Сценарий в мире музыкальных инструментов сказка. Путешествие в мир музыкальных инструментов

Муниципальное учреждение
дополнительного образования детей
«Детская школа искусств. Филиал№3» с. Индерка
Сосновоборского района
Пензенской области

"Музыкальные истории"
(в рамках сотрудничества с МБОУ СОШ
с.Индерка)
Составила и провела:
преподаватель по классу
баян, аккордеон
Ернеева Гульсюм
Махмудовна

2018 г
Цель: показать удивительный мир музыкальных образов; повысить
познавательный интерес детей к классической музыке; познакомить с
музыкальными инструментами: фортепиано, баян, аккордеон, гитара.
Задачи:
Образовательная: ввести учащихся в образный мир музыки; раскрыть связь
музыки с жизнью; повысить мотивацию к обучению игре на инструменте.
Развивающая: развивать воображение, творческую активность, мышление,
эмоционально­ образное содержание музыки; узнавать знакомые
произведения, высказывать свои впечатления о прослушанном;
Воспитательная: воспитывать умение сознательно и эмоционально слушать
музыку; понимать художественную красоту музыки; воспитывать устойчивый
интерес к урокам музыки, музыкальный вкус.
Оборудование: музыкальные инструменты; компьютер, проектор, экран.
Все это необходимо для того, чтобы дети развивались, слушали и
приобщались к высокому искусству мира музыки и вырастали достойными,
образованными, культурными людьми своего времени.
Остановись и оглянись:
Какая музыка в природе!
Звенит струною каждый лист
И тембр меняет по погоде.
Журчит ручей, течёт река,
Иль дождь с небес потоком льётся,
И дуновенье ветерка ­
Всё это музыкой зовётся.
А сколько музыки в цветах,
Их удивительны букеты!
Витают звуки в облаках,
И воспевают их поэты.
Подарит музыку закат
И каждая былинка в поле.

Своя есть музыка в горах,
Другая музыка на море.
Бывает музыка в душе,
Она звучит и вдохновляет.
Приснится музыка во сне,
Проснёшься ­ и она растает...
О чём может рассказать музыка? Обо всём на свете! Музыка – самое
таинственное из всех искусств.
Она может рассказать о времени года, о природных явлениях, повторив в
музыке шум дождя, раскат грома, передать движение поезда, бег коня, пение
и полёт птиц. Но главная особенность музыки – умение передать настроение и
чувства человека.
Добрый день, дорогие наши слушатели! Сегодня у нас удивительный концерт.
К вам в гости пришли тоже дети, которые учатся играть в детской школе
искусств на разных инструментах. Они исполнят для вас музыку, которую
сочинили композиторы. Кто же знает кто это – композиторы? (ответы детей).
Правильно!
Композиторы ­ это такие люди, которые любые истории, случающееся в
жизни, изображают звуками. Они сочиняют музыку и записывают её
специальными знаками, которые называются нотами. В музыке, как и в
человеческой речи, есть свои слова. Это музыкальные интонации, похожие на
разговор –весёлый, грустный, сердитый, нежный. А мы вместе с детьми
учимся понимать их язык и изображать музыкальные истории на наших
любимых инструментах так же, как художники пишут свои картины кистью и
красками.
Чтобы лучше понять язык музыки, нужно знать и уметь применять словарь
эмоционально­ образного содержания музыки (на экране). Пользуясь этим
словарем, опишите характер музыки.
Знают все на свете дети­
Много музыки на свете!
Из семи обычных нот
Композитор создаёт:
Пьесы, оперы, сонаты,
Ариозо иль кантаты,
Симфонические сказки,
Менуэты или пляски.

Сегодня наши ученики будут вам играть на четырех разных инструментах.
Это –фортепиано, баян, аккордеон и гитара.

Друг друга мы узнаём по лицу, а каждое музыкальное произведение – узнаём
по мелодии. Потому что Мелодия – это душа музыки, это то, что мы можем
повторить и спеть своим голосом. Можем спеть её как песенку. У каждой
мелодии есть свой характер и настроение.
Слушая мелодию, мы можем веселиться, грустить, мечтать, фантазировать,
думать с композитором, который её для нас сочинил.
Под музыку мы поём, танцуем, можем даже маршировать, представляя себя
на параде в сказочном королевстве. Сегодня, слушая игру наших музыкантов,
мы будем фантазировать и придумывать разные истории, а вы, ребята, будете
внимательно вслушиваться и искать настроения и характеры героев
музыкальных историй.
­Но что значит слушать музыку? (Ответы детей)
Это значит различать её характер, настроение. Настроение у музыки,
как и у человека, бывает разным – и весёлым и грустным. Музыка, как и
человек, может быть задумчивой или озорной.
Будьте внимательны и слушайте.
До, ре, ми, фа, соль, ля, си.
Сколько клавиш посмотри:
Черные и белые –
По ним пальцы бегают.
Клавишный мой инструмент.
Фортепиано лучше нет!
Наш концерт открывается с пьесой «Зайчик». Исполнит её Гумерова Ляйсан
на инструменте, который называется фортепиано.
Жил – был зайчик, длинные ушки.
Отморозил зайка носик на опушке.
Отморозил носик, отморозил хвостик
И поехал греться к ребятишкам в гости.
Звучит музыка.
Вот видите ребята, какой робкий и грустный характер у этой музыкальной
истории про зайчика. Звуки мелодии звучат осторожно и робко, и мы можем
представить, как зайчишке было холодно, он переминается с лапки на лапку.
Правда ребята? Какие слова из словаря подойдут для описания этой музыки?
Сейчас прозвучит пьеса советского композитора С.М Сламинского « Под
дождем мы поем» исполнит Мустафина Камиля, ученица 3 класса.
Дождь парой на чьи­то слезы похожи
Только горечи в его каплях нет

