Когда была написана картина мадонна бенуа. Леонардо да винчи

(Матфей 3: 13 – 17; Марк 1:9 – 11; Лука 3:21 – 22; Иоанн 1: 29 – 34)

Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его. И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, – и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.

(Мф. 3:13–17)

И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане. И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.

(Мк. 1:9–11)

“Троица, многократно, хоть и не вполне ясно, ощущаемая в Ветхом завете, здесь впервые появляется во всей своей полноте”, – констатирует известный богослов Ч. Скоуфилд. В момент крещения Христа Иоанном свершились три чуда, не происходившие ни с кем другим, кто принимал крещение.

Во-первых, как свидетельствует Марк, “увидел Иоанн разверзающиеся небеса”. Разверзающиеся небеса – метафора, отражающая божие вмешательство в людские дела с целью спасения его народа.

Во-вторых, Иоанн увидел “Духа, как голубя, сходящего на Него”, то есть в доступной созерцанию форме (у Луки сказано еще определеннее: “Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь”).

В-третьих, “глас был с небес” – глас Отца Небесного, которым Он выразил безоговорочное одобрение Иисусу и Его миссии.

Кроме того, в этой евангельской истории зафиксировано второе, дошедшее до нас изречение Христа – слова, обращенныек Иоанну крестителю: «Оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить свякую правду». (Первые Его слова см. МАРИЯ И ИОСИФ УПРЕКАЮТ ОТСТАВШЕГООТ НИХ ИИСУСА. )

Крещение, согласно учению всех христианских конфессий, рассматривается как введение человека в лоно церкви. Это одновременно и акт очищения от греха, и второе рождение, в котором купель – символ непорочного чрева Девы, из которого посвященный вновь рождается. Крещение – первое из Семи Таинств и одно из Богоявлений Христа.

В силу всего сказанного сюжет “Крещение Христа” приобрел огромное значение с первых веков истории христианства и встречается уже начиная с III века в росписях римских катакомб и на саркофагах.

Крещение Иоанном Крестителем Иисуса Христа – кульминационный момент земной миссии Иоанна. Он провел свою жизнь отшельником, проповедями своими подготавливая приход Христа, призывая к покаянию и пророчествуя приход Мессии. Оба они – Иоанн и Иисус – больше ни разу не встретятся в их земной жизни. В силу того кардинального значения, которое крещение имело для них обоих, оно находит место в повествовательных циклах картин на сюжеты из жизни как Иоанна, так и Иисуса. В житийных циклах Христа крещение обычно занимает место после сюжета “двенадцатилетний Иисус в храме” и перед искушением Христа в пустыне. В циклах из жизни Иоанна Крестителя, получивших особое распространение в Италии в XIV – XV веках, оно следует за Крещением всего народа и предшествует аресту Иоанна Крестителя.

Рассказ о крещении Христа содержится во всех четырех Евангелиях. Однако имеются серьезные отличия, с одной стороны, синоптических Евангелий (в целом) от рассказа Иоанна и, с другой, различия между собой трех евангелистов. Для нас в данном случае важно отметить, что художники, зная об этих различиях, отражали их в своих живописных интерпретациях сюжета крещения.

Так, Матфей и Марк свидетельствуют, что Иисус уже крестился и вышел (Мф. 3:16) или выходил(Мк. 1:11) из воды, когда разверзлись небеса и Святой Дух сошел на Него. Лука же утверждает, что Святой Дух сошел на Иисуса именно в тот момент, когда, крестившись, Он молился: “Когда же крестился весь народ, и Иисус, крестившись, молился: отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него” (Лк. 3:21–22). Что же касается четвертого евангелиста, то Иоанн приводит свидетельство Крестителя – пророчество его ученикам.

В живописи большее распространение получила версия Луки (Мазолино, Перуджино, , Андреа дель Верроккио , ).

Пьероделла Франческа Крещение Христа (1445). Лондон. Национальная галерея.

Андреа дель Верроккио. Леонардо да Винчи. Крещение Христа (1470 – 1480). Флоренция. Галерея Уффици.

ГерардДавид. Крещение Христа (до 1508). Брюгге. Городскорй музей ихящныхискусств.

Сюжет крещение Христа в искусстве завершил свое иконографическое развитие примерно к Х веку. В более позднее время варьировались лишь отдельные детали композиции. Главное действующее лицо – Иисус Христос – предстает обычно с длинными волосами и бородой, обнаженный (в одной набедренной повязке), посреди реки Иордан, по пояс или по колено в воде; Его руки сложены в молитвенном жесте. Слева от Него на берегу реки стоит Иоанн Креститель, он облачен в длинные одежды, в левой руке держит длинный посох с крестом на конце или свиток со своим пророчеством, а правую возлагает на голову Христа. За Иоанном нередко стоят его ученики на фоне гористого пейзажа. Над головой Иисуса простираются небеса, откуда опускается благословляющая рука – символ Отца Небесного; с неба льется луч света, падающий на голову Христа, а по нему слетает голубь – символ Святого Духа. Это самая общая схема. Теперь необходимо подробнее остановиться на ее отдельных элементах, чтобы проследить, как менялось их изображение.

