Парциальная программа природа и художник копцева. Занятия для детей младшего дошкольного возраста

М.: Дрофа, 200 7. - 303 с.

Пособие написано в соответствии с государственным образовательным стандартом и программой по естествознанию для педагогических училищ и колледжей. В него включены основные сведения по астрономии, физической географии, биологии. Особое внимание уделено основам экологии, выявлению закономерностей взаимоотношения организмов со средой обитания, вопросам охраны природы.

Для студентов и преподавателей педагогических училищ и колледжей, а также факультетов начальных классов педагогических вузов.

Формат: doc / zip

Размер: 4,3 Мб

Скачать:

Народ.Диск (Примечание )

Onlinedisk (Примечание )

RGhost

Оглавление
Предисловие
Введение
1. ЗЕМЛЯ – ПЛАНЕТА СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ
§ 1. Строение и состав Солнечной системы. Две группы планет
§ 2. Планеты земной группы. Система Земля – Луна
§ 3. Наши соседи – Меркурий, Венера и Марс
§ 4. Малые тела Солнечной системы
§ 5. Происхождение Солнечной системы
§ 6. Солнце
§ 7. Звезды
§ 8. Наша Галактика
§ 9. Строение и эволюция Вселенной
2. ФОРМА И ДВИЖЕНИЕ ЗЕМЛИ. ПЛАН И КАРТА
§ 10. Шарообразность и вращение Земли
§ 11. Измерение времени
§ 12. Ориентирование и измерение расстояний на местности
§ 13. Глобус и градусная сеть
§ 14. Географические карты
3. ВНУТРЕННЕЕ СТРОЕНИЕ И РЕЛЬЕФ ЗЕМЛИ
§ 15. Методы изучения внутреннего строения Земли
§ 16. Внутреннее строение Земли
§ 17. Физические свойства и химический состав Земли
§ 18. Движение земной коры
§ 19. Вулканы и землетрясения
§ 20. Внешние процессы, преображающие поверхность Земли
§ 21. Минералы и горные породы
§ 22. Развитие земной коры
§ 23. Рельеф земного шара
§ 24. Почва
4. ВОДНАЯ ОБОЛОЧКА ЗЕМЛИ
§ 25. Общие сведения о воде
§ 26. Мировой океан
§ 27. Подземные воды
§ 28. Реки
§ 29. Озера и болота
5. ВОЗДУШНАЯ ОБОЛОЧКА ЗЕМЛИ
§ 30. Состав и строение атмосферы
§ 31. Нагревание атмосферы
§ 32. Температура воздуха
§ 33. Вода в атмосфере
§ 34. Образование облаков, осадки
§ 35. Давление атмосферы
§ 36. Ветры, их виды
§ 37. Погода и ее прогнозирование
§ 38. Понятие о климате
6. БИОСФЕРА. ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА
§ 39. Свойства биосферы
§ 40. Круговорот веществ и энергии в биосфере
§ 41. Географическая оболочка
§ 42. Природные зоны России
7. СТРОЕНИЕ И ОСОБЕННОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ
§ 43. Основные критерии живого
§ 44. Строение клетки
§ 45. Особенности жизнедеятельности клетки
§ 46. Типы обмена веществ у организмов
§ 47. Раздражимость и движение организмов
§ 48. Жизненный цикл клетки
§ 49. Формы размножения организмов
8. МНОГООБРАЗИЕ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА
§ 50. Система классификации живых организмов
§ 51. Бактерии. Грибы. Лишайники
§ 52. Растения, их строение. Вегетативные органы
§ 53. Генеративные органы растений
§ 54. Систематика растений. Низшие растения
§ 55. Высшие споровые растения
§ 56. Семенные растения
§ 57. Царство животных. Простейшие
§ 58. Царство животных. Многоклеточные: губки и кишечнополостные
§ 59. Плоские, круглые и кольчатые черви
§ 60. Членистоногие
§ 61. Моллюски и иглокожие
§ 62. Хордовые. Рыбы
§ 63. Земноводные и пресмыкающиеся
§ 64. Птицы
§ 65. Млекопитающие, или звери
9. ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ
§ 66. Экология как наука. Экологические факторы
§ 67. Воздействие на организмы некоторых экологических факторов
§ 68. Взаимодействие факторов. Ограничивающий фактор
§ 69. Основные свойства популяций
§ 70. Взаимоотношения организмов. Биотические факторы среды
§ 71. Экологические системы
§ 72. Поток энергии в экосистемах и пищевые цепи
§ 73. Свойства и структура биоценозов
§ 74. Разнообразие биоценозов
§ 75. Искусственные экосистемы. Агроценоз
§ 76. Эволюция экосистем
§ 77. Антропогенное воздействие на природные экосистемы
§ 78. Рациональное природопользование
§ 79. Человек и биосфера

Автор Т.А. Копцева
Цель программы: формировать у детей дошкольного возраста целостные представления о природе как живом организме.
Программа сочетает в себе формирование у детей 4-6 лет представлений о природе как живом организме и развитие их творческой деятельности. Средствами изобразительного искусства автор предлагает решать задачи экологического и эстетического воспитания детей, приобщать их к мировой художественной культуре, посредством системы творческих заданий развивать у дошкольников эмоционально-ценностное отношение к миру, а также их собственные творческие навыки и умения.

На каждом занятии изобразительного искусства решаются следующие задачи:

  • передавать и накапливать опыт эстетического (эмоционально-ценностного) отношения к миру, формировать экологическую культуру ребенка, воспитывать духовно богатую личность;
  • передавать и приумножать опыт творческой деятельности, формировать «культуру творческой личности» (самореализация личности);
  • обучать способам деятельности, формировать умения и навыки детей в изобразительных, декоративных и конструктивных видах творчества, обучать «языку изобразительного искусства»;
  • приобщать к мировой художественной культуре.
  • Для занятий по изобразительному искусству с дошкольниками актуальны все четыре задачи. Однако приоритетную роль в системе художественно-творческого развития личности имеет первая - передача и накопление опыта эстетического (эмоционально-ценностного) отношения к миру. Осуществляя эту воспитательную задачу, педагог развивает и формирует в детях:
  • умение одухотворять (очеловечивать) «живую» и «неживую» природу;
  • способность идентифицировать себя с предметами и явлениями природы, другим человеком или героем художественного произведения;
  • готовность прочувствовать боль и радость живых существ, сопереживать им, выражать свое неравнодушное отношение к редким и находящимся под угрозой исчезновения (занесенным в Красную книгу) видам растений и животных;
  • стремление заботиться о тех, кто зависит от человека, препятствовать насилию над природой, по мере сил облагораживать ее;
  • умение восхищаться красотой и многообразием природных форм, замечать в неприметном значительное, любоваться уголками родной и экзотической природы;
  • способность чувствовать характер и изменчивость природных явлений, выражать свое отношение к ним в пейзажах-настроениях (утро, день, вечер, ночь, осень, зима, весна, лето);
  • готовность эмоционально переживать образную форму произведений изобразительного искусства и т.п.