И земля с волнением ждет каждый дождь
Как существует белый свет.
Звучит музыка.
Звуки мелодии стремительно подпрыгивают. Правда
ребята? А какое настроение у этой пьесы?.... Нам легко
представить, как капают капельки дождя. Какие слова можно применить из
словаря?
Новую историю вы сейчас услышите в пьесе «Клоун». Эту музыку
написал советский композитор Наталья Бакланова. А исполнит её для вас
ученица Сооло Айсылу, ученица 3 класса
Послушайте музыку и скажите, какая она по характеру.
В шароварах красных,
В красном колпаке
Сидит и улыбается
Клоун в уголке.
Звучит музыка.
­Музыка спокойная и немножко грустная. Как вы думаете, ребята, какую
музыкальную историю можно услышать в этой пьесе?
Наш клоун весь вечер был на арене цирка и веселил зрителей.Но почему же
он загрустил? (Дети отвечают) Ну, конечно, он всегда хочет быть на арене
цирка и дарить смех и радость людям, но, увы, представление закончилось и
огни погасли. И наш веселый клоун тихонько сел в уголок и немножко
загрустил.
Следующим номером выступит Казаева Айсылу, ученица 5 класса.
Чайковский «Сладкая грёза»
Сладкая грёза,
Ты так прекрасна.
Мечтанье и слёзы,
Радость цветка.
Разум летит,
Бороздя облака.
Как сновиденье,
Как пробужденье
Мне поет грёза моя.
Звучит музыка.

А здесь ребята,что услышали? Как звучит эта пьеса?
Это лирическая пьеса, произведение очень эмоциональное, тихое, сладостное
и мечтательное. Музыка отражает прекрасное сновидение и пробуждение
первого цветка. Вальсовый ритм придает особое очарование нежной,
взволнованной мелодии, слышны элементы дуэта.
А теперь пришло время для новой музыкальной истории.
В руки ты его берёшь, то растянешь, то сожмёшь,
Если это повторять, начинает он играть.
Сбоку клавиши ряды, чтобы петь на все лады.
Не рояль и не тромбон, а прекрасный аккордеон
Представляем вам замечательный инструмент ­ аккордеон.
Музыка, исполняемая на аккордеоне, всегда звучит звонко и заливисто.
И еще одну красочную историю мы услышим в исполнении Ряхимова
Салавата, ученика 1 класса,название мы с вами сейчас отгадаем! Готовы?
Желтые комочки, легкие как вата,
Бегают за курочкой. Это кто? (Цыплята)
Правильно, ребята!
Написал песенку «Цыплятки» композитор Аркадий Филлипенко.
­Послушайте и скажите, какая музыка по характеру?
Звучит музыка.
Ответы детей. Да, ребята. Характер у музыки задорный, в мелодии
звучат короткие нотки. Мы можем себе представить, как цыплятки бегают и
клюют зернышки!
А сейчас Хайров Айрат, ученик 1 класса, сыграет для вас песенку
танцевального характера, которую вы, наверно, хорошо знаете! Называется
она «Мишка с куклой танцуют полечку», а сочинила эту песенку польский
композитор Мария Качурбина.
Мишка с куклой бойко топают,
Бойко топают, посмотри!
И в ладоши звонко хлопают,
Звонко хлопают, раз, два, три!
Мишке весело, Мишке весело,
Вертит Мишенька головой;
Кукле весело, тоже весело,
Ой, как весело, ой, ой, ой!
­ Ребята, что вы услышали в этой музыке? Какая музыка по настроению?

Звучат ответы детей. Да, верно! Действительно в мелодии этой пьески мы
услышали как задорно топают и звонко хлопают пританцовывая мишка с
куклой. Музыка весёлая и энергичная. Какие слова из словаря подойдут к
этой мелодии? (Ответы детей).
А сейчас прозвучит популярная детская песенка эстонского композитора
Густава Эрнесакса «Паровоз». Это история о веселом машинисте, который
везет зверушек в гости на своем паровозе. У песни очень простая мелодия и
слова в припеве повторяются два раза, для того, чтобы вы их лучше
запомнили.
Едет, едет паровоз -
Две трубы и сто колес,
Две трубы, сто колес,
Машинистом - рыжий пес.
Мы к соседям в гости едем,
Едем к тиграм и медведям.
Ожидайте в гости нас,
Мы приедем ровно в час.
Звучит музыка.
(Ответы детей)
­ Музыка веселая и ритмичная. В музыке слышен стук колес, мелодия
идет то вверх, то спускается вниз, прямо как наш паровоз – тяжело
поднимается в гору и на всех парах опускается с неё!
А мы продолжаем наше путешествие по музыкальным историям. И
следующая музыкальная история будет для вас рассказана на чудесном
инструменте ­ гитаре.
Звенит струна, поет она,
И песня всем ее слышна.
Шесть струн играют что угодно,
А инструмент тот вечно модный.
Он никогда не станет старым.
Тот инструмент зовем гитарой.
Музыку советского композитора Калинина «Резвый козлик» исполняет
ученик 2 класса Рузеев Даниэль.
Если ослик скажет ­ стоп,
Вы забудьте про галоп,
Потому что средь вреднюшек,

