Жизнь русских в 17 веке. Жизнь русской крестьянки в xvi—xvii веках

Основные даты и события: 1654 г. - воссоединение Украины с Россией.

Исторические деятели: Алексей Михайлович; Богдан Хмель­ницкий.

Основные термины и понятия: народность.

Работа с картой: по казать территорию Левобережной Украины; вошедшие в состав России сибирские земли и основанные там города и селения.

План ответа: 1) Россия - многонациональное государство; 2) русский народ; 3) украинцы; 4) народы Поволжья и При­уралья; 5) народы Кавказа; 6) народы Сибири; 7) значение формирования многонационального государства.

Материал к ответу: Общая численность населения России к концу ХVП в. едва превышала 10 млн. человек. Большинство из них составляли русские. Расселение их основной ча­сти в ХVП в. охватывало центр Европейской части страны. В то же время значительно увеличилось русское население на присоединенных при Иване IV поволжских землях. Царское правительство поощряло переселение на НО,вые территории, жалуя земли дворянам и не притесняя крестьян-переселенцев.

По мере освоения землепроходцами сибирских и дальневос­точных территорий русские приступили к строительству посе­лений в восточных районах страны. С местным населением они вели товарообмен: меняли продукты земледелия и живот­новодства на пушнину, рыбу, мясо и шкуры морских живот­ных; передавали местному населению свой опыт возделывания земли, строительства жилищ, ведения домашнего хозяйства. Вместе с тем там, где щел процесс колонизации новых земель, европейцы (в данном случае - русские) оказьmали на коренных жителей и отрицательное влияние. Сибирские народы впервые испытали на себе действие «огненной воды» (водки), коварства и алчности некоторых представителей «белого царя».

Из общей численности населения страны до 15% (примерно 1,4 млн. человек к концу века) составляли украинцы. Левобе­режная Украина и Киев вошли в состав России при условии со­хранения автономии: управление этими территориями Москва осушествляла через гетмана; сохранялось традиционное админи­стративно-территориальное управление; независимой оставалась судебная и финансовая системы; войско в количестве 60 тыI . ка­заков тоже возглавлял гетман. Поначалу московский царь ми­рился с таким положением дел, но он не мог и не хотел, в усло­виях усиления своей власти, сохранять вольный дух казачьего управления на Украине.

В самом украинском населении после присоединения к России стали нарастать противоречия. Усилилось имушест­венное неравенство. Казацкая старщина сосредоточила в своих руках не только болылие богатства, но и властные полномочия: в короткий срок она сумела получить значительную часть пло-

дородных украинских земель; подчинить себе крестьян-бедня­ков; заполучить в свое распоряжение угодья, примыкавшие к городам (что вызывало возмущение городского населения); даже в вопросах городского самоуправления новая украинская знать пыталась добиться Для себя привилегиЙ. Все это вызы­вало возмущение бедных слоев сельского и городского населе­ния. Царское правительство, к которому обе стороны постоян­но обращались за поддержкой, старалось сохранять нейтралитет. Острые· разногласия вызывал и вопрос о подчинении украин­ского духовенства московскому патриарху.

Все это привело к ожесточенной политической борьбе на Украине, в "ходе которой раЗЛИЧI;Iые силы выступали не толь­ко за сохранение московского подданства, но и за возвраще­ние к Польше и даже за переход «под руку"> турецкого султа­на. Лишь к концу века эта борьба завершилась окончательной победой сторонников Москвы. К этому времени окончатель­но оформилась и система управления Гетманщиной (так на­зывали Левобережную Украину и Киев, находившиеся под властью гетмана). При гетмане состояла старшинская рада (совет). Она выделяла своих представителей на главные должности - уряды. Территория Гетманщины была разделе­на на десять полков, во главе которых стояли полковники и полковая старшина. Крупные города сохраняли самоуправ­ление. Вместе с тем во всех украинских городах были посаже­ны московские воеводы с военными гарнизонами. А в Моск­ве был образован специальный Малороссийский приказ, ведавший вопросами управления Украиной.

Покорение народов Поволжья и Приуралья завершилось к началу ХУН века. Тогда же возникли и военно-администра­тивные центры (Уфа, Сарапул, Самара и др.), прикрывавшие эти земли от набегов кочевников с востока. Особенностью По­волжья и Приуралья был многонациональный состав населе­ния. Здесь проживали татары, мари (черемисы), чуваши, морд­ва, удмурты, башкиры. Для сохранения своей власти над ними царское правительство сеяло рознь между этими народами. Главной опорой центральной власти в регионе стала татарская знать, в болылинстве своем перешедшая на службу к москов­ским. царям. Именно «служилые татары,> наряду с русскими захватывали земли местных крестьян и облагали их налогами. Болылую роль в закабалении местного населения играла хри­стианизация, усиленно проводившаяся царским правительст­вом. «Новокрещеные,> сразу получали болылие преимущества по сравнению с теми, кто сохранял свою веру. Все это вызы­вало постоянные волнения в Поволжье.

Покорение Астрахани и выход на Каспий, состоявшиеся еше в ХУ! в., привели к тому, что Россия оказалась в прямом соприкосновении с народами Северного Кавказа, с которыми еше со времен Древней Руси сушествовали торговые и полити­ческие связи. Одни из них (ногайцы, кумыки) активно боролись с российским проникновением на Кавказ. Другие (кабардинцы, имеретинцы, кахетинцы) пытались с помощью Москвы проти­востоять своим недругам, угрожавшим их безопасности. Россия рассматривала установление связей с народами Кавказа как од­ну из своих важнейших задач, так как это вело к ослаблению позиций ее давнего противника - Османской империи.