Структурно-содержательная характеристика

Программа «Природа и художник» рассчитана на четыре года (вторая младшая, средняя, старшая и подготовительная к школе группы). Система художественно-творческих заданий имеет концентрический принцип построения. Каждая новая ступень вбирает в себя основное содержание предыдущих, раскрывая его на новом уровне сложности.

  1. 1. Вторая младшая группа «Художник, природа и я».
  2. 2. Средняя группа «Художник и природа родного края».
  3. 3. Старшая группа «Художник и природа нашей страны».
  4. 4. Подготовительная к школе группа «Художник и природа пяти континентов».

Структурная особенность программы - блочно-тематическое планирование содержания занятий. Основные разделы программы группируются вокруг единой темы. Содержание каждой ступени основывается на четырех тематических блоках: «Мир природы», «Мир животных», «Мир человека», «Мир искусства» . Темы внутри каждого блока могут быть переставлены, педагог сам определяет порядок их рассмотрения.

Организация процессов созерцания, созидания и общения - три вида педагогического творчества на занятии по изобразительному искусству. Система художественно-творческих заданий рассчитана на одно занятие в неделю. Основу каждого занятия по программе составляют созерцание родной природы, любование объектами реального мира, восприятие и сравнение многообразных форм художественного их воплощения. Педагог активизирует процесс восприятия-созерцания, основываясь на сопоставлении и сравнении образов, запечатленных художниками в произведениях искусства, с реальными природными картинами. Удивление, возникающее у ребенка в процессе рассматривания знакомых ему вещей, стимулирует активность восприятия.

Программа «Природа и художник» предусматривает занятия на открытом воздухе, когда любование природой связывается в сознании детей с узнанным на занятиях, а впечатления, полученные во время прогулки, непосредственно отражаются в детском творчестве.

С детьми разных возрастных групп предлагается проводить занятия в живом уголке, а для подготовительной к школе группы организовать поездку в зоопарк, осуществить экскурсию в ботанический сад или посетить музей, посмотреть на подлинные произведения искусства, предметы быта, окаменелые ископаемые, показать слайд-фильм, состоящий из выразительных кадров.

Мир природы по программе «Природа и художник» выступает как предмет пристального наблюдения и средство эмоционально-образного воздействия на творческую деятельность воспитанников. Предлагаемая система художественно-творческих заданий направляет педагогическую работу на формирование у детей целостных представлений о природе как живом организме, что является сутью экологического и художественного воспитания.

Содержательная основа программы «Природа и художник» экологична по своей сути. Основная смысловая установка этой программы заключается в том, что экология природы и экология культуры - грани одной проблемы: сохранения в человеке человечности. Ребенок-художник, наблюдая за природой, выражает в творчестве свое видение происходящих в ней явлений. Воспитатель помогает ребенку «открыть глаза» на видимый им мир, реализуя основной методический принцип программы - одухотворение природных явлений.

Особенности организации работы специалистов ДОУ

Педагог создает на занятии ситуацию образных сравнений, при которой максимально раскрываются творческие потенции ребенка, его наблюдательность, фантазия и воображение. Педагог - главный устроитель художественно организованного занятия. Поэтому в поведении воспитателя важно все, он камертон доброжелательности, чутко реагирующий на ход учебно-воспитательного процесса.

Зебзеева В.А. Развитие элементарных естественно-научных представлений и экологической культуры детей: Обзор программ дошкольного образования. - М.: Сфера, 2009.

Программа Татьяны КОПЦЕВОЙ - не просто программа по изобразительному искусству. Это система художественного воспитания.
И эта система создана не просто умным ученым и талантливым педагогом. Она создана Художником. Человеком, который на собственном опыте знает, что значит создавать произведение искусства.
Воспитатели в своей работе - даже продвинутые - часто строят занятия по рисованию или лепке на обучении техническому приему. Нам нужен результат, и мы добиваемся его, обучая ребенка водить кистью по бумаге тем или иным способом. А чтобы повеселить детей, знакомим их с «нетрадиционными» способами рисования.
Никто не отрицает важность приемов. Никто не препятствует рисованию губкой или пальцами. Но это всего лишь - экспериментирование, прямо не связанное с искусством.
В основе искусства - выражение внутренней жизни человека. Художника от обычного человека отличает Глаз, его особым образом настроенная «оптика».
И одна из важнейших задач художественного воспитания - научить ребенка выражать свои чувства, свое видение мира, свое настроение доступными ему средствами.
Если мы всерьез относимся к подобной задаче, программа Татьяны Копцевой окажется для нас неоценимым ориентиром в работе, источником разнообразных творческих идей. Ну, и приемов - как педагогических, так и собственно художественных.

Марина Аромштам

Природа и художник

Продолжение. Начало см. в № /2009

ХУДОЖНИК И ПРИРОДА НАШЕЙ СТРАНЫ

Занятия для детей старшего дошкольного возраста

Тема первая: Царство волшебницы-Флоры

Вводное занятие. «Природа - волшебница, художник - зритель»

Содержание. Понаблюдайте за состоянием природы в разное время года. Обратите внимание на то, как меняется один и тот же пейзаж зимой, весной, летом и осенью. Волшебница-Природа, словно Художница, рисует картины природы, и для каждого времени года у нее свои краски. Помогают ей в этом волшебницы - Флора и Фауна. Флора - царица растительного мира (деревьев, трав, цветов и т.п.). Фауна - царица животного мира (птиц, насекомых, рыб, диких и домашних животных и т.п.). Занятие пройдет в более эмоциональной форме, если педагог будет использовать в диалоге с детьми куклы Флору и Фауну.

