Акустика большого театра до реставрации. Хорошие слухи о большом театре

Музыкальная ясность, время прихода первых и энергия боковых отражений, громкость, уровень звукопоглощения… Только специалисты знают, по каким критериям оценивается акустика концертного или театрального зала, и как сложно добиться превосходного звучания. Продолжаются споры об акустике Большого театра после реставрации. Сегодня там провели эксклюзивную "акустическую" экскурсию для журналистов, чтобы они во всех тонкостях изучили этот непростой вопрос. Рассказывают .

Акустика - дело тонкое. Главный дирижер Большого театра Василий Синайский формулирует еще острее.

"Сама по себе акустика - понятие эфемерное и абстрактное", - говорит он.

Такое же эфемерное и абстрактное, как скрипка Страдивари. В руках мастера она поет, но может издавать анти-музыкальные звуки, если попадает к неумелому скрипачу.

Над акустикой Большого работали специалисты из Германии. Юрген Райнхольд рассказал, что они стремились максимально приблизить ситуацию к первоначальной, созданной еще Альбертом Кавосом. Из-под пола в зрительном зале убрали бетонную подушку и восстановили полое пространство. Увеличили наклон пола в партере, увеличили размер оркестровой ямы. А лепнину сделали из папье-маше, материала несколько неожиданного, но благоприятного для хорошего звука. Для инженеров качество акустики выражается в цифрах. Самый важный параметр - время реверберации - продолжительность отзвука.

"До реставрации в пустом зале с массивными декорациями "Бориса Годунова" время реверберации было 1,35 секунды. В 2012 в тех же декорациях оно увеличилась до полутора секунд. Вчера мы замеряли с легкими декорациями "Лебединого озера", время реверберации составило 1,6. Для исторического театра это очень хорошие показатели. Для сравнения в Ла Скала в подобной ситуации получили бы всего лишь 1,2 секунды", - поясняет Юрген Райнхольд.

Поначалу у музыкантов и слушателей претензии к акустике были, однако в последнее время она стала лучше. Музыканты адаптировались к новой звуковой ситуации.

"Мы с оркестром провели несколько специальных встреч, по-разному сажали оркестр. Сейчас после споров, размышлений, рассуждений… Хотя для каждой оперы - разные стили - требуется своя акустика, своя посадка оркестра", - замечает Василий Синайский.

Именно поэтому оркестровая яма может подниматься целиком и по частям. Легкий моцартовский оркестр лучше поднять, а мощный вагнеровский - разместить поглубже в яме.

И напоследок совет зрителям. Если вы можете позволить себе билет в партер, старайтесь не попасть в первый ряд со стороны тромбонов. Можете не услышать солиста. Зато обладатели билетов на самую галерку в проигрыше не останутся. Но им следует запастись полевыми биноклями.

Новости культуры

Фойе административного корпуса. Теперь весь комплекс Большого театра связан подземными и надземными переходами.

Из галереи связывающей главный и административный корпуса открывается вид на театральную площадь.

Новая гримерка. Одна из 50ти. По современным театральным стандартам на 1 объем пространства для зрителя должно приходиться 4 объема пространства для труппы включая подсобные помещения, механику, склады и гримерки. Перед закрытием это соотношение составляло 1:1. Теперь Большой полностью соответствует этим требованиям.

На панели управления лифтом 14 кнопок - от 10 до -4. Однако -4 этажом театр не заканчивается, а уходит вниз еще на 2 уровня - на этих вспомогательных этажах размещена механика. После реконструкции в театре появилось 17 лифтов, из них 6 расположены в исторической части.

Венецианская мозаика, кропотливо восстановленная по двум фрагментам найденным в ходе работ в директорской зоне. Изначально часть мозаики была выполнена из песчаника, и женщины, которые ходили здесь в туфлях на каблуках, выбили эти фрагменты. В результате весь пол покрылся дырами. В середине XX века его просто сняли и выбросили и настелили дубовый паркет.

Зрительный зал основной сцены вмещает 1768 человек. До реставрации 2100 человек.