В борьбе с Персией в 1639 г. Кахетия была вынуждена при­сягнуть на верность царю Михаилу Федоровичу. А в L650 г. московское подданство принял имеретинский царь. Конечно, в то время не могло быть прочных связей между Россией и кав­казскими государствами и народами. Но первый шаг в этом на­правлении был сделан уже в ХУН веке.

Общая численность населения Сибири к концу ХУН в. не превышала 200 тыс. человек. На 75 кв. км территории при­ходился один житель. К востоку от Оби жили многие народы и племена, находившиеся на различных стадиях развития. Ог­ромные пространства тундры от Европейского Севера до низо­вьев Енисея занимали ненцы. Русские называли их самоедами. Основным занятием ненцев было оленеводство, подсобными ­рыбная ловля, охота. Религиозные представления ненцев были связаны с почитанием духов умерших предков. Служителями этого кулыла были шаманы.

Далыле на восток, от Енисея до Охотского моря жили пле­мена тунгусов (эвенков). Селились они в чумах, наряду с охо­той занимались рыбной ловлей. У тунгусов был родовой строй: они жили болылими племенами, которые, в свою очередь, де­лились на роды. Между отдельными племенами и родами шли частые кровопролитные войны.

По Ангаре и берегам Байкала жили буряты. Это родствен­ный монтолам кочевой народ, занимавшийся скотоводством. Они разводили лошадей, крупный рогатый скот, овец и верб­людов. Занимались также охотой и рыбной ловлей. Буряты, жившие к западу от Байкала, занимались земледелием: сеяли просо, гречиху, ячмень. Продукты своего труда они часто об­менивали у тунгусов на пушнину. В ХУП в. У бурятов уже на­чала выделяться родоплеменная знать.

Одним из наиболее многочисленных народов севера-восточ­ной Сибири в ХУП в. были якуты (саха). Они говорили на тюрк­ском языке. Это были скотоводческие племена. В отличие от дру-

72 гих народов региона, они заготавливали на зиму сено для скота, умели вырабатывать из молока творог и сыр. У них было развито рыболовство (особенно среди бедняков, не имевших скота). Охо­та на пушного зверя служила одним из подсобных видов промыс­ла. Особенностью якутов было наличие развитого рем"есла - куз­нечного и гончарного производства. Бытовые условия их жизни также отличались от соседних племен: зимой жили в деревянных избах, а летом - в «урусах», построенных на жердях и крытых бе­рестой. В ХУП в. У якутов тоже начинается формирование знати.

На крайнем северо-востоке Сибири обитали племена юка­гиров, чукчей, коряков, камчадалов, курилов. Вплоть до при­хода русских они не знали железа: использовали стрелы с ка­менными наконечниками, топоры из камня, ножи из горного хрусталя, деревянную посуду. Камчадалы и курилы питались пре!-,!мущественно рыбой и травами. Юкагиры, коряки и чук­чи были оленеводами.

В Приамурье жили племена дауров, на развитие которых болылое влияние оказала китайская цивилизация. Основным их заня­тием было земледелие (сеяли рожь, пшеницу, овес, ячмень, про­со, гречиху, коноплю, горох). Дауры умели получать растительное масло, занимались огородничеством, садоводством, разводили лошадей, коров, овец, свиней и кур. Охота и рыбная ловля были подсобными занятиями. Дауры строили города, защищенные от нападения неприятелей рвами, стенами и башнями.

Таким образом, именно в ХУП столетии Россия превратилась не только в самое болылое, но и в самое многонациональное и этнически разнородное государство мира. Одновременно на протяжении ХУП в. шел процесс формирования русской нации.

Время Грозного - время больших перемен, в том числе и в области культуры. Русскому государству нужны были грамотные люди. На созванном в 1551 г. Стоглавом соборе был поставлен вопрос о принятии мер к распространению просвещения среди населения. Духовенству предложили открыть школы для обучения детей грамоте. Обучали детей, как правило, при монастырях. Помимо этого среди богатых людей было распространено домашнее обучение. Одним из наиболее крупных достижений XVI века явилось книгопечатание. Первая типография появилась в Москве в 1553 году, и вскоре здесь были напечатаны книги церковного содержания. В итоге, к XVII веку отмечается рост грамотности, которому способствовал перевод книгопечатания с дорого пергамента на более дешевую бумагу.

Производство одежды в XVI-XVII вв. продолжало оставаться в домашнем хозяйстве. Крестьяне сами изготовляли одежду, с начала и до конца. В боярских усадьбах все эти работы проводились с помощью слуг в домашних мастерских. Домашнее производство одежды на Руси в течение столь долгого времени, объясняется особым отношением к вещам, так близко соприкасающимся с самим человеком. Считалось, что одежда должна защищать тело человека не только от холода, но по существовавшим представлениям и от злых сил, которые при недосмотре могут принести много вреда.

Основной одеждой в XVI веке была рубаха. Рубахи шились из шерстяной ткани (власяницы) и льняного и конопляного полотна. Довольно низкий вырез горловины прикрывался круглым, чаще накладным воротником-ожерелком, украшенным вышивкой. У богатых ожерелок расшивался цветными шелками, золотыми нитями и жемчугом. При выходе из дома такой воротник был обязательной принадлежностью костюма. Украшался подол рубахи и низ рукавов. Рубахи различались по длине и носились навыпуск поверх штанов, подпоясавшись поясом. Штаны были обязательным элементом мужской одежды. Но единого термина для обозначения этой одежды еще не было. Штаны делали узкие, почти обтягивающие ноги. На теле крепились с помощью шнура или тесемки, а внизу они заправлялись в онучи - куски ткани (холщевой или шерстяной), обматывавшие ноги и обвязанные поверх веревочными или ременными оборами. Оборами же прикреплялись к ногам постолы или лапти. В XVII веке распространяются сапоги с жесткими головками и голенищами. Знатные носили цветные нарядные сапоги с загнутыми кверху носками и на высоких деревянных или наборных каблуках. Их шили из дорогой привозной кожи - цветного сафьяна - и украшали тиснением и жемчугом. У бедных сапоги были из кожи естественного или черного цвета. Ношение мужчинами шапки считалось обязательным. Снять шапку перед кем-то означало проявить покорность, подчеркнуть свое почтение. Обнажали голову перед старшим и перед знатным.

