Способы изображения детей в русской прозе второй половины XIX. Система персонажей в художественном произведении

При обсуждении книг слова «образ», «персонаж», «герой» мелькают повсеместно, но мало кто знает, чем они отличаются друг от друга. Кажется, что герой – что персонаж, все едино. А едино ли? И каковы различия? И какую роль в повествовании играют все они?

Давайте разбираться.

Образы в книге

Образ – это набросок, имеющий несколько ключевых, знаковых черт, на которые ориентируется автор. Образ – это «скелет» будущего героя, отправная точка при создании как его характера, как и роли в сюжете.

Понятие образа применимо не только к человеку, но и городу, и к целому миру, и к автору-рассказчику.

Персонаж – вторая ступень образа

Персонаж – это образ, дополненный деталями и подробностями. Другими словами, действующее лицо произведения. В зависимости от той роли, которую персонажи играют в истории, их можно разделить на:

  • эпизодических,
  • второстепенных
  • и главных.

Все они могут быть как активными, так и пассивными.

Эпизодические персонажи , как правило, необходимы для антуража и не играют большой роли в истории, ненадолго возникая и быстро пропадая из виду. Так, эпизодическими персонажами будут гоблины, готовые поклоняться попаданцу.

Второстепенные персонажи , в отличие от эпизодических, появляются чаще и не только для антуража. Часто второстепенными персонажами становятся родные главного героя или его давние друзья, то и дело появляющиеся на горизонте с весточками и приветами.

В нашем примере второстепенным персонажем может стать один из магов, который опознал в попаданце мессию и время от времени появляется рядом, чтобы спасти его или поучить жизни.

Главные персонажи – это образы, на которых завязана вся история, это основные действующие лица, на поступках которых строится произведения. Это, собственно, наш бравый попаданец. 🙂 Только он еще и герой. Но об этом чуть позже.

Литературный курс "Создаем героя"

Подходит тем, кто начинает писать книгу, и тем, кто хочет доработать и «оживить» уже готового героя.

За 14 дней вы получите всю необходимую теорию и пошаговые практические задания. В конце курса у вас на руках будет полная история героя. Вы узнаете его мотивы и придумаете яркие сюжетные повороты, которые покажут развитие характера героя наилучшим образом.

Пассивные персонажи – это образы, не имеющие роли в истории и никак не влияющие на главного персонажа. Они тихо существуют сами по себе и не вмешиваются в основные события. Говоря языком игр, это боты. Пассивные персонажи часто создаются для антуража или атмосферы мира.

Например, рядом с попаданцем верится некая девица. Она, во-первых, представитель незнакомого мира, а значит – и носитель чужих нравов и традиций; во-вторых, просто украшает собой произведение, ибо хороша и остра на язык; и в-третьих, не дает заскучать читателю, доставая попаданца глупыми вопросами о его прежнем мире и намекая на любовь. Если он на любовь не реагирует, то она — пассивный персонаж. Если же ее действия меняют вектор развития сюжета и/или главного персонажа, то девица становится персонажем активным.

Активные , соответственно, всеми силами участвуют в истории. Благодаря их поступкам меняется сюжет, появляется и развивается интрига. Активные персонажи – это действие и поступки, неожиданность, перемены, сюрпризы для читателя.

Причем активному персонажу необязательно быть главным. Он может быть и эпизодическим. Однако при его появлении – даже если он появится в истории три-четыре раза – события будут резко меняться.

Активным эпизодическим персонажем в нашей «примерной» истории станет некий маг, который каждую неделю снабжает попаданца новыми заданиями по спасению мира. А если в итоге этот маг окажется еще и главным злодеем, из-за которого начались мировые проблемы, то тогда в активности ему точно не откажешь. Даже если все эпизоды с его участием умещаются на трех листах.

Фокальный персонаж — кто такой и для чего?

О фокальных персонажах говорят, чаще всего, только применительно к эпизоду, сцене или главе. Что же это за «зверь» такой?

Все очень просто: фокальный персонаж – это персонаж, чьими глазами читатель наблюдает за событиями. Другими словами, тот, кто важен для читательских переживаний — за чьими мыслями, догадками, чувствами мы с удовольствием следим.

Фокальный персонаж может быть один – основной, на всю историю. Чаще всего в таких случаях история полностью показывается глазами главного героя. А может быть – несколько фокальных персонажей на историю – новый в каждой сцене, в каждой главе. Как можно догадаться, в таком случае фокальный персонаж – не всегда главный. Но его глазами читатель всегда смотрит на кусочек общей картины, важный для развития всего сюжета.

Герой – всему голова

Герой – это главное, основное действующее лицо, главный персонаж, роль которого наиболее заметна и весома, действия которого наиболее важны. Именно на героя, как правило, завязана и интрига, и идея произведения, именно вокруг героя стоится сюжет истории.

Как опознать героя? На его плечи ложится основная нагрузка. И ему, как правило, отводится больше всего, по сравнению с главными персонажами, времени – как для действия, так и для самореализации. Но самый главный его признак – . Если же развития нет, если главное действующее лицо истории остается одним и тем же что в начале книги, что в конце, то до героя оно, увы, не дотягивает. Остается обычным персонажем, только главным.

Если попаданец из бравого, бесстрашного и ироничного вояки к концу истории эволюционирует в такого же бравого, но научившегося думать и сострадать генерала, тогда он будет настоящим полноценным главным героем.

Если останется прежним — не по окружению и статусу, а по характеру, будет главным персонажем.

Образы, персонажи и герои – это один из ключевых элементов повествования. И от работы над действующими лицами во многом зависит, насколько образной, красочной и интересной окажется ваша история.

Конечно, и образы, и герои, и персонажи обычно есть везде – даже в сказке о зайцах, даже в ваших размышлениях о смысле жизни. И для полноценной работы с ними очень важно понять, какую роль они играют, какую смысловую нагрузку несут, что вы с их помощью хотите рассказать?

Осмысленная роль героев и персонажей, их акцентированное участие придаст вашей истории ясность, четкость и логичность.

Если вы хотите до конца разобраться, как правильно работать с образами, персонажами и героями, смотрите ВИДЕОЛЕКЦИЮ Школы вдохновения . В ней мы подробно разбираем следующие вопросы:

— с чего начинать создание героя книги;

— как придать ему индивидуальность;

— как сделать героя таким, чтобы читатель в него влюбился.

Полную программу лекции можно посмотреть по ссылке выше.

Хорошо продуманные герои делают историю по-настоящему достоверной.