В первые годы после открытия восстановленного Альбертом Кавосом здания Большого театра помещения освещались свечами и масляными светильниками. Для того, чтобы зажечь масляные светильники люстры зрительного зала, ее поднимали наверх в специальное помещение.
В 1863 году эта люстра была заменена на новую с 408 газовыми рожками. По свидетельствам современников стекла ламп газовых светильников раскалялись до такой степени, что порою лопались и их осколки падали на головы зрителей.
Спустя 30 лет в Большом театре появляется электричество. Интересно, что для электрического освещения Большого и Малого театров в начале 1890-х годов была построена отдельная электростанция в одном из помещений здания Малого театра. В связи с этим нововведением газовую люстру зрительного зала переделывают под электрические светильники. В таком виде она сохраняется до наших дней.

По замыслу Альберта Кавоса, который руководил в 1853-1856 годах восстановлением сгоревшего Большого театра, для улучшения акустики зала потолок был выполнен из деревянных щитов, на них натянули холст, и по этому холсту сделали роспись. Эту работу выполнил академик Алексей Титов со своими учениками. В середине XIX века трепетного отношения к античности не было, и академик Титов смог позволить себе некоторую вольность. Он понимал, что в Греции никогда не было музы живописи. Но он выбросил из пантеона муз музу Полигимнию и нарисовал музу с кисточкой и палитрой. Она по-прежнему присутствует в Большом театре.

В XIX веке в центральной части потолка зрительного зала было сделано отверстие, служившее для вытяжки дыма и копоти от свечей и масляных ламп. Через него зимой в помещение проникал холодный воздух, а летом на живописном холсте скапливалась влага. Неудивительно, что первую реставрацию «Аполлона и муз» пришлось сделать всего через несколько лет после открытия театра. Всего история плафона знает 6 крупных реставраций.

Когда в 2005 году реставраторы поднялись на леса, то они нашли росписи в ужасном состоянии. Холсты в некоторых местах так сильно отстали, что свисали с потолка кусками длиной в 1,5 метра. В некоторых местах полотна были заклеены папиросной бумагой, чтобы дальше не было разрывов. В ходе предыдущих реставраций фигуры муз вырезались, и фон, который был вокруг них, выполняли на новом холсте. Но технологии тех лет не позволили обеспечить сходство цветов. Также были сильно искривлены и деревянные конструкции.

В ходе реставрации деревянные щиты были максимально выпрямлены, холсты на всех фонах заменили на новые, не отличающиеся по цветам, росписи узоров восстановили, полностью отреставрировали муз, сохранившихся на старых полотнах.

Театральный буфет. Это обязательный атрибут ГАБТа. Он переехал на 4 этаж и занимает теперь огромные площади. Буфет Большого театра сегодня уникален - это единственное место в здании, где можно видеть окна по обоим сторонам.

При архитекторе Осипе Бове здесь был проход. Кавос, восстанавливавший театр после пожара 1853 года, не ставил перед собой задачу максимально точно восстановить театр, поэтому некоторые проходы закладывал кирпичом, некоторые помещения заколачивал досками. Часть кирпичей в этой кладке XVIII века. Оказалось, что ответ на эту загадку прост: когда Бове восстанавливал театр в 1825 году, то при строительстве использовал кирпичи, оставшиеся от сгоревших во время нашествия Наполеона домов.

Бетховенский зал. Раньше Бетховенским был главный зал императорского фойе. Это концертно-репетиционный зал. За стеной 70 метров до станции метро «Театральная», но здесь практически идеальная тишина. Помимо своей основной функции, этот зал станет студией звукозаписи Большого Театра.

Сцена является трансформером. 5 независимых площадок позволяют сделать зал любой конфигурации. Обычное состояние пола - вровень с фойе. За 5 минут этот пол может опуститься на уровень минус 20,5 метров. Сейчас он опущен на середину амфитеатра. За полчаса из ровного фойе превращается в зал на 300 человек, точно также превращается в зал для оркестра или оркестра и хора.

Центральное фойе. Плитка сделана на том же заводе что и оригинальная в 19 веке.

Мебель ожидает когда все будет вымыто и вычищено. Вообще весь театр сейчас - место грандиозной уборки.

Тканевые вставки на театральной мебели тоже восстанавливались по сохранившимся образцам.

Вазы на перилах сделаны из алебастра - природного кварцита. Он толстый и полупрозрачный.

