Сочинение на тему мысль семейная в романе война и мир, толстой читать бесплатно. Сочинение на тему "мысль семейная" толстого "война и мир"

Один из немногих писателей, уделивших огромное внимание теме семьи. Всем известно, что на написание эпического романа «Война и мир» его подтолкнула «мысль народная», то есть волнение за будущее нации и всей страны, но и про «мысль семейную» он не забывал. На фоне Отечественной войны, развернувшейся в начале XIX века, мы наблюдаем личностное и духовное развитие главных героев романа, что в итоге приводит к самому верному счастью, которым, по мнению Толстого, является полноценная семья. В основу «семейной мысли» романа легли пять семей. Это, в первую очередь, Ростовы и Болконские, а также Курагины, Безуховы и Друбецкие.

Возможно, именно поэтому каждый том романа получился таким увесистым и содержательным. Автор подробно описывает быт этих семей, чтобы читателям было понятно, как развивалось общество в период с 1805 по 1812 годы, и как это повлияло на исход войны. Друбецким и Курагиным противопоставляются Ростовы и Болконские. От семьи Безуховых в основе сюжета представлен один только Пьер . Его отец, знаменитый граф Безухов, перед смертью оставляет все свое состояние незаконнорожденному Пьеру, после чего тот становится мишенью семьи Курагиных, в частности Элен Курагиной – холодной и расчетливой красавицы, желающей заполучить как можно больше денег.

Описывая Курагиных, Толстой не скупится на литературные приемы и в полной мере показывает всю фальшивость, завистливость, алчность, лицемерие и подлость этих великосветских людей. Даже сановник из семейства Курагиных наделен всеми вышеперечисленными качествами. Совершенно иным предстает перед нами семейство Ростовых – людей, готовых в своем доме воспитать наравне с родными детьми Соню и Бориса Друбецкого. Их дом всегда открыт для гостей, а хлебосольство славится во всей Москве. Это чудесная семья, в которой открыто смеются, открыто плачут, с теплотой и добросердечием относятся к людям любого ранга.

Дому Ростовых противопоставлен дом Болконских, в котором царит пуританское мышление, духовная замкнутость и аскетизм. В доме Болконских не принято громко смеяться или вслух говорить о любви. Несмотря на это, Андрей и Марья растут достойными гражданами своей страны и в самые трудные моменты становятся на ее защиту. Андрей является ярым противником светского образа жизни и с началом войны предпочитает уйти на службу. Марья вынуждена оставаться рядом с прикованным к постели отцом, но при первой же возможности берет на себя заботу и о раненных. Странно, что эти две непохожие семьи переплетаются судьбами.

Наташа Ростова влюбляется в Андрея, а Николай Ростов в Марью. Таким образом, семьи Ростовых и Болконских навсегда остаются связанными узами родства. И все-таки есть в них какая-то общность. Взять, к примеру, патриархальный уклад жизни, близость к народу, глубокая сердечность и гуманность. Не случайно Толстой высоко ценит оба эти семейства. По мнению автора, семья – это не замкнутый клан и не отдельная ячейка общества, а неповторимая, уникальная категория, являющаяся частью целого народа. Чувствуется, что для писателя главное в семейных эпизодах – это неподдельное, живое общение, посредством которого мы узнаем о самых главных событиях романа.

Теснейшим образом с темой народа в романе связана тема семьи и дворянства . Автор делит дворян на «имущих» (к ним относятся Андрей Болконский, Пьер Безухов), поместных патриотов (старик Болконский, Ростовы), светскую знать (салон Анны Павловны Шерер, Элен).

По мнению Толстого, семья - это почва для формирования человеческой души. И в то же время каждая семья - это целый мир, особый, ни на что не похожий, исполненный сложных взаимоотношений. В романе «Война и мир» тема семьи по замыслу автора служит важнейшим средством организации текста. Атмосфера родового гнезда определяет характеры, судьбы и взгляды героев произведения. В системе всех основных образов романа автор выделяет несколько семей, на примере которых выражает свое отношение к идеалу домашнего очага, - это Ростовы, Болконские, Курагины.

Ростовы и Болконские - это не просто семьи, это жизненные уклады, основанные на национальных традициях. Наиболее полно эти традиции проявились в жизни представителей Ростовых - благородно-наивной семьи, живущей чувствами, сочетающей в себе серьезное отношение к семейной чести (Николай Ростов не отказывается от долгов отца), теплоту и сердечность семейных отношений, гостеприимство и хлебосольство, отличающее русских людей. Рассказывая о Пете, Наташе, Николае и о старших Ростовых, Толстой стремился художественно воссоздать историю средней дворянской семьи начала XIX века.

В ходе повествования Толстой знакомит читателя со всеми представителями семейства Ростовых, рассказывая о них с глубокой заинтересованностью и симпатией. Дом Ростовых в Москве считался одним из самых гостеприимных, а потому одним из самых любимых. Здесь царил добрый, беспечный и всепрощающий дух благожелательной любви. Это вызывало у некоторых добродушную насмешку, но никому не мешало пользоваться радушной щедростью графа Ростова: доброта и любовь всегда притягательны.

