Фольклор и изображение действительности. Художественные средства живописи

В зависимости от полноты показа способа изображения различают:

по­каз полный и частичный .

от способа изображения : общим (обобщённые способы изображения) и вариативным

по характеру действий : показ жестом и показ приемом изображения .

Групповой и индивидуальный показ может проходить в форме совместного действия педагога и группы детей или педагога и ребенка.

Различают показ педагога и показ способа изображения (действия) ребенком .

Во всех случаях показ сопровождается словесными пояснениями.

Методика применения

Показ технических приемов может входить в структуру как информационно-рецептивного , так и репродуктивного метода. В структуру эвристического метода - если организовать поисковую деятельность и дети могут демонстрировать найденные ими варианты изображе­ния, так как в ситуацию поиска ставятся все дети, а показ - как бы публичная демонстрация одного из ва­риантов изображения.

Показ технических приемов на первом занятии - когда предмет данной формы изображается впервые - показ осуществляет педагог, после соответствующего обследования. Непременным условием являет­ся пояснение взаимосвязи способа изображения и движения руки по контуру при обследовании.

На последующих занятиях, где изображаются предметы той же формы, к показу способа изображения привлекаются дети.

В младших группах показ занимает большее место, а в старших - меньшее.

Жестом поясняется расположение предмета на листе. Движения руки или палочки карандаша по листу бумаги бывает достаточно, чтобы дети даже 3-4 лет поняли задачи изображения. Жестом может быть восстановлена в памяти ребенка основная форма пред­мета, если она несложна, или его отдельных частей.

Эффективно повторение того движения, которым воспитатель сопровождал при восприятии свое объяснение. Такое повторение облегчает воспроизведение образовавшихся в сознании связей. Жест, воспроизво­дящий форму предмета, помогает памяти и позволяет показать движение руки рисующего при изображении. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его обучении имеет показ движения руки. Дошкольник еще не полностью владеет своими движениями и поэтому не знает, какое движение потребуется для изображения той или иной формы.



Например , при наблюдении детей за постройкой дома педагог жестом показывает контуры строящихся корпусов, подчеркивая их устремленность вверх. Это же движение он повторяет в начале занятия, на котором дети рисуют высотный дом. Известен и такой прием, когда воспитатель в младшей группе делает изображение вместе с ребенком, ведя его руку. Этот прием следует использовать, когда движения у ребенка не развиты, он не умеет ими управлять. Надо дать возможность ощутить это движение.

Жестом можно обрисовать весь предмет, если его форма не­сложна (мяч, книга, яблоко), или детали формы (расположение ветвей у ели, изгиб шеи у птиц). Более мелкие детали воспита­тель демонстрирует в рисунке или лепке.

Характер показа зависит от тех задач, которые ставит воспи­татель на данном занятии.

Показ изображения всего предмета дается в том случае, если ставится задача научить правильно изображать основную форму предмета. Обычно этот прием используется в младшей группе. На­пример , чтобы научить детей рисовать круглые формы, воспита­тель рисует мяч или яблоко, объясняя свои действия.

Если при изображении предмета необходимо точно передавать последовательность рисования той или иной детали, то также мо­жет быть дан целостный показ всего предмета. При таком показе желательно, чтобы воспитатель привлекал детей к анализу предмета вопросом: «Что теперь надо нарисовать?»

В обучении детей старших групп чаще используется частичный показ - изображение той детали или отдельного элемента, который дошкольники еще не умеют изображать. Например, дети 4-5 лет рисуют ствол дерева в виде треугольника с широким основанием. Эта ошибка бывает порой вызвана объяснением воспитателя: «Ствол дерева вверху узкий, а внизу широкий,- и дети буквально следуют этому указанию. Воспитателю необходимо наряду со сло­весным указанием дать показ изображения ствола дерева.

В старшей группе в рисовании на тему «Кра­сивый дом» воспитатель показывает на доске, какими различными по форме могут быть окна, двери. Такой вариативный показ не ограничивает возможности ребенка в создании всего рисунка.

