Пейзаж поэтичная и музыкальная живопись. А


Во все времена живописцы, композиторы и писатели воплощают в своих произведениях различные явления природы, волновавшие их. Борис Кустодиев. Осень Камиль Писсаро Фруктовый сад в Понтуазе Иван Шишкин Лесные дали


Благодаря произведениям искусства литературным, музыкальным, живописным природа предстает перед читателями, слушателями, зрителями всегда разной: величественной, грустной, нежной, ликующей, скорбящей, трогательной. Иван Айвазовский Буря на Северном море Борис Кустодиев Зима Михаил Врубель Сирень. 1900


Все в тающей дымке: Холмы, перелески. Здесь краски не ярки И звуки не резки. Здесь медленны реки, Туманны озера, И все ускользает От беглого взора. Здесь мало увидеть, Здесь нужно всмотреться, Чтоб ясной любовью Наполнилось сердце. Здесь мало услышать, Здесь вслушаться нужно, Чтоб в душу созвучья Нахлынули дружно. Чтоб вдруг отразили Прозрачные воды Всю прелесть застенчивой Русской природы. Н. Рыленков Прочитайте вслух стихотворение. Найдите нужные интонации, темп, динамику голоса для передачи эмоционального состояния, отраженного в этом произведении.




К. Моне. Вестминстерское аббатство К. Моне. Реймский собор на восходе солнца В XX в. в зарубежном изобразительном искусстве возникло направление, которое получило название «импрессионизм» (от франц. impression впечатление). Художники-импрессионисты старались зафиксировать в своих картинах мимолетные впечатления от реально существующего мира.


Тонкие, как свечки, по-девичьи стройные березки выглядят, как те самые, которые искони воспевались в русских песнях. Отражение березок в прозрачной воде как бы составляет их продолжение, их отголосок, мелодическое эхо, они растворяются в воде своими корнями, их розовые ветви сливаются с голубизной неба. Контуры этих гнутых березок звучат подобно нежной и грустно жалобной свирели, из этого хора вырываются отдельные голоса более могучих стволов, всем им противопоставлен высокий ствол сосны и густая зелень ели. М. Алпатов о картине И. Левитана. Весна. Большая вода


Отчего простой русский пейзаж, отчего прогулка летом в России, в деревне, по полям, по лесу, вечером в степи, бывало, приводили меня в такое состояние, что я ложился на землю в каком-то изнеможении от наплыва любви к природе, тех неизъяснимо сладких и опьяняющих впечатлений, которые навевали на меня лес, степь, речка, деревня вдали, скромная церквушка, словом, всё, что составляло убогий русский родимый пейзаж? Отчего все это? П. Чайковский И. Левитан. Над вечным покоем.


Послушайте фрагменты программных произведений А. Вивальди и П.Чайковского. Какие чувства вызывает у вас эта музыка? Найдите в них сходные и различные черты, выразительные средства, которыми передано отношение композиторов к природе. Что отличает русскую музыку от итальянской? Какие зрительные, литературные ассоциации появляются у вас под впечатлением от этих сочинений? Подберите стихи к прозвучавшей музыке.


Домашнее задание. Подготовьте компьютерную презентацию на тему «Пейзаж в литературе, музыке, живописи». Обоснуйте свой выбор художественных произведений. ИЛИ Подберите репродукции картин-пейзажей. Напишите в творческой тетради небольшой рассказ об одной из картин, найдите к нему музыкальные и литературные примеры.




Список литературы Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова Е. Д. Критская Искусство 89 классы Учебник для общеобразовательных учреждений Москва «Просвещение» 2009 Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д.Критская. программы образовательных учреждений Музыка 1-7 классы, Искусство 8-9 классы 3-е издание, доработанное Москва, Просвещение, 2010.

).

Тема: Пейзаж – поэтичная и музыкальная живопись.

Цели: дать представление о жанре пейзажа в разных видах искусства (живопись, музыка); формирование умений и навыков в анализе художественных произведений; развитие зрительской компетентности учащихся на основе произведений живописи, музыки; воспитание интереса к видам искусства.

