Разработка урока по литературе "М.М. Зощенко

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области

средняя общеобразовательная школа с. Подстепки

муниципального района Ставропольский Самарской области


Смешное в рассказах М.Зощенко «Галоша», «Встреча» 6-й класс

Цели урока:

Образовательные : знакомство учеников с произведениями М.Зощенко;

знакомство со средствами создания комического

Развивающие: развивать умение работать самостоятельно с книгой

Воспитательные: овладевать культурой общения.

Оборудование: компьютер; мультимедийный проектор; Слайдовая презентация «Биография М.М.Зощенко»; распечатанные рассказы «Встреча», «Галоша», видеоролик «Кошка. А.Филиппенко; презентация «Словарь урока»

ХОД УРОКА

  1. Организационная часть.
  2. Сообщение темы и постановка цели урока:

 Сегодня на уроке мы познакомимся с творческой биографией писателя, проанализируем его рассказы «Встреча» и «Галоша», выясним при помощи каких средств М.Зощенко создает смешное в своих произведениях.

Обратите внимание на эпиграф к теме нашего урока:

«Постарайтесь рассмеяться,

(Ведь смеяться не грешно)

Рассмеявшись, докопаться,

Почему нам так смешно.»

Скажите, что он означает, какой у него смысл? (Не бояться смеяться над смешным, знать причину смеха)
IV. Знакомство творческой биографией писателя. (использование Презентации)

1 ученик Михаил Михайлович Зощенко родился в 1895 году (по другим источникам – 1894 году) в семье небогатого художника – передвижника Михаила Ивановича Зощенко и Елены Иосифовны Суриной. В семье было 8 детей, Миша был третьим.

Редкая фамилия Зощенко произошла от прадеда. Он был архитектором и строил дома. В старину архитекторов называли зодчими. Отсюда эта фамилия и пошла: Зодченко, а чтобы было легче произносить, превратилась в Зощенко.

Миша с детства знал, что станет писателем. К тому же один гастролирующий гипнотизер, большой умелец гадать на картах, так и предсказал: «Ты станешь большим писателем. Правда, кончишь плохо.»

2 ученик На экзамене на аттестат зрелости Зощенко получил единицу по сочинению. Тогда он в припадке отчаяния проглотил кристалл яда. К счастью его откачали, но о писательстве он больше не мечтал

В 1914 году началась Первая мировая война. В девятнадцать лет он был уже поручиком. В двадцать лет имел пять орденов и был представлен в капитаны. Участвовал во многих боях. Был ранен. Отравлен газами.

1 ученик После войны Зощенко переменил двенадцать городов и десять профессий. Был милиционером, сапожником, счетоводом, инструктором по птицеводству, телеграфистом пограничной охраны, агентом уголовного розыска. Секретарем суда.

К середине 1920-х годов Зощенко стал одним из самых популярных писателей. Его юмор был оценен читателями. Книги стали раскупаться мгновенно, едва появившись на книжном прилавке.

2 ученик Зощенко стал писать об очень серьезных вещах и человеческих недостатках смешно и весело. Люди, читая его рассказы, как бы излечивались, с трудом, постепенно они расставались с недостойными привычками.

Слава ходила за Зощенко по пятам. Почтальон приносил ему пачки писем. Ему звонили по телефону и не давали проходу на улицах. Выезжая из Ленинграда. Он вынужден был скрываться под чужой фамилией.

V. Знакомство с выставкой книг М. Зощенко VI. Просмотр презентации (со слайда «Обложки книг М.Зощенко) VII. Работа с понятиями ЮМОР и САТИРА - Прежде, чем перейдем к работе с произведениями, давайте вспомним, что такое ЮМОР и САТИРА. ЮМОР – изображение чего – то или кого –то в смешном, комическом виде. (добрый смех) САТИРА – обличение людских пороков и недостатков жизни, отрицательных явлений действительности. (злой смех)
VIII. Работа с текстом рассказа «Встреча» 1. Чтение рассказа «Встреча» хорошо подготовленным учащимся. Напомнить о правильной осанке и положении книги!

2. Инсценирование фрагмента из рассказа «Галоша».

Физминутка: Произношение звуков [а], [о], [и], [о-и];

«Ловим комара».

- Мы прослушали два рассказа М.Зощенко, но в каком же из них присутствует юмор, а в каком – сатира?

Что высмеивает писатель в рассказе «Галоша»? (Ввести понятия ВОЛОКИТА и БЮРОКРАТИЗМ)

Давайте выясним, при помощи каких средств писателю удается создать смешное? Начнем с того, что вызвало смех?

