Инструмент предком которого был охотничий рог. Медный духовой музыкальный инструмент

Не-е-е… Ну я так не играю, это уже не интересно... Альтербредации я же пояснил…
Собственно до июля 2016 года, я не слышал стиха про «Бессмертного пони».
Услышал я этот стих во время своего отпуска на одной из стоянок, у костра.
От людей не знавших про пони ничего. Т.е. для них фраза «бессмертный пони» была просто рифмой и не более.
А вот я, с этой фразы «упоролся» и прикалывался над ней до конца похода. Но, как вы знаете, человек так устроен, что если ему что-то входит в голову, например какая-то мысль (не обязательно умная) эта мысль обязательно хочет вырваться наружу, т.е. требует реализации.
Вот так и у меня. Вернувшись из похода я увидел, что вышла новая серия. Серия мне понравилась. Зануда Квиббл шикарен, чем-то он напомнил мне меня самого, с моим идиотским желанием всегда все объяснить (ну так спокойней)… Вот, я пересмотрел эту серию три раза, магическое число три. И на третий раз в голове родилась идея. Мне понравилась мимика персонажа Квиббла. Мысленно я отключил звук и прокрутил в голове этот стишок. В походе его зачитывала девушка, и он был от женского рода, пришлось переделать немного, так как Квиббл - все-таки жеребец, а не кобылка.
А потом получилась реализация самой идеи. В начале клипа наложен звук «Принтера» распечатывающего листок, под который Квиббл появляется на сцене и «Музыки ветра» - такие колокольчики, которые вешают у входных дверей в мелких офисах, магазинчиках, у меня они просто в комнате висят, не знаю мне нравятся. Это скажем так были звуки для создания атмосферы. А дальше, немного потренировавшись, зачитал стих по памяти глядя на видео. Вот и все. Никаких прямых ассоциаций с серией.
Просто я «упоролся» от фразы «Бессмертный пони», которую раньше не слышал. Да и Квиббл забавный парень, как я уже и говорил раньше.
P.S. Не обижайся, но вот своими «Как?», «Зачем?» да «Почему?» Ты мне напомнил Квиббла.

Оборудование и материалы: DVD-плеер или ноутбук, телевизор, видеооформление, набор тематических карточек «Медные духовые инструменты», таблица эпитетов.

Оформление доски: тема урока, опорные слова, иллюстративный материал.

Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с тембрами медных духовых инструментов.
  2. Развить внимание, наблюдательность, умение публично выступать.
  3. Расширить кругозор учащихся.

Вырабатываемые умения и навыки:

  1. Учащиеся должны определять на слух тембры музыкальных инструментов симфонического оркестра (скрипка, альт, виолончель, контрабас, арфа, флейта, гобой, кларнет, фагот).
  2. Уметь найти нужное изображение инструмента и сопоставить его со звучащим тембром.
  3. Уметь давать словесную характеристику прозвучавшему фрагменту (характер, средства музыкальной выразительности, свое отношение к музыке).
  4. Научиться определять основные тембры медных духовых инструментов (валторна, труба, тромбон, туба).

Тип урока: комбинированный.

Характеристика учащихся: первый год обучения, отделения духовых и народных инструментов; возраст 9-10 лет.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания, повторение пройденного материала.
  3. Объяснение нового материала.
  4. Закрепление новых знаний.
  5. Подведение итогов урока и оценивание деятельности учащихся.
  6. Домашнее задание.

Ход урока

1. Организационный момент.

Собрать внимание учащихся. Внимание, ребята, начинаем наше занятие!

2. Проверка домашнего задания, повторение пройденного материала.

Ребята, уже несколько уроков мы с вами знакомимся с тембрами различных музыкальных инструментов. Давайте вспомним, что такое тембр? (Ответ учащихся) . Зависит ли характер музыки от того, какой инструмент ее исполняет? (Ответ учащихся) . Дома вы должны были повторить две группы инструментов симфонического оркестра. Давайте проведем устный опрос по пройденным темам.