На основании одних лишь рассказов евангелистов о крещении Христа невозможно охарактеризовать все встречающиеся в живописи детали этого сюжета. Других рассказов, которые бы полно характеризовали хотя бы главные части изображения, древняя литература не дает. Апокрифы в данном случае повторяют сведения, имеющиеся в канонических Евангелиях. Описаний полного крещения у древних авторов нет. Они тоже повторяют рассказ канонических Евангелий. Тем не менее источники эти, взятые вместе, причем в сопоставлении с литургической практикой крещения, дают достаточный материал, проясняющий все формы сюжета Крещения, как оно предстает в памятниках раннего христианского и византийского искусства. Уяснение этих форм помогает понять особенности изображения крещения Христа западными художниками.

ИИСУС ХРИСТОС

Главное действующее лицо рассматриваемого сюжета – Иисус Христос. Он не сразу стал изображаться мужчиной зрелого возраста и с бородой. В скульптуре римских саркофагов IV–VI веков, как и в живописи римских катакомб, Иисус предстает в виде мальчика, а Иоанн – человеком зрелого возраста, что не согласуется с историей. Объяснение такого анахронизма следует искать в самой концепции христианского крещения: Христос дал образец крещения. Крестятся дети, крестятся и взрослые, которые таким образом рождаются к новой жизни, иначе говоря – становятся юными. С такой точки зрения Спаситель метафорически может быть назван отроком, каковым он изображается в раннем христианском искусстве. Вид Христа зрелого по возрасту в сцене крещения окончательно установился в VI веке, и с тех пор возвращения к Христу-отроку в этом сюжете не было.

ИОАННКРЕСТИТЕЛЬ

Иоанн Креститель обычно помещается на правом от Христа берегу Иордана, он возлагает руку на голову Иисуса. Руковозложение это как факт, имевший место при крещении Спасителя, отмечено у ранних церковных писателей. Его мы видим уже в одном из ранних изображений крещения в сакральной капелле катакомб Каллиста (ок. 230 г.). Иоанн обычно изображается на берегу реки, тогда как Иисус стоит в воде, таким образом, Иоанн может объективно находиться выше Христа и склоняться к нему, опустившись на колени, что являлось выражением его смирения и должно указывать на его слова, обращенные к Христу: “Мне надобно креститься от Тебя”. В искусстве Контрреформации чаще коленопреклоненным перед Иоанном стоит Иисус. Такая трактовка опирается на учение мистиков XVI–XVII веков, особенно подчеркивавших момент смирения Христа: Иисус, сам будучи безгрешным, уподобил себя грешным и исполнил очистительный обряд.

БОГ-ОТЕЦ И ГОЛУБ – СВЯТОЙ ДУХ

Над головой Иисуса всегда изображается парящий белый голубь – символ Святого Духа, а над ним символ Бога-Отца – поясное изображение, или голова и плечи (Рогир ван дер Вейден), или только одни руки, выпускающие голубя ( Леонардо да Винчи). Такой тип изображения господствовал вплоть до второй половины XVI века. При этом в деталях могли быть различия. Когда Бога-Отца символизируют только руки, их пальцы излучают потоки света. Слова “Hic est filius meus dilectus ” (лат. – “Сей есть сын мой возлюбленный”) могут быть написаны в пространстве картины над парящим голубем. Очень красивую линию эта латинская надпись образует на картине Рогира ван дер Вейдена.

АНГЕЛЫ

Ангелы, дабы уравновесить композицию, помещаются на противоположной от Иоанна Крестителя стороне картины – это левый от Христа, стоящего лицом к зрителю, берег реки. В памятниках древнейшего христианского искусства ангелов обычно два – число, естественное для выражения мысли художников: один ангел созерцает Святого Духа, сходящего с неба, и прислушивается к голосу Бога-Отца, другой с благоговением смотрит на Спасителя. Начиная с XI–XII веков количество ангелов увеличивается: чаще всего изображают трех ангелов, но порой их число доходит до семи. В Евангелии ничего не говорится о присутствии ангела (или ангелов) при крещении Иисуса Христа. Ответ на вопрос, чем оправдано их введение, опять-таки находится в плоскости традиции, согласно которой ангелы, как служители Божии, присутствуют при всех важнейших событиях жизни Христа. Но если в других случаях это славословящие ангелы, то в сцене крещения Христа их назначение иное – оно становится понятным, если обратить внимание на то, что они изображаются с полотнищами на руках: ангелы будут отирать неофитов (новокрещенных) по выходе последних из купели. “Это реальное объяснение, – отмечает известный русский иконограф Н. Покровский, – по которому каждая иконографическая деталь крещения должна быть копиею с той или другой подробности ритуала, находит некоторую поддержку в позднейшей иконографии Крещения на Западе, где художники иногда изображали в руках ангелов белые крещальные туники, нужные будто бы для облачения Христа”.