Наиболее ярким представителем семьи Ростовых является Наташа - обаятельная, естественная, жизнерадостная и наивная. Все эти черты дороги Толстому, и за них он любит свою героиню. Начиная с первого знакомства, писатель подчеркивает, что Наташа не похожа на других героев романа. Мы видим ее дерзким ребенком, когда на именинах она бесстрашно, несмотря на присутствие графини Ахросимовой (которую боялся весь свет), спрашивает, какое пирожное будет подано на сладкое; затем повзрослевшую, но все такую же живую, непосредственную и обаятельную, когда ей предстоит принять первое важное решение - отказать Денисову, сделавшему ей предложение. Она говорит: «Василий Дмитрич, мне вас так жалко!.. Нет, но вы такой славный... но не надо... это... а так я вас всегда буду любить...» В словах Наташи нет прямой логики, но при этом они трогательно чисты и правдивы. Позднее мы видим Наташу с Николаем и Петей в Михайловске, в гостях у дядюшки, когда она исполняет русскую пляску, вызвав восхищение у окружающих; Наташу влюбленную в князя Андрея, а потом увлекшуюся Анатолем Курагиным. По мере взросления развиваются и свойства характера Наташи: жизнелюбие, оптимизм, влюбчивость. Толстой показывает ее и в радости, и в горе, и в отчаянии, и показывает так, что читатель не может сомневаться: все ее чувства искренни и неподдельны.

По ходу повествования мы много важного узнаем и графе Ростове: о денежных заботах Ильи Николаевича; о его гостеприимстве и добродушии; о том, как неподражаемо и задорно танцует он Данилу Купора; о том, сколько стараний он прилагает для устройства приема в честь Багратиона; о том, как в порыве патриотического восторга, вернувшись из дворца, где он слышал и видел императора, отпускает своего младшего несовершеннолетнего сына на войну. Графиню Ростову Толстой почти всегда показывает глазами Наташи. Главная ее черта - любовь к детям. Для Наташи она - первый друг и советчик. Графиня понимает своих детей с полуслова, всегда готова предостеречь их от ошибки и дать нужный совет.

С особо трогательной симпатией относится Толстой к Пете - младшему сыну Ростовых. Это прекрасный, добрый, всех любящий и всеми любимый мальчик, так похожий на Наташу, верный товарищ ее игр, ее паж, беспрекословно выполняющий все желания и прихоти сестры. Он, как и Наташа, любит жизнь во всех ее проявлениях. Он умеет пожалеть пленного французского барабанщика, зовет его ужинать и угощает жареным мясом, так же как звал всех к себе в дом, чтобы накормить и обласкать, его отец, граф Ростов. Гибель Пети - яркое свидетельство бессмысленности и беспощадности войны.

У Ростовых любовь - основа жизни семьи. Здесь не боятся высказать свои чувства ни друг перед другом, ни перед друзьями и знакомыми. Любовь, доброта и сердечность Ростовых распространяются не только на ее членов, но и на людей, волей судьбы ставших их близкими. Так, Андрей Болконский, оказавшись в Отрадном, пораженный жизнерадостностью Наташи, решается изменить свою жизнь. В семье Ростовых никогда не осуждают и не упрекают друг друга даже тогда, когда поступок, совершаемый кем-либо из ее членов, заслуживает осуждения, будь то Николай, проигравший Долохову огромную сумму денег и поставивший семью под угрозу разорения, или Наташа, пытавшаяся бежать с Анатолем Курагиным. Здесь всегда готовы оказать помощь друг другу и в любую минуту встать на защиту родного человека.

Подобная чистота отношений, высокая мораль роднят Ростовых с Болконскими. Но Болконские, в противоположность Ростовым, придают большое значение своей родовитости и богатству. У них не принимают всех без разбора. Здесь царит особый порядок, понятный только членам семьи, здесь все подчинено чести, разуму и долгу. Во всех представителях этого семейства ярко выражено чувство фамильного превосходства и собственного достоинства. Но вместе с тем, в отношениях Болконских присутствует естественная и искренняя любовь, скрытая под маской высокомерия. Гордые Болконские по складу характера заметно отличаются от уютно-домашних Ростовых, и именно поэтому единение этих двух родов, в представлении автора, возможно лишь между нехарактерными представителями этих семей (Николай Ростов и княжна Марья).

Семье Болконских в романе противопоставлена семья Курагиных. И Болконские, и Курагины занимают видное место в светской жизни Москвы и Петербурга. Но если описывая членов семьи Болконских автор обращает внимание на вопросы гордости и чести, то Курагиных изображает в качестве активных участников интриг и закулисных игр (история с портфелем графа Безухова), завсегдатаев балов и светских раутов. Жизненный уклад семьи Болконских основан на любви и сплоченности. Всех представителей семейства Курагиных объединяет аморальность (тайные связи между Анатолем и Элен), беспринципность (попытка устроить побег Наташи), расчетливость (женитьба Пьера и Элен), лжепатриотизм.

Не случайно представители семьи Курагиных относятся к высшему свету. С первых страниц романа читатель переносится в петербургские гостиные большого света и знакомится со «сливками» этого общества: вельможами, сановниками, дипломатами, фрейлинами. По ходу повествования Толстой срывает с этих людей покровы внешнего блеска и утонченных манер, и читателю открывается их духовное убожество, нравственная низость. В их поведении, взаимоотношениях нет ни простоты, ни добра, ни правды. Все неестественно, лицемерно в салоне Анны Павловны Шерер. Все живое, будь то мысль и чувство, искренний порыв или злободневная острота, гаснет в бездушной обстановке. Вот почему естественность и открытость в поведении Пьера так напугали Шерер. Здесь привыкли к «приличьем стянутым маскам», к маскараду. Князь Василий говорит лениво, как актер слова старой пьесы, сама хозяйка держится с искусственным энтузиазмом.