Персонаж (литературный герой) - это действующее лицо сюжетного художественного произведения.
Организованность персонажей литературно-художественного произведения предстает как система персонажей.

Систему персонажей следует рассматривать с двух точек зрения:

  1. как систему взаимоотношений персонажей (борьба, столкновения и т.д.) - то есть с точки зрения содержания произведения;
  2. как воплощение принципа композиции и средство характеристики действующих лиц - то есть как позицию автора.

Как и любая система, персонажная сфера характеризуется через составляющие ее ЭЛЕМЕНТЫ (персонажи) и СТРУКТУРУ (относительно устойчивый способ =закон связи элементов).

Элементы персонажной сферы

ГЛАВНЫЕ - находятся в центре сюжета, обладают самостоятельными характерами и прямо связаны со всеми уровнями содержания произведения,

ВТОРОСТЕПЕННЫЕ - также довольно активно участвующих в сюжете, имеющих собственный характер, но которым уделяется меньше авторского внимания; в ряде случаев их функция - помогать раскрытию образов главных героев,

ЭПИЗОДИЧЕСКИЕ - появляющихся в одном-двух эпизодах сюжета, зачастую не имеющих собственного характера и стоящих на периферии авторского внимания; их основная функция - давать в нужный момент толчок сюжетному действию или же оттенять те или иные черты персонажей главных и второстепенных).

Кроме того, существуют еще и т.н. ВНЕСЦЕНИЧЕСКИЕ персонажи, о которых идет речь, но они не участвуют в действии (например, в «Горе от ума» А. С. Грибоедова это княгиня Марья Алексеевна, мнения которой все так боятся, или дядя Фамусова, некий Максим Петрович).
Например, роман Дефо «Робинзон Крузо» вроде бы повествует о жизни одного человека. Тем не менее, роман густо населен. В воспоминаниях и мечтах Робинзона живут разные лица (=внесценические персонажи): отец, предостерегавший сына от моря; погибшие спутники, с участью которых он часто сравнивает свою; корзинщик, за работой которого он наблюдал в детстве; желанный товарищ - «живой человек, с которым я мог бы разговаривать». Роль внесценических персонажей, как будто вскользь упоминаемых, очень важна: ведь Робинзон на своем острове и одинок, и не одинок, поскольку он олицетворяет совокупный человеческий опыт, трудолюбие и предприимчивость своих современников и соотечественников.

Параметры определения категории персонажей

Система персонажей произведения

Основу предметного мира эпических и драматических произведений обычно составляют система персонажей и сюжет. Даже в произведениях, главная тема которых —человек наедине с дикой, девственной природой («Робинзон Крузо» Д. Дефо, «Уолден, или Жизнь в лесу» Г. Торо, «Маугли» Р. Киплинга), персонажная сфера, как правило, не исчерпывается одним героем. Так, роман Дефо густо населен в начале и в конце, а в воспоминаниях и мечтах Робинзона-отшельника живут разные лица: отец, предостерегавший сына от моря; погибшие спутники, с участью которых он часто сравнивает свою; корзинщик, за работой которого он наблюдал в детстве; желанный товарищ — «живой человек, с которым я мог бы разговаривать». В основной части романа роль зтих и других внесценических персонажей, как будто вскользь упоминаемых, очень важна: ведь Робинзон на своем острове и одинок, и не одинок, поскольку он олицетворяет совокупный человеческий опыт, трудолюбие и предприимчивость своих современников и соотечественников, включая самого Дефо («фонтан энергии» — так его называли биографы).

Как и любая система, персонажная сфера произведения характеризуется через составляющие ее элементы (персонажи) и структуру — «относительно устойчивый способ (закон) связи элементов». Статус персонажа тот или иной образ получает именно как элемент системы, часть целого, что особенно хорошо видно при сопоставлении изображений животных, растений, вещей и пр. в различных произведениях. В романе Дефо разведенные Робинзоном козы, его попугай, собаки и кошки, проросшие стебли ячменя и риса, изготовленная им глиняная посуда последовательно представляют «фayнy», «флору», создаваемую на наших глазах «материальную культуру». Для Дефо, по мнению одного английского критика (предположительно У. Бэджета), «чайная роза — не более чем чайная роза», природа — «только источник засухи и дождя» (В. Вулф). Но в условном мире таких жанров, как сказка, легенда, басня, притча, баллада, персонификация явлений природы и вещей обычна. В «Сказке о жабе и розе» Вс. М. Гаршина роза — «больше чем роза», это аллегория прекрасной, но очень короткой жизни. В произведениях жизнеподобного стиля нередко в персонажный ряд вводятся высшие животные, в которых, в устойчивых традициях анималистской литературы, подчеркивается то, что сближает их с человеком. «Не все ли равно, про кого говорить? Заслуживает того каждый из живших на земле»,— так начинает И.А. Бунин свой рассказ «Сны Чанга», где два основных героя —капитан и его собака Чанг. Синекдоха («каждый из живших на земле») объединяет капитана и Чанга, и на протяжении всего повествования психологическая параллель выдерживается: обоим ведомы страх и тоска, как и восторг и ликование. Ведь сердце Чанга «билось совершенно так же, как и у капитана....

Для образования системы персонажей необходимы как минимум два субъекта; их эквивалентом может быть «раздвоение» персонажа (например, в миниатюре Д. Хармса из цикла «Случаи» — Семен Семенович в очках и без очков). На ранних стадиях повествовательного искусства число персонажей и связи между ними определялись прежде всего логикой развития сюжета. «Единый герой примитивной сказки некогда потребовал своей антитезы, противоборствующего героя; еще позже явилась мысль о героине как поводе для этой борьбы — и число три надолго стало сакральным числом повествовательной композиции». Вокруг главных героев группируются второстепенные, участвующие в борьбе на той или другой стороне (важнейшее свойство структуры — иерархичность). При этом разнообразие конкретных персонажей в архаических сюжетных жанрах поддается классификации. Многочисленность действующих лиц русской волшебной сказки («Там чудеса: там леший бродит,/Русалка на ветвях сидит...») В.Я. Пропп свел к семи инвариантам, на основании выполняемых ими сюжетных функций (отлучка, запрет, нарушение и т. д.—всего 31 функция, по подсчетам ученого). В эту «семиперсонажную» схему вошли вредитель, даритель, помощник, царевна (искомый персонаж) и ее отец, отправитель, герой, ложный герой.

