10 музыкальных произведений про животных. Тематическое занятие «Музыка рассказывает о животных и птицах» (старшая группа)

Камиль Сен-Санс (1835-1921) – французский композитор, пианист, органист, музыкальный критик, педагог, общественный деятель, неутомимый путешественник и любитель естественных наук. Он выступал с концертами в России и был знаком с русскими композиторами М.Балакиревым, А Бородиным, Ц.Кюи, А.Рубинштейном, С.Танеевым, П.Чайковским. Сен-Санс оставил обширное музыкальное наследие. Об одном из самых известных произведений и пойдет речь.


В мире есть удивительные места, где на одной территории живут животные из разных частей света. Это зоопарки. Никакой другой зоопарк не вызывает таких музыкальных ассоциаций, как венский Шёнбрунн.

Зоопарк расположенный в бывшей резиденции Габсбургов с 1752г., - старейший и единственный сохранившийся барочный зверинец. В 1779г. Он открылся для бесплатного посещения публики. На современной живописной территории животные живут в просторных вольерах, устроенных так, что у посетителей возникает ощущение, что сетки и ограждения отсутствуют.

Сегодня в зоопарке обитают 4 500 животных 390 видов. В 2007г. Произошло уникальное событие – рождение малыша большой панды. Это свидетельство хороших условий содержания, максимально приближенного к естественным. При зоопарке работает детский клуб, предлагающий семейные и образовательные программы для детей всех возрастов.

Бывал ли Камиль Сен-Санс в шёнбруннском зоопарке нам доподлинно не известно. Но то, что знаменитый «Карнавал животных» написан в небольшом австрийском городке после посещения Вены – факт его биографии. Парк и зоосад Шёнбрунна были любимым местом прогулок венской аристократии. Следовательно, исключать факт посещения композитором зоопарка нельзя.

На темы музыки и природы, музыки и животного мира написано много. Отражение этой многоликой составляющей жизни композитора неисчерпаемо. Но самое яркое – зоологическая фантазия «Карнавал животных» для фортепиано, двух скрипок, альта, виолончели, контрабаса, флейты, кларнета, фисгармонии, ксилофона и челесты.

«Карнавал животных» - кладезь музыкальных интонаций для слушания на занятиях в детском саду.

Название фантазии говорит о том, что нас ждет нечто с двойным дном, скрытым смыслом, подтекстом. Карнавал как культурный феномен предполагает переодевание, маску вместо лица, действие от вымышленного лица (маски), красочное шествие, мистификации, пародии, шуточные потасовки, карнавальную бутафорию. Блистательное описание карнавала мы находим в произведении «Гаргантюа и Пантагрюэль» Ф.Рабле.

«Карнавал животных – произведение не просто юмористическое. Это филигранное сочетание пародии, сатиры, фарса с проникновенным лиризмом и блестящим композиторским мастерством. За умело созданными музыкальными образами животных острый ум улавливает параллели с миром современников композитора. «Карнавал животных» «выразил в шутливой форме некоторые типичные, характерные, а частично и ценнейшие стороны творческой личности Сен-Санса.

Звучание фанфар возвещает появление на карнавале царя зверей («Королевский марш львов»). Гордо шествующие львы прерывают марш грозным рычанием. За ними в неистовом беге с подпрыгиваниями врываются антилопы.

Слон в исполнении контрабаса с тяжеловесной элегантностью танцует вальс. Прыжки кенгуру суетливы и осторожны.

В номере «Аквариум» на фоне прохладных переливов воды и рассыпающихся отблесков света звучит нежная, светлая мелодия. Интонации пьесы «Длинноухие персонажи» не дают слушателям обмануться в том, что речь идет об ослах. Упрямое взвизгивание скрипок и монотонные тянущиеся нисходящие интонации на двух звуках создают яркое изображение ослиного крика. Название намекает на недоброжелателей, которые дружно обрушивались на Сен-Санса насмешками.


В «Карнавале животных» много музыкальных цитат. Современный пользователь компьютера назвал бы их гипертекстовыми ссылками. Так, пьеса «Черепаха» - канкан Оффенбаха, исполненный торжественно и медленно. «Куры и петухи» - ссылка на произведения Рамо и Куперена и т.д.

