Женские судьбы в русской литературе XX века по роману Михаила Шолохова Тихий Дон. Трагизм судьбы поэтов “серебряного века”

Судьбы русских писателей XX века драматичны, поскольку именно тогда литература в нашей стране впервые стала по-настоящему влиятельной силой, которую можно было так или иначе направить — в зависимости от политической конъюнктуры. И это обстоятельство в той или иной степени сказалось на жизненном и творческом пути каждого из русских литераторов, включая самых маститых и, казалось бы, обласканных властью, — таких, например, как Максим Горький, Владимир Маяковский, Михаил Шолохов. Перед русскими писателями XX века неизбежно вставала проблема нравственного выбора в ситуации, когда приходилось либо жертвовать честью, либо оставаться «за бортом».

Эпоха, в которую они творили, была отмечена сложнейшими и противоречивыми событиями. Страна пережила три революции, одну гражданскую и две мировых войны, национальные трагедии невиданного доселе масштаба — коллективизацию и «красный террор». Одни из писателей оказались вольно или невольно втянутыми в водоворот этих событий. Иные же отстранялись, уклонялись от участия в социальной борьбе. Но и те, и другие — дети своего времени, испытавшие вместе с родиной мучительную духовную драму. В этих немыслимых условиях писатели были призваны выполнять свою главную миссию — ставить перед читателем «вечные» вопросы о жизни и смерти, о человеческом предназначении, о том, что есть истина и справедливость, память и долг.

Таким образом, творчество лучших русских писателей XX века — это выстраданная боль за судьбы Отечества и родной культуры, естественное развитие которой было насильственно прервано, искажено.

Культура, которой в неистовстве нового нигилизма, в бесовстве берлиозов, швондеров и шариковых, прорвавшихся к власти, грозила смертельная опасность, была великой ценностью дна Михаила Булгакова. Он остро ощущал трагедию духовного беспамятства, самодовольного стремления усовершенствовать человеческую природу по своему разумению и прихоти.

Духовность, озадаченность смыслом жизни, «проклятыми вопросами» бытия — вот характерные черты созданных им положительных персонажей, в числе которых первым, разумеется, следует назвать мастера, героя бессмертного булгаковского романа. В его судьбе отражена горькая и достойная самого высокого уважения судьба самого Булгакова.

Бездомные, бесприютные герои романа «Мастер и Маргарита» становятся объектами травли, доносов, арестов, предательства. Судьба их типична и, к несчастью, закономерна в описываемом обществе. Они живут не в ладах с окружающим миром, вопреки ему, по своей собственной, внутренней логике. Мастер и Булгаков знают своё дело, видят смысл и назначение своего творчества, сознают себя исполнителями особой общественной миссии. И потому им нет места в стране «победившего социализма» — ни как писателям, ни как мыслителям, ни как личностям.

Михаил Булгаков разделил судьбу многих русских писателей, которые умерли безвестными, но к концу столетия стали знаменитыми и читаемыми, с опубликованием произведений получили второе рождение. Андрей Платонов, Михаил Булгаков, Осип Мандельштам... Они интересны прежде всего не своей принадлежностью к цеху литераторов — это в первую очередь духовно свободные, внутренне независимые личности. Творить им помогала вера в то, что «рукописи не горят». Эти писатели создавали свои произведения, сообразуясь только с собственной совестью и общечеловеческими представлениями о нравственности.

Они творили, не «наступая на горло собственной песне», и потому их судьбы вызывают в нас бесконечное уважение.

Известно, что конец XIX - начало XX вв. являются периодом расцвета русской литературы, зачастую это время называют «серебряным веком». Этот период подарил русской культуре настоящих мастеров искусства, произведения которых поражают своей искусностью и гениальностью до сих пор.

Но культуре того периода были присущи революционные мотивы и глубокие противоречия, которые характеризовали действительность русской жизни. Поэтому часть говорят о трагической судьбе литературы этого времени, поскольку в ней поднимали вечные вопросы, но поднимались они таким трагическим, и одновременно реалистическим способом, что это не может вызывать резонансную реакцию у читателей и литераторов.

Особенности русской литературы XIX века в XX веке

На развитие литературы главным образом начала влиять религиозная тема, которую теперь освещали в более глубинном и жизненном смысле. Традиции XIX века постепенно угасали, так как менялся уклад жизни и социальные условия.

Многочисленные исторические и политические изменения коренным образом поменяли восприятие привычных для русской литературы тем. Литература, как искусство и культурное явление, становится по-настоящему кризисной.

Классический реализм постепенно трансформируется в совершенную иную форму реализма, которая соответствует обновленному представлению о жизни. Человеческий дух и нравственность освящается с других, более кризисных сторон, что не может не менять общие направления литературы.

Кризис сознания и трагизм восприятие действительности откладывает весомый отпечаток на все виды творчества русских мастеров. Во всем мире происходит переоценка ценностей, и прежде всего, это касается трагической судьбы России, народ которой за несколько десятилетий переживает фундаментальные изменения и постоянные перевороты.

Изменения литературы: форма, содержание, духовность

Новые направления русской литературы реализм, авангард и модернизм существенно меняют не только форму литературных произведений, но и ее содержание и духовность. Появляются представители таких направлений: мистики-богоискатели Мережковский, Гиппиус, декаденты-индивидуалисты Бальмонт, Брюсов, Сологуб, акмеисты Ахматова, Гумилев, Мандельштам, кубофутуристы Маяковский, Бурлюк.

Частично возвращается романтизм, присущий началу XIX века, он находит отображение в творчестве Короленко и Горького. Художественная жизнь России развивается, несмотря на то, что многие поэты и писатели, творчество которых стало основополагающим для XIX века, вынуждены были покинуть родную страну.

Творчесике деятели арестовываются, против них начинаются репрессии, впоследствии которых погибают более двух тысяч писателей, в числе которых Бабель, Клюев, Мандельштам. Трагическая судьба литературы этого времени это зеркальное отображение трагических судеб ее наиболее ярких деятелей.

Такие выдающиеся литературные мастера, как Ахматова, Булгаков, Цветаева, Есенин, Маяковский трагически прожили свою жизнь, и многие не смогли пережить тех тяжестей, которые создавала для их жизни и творчества советская власть.