Блиц-опрос по темам – «Струнно-смычковые инструменты», «Деревянные духовые инструменты»:

  1. Назовите струнно-смычковые инструменты. (Скрипка, альт, виолончель, контрабас).
  2. Назовите имена знаменитых скрипичных мастеров прошлого. (Страдивари, Амати, Гварнери).
  3. Как звали гениального итальянского скрипача-виртуоза XIX века? (Никколо Паганини).
  4. Как называется прием игры на струнно-смычковых инструментах щипком? (Пиццикато).
  5. На каком струнно-смычковом инструменте можно играть только сидя? (Виолончель).
  6. У какого струнного инструмента симфонического оркестра есть педали? (Арфа).
  7. Этот деревянный духовой инструмент обладает нежным, «волшебным» звуком. Его имя используется в названии одной из опер В.А. Моцарта. Еще, его тембр часто используют для изображения пения птиц. (Флейта).
  8. Название какого деревянного духового инструмента в переводе с итальянского языка значит «вязанка дров»? (Фагот).
  9. Какой инструмент надо добавить, чтобы семейство деревянных духовых инструментов стало полным: флейта, кларнет, фагот? (Гобой).

А сейчас мы посмотрим и послушаем, как звучат разные инструменты, и постараемся их узнать. Музыкальная видеовикторина (Приложение1) HD). Задание выполняется устно. При опросе делается акцент на характере тембра. Кроме того, необходимо найти нужную карточку с изображением самого инструмента):

  1. Диттерсдорф К.Д. Концерт для контрабаса, I часть (контрабас).
  2. Брамс И. Соната для скрипки с фортепиано №2, op.100, III ч. Allegretto grazioso (скрипка).
  3. Вебер К.М. Концерт для кларнета с оркестром №2, op.74, III ч. Alla polacca (кларнет).
  4. Mercadante Saverio Flute Concerto in E Minor, op.57, I ч. Allegro (флейта).
  5. Глиер Р. Концерт для арфы с оркестром ми-бемоль мажор, I ч. (арфа).

Я должен сказать, что вы все, молодцы. Вы все правильно узнали!

3. Объяснение нового материала.

Сегодня, ребята, мы с вами познакомимся с медными духовыми инструментами симфонического оркестра. Запишите тему нашего урока «Медные духовые инструменты».

Искусство трубить в полый рог животного или морскую раковину было известно уже в глубокой древности. Впоследствии люди научились делать из металла специальные инструменты, похожие на рог и предназначенные для охоты, сражений или праздников.

Предками современных медных духовых инструментов были: охотничий рог, военные сигнальные трубы, почтовые рожки, древнегреческие фанфары. Сначала звуки на этих инструментах извлекались только с помощью губ исполнителя. <Рисунок1>, <Рисунок2>. Далее, в начале XIX века, был изобретен механизм вентилей, который резко изменил технику исполнения и многократно увеличил возможности медных духовых инструментов. Какие же инструменты мы называем «Медными духовыми»:

  • валторну <Рисунок3>, <Рисунок4>;
  • трубу <Рисунок5>, <Рисунок6>;
  • тромбон <Рисунок7>, <Рисунок8>;
  • тубу <Рисунок9>, <Рисунок10>.

Не все из выше названных инструментов оснащены вентилями. Их имеют: валторны, трубы, тубы. Вентиль, управляемый пальцами исполнителя, позволяет мгновенно подключать к основной трубке дополнительные. Несколько вентилей, подключающих трубки разной длины, позволяют получить дополнительные звуки. Тромбон не имеет вентилей. Вместо них в нем используют U-образную выдвижную трубку – кулису, перемещение которой изменяет длину инструмента, понижая или повышая, таким образом, извлекаемые звуки.

