Натюрморт с черепом как называется. Символы на натюрмортах ванитас

(лат. vanitas, букв. - «суета, тщеславие») - жанр живописи эпохи барокко, аллегорический натюрморт, композиционным центром которого традиционно является человеческий череп. Подобные картины, ранняя стадия развития натюрморта, предназначались для напоминания о быстротечности жизни, тщетности удовольствий и неизбежности смерти. Наибольшее распространение получил во Фландрии и Нидерландах в XVI и XVII веках, отдельные примеры жанра встречаются во Франции и Испании. Термин восходит к библейскому стиху (Еккл.1:2) Vanitas vanitatum et omnia vanitas («Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, - всё суета!»).

Симон-Ренар де Сен-Андре, ок. 1650

Символы, встречающиеся на полотнах, были призваны напоминать о бренности человеческой жизни и о преходящести удовольствий и достижений:
Череп - напоминание о неизбежности смерти. Аналогично тому, как портрет является лишь отражением когда-то живого человека, так и череп является лишь формой когда-то живой головы. Зритель должен воспринимать его как «отражение», он наиболее отчетливо символизирует бренность человеческой жизни.
Гнилые фрукты - символ старения. Зрелые плоды символизируют плодородие, изобилие, в переносном смысле богатство и благосостояние. Ряд плодов имеет свое значение: грехопадение обозначается грушами, помидорами, цитрусами, виноградом, персиками и вишней, и конечно, яблоком. Эротический подтекст имеют инжир, сливы, вишни, яблоки или персики.
Цветы (увядающие); роза - цветок Венеры, символ любви и секса, которая тщеславна, как всё, присущее человеку. Мак - успокоительное средство, из которого изготавливают опиум, символ смертного греха лености. Тюльпан - объект коллекционирования в Нидерландах XVII века, символ необдуманности, безответственности и неразумного обращения с дарованным Богом состоянием.
Ростки зерна, ветви плюща или лавра (редко) - символ возрождения и круговорота жизни.
Морские раковины, иногда живые улитки - раковина моллюска является останками когда-то живого животного, она обозначает смерть и бренность. Ползучая улитка - олицетворение смертного греха лености. Большие моллюски обозначают двойственность натуры, символ похоти, ещё одного из смертных грехов.
Мыльные пузыри - краткость жизни и внезапность смерти; отсылка к выражению homo bulla - «человек есть мыльный пузырь».
Гаснущая дымящаяся свеча (огарок) или масляная лампа; колпачок для гашения свечей - горящая свеча является символом человеческой души, её затухание символизирует уход.
Кубки, игральные карты или кости, шахматы (редко) - знак ошибочной жизненной цели, поиска удовольствий и грешной жизни. Равенство возможностей в азартной игре значило также и предосудительную анонимность.
Курительная трубка - символ быстротечных и неуловимых земных наслаждений.
Карнавальная маска - является знаком отсутствия человека внутри нее. Также предназначена для праздничного маскарада, безответственного удовольствия.
Зеркала, стеклянные (зеркальные) шары - зеркало является символом тщеславия, кроме того, тоже знак отражения, тени, а не настоящего явления.
Разбитая посуда, обычно стеклянные бокалы. Пустой стакан, противопоставленный полному, символизирует смерть. Стекло символизирует хрупкость, белоснежный фарфор - чистоту. Ступка и пестик - символы мужской и женской сексуальности. Бутылка - символ греха пьянства.
Нож - напоминает об уязвимости человека и о его смертности. Кроме того, это фаллический символ и скрытое изображение мужской сексуальности.
Песочные и механические часы - быстротечность времени.
Музыкальные инструменты, ноты - краткость и эфемерная природа жизни, символ искусств.
Книги и географические карты (mappa mundi), писчее перо - символ наук.
Глобус, как земли, так и звездного неба.
Палитра с кистями, лавровый венок (обычно на голове черепа) - символы живописи и поэзии.
Портреты красивых женщин, анатомические рисунки. Письма символизируют человеческие отношения.
Красные сургучные печати.
Медицинские инструменты - напоминание о болезнях и бренности человеческого тела.
Кошельки с монетами, шкатулки с драгоценностями - драгоценности и косметика предназначены для создания красоты, женской привлекательности, одновременно они связаны с тщеславием, самовлюбленностью и смертным грехом высокомерия. Также они сигнализируют об отсутствии на полотне своих обладателей.
Оружие и доспехи - символ власти и могущества, обозначение того, что нельзя забрать с собой в могилу.
Короны и папские тиары, скипетры и державы, венки из листьев - знаки преходящего земного господства, которому противопоставлен небесный мировой порядок. Подобно маскам, символизируют отсутствие тех, кто их носил.
Ключи - символизируют власть домашней хозяйки, управляющей запасами.
Руины - символизируют преходящую жизнь тех, кто их населял когда-то.
Лист бумаги с нравоучительным (пессимистическим) изречением, например:

Vanitas vanitatum; Ars longa vita brevis; Hodie mihi cras tibi (сегодня мне, завтра тебе); Finis gloria mundi; Memento mori; Homo bulla; In ictu oculi (в мгновение ока); Aeterne pungit cito volat et occidit (слава о геройских поступках развеется точно также, как и сон); Omnia morte cadunt mors ultima linia rerum (всё разрушается смертью, смерть - последняя граница всех вещей); Nil omne (всё - это ничего)

Очень редко натюрморты этого жанра включают человеческие фигуры, иногда скелет - персонификацию смерти. Объекты часто изображаются в беспорядке, символизируя ниспровержение достижений, которые они обозначают.

Натюрморты vanitas в начальной форме представляли из себя фронтальные изображения черепов (обычно в нишах со свечой) или других символов смерти и бренности, которые писались на реверсах портретов в эпоху Ренессанса. Эти vanitas, а также цветы, которые также рисовали на оборотах - самые ранние примеры жанра натюрморта в европейском искусстве Нового Времени (например, первый голландский натюрморт - именно «Vanitas» кисти Якоба де Гейна). Эти черепа на оборотах портретов символизировали смертность человеческой натуры (mors absconditus) и противопоставлялись живому состоянию модели на обороте картины. Самые ранние vanitas - обычно самые скромные и мрачные, зачастую чуть ли не монохромные. Натюрморты vanitas выделились в независимый жанр около 1550 года.
Художники XVII века перестали изображать череп строго фронтально в композиции и обычно «клали» его в стороне. По мере развития эпохи барокко эти натюрморты становились все более пышными и изобильными.
Они приобрели популярность к 1620-м годам. Развитие жанра вплоть до спада его популярности примерно в 1650-х гг. сосредотачивалось в Лейдене, нидерландском городе, который Бергстром в своем исследовании на тему нидерландского натюрморта объявил «центром создания vanitas в 17-м веке». Лейден являлся важным центром кальвинизма, течения, которое осуждало моральную развращенность человечества и стремилось к твердому моральному кодексу. Бергстром считал что для кальвинистских художников эти натюрморты являлись предупреждением против тщеславия и бренности и были иллюстрацией кальвинистской морали того времени. Так же на сложение жанра вероятно повлияли гуманистские воззрение и наследие жанра memento mori .


Бартоломеус Брейн Старший, перв. пол. 16 в. Vanitas

Эмблема смертности человека. В то же время он рассматривается как вместилище души, жизни существа и наделяется особой ритуальной ценностью со времен палеолита. У кельтов он почитался в качестве средоточия священной силы, которая защищала человека от неблагоприятных сил и даровала здоровье и богатство. Череп - атрибут индуистских отшельников, санньясинов, в знак их отречения от мира на пути к спасению. Также выступает атрибутом грозных божеств тибетского пантеона. Даосских бессмертных (сянь) часто изображают с непомерно разросшимся черепом - знак того, что они накопили в своем мозгу огромное количество энергии ян.



Х. Стенвик. Vanitas

Мусульмане связывают известное изречение о том, что судьба человека написана на его челе, со швами черепа, извивы которых походят на буквы.


Х. Стенвик. Vanitas

Череп, как и коса, и старуха входит в основную матрицу символов смерти. Череп является атрибутом многих изображений христианских апостолов и святых, таких как ап. Павел, св. Магдалина, св. Франциск Ассизский. Отшельники часто изображаются с черепом, что свидетельствует об их размышлениях о смерти. На некоторых иконах распятие изображается с черепом и костями в подножии и служит напоминанием о смерти на кресте. Согласно одной легенде, крест этот стоял на костях Адама, а благодаря распятию Спасителя на нем, все люди обретут вечную жизнь.