При повторных упражнениях по закреплению умений и затем самостоятельному их применению показ дается лишь в индивиду­альном порядке детям, не усвоившим тот или иной навык.

Увлечённость постоянным показом приемов выполнения задания приучит детей во всех случаях ждать указаний и помощи воспитателя, что ведет к пассивности и торможению мыслительных процессов.


14. Перечислите словесные методы и приёмы, применяемые в процессе обучения дошкольников изобразительной деятельности. Раскройте условия эффективного применения словесных методов и приёмов на занятиях по изобразительной деятельности. Аргументируйте необходимость применения художественного слова в процессе обучения дошкольников изобразительной деятельности.

Решите педагогическую задачу:

Закончив наклеивать грузовик для Мишутки, Юля показывает работу воспитателю: «Я хорошо наклеила?» - «Давай посмотрим! - отзывается Лидия Федоровна. - Кабина есть, кузов тоже крепко держится, а вот как только машина поедет, так колеса сразу и отвалятся!» Педагог показывает девочке на неплотно приклеенные колеса. Юля берет работу и идет подклеивать колеса. Закончив дело, она встречает одобрительный взгляд педагога и, довольная, показывает работу Мишутке, который «соглашается» прокатиться на этой машине.

Интерпретируйте предложенную ситуацию. Спроектируйте свою деятельность в качестве воспитателя в аналогичной ситуации.

Словесные методы и приемы: беседа, рассказ воспитателя, педагогическая оценка и анализ детских работ

вопросы, поощрения, советы, указания, художественное слово.

Беседа – один из ведущих словесных методов обуче­ния изобразительной деятельности. Беседа на за­нятиях по изобразительной деятельности - это организованный педагогом разговор, во время которого воспитатель, пользуясь вопросами, пояснениями, уточнениями , способствует формирова­нию у детей представлений об изображаемом предмете или явле­нии и способах его воссоздания в рисунке, лепке, аппликации. Специфика метода беседы предусматривает максимальное стиму­лирование детской активности . Именно поэтому беседа нашла широкое распространение как метод развивающего обучения изобразительной деятельности.

Беседа используется в первой части занятия - когда стоит задача формирования изобразительного представления, и в конце занятия - когда важно помочь детям увидеть свои работы, почувствовать их выразительность и достоинства, понять слабо­сти.

Методика беседы зависит от содержания, вида занятия, кон­кретных дидактических задач.

В сюжетном рисовании , когда детей учат передавать сюжет, в процессе беседы необходимо помочь детям представить содержа­ние изображения, композицию, особенности передачи движения, цветовую характеристику образа, т.е. продумать изобразительные средства для передачи сюжета. Педагог уточняет с детьми некото­рые технические приемы работы, последовательность создания изображения.

В зависимости от содержания изображения (по ли­тературному произведению, на темы из окружающей действи­тельности, на свободную тему) методика бесед имеет свою специ­фику. Так, при рисовании (лепке) на тему литературного произве­дения важно вспомнить его основную мысль, идею; эмоционально оживить образ (прочитать строчки из стихотворения, сказки). Дать характеристику внешнего облика персонажей, вспомнить их взаимоотношения, уточнить композицию, приемы и последова­тельность работы.

Рисование (лепка) на темы окружающей действительности требует оживления жизненной ситуации, воспроизведения содержания событий, обстановки, уточнения выразительных средств: композиции, деталей, способов передачи движения и т.п., уточнения приемов и последовательности изображения.

При рисовании (лепке) на свободную тему необходима предварительная работа с детьми. В беседе педагог оживляет впечатления. Затем он предлагает некоторым детям объяснить замысел: что они нарисуют (слепят), как будут рисовать, чтобы было понятно другим, где расположат ту или иную часть изображения. Воспитатель уточняет некоторые технические приемы работы. На примере рассказов детей педагог еще раз учит дошколь­ников способам замысливания образа.