В древнегреческом театре число актеров, одновременно находившихся на сцене, увеличивалось постепенно. Доэсхиловская трагедия представляла собой песнь хора, к которому Феспид присоединил одного актера-декламатора, периодически покидавшего сцену и возвращавшегося с сообщениями о новых событиях.«... Эсхил первый ввел двух вместо одного; он же уменьшил партии хора и на первое место поставил диалог, а Софокл ввел трех актеров и декорации». Так установился обычай исполнения пьесы тремя актерами (каждый мог играть несколько ролей), соблюдавшийся и римлянами. Нововведение Эсхила создало «предпосылку для изображения столкновения между двумя сторонами»; присутствие же третьего актера включало в действие второстепенных лиц.

Сюжетные связи как системообразующий принцип могут быть очень сложными, разветвленными и охватывать огромное число персонажей. В «Илиаде» Гомера воспевается не только Ахилл, его гнев («Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына...»), но и множество героев и покровительствующих им богов, вовлеченных в Троянскую войну. По некоторым подсчетам, в «Войне и мире» Л.Н. Толстого — около шестисот действующих лиц, а в «Человеческой комедии» О. Бальзака —около двух тысяч. Появление этих лиц в большинстве случаев мотивировано сюжетом.

Однако сюжетная связь — не единственный тип связи между персонажами; в литературе, простившейся с мифологической колыбелью, он обычно не главный. Система персонажей — это определенное соотношение характеров. При разнообразии пониманий «характера», сама типизация и связанная с ней индивидуализация изображаемых лиц — принцип художественного творчества, объединяющий писателей различных времен и народов. «...Люди не сходны, те любят одно, а другие другое»,—говорит Гомер устами Одиссея («Одиссея». Песнь 14).

Чаще всего сюжетные роли героев более или менее соответствуют их значимости как характеров. Антигоне из одноименной трагедии Софокла главная, страдательная роль уготована мифом. Конфликт между нею и Креонтом, отражающий «различное понимание существа закона» (как традиционной религиозно-нравственной нормы или как воли царя), его кровавая развязка (три смерти: Антигоны, Гемона, Эвридики, позднее раскаяние Креонта) — такова мифологическая фабула, «основа и как бы душа трагедии...», по Аристотелю. Но разрабатывая, драматизируя эту «сплетенную», с перипетиями и узнаваниями, фабулу, Софокл «захватывает и характеры...». Из способов, которыми драматург создает вокруг Антигоны героический и трагический ореол, очень важно общее соотношение характеров, их противопоставление. «Антигона предстает перед нами еще более героичной и смелой,— пишет А.А. Тахо-Годи,—когда видишь рядом с ней тихую, пугливую Йемену. Страстная, юношеская дерзость Гемона подчеркивает твердое, осознанное решение Креонга. Мудрое знание истины в речах Тиресия доказывает полную несостоятельность и бессмысленность поступка Креонта». Софокл «захватывает» даже характеры эпизодических лиц, в особенности «стража». «...Этот хитрец ловко выгораживает себя, предавая в руки Креонта Антигону».

В эстетике большинства направлений европейской литературы характеры важнее сюжета, оцениваемого прежде всего в его характерологической функции. «Действие является наиболее ясным раскрытием человека, раскрытием как его умонастроения, так и его целей» ,— считал Гегель. Обычно главные герои произведений, через которых раскрывается творческая концепция, занимают центральное положение и в сюжете. Автор сочиняет, выстраивает цепь событий, руководствуясь своей иерархией характеров, в зависимости от избранной темы.

Для понимания главного проблемного героя (героев) могут играть большую роль второстепенные персонажи, оттеняющие различные свойства его характера; в результате возникает целая система параллелей и противопоставлений, несходств в сходном и сходств в несходном. В романе И.А. Гончарова «Обломов» тип главного героя поясняют и его антипод, «немец» Штольц, и Захар (составляющий психологическую параллель своему барину), но в особенности —требовательная в своей любви Ольга и нетребовательная, тихая Агафья Матвеевна, создавшая для Ильи Ильича идиллический омут. А.В. Дружинин находил фигуру Штольца даже излишней в этом ряду: «Создание Ольги так полно —и задача, ею выполненная в романе, выполнена так богато, что дальнейшее пояснение типа Обломова через другие персонажи становится роскошью, иногда ненужною. Одним из представителей этой излишней роскоши является нам Штольц <...> на его долю, в прежней идее автора, падал великий труд уяснения Обломова и обломовщины путем всем понятного противопоставления двух героев. Но Ольга взяла все дело в свои руки <.. .> сухой неблагодарный контраст заменился драмой, полною любви, слез, смеха и жалости».

Все эти и другие персонажи, также по-своему оттеняющие тип Обломова (Алексеев, Тарантьев и др.), введены в сюжет очень естественно: Штольц —друг детства, знакомящий Обломова с Ольгой; Захар всю жизнь при барине; Агафья Матвеевна — хозяйка снятой квартиры и т. д. Все они составляют ближайшее окружение главного героя и освещены ровным светом авторского внимания.

Однако между местом героя в сюжете произведения и в иерархии характеров могут быть существенные диспропорции. Их формальные предпосылки многочисленны. В самом сюжете, наряду с событиями, образующими причинно-временную цепь (ее часто называют фабулой), могут быть так называемые свободные мотивы. Их появление, расшатывающее жесткую структуру событий, свойственную архаическим жанрам, фиксируется очень рано. Так, сравнивая басни римского поэта Федра (I в. н. э.) и древнегреческого поэта Бабрия (II в. н. э.), М.Л. Гаспаров указывает на гораздо большую обстоятельность и свободу изложения у Бабрия. «Среди образов и мотивов художественного произведения различаются структурные, органически входящие в сюжетную схему, и свободные, непосредственно с ней не связанные: если изъять из произведения структурный мотив, разрушится весь сюжет, если изъять свободный мотив, то произведение сохранит стройность и смысл, но станет бледнее и беднее. И вот, можно заметить, что Федр разрабатывает почти исключительно структурные образы и мотивы, а Бабрий обращает главное внимание на свободные образы и мотивы». Введение свободных мотивов (отступлений от основного сюжета), сочетание в произведении непересекающихся или слабо связанных друг с другом сюжетных линий, сама детализация действия, его торможение описательными, статичными эпизодами (портрет, пейзаж, интерьер, жанровые сцены и пр.) — эти и другие усложнения в композиции эпических и драматических произведений открывают для писателя различные пути воплощения творческой концепции, в том числе возможность раскрытия характера не только в связи с его участием в сюжете.