Адриан ван Утрехт. Натюрморт с букетом и черепом.

В западной культуре смерть была сдвинута с причитающегося ей места в жизненном цикле, хотя является самой древней, как и рождение, основной биологической функцией. Механизмы умирания разработаны природой с тем же вниманием, что и механизмы рождения, с заботой о благе организма, с тем же обилием генетической информации для руководства во всех фазах смерти, которую мы привыкли находить в критических ситуациях нашей жизни. Поэтому смерть расставляет свои знаки, заботливо предупреждает о своем приближении. Недаром древнее «помни о смерти» должно было выразиться в символике и знаках, которые проставляются на дорогах жизни. Гадатели разного рода имели человеческий череп для различного вида колдовства, например, клали у своего изголовья и призывали череп говорить правду.


А. де Переда. Vanitas

В алхимии «мертвая голова» - остатки в тигле, бесполезные для дальнейших действий и превращений продукты алхимических распадов. В переносном смысле - нечто, лишенное всякого содержания, мертвая форма, своего рода шлак. Сабиняне считали, что человеческая душа спускается именно к черепу, поэтому из черепов делали ритуальные чаши. Рабби Маймонид делал воскурение мирта вокруг черепа, рабби Элеазар описывал способы изготовления терафима - закалывали первенца, отрубали голову, солили и клали под язык золотую пластинку с надписью, после чего ждали от него сообщений. Недаром терафима похитила Рахиль, чтобы голова не оповестила Лавана, что Иаков бежал. Пережитки лемурийского культа терафима мы видим в христианстве - Адамова голова, а также в оккультном рейхе, где был орден и целая дивизия под названием «Мертвая голова». И даже в современной жизни - одним из знаков международного московского кинофестиваля была красная голова терафима.


C. Штоскопф. Vanitas

У некоторых народов Сибири существовал обычай: ставили голову убитого зверя, например, медведя, и просили у его родового духа-покровителя прощения, за то, что пришлось убить это животное. У мексиканцев глубины земные отдаются черепу. Черная метка - знак мертвой головы у пиратов и флибустьеров - присылался как предупреждение тому, кому уготована смерть.
Именно из черепа убитой лошади выползает змея, ужалившая Вещего Олега.



Ф. Гийсбрехтс. Vanitas.



Ф. де Шампань. Натюрморт с черепом. (Vanitas)

Белый череп - знак высшей сефиры, которая выделяет росу и возвращает умерших к жизни. Скандинавский Один всегда брал с собой голову Мимира, которая приносила ему вести из других миров. История огненного черепа Якова де Моле символизирует витальную жизненную силу, и эта история началась в 1314 году, когда главного магистра ордена Рыцарей Храма сожгли на костре. Говорят, что оставшиеся в живых тамплиеры заплатили палачу и он, притушив огонь, вынул череп, который потом очистили. Затем череп вместе с идолом Бафометом был отправлен в Шотландию, откуда уже во времена покорения масонами Америки, перекочевал в городок Чарльстоун, где его и оприходовали современные палладисты. По свидетельству Альберта Пайка, во время контакта высших чинов ордена с этим черепом, который покоился на черной гранитной колонне, внутри черепа вспыхнул свет и залил все помещение.



М. Харнетт. Смерть и бессмертие. 1876


П. Клаас. Vanitas. 1628



П. Клаас. Vanitas.

По словам другого свидетеля, мифического доктора Батайля, из отверстий глазниц вырывалось пламя: то красное, то белое, то зеленое и эти три луча были подобны огненным змеям. Помимо огненных свойств череп обладал силой проклятия. Говорил во время огненного ритуала богохульные слова. Действительно, во время казни в 1314 году Яков де Моле проклял трех главных виновников суда над орденом - Папу Климента V, который умер через 40 дней после смерти магистра, а через несколько месяцев скончался от неизвестной страшной болезни и Филипп Красивый, затем ту же судьбу разделили три его сына, которые погибли один за другим в течение 14 лет. В народе их называли «проклятыми королями». Дальнейшее развитие легенды приписывает Якову де Моле пророчество того, что династия французских королей прервется на плахе. И проклятие сбылось: в 1786г. Людовик XVI на масонском собрании был осужден на смерть, и через три года, во время Революции, обезглавлен.


Юриан ван Стрек, ок. 1670. Vanitas



Ж. Линар. Vanitas. 1644

В тибетской традиции по линии Карма Па (черная корона) существовала сложная многоступенчатая медитация на человеческие кости, которые позволяли человеку преодолеть страх смерти, не забывая при этом о бренности жизни. Также в Тибете существовала чаша капала, ритуальный сосуд, сделанный из человеческого черепа. Этот ритуальный объект представлялся как символ сострадания, так как, по образному представлению, кровь всех глубоко чувствующих существ помещалась в него.


Себастьян Боннекруа, Натюрморт с черепом

Наталия МАРКОВА,
заведующая отделом графики ГМИИ им. А,С, Пушкина

Сквозь призму иносказаний

Порядок и связь идей те же, что порядок и связь вещей.
Спиноза

В предметах нет ничего, лишенного смысла
Румер Висхер

Натюрморт - это искусственно созданная человеком реальность: и потому, что он составлен из рукотворных предметов, и потому, что даже природные объекты в нем вырваны из естественных связей и поставлены в новые соотношения. Как бы естественно ни выглядела композиция, она - плод творчества художника.

Некоторые вопросы наталкивали на мысль, что не все так просто с картинами голландцев. Давно было замечено, что в букетах соседствуют цветы, которые распускаются в разное время года. Если в одних случаях накрытый стол выглядит как совершенно естественно сервированный завтрак, то в других - сочетание селедки с орехами и виноградом не кажется нам столь аппетитным. Увидев нагромождение из военных доспехов, книг, скульптур и музыкальных инструментов, мы гадаем, по какой же логике объединены эти предметы и где они могли оказаться сразу все вместе: в мастерской художника? в лавке антиквара? в богатом бюргерском доме? И совсем озадачивает зрелище группы предметов, увенчанных черепом.

Ян Давидс де Хем. Фрукты и ветчина на столе. 1646. Музей искусств, Толедо

Усилиями искусствоведов многих стран в 1950–1970-е гг удалось убедительно раскрыть те идеи и аллюзии, тот утраченный для современного зрителя смысл, что содержат голландские натюрморты.

Теологический принцип Средневековья, на котором основывался «скрытый символизм» нидерландских картин XV в., гласит: «всякое творение мира подобно книге и картине» (Omnis mundi creatura \ Quasi liber et pictura), и в нем содержится божественное откровение. В светской культуре Возрождения и XVII в. этот принцип не исчез, но распространился на другой круг предметов и понятий и усложнился. Реальность - при мастерском и полнокровном ее воплощении в живописи - воспринималась сквозь призму иносказаний и всевозможных символических ассоциаций. Однако принципиальное отличие от Средневековья и XV столетия заключалось в неизмеримо возросшей свободе художника и зрителя индивидуально выбирать и комбинировать толкования. Одним из ярких и характерных проявлений такой игры ума были сборники эмблем, получившие в XVI – XVII вв. необычайно широкое распространение в европейских странах, что дало основание одному из историков искусства назвать их ранней формой массовой культуры.

Герард Доу. Натюрморт в нише. 1660. Картинная галерея, Дрезден

Эмблема представляет собой своеобразный синтез искусства и литературы и имеет трехчастное строение. Во-первых, это гравированное изображение, и в качестве такового может быть выбран любой объект из окружающего мира: он призван воплотить некое высшее, сверхчувственное понятие. Во-вторых, эмблема включает краткую надпись, наподобие девиза, связанную с изображением и подающую предмет с неожиданной стороны. И в-третьих, под изображением помещается более или менее пространное пояснение, прозаическое или стихотворное; оно часто включает цитаты из античных авторов (Цицерона, Вергилия, Овидия, Горация) и из Библии.