Толстой сравнивает вечерний прием у Шерер с прядильной мастерской, в которой «веретена с разных сторон равномерно и не умолкая шумели». Но в этих мастерских решаются важные дела, плетутся государственные интриги, решаются личные проблемы, намечаются корыстные планы: подыскиваются места для неустроенных сынков, вроде Ипполита Курагина, обсуждаются выгодные партии для женитьбы или замужества. В этом свете «кипит вечная бесчеловечная вражда, борьба за блага бренные». Достаточно вспомнить искаженные лица «скорбной» Друбецкой и «благостного» князя Василия, когда они вдвоем вцепились в портфель с завещанием у постели умирающего графа Безухова.

Князь Василий Курагин - глава семейства Курагиных - яркий тип предприимчивого карьериста, стяжателя и эгоиста. Предприимчивость и стяжательство стали как бы «непроизвольными» чертами его характера. Как подчеркивает Толстой, князь Василий умел пользоваться людьми и скрывать это умение, прикрывая его тонким соблюдением правил светского обхождения. Благодаря этому умению князь Василий многого добивается в жизни, потому что в обществе, в котором он живет, искание разного рода выгод является главным в отношениях между людьми. Ради своих корыстных целей князь Василий разворачивает весьма бурную деятельность. Достаточно вспомнить кампанию, развернутую с целью женитьбы Пьера на его дочери Элен. Так и не дождавшись объяснения Пьера с Элен, сватовства, князь Василий врывается в комнату с иконой в руках и благословляет молодых - мышеловка захлопнулась. Началась осада Марии Болконской, богатой невесты для Анатоля, и только случай помешал успешно завершить эту «операцию». О какой любви и семейном благополучии может идти речь, когда браки совершаются по откровенному расчету? С иронией рассказывает Толстой о князе Василии, когда тот одурачивает и обворовывает Пьера, присвоив доходы с его имений и оставив у себя несколько тысяч оброка с рязанского имения, скрывая свои поступки под маской добра и заботы о юноше, которого он не может бросить на произвол судьбы.

Элен - единственная из всех детей князя Василия, кто не тяготит его, а доставляет своими успехами радость. Это объясняется тем, что она была настоящей дочерью своего отца и рано поняла, по каким правилам нужно играть в свете, чтобы добиться успеха и занять прочное положение. Красота - единственное достоинство Элен. Она это прекрасно понимает и использует его как средство для достижения личной выгоды. Когда Элен проходит по залу, то ослепительная белизна ее плеч привлекает взгляды всех присутствующих мужчин. Выйдя замуж за Пьера, она стала блистать еще ярче, не пропускала ни одного бала и всегда была желанной гостьей. Открыто изменив мужу, она цинично заявляет, что не желает иметь от него детей. Пьер справедливо определил ее сущность: «Там где вы, там и разврат».

Сыновьями князь Василий открыто тяготится. Младший сын князя Василия - Анатоль Курагин - вызывает отвращение уже в первый момент знакомства. Составляя характеристику на этого героя, Толстой заметил: «Он, как красивая кукла, ничего нет в глазах». Анатоль уверен, что мир создан для его удовольствий. По словам автора, «он был инстинктивно убежден в том, что ему нельзя было жить иначе, чем он жил», что он «должен жить в тридцать тысяч дохода и занимать всегда высшее положение в обществе». Толстой неоднократно подчеркивает, что Анатоль красив. Но его внешняя красота контрастирует с его пустым внутренним обликом. Безнравственность Анатоля особенно ярко проявляется во время его ухаживания за Наташей Ростовой, когда она была невестой Андрея Болконского. Анатоль Курагин стал для Наташи Ростовой символом свободы, и не могла понять она, со своей чистотой, наивностью и верой в людей, что это свобода от границ дозволенного, от моральных рамок допустимого. Второй сын князя Василия - Ипполит - охарактеризован автором как повеса и фат. Но в отличие от Анатоля, он еще и умственно ограниченный, что делает его поступки особенно нелепыми. Толстой уделяет Ипполиту в романе достаточно мало места, не удостаивая его своим вниманием. Красота и молодость Курагиных принимает отталкивающий характер, ибо эта красота неискренняя, не согретая душой.

Объяснение в любви Бориса Друбецкого и Жюли Карагиной Толстой изобразил с иронией и сарказмом. Жюли знает, что этот блестящий, но нищий красавец, не любит ее, но требует за свое богатство объяснения в любви по всем правилам. А Борис, произнося нужные слова, думает, что всегда можно устроить так, чтобы жену видеть редко. Для Курагиных и Друбецких все средства хороши, чтобы добиться успеха и славы и укрепить свое положение в обществе. Можно вступить в масонскую ложу, делая вид, что тебе близки идеи любви, равенства, братства, хотя на самом деле единственной целью этого является стремление завести выгодные знакомства. Пьер, искренний и доверчивый человек, вскоре увидел, что этих людей интересовали не вопросы истины, блага человечества, а мундиры и кресты, которых они добивались в жизни.

Толстой считал семью основой всего. В ней и любовь, и будущее, и мир, и добро. Из семей состоит общество, нравственные законы которого закладываются и сохраняются в семье. Семья у писателя – это общество в миниатюре. У Толстого почти все герои – семейные люди, и характеризует он их через семьи.

В романе перед нами разворачивается жизнь трех семей: Ростовых, Болконских, Курагиных. В эпилоге романа автор показывает счастливые «новые» семьи Николая и Марьи, Пьера и Наташи. Каждая семья наделена характерными особенностями, а также воплощает какой-то свой взгляд на мир и его ценности. Во всех событиях, описанных в произведении, так или иначе участвуют члены этих семей. Роман охватывает пятнадцать лет жизни, семьи прослежены в трех поколениях: отцы, дети и внуки.