Когда упоминают о тяжелой и несправедливой судьбе литературы в этих двух веках, говорят о том, что литературе было практически невозможно дышать свободно и полной грудью, что властью и государством было сделано все, чтобы уничтожить самые искренние, душевные зародыши художественной культуры, которая громким и свободным голосом говорила бы о том, что переживает русский человек и общество в тот временной период.

Русская литература XX века ("Серебряный век". Проза. Поэзия).

Русская литература XX века - наследница традиции золотого века русской классической литературы. Ее художественный уро­вень вполне сопоставим с нашей классикой.

На протяжении всего столетия возникает в обществе и в литера­туре острый интерес к художественному наследию и духовному по­тенциалу Пушкина и Гоголя, Гончарова и Островского, Толстого и Достоевского, творчество которых воспринимается и оценивается в зависимости от философских и идеологических течений времени, от творческих поисков в самой литературе. Взаимодействие с традици­ей носит сложный характер: это не только развитие, но и отталкива­ние, преодоление, переосмысление традиций. В XX веке в русской литературе рождаются новые художественные системы - модер­низм, авангардизм, социалистический реализм. Продолжают жить реализм, романтизм. Каждой из этих систем присущи свое понима­ние задач искусства, свое отношение к традиции, языку художест­венной литературы, жанровым формам, стилю. Свое понимание лич­ности, ее места и роли в истории и национальной жизни.

Литературный процесс в России XX века во многом определялся воз­действием на художника, культуру в целом различных философских сис­тем и политики. С одной стороны, несомненно влияние на литературу идей русской религиозной философии конца XIX начала XX века (труды Н. Фе­дорова, В. Соловьева, Н. Бердяева, В. Розанова и др.), с другой - марксист­ской философии и большевистской практики. Марксистская идеология, начиная с 1920-х годов, устанавливает в литературе жесткий диктат, изго­няя из нее все несовпадающее с ее партийными установками и строго рег­ламентированными идейно-эстетическими рамками социалистического реализма, директивно утвержденного основным методом отечественной литературы XX века на Первом съезде советских писателей в 1934 году.

Начиная с 1920-х годов, наша литература перестает существо­вать как единая национальная литература. Она вынужденно разде­ляется на три потока: советская; литература русского зарубежья (эмигрантская); и так называемая «задержанная» внутри страны, то есть не имеющая выхода к читателю по цензурным соображени­ям. Эти потоки вплоть до 1980-х годов были изолированы друг от друга, а читатель не имел возможности представить целостную кар­тину развития национальной литературы. Это трагическое обстоя­тельство составляет одну из особенностей литературного процес­са. Оно же во многом обусловило трагизм судеб, своеобразие твор­чества таких писателей, как Бунин, Набоков, Платонов, Булгаков и др. В настоящее время активная публикация произведений писате­лей-эмигрантов всех трех волн, произведений, долгие годы проле­жавших в писательских архивах, позволяет увидеть богатство и многообразие национальной литературы. Появилась возможность подлинно научного ее изучения во всем объеме, постигая внутрен­ние закономерности ее развития как особой, собственно художе­ственной области общеисторического процесса.

В изучении русской литературы и ее периодизации преодолевают­ся принципы исключительной и прямой обусловленности литератур­ного развития социально-политическими причинами. Конечно, лите­ратура реагировала на важнейшие политические события времени, но в основном в плане тематики и проблематики. По своим художест­венным принципам она сохраняла себя как самоценную сферу духов­ной жизни общества. Традиционно выделяются следующие периоды :

1) конец XIX века - первые десятилетия XX века;

2) 1920-1930-е годы;

3) 1940-е - середина 1950-х годов;

4) середина 1950-х-1990-е годы.

Конец XIX века были переломным ис­торическим периодом в развитии общественной и художественной жизни России. Это время характеризуется резким обострением социальных конфликтов, ростом массовых выступлений, полити­зацией жизни и необычайным ростом личностного сознания. Че­ловеческая личность осознается как единство многих начал - со­циального и природного, нравственного и биологического. И в ли­тературе персонажи не определяются исключительно и по преиму­ществу средой и социальным опытом. Появляются разные, порой полярные, способы отражения реальности.

Впоследствии поэт Н. Оцуп назвал этот период «серебряным ве­ком» русской литературы. Современный исследователь М. Пьяных так определяет этот этап отечественной культуры: «Серебрянный век» - в сравнении с «золотым», пушкинским, - принято назы­вать в истории русской поэзии, литературы и искусства конец XIX - начало XX столетия. Если иметь в виду, что у «серебряного века» был пролог (80-е годы XIX в.) и эпилог (годы Февральской и Октябрь­ской революций и гражданской войны), то началом его можно счи­тать знаменитую речь Достоевского о Пушкине (1880 г.), а концом - речь Блока «О назначении поэта» (1921), тоже посвященную «сыну гармонии» - Пушкину. С именами Пушкина и Достоевского свя­заны две основные, активно взаимодействующие между собой тен­денции в русской литературе как «серебряного века», так и всего XX столетия - гармоническая и трагедийная».

Тема судьбы России, ее духовно-нравственной сущности и историче­ских перспектив становится центральной в творчестве писателей разных идейных и эстетических течений. Обостряется интерес к проблеме на­ционального характера, специфике национальной жизни, природы че­ловека. В творчестве писателей разных художественных методов они решаются по-разному: в социальном, конкретно-историческом плане реалистами, последователями и продолжателями традиций критическо­го реализма XIX века. Реалистическое направление представляли А. Се­рафимович, В. Вересаев, А. Куприн, Н. Гарин-Михайловский, И. Шмелев, И. Бунин и др. В метафизическом плане, с использованием элементов ус­ловности, фантастики, уходя от принципов жизнеподобия - писателя­ми-модернистами. Символистами Ф. Сологубом, А. Белым, экспрессиони­стом Л. Андреевым и др. Рождается и новый герой, «непрерывно расту­щий» человек, преодолевающий оковы угнетающей и подавляющей его среды. Это герой М. Горького, герой социалистического реализма.