Четыре пьесы «Карнавала животных» посвящены птицам. «Куры и петухи» - яркое изобразительное произведение. Назойливое скрипичное кудахтанье кур на птичьем дворе перемежается со звонким фортепианным кудахтаньем петуха. Имитация птичьего гомона в виртуозном исполнении звонкой флейты и приглушенного кларнета звучит в «Птичнике». В пьесе «Кукушка в чаще леса» появляются сдержанные лирические интонации. Редкое в начале пьесы, а потом непрерывное кукование в исполнении кларнета звучит на фоне изысканных, слегка сумрачных фортепианных гармоний.


Мелодия «Лебедь» - торжество лирики – одна из лучших когда-либо созданных композиторами. Это произведение было единственным номером фантазии, разрешенным Сен-Сансом к исполнению при его жизни. Возвышенная, бархатная, трепетная виолончельная мелодия плывет на фоне размеренных всплесков фортепиано. Среди масок на карнавале животных лебедь единственный настоящий персонаж. Камиль Сен-Санс создал образ гордой и красивой птицы, оставляющей расходящиеся круги на кристально чистой воде. Низкий голос виолончели, спокойные переливы фортепиано и бесконечная мелодия…

ПРИГЛАШАЕМ В МИР УДИВИТЕЛЬНОЙ МУЗЫКИ

слушайте и смотрите вместе с ребенком!!!




Картины смены времён года, шелест листвы, птичьи голоса, плеск волн, журчание ручья, грозовые раскаты – всё это можно передать в музыке. Многие знаменитые композиторы умели делать это блестяще: их музыкальные произведения о природе стали классикой музыкального пейзажа.

Природные явления, музыкальные зарисовки растительного и животного мира предстают в инструментальных и фортепианных произведениях, вокальных и хоровых сочинениях, а иногда даже в виде программных циклов.

Четыре трёхчастных скрипичных концерта Вивальди, посвящённые временам года, – без сомнения, самые известные музыкальные произведения о природе эпохи барокко. Стихотворные сонеты к концертам написаны, как считается, самим композитором и выражают музыкальный смысл каждой части.

Вивальди передаёт своей музыкой и громовые раскаты, и шум дождя, и шелест листьев, и птичьи трели, и собачий лай, и завывание ветра, и даже тишину осенней ночи. Многие ремарки композитора в партитуре прямо указывают на то или иное явление природы, которое должно быть изображено.

Монументальная оратория «Времена года» явилась своеобразным итогом творческой деятельности композитора и стала подлинным шедевром классицизма в музыке.

Четыре сезона последовательно предстают перед слушателем в 44-х картинах. Герои оратории – сельские жители (крестьяне, охотники). Они умеют и работать, и веселиться, им некогда предаваться унынию. Люди здесь – часть природы, они вовлечены в её годичный цикл.

Гайдн, как и его предшественник, широко использует возможности разных инструментов для передачи звуков природы, например летней грозы, стрекотания кузнечиков и лягушачьего хора.

У Гайдна музыкальные произведения о природе связываются с жизнью людей – они почти всегда присутствуют на его «картинах». Так, например, в финале 103-ей симфонии мы словно находимся в лесу и слышим сигналы охотников, для изображения которых композитор прибегает к известному средству – золотому ходу валторн. Послушайте:

Композитор избрал для своих двенадцати месяцев жанр фортепианных миниатюр. Но и одно лишь фортепиано способно передать краски природы не хуже хора и оркестра.

Здесь и весеннее ликование жаворонка, и радостное пробуждение подснежника, и мечтательная романтика белых ночей, и песнь лодочника, покачивающегося на речных волнах, и полевые работы крестьян, и псовая охота, и тревожно-печальное осеннее замирание природы.

Среди музыкальных произведений о природе особняком стоит «большая зоологическая фантазия» Сен-Санса для камерного ансамбля. Несерьёзность замысла определила судьбу произведения: «Карнавал», партитуру которого Сен-Санс даже запретил публиковать при жизни, полностью исполнялся только в кругу друзей композитора.

Оригинален инструментальный состав: помимо струнных и нескольких духовых сюда входят два фортепиано, челеста и такой редкий в наше время инструмент, как стеклянная гармоника.