На доске или специальном мольберте прикрепите два листа и задайте детям вопросы: «Как выглядят две волшебницы? Как нужно их изобразить, чтобы зритель догадался, что одна из них Флора, а другая Фауна?». Выслушав детские высказывания, начните выполнять портрет (например, изобразите нос, или овал лица, или только глаза, таким образом вы зададите масштаб изображения), затем предложите детям продолжить рисунки (дети по очереди подходят к рисункам и дополняют их все новыми и новыми деталями: один изобразит брови, другой - губы, третий - корону и т.п.).

Задание. Рисунок на свободную тему (диагностика творческого развития детей).

Выполнение коллективной композиции «Портрет Флоры и Фауны».

Материалы. Для рисунка на свободную тему нужны бумага (1/2 альбомного листа), простой карандаш (фломастер или цветные карандаши), для коллективной композиции - маркер или фломастеры.

Занятие «Образы неба. Светлые и темные краски»

Содержание. Полюбуйтесь с ребятами небесными переливами. Покажите выразительные по цвету произведения художников и фоторепродукции неба в солнечную и пасмурную погоду (В.?Ван Гог, Н.Рерих, И.Левитан, А.Рылов и др.). Рассмотрите с ребятами небо за окном. Проанализируйте детские работы за прошлые годы или наглядные пособия, выполненные педагогом, - акварельные цветовые подмалевки в технике «по-сырому» и гуашевые, созданные на их основе смешения красок с белилами, черной и серой красками. Дайте представление о светлых и темных оттенках цвета. Показывая приемы смешения красок с белилами, обратите внимание на высветление цвета краски (синяя - светло-синяя, красная - светло-красная и т.п.). Показывая приемы смешения красок с серой, обратите внимание на замутнение и утемнение цветов (синяя - серо-синяя, желтая - серо-зеленая и т.п.). Соотнесите чистоту краски и ее замутнение с тем или иным эмоциональным состоянием: темно-синяя - грусть, светло-красная - нежность, светло-голубая - тишина, покой, красно-оранжевая - веселье и т.п.

Задание. Изображение двух разнохарактерных красочных цветовых подмалевков «Небесные переливы»: в технике «по-сырому» (радость - грусть, светло - темно, тревожно - спокойно и т.п.) и в технике пастозной гуашевой кладки на основе смешения с белилами или серой (светло - темно - сумеречно).

Материалы. Бумага, гуашь (смешение с белой и серой) и акварель в технике «по-сырому», кисти.

Занятие «Разноцветные горы»

Содержание. Обратите внимание детей на особенность нашей большой страны, которая протянулась на многие километры с севера на юг и с востока на запад. Покажите репродукции пейзажей художников с Уральскими или Кавказскими горами (Н.Рерих и др.), выразительные фоторепродукции с изображением разнообразных профилей гор на закате или в ночное время, освещенных лунным светом или сверкающих на солнце заснеженных вершин, и т.п. Покажите приемы работы цветными фломастерами при изображении гор. Чтобы цветной рисунок не был пестрым, контур гор выполняют черным (серым, синим или коричневым) фломастером, а затем раскрашивают.

Задание. Изображение гор высоких и низких, покрытых снежными шапками и поросших деревьями, и т.п.

Материалы. Бумага, цветные фломастеры или другие материалы.

Занятие «Семья деревьев»

Обратите внимание на изображение веток. Сравните образ дерева с образом человека: макушка дерева - голова, ствол - туловище, ветки - руки, корни - ноги и т.п. Рост дерева - с его возрастом (высокое - взрослое, маленькое - юное). Попросите детей пластикой собственного тела обыграть образ дерева с низко опущенными ветками-руками; дерева, наклонившего голову к своему ребенку - маленькому деревцу, и т.п.

Семенова Даша, 5 лет. Москва, ДОУ № 1632, «Семья деревьев», уголь, пед. Агафонова Н.А.

Задание. Изображение больших и маленьких лиственных или хвойных деревьев (дерево-дедушка, дерево-папа, дерево-мама, дерево-дочка, дерево-сынок и т.п.). «Деревья смотрят на тропинку», «Дружная семья деревьев» и т.п.

Материалы. Бумага (в качестве фона можно использовать рисунки занятия 2), уголь (мел).

Занятие «Цветик-многоцветик. Шестицветик»

Покажите детям наглядное пособие «Основные и дополнительные цвета». Обратите внимание на три основных цвета - красный, желтый и синий.

Расскажите сказку о том, как Художник попал в волшебный сад и нашел там среди красных, синих и желтых цветов цветик-многоцветик, у которого было шесть лепестков - красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый. Волшебный цветок мог исполнить любое его желание. Первое, что решил сделать Художник, - это нарисовать увиденный чудесный цветок. Покажите приемы работы с гуашевыми красками и кистью, изображая на листе бумаги цветок сначала с тремя разноцветными лепестками - красным, желтым, синим, а затем между красным и желтым - оранжевый, между синим и желтым - зеленый, между красным и синим - фиолетовый.

Задание. Изображение цветка с шестью лепестками.

Материалы.

Примечание. Возможно выполнение этого задания в технике обрывной аппликации.

Занятие «Комнатные растения»

Задание. Изображение комнатного цветка (по поводу натуры).

Материалы. Бумага, уголь или фломастеры.

Занятие «Унылая пора, очей очарованье»

Рассмотрите с детьми наборы цветной бумаги, вспомните основные и дополнительные цвета, обратите внимание на сложные неоднозначные оттенки, покажите багряный, золотой, пурпурный и т.п.

Продемонстрируйте приемы работы с цветной бумагой в технике обрывной аппликации: крона дерева получается в результате обрывания уголков квадратного и прямоугольного листа бумаги; ствол - в результате разрывания прямоугольной ленты на полоски-бруски. Здесь следует отметить, что ребенка нужно сначала потренировать в разрывании бумаги, дать возможность сделать несколько попыток. Крона дерева - фигура в виде овала - создается из цветного листа. Из черной или коричневой бумаги обрывается ножка - часть ствола, которая видна из-под листвы. Ножка приклеивается к шапке. Педагог монтирует все деревья в коллективную композицию: из темной бумаги вырывает неровный край профиля земли и расставляет на них деревья.