В этот период в женской одежде стали применяться юбки (спидницы, саяны) и появился сарафан. Первоначально они были у горожан и знати, но постепенно появились и у крестьян. У замужних женщин строго соблюдался обычай покрывать голову. Девушки же ходили с непокрытой головой, свободно распустив волосы, или же заплетали косы. Женский головной убор был сложным и состоял из нескольких частей. В XVI-XVII вв., продолжали носить полотенчатые покрывала и платы. Широко была распространена кика или кичка - символ замужества - представляла собой нарядную шапочку с мягкой тульей. А также сороки и кокошники, которые в сочетании с сарафаном особенно были свойственны костюму знати.

Платье высоко ценилось. Его очень берегли, передавали по наследству, "жаловали" за службу (не обязательно новое). Изношенные вещи чинили, обрезки оставляли для отделки, ветошь хранили для заплаток.

В XVI-XVII вв. на культуру и быт русского народа значительное влияние оказывала церковь. В это время создается такое произведение, как "Домострой" - собрание правил житейской мудрости - под конечной редакцией протопопа Сильвестра. Большое внимание в нём уделяется борьбе с пьянством. Много глав посвящено подробному ведению хозяйства: как платье кроить, посуду в чистоте держать, как товар покупать и годовые запасы делать, как сад и огород вести. А так же нормам поведения граждан, причем женщины ощутимо ограничиваются в правах, в отличие от мужчин. Там говориться о том, что материальные и хозяйственные заботы должны целиком и полностью занимать женщину, начиная с 12 лет, когда она могла по закону выходить замуж. Вне дома разговоры разрешалось вести исключительно о хозяйстве и рукоделии. В целом, "Домострой" проповедует смирение и покорность властям и главе семьи.

Главным в семье был мужчина. Только он имел право голоса на различных собраниях. Он распоряжался имуществом, и мог применять любые наказания. "Домострой" разрешал бить в воспитательных целях жену и детей. За неповиновение родителям церковь грозила отлучением. Чем богаче и знатнее был род, тем строже воспитывались дети, а женщины же и вовсе вели затворнический образ жизни. Крестьянки были не столь ограничены в передвижении, так как наравне с мужчинами несли тяготы трудовой жизни. Трудовой день в семье начинался рано и в полдень прерывался на обед. Далее следовал послеобеденный сон. Это было обязательной процедурой и глубоко поражало иностранцев. После сна работа возобновлялась и продолжалась до ужина. Вместе с окончанием светового дня все отходили ко сну.

У русских народов было распространено большое семейство. Крестьянская семья состояла из нескольких брачных пар, которые вели коллективное хозяйство и владели общим имуществом. У горожан семьи были поменьше и состояли, как правило, из родителей и детей. Семьи феодалов были еще меньше, так как мальчиков забирали на государеву службу, где они могли получить оклад и вотчину, и обзавестись собственной семьей. Ранние браки были широко распространены и совершались, в основном, в кругу своего сословия.

С введением христианства браки стали оформляться в церкви через венчание. Оформить развод ("распуст") было непросто. Он разрешался лишь в особых случаях, например, пострижения в монахи одного из супругов. Православная церковь разрешала вступать в брак не более трех раз. Четвертый брак категорически запрещался. Обряд крещения считался основным и жизненно важным. Некрещеный не имел никаких прав, даже права на погребение.

Официальными праздниками были особо чтимые дни церковного календаря: Рождество, Пасха, Троица и т.д. По праздникам устраивались и уличные представления. Бродячие артисты, скоморохи, известны еще в Древней Руси. Кроме игры на гуслях, дудках, песен представления скоморохов включали акробатические номера, состязания с хищными животными. Праздники сопровождались общественными пирами - братчинами. Имели место игры и забавы, например, взятие снежного города, борьбу и кулачный бой, городки, чехарду. В XVI Россия узнает карты. Любимым развлечением царей и знати была охота.

Быт, общественная жизнь и культура российского народа в XVII веке характеризовались весьма неопределенным вектором своего развития. В сознании людей старина смешалась с активным внедрением различных новшеств.

Старые жизненные уклады начали постепенно отходить, но новые еще не были окончательно приняты. В начале XVII века, когда государство окутывала смута, на культуру не влияла ни церковь, ни государственная власть.

Поэтому в этом периоде, впервые за всю историю русской культуры, замечаются попытки внедрения свободы слова и мнений. Русская общественность постепенно начинала вступать в Новое время. Основой искусства становилась личность человека, а не общество в целом.

Просвещение и наука в XVII веке

В XVII веке значительно возрастает процент грамотного населения. Начинает зарождаться деловая письменность. В обиход постепенно начали входить печатные книги, однако им еще не удается вытеснить рукописи.

Выпускаются первые печатные пособия по арифметике и грамматике, что позволяет увеличить количество грамотного населения среди низших слоев общества. В период противостояния старообрядческой и православной церкви, начальные школы начинают отходить от монастырского начала и приобретают светский характер.

Семьи бояр и купцов начинают нанимать для своих детей специально обученных учителей, иногда иностранцев, которые вели занятия на дому. Научные открытия также были весьма значительны. Медицинские знания, как и раньше, базировались на лечении травами, однако начинает зарождаться процесс обмена опыта с иностранными врачами.