Ослик ­ главный из зверюшек!
Звучит музыка.
­Ребята, какое настроение у этой музыки? Правильно! Весёлое,
шутливое. Это песенка про упрямого ослика. Музыка ритмичная.(Применить
словарь).
Еще одно выступление послушаете в исполнение Ахмерова Алмаза, ученика 2
класса в обр. Александрова «Финская полька»
Полька! Спляшем поскорей!
Танца нету веселей.
Все пойдут бойко в пляс
И закружит полька нас!
­ Какое настроение здесь присутствовало? Какая история скрывается здесь?
(ответы ребят) . Молодцы, ребята!
Снова пришло время для новой музыкальной истории. Представляем
замечательный инструмент – баян
В исполнении Кафтаевой Айгуль, ученцы 5 класса, прозвучит пьеса ««Шутка»
Баянист развлечься хочет,
За бока баян берет
И щекочет их, щекочет –
Отдышаться не дает!
Кнопки пальцами считает
Раздвигает плавно мех,
И оттуда вылетает
Музыкальный, звучный смех.
Звучит музыка.
А какие удивительные звонкие звуки у этого инструмента ­баяна! А чтобы
сделать мелодию более яркой, баян сопровождали звуки фортепиано, на
котором играла преподаватель –Баишева Галия Равильевна.
Какую музыкальную историю вы услышали? (Ответ детей.)
Продолжаем слушать удивительный инструмент баян. Сейчас выступят два
ученика Магдеев Марат и Кафтаева Айгуль. Как будет называться
исполнение, если играют вдвоем? А втроем? вчетвером?
Ответ детей: Дуэт, трио,квартет.
Дуэт исполнит французскую народную песню «Танец утят»
А веселые утята,
Очень дружные ребята.

Утром все идут на пруд,
Приключенья их там ждут.
Звучит музыка.
­ Ну что, ребята, какую музыкальную историю вы услышали? (ответы детей)
(слова из словаря)
­ Интересную музыкальную историю мы Вам рассказали? (Да)
А давайте вспомним – кто же сочиняет такую красивую музыку?
(Ответы детей) Правильно! Композиторы. А какими специальными знаками
записывают композиторы музыку? (Ответы детей) Правильно! Нотами.
Мы друг друга узнаём по лицу, а как мы узнаём то или иное
музыкальное произведение? Правильно, ребята! По мелодии. Ведь мелодия –
это душа музыки.
Сегодня вместе с вами, дорогие наши слушатели, мы внимательно
слушали музыку, фантазировали и придумывали разные музыкальные
истории, с помощью словаря искали настроения и характеры героев
музыкальных картин.
Надеемся, что наши музыкальные истории вам понравились! (ДА!)
Если вам понравились выступления ваших друзей, одноклассников, как они
владеют разными инструментами, то приглашаем вас записаться в нашу школу
искусств. Также поблагодарить наших прекрасных преподавателей за
подготовку музыкальных номеров:
Шаипову Н.М. препод. фо­го отдела
Баишеву Г.Р. препод. фо­го отдела,
Ернееву Р.Д. препод. по классу гитара
Резакову Н.Д. препод. по классу гитара
И я, Ернеева Гульсюм Махмудовна, преподаватель по классу баян и
аккордеон.
На этом наш концерт окончен. Спасибо за внимание!
До свидания, ребята! До новых встреч!

Приложение.

СЛОВАРЬ ЭМОЦИОНАЛЬНО – ОБРАЗНОГО СОДЕРЖАНИЯ
МУЗЫКИ
Взволнован
ная
Встревожен
ная
Стремитель
ная
Вьюжная
Ненастная
Тревожная
Беспокойна
я
Торопливая
Щемящая
Трепещуща
я
Отчаявшаяс
я
Раскаявшая
ся
Надломленн
ая
Торжественная
Праздничная
Бодрая
Важная
Маршевая
Четкая
Отчетливая
Гордая
Могучая
Победная
Величественная
Призывная
Ликующая
Восторженная
Пышная
Шумная
Жизнеутвержда
ющая
Оптимистичная
Грациозная
Эффектная
Таинственная
Сказочная
Волшебная
Колючая
Пугливая
Осторожная
Загадочная
Настороженна
я
Острая
Подкрадываю
щаяся
Поэтичная
Возвышенна
я
Мечтательн
ая
Одухотворе
нная
Сердечная
Задушевная
Трепетная
Душевная
Напевная
Проникнове
нная
Чуткая
Лиричная
Завороженн
ая
Веселая
Радостная
Игривая
Задорная
Звонкая
Озорная
Шутливая
Бойкая
Забавная
Резвая
Прыгучая
Скачущая
Солнечная
Сверкающа
я
Ослепител
ьная
Плясовая
Улыбающа
яся
Живая
Яркая
Лучезарна
я
Спокойная
Добрая
Нетороплив
ая
Убаюкиваю
щая
Колыбельн
ая
Мягкая
Плавная
Напевная
Протяжная
Хороводна
я
Мирная
Безмятежна
я
Добродушн
ая
Наивная
Светлая
Прозрачная
Беззаботна
я
Покорная
Невозмути
мая
Неприхотл
ивая

Серьезная
Сдержанна
я
Грустная
Печальная
Жалобная
Тоскливая
Скорбная
Хмурая
Плачущая
Просящая
Тяжелая
Грузная
Громоздкая
Мощная
Неуклюжая
Угловатая
Густая
Насыщенная
Нежная
Ласковая
Задумчивая
Мечтательная
Легкая
Светлая
Трогательная
Приветливая
Доверчивая
Беззлобная
Страшная
Зловещая
Грубая
Сердитая
Недовольна
я
Темная
Трагичная
Тягучая
Грозная
Злая
Мужествен
ная
Бесстрашна
я
Боевая
Смелая
Отважная
Решительна
я
Богатырска
я
Грозная
Суровая
Динамичная

Сцена камерного или актового зала.

На сцене:

  • музыкальные инструменты: фортепиано, синтезатор, рояль;
  • журнальный столик, на котором разложены плакаты с изображением музыкальных инструментов.

На сцену выходят ведущие в соответствующих костюмах:

  1. Несмеяна - в русском сарафане и короне (кокошнике).
  2. Мальвина - в нарядном платье с большим ярким бантом.
  3. Золушка - в бальном платье. В руках – музыкальный инструмент металлофон.