Двери и фурнитура отреставрированы. На них можно найти клейма 19го века.

Главный зал императорского фойе. В 19ом веке здесь нельзя было находиться никому кроме императора и его свиты.

Акустика помещения потрясает, шепот из одного угла отчетливо слышен в другом.

Сидеть на мебели нельзя, она здесь исключительно для интерьера, но пока никто не видит….)

Михаил Сидоров, советник президента Группы «Сумма» - генподрядчика реконструкции и реставрации Большого театра.

Гобелены столь ветхие, что сначала стоял вопрос о целесообразности восстановления, на их реставрацию ушло 5 лет, каждый сантиметр ткани чистили вручную при помощи хлопковых кисточек.

Люстра весит 2 тонны, в диаметре достигает 6,5 метров, а вес хрустальных подвесков 200 килограмм. На её золочение ушло 300 граммов сусального золота.

Воссоздавая театр Кавос, будучи гениальным акустиком, применил много необычных решений: каждый элемент работает на звук, зал повторяет форму скрипичной деки, все панели сделаны из резонансной ели, в зале много акустических полостей, плафон и сама сцена являются резонаторами. Благодаря этому ГАБТ по качеству звука в 19м веке вышел на первое место среди театров мира. Однако в течение 20го века зал утрачивает свою неповторимую акустику: сколы на папье-маше заделывают гипсом, а то и цементом, резонансные пустоты утепляют пенопластом, деку под сценой заливают бетоном и т.д. К 2005 года зал утрачивает до 50% акустических свойств.

Восстановление акустики взяла на себя компания «Мюллер ББМ», в процессе реставрации полностью воссоздана первоначальная звуковая модель театра, каждый элемент зала рассчитывается, каждая панель проходит проверку, все материалы вплоть до обивки стульев согласуются со специалистами «Мюллер ББМ». Это позволяет надеяться, что Большой вернет себе славу одного из лучших акустических залов мира.

Над золочением панелей работали 150 человек, на весь театр ушло четыре килограмма золота толщиной 5 микрон.

На сцене идет монтаж декораций к опере «Руслан и Людмила», однако снимать их категорически запретили.

Атланты, держащие Царскую ложу, тоже сделаны из папье-маше.

Шесть верхних уровней театра связаны так называемыми циркульными коридорами. Сейчас они восстановлены в том виде, какими их задумывал Альберт Кавос в XIX веке.

Новый занавес расшит двуглавыми орлами и словом «Россия».

Один из гардеробов. Тут я соригинальничаю и вместо того чтобы начать вешалкой, я ей закончу.

Интерьер одного из символов России - Большого театра - "одет" в сусальное золото ТМ "Раритетъ". В 2012 году завершилась реставрация внутреннего убранства Большого театра, которая стала колоссальным проектом мирового уровня.

История реконструкций и реставраций здания Большого театра началась практически с первых лет его существования. К моменту начала нынешней реконструкции износ здания составлял по разным оценкам от 50 до 70 процентов. Были предложены различные варианты его восстановления: от тривиального капитального ремонта до полной реконструкции существующего здания. В результате был выбран проект, одобренный труппой театра, архитекторами, деятелями культуры и т.д. Проект предусматривал проведение научной реставрации зрительской части театра и кардинальную реконструкцию части сценической с углублением подземного пространства. При этом должен был сохраниться исторический облик здания как памятника архитектуры.