В памятниках западноевропейского искусства исходным пунктом для установления иконографии крещения Христа послужили византийские образцы. Итальянские памятники XII–XIII веков сохраняют не только общую византийскую схему крещения, но и ее важнейшие иконографические детали. в падуанской капелле Скровеньи оживляет византийскую схему: он придает больше изящества неподвижным фигурам, наделяет их естественностью и красотой, вводит изображение Бога-Отца в лучистом сиянии неба.

Джотто. Крещение Христа (1304 - 1306). Падуя. Капелла Скровеньи.


Различные бытовые подробности в композицию Крещения вносят итальянские художники XIV–XV веков: на берегу реки гуляют животные, крещение принимают толпы народа – возможность для художников дать портреты своих современников, как это делает, в частности, Перуджино.

Особого внимания требует к себе способ, каким производилось крещение: либо крещение посредством погружения в воду, либо обливанием (или окроплением). Как правило, предпочтительным было крещение погружением. Крещение обливанием (или окроплением) допускалось в виде исключения. На Западе до XV века господствующим было крещение погружением. На крещении погружением настаивали западные Соборы: клермонский (1268), кёльнский (1280), экзетерский (1287), утрехтский (1293), вюрцбургский (1298), парижский (1355). Но в XIV веке положение меняется, и крещение обливанием все смелее и наконец как единственное утверждается в западной церкви окончательно (к XVII веку).

Анализ памятников изобразительного искусства подтверждает эту хронологию: преобладающей формой крещения вплоть до XIV века было погружение в купель, в XIV–XV веках все чаще встречается обливание, в XVI веке обычным становится именно обливание.

Среди множества картин западных мастеров на тему “Крещение Христа” особое место ввиду исключительной сложности своей иконографии занимает знаменитая лондонская картина Пьеро делла Франческа. В центре ее Христос. Он по щиколотку в водах реки, его руки сложены в католическом молитвенном жесте. Рядом Иоанн Креститель, он льет воду из блюдца на голову Христу (крещение обливанием). Позади этой главной группы раздевающийся мужчина, собирающийся принять крещение (намек на крещение множества народа; см. Мф. 3:5 – 6). Над головой Иисуса парит голубь – Святой Дух. На заднем плане группа людей, по виду восточного типа (кто они? что означают их позы и жесты? их яркая одежда?). Еще более загадочен вид трех ангелов (мы судим о них как об ангелах, во-первых, по их крыльям, во-вторых, по тому месту, которое они занимают, – обычному месту для ангелов в этой сцене). Они не поклоняются Христу. Один из них смотрит на зрителя и, как кажется на первый взгляд, не обращает внимания на главное действие – крещение Христа, но при этом он устанавливает непосредственный контакт со зрителем и таким образом как бы приглашает его принять участие в этом сакраментальном акте. Поз и жестов, подобных тем, какие мы видим у ангелов на картине , никогда не встречалось в контексте Крещения Христа. Сравнение с аналогичными трехфигурными композициями античности (позы, ракурс, жесты) заставляет согласиться с остроумной догадкой М. Лавина, согласно которой ангелы здесь являются аллюзией на “брачный пир” и в таком случае вводят в сцену крещения Христа водой другое чудо с водой – превращение ее в вино на брачном пире в сюжете “Брак в Кане”. Соединение на одной картине крещения и намека на брак в Кане с превращением воды в вино (Bethany ) имеет литургическое обоснование: оба события отмечаются западной церковью в один и тот же день – 6 января.

Картина поразительным образом вводит в Крещение Христа и третий праздник этого дня – Поклонение Волхвов (Epiphany ): четыре фигуры на заднем плане, которые поначалу вызывают удивление, – это именно волхвы, один из которых рукой указывает на звезду, приведшую их к месту рождения Иисуса. Родство всех трех событий как трех Богоявлений подчеркивали средневековые литургисты, такие как Гонорий Отёнский (Августодунский), Руперт и Дуранд. Крещение Христа, утверждали они, произошло в тот же день тридцать лет спустя, что и поклонение волхвов, а чудо в Кане – в тот же день через год после крещения. В одном средневековом антифоне читаем:

Tribus miracululus ornatum diem sanctum colimus ;

hodie stella Magos duxit ad praesepium:

hodie vinum ex aqua factum est ad nuptias:

hodie in Iordane a Ioanne Christus baptizare volui

ut salvaret nos , alleluia

“Мы храним сей день святым в честь трех чудес: в этот день звезда привела мудрецов к яслям; в этот день вода обратилась в вино на брачном пире; в этот день Христос избрал быть крещенным Иоанном в Иордане для нашего спасения, аллилуйя”.

