Скачать презентацию отцы и дети тургенев. И.С.Тургенев «Отцы и дети»

Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» Базаров и Кирсановы «Распалась связь времен…»

  • Урок литературы в 10 классе
  • Учитель МОУ СОШ 17 п. Тырма
  • Кулыгина Е.Г
Цели урока
  • продолжить наблюдение над текстом романа,
  • выяснить причину взаимного неприятия П.П. Кирсанова и Е. Базарова,
  • определить отношение автора к своим героям,
  • отметить средства создания образов, использованные И.С. Тургеневым;
  • работать над развитием умением анализировать и сравнивать.
Проверка знаний
  • Роман «Отцы и дети» закончен автором в июле 1861г., опубликован в 1862г. , действие происходит в мае-августе 1859 г. Чем важны эти годы? Почему автор так точен в датах
  • Каково значение названия романа?
Проверка знаний
  • Какова была внутри-политическая обстановка в России? О чём спорили в передовых кругах?
  • Как роман связан с этим?
Вопрос на размышление…
  • Вы обратили внимание, где происходит действие?
  • Да. В российской провинции, глубинке, в поместье, название которого, Марьино, автором придумано.
  • Как вы думаете, почему действие происходит не столице? не в губернском городе?
Роман рассказывает о «расколе времени»..
  • Во второй половине XIX века «время раскололось», разведя по разные стороны исторического барьера дворян-либералов и «новых» людей России
  • разночинцев–демократов,
  • «отцов» и «детей».
Какая главная мысль звучит с первой главы романа?
  • «…Преобразования необходимы...»
  • Кто «произнёс» (подумал) эти слова?
  • Почему именно он?
  • Что натолкнуло его на эту мысль?
  • Зачитаем отрывок из романа со слов «Места, по которым они проезжали…» Проанализируем..
Как в первых главах романа рисуется противостояние «отцов» и «детей»?
  • Базаров не спешит поприветствовать отца Аркадия,
  • подчеркивает свое простое происхождение,
  • резко прерывает Николая Петровича, когда тот цитирует строчки из «Евгения Онегина»
  • заметно ощущение внутреннего превосходство Аркадия над отцом.
  • Николай Петрович не понимает сына, замечает в нем разительные перемены, не может «наладить» разговор, смущается, робеет, молчит
Проверка знаний
  • Тургенев мастерски использует приём «говорящей детали».
  • Расскажите об этом на примере из первых глав романа
Какова тайная психология поведения Базарова? Дайте характеристику герою..
  • Какие черты характера Николая Петровича Кирсанова проявляются в его словах, поведении?
  • Что в его жизни является главным?
  • Чем продиктована такая доброжелательность при встрече с Базаровым?
Вопрос на размышление
  • Как относятся друг к другу Аркадий Кирсанов и Базаров?
  • Что их связывает?
  • Согласны ли с утверждением, что в дружбе один властвует, другой подчиняется?
  • Заметно ли это в данном случае?
Продолжим знакомство с героями романа…
  • В главе V перед нами снова две центральные фигуры
  • Павел Петрович Кирсанов
  • и Базаров.
  • Найдите их описание
Вы представили себе этого героя?
  • В разных иллюстрациях и в разных фильмах Кирсанов П.П предстаёт таким. Похож ли он на вашего?
Какова была реакция Кирсанова П.П. и Базарова друг на друга?
  • Через какие детали мы понимаем, что у них более резкое отношение?
  • Дайте анализ эпизоду их первой встречи
Какой вопрос задал Кирсанов-страший о Базарове? Что в этом вопросе скрывается?
  • Какой вопрос задал Кирсанов-страший о Базарове? Что в этом вопросе скрывается?
  • Вопрос звучал так: «Что такое?»
  • И дальше: «этот волосатый?»
Как отнесся Кирсанов П.П. к тому, что Базаров – нигилист?
  • Как отнесся Кирсанов П.П. к тому, что Базаров – нигилист?
  • Что это такое в его понятии?
Проверка знаний по содержанию…
  • Кто, почему и зачем рассказывает историю жизни Кирсанова Павла Петровича?
  • Что мы узнаем о судьбе?
  • Расскажите эту историю своими словами…
  • Какой вывод сделал Базаров из этой истории? Согласны ли вы с ним?
Выводы по уроку:
  • Между кем будет разворачиваться основной конфликт? Почему?
  • Они являются наиболее непримиримыми представителями своего поколения
  • Какие отношение с первых минут сложились между Кирсановым П.П. и Базаровым?
  • Неприязненные
Домашнее задание
  • главы VI, X перечитать,
  • составить сравнительную характеристику героев:
  • взгляды Базарова и Павла Петровича,
  • их отношение к искусству, любви, русскому народу, природе, аристократизму и либерализму и другим вещам, о которых будут спорить герои.
  • Желающие могут добавить материал в нашу презентацию
Источники материалов
  • http://www.kostyor.ru/biography/?n=57 - биография Тургенева И.С. , портрет писателя
  • http://www.2do2go.ru/uploads/full/a6fc62ea59ed9b7a3a6010d8737b8db5_w960_h2048.png
  • http://hcenter-irk.info/sites/default/files/000000.jpg - портрет И.С.Тургенева
  • http://www.2do2go.ru/msk/events/5043/film-otcy-i-deti
  • http://static.kinokopilka.tv/system/images/screenshots/images/000/066/064/66064_original.jpg
  • http://show.afisha.ru/show/4358-otci-deti - Кирсанов Аркадий и Одинцова А.С на балу у губернатора (к/ф «Отцы и дети», 2003 г)
  • http://fenixclub.com/index.php?showtopic=62313 (К\ф «Отцы и дети» 1958 г.)
  • http://fenixclub.com/uploads/707/img-38691-59d941e149.jpg - портрет Базарова (К\ф «Отцы и дети» 1958 г.)
  • http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/10/110/485/110485479_408299.jpg - портрет А.С. Одинцовой (К\ф «Отцы и дети» 1958 г.)
  • http://images.16x9.tv/products/product_thumb_823.jpg - встреча Кирсанова Н.П. и Базарова
  • http://www.kinodisk.com/shots/7654_02.jpg - братья Кирсановы на веранде (к/ф «Отцы и дети», 2003 г)
  • http://icdn.lenta.ru/images/2013/12/20/20/20131220204438120/pic_c6bad8f1d593a362212a554a4fa792c7.jpg - признание Базарова в любви (К\ф «Отцы и дети» 1958 г.)
  • http://s1.stc.all.kpcdn.net/f/3/image/85/06/1400685.jpg - Аркадий Кирсанов К\ф «Отцы и дети» 1983 г.)
  • http://img15.nnm.me/1/c/f/2/2/1cf226dff82483d526ab8f11dbdb3338_full.jpg - иллюстрация к роману, эпизод – родители на могиле А.Базарова
  • http://www.a4format.ru/book-titles.php?lt=210&author=62&dtls_books=1&title=159&submenu=5 Иллюстрации русских художников по мотивам романа -