Семья Ростовых – пример идеальных отношений любящих и уважающих друг друга родных людей. Отец семейства, граф Илья Ростов, изображен как типичный русский барин. Управляющий Митенька постоянно обманывает графа. Только Николай Ростов разоблачает и увольняет его. В семье никто никого не обвиняет, не подозревает, не обманывает. Они – одно целое, всегда искренне готовы помочь друг другу. Радости и горести переживаются сообща, вместе ищут ответы на сложные вопросы. Они быстро переживают неприятности, в них преобладает эмоциональное и интуитивное начало. Все Ростовы – увлекающиеся люди, но ошибки и промахи членов семьи не вызывают неприятия и вражды друг к другу. Семья расстраивается и горюет, когда Николай Ростов проигрывается в карты, переживает историю влюбленности Наташи в Анатоля Курагина и попытку бегства с ним, хотя все светское общество обсуждает это позорное событие.

В семье Ростовых «русский дух», все любят национальную культуру и искусство. Они живут в согласии с национальными традициями: рады гостям, щедры, любят жить в деревне, с удовольствием принимают участие в народных праздниках. Все Ростовы талантливы, обладают музыкальными способностями. Дворовые люди, служащие в доме, глубоко преданы господам, живут с ними как одна семья.

Во время войны семья Ростовых остается в Москве до последнего момента, пока еще можно эвакуироваться. В их доме размещают раненых, которых нужно вывезти из города, чтобы их не убили французы. Ростовы решают бросить нажитое добро и отдать повозки для солдат. Так проявляется истинный патриотизм этой семьи.

В семье Болконских царят другие порядки. Все живые чувства загнаны на самое дно души. В отношениях между ними – только холодная рассудочность. У князя Андрея и княжны Марьи нет матери, а отец заменяет родительскую любовь сверхтребовательностью, чем делает несчастными своих детей. Княжна Марья – девушка с сильным, мужественным характером. Ее не сломило жестокое отношение отца, она не озлобилась, не утратила чистую и нежную душу.

Старик Болконский уверен, что на свете «есть только две добродетели – деятельность и ум». Он сам всю жизнь трудится: пишет устав, работает в мастерской, занимается с дочерью. Болконский – дворянин старой закалки. Он патриот своей родины, хочет принести ей пользу. Узнав, что наступают французы, он становится во главе народного ополчения, готов защищать свою землю с оружием в руках, не дать ступить на нее врагу.

Князь Андрей похож на своего отца. Он тоже стремится к власти, работает в комитете Сперанского, хочет стать большим человеком, служить на благо страны. Хоть он и дал себе слово больше никогда не участвовать в битвах, в 1812 году снова идет воевать. Спасать родину для него – это святое дело. Князь Андрей гибнет за родину, как герой.

Семейство Курагиных несет в мир зло и разрушение. На примере членов этой семьи Толстой показал, как обманчива бывает внешняя красота. Элен и Анатоль красивые люди, но эта красота мнимая. Внешний блеск скрывает пустоту их низких душ. Анатоль везде оставляет о себе скверную память. Из-за денег он сватается к княжне Марье, разрушает отношения князя Андрея и Наташи. Элен любит только себя, разрушает жизнь Пьера, позорит его.

В семье Курагиных царят ложь и лицемерие, презрение к окружающим. Отец семьи, князь Василий, придворный интриган, его интересуют только сплетни и подлые поступки. Ради денег он готов на все, даже на преступление. Его поведение в сцене смерти графа Безухова – верх кощунства и презрения законов человеческой морали.

В семье Курагиных нет духовного родства. Толстой не показывает нам их дом. Они примитивные, неразвитые люди, которых автор изображает в сатирических тонах. Счастья в жизни они достичь не могут.

По мысли Толстого, хорошая семья – это награда за праведную жизнь. Своих героев в финале он награждает счастьем в семейной жизни.

«Мысль семейная» в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» Главной мыслью в романе Л. Н. Толстого "Война и мир", наряду с мыслью народной", является "мысль семейная". Писатель считал, что семья основа всего общества, и в ней находят отражение те процессы, которые происходят в обществе.

В романе показаны герои, которые проходят определенный путь идейно-духовного развития, путем проб и ошибок они стараются найти свое место в жизни, осознать свое предназначение. Эти герои показаны на фоне семейных отношений. Так, перед нами предстают семьи Ростовых и Болконских. Толстой изобразил в своем романе всю русскую нацию сверху донизу, показав тем самым, что верхушка нации омертвела духовно, утратив связь с народом. Этот процесс он показывает на примере семьи князя Василия Курагина и его детей, для которых характерно выражение всех негативных качеств, присущих людям высшего света, - предельная эгоистичность, низменность интересов, отсутствие искренних чувств.

Все герои романа представляют собой яркие индивидуальности, но у членов одной семьи есть некая общая, объединяющая всех черта.

Так, главной чертой семьи Болконских можно назвать стремление следовать законам разума. Никому из них, кроме, пожалуй, княжны Марьи, не свойственно открытое проявление своих чувств. В образе главы семьи, старого-князя Николая Андреевича Болконского, воплощены лучшие черты старинного русского дворянства. Он - представитель древней аристократической фамилии, в его характере причудливо сочетаются нравы властного вельможи, перед которым все домашние трепещут, начиная от слуг и кончая собственной дочерью, аристократа, гордящегося своей длинной родословной, черты человека большого ума и простых привычек. Во времена, когда от женщин никто не требовал проявления каких-то особых знаний, он учит свою дочь геометрии и алгебре, мотивируя это так:"А чтобы ты была похожа на наших глупых барынь, я не хочу". Он занимался образованием своей дочери, чтобы развить в ней главные добродетели, которые, по его мнению, были "деятельность и ум".