По мере необходимости попросите детей изготовить для общего панно в технике обрывной аппликации облака или капли дождя.

Задание. Изготовление лиственного дерева в технике обрывной аппликации с последующим оформлением всех деревьев в коллективную композицию «В багрец и золото одетые леса...», «Унылая пора, очей очарованье...». Работу можно выполнять индивидуально или в группе (2–3 человека).

Материалы. Бумага цветная, клей.

Занятие «Образы ночи. Звездная ночь»

Содержание. Занятие можно организовать как путешествие в ночь. Покажите репродукции с изображением ночных пейзажей, зеленых полян, освещенных лунным светом. Используя музыкальные или поэтические образы, создайте атмосферу, способствующую внимательному разглядыванию демонстрируемых фоторепродукций, пейзажей И.Левитана «Березовая аллея ночью», «Березовая аллея днем», произведений А.Куинджи «Березовая роща», «Ночь над Днепром», работ В.?Ван Гога и др.

Проанализируйте наглядные пособия «Смешение цветов с черной краской», «Смешение цветов с серой краской». Покажите приемы смешения красок. Обратите внимание на то, что в результате смешения желтой краски с черной получается темно-зеленый цвет, с серым - серо-зеленый. Вспомните, какие оттенки цвета получатся при смешении желтой и синей красок.

Задание. Изображение ночного пейзажа. Небо получается в результате смешения синей с черной или с серой краской, земля - в результате смешения черной с желтой, желтая луна украшает небо, звезды получаются в результате набрызга желтой краски.

Материалы. Бумага, гуашь, кисти.

Занятие «Овраги и ручьи»

Содержание. Рассмотрите репродукции пейзажей, на которых четко виден передний план - неровный профиль земли. Расскажите историю о Художнике, который думал, что землю нужно изображать в виде прямой ровной линии. Он был убежден в этом до тех тор, пока не свалился в яму. Глядя из ямы на небо, он увидел неровный кочкообразный профиль земли, и с тех пор Художник рисует землю неровной.

Задание. Изображение неровного (в ухабах да ямках) профиля земли (из цветной бумаги методом обрывной аппликации).

Для изготовления профиля земли можно использовать рисунок с занятия. Неровный профиль приклеивается на цветной лист бумаги или на рисунок из занятия 2 «Образы неба». На получившемся фоне углем изображаются деревья.

Материалы. Цветная бумага, ножницы, клей и уголь.

Занятие «Натюрморт “Изобилие”»

Рассматривая фрукты и овощи, расскажите сказочную историю о том, как в одной волшебной стране жили три друга - Яблоко, Абрикос и Банан (главными героями могут быть другие фрукты и ягоды, например, Персик, Виноград, Груша и т.п.). Но однажды между ними произошла ссора из-за того, что каждый решил, что он самый красивый и самый сладкий. «Я самое красивое», - сказало Яблоко и отошло от друзей. «Нет, я самый красивый», - сказал Абрикос и тоже отошел в сторону. «Нет, я самый сладкий и нарядный!» - закричал Банан, но его уже никто не слышал, потому что друзья разбежались в разные стороны. Но вот пришел к ним солнечный Апельсин и сказал, что они все по-своему красивы и вкусны. Апельсин помирил друзей.

Попросите детей нарисовать любой фрагмент этой сказки (два вместе, один в стороне; три вместе, один в стороне и т.п.).

Изобразите на доске три композиции с различным расположением фруктов: два вместе, один вдалеке; все вместе; все порознь. Педагог спрашивает детей: «Как зритель может догадаться, что Яблоко, Абрикос и Банан дружат между собой или поссорились?»

Задание. Изображение композиции из фруктов, лежащих на столе или на подносе (натюрморты «Ждем в гости», «Изобилие», «Веселые плоды» и т.п.).

Материалы. Бумага, пастель и восковые мелки или другие материалы.

Занятие «Осенний урожай. Изобилие»

Задание. Изображение корзинки с грибами.

Материалы. Бумага, восковые мелки, акварель или другие материалы.

Обобщающее занятие. « Портрет волшебницы-Флоры - царицы мира растений, деревьев и цветов»

Покажите, а лучше напомните детям этапы изображения человеческого лица. Занятие пройдет более эмоционально, если педагог наденет на голову венок из искусственных или живых цветов, листьев, колосьев, веток рябины и т.п. и сыграет роль волшебницы-Флоры или использует на занятии куклу Флору.

Задание. Изображение Флоры - женского портрета с венком на голове или в короне, украшенной солнышком, цветами и листочками, с бусами-ягодками, с серьгами-цветочками и т.п. в окружении цветов, деревьев или на фоне радуги и т.п.

Материалы. Бумага, пастель или цветные фломастеры.

Обобщающее занятие. Любование картинами природы. «Природа - Художница - Волшебница»

Задание. Изготовление композиции из природных форм: аппликация из осенних листьев «Цветы и листья в вазе», «Букет из осенних листьев» и т.п. На лист цветной бумаги наклеивают или просто раскладывают засушенные цветы и листья в виде букета. Возможно коллективное выполнение работы: один ребенок складывает вазу, другой - букет. Для букета цветов можно использовать не только разнообразные по форме засушенные листья и цветы, но и семена (тыквы, подсолнуха, клена и др.).

ХУДОЖНИК И ПРИРОДА ПЯТИ КОНТИНЕНТОВ

Занятия для детей предшкольного возраста

Тема: Мир природы

Вводное занятие. Рисунок на свободную тему

Содержание. Это занятие является вводным в проблематику первого тематического блока. После выполнения рисунка на свободную тему вспомните с детьми наиболее интересные занятия предыдущего года, спросите у них, что они любят рисовать больше всего? Показывая детские рисунки предыдущих лет, попросите детей выполнить на небольшом листе (1/4 альбомного листа) свой автопортрет «Я - художник». Обратите внимание на фон - окружение: все в рисунке должно говорить о том, что изображенный человек любит рисовать (картины на стене, карандаши на столе, кисточка в руках и т.п.).