Cлайд 1

Cлайд 2

Cлайд 3

Детские годы По отцу Тургенев принадлежал к старинному дворянскому роду, мать, урожденная Лутовинова, богатая помещица; в ее имении Спасское-Лутовиново (Мценский уезд Орловской губернии) прошли детские годы будущего писателя, рано научившегося тонко чувствовать природу и ненавидеть крепостное право.

Cлайд 4

Cлайд 5

Cлайд 6

Образование В 1827 семья переезжает в Москву; вначале Тургенев обучается в частных пансионах и у хороших домашних учителей, затем, в 1833, поступает на словесное отделение Московского университета, в 1834 переходит на историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета. Москва Петербург

Cлайд 7

Начало творчества. В 1836 Тургенев показывает свои стихотворные опыты в романтическом духе литератору пушкинского круга, университетскому профессору П. А. Плетневу; тот приглашает студента на литературный вечер (в дверях Тургенев столкнулся с А. С. Пушкиным). В 1838 печатает в «Современнике» тургеневские стихотворения «Вечер» и «К Венере Медицийской» (к этому моменту Тургеневым написано около сотни стихотворений, в основном не сохранившихся, и драматическая поэма «Стено»).

Cлайд 8

В мае 1838 Тургенев отправляется в Германию (желание пополнить образование соединилось с неприятием российского уклада, основанного на крепостном праве). Катастрофа парохода «Николай I», на котором плыл Тургенев, будет описана им в очерке «Пожар на море» (1883; на французском языке).

Cлайд 9

До августа 1839 Тургенев живет в Берлине, слушает лекции в университете, занимается классическими языками, пишет стихи, общается с Т. Н. Грановским, Н. В. Станкевичем. После короткого пребывания в России в январе 1840 отправляется в Италию, но с мая 1840 по май 1841 он вновь в Берлине, где знакомится с М. А. Бакуниным. Н. В. Станкевич Т. Н. Грановский Италия

Cлайд 10

В 1843 появляется поэма на современном материале «Параша», получившая высокую оценку В. Г. Белинского. Знакомство с критиком, перешедшее в дружбу (в 1846 Тургенев стал крестным его сына), сближает с его окружением (в частности, с Н. А. Некрасовым). В. Г. Белинский Н. А. Некрасов

Cлайд 11

1 ноября 1843 Тургенев знакомится с певицей Полиной Виардо (Виардо-Гарсия), любовь к которой во многом определит внешнее течение его жизни. В мае 1845 Тургенев выходит в отставку. С начала 1847 по июнь 1850 он живет за границей (в Германии, Франции; Тургенев свидетель французской революции 1848): опекает больного Белинского во время его путешествия; тесно общается с П. В. Анненковым, А. И. Герценом, знакомится с Ж. Санд, П. Мериме, А. де Мюссе, Ф. Шопеном, Ш. Гуно. Полина Виардо П. В. Анненков

Cлайд 12

Главное дело этого периода «Записки охотника», цикл лирических очерков и рассказов. «Записки охотника» написаны во Франции «из прекрасного далека». Книга о России, о ее прошлом, настоящем, будущем. Русские люди талантливы, нравственны, способны понимать и создавать прекрасное. Но они искалечены крепостным правом. Цикл «Записки охотника» отражает живое ощущение России как целого.