Формирование УУД: личностные – развитие эмоционального и осознанного отношения к природе через знакомство с художественными образами, которые ее воплощают; познавательные – стремление к добыванию новых знаний, чувственных ощущений о красоте окружающей природы; коммуникативные – умение вступать в диалог с создателями художественных пейзажей, выражать свое отношение к их содержанию в осмысленных речевых высказываниях, регулятивные – саморегуляция усилий, волевых качеств при выполнений учебных задач, поиск путей достижения качества работы; предметные – поиск и сохранение информации, необходимой для усвоения темы урока.

Ход урока:

    Орг. момент.

    Постановка целей урока.

Сегодня на уроке мы рассмотрим жанр пейзажа в разных видах искусства, проанализируем произведения живописного, музыкального, литературного характера и узнаем, какова роль пейзажа в произведениях различных видов искусств.

III . Формирование новых знаний.

1. Давайте вспомним с вами что же такое пейзаж? (изображение природы).

Какие виды пейзажа вы помните? (городской, деревенский, марина, пейзаж в портрете и т. д.)

Долгое время незатейливая красота среднерусской полосы не привлекала внимания русских художников. Скучные, однообразные равнинные пейзажи, серое небо, весенняя распутица или пожухлая от жары летняя трава…

- Что в этом поэтичного?

Русские художники XIX в. А. Саврасов, И. Левитан, И. Шишкин и др. открыли красоту родной земли. Люди, словно впервые увидели на их картинах и прозрачный весенний воздух, и наполненные весенним соком, оживающие березы; услышали веселый, исполненный надежды, радостный гомон птиц. И небо не кажется таким уж серым и безрадостным, и весенняя грязь тешит, радует взор. Вот, оказывается, какая она русская природа - нежная, задумчивая, трогательная!

Именно благодаря картине Алексея Кондратьевича Саврасова (1830-1897) «Грачи прилетели» русские художники ощутили песенность русской природы, а русские композиторы почувcтвовали пейзажность русской народной песни.

Давайте с вами рассмотрим картины Саврасова «Грачи прилетели» и Левитана «Весна. Большая вода», «Над вечным покоем», «Озеро. Русь».

Послушаем музыкальный фрагмент из сочинения Вивальди «Лето».

Какое лето вы себе представили?

С помощью каких музыкальных средств автор изобразил лето (интонация, ритм, форма и т. д.)

Сопоставим музыкальное произведение и картины Левитана «Над вечным покоем», «Озеро. Русь».

Какие средства художественной выразительности используют художники (цвет, ритм, светотень,
и т. д.)?

А теперь рассмотрим зарубежное изобразительное искусство 20 века.(появление направления «импрессионизм»впечатление).

Художники-импрессионисты старались зафиксировать в своих картинах мимолетные впечатления от реально существующего мира.

Поучительная и даже забавная история произошла с живописной работой «Вестминстерское аббатство» французского художника-импрессиониста Клода Моне (1840-1926).

Привыкшие к туману лондонцы точно знали его цвет - серый. И как же они были изумлены и даже возмущены, когда на выставке увидели картину Моне. На ней они обнаружили, что туман, размывающий очертания замка, имеет багровый оттенок! Когда же люди вышли на улицу, то, к своему удивлению, обнаружили, что туман на самом деле багровый! Действительно, в зависимости от погоды, времени суток, преломления солнечных лучей туман может приобретать самую различную окраску. Но заметил и открыл для всех эту особенность именно художник.

Давайте рассмотрим пейзажи художников-импрессионистов. Скажите мне, как особенности цвета, колорита, ритма, композиции помогают создавать различные образы природы, запечатленные на этих полотнах. (ответы уч-ся).

Как вы понимаете слова русского поэта И. Бунина?

Нет, не пейзаж влечет меня,

Не краски жадный взор подметит,

А то, что в этих красках светит:

Любовь и радость .

2. Работа по учебнику(с. 24- 25).