Задание. Рисунок на свободную тему (диагностика творческого развития детей, 5–10 минут). Изображение портрета художника (автопортрета) « Я - художник». Возможно оформление индивидуальных работ в коллективную композицию «Наша группа», «Мы - художники».

Материалы. Для рисунка на свободную тему - бумага (1/2 альбомного листа), фломастеры, для автопортрета - бумага (1/4 альбомного листа), черный или коричневый фломастер, для коллективной композиции - ватманский лист.

Боркина Ксюша, 6 лет, Москва, ДОУ № 1439, «Я с подругой рисую», черная гелевая ручка, пед. Агафонова Н.А.

Занятие «Небесные переливы»

Содержание. Рассмотрите репродукции небес, обратите внимание на то, как меняются краски неба в зависимости от времени суток (Н.Рерих, К.Юон, К.Моне и др.). Показывая утренние, полуденные и вечерние картины природы, спросите детей, какому времени суток они соответствуют? Обратите внимание на то, что в зависимости от красок природы (туман, закат солнца, непогода, солнечный день и т.п.) меняется и наше настроение.

Вместе с детьми вспомните приемы работы в технике «по-сырому», покажите этапы работы: влажной губкой или кистью смочите лист бумаги, не дожидаясь, когда он высохнет, нанесите одну краску за другой, вливая один цвет в другой. Можно поднять лист или наклонить его так, чтобы краски текли по листу и оставляли цветовые переливы.

Задание. На всей поверхности листа изображение «цветового подмалевка» с ярко выраженным настроением (волнение, грусть, печаль, возмущение, восторг и т.п.). Выполнение одного или двух разнохарактерных цветовых подмалевок: «Небо на закате», «Утреннее, сонное, туманное небо», «Бой облаков».

Материалы. Бумага, акварель («по-сырому») или гуашь, кисти.

Занятие «Ковер из осенних листьев»

Содержание. Покажите осенние картины природы (И.Левитан, И.Грабарь, владимирские пейзажисты и др.), фоторепродукции ранней, золотой и поздней осени. Обратите внимание на то, как меняются краски земли за три осенних месяца: от насыщенных желто-красных, золотых до блекло-коричневых. Вспомните смешение основных цветов (красного, синего, желтого) с целью получения дополнительных (зеленого, оранжевого, фиолетового). Анализируя наглядные пособия «Смешение цветов с черной и серой», спросите детей, что будет с желтой краской, если ее смешать с черной, с серой (она превратится в зеленую); оранжевая, смешиваясь с черной, становится коричневой. Покажите приемы смешения этих красок.

Занятие пройдет более живо, если принести букеты осенних листьев и рассмотреть окраску как ярких листьев, так и сухих, имеющих темные, блеклые оттенки. Попросите детей найти на листьях полученные в результате смешения красок оттенки.

Задание. Изображение одного или двух цветовых подмалевок - ковров из осенних листьев. Ковер «Золотая осень» получится на основе смешения красной и желтой красок, желтой и синей, ковер «Унылая пора» - в результате смешения основных цветов с черной и серой красками. Смешение красок производится на всей поверхности листа, кисточка оставляет след - мазок - листочек.

Материалы. Бумага цветная, гуашь, кисти.

Занятие «Деревья, согнувшиеся от ветра»

Содержание. Рассмотрите репродукции деревьев, которые пережили ураган или наводнение, удар молнии или лесной пожар, чей внешний облик вызывает сострадание (сломана ветка или верхушка дерева, дерево сильно наклонилось или обгорело и т.п.). Творческую деятельность детей можно нацелить на иллюстрацию стихотворения Н.Заболоцкого «Одинокий дуб» (история о мертвом дереве) или стихотворения А.Барто «Старый великан» (история о том, как старый дуб-великан, «спасая своими ветками партизан, ранен был когда-то» (см.: Про все на свете: Сборник стихов и загадок. М., 1996).

Можно вспомнить проявление стихии в разных странах мира (период ливневых дождей в Китае, Индии, Бразилии и др.; сильные ветры (смерчи), которые проносятся над побережьями Америки, и др.), рассмотреть фоторепродукции, отражающие эти события.

Задание. Изображение пейзажей «Пальма согнулась от ветра», «Мертвое дерево - дуб опустил свои ветки-руки», «Береза накренилась под дождевыми потоками», «Деревья на горке и в низине склоняются от сильного урагана», «Ива плачет вместе с ливнем», «Дерево в утреннем тумане», «Сонное дерево» и т.п.

Для изображения дерева можно подготовить фон, используя рисунки занятий 2 и 3. Из рисунка «Образы земли» (занятие 3) в технике обрывной (или разрезной) аппликации вырезают тот или иной профиль земли и наклеивают на рисунок «Небесные переливы» (занятие 2) и лишь затем гуашевыми красками выполняют контур деревьев.

Материалы. Бумага, гуашь, возможны графические материалы (уголь, мел, сангина или соусы) (в качестве фона можно использовать работы занятий «Небесные переливы» и «Ковер из осенних листьев»). Темы «Дерево в утреннем тумане», «Сонное дерево» и т.п. можно выполнить акварелью в технике «по-сырому».

Занятие «Деревья-долгожители. Баобаб, дуб»

Содержание. Занятие можно организовать как путешествие в Африку или на другие континенты, где растут необычные деревья - кипарисы, пальмы, лианы, пробковые деревья, баобабы и др. Расскажите любопытные факты о необычных деревьях, например, ствол баобаба в окружности бывает до 25–40 метров, живет это дерево 5 тысяч лет, его плоды съедобны. Из волокон коры жители африканских саванн изготовляют веревки и грубые ткани.

Дайте представление об искусстве силуэта. Проанализируйте произведения художников, работающих в этой технике (Ф.Толстой, Е.Кругликова, Г.Нарбут и др.). Покажите приемы работы с цветной бумагой и ножницами: на черном или коричневом листе простым карандашом рисуют контур того или иного экзотического дерева (пальма, кипарис, баобаб и т.п.) и профиль земли, на которой он растет. Затем изображение вырезают и наклеивают на рисунок занятия «Небесные переливы» (можно наклеить силуэт дерева на лист белой или цветной бумаги).

