куколку на Новый год, и весь год они служили своеобразным календарем, отмеряя каждый 365 день и каждую 365 ночь.

(Помещает куклу на стенд)

Слайд 5

Кукла Пеленашка

Ученик 2

(Выходит, представляет куклу классу).

Во многих русских сказках встречаются куколки, которым герои доверяют свои горести и радости, делятся своими мыслями. И маленькие куклы-помощницы не оставляют в беде своих хозяев. Вот как показана в русской сказке «Терешечка» молитва родителей о потомстве, продолжении рода:

«У старика со старухой не было детей. Вот сделали они колодочку, завернули ее в пеленочку, стали качать да прибаюкивать. Качали так, качали да прибаюкивали, и вместо колодочки стал расти сыночек Терёшечка - настоящая ягодка».

Описанная кукла известна под названием Пеленашка . Таких куколок клали в колыбель к новорождённому ребёнку, считалось, что они оберегали его, а позднее ребёнок начинал ими играть.

(Помещает куклу на стенд)

Слайд 6

Вепская кукла

Ученик 3

(Выходит, достаёт куклу из избы, представляет её классу).

Есть еще одна кукла, которая сопровождала ребенка с самого детства и до тех пор, пока не портилась. Это "вепсская кукла». Делалась она из старых вещей матери без использования ножниц и иглы. Для того чтобы жизнь ребенка была не "резаная и не колотая". До рождения малыша, чтобы согреть колыбельку, в нее клали эту куклу. А после рождения кукла висела над колыбелькой и охраняла малыша. Когда ребенок подрастал, он с ней играл.

(Помещает куклу на стенд)

Физминутка

Слайд 7

Кукла Крупеничка

Ученик 4

(Выходит, представляет куклу классу).

С раннего детства мы помним русскую народную сказку о красавице Крупеничке, которую похитил татарский хан.

К рупеничка ( или Зернушка ) – это тряпичная кукла-оберег на сытость, достаток в семье и хозяйственность. При сборе урожая эту куклу заполняли зерном, наряжали и бережно хранили в красном углу. К уклу наполняли гречишным зерном или пшеницей. Люди верили, что если Крупеничка доверху наполнена зерном, то следующий год будет сытным и благополучным, и что именно принесет в дом достаток и благополучие.

Во времена неурожая из куклы по чуть-чуть брали зерно для приготовления еды. По внешнему виду Крупенички можно было судить о достатке и благополучие в семье – если кукла была худая, значит, в дом пришла беда, голодают люди в нем и достаток покинул семью.

(Помещает куклу на стенд)

Слайд 8

Куватка

Ученик 5

(Выходит, представляет куклу классу).

Считалось раньше, что если над кроваткой ребёнка висит “Куватка’’, то она отгоняет эту злую силу. Когда родители уходили в поле на работу, и ребёнок оставался в доме один, он смотрел на эти маленькие куколки и спокойно играл.

(Помещает куклу на стенд)

Слайд 9

Кукла Берестушка

Ученик 6

(Выходит, представляет куклу классу).

Кукла Берестушка обережная кукла , которая защищает дом от порчи, сглаза и дурных людей. А так же хранит покой и благополучие в доме. Кукла делалась из кусочка бересты и в женском образе. Эта кукла хранилась в доме около окна или за наличниками двери.

(Помещает куклу на стенд)

Слайд 10

Кукла «Скрутка»

Ученик 7

(Выходит, представляет куклу классу).

Кукла-скрутка, висящая в доме на стене, – наилучший оберег от порчи и сглаза. Лоскутки, из которых мастерили платье, косынку и фартук куклы, должны быть новыми. Наши предки верили, что одежда, поношенная человеком, хранит в себе его проблемы и печали.

(Помещает куклу на стенд)

Слайд 11

Учитель.

Слайд 12

Кукла Десятиручка

Ученик 8

(Выходит, представляет куклу классу).

Это кукла Десятиручка, потому что у неё десять рук. Она является помощником для женщин у которых полно работы: и еды для семьи приготовить, и дом в чистоте держать, и по хозяйству все успевать, и за детками приглядывать

(Помещает куклу на стенд)

Слайд 13

Кукла Купавка

Ученик 9

(Выходит, представляет куклу классу).

Повелось так с давних пор,

Обряды любит наш народ.

Запоет девичий хор,

Да к реке гурьбой идет,

Речка их венки несет.

А когда стает темно,

Весь народ идет в лесок -

Отыскать любви цветок.

Существовал ещё один обряд на празднике Ивана Купала, и проходил он с использование куклы Купавки.

Кукла Купавка - это обрядовая кукла одного дня. "Купавка" олицетворяла собой начало купаний. Её сплавляли по воде, и тесёмки, привязанные к её рукам, забирали с собой людские болезни и невзгоды – такое значение придавалось очистительной силе воды. Эта кукла праздников Аграфены Купальницы и Ивана Купала.

(Помещает куклу на стенд)

Слайд 14

Лихоманка

Ученик 10

(Выходит, представляет куклу классу).

Лихоманка -магическая кукла, которую в старину изготавливали под заговор от недугов, болезней, весенней лихорадки. Накануне Благовещенья, ночью, эти куклы сжигались, унося с собой болезни.