Литература начала XX века - литература философской пробле­матики по преимуществу. Любые социальные аспекты жизни при­обретают в ней глобальный духовный и философский смысл.

Определяющие черты литературы этого периода:

интерес к вечным вопросам: смысл жизни отдельного челове­ка и человечества; загадка национального характера и истории Рос­сии; мирское и духовное; человек и природа;

интенсивный поиск новых художественных средств вырази­тельности;

появление нереалистических методов - модернизма (симво­лизм, акмеизм), авангардизма (футуризм);

тенденции к взаимопроникновению литературных родов друг в друга, переосмысление традиционных жанровых форм и напол­нение их новым содержанием.

Борьба двух основных художественных систем - реализма и модернизма - определила развитие и своеобразие прозы этих лет. Несмотря на дискуссии о кризисе и «конце» реализма, новые воз­можности реалистического искусства открывались в творчестве позднего Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, В.Г. Короленко, И.А. Бунина.

Молодые писатели-реалисты (А. Куприн, В. Вересаев, Н. Телешов, Н. Гарин-Михайловский, Л. Андреев) объединились в московский кружок «Среда». В издательстве товарищества «Знание», руково­димом М.Горьким, они публиковали свои произведения, в которых развивались и своеобразно трансформировались традиции демо­кратической литературы 60-70-х годов, с ее особым вниманием к личности человека из народа, его духовным исканиям. Продолжа­лась чеховская традиция.

Проблемы исторического развития общества, активной созида­тельной деятельности личности поднимал М.Горький, в его творче­стве очевидны социалистические тенденции (роман «Мать»).

Необходимость и закономерность синтеза принципов реализма и модернизма обосновывали и осуществляли в своей творческой практике молодые писатели-реалисты: Е. Замятин, А. Ремизов и др.

Особое место занимает в литературном процессе проза симво­листов. Философское осмысление истории характерно для трило­гии Д. Мережковского «Христос и Антихрист». Историю и стили­зацию истории мы увидим в прозе В.Брюсова (роман «Огненный ангел»). В романе «без надежды» «Мелкий бес» Ф. Сологуба фор­мируется поэтика модернистского романа, с его новым осмысле­нием классических традиций. А. Белый в «Серебряном голубе» и «Петербурге» широко использует стилизацию, ритмические воз­можности языка, литературные и исторические реминисценции для создания романа нового типа.

Особенно интенсивные поиски нового содержания и новых форм происходили в поэзии. Философские и идейно-эстетические тенденции эпохи воплотились в трех основных течениях.

В середине 90-х годов в статьях Д.Мережковского и В.Брюсова тео­ретически обосновывался русский символизм. Большое влияние на символистов оказали философы-идеалисты А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, а также творчество французских поэтов-символистов П. Верлена, А. Рем­бо. Символисты провозгласили как основу своего творчества мисти­ческое содержание и символ - основное средство его воплощения. Красота - единственная ценность и главный критерий оценки в поэзии старших символистов. Творчество К. Бальмонта, Н. Минского, З. Гиппиус, Ф. Сологуба отличает необычайная музыкальность, оно ориентировано на передачу мимолетных, озарений поэта.

В начале 1900-х годов символизм переживает кризис. Из симво­лизма выделяется новое течение, так называемый «младосимволизм», представленный Вяч. Ивановым, А. Белым, А. Блоком, С. Со­ловьевым, Ю. Балтрушайтисом. На младосимволистов огромное влияние оказал русский религиозный философ В.Соловьев. Они разрабатывали теорию «действенного искусства». Для них была ха­рактерна трактовка событий современности и истории России как столкновения метафизических сил. В то же время для творчества младосимволистов характерно обращение к социальным вопросам.

Кризис символизма обусловил появление нового течения, про­тивостоящего ему, - акмеизма. Акмеизм сформировался в круж­ке «Цех поэтов». В него входили Н. Гумилев, С. Городецкий, А. Ах­матова, О. Мандельштам, Г. Иванов и др. Они пытались реформиро­вать эстетическую систему символистов, утверждая самоценность реальной действительности, сделали установку на «вещное» воспри­ятие мира, «вещную» ясность образа. Для поэзии акмеистов харак­терна «прекрасная ясность» языка, реализм и точность деталей, жи­вописная яркость изобразительно-выразительных средств.

В 1910-е годы возникает авангардистское течение в поэзии - футуризм. Футуризм неоднороден: внутри него выделяются не­сколько групп. Наибольший след в нашей культуре оставили кубофутуристы (Д. и Н. Бурлюки, В. Хлебников, В. Маяковский, В. Камен­ский). Футуристы отрицали социальное содержание искусства, культурные традиции. Им свойственно анархическое бунтарство. В своих коллективных программных сборниках («Пощечина обще­ственному вкусу», «Дохлая луна» и др.) они бросали вызов «так на­зываемому общественному вкусу и здравому смыслу». Футуристы разрушали сложившуюся систему литературных жанров и стилей, на базе разговорного языка разрабатывали близкий к фольклору тонический стих, проводили эксперименты со словом.

Литературный футуризм был тесно связан с авангардистскими течениями в живописи. Почти все поэты-футуристы были профес­сиональными художниками.

Свое особое место в литературном процессе начала века зани­мала новокрестьянская поэзия, опирающаяся на народную культу­ру (Н. Клюев, С. Есенин, С. Клычков, П. Орешин и др.)

XX век насыщен бурными историческими событиями, что нашло свое отражение в литературе. Через многочисленные произведения русских писателей проходит противопоставление рокового хаоса истории и вечно прекрасной любви. Герои М. Булгакова, М. Горького ищут в любви забвения, спасения от трудных вопросов. Например, гимном любви и вечной женственности заканчивается роман «Сестры» из трилогии А. Толстого «Хождение по мукам»:

«Пройдут года, утихнут войны, отшумят революции, и нетленным останется одно только - кроткое, нежное, любимое сердце ваше…» Эти слова произносит Рощин Кате. Главные персонажи этого произведения, Катя и Даша Булавины, - прекраснейшие героини со сложными судьбами. Мне же более жизненными представляются образы Аксиньи, Натальи и Дарьи из романа М. Шолохова «Тихий Дон».