Открываются первые учреждения для обучения врачей и фармацевтов. Значительное внимание в XVII веке уделялось развитию астрологии: русская общественность узнает об учениях Коперника и начинает на ее основе развивать собственные взгляды на гелиоцентрическую систему.

Литература в XVII веке

В первой половине XVII века для литературного процесса было характерным описание трагических событий Смутного времени.

Исторические думы были насквозь пропитаны патриотическими чувствами и призывами к борьбе с иностранными захватчиками – в них прославлялись герои, которые защищали Отчизну и простой русский народ, который поддавался тяжелым угнетениям, но все - таки смог выстоять в неравном сражении.

Также в литературе были распространены летописи, которые создавались преимущественно духовенством старообрядческой церкви. Ярким примером этому является «Житие протопопа Аввакума» - биографический рассказ автора о собственных житейских страданиях, спровоцированных расколом в церкви. В литературу также начинает входить новый жанр – реалистическая повесть, которая позже выступит базой для зарождения публицистики.

Архитектура и строительство в XVII веке

В XVII веке зодчества качнулись весьма значительные изменения. На замену деревянным зданиям приходят кирпичные и каменные. В храмовой архитектуре появляются элементы барокко, позже получившим название «московского нарышкинского барокко».

Вместе с церковными сооружениями, начинается активное строительство общественных зданий: полной реконструкции поддается здание Кремля, создаются огромные торговые помещения в крупных городах.

Искусство в XVII веке

В XVII веке в России начало активно развиваться театральное искусство. Так как церковными властями началось активное гонения скоморохов(они были признаны духовенством служителями сатаны), на смену им пришли первые организованные придворные театральные труппы.

В XVII в. происходит переход к культуре «Нового времени», расширяются связи с Европой. Московская Русь тянулась к образованию и просвещению. В ходе об­мирщения культуры развивается светская культура, происходит отход от религиоз­ности, усиливается внимание к человеческой личности. Однако православная церковь сопротивлялась нововведениям. Она опасались проникновения «латинства» – «западной заразы», которая поколеблет православную веру и «русскость».

Общественно-политическая мысль. Создаются исторические сочине­ния о Смуте: «Временни́к » Ивана Тимофеева , «Сказа­ние » Авраамия Пáлицына , «Иное сказание » Ивана Катырёва-Ростовского . Авторы причину Смуты ви­дели в пресечении династии Рюриковичей. Роль определяющей силы в событиях они отдавали «про­видéнию» (воле Бога).

Обоснование принципов абсолютизма про­явилось в трактате «По­литика » хорвата Юрия Крижанича (1618–1683) – сторонни­ка идеи славянского единства под эгидой Московского государства. В 1659 г. прибыв в Москву, он предложил программу пре­об­разований, но «за некое глупо слово» был сослан в Тобольск, где провёл 16 лет. В 1676 г. он покинул Россию.

В XVII в. появились русские вольнодумцы, ориентированные на Запад. Князь И. А. Хворостинин отступился от православия, был сослан в монастырь, затем бежал в Польшу, где написал «Словеса дней и царей». Он уверял, что «на Москве людей нет, все люд глупый, жить не с кем»; «московские люди сеют землю рожью, а живут все ло­жью». «Это был своеобразный русский вольно­думец на католической подкладке, – пишет В. О. Ключевский, – проникшийся глубокой антипа­тией к византий­ско-церков­ной чёрствой обрядности и ко всей русской жизни, ею пропитанной, – отдалённый предок Чаадаева».

Подьячий Посольского приказа Г. К. Котошихин , сбежав в Швецию, написал сочинение «О России в царствование Алексея Михайло­вича». Он критически (но не всегда объек­тивно) описывал москов­ские порядки: «А иные бояре, брады свои уставя, ничего не отве­чают, потому что царь жалует многих в бояре не по ра­зуму их, но по породе, и многие грамоте не учёные…».

Устное народное творчество. Сказки, исторические песни создавали образ идеального царя. Любимым героем народа был С. Разин.

Летописание. В 1630 г. написана последняя лето­пись – «Новый летописец », охватившая события от смерти Ивана IV до конца Смуты.

Литература. В XVII в. возникли новые жанры: сатира, драма, по­эзия. Появились вымышлен­ные персонажи.

Бытовые повести : «Повесть о Фроле Скобееве», «Повесть о Савве Грудцыне». В «По­вести о Горе-Злосчастии » молодой человек, ушедший от родителей, терпит лишения и раскаивается в мона­стыре. «Повесть о Тверском Отроче монастыре » рассказывает о страданиях отрока, у которого князь отнял невесту.

Биографические повести: «Повесть об Улиании Осорь­иной ». Её автор – сын Ульяны, муромский дворянин Дружина Осорьин.

Автобиографические повести: «Житие прото­попа Аввакума, им самим написанное ». Аввакум повествует о церковном расколе XVII в., на примере полной страданий собственной жизни говорит о преданности идеалам древней русской жизни и неприятии «латинской» новизны. Его эмоциональный рассказ написан простым языком.

Сатирические повести : «Служба кабаку», «Азбука о голом и небога­том чело­веке», «Сказа­ние о куре и лисице» имеют обличительный характер. «По­весть о Ерше Ер­шо­виче» и «О Шемякином суде» высмеивают неправедный и корыст­ный суд. Мелкую рыбёшку Ерша, спорившего с сыном бояр­ским Ле­щом, судьи – «господа Осётр, Белуга и Белая рыбица» – су­дили «по мзде» и признали виновным, после чего «плюнул Ёрш судьям в глаза». Судья Шемяка, надеясь на подношение, решил дело в пользу бедняка, который тайком показывал ему обёрнутый в платок камень. В «Калязин­ской челобитной » и «Повести о бражнике » критиковалась церковь, высмеивались нравы духовенства.