Мальвина:

Здравствуйте, дорогие ребята! Вы нас, наверное, знаете. Мы к вам пришли из разных сказок. Меня зовут Мальвина. Я учила Буратино грамоте.

Несмеяна:

А меня зовут Несмеяна. Меня очень трудно удивить и развеселить. А я Золушка. Самая трудолюбивая. Люблю музыку и танцы. А все знают, что не бывает музыки без музыкальных инструментов. Мне добрая фея подарила волшебную палочку (показывает) , с её помощью мы совершим необычное путешествие и познакомим вас с разными музыкальными инструментами.

(Делает “глиссандо” на металлофоне - быстро проводит палочкой по пластинкам металлофона ).

Они появились очень давно. Люди их делали из морских раковин, костей животных, растений, и спустя много веков, они приобрели современный вид. А затем объединились в группы. Одни инструменты называются струнными, другие клавишными , духовыми и ударными .

(В ходе рассказа другие ведущие показывают соответствующие плакаты)

Несмеяна:

Да. Но ведь их так много, и разве можно все запомнить?

Мальвина:

Конечно, если человеку это интересно. Я думаю, что нам всем будет интересно узнать о них, правда, ребята? Итак, отправляемся в путь. Золушка, взмахни своей волшебной палочкой, сейчас мы отправляемся в прекрасную теплую страну Испанию .

(Звучит “глиссандо” на металлофоне)

Эта страна известна своими аренами, где люди с давних времён соревнуются с быками. И много веков назад отважные рыцари танцевали на королевских приёмах, сочиняли и пели серенады. А инструмент, на котором они себе аккомпанировали, известен всем. Это гитара.

(Выходит на сцену ученик с гитарой, ведущая подходит к нему)

Из всех инструментов нового времени, гитара самая старая. Она известна с XIII века (целых 700 лет!). Посмотрите на нее (показ жестами) . Она имеет плоский корпус и формой напоминает восьмерку. У нее имеется гриф и 6 струн, и поэтому он называется струнным . Струны крепятся за колки. Звук извлекается при помощи пальцев. Гитару полюбили разные народы и стали считать ее своим народным инструментом. Послушаем как звучит этот инструмент.

Выступает Фатыхова Кристина (5класс). Старинная английская песня “Зелёные рукава”.

(Исполняется номер на гитаре)

Несмеяна:

А еще я знаю, бывает и семиструнная гитара. Появилась она у нас в России. Может мы вернёмся домой? Нет. Мы отправимся в другую замечательную страну - Италию . На протяжении многих столетий эта страна славилась своими художниками и музыкантами. Город на воде Венецию с многочисленными каналами и мостами изображали на своих полотнах художники. А Рим считается главным городом страны. Даже есть пословица: “Все дороги ведут в Рим”. И не зря! Именно Италия является родиной многих музыкальных инструментов. В Италии почти все умеют петь и играть на каком-либо инструменте.

Несмеяна:

Мне становится интересно. А какие это инструменты. Их много? Сейчас мы познакомимся с инструментами, которые называются струнно - смычковыми (показ плаката) . Струнными - потому, что у них есть струны. А смычковыми – потому что звук извлекается при помощи пальцев и смычка, который сделан из деревянной трости и конского волоса.

(Выходит ученица со скрипкой и показывает инструмент)

Посмотрите, ребята.

Несмеяна:

Это же скрипка! Этот инструмент знают все. Скрипка известна с XVI века. Она маленькая. У нее 4 струны. И звук очень высокий.

Скрипки изготавливали итальянские мастера. Это были целые семьи. Самая знаменитая из них – семья Страдивари . Скрипки Страдивари очень ценятся. Секрет изготовления некоторых из них до сих пор не открыт. Они сохранились до сих пор. Только лучшие исполнители получают право играть на скрипках Страдивари. На этом инструменте играл знаменитый итальянский скрипач Никколо Паганини.

Несмеяна:

Давайте скорей послушаем как она звучит. Смотрите, какая она красивая!

Выступает Палей Настя (2класс).

(Исполняется номер на скрипке )

У скрипки есть семья. Эти инструменты больше самой скрипки. Это альт, виолончель и самый большой – контрабас (показ плакатов).

(Выходит ученица с виолончелью)

Посмотрите, ребята. Это виолончель . В отличие от скрипки на ней играют сидя, а металлический шпиль служит опорой (показ жестами) . Раньше шпиля не было, и музыканты держали виолончель на специальном стульчике. Звук у виолончели более низкий и глубокий. У нее также 4 струны, как и у скрипки. Послушаем звучание этого инструмента.

Выступают: Кузнецова Лиля - виолончель и Абдуллаев Мурад - партия фортепиано (2 класс) .

(Садится за фортепиан и, рассказывает)

200 лет назад итальянский мастер Бартоломео Кристофори из города Флоренция изготовил инструмент, в котором при помощи клавиш и молоточков, находящихся внутри корпуса, извлекались как громкие звуки - форте , так и тихие – пиано (показывает на инструменте ). Поэтому инструмент получил такое название - фортепиано . А этот инструмент - его родственник (подходит к роялю ). Называется он – рояль , что означает “королевский”. Он большой, красивый, стоит на трех ножках. Его место всегда в концертном зале, а инструмент фортепиано (или пианино) похож на шкафчик и служит для домашнего музицирования.

Послушаем исполнение на фортепиано .

Выступает Цыганкова Вика (4 класс).

Несмеяна:

А я знаю, что еще раньше были изобретены другие клавишные инструменты. Это клавесин и клавикорд (показ плакатов) . И звучали они совсем по- другому, и были они намного меньше. На них играли во дворцах короли и принцессы, одевались они в длинные платья и носили парики! Помните, ребята, мультфильм про Бременских музыкантов? На таком инструменте играла принцесса.