В романе «Обломов» есть вводный эпизод — «Сон Обломова», где как бы останавливается время; критики разных направлений (Дружинин, Добролюбов, Ап. Григорьев) увидели в нем ключ ко всему роману, поскольку именно здесь раскрывается укорененность «обломовщины» в национальной жизни. Сравнив Гончарова с фламандскими живописцами, опоэтизировавшими свой край, Дружинин подчеркнул глубокий смысл деталей описания и эпизодических лиц: «Тут нет ничего лишнего, тут не найдете вы неясной черты или слова, сказанного попусту, все мелочи обстановки необходимы, все законны и прекрасны. Онисим Суслов, на крыльцо которого можно было попасть не иначе, как ухватясь одной рукой за траву, а другою за кровлю избы,—любезен нам и необходим в этом деле уяснения». Ап. Григорьев видел в «Сне Обломова» «зерно, из которого родился весь "Обломов"»; именно здесь «автор становится истинным поэтом...». Н.А. Добролюбов в своем анализе «обломовщины» также обращается к материалу «Сна», в котором для него самое важное—воспитание Илюши. «...Гнусная привычка получать удовлетворение своих желаний не от собственных усилий, а от других развила в нем апатическую неподвижность и повергла его в жалкое состояние нравственного рабства».

Ариадниной нитью, позволяющей увидеть за персонажами систему характеров, является прежде всего творческая концепция, идея произведения; именно она создает единство самых сложных композиций. В понимании этой концепции, основной мысли произведения, конечно, возможны и даже неизбежны расхождения: любая интерпретация в той или иной степени субъективна. Но как в адекватных, так и в полемичных по отношению к авторской концепции интерпретациях персонажи и их расстановка рассматриваются не наивно реалистически, а в свете общей идеи, единства смысла произведения.

В.Г. Белинский в разборе «Героя нашего времени» М.Ю. Лермонтова усматривал связь между пятью частями этого романа-цикла, с их разными героями и сюжетами, в «одной мысли» — в психологической загадке характера Печорина. Все остальные лица, «каждое столько интересное само по себе, так полно образованное — становятся вокруг одного лица, составляют с ним группу, которой средоточие есть это одно лицо, вместе с вами смотрят на него, кто с любовию, кто с ненавистию...». Рассмотрев «Бэлу» и «Максима Максимыча», критик отмечает, что Печорин «не есть герой этих повестей, но без него не было бы этих повестей: он герой романа, которого эти две повести только части». В «Анне Карениной» основные сюжетные линии (Анна — Каренин — Вронский, Кита — Вронский — Левин, Долли — Стива) объединены прежде всего семейной темой, в толстовском понимании и оценках. Известны слова писателя: «Я горжусь... архитектурой — своды сведены так, что нельзя и заметить, где замок. И об этом я более всего старался. Связь постройки сделана не на фабуле и не на отношениях (знакомстве) лиц, а на внутренней связи». «Внутренняя связь», сложная перекличка эпох и ценностей—в основе композиции «Мастера и Маргариты» М.А. Булгакова.

В свете той или иной концепции произведения, охватывающей его в целом, и с учетом многообразия структур образа, определяется значение персонажа как характера. При этом оказывается, что приблизительно равная занятость в сюжете не означает сходного статуса характеров. В «Венецианском купце» Шекспира Шейлок намного превосходит —по потенциалу многозначности образа —своего должника Ангонио, как и остальных лиц (вопреки или благодаря замыслу автора?). В «Войне и мире» Толстого Тихон Щербатый несопоставим с Платоном Каратаевым—символом «роевой жизни», мысленным судьей Пьера в эпилоге (хотя в сюжете и Щербатый, и Каратаев — эпизодические лица). Главный проблемный герой спрятан в глубине повествования («особенный человек» Рахметов в тайнописи романа Чернышевского «Что делать?»), его образ может быть даже «внесценическим, как в пьесе Булгакова «Последние дни (Пушкин)». По воспоминаниям Б.С. Булгаковой, В.В. Вересаев «сначала... был ошеломлен, что МА. решил пьесу писать без Пушкина (иначе будет вульгарной), но, подумав, согласился». В «абсурдистских» пьесах Э. Ионеско «Стулья» и С. Беккета «В ожидании Годо» образы тщетно ожидаемых созданы в диалоге присутствующих на сцене.

Внесценическому изображению по эксцентричности приема не уступают раздвоение персонажа, знаменующее различные начала в человеке («Добрый человек из Сезуана» Б. Брехта, «Тень» Е. Шварца, разрабатывающая идущий от А. Шамиссо мотив), а также его превращение (в животное, насекомое: «Превращение» Ф. Кафки, «Собачье сердце» М.А. Булгакова, «Клоп» В. Маяковского). Сложный, двоящийся сюжет здесь раскрывает в сущности один характер.

Неучастие персонажа в основном действии произведения — нередко своеобразный знак его важности как выразителя общественного мнения, символа, авторского резонера и пр. В художественном реализме, с его вниманием к социально-историческим обстоятельствам, такие лица и воплощают обычно эти обстоятельства, помогая понять мотивы поступков главных героев. В «Госпоже Бовари» Флобера символом пошлости выступает аптекарь Омэ, местный просветитель, корреспондент газеты «Руанский фонарь», чьи рассуждения напоминают «Лексикон прописных истин», составленный писателем; вечное присутствие самодовольного Омэ и скука Эммы тесно связаны. Аналогична роль гротескного Ипполита Ипполитыча в рассказе Чехова «Учитель словесности», говорящего в предсмертном бреду о том, что «Волга впадает в Каспийское море...»; его общие места утрируют механистичность, ритуальность реплик Шелестовых и их гостей, не сразу открывшуюся Никитину. В «Грозе» А.Н. Островского не участвующие в интриге пьесы Феклуша и Кулигин —как бы два полюса духовной жизни города Калиною. По мнению Добролюбова, без так называемых «ненужных» лиц в «Грозе» «мы не можем понять лица героини и легко можем исказить смысл всей пьесы...».

Свобода драматурга-реалиста в построении системы персонажей особенно очевидна на фоне классицистического правила единства действия —руководства к подбору лиц [так, Корнель порицался за введение в «Сид» Инфанты, «ибо персонаж сей никак не способствует и не препятствует заключению названного брака...» (Родриго и Химены)].