Аксинья отличалась привлекательностью, ее красоту не испортили даже морщины, появившиеся от нелегкой жизни. Другая героиня, Дарья, восхищает читателей своей женственностью, энергией. Наталью чисто внешне можно сравнить с серенькой уточкой. Сам же автор часто подчеркивает в Аксинье - «жадные губы», в Наталье - «большие руки», в Дарье - «тонкие ободья бровей».

Я думаю, что М. Шолохов делает это преднамеренно. Губы -красота, страстность. Руки - терпение, старание достичь все своим трудом. А брови - легкомыслие, неспособность на глубокое чувство. Героини М. Шолохова очень различны, но их объединяет полнота восприятия жизни.

У меня сложилось впечатление, что в те годы женская судьба, как, впрочем, и в наше время, была нелегка. Если муж бил жену, то это считалось в порядке вещей: раньше отец учил уму-разуму, а теперь, стало быть, муж. Вот последствия такого отношения Пантелея Прокофьева к своей жене:

«…в гневе доходил до беспамятства и, как видно, этим раньше времени состарил свою, когда-то красивую, а теперь сплошь опутанную паутиной морщин, дородную жену». Но так было всегда и почти в каждой семье. И люди воспринимали это как неизбежное и данное свыше. Был дом, была семья, была работа на земле, были дети, о которых надо было заботиться. И как ни трудна была ее доля, она твердо знала свое назначение. И это помогало ей выстоять.

И случилось страшное - началась война. И не просто война, а война братоубийственная. Когда вчерашние соседи стали врагами, когда отец не понимал сына, а брат убивал брата… Трудно было разобраться в происходящем даже умному Григорию. А что делать женщине? Как ей жить?.. Мужья уходят, а их жены остаются.

Судьбы Аксиньи и Натальи переплетены, зависимы одна от другой. Получается так, что если счастлива одна, то несчастна другая. М. Шолохов изобразил как бы любовный треугольник, который существовал во все времена.

Наталья любила своего мужа всей душой:

«…жила, взращивая бессознательную надежду на возвращение мужа, опираясь на нее надломленным духом. Она ничего не писала Григорию, но не было в семье человека, кто бы с такой тоской и болью ожидал от него письма».

Эта нежная и хрупкая женщина приняла на себя всю меру страдания, отпущенного жизнью. Она желала сделать все для сохранения семьи. И, лишь ощутив бесполезность этого, решается на самоубийство. Может быть, это эгоизм, вызванный ревностью, побудил ее на этот поступок. Как бы то ни было, но Наталья изменилась. Был ли такой переворот в жизни Аксиньи? Мне кажется, что был. Возможно, он наступил после смерти Тани. Потеряв дочь, она «не ведала ничего», не думала ни о чем… Ужасно. Мать жива, а дети ее находятся в земле. Нет продолжателей жизни твоей, она как бы прервана… И в этот тяжелейший момент своей жизни Аксинья оказалась совершенно одна. И некому было помочь ей… Некому? Но ведь нашелся один «сострадалец», близость с которым привела к разрыву Аксиньи с Григорием. Судьба к Наталье в этом плане была более милосердна. Эта героиня, к моему восхищению, обладала поистине материнскими чувствами, которые объединили ее с Ильиничной, но несколько отдалили от Дарьи, единственный ребенок которой умер.

О случившемся с ребенком Дарьи сказано было мельком:

«…а дитё у Дарьи померло…»

И все. Никаких лишних чувств, эмоций… Этим М. Шолохов лишний раз подчеркивает, что Дарья жила лишь для себя. Даже кончина мужа ненадолго ее опечалила, она быстро оправилась. Очевидно, Дарья не испытывала глубоких чувств к Петру, она просто привыкла к нему.

Мне жаль ее. Дарья чужда семье Мелеховых. Она дорого заплатила за свое легкомыслие. Бедная! Боясь ожидания неизбежного, теряясь от одиночества, решилась Дарья на самоубийство. И прежде чем слиться с водами Дона, она крикнула не кому-нибудь, а именно женщинам, так как только они могли понять ее: «Прощайте, бабоньки!»

Незадолго до этого ушла из жизни и Наталья. После их смерти Аксинья сблизилась с матерью Григория. И это естественно. Очень жаль, что чувства, соединившие этих двух женщин, возникли так поздно, буквально за шаг до смерти, которая поджидала каждую из них. Произойди это раньше, быть может, они бы повлияли на Григория, сумели бы сделать вместе то, что не под силу было сделать каждой в отдельности.

Аксинья и Наталья умерли, наказав тем самым вершину треугольника, оставив Григория на перепутье дорог. Может быть, М. Шолохов с горечью поведал о судьбах женщин. Но попробуйте изобразить лучше - не выйдет! Действительность только тогда реальна, если она правдива, а иначе это не действительность, а лишь пародия на нее.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Министерство образования республики Беларусь

Учреждение образования «Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина»

Математический факультет

Реферат

на тему: «Литература 20 века»

Выполнила:

студентка Пстыга Наталья

  • Введение
  • 1. Европейская художественная литература ХХ века
  • 2 . Литература времен гражданской войны
    • 2.1 Реализм
    • 2.2 Модернистские направления
    • 2.3 Прозаики
  • Заключение
  • Список литературы

Введение

  • Гражданская война 1918 - 1920 годов -- один из самых трагичных периодов в истории России; она унесла жизни миллионов, заставила столкнуться в жестокой и страшной борьбе народные массы разных сословий и политических взглядов, но одной веры, одной культуры и истории.
  • Война вообще, а гражданская в частности -- действо изначально противоестественное, но ведь у истоков любого события стоит Человек, его воля и желание: еще Л.Н. Толстой утверждал, что объективный результат в истории достигается путем сложения воль отдельных людей в единое целое, в одну результирующую.

Многие писатели использовали различные приемы воплощения и передачи всех своих мыслей по поводу революции в полном объеме и в той форме, которую они сами испытали, будучи в самих центрах гражданской войны.