Cлайд 13

В апреле 1852 за отклик на смерть Н. В. Гоголя, запрещенный в Петербурге и опубликованный в Москве, Тургенев по высочайшему повелению посажен на съезжую (там был написан рассказ «Муму»). В мае выслан в Спасское, где живет до декабря 1853

Cлайд 14

До июля 1856 Тургенев живет в России: зимой по преимуществу в Петербурге, летом в Спасском. Его ближайшая среда редакция «Современника»; состоялись знакомства с И. А. Гончаровым, Л. Н. Толстым и А. Н. Островским; Тургенев принимает участие в издании «Стихотворений» Ф. И. Тютчева (1854) и снабжает его предисловием.

Cлайд 15

Тургенев- романист. Тургенев после ряда повестей стремится к актуальности, злободневности, ищет современного героя, который бы оказался «накануне» грядущих событий, одной ного в будущем России. Тургенева волнует то, что может сделать дворянин в современных условиях, когда перед обществом стоят конкретные практические вопросы. «Рудин» «Дворянское гнездо» «Накануне» «Отцы и дети» «Дым» «Новь»

Роман «Отцы и дети»

Написан в 1862 году.

Можно выделить 3 этапа написания:

1860-1861г.-создание основного текста

1862г. «перепахивание романа»,внесение многочисленных поправок


История на страницах романа.

  • У власти Александр Второй.
  • Расцвет образованности и культуры.
  • Крепостной строй тормозит развитие страны.
  • В России развивается капита-листический строй
  • На арену политической борьбы выходят разночинцы.

  • Прямой
  • Переносный
  • Противостоя-

Смена поколений, отцы прередают опыт, дети принимают на-следство и переосмысли-вают его

ние двух сил, социальный конфликт либеральных дворян и разночинцев


Композиция романа- кольцевая

Никольское

Деревушка

Базаровых


  • Н.П.Кирсанов
  • П.П.Кирсанов
  • Родители Базарова
  • Одинцова
  • «ДЕТИ»
  • Е.В.Базаров
  • По сути «отцы», но подражают «детям»:
  • Аркадий
  • Ситников
  • Кукшина

Идейные споры «отцов» и «детей». Об отношении к дворянству, аристократии и её принципам

  • Павел Петрович
  • Аристократия-главная общественная сила
  • Аристократия дала свободу Англии
  • В А. сильно развито самоуважение и чувство собственного
  • Базаров
  • От аристократов нет никому пользы, сидят «сложа руки»
  • Доводы П.П. о свободе Англии весьма сомнительны.
  • Аристократы заботятся только о себе, живут за чужой счет

достоинства


Об отношении к народу

  • Павел Петрович
  • Русский народ патриархален, не может жить без религии.
  • Умиляется отста-лостью народа.
  • Употребляет много иностранных слов.

*Темнота и неве-

жество народа вызывают в нем

* Гордится тем, что сам из народа.

*Язык Базарова прост, употребляет много пословиц.


О взглядах на искусство, любовь, природу.

  • Павел Петрович
  • Признает старое искусство
  • Отрицательно относится к новым художникам.
  • Сам является жертвой роковой любви.
  • Базаров
  • Отрицает любовь и искусство.
  • Пушкина не знает,
  • Но отрицает.
  • Природу не отрицает, но видит в ней по-ле человеческой деятельности.

Принципы деятельности нигилистов

  • Нигилисты действуют из принципа полезности для общества.
  • Отрицают общественный строй, религию.
  • Не верят в реформы (в том числе и реформу 1861 года)
  • Не считают нужным строить на разрушенном.
  • Не имеют программы дальнейших действий.

  • Соответству-

ют ли взгляды

Базарова ниги-

стическим воз-

рениям или

Тургенев ошиба-

ся, причисляя

Базарова к ниги-листам?

1. Нигилизм-отрицание

общепринятых ценностей:

идеалов,моральных норм,

форм общественной

жизни. (Б.Э.Словарь)

2. Нигилизм-»безобразное

и безнравственное учение,

отвергающее все, что

нельзя ощупать».(В.И.Даль)

3. Нигилизм-»голое отрицание

всего, логически не оправдан-

ный скептицизм. (Толковый

словарь русского языка)

Нигилизм-это убеждения,жесткие

И непреклонные, основанные на

отрицании всего предшествующего

Опыта человеческой мысли, на

разрушении традиций и государст-

венных институтов. Философия

нигилизма не может быть пози-

тивной, так как отвергает все,

не предлагая ничего взамен…

Происходит это во все времена,

в переломные моменты. Как правило,

Это свойственно молодежи и быстро

проходит. (Британика)

  • Нигилизм-это убеждения,жесткие И непреклонные, основанные на отрицании всего предшествующего Опыта человеческой мысли, на разрушении традиций и государст- венных институтов. Философия нигилизма не может быть пози- тивной, так как отвергает все, не предлагая ничего взамен… Происходит это во все времена, в переломные моменты. Как правило, Это свойственно молодежи и быстро проходит. (Британика)

Соответствуют ли взгляды Базарова принципам нигилизма?