Назови известных тебе русских художников, которых привлекала незатейливая красота среднерусской полосы. (А.К.Саврасов, И.И.Левитан, И.И.Шишкин)

Какую русскую природу увидели люди на их картинах? (прозрачный весенний воздух; березы, наполненные весенним соком; услышали радостный гомон птиц; небо не такое уж и серое; весенняя грязь, радующая взор; русская природа нежная, задумчивая, трогательная)

Назови известные картины Алексея Кондратьевича Саврасова. («Грачи прилетели», «Весна. Огороды», «Дубы», «Зимняя ночь», «Степь днем», «Летний пейзаж», «Зима», «Лосиный остров в Сокольниках», «Весна»)

Что означает слово «импрессионизм»? («впечатление»)

Назови основной принцип художников-импрессионистов. (зафиксировать мимолетные впечатления от реально существующего мира)

Какая забавная история произошла с живописной работой Клода Моне «Вестминстерское аббатство» («Здание парламента в Лондоне»)? (благодаря картине Мне люди обнаружили, что в зависимости от погоды, времени суток, преломления солнечных лучей, лондонский туман может приобретать самую различную окраску)

Назови известные картины Клода Моне. («Водные лилии», «Руанский собор», «Мост Ватерлоо»)

IV . Проверка домашнего задания.

1). Ответы на вопросы:

1. Как называл А.С.Пушкин искусство? («магическим кристаллом», сквозь грани которого по-новому видны окружающие нас люди, предметы, явления привычной жизни)

2. Что стремятся воплотить люди искусства во все времена? (различные явления природы, свое видение мира через чувства и переживания)

3. Что такое пейзаж? (в переводе с французского – вид, изображение какой-либо местности; это жанр изображения природы)

4. Как ты понимаешь слова Антуан де Сент Экзюпери «Самого главного глазами не увидишь, зорко одно лишь сердце»

5. Прочитай с выражением, применяя музыкальные интонации в голосе, стихотворение Николая Ивановича Рыленкова «Всё в тающей дымке».

6. Найди в тексте «Неведомому другу» Михаила Михайловича Пришвина словесные выражения пейзажа. (солнечно-росистое утро; неоткрытая земля; неизведанный слой небес; утро единственное; весенние песни; затишные места; сырость черных теней и т.д.)

2). Защита докладов по теме урока.

V. Итог урока .

Домашнее задание: практическая работа : изобразите свой пейзаж (можно основе услышанного и увиденного)

Методическая разработка открытого урока

Искусство в 8 классе

по программе «Искусство 8 – 9 класс» Г. П. Сергеевой Е. И. Э. Кашекова, Е.Д. Критской,

Раздел: Искусство открывает новые грани мира.

Тема: Искусство рассказывает о красоте земли.

Тема урока: Пейзаж – поэтическая и музыкальная живопись.

учитель искусства

Ты проснешься на рассвете,

Мы с тобою вместе встретим

День рождения зари.

Как прекрасен этот мир, посмотри.

Как прекрасен этот мир!

1. Формирование у обучающихся представление о жанре пейзажа в живописи и музыке;

развитие художественно – аналитических способностей, внимание, культурную зоркость, повышать уровень образовательной мотивации и познавательный интерес; умение вести диалог с произведениями искусства.

Тип урока: – урок изучения и первичного закрепления знаний.

Методы обучения: словесный, наглядный, частично-поисковый, аналитический.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, интернет

Зрительный ряд: DVD«Пейзаж», репродукции картин

Используемый цифровой ресурс http://palitra-ru.ru/ ; http://music.yandex.ru/#!/track/402710/album/220970 ); http://www.art-urok.ru/flomaster3.ht

Учебник: Г П.Сергеева, И.Э. Кашекова, Е Д Критская. Искусство, 8-9кл М: Просвещение, 2013

Деятель -

ность учителя

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществ - ляемые действия

Формируем - ые способы деятельности

Осуществ - ляемые действия

Формируе -

мые способы деятельности

Осуществ - ляемые действия

Формиру -

емые способы деятельности

1. Мотивация к учебной деятельности (орг.момент 1 – 2 минуты)

Учитель настраивает учащихся на позитивный лад, подбадривает учащихся, напоминает, что они хотят и могут хорошо учиться. Звучит песня «Как прекрасен этот мир!»

Учащиеся также настраиваются на урок, высказывают свое мнение, что они хотят и будут хорошо работать на уроке.