Сборники эмблем - эмблематы - были распространенным чтением образованных горожан в Голландии. Эмблематическим мышлением были пронизаны литература, поэтическое творчество - в частности, любимого поэта голландцев Якоба Катса, чьи книги также находились в каждом доме. Определение эмблемы и ее назначения, данные Катсом в предисловии к его сочинениям, помогают понять, как воспринимали эмблемы сами голландцы в XVII в.: «эмблема… это немая картина, но тем не менее способная говорить; пустяковые вещи обретают в ней немалую важность, смешные предметы оказываются при ближайшем рассмотрении не лишенными глубокой мудрости… Также скажу, что в них удается больше прочитать, чем разглядеть. И более того - больше домыслить, чем прочитать дословно. Это полезное средство для воспитания наших чувств».

Ян Ливенс. Книга, скрипка, череп и песочные часы. 1627

Следствием распространенности эмблематического мышления явилось то обстоятельство, что не только литература, но и живопись, в частности натюрмортная, стала эмблематичной. Картина могла быть прочитана, как текст. В одном из натюрмортов Питера Класа («Натюрморт с черепом», 1630–1640-е) на столе изображены погасший светильник, опрокинутый пустой стакан, открытые карманные часы, книги и лежащий на них череп. На обращенном к зрителю краю каменной столешницы вырезана стихотворная строка: Het glas is legh . De tyd is om . De keers is uyt . Den Mensch is stom , в переводе с нидерландского означающая: «Стакан опустел. Время прошло. Свеча сгорела. Человек онемел». Натюрморт предстает великолепной живописной эмблемой, говорящей о бренности жизни таким образом, что предметы буквально повторяют надпись!

Питер Клас. Натюрморт с черепом. 1630-1640- е Королевская художественная галерея, Гаага

Включение надписей в изображение - распространенный прием в голландском натюрморте, имеющий давнюю традицию: мы встречались с ним в ранненидерландских картинах, где рукописные Библии были раскрыты на страницах с повествованием об изображаемых событиях или с аллюзиями на них. Теперь тексты становятся разнообразнее, в круг цитируемых попадают современные авторы. Надписи сочиняют и сами художники и находят изобретательные приемы включения их в картину.

Яна Давидс де Хем. Натюрморт с букетом цветов и распятием. 1630-е. Старая Пинакотека, Мюнхен

В натюрморте Яна Давидса де Хема («Натюрморт с букетом цветов и распятием», 1630-е) мы долго любуемся пышным букетом в вазе, затем видим помещенное рядом бронзовое настольное распятие и замечаем прижатый им листок бумаги, на котором гусиным пером, оставленным на бумаге, кажется, только что выведена надпись: «Но на самый прекрасный цветок никто не смотрит» (Maer naer d ’ alderschoonste Bloem - daer en siet men niet naer om). В ней - укор и предостережение от забвения жизни во Христе за мирскими соблазнами. Под «самым прекрасным цветком» подразумевается Христос; букет является символом бренности, скоротечности человеческой жизни (воплощением библейских цитат, уподобляющих жизнь человека хрупкому, быстро увядающему цветку: «Как цветок, он выходит, и опадает; убегает, как тень...» (Кн. Иова, 14: 2); «Всякая плоть - трава» (Кн. Исайи, 40:6). Незаконченная строчка на будто случайно забытом листке бумаги подтверждает содержание изображения как аллегории суетности.

Наиболее явно аллегорическое значение выступает в натюрмортах « vanitas ». В композиции Юриана ван Стрека в центре стола высится шлем, увенчанный эффектным плюмажем, из-под него выглядывает рукоять сабли, вместе они символизируют воинскую доблесть и славу. В глубине свет выхватывает страницу раскрытой книги - это перевод трагедии Софокла «Электра», сделанный самым известным голландским поэтом XVII века Йостом ван ден Вонделом. Книга - символ поэтического искусства, мудрости, интеллектуальных достижений. Слева со стола соскальзывает лист бумаги с рисунком (средствами живописи великолепно сымитирован рисунок сангиной): голова юноши в профиль - возможно, просто подготовительная штудия, возможно, подразумевается автопортрет художника в юности. Этот листок придерживает лежащий на нем череп, обвитый хлебным колосом. Он - ключ к расшифровке смысла натюрморта.

Череп - символ смерти, бренности земной жизни. Его присутствие обесценивает все достижения земной славы, приводя на память слова Екклесиаста, познавшего, что в мире без Бога - «суета сует, все - суета!». Суета - по-латыни « vanitas »; слова библейского проповедника и дали название натюрморту этого вида. Однако окруженный колосом череп, или кости, через которые прорастают колосья, есть эмблема «Надежды на другую жизнь», то есть на воскресение из мертвых. Таким образом, натюрморт не только говорит зрителю о тщете земной славы, но и указывает путь спасения - грядущую вечную жизнь души во Христе.

Тема бренности и скоротечности жизни была одной из самых распространенных в голландском натюрморте и воплощалась в разнообразных, часто неожиданных обличьях. Так, в сдержанном и лаконичном «Натюрморте с бокалом и курительными трубками» Питера Класа (1638) символами бренности плоти выступают курительные принадлежности.

Питер Клас. Натюрморте с бокалом и курительными трубками. 1638. Частная коллекция

Аналогичный образ встречается и в голландской поэзии. В «Эпитафии» В.Г. Фоккенброха мы читаем:

Да, как дымок, его душа взлетела.
Но на земле лежать осталось тело,
Как отгоревший пепел табака.

В противоположность им бокал с виноградным вином (виноградная лоза - символ Христа) - намек на таинство причастия, приобщающее христианина к вечной жизни. Помимо антитезы «земное - небесное», «суетное - вечное», один и тот же натюрморт мог прочитываться в морально-назидательном контексте. В таком ракурсе натюрморт Класа предстает эмблемой двух социальных пороков - курения и пьянства, сурово осуждавшихся протестантской моралью. Кроме того. предметы в натюрморте могут расшифровываться как знаки четырех стихий или первоэлементов, из которых состоит мир, то есть в контексте научных знаний того времени. Угли означают огонь, табачный дым - воздушную стихию, вино - принадлежность к стихии воды, а камень столешницы и глина, из которой сделаны переносная жаровня и изящные модные табачные трубки, производившиеся в Гоуде, символизируют землю.

Помимо символики первоэлементов предметы в натюрморте, (например, в больших композициях «банкетов» или « vanitas ») могли расшифровываться как аллегория пяти чувств, где музыкальные инструменты воплощали слух, цветы - обоняние, сочные фрукты - вкус (иногда их ест обезьяна или попугай), драгоценные сосуды - зрение, скульптурные фигуры или бюсты - осязание. Сочетание в картине изображений жаровни с огнем, цветов, плодов и колосьев могло означать четыре времени года - зиму, весну, лето и осень. При этом один и тот же предмет в разных смысловых контекстах часто имел различное и даже прямо противоположное значение.

Одна из характерных примет голландского натюрморта - изображение наполовину очищенного лимона с кожурой, завитками свисающей со стола. Он очищен не случайно, а чтобы мы видели, что он «приятный со всех сторон», как толкует его одна из эмблематических книг, уподобляя истинному христианину. Однако в другой книжке лимон означает «ложный друг» (радующий глаз снаружи и горько-кислый на вкус); в этом значении фрукт присутствует в композициях на тему «суета сует».

Эта система иносказаний, сложных смысловых отношений между предметами может показаться современному зрителю искусственной, но в XVII столетии разгадывание ребусов и шарад, зашифрованных в произведениях искусства, было обычным заполнением досуга в образованных кругах и рекомендовалось в воспитательных трактатах. При этом очень ценилось собственное творчество в том же направлении - подбор сравнений и цитат, добавление новых значений, расцвечивающих первообраз новыми оттенками смысла.

Здравствуйте, друзья!