На занятиях, где содержанием изображения является отдель­ный предмет , беседа часто сопровождает процесс его рассматривания (обследование) . В этом случае в процессе беседы необходи­мо вызвать активное осмысленное восприятие предмета детьми помочь им уяснить особенности его формы, строения, определить своеобразие цвета, пропорциональных отношений и т.п. Харак­тер, содержание вопросов педагога должны нацеливать ребят на установление зависимостей между внешним обликом предмета и его функциональным назначением или особенностями условий жизни (питание, передвижение, защита). Выполнение этих задач является не самоцелью, а средством формирования обобщенных представлений, необходимых для развития самостоятельности, активности, инициативы детей при создании изображения. Сте­пень умственной, речевой активности дошкольников в беседах подобного рода тем выше, чем богаче опыт детей.

На занятиях по конструированию, аппликации, где предметом обследования и беседы часто является образец , предусматривают также большую степень умственной, речевой, эмоциональной и по возможности двигательной активности детей.

В конце занятия в процессе просмотра и анализа детских работ нужно помочь детям почувствовать вырази­тельность образов, ими созданных. Обучение умению видеть, чув­ствовать выразительность рисунков, лепки одна из важных за­дач, стоящих перед педагогом. При этом характер вопросов и замечаний взрослого должен обеспечить определенный эмоцио­нальный отклик детей.

В старших группах в процессе беседы педагог подводит детей к самостоятельному установлению зависимости выразительности образа от способов действия.

Возрастные особенности влияют на содержание беседы, степень активности детей. В зависимости от конкретных дидактических задач характер вопросов меняется. В одних случаях вопросы нацеливают на описание внешних признаков воспринимаемого объекта, вдругих - на припоминание и воспроизведение, на умо­заключение. С помощью вопросов педагог уточняет представле­ния детей о предмете, явлении, о способах его изображения. Во­просы используются в общей беседе и индивидуальной работе с детьми в процессе занятия. Требования к вопросам носят общепе­дагогический характер: доступность, четкость и ясность форму­лировки, краткость, эмоциональность.

Пояснение - словесный способ воздействия на сознание детей, помогающий им понять и усвоить, что и как они должны делать во время занятий и что должны получить в результате. Пояснение дается в простой, доступной форме одновременно всей группе детей или отдельным детям. Пояснение часто сочетается с наблю­дением, показом способов и приемов выполнения работы.

Совет используют в тех случаях, когда ребенок затрудняется в создании изображения, при этом не спешить с советом. Дети с замедленным темпом работы и способ­ные по заданному вопросу найти решение, часто не нуждаются в совете. В данных случаях совет не способствует росту самостоя­тельности и активности детей.

Широко распространено мнение, будто нет принципиальных отличий между способами изображения действительности в фольклоре и в художественной литературе. И там и здесь действительность изображается одинаково верно и правдиво. Так, например, М. М. Плисецкий в своей книге, посвященной историзму русских былин, никак не соглашается с теми, кто утверждает, что былина изображает не события той или иной эпохи, а ее стремления.

Почему же, спрашивает он, исторические события изображаются, например, в песнях о взятии Казани, о Степане Разине, почему «Слово о полку Игореве» может верно изобразить поход половцев против русских, почему Л. Н. Толстой в романе «Война и мир» или А. Н. Толстой в романе «Петр Первый» могли изобразить множество исторических лиц и событий, а былина этого не может? «Почему это не разрешается былинам?» — восклицает автор. Итак, нет никакой принципиальной разницы в изображении действительности между былинами, историческими песнями, «Словом о полку Игореве» и историческими романами XIX—XX века.

Это мнение, в котором автор не считается ни с художественными средствами жанров фольклора и литературы, ни с социальной средой, создающей искусство, ни со столетиями исторического развития народа, несмотря на свою явную и несколько примитивную антиисторичность, довольно типично для целого ряда современных работ. Такое же правдивое изображение действительности, как для былин, допускается даже для сказки.

В сказках, например, ищут отражения тех форм классовой борьбы, какие имели место в XIX веке. Так, Е. А. Тудоровская пишет о волшебной сказке следующее: «Правдиво показана исконная классовая вражда между угнетателями-крепостниками и угнетенным народом». Но когда дело доходит до примеров, оказывается следующее: «Баба-яга, "хозяйка" леса и зверей, изображается как настоящий эксплуататор, угнетающий своих слуг-зверей...». По мнению Е. А. Тудоровской, классовая борьба в сказке приобретает «вид вымысла». «Это несколько ограничивает реализм волшебной сказки».

Таким образом, волшебная сказка реалистична, но она обладает одним недостатком в ней есть вымысел, и это снижает, ограничивает ее реализм Логическим следствием такою мнения будет утверждение, что, если бы в сказке не было вымысла, это было бы лучше.

О таких курьезных мнениях не стоило бы упоминать, если бы точка зрения Е. А. Тудоровской была единичной. Но ее разделяют другие. Так, В. П. Аникин пишет: «Непосредственный жизненный социально-исторический опыт — источник правдивого изображения действительности в устном творчестве народа». Аникин усматривает классовую борьбу в сказках о животных.

Он объявляет их аллегориями. «Социальный аллегоризм есть важнейшее свойство народных сказок о животных, и без этого аллегорического смысла сказка была бы не нужна народу». Таким образом, сказка как таковая народу не нужна.

Нужен только аллегорический социальный смысл. Автор пытается доказать, что волк — это «народный притеснитель». К таким же притеснителям принадлежит и медведь. В области волшебной сказки к народным притеснителям социального порядка отнесен Кощей и другие антагонисты героя.

Справедливость требует отметить, что в книге В. П. Аникина много верных наблюдений. Но в годы, когда писалась эта книга, подобные концепции считались в какой-то степени обязательными и про грессивными.

Мы не будем вдаваться в дальнейшую полемику, но попытаемся подойти к вопросу о том, как в фольклоре изображается действительность, какими средствами он для этого располагает и в чем специфические отличия фольклора от литературы реализма, не путем абстрактных умозрений, а путем изучения самого материала.

Мы увидим, что фольклор обладает специфическими законами своей поэтики, отличными от методов профессионального художественного творчества. Вопрос следовало бы поставить исторически; однако раньше чем это сделать, необходимо уяснить себе картину того, что имеется на сегодняшний день.

Фольклорные памятники мы будем рассматривать по записям XVIII—XX веков, отодвигая историческое изучение процесса сложения и развития на будущее. Рассматривать мы будем только русский фольклор. Такое описательное изучение необходимо сделать раньше, чем начать изучение историко-сравнительное.

Есть закономерности, общие для всех или многих жанров фольклора, и есть закономерности, специфические только для отдельных жанров. Мы рассмотрим вопрос по жанрам, отнюдь не стремясь к исчерпывающей характеристике их, а ограничиваясь рамками проблемы отношения фольклора к действительности.

Свое изучение мы начнем со сказки как жанра, в котором вопрос об отношении к действительности сравнительно прост. Вместе с тем именно сказка позволяет вскрыть и некоторые общие законы повествовательных жанров вообще.

Говоря о сказке, необходимо вспомнить высказывание В. И. Ленина: «Во всякой сказке есть элементы действительности...». Достаточно самого беглого взгляда на сказку, чтобы убедиться в правильности этого утверждения. В волшебных сказках этих элементов меньше, в других видах ее — больше.

Такие животные, как лиса, волк, медведь, заяц, петух, коза и другие, есть именно те животные, с которыми имеет дело крестьянин; из жизни перешли в сказку мужики и бабы, старики и старухи, мачеха и падчерица, солдаты, цыгане, батраки, попы и помещики.

В сказке отражена как действительность доисторическая, так и средневековые обычаи и нравы и социальные отношения феодальных времен и времен капитализма. Все эти элементы действительности тщательно изучаются советской и зарубежной наукой, и о них уже существует очень значительная литература.

Однако, присматриваясь ближе к словам Ленина, мы видим, что Ленин вовсе не утверждает, что сказка сплошь состоит из элементов действительности. Он говорит только, что они в ней «есть». Как только мы обратимся к вопросу, что же эти реалистические мужики, бабы, солдаты или другие персонажи делают в сказке, т. е. обратимся к сюжетам, как мы сразу окунемся в мир невозможного и выдуманного.

Достаточно взять указатель сказочных сюжетов Аарне-Андреева и раскрыть там хотя бы раздел «Новеллистические сказки», чтобы сразу же убедиться, что это так. Где в жизни эти шуты, обманывающие всех на свете и никогда не побеждаемые? Бывают ли в жизни такие ловкие воры, которые крадут яйца из-под утки или простыню из-под помещика и его жены? Так ли в жизни укрощаются строптивые жены, как в сказке, и есть ли на свете такие глупцы, которые глядят в дуло ружья, чтобы посмотреть, как вылетит пуля? В русской сказке нет ни одною правдоподобного сюжета.

Мы не будем входить в детали, а остановимся в качестве образца только на одном типичном примере. Это — сказка о злополучном мертвеце. В общих чертах дело происходит следующим образом. Дурак нечаянно убивает свою мать: она попадает в капкан или падает в яму, которую дурак вырыл перед домом.

Иногда, впрочем, он убивает ее намеренно; она прячется в сундук, чтобы узнать, о чем дурак говорит со своей семьей, и он это знает и заливает сундук кипятком. Труп матери он сажает в сани, дает ей в руки пяльцы или донце, гребень и веретено и едет. Навстречу несется барская тройка. Он не сворачивает с дороги, и его опрокидывают.

Дурак кричит, что убили его матушку, царскую золотошвейку. Ему дают сто рублей отступных. Он едет дальше и теперь сажает труп в погреб к попу; в руки он дает своей мертвой матери кувшин со сметаной и ложку. Попадья думает, что это воровка, и ударяет ее палкой по голове. Дурак опять получает сто рублей отступных. После этого он сажает ее в лодку и спускает ее по реке. Лодка наезжает на сети рыбаков.

Рыбаки ударяют по трупу веслом, он падает в воду и тонет. Дурак кричит, что утонула его мать. От рыбаков он тоже получает сто рублей. С деньгами он приезжает домой и говорит своим братьям, что он продал матушку в городе на базаре. Братья убивают своих жен и везут их продавать. Жандармы забирают их в тюрьму, а имущество братьев достается дураку. С этим имуществом и привезенными деньгами он начинает жить припеваючи.

Есть и другая версия этой сказки, которую, впрочем, можно считать другой сказкой. Здесь дело происходит несколько иначе. Жена мужика угощает своего любовника. Муж подсматривает.

Пока она ходит в погреб за маслом, муж убивает любовника, а в рот засовывает ему блин, чтобы думали, что он подавился. Затем начинаются проделки с трупом, которые частично могут совпадать с предыдущей версией, частично имеют другую форму.

В этом случае от трупа надо отделаться, чтобы свалить с себя подозрение в убийстве. Мужик прислоняет труп к дому, где происходит свадебный пир, и начинает ругаться. Гости выскакивают, думают, что ругался мужик, прислоненный к стене, и бьют его по голове. Видя его мертвым, пугаются и, чтобы отделаться от мертвеца, привязывают его верхом к лошади и отпускают.

Лошадь забегает в лес и портит капканы охотника. Охотник бьет мертвеца и думает, что убил его. Он сажает труп в лодку, и действие кончается, как в предыдущей версии: злополучный мертвец от удара рыбака падает в воду, и труп исчезает.

Если бы современный советский писатель вздумал написать рассказ о том, как была убита мать и как потом убийца воспользовался трупом для вымогания денег, то ни одно издательство не напечатало бы такого рассказа, а если бы он был напечатан, то вызвал бы справедливое возмущение читателей.

Между тем сказка никакого возмущения у народа не вызывает, несмотря на то, что к покойникам крестьяне относятся с каким-то особым благоговением. Сказка эта популярна не только у русских, но у многих европейских народов. Она проникла даже к индейцам Северной Америки.

Почему такой возмутительный сюжет мог стать популярным? Это стало возможным только потому, что эта сказка — веселый фарс. Ни рассказчик, ни слушатель не относят рассказа к действительности. К действительности его может и должен отнести исследователь и определить, какие стороны быта вызвали к жизни этот сюжет, но это относится уже к области не художественного восприятия, а научного. Это не сниженный, не ограниченный или сказочный реализм, это не аллегория и не басня, это сказка.