Определять цель в учебной деятельности с помощью учителя

Учитель подводит учащихся к тому, что тема урока связана с поэзией, изобразительным искусством и музыкой. Дети показывают домашнее задание. экране появляются картины природы сопровождаемые музыкой и стихами и прозой. Нужно понять что будет являться темой урока.

Учащиеся сопоставляют, выделяют главное, находят ответ на вопрос учителя, делают выводы..

Анализ и синтез, классификация, обобщение.

Распознавание существенных признаков и свойств явлений с помощью наблюдения, сравнения, анализа.

Совместный поиск ответа на заданный учителем вопрос,

участие и взаимодействие в процессе этого поиска.

Коммуникация, потребность поделится со сверстниками и учителем своим мнением, умения слушать и воспринимать мнение других.

Оценивают предлагаемые для анализа произведения искусства.

Способность принимать и сохранять поставленную на уроке цель.

1 На экране появляется цитата из стихотворения И. Бунина Нет, не пейзаж влечет меня,

Любовь и радость бытия,

Она повсюду разлита…

Она везде, где красота…

(Из Ивана Алексеевича Бунина)

2.Учитель просит выдвинуть предположение о теме урока

3.Организует беседу, выявляющую знания учащихся в этой сфере.

4.Подводит итог беседы.

Анализируют стиль художника, выявляют сходство и различие образов (опираясь на ранее изученный материал).

Выделять существенную информацию из названия картины, выдвигать свои гипотезы и обосновывать их. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта.

Взаимодействие с учителем во время беседы, осуществляемой во фронтальном режиме.

Слушать собеседника,

высказывать свое мнение, взаимодейство вать путем взаимопонима ния..

Контролируют правильность ответов своих одноклассников.

Уметь действовать в соответствии с целевой установкой Понимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять и уточнять мнения, высказанные одноклассника ми.

Учитель подводит учащихся к пониманию стиля «Импрессио

Учащиеся сами формули руют цели и задачи урока, что для изучения новой темы необходимо: знакомствот с людьми – художниками, их произведениями искусства.

Выявляют сходство и различие и живописных образов, сравнивают, анализируют их.

Устанавливают аналогии особенностей живописи художников – импрессионистов.

Отвечая на вопросы учителя, рассуждают и размышляют о том, что для них характерно

Личностно оценивают звучащую на уроке музыку,работы художникка

Умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в процессе учебной деятельности.

5. Первичное закрепление (4 – 5 минут).

Смотрят картины К. Моне

Учащиеся смотрят картины художника – импрессиониста.

Анализируют стилевые, особенности каждого произведения. Сравнивают их между собой. Устанавливают аналогии особенностей живописи художников – импрессионистов

Делают выводы..

Общаются и взаимодейству ют в процессе нахождения общего и разного.

Формируются вербальные и невербальные средства общения для раскрытия своего отношения к искусству.

Оценивают выразительные и изобразительные особенности произведений искусства (живописи и музыки)

Умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая сюда контроль в сотрудничестве с учителем и сверстниками.

6.Самостоятельная работа с самопроверкой минут

Выявляют особенности стиля письма той или иной картины природы, отвечают на вопросы, о композиции, цветовой гамме и т. д.

Формируют умение работать с информацией, через конкретно-чувственное сравнение, обобщение и анализ

Участие в совместной деятельнгости, общение и взаимодействие в процессе выполнения работы, т.е. размышления, споры, умение приходить к единому мнению.

Распределение начальных действий. планирование общих способов работы, которые помогут быстро и эффективно справиться с заданием

Оценивают и соотносят те образцы живописи, которые надо проанализиро вать с тем опытом синтеза и анализа, который у учащихся уже имеется.

Умение различать объективную трудность и субъективную сложность поставленной проблемы, способность планировать свою деятельность.

7.Включение нового знания в систему знаний и повторение 5 – 6 минут

Выполнение теста по изученному материалу

Исследуют и выявляют закономерности появления нового стиля в искусстве, выявляют общие черты, сопостав ляют особенности живописи и музыки в стиле имперессио низма.