В цикле 13 частей, описывающих разных животных, и финальная часть, объединяющая все номера в цельное произведение. Забавно, что к числу животных композитор отнёс и начинающих пианистов, усердно разыгрывающих гаммы.

Комичность «Карнавала» подчёркивают многочисленные музыкальные аллюзии и цитаты. Например, «Черепахи» исполняют оффенбаховский канкан, только в несколько раз замедленный, а контрабас в «Слоне» развивает тему берлиозовского «Балета сильфов».

Русский композитор знал о море не понаслышке. Гардемарином, а потом мичманом на клипере «Алмаз» он проделал далёкий путь к североамериканскому побережью. Любимые им морские образы возникают во многих его творениях.

Такова, например, тема «океана-моря синего» в опере «Садко». Буквально в нескольких звуках автор передаёт скрытую мощь океана, и этот мотив пронизывает всю оперу.

Море царствует и в симфонической музыкальной картине «Садко», и в первой части сюиты «Шехеразада» – «Море и Синдбадов корабль», в которой штиль сменяется бурей.

Ещё одна любимая тема музыкальных произведений о природе – восход солнца. Тут сразу приходят на ум две самые известные утренние темы, чем-то перекликающиеся между собой. Каждая по-своему точно передаёт пробуждение природы. Это романтическое «Утро» Э. Грига и торжественный «Рассвет на Москве-реке» М. П. Мусоргского.

У Грига имитация пастушьего рожка подхватывается струнными инструментами, а затем и всем оркестром: солнце восходит над суровыми фьордами, и явственно слышится в музыке журчание ручья и пение птиц.

Рассвет Мусоргского тоже начинается с пастушьей мелодии, в крепнущее оркестровое звучание словно вплетается звон колоколов, и над рекой всё выше поднимается солнце, покрывая воду золотой рябью.

Перечислить все известные классические музыкальные произведения, в которых развивается тема природы, практически невозможно – слишком длинным получится этот список. Сюда можно включить концерты Вивальди («Соловей», «Кукушка», «Ночь»), «птичье трио» из шестой симфонии Бетховена, «Полёт шмеля» Римского-Корсакова, «Золотых рыбок» Дебюсси, «Весну и осень» и «Зимнюю дорогу» Свиридова и многие другие музыкальные картины природы.

Людмила Нестеренкова
Цикл занятий по слушанию музыки «Камиль Сен-Санс «Карнавал животных»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Детский сад «Солнышко»

Краснинского района Смоленской области

Цикл занятий по слушанию музыки

Тема : Камиль Сен – Санс «Карнавал животных »

Музыкальный руководитель .

Аннотация

Издавна музыка признавалась важным средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что музыкальное развитие оказывает ничем незаменимое воздействие на общее развитие : формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок становится чутким к красоте в искусстве и жизни.

Важно уже в раннем возрасте раскрыть перед ребенком красоту музыки , дать возможность ее прочувствовать.

Программа О. П. Радыновой «Музыкальные шедевры » , которую я использую на своих музыкальных занятиях для слушания музыки детьми в полном объеме дает детям весь спектр различных музыкальных произведений , являющихся шедеврами мировой классической музыкальной культуры .

«Карнавал животных » , предлагаемый программой О. П. Радыновой - это сюита для фортепиано, струнных, флейты, кларнета и ксилофона. Сюите автор, французский композитор Камиль Сен - Санс дал подзаголовок «Большая зоологическая фантазия» . Композитор средствами музыкальной выразительности изображает разных животных . Это нашло отображение в названиях пьес : «Слон» , «Куры и петухи» , «Кукушка в чаще леса» , «Королевский марш льва» , «Антилопа» , «Черепаха» , «» Кенгуру», «Аквариум» , «Осел» , «Лебедь» .