Задание. Нарисовать и вырезать силуэт дерева и наклеить его на цветной фон, в зависимости от которого придумать рисунку название («Дерево на закате», «Сильное дерево», «Дерево в плохую погоду», «Дерево разговаривает с солнышком» и т.п.).

Материалы. Бумага цветная, клей (в качестве фона можно использовать рисунки предыдущих занятий).

Занятие «Лестница в небо. Радуга»

Покажите репродукции пейзажей с изображением радуги, проанализируйте наглядное пособие «Основные и дополнительные цвета». Прочитайте детям стихотворения-загадки про радугу (А.Алимбаев, пер. с казахского И.Мазнин «Пестрый, как павлиний хвост, / Встал над нашей речкой мост. / Всем хорош, / Красив, / Высок / И от дома недалек. / Жаль одно - / Пройти, друзья, / По нему / никак / нельзя» или Н.Красильников «Из-за облачных высот / Глядя на долину, / Вышел семицветный кот, / Мягко выгнул спину»). Изображая радугу, напомните детям приемы смешения красок. Вспомните известную считалку «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан», первые буквы которой определяют порядок расположения цветов в радуге: «к» - красный, «о» - оранжевый, «ж» - желтый, «з» - зеленый, «г» - голубой, «с» - синий, «ф» - фиолетовый. Это задание лучше всего выполнить акварельными красками в технике «по-сырому». Важно, чтобы каждый ребенок не стереотипно, а по-своему изобразил радугу-дугу (коромысло выглядывает из-за угла листа, или видна лишь половина дуги, или радуга-мост разместилась на всем листе и т.п.).

Возможно выполнение радуги тремя гуашевыми красками - красной, синей, желтой, тогда в радуге будет только шесть цветов, а голубой цвет - это цвет небес, окружающих радугу.

Задание. Изображение радуги-дуги («Цветы любуются радугой»; «Дерево любуется радугой» и т.п.).

Материалы. Бумага, гуашь (красная, синяя, желтая), кисти (в качестве фона можно использовать рисунки занятия 2).

Примечание. Рисунок можно выполнить акварелью в технике «по-сырому», или пастелью, или в смешанной технике: восковыми мелками изображают радугу, а акварелью в технике «по-сырому» - небо.

Возможно изображение композиции с радугой любым художественным материалом.

Занятие «Букет цветов. Натюрморт в теплой или холодной гамме»

Рассмотрите с детьми репродукции произведений художников: И.Грабарь «Хризантемы», В.?Ван Гог «Подсолнухи», А.Головин «Флоксы», А.Дейнека «Гладиолусы с рябиной», М.Сарьян «Цветы» и др. Обратите внимание на то, что ограничение цветовой палитры, например использование в работе только теплых оттенков или только холодных (колорит), помогает художнику выразить свое душевное состояние (состояние покоя - краски разбеленные, нежные; состояние веселья - краски контрастные: светлые и темные, теплые и холодные и т.п.).

Колорит - система цветовых сочетаний в произведениях изобразительного искусства, одно из важнейших средств эмоциональной выразительности - может быть теплым (преимущественно оранжевые, желтые и красные тона) и холодным (преимущественно синие, зеленые, фиолетовые тона), спокойным и напряженным, ярким и блеклым, основанным на локальных (декоративных) цветах и на использовании тональных отношений и т.п.

Обратите внимание на то, как каждый художник по-своему передает свое отношение к цветам, изображая натюрморт в присущей ему манере. Попросите детей угадать творческий почерк того или иного художника, глядя на его картину. Например, продемонстрировав еще раз вышеперечисленные натюрморты, покажите «Ирисы» Ван Гога, но не называйте автора. Попросите детей определить, какой художник написал этот натюрморт.

Напомните детям приемы работы гуашевыми красками методом мозаичной живописи. Проанализируйте наглядные пособия «Живописная фактура» и «Теплые и холодные цвета».

Попросите детей дать определение натюрморту, обобщив сказанное, дайте свое определение этому слову (натюрморт - жанр изобразительного искусства, посвященный изображению неодушевленных предметов: утварь, плоды, букеты цветов, атрибуты какой-либо деятельности и т.д.). Попросите ребят придумать название к своему будущему натюрморту. Заострите их внимание на выборе теплой или холодной гаммы цветов в зависимости от замысла, на возможности выполнения работы двумя красками (например, синей и белой; зеленой и серой; коричневой и белой и т.п.) или тремя (красной, желтой и белой; синей, желтой и серой и т.п.).

После того как дети нарисуют цветы, вместе с ними проанализируйте, соответствует ли их первоначальное название рисунка (замысел) конечному результату. Анализируя рисунки дошкольников, дайте им образные названия («Радостные цветы», «Нежные тюльпаны», «Гордые гладиолусы», «Веселые цветы», «Красочный букет» и т.п.).

Задание. Изображение букета цветов гуашью теплых или холодных оттенков с натуры или по поводу натуры, или по представлению с ярко выраженной эмоциональностью.

Материалы. Бумага цветная, гуашь (помимо основных цветов, важно, чтобы в арсенале ребенка была серая краска, педагог должен подготовить ее заранее).

Примечание. Можно на одном занятии выполнить букет цветов в теплой гамме, а на другом - в холодной.

Занятие «Букет цветов»

Занятие можно организовать как путешествие на Дальний Восток в Страну восходящего солнца - Японию. Осенью японцы отмечают Праздник хризантем. Хризантема у японцев символизирует радость. Поэтому получить в подарок букет цветов - это значит получить пожелание хорошего настроения.

Древнейшее японское искусство расстановки цветов в вазах называется икебана («жизнь цветов»). В композиции икебана присутствуют, как правило, три обязательных элемента, обозначающих три начала: Небо, Землю и Человека. Они могут воплощаться цветком, веткой и травой. По традиции в икебане обязательно воспроизводится время года, а сочетание растений образует общеизвестные в Японии символические благопожелания: сосна и роза - долголетие; пион и бамбук - процветание мира; хризантема и орхидея - радость; магнолия - духовная чистота и др. Внимательно рассматривая с детьми живые цветы или их репродукции, обратите внимание на конструкцию головки цветка, на то, как из ее серединки расходятся лепестки, словно солнечные лучики. Прочитайте стихи про цветы (например, В.Рождественского «Астра», Е.Серова «Ромашки» и др.). Покажите приемы работы ножницами при вырезании методом снежинки плавных контуров лепестков (астра, ромашка) и зубчатых (гвоздика, василек). Продемонстрируйте метод получения симметричного изображения на примере вырезания вазы: лист сложите пополам, на нем простым карандашом изобразите контур вазы, а затем по контуру вырежьте.