Распознают существенные признаки и свойства изучаемой проблемы с помощью наблюдений, сравнений, анализа.

Применяют словарь эмоций во время просмотра презентации для характеристики звучащей музыки и художественных образов, возникающих на экране.

Коммуникация, обеспечивающая реализацию процессов распределения, обмена и взаимопони мания.

Оценивают те знания и впечатления, которые получили за время урока, соотносят их с уже имеющимся опытом и знаниями в сфере музыки и изобразительно го искусства.

Умение планировать работу до её начала, т.е выбор своего варианта домашнего задания. Умение оценить задание и свои возможности.

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) 2 – 3 минуты

Учитель узнаёт какую задачу ставили на уроке? Удалось ли её решить? Какие получили выводы? Каким образом можно встроить эти знания в систему знаний о музыке в целом.

Учащиеся называют цели и задачи, которые они формулиро вали и намечали в начале урока, анализируют все ли успели и усвоили в процессе урока.

Сравнивали, анализировали, классифицировали, обобщали.

Участвовали в совместной деятельности, общались и взаимодейство вали на различных этапах урока.

Планировали способы и приемы работы Путем рефлексии на свои действия, корректировали формы совместной работы.

Оценивали собственную деятельность на уроке, во время различных этапов урока.

Умение адекватно воспринимать как твои действия оценивает учитель и сверстники.

Конспект урока

    Мотивация к учебной деятельности (орг.момент 1 – 2 минуты)

Учитель настраивает учащихся на позитивный лад, подбадривает учащихся. Песня «Как прекрасен этот мир»

2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии (4 – 5 минут )

На прошлом уроке я просила подобрать зрительный и литературный ряд к произведениям Николая Рыленкова «Все в тающей дымке» и Михаила Пришвина «Неведомому другу».Дети показывают презентации.

- Как вы считаете, справились ли ребята с заданием?

- В полной ли мере удалось им иллюстрировать эти литературные произведения?

3.Постановка учебной задачи (4 – 5 минут)

* На экране появляется цитата из стихотворения

И. Бунина

Нет, не пейзаж влечет меня,

Не краски я стремлюсь подметить,

А то, что в этих красках светит:

Любовь и радость бытия,

Она повсюду разлита…

Она везде, где красота…

(Из Ивана Алексеевича Бунина)

- Давайте вспомним с вами, что же такое пейзаж?

- Какие виды пейзажа вы помните? (городской, деревенский, марина, пейзаж в портрете и т.д.)

* Учитель просит выдвинуть предположение о теме урока

ПРОСЛУШИВАНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ Ф.И. Тютчева «ОСЕННИЙ ВЕЧЕР»

* Организует беседу, выявляющую знания учащихся в этой сфере.

Просмотр презентации «Пейзаж»

* Подводит итог беседы.

4.Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения)

6 -7минут. Знакомство живописью в стиле «Импрессионизм »

Учитель подводит учащихся к пониманию

    Стиля «Импрессионизм»

    Формирование целей и задач, необходимых для изучения этой темы.

Пользуясь учебниками с 24, ответьте на вопрос

- Какая эта природа на картинах русских художников?

Долгое время незатейливая красота среднерусской полосы не привлекала внимания русских художников. Скучные, однообразные пейзажи, серое небо, весенняя распутица или пожухлая от жары летняя трава… Что в этом поэтичного?

Русские художники – передвижники XIX в. А. Саврасов, И. Левитан, И. Шишкин и др. открыли красоту родной земли. Люди, словно впервые увидели на их картинах и прозрачный весенний воздух, и наполненные весенним соком, оживающие березы; услышали веселый, исполненный надежды, радостный гомон птиц. И небо не кажется таким уж серым и безрадостным, и весенняя грязь тешит, радует взор.

Вот, оказывается, какая она русская природа - нежная, задумчивая, трогательная!

Именно благодаря картине Алексея Кондратьевича Саврасова (1830-1897) «Грачи прилетели» русские художники ощутили песенность русской природы, а русские композиторы почувcтвовали пейзажность русской народной песни.