Мальвина:

Да. Они появились задолго до фортепиано. Звук у них был не такой громкий. Он извлекался при помощи вороньего пера, которое при нажатии на клавишу зацепляло струну. Звук получался звенящий. А перед нами современный клавишный инструмент - синтезатор. На нем можно извлечь звуки разных инструментов. Сейчас мы послушаем, как бы звучал старинный клавесин .

Выступает Даниленко Даша (3-й класс).

(Исполняет на синтезаторе менуэт)

Несмеяна:

Мне очень нравится такая музыка. Как будто я оказалась в каком-нибудь дворце или старинном замке… А мне эта музыка очень даже знакома! Всем известно, что я там танцевала с принцем на балу и, убегая, потеряла хрустальную туфельку.

А сейчас, Несмеяна, мы отправимся в Россию и познакомимся с другими музыкальными инструментами, и тоже узнаем их историю. Вот моя волшебная палочка!

(Звучит “глиссандо” на металлофоне )

Несмеяна:

Я думаю, что Россия самая прекрасная страна. Она очень большая. Мы здесь живём, и поэтому любим её. Русский народ всегда отличался смекалкой, и на Руси тоже было много разных умельцев. Сначала я познакомлю вас с русским народным инструментом - домрой .

(Выходит ансамбль домристов)

На Руси домра появилась в XVI веке. На этом инструменте играли скоморохи - бродячие актеры и музыканты на разных ярмарках, народных праздниках и гуляньях. Они пели шуточные песни, в которых высмеивали жадных и злых людей, несправедливых правителей и попов. За это скоморохи подвергались гонениям, а инструменты их уничтожались, их сжигали на глазах у всех. Но домра выжила. И сегодня на ней играют, как и 400 лет назад.

(Ведущая подходит к одному из исполнителей и показывает на инструмент жестами)

У домры овальный корпус, есть шейка, колки и 3 струны. Звук извлекается при помощи пальцев - щипком или медиатором – с помощью пластиковой пластинки, чтобы домра звучала громче, звук был ярче . Инструмент поэтому называется струнно-щипковым . На домре исполняют обработки русских народных песен и русские наигрыши. Давайте послушаем.

(Исполняется номер)

Несмеяна:

Домра по возрасту гораздо старше русского народного инструмента – балалайки.

(Выходит ученик с балалайкой)

Ребята, название этого инструмента пришло из старины от слов “балакать”, “балаболить”. На балалайке играют бряцаньем или ударом указательного пальца по струнам сверху вниз и снизу вверх щипком (ученик показывает прием игры) . У балалайки треугольный корпус и 3 струны, которые крепятся за колки. Она относится тоже к струнно-щипковым инструментам.

Балалайка появилась в России при Петре I, в начале XVIII века. На ней, так же, как и на домре, играли скоморохи на праздниках и ярмарках. Вместе с домрой балалайка входит в состав оркестра русских народных инструментов.

Первый такой профессиональный оркестр возник в конце XIX века и назывался Великорусским. Его организовал композитор и балалаечник Василий Васильевич Андреев (показ плаката) .

Выступает Дунаев Владислав (6 класс)

(Исполнение на балалайке)

Мальвина:

(у ведущей – губная гармошка)

Ребята, а я вас познакомлю сразу с двумя инструментами, которые очень похожи. Это баян и аккордеон .

(Выходят учащиеся: баянист и аккордеонист)

Произошли они от гармошки, или как ее называли “гармоники”. Они бывают губные и ручные (показ иллюстраций) . А вот и губная (показывает и играет) . Гармоника родилась в Германии , 200 лет назад. Приметили зарубежную новинку и русские умельцы. Русские мастера стали ее изготавливать в городе Тула . Инструмент быстро распространился по всей России. Гармонь стала подлинно народным инструментом. На ней играли в городе и в деревне. Она была легкая и набольшая, некоторые из них даже можно было носить в кармане (показ иллюстраций) .

Инструменты баян и аккордеон относятся к клавишным духовым инструментам.

(Ведущая подходит к исполнителям и показывает жестами)

Это-аккордеон.

Состоит он из двух корпусов и меха. Гармошка , или мех находится в центре и соединяет правую и левую части корпуса. Посмотрите: на правой части корпуса находится клавиатура, или клавиши, как и на фортепиано, только их меньше. А слева ряды кнопок. Нажимая пальцем клавишу или кнопку, музыкант движением рук разжимает мех, куда поступает воздух. Так мы слышим звуки. На аккордеоне часто исполняют танцевальную музыку.

А этот инструмент называется баян . Он похож на аккордеон, только у него и справа и слева на корпусе расположены кнопки. А еще название этого инструмента носит имя певца-сказителя народных былин Бояна (“боять”, “сказывать”).

Давайте послушаем, как звучат эти инструменты.

1. Выступает Яковишин Никита. Белорусский народный танец.

(Исполнение на аккордеоне)

2. Выступает Шкляев Андрей. Полька.

(Исполнение на баяне)

(Выходят ведущие)

Ребята! Наше путешествие закончилось. Давайте пригласим на сцену всех артистов и поблагодарим их аплодисментами!

(На сцену выходят все участники концерта со своими инструментами)

Сегодня, ребята, вы познакомились с музыкальными инструментами: гитарой и фортепиано, скрипкой и виолончелью.

Несмеяна

: Узнали историю возникновения домры и балалайки, баяна и аккордеона.

Мальвина:

Мы всегда рады видеть вас. Приходите на следующий концерт в нашу музыкальную гостиную. Мы отправимся в новое путешествие, и вы узнаете еще много интересного о музыке и музыкантах. До новых встреч!

Сценарий 09:00 утра

Ведущая: Здравствуйте, ребята! Мы рады приветствовать Вас в нашей музыкальной школе.

Есть школа необычная,

Всегда в ней музыка слышна.