Проанализируйте с детьми наглядное пособие «Теплые и холодные цвета».

Зайцева Саша, 6 лет, Москва, ДОУ № 1439, «Распустилась заячья капустка», пастель, пед. Агафонова Н.А.

Задание. Изготовление разных по форме цветов (складывание листа и вырезание лепестков методом снежинки). Возможно оформление цветов в коллективную композицию «Цветы в вазе, в корзине», «Гирлянда из цветов» и т.п. По аналогии с японским искусством составления цветов - икебана - подбор цвета соответствует тому или иному времени года (букеты цветов под названиями «Теплая осень», «Цирк», «Праздник» и др. выполняют в теплом колорите, букет «Утро», «Снежная королева» и др. - в холодном.

Материалы. Цветная бумага, ножницы, клей.

Примечание. Возможно выполнение этой работы в смешанной технике: восковые мелки + акварель, тогда рисунок на тему «Букет цветов» выполняют с натуры (по поводу натуры) индивидуально.

Занятие «Экзотические растения. Кактус, алоэ»

Принесите на занятие несколько видов кактусов или рассмотрите с детьми их репродукции. Обратите внимание на форму этого растения, на расположение колючек, на то, как разместился американский гость в горшочке (толстячок - как царь; тоненький и длинный - как солдат; с множеством отростков - как мама с деточками и т.п.).

Задание. Изображение с натуры (по поводу натуры) кактуса в горшочке. Придумывание рисунку название («Кактус надулся, сердится», «Толстячок-добрячок», «Кактус-ежик», «Кактус печалится, нагнулся» и т.п.).

Материалы. Бумага, любые графические или живописные материалы: фломастеры или маркеры, уголь, сангина или соусы, гуашь или акварель. Возможно выполнение работы на бархатном листе или на цветной бумаге школьными цветными мелками (пастелью).

Примечание. Можно тему «Колючие растения» дать силуэтом, создавая образ по поводу натуры.

Занятие «Вода - зеркало природы. Отражение»

Покажите прием получения зеркального отражения в технике монотипии. Согните альбомный лист пополам (по большой или маленькой стороне). На одной из сторон гуашевыми красками нарисуйте уголок природы (елку на горе, березы на закате и т.п., при этом важно, чтобы обязательно была изображена земля), затем смочите вторую половину листа разбавленной голубой краской (или просто водой), после чего сложите лист по линии сгиба и прижмите рукой так, чтобы рисунок отпечатался на смоченной половине листа. Затем разомкните половинки и посмотрите на получившийся оттиск; если зеркальный отпечаток получился нечетко, можно гуашью подправить изображение.

Задание. Изображение отражения в воде деревьев, трав, цветов и т.п. Можно, используя метод монотипии, сделать зеркальный отпечаток того или иного пейзажа.

Материалы. Бумага, гуашь (акварель).

Примечание. Возможно выполнение этого задания любыми живописными или графическими материалами.

Осипов Владик, 6 лет, Москва, ДОУ № 1439, «Солнышко любуется отражением дома», гелевая ручка, пед. Агафонова Н.А.

Занятие «Ваза с плодами»

Многие фрукты и овощи приехали к нам из разных стран мира, с других континентов: бананы и кокосы - из Африки, кофе - из Америки, виноград, лимоны, мандарины и апельсины, груши - из европейских государств (Болгарии, Греции или южных областей России и т.д.). Разложите фрукты (или их муляжи) на подносе или в красивой вазе. Рассмотрите внимательно их форму и цвет, дайте детям возможность потрогать их руками, съесть дольку яблока или ягодку винограда и др.

Рассматривая натюрморты, выполненные разными художниками (И.Хруцкий, Я.Иордане, И.Машков и др.), обратите внимание на то, что художникам удается передать идею изобилия и богатства природы за счет изображения большого количества плодов и фруктов на небольшом пространстве.

Это задание можно выполнить с использованием различных художественных материалов: в технике аппликации, лепки (по мотивам изразцов), красками и др.

Перед практической работой покажите приемы работы тем или иным материалом.

Если практическую работу дети будут выполнять из цветного пластилина, то покажите и проанализируйте репродукции русских изразцов с изображением чаши (вазы) с плодами. Покажите приемы украшения квадратного (круглого, прямоугольного) картона, обратите внимание на украшение каймы изразца.

Задание. Лепка рельефа по мотивам русских изразцов «Ваза с плодами», «Изобилие» и другие материалы.

Материалы. Пластилин (глина), картон или др.

Примечание. Возможно изображение натюрморта гуашью или пастелью с натуры, по поводу натуры, по представлению («Ветка рябины в вазе (туесе)», «Овощи на столе» и т.п.) или выполнение этого задания в технике аппликации («Ваза с фруктами») коллективно или индивидуально.

Занятие «Каравай хлеба»

Содержание. Принесите на занятие различные хлебные продукты (каравай, булочку, батон, бублики, калачи, сушки и т.п.), попробуйте их вместе с детьми. Вспомните, из чего пекут хлеб. Рассмотрите и проанализируйте с дошкольниками репродукции картин художников, на которых изображены колоски пшеницы или ржи или хлебные продукты (А.Пластов «Жатва», «Ужин тракториста»; В.Стожаров «Московская сдоба»; И.Машков «Московская снедь. Хлеба» и др.). Положите каравай хлеба на рушник (расшитое полотенце с красиво украшенными краями), как это делали в старину. Поставьте на каравай солонку с солью. Расскажите детям о том, что так оформляли каравай, когда встречали дорогих гостей (или жениха и невесту).

Хлеб по старому обычаю означает милость и гостеприимство хозяев, соль - символ любви, рушник - символ чистоты.