1) СМЕШНАЯ СИТУАЦИЯ , в которую попадают герои Зощенко;

2) М.Зощенко создает новый «ЗОЩЕНКОВСКИЙ ЯЗЫК», уродливый, смешной, те, кто на нем говорит – люди очень невысокой культуры и морали. Поищем такие примеры в речи героев рассказа «Встреча»;

3)Для создания смешного автор использует КОМИЧЕСКИЕ НЕСООТВЕТСТВИЯ . Я помогу вам их выделить: «Люблю людей, но их боюсь» («Встреча») , а в рассказе «Галоша» на этом несоответствии построен весь сюжет: сколько сил и времени тратит герой на поиски старой галоши, сколько документов надо собрать, чтобы получить ее обратно, потеря другой калоши во время поисков, а также – оставить галошу, как память!

IX. Подведение итогов:

Так при помощи каких средств М.Зощенко удается создать смешное в своих рассказах?

X. Просмотр видео «Театр одного актера. А. Филиппенко. Кошка.»

XI. Игра «Угадай-ка»

М.Зощенко иногда устраивал со своими читателями такую игру: он приводил несколько характерных примеров, выхваченных из речи малокультурных людей. А также из школьных тетрадей. И предлагал угадать, какие фразы он взял из жизни. Какие из его рассказов. Вот и вы попробуйте сейчас угадать. Какие фразы я взяла из рассказов Зощенко. А какие из ваших сочинений.

1) Он продолжал хлестать меня по роже. Тогда я подумал: к чему мне такие варианты? (Зощенко)

2) Услыхав свое имя, помесь таксы с дворянкой вышла из-под верстака, где она спала. (сочинение)

3) В сказке Иван царевич играл роль сына царя, у которого была невеста лягушка. (сочинение)

4) Когда мы вошли в комнату, он сидел на обломках мебели и нецензурно удивлялся нашему появлению. (Зощенко)

5) Наступило лето. Пора было сажать урожай. (сочинение)

6) Отличная атмосфера, нюхать ее можно, у меня дома атмосфера хуже воняет. (Зощенко)

7) Люблю лес за дикую тишину, где только поют птицы и щебечут кузнечики. (сочинение)

Накануне дети получают домашнее задание прочитать рассказы "Галоша" и "Встреча", и урок начинается с вопроса: "На произведения каких писателей и чем похожи эти рассказы?" Дети вспоминают "Лошадиную фамилию" Чехова и "Ночь перед Рождеством" Гоголя. Они, по мнению учеников, такие же веселые. Соглашаясь с этой догадкой, привожу мнение Сергея Есенина, сказавшего о Зощенко: "В нем есть что-то от Чехова и Гоголя". Спрашиваю, чем "Галоша" и "Встреча" отличаются, например, от рассказа "Лошадиная фамилия". ... Учащиеся высказывают предположение, что смех Зощенко не такой простодушный, как у раннего Чехова, рассказы касаются недостатков не отдельного человека, а взаимоотношений между людьми, жизни общества.

Говорю шестиклассникам, что такие черты литературного произведения придают ему сатирический характер, сообщаю основные теоретические сведения осатире... Затем предлагаю подумать, какими качествами должен обладать писатель, создающий сатирические произведения. При этом мы используем факты биографии Зощенко...

Основную часть двухчасового урока составляет поисковая работа, цель которой - установить черты сатиры в рассказах "Галоша" и "Встреча". Для этого класс делится на группы по трое-пятеро, каждая получает задание.

1-е задание : Кто является главным действующим лицом рассказа "Галоша"? Каким вы его себе представляете? Почему мы смеемся над этим человеком?

2-е задание (для артистов) : Три мальчика заранее готовят инсценировку "В камере хранения и в домоуправлении".Эта работа не требует особых декораций и без затруднений может быть представлена в классной комнате.

3-е задание : Как писатель высмеивает в рассказе "Галоши" волокиту и бюрократизм? Найти в толковом словаре и выписать значения этих слов.

4-е задание : Карточка с вопросом по рассказу "Встреча".

"Литературовед А.Н. Старков писал: "У героев зощенковских рассказов вполне определенные и твердые взгляды на жизнь. Уверенный в непогрешимости собственных воззрений и поступков, он, попадая впросак, каждый раз недоумевает и удивляется. Но при этом никогда не позволяет себе открыто негодовать и возмущаться..." Согласны ли вы с этим? Попытайтесь объяснить причины такого поведения героев ".