В последнее время мы довольно часто встречаем множество любопытных и притягательных своей необычностью работ, содержащих анатомические рисунки или изображения черепов и скелетов, которыми стали изобиловать даже привычные валентинки. К тому же многие дизайнеры, например Тим Хольц, любят создавать формы для вырубок и изображения для штампов на такие "мрачные" темы, которые мы как-то даже привыкли считать относящимися исключительно к Хеллоуину. Однако, когда совсем недавно появилась новая коллекция бумаги "Наизнанку # 28" на подобную тему, стало понятно, что этому течению суждено быть не просто модным направлением в скрапбукинге, но и, скорее всего, закрепиться в нём навсегда, обретя со временем отличительные признаки и особенности стиля. Но как же мы относимся к этому, мягко говоря, эксцентричному и вместе с тем довольно пессимистичному жанру? И насколько мы готовы выйти за его рамки, чтобы увидеть в нём какой-то совершенно новый, возможно более глубокий смысл? И наконец, какое же название более всего подходит этому необычному направлению в современном скрапбукинге? Ответы, тем не менее, гораздо ближе, чем мы можем себе предположить:)
Многие из вас, наверное, уже слышали о новом парфюме от Версаче под названием "Vanitas" и одноимённой коллекции стильных часов, а также неоднократно встречали иллюстрации, фотографии и картины с изображениями черепов и горящих свечей, но не многие знают о том, что термин "ванитас" уходит своими корнями в глубокое Средневековье.
Поэтому, прежде всего, давайте обратимся к его истокам и постараемся узнать и понять, чем же на самом деле является "ванитас" ...

Итак,согласно Википедии, Ванитас - это жанр живописи эпохи барокко или аллегорический натюрморт, композиционным центром которого традиционно является человеческий череп. Эта ранняя стадия развития натюрморта предназначалась для напоминания о быстротечности жизни, тщетности удовольствий и неизбежности смерти. История термина "ванитас" восходит к библейскому стиху Екклизиаста "Vanitas vanitatum et omnia vanitas " ("Суета сует - всё суета!").

Первый голландский натюрморт «Vanitas» кисти Якоба де Гейна, 1603. Над аркой изображены Плачущий Гераклит и смеющийся Демокрит


Как мы знаем, в натюрморте изображаются только обиходные, т.е. повседневные, обыденные вещи, неодушевленные предметы. Это может быть различная снедь, т.е. пища, посуда, книги, статуэтки и т.п. Все живое, естественное, природное становится в натюрморте неодушевленным, мертвым (с французского "натуре морте", т.е. "мертвая натура") и приравнивается к вещам. Так, чтобы стать предметом натюрморта плоды и фрукты должны быть сорваны, звери и птицы – убиты, рыбы, морские животные – выловлены, цветы – срезаны. Вещи в натюрморте целенаправленно сгруппированы в единой среде, образуя мир искусственной реальности, в той или иной степени преображенной человеком.

Эстетика жанра "ванитас", полного смысловых контрастов и искусственного уменьшения трагичности на грани ироничного гротеска, была весьма типична для искусства стиля барокко, и в своей первоначальной форме натюрморты-ванитас представляли собой фронтальные изображения черепов (обычно в нишах и со свечой) или других символов смерти и бренности, которые писались на реверсах (обратной стороне) портретов в эпоху Ренессанса. Эти черепа на оборотах портретов символизировали смертность человеческой натуры (mors absconditus) и противопоставлялись живому состоянию модели на обороте картины. По мере развития эпохи барокко эти натюрморты становились все более пышными и изобильными, а художники перестали изображать в композиции череп строго фронтально, размещая его несколько в стороне...

Эти натюрморты довольно редко включали человеческие фигуры и гораздо чаще скелет как персонифицированный образ смерти. Объекты изображались в некотором беспорядке, как бы символизируя ниспровержение человеческих достижений, которые они обозначали.Символика "суеты сует" имела своей целью подчеркнуть неустойчивость и хрупкость жизни, но наряду с морализирующими в ней также переплетались политические и религиозные темы.

Давайте рассмотрим лишь некоторые символы "ванитас", встречающиеся на полотнах, которые были призваны напоминать о бренности человеческой жизни и о преходящести удовольствий и достижений:

  • Череп — напоминание о неизбежности смерти. Аналогично тому, как портрет является лишь отражением когда-то живого человека, так и череп является лишь формой когда-то живой головы. Зритель должен воспринимать его как «отражение», он наиболее отчетливо символизирует бренность человеческой жизни.
  • Срезанные цветы означают краткость жизнь и эфемерность красоты, обречённой с течением времени на гибель.
  • Стрекоза в средние века считалась одним из разновидностей мухи и её изображение имело отрицательный смысл, воплощающий дьявола.
  • Бабочка, благодаря своей способности освобождаться из кокона, считалась символом спасения и возрождения. В противоположность стрекозе она указывает на вечную борьбу добра со злом.
  • Гнилые фрукты — символ старения. Зрелые плоды символизируют плодородие, изобилие, в переносном смысле богатство и благосостояние. Ряд плодов имеет свое значение: грехопадение обозначается грушами, помидорами, цитрусами, виноградом, персиками и вишней, и конечно, яблоком. Эротический подтекст имеют инжир, сливы, вишни, яблоки или персики.
  • Цветы (увядающие); роза — цветок Венеры, символ любви и секса, которая тщеславна, как всё, присущее человеку. Мак — успокоительное средство, из которого изготавливают опиум, символ смертного греха лености. Тюльпан — объект коллекционирования в Нидерландах XVII века, символ необдуманности, безответственности и неразумного обращения с дарованным Богом состоянием.
  • Ростки зерна , ветви плюща или лавра (редко) — символ возрождения и круговорота жизни.
  • Морские раковины , иногда живые улитки — раковина моллюска является останками когда-то живого животного, она обозначает смерть и бренность. Ползучая улитка — олицетворение смертного греха лености. Большие моллюски обозначают двойственность натуры, символ похоти, ещё одного из смертных грехов.
  • Мыльные пузыри — краткость жизни и внезапность смерти; отсылка к выражению homo bulla — «человек есть мыльный пузырь».
  • Гаснущая дымящаяся свеча (огарок) или масляная лампа ; колпачок для гашения свечей горящая свеча является символом человеческой души, её затухание символизирует уход.
  • Кубки , игральные карты или кости , шахматы (редко) — знак ошибочной жизненной цели, поиска удовольствий и грешной жизни. Равенство возможностей в азартной игре значило также и предосудительную анонимность.
  • Курительная трубка — символ быстротечных и неуловимых земных наслаждений.
  • Карнавальная маска — является знаком отсутствия человека внутри неё. Также предназначена для праздничного маскарада, безответственного удовольствия.
  • Зеркала , стеклянные (зеркальные) шары — зеркало является символом тщеславия, кроме того, тоже знак отражения, тени, а не настоящего явления.
  • Разбитая посуда , обычно стеклянные бокалы. Пустой стакан , противопоставленный полному, символизирует смерть. Стекло символизирует хрупкость, белоснежный фарфор — чистоту. Ступка и пестик — символы мужской и женской сексуальности. Бутылка — символ греха пьянства.
  • Нож — напоминает об уязвимости человека и о его смертности. Кроме того, это фаллический символ и скрытое изображение мужской сексуальности.
  • Песочные и механические часы — быстротечность времени.
  • Музыкальные инструменты , ноты — краткость и эфемерная природа жизни, символ искусств.
  • Книги и географические карты (mappa mundi ), писчее перо — символ наук.
  • Глобус , как земли, так и звездного неба.
  • Палитра с кистями , лавровый венок (обычно на голове черепа) — символы живописи и поэзии.
  • Портреты красивых женщин , анатомические рисунки . Письма символизируют человеческие отношения.
  • Красные сургучные печати .
  • Медицинские инструменты — напоминание о болезнях и бренности человеческого тела.
  • Кошельки с монетами , шкатулки с драгоценностями — драгоценности и косметика предназначены для создания красоты, женской привлекательности, одновременно они связаны с тщеславием, самовлюбленностью и смертным грехом высокомерия. Также они сигнализируют об отсутствии на полотне своих обладателей.
  • Оружие и доспехи — символ власти и могущества, обозначение того, что нельзя забрать с собой в могилу.
  • Короны и папские тиары , скипетры и державы , венки из листьев — знаки преходящего земного господства, которому противопоставлен небесный мировой порядок. Подобно маскам, символизируют отсутствие тех, кто их носил.
  • Ключи — символизируют власть домашней хозяйки, управляющей запасами.
  • Руины — символизируют преходящую жизнь тех, кто их населял когда-то.
  • Лист бумаги с нравоучительным (пессимистическим) изречением , например:

Vanitas vanitatum (Суета сует);

Ars longa vita brevis (Искусство вечно, жизнь коротка);

Hodie mihi cras tibi (Сегодня мне, завтра тебе);

Finis gloria mundi (Так проходит мирская слава);

Memento mori (Помни о смерти);

Homo bulla (Человек есть мыльный пузырь);

In ictu oculi (В мгновение ока);

Aeterne pungit cito volat et occidit (Слава о геройских поступках развеется точно также, как и сон);

Omnia morte cadunt mors ultima linia rerum (Всё разрушается смертью, смерть — последняя граница всех вещей);

Nil omne (Всё — это ничего).