Слушание сюиты входит в большую тему под названием «Музыка о животных и птицах » . Она направлена на решение следующих задач художественно-эстетического развития ребенка дошкольного возраста :

1. Дать представления об изобразительных возможностях музыки ;

2. Побуждать сравнивать произведения, изображающие животных и птиц , находя в музыке характерные черты образа, опираясь на различие наиболее ярких средств музыкальной выразительности (характер звуковедения, темп, динамику, регистр, интонации звукоподражания);

3. Развивать умение сравнивать произведения с одинаковыми названиями, различая оттенки настроений, характер (зайчик трусливый, смелый, веселый) :

4. Учить передавать в танцевальных, образных движениях, пантомиме характерные черты персонажей, изображаемых в музыке ; развивать творчество в музыкально - ритмических движениях, умения находить тембры музыкальных инструментов , близкие по характеру музыкальным образам , и оркестровывать произведения;

5. Развивать образную речь, умение находить слова, характеризующие тот или иной персонаж, опираясь на различие средств музыкальной выразительности , интонации.

Разработка представляет собой фрагменты музыкальных занятий , посвященных только этапу слушания музыки . На занятиях используются четыре произведения К. Сен – Санса : «Слон» , «Куры и петухи» , «Марш королевских львов» , «Кукушка в глубине леса» .

Цикл занятий для детей от 4 до 6 лет проводится в форме бесед, рассказа педагога, активного слушания музыки (оркестровка произведения с помощью детских шумовых инструментов, образных движений.)

Тема : ПОРТРЕТЫ ЖИВОТНЫХ В МУЗЫКЕ (3 занятия )

Занятие 1

Цель : рассказать о том, что музыка может изображать животных , птиц, их повадки.

Педагог. Вы знаете, что музыка всегда передает какие-то настроения, может похоже изобразить портрет человека, например, злюку или плаксу. Муз может передать и образы животных , птиц, их повадки. Сейчас я загадаю вам загадки, а вы скажете, кто перед нами : слон или ежик. (Играет пьесы «Д. Б. Кабалевского и «Слон» К. Сен-Санса .) Про кого я сыграла сначала? (Исполняет фрагмент пьесы «Ежик» .)

Дети. Про ежика.

Педагог. А кто появился потом? (Играет фрагмент пьесы К. Сен-Санса .) Дети. Слон.

Педагог. Вы правильно отгадали мои музыкальные загадки . Ведь ежик ленький, пугливый, колючий, и музыка , рассказывающая о нем, осторожная, о вистая, колючая. (Играет фрагент.)

А слон большой, тяжелый, неуклюжий, и музыка , изображающая его, зъу низко, тяжело, неповоротливо. (Играет фрагмент, затем исполняет обе пьесы вторно.)

Занятие 2

Цель : формировать представления о языке музыки , средствах музыкальной выразительности (регистре, динамике, темпе, характере звучания) .

Педагог. Отгадайте, кто пришел к вам в гости? (Звучит фрагмент пьес К. Сен – Санса и Д. Б. Кабалевского, дети называют пьесы). Молодцы, вы не перепутали названия пьес : ежик колючий, пугливый, и «его» музыка остренькая , отрывистая, тихая.

Давайте постучим пальчик о пальчик, самыми кончиками – отрывисто , легко и изобразим боязливые маленькие шажки ежика, его колючки. (Звучит пьеса, дети передают движениями пальцев характер музыки .)

А чтобы передать как тяжело шагает слон, нам придется стучать не кончиками пальцев друг о друга, а кулачками – увесисто , неторопливо, медленно. (Исполняется пьеса, дети стучат кулачками .)

Нарисуйте дома слона, ежика так, чтобы они были похожи на изображенного в пьесе.

Занятие 3

Цель : учить различать средства музыкальной выразительности , передавать характер музыки в движениях .

Педагог. Все вы, наверное, видели настоящего, живого слона - в зоопарке или в цирке. Вы слушали и пьесу «Слон» . Ее написал композитор К. Сен-Санс . Как вы думаете, в этой пьесе музыка рассказывает нам о слоне, который спокой-но СТОИТ, или он шагает, или, быть может, он пытается танцевать? (Играет фрагмент.)

Дети. Слон танцует.

Педагог. Да, наш слон танцует вальс. Вальс - это танец, который танцует кружась : раз, два, три; раз, два, три. Наш слон очень старается танцевать красиво и легко, но он такой большой и тяжелый, что двигается довольно медленно, неповоротливо и грузно. (Исполняет фрагмент.) Мелодия звучит низко, а аккорды, которые ее сопровождают, - тяжело, громко. (Играет фрагмент мелодии и аккомпанемента.)