Однако свобода не есть произвол. И в постклассицистическую эпоху действовал критический фильтр, обнаруживающий «лишних» персонажей. «...Пьеса выиграла бы,—советует Чехов Е.П. Гославскому,— если бы Вы кое-кого из действующих лиц устранили вовсе, например, Надю, которая неизвестно зачем 18 лет и неизвестно зачем она поэтесса. И ее жених лишний. И Софи лишняя. Преподавателя и Качедыкина (профессора) из экономии можно было бы слить в одно лицо. Чем теснее, чем компактнее, тем выразительнее и ярче». Салтыков-Щедрин ядовито рецензирует комедию Ф. Устрялова «Слово и дело»: «Второй акт в доме Мартовых. Это семейство состоит из старухи Мартовой, дочери Наденьки и госпожи Репиной, которая введена автором в пьесу единственно для того, чтобы показать, что в природе могут существовать и тетки».

В то же время принцип «экономии» в построении системы персонажей прекрасно сочетается, если этого требует содержание, с использованием двойников (два персонажа, но один тип: Розенкранц и Гильдестерн в «Гамлете» Шекспира; Добчинский и Бобчинский в «Ревизоре» Н.В. Гоголя; Чибисов и Ибисов, Шатала и Качала в «Смерти Тарелкина» А.В. Сухово-Кобылина), собирательных образов и соответствующих «массовых сцен», вообще с многогеройностью произведений. Работая над «Тремя сестрами», Чехов иронизировал над собой: «Пишу не пьесу, а какую-то путаницу. Много действующих лиц — возможно, что собьюсь и брошу писать». А по завершении пьесы вспоминал: «Ужасно трудно было писать «Трех сестер». Ведь три героини, каждая должна быть на свой образец, и все три —генеральские дочки!». Многолюдность чеховской драматургии 1900-х годов подчеркивает общую, устойчивую конфликтную ситуацию, «скрытые драмы и трагедии в каждой фигуре пьесы». Естественно тяготеют к многоперсонажности авторы эпопей, нравоописательных панорам и других жанров, предполагающих широкий охват действительности. В «Войне и мире» Толстого, по выводу АА. Сабурова, персонажная система включает четыре категории (главные, второстепенные, эпизодические, вводные лица), при этом «значение низших категорий несравненно больше, чем в романе».

Собирательные образы—примета стиля многих произведений ранней советской литературы («Железный поток» А. Серафимовича, «Мистерия-буфф» Маяковского и др.). Часто этот прием был и данью моде, исполнением социального заказа, в связи со своеобразной «сакрализацией» темы народа. Массовки на сцене —мишень сатиры Булгакова в «Багровом острове», где в пьесу «гражданина Жюля Верна» вводятся «красные туземцы и туземки (положительные и несметные полчища)», а также И. Ильфа и Евг. Петрова: в их рассказе «Как создавался Робинзон» редактор советует романисту-ремесленнику, пишущему о «советском Робинзоне», показать «широкие слои трудящихся». В пародиях сатириков подчеркнута, благодаря комической гиперболе, знаковостъ приема, свойственная нормативным жанрам вообще.

Но, в отличие от клише конъюнктурных поделок, «язык» жанровых канонов литературы прошлого вызывает радость узнавания, встречи с детством культуры. Этот «язык» включает устойчивый ансамбль персонажей, носящих традиционные (часто «говорящие») имена. Уже перечень действующих лиц порождает очень конкретные ожидания, представления о типе произведения, его конфликте и характерах, развязке. Например, такие герои пьесы, как хвастун Вертолет, его дядя Простодум, богатая дворянка Чванкина и ее дочь Милена, советник из наместничества Честон и его сын Замир, явно обещают классицистическую комедию (это «Хвастун» Я.Б. Княжнина).

Изучение систем персонажей в аспекте исторической поэтики, их знаковое, очень яркой в некоторых жанрах (комедия дель арте, мистерия, моралите, рыцарский, пасторальный, готический романы, агиография и др.), подготавливает и к более глубокому восприятию современной литературы, изощренно и широко использующей накопленное культурой богатство.

СИСТЕМА ПЕРСОНАЖЕЙ - “соотнесенность персонажей друг с другом в составе художественного произведения; важнейший аспект композиции. Будучи компонентом “содержательной формы”, С<истема> п<ерсонажей> в литературе выполняет две функции: конструктивную (формирует структурное единство произведения) и содержательную (раскрывает логику художественного замысла, является проводником авторской концепции)”. Системой называют такую общность элементов, в которой целое больше суммы частей. Элемент, взятый в системе, не равен самому себе, взятому изолированно или в другой системе. “Как и любая система, персонажная сфера произведения характеризуется через составляющие ее элементы (персонажи) и структуру...”. Если бы в романе о Базарове не было семейства Кирсановых, он не мог бы называться “Отцы и дети”, в нем был бы не только другой сюжет, но и другие тематика и идеи.

В “Преступлении и наказании” разработана сложная система “двойников” главного героя, “светлых” и “темных”, со своими “идеями”: во-первых, так или иначе “переступают” через общечеловеческие нормы, становятся “отверженными” Раскольников, Соня и Мармеладов в его “подлой” ипостаси; во-вторых, Раскольников оказывается после его преступления в одном ряду с ненавистными ему Лужиным и Свидригайловым; в-третьих, Раскольников, заранее знающий, на что он себя обрекает, реализуя свою идею, приносит в жертву самого себя, на что по-своему готова и его сестра Дуня; страдающим брату и сестре составляют параллель тихая, безответная Лизавета, которая чем-то напоминает Соню, издерганная Катерина Ивановна и даже Мармеладов в другой своей ипостаси, как сознательно обрекающий себя страданию (“Пью, ибо сугубо страдать хочу!”). Простой и добрый Разумихин необходим в романе как человек, которому принципиально чужды экстремальные “идеи”, он и становится достойной парой Дунечке. Нужен он и для развития сюжета, с его родственником, следователем Порфирием Петровичем, Раскольников знакомится благодаря ему. А Свидригайлов, не выдержавший собственной низости и душевной пустоты, тем не менее перед самоубийством сделал самое доброе дело во всем романе, устроив детей умершей Катерины Ивановны и тем самым дав возможность Соне осуществить ее моральный подвиг - помочь Раскольникову духовно возродиться на каторге. Фактически спасает Раскольникова и разоблачающий его Порфирий Петрович. “Враги” становятся спасителями. Зло не стало орудием добра по теории Раскольникова, но добро явилось из самых неожиданных источников.

Изощренной системой персонажей отличается роман М.А. Булгакова “Мастер и Маргарита”. Многим фигурам основной сюжетной линии соответствуют фигуры в романе Мастера о Пилате. Это пары Мастер - Иешуа, “ученики” Иван Бездомный - Левий Матвей, предатели Алоизий Могарыч (а таюке барон Майгель) - Иуда из Кириафа, председатель MАССОЛИТа Михаил Берлиоз - иудейский первосвященник Иосиф Кайфа и т.д.