Типологические аспекты Крещения Христа получили наиболее полное живописное выражение в “Библии бедных”. Соответствующая иллюстрация в ней дает – помимо основного события – изображение, как обычно в этой книге, четырех пророков с их текстами, относящимися к этому новозаветному эпизоду. Итак, здесь изображены Исаия: “И в радости будете почерпать воду из источников спасения” (Ис. 12:3); Иезекииль: “И окроплю вас чистою водою” (Иез. 36:25); Давид: “В собраниях благословите Бога Господа, вы – от семени Израилева!” (Пс. 67:27); Захария: “В тот день откроется источник дому Давидову”. Из сцен Ветхого Завета, являющихся прообразом Крещения Иисуса Христа, здесь изображены: переход евреев через Чермное (Красное) море и гибель фараоновых воинов, гнавшихся за ними (Исх. 14:26 – 30), и огромная гроздь винограда – символ плодородия земли обетованной, которую несут на жерди два соглядатая (Чис. 13:24).

Замечательный образец живописной интерпретации Крещения дает Рогир ван дер Вейден на своем алтаре Иоанна Крестителя (алтарь Мирафлорес). Этот сюжет является центральным в алтаре, с двух сторон от него изображены “Рождение Иоанна Крестителя” (слева) и “Смерть Иоанна Крестителя” (справа). Сцена Крещения помещена в обрамлении портала готического собора: вдаль между колоннами уходит река Иордан; в центре по колено в воде фигура Христа в набедренной повязке; Иоанн стоит на берегу и из ладони поливает воду на голову Христу; на другом берегу ангел держит одежды Христа. На двух колоннах и двух консолях, как и на двух других панелях этого алтаря, изображены четыре апостола с их атрибутами. В архивольте – шесть сцен в виде скульптурных композиций, три из которых связаны с Иоанном (они предшествуют Крещению), а три другие представляют три искушения Христа. Они следуют непосредственно за Крещением в том их порядке, который дает Матфей (см. ИСКУШЕНИЕ ХРИСТА В ПУСТЫНЕ ). Сцены эти предстают в такой последовательности (слева направо): Захария молится, осененный Святым Духом (голубь), перед колыбелью Иоанна Крестителя (?); Иоанн Креститель в пустыне; Иоанн Креститель крестит народ; первое искушение Христа (с камнями); второе искушение Христа (“на крыле храма”); третье искушение Христа (на высокой горе). (О боковыхстворках алтаря см.: РОЖДЕНИЕ ИИСУСА ХРИСТА ; СМЕРТЬ ИОАННА КРЕСТИТЕЛЯ )

Популярность сюжета Крещение Христа объясняется еще и тем, что картины на этот сюжет заказывались не только для алтарей баптистериев (крещален) или церквей, поставленных в честь Иоанна Крестителя, но также заказчиками, носившими такое имя.

Примеры и иллюстрации

Андреа дель Верроккио. Леонардо да Винчи. Крещение Христа (1470 – 1480). Флоренция. Галерея Уффици.

ПьетроПеруджино. Коещение Христа (1478 – 1482).Ватикан. Сикстинская капелла.

Рогир ванг дер Вейден. КрещениеХриста (после 1450). Алтаь Иоанна Крестителя (Алтарь Мирафлорес) (центральная чатсь). Берлин-Далем. Картинная галерея Государственного музея.

ГерардДавид. Крещение Христа (до 1508). Брюгге. Городскорй музей ихящныхискусств.

© А. Майкапар

Считается, что сохранилось около 15 картин, написанных Леонардо да Винчи (помимо фресок и рисунков). Пять из них хранятся в Лувре, по одной в Уффици (Флоренция), Старой пинакотеке (Мюнхен), Музее Чарторыйских (Краков), Лондонской и Вашингтонской национальных галереях, а также в других, менее известных музеях. Впрочем, некоторые ученые утверждают, что картин на самом деле больше, но споры по поводу атрибуции работ Леонардо — занятие бесконечное. В любом случае Россия держит после Франции твердое второе место. Заглянем в Эрмитаж и вспомним историю двух наших Леонардо .

«МАДОННА ЛИТТА»

Картин с изображением Девы Марии написано так много, что самым известным принято давать прозвища. Нередко к ним пристает имя одного из прошлых владельцев, как и случилось с «Мадонной Литта».