  • Научные и философские взгляды:

1.«Есть науки, как есть ремесла, знания, а науки вообще не существует вовсе… Изучать отдельные личности не стоит труда.Все люди друг на друга похожи как телом так и душой; у каждого из нас есть мозг, селезенки, легкие одинаково устроены;

и так называемые моральные качества одни и те же у всех; небольшие видоизме-

нения ничего не значат. Достаточно одно-

го экземпляра, чтобы судить обо всех.


2.«…мы теперь над медициной вообще

смеемся и ни перед кем не преклоняемся».

3.»…я придерживаюсь отрицательного

направления в силу ошущения. Мне при-

ятно отрицать-мой мозг так устроен- и

баста! Отчего мне нравится химия?

Отчего ты любишь яблоки?-тоже в силу

Ощущения. Это все едино. Глубже этого

Люди никогда не проникнут.


  • «Русский человек только тем и хорош,

что сам о себе прескверного мнения».

  • «Аристократизм, либерализм, прогрес,подумаешь,

сколько иностранных и бесполезных слов! Русскому человеку они и даром не нужны.

  • «Мы увидали, что и умники наши,так называемые передовые люди и обличители, никуда не годятся, что мы занимамся вздором и пустяками, толкуем о каком-то искусстве, творчестве, о парламентаризме, об адвокатуре и черт знает о чем, когда дело идет о хлебе насущном,когда грубейшее суеверие нас душит…

Эстетические взгляды Базарова

  • «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта».
  • «Природа не храм, а мастерская, и

человек в ней работник».

  • «Рафаэль гроша медного не стоит».
  • «Я гляжу в небо только тогда, когда хочу чихнуть».
  • «Я нахожу, что говорить красиво-неприлично.

«Третьего дня, я смотрю,он Пушкина читает…

  • Растолкуй ты ему, пожалуйста, что это никуда не годится… Дай ему что-нибудь дельное почитать».

Открытый урок.

И.С.Тургенев. Роман «Отцы и дети».

Цель: Напомнить учащимся позицию писателя в литературной и общественной борьбе в период работы над романом; подчеркнуть особенности таланта Тургенева «улавливать» современность, откликаться на все новое, только что зарождавшееся в русской жизни; рассказать об истории написания романа, выяснить смысл названия, обменяться первоначальными впечатлениями о прочитанном произведении; на материале романа «Отцы и дети» охарактеризовать эпоху 60-х годов XIX века. Проследить, как эпоха отражается в романе; раскрыть идейно-художественное своеобразие романа; развивать навыки работы с текстом.

Урок сопровождается показом презентации + Индивидуальные сообщения.

1. История создания романа

2. Прототипы.

3. С тихотворение Дмитрия Минаева

И.С.Тургенев. Роман «Отцы и дети».

Цель: Напомнить учащимся позицию писателя в литературной и общественной борьбе в период работы над романом; подчеркнуть особенности таланта Тургенева «улавливать» современность, откликаться на все новое, только что зарождавшееся в русской жизни; рассказать об истории написания романа, выяснить смысл названия, обменяться первоначальными впечатлениями о прочитанном произведении; на материале романа «Отцы и дети» охарактеризовать эпоху 60-х годов XIX века. Проследить, как эпоха отражается в романе; раскрыть идейно-художественное своеобразие романа; развивать навыки работы с текстом.

Оборудование: презентация.

Ход урока.

1. Организационный момент. Приветствие. Сообщение темы.

Презентация к открытому уроку по роману Тургенева "Отцы и дети"

(И.С.Тургенев - портрет)

Слайд 2 - Цель урока

2. Вступительное слово учителя.

Слайд 3. - (Роман И.С.Тургенева
«Отцы и дети»)

«Роман возник в ту эпоху, когда все гражданские, общественные, семейные и вообще человеческие отношения сделались бесконечно многосложны и драматичны; жизнь разбежалась в глубину и в ширину в бесконечном множестве элементов», - писал Белинский.

Роман И.С.Тургенева "Отцы и дети" был опубликован в 1862 году. Он сразу привлёк внимание широких общественных кругов России и с тех пор продолжает вызывать несомненный интерес читателей остротой поставленных в нём вопросов, а так же своими художественными достоинствами

Тургеневу - великому художнику - удалось в этом произведении поднять глубокие политические, философские проблемы. запечатлеть реальные жизненные конфликты, раскрыть суть идейной борьбы между основными общественными силами в России конца 50-х - начала 60-х годов XIX века.

А.В.Луначарский в статье "Литература 60-х годов" писал о романе "Отцы и дети" как об "одном из центральных явлений во всей русской жизни" того времени.