Покажите приемы изображения каравая методом аппликации. Для этого возьмите прямоугольный коричневый лист, сложите его пополам, отрежьте угол, скругляя его ножницами. Если, развернув лист, вы увидите, что края каравая вырезаны грубо, попытайтесь снова сделать скругление. Затем из маленького бумажного квадратика сделайте солонку.

Из белого листа бумаги нужно вырезать кружевную бахрому для рушника (в старину кружева плели отдельно, а затем пришивали к основному полотну). Для этого возьмите бумажную полоску, сложите ее в гармошку и срежьте один из углов, затем украсьте ребра жесткости, вырезая треугольные и округлые дырочки разных размеров. Разверните гармошку и приклейте к белому листу.

Когда все элементы композиции готовы, можно их составить вместе: на цветной лист бумаги приклеивают сначала полотенце, затем на него - каравай, на каравай - солонку.

Задание. Выполнение в технике аппликации каравая (декоративная композиция «Русское гостеприимство» и др.).

Материалы. Цветная бумага, ножницы, клей или другие материалы.

Примечание. Возможно изображение с натуры или по поводу натуры колосков различных злаков («Овес и капелька росы», «Бабочка любуется колоском» и т.п.).

Занятие «Чудо-дерево, чудо-цветок»

Содержание. Прочитайте детям стихотворение К.Чуковского «Чудо-дерево», рассмотрите иллюстрации разных художников к этому произведению, попросите детей представить образ своего чудо-дерева, чтобы на нем росли вещи, о которых автор в своем стихотворении не упоминает (например, телевизоры, детские игрушки, велосипеды, зонтики и т.п.). Чтобы ответы были более разнообразными, попросите детей рассмотреть окружающие их предметы и выбрать понравившиеся (например, настольную лампу, вазу с цветами, картину в раме, ножницы, книги, стол, стул, сумочку, часы и т.п.).

Это занятие можно построить на рассматривании предметов декоративно-прикладного значения (народных промыслов). Обратите внимание детей на разнообразие художественных форм (Городец, Гжель, Хохлома, Жостово, Полхов-Майдан и др.). Сравните образный строй каждого стиля, их цветовые предпочтения, сравните образ реального цветка со стилизованным, декоративным, попросите детей сочинить свой чудо-цветок, используя понравившиеся мотивы.

Задание. Изображение фантастического образа чудо-цветка или чудо-дерева, например, дерева, на котором растут игрушки, конфеты и т.п.

Возможно выполнение сказочного цветка по мотивам росписей народных промыслов (Хохлома, Гжель, Городец, Семено, Полхов-Майдан, Жостово и т.п.).

Материалы. По выбору педагога.

Занятие «Портрет волшебницы-Природы в осенних нарядах»

Задание. Изображение портрета волшебницы-Природы в осенних нарядах (волосы - колоски или стебли цветов, глаза - листочки, бусы - ягодки, серьги - грозди винограда, на голове венок из различных трав и цветов, платье украшено сочными плодами и т.п.).

Материалы. По выбору педагога.

Обобщающее занятие на свежем воздухе

Игра «Отгадай-ка»: дети размышляют над вопросом: «О чем думает дерево (травинка, небо, камень, скамейка и т.п.)?». Игра «Что чем?»: дети отвечают на вопрос: «Каким художественным материалом (углем, гуашью, акварелью, пастелью, цветной бумагой, пластилином и т.п.) художник изобразил бы небо (листочки, кору дерева, асфальтную дорожку и т.п.)?». Сбор природных материалов (шишек, веток, перьев, желудей и т.п.). Игра «Что на что похоже?»: дети, рассматривая найденные предметы, отвечают на вопрос: «На что (на кого) похож сучок (камень, шишка, облако и т.п.)?».

Задание. Выполнение набросков с натуры (по поводу натуры) трав, веточек, деревьев и т.п.

Материалы. Блокнот, простой карандаш, уголь.

«Художники 16 века» - Эразм Роттердамский 1523, Музей искусств, Базель. Мадонна канцлера Ролена 1435, Музей Лувр, Париж. Адам и Ева 1507, Прадо, Мадрид. Глава демократического направления в нидерландском искусстве XVI века. Мадонна каноника ван дер Пале 1436, Художественная галерея, Брюгге. Мадонна с грушей 1512, Музей истории искусств, Вена.

«Шевченко художник» - Конкурс кмітливих. А коли випадала вільна часина – читав і малював. 1. Конкурс кмітливих 2. Народні прислів"я... 3. Вікторина “Чи знаєш ти поезію Шевченка?”. Тяжко жити сиротою в наймах! Куди вийшли погуляти батько й мати? Продовжити поетичні рядки Садок вишневий коло хати… Яке дерево пишається над водою?

«Художники XX века» - Три фигуры. Голубой и период: . Нищий старик с мальчиком. Призрачная корова. Симбиоз женщины и животного. Семейство комедиантов. Творчество Сальвадора Дали до сих пор вызывает споры. Жизнь 1903 г. Арлекин. акробат и молодой Арлекин. Танец II. Мать моя. «Портрет Фернанда Оливье», 1909. Семейный портрет.

«Профессия художник» - Риски профессий: Рабочий день художника часто ассоциируется с максимальной свободой. Стресс финансового крах непонимание окружающих. Где работать: Также есть перспектива открыть собственный художественный салон, студию. Личные качества и способности. Спрос на рынке труда: График работы: Медицинские противопоказания:

«Великие художники» - Весёлый единорог 1977г. Винсент Ван Гог. Сальвадор Дали. Нищета, алкоголизм и приступы душевной болезни привели Винсента к самоубийству. Рембрандт Харменс ван Рейн. При жизни была продана лишь одна картина ван Гога. Пикассо Пабло (Picasso, Pablo) (1881-1973 гг.), французский художник, испанец по происхождению.

«Британские художники» - Lely becomes a master of the Guild of Saint Luke in Haarlem in 1637. Flaxman pictures are open profound meanings to us but not every person can saw it. Peter Lely studied painting in Haarlem. Most famous non-portrait work Lely is probably Nymphs by a fountain in Dulwich Picture Gallery. The designs for the Iliad and Odyssey were commissioned by Mrs.