Слово “система” слабо применимо к произведениям с хроникальным сюжетом. Посещение Чичиковым каждого из помещиков - во многом самодостаточная картина, таких картин могло быть и больше (во втором томе “Мертвых душ” Гоголь попробовал расширить свою портретную галерею), но, с другой стороны, неоконченность “поэмы” благодаря ее хроникальности не стала слишком большим недостатком. В “Герое нашего времени” каждая из составляющих частей имеет свой сюжет и свою систему персонажей, однако все они необходимы для раскрытия характера Печорина и закономерности его судьбы. В рассказе И.А. Бунина “Солнечный удар” всего два главных героя: поручик и “она”, причем “она” предстает такой, какой запомнилась поручику. Хотя “солнечный удар” поразил двоих, это своего рода монорассказ, в центре его - один человек, все сознание которого внезапно перевернулось. О системе персонажей тут говорить не приходится.

Литературу можно назвать искусством «человековедения»: она создается человеком (автором) для человека (читателя) и рассказывает о человеке (литературном герое). Это значит, что личность, жизненный путь, чувства и устремления, ценности и идеалы человека - мера всего в любом литературном произве дении. Но читателей, конечно, в первую очередь интересуют те из них, где создается образ человека, т.е. действуют персонажи со своими индивидуальными характерами и судьбами.
Персонаж (personage франц. лицо, личность) - это действующее лицо в произведении, то же самое, что литературный герой.
Создавая образы действующих лиц, писатели используют различные приемы и художественные средства. Прежде всего, это описание внешности или портрет героя, который складывается из различных описательных подробностей, т.е. деталей.
Типы портретов литературных персонажей (см.схема 2):

Виды портретов литературных персонажей
Схема 2

Портрет-описание - обстоятельное перечисление всех запоминающихся черт героя. В портрете-описании, по которому легко нарисовать иллюстрацию, особо выделяются черты, дающие представление о характере героя. Описание часто сопровождается авторским комментарием.
Вот как описывает И. Тургенев Павла Петровича Кирсанова - одного из героев романа «Отцы и дети»:
...человек среднего роста, одетый в темный английский сьют, модный низенький галстук и лаковые полусапожки, Павел Петрович Кирсанов. На вид ему было лет сорок пять; его коротко остриженные седые волосы отпивали темным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и легким резцом, являло следы красоты замечательной. Весь облик, изящный и породистый, сохранял юношескую стройность и то стремление вверх, прочь от земли, которое большею частью исчезает после двадцати годов. Павел Петрович вынул из кармана панталон свою красивую руку с длинными розовыми ногтями, руку, казавшуюся еще красивей от снежной белизны рукавчика, застегнутого одиноким крупным опалом.

Портрет-сравнение более скуп на реалистические детали, он создает у читателя определенное впечатление о герое через сравнение с каким-то предметом или явлением. Например, портрет Штольца в романе И. Гончарова «Обломов».
Он весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь. Он худощав; щек у него почти вовсе нет, т. е. есть кость да мускул, но ни признака жирной округлости; цвет лица ровный, смугловатый и никакого румянца; глаза хотя немного зеленоватые, но выразительные.

Портрет-впечатление включает минимальное количество описательных деталей, его задача - вызвать у читателя определенную эмоциональную реакцию, создать запоминающееся впечатление о герое. Так нарисован портрет Манилова из поэмы Н. Гоголя «Мертвые души».
На взгляд он был человек видный; черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару; в приемах и оборотах его было что-то заискивающее расположения и знакомства. Он улыбался заманчиво, был белокур, с голубыми глазами.

Описание внешности - это только первый шаг на пути знакомства с героем. Его характер» система жизненных ценностей и целей раскрываются постепенно; чтобы понять их, нужно обратить внимание на манеру общения с окру жающими, речь героя, его поступки. Понять внутренний мир героя помогают различные формы психологического анализа: описание снов, письма, внутренние монологи и т.д. Многое может сказать также выбор имен и фамилий героев.

Система персонажей

В произведении с развернутым сюжетом всегда представлена система персонажей, среди которых мы выделяем главных, второстепенных и эпизодических.
Главные герои отличаются незаурядностью и оригинальностью, они далеко не идеальны, могут совершать и дурные поступки, но их личность, мировоззрение интересны автору, в главных героях, как правило, воплощаются наиболее типичные, важные черты людей определенной культурно-исторической эпохи.
Второстепенные персонажи появляются во многих сценах и также связаны с развитием сюжета. Благодаря им, резче и ярче проступают черты характера главных героев. Эпизодические персонажи необходимы для создания фона, на котором происходят события, они появляются в тексте один или несколько раз и никак не влияют на развитие действия, а лишь дополняют его.
В драматических произведениях встречаются также персонажи внесюжетные: никак не связанные с развитием действия, так называемые «случайные лица» (Феклуша в «Грозе» или Епиходов в «Вишневом саде»), и внесценические: не появляющиеся на сцене, но упоминающиеся в речи действующих лиц (князь Федор, племянник княгини Тугоуховской в комедии «Горе от ума»).
Антагонисты (antagonists греч. спорщики, борющиеся друг с другом) - это герои с разными идеологическими, политическими и социальными установками, т.е. с диаметрально противоположным мировоззрением (хотя в характерах у них могут быть схожие черты). Как правило, такие герои оказываются в роли идейных противников и между ними возникает острый конфликт.
Например, Чацкий и Фамусов из комедии А. Грибоедова «Горе от ума» или Евгений Базаров и Павел Петрович Кирсанов из романа И. Тургенева «Отцы и дети».
Антиподы (antipodes греч. буквально расположенные ногами к ногам) - это герои, разительно отличающиеся своим темпераментом, характером, особенностями мировосприятия, нравственными качествами, что, впрочем, не мешает их общению (Катерина и Варвара из «Грозы», Пьер Безухов и Андрей Болконский из «Войны и мира»). Бывает, что такие персонажи даже не знакомы друг с другом (Ольга Ильинская и Агафья Матвеевна из романа «Обломов»).
«Двойники» - персонажи, в чем-то похожие на главного героя, чаще всего близкие ему по идеологическим и нравственным ценностям. Такое сходство далеко не всегда по душе самому герою: вспомним, с каким отвращением относился Раскольников к Лужину - герою, воплощающему в вульгарном варианте тип сильного человека. К приему двойничества очень часто обращался Достоевский, использован он и в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита», где у многих героев «московского» сюжета есть двойники из сюжета «ершалаимского» (Иван Бездомный - Левий Матвей, Берлиоз - Кайфа, Алоизий Могарыч - Иуда).
Резонер (raisonneur фр. рассуждающий) - в драматическом произведении герой, который выражает точку зрения, близкую авторской позиции (Кулигин в «Грозе»).