Картина, написанная в 1490-х годах, долгие века оставалась в Италии. С 1813 года она находилась в собственности миланской семьи Литта, представители которой весьма хорошо знали, насколько богата Россия. Именно из этого рода происходил мальтийский рыцарь граф Джулио Ренато Литта, который был в большом фаворе у Павла I и, выйдя из ордена, женился на племянн ице Потемкина, став миллионером. К картине Леонардо он, впрочем, отношения не имеет. Четверть века спустя после его смерти, в 1864 году, герцог Антонио Литта обратился в Эрмитаж , совсем недавно ставший публичным музеем , с предложением купить несколько картин из фамильного собрания.

Анджело Бронзино. Состязание Аполлона и Марсия. 1531-1532 годы. Государственный Эрмитаж

Антонио Литта так хотел угодить русским, что прислал перечень из 44 предлагаемых на продажу работ и попросил представителя музея приехать в Милан, чтобы посмотреть галерею. Директор Эрмитажа Степан Гедеонов отправился в Италию и выбрал четыре картины, заплатив за них 100 тысяч франков. Помимо Леонардо, музей приобрел «Состязание Аполлона и Марсия» Бронзино, «Венеру, кормящую Амура» Лавинии Фонтана и «Молящуюся Мадонну» Сассоферрато.

В Россию картина да Винчи прибыла в очень плохом состоянии, ее пришлось не только чистить, но и сразу переложить с доски на холст. Так в Эрмитаже появился первый « леонардо » .

Кстати, вот и пример споров по поводу атрибуции: создал Леонардо «Мадонну Литта» сам или с помощником? Кто был этим соавтором — его ученик Больтраффио? А может, Больтраффио написал ее целиком, по наброску Леонардо?
Окончательно этот вопрос до сих пор не разрешен, и «Мадонна Литта» считается немного сомнительной.

У Леонардо да Винчи было множество учеников и последователей — их называют «леонардески». Порой они истолковывали наследие мастера весьма странно. Так появился тип обнаженной «Моны Лизы». В Эрмитаже есть одна из таких картин работы неизвестного автора — «Донна нуда» («Обнаженная женщина»). Она появилась в Зимнем еще при Екатерине Великой: в 1779 году императрица приобрела ее в составе коллекции Ричарда Уолпола. Кроме нее, в Эрмитаже также находится большая коллекция других леонардесков, включая копию одетой «Моны Лизы».




«МАДОННА БЕНУА»

Эта картина, написанная в 1478-1480 годах, также получила прозвание в честь своего владельца. Причем она вполне могла бы называться «Мадонной Сапожникова», но «Бенуа», конечно, звучит красивее. Эрмитаж приобрел ее у жены архитектора Леонтия Николаевича Бенуа (брата знаменитого Александра ) — Марии Александровны Бенуа. Она была урожденной Сапожниковой (и, кстати, приходилась дальней родственницей художнице Марии Башкирцевой , чем гордилась).


Прежде картиной владел ее отец, астраханский купец-миллионер Александр Александрович Сапожников, а до него — дед Александр Петрович (внук Семена Сапожникова, за участие в пугачевском бунте повешенного в селе Малыковка одним молодым поручиком по имени Гаврила Державин). В семье рассказывали, будто бы «Мадонну» Сапожниковым продали бродячие музыканты-итальянцы, которых неведомо как занесло в Астрахань.

Василий Тропинин. Портрет А.П. Сапожникова (деда). 1826; портрет А.А. Сапожникова (отца), 1856.

Но на самом деле Сапожников-дед приобрел ее в 1824 году за 1400 рублей на аукционе после смерти сенатора, президента Берг-коллегии и директора Горного училища Алексея Корсакова (который, видимо, привез ее из Италии в 1790-х).
Удивительно — когда после смерти Корсакова его коллекцию, где были Тициан, Рубенс, Рембрандт и другие авторы, выставили на аукцион, Эрмитаж купил несколько работ (в частности, Милле, Миньяра), но этой скромной «Мадонной» пренебрег.

Став владельцем картины после смерти Корсакова, Сапожников занялся реставрацией картины, по его просьбе ее сразу перевели с доски на холст.

Орест Кипренский. Портрет А. Корсакова. 1808. Руский музей.

Русская общественность узнала об этой картине в 1908 году, когда придворный архитектор Леонтий Бенуа выставил работу из коллекции своего тестя, а главный хранитель Эрмитажа Эрнст Липгарт подтвердил руку мастера. Это произошло на «Выставке западноевропейского искусства из собраний коллекционеров и антикваров С.-Петербурга», открывшейся 1 декабря 1908 года в залах Императорского общества поощрения художеств.