Видеопримеры (Приложение2) (На уроке используется видео с размером кадра 1280х720 точек (HD). Продолжительность примеров может быть большей, чем приведено в приложении. По мере просмотра примеров дается дополнительная информация) :

1. Моцарт В.А. Концерт для валторны с оркестром №1 ре мажор, II ч. Rondo. Allegro (валторна).

Немецкое слово Waldhorn – лесной рог. Так дословно переводится название инструмента. Предком валторны был охотничий рог, в который трубили, когда нужно было подать сигнал во время охоты или какого-нибудь торжественного события, объявить сбор войска. Для того чтобы звук был слышен далеко, рог стали удлинять. А чтобы играть было удобно, его приспособились «скручивать». К одному витку прибавился второй, третий. Вот так и возникла валторна.

2. Арутюнян А.Г. Концерт для трубы с оркестром ля-бемоль мажор (труба).

Труба – один из древнейших музыкальных инструментов. Трубы существовали во многих цивилизациях – в Древнем Египте, Древней Греции, даже в Древнем Китае. Они использовались как сигнальные инструменты. Такую роль труба играла в течение многих веков. В Средние века трубачи были обязательными членами войска, только они могли с помощью сигнала быстро передать приказ командующего другим частям армии, находившимся на расстоянии. В мирное время трубы звучали на праздничных шествиях, рыцарских турнирах, в крупных городах существовала должность «башенных» трубачей, которые извещали о прибытии высокопоставленной персоны или смене времени суток, выполняя, таким образом, роль своеобразных часов. Постепенно, благодаря совершенствованию технологии изготовления труб, интерес к этим инструментам со стороны композиторов стал расти. В эпоху барокко композиторы начинают включать партии труб в оркестр.

3. Serocki Kazimierz Concerto for trombone and orchestra, I ч. Lento espressivo. Allegro (тромбон).

Появление тромбона относится к XV веку. Принято считать, что непосредственными предшественниками этого инструмента были кулисные трубы, при игре на которых у музыканта была возможность передвигать трубку инструмента. Такие трубы делались для удвоения голосов церковного хора. Их тембр очень походил тембр человеческого голоса. Нужно только было сделать сходство интонации, для чего и сделали кулису, дающую вибрато. За время своего существования тромбон практически не изменился в своей конструкции. Первые инструменты, по сути, представлявшие собой тромбоны, назывались сакбутами (от французских слов: saquer – тянуть к себе, bouter – толкать от себя). Они были меньше современных инструментов по размеру и имели несколько разновидностей по регистрам певческих голосов, которые удваивали и тембру которых подражали: сопрано, альт, тенор и бас. Небольшие усовершенствования сакбутов привели к появлению в XVII веке современных инструментов, к которым в это время уже стало применяться итальянское слово trombone.

4. Воан-Уильямс Р. Концерт для тубы с оркестром фа минор, Iч. Прелюдия. Allegro moderato (туба).

Первоначально в качестве основного басового духового инструмента использовался серпент <Рисунок11>, однако он не давал хорошего и устойчивого баса. Первые попытки создать новый медный духовой инструмент низкого регистра взамен серпента предприняли в 1835 году немецкие мастера Вильгельм Виприхт и Карл Мориц. В ходе экспериментов они создали басовый инструмент и назвали его туба. Из-за неудачной конструкции мастера забросили свое изобретение. Но патент на инструмент получили. Современным своим видом туба обязана бельгийскому музыкальному мастеру Адольфу Саксу. Спустя несколько лет «немецкая недоделка» попала к нему. Он экспериментально подобрал инструменту удачную конструкцию и добился превосходного звучания.

4. Закрепление новых знаний.

Ребята, сегодня мы познакомились с медными духовыми инструментами, услышали, как они звучат, увидели, как они выглядят. Давайте попробуем отгадать кроссворд, в котором используются названия пройденных сегодня инструментов (Приложение3).