В его сыне, князе Андрее, также воплощены лучшие черты дворянства, передовой дворянской молодежи. У князя Андрея свой путь к пониманию настоящей жизни. И он пройдет через заблуждения, но его безошибочное нравственное чутье поможет ему избавиться от ложных идеалов. Так, оказываются развенчанными в его сознании Наполеон и Сперанский, а в его жизнь войдет любовь к Наташе , такой не похожей на всех остальных дам высшего света, главными чертами которых, по его мнению и мнению его отца, являются "эгоизм, тщеславие, ничтожество во всем". Наташа станет для него олицетворением настоящей жизни, противостоящей фальши света. Ее измена ему равносильна крушению идеала. Так же, как и его отец, князь Андрей нетерпим к простым человеческим слабостям, которые есть у его жены, самой обыкновенной женщины, сестры, ищущей какой-то особой истины у "божьих людей", и многих других людей, с которыми он сталкивается в жизни.

Своеобразным исключением в семье Болконских является княжна Марья. Она живет только ради самопожертвования, которое возведено в моральный принцип, определяющий всю ее жизнь. Она готова всю себя отдать другим, подавляя личные желания. Покорность своей судьбе, всем прихотям своего властного отца, который по-своему любит ее, религиозность сочетаются в ней с жаждой простого, человеческого счастья. Ее покорность - результат своеобразно понимаемого чувства долга дочери, не имеющей морального права судить своего отца, как говорит она мадемуазель Бурьен: "Я не позволю себе судить его и не желала бы, чтоб и другие это делали". Но тем не менее, когда чувство собственного достоинства требует, она может проявить необходимую твердость. Это с особой силой обнаруживается, когда оскорблено ее чувство патриотизма, отличающее всех Болконских. Однако она может пожертвовать своей гордостью, если это необходимо для спасения другого человека. Так, она просит прощения, хотя и ни в чем не виновата, у своей компаньонки за себя и крепостного слугу, на которого обрушился гнев ее отца.

Другая семья, изображенная в романе, в некотором роде противопоставлена семье Болконских. Это семья Ростовых. Если Болконские стремятся следовать доводам разума, то Ростовы подчиняются голосу чувств. Наташа мало руководствуется требованиями приличий, она непосредственна, в ней много черт ребенка, что высоко ценится автором. Он много раз подчеркивает, что Наташа некрасива, в отличие от Элен Курагиной. Для него важна не внешняя красота человека, а его внутренние качества.

В поведении всех членов этой семьи проявляются высокое благородство чувств, доброта, редкая щедрость, естественность, близость к народу, нравственная чистота и цельность. Поместное дворянство, в отличие от высшей петербургской знати, верно национальным традициям. Недаром Наташа, танцуя у дядюшки после охоты, "умела понять все то, что было и в Анисье, и в отце Анисьи, и в тетке, и в матери, и во всяком русском человеке".

У Толстого большое значение придается родственным связям, единению всей семьи. Хотя род Болконских должен соединиться с родом Ростовых посредством брака князя Андрея и Наташи, ее мать не может с этим смириться, не может принять Андрея в семью, "она желала любить его, как сына, но чувствовала, что он был чужой и страшный для нее человек". Семьи не могут соединиться посредством Наташи и Андрея, но соединяются посредством брака княжны Марьи с Николаем Ростовым. Этот брак удачен, он спасает Ростовых от разорения.

В романе показано также семейство Курагиных: князь Василий и трое его детей: бездушная кукла Элен, "покойный дурак" Ипполит и "беспокойный дурак" Анатоль. Князь Василий - расчетливый и холодный интриган и честолюбец, претендующий на наследство Кирилы Безухова , не имея на то прямого права. Со своими детьми он связан лишь кровными узами и общностью интересов: им важно лишь благосостояние и положение в обществе.

Дочь князя Василия - Элен - типичная светская красавица с безупречными манерами и репутацией. Она поражает всех своей красотой, о которой несколько раз говорится "мраморная", т. е. холодная красота, лишенная чувства и души, красота статуи. Единственное, что занимает Элен, - это ее салон и светские приемы.

Сыновья князя Василия, по его мнению, оба "дураки". Отцу удалось пристроить Ипполита на дипломатическую службу, и его судьба считается устроенной. Буян и повеса Анатоль причиняет всем окружающим много хлопот, и, с целью его успокоить, князь Василий хочет его женить на богатой наследнице княжне Марье. Брак этот не может состояться из-за того, что княжна Марья не хочет расстаться с отцом, и Анатоль с новыми силами предается прежним забавам.

Таким образом, люди, между которыми есть не только кровное, но и духовное родство, объединяются в семьи. Старинный род Болконских не прерывается со смертью князя Андрея, остается Николенька Болконский, который, вероятно, продолжит традицию нравственных поисков своего отца и деда. Марья Болконская вносит в семью Ростовых высокую духовность. Итак, "мысль семейная", наряду с "мыслью народной", является главной в романе Л. Толстого "Война и мир". Семья у Толстого подвергается исследованию в переломные моменты истории. Показав в романе наиболее полно три семьи, писатель дает понять читателю, что будущее за такими семьями, как семьи Ростовых и Болконских, воплощающих в себе искренность чувств и высокую духовность, наиболее яркие представители которых проходят каждый свой путь сближения с народом.

Сочинение. "Мысль семейная" в романе "Война и мир" Л.Н. Толстой

В романе "Война и мир" Л. Н. Толстой выделял и считал самой значимой "мысль народную". Наиболее ярко и многогранно эта тема отражена в тех частях произведения, которые повествуют о войне. В изображении же "мира" преобладает "мысль семейная", играющая в романе очень важную роль.