  • К примеру, сам А.А. Фадеев был таким же человеком революционного дела, как и его герои. Вся его жизнь и ее обстоятельства были таковы, что А.А. Фадеев родился в семье сельских прогрессивно настроенных интеллигентов. А сразу же после школьной скамьи ринулся в битву. Про такие времена и таких же молодых ребят, втянутых в революцию он писал: «Вот мы все разъехались на лето, а когда вновь съехались осенью 18 года, уже совершился белый переворот, шла уже кровавая битва, в которую был, втянут весь народ, мир раскололся…

Булгаков М.А. «человек поразительного таланта, внутренне честный и принципиальный и очень умный» производит большое впечатление. Следует сказать, что он не сразу принял и понял революцию. Он, как и А.А. Фадеев, во время революции много видел, ему довелось пережить сложную полосу гражданской волны, описанную затем в романе «Белая гвардия», пьесах «Дни Турбинных», «Бег» и многочисленных рассказах, в том числе - гетманщину и петлюровщину в Киеве, разложение деникинской армии. В романе «Белая гвардия» много автобиографического, но это не только описание своего жизненного опыта в годы революции и гражданской войны, но и проникновение в проблему «Человек и эпоха»; это и исследование художника, видящего неразрывную связь русской истории с философией. Это книга о судьбах классической культуры в грозную эпоху лома вековых традиций.

  • И.Э. Бабель очень сложен в человеческом и литературном понимании, в связи, с чем он подвергался гонению еще при жизни. После его смерти вопрос о произведениях, созданных им, до сих пор не разрешен, поэтому отношение к ним не однозначное.
  • Путь Б. Лавренева: осенью я ушел с бронепоездом на фронт, штурмовал петлюровский Киев, ходил в Крым». Известны также слова Гайдара: «когда меня спрашивают, как это могло случиться, что был таким молодым командиром, я отвечаю: это не биография у меня не обыкновенная, а время было необыкновенное».
  • 1. Европейская художественная литература ХХ века
  • Литература XX века по своему стилистическому и идейному разнообразию несопоставима с литературой XIX века, где можно было выделить только три-четыре ведущих направления.
  • Вместе с тем современная литература дала ничуть не больше великих талантов, чем литература прошлого столетия. Европейская художественная литература XX века сохраняет верность классическим традициям.
  • На рубеже двух веков заметна плеяда писателей, творчество которых еще не выражало устремления и новаторские поиски XX века: английский романист Джон Голсуорси (1867 - 1933), создавший социально-бытовые романы (трилогия «Сага о Форсайтах»), немецкие писатели Томас Манн (1875 - 1955), написавший философские романы «Волшебная гора» (1924) и «Доктор Фаустус» (1947), раскрывающие нравственные, духовные и интеллектуальные искания европейского интеллигента, и Генрих Белль (1917 - 1985), сочетавший в своих романах и повестях социальную критику с элементами гротеска и глубоким психологическим анализом, французские Анатоль Франс (1844 - 1924), давший сатирическое обозрение Франции конца XIX века, Ромен Роллан (1866 - 1944), отобразивший в романе-эпопее «Жан Кристоф» духовные искания и метания гениального музыканта, и др.
  • В то же время европейская литература испытала воздействие модернизма, что прежде всего проявляется в поэзии. Так, французские поэты П. Элюар (1895 - 1952) и Л. Арагон (1897 - 1982) были ведущими фигурами сюрреализма.
  • Однако наиболее значительными в стиле модерн была не поэзия, а проза -- романы М. Пруста («В поисках утраченного времени»), Дж. Джойса («Улисс»), ф. Кафки («Замок»). Эти романы явились ответом на события Первой мировой войны, породившей поколение, получившее в литературе название «потерянного».
  • В них анализируются духовные, психические, патологические проявления человека.
  • Общим для них является методологический прием -- использование открытого французским философом, представителем интуитивизма и «философии жизни» Анри Бергсоном (1859 - 1941) метода анализа «поток сознания», заключающийся в описании непрерывного течения мыслей, впечатлений и чувств человека. Он описывал человеческое сознание как непрерывно изменяющуюся творческую реальность, как поток, в котором мышление составляет лишь поверхностный слой, подчиняющийся потребностям практики и социальной жизни. В глубинных же своих пластах сознание может быть постигнуто лишь усилием самонаблюдения (интроспекции) и интуицией.
  • Основу познания составляет чистое восприятие, а материя и сознание суть явления, реконструированные рассудком из фактов непосредственного опыта. Его главная работа «Творческая эволюция» принесла Бергсону славу не только философа, но и писателя (в 1927 году он был награжден Нобелевской премией по литературе). Бергсон проявил себя также на дипломатическом и педагогическом поприще. Говорят, что признание ораторского таланта Бергсона, покорявшего соотечественников великолепным французским языком, в 1928 году вынудило Французский парламент специально рассматривать вопрос о переносе его лекций из актового зала Коллеж де Франс, не вмещавшего всех желающих, в здание Парижской оперы и об остановке на время лекции движения по прилегающим улицам.
  • Философия Бергсона оказала значительное влияние на интеллектуальную атмосферу Европы, в том числе на литературу. У многих писателей первой половины XX века «поток сознания» из философского метода познания превратился в эффектный художественный прием.
  • Философские идеи Бергсона легли в основу знаменитого романа французского писателя Марселя Пруста (1871 - 1922) «В поисках утраченного времени» (в 14-ти томах). Работа, представляющая собой цикл романов, служит выражением его детских воспоминаний, выплывающих из подсознания. Воссоздавая ушедшее время людей, тончайшие переливы чувств и настроений, вещный мир, -- писатель насыщает повествовательную ткань произведения причудливыми ассоциациями и явлениями непроизвольной памяти. Опыт Пруста -- изображение внутренней жизни человека как «потока сознания» -- имел большое значение для многих писателей XX века.
  • Видный ирландский писатель, представитель модернистской и постмодернистской прозы Джеймса Джойс (1882 - 1941), опираясь на бергсоновский прием, открыл новый способ письма, в котором художественная форма занимает место содержания, кодируя в себе идейные, психологические и другие измерения.
  • В художественном творчестве Джойса использован не только «поток сознания», но также пародии, стилизации, комические приемы, мифологические и символические слои смыслов. Аналитическому разложению языка и текста сопутствует разложение образа человека, новая антропология, близкая к структуралистской и характерная почти полным исключением социальных аспектов. Внутренняя речь как форма бытия литературного произведения вошла в активный оборот литераторов XX века.
  • Произведения выдающегося австрийского писателя Франца Кафки (1883 - 1924) при его жизни не вызывали большого интереса у читателей. Несмотря на это, он считается одним из наиболее известных прозаиков XX века. В романах «Процесс» (1915), «Замок» (1922) и рассказах в гротескной и притчеобразной форме показал трагическое бессилие человека в его столкновении с абсурдностью современного мира. Кафка с потрясающей силой показал неспособность людей к взаимным контактам, бессилие личности перед сложными, недоступными человеческому разуму механизмами власти, показал напрасные усилия, которые люди-пешки прилагали для того, чтобы уберечь себя от давления на них чуждых им сил. Анализ «пограничных ситуаций» (ситуации страха, отчаяния, тоски и т. д.) сближает Кафку с экзистенциалистами.
  • Близким к нему, но своеобразным путем к поиску нового языка и нового поэтического содержания двигался австрийский поэт и прозаик Райнер Мария Рильке (1875 - 1926), создавший цикл мелодичных стихотворений в русле символистской и импрессионистской традиции первых десятилетий XX века. В них поэт размышляет об экзистенциальных проблемах человека, его трагической раздвоенности, стремлении к взаимопониманию и любви.
  • 2. Литература времен гражданской войны
  • Литература начала XX века, в ярких образах запечатлела черты реальных героев, создала собирательные фигуры современников писателей, отразив мысли, чаяния, идейные мытарства и мировоззрение целого поколения русского общества, из которого складывается его менталитет.
  • Эти литературные аспекты позволяют потомкам обосновать многие исторические процессы, объяснить духовный потенциал, психологию и нынешнего поколения. Вот почему данная тема является значимой и актуальной.
  • Каким был человек времен революции и гражданской войны? Почему он шел в бой? О чем он думал?
  • Как менялось его отношение к происходящему? Людям нашего поколения интересно узнать, как изменялся этот человек, что появилось в нем нового, как окрепли и утвердились в нём те качества, которых требовало от них жестокое, кровавое время, какие уроки истории вынесло из пережитого человечество.
  • С этой целью мы приступаем к изложению проведенного исследования.
  • Конец 19 начало 20 вв. - Серебряный век русской литературы - большое художественное разнообразие - с одной стороны продолжение реалистических и романтических традиций, с другой модернизм.