Давайте с вами рассмотрим картины Саврасова «Грачи прилетели» и Левитана «Весна. Большая вода», «Над вечным покоем», «Озеро.Русь».

Послушаем музыкальный фрагмент из сочинения Вивальди «Лето».

Какое лето вы себе представили? (ответы уч-ся).

Какие средства художественной выразительности используют художники (цвет, ритм, светотень,
и т.д.)?

А теперь рассмотрим зарубежное изобразительное искусство XX века:появление направления «импрессионизм»(впечатление). Художники-импрессионисты старались зафиксировать в своих картинах мимолетные впечатления от реально существующего мира.

Поучительная и даже забавная история произошла с живописной работой «Вестминстерское аббатство» французского художника-импрессиониста Клода Моне (1840-1926)

Привыкшие к туману лондонцы точно знали его цвет - серый. И как же они были изумлены и даже возмущены, когда на выставке увидели картину Моне. На ней они обнаружили,

что туман, размывающий очертания замка, имеет багровый оттенок! Когда же люди вышли на улицу, то, к своему удивлению, обнаружили, что туман на самом деле багровый! Действительно,

в зависимости от погоды, времени суток, преломления солнечных лучей туман может приобретать самую различную окраску. Но заметил и открыл для всех эту особенность именно художник.

Художественно-творческое задание:

Работа по изображению этюда пейзажа в любом эмоциональном состоянии.

работа включает в себя (два варианта):

1- изображение изобразительного этюда;

2-изображение литературного этюда.

Закрепление и рефлексия

    Что такое пейзаж?

    Какую роль сыграли русские художники в поэтизации жанра пейзаж?

    Что «воспевает» русский пейзажный жанр?

    Что такое «импрессионизм», и каковы его особенности?

    Назовите художников и их работы, о которых шла речь сегодня на уроке.

    Какая взаимосвязь между живописью и музыкой?

Итог урока : в русских пейзажах-настроениях -стихотворных, живописных и музыкальных - образы природы, благодаря удивительной песенности интонаций, мелодий, длящихся как бесконечная песнь, как напев жаворонка, передают лирическое стремление души человека к красоте, помогают людям глубже понять поэтичное содержание зарисовок природы.

Что характерно для пейзажей импрессионистов?

Рефлексия:-

- что нового узнали на уроке?

Закончите фразу: «Русский родимый пейзаж составляет …:

Колорит красок

Мимолетное впечатление от реально-существующего мира

Лес, степь, речка, деревня вдали, скромная церквушка.

Урок по искусству. Корниенко Е.Г., учителя высшей категории, МБОУ СОШ №4.

Структура плана учебного занятия

8 класс, программа «Искусство

8-9 класс», Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская.

Учебная тема, название, учебная тема урока.

Пейзаж - поэтичная и музыкальная живопись.

Цель (планируемые результаты учебного занятия).

Раскрыть прекрасный мир природы языком музыки, ли-тературы и живописи. Вызвать эмоциональный отклик на прослушанное музыкальное про-изведение.

Задачи (планируемые результаты учебного занятия).

1. Показать, как живописцы, ли­тераторы, композиторы раскрыли красоту и необыкновенность при­роды языком музыки, красок и стихов. Знакомство с выдающи­мися произведениями и творче­ством выдающихся деятелей ис­кусства;

2. Развитие познавательного ин­тереса, творческих способностей, формирование у учащихся основ целостного анализа произведений искусства, развитие навыков уст­ной речи;

3. Приобщение учащихся к духов­но-нравственным ценностям, ше­деврам классического искусства.

Тип, вид учебного занятия.

Занятие по сообщению нового учебного материала.

Литература и оборудование.

Учебные: учебник «Искусство» 8-9 класс, Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская. Москва «Просвещение» 2014 год.

Наглядные: мультимедийные презентации;

ТСО: компьютер, проектор.

Межпредметные связи: музыка, литература, изобразительное ис-кусство.

Музыкальный материал:

П.И. Чайковский «Октябрь. Осен-няя песня».

Этапы учебного занятия.

1. Организационный момент.

2. Подготовка учащихся к активному, сознательному усвоению нового учебного материала.