Испытанию любовью подвергаются практически все герои "Войны и мира". К истинной любви и взаимопониманию, к нравственной красоте они приходят не все и не сразу, а лишь пройдя через ошибки и искупающее их страдание, развивающее и очищающее душу.

Тернистым был путь к счастью у Андрея Болконского. Двадцатилетним неопытным юношей, увлеченным и ослепленным "внешней" красотой, женится он на Лизе. Однако очень быстро к Андрею пришло мучительное и угнетающее понимание того, как "жестоко и непоправимо" он ошибся. В разговоре с Пьером Андрей почти в отчаянии произносит слова: "Никогда, никогда не женись... до тех пор, пока ты не сделал все, что мог... Боже мой, чего бы я не дал теперь, чтобы не быть женатым!"

Семейная жизнь не приносила Болконскому счастья и спокойствия, он тяготился ею. Жену свою он не любил, а скорее презирал как дитя пустого, глупого "света". Князь Андрей постоянно был угнетен ощущением бесполезности своей жизни, уравнивающей его с "придворным лакеем и идиотом".

Потом было небо Аустерлица, смерть Лизы, и глубокий душевный перелом, и усталость, тоска, презрение к жизни, разочарованность. Болконский походил в то время на дуб, который "старым, сердитым и презрительным уродом стоял между улыбающимися березами" и "не хотел подчиняться обаянию весны". "Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб, - думал князь Андрей, - ...наша жизнь кончена". Таким он впервые встретился с Наташей в Отрадном. И от соприкосновения с ее естественной, озаренной радостью жизнью "неожиданная путаница молодых мыслей и надежд" поднялась в душе Андрея. Он уезжал преображенным, и вновь перед ним дуб, но не старый, уродливый дуб, а покрытый "шатром сочной, темной зелени", так что "ни болячек, ни старого недоверия, ни горя - ничего не было видно".

Любовь, как чудо, возрождает героев Толстого к новой жизни. Истинное чувство к Наташе, так непохожей на пустых, вздорных женщин "света", пришло к князю Андрею позже и с невероятной силой перевернуло, обновило его душу. Он "казался и был совсем другим, новым человеком", "как будто он из душной комнаты вышел на вольный свет Божий". Правда, даже любовь не помогла князю Андрею смирить гордыню, он так и не простил Наташе "измены". Лишь после смертельной раны и нового душевного перелома и переосмысления жизни Болконский понял ее страдания, стыд и раскаяние и осознал жестокость разрыва с ней. "Я люблю тебя больше, лучше, чем прежде", - сказал он тогда Наташе, но уже ничто, даже ее пламенное чувство, не могло удержать его в этом мире.

Судьба Пьера в чем-то схожа с судьбой его лучшего друга. Так же как и Андрей, в юности увлекшийся Лизой, только что приехавший из Парижа, по-детски восторженный, Пьер увлекается "кукольной" красотою Элен. Пример князя Андрея не стал для него "наукой", Пьер на своем опыте убедился, что не всегда красота внешняя является залогом красоты внутренней - духовной.

Пьер чувствовал, что между ним и Элен нет преград, она "была страшно близка ему", ее прекрасное "мраморное" тело имело власть над ним. И хотя Пьер чувствовал, что это "нехорошо почему-то", он безвольно поддался чувству, внушаемому ему этой "развратной женщиной", и в конце концов стал ее мужем. В результате горькое чувство разочарования, мрачного уныния, презрения к жене, к жизни, к себе охватило его через некоторое время после свадьбы, когда "загадочность" Элен обернулась душевной пустотой, глупостью и развратом.

Встретив Наташу, Пьер, так же как и Андрей, был поражен и привлечен ее чистотой и естественностью. Чувство к ней уже робко начало вырастать в его душе, когда Волконский и Наташа полюбили друг друга. Радость от их счастья смешивалась в его душе с грустью. В отличие от Андрея доброе сердце Пьера поняло и простило Наташу после случая с Анатолем Курагиным. Хотя он и старался презирать ее, но, увидев измученную, исстрадавшуюся Наташу, "еще никогда не испытанное чувство жалости переполнило душу Пьера". И любовь вошла в его "расцветшую к новой жизни, размягченную и ободренную душу". Пьер понял Наташу, быть может, потому, что ее связь с Анатолем была похожа на его увлечение Элен. Наташа поверила во внутреннюю красоту и чистоту развратного и пустого Курагина, в общении с которым оиа так же, как Пьер с Элен, "с ужасом чувствовала, что между ним и ею нет никакой преграды".

После размолвки с женой путь жизненных ис-каннй Пьера продолжается. Он увлекся масонством, потом была война, и полудетская идея убийства Наполеона, и горящая Москва, страшные минуты ожидания смерти и плен. Прошедшая через страдания, обновленная, очистившаяся душа Пьера сохранила в себе любовь к Наташе. Встретившись с ней, тоже сильно изменившейся, прошедшей свой путь душевных исканий и страданий, по-мудревшей, он не сразу узнал ее, хотя и заметил внимательный, ласковый взгляд "милого, доброго, славного существа". Пьер не узнал Наташу потому, что в ее "добрых, печально-вопросительных глазах" не было свойственной им "улыбки радости жизни". Они оба верили, что после всего пережитого смогут ощутить эту радость, но любовь проснулась в их сердцах, и вдруг "пахнуло и обдало" "давно забытым счастьем", и забили "силы жизни", и овладело ими "радостное, неожиданное сумасшествие".

"Проснулась любовь, проснулась и жизнь".