В 1912 году супруги Бенуа решили продать полотно, картину отправили за рубеж, где эксперты осмотрели ее и подтвердили подлинность. Лондонский антиквар Дювин предложил 500 тысяч франков (около 200 тысяч рублей), однако в России началась кампания за покупку работы государством. Директор Эрмитажа граф Дмитрий Толстой обратился к Николаю II. Супруги Бенуа тоже хотели, чтобы «Мадонна» осталась в России, и в итоге уступили ее Эрмитажу в 1914 году за 150 тысяч рублей, которые выплачивались в рассрочку.

Осенью 1478 года он записывает в одной из своих тетрадей, рядом с различными зарисовками, следующие слова: “…бря 1478 г. я начал две девы Марии”. На листах его рисунков, относящихся к тому же времени, мы действительно находим большое количество набросков для композиции “Мадонна с младенцем”, причём он со свойственной ему тщательно и вниманием зарисовывает как различные положения тел материи и ребёнка, так и детали: руки со складками лёгкой и тяжёлой одежды, куски ткани. Рисунки эти ещё несколько наивны и суховаты, но уже говорят о постепенном овладении техникой.
Линия их становится более уверенной, штриховка и оттушёвка оттеняет объёмы. Многочисленные варианты различных и сходных положений тел матери, ребёнка и обоих вместе являются несомненным свидетельством того, что молодой мастер стремился лёгкими штрихами карандаша или пера передать беглые впечатления, полученные от наблюдений над реальной действительностью, запечатлеть эту действительность во всей её жизненной динамике.
Первая из двух мадонн, о которой пишет Леонардо и которая создана на основании многих зарисовок, - это “Мадонна Бенуа”.
Когда Леонардо писал её, ему было двадцать шесть лет. К этому времени художник обрёл уже совершенное мастерство в великом искусстве живописи, которое, как мы увидим, он ставил выше всех прочих.
“Мадонна с цветком” (“Мадонна Бенуа”) – это хронологически первая мадонна, образ которой внутренне лишён какой бы то ни было святости.
Мадонне придан вид несколько болезненной девушки, играющей со слишком крупным младенцем, сидящим у неё на коленях. Своеобразный мертвенно-зелёный колорит, подчёркнуто реалистическая трактовка человеческого тела, усиленное внимание к изображению игры света и тени на отдельных частях тела, сложное положение обеих фигур, - всё в этой картине показывает нам молодого Леонардо хотя и ищущим ещё широкого свободного стиля, но уже твёрдо ставшим на тот путь, по которому он пойдёт в течение своей дальнейшей деятельности.
Обе фигуры, тесно вписанные в картину, заполняют собой почти без остатка всю её поверхность, только справа, наверху расположено небольшое стрельчатое окно, по-видимому, незаконченное художником. Надо думать, что он предполагал поместить здесь свой излюбленный горный пейзаж с рекой, напоминающий виды его родного Винчи, но, как обычно, затянул работу и, перейдя к чему-нибудь другому, оставил эту деталь недоделанной.
Свет на фигуры в картине падает в основном слева, но очень возможно, что именно небольшое окно и, вероятно, расположенные за ним горы и вода определяют то, что помещение, в котором находится мадонна, освещено слабо и притом своеобразным зеленоватым светом. Он окрашивает всё в зеленоватые тона, бросает зеленоватые блики на обнажённые части тела, создаёт густые тени в местах, более тёмных, заслонённых чем-нибудь от падающего из окна света.
Композиционным и идейным центром картины является переплетение трёх рук: двух пухлых ручонок мальчика и нежной, девической руки матери, держащей за стебель цветок, к которому направлены внимательный и ласковый взгляд мадонны и пытливый, серьёзный взгляд младенца, пытающегося неловко схватить цветок. Жажда познания, по-детски неосознанного, но не по-детски страстного, того познания, которое томило и гнало вперёд Леонардо, выражено во всём облике младенца. Взгляд зрителя невольно приковывается к смысловому центру картины – переплетению трёх рук, изображённая в ней простая и скромная сцена приобретает значительность и идейную глубину. Небольшая картина приковывает внимание, заинтересовывает, волнует.

Входит в «высшую лигу» мировых музейных сокровищниц. В его коллекции - три миллиона экспонатов, а великолепное собрание, начатое еще Екатериной Великой, пополняется по сей день. Предлагаем короткий тур по Эрмитажу - и 10 картин, которые обязательно нужно посмотреть.