Но наш слон так старается, ему так нравится танцевать, что мы невольно любуемся его танцем, правда? (Исполняет пьесу.) Кто из вас хочет показать, как танцует слон?

Дети двигаются под музыку .

В пьесе «Ежик» композитор Д. Кабалевский очень похоже передал осторожные движения маленького ежика - пугливые шажки и остановки. (Играет фраг-мент.)

Сначала музыка звучит тихо , ежик часто боязливо останавливается, озираясь вокруг, нет ли чего поблизости страшного. (Играет 1-4-й такты.) Потом он немного осмелел и пробежал подольше. (Играет 5-8-й такты.) А в конце пьесы он будто вспомнил, что может защищаться от врагов своими колючими иголочками . Три последние нотки в пьесе звучат громко, смело, решительно, как будто ежик говорит : «Уколю!» (Играет фрагмент)

Кто хочет изобразить ежика?

Дети двигаются под музыку .

Занятие 4

Тема : Птицы

Цель

Педагог. Сегодня вы послушаете песню «Курочка - рябушечка» Г. Лобачева. В этой песне курочку все время о чем-то расспрашивают, а она отвечает. Музыка здесь очень тонко передает то, о чем рассказывается в тексте песни. (Исполняется песня.)

В самом начале, прислушайтесь , музыка напоминает кудахтанье курочки (исполняет фрагмент) .

Когда курочка отвечает, что пошла за водой, в музыке слышны брызги водички (исполняет фрагмент) . Когда курочка рассказывает, что вода нужна цыпляткам, слышен тоненький, беззащитный писк цыпляток. (Исполняет фрагмент.)

А в конце песни, когда курочка говорит, что ее цыплятки пить хотят и на всю улицу кричат, они и впрямь не на шутку раскричались все вместе - громко, требовательно. (Исполняет фрагмент, потом всю песню.)

А сейчас послушайте , как музыка расскажет нам о петухах и курах без слов. Композитор К. Сен-Санс написал пьесу , которая называется «Куры и петухи» . Музыка изображает настоящий переполох в курятнике : громкое кудахтанье и кукареканье петушка. В конце слышно, как одна курица всех перекричала. (Звучит запись.)

Вот как по-разному музыка может рассказать о курочке - передать спокойный разговор с ней (звучит фрагмент песни) или изобразить целый переполох, громкое кудахтанье, суету. (Пьеса звучит повторно.)

Занятие 5

Тема : Кукушка

Цель : учить сравнивать произведения с похожими названиями.

Педагог. Сегодня мы будем слушать и сравнивать два музыкальных произведения про кукушку. Первое произведение – это песня Д. Б. Кабалевского «Артистка» , а второе – называется «Кукушка в чаще леса» французского композитора К. Сен – Санса. Это не песня, а инструментальная пьеса из цикла «Карнавал животных » , написанного для оркестра и двух фортепиано. Какая по характеру пьеса «Кукушка в чаще леса» ? (Исполняется фрагмент)

Дети. Тихая, таинственная.

Педагог. Да, музыка изображает картину сказочного дремучего леса, звучит настороженно, затаенно, загадочно, таинственно. Кукование кукушки доносится до нас из самой чащи – тихо, осторожно, волшебно. В таком дремучем лесу и темно и страшно. (Исполняет пьесу.)

Второе произведение, которое сейчас прозвучит, - песня Д. Б. Кабалевского «Артистка» . В ней поется о том, что все звери в лесу собрались вместе, чтобы послушать , как поет для них на концерте кукушка.

Концерт начать

Давно пора,

Прочитаны афиши…

Вот включены прожектора!

Вниманье!

Тише…Тише…

(Исолняет песню «Артистка» ) Как поет кукушка?

Дети. Весело, задорно.

Педагог. Да. В первом куплете кукушка поет игриво, весело, празднично, задорно. А во втором? (Исполняет второй куплет.)

Дети. Скучно.

Педагог. Да, кукушкино пение всем слушателям надоело , потому что она поет одно и то же : Все ку – ку да все ку – ку нагнала на всех тоску». Из – за монотонного, однообразного пения все звери разбежались с концерта.

Песня написана с юмором, смешная, шутливая. Вот сколько разных настроений можно передать в музыке , рассказывая о кукушке.