Переводная художественная литература : «Повесть о Бове-королевиче», «История о храбром рыцаре Петре Златых Ключей…».

Силлабическое стихосложение стихи, в которых количество слогов в каждой строке одинаково. Белорусский просветитель, писатель и поэт Симеон Пóлоц­кий (1629–1680), приглашённый в 1661 г. в Москву для обучения царских детей, сочинял силлабические стихи (сборники «Верто­град многоцветный » и «Рифмологион »). Силлабическая поэзия была тяже­ловесна, помпезна, в ней идеализировалось самодержавное прав­ление. Полоцкий – автор пьесы «О Навуходоносоре царе », комедии «Притча о блудном сыне ». Ученики и продолжатели Полоцкого – Карион Истомин , Сильвестр (Симеон) Медведев .

В XVII в. для царя выпускалась рукописная газета «Ку­ранты ».

Книгопечатание. В сер. XVII в. в России было налажено производство бумаги. Однако её не хватало, поэтому бумагу привозили из Европы. Расширялось книгопечатание. На московском Печатном дворе трудились более 150 человек. В 1-й пол. XVII в. было издано свыше 200 книг – богослужебные книги, официальные документы, учебники. По-прежнему широко распространены были рукописные книги.

Просвещение. Развитие торговли, промышленности, государст­вен­ного аппарата содействовало рас­про­странению просве­щения. Вышли в свет «Грамматика» М. Смотрицкого (1629 г.), букварь Кариона Истомина , печатная таблица умножения – «Считание удобное» (1682 г.). «Азбука» В. Бурцева тиражом 2.400 экзем­пляров разо­шлась в один день. Для учебных целей выпускались «Псалтыри» и «Часословы». В 1672 г. в Москве откры­лась первая книжная лавка.

В 1649 г. боярин Ф.М. Ртищев (1626–1673) открыл школу при Андреевском монастыре, пригласив из Киева 30 учёных монахов. В 1640-е годы учёный Епифаний Славинéцкий († 1675) открыл школу в Чудовом монастыре. В 1665 г. Симеон Пóлоц­кий открыл школу в Заиконоспасском монастыре. В 1680–1681 гг. по инициативе патриарха была открыта школа при Печатном дворе (Типографская школа).

В 1687 г. при царевне Софье два грека, учившиеся в Италии, братья Лих ý ды (Иоанникий Лих ý д , 1633–1717 и Софро­ний Лих ý д, 1652–1730) – открыли в Москве при Заиконоспасском монастыре первое в России высшее учебное заведениеСлавяно-греко-латинскую академию по образцу европейских университетов. Преподавались на греческом и латинском языках грамматика, риторика, «пиитика», логика, фило­софия, богословие, физика, славянский, греческий, польский и латинский языки. Академия предназначалась для людей «всякого чина, сана и возраста», готовила ду­ховенство и чиновников. После ссылки Лихудов в 1701 г. в Ипатьевский монастырь академия пришла в упадок.

Медицина. Медицинские знания основывались на народных «лечебниках» и «травниках», «Фармакопее» («Фармакологии») Ивана Венедиктова . У царя Михаила Фёдоровича появилась собственная медицинская служба. Известно, что он носил очки. В Аптекарском приказе готовили фармацевтов и врачей, в 1654 г. здесь обучались 30 стрель­цов для «лечбы» (лечения) ратных людей. Епифаний Славинецкий перевёл на русский язык труд западноевропейского учёного анатома XVI в. А. Везалия «О строении человеческого тела». Везалий одним из первых стал изучать человеческий организм путём вскрытия умерших. В России это запрещалось церковью. Ф. М. Ртищев на свои средства строил больницы и богадельни.

Научные знания. В XVII в. шло накоп­ление научных знаний. В России умели извлекать кубические и квадратные корни, решать уравнения. «Книга сошного письма» содержала сведения по геометрии. Опубликовано 500 наименова­ний печатных книг, в том числе труды по военному делу – «Устав ратных, пушечных и других дел» Онисима Михайлова (1621 г.). Были известны свойства взрывчатых веществ (пороха).

Географические сведения были зафиксированы в «Книге большому чертежу», атласе Рéшетова , «Описании новых земель, сиречь Сибир­ского царства», «Чертёжной книге Сибири» С.У. Рéмезова , «Чертеже городам русским и шведским до Варяжского моря». В 1675–1678 гг. Н.Г. Спафáрий (1636–1708) в ходе путешествия описал Китай. Была известна гелиоцентрическая система Н. Коперника, но преобла­дал предрассудок о Солнце, вращающемся вокруг плоской Земли.

Исторические сочинения. Записной приказ занимался сбором исторических материалов. Историче­ские сочинения написали Ф. Грибоедов , типограф­ский «справщик» (редактор) Поликар­пов и автор «Скифской исто­рии » Андрей Лызлов . Монах Киево-Печерского монастыря Инно­кентий Гизель создал «Синóп­сис » (обозрение), в котором доказывал закономер­ность воссоединения Украины с Россией.

Зодчество . Происходило об­мирще­ние архитектуры – отход от церковной строго­сти и аскетизма. Возник нарядный, праздничный «московский стиль», или «узóрочье ». Посадские храмы строились на средства купцов и посадских людей, в них проявились светские настроения: москов­ские церкви Троицы в Никитниках (1628–1636), Рождества Богоро­дицы в Путинках (1649–1652 гг.), ярославские церкви Ильи Пророка , Иоанна Златоуста в Коровниках , Иоанна Предтечи в Толчкове .