Ещё Пушкин называл искусство «магическим кристаллом», сквозь грани которого по - новому видны окружающие нас люди, предметы и явления привычной жизни.

Рабочий лист. Задание № 1.

Природа и искусство в жизни неразделимы одно от другого. Природа с детства и навсегда входит в жизнь каждого человека. Художник, поэт, композитор часто воспевают красоту природы родного края и создают чудесные картины о природе.

Давайте вместе подумаем, какое место природа занимает в жизни человека.

Рабочий лист. Задание № 2.

Тема урока: Пейзаж - поэтичная и музыкальная живопись.

Цель урока: Будем говорить о прекрасном мире природы в живописи, литературе и музыке.

3. Усвоение новых знаний.

Незатейливая красота среднерусской полосы долгое время не привлекала внимания художников. Скучные, однообразные равнинные пейзажи, серое небо, весенняя распутица или пожухлая от жары летняя трава... Что в этом поэтичного?

Русские художники 19-го века А. Саврасов, И Левитан и другие вновь открыли красоту родной земли.

Рабочий лист. Задание № 3.

На картинах мы видим пейзажи и воспринимаем их при помощи зрения. А в литерату-ре, читая текст мы представляем пейзаж по его описанию. Одним из выдающихся пейза-жистов был поэт Николай Рубцов.

Живу вблизи пустого храма,
На крутизне береговой,
И городская панорама
Открыта вся передо мной.
Пейзаж, меняющий обличье,
Мне виден весь со стороны
Во всем таинственном величье
Своей глубокой старины.

(Поэт передаёт в стихах своё трепетное отношение к родному краю и мы ярко представляем то место которое он описывает).

Рабочий лист. Задание № 4.

Презентация.

Рабочий лист. Задание № 5.

«...Благодаря произведениям искусства - литературным, музыкальным, живописным - природа предстаёт перед читателями, слушателями, зрителями, всегда разной: величественной, грустной, нежной, ликующей, скорбящей, трогательной. Эти образы продолжают привлекать человека, затрагивая тончайшие струны его души, помогают прикоснуться к неповторимой красоте родной природы, увидеть необычное в том, что привычно и буднично, дают возможность каждому развивать в себе чувство сопричастности к родному краю, к отчему дому...».

Рабочий лист. Рефлексия.

Домашнее задание: Учебник стр.25 и стр.27 Выполнить художественно-творческое задание на выбор.

Приложение: Рабочие листы. Презентация. Музыка П.И. Чайковского.


«Рабочий лист вариант2»

Вариант 2

Рабочий лист ______________________________

Задание №1 Кроссворд.

Задание №2 Оформите ответ в схеме.

Что человек получает от природы?

Задание №3 Искусствоведческий текст.

(Смотри учебник стр.25)

И.И. Левитан «Озеро. Русь». Это основное произведение живописца поздней поры. Художник так и не завершил это творение, так как умер. Но даже в этом незавершённом виде картина производит на всех зрителей просто грандиозное впечатление. Солнечный день, его невероятная свежесть и особенная яркость, переданы с особой непосредственностью, которая почти импрессионистская. Зритель видит, как по небу плывут великолепные золотистые облака, причудливо отражаясь в озере. На берегу виднеются колокольни ярко белого цвета, сочные зелёные луга, осенние деревья. Всё это наполняет нас верой в то, что Россию ждет очень радостное и обязательно доброе будущее.

Картина Левитана - некий синтез всех наблюдений и впечатлений художника над природой своей земли.

Над этим полотном художник работал невероятно долго и главное вдохновенно. Для него он делал множество этюдов и эскизов. Очень часто ездил на озёра в Тверской губернии, которые и стали натурой его шедевра.

Левитан мастерски сочетает краски лета с буйством оттенков осенней природы. Замысел художника в том, что именно такой должна быть природа в достаточно редкие минуты её подлинного счастья. Перед зрителем предстаёт невероятно романтическая картина, которая звучит словно лирическая песня.

Важно, что небо - не просто фон картины. Возникает непреодолимое ощущение, что облака - наиболее выразительная часть этого грандиозного пейзажа.