Сила любви оживила Наташу после душевной апатии, вызванной смертью князя Андрея. Она думала, что жизнь ее кончена, но возникшая с новой силой "любовь к матери показала ей, что сущность ее... - любовь - еще жива в ней". Все ее существо переполняло чувство "любви, беспредельной любви... ко всему тому, что было близко любимому человеку", чувство "жалости, страданья за других и страстного желания отдать себя всю для того, чтобы помочь им". Эта всесокрушающая сила любви, вызывавшая к жизни саму Наташу, "упорная, терпеливая", призывала к жизни любимых ею людей, на которых была направлена.

Непросто складывались судьбы Николая Ростова и княжны Марьи. Тихая, кроткая, некрасивая внешне, но прекрасная душой княжна при жизни отца и не надеялась выйти замуж, растить детей. Единственный сватавшийся, да и то ради приданого, Анатоль, конечно, не мог понять ее высокой одухотворенности, нравственной красоты, ее стремления к "бесконечному, вечному и совершенному".

Случайная встреча с Ростовым, его благородный поступок пробудил в Марье незнакомое, волнующее чувство. Ее душа угадала в нем "благородную, твердую, самоотверженную душу".

Всякая встреча все больше открывала им друг друга, связывала их. В присутствии любимого княжна Марья преображалась, "какая-то новая сила жизни овладела ею". Неловкая, застенчивая, она становилась грациозной и женственной, в присутствии же Анатоля княжна сжималась, замыкалась в себе и становилась еще некрасивее. Когда Ростов смотрел на нее, он видел, как "вся ее внутренняя, недовольная собой работа, ее страдания, стремление к добру, покорность, любовь, самоотвержение - все это светилось в... лучистых глазах, в тонкой улыбке, в каждой черте ее нежного лица".

Николай восхищался открывшейся ему прекрасной душой и чувствовал, что Марья лучше и выше и его самого и Сонечки, которую, как ему казалось прежде, он любил, во которая так и осталась "пустоцветом". Соня всегда была правильной, как Вера, ее душа не жила, не ошибалась и не страдала и, по мнению Толстого, не "заслужила" семейного счастья. Ростов чувствовал также, что никогда не поймет княжну Марью до конца, и она тоже понимала это, но ее "покорная, нежная" любовь становилась как будто сильнее от этого. В их семье, и счастливой, и спокойной, не было бесконечного понимания, растворенности друг в друге, что, как считал Толстой, является идеалом супружества.

Таким идеалом в "Войне и мире" стала семья Безуховых. Наташа внутренне слилась с Пьером, "отдалась... вся - то есть всею душой, не оставив ни одного уголка не открытым для него". Она перестала обращать внимание на "внешние" средства, нужные, как думали многие, для поддержания любви. Она не принимала красивых поз, не наряжалась, не пела, оставила общество, так как все это было слабо и смешно перед "чем-то твердым, как связь ее души с телом", что было между нею и мужем. Старая графиня материнским чутьем угадала, что "все порывы Наташи имели началом только потребность иметь семью, иметь мужа". И когда они появились, то она отдала им всю себя, служила только им и все интересы, вся жизнь ее были сосредоточены на них. Она исполняла любое желание Пьера, старалась угадать его мысли и волю. Окружающие замечали, что она спорит с ними словами мужа. Часто, когда они спорили, то Пьер находил в словах Наташи свою собственную очищенную от всего наносного мысль. Жена неосознанно была отражением его самого, впитывая в себя все лучшее, что находила в муже.

В эпилоге романа "Война и мир" Толстой возвеличивает духовное единение людей, составляющее основу семейственности. Создавалась новая семья, в которой соединялись,- казалось бы, разные начала - Ростовых и Болконских. "Как в каждой настоящей семье, в лысогорском доме жило вместе несколько совершенно различных миров, которые, каждый удерживая свою особенность и делая уступки один другому, сливались в одно гармоничное целое".


Семья-это самое ценное, что есть в нашей жизни. С ней мы проводим всю жизнь, разделяем радость и счастье, горе и отчаяние, переживаем обыденные ситуации и празднуем особые моменты. Нашим родственникам всегда можно доверять, они никогда не обманут и не покинут. Семья- это близкие люди, которые простят нам любые обиды и помогут во всем.

Многие произведения литературы рассматривают "мысль семейную", показывая взаимоотношения поколений, отношения родственников, семейные ценности и традиции. Каждая семья, описанная писателями, неповторима, поэтому я с большим интересом читаю произведения о семьях.

Теплые и нежные чувства возникают после прочтения "Повести о Петре и Февронии Муромских" Ермолая Еразма. Они являются символом семьи, любви и верности. Феврония, крестьянка, исцелила князя от тяжелой болезни, а в качестве платы за лечение пожелала, чтобы он женился на ней.

Петр выполнил обещание только со второго раза, когда снова заболел. Супруги пронесли любовь к друг другу через все испытания и умерли одновременно. Я восхищаюсь верностью и искренностью чувств этой семьи.

Ещё одним из моих любимых произведений является роман-эпопея Люва Николаевича Толстого "Война и мир", пронизанное "мыслью семейной". В романе пересекаются разные родственные линии, раскрываются истории разных семей. Например, семья Ростовых отличается добротой, душевной отзывчивостью, искренностью чувств, готовностью придти на помощь. Именно здесь вырастают патриоты, идущие на смерть ради России, такие, как Петя Ростов. В этой семье любят друг друга, дети доверяют родителям, а те уважают их мнение.