2.1 Реализм

Иван Бунин - выдающийся рассказчик (лирические, социально-критические рассказы, истории любви, описания природы), «певец уходящей патриархальной России», то есть деревенских усадеб. Автор резко не принял революцию и эмигрировал.

«Темные аллеи» - цикл рассказов, Жизнь Арсеньева - автобиографический роман, за который был Бунин удостоен Нобелевской премии.

2.2 Модернистские направления

Декаденство - разочарование, «усталость от конца столетия», депрессивные настроения Символизм - Реалистическая традиция отвергается, художников интересует скрытый смысл, настоящую действительность можно изобразить лишь посредством многозначного символа. Искусство проникнуто мистицизмом, религиозностью.

Стихотворения символистов отличались мелодичностью, новым подходом к поэтическому языку, сближались с музыкой. Особенно развивается поэзия.

Александр Блок - талантливый наследник Пушкина и Лермонтова. Свои стихи посвящал Петербургу, любви - Стихи о прекрасной даме - о своей жене, образ женщины как таинственного, возвышенного существа. В отличие от других символистов Блок отнесся к революции положительно - поэма Двенадцать - в ней выступает 12 красноармейцев, шагающих Петроградом революционных дней.

Поэма заканчивается образом Христа (многие авторы того времени, описывая революцию, пользуются символами христианства). Первая половина 20 века (до начала 30 годов) 10 годы - рождение авангарда. Акмеизм: литературное объединение, противовес символистической неясности.

Поэзию акмеисты понимали как ремесло, проповедали вещность и простоту языка, высокую стихотворную технику. («Роза опять красива, потому что это роза, а не символ любви»).

Осип Манделштам (скончался в ГУЛАГе). Анна Ахматова - поэтесса мирового имени, мастер интимной драмы и психологической миниатюры, любовные стихи. Ее судьба во многом печальна: нескольких ее друзей расстреляли, сына арестовали - об этом пишет в поэме Реквием - пережила своих литературных ровесников и свое постыднее творчество посвящала воспоминаниям (Поэма без героя). Она пишет тоже эссе о Пушкине и других художниках.

Футуризм - эксперименты со словом («Освободите слова!») и графическим обликом стихотворения - нарушение грамматических правил, неологизмы Велемир Хлебников - большой новатор («Он роется в корнях слов как крот»).

Владимир Маяковский - начинал как футурист и экспериментатор (разбил традиционный стих - стихи в форме «лесенки», оригинальные ритм и рифмы, гиперболы, метафоры), но большинство своего творчества посвятил службе революции («Он и революция - близнецы.») и строительству социализма.

После 1917 г. писал даже агитационные плакаты. Тип поэта-оратора, выступающего на литературных вечерах. Маяковский покончил собой (личная жизнь, разочарование из социализма). Его смерть - одна из вех русской литературы - после нее сплошная не свобода.

Сталин, объявил, что неуважение памяти Маяковского будет рассматриваться как преступление. В конце 20 гг. автор обратился к сатире - написал пьесы Баня и Клоп, за которые его подвергли критике. Поэты вне литературных направлений.

Сергей Есенин - «последний поэт русской деревни». Он родился в деревне, жизнь в которой и описание природы стали главной темой его юных простых, чистых, лирических стихов. После приезда в Петроград он быстро приобретает известность и принимает приглашения в литературные салоны. Постепенно его душа упала в болезненное состояние (любовь, алкоголь, кабаки, разочарование из послереволюционной ситуации). Он пишет о своей тоске, одиночестве, невозможности возвращения в родной дом. Есенин совершил самоубийство.

Русь уходящая - стихотворение, Москва кабацкая, Персидские мотивы - сборники стихотворений, Анна Снегина - поэма о самом авторе, который возвращается домой и встречается со своей первой любовью.