Занятие 6

Тема : ПОХОДКА, ХАРАКТЕР ДВИЖЕНИЙ В ОБРАЗАХ ЖИВОТНЫХ

Цель : учить различать средства музыкальной выразительности , создающие образы персонажей с различным характером движений, и передавать настроение музыки в двигательных импровизациях.

Педагог. Сегодня вы услышите пьесу французского композитора К. Сен-Санса , которая называется «Королевский марш льва» . Какой характер этой музыки ? (Звучит пьеса.)

Дети. Музыка грозная , страшноватая.

Педагог. Да, царь зверей торжественно вышагивает под звуки марша. Его поступь горделива, он держится с достоинством и время от времени путает всех своим рычанием. (Исполняется пьеса.) Кто хочет прошагать под музыку , передавая торжественное шествие льва?

Дети выполняют задание.

А сейчас вы услышите очень остроумную, шутливую пьесу Д. Кабалевского, которая называется - «Хромой козлик» . Вы, наверное, все слышали песенку «Жил – был у бабушки серенький козлик» ? Знаете, чем заканчивается эта песенка – сказка : «Напали на козлика серые волки, остались от козлика рожки да ножки…»

Д. Кабалевскому, видимо, было очень жаль козлика, и он сочинил сказку про козлика по-своему, с другим концом. Его козлик, наверное, смог как-то удрать от волков : они не съели его, а только повредили ему ножку, и он стал прихрамывать. (Исполняет пьесу.)

Музыка , передающая поступь льва, - торжественная и ровная, а хромого козлика, припадающего на одну ножку, - жалобная, неровная. Под нее можно просчитать так : раз-два-три, раз-два; раз-два-три, раз-два. (Исполняет фрагмент.) А под «Королевский марш» мы можем просчитать : раз-два, раз-два. Давайте движениями рук покажем, как шагает хромой козлик и как идет лев.

Дети выполняют задание под музыку .

Заключение

Цикл занятий по слушанию музыки о животных способствуют эмоциональному, интеллектуальному и творческому становлению, формированию основ музыкальной и общей культуры детей. У ребят короткие пьесы К. Сен – Санса вызвали яркие, эмоциональные проявления, желание повторного слушания , побудили к интересным высказываниям о характере музыкальных образов .

Приложение

1. Диск «Карнавал животных » , музыка К . Сен – Санса.

Используемая литература и источники :

1. Музыкальные шедевры : Музыка о животных и птицах . – 2-е изд., перераб. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 128 с. (3)

2. Музыкальные шедевры : Настроение, чувства в музыке . – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 208 с. (1)

Картины смены времён года, шелест листвы, птичьи голоса, плеск волн, журчание ручья, грозовые раскаты – всё это можно передать в музыке. Многие знаменитые умели делать это блестяще: их музыкальные произведения о природе стали классикой музыкального пейзажа.

Природные явления, музыкальные зарисовки растительного и животного мира предстают в инструментальных и фортепианных произведениях, вокальных и хоровых сочинениях, а иногда даже в виде программных циклов.

«Времена года» А. Вивальди

Антонио Вивальди

Четыре трёхчастных скрипичных концерта Вивальди, посвящённые временам года, – без сомнения, самые известные музыкальные произведения о природе эпохи барокко. Стихотворные сонеты к концертам написаны, как считается, самим композитором и выражают музыкальный смысл каждой части.

Вивальди передаёт своей музыкой и громовые раскаты, и шум дождя, и шелест листьев, и птичьи трели, и собачий лай, и завывание ветра, и даже тишину осенней ночи. Многие ремарки композитора в партитуре прямо указывают на то или иное явление природы, которое должно быть изображено.

Вивальди “Времена года” – “Зима”

«Времена года» Й. Гайдна

Йозеф Гайдн

Монументальная оратория «Времена года» явилась своеобразным итогом творческой деятельности композитора и стала подлинным шедевром классицизма в музыке.

Четыре сезона последовательно предстают перед слушателем в 44-х картинах. Герои оратории – сельские жители (крестьяне, охотники). Они умеют и работать, и веселиться, им некогда предаваться унынию. Люди здесь – часть природы, они вовлечены в её годичный цикл.