Образ Ростовых- это идеал нерушимости родового гнезда. Несколько иная семья Болконских характеризуется особой одухотворенностью. Глава семьи, князь Николай, резок, ценит в людях ум и деятельность, поэтому, воспитывая своих детей, он развивает в них данные качества. Болконские- это честные и порядочные люди, которые стараются жить по законам справедливости. Противоположностью указанных семейных линий являются Курагины. За яркостью и красотой этой семьи скрываются фальшивые, алчные и грубые люди. Для них самое главное- деньги и положение в обществе. А ведь, по мнению Льва Николаевича Толстого, семейные отношения строятся именно на любви, взаимопомощи и взаимопонимании.

Не менее интересным и любимым является роман Ивана Сергеевича Тургенева "Отцы и дети", в котором есть проблема взаимоотношений поколений, то есть отцов и детей. Главный герой Базаров отрицает все основы общества, в том числе семью и семейные ценности. В глубине души он любит своих родителей, но мало обращает внимание на их чувства и переживания. Базаров редко приезжает к отцу и матери, а, прибывая дома, почти не общается с ними. Но, когда сын тяжело заболел, за ним стали ухаживать именно родители. После смерти Евгения они часто ходят на кладбище, горюя о нем. Противоположные взаимоотношения в семье друга Базарова. Кирсанов любит своего отца, уважает его решения. Узнав о появлении брата, Аркадий вместо осуждения проявляет любовь и заботу к мальчику, знакомится с возлюбленной отца. Кирсанов и Базаров очень разные люди, имеющие противоположные взгляды на отношения в семье. Возникшая между ними дружба очень удивительна.

Итак, "мысль семейная"- одна из ведущих тем русской литературы. И это не случайность. Ведь семья- основа общества, в которой должны присутствовать любовь, верность, взаимопонимание и взаимопомощь. Я считаю, что родственники являются нашей опорой и поддержкой.

Обновлено: 2017-08-22

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

«Мысль семейная» впервые серьезно была затронута Толстым в «Детстве». Он изображает свою семью, ее климат, отношения между детьми и родителями и влияние семейной атмосферы на него самого. Апогеем развития «мысли семейной» в творчестве Толстого стал роман «Анна Каренина». В романе же «Война и мир» через призму «семейной мысли» рассматривается Отечественнаявойна 1812 г. В романе «Война и мир» описана жизнь нескольких дворянских семей: Ростовых, Болконских и Курагиных. Болконские и Ростовы - это семьи, которым симпатизирует Толстой. Из них выходят Марья и Андрей Болконские, Наташа - любимые герои писателя. Члены этих семей были подвергаемы писателем трем основным испытаниям: светской жизни, любви, войне. Семьи показаны не в отрыве от окружающего мира, но в тесном соприкосновении с ним и контактами между собой. Именно таким образом Толстой раскрывает «мысль семейную». В семье Ростовых было принято не боятся выражать свои чувства: плакать, влюбляться. Это была одна из самых гостеприимных семей в Москве. Кроме своих детей, они воспитывали Бориса и Соню. В доме царила обстановка всеобщей любви и доверия. Любовь связывает всех членов семьи. Она проявляется в чуткости, внимании, сердечной близости. У Ростовых все искренне, идет от души. В этой семье царят радушие, гостеприимство, хлебосольство, хранятся традиции и обычаи русской жизни. Только из подобной семьи могут выйти такие дети, как Николай и Наташа. Это люди с сильным интуитивным началом, но не несущие никаких духовных ценностей. Именно потому их тянет к семье Болконских, несущих в себе нравственные и духовные ценности. В семье Болконских царит спартанская обстановка. Тут не принято плакать, тут не любят гостей, все здесь подчинено разуму. Это старинный аристократический род. Кроме кровных уз, членов этой семьи связывает еще и духовная близость. Николай Андреевич, любя свою дочь, заставляет ее учить естественные науки, считая, что она совершенно дурна. Однако в княжне побеждают духовные основы. Счастье, данное ей в конце романа, - награда за страдания. Князь Андрей - это образ настоящего мужчины: волевой, сильный, практичный, образованный, в меру чувствительный. Две эти семьи образуют как бы две половины, и вполне естественно, что их притягивает друг к другу, и они образуют гармоничные пары. Духовное и практическое воссоединяется в паре Николай - княжна Марья. То же самое должно было произойти между князем Андреем и Наташей, но смерть Болконского мешает этому. Ростовым и Болконским противопоставляет Толстой семью Курагиных. Курагины - это символ деградировавшей семьи, семьи, в которой материальный интерес ставится выше духовного. Члены этой семьи предстают перед нами во всей своей ничтожности, пошлости, бездушии, корыстолюбии. Курагины живут искусственной жизнью, они эгоистически заняты повседневными интересами. Семья лишена духовности. Для Элен и Анатоля главное в жизни - удовлетворение своих низменных желаний. Они полностью оторваны от народной жизни, живут в блестящем, но холодном свете, где все чувства извращены. Князь Василий увлечен светскими делами настолько, что утерял всякую человеческую сущность. По Толстому, эта семья не имеет права на существование, почти все ее члены погибают. С Курагиными можно сравнить семью Веры и Берга. Вся их жизнь состоит в подражании другим. Их девиз - «как у других». Этой семье будут даны дети, но они наверняка будут нравственными уродами. Идеалом гармоничной семьи становится пара Наташа Ростова - Пьер Безухов. Все духовные искания Пьера, вся неутомимая энергия Наташи пошли на создание крепкой и надежной семьи. Можно с уверенностью сказать, что их дети вырастут здоровыми физически и нравственно. Показав в романе наиболее полно три семьи, Толстой дает понять читателю, что будущее за такими семьями, как семьи Ростовых и Болконских, воплощающих в себе искренность чувств и высокую духовность.