5. Подведение итогов урока и оценивание деятельности учащихся.

6. Домашнее задание.

Выучить название медных духовых инструментов. Запомнить, как они выглядят. Запомнить их тембры, используя видеохрестоматию для учащихся.

Немецкое Waldhorn - лесной рог. Таков дословный перевод названия этого инструмента. Предком валторны был охотничий рог, в который трубили, когда нужно было подать сигнал во время охоты или какого-нибудь торжественного события, объявить сбор войска. Для того чтобы звук был слышен на далеком расстоянии, рог стали удлинять, а чтобы играть было удобно, его приспособились «скручивать». К одному витку прибавился второй, третий. Так и возникла валторна. В 1664 году французский композитор Жан Батист Люлли впервые ввел валторну в оперный оркестр, а затем она вошла и в симфонический.

Валторна относится к группе медных духовых инструментов. Она играет в оркестре очень важную роль. Звук ее мягкий, благородный. Валторна может хорошо передать и грустное, и торжественное настроение, может звучать и насмешливо, язвительно. Диапазон ее весьма широк: от си контроктавы до фа второй октавы.

Валторна - оркестровый инструмент, хотя для нее существует и специальная, сольная литература. В оркестровых произведениях валторнам часто поручают ответственные сольные эпизоды. Послушайте певучую, проникновенную мелодию, которая звучит в начале второй части Пятой симфонии Чайковского . Валторны открывают симфонию до мажор Шуберта . В симфонии «Манфред» Чайковский доверил четырем валторнам, играющим ffff, проведение основной музыкальной темы, характеризующей героя симфонии. А в «Вальсе цветов» из «Щелкунчика» квартет валторн звучит мягко и певуче. Советский композитор Р. М. Глиэр написал концерт для валторны с оркестром, первым исполнителем которого стал замечательный валторнист В. Полех. Однако чаще всего валторны (их в оркестре обычно именно четыре) исполняют в оркестровых произведениях аккомпанирующие партии.

Л. В. Михеева

Тембр этого инструмента обычно узнаваем сочетанием силы и мягкости, особой эмоциональной остроты. Само звучание слова "валторна" будто вибрирует в большом пространстве. И не случайно. Его вторая половина (horn, corno означает охотничий рог. Первая происходит от немецкого слова Wald - лес. Рог, рожок - древнейший инструмент. Постепенно усовершенствованный, он в середине XVII века оказался в составе придворного оркестра Франции. Долгий и трудный путь проделали мастера разных эпох и разных стран, чтобы стало возможным извлекать дивные звуки из этой длинной, свернутой в круг трубки с очень широким раструбом. Валторна - непременный участник духовых и симфонических оркестров. Звуки валторн придают аккордам плотность и мощь. Солирующая валторна украшает партитуры своей непревзойденной певучестью.

М. Г. Рыцарева

21 Нояб 2015

Медные духовые инструменты симфонического оркестра. Видео урок.

Группа медных духовых инструментов симфонического оркестра невелика по составу. Но она сразу же привлекает к себе внимание праздничным, торжественным звучанием металла. Искусство трубить в рог или раковину было известно уже в глубокой древности. Впоследствии люди научились делать инструменты, похожие на рог и предназначенные для военных и охотничьих целей.

Эти инструменты получили название благодаря металлу, из которого изготавливаются. Чаще всего это особый сплав, на 60% состоящий из меди, 10% никеля, 30% цинка, или из серебра. Но в старину некоторые из них делались из рога, раковины или кости.

Было время, когда эти инструменты делали из благородных металлов, причем музыканты считали, что ценные металлы придают тембру инструмента особый оттенок: серебро делает звук более полным, золото - мягким, платина - глубоким. Но эти отличия если и есть, то заметны они, в основном, только самим музыкантам. Уже позже решили провести необычный эксперимент. Взяли кусок резинового шланга, толщина стенок и другие размеры которого соответствовали трубке кларнета, проделали в нем отверстия и встроили в него кларнетовый мундштук. Звучание импровизированного кларнета было достаточно похоже на звучание настоящего.