5-е задание : Найти в речи героев рассказа "Встреча" примеры неуместного смешения слов разных стилей, что производит комический эффект.

6-е задание : Попытаться дать схему композиции рассказа "Галоша". Какие события лежат в основе рассказа? Каков его сюжет?

7-е задание : Как делится на абзацы рассказ "Встреча"? Какие виды предложений использует автор?

8-е задание : Есть ли в этих рассказах Зощенко голос автора? Что представляет собой лицо повествователя? Какое значение имеет этот авторский прием?

Через десять - пятнадцать минут приступаем к обсуждению выполненных заданий. 3, 5 и 6- группы делают на доске соответствующие записи, учитель обобщает ответы учащихся, указывает, какие выводы и новые слова нужно записать в тетради.

Говорю шестиклассникам, что чаще всего героем рассказов Зощенко становится "средний" человек, так называемый обыватель. Объясняю особенности значения этого слова в разные исторческие эпохи...
После инсценировки учащиеся получают зримое представление о значении слов "волокита" и "бюрократизм". ... Ребята отмечают, что и сегодня в жизни таких явлений предостаточно, о них пишут в прессе, сообщают по радио и телевидению, рассказывают дома старшие. Все это свидетельствует об актуальности рассказов Зощенко...

Зощенко использовал сказовую форму (она уже знакома шестиклассникам по произведениям Н. Лескова и П. Бажова). Он говорил: "Я почти ничего не искажаю. Я пишу на том языке, на котором сейчас говорит и думает улица". И ребята нашли в речи героев лексику разных пластов: канцелярские штампы, слова высокого стиля... Сам писатель называл свой стиль "рубленым". Ребята должны записать признаки этого стиля: дробное членение на небольшие абзацы; короткие, как правило, повествовательные предложения. Затем рассмотреть примеры из текста, которые подобрала 7-я группа.

Композиция повествования знакома детям по урокам развития речи. Завязка, развитие действия, кульминация, развязка - эти элементы композиции они находят в рассказе "Галоша". Особенность рассказов Зощенко в том, что нередко развитие сюжета замедлено, поступки героев лишены динамизма...

После выступления последней группы учащиеся отметят в своих тетрадях еще одну особенность рассказов Зощенко. Все события показываются с точки зрения рассказчика, он является не только свидетелем, но и участником событий. Так достигается эффект большей достоверности событий, такое повествование позволяет передать язык и характер героя, даже если истинное лицо человека противоречит тому, кем он себя представляет, как в рассказе "Встреча".

Подводя итоги двух уроков по Зощенко, школьники называют группу, которая лучше всех справилась с заданием, отмечают главное, достигнутое после коллективного изучения рассказов Зощенко: новые слова и литературные термины, особенности творческого почерка писателя, связь между литературными произведениями (Лесков, Чехов, Зощенко)...

\ Для учителя русского языка и литературы

При использовании материалов этого сайта - и размещение баннера -ОБЯЗАТЕЛЬНО!!!

Открытый урок литературы в 6 классе.Тема: «М.М.Зощенко. Рассказ «Галоша».

    Открытый урок предоставила: Ходаковская Ирина Грацияновна, учитель русского языка и литературы, гимназия №2 г.Красногорска Московской обл., [email protected]

Цель урока :

  • познакомить учащихся с биографией М.М.Зощенко;
  • дать понятие о сатире;
  • показать связь стиля повествования с жизненным материалом и образом автора;
  • продолжить словарную работу над непонятными словами;
  • научить анализировать;
  • выделять главное тексте;
  • самостоятельно работать;
  • показать значение и актуальность произведений Зощенко.

Вид урока: комбинированный с использованием ИКТ.

Ход урока:

1.Сообщение темы и цели урока.

(Слайд №1)

2.Слова о Зощенко «смешить людей – тяжёлый труд, а не забава; быть сатириком или юмористом – не значит быть весёлым и лёгким в общении человеком» (Слайд №2)

Это слова о Михаиле Зощенко. Давайте познакомимся с некоторыми фактами биографии писателя.

3.Сообщения учащихся о Зощенко.

1 ученик

Зощенко родился в Петербурге, в семье небогатого художника-передвижника Михаила Ивановича Зощенко и Елены Осиповны Суриной… С раннего возраста, а особенно после смерти отца (мальчику было 12 лет), когда Елена Осиповна, страдая от унижения, обивала пороги присутственных мест с просьбой о пособии для своих восьмерых детей, будущий писатель уже хорошо понял, что мир, в котором ему довелось родиться, устроен несправедливо, и при первой возможности отправился этот несправедливый мир изучать. Он еще гимназистом мечтал о писательстве - и вот за невзнос платы его исключили из Университета; нужен ли более веский предлог для ухода из дома - в „люди“ ?