"Ни в одном из прежних романов Тургенева открытое, прямое столкновение противоположных точек зрения на все самые основные, остро злободневные вопросы общественной жизни, философии, науки, политики, общественного мировоззрения в самом широком смысле слова не играло столь важной, определяющей роли, как в "Отцах и детях" (История русского романа: В 2 т - М.; Л., 1962.)

В то время самым животрепещущим был вопрос об отмене крепостного права. В ходе реформы 1861 года чётко выявились противоположные позиции либералов-дворян и революционных демократов-разночинцев. Революционные демократы Чернышевский и Добролюбов считали готовящуюся реформу крепостнической по характеру. Прибегая к эзоповскому языку, они писали о революционной ситуации в России, призывали русский народ к "решительному делу". Либералы, напротив возлагали на реформу большие надежды, считая её действенным и чуть ли не единственным средством разрешения крестьянского вопроса. Подобным образом смотрел на реформу и Тургенев.

По своим убеждения он был сторонником постепенного преобразования России. Противник всяких общественных взрывов, он не верил в перспективность идей революционной демократии. Но повседневные жизненные наблюдения убеждали его, что демократы - большая сила, проявившая себя во многих областях общественной деятельности. И как художник, откликавшийся на все крупные события современной ему эпохи, Тургенев почувствовал необходимость создать образ нового героя, способного сменить пассивность дворянских интеллигентов типа Рудина и Лаврецкого, время которых прошло. Такого нового героя - человека демократических убеждений, материалиста-естественника писатель поставил в центре романа "Отцы и дети" и стремился изобразить его существенные черты с предельной объективностью.

Слайд 4 и 5, 6

Учитель читает информацию со слайда 7

«Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная - и все-таки обреченная на погибель потому, что она все-таки стоит еще в преддверии будущего, - мне мечтался какой-то странный pendant Пугачеву“».

и со слайда 8 Роман «Отцы и дети»

Отправившись в конце июля 1860 года в городок Вентнор на английском острове Уайт на морские купания, Тургенев уже обдумывал план нового романа. Именно здесь, на острове Уайт, был составлен "Формулярный список действующих лиц новой повести", где под рубрикой "Евгений Базаров" Тургенев набросал предварительный портрет главного героя:

и со слайда 9

Евгений Базаров

«Нигилист. Самоуверен, говорит отрывисто и немного, работящ (Смесь Добролюбова, Павлова и Преображенского.) Живет малым; доктором не хочет быть, ждет случая. Умеет говорить с народом, хотя в душе его презирает. Художественного элемента не имеет и не признает... Знает довольно много - энергичен, может нравиться своей развязанностью. В сущности, бесплоднейший субъект - антипод Рудина - ибо без всякого энтузиазма и веры... Независимая душа и гордец первой руки".

III. Проверка домашнего задания. Индивидуальные сообщения.

1. История создания романа - Сергеюк Лиза

2. Прототипы. - Бекешова А, Калкатин Л, Есенова Г. - Показ слайдов с 10 по 19.

«И если он называется нигилистом, то надо читать: революционером» - так писал Тургенев о своем герое. Роман был написан в тот момент, когда в России обострилась борьба различных взглядов и течений. Тургенев, показывая противостояние либералов и революционеров-демократов, не мог встать ни на одну из сторон. В романе они не имеют однозначного авторского отношения. Но Базарову уделено больше внимания. Это то новое, что пробует себя.

V. Роман "Отцы и дети". Смысл названия. Слайд 21

Учитель: Вы познакомились с первыми главами романа "Отцы и дети", как вы думаете, почему роман носит такое название? (обсуждение)

Учитель: Слайд 22

  • В романе И.С.Тургенева нашли отражение реальные события, происходившие в русском обществе в конце 50 –х – начале 60-х годов XIX века: идейная борьба дворян-либералов и революционных демократов-разночинцев накануне крестьянской реформы.
  • Вместе с тем, как справедливо пишет критик Н.Н.Страхов, И.С.Тургенев в своём романе «имел гордую цель во временном указать вечное». Конфликт «отцов» и «детей» здесь имеет не только историческую, но и общечеловеческую основу: речь идёт о проблемах взаимоотношений детей и родителей в семье.

Слайд 23 - стихотворение Дмитрия Минаева

Отцы и дети? (Параллель)

Уж много лет без утомленья

Ведут войну два поколенья,

Кровавую войну;

И в наши дни в любой газете

Вступают в бой "Отцы" и "Дети",

Разят друг друга те и эти,

Как прежде, в старину.

Мы проводили как умели

Двух поколений параллели

Сквозь мглу и сквозь туман.

Но разлетелся пар тумана:

Лишь от Тургенева Ивана

Дождались нового романа -

Наш спор решил роман.

И мы воскликнули в задоре:

"Кто устоит в неравном споре?"

Которое ж из двух?

Кто победил? кто лучших правил?

Кто уважать себя заставил:

Базаров ли, Кирсанов Павел,

Ласкающий наш слух?

В его лицо вглядитесь строже:

Какая нежность, тонкость кожи!