Если звучание деревянных духовых часто напоминает нам пастушью свирель, то медные инструменты связаны в нашем представлении с военными сигналами, походными маршами. И это не случайно, так как в военных духовых оркестрах применяются медные инструменты. Оттуда они и пришли в симфонический оркестр.

Многие думают, что труба звучит, потому что в нее дуют. Если вы попробуете это сделать, то, скорее всего, у вас получится только шипение. В медных духовых инструментах нет, как у деревянных, трости, проходя сквозь которую воздух начинает колебаться, издавая звук. У медных в качестве вибратора используются собственные губы музыканта. Он складывает их приблизительно так, как сложены трости в фаготе или гобое, а углубление в мундштуке помогает это сделать. Такое определенное положение губ при игре называется амбушюром, а инструменты - амбушюрными.

В трубу дуют не для того, чтобы воздух из легких музыканта прошел сквозь нее. Да это иногда и невозможно: объем наших легких равен приблизительно четырем литрам воздуха, а если их сравнить с объемом бас геликона, станет понятно, что одним выдохом человек не наполнит его воздухом. При игре на духовых инструментах дыхание музыканта только помогает возбудить колебания того воздуха, который уже есть в трубке.

Давайте вспомним медные духовые инструменты.

ВАЛТОРНА . Немецкое Waldhorn - лесной рог. Таков дословный перевод названия этого инструмента. Предком валторны были охотничьи рога, в которые трубили, когда нужно было подать сигнал во время охоты или какого-либо торжественного события, объявить сбор войск. Для того чтобы звук стал громче и сильнее, чтобы его было слышно на большом расстоянии, валторну стали удлинять. Но играть на такой длинной трубке было неудобно. Поэтому трубку инструмента стали «скручивать». Сначала появился один виток, потом два, три. Современная валторна - свернутая в круг узкая, примерно трех метров длины, трубка с конусообразным расширением на конце, переходящим в широкий раструб.

Необычно расположение валторны при игре - раструбом вниз, к правой руке музыканта, которая ладонью упирается в стенку раструба, чуть прикрывая его. Такое положение ввел дрезденский валторнист Антон Гампель примерно в 1750 г., чтобы легче было управлять звуком валторны введением руки в раструб. Этим приемом широко пользуются и современные валторнисты. На тембр валторны влияет форма мундштука, чашечка, как у других медных духовых.

Валторна играет в оркестре очень важную роль. Звук ее мягкий, благородный. Она может передать и грустное, и торжественное настроение, может звучать язвительно и насмешливо. Это, прежде всего оркестровый инструмент, но для нее существует и сольная литература. В исполнении валторны можно услышать певучую, проникновенную мелодию, которая, например, звучит в начале второй части Пятой симфонии П.И. Чайковского. В симфонии «Манфред» Чайковский поручил четырем валторнам на ffff исполнение основной музыкальной темы, рисующей музыкальный портрет героя. А в «Вальсе цветов» из балета «Щелкунчик» квартет валторн звучит мягко и певуче. Большой популярностью пользуется концерт для валторны с оркестром Р. М. Глиэра.

ТРУБА - один из самых древних медных духовых инструментов. Еще в «Ветхом завете» упоминается об использовании труб в религиозных обрядах. В летописи об осаде печенегами Киева в 968 г. говорится о важной роли труб в боевых действиях русского воинства. Труба в качестве сигнального инструмента используется с древних времен многими народами. Она извещала об опасности, поддерживала отвагу воинов в бою, открывала торжественные церемонии, призывала к вниманию.