В качестве примера рассмотрим анализ двух полотен старых мастеров живописи, чтобы убедиться в том, насколько умело они использовали символику в своих работах...



Амброзиус Босхерт Старший " Натюрморт с цветами", 1614 г.
Срезанные цветы на этом натюрморте кисти фламандского художника Амброзиуса Босхерта Старшего (1573-1621) означают краткость жизнь и эфемерность красоты, обречённой с течением времени на гибель. Поскольку стрекоза в средние века считалась одним из разновидностей мухи, то её изображение имело отрицательный смысл, воплощающий дьявола. Бабочка же, благодаря своей способности освобождаться из кокона, считалась символом спасения и возрождения. В противоположность стрекозе она указывает на вечную борьбу добра со злом.

На этой картине голландский живописец и рисовальщик Флорис ван Дейк (1635-1672) изобразил несколько символов, среди которых мы различаем стакан вина, который являлся символом крови Христа и напоминанием о Тайной вечери; две кисти винограда христианский символ благих даров. Яблоко должно было напоминать о первородном грехе человека. Хлеб - символ тела Христа. Сыр у протестантов был пищей, разрешённой во время поста. Орех, согласно Блаженному Августину, - это образ Христа, а кожура ореха - плоть, скорлупа - символ креста, а ядро намекает нам на божественную природу Христа.

А теперь настало время познакомимся всего лишь с некоторыми работами самых разных художников (как старых, так и современных) содержащими самый "устрашающий" и самый главный символ жанра ванитас...


Галерея "Ванитас"
и череп в искусстве...

Дэвид Бейли (David Bailly) 1584–1657

Датский художник, известен как автор портретов студентов и профессоров Лейденского университета, а также нескольких картин, отражающих мимолетность жизни с такими символическими предметами как цветы и свечи. Его самый известный автопортрет включает практически все символы жанра ванитас, - стоит только присмотреться повнимательнее...

Эдуард Шимо (Édouard Chimot) 1880-1959
Французский художник, иллюстратор, редактор, чья карьера достигла своего пика в 1920-х гг в Париже.

Николай Рерих 1874 - 1947
русский художник, философ, мистик, писатель, путешественник, археолог, общественный деятель, масон, поэт, педагог, создатель около 7000 картин (многие из которых находятся в известных галереях мира) и около 30 литературных трудов...

Сальвадор Дали (Salvador Dalí) 1904-1989
Величайший гений сюрреализма, уникальный испанский художник, скульптор и режиссёр.

Salvador Dalí, Soldier Take Warning, 1942

Жорж Дюмениль де Латур (Georges de La Tour) 1593-1652)
Французский живописец эпохи Барокко из Лотарингии, на творчество которого оказало большое влияние Караваджо и нидерландских (утрехтских) караваджистов.

Чарльз Алан Гилберт Charles Allan Gilbert) 1873-1929
американский художник-иллюстратор; в 18 лет создал самую известную оптическую иллюзию "Всё суета", которой до сих пор подражают многие художники и фотографы
Charles Allan Gilbert, All Is Vanity, 1892

Гуидо Мокафико (Guido Mocafico) родился в1962

Швейцарский фотограф, работает в Париже, специализируется на натюрмортах.

Nature morte а la vanite, Guido Mocafico, 2007

Майк Митчелл (Mike Mitchell) родился в 1982

Молодой американский художник-иллюстратор из Лос-Анджелеса, которого отличает талант создать из привычного, всеми узнаваемого образа совершенно новый, уникальный, весёлый и даже комический

Mike Mitchell, Little Pilot Skullington, 2009
Том Френч (Tom French) родился в 1982

Английский художник, чьи графические картины в жанре ванитас вызывают крайне неоднозначные отзывы: многие его работы изображают влюблённых, но при этом создают оптическую иллюзию черепа.

Фернандо Винсенте (Fernando Vincente) родился в 1963
Современный испанский художник из Мадрида, знаменитый целой серией весьма неоднозначных и порой просто шокирующих своей откровенностью работ в интерпретированном жанре Vanitas (Ванитас), а также Anatomias (Анатомия), Atlas (Атлас), Pin-Ups (Постеры), Retratos (Портреты).
Блог художника с новой серией работ Venus-Vanitas

Fernando Vincente, Vanitas - Carne d"amour, 2008
Дэмьен Хёрст (Damien Hirst) родился в 1965
Английский художник, предприниматель, коллекционер, а также автор самого дорогого произведения современного искусства. Его знаменитый человеческий череп "За любовь Господа", сделанный из платины и инкрустированный бриллиантами, оценивается в 50 миллионов фунтов стерлингов.
Damien Hirst, For the Love of God, 2007

Вы впечатлены? Мы - да!

PS: Когда статья ещё только готовилась к публикации, даже в рабочем блоге ЖТ высказывались самые неоднозначные мнения о том, насколько интересным и актуальным будет этот жанр для наших читателей. Однако, примем мы его или нет - уже не важно, потому что он существует, развивается и продолжает вдохновлять не только известных художников, дизайнеров и фотографов независимо от чьего-либо мнения и даже самого времени... А мне подумалось, что в жизни людей бывают не только праздники, и с помощью символов "ванитас" можно передать самые разные чувства, поскольку этот череп - вовсе не единственный среди их потрясающего многообразия. Ведь существует же язык признаний (иначе, язык цветов или флюрографика), пусть существует и язык скорби, который также необходимо знать (конечно же, не дай Бог, но... memento mori ! ). Думаю, что цитата из статьи Елены Сикирич "Язык символов" как нельзя лучше подходит для понимания этой необходимости: "Испокон веков всякий раз, когда перед человеком вставала необходимость объять необъятное, соединить видимое и невидимое, связать между собой прошлое, настоящее и будущее, совершенно новое и поистине древнее; всякий раз, когда душа его рвалась к новым далям, для достижения которых нужно было преодолевать границы жизни и смерти, пространства и времени и постигать вечные законы бытия; всякий раз, когда для объяснения и выражения этого одних слов было недостаточно, — человек прибегал к удивительному языку символов".

Думаю, что всё-таки стоит обратиться к побудительным первоистокам своего собственного "Я" и постараться как можно чаще выражать в работах свои истинные чувства, мысли и эмоции хотя бы посредством этого необыкновенно выразительного языка, ибо

Ars longa vita brevis!


И решила я, найти еще таких натюрмортов, вроде бы попадались на глаза. Оказалось, что их просто масса! И жанр такой отдельный есть, называется «Vаnitas». Представляете - я этого на знала!!! Целый ряд художников практиковались в этом жанре, даже целыми семьями - как братья Питер и Харвен Стенвики. На натюрморты с черепами была просто повальная мода. Пошло это дело в 17 веке из Голландии - родины классического натюрморта, а затем переметнулось во Францию, Британию и другие страны.


Альберт ван дер Шур 1660-е



Что же это за сомнительное удовольствие - украшать цветочками и ленточками черепа? Никак страсть к шокированию публики и тяга ко всему ужасному и неизведанному двигала художниками? А вот и нет! Жанр не зря называется «Vаnitas» - «суета, тщеславие». Такие картины призваны были поучать, напомнить о бренности всего материального. Поводов не забывать о смерти у людей, живших в 17 веке в Европе, было немало: 30-летняя война, война между Англией и Францией, чума в Лондоне, Нидерландская революция, диктатура Кромвеля и казнь короля Карла Первого, наша Смута и т.д.



Крест - символ духовности и религиозности, даже прямое на них указание, появился в ВАНИТАС довольно поздно. А вот сургучная печать - знак тайны, приверженности к тайным знаниям либо невозможность к ним приобщиться - использовалась еще на заре жанра

После отгремевших религиозных воин особо популярной была идея возрожденной духовности на фоне смертности, бренности всего материального и главенства религиозной мысли.