Поет там хор, оркестр звучит.

Там кто-то иногда бренчит,

И раздается скрип порой,

И нот фальшивых шумный строй.

Там изучают волшебство -

Дается нелегко оно,

Но фея Музыки летает

И всем в ученье помогает.

Сегодня мы с вами совершим удивительное путешествие в мир Музыкальных инструментов и Сказочных звуков! В этом нам помогут юные музыканты.

Мы отправляемся в первый город. Он называется город Клавишных инструментов. Эти инструменты называют так, потому что у них есть клавиши. Когда нажимаешь на клавишу, внутри инструмента молоточек ударяет специальную струну.

В этом городе есть особый сундучок. Что же в нём хранится? Давайте посмотрим. Но сначала отгадайте загадки:

Загадка: Он стоит на трех ногах

Ноги в черных сапогах

Зубки белые, педаль

А зовут его (РОЯЛЬ)

Это – мастер на все руки.

В нем живут любые звуки:

Пианино, барабан,

Скрипка, дудочка, баян…

Клавиши и генератор…

Что же это? (СИНТЕЗАТОР)

Форте – громко, пиано – тихо. Кто наигрывает мне?

Без ошибки, без изъяна. Ну, конечно… (ФОРТЕПИАНО)

Ведущая: Вот и открылся наш сундучок с инструментами! Теперь вы знаете, какие клавишные инструменты бывают. А сейчас давайте послушаем, как звучит фортепиано.

Филиппова Ксения исполнит белорусскую народную песню «Шарманка».

Сейчас для Вас сыграет Конюхова Настя произведение «_____________________»

Ведущая: Следующая наша остановка город духовых инструментов. Их называют духовыми, потому что музыкальные звуки рождаются в них из-за колебания воздуха. А Вы ребята знаете какие-нибудь духовые инструменты? (труба, флейта).

Давайте посмотрим, какие инструменты прячутся у нас в сундучке:

Весёлая птичка в орешнике пела,

Лесного ручья где–то струйка звенела,

А, может, в траве колокольчик звенел?

А, может, не птичка, а ветер свистел?

Весёлую, звонкую песенку лета

Пропела волшебная дудочка – флейта

А сейчас Мамбетова Алина сыграет нам произведение «Одинокий пастух» на флейте.

Какой же следующий инструмент спрятан в нашем сундучке?

Звук в губах моих дрожал,
По блокфлейте он бежал.
Я играл и он играл –
Из-под пальцев удирал.

На блокфлейте нам сыграет пьесу «Мишка с куклой» Лаишевкина Дарья.

Ведущая : А чтобы узнать какие инструменты остались у нас в сундучке, давайте отгадаем загадку!

Звучит сигнал, на бой зовёт!

Вставай, солдат, она поёт!

Знаете что это? (ТРУБА)

На трубе для вас сыграет «Вальс» Николаев Михаил.

И у нас остался еще один инструмент из города Духовых инструментов

Как узнать нам, где КЛАРНЕТ ,
Дал словарь на то ответ:
Деревянный, духовой,
В виде трубки небольшой,
Чей конец расширен юбкой…
Есть и клапаны на трубке!

Вот какие инструменты в нашем сундучке! Мы с вами побывали в городе духовых инструментов. Еще множество интересных инструментов живут в этом городе, но нам надо двигаться дальше, в город струнных инструментов!

Ребята, чтобы узнать о струнных инструментах, отгадайте-ка загадки !

Треугольник, три струны – звуки звонкие важны.

Собой хвалиться я не смею, всего лишь три струны имею!

Но я тружусь, я не лентяйка. Я озорная… (балалайка)

Звенит струна, поет она,

И песня всем ее слышна.

Шесть струн играют что угодно,

А инструмент тот вечно модный.

Он никогда не станет старым.

Тот инструмент зовем...

(гитара)

Молодцы ребята! Отгадали, какие инструменты прятались в нашем сундучке. Давайте послушаем вместе как звучит гитара.

На сцене Хайриева Самира с пьесой «Полька».

Давайте послушаем еще одно произведение, которое нам исполнит

Гусева Вика , называется «Лирический хоровод».

А мы прибываем в город меховых инструментов. Они раздувают свои меха и издают звуки. Давайте познакомимся с инструментами, живущими в этом городе!

У него рубашка в складку, любит он плясать в присядку.

Он и пляшет, и поёт – если в руки попадёт.

Много пуговиц на нём с перламутровым огнём.

Весельчак, а не буян. Голосистый мой …баян

В руки ты ее возьмешь,

То растянешь, то сожмешь!

Звонкая, нарядная,

Русская, двухрядная.

Заиграет, только тронь,

Как зовут ее?...... (Гармонь)

Он по виду брат баяна, где веселье, там и он.

Я подсказывать не стану. Всем знаком…(Аккордеон)

И на аккордеоне Борисов Денис исполнит нам белорусскую народную песню «Перепёлочка».

А следующее произведение «Мишка с куклой» мы уже слышали сегодня. Давайте послушаем как оно звучит на этом инструменте.

Вот какие инструменты оказались в нашем чудо сундучке.

Наша новая остановка будет в необычном городе! Здесь нет музыкальных инструментов, но музыка все равно звучит благодаря инструменту под названием – Голос. И сейчас Конюхов Вячеслав споет для вас песню «Ты слышишь, море?»!

Наша последняя остановка город шумовых инструментов! Даже из шума может рождаться музыка. Посмотрим, что лежит в нашем сундучке.

Есть ложки для каши
И есть для варенья,
Которые кормят
Вкуснятиной нас.


А есть для веселья
И для развлеченья,
С которыми люди
Пускаются в пляс!

Ах, какие выкрутасы
Могут делать маракасы !
Их приятный шум сыпучий
На любой годится случай.