Зодчий Бажéн Огурцов построил «пряничный» Теремнóй дворец Москов­ского Кремля (1635–1636 гг.), возвёл на Спасской башне каменный шатёр, а часовщик-англичанин Х. Галовей установил кремлёвские куранты. Кремль с шатровыми завершениями башен из оборонительного сооружения превратился в парадную резиденцию царей. В селе Коломенском возведён деревянный за­городный дворец царя Алексея Михайло­вича: 270 комнат и 3 тыс. окон. (В XVIII в. он был разобран из-за ветхости, восстановлен в 2010 г.). В 1670–1680-х гг. построена резиденция ростовского миторополита – Ростовский кремль . В г. Иванове сохранились постройки XVII в. – Успенская деревян­ная церковь и каменное здание – Щуд­рóвская палатка владельцев села князей Черкас­ских.

Патри­арх Никон противостоял обмирщению зодчества. Он запретил шатровые храмы, требовал строить тра­диционные 5-главые соборы крестово-купольного стиля. Никон возвёл соборы Новоиерусалимског о монастыря под Москвой и Ивер­ского монастыря на Валдае.

В конце XVII в. под влиянием Западной Европы возни­к на­рышкинский стиль, или «московское барокко» . Характерные черты: устремлённость ввысь, мно­гоярусность, сочета­ние краснокирпичной кладки с белокаменной отделкой (церковь Покрова в Фил я х 1690–1693 гг., построена дя­дей Петра I – Л.К. Нарышкиным ).

Крепостной зодчий Яков Б у хв ó стов возвёл Успенский собор в Рязани. В 1690-х гг. М.И. Чоглоков построил Сýхареву башню в Москве.

Живопись. В иконописи сложились два направления: годуновская и строгановская школы. Годуновские иконы архаичны, выполнялись по заказу Бориса Годунова, по образцам живописи Андрея Рублёва. Стрóгановская школа назва­на по фамилии заказчиков – купцов Строга­новых. Черты строгановской иконописи: миниатюрное письмо, выпи­сывание деталей на малой площади, грациозное изящество поз, обилие золота и серебра (иконописцы Прокопий Чирин , Истома Савин и др.).

Ху­дожник «царский изограф» Симон Ушаков (1626–1686), стремясь к реализму и светскости, писал иконы так, «как показывает зеркало». Икона «Спас неруко­творный » представляет собой живое, одухотворённое лицо Христа. Икона «Насаждение древа государства Всероссийского » изображает Ивана Калиту и митрополита Петра, поливающих дерево, на ветвях которого укреплены медальоны-портреты московских князей и царей. Стремление к реализму позволило Ушакову впервые в русской иконописи изобразить обнажённое жен­ское тело – библейскую Вирсавию.

Фресковая живопись стала более светской, праздничной (роспись церкви Троицы в Никитниках). Артель костромских и ярославских художников Гурия Никитина (Кинешемцева ) (1630-е–1691) и Силы Савина создала яркие фрески ярославского храма Ильи Пророка.

Процесс обмирщения выразился в стремлении к реа­лизму в иконах и портретах. Возникла парс ý на (от слова «пер­сона») – портрет, сочетающий приёмы и́конописи и свет­ской живописи. Писались парсуны на дере­вянных досках, как иконы, но на них изобража­лись светские люди («Князь Скопи́н-Шуй­ский », «Царь Фёдор Иоаннович »).

В кон. XVII в. живописцы переходят от парсуны к европейскому портрету на холсте (портреты князя Б. И. Репнина, стольника Г. П. Годунова, Л. К. Нарышкина). Вырос уровень резьбы по дереву.

Театр . Популярностью в народе пользовались представления скоморохов – бродячих артистов. Скоморошьи «игрища» продолжали языческие традиции. В 1648 г. царская грамота запрещала «позорища» (зрелища), «хари» (маски) и «бесовские гудебные сосуды». Их предписывалось ломать и жечь. За ослушание велено было бить батогами. Однако по-прежнему находились люди, которые «приказывают медведчикам и ско­морохам на улицах, торжищах и распутиях сатанинские игры творить, в бубны реветь, в ладоши бить и плясать».

При царском дворе находилась Потешная палата – театр-балаган с шутами и карликами. В 1672 г. Алексей Михайлович открыл придворный театр. Все роли в пьесах исполняли мужчины. Разыгрывались пьесы на легендарно-исторические и библейские сюжеты («Артаксер­ксово действо», «Юдифь»), светские комедии и балетные спектакли. Использовались запад­ные музыкальные инстру­менты: оргáны, скрипки. После смерти царя театр был закрыт.

Быт . Жилище . Богатые и бед­ные жилища очень отличались друг от друга. Богатые дома имели расписные потолки и стены, ковры, гра­вюры, зеркала, люстры. Основным типом бедного русского жилища был срубный дом – изба. Иностранцы отмечали некомфор­табельность избы: отопление «по-чёрному», ма­ленькие оконца и двери, отсутствие кроватей, освещение лучиной, содержание в избе зимой молодняка скота, дымный и спёртый воздух. «Что каса­ется построек этой страны и образа жизни этих людей, – писал Г. Айрман – побы­вавший в России в 1669 г. в составе шведского по­сольства, – их жилища можно скорее сравнивать со стойлами для скота и свиней, чем с домами...»

Домашний быт соответствовал «Домострою». Семейные разводы были запрещены церковью. За XVII в. известны лишь два решения церков­ного суда о разводе. Велась борьба с курением: людей, уличённых в куре­нии, секли кнутом и ссылали в Сибирь.

Одежда была тяжёлая, меховая, с длин­ными рукавами. Алексей Михайлович издал указ о запрете европейской одежды и стрижки: чтоб никто «иноземных, немецких и иных извычаев не принимал, волос у себя на голове не постригал, тако ж и платьев и шапок с иноземных образцов не носил…». Преследовалось бритьё бороды – «за блудоно­ский образ». Фёдор Алексеевич, наоборот, запретил яв­ляться во дворец в русской одежде, при­казал сменить её на европей­ские кафтаны. Традици­онные русские одежды, по его мнению, были «приличны женскому платью и слу­жилому, и дорожному времени не потребны».