Вначале черепа рисовали на оборотной стороне обычных светских портретов, затем они перешли в самостоятельный жанр. В первое время их изображали в центре картины, крупными, нередко в нишах, остальных предметов было немного. В дальнейшем композиции становились все менее лаконичными, символы - все более глубокими и многозначительными. В период своего расцвета ВАНИТАС превратились в пышные и красочные полотна, изобилующие символикой и атрибутами, иногда даже чересчур перегруженные множеством деталей. Чтобы разобраться в этих символах и научиться читать их, я предлагаю посмотреть сами работы.


Бартоломеус Брейн Старший, кон. 16 века

Это одно из первых изображений в жанре ВАНИТАС. Предметов мало. На поучительный характер изображения указывает надпись на листке справа - что-то вроде "моменто мори", помни о смерти. Череп помещен в нишу, так делали в ранних работах. Погасшая свеча указывает на угасание жизни. Муха на черепе - знак зла, нечистоты, тлена.



Ван "Утрехт" Адриан, 1642

В более поздних работах череп смещается в сторону, деталей становится больше. В букете мы видим как живые и свежие цветы, так и увядающие - намек на недолговечность цветения и юности. Символами увядания служили и гниющие фрукты. Роза - символ телесной страсти, тюльпан - воплощение необдуманной расточительности (в Голландии за несколько луковиц тюльпанов редкого сорта можно было купить приличный дом).


Венцель Лоренц Райнер, 1710

Книги и писчее перо - символ наук.



Курительная трубка - очень частый атрибут, а также опрокинутый пустой бокал - символы кратковременности и эфемерности земных удовольствий. Нож - символ уязвимости, также иногда мог символизировать мужское начало. Слева - угасающая жаровня, в которой еле теплятся угли. Она, также как и погасшие светильники и затушенные свечи, означает угасание жизни.



Девид Бейли "Ванитас с автопортретом", 1651

Автопортреты - не такое частое явление жанра, но оно иногда встречаются. ВАНИТАС иногда были частью исторических полотен, аллегорий и жанровых сцен.


Якоб (Жак) де Гейн старший

Тоже ранняя работа. Насколько я могу судить, шар над черепом может быть мыльным пузырем - символом уязвимости, хрупкости и недолговечности. Деньги на полке - символ богатства, которое нельзя забрать с собой в могилу. Тюльпан в вазе - вы уже знаете, прощальный дымок из погасшего светильника - жизнь истлела, душа, как дым покидает этот мир.



Гвоздики - брак, материнство.



Жан Давид ле Хим

Слева мы видим часть доспехов - "оружие и воинская мощь так же тленны, как и все материальное"


Он же

Лопнувший гранат - символ плодородия или искупительной жертвы Христа (усиливается наличием распятия справа)



Он же

Музыкальные инструменты - символ вечного искусства, опрокинутая чаша - то же, что и бокал. Пустые раковины означают то же, что и череп - здесь раньше была жизнь, но теперь ее нет! Слева от раковины - механические часы, которые напоминают о скоротечности времени. Дым из жаровни иногда символизировал улетающую душу, а иногда - призрачность надежд.



Он же

Символы искусства (скульптуры), наук (книги) и поучительная надпись. Лавровый венок - символ поэзии.


Он же 1685

Здесь мы видим множество символов - книга, угасшая свеча, курительная трубка, но черепа нет. Но это тоже ВАНИТАС. Символика жанра позже еще долгое время использовалась в обычном натюрморте. В левой части букета мак - символ смерти и забвения. Мы видим устрицы рядом с лимоном - это символы сексуальных наслаждений. Правда, устрицы могли иметь и другой смысл - вскрытая раковина символизировала обнаженную душу.


Корнелиус Норберт Гейсбрехт.
Справа - блюдце и трубочка для выдувания мыльных пузырей.
А вот еще, очень похоже:

Перевернутые песочные часы - время вышло. Колосья обозначают возрождение, бессмертие души. Вообще, Гейсбрехт очень любил вот такие "обманки" - "ВАНИТАС вдвойне" - иллюзорность жизни подчеркивается тем, что изображение написано на написанном холсте. Еще его работы:


Корнелиус Гейнсбрехт, 1650

Тут тоже колосья. Зубами череп, кажется, держит флакон с румянами или пудрой (или часы). Косметика означала кратковременность физической красоты. Розовый шарф тоже подчеркивает, что эта аллегория - женская.


Он же

Он же



Н.Л.Пешье

Портреты, письма символизируют человеческие взаимоотношения.



Он же

Деньги и синий кошелек, колосья, погасший факел, ноты (символ искусства), песочные часы, сургучная печать - все это вы уже знаете.



Он же 1650-е



Не знаю кто, но чудесно!
ПС. Уже узнала - Антонио де Пареда, и это только часть его большой картины (полностью будет в следующем посте)

Маска подчеркивает, что она осталась, а лица уже нет. Оружие, как и доспехи - армейская мощь - ничто перед лицом смерти. Украшения - то же, что и деньги - они остались в этом мире, а человек не сможет остаться навсегда.



Хендрик Андерсон 1650

Короны, тиары и другие символы власти в ВАНИТАС показывают, что перед смертью все равны. Глобус - символ наук. Мыльные пузыри - мы уже знаем.



?
Бутылка, как и курительная трубка указывают на тягу к земным удовольствиям, пьянству. Дымящийся шнур здесь то же, что и фитилек светильника или свечи. Плющ, как и колосья - символ возрождения, вечной жизни после смерти.



Неизвестный автор



Петер ван Лир "Мистическая сцена с автопортретом", 1638

Жуткая вещь, правда?



Питер Клас

Зеркала и зеркальные шары - символ тщеславия. А еще они говорят - земная жизнь так же эфемерна, как отражение. Разбитый грецкий орех - символ бедности, а в религиозном плане - символ распятия.



Он же

Ключ - раскрытие тайн (жизни). Если ключ сломан - тайна так и не раскрыта.
Здесь изображен изогнутый ключ - ключ к часам, с которыми он соединен лентой, они были вот такой формы (подсказал ув. petrrrovich )



Питр Клас 1630
Тут тоже такой ключ.



Питер Клас 1630-е
И здесь.


Он же 1636
Любимый бокал Питера Класа - он фигурирует во многих его ВЕНИТАС. Он был отличный натюрмортист, даже без черепов - посмотрите в Сети!



Петер ван Рестретен, втор.пол 17го

Посередине - видимо, погребальная урна. Шишка - символ бессмертия.



Петер Симон старший 1650-60-е
Сразу два вида часов - механические и песочные. Портрет и роза рядом - символ страсти к вполне определенной женщине.





Питер Стенвик, 1650-е
Берет, лавровая ветвь, поэма - аллегория поэзии.





Он же



Себастьян Стокопф, 1641

Тут мы тоже уже все знаем: лютня (не тыква это!), глобус, доспехи, чаши, бутылка, книги. На заднем плане открыта форточка - окно в загробный мир.



Он же 1627

Лекарства и медицинские инструменты - символ болезней.


Симон Лютихус, 1650-е

Кажется, это изображен Карл Первый. Его казнили в середине 17 века, после чего его портрет стало модным вставлять в ВАНИТАС


Он же 1630-е

Анатомические рисунки, как и портреты, и письма - символ человеческих отношений.


Симон Ренар де Сен-Андре

Игральные карты и игральные кости - неправильно избранные жизненные ориентиры. Бабочка (на розе) - символ спасения души.


Он же, 1650-е



Он же
Череп с лежащей отдельно нижней челюстью, выглядит особенно сиротливо и печально.


Он же


Филипп Сауэрленд

Вишни и инжир - эротические удовольствия.



Филипп де Шампань, 1650



Франциск Гисбрехтс

Золотые и серебряные чаши - земные блага. Красная лента - грехи людские


Он же 1660-70-е



Хендрик Андерсон, 1650


Он же





Он же

Персики справа - плод грехопадения, блуда, как и виноград


Он же

Справа, чуть ниже глобуса некий странный предмет - сумка, фляга? Он кочует из натюрморта к натюрморту Колье. Что это, я не знаю, но если увижу, буду знать, кто написал картину.



Он же. 1704

Королевские регалии, портрет Карла Первого и череп, выглядывающий из-за книги как бы украдкой.