Леонардо да Винчи. Мадонна с Младенцем (Мадонна Бенуа)

Италия, 1478–1480 годы

Второе название происходит по фамилии владельцев картины. При каких обстоятельствах произведение великого Леонардо попало в Россию, до сих пор неизвестно. Существует легенда, что семейство Бенуа купило ее у бродячего цирка. Шедевр достался Марии Сапожниковой (после замужества - Бенуа) в наследство от отца. В 1914 году Эрмитаж приобрел у нее эту картину. Правда, после революции, в тяжелые 1920–30-е годы, правительство СССР чуть не продало ее министру финансов США, страстному коллекционеру Эндрю Меллону. Искусствоведам, выступавшим против этой продажи, повезло: сделка сорвалась.

Рафаэль. Мадонна с Младенцем (Мадонна Конестабиле)

Италия, около 1504 года

«Мадонна с Младенцем» - одно из ранних произведений Рафаэля. Александр II приобрел эту картину в Италии у графа Конестабиле для любимой жены Марии Александровны. В 1870 году этот подарок обошелся императору в 310 тысяч франков. Продажа работы Рафаэля возмутила местную общественность, однако у итальянского правительства не было средств, чтобы выкупить картину у владельца. Собственность императрицы сразу же была выставлена в здании Эрмитажа.

Тициан. Даная

Италия, около 1554 года

Полотно Тициана Екатерина II приобрела в 1772 году. Картина написана по мотивам мифа, в котором царю Акрисию предсказали, что он умрет от руки собственного внука, и чтобы избежать этого, он заточил свою дочь Данаю в темницу. Однако находчивый бог Зевс все же проник к ней в виде золотистого проливного дождя, после чего Даная родила сына Персея.

Екатерина II была просвещенным монархом, обладала прекрасным вкусом и отлично понимала, что именно надо приобретать для своей коллекции. В Эрмитаже есть еще несколько картин с подобным сюжетом. Например, «Даная» Фервилта и «Даная» Рембрандта.

Эль Греко (Доменикос Теотокопулос). Апостолы Петр и Павел

Испания, между 1587–1592 годом

Картину подарил музею в 1911 году Петр Дурново. За несколько лет до этого Дурново показывал ее на выставке императорского общества поощрения художеств. Тогда об Эль Греко, которого считали весьма посредственным художником, заговорили как о гении. В этом полотне живописец, который всегда был далек от европейского академизма, оказался особенно близок византийской иконописной традиции. Он постарался передать духовный мир и характеры апостолов. Павел (в красном) напорист, решителен и уверен в себе, а Петр, напротив, - сомневающийся и колеблющийся… Считается, что в образе Павла Эль Греко запечатлел самого себя. Но исследователи об этом до сих пор спорят.

Караваджо. Юноша с лютней

Италия, 1595–1596 годы

Караваджо - известный мастер барокко, перевернувший своим «погребным» светом сознание нескольких поколений европейских художников. В России хранится лишь одна его работа, которую художник написал еще в юные годы. Для картин Караваджо характерна некая драма, есть она и в «Лютнисте». В нотной тетради, изображенной на столе, записана популярная в то время мелодия мадригала Якова Аркадельта «Вы знаете, что я вас люблю». А треснувшая лютня в руках юноши - символ несчастной любви. Полотно приобрел Александр I в 1808 году.

Питер Пауль Рубенс. Портрет камеристки инфанты Изабеллы

Фландрия, середина 1620-х годов

Несмотря на название, считается, что это портрет дочери художника - Клары Серены, умершей в 12 лет. Картина создана уже после смерти девушки. Художник тонко выписал и пушистые волосы, и нежную кожу лица, и задумчивый взор, от которого невозможно отвести глаза. Перед зрителем возникает одухотворенный и поэтический образ.

Картину в коллекцию Эрмитажа приобрела Екатерина II в 1772 году.

Рембрандт ван Рейн. Возвращение блудного сына

Голландия, около 1668 года

Одну из самых известных и узнаваемых картин Рембрандта Екатерина II купила в 1766 году. Евангельская притча о блудном сыне волновала художника на протяжении всей его жизни: первые рисунки и офорты на этот сюжет он создал еще в 1630–40-е годы, а за написание картины взялся в 1660-е. Полотно Рембрандта стало вдохновением и для других творческих личностей. Композитор-авангардист Бенджамин Бриттен под впечатлением от этой работы написал оперу. А режиссер Андрей Тарковский процитировал «Возвращение блудного сына» в одной из заключительных сцен «Соляриса» .