Как снег бела рука.

В речах, в приемах - такт и мера,

Величье лондонского "сэра", -

Ведь без духов, без несессера

И жизнь ему тяжка.

А что за нравственность! О боги!

Он перед Феничкой, в тревоге,

Как гимназист, дрожит;

За мужика вступаясь в споре,

Он иногда, при всей конторе,

Рисуясь с братом в разговоре,

"Du calme, du calme!" - твердит.

{* Спокойствие, спокойствие! (Франц.) - Ред.}

Свое воспитывая тело,

Он дело делает без дела,

Пленяя старых дам;

Садится в ванну, спать ложася,

Питает ужас к новой расе,

Как лев на Брюлевской террасе

Гуляя по утрам.

Вот старой прессы представитель.

Вы с ним Базарова сравните ль?

Едва ли, господа!

Героя видно по приметам,

А в нигилисте мрачном этом,

С его лекарствами, с ланцетом,

Геройства нет следа.

Он в красоте лишь видит формы,

Готов уснуть при звуках "Нормы",

Он отрицает и...

Он ест и пьет, как все мы тоже,

С Петром беседует в прихожей,

И даже с горничной, о боже!

Играть готов идти.

Как циник самый образцовый,

Он стан madame де-Одинцовой

К своей груди прижал,

И даже - дерзость ведь какая, -

Гостеприимства прав не зная,

Однажды Феню, обнимая,

В саду поцеловал.

Кто ж нам милей: старик Кирсанов,

Любитель фесок и кальянов,

Российский Тогенбург?

Иль он, друг черни и базаров,

Переродившийся Инсаров -

Лягушек режущий Базаров,

Неряха и хирург?

Ответ готов: ведь мы недаром

Имеем слабость к русским барам -

Несите ж им венцы!

И мы, решая всё на свете,

Вопросы разрешили эти...

Кто нам милей - отцы иль дети?

Отцы! отцы! отцы!

V. Эпоха в романе "Отцы и дети"

Слайд 24

Слово учителя:

Когда мы начинаем работу над каким-нибудь произведением, то пытаемся осмыслить эпоху, современную автору или его творению.

^ Как вы думаете, насколько важен такой историко-культурологический комментарий?

Во второй половине XIX века происходят бурные изменения в структуре общества, появляются новые слои (пролетариат, разночинцы), российская общественность делится на несколько противоположных лагерей, ведущих непрерывную борьбу друг с другом, постоянно меняющих и состав, и программу действий. Появляются понятия консерваторов, либералов и радикалов, славянофилов и западников. Идеи социализма и нигилизма будоражат лучшие умы, вызывают жаркие споры.

Литература становится “трибуной” для проповедования социальных и политических идей авторов. И среди этого “брожения умов” особенно отчётливо слышится голос И.С.Тургенева.

Революционно-демократическая критика очень ценным качеством Тургенева считала "Живое отношение к современности". Добролюбов подчеркивал, что современность, актуальность романов Тургенева поразительна. Если он уже затронул какую-либо проблему, то это верный признак того, что скоро она станет важной для всех.

Писарев в статье «Базаров» отмечал: «Сквозь ткань рассказа сквозит личное, глубоко прочувствованное отношение автора к выведенным явлениям жизни. А явления эти очень близки к нам, так близки, что все наше молодое поколение со своими стремлениями и идеями может узнать себя в действующих лицах этого романа».

Умение уловить движение жизни, показать новое, развивающееся. Это качество Тургенева - художника проступает и в романе "Отцы и дети", написанном в 1861г.

^ Как же роман связан с эпохой?

Прежде чем ответить на вопрос нашего сегодняшнего урока, давайте ещё раз обратимся к тем политическим и социальным проблемам, которые имели место в современном писателю обществе?

Что еще вы знаете об этой эпохе?

– Время действия романа - 1855-1861 гг. - период, сложный для России. В 1855 году закончилась проигранная Россией война с Турцией, поражение это для нашей страны было позорно. Произошло и важнейшее событие во внутренней политике: смена царствования.

Умер Николай I, его смерть закончила эпоху репрессий, эпоху подавления общественной либеральной мысли.

В правление Александра II в России процветает образованность различных слоев населения. Разночинцы становятся реальной общественной силой, аристократия же свою передовую роль утрачивает. Разумеется, образование, которое получали разночинцы, принципиально отличалось от дворянского. Аристократическая молодежь училась «для себя», то есть это было образование во имя самой образованности.

Разночинцы же на такую роскошь, как расширение кругозора, ни средств, ни времени не имели. Им необходимо было получить профессию, которая их будет кормить и приносить реальную пользу людям.

Эта настроенность и определила круг специальностей, которые преимущественно выбирали разночинцы. В основном это были естественные науки, духовный мир они начисто отрицали.

В это время также в России начали развиваться капиталистические отношения, их развитие тормозил прогнивший крепостнический строй. На повестку дня стал вопрос о крестьянской революции. По этому вопросу произошел раскол между либералами, стоявшими за реформистский путь, и революционерами-демократами, которые считали его недейственным.