Питание . Еда оставалась традиционной. Народ пил квас, мёд, пиво. В богатых домах имелись привозные вина, пряности, фрукты. В 1638 г. в России появился чай – дар московскому царю от монгольского хана.

Развлечения . Царь и знатные люди были заяд­лыми охотниками. Алексей Михайлович составил пособие по соколиной охоте – «Урядник: новое положение и устроение сокольничья пути ». Чтобы прокормить цар­ских соколов и кречетов, крестьяне несли «голуби­ную повинность», при кречатне содержалось более 100 тыс. пар голубей.

Таким образом , русская культура XVII в. развивалась под влиянием со­циальных конфликтов, изменений в общественно-экономической жизни, расширения связей с западноевропейскими странами. Начинается развитие новой, светской культуры.

Богатая и разнообразная культура славян сумела сохранить большинство обрядов и обычаев. Русский народ всегда был самобытен и свои традиции чтил испокон веков. С течением времени культурное наследие претерпевало существенные изменения, но все же вековые связи не были утеряны, в современном мире осталось место для древних преданий и суеверий. Попробуем вспомнить самые главные обычаи, обряды и традиции русского народа.

Сквозь время

В основе многовековой культуры славян всегда стояла семья, род, преемственность поколений. Обряды и обычаи русского народа входили в жизнь человека с момента его рождения. Если на свет появлялся мальчик, его по традиции пеленали в рубаху отца. Считалось, что таким образом он перенимает все необходимые мужские качества. Девочку заворачивали в одежду матери, чтобы она выросла хорошей хозяйкой. Дети с малых лет почитали отца и беспрекословно выполняли все его требования и пожелания. Глава семейства был сродни Богу, который дал продолжение своему роду.

Чтобы ребенок получил благословение от высших сил, не болел и хорошо развивался, отец представлял своего наследника божествам. В первую очередь он демонстрировал малыша Яриле, Семарглу и Сварогу. Боги Небес должны быть дать свое покровительство младенцу. Затем наступала очередь Матери-Земли, или, как иначе ее называли, Богини Макоши. Ребенка прикладывали к земле и следом окунали в воду.

Братчина

Если покопаться в истории и поискать, какие обряды и обычаи русского народа были самыми веселыми и многолюдными, то братчина займет одно из главных мест. Это не было стихийным сбором народа и массовым гулянием. К этому обряду готовились месяцами. Специально для братчины откармливали домашний скот и варили в больших объемах пиво. Помимо этого, из напитков было вино, медовуха и квас. Каждый приглашенный должен был принести угощение. Место для проведения праздника выбирали всем честным народом. Случайный человек не мог попасть на братчину - каждый должен был получить приглашение. За столом самые почетные места занимали люди, чьи заслуги оценивались наиболее высоко. Развлекать пирующих приходили скоморохи и песенники. Гуляния могли длиться несколько часов, а порой и несколько недель.

Свадьба

Современная молодежь даже не подозревает, что все свадебные традиции пришли из глубокой древности. Какие-то претерпевали изменения, некоторые остались такими же, как и во времена наших предков. Из всех обрядов и обычаев русского народа свадьба считается самой увлекательной.

По давней традиции она имела несколько этапов. Сватовство, смотрины, сговор, предсвадебная неделя, девичник и мальчишник, вытие, сбор свадебного поезда, венчание, свадебный пир, испытание молодой, отводины - без этих важных составляющих даже представить невозможно вступление в брак на Руси.

Несмотря на то, что сейчас к этому относятся гораздо проще, некоторые свадебные обычаи, обряды, пословицы русского народа продолжают жить. Кто не знаком с выражением: «У вас товар, у нас купец»? Именно с такими словами родители жениха приходят свататься.

А традиция вносить молодую жену в дом на руках связана с желанием обмануть домового. Так муж обводил вокруг пальца хозяина дома, давая понять, что вносит на руках новорожденного члена семьи, а не чужого человека. Вытие сейчас может вызвать ужас, но раньше без этого обряда не обходилась ни одна подготовка к свадьбе. По невесте причитали и плакали, как в наше время по покойнику.

До наших дней дошел обряд с осыпанием молодых зерном - для многодетности и богатства. В давние века для отпугивания нечисти использовали бубенцы на свадебном поезде, а теперь их заменили жестяные банки привязанные к бамперу машины.

Воровство и выкуп невесты - тоже являются старыми русскими обычаями. Состав приданого тоже не претерпел существенных изменений - перина, подушки, одеяла и сейчас родители вручают невесте перед свадьбой. Правда, в давние времена девушка сама должна была сделать их собственными руками.

Святочные обряды

После установления на Руси христианства появились новые церковные праздники. Самый любимый и долгожданный - Рождество. С 7 до 19 января проходили святочные гуляния - излюбленное молодежное веселье. Все предания, суеверия, обряды и обычаи русского народа, связанные с этими днями, дошли до нашего времени.

Молодые девушки собирались небольшими группами, чтобы погадать на суженого-ряженого и узнать, с какого конца деревни ждать сватов. Самым экстремальным способом увидеть своего избранника считался поход в баню с зеркалом и свечой. Опасность заключалась в том, что делать это нужно было в одиночестве и при этом снимать с себя крест.

Колядки

Культура, обычаи и обряды русского народа плотно связаны с миром природы и зверей. Вечерами молодые люди ходили колядовать.Нарядившись в шкуры животных или яркие костюмы, они стучались в дома и песнями-колядками выпрашивали угощение у хозяев. Отказывать таким гостям было чревато - они могли запросто порушить поленницу, приморозить дверь или сотворить другие мелкие проказы. Колядующих угощали сладостями и всегда считалось, что их пожелания (щедривки) на весь год обеспечат в доме достаток и покой, избавят хозяев от хворей и напастей. Обычай наряжаться в зверей уходит корнями в язычество - так можно было отпугнуть злых духов.