В цирке медвежонок пляшет

И задорно бубном машет,

Лапой по нему стучит.

Бубен радостно звенит.

Вот мы с вами и познакомились с шумовыми инструментами. До этого мы слушали, как ребята играют на инструментах, давайте теперь сами попробуем сыграть.

Фонограмма. Дети играют на шумовых инструментах.

Ведущая: Вот и закончилось наше сегодняшнее путешествие в музыкальную страну. А может только началось? Ведь путешествовать в этой стране можно долго и увлекательно. Здесь можно встретить еще много удивительных и загадочных инструментов! Двери этой страны всегда открыты для новых гостей. Приходите к нам, чтобы попасть в волшебный мир Музыки. До новых встреч!

Сценарий музыкального досуга-путешествия в филармонию для дошкольников «Этот волшебный мир музыки»


Сценарий подготовлен для детей всех групп детского сада. Информация досуга может быть использована в качестве бесед на музыкальных занятиях к разделу слушания музыки. В мероприятии есть возможность задействовать не только сотрудников детского учреждения, владеющими игрой на музыкальных инструментах, но и родителей, выпускников. Музыкальный репертуар можно заменять по своему усмотрению, в зависимости исполнительских возможностей выступающих.

Кудрявцева Ирина Викторовна, ДОУ № 287 «Теремок», г. Донецк.
Цель: Приобщать дошкольников к музыкальному искусству, развивать эстетический вкус, воспитывать уважение к артистам и интерес к "живому" исполнению музыкальных произведений.
Предварительная подготовка: ознакомить детей среднего и старшего дошкольного возраста с новыми терминами "филармония", "легенда", "факир"; повторить названия музыкальных инструментов; напомнить детям о правилах поведения в общественных местах.
Оборудование: Фортепиано, арфы, сопилка, бубен, ложки, маракасы, скрипка, пюпитр.

ХОД ДОСУГА-ПУТЕШЕСТВИЯ.

Ведущий: Сегодня мы окунёмся в необычный мир музыки и представим, что мы пришли в филармонию. Нас ждут зрительные места, сцена и музыканты, которые приготовили для вас концертную программу. Во время выступления нужно сидеть очень тихо, чтобы не мешать музыкантам, не сбивать их, не отвлекать, и не мешать рядом сидящим зрителям. Вы услышите музыку в живом исполнении.


Что же такое МУЗЫКА? Откуда она взялась, для чего и для кого она существует на свете? Красивая и очень древняя легенда повествует о том, что когда-то своей игрой на золотой арфе сладкоголосый Орфей покорял природу. Заслышав звуки прекрасной мелодии, даже деревья и скалы сдвигались с мест и окружали музыканта, водопады прекращали шум, а свирепые звери плакали, как дети.
Сейчас вы услышите звучание арф, конечно же, это не золотые арфы Орфея, но их звучание пробуждает в нас всё самое нежное, доброе, ласковое.
Исполняется «Санта Лючия» Т.Коттрау (арфы).


Ведущий: А легенда о чудесной флейте Крысолова? С её помощью искусный музыкант победил целое войско крыс. Повинуясь чарующему наигрышу, крысиная стая последовала за флейтистом к берегу моря. Ни на мгновение не прекращая играть, чтобы околдованные крысы не успели опомниться, музыкант вошёл в воду. Длиннохвостое воинство покорно последовало за ним и сгинуло в морских водах.
Такое бывает лишь в сказках. А впрочем…
Индийский фокусник-факир играет на флейте, и страшная ядовитая змея, высунув голову из корзины, как зачарованная слушает тихий наигрыш. Молниеносный жалящий бросок грозной кобры мог бы в одно мгновение прекратить этот необычный концерт. Но, подняв голову и распустив свой капюшон, укрощённая змея лишь тихо покачивается в такт музыке.
Правда, злые языки утверждают, что музыка тут ни при чём. Просто когда-то факир – дрессировщик использовал дудочку как палку для наказания, если змея не повиновалась ему, и теперь змея боится ослушаться своего укротителя.
Однако игрой на флейте индусы усмиряют и слонов. А ведь слона не устрашишь ударом деревянной дудочки. Значит, всё же музыка, а не палка действует на животных.
Вот сопилочка, это не флейта, но это её близкая родственница, и звук из ней извлекается так же, как из флейты.
Исполняется «Вальс» А.Гречанинова (сопилка и фортепиано).


Ведущий: А что доказал опыт цветоводов, которые поместили каждую цветочную семью – розы, тюльпаны, маки, георгины, орхидеи, в свой собственный оранжерейный домик? Цветы, которым давали слушать музыку, распустились раньше тех, которые слышали обычный уличный шум или тишину. Оказалось, цветы ощущают разницу между весёлой и грустной музыкой, звуки различных инструментов. Они даже выбирали себе композиторов по вкусу. Некоторые из них тянули свои бутоны навстречу мелодиям Моцарта, другие источали дивный аромат, внимая мелодиям Чайковского.
Сегодня и мы решили предложить вам послушать в нашем концерте произведение П.И.Чайковского.
Исполняется «Танец маленьких лебедей» из балета «Лебединое озеро» (фортепиано, ансамбль в четыре руки).


Ведущий: Если бы вдруг музыкальные инструменты заговорили и каждый стал рассказывать о себе, мы услышали бы множество увлекательнейших историй с приключениями и удивительными превращениями. У каждого инструмента своя жизнь и своя судьба.
Исполняется «Вальс» из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь» Е.Дога (фортепиано и скрипка).