В древние времена на башне крепостной стены города Кракова в Польше стоял в дозоре воин. Зорко смотрел он вдаль: не покажется ли враг. В руках он держал медную трубу, чтобы подать сигнал в случае опасности. И вот однажды увидел он вдали приближающееся вражеское войско. Дозорный начал играть, и над Краковом зазвучал сигнал тревоги. Тучей полетели стрелы в дозорного. Одна из них вонзилась в грудь трубача. Собрав все силы, он доиграл сигнал. Только на последнем звуке труба выпала из его рук.

Многие столетия бережно хранится в народе память о герое, спасшем свой город ценою жизни. И сейчас позывные Кракова - древний боевой сигнал трубы, обрывающийся на последнем звуке.

В начале XVII в. Труба вошла в оперный оркестр. Сначала она выполняла скромную роль: лишь иногда играла короткие сигналы, участвовала в аккордах сопровождения. В то время на ней можно было играть только несложные мелодии, построенные по звукам трезвучия. Но со временем инструмент усовершенствовали, увеличился его диапазон, на трубе стало возможным играть сложные и выразительные партии. Ее яркий звук стал привлекать внимание композиторов. И труба зазвучала в торжественных, героических, а иногда и в лирических эпизодах. В XVIII в. она уже занимала видное место в симфоническом и духовом оркестрах.

Следующий по высоте инструмент медной духовой группы - ТРОМБОН . Название его происходит от итальянского слова tromba (труба), дополненного увеличительным суффиксом one. В буквальном смысле это название можно перевести как «трубища». И это действительно так. В XV в. трубу сильно удлинили, для чего сделали выдвигающуюся трубку-кулису. Так появился тромбон.

У тромбона те же предки, что и у трубы, но в некотором смысле тромбон оказался более счастливым - он от рождения был инструментом хроматическим, поэтому почти не подвергался изменениям. Раструб тромбона, сужаясь и изгибаясь, переходит в узкую цилиндрическую трубку, на которую надевается раздвижной механизм. Он состоит из двух неподвижных трубок, по которым скользит U-образная трубка-кулиса. Двигая правой рукой кулису, тромбонист может плавно менять высоту звука, исполняя глиссандо, а также с одинаковой легкостью извлекать любые звуки.

Тромбон занимает почетное место в группе медных духовых инструментов. У него очень сильный голос, легко перекрывающий звучание всего оркестра. А когда несколько тромбонов играют вместе, это придает музыке торжественность и блеск. Очень хорошо удаются тромбону героические, трагические мелодии. Но чаще всего три тромбона и туба, объединенные в одну группу, в оркестре играют аккорды, выполняя роль аккомпанемента.

ТУБА - самый низкий по звучанию инструмент медной духовой группы. Ее диапазон - от ми контроктавы до фа первой октавы, тембр ее суровый, массивный. В отличие от других инструментов этой группы, туба сравнительно молода. Она родилась в Германии в 1835 г., так как медной группе нужен был хороший устойчивый бас. Состоит она из трубок разной величины, раструба, мундштука и вентилей.

Как правило, роль тубы в оркестре ограничивается дублированием на октаву ниже партии третьего тромбона. Она служит фундаментом медной группы, подобно контрабасу у струнных. Именно туба «цементирует» всю музыку. Принято считать, что это инструмент неуклюжий и неподвижный. Действительно, играть на ней очень сложно. Необходим большой расход воздуха, поэтому исполнителю иногда приходится дышать на каждом звуке. Но на тубе тоже можно играть быстро. Правда, звук у нее очень густой, сильный, сочный, а быстрая музыка при таком звуке будет тяжеловесной. Очень хорошо туба передает образ слона в пьесе Сен-Санса «Слон» из сюиты «Карнавал животных».

Конечно, в оркестровых произведениях сольные эпизоды у тубы встречаются очень редко. Один из них - пьеса «Быдло» из сюиты «Картинки с выставки» М. Мусоргского, оркестровку которых сделал М. Равель.

Повторим еще раз, что в группу медных духовых инструментов входят:

труба, валторна, тромбон и туба.