– В начале марта 1861 года был обнародован царский манифест от 19 февраля об освобождении крестьян. С многовековым рабством было покончено. Крестьяне наконец получили долгожданную свободу. Однако, как и предполагали революционеры-демократы, реформа была проведена отнюдь не в интересах народа. Земля по-прежнему оставалась в руках помещиков, а за те небольшие наделы, которые крестьяне получили, они были обязаны либо платить оброк, либо отрабатывать барщину. По стране прокатилась волна крестьянских волнений и бунтов, которые подавлялись правительством с невероятной жестокостью.

В России сложилась революционная ситуация. Революционные демократы стали готовить восстание: возникло тайное общество «Земля и воля», идейным вдохновителем которого был Чернышевский, распространялись прокламации, призывавшие к решительной схватке с самодержавием.

На первых порах Тургенев восторженно приветствовал освобождение крестьян. Но к концу 1861 года его энтузиазм заметно остыл, он не мог не видеть, что реформа так и не решила крестьянского вопроса. Правда, он все еще надеялся, что «дело пойдет хорошо», но все чаще и чаще в его письмах этого периода начинают звучать ноты разочарования. «Мы живем в темное и тяжелое время, - писал он в декабре 1861 года своему другу Н. П. Борисову, - так-таки не выберемся из него».

Таким образом, роман «Отцы и дети» писался в годы революционной ситуации, когда крепостническая система трещала по швам.

Какие основные проблемы эпохи вы для себя выделили?

Расслоение общества на противоборствующие группировки.

Проблема крепостного права.

Проблема изменения приоритетов в образовании и взглядах нового поколения.

Сегодня мы постараемся с вами определить, как эти проблемы отражены в романе, т.е. каким образом роман И.С.Тургенева связан с эпохой? Для этого поработаем над материалом 1-4 глав романа. Работа будет проходить в группах.

Задание группам:

Зачем И.С.Тургенев дает четкую датировку происходящих событий?

Какое время года совпадает с началом романа?

Как это отражается в теме, звучащей в 1 главе романа?

Примерный ответ:

В романе Тургенев применяет точную датировку, желая вызвать у читателя конкретное представление об исторической обстановке. Действие в "Отцах и детях" начинается 20 мая 1859 г. и завершается зимой 1860 года.

Это были годы, когда обнажился кризис крепостнической системы, когда обострилась борьба между лагерями революционеров-демократов и либералов.

В эту эпоху формируется новый тип передового деятеля - разночинца-демократа, человека дела, а не фразы.

Не случайно, на наш взгляд, и время года – весна. Природа ждет обновления, изменения, возрождения и эта тема находит свое продолжение и в дальнейшем развитии событий – отец ожидает своего сына.

Выводы записать.

Слайд 25

Взгляд самого писателя, который сумел верно почувствовать нарождающийся новый тип героя, но не встал на его сторону:

«Хотел ли я обругать Базарова или его превознести?

Я этого сам не знаю, ибо я не знаю, люблю я его или ненавижу!»

«Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса».

«Выпущенным мною словом нигилист“ воспользовались тогда многие, которые ждали только случая, предлога, чтобы остановить движение, овладевшее русским обществом…»

VI. Идейно-художественное своеобразие романа - Слайд 26

  • Композиция романа «Отцы и дети» – многоцентрическая: в центре находится главный герой, а все «формальные» элементы произведения направлены на раскрытие его характера.
  • Конфликт в романе двуплановый: внешний и внутренний.
  • Большое внимание уделяется речевой характеристике.
  • Пейзаж в литературе.

Работа с текстом романа "Отцы и дети"

Какие средства художественной выразительности помогают писатель создать образ предреформенной деревни?

Примерный ответ:

Глазами приятеля Базарова - Аркадия Кирсанова, вернувшегося из Петербурга в имение своего отца, мы видим картину, заставляющую невольно сжиматься наше сердце:«Места, по которым они проезжали, не могли назваться живописными…»

Посмотрим, как изображается пейзаж в 2 главе романа.

Мы видим "деревеньки с низкими избенками под темными, часто до половины разметанными крышами" ("деревеньки", "избенки" - сама форма этих слов говорит о скудной, нищенской жизни). Можно предположить, что голодную скотину приходится кормить соломой с крыш. О многом говорит и такое сравнение: "как нищие в лохмотьях, стояли придорожные ракиты с ободранною корой и обломанными ветвями. Крестьянские коровенки, "исхудалые, шершавые, словно обглоданные, жадно щиплют первую траву. А вот и сами мужички -"обтеханные на плохих клячонках". Хозяйство крестьян скудное, нищенское: "покривившиеся молотильные сарайчики", "опустелые гумна"...

Тургенев больше не станет изображать нищету народа, но картина предреформенной деревни, представшая в экспозиции, производит такое сильное впечатление, что к ней нечего добавить.

Какие внешние изменения в отношениях господ и крестьян говорят о внутренних противоречиях эпохи?