Гайдн, как и его предшественник, широко использует возможности разных инструментов для передачи звуков природы, например летней грозы, стрекотания кузнечиков и лягушачьего хора.

У Гайдна музыкальные произведения о природе связываются с жизнью людей – они почти всегда присутствуют на его «картинах». Так, например, в финале 103-ей симфонии мы словно находимся в лесу и слышим сигналы охотников, для изображения которых композитор прибегает к известному средству – . Послушайте:

Гайдн Симфония № 103 – финал

************************************************************************

«Времена года» П. И. Чайковского

Композитор избрал для своих двенадцати месяцев жанр фортепианных миниатюр. Но и одно лишь фортепиано способно передать краски природы не хуже хора и оркестра.

Здесь и весеннее ликование жаворонка, и радостное пробуждение подснежника, и мечтательная романтика белых ночей, и песнь лодочника, покачивающегося на речных волнах, и полевые работы крестьян, и псовая охота, и тревожно-печальное осеннее замирание природы.

Чайковский “Времена года” – Март – “Песнь жаворонка”

************************************************************************

«Карнавал животных» К. Сен-Санса

Среди музыкальных произведений о природе особняком стоит «большая зоологическая фантазия» Сен-Санса для камерного ансамбля. Несерьёзность замысла определила судьбу произведения: «Карнавал», партитуру которого Сен-Санс даже запретил публиковать при жизни, полностью исполнялся только в кругу друзей композитора.

Оригинален инструментальный состав: помимо струнных и нескольких духовых сюда входят два фортепиано, челеста и такой редкий в наше время инструмент, как стеклянная гармоника.

В цикле 13 частей, описывающих разных животных, и финальная часть, объединяющая все номера в цельное произведение. Забавно, что к числу животных композитор отнёс и начинающих пианистов, усердно разыгрывающих гаммы.

Комичность «Карнавала» подчёркивают многочисленные музыкальные аллюзии и цитаты. Например, «Черепахи» исполняют оффенбаховский канкан, только в несколько раз замедленный, а контрабас в «Слоне» развивает тему берлиозовского «Балета сильфов».

Сен-Санс “Карнавал животных” – Лебедь

************************************************************************

Морская стихия Н. А. Римского-Корсакова

Русский композитор знал о море не понаслышке. Гардемарином, а потом мичманом на клипере «Алмаз» он проделал далёкий путь к североамериканскому побережью. Любимые им морские образы возникают во многих его творениях.

Такова, например, тема «океана-моря синего» в опере «Садко». Буквально в нескольких звуках автор передаёт скрытую мощь океана, и этот мотив пронизывает всю оперу.

Море царствует и в симфонической музыкальной картине «Садко», и в первой части сюиты «Шехеразада» – «Море и Синдбадов корабль», в которой штиль сменяется бурей.

Римский-Корсаков “Садко” – вступение “Океан-море синее”

************************************************************************

«Румяной зарёю покрылся восток…»

Ещё одна любимая тема музыкальных произведений о природе – восход солнца. Тут сразу приходят на ум две самые известные утренние темы, чем-то перекликающиеся между собой. Каждая по-своему точно передаёт пробуждение природы. Это романтическое «Утро» Э. Грига и торжественный «Рассвет на Москве-реке» М. П. Мусоргского.

У Грига имитация пастушьего рожка подхватывается струнными инструментами, а затем и всем оркестром: солнце восходит над суровыми фьордами, и явственно слышится в музыке журчание ручья и пение птиц.

Рассвет Мусоргского тоже начинается с пастушьей мелодии, в крепнущее оркестровое звучание словно вплетается звон колоколов, и над рекой всё выше поднимается солнце, покрывая воду золотой рябью.