(Помещает куклу на стенд)

Слайд 15

Каргопольская кукла

Ученик 11

(Выходит, представляет куклу классу).

Каргопольская кукла из медвежьей стороны - образ покровительницы женских рукоделий. Для изготовления такой куклы используют новую отбеленную холстину, лоскуты разноцветных тканей. Головной убор куклы украшают желтой лентой.

(Помещает куклу на стенд)

Слайд 16
Кукла из лыка «Веничек»

Ученик 12

(Выходит, представляет куклу классу).

Кукла «Веничек» считалось, что помогает в хозяйстве. Если что-то не спорилось, то хозяйке надо было состряпать куклу Веничек, и дела домашние шли на лад. Эта полезная кукла была легка в исполнении: брали лыко, перевязывали наподобие маленького веничка и украшали цветными лентами.
Иногда куклу наряжали в передник и платок. Если в доме были неприятности, хозяйка куклой, как маленьким веничком выметала "сор" (неприятности) из дома через окна и дверь. Дома в этот момент никого не должно было быть. Куколка хранилась в укромном месте.

(Помещает куклу на стенд)

Слайд 17

Учитель: Посмотрите ребята, сколько нового мы сегодня узнали об истории России в куклах, о происхождении, значении, разновидности самих кукол. И это лишь малая часть из всего того многообразия кукол, которое существовала в те далёкие времена. Все они несли в себе магическое действие, служили человеку помощниками, оберегали его от проблем и болезней, а также были развлечением для детей.

Конечно, кто-то может сказать, что все это вымысел, но люди верили в это. Эти знания жили очень долго и передавались из поколения в поколение.

Такие куклы являются уникальным и особым видом искусства, они хранят в себе традиции и обряды, которые на протяжении многих веков складывались у русского народа, сохраняя его историю.

IV . Теоретическая часть

Предлагаю вам сегодня окунуться в историю нашего народа и сделать для своего дома Очистительную куклу.

По традиции Очистительная кукла избавляла от «плохой» энергетики в доме. Например, после семейной ссоры женщина распахивала окна, двери, брала в руки куклу и, используя ее как символический веник, выметала весь негатив прочь из избы.

Мне очень нравится эта кукла, потому что если куклу делать вместе, приговаривая, что куколка будет мирить поссорившихся, то все помирятся и не будут больше сориться.

Вы согласны сделать такую куколку? (…) Тогда начнем.

Сначала проверим рабочее место, все ли у нас есть, чтобы сделать куколку.

(Нам понадобится: цветной лоскут для юбки 40х18 см, немного ваты или синтепона, полоска-повойник (не тёмный и не светлый) 3х20 см, косынка 33х13 см, лён для рубахи 22х20 см, два красных квадрата 8х8 см для груди, нитки красные, ножницы, лоскуты из грубой двунити или отбеленного плотного льна: для тела 16х36 см; для ног 30х15 см и для рук 24х12 см)

2. В середину лоскута для тела кладем вату, оформляем голову, из красных квадратов оформляем совсем небольшую грудь.

3. Лоскуты для рук и ног загибаем по длинной стороне с краёв по 2 см и скручиваем. Концы перевязываем.

4. Под голову помещаем руки и крестообразно плотно перевязываем. (ЭТО ОДИН ИЗ САМЫХ ВАЖНЫХ МОМЕНТОВ- СОКРАЛЬНЫЙ КРЕСТ ИЗ КРАСНЫХ НИТОК)

5. Внизу тело подгибаем, помещаем ноги и перевязываем также плотно.

6. Привязываем грудь. В некоторых источниках рекомендуют связать оба мешочка первоначально между собой

7. Складываем лоскут для рубашки пополам по длинной стороне, вырезаем с боков квадраты 4х4 см. Продолжаем надрез по диагонали вырезанного квадрата на 3 см к подмышке. Делаем прорезь по центру и сзади так, чтобы прошла голова.

8. Надеваем рубашку, подгибаем рукава со всех сторон и перевязываем ниткой так, чтоб осталась ладошка.

9. Длинной ниткой сзади головы перекрёстно через грудь перевязываем рубашку, также подгибая ее с боков

10. Собираем юбку по желаемой длине

11. Завязываем ниткой сзади внахлёст

12. Повязываем повойник

13. Удобным способом надеваем фартук.

14. Повязываем косынку и завязываем её сзади. (обязательно косыночка со-складочками по бокам)

V . Итог занятия

Вот и мы, ребята, с вами вспомнили историю русских кукол. Сами смастерили кукол. И все ваши куклы: те, которые купили вам родители и те, которые вы сделали для своего дома своими руками обращаются к вам:

Мы-куклы. Берите. И в дом нас несите.

И пусть на столе, на стене, на диване

Мы вам улыбнемся, когда захотите.

А может, теплее кому-нибудь станет.

А если кому-то когда-то взгруснется,

Откройте нам то, что греет вашу душу,

И кукла поймет, и щекой к вам прижмется.

И может быть круг ваш печальный разрушит.

Но, не обижайте! В нас спрятана сказка.

В нас столько тепла и доверия к людям

И может быть кукла-всего только маска,

Мечты о когда-то несбывшемся чуде...