Немногими скупыми деталями переданы изменения, произошедшие в отношении крестьян и их господ.

Дворовые не встречают старого и молодого барина (вспомните сцены прощания с уезжающим Петром Гриневым, Александром Одуевым, Андреем Ивановичем Штольцем- везде толпа дворовых, крепостных)

Слуга, котором всё: и бирюзовая сережка в ухе и напомаженные разноцветные волосы, и учтивые телодвижения, словом, всё изобличало человека новейшего, усовершенствованного поколения, посмотрел снисходительно вдоль дороги и ответствовал: «Никак не т-с, не видать».

Важен разговор о лесе, свезенном Николаем Петровичем, ему были нужны деньги, а земля, увы, всё равно должна отойти мужикам.

Не случайно упоминание о том, что какому-то приказчику из мещан приходится платить 250 рублей в год, камердинер Петр тоже вольный. Былых верных слуг(Савельичей, Захаров) теперь мало.

Крестьяне надеются на реформу, ждут от нее многого. А пока даже в имении доброго Николая Петровича травят лошадьми барские посевы, «ненароком» поджигают скотный двор.

И сразу же возникает центральный вопрос эпохи: «Нет... небогатый край этот, не поражает он ни довольством, ни трудолюбием; нельзя, нельзя ему так остаться, преобразования необходимы...но как их исполнить, как приступить?...»

Какое значение имеют размышления Аркадия по поводу увиденной им жизни русской деревни («Нет... небогатый край этот, не поражает он ни довольством, ни трудолюбием; нельзя, нельзя ему так остаться, преобразования необходимы...но как их исполнить, как приступить…») для развития основного конфликта романа?

Как уже в экспозиции намечаются характеры главных героев? Какие детали позволяют это увидеть?

Какие взаимоотношения складываются по дороге между героями?

Отношение к этому вопросу, к коренным проблемам русской жизни 60-х годов определяет идейные разногласия между Базаровым и остальными героями романа. И разногласия между ними проступает на первых же страницах, в экспозиции.

Мы уже говорили, что разночинцев не устраивало реформистское решение вопроса. Они хотели революционных изменений, хотели приносить реальную пользу людям.

Тонко подмеченные детали позволяют писателю открыть самое главное и в общественных взглядах, и в душенном складе его героев.

Николай Петрович ждет сына, готов просидеть 5 часов, любящий, внимательный, но несмотря на письмо Аркадия забыл, что тот приезжает с другом (места в коляске для Базарова нет), поэтому глаголы в эпизоде «отъезда коляски» передают и социальное положение героев, и их состояние. Отец с сыном «поместились» в коляске, Базаров же «вскочил» в тарантас, «уткнулся» головой….

Аркадий явно находится под влиянием Базарова. Он развязен, фамильярен, снисходителен в разговоре с отцом, ощущает тайное превосходство и наслаждается «сознанием собственной развитости и свободы».

Базаров прерывает чтение Николаем Петровичем Пушкина. Он разрушает лирическое настроение отца, а сына заставляет вспомнить, как надо себя вести по новым понятиям. Он глух к прекрасному, вносит отчуждение в отношения отца и сына.

У Николая Петровича «что-то кольнуло в сердце», защемило: как-то сложатся отношения с сыном?

В первых главах уже намечается основной конфликт романа, который в дальнейшем получит свое развитие.

VII. Итог урока.

Как известно, понять и оценить образы героев невозможно, не поняв и не оценив ту обстановку в стране, в которой складывались и формировались взгляды персонажей. И потому Тургенев рисует перед читателем широкую панораму современной ему России, передавая детально быт, нравы и описания природы. В экспозиции романа начальный пейзаж, изображающий бедность, нищету, предопределяет тему всего произведения, приводит к мысли о необходимости изменения тех порядков, которые породили такое запустение.

Роман «Отцы и дети» произведение остро полемическое. В нем писатель отразил не только вечную проблему «отцов и детей» и связанные с ней важнейшие вопросы человеческого бытия, но и столкновение «века нынешнего и века минувшего», т.е. социальный конфликт, борьбу не только двух поколений, но и представителей двух лагерей: либералов и революционеров-демократов.

Слайд 27.

«… Я, прочтя «Дворянское гнездо» и «Отцов и детей», перестал причислять Тургенева к обыкновенным смертным; он стал для меня своего рода героем»; моё воображение рисовало его в различных видах, но всегда окружённого ореолом, и мне приходилось сдерживать себя, если кто-нибудь в моём присутствии говорил, что ему не нравятся его произведения… Тургенев успел занять один из тех сокровенных уголков в моём сердце, куда редко проникают посторонние…»

Бойесен Х. - американский литературовед

VIII. Домашнее задание: Слайд 28

  • 1.Чтение романа «Отцы и дети»
  • 2. Подготовиться к анализу образов главных героев: подобрать материал из текста романа.
  • 3. Анализ поведения Е.Базарова в гостях. Его взаимоотношения с Аркадием и П. П. Кирсановым.
  • Оценки за урок.