Эдвард Колье, автопортрет


Он же

На переднем плане - офорт с изображением Микеланджело



Он же.

И бокальчик у Колье тоже был любимый.


Энтони Вейс, 1824

Стилизация под старое изображение


Юлиан ван Стейк, 1670


Якоб Марель, 1637
Бабочка - вы знаете, а вот стрекоз, как и муха - символ зла и темных сил. Очень часто на барочных натюрмортах мы встречаем полуочищенный лимон - символ телесной красоты и вожделения, внутри которого горечь и разочарование. Ящерица - хитрость, увертки, дьявольское животное, как и мышь.



Ян ван Дален Второй, 1663

Попробуйте здесь еще найдите череп!



Ян ван Кесель де Од, 1670

Очень мне нравится! Может, из-за розочек, символов страсти и вожделения? Слева внизу по столу карабкается гусеница, и еще можно видеть бабочек - стадии жизненного цикла насекомого символизируют возрождение.

А теперь я вам покажу относительно современные работы. Их сложно назвать ВАНИТАС в полном смысле слова, хотя...



Энди Уорхол, 1976


Винсент Ван-Гог, 1887



Илья Машков, 1914

К слову, лошадиные черепа так же использовали в ВАНИТАС в эпоху расцвета. Пикассо тоже их любил.



А вот и Пикассо



Поль Сезанн - горячий поклонник жанра!


Он же



Он же

Сейчас художники тоже нередко прибегают к этому жанру, стараясь придерживаться стилистики либо трансформируя формы по своему усмотрению. На мой взгляд, тема бренности и суетности существования вечна, однако в отрыве от исторического контекста она лишается особого аромата эпохи.

Пересмотрите картинки еще раз - они стоят этого. Рада, что мы о них поболтали. Во первых, если тема для вас нова, вы теперь уже никогда не будете смотреть на натюрморт эпохи барокко, просто как на кучу фруктов, вазочек и цветов, отныне вам станет понятен их тайный смысл. Во-вторых, если вы уже знали про этот интересный жанр, никогда не лишне задуматься о вечном!

Спасибо за внимание!

Жан Кальвин Жан Кальвин (1509-1564) — реформатор церкви и основатель одного из течений про-тестантизма. Основу кальвинистской церкви составляют так называемые конгрегации — автономные сообщества, управляемые пасто-ром, диаконом и старейшинами, выбранными из мирян. Кальвинизм был очень популярен в Нидерландах в XVI веке. учил, что повседневные вещи обладают скрытым значением, а за всяким изображением должен стоять моральный урок. Предметы, изо-браженные в натюрморте, многозначны: их наделяли назидательным, рели-гиозным или иным подтекстом. Например, устрицы считались эротическим символом, и современникам это было очевидно: устрицы якобы стимулиро-вали сексуальную потенцию, да и Венера, богиня любви, родилась из рако-вины. С одной стороны, устрицы намекали на мирские соблазны, с другой — раскрытая раковина обозначала душу, готовую покинуть тело, то есть сулила спасение. Строгих правил, как читать натюрморт, конечно, не суще-ствовало, и зритель угадывал на холсте именно те символы, которые хотел видеть. К тому же нельзя забывать, что каждый предмет был частью композиции и его можно было прочитать по-разному — в зависимости от контек-ста и от общего послания натюрморта.

Цветочный натюрморт

Вплоть до XVIII века букет цветов, как правило, символизировал бренность, ведь земные радости так же преходящи, как красота цветка. Символика расте-ний особенно сложна и неоднозначна, и уловить смысл помогали популярные в Европе XVI-XVII веков книги эмблем, где аллегорические иллюстрации и девизы сопровождались пояснительными текстами. Цветочные композиции было непросто интерпретировать: один и тот же цветок имел множество зна-чений, иногда прямо противоположных. Например, нарцисс указывал на само-влюбленность и одновременно считался символом Богоматери. В натюрмор-тах, как правило, сохранялись оба значения образа, и зритель был волен вы-брать один из двух смыслов или совместить их.

Цветочные композиции часто дополнялись плодами, мелкими предметами, изображениями животных. Эти образы выражали основную мысль произве-дения, подчеркивая мотив быстротечности, увядания, греховности всего земного и нетленности добродетели.

Ян Давидс де Хем. Цветы в вазе. Между 1606 и 1684 годом Государственный Эрмитаж

На картине Яна Давидса де Хема Ян Давидс де Хем (1606-1684) — голландский художник, известный своими цветочными натюрмортами. у основания вазы худож-ник изобразил сим-волы бренности: увядшие и сломанные цветы, осыпавшиеся лепестки и засох-шие стручки гороха. Вот улитка — она ассоциируется с душой грешника Среди других таких отри-ца-тель-ных обра-зов — рептилии и земноводные (ящерицы, лягушки), а также гусеницы, мыши, мухи и другая живность, ползающая по земле или живущая в грязи. . В центре букета мы видим сим-волы скромности и чистоты: полевые цветы, фиалки и незабудки. Их окру-жают тюльпаны, символизирующие увядающую красоту и бессмысленное расточительство (разведение тюльпанов считалось в Голландии одним из самых суетных занятий и к тому же недешевым); пыш-ные розы и маки, напоминающие о недолговечности жизни. Венчают компо-зицию два крупных цветка, имеющие положительное значение. Синий ирис олицетворяет отпу-щение грехов и указывает на возможность спасения через добродетель. Крас-ный мак, который традиционно ассоциировался со сном и смертью, из-за своего местоположения в букете сменил трак-товку: здесь он обозначает искупительную жертву Христа Еще в Средневековье считалось, что цветы мака выросли на земле, орошенной кровью Христа. . Другие символы спасе-ния — это хлебные колоски, а бабочка, сидящая на стебле, олицетворяет бес-смертную душу.


Ян Бауман. Цветы, фрукты и обезьяна. Первая половина XVII века Серпуховский историко-художественный музей

Картина Яна Баумана Ян (Жан-Жак) Бауман (1601-1653) — живо-писец, мастер натюрморта. Жил и работал в Германии и Нидерландах. «Цветы, фрукты и обезьяна» — хороший пример смы-словой многослойности и неоднозначности натюрморта и предметов на нем. На первый взгляд, сочетание растений и животных кажется случайным. На самом деле этот натюрморт тоже напоминает о быстротечности жизни и греховности земного существования. Каждый изображенный предмет транслирует определенную идею: улитка и ящерица в данном случае указы-вают на смертность всего земного; тюльпан, лежащий возле миски с плодами, символизирует быстрое увядание; раковины, разбросанные на столе, намекают на неразумную трату денег В Голландии XVII века было очень популярно коллекционирование разного рода «дикови-нок», в том числе раковин. ; а обезьяна с персиком указывает на первородный грех и порочность. С другой стороны, порхающая бабочка и плоды: гроздья винограда, яблоки, персики и груши — говорят о бессмертии души и искупи-тельной жертве Христа. На другом, иносказательном уровне представленные на картине фрукты, плоды, цветы и животные обозначают четыре стихии: раковины и улитки — воду; бабочка — воздух; плоды и цветы — землю; обезьяна — огонь.

Натюрморт в мясной лавке


Питер Артсен. Мясная лавка, или Кухня со сценой бегства в Египет. 1551 год North Carolina Museum of Art

Изображение мясной лавки традиционно связывалось с идеей физической жизни, персонификацией стихии земли, а также с чревоугодием. На картине Питера Артсена Питер Артсен (1508-1575) — голландский ху-дожник, также известный как Питер Длин-ный. Среди его работ — жанровые сцены на евангельские сюжеты, а также изображе-ния рынков и лавок. почти все пространство занимает ломящийся от яств стол. Мы видим множество видов мяса: убитую птицу и разделанные туши, ливер и ветчину, окорока и колбасы. Эти образы символизируют неумерен-ность, обжорство и привязанность к плотским удовольствиям. Теперь обратим внимание на задний план. С левой стороны картины в оконном проеме поме-щена евангельская сцена бегства в Египет, которая резко контрастирует с натюрмортом на переднем плане. Дева Мария протягивает последний ломоть хлеба нищей девочке. Заметим, что окно расположено над блюдом, где крест-накрест (символ распятия) лежат две рыбы — символ христианства и Христа. Справа в глубине изображена таверна. За столом у огня сидит веселая компа-ния, выпивает и ест устриц, которые, как мы помним, ассоциируются с похо-тью. Рядом со столом висит разделанная туша, указывающая на неотврати-мость смерти и мимолетность земных радостей. Мясник в красной рубахе разбавляет вино водой. Эта сценка вторит основной идее натюрморта и отсы-лает к Притче о блудном сыне Вспомним, что в Притче о блудном сыне есть несколько сюжетов. Один из них повествует о младшем сыне, который, получив от отца имение, продал всё и спустил деньги на рас-путную жизнь. . Сцена в таверне, равно как и мясная лавка, полная яств, говорит о праздной, распутной жизни, привязанности к зем-ным наслаждениям, приятным для тела, но губительным для души. В сцене​ бегства в Египет герои практически повернуты к зрителю спиной: они уда-ляются вглубь картины, подальше от мясной лавки. Это метафора бегства от распут-ной жизни, полной чувственных радостей. Отказ от них — один из способов спасти душу.