Мусоргский – “Хованщина” – вступление “Рассвет на Москве-реке”

************************************************************************

Перечислить все , в которых развивается тема природы, практически невозможно – слишком длинным получится этот список. Сюда можно включить концерты Вивальди («Соловей», «Кукушка», «Ночь»), «птичье трио» из шестой симфонии Бетховена, «Полёт шмеля» Римского-Корсакова, «Золотых рыбок» Дебюсси, «Весну и осень» и «Зимнюю дорогу» Свиридова и многие другие музыкальные картины природы.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Образы животных, птиц, рыб в музыке Презентацию подготовила преподаватель теоретических дисциплин МБОУДО ДШИ с. Восток Гольдштейн Анна Анатольевна

2 слайд

Описание слайда:

Несколько слов о музыке… В жизни человека музыка бывает и другом, и утешительницей, и мечтой. Но некоторые люди (часто по незнанию) отводят ей второстепенную роль, даже не подозревая о том, что она – богиня, способная возвысить человеческую душу, затронуть в ней добрые, благородные струны. Наш великий соотечественник писатель Михаил Афанасьевич Булгаков высказал о музыке важную мысль: «Музыку нельзя не любить. Где музыка, там нет злого». Даже слушая незнакомую музыку, вы вдруг понимаете, что в ней выражены именно ваши чувства, настроения: то грусть, то бурная радость, то такой оттенок настроения, какой и словами не определить... Оказывается, что все эти эмоции также пережил другой человек – композитор, а затем сумел выразить в звуках музыки огромное разнообразие взволновавших его чувств и настроений. И неважно, в каком веке жил композитор – в XVIII или ХХ, для музыки не существует границ: она переходит от сердца к сердцу. Вот в этом свойстве музыки – выразительности – кроется её главная сила. Феномен музыки состоит в том, что не имея кистей и красок она может нарисовать любой образ: будь то чувства, переживания, картины природы или образы животных, птиц, рыб и т.д.

3 слайд

Описание слайда:

В творчестве многих композиторов зарубежной и русской музыки встречаются образы, характеризующих животных, насекомых. Примером тому могут служить следующие музыкальные произведения: К. Сен-Санс. Персонажи из симфонической сюиты «Карнавал животных»; С.С. Прокофьев. Кошка, Волк из симфонической сюиты «Петя и Волк»; Ю. Левитин. Персонажи из симфонической сюиты «На лесной тропинке»; А. Онеггер. «Крыса и смерть» из «Сказания об играх мира»; М. Красев. Детская опера «Муха-цокотуха»; Д.Б. Кабалевский. «Ёжик», «Танец молодого бегемота»; Н.А. Римский-Корсаков. «Полет шмеля»; В. Ребиков. «Лягушка»; Э. Григ. «Бабочка»; В. Гаврилин. «Медведь» и др. Образы животных, насекомых

4 слайд

Описание слайда:

Образы птиц особенно любимы композиторами разных эпох и стран. Примером тому могут служить следующие музыкальные произведения: К. Сен-Санс. Персонажи из симфонической сюиты «Карнавал животных»; С.С. Прокофьев. Птичка, Утка из симфонической сюиты «Петя и Волк»; Н.А. Римский-Корсаков. «Песни и пляски птиц» из оперы «Снегурочка»; М. П. Мусоргский. «Балет невылупившихся птенцов» из фортепианного цикла «Картинки с выставки»; П.И. Чайковский. Балет «Лебединое озеро»; А. Лядов. «Сорока», «Петушок»; В. Ребиков. «Воробушек»; Р. Шуман. «Совёнок»; Э. Григ «Птичка» и др. Образы птиц

5 слайд

Описание слайда:

Образы рыб, морской стихии Образы рыб в творчестве композиторов отражено не так широко, как образы птиц или животных, но образы вод ной стихии представлены в полном объеме. Примерами тому могут служить такие музыкальные произведения: Н.А. Римский-Корсаков. Оперы «Сказка о царе Салтане», «Садко» (вступление к опере, пляска золотых рыбок); П.И.Чайковский. «Баркарола» из фортепианного цикла «Времена года», Балет "Лебединое озеро" ; К. Дебюсси. Симфоническая сюита «Море» («От зари до полудня на море», «Игры волн», «Диалог ветра и моря»), «Отражения в воде», «Затонувший собор» и др.; К. Сен-Санс. Персонажи из симфонической сюиты «Карнавал животных»; И.Штраус. «На прекрасном голубом Дунае»; М.Равель «Игра воды», «Лодка в океане» ; А. Глазунов. Симфоническая фантазия «Море»; А. Гендель. "Музыка на воде" А.Даргомыжский. Опера «Русалка»; М.К.Чюрлёнис. «Море»; А.Г.Рубинштейн. Симфония №2 «Океан» и др.

6 слайд

Описание слайда: