Название балета хачатуряна. Арам Ильич Хачатурян: биография композитора, особенности творчества и интересные факты

Учебные цели:

  1. Развитие интереса в познании классической музыки.
  2. Умение учащихся охарактеризовать значение творчества А.И.Хачатуряна в музыкальной культуре XX века.
  3. Знакомство с основными событиями творческой биографии композитора.
  4. Знакомство с симфоническими, балетными произведениями А.И.Хачатуряна и с массовыми музыкальными жанрами – музыкой для театра и кино

Воспитательные цели:

  1. Развитие интереса к музыкальной культуре XX века.
  2. Формирование стремления учащихся к разностороннему развитию личности, воспитанию трудолюбия, патриотизма, глубокой любви к сокровищнице народного музыкального искусства на примере творческой личности А.И.Хачатуряна.

Наглядные пособия и ТСО:

    -проигрыватель. -плеер.
  1. Телевизор.

Музыкальный материал:

  1. Дживан Гаспарян. Армянский дудук. Мелодия № 1 (Приложение № 6 ).
  2. “Вальс” из музыки к драме Лермонтова “Маскарад” (Приложение № 7 ).
  3. Концерт для скрипки с оркестром, I часть (Приложение № 8 ).
  4. “Танец с саблями” из балета “Гаянэ” (Приложение № 9 ).
  5. Адажио Фригии и Спартака из балета “Спартак” (Приложение № 10 ).
  6. Дживан Гаспарян. Армянский дудук. Мелодия № 2 (Приложение № 11 ).

Раздаточный материал:

  1. Хронологическая таблица “Жизнь и творчество А.И.Хачатуряна” (Приложение № 1 ).
  2. Карточки-конспекты (Приложение № 2 ).
  3. Таблица основных произведений А.И.Хачатуряна (Приложение № 3 ).
  4. Устный экспресс-опрос по теме: “Творчество А.И.Хачатуряна” (Приложение № 4 ).
  5. Летопись жизни А.И.Хачатуряна (Приложение № 5 ).

Ход урока

Организационный момент:

  • Приветствие, перекличка.
  • Эмоциональная настройка.
  • Обеспечение учащихся наглядными пособиями.
  • Обеспечение раздаточным материалом.
  • Информация о целях и задачах урока.
  • Изучение нового материала.

    Сегодня мы познакомимся с жизнью и творчеством композитора Арама Ильича Хачатуряна. По мнению ЮНЕСКО, Хачатурян – один из самых известных композиторов 20 века. Его “Танец с саблями” – чуть ли не самое популярное произведение нашего времени.

    Феноменальная популярность музыки Хачатуряна, ее доступность, как специалистам музыкального искусства, так и широчайшим кругам любителей музыки. Объясняется громадной силой таланта, блеском мастерства и творческой щедростью композитора. Его музыка отличается подлинной народностью, реалистичностью, глубиной содержания и совершенством художественной формы.

    Арам Ильич Хачатурян родился 6 июня 1903 года в Коджори, предместье Тифлиса, в армянской семье переплетчика. Отец, Илья Восканович происходил из крестьян, живших в деревне Верхняя Аза Нахичеванского уезда, а мать – Кумаш Сергеевна была родом из Нижней Азы.

    Семья Хачатурянов жила на Арагвинской улице в доме, построенном на склоне горы. Здесь они снимали три небольшие комнаты, где размещались родители и четыре сына. Там же была крохотная кухонька и чулан, через который можно было подняться на чердак и уединиться для музыкальных занятий.

    Арам рос, подобно всем своим сверстникам-мальчишкам на дворе, на улице. Здесь они носились неутомимыми “табунами” в веселых прятках, бегали наперегонки, играли в “чилька чжохи” – игру, напоминающую нашего “чижика”.

    Будущий композитор учился сначала в пансионе, а затем в коммерческом училище. Проявляя интерес к живописи, поэзии, литературе, театру, он все же отдавал предпочтение музыке: пел в хоре, играл на трубе в духовом оркестре. Отец, заметив увлечения сына, приобрел старенький прямострунный рояль. С величайшим увлечением Арам подбирал на нем понравившиеся мелодии, импровизировал, вслушивался в своеобразные гармонические созвучия. Вскоре среди товарищей, друзей и родных он прослыл пианистом. Однако о профессиональной карьере музыканта пока еще не помышлял.

    Многонациональная культура Тбилиси оказали огромное влияние на Хачатуряна. (Звучит Армянский дудук. Мелодия № 1, Приложение № 6). Этот живописнейший и очень своеобразный город отличался большой пестротой населения. Здесь наряду с коренными грузинами проживали представители около 80 национальностей. Эта многонациональная, многоязычная атмосфера накладывала свой отпечаток на быт, нравы и культуру Тбилиси, в том числе и музыку. Позднее, Арам Хачатурян вспоминал: “Достаточно было пройтись по улицам и переулкам, лежащим в стороне от центра, чтобы окунуться в музыкальную атмосферу, создаваемую самыми разнообразными источниками: вот из открытого окна слышится характерное звучание хоровой грузинской песни, рядом кто-то перебирает струны азербайджанского тара, пройдешь дальше – наткнешься на уличного шарманщика, наигрывающего модный в ту пору вальс. Южный город живет кипучей уличной жизнью, встречая каждое утро музыкальными выкриками торговцев фруктами, рыбой, мацони и завершая свой день сложной многоголосной полифонией несущихся со всех сторон армянских, грузинских, русских напевов, обрывков итальянских оперных арий, громоздких военных маршей, доносящихся из городского сада, где играет духовой оркестр… Нередки встречи и с хранителями древней народной культуры певцами-сказителями, ашугами, аккомпанирующими себе на народных инструментах – сазе, кеманче…”

    Музыкальная культура Тифлиса была довольно высокой. Здесь было отделение Русского музыкального общества, работало музыкальное училище, которое одно время возглавлял М.М.Ипполитов-Иванов. Постоянно функционировала итальянская оперная труппа. Сюда приезжали с концертами Ф.И. Шаляпин, Л.В. Собинов, С.В. Рахманинов, К.Н. Игумнов. Наконец, здесь жили талантливые музыканты, сыгравшие видную роль в становлении грузинской и армянской композиторских школ: М.А. Баланчивадзе, З.П. Палиашвили, и другие.

    В семье Хачатурянов постоянно звучала музыка. Мать композитора Кумаш Сергеевна знала множество армянских, азербайджанских народных песен и превосходно их исполняла. Некоторые из этих мелодий позже “проросли” в творчестве Арама Ильича.

    По воспоминаниям композитора, отец тоже знал много армянских народных песен и пел их, аккомпанируя себе на таре. Художественно одаренными людьми были и братья Арама. Левон обладал красивым голосов и стал довольно известным певцом. Сурен, окончив студию Станиславского при МХАТе в Москве, работал актером и режиссером. Вагинак часто выступал в любительских спектаклях. Араму Хачатуряну было шестнадцать лет, когда он впервые попал в оперный театр. Опера классика грузинской музыки З.П. Палиашвили “Абесалом и Этери” произвела на него сильное и яркое впечатление.

    Осенью 1921 года Сурен Хачатуров (в Москве он был известен под этой фамилией) совершил поездку в Армению и Грузию для набора учащихся в Армянскую студию в Москве.

    Сурен взял на себя заботу о младшем брате. Он хорошо понимал, что для развития таланта юноши в Москве могут быть созданы наиболее благоприятные условия.

    Москва поразила А. Хачатуряна напряженным темпом жизни, широким размахом культурной деятельности. В доме брата он знакомится со многими выдающимися деятелями театра, актерами, художниками музыкантами. Незабываемое впечатление оставляет игра пианиста Николая Орлова.

    Еще более сильное впечатление произвел симфонический концерт в Большом зале Московской консерватории. Исполнялась Девятая симфония Бетховена и Второй концерт Рахманинова. Солистом был Константин Николаевич Игумнов.

    19-летний А. Хачатурян становится учеником Музыкального техникума имени Гнесина по классу виолончели и фортепиано, а в 1925 году поступает в только что открытый класс композиции к М. Ф. Гнесину. Начинающий композитор знакомится с множеством музыкальных произведений. Изучает музыкально-теоретические дисциплины, осваивает технику композиции, пишет свои первые сочинения. Параллельно Хачатурян учится на биологическом отделении физико-математического факультета Московского университета и получает образование биолога.

    С 1929 г. по 1934 г. Арам Хачатурян учится в консерватории и заканчивает ее с золотой медалью. Его имя заносится на мраморную доску Почета. Его дипломной работой становится Первая симфония, посвященная Армении, ее древней культуре, истории и людям.

    Первое исполнение Симфонии состоялось в большом зале Московской консерватории 23 апреля 1934 года, дирижировал немецкий дирижер Эуген Сенкар, работавший в те годы в Советском Союзе. В последующие годы (1934-1936) Арам продолжает совершенствовать свое композиторское мастерство у Мясковского в аспирантуре при Московской консерватории.

    Среди ранних произведений Хачатуряна следует отметить “Аллегретто” для скрипки и фортепиано, “Детский альбом” для фортепиано, Сюиту для альта и фортепиано. Постепенно Хачатурян переходит от мелких форм к более развернутым, от обработки народно-песенного и танцевального материала к его разработке, применяя различные средства интонационно – тематического развития. В этой связи следует назвать струнный квартет с двойной фугой, сонату для скрипки и фортепиано, сюиту для фортепиано. Первая часть “Токката” – завоевала широкую известность и вошла в репертуар многих пианистов. Характерные для данного жанра ритмическая острота, моторность, сливаются здесь со своеобразными ритмами плясок народов Закавказья и общей динамикой звучания восточных ударных инструментов. Проявляя большую изобретательность, композитор варьирует, развивает музыкальный материал, создает непрерывное нарастание звучания. Безудержной стихией ритма, энергии, воли, напора, противопоставлен в сочетании проникновенно – лирический эпизод. Нельзя не удивляться мастерству, с которым молодой композитор достигает средствами пианистической техники эффекта, имитирующего звучание восточных народных инструментов – канона и дойры.

    После окончания консерватории композитор много и упорно работает над своими новыми сочинениями. Он обращается к различным жанрам. Среди созданного на протяжении 30-х годов наиболее удачными оказались балет “Счастье”, фортепианный и особенно скрипичный концерты. Заслуженную популярность завоевала музыка Хачатуряна к драматическим спектаклям (“Валенсианская вдова”, “Маскарад”) и кинофильмам (“Пэпо”, “Зангезур”). Активно включается Хачатурян и в общественно-музыкальную жизнь страны, выполняет ответственную работу в Союзе композиторов.

    Фортепианный концерт закончен композитором в 1936 году. Его первым исполнителем был выдающийся советский пианист Лев Оборин, которому он и посвящен. Концерт имел большой успех. В нем проявилась склонность композитора к виртуозно-блестящему стилю. Еще ярче стали краски гармонии, острее и выпуклее ритмы, выразительнее мелодия.

    В 1940 году Хачатурян создает одно из своих наиболее значительных произведений – скрипичный концерт. Здесь творческий облик композитора раскрылся во всей своей полноте. Концерт посвящен его первому исполнителю – известному советскому скрипачу Давиду Ойстраху. Как выдающееся произведение он удостоен Государственной премии СССР. (Звучит I часть концерта для скрипки и фортепиано, Приложение № 7).

    Весну и лето 1939 года Хачатурян проводит в Армении, где усиленно работает над балетом “Счастье”.

    Спустя два года Хачатурян пишет музыку для спектакля “Маскарад” (по драме Лермонтова) в театре имени Евгения Вахтангова. Несколько позже отдельные музыкальные номера были изданы в виде симфонической сюиты. Особенно полюбился слушателям “Вальс”. Взволнованная, полная тревоги музыка “Вальса” связана с трагической судьбой героини “Маскарада”. (Звучит “Вальс” из музыки к драме Лермонтова “Маскарад”, Приложение № 8).

    В годы Великой Отечественной войны Хачатурян создает хоровое произведение “Слава нашей Отчизне”, песню “О капитане Гастелло”, марш для духового оркестра “Героям Отечественной войны”, “Песню гнева”.

    Из крупных жанров появляется балет “Гаяне” на либретто К. Державина. В этом балете композитор талантливо синтезирует традиции классического балета и народно-национального музыкального и хореографического искусства.

    Особенно яркой страницей балета стал огненно-темпераментный “Танец с саблями”. Его отличают стремительный темп, острый ритмический рисунок, яркость оркестровки. (Звучит “Танец с саблями”, Приложение № 9).

    Премьера “Гаяне” состоялась в 1942 году в городе Перми в исполнении Ленинградского театра оперы и балета. В 1943 году Хачатуряну за балет “Гаяне” присуждена Государственная премия СССР, которую он внес в фонд Вооруженных сил Советского союза.

    В 1943 году была написана вторая симфония, получившая название “Симфонии с колоколом”. Она передает переживание людей в годы войны. Их страдание, скорбь по погибшим, воспоминания о счастье и радости, предчувствие грядущей победы.

    В 1944 году Хачатуряном был создан гимн Армении.

    Летом 1946 года композитором был создан Виолончельный концерт, который с большим успехом исполнил в Москве С. Кнушевицкий. В то же время был создан вокальный цикл на стихи армянских поэтов. В 1954 году родилось наиболее значительное произведение А. Хачатуряна – героико-эпический балет “Спартак”. Композитора привлек образ человека, возглавившего беспримерное в истории древнего мира восстание рабов. Балет был поставлен на сцене ленинградского театра им. С.М. Кирова и в Большом театре в Москве. Из отдельных номеров балета композитор создал четыре сюиты, куда вошли наиболее значительные фрагменты. В 1959 году за балет “Спартак” Хачатуряну была присуждена Ленинская премия. (Звучит Адажио из Фригии и Спартаки из балета “Спартак”, Приложение № 10).

    60-е годы в творчестве Хачатуряна ознаменованы еще одним концертным “всплеском” – один за другим появляются три концерта-рапсодии: Концерт-рапсодия для скрипки с оркестром (1961), Концерт-рапсодия для виолончели с оркестром (1963) и Концерт-рапсодия для фортепиано с оркестром (1968). Композитор неоднократно делился мыслями о своем желании написать четвертый Концерт-рапсодию, где концертирующими выступали бы все три инструмента, объединяющиеся в конце произведения... В 1971 году триада Концертов-рапсодий была удостоена Государственной премии.

    Много сил отдавал Хачатурян педагогической работе. Долгие годы он руководил композиторским классом в Московской консерватории имени П.И.Чайковского и музыкальном институте имени Гнесиных. Развивая педагогические принципы своего учителя Мясковского, опираясь на собственный жизненный и творческий опыт, Хачатурян создал свою композиторскую школу.

    Арам Ильич любил своих студентов, даже, несмотря на различие в их способностях. Хачатурян имел необычайное педагогическое чутье, что позволяло ему правильно развивать индивидуальность и своеобразие каждого ученика. Не случайно, что среди воспитанников Хачатуряна не было ни одного, кто изменил бы своей профессии и не стал бы композитором. Среди учеников Хачатуряна – известные композиторы разных стилей и направлений.

    Его учениками были:

    Андрей Эшпай – советский композитор и пианист. В период с 1953 по 1956 гг. был аспирантом А.Хачатуряна. Народный артист СССР, член Международного музыкального совета при ЮНЕСКО. Автор ряда известных произведений: симфоний, концертов, балетов, а также музыки к спектаклям драматических театров и кино.

    Микаэл Таривердиев – советский композитор. Окончил Музыкально-педагогический институт имени Гнесиных по классу композиции у Хачатуряна в 1957 году. Основная сфера творческой деятельности – камерная музыка, музыка к спектаклям и кинофильмам. Широкое признание получили его песни и романсы.

    Алексей Рыбников – российский композитор. Окончил Московскую консерваторию у А.Хачатуряна в 1967 году. Автор ряда опер, мюзиклов, концертов. Имя А.Рыбникова неразрывно связано с советским кинематографом. Его музыка способствовала популярности множества художественных фильмов.

    Арам Ильич Хачатурян был великолепным дирижером.

    Уже в первых рецензиях на дирижерские выступления Хачатуряна подчеркивалась выразительная пластика рук Арама Ильича, умение лепить форму целого, замечательное внутреннее ощущение ритма.

    В работе с оркестром проявились врожденный артистизм Арама Хачатуряна, его талант, яркая исполнительская одаренность, большая творческая воля, поразительная работоспособность и – прочный профессионализм. “Под его палочку было удобно играть. Он умел зажигать артистов оркестра и солистов, он всегда точно знал, чего хотел. Его дирижерская воля безотказно впечатляла слушателей”, – вспоминает о дирижерском умении Хачатуряна знаменитый скрипач Виктор Пикайзен.

    С симфоническим оркестром Хачатурян посетил многие столицы мира. Ему рукоплескали Прага, Варшава, Берлин, София, Будапешт, Бухарест, Вена, Париж, Рим, Брюссель, Лондон, Зальцбург, Нью-Йорк, Чикаго, Токио, Буэнос-Айрес, Гавана, Мехико, и др. Вот далеко не полный список городов, где выступал Хачатурян. Его концерты проходили с неизменным успехом, способствуя укреплению международных культурных связей.

    Лауреат Государственных и Ленинской премий, Герой Социалистического труда, народный артист СССР Арам Ильич Хачатурян прожил счастливую жизнь. Он объездил весь мир, встречался с Роменом Ролланом, Хемингуэем, Чаплином, Сибелиусом, Стравинским, Караяном... Хачатуряна с радостью принимали великие мира сего - королева Бельгии Елизавета, Папа Римский Иоанн XXIII , католикос Вазген. Его сочинения играли звезды исполнительского искусства - скрипачи Яша Хейфец, Джордже Энеску, Давид Ойстрах, пианисты - Артур Рубинштейн, Эмиль Гилельс, виолончелист Мстислав Ростропович... Он был овеян славой, любим слушателями, уважаем властями.

    О мировом признании творчества Арама Хачатуряна свидетельствует бесчисленное множество наград. В 1963 году Хачатурян был избран действительным членом Академии Наук АССР, почетным академиком Итальянской музыкальной академии “Санта Чечилия” (1960), почетным профессором Мексиканской консерватории (1960), членом-корреспондентом Академии искусств ГДР (1960). Арам Хачатурян имел звания профессора и доктора искусствоведения (1965).

    Именем Хачатуряна в Ереване назван Большой концертный зал в филармонии, струнный квартет и ежегодный конкурс пианистов и композиторов.

    К своему 75-летию А.И. Хачатурян шел обогащенный огромным жизненным опытом, достигшим вершины мастерства, полным новых значительных замыслов.

    Но первого мая 1978 года, за месяц до намеченного юбилея перестало биться горячее, жизнелюбивое, трепетное сердце Арама Ильича.

    Прах Хачатуряна был перевезен из Москвы самолетом в Ереван и похоронен на знаменитом кладбище. (Звучит Армянский дудук. Мелодия № 2, Приложение № 11).

    Тенистый парк, большая гранитная плита, на которой высечена: А. Хачатурян (1903-1978). Кругом деревья, цветы, а рядом могилы великих деятелей армянской культуры: Аветика Исаакяна, Мартироса Сарьяна, Комитаса…

    Музыка Хачатуряна всегда утверждала, и будет утверждать высокие гуманистические идеалы, веру в прогресс, в светлое будущее, в красоту. Его творчество – источник высоких эстетических наслаждений.

    Композитор Арам Ильич Хачатурян во всем мире признан одним из гениальных музыкантов ХХ века. Армянин по национальности, родился в , за свою жизнь создал множество музыкальных произведений, среди которых сюиты, рапсодии, симфонии, писал музыку к кинофильмам и театральным постановкам, а также является автором музыки Государственного Гимна Армянской ССР.

    Народный артист СССР, удостоенный множества наград, премий и медалей. В 2006 году в Москве (в Брюсовом переулке в Пресненском районе) был открыт памятник великому композитору.

    Биография Арама Хачатуряна

    Летом 1903 года в предместье Коджоры дореволюционного Тбилиси, который тогда назывался Тифлисом – в культурной столице всего дореволюционного , в семье обычного переплетчика родился четвертый сын, которому дали имя Арам. Семья будущего музыканта была достаточно большой, в ней воспитывались пятеро детей.

    Отец, Илья (Егия) Хачатурян был на 10 лет старше супруги Кумаш, обручены они были в то время, когда ей исполнилось всего 9 лет. К тому же, оба были из одного уезда. Егия, будучи обычным крестьянином, сумел уехать в Тифлис, поступил в переплетную мастерскую и быстро добился успеха. К моменту рождения Арама, его отец был уже полноправным владельцем этой мастерской.

    Что касается Кумаш Саркисовны, то она была очень творческой натурой и, возможно, именно ее влияние на младшего сына стало для него определяющим. По воспоминаниям самого композитора, мать часто напевала армянские песни, а он потом настукивала эти мотивы на кухонной медной утвари. Кроме сыновей у Хачатурянов была еще и дочь (старшая среди детей), однако она не дожила даже до двух лет и скончалась от болезни.

    Арам был ребенком очень подвижным и даже отчасти задиристым. Средства семьи позволили дать младшему сыну достойное образование. Он был отдан в частный пансион, где хорошо преподавались уроки пения. Это в биографии Хачатуряна стало следующим шагом к миру музыки. Он упросил отца купить ему рояль и, не зная нот, начал постепенно подбирать музыку самостоятельно. Кроме того, играл на тубе и трубе.

    Старший брат Сурен закончил Московский университет и служил в МХАТ. В 1921 году он позвал двух младших братьев в Москву. Арам, проделав длинный путь в 24 дня из в Москву, приехал и жил у Сурена, посещал концерты, слушал выступления Маяковского… Там он поступил на подготовительные курсы, а в дальнейшем стал студентом биологического отделения физико-математического факультета.

    Проучившись там всего год, он понял окончательно, что влюблен в музыку и решил свою жизнь посвятить ей, поступив в Гнесинское училище, которое блестяще окончил в 1929 году. Параллельно с учебой он был служащим Дома культуры Армении в Москве. На фото Арам Хачатурян в студенческие годы.

    В том же 1929 году начал обучение в Московской консерватории. На тот момент он уже мог считать себя композитором, поскольку сочинял музыку. С середины 30-х годов начался расцвет его деятельности. В период Великой Отечественной он сотрудничал со Всесоюзным радио, марши и песни Арама Хачатуряна были широко известны по всей стране.

    Женился композитор в 1933 году на своей сокурснице Нине Владимировне Макаровой, в счастливом браке у них родился сын Карен. Арам был настоящим главой своей маленькой семьи, его энергии хватало на все: как на текущие заботы, так и на решение крупных семейных вопросов, однако самостоятельное существование без супруги он не мог себе представить, они были неразлучны.

    Однако композитору был нанесен мощный удар со стороны государства, когда в 1948 году вышло Постановление Политбюро ЦК ВКП(б) Об опере «Великая дружба» В. Мурадели, в котором с одной стороны, его ставили в один ряд с Шостаковичем и Прокофьевым. С другой, произведения Хачатуряна были названы формалистическим проявлением в искусстве.

    Поэтому он, хоть и по-прежнему сочинял музыку, большей частью стал известен как дирижер. С 1950 года работал преподавателем в любимой Гнесинке. Известность вернулась к композитору в конце 50-х, когда его выбрали секретарем Союза композиторов СССР.

    В 60-70-х годах к Хачатуряну вернулась былая слава. К сожалению, в последние годы жизни Арам Ильич был уже больным человеком. Здоровье его было подорвано смертью любимой супруги Нины. Он пережил жену всего на два года и скончался в 1978 году. Тело композитора было похоронено в Ереване.

    Творчество великого композитора

    Арам Ильич был чрезвычайно даровитым музыкантом. Свое первое произведение он создал, будучи студентом Гнесинки. Сочиняя музыку, композитор следовал концепции русской школы, на него сильное воздействие оказывали творения Прокофьева и Шостаковича. Он писал инструментальные симфонии, концерты. Знаменитые вальсы Арама Хачатуряна (этюд и каприс) появились еще в 1926 году. На его счету три бессмертных балета:

    • «Гаянэ»;
    • «Спартак»;
    • «Счастье».

    Из всех балетов Арама наиболее известны «Спартак» и «Гаянэ». Так, «Спартак», созданный в 1956 году, выдержал три редакции и стал тем произведением, которое присутствует в репертуаре каждой труппы балета. Его ставили не только в СССР, но и за рубежом.

    Другое же творение мастера – «Гаяне» было написано в 1942 году, а через 15 лет последовала новая редакция. Эта партитура создавалась в труднейших для страны условиях, когда шла война, а людям не хватало продуктов. Композитор писал его, проживая в Перми, куда был эвакуирован. В примитивных условиях, работая в холодной комнатенке, он создал балет о жизни советских колхозников. И сочинение принесло ему всемирную известность. Не случайно «Танец с саблями» Арама Хачатуряна (один из эпизодов балета) стал таким знаменитым, что, по сути, оказался даже нарицательным.

    Помимо крупных произведений, сочинений для фортепиано, инструментальных сонат и концертов, он создавал и другую музыку. В частности, писал музыкальное сопровождение к различным театральным постановкам. Так, он стал автором музыки для пьесы «Лермонтов» и сюиты для пьесы «Маскарад». И та, и другая постановки были посвящены произведениям Михаила Юрьевича.

    Но музыка была настолько индивидуальна, что уже после смерти Арама Ильича, в 1982 году один из его учеников (Эдгар Оганесян) немного переработал оба произведения своего учителя и на их основе сочинил партитуру для совершенно нового балета под названием «Маскарад». Туда вошли и другие композиции великого музыканта. Таким образом, хотя сам Арам Хачатурян балет «Маскарад» не писал никогда, его все же называют иногда его создателем.

    Среди творческого наследия композитора – музыка ко многим другим постановкам, большая часть которых пришлась на сороковые годы, а также результат работы в кинематографии. Он стал автором музыки к нескольким десяткам фильмов, в том числе, к эпопее «Сталинградская битва».

    Миллионы людей до сих пор зачарованно слушают звуки его произведений. Он был весьма разнообразен в своих творениях. Например, его «Танец с саблями» увлекает своей восточной экспрессией и запоминается любому. А вот «Вечерняя сказка» звучит по-иному – задумчиво и несколько рассеянно, но от этого она не менее хороша.

    Память патриарха музыки

    Невозможно перечислить все заслуги мастера. Это слишком значимый для мира композитор, чтобы имя его было забыто и оттеснено десятками других, менее талантливых сочинителей. Поэтому в 2013 году состоялся музыкальный фестиваль имени Хачатуряна. Организовали его Министерство культуры и армянский Государственный молодежный оркестр.

    Этот фестиваль стал настоящим событием, в которое были втянуты музыкальные коллективы не только из самой Армении, но и из многих других стран. Произведения Арама Хачатуряна смогли услышать и заново пережить в России, Грузии, Италии. Фестиваль запомнился тем, что на его родину приехали многие известные коллективы, в том числе, оркестр Владимира Спивакова. Этот проект еще раз напомнил меломанам о творчестве великого композитора.

    Кроме того, в Ереване ежегодно проводится Международный конкурс имени А. Хачатуряна. Впервые он состоялся в 2003 году и был приурочен к 100-летнему дню рождения. Сегодня в рамках этого конкурса могут выступить молодые таланты, сделавшие своим музыкальным выбором игру на скрипке, фортепиано и виолончели. На мероприятия приезжают музыканты из России, Канады, Испании, Германии, США и множества других стран.

    Армянский Государственный молодёжный оркестр стал официальным музыкальным коллективом этого проекта. Конкурс входит во Всемирную федерацию международных конкурсов музыки. Вряд ли без имени Арама Хачатуряна он приобрел такой вес. А это значит, что сама память о композиторе и его творчество бесценны.

    Aram Elijah Khachaturyan

    Армянский советский композитор, дирижёр, педагог, музыкально-общественный деятель.

    Народный артист РСФСР (1947).
    Народный артист Армянской ССР (1955).
    Народный артист Грузинской ССР (1963).
    Народный артист Азербайджанской ССР (1973).
    Заслуженный деятель искусств РСФСР (1944).
    Заслуженный деятель искусств Армянской ССР (1938).
    Заслуженный деятель искусств Узбекской ССР (1967).
    Народный артист СССР (1954).

    Родился 6 июня 1903 года в селе Коджоры близ города Тифлис.
    Окончил Московскую консерваторию (1934, педагог Н.Я. Мясковский).
    Мировую известность композитору принесли концерты для фортепиано, скрипки и виолончели с оркестром, балеты «Гаянэ» (1942) и «Спартак» (1954).
    Автор симфоний, музыки к театральным спектаклям («Маскарад» Лермонтова). С 1966 года выступал как дирижёр.
    Педагог Московской консерватории, профессор с 1951 года. В числе его учеников были такие видные композиторы, как Андрей Эшпай, Ростислав Бойко, Алексей Рыбников, Микаэл Таривердиев, Эдгар Оганесян, Эдуард Хагагортян, Марк Минков, Толиб-хон Шахиди, Игорь Якушенко, Владимир Рябов и Кирилл Волков.
    Доктор искусствоведения (1965).
    С 1957 года занимал пост секретаря Союза композиторов СССР.
    В кино - с 1935 года.

    Ушёл из жизни 1 мая 1978 года в Москве. Похоронен в Армении в пантеоне парка имени Комитаса.

    Имя композитора носят: улица на севере Москвы, улица в Симферополе и улица в Астане.
    31 октября 2006 г. в Москве открыт памятник Араму Хачатуряну.
    В столице Республики Армения Ереване на улице маршала Баграмяна открыт Музей А. И. Хачатуряна (с концертным залом).
    Именем А. И. Хачатуряна назван самолёт авиакомпании «Аэрофлот» Airbus A319-112 (бортовой номер VQ-BCO).
    В честь А. И. Хачатуряна были выпущены почтовые марки.

    призы и награды

    Ленинская премия (1959) - за балет «Спартак»
    Государственная премия СССР (1971) - за музыку Триады концертов-рапсодий для скрипки с оркестром; для виолончели с оркестром; для фортепиано с оркестром
    Сталинская премия второй степени (1941) - за Концерт для скрипки с оркестром
    Сталинская премия первой степени (1943) - за балет «Гаянэ»
    Сталинская премия первой степени (1946) - за Вторую симфонию
    Сталинская премия первой степени (1950) - за музыку к двухсерийному кинофильму «Сталинградская битва»
    Герой Социалистического Труда (1973)
    3 ордена Ленина (1939, 1963, 1973)
    Орден Октябрьской Революции (1971)
    2 ордена Трудового Красного Знамени (1945, 1966)
    Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
    Медаль «В память 800-летия Москвы»
    Медаль «За оборону Кавказа»
    Медаль «За оборону Москвы»
    «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»
    Орден «Науки и искусства» 1-й степени (1961, Объединённая Арабская республика) - за выдающуюся музыкальную деятельность
    Памятная медаль в связи с 25-летием восшествия на престол шахиншаха Ирана (1965)
    Заслуженный деятель искусств Польской Народной республики - за заслуги перед польской культурой
    Государственной премии Армянской ССР (1965).

    Имя: Арам Хачатурян (Aram Khachaturian)

    Возраст: 74 года

    Деятельность: композитор, дирижёр, педагог

    Семейное положение: вдовец

    Арам Хачатурян: биография

    Арам Хачатурян – советский композитор армянского происхождения, автор балетов «Спартак», «Гаянэ», музыкальной сюиты «Маскарад».

    Арам родился 6 июня 1903 года в селе Коджори недалеко от столицы Грузии. Вскоре семья перебралась в Тифлис. Отец Егия (Илья) Хачатурян был ремесленником, владельцем переплетной мастерской. Женившись на односельчанке, с которой был обручен с детства, Илья переехал из родного селения Верхняя Аза, что на границе с Ираном, в центральную Грузию.


    Мать Кумаш Саркисовна была на 10 лет младше мужа и занималась домашним хозяйством. В семье родилось пятеро детей – дочь Ашхен и сыновья Вагинак, Сурен, Левон, Арам, но девочка умерла в младенчестве.

    Мать любила петь армянские песни, а младший сын Арам в это время подыгрывал ей на всем, что попадалось под руку: кастрюлях или медных тазах. Рвение к музыке не приветствовалось в семье, отец всем сыновьям стремился дать хорошее образование, поэтому Арама вскоре определили в частную гимназию княгини Аргутинской-Долгоруковой. В детстве мальчик легко овладел, помимо родного, еще грузинским и русским языками.


    Атмосфера улиц и переулков многонационального города была насыщена музыкальными звуками, которые лились отовсюду. Регулярно Отделение Русского музыкального общества принимало , Константина Игумнова. В Тифлисе действовал Итальянский оперный театр. Мальчик невольно впитывал мелодии и ритмы разных народов, живущих в столице Грузии. Когда отец приобрел старый рояль, Арам научился подбирать песни.


    В 1921 году на лето в Тифлис приехал старший брат Арама Сурен, который в то время уже жил в Москве. Отучившись в Московском университете на историка, молодой человек устроился работать в МХТ. Сурен тесно общался с основателями русского театра: , Немировичем-Данченко, Сулержицким, Вахтанговым и Михаилом Чеховым. Загоревшись идеей создать национальный армянский театр, Сурен приехал на родину искать талантливых соотечественников для учебы в Москве. Вместе с театралами в столицу России отправились и братья Сурена Левон и Арам.


    В Москве юноши погрузились в культурную жизнь города с головой: посещали оперу, балет, выступления симфонических оркестров, драматические спектакли. Большое впечатление на Арама произвел поэт . Через год Хачатурян поступил на биологический факультет университета, но любовь к музыке взяла свое: молодой человек начал посещать еще и музыкальное училище Гнесиных, в котором только создавалось отделение композиции. Первым педагогом Хачатуряна стал Михаил Фабианович Гнесин, встреча с которым определила творческую биографию молодого человека.

    Музыка

    Хачатуряну, начавшему изучать теорию музыки и нотную грамоту слишком поздно, поначалу приходилось очень сложно. В училище Арам помимо фортепиано освоил игру на виолончели. Первые же пробы написания музыки оказались успешными: «Танец для скрипки и фортепиано» до сих пор входит в копилку скрипичного репертуара. Окончив училище, в 1926 году Арам отправляется на родину, где возглавляет музыкальное отделение Московского Дома культуры.


    В 1929 году Хачатурян возвращается в Москву, где поступает в Московскую консерваторию в класс композитора Николая Яковлевича Мясковского. Инструментовку Хачатуряну преподавали Рейнгольд Глиэр и Сергей Василенко. В эти годы Арам создает сюиту для альта и фортепиано, фортепианную «Токкату», «Семь фуг для рояля». Трио для фортепиано, скрипки и кларнета высоко оценил , который устроил премьеру этого произведения в Париже. В 1933 году на сцене Московской консерватории в исполнении симфонического оркестра прозвучала «Танцевальная сюита».


    Дипломной работой композитора стала Первая симфония. После окончания аспирантуры в 1936 году Хачатурян создал Первый фортепианный концерт, который сразу вошел в репертуар советского пианиста Льва Оборина. В произведениях Арам соединяет восточный колорит гармонии и мелодии с западно-европейскими музыкальными традициями. Сочинения Арама Хачатуряна исполняли советские музыканты Д. Ойстрах, Л. Коган, М. Полякин, Я. Флиер, зарубежные исполнители У. Капелл, А. Рубинштейн.

    В предвоенные годы Арама Хачатуряна назначают заместителем председателя Союза композиторов СССР. Он пишет балет «Счастье», Первый скрипичный концерт, музыку к драме «Маскарад» и комедии «Валенсианская вдова». Вальс из сюиты «Маскарад» вошел в число лучших произведений симфонической музыки XX столетия.


    Во время войны Арам Хачатурян эвакуируется в Пермь, где сочиняет балет «Гаянэ», самыми яркими номерами которого стали «Колыбельная» и «Танец с саблями». Музыкант сочиняет «Симфонию с колоколами», патриотические произведения «Песня о капитане Гастелло» и марш «Героям Отечественной». Музыка композитора транслируется по Всесоюзному радио. Творчество Хачатуряна по праву оценило и советское правительство, присвоив композитору Сталинскую премию I степени. В конце войны из-под пера мастера появляется партитура «Гимна Армении». В 1946 году Арам Хачатурян завершает Первый виолончельный концерт, через год – Третью симфонию.

    В 1948 году Арам Хачатурян испытал шок после выхода постановления Политбюро, в котором его творчество, а также музыка и Прокофьева были названы формализмом. После нападок партии первое крупное произведение мастера – балет «Спартак» – появилось только в 1954 году. С середины 50-х годов балет прочно вошел в репертуар многих театральных коллективов СССР и зарубежья. На музыку Хачатуряна были поставлены спектакли советскими балетмейстерами Л. Якобсоном, И. Моисеевым, Ю. Григоровичем.


    С начала 50-х годов Арам Хачатурян набирает первый курс композиции в Московской консерватории и в Гнесинском институте. Арам Ильич воспитал маститых советских композиторов , Ростислава Бойко, Марка Минкова, Владимира Дашкевича. Его поддержкой пользовались , Александр Арутюнян и Эдвард Мирзоян.


    Арам Хачатурян занимался дирижированием и объездил с выступлениями крупные центры Советского Союза, Европы и Америки. Композитор написал музыку к кинофильмам «Адмирал Ушаков», «Джордано Бруно», «Отелло», «Сталинградская битва». В 60-годы появляются подряд концерты-рапсодии для скрипки, виолончели, фортепиано, в 70-е годы композитор создает ряд сонат для струнных инструментов.

    Личная жизнь

    Арам Ильич Хачатурян был женат дважды. От первого брака у него осталась дочь Нунэ, которая получила музыкальное образование и посвятила жизнь пианистической деятельности. Первый союз не продлился долго. В 1933 году Арам Хачатурян, будучи разведенным, женился во второй раз на однокурснице Нине Владимировне Макаровой.


    Во втором браке родился единственный сын композитора Карен, который позже стал известным искусствоведом. Отношениям Арама Хачатуряна и Нины Макаровой посвящен телефильм из серии «Больше, чем любовь», в создании которого использовались свидетельства родных и фото из семейного архива.

    Смерть

    Последние годы жизни Арама Ильича омрачали постоянные болезни. Композитор много времени проводил в больнице.


    В 1976 году скончалась Нина Владимировна, после чего музыкант окончательно сник. 1 мая 1978 года сердце Арама Хачатуряна остановилось. Могила композитора находится в Ереване, в парке имени Комитаса.

    Несколько интересных фактов из жизни композитора:

    • Последний номер балета «Гаянэ» Арам Ильич написал меньше, чем за половину суток. В результате «Танец с саблями» стал самым любимым произведением .
    • «Гимн Армении» Арам Хачатурян сочинял летним вечером, сидя в рабочем кабинете ереванской квартиры. Начав напевать мелодию, композитор обнаружил, что в окнах соседних домов загорается свет и появляются люди, которые подхватывают пение.
    • Арам Хачатурян любил собак и в честь подаренного щенка Лядо (по названию двух нот), когда тот захворал, написал пьесу «Лядо серьезно заболел».
    • Существует история о том, как однажды, будучи в Испании, Хачатурян посетил . По легенде встреча закончилась курьезным выходом обнаженного художника под звучание «Танца с саблями» перед композитором. Авторство анекдота приписывают Михаилу Веллеру.

    Произведения

    • Танец для скрипки и фортепиано – 1926
    • Токката для фортепиано – 1932
    • Танцевальная сюита – 1933
    • Симфония № 1 – 1934
    • Первый концерт для фортепиано с оркестром – 1936
    • Первый концерт для скрипки с оркестром – 1940
    • Балет «Гаянэ» – 1942
    • Симфония № 2 «Симфония с колоколом» – 1943
    • Сюита из музыки к пьесе «Маскарад» – 1944
    • Первый концерт для виолончели с оркестром. – 1946
    • Балет «Спартак» – 1954

    АРАМ ИЛЬИЧ ХАЧАТУРЯН (1903-1978)

    Арам Ильич Хачатурян – художник яркой,своеобразной индивидуальности. Темпераментная, жизнерадостная, привлекающаясвежестью гармонии и оркестровых красок музыка его пронизана интонациями иритмами народных песен и танцев Востока. Именно народное искусство явилосьисточником глубоко своеобразного творчества этого выдающегося композитора. Всвоих произведениях он также опирался на традиции мировой, и в первую очередьрусской музыки.

    ТворчествоХачатуряна разнообразно по содержанию и по жанрам. Композитор писал балеты,симфонические произведения, сонаты и концерты для различных инструментов,песни, романсы и хоры, музыку для театра и кино. Среди лучших его произведений– балеты «Гаянэ» и «Спартак», вторая симфония, фортепианный и скрипичныйконцерты, музыка к драме Лермонтова «Маскарад».

    БИОГРАФИЯ

    Детство июность. Арам Ильич Хачатурян родился 6 июня 1903 года в Тбилиси в семьепереплетчика. Его мать любила петь народные армянские песни, и эти напевыглубоко запечатлелись в душе ребенка. Незабываемое впечатление оставилоискусство народных певцов-ашугов, в исполнении которых звучали песниАзербайджана, Грузии, Армении.

    Под впечатлениемуслышанных народных мелодий мальчик забирался на чердак дома и часамивыстукивал полюбившиеся ему ритмы на медном тазе. «Эта первоначальная моя«музыкальная деятельность» - рассказывал Хачатурян, - доставляла мненеописуемое наслаждение, родителей же приводила в отчаянье…»

    Материальноеположение семьи было настолько стесненным, что о музыкальном образовании Арамне мог и мечтать. Поэтому появление в доме плохонького, приобретенного за грошипианино стало для мальчика большим событием. Сначала одним пальцем, а затем спримитивным аккомпанементом он стал подбирать по слуху мелодии народных песен итанцев. «Тогда я совсем осмелел, - вспоминал Хачатурян, - и начал варьироватьзнакомые мотивы, сочинять новые. Помню, какую радость доставляли мне эти –пусть наивные, смешные, неуклюжие, - но все же первые попытки композиции».

    Когда Арамуисполнилось десять лет, он поступил в коммерческое училище. Самостоятельнонаучившись играть на духовых инструментах, он участвовал в любительском духовоморкестре.

    В шестнадцать летХачатурян впервые попал в оперный театр, где услышал оперу «Абесалом и Этери» - классику грузинской музыки Захария Палиашвили. Впечатление было столь сильным,что мечта учиться музыке стала неотступной.

    Наконец в 1921году в судьбе юноши наступил перелом. В Тбилиси приехал его старший брат СуренХачатурян, режиссер Московского Художественного театра. Заметив влечение Арамак музыке, Сурен Ильич взял его с собой в Москву.

    Годы учения. В возрасте 19 лет юноша сдал экзамен в Московскиймузыкальный техникум имени Гнесиных. У него не было даже элементарнойподготовки. Выручили отличный слух, музыкальность, прекрасная память. ЕленаФабиановна и Михаил Фабианович Гнесины, опытные педагоги, сразу же распознали вюноше природное дарование. И вот начались годы учения – большего, настойчивоготруда, сомнений, успехов, разочарований.

    Вначале Хачатурянучился играть на виолончели и фортепиано. Но скоро становится ясно, чтоосновное его призвание – композиция. В лице Михаила Фабиановича он нашелчуткого педагога, сумевшего быстро развить его природные способности. Уже втехникуме начинающий композитор написал «Танец» для скрипки с фортепиано и«Поэму» для фортепиано. Эти произведения были изданы с успехом.

    С 1929 по 1934годы Хачатурян учится в Московской консерватории. По классу сочинения онзанимается у М.Ф. Гнесина, а позднее у Н.Я. Мясковского. Теперь все своевнимание он отдает творчеству. В эти годы он пишет «Токкату» для фортепиано,трио для кларнета, скрипки и фортепиано, «Танцевальную сюиту» длясимфонического оркестра.

    Уже здесьпроявились черты, ставшие типичными для более зрелых его произведений. Преждевсего, это певучие мелодии народного характера, сочные, свежие гармонии,праздничная оркестровка. Самобытность и оригинальность таланта Хачатурянатеперь начинает признаваться не только музыкантами. Известность его быстрорастет и среди широких масс слушателей.

    В качестведипломной работы молодой композитор представил первую симфонию, посвященнуюСоветской Армении. Хачатурян блестяще оканчивает консерваторию. Его имязанесено на Доску почета. В дальнейшем он совершенствует свое мастерство,занимаясь в аспирантуре.

    Началосамостоятельного пути. После окончания консерватории композитор много иупорно работает над своими новыми сочинениями. Он обращается к различнымжанрам. Среди созданного на протяжении 30-х годов наиболее удачными оказалисьбалет «Счастье», фортепианный и особенно скрипичный концерты. Заслуженнуюпопулярность завоевала музыка Хачатуряна к драматическим спектаклям(«Валенсианская вдова», «Маскарад») и кинофильмам («Пэпо», «Зангезур»). Активновключается Хачатурян и в общественно-музыкальную жизнь страны, выполняетответственную работу в Союзе композиторов.

    Фортепианныйконцерт закончен композитором в 1936 году. Его первым исполнителем былвыдающийся советский пианист Лев Оборин, которому он и посвящен. Концерт имелбольшой успех. В нем проявилась склонность композитора к виртуозному блестящемустилю. Еще ярче стали краски гармонии, острее и выпуклее ритмы, выразительнеемелодия.

    В 1940 годуХачатурян создает одно из своих наиболее значительных произведений – скрипичныйконцерт. Здесь творческий облик композитора раскрылся во всей своей полноте.Концерт посвящен его первому исполнителю – известному советскому скрипачуДавиду Ойстраху.

    Весну и лето 1939года Хачатурян проводит в Армении, где усиленно работает над балетом «Счастье».В новом для себя жанре балета он воплощает тему – жизнь народа СоветскойАрмении, радость и счастье людей, завоеванные в труде и борьбе.

    Спустя два годаХачатурян пишет музыку для спектакля «Маскарад» (по драме Лермонтова) в театреимени Вахтангова.

    Годы войны. Наступила Великая Отечественная война. В военные годы Хачатурян создает песни«Капитан Гастелло», «Слава нашей Отчизне», марш для духового оркестра «ГероямОтечественной войны» и другие.

    Из произведенийкрупных жанров появляются балет «Гаянэ» и вторая симфония.

    Премьерабалета «Гаянэ» состоялась в 1942 году в Перми, куда был эвакуированЛенинградский театр оперы и балета имени С.М. Кирова. Спектакль прошел согромным успехом.

    Сюжет «Гаянэ» развиваетсядраматически напряженно. Герои балета – колхозники и бойцы Красной Армии. Ихсчастье неотделимо от благополучия всего народа. За балет «Гаянэ» композитору в1943 году была присуждена Государственная премия СССР, которую он внес в фондВооруженных Сил Советского Союза.

    Втораясимфония получила название «Симфонии с колоколом». Она передает переживаниясоветских людей в годы войны. В четырех частях симфонии отражены страдания,скорбь по погибшим, воспоминания о счастье и радости, предчувствие грядущейпобеды.

    В 1944 годуХачатурян пишет Государственный гимн Армянской ССР.

    Послевоенныйпериод. В послевоенные годы музыкальная деятельность композиторазначительно расширяется. Начиная с 1950 года – он профессор по классукомпозиции в Московской консерватории и Институте имени Гнесиных.Хачатурян-педагог главное внимание уделял развитию творческой индивидуальностибудущих композиторов, национальной природы их дарования. Из его класса вышлитакие известные композиторы, как А. Эшпай, Р. Бойко, Э. Оганесян, М. Таривердиеви другие.

    В 1950 годуначалась дирижерская деятельность композитора. Первый концерт, где дебютировалХачатурян-дирижер, состоялся в Москве в Доме ученых. Под управлением авторапрозвучали сцены из балета «Гаянэ» и финал скрипичного концерта. Композиторпосещает с концертами многие города Советского Союза. С большим успехом еговыступления проходят и за рубежом. Но сочинение по-прежнему остается главнойцелью его жизни.

    Появляется целыйряд его песен о дружбе народов, о мире. Много музыки Хачатурян пишет длякинофильмов («Русский вопрос», «Сталинградская битва», «Владимир Ильич Ленин»,«У них есть родина» и другие), для драматических спектаклей («Лермонтов» Б.Лавренева, «Макбет» и «Король Лир» У. Шекспира).

    В 1946 годуХачатурян заканчивает концерт для виолончели с оркестром и посвящает егопервому исполнителю Святославу Кнушевицкому, выдающемуся советскомувиолончелисту. К 30-летию Октября создана «Симфония-поэма» (симфония № 3).

    Капитальноепроизведение послевоенного периода – балет «Спартак», законченный в 1954 году.Впервые он был поставлен на сцене Ленинградского театра имени С.М. Кирова в1956 году, а в Большом театре в Москве – двумя годами позже. Хачатуряна привлекобраз человека, возглавившего беспримерное в истории Древнего мира восстаниерабов. В героическом сопротивлении угнетенных, композитор увидел много общего сборьбой народов за свою независимость.

    Позднеетворчество. На протяжении 60-70 годов сочинены три концерта-рапсодии (дляскрипки, для виолончели и для фортепиано – с оркестром). Композитор вновьвозвращается к жанрам камерной инструментальной музыки: он сочиняет сольные«Сонату-фонтазию» для виолончели, «Сонату-монолог» для скрипки и «Сонату-песню»для альта.

    С первых жепослевоенных лет получила особый размах общественно-музыкальная деятельностьХачатуряна. Совместно с другими советскими музыкантами композитор побывал вомногих странах мира. Свои концертные выступления он сочетал с беседами,докладами о советской музыкальной культуре, что служило еще большему укреплениюдружественных связей между Советским Союзом и другими странами.

    Композитору былоприсвоено почетное звание народного артиста СССР.