Натюрморт в рыбной лавке

Рыбный натюрморт — это аллегория водной стихии. Такого рода произведе-ния, как и мясные лавки, часто были частью так называемого цикла перво-стихий В Западной Европе были распространены большие живописные циклы, состоявшие из нескольких картин и, как правило, висев-шие в одной комнате. Например, цикл времен года (где с помощью аллегорий изобража-лись лето, осень, зима и весна) или цикл первостихий (огонь, вода, земля и воздух). и, как правило, создавались для украшения дворцовых столовых. На первом плане картины Франса Снейдерса Франс Снейдерс (1579-1657) — фламандский живописец, автор натюрмортов и барочных анималистических композиций. «Рыбная лавка» изображено множество рыбы. Здесь есть окуни и осетры, караси, сомы, семга и другие дары моря. Часть уже разделана, часть ожидает своей очереди. Эти изображения рыб не несут никакого подтекста — они воспевают богатство Фландрии.


Франс Снейдерс. Рыбная лавка. 1616 год

Рядом с мальчиком мы видим корзину с подарками, которые он получил ко Дню святого Николая В католичестве День святого Николая при-нято отмечать 6 декабря. В этот праздник, как и на Рождество, детям дарят подарки. . На это указывают привязанные к корзине дере-вян-ные красные башмачки. Помимо сладостей, фруктов и орехов, в корзине лежат розги — как намек на воспитание «кнутом и пряником». Содержание корзины говорит о радостях и горестях человеческой жизни, которые посто-янно сме-няют друг друга. Женщина объясняет ребенку, что послушные дети получают подарки, а дурные — наказание. Мальчик отпрянул в ужасе: он поду-мал о том, что вместо сладостей получит удары розгами. Справа мы видим оконный проем, в котором можно разглядеть городскую площадь. Группа детей стоит под окнами и радостно приветствует кукольного шута на балконе. Шут — неотъемлемый атрибут народных праздничных гуляний.

Натюрморт с накрытым столом

В многочисленных вариациях сервировки столов на полотнах голландских ма-стеров мы видим хлеб и пироги, орехи и лимоны, колбасы и окорока, омаров и раков, блюда с устрицами, рыбой или пустыми раковинами. Понять эти натюрморты можно в зависимости от набора предметов.

Геррит Виллемс Хеда. Ветчина и серебряная посуда. 1649 год Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина

На картине Геррита Виллемса Хеды Геррит Виллемс Хеда (1620-1702) — автор натюрмортов и сын художника Виллема Класа Хеды. мы видим блюдо, кувшин, высокий стеклянный бокал и опрокинутую вазу, горчичницу, окорок, смятую салфетку и лимон. Это традиционный и излюбленный набор Хеды. Расположение пред-метов и их выбор неслучайны. Серебряная посуда символизирует земные богатства и их тщетность, ветчина — плотские удовольствия, привлекательный с виду и кислый внутри лимон олицетворяет предательство. Погасшая свеча указывает на бренность и мимолетность человеческого существования, беспорядок на столе — на разрушение. Высокий стеклянный бокал-«флейта» (в XVII веке такие бокалы использовались как мерная емкость с метками) хрупок, как человеческая жизнь, и в то же время символизирует умеренность и умение человека контролировать свои порывы. В целом в этом натюрморте, как и во многих других «завтраках», с помощью предметов обыгрывается тема суеты сует и бессмысленности земных наслаждений.


Питер Клас. Натюрморт с жаровней, сельдью, устрицами и курительной трубкой. 1624 год Sotheby’s / Частное собрание

Большая часть изображенных предметов на натюрморте Питера Класа Питер Клас (1596-1661) — голландский художник, автор множества натюрмортов. Наряду с Хедой считается основателем хар-лемской школы натюрморта с ее геометриче-скими монохромными картинами. явля-ются эротическими символами. Устрицы, трубка, вино отсылают к кратким и сомнительным плот-ским удовольствиям. Но это всего лишь один вариант прочтения натюрморта. Посмотрим на эти образы под другим ракурсом. Так, раковины — это символы бренности плоти; трубка, с помощью которой не только курили, но и выдували мыльные пузыри, — символ внезапности смерти. Современник Класа, голланд-ский поэт Виллем Годсхалк ван Фоккен-борх, в стихотворении «Моя надежда — это дым» писал:

Как видно, бытие сродни куренью трубки,
И в чем различие — мне, право, невдомек:
Одно — лишь ветерок, другое — лишь дымок. Пер. Евгения Витковского

Теме быстротечности человеческого существования противопоставляется бессмертие души, и знаки бренности внезапно оказываются символами спа-сения. Хлеб и стеклянный бокал с вином на заднем плане ассоциируются с телом и кровью Иисуса и указывают на таинство причастия. Сельдь — еще один символ Христа — напоминает о посте и постной пище. А раскрытые раковины с устрицами могут сменить свое негативное значение на прямо противоположное, обозначая человеческую душу, отделившуюся от тела и готовую вступить в вечную жизнь.

Разные уровни трактовки предметов ненавязчиво говорят зрителю о том, что человек всегда волен выбирать между духовным и вечным и земным прехо-дящим.

Vanitas, или «Ученый» натюрморт

Жанр так называемого «ученого» натюрморта получил название vanitas — в переводе с латыни это означает «суета сует», другими словами — «memento mori» («помни о смерти»). Это самый интеллектуальный вид натюрморта, аллегория вечности искусства, бренности земной славы и человеческой жизни.

Юриан ван Стрек. Суета сует. 1670 год Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина

Меч и шлем с роскошным плюмажем на картине Юриана ван Стрека Юриан ван Стрек (1632-1687) — амстердам-ский художник, известный своими натюрмор-тами и портретами. ука-зывают на мимолетность земной славы. Охотничий рог символизирует богат-ства, которые невозможно взять с собой в иную жизнь. В «ученых» натюрмор-тах часто встречаются изображения раскрытых книг или небрежно лежащих бумаг с надписями. Они не только предлагают задуматься об изображенных предметах, но и позволяют использовать их по назначению: прочесть открытые страницы или исполнить записанную в нотной тетради музыку. Ван Стрек изо-бразил набросок головы мальчика и раскрытую книгу: это трагедия Софокла «Электра», переведенная на голландский. Эти образы указывают на то, что ис-кусство вечно. Но страницы книги загнуты, а рисунок помят. Это признаки начавшейся порчи, намекающие на то, что после смерти даже искусство не пригодится. О неизбежности смерти говорит и череп, а вот обвивающий его хлебный колос символизирует надежду на воскресение и вечную жизнь. К середине XVII века череп, обвитый хлебным колосом или вечнозеленым плющом, станет обязательным предметом для изображения в натюрмортах в стиле vanitas.

Источники

  • Виппер Б. Р. Проблема и развитие натюрморта.
  • Звездина Ю. Н. Эмблематика в мире старинного натюрморта. К проблеме прочтения символа.
  • Тарасов Ю. А. Голландский натюрморт XVII века.
  • Щербачева М. И. Натюрморт в голландской живописи.
  • Зримый образ и скрытый смысл. Аллегории и эмблематика в живописи Фландрии и Голландии второй половины XVI - XVII века. Каталог выставки. ГМИИ им. А. С. Пушкина.