Мы потому так подробно остановились на этом примере, что для вопроса об отношении сказки к действительности он показателен и типичен.

Сказка есть нарочитая и поэтическая фикция. Она никогда не выдается за действительность. «Сказка — складка, песня — быль», — говорит пословица. «Сказка складом, песня ладом красна». Окончив рассказ, говорят: «Сказка вся, больше врать нельзя». В современном языке слово «сказка» есть синоним слова «ложь».

Но чем же тогда привлекает сказка, если изображение действительности не составляет ее цели? Прежде всего она привлекает необычайностью своего повествования. Несоответствие действительности, выдумка как таковая доставляют особое наслаждение.

В сказках-небылицах действительность нарочито выворочена наизнанку, и в этом вся их прелесть для народа. Правда, необычайное имеет место и в художественной литературе.

В романтической прозе оно сильнее (романы Вальтера Скотта, Гюго), в реалистической — слабее (Чехов). В литературе необычайное изображается как возможное, вызывая эмоции ужаса, или восхищения, или удивления, и мы верим возможности изображаемого.

В народной же прозе необычайность такова, что фактически в жизни она была бы невозможна. Правда, в сказках бытовых в большинстве случаев нет нарушения законов природы. Все, о чем рассказывается, собственно говоря, могло бы и быть. Но все же события, о которых рассказывается, настолько необычайны, что никогда не могли происходить в действительности, и этим-то они возбуждают интерес.

В.Я. Пропп. Поэтика фольклора - М., 1998 г.

Обязательно творит его для кого-то, предполагая, что оно будет прочитано, прослушано, уведено и оценено. Искусство диалогично, это всегда взаимодействие, по крайней мере, двоих - творца и зрителя. Запечатлевая в художественных образах волнующие его темы, поднимая из глубин своей души тонкие переживания и впечатления о чем-то, художник предлагает своим творчеством темы для размышления, сопереживания или споров, а роль зрителя - понять, принять, осмыслить их. Именно поэтому, восприятие художественного произведения - это серьезный труд, связанный и с умственной, и с душевной деятельностью, иногда требующий особой подготовки и специальных эстетических, культурологических и исторических знаний, тогда произведение раскрывается, рамки его расширяются, демонстрируя всю глубину личности и мировоззрения художника.

Виды изобразительного искусства

Искусство изображения - самый древний вид творческой деятельности человека, сопровождающий его на протяжении тысячелетий. Даже в доисторическую эпоху рисовал фигурки животных, наделяя их магической силой.

Основные виды изобразительного искусства - живопись, графика и скульптура. В своем творчестве художники пользуются различными материалами и техниками, совершенно по-особому создавая художественные образы окружающего мира. Живопись использует для этого все богатство красок и оттенков, графика - только игру теней и строгую графичность линий, скульптура творит трехмерные осязаемые образы. Живопись и скульптура, в свою очередь, подразделяются на станковую и монументальную. Станковые произведения создаются на специальных станках или мольбертах для камерного показа на выставках или в залах музеев, а монументальные произведения живописи и скульптуры украшают фасады или стены зданий и площади городов.

Виды изобразительного искусства - это еще и декоративно-прикладное творчество, которое часто выступает как синтез живописи, графики и скульптуры. Искусство украшения бытовых предметов иной раз отличается такой выдумкой и оригинальностью, что утрачивает свою утилитарную функцию. Предметы быта, созданные талантливыми художниками, занимают почетные места на выставках и в залах музеев.

Живопись

Живопись до настоящего времени занимает одно из приоритетных мест в художественном творчестве. Это искусство, которому подвластно многое. С помощью кисти и красок оно способно передать наиболее полно всю красоту и разнообразие видимого мира. Каждый образ, созданный художником, - это не только отражение внешней действительности, в нем заключено глубоко внутреннее содержание, чувства, эмоции творца, его мысли и переживания.

Цвет и свет - два главных выражения в живописи, но техник выполнения работ много. масляными гуашью, пастелью, темперой. К живописным техникам относятся также мозаика и витражное искусство.