…Контролер поездов на железнодорожной линии Кисловодск - Минеральные Воды; в окопах 1914 года - командир взвода, прапорщик, а в канун февральской революции - командир батальона, раненый, отравленный газами, кавалер четырех боевых орденов, штабс-капитан; при Временном правительстве - начальник почт и телеграфа, комендант Главного почтамта в Петрограде, адъютант дружины и секретарь полкового суда в Архангельске; после Октябрьской революции - пограничник в Стрельне, Кронштадте, затем добровольцем пошедший в Красную Армию - командир пулеметной команды и полковой адъютант под Нарвой и Ямбургом; после демобилизации (болезнь сердца, порок, приобретенный в результате отравления газами) - агент уголовного розыска в Петрограде, инструктор по кролиководству и куроводству в совхозе Маньково Смоленской губернии, милиционер в Лигове, снова в столице - сапожник, конторщик и помощник бухгалтера в Петроградском порту „Новая Голландия“ . Вот перечень того, кем был и что делал Зощенко, куда бросала его жизнь, прежде чем он сел за писательский стол».

2 ученик.

Писатель так рассказывает о себе в автобиографических главах книги.

«Перед восходом солнца»:

«В начале революции я вернулся в Петроград.

Я не испытывал никакой тоски по прошлому. Напротив, я хотел увидеть новую Россию, не такую печальную, как я знал. Я хотел, чтобы вокруг меня были здоровые, цветущие люди, а не такие, как я сам, - склонные к хандре, меланхолии и грусти. Никаких так называемых «социальных расслоений» я не испытывал.За три года я переменил двенадцать городов и десять профессий. Я был: милиционером, счетоводом, сапожником, инструктором по птицеводству, телефонистом пограничной охраны, агентом уголовного розыска, секретарем суда, делопроизводителем. Это было не твердое шествие по жизни, это было – замешательство. Полгода я снова провел на фронте в красной Армии – под Нарвой и Ямбургом. Но сердце было испорчено газами, и я должен был подумать о новой профессии. В 1921 году я стал писать рассказы».

Уже через 3-4 года М. Зощенко приобретает широкую известность как мастер сатирических рассказов, а через десять лет после начала его литературной деятельности выходит шеститомное собрание «смешных и забавных сочинений» писателя, пользующихся «ненасытным читательским спросом».

(Слайд №4)

Дома вы прочитали воспоминания Л.Утёсова о Зощенко. Почему статья называется «Большой человек»?

4.Слово учителя. Герой рассказов Зощенко – простой обыватель, человек, лишённый общественных интересов, широкого взгляда на жизнь. Произведения написаны в форме сказа. Сегодня мы познакомимся с рассказом «Галоша». Я предлагаю прослушать этот рассказ в исполнении мастера слова И.Ильинского.

5.Слушается рассказ в исполнении Ильинского.

6.Беседа по прочитанному.

Произведения каких писателей напомнил вам рассказ? (Смешной, напоминает Н.В.Гоголя и А.П.Чехова. Но смех другой, автор смеётся над героем не так беззаботно.)

Мы уже давали определение юмора и сатиры.

(Слайд № 5)

  • Какой рассказ перед нами? Докажите.
  • Чтение по ролям отрывка «В камере хранения».
  • Каким вы представляете себе героя рассказа?
  • Почему мы смеёмся над эти человеком?

7. Работа со словарём.

Волокита – недобросовестное затягивание дела или решения какого-нибудь вопроса, а также медленное течение дела, осложняемое выполнением мелких формальностей, излишней перепиской.

Бюрократ – 1)крупный чиновник; 2)человек, приверженный бюрократизму.

Вспомните начало произведений, которые мы изучали. Назовите произведения и автора.

«В одной из отдаленных улиц Москвы, в сером доме с большими колоннами, антресолью и покривившимся балконом, жила некогда барыня, вдова, окруженная многочисленной дворней».

(Слайд № 7)

«Последний день перед Рождеством прошел. Зимняя ясная ночь наступила. Глянули звезды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело колдовать и славить Христа».

(Слайд № 8)

«Царь с царицею простился, // В путь-дорогу снарядился, // И

царица у окна // Села ждать его одна».