Ведущий: У каждого звука есть своё «лицо». И мы даже с закрытыми глазами, ничего не видя, лишь по звуку можем угадать, что происходит вокруг. Давайте вместе вспомним, какие звуки нам знакомы.
Шорох, шуршание, треск, шипение, скрип, хрип, скрежет, топот, гул, грохот, гудение, писк, чавканье, бульканье, журчание, стрекот, цоканье, жужжание, всхлипывание, пыхтение, завывание, стон, свист, крик, щебет, визг, клацанье…
Все эти звуки нам знакомы с рождения. Мало того, даже в абсолютной тишине мы можем услышать внутренним слухом каждый из перечисленных звуков. Закройте глаза и постарайтесь услышать, как трещит обламывающаяся ветка дерева… Как чавкает грязь под ногами… Как шелестят листья… Скрип дверей… Перед нами возникают не только звуки, а звуковые образы, какой-то сюжет, рассказ. И если мы скажем, что музыка это не просто явление музыкального звука, а жизнь звука, мы не очень сильно ошибёмся.
Исполняется «Калинка» русская народная мелодия (оркестр народных инструментов).


Ведущий: Можем ли мы существовать без музыки? На этот вопрос вы, ребята, сами должны найти для себя ответ. Но мы будем благодарны всем, кто создавал для нас прекрасное искусство на протяжении столетий.
Наше путешествие в мир музыки подошло к концу. И давайте своими аплодисментами поблагодарим наших музыкантов. До свидания! До новых встреч! (для дошкольных учреждений)

Ведущий : Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня в гости к вам пришли ученики и преподаватели школы искусств. Мы покажем вам музыкальные инструменты, на которых учимся играть на уроках в нашей школе, и расскажем истории их возникновения.

У многих народов происхождение музыкальных инструментов связано с богами и владыками гроз, вьюг, ветров. Например, древние греки, приписывали Гермесу изобретение лиры, его сыну – лесному демону – флейты Пана, богу грома и молнии Перуну – лютни. Древние люди чтили предков и поклонялись богам.

Но на протяжении столетий музыкальные инструменты менялись также, как и мировоззрение человека, инструменты совершенствовались руками людей, которые были творцами и хранителями лучших музыкальных инструментов.

Созданные народом – народные инструменты, дошли до нас в несколько изменённом виде, например, русская балалайка. Познакомят вас с ней наши ребята.

С. Николаев «Полька» исп. Потемка Даниил и Тимиров Никита.

Ведущий : Самым молодым народным инструментом является баян. Название появилось не так давно в честь легендарного древнерусского певца-сказителя Баяна. Прослушайте на баяне пьесу в обработке Михаила Мильмана.

«Песня» исп. Колесников Илья

Ведущий : Спутником Великой Отечественной войны стал очень красочный по звучности инструмент – аккордеон. С того времени его тоже считают поистине народным, самобытным инструментом.

Е. Ботяров «Кадриль» исп. Новик Евгения

Ведущий : А сейчас вы услышите инструмент, который называют универсальным. Он может передавать все музыкальные звуки: высокие, средние и низкие, его называют струнным ударно-клавишным инструментом. Натяжение струн составляет…20 тонн! Очень точно об этом «великане» написал детский писатель Сергей Волков:

«Рояль много клавиш имеет и струн.

У каждой струны - молоточек- игрун.

У клавиш два цвета – чёрный и белый.

Каждый ученик на рояле играет умело.

А по – другому рояль зовут странно, чудно, не понятно –

Фортепиано.

И пианино так называют:

Форте – громко обозначает,

А пиано – тихо, тихонько.

Клавиш коснись рукою легонько.

Слышишь? Рояль начинает играть…

Тихо и громко он может звучать!»

Ф.Шуберт «Вальс» исп. Артеева Софья

Ведущий : Флейта…. О том, насколько это древний инструмент рассказывает античная история: «Однажды, блуждая по полям Фригии, Марсий нашёл тростниковую флейту. Он поднял её и вскоре научился так хорошо играть, что все заслушивались этой незатейливой музыкой. Марсий даже вызвал на состязание покровителя музыки Аполлона. Флейта издавала дивные звуки полей и лесов. Флейту не сравнить, конечно, ни с роялем, ни с гитарой, ведь она, как и все духовые, может сыграть только одноголосную мелодию. Но можно ли представить музыку без её прекрасного звука, от которого веет свежестью и весной?

А. Александров «Ария» исп. Чердынкин Евгений

Ведущий : Сейчас вы услышите инструмент, который по звучанию похож на человеческий голос или пение певца. Это, вы правильно подумали, скрипка. Человек со скрипкой уже давно стал символом серьёзной музыки. Все знают великого Паганини, сумевшего сыграть на одной струне вместо четырёх, когда недоброжелатели разрезали струны перед концертом; а также все знают скрипки итальянского мастера Страдивари, за которыми охотится весь криминальный мир и созданы на телевидении детективные сериалы с похищениями и находками.

Й. Гайдн «Анданте» исп. Канипов Айдар

Ж.Металлиди «Ночью к нам приходит сон» исп. Канипов Айдар

Четчасова Варвара

Подорова Дарья.

Ведущий : Продолжит нашу программу гитара – идеальный солист и концертмейстер. Мы услышим пьесу с характерными народными интонациями и классическую, западно-европейскую музыку. Такие разные по характеру произведения можно играть на гитаре!

В. Моцарт «Аллегретто» исп. Мельник Игорь

«Шоро»

Ведущий : Дорогие ребята! Наше знакомство с музыкальными инструментами подходит к концу. В заключение вы услышите фортепиано в ансамблевом исполнении.

Ж.Металлиди «Слон» исп. Бану Виорика и Белова Анна

Ведущий : Дорогие ребята, уважаемые зрители, коллеги! Надеемся, выступления наших ребят вам понравилось. Вы узнали много нового и интересного. Пусть этот концерт останется в вашей памяти, а может кто-то из вас захочет научиться играть на том или ином инструменте. Мы будем рады увидеться с вами в стенах нашей школы искусств. Спасибо вам за внимание, до новых встреч!