Марина Цветаева - трагическая судьба. Поэтесса эмигрировала, в 20 годы жила в Праге. Покончила с собой, чувствовала себя никому не нужной - сложная поэзия о несчастной любви, одиночестве: Поэма горы («Гора - свидетель горя»), Поэма конца, Стихи к Чехии - реакция на немецкую оккупацию.

Борис Пастернак - один из немногих русских писателей, который начинал писать в 10 годы и продолжал писать также после 1945 г. Сохранилась переписка с немецким поэтом Рильке и Цветаевой. Сестра моя - жизнь - сборник стихотворений - сложные, на первый взгляд малопонятные стихи. Автор вносит в свой текст разные цитаты и образы из мировой культуры.

Доктор Живаго - закончен 1958 - Роман о жизни в России перед революцией и после нее, о сложной пути человека на земле, его судьбе, которая приносит роковые встречи, но и разлуки и трагедии. Юрий Живаго мальчиком лишился матери и вырос у дяди.

Женится на Тоне, но во время первой мировой войны работает врачам на фронте и встречает Ларису. В нее позже влюбляется. Во время гражданской войны он взят в плен и его ждет еще ряд препятствий. Личная жизнь Живаго развивается на фоне исторических событий.

В 1958 г. советские власти Пастернака заставили отказаться от Нобелевской премии.

2.3 Прозаики

Максим Горький - всегда принимал участие в общественной работе, помогал многим писателям. Главной темой автора стало изображение тяжелой жизни народа, описывал живые русские типы и в символистических образах воспевал сильные героические личности, предчувствовал революцию. «Мать» - роман, «На дне» - пьеса.

Михаил Шолохов - Носитель Нобелевской премии. В его реалистических произведениях отразились Первая мировая война, революция 1917 г. и гражданская война. Тихий Дон - роман-эпопея - борьба белых с красными, жизнь различных слоев общества (белые генералы, офицеры, помещики, крестьяне, коммунисты).

После войны он напечатал рассказ Судьба человека, который представляет собой новый подход к военной теме - автор пишет о мужчине, который попал в плен и потерял всю свою семью. Он встречает мальчика-сироту и усыновляет его.

Исаак Бабел - происходил из еврейской семьи, детство прожил в Одессе, где был свидетелем погромов (Одесские рассказы). Под влиянием военных событий 1920 г. возник цикл рассказов Конармия. Автор сумел постичь противоречие мира - глубокий лиризм сочетается (описания природы, еврейских обычаев) с натуралистическими деталями (жертвы войны).

Евгений Замятин - в романе - антиутоупии Мы уже в 1920 г. дает образ тоталитарного государства в дневниковых записях одного гражданина из будущего. Во главе государства стоит Благодетель, все здесь организованно - труд, отдых, любовь. Несколько людей старается выступить против режима. Всем людям оперативно устранена фантазия, противники казнены. Публикация романа, конечно, была запрещена, русские читатели могли его прочитать только в 1989 г.

Андрей Платонов его произведения тоже начались возвращаться к читателю во второй половине 80 гг. Автор в основном писал о революционных преобразованиях (коллективизация и индустриализация), но с очень специфической точки зрения. Его интересует, как изменения - строительство «нового мира», «рая на земле» - воспринимают жители отдаленных и бедных деревень. Попытки создать новую жизнь и счастье кончают трагично. Платонов на основе своих личных переживаниях приходит к заключению, что революция не сможет развить лучшее в человеке. Чевенгур - роман - Молодой коммунистический агитатор путешествует по России и находит город Чевенгур, где местные жители уверенны, что они уже живут в коммунизме, потому что убили буржуев, перестали работать и любят друг друга. Город наконец снесут чужие солдаты.

Возвращение - уже послевоенный рассказ, открывающий проблемы человека, вернувшегося с фронта, солдат не может снова сблизиться со своей семей.

Михаил Булгаков - врач, журналист, драматург. Он начинал как сатирик, всегда вносил в свое творчество фантастику и гротеск и тоже автобиографические мотивы. Главная тема - интеллигенция (художники) и ее отношение к власти. Собачье сердце - рассказ - Профессор пересадит собаке часть человеческого мозга и собака меняется в человека. Привычки у нее остаются собачьими.

Описание негативных явлений в послереволюционной жизни, упадок вежливости, грубость пролетариата. Мастер и Маргарита - роман (дописан в конце 30 гг.) В Москве появляется Воланд, «князь тьмы», чтобы осмотреть моральные качества людей. Его заключение: общество испорчено. Он дарит бессмертность Мастеру (за то, что написал книгу о Пилате - одна линия романа Булгакова) и его любовнице Маргарите (за любовь). Любовь и творчество - высшие достоинства человека. В 20 гг. еще можно говорить об относительно большой свободе творчества. Наряду с литературными направлениями возникают многие литературные группы.

Важным моментом в культурной жизни 20 гг. стало разделение русской литературы на отечественную и эмигрантскую. Самый мрачный период русской литературы. Литературные объединения были запрещены, исчезли литературные журналы. Много писателей было преследовано, арестовано и даже расстреляно.

Единственным официальным художественным стилем стал социалистический реализм. В это время все-таки возникают в России в подполье шедевры мировой литературы (Мастер и Маргарита). Иногда удалось напечатать их в самиздате или за границей (в тамиздате). Значит, появляется третья линия русской литературы - домашняя, но недогматическая, неофициальная, запрещенная.

Несколько хороший произведений возникло во время Великой Отечественной войны, когда литература должна была поднимать храбрость и героизм русских.

Заключение

Глубоко изучив широкий спектр литературно-художественных произведений прошлого столетия, проанализировав литературную критику, можно утверждать, что тема революции и гражданской войны надолго стала одной из главных тем русской литературы XX века. Эти события не только круто изменили жизнь Российской империи, перекроили всю карту Европы, но изменили и жизнь каждого человека, каждой семьи. Гражданские войны принято называть братоубийственными. Братоубийственна по своей сути любая война, но в гражданской эта ее суть выявляется особенно остро.