(Слайд № 9)

Вопрос классу :

Чем же отличается начало рассказа Зощенко от начальных строк произведений вам уже знакомых?

Комментарий учащихся:

Рассказ начинается необычно - вводным словом конечно. Вводные слова выражают отношение говорящего к сообщаемому. Но, по сути дела, еще ни о чем не сказано, а конечно уже прозвучало. Слово конечно по своему значению должно подвести итог сказанному, но оно опережает ситуацию и сообщает ей некий комический эффект. Вместе с тем необычное в начале рассказа вводное слово подчеркивает степень обычности сообщаемого – «потерять галошу в трамвае нетрудно».

Обратившись к тексту рассказа, ученики найдут в нем большое количество вводных слов (конечно, главное, может) и кратких вводных предложений (гляжу, думаю, дескать, представьте себе) и отметят их смысловое значение в речевой интонации повествования.

Постепенное ослабление признаков, характеризующих предмет, вызывает улыбку читателя в рассказе «Галоша»: потерянная галоша сначала характеризуется как «обыкновенная», «двенадцатого номера», потом появляется новые приметы («задник, конечно, обтрепан, внутри байки нету, сносилась байка»), а затем и «специальные признаки» («носок вроде бы начисто оторван, еле держится. И каблука… почти нету. Сносился каблук. А бока… еще ничего, ничего, удерживались»).

Неожиданное столкновение слов разной стилистической и смысловой окрашенности («остальная галоша», «ужасно обрадовался», «законного потерял», «галоша гибнет», «выдают обратно»), и использование фразеологизмов («в два счета», «ахнуть не успел», «гора с плеч», «спасибо по гроб жизни» и т.п.)

Повторение усилительной частицы прямо («прямо пустяки», «прямо обнадежил», «прямо умилился»), которые сообщают повествованию характер живой разговорной речи.

Повторение слова говорить, выполняющую роль ремарки, которую сопровождают высказывания действующих лиц.

Индивидуальное задание, подготовленное учеником. (Из эпизода «Герасим и дворня» выписать все синонимы слова "говорить")

«Герасим поглядел на него, презрительно усмехнулся, опять ударил себя в грудь и захлопнул дверь. Все молча переглянулись.

Что же это такое значит? – Начал Гаврила. – Он заперся?

Оставьте его, Гаврила Андреич, - промолвил Степан, - он сделает, коли обещал. Уж он такой… Уж коли он обещает, это наверное. Он на это не то, что наш брат. Что правда, то правда. Да.

Да, - повторили все и тряхнули головами. Это так. Да.

Дядя Хвост отворил окно и тоже сказал: «Да».

Ну, пожалуй посмотрим, - возразил Гаврила, - а караул все-таки не снимать. Эй ты, Ерошка! – прибавил он, обращаясь к какому-то бледному человеку…»

Итак, у Тургенева промолвил, сказал, возразил, прибавил… А у Зощенко – говорю, говорят, говорит… Тургенев использует синонимику, а Зощенко словно бы сознательно «забывает» о ней.

Почему писатель использует этот прием?

Использование профессионолизмов («предмет ширпотреба», «расписка о невыезде вплоть до выяснения», «форменное удостоверение» и т.п.),

(Слайд № 10)

9.Как заканчивается рассказ? В чём смысл такой концовки рассказа?

10. Слово учителя. Ребята, вы хорошо потрудились, показали, насколько вы были внимательны при чтении рассказов М.Зощенко. Ответьте, пожалуйста, еще на несколько вопросов:

  • Если бы вам довелось лично познакомиться с М.Зощенко, о чем бы вы его спросили?
  • Рассказы М.Зощенко сатирические или юмористические? Приведите аргументы.
  • Понравились они вам или нет? Если да, то чем?(Слайд № 11)

11.Оценки за урок, домашнее задание : прочитать рассказ «Встреча», составить свой юмористический или сатирический рассказ.

Тема урока. М. М. Зощенко. Автор и его герой. Рассказ «Галоша».

Форма занятия: аналитическая беседа с элементами самостоятельной работы учащихся.

Цели и задачи урока.

Познавательные:

познакомить учащихся с фактами жизни и творчества М. М. Зощенко, рассказом «Галоша».

Задачи:

дать определения неизвестным словам, встретившимся в рассказе;

дать определение понятий «юмор», «сатира», разграничить эти понятия.

Развивающие:

обратить внимание учащихся на особенности художественной манеры М. М. Зощенко; развивать эстетические способности школьников.