Эдгар Дега. Площадь Согласия (Виконт Лепик с дочерьми, переходящий площадь Согласия)

Франция, 1875 год

Картина «Площадь Согласия» была перевезена в Россию после Второй мировой войны из Берлина - там она хранилась в частном собрании. Полотно интересно тем, что, с одной стороны, это портрет, а с другой - типичная для импрессионистов жанровая зарисовка из жизни города. Дега изобразил своего близкого друга, аристократа Людовика Лепика, вместе с двумя дочерьми. Многофигурный портрет до сих пор хранит в себе немало загадок. Неизвестно, когда и при каких обстоятельствах картина была создана. Искусствоведы предполагают, что работа была написана в 1876 году и не на заказ. Другой подобной картины ни до, ни после художник не писал. Нуждаясь в деньгах, он продал все же полотно графу Лепику, и до конца XIX века о нем не знали. После падения Берлина в 1945 году шедевр в числе других «трофейных» произведений был отправлен в Советский Союз и оказался в Эрмитаже.

Анри Матисс. Танец

Франция, 1909–1910 годы

Картина была создана по заказу Сергея Щукина, известного русского коллекционера французской живописи XIX - начала XX века. Композиция написана на тему золотого века человечества, и потому на ней изображены не конкретные люди, а символические образы. Матисс вдохновлялся народными плясками , которые, как известно, хранят в себе ритуальность языческого действа. Неистовство древних вакханалий Матисс воплотил в сочетании чистых цветов - красного, синего и зеленого. Как символов Человека, Неба и Земли. Картина была передана в Эрмитаж из московского собрания Государственного музея нового западного искусства в 1948 году.

Василий Кандинский. Композиция VI

Германия, 1913 год

В Эрмитаже есть целый зал, посвященный творчеству Василия Кандинского . «Композиция VI» была создана в Мюнхене в мае 1913 года - за год до начала Первой мировой войны. Динамичная яркая картина написана свободными и размашистыми мазками. Первоначально Кандинский хотел назвать ее «Потоп»: в основу абстрактного полотна лег библейский сюжет. Однако позже художник отказался от этой идеи, чтобы название работы не мешало зрительскому восприятию. Полотно поступило в музей из Государственного музея нового западного искусства в 1948 году.

В материале использованы иллюстрации с официального сайта

Эта картина, названная по имени один из ее прежних владельцев, отличается от Мадонн других художников более темными цветами и тонкостью передачи света. В эскизах этого периода Леонардо пытался передать впечатление движения, движение передано и здесь.Картину только что завершивший обучение молодой художник Леонардо да Винчи написал во Флоренции в конце семидесятых годов пятнадцатого столетия. Ее приняли с восторгом, сделали много копий, а в начале шестнадцатого века… потеряли.Через триста лет в Астрахани гастролировала труппа бродячих актеров. Один из служителей Мельпомены предложил местному поклоннику муз и богатейшему из купцов города Александру Сапожникову купить потемневшую от старости, написанную на доске картину. Сделка состоялась.Спустя много лет его внучка Мария выходила замуж. К роскошному приданию прилагалось и творение неизвестного итальянца, на которое поначалу мало кто обратил внимание. Неизвестно, что бы с ним стало, если бы мужем Марии Александровны не стал преуспевающий архитектор и будущий президент Академии Художеств Леонтий Бенуа (сын еще более прославленного зодчего) и если бы его младшим братом не был известный художник, искусствовед и организатор объединения "Мир Искусства" Александр. «Внемля настойчивым просьбам брата Леонтия и его жены, - вспоминает он, - мне пришлось задержаться в Берлине. Дело в том, что они поручили мне показать принадлежащую им картину знаменитому Боде". (В скобках заметим, что Боде – один из главных авторитетов по истории европейского искусства, директор Государственных берлинских музеев). Он отсутствовал, но в музее оказалось несколько специалистов мировой величины. Их приговор был суров: картина не является произведением Леонардо, скорее, ее написал кто-либо из его соучеников по мастерской Вероккио. Позже и сам Боде подтвердил этот вывод».Целый год пролежала "Мадонна" из дома Сапожниковых в парижской квартире Александра Николаевича, а затем была увезена им обратно в Петербург и возвращена владельцам. Однако, по прошествии восьми лет (это было уже в 1914-м), когда он пребывал в суете и хлопотах, связанных с подготовкой русской выставки в Париже, ему подали визитную карточку с именем одного из берлинских специалистов: «Профессор Моллер Вальде».«Не успел я согласиться его принять, - рассказывал Александр Бенуа, - как на меня налетела собственная его персона с криком: "Теперь я твердо убежден, ваша Мадонна - Леонардо!" Тут же, не присев, не давая мне опомниться, красный от волнения, он стал вытаскивать из огромного, туго набитого портфеля кипу фотографий тех несомненных рисунков Леонардо, которые являлись в его глазах (и на самом деле) подтверждением его уверенности в авторстве великого мастера.На предложение о продаже шедевра в музеи Берлина Бенуа ответили отказом, передав его в коллекцию Императорского Эрмитажа. Там картина находится и по сей день, известная всему миру под названием "Мадонна Бенуа".