Суеверия и приметы на Рождество

Считалось что потерять вещь в канун праздника - значит весь год терпеть убытки. Уронить или разбить зеркало - к беде. Много звезд на небе - к большому урожаю. Заниматься рукоделием в Сочельник - весь год болеть.

Масленица

Самый веселый и вкусный праздник на Руси на самом деле имеет довольно мрачную трактовку. В старину в эти дни поминали усопших. Собственно, и сожжение чучела Масленицы - это похороны, а блины - угощение.

Интересен этот праздник тем, что длится он целую неделю, и каждый день посвящен отдельному ритуалу. В понедельник делали чучело и катали его на санях по всему селу. Во вторник по всей деревне ходили ряженые и давали представления.

Отличительной особенностью этого дня считались «медвежьи» развлечения. Дрессированные хозяева леса устраивали целые спектакли, изображая женщин за их привычными занятиями.

В среду начиналось основное празднество - в домах пекли блины. На улицах ставили столы и торговали яствами. Можно было под открытым небом отведать горячего чая из самовара и откушать блинов. Также в этот день было принято ходить к теще за угощением.

Четверг был особым днем, когда все молодцы могли помериться силушкой богатырской. Масленичные кулачные бои привлекали парней, каждый хотел показать свою удаль.

В пятницу блины пекли в доме у зятя, приходил его черед угощать всех гостей. В субботу невестки принимали гостей из числа родственников мужа.

А воскресенье получило название «прощенное». Именно в этот день принято просить извинения за обиды и посещать кладбище, чтобы проститься с умершими. Чучело Масленицы сжигали и с этого дня считалось, что весна вступила в свои права.

Иван Купала

Обычаи, предания и обряды русского народа, связанные с этим праздником, сохранились до наших дней. Конечно, многое претерпевало изменения, но основной смысл остался прежним.

По преданиям, день летнего солнцестояния люди старались задобрить великое небесное существо, дабы оно подарило им хороший урожай и отвело болезни. Но с приходом христианства Купала соединился с праздником Ионна Крестителя и стал носить название Иван Купала.

Наиболее интересен этот праздник тем, что предания гласят о великом чуде, происходящем в эту ночь. Конечно, речь идет о цветении папоротника.

Этот миф заставлял многих людей на протяжении нескольких веков бродить ночью по лесу в надежде увидеть чудо. Считалось, что тот, кто увидит, как цветет папоротник, узнает, где спрятаны все клады мира. Помимо этого, все травы в лесу приобретали особую лекарственную силу в эту ночь.

Девушки плели венки из 12 разных трав и пускали их по реке. Если он утонет - жди беды. Если плывет достаточно долго - готовься к свадьбе и достатку. Чтобы смыть с себя все грехи, нужно было искупаться и прыгнуть через костер.

День Петра и Февронии

Предание гласит, что князь Петр тяжело заболел и увидел вещий сон о том, что поможет излечиться ему девица Феврония. Он разыскал девушку, но она в качестве уплаты потребовала, чтобы он женился на ней. Князь дал слово и не сдержал его. Хворь вернулась, и он был вынужден снова просить о помощи. Но в этот раз выполнил обещание. Семья была крепкой и именно эти Святые стали покровителями брака. Исконно русский праздник отмечают сразу после Ивана Купалы - 8 июля. Его можно сравнить с западным днем святого Валентина. Разница заключается в том, что в России этот день считают не праздником всех влюбленных, а только женатых людей. Заключить брак в этот день мечтают все будущие супруги.

Спас

Это еще один сладкий праздник, корни которого уходят в давние времена. 14 августа Россия отмечает Медовый Спас. В этот день соты заполнены сладким лакомством и наступает пора собирать тягучую жидкость янтарного цвета.

19 августа - Яблочный Спас. Этот день знаменует собой приход осени и начало сбора урожая. Люди спешат в церковь, чтобы освятить яблоки и отведать первых фруктов, так как до этого дня есть их запрещалось. Угощать плодами нужно всех родных и близких. Кроме этого, пекут яблочные пироги и угощают всех прохожих.

Ореховый Спас начинается 29 августа. С этого дня было принято копать картошку, печь пироги из свежей хлебной муки, заготавливать на зиму орехи. По всей стране проходили большие праздники - в селах устраивали гулянья перед сбором урожая, а в городах проходили ярмарки. В этот день птицы начинают улетать в теплые края.

Покрова

14 октября народ прощался с осенью и встречал зиму. Нередко в этот день шел снег, который сравнивали с фатой невесты. Именно в этот день принято заключать браки, потому что Покрова дарит любовь и счастье всем влюбленным людям.

Есть для этого праздника и особенные обряды. Женщины в первый раз разводили огонь в печи, символизирующий тепло и уют в доме. Использовать для этих целей нужно было ветви или поленья плодовых деревьев. Так можно было обеспечить хороший урожай на следующий год.

Хозяйка пекла блины и Покровский каравай. Этим хлебом нужно было угостить соседей, а остатки припрятать до Великого поста.

Также в этот день можно было просить у Богородицы защиты для детей. Женщина вставала с иконой на скамью и читала молитву над своей семьей. Все дети опускались на колени.

Молодые девушки и парни устраивали посиделки. Считалось, что всем, кто заключил брак в этот день, Богородица дарит защиту.

Узнать больше обо всех традициях можно в учебном курсе Основ религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ). Обычаи и обряды русского народа раскрыты там с максимальной точностью и описаны в соответствии с историческими фактами.