Понятие персонаж

В литературе, для обозначения образа человека, который участвует в событиях художественного произведения, используется термин «персонаж».

Сравним различные толкования данного термина.

Термин «персонаж» взят из французского языка и имеет латинское происхождение. Словом «персона» называли маску, которую надевал актёр, а позднее - изображенное в художественном произведении лицо.

В том же значении, что и «персонаж» в современном литературоведении часто используются словосочетания «действующее лицо» и «литературный герой» .

Н.Д. Тамарченко в литературной энциклопедии терминов и понятий даёт определение термина «персонаж» так же как и «герой литературный»:

«Герой литературный - действующее лицо в литературном произведении, А также носитель точки зрения на действительность, на самого себя и других персонажей» .

Понятие «персонаж» шире понятия «образ».

Персонаж - это любое действующее лицо произведения, поэтому данным понятием неправильно заменять понятия «образ» или «лирический герой». Но отметим, что применительно к второстепенным лицам произведения мы можем употребить только это понятие. Иногда можно столкнуться и с таким определением: персонаж - это лицо, не влияющее на событие, не важное при раскрытии основных проблем и идейных коллизий .

Персонаж (фр. personage, от лат. persona - личность, лицо) - действующее лицо, а так же один из основых элементов субъективной структуры словесного произведения наряду с автором - творцом рассказчиком (или повествователем). П.- вторичный литературный субъект (П. и рассказчик / повествователь созданы автором - первичным речевым субъектом), его слово (реплики, диалоги, монологи) - предмет изображения для повествователя или рассказчика .

Персонаж (от лат. persona - лицо, личность) - действующее лицо драммы, романа, повести и других художественных произведений. Термин чаще употребляется к второстепенным действующим лицам .

Персонаж (франц. personage, от лат. persona, маска- лицо), обычно - тоже, что и литературный герой. В литературоведении термин «П.» употребляется в более узком, но не всегда одинаковом смысле, который нередко выявляется лишь в контексте .

Персонаж -- любое действующее лицо (или аллегорическая фигура) литературного произведения независимо от его значимости в повествовании и личных качеств .

Персонаж (от французского personage -- личность, лицо) -- действующее лицо художественного произведения. Как правило, персонаж принимает активное участие в развитии действий, но о нем также может рассказывать автор или кто-нибудь из литературных героев. Персонажи бывают главные и второстепенные. В некоторых произведениях основное внимание уделяется одному персонажу («Герой нашего времени»), в других внимание писателя привлекает целый ряд персонажей («Война и мир») .

Персонаж (от лат. persona -- особа, лицо, маска) -- вид художественного образа, субъект действия, переживания, высказывания в произведении. В том же значении в современном литературоведении используются словосочетания литературный герой, действующее лицо (преимущественно в драме, где список действующих лиц традиционно следует за названием пьесы) .

Литературный персонаж - это, в сущности, серия последовательных появлений одного лица в пределах данного текста. На протяжении одного текста герой может обнаруживаться в самых разных формах .

Персонаж - действующее лицо драмы, романа, повести и других художественных произведений. Термин «П.» часто употребляется применительно к второстепенным действующим лицам .

Под персонажем, в строгом смысле этого термина следует понимать разновидность художественного образа действующего лица, наделенного внешней и внутренней индивидуальностью. Общий синонимический ряд: персонаж и действующее лицо дополняет не менее популярное словосочетание литературный герой .

В эпических и драматических произведениях изображаются человеческие индивидуальности с присущими им поведением, наружностью. миропониманием. Эти индивидуальности принято называть либо характерами, либо действующими лицами, либо героями произведения, либо, наконец, персонажами .

Персонаж - вид художественного образа, субъект действия. Этот термин в определенном контексте может быть заменен понятиями «действующее лицо» или «литературный герой», но в строгом теоретическом плане это разные термины. Объясняется данная взаимозаменяемость тем, что в переводе с латинского слово «персонаж» означает актера, исполняющего роль в маске, выражающий определенный тип характера, следовательно, буквально действующее лицо .

Термины «персонаж», «характер», «герой», «действующее лицо» разведены во всех работах учёных.

Словом «характер» обозначается объект художественного познания: воплощение в человеческой индивидуальности общих, существенных, социально обусловленных свойств ряда людей .

Слово «герой» неудачно применительно к персонажам, в которых преобладают отрицательные черты…Выражение «действующее лицо» не выглядит убедительно в применении к персонажам, которые проявляют себя в поступках меньше, нежели в эмоциональном восприятии окружающего и размышлениях по поводу увиденного .

Герой - один из центральных персонажей в литературном произведении, активный в происшествиях, основных для развития действия, сосредоточивающий на себе внимание читателя .

Словосочетание «литературный герой» возникло в античные времена под влиянием древнегреческой мифологии. В мифах наряду с богами и титанами действовали так называемые герои, потомки смешанных браков, полубоги-полулюди. Постепенно статус действующего лица снижался, но его продолжали, подчиняясь традиции, именовать героем, а если такой персонаж находился в самом низу социальной лестницы: Башмачкин, Плюшкин. Но, очевидно, неловко называть героем того, кто лишен героических черт .

Выбирая оптимальный терминологический вариант, мы предпочитаем называть «героями» образы людей, наделенных высоким положительным содержанием, а «персонажами» или «действующими лицами» (обычно в драматическом произведении) - остальных. Два последние термина нейтральны, не несут в себе неуместного оценочного начала .

Говоря о данном понятии, мы должны рассмотреть содержание образа персонажа. В каждом образе-персонаже существует единичное и общее. По степени обобщенности художественные образы можно разделить на индивидуальные, характерные, типические.

Индивидуальные образы - самобытные, неповторимые. С их помощью писатель стремиться подчеркнуть исключительные черты героя.

Характерный образ - уже обобщает. В нм содержатся черты, присущие многим людям определенной эпохи и определенного общественного слоя.

Типичный образ - представляет собой высшую ступень образа характерного. В типическом образе собраны, сконцентрированы наиболее существенные и показательные черты и качества людей определенной эпохи, принадлежащих к той или иной общественной группе, нации. Общечеловеческое содержание образов-типов делает их имена нарицательными далеко за пределами породившей их среды и эпохи .