Реставрация

Историческое здание Большого театра было закрыто на реконструкцию со 2 июля 2005 года.
В первые годы реализации проекта происходило тщательное изучение самого здания, сканирование его положения в пространстве, состояния его стен и фундаментов. И только осенью 2009 г. после многочисленных подготовительных работ огромное и сильно изношенное здание Большого театра было перенесено с временных опор на постоянный фундамент, и в театре началась масштабная реставрация. За последовавшие затем два года были выполнены рекордные объемы работы по восстановлению и реконструкции театра. Каждый день в здании работали свыше трех с половиной тысяч профессионалов, из них около тысячи — реставраторов. И еще тысяча специалистов трудилась на благо Большого в реставрационных мастерских за пределами театра.
Другой не менее важной задачей стала необходимость сочетать строго научную реставрацию в исторической зоне и установку самого современного технологического оборудования в сценической части и новых пространствах театра.
Благодаря реставрации Большой театр во многом восстановил исторический облик, утраченный за годы советской власти. Зрительный зал и часть его анфилады обрели тот вид, в котором задумал их архитектор Большого театра Альберт Кавос. Залы бывшего императорского фойе восстановлены по состоянию на 1895 г., когда их интерьеры были изменены во время подготовки к торжествам, сопровождавшим коронацию императора Николая II. Под каждый воссоздаваемый или реставрируемый элемент интерьера создавался свой специальный проект, разрабатывалась отдельная документация по итогам многочисленных архивных и натурных исследований.
В 2010 г. были восстановлены помещения анфилады зрительного зала: Главного вестибюля, Белого фойе, Хорового, Экспозиционного, Круглого и Бетховенского залов. Москвичи увидели отреставрированные фасады и обновленный символ Большого театра — знаменитую квадригу Аполлона, созданную скульптором Петром Клодтом.
Зрительный зал вновь обрел свою первоначальную красоту. И теперь каждый зритель Большого театра может ощутить себя театралом XIX века и поразиться его пышному и одновременно «легкому» убранству. Усыпанные золотом ярко-малиновые драпировки внутренних помещений лож, различные на каждом этаже штукатурные арабески, живописный плафон «Аполлон и музы» — все это придает зрительному залу вид сказочного дворца.

Золочение Большого театра

Восстановление декора зрительного зала Большого театра оказалось крайне сложной работой. После расчистки архитектурных украшений от позднейших слоев и неумелых реконструкций мастера реставрационного бюро воссоздали недостающие детали по технологиями 17-19 веков, а затем применили технологию золочения на полимент.
Специалисты реставрационного бюро Веры Бабич начали работы по восстановлению декора зрительного зала Государственного академического Большого театра России в конце 2009 года. Реставраторы восстановили в зрительном зале лепной декор из папье-маше.
В реставрации золотых интерьеров Большого театра было применено сусальное золото ТМ "Раритетъ" - одного из авторитетных производителей сусального золота и серебра на территории СНГ. Реставрация позолоты завершена, и театр принимает посетителей в сияющей золотом атмосфере.

Лепнина Большого театра после золочения

От того, в каком виде восстановить декор, напрямую зависит воссоздание легендарной акустики Большого театра. Папье-маше подобно дереву имеет целлюлозную основу и не лопается от небольших деформаций, которые неизбежны на ограждении ярусов в театре, например, при вибрации от звуков музыкальных инструментов и входящих с ними в резонанс овациями. Реставрация архитектурного декора из папье-маше в большом театре- очень сложная процедура, подразумевающая расчистку и восстановление утраченных частей декора, по технологиями 18-19 веков. Мастерам, работающим над проектом, пришлось снять шесть слоев краски, чтобы добраться до самого первого авторского слоя! После расчистки удалялись реставрационные доделки, искажавшие первоначальный облик лепных украшений. Некоторые утраченные элементы во время предыдущих реставраций были заменены на вставки из гипса, ухудшавшие качество звука. Их аккуратно удалили, чтобы вновь поставить детали из папье-маше.
Каждый ярус Большого театра имеет свой индивидуальный рисунок. Чем ниже ярус, тем гуще его рельефна декорация, скомпонованная из элементов, присущих архитектуре эпохи Возрождения, стилям Барокко и Рококо.
В оформлении зрительного зала применены античные мотивы акантового листа, рокайли, кртуши, причудливые переплетения византийского орнамента. Кроме того, и каждый раппорт - повторяющийся рисунок декора - отличается своеобразием. И к восстановлению каждого утраченного фрагмента надо было подходить индивидуально, «вспоминая» и применяя секреты ручной техники.
Для восстановления утраченных элементов были изготовлены специальные модели, по которым делали отливки из папье-маше. Для этого с куска авторского лепного декора «снимали» нужную форму и по этому слепку делали гипсовую модель, а затем - плотную «чистовую» форму для отливки элемента декора. В гипсовые формы реставраторы набивали готовый состав из папье-маше и жали, когда детали высохнут, после чего подгоняли восстановленные элементы под исторический декор и дополнительно шлифовали орнаментированную поверхность.