Графика

Графика - вид изобразительного искусства, который, по сравнению с живописью, не стремится передать всю красочную полноту окружающего мира, ее язык более условный, символичный. Графическое изображение - это рисунок, созданный сочетанием линий, пятен и штрихов преимущественно одного черного цвета, иногда с ограниченным использованием еще одного или нескольких дополнительных цветов - чаще всего красного.

Происхождение искусства.

Самые древние из знакомых нам художественных произведений относятся к эпохе позднего палеолита(двадцать тысяч лет назад до нашей эры). Устремление осознать свое место в окружающем мире чтиается в тех образах, что донесли до нас гравированные и живописные изображения на камне. Находились эти камни в основном в Бурделе, Эль Парналло, Истюрице. Также широко известны палеолитическая живопись и петроглифы (изображения, выбитые, выцарапанные или высеченные на камне) пещер Ласко, Альтамиры, Нио, наскальное искусство Северной Африки и Сахары. До того как в 1879 году дворянин Марселино де Саутуолла открыл росписи в испанской пещере Альтамира среди этнографов, археологов существовало мнение, будто первобытный человек был совсем лишен духовности, занимался только поиском пищи. Отдельные ученые до сегодняшнего дня довольно упрощенно подходят к оценке образов первобытного художественного творчества. Однако уже в начале века, в Англии, исследователь первобытного искусства Анри Брейль заговорил о истинной "цивилизации каменного века". Он смог проследить эволюцию первобытного искусства от самых простых спиралей и отпечатков рук на глине через гравированные изображения животных на костях, камне и роге к многоцветным росписям в пещерах на огромных пространствах Европы и Азии. Анри Брейль - приверженец магической теории, согласно которой все фрески, статуэтки и гравировку следует воспринимать как предметы культа, напрямую объединяя их с необходимостью завлекать животных в охотничьи угодья.

Около 4 тыс. лет назад в эволюционном развитии человека произошло еще одно переломное событие - открытие людьми металлов, начало их обработки. Медь стала первым металлом, использующимся человеком для изготовления орудий труда, так как его легче было добывать. Позже человек стал добывать и извлекать из руды другие металлы, среди которых были олово и свинец. Сплавляя медь с оловом, человек создал первый не существующий в природе металл - бронзу. Кельтские культуры, главенствовавшие в Европе до римского завоевания, широко применяли бронзу и другие металлы, создавая с их помощью свои декоративные традиции.

Возникновение искусства напрямую связано с развитием общества и условиями жизни человека. Развивалось общество, развивалась культура, зарождались всё новые и новые виды искусства, неразрывно связанные с образом жизни человека.

Способы отражения действительности в искусстве.

Искусство само по себе является способом отражения действительности. Существует два основных способа отражения действительности в искусстве - реалистический и условный. В искусстве эти способы отображения действительности присутствуют всегда. Могут существовать либо параллельно, либо один из них будет считаться ведущим. Реалистическое искусство не просто обыкновенный слепок с действительности. Художественные образы реалистического способа представляют жизнь будто в концентрированном виде, фокусируя значительные для данной культурной эпохи персонажи, события, чувства, идеи, проблемы. Условное искусство дает больше возможностей для расширения и интерпретации содержания художественных образов. Такое искусство может быть символическим.

В европейской культуре искусство средневековья было в большей степени условным, символичным: живописные и скульптурные образы, далекие от правдоподобия, служили религиозным идеям, торжеством духа над телесностью. Благодаря этому скульптуры готических соборов так условны, фигуры обычно спрятаны за складками одежды.

Реалистичное искусство хорошо читается в наскальной живописи первобытного человека, оно как бы передает реальность современного мира, в котором существует человек. Раскрывает его настоящее, не приукрашивая, и не додумывая.

Искусство осваивает и выражает действительность в художественно-образной форме, именно это позволяет его выделять от всех остальных видов человеческой деятельности. Художественный образ - это не просто внешнее сходство с действительностью, а проявление творческого отношения к действительности, способ дополнить определенными красками реальную жизнь.