Рассмотрим систему персонажей.

Художественная форма произведения складывается из отдельных образов. Их последовательность и взаимодействие между собой - важный момент, без которого нельзя понять ни оттенки художественного содержания, ни своеобразие воплощающей его формы .

Как и любая система, персонажная сфера произведения характеризуется через составляющие ее элементы (персонажи) и структуру -- «относительно устойчивый способ (закон) связи элементов» .

Система персонажей - соотнесенность всех персонажей художественного произведения, их классификация: главные и второстепенные, мужские и женские, эпизодические, внесценические (в драматургическом произведении). Персонажи, как, правило, связаны ходом изображаемых событий, художественной логикой автора, и образуют завершенную систему. Анализ этой соотнесенности, осмысление особенностей построения системы персонажей помогают понять художественный замысел автора .

Система персонажей - это определенное соотношение характеров. Различают три вида персонажей:

· главные

· второстепенные

· эпизодические

Главные персонажи находятся в центре сюжета, поэтому на них направлено основное внимание читателя; обладают самостоятельными характерами, прямо связаны со всеми уровнями содержания произведения.

Второстепенные персонажи довольно активно участвуют в сюжете, имеют собственный характер, но им уделяется меньше авторского внимания; в ряде случаев их функция - помогать раскрытию образов главных героев. Они помогают выразить идею произведения.

Эпизодические персонажи появляются в нескольких эпизодах сюжета, часто не имеют собственного характера, стоят на периферии авторского внимания; их основной функцией является давать в нужный момент толчок сюжетному действию или же оттенять те или иные стороны персонажей главных и второстепенных.

Система персонажей представляет собой строгую иерархическую структуру. Герои, как правило, различаются на основе их художественной значимости (ценности). Их разделяет степень авторского внимания (или частота изображения), онтологическое предназначение и функции, которые они исполняют. Традиционно выделяют главных, второстепенных и эпизодических героев .

Главные персонажи, те, чья судьба привлекла особое внимание писателя, называются героями. Прочие персонажи разделяются на второстепенные, подсобные и случайные или обстановочные". "При этом возможны следующие осложнения: второстепенные персонажи могут, привлекая внимание читателя, привлекать в то же время его сочувствие или несочувствие; в первом случае автор обыкновенно стремится поставить пределы заинтересованности читателя .

В целом относительно классификации персонажей можно говорить об известном многоголосии исследовательской литературы, употребление терминов в большинстве случаев определяется индивидуальным подходом исследователя. Так выделяется «центральный персонаж, чью психологию и точку зрения на события раскрывает автор» отмечается «централизующая роль главного персонажа» , а также «побочные персонажи» и «персонажи второго плана» . В системе структурального анализа Ю.М. Лотман выделяет «две группы персонажей: подвижные и неподвижные», т.е. «действователей и условия и обстоятельства действия» .

Главные герои всегда «на виду», всегда в центре произведения. Они обладают твердым характером и сильной волей. И потому активно осваивают и преображают художественную реальность: предопределяют события, совершают поступки, ведут диалоги. Главным героям свойственна хорошо запоминающаяся внешность, четкая ценностная ориентация. Иногда они выражают основную, обобщающую идею творения; становятся «рупором» автора.

Количество персонажей, находящихся в центре литературного повествования может быть разным. У И.А. Бунина в «Жизни Арсеньева» мы видим только одного главного героя. В древнерусской «Повести о Петре и Февронье» в центре - два действующих лица. В романе Дж. Лондона «Сердца трех» главных героев уже трое.

Вокруг главных героев группируются второстепенные, участвующие в борьбе на той или другой стороне (важнейшее свойство структуры -- иерархичность). При этом разнообразие конкретных персонажей в архаических сюжетных жанрах поддается классификации.

Второстепенные герои находятся рядом с главными героями, но несколько позади их, на заднем плане художественного изображения. Героями второго ряда, как правило, являются родители, родственники, друзья, знакомые, сослуживцы героев первого ряда. Характеры и портреты второстепенных персонажей редко детализируются; скорее - проявляются пунктирно. Эти герои помогают главным «раскрываться», обеспечивают развитие действия.

Для понимания главного проблемного героя (героев) могут играть большую роль второстепенные персонажи, оттеняющие различные свойства его характера; в результате возникает целая система параллелей и противопоставлений, несходств в сходном и сходств в несходном .

Эпизодические герои находятся на периферии мира произведения. Они не совсем имеют характеры и выступают в роли пассивных исполнителей авторской воли. Их функции чисто служебные. Они появляются только в одном избранном эпизоде, почему и называются эпизодическими. Таковы слуги и вестники в античной литературе, дворники, возчики, случайные знакомые в литературе XIX века.

Второстепенные, эпизодические персонажи, которым автор уделяет значительно меньше внимания, чем центральным фигурам, в большинстве случаев играют вспомогательную роль…Роль второстепенных персонажей нередко сводится к функции «пружины», приводящей в движение механизм сюжета .

Но часто бывает так, что параметры персонажа не совпадают между собой, чаще всего в тех случаях, если второстепенное или эпизодическое лицо с точки зрения сюжета несет на себе большую содержательную нагрузку.

Между персонажами произведения могут возникать сложные композиционные и смысловые взаимоотношения: противопоставление двух образов друг другу, один персонаж противопоставлен всем другим, персонажи объединены по сходству.

Персонажи в настоящем художественном произведении составляют завершенную систему. Они как-то «сцеплены» между собой не только ходом изображаемых событий, но и в конечном счете логикой художественного мышления писателя. Система персонажей раскрывает содержание произведений, но сама она являет одну из сторон их композиции .

Персонаж - действующее лицо художественного произведения с присущими ему поведением, наружностью, миропониманием.

В том же значении, что и «персонаж» в современном литературоведении часто используются словосочетания «действующее лицо» и «литературный герой». Но понятие «персонаж» является нейтральным и не содержит в себе оценивающей функции.

По степени обобщенности художественные образы разделяют на индивидуальные, характерные, типические.

В художественных произведениях между персонажами образуется особая система. Система персонажей представляет собой строгую иерархическую структуру.

Система персонажей - это определенное соотношение характеров.

Различают три вида персонажей:

· главные

· второстепенные

· эпизодические

· по степени участия в сюжете и, соответственно, объем текста, который этому персонажу отводится

· по степени важности данного персонажа для раскрытия сторон художественного содержания.