Из произведений Булгакова, Фадеева, Шолохова, Бабеля нами выявлено: Ненависть нередко сталкивает в ней людей, родных по крови, и трагизм здесь предельно обнажен. Осознание гражданской войны как национальной трагедии стало определяющим во многих произведениях русских писателей, воспитанных в традициях гуманистических ценностей классической литературы. Это осознание прозвучало, может быть, даже не до конца понятое автором, уже в романе А.Фадеева "Разгром", и сколько бы ни искали в нем оптимистическое начало, книга прежде всего трагична - по описываемым в ней событиям и судьбам людей.

Философски осмыслил суть событий в России начала века спустя годы Б. Пастернак в романе "Доктор Живаго".В судьбе Живаго - судьба русской интеллигенции в XX веке. Во многом близок к поэзии Б.Пастернака и другой писатель, драматург, для которого опыт гражданской войны стал его личным опытом, - М. Булгаков, произведения которого («Дни Турбиных» и «Белая гвардия») стали живой легендой ХХ века и отразили впечатления автора от жизни в Киеве в страшные 1918-19 годы, когда город переходил из рук в руки, звучали выстрелы, судьбу человека решал ход истории.

Судьба человека в период тяжелейших исторических потрясений и испытаний подвержены мучительному поиску своего места и назначения в новых обстоятельствах. Новаторство и заслуга рассмотренных нами авторов (Фадеева, Шолохова, Булгакова, Бабеля) заключается в том, что они дали читательскому миру образцы личностей, мятущихся, сомневающихся, колеблющихся, для которых прежний, отлаженный мир в одночасье рушиться, и их захватывает волна стремительных инновационных событий, которые ставят героев в ситуации нравственного, политического выбора своего пути. Но эти обстоятельства не ожесточают героев, в них нет злобы, безотчетной вражды ко всему без разбора. Именно в этом и проявляется громадная духовная сила человека, его непреклонность перед разрушительными силами, противостояние им.

Лучшие книги о революции и гражданской войне, которыми являются «Разгром», « Тихий Дон», «Конармия», «Дни Турбиных», «Белая Гвардия» до сих пор многочитаемы, востребованы, представляют не только интерес, но и содержат воспитательные аспекты по формированию у молодежи гуманизма, патриотизма, чувства долга, любви к ближнему, политической зоркости, умение находить свое место и призвание в любых жизненных обстоятельствах, способности принимать верное решение, которое не противоречит общечеловеческим моральным ценностям.

Список литературы

1. Бабель И.Э. Сочинения. В 2-х т. Т. 2: Конармия; Рассказы 1925-1938 гг.; Пьесы; Воспоминания, портреты; Статьи и выступления.

2. Булгаков М.А. «И судимы были мертвые…»: Романы. Повесть. Пьесы. Эссе/Сост., кр. Биохроника, прим Б.С. Мягкова; Вступ. Ст. В.Я. Лакшина.- М.: Школа-Пресс, 1994.- 704 с.

5. Киносценарии/ Сост. И подгот. Текста А. Пирожквой; Коммент. С. Поварцова; Худож. В. Векслер.-М.: Худож. Лит., 1990.- 574 с.

6. Фадеев А.А. Письма. 1916-1956/ Ред. Платонова А.- М.: Худож. литература, 1969.- 584 с.

7. Фадеев А.А. Романы./ Ред. Краковская А.- М.: Худож. литература, 1971.

Подобные документы

    Разнообразие художественных жанров, стилей и методов в русской литературе конца XIX - начала ХХ века. Появление, развитие, основные черты и наиболее яркие представители направлений реализма, модернизма, декаденства, символизма, акмеизма, футуризма.

    презентация , добавлен 28.01.2015

    Литература Древней Греции и Древнего Рима. Классицизм и барокко в западноевропейской литературе XVII века. Литература эпохи Просвещения. Романтизм и реализм в зарубежной литературе XIX века. Современная зарубежная литература (с 1945-х по настоящее время).

    методичка , добавлен 20.06.2009

    Американская художественная литература о женщинах в период Гражданской войны в США. Повседневная жизнь солдат и мирного населения в условиях Гражданской войны в США в отражении художественной литературы. Медицина эпохи Гражданской войны в Америке.

    дипломная работа , добавлен 10.07.2017

    Литература начала XIX века: Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Белинский, Герцен, Салтыков-Щедрин, Островский, Тургенев, Гончаров, Достоевский, Толстой. Классицизм и романтическое направление. Реализм - ведущие течениее литературы XIX столетия.

    реферат , добавлен 06.12.2006

    Ознакомление с основными литературными достижениями Серебряного века. Изучение особенностей модернистского направления в литературе. Рассмотрение проявлений символизма, акмеизма, футуризма, имажинизма в творчестве великих русских писателей и поэтов.

    презентация , добавлен 22.10.2014

    Зарубежная литература и исторические события ХХ века. Направления зарубежной литературы первой половины XX века: модернизм, экспрессионизм и экзистенциализм. Зарубежные писатели ХХ века: Эрнест Хэмингуэй, Бертольт Брехт, Томас Манн, Франц Кафка.

    реферат , добавлен 30.03.2011

    Испания времен Колумба. Абсолютизм в стране и художественная литература XVII столетия. Лопе де Вега - великий испанский поэт, драматург и представитель ренессансного реализма. Основные этапы его жизни. Краткое содержание пьесы "Звезда Севильи".

    реферат , добавлен 23.07.2009

    Русская литература в XVI веке. Русская литература в XVII веке (Симеон Полоцкий). Русская литература XIX века. Русская литература XX века. Достижения литературы XX века. Советская литература.

    доклад , добавлен 21.03.2007

    Роман Сервантеса "Дон Кихот" как вершина испанской художественной прозы. Мильтон - создатель грандиозных поэм "Потерянный рай" И "Возвращенный рай". Основные художественные направления литературы XVII века: ренессансный реализм, классицизм и барокко.

    реферат , добавлен 23.07.2009

    Основные проблемы изучения истории русской литературы ХХ века. Литература ХХ века как возвращённая литература. Проблема соцреализма. Литература первых лет Октября. Основные направления в романтической поэзии. Школы и поколения. Комсомольские поэты.