Пространство охвачено настолько масштабно, что создаётся поистине панорама. Облака движутся, усиливая эту невероятную широту.

Все цвета картины необыкновенно яркие и чистые. Облака далеко не просто белые. Они слегка фиолетовые и немного желтоватые там, где их освещают лучи солнца.

Задание №4

Я так люблю осенний лес, О, сельские виды! О, дивное счастье родиться

Над ним сияние небес В лугах, словно Ангел, под куполом синих небес!

Что я хотел бы превратиться Боюсь я, боюсь, как вольная сильная птица,

Или в багряный тихий лист, Разбить свои крылья и больше не видеть чудес!

Иль в дождевой осенний свист...

Задание №5

красный

желтый

оранжевый -

зелёный

синий

фиолетовый

Рефлексия

Просмотр содержимого документа
«Рабочий лист»

Вариант 1

Рабочий лист _____________________________

Тема:___________________________________________________________________________

Задание №1 Кроссворд.

    Жанр изобразительного искусства, где изображено лицо или фигура человека.

    Общественное учреждение для хранения произведений искусства.

    Искусство, средством которого является звук.

    Искусство проектировать, строить здания и сооружения.

    Вид искусства, который создается при помощи кисти и красок.

Задание №2 Оформите ответ в схеме.

Что человек получает от природы?

Задание №3 Искусствоведческий текст.

Подчеркните слова, словосочетания, которые помогут ответить на вопрос.

(Смотри учебник стр.25)

А.К. Саврасов «Грачи прилетели».Неприхотлив и прост мотив картины. Простыми изобразительными средствами художник показал чудо пробуждения природы, чарующую притягательность ранней весны.

На полотне изображена окраина небольшого селения. Пасмурный весенний день. Воздух тих, прозрачен и свеж. По сероватому небу плывут легкие рыхлые облака. Снег еще не сошел полностью, от земли идет теплый пар.

За дощатым забором - крестьянские избы, церквушка и колокольня с облезлой крышей, а еще дальше - пашни с белыми пятнами нерастаявшего снега. На окраине села, на холме - несколько корявых березок. Среди их обнаженных ветвей, суетясь и галдя, летают грачи - вьют новые гнезда, обновляют старые...

Картина «Грачи прилетели» исполнена в пастельных, приглушенных тонах. Всё на картине - и бурые проталины на снегу, и сизый дымок, курящийся над крышей крестьянской хаты, и мокрые стволы кривых березок - наполнено бесконечным лиризмом и поэзией. Человек, создавший эту картину, безусловно, не просто любил природу - он понимал её тайный язык. С поразительной ясностью передано едва уловимое её состояние, знакомое сердцу каждого человека, - состояние обновления, присущее ранней весне. И грачи на картине - как вестники весеннего обновления.

Задание №4 Подберите репродукции картин художников к стихам Н. Рубцова. Обоснуйте свой выбор.

Я люблю, когда шумят берёзы, Люблю твои избушки и цветы

Когда листья падают с берёз И небеса, горящие от зноя,

Слушаю, и набегают слёзы И шёпот ив у омутной воды

На глаза, отвыкшие от слёз... Люблю на век, до вечного покоя...

Задание №5 Выразите в красках настроение, переданное в музыке П.И. Чайковского «Времена года».

Действие цветов обусловлено и ассоциациями, которые вызывают цвета. В изобразительном искусстве принято считать, что:

красный - согревающий, оживляющий, активный, энергичный;

желтый - теплый, бодрящий, весёлый, привлекательный;

оранжевый - весёлый, радостный, пламенный, добрый;

зелёный - спокойствие, приятное и мирное настроение;

синий - серьёзный, печальный, сентиментальный, тоскливый, спокойный;

фиолетовый - приятный, полный жизни, тоска, грусть.

Рефлексия Закончите некоторые из предложений.

Самым интересным сегодня на уроке было _____________________________________

Самым сложным для меня сегодня было _______________________________________

Сегодня я понял____________________________________________________________

Сегодня я научился _________________________________________________________

Сегодня я задумался ________________________________________________________

На будущее мне надо иметь в виду____________________________________________

Просмотр содержимого презентации
«УРОК»