Задачи:

провести работу с портретом писателя;

обратить внимание на особенности стиля писателя;

развивать навыки чтения и анализа прозаического произведения.

Воспитательные:

развивать интерес и любовь к жизни и творчеству М. М. Зощенко;

формировать неприятие учащимися бюрократического поведения.

Задачи:

раскрыть характер отношений к человеку работниками камеры хранения и домоуправления;

поработать с эпиграфом к уроку, связав его с основной темой произведения.

Методы и приёмы обучения: слово учителя, работа с портретом, комментированное чтение рассказа, определение понятий «юмор», «сатира», анализ художественных деталей и эпизодов рассказа, вопросы учителя и учащихся, ответы-рассуждения учеников,.

Средства обучения: портрет Зощенко М. М., эпиграф к уроку.

Временной план урока:

организационный момент (1 мин.)

рассказ учителя о биографии писателя (7 мин.)

прочтение воспоминаний Л. Утёсова о М. М. Зощенко (3 мин.)

работа с портретом писателя (4 мин.)

чтение рассказа «Галоша» (6 мин.)

словарная работа (4 мин.)

определение характера главного героя (3 мин.)

составление сравнительной характеристики понятий «юмор» и «сатира» и отражение её в таблице (4 мин.)

анализ прочитанного (7 мин.)

работа с эпиграфом к уроку (3 мин.)

итоговое слово учителя (2 мин.)

постановка домашнего задания (1 мин.)

Ход урока:

Учитель: Здравствуйте, ребята, садитесь.

Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством Михаила Михайловича Зощенко. Откройте свои тетради, запишите дату и тему нашего урока «М. М. Зощенко. Рассказ «Галоша». Эпиграфом к уроку служат слова самого Зощенко: Почти двадцать лет взрослые считали, что я писал для их забавы. А я для забавы никогда не писал.

Чтобы понять смысл этих слов, нужно обратиться к произведениям писателя и его биографии.

Михаил Михайлович родился в 1895 году в Петербурге, в семье небогатого художника Михаила Ивановича Зощенко и Елены Осиповны Суриной. В их семье было восемь детей. Ещё гимназистом Михаил мечтал о писательстве. За невзнос платы его исключили из университета. Он работал контролёром поездов, участвовал в событиях Февральской революции, Октябрьской революции. Добровольцем ушёл в Красную армию. После демобилизации работал агентом уголовного розыска в Петрограде, инструктором по кролиководству в совхозе Маньково Смоленской губернии, милиционером в Лигове, снова в столице – сапожником, конторщиком и помощником бухгалтера в петроградском потру «Новая Голландия» Вот перечень того, кем был и что делал Зощенко, куда бросала его жизнь, прежде чем он сел за писательский стол. Начал печататься в 1922 году. В 1920–1930-е годы книги Зощенко издаются и переиздаются огромными тиражами, писатель ездит с выступлениями по стране, успех его невероятен. В 1944–1946 годах много работал для театров. В последующие годы он занимается переводческой деятельностью. Последние годы жизни писатель провёл на даче в Сестрорецке. Весной 1958 года ему становится – хуже затрудняется речь, он перестает узнавать окружающих.

22 июля 1958 Зощенко умер от острой сердечной недостаточности. Зощенко был похоронен в Сестрорецке. По свидетельству очевидца в жизни мрачный Зощенко улыбался в гробу.

А теперь давайте обратимся к воспоминаниям Леонида Утёсова (22 стр. учебника).

1 ученик: Был он невысокого роста, с очень складной фигурой. А лицо… Лицо у него было, по-моему, необыкновенное.

Смуглый, темноволосый, он, мне казалось, чем-то походил на индуса. Глаза же у него были грустные, с высоко приподнятыми бровями.

Я встречал много писателей-юмористов, но должен сказать, что редкие из них были весельчаками.

Учитель: В учебнике нам дан портрет Михаила Зощенко и мы можем убедиться в правдивости слов Л. Утёсова.

Какой человек смотрит на нас с портрета?

2 ученик: На нас смотрит задумчивый, серьёзный человек.

Учитель: Смотрите, ребята, какой получается парадокс: с одной стороны это писатель-юморист, рассказы которого читать порою безудержно смешно.

С другой стороны – мы видим человека, который смотрит на людей внимательно и сострадающе. Зощенко вовсе не смеётся вместе с нами. Лицо его задумчиво.

О чём он думает? Мы можем это понять, прочитав его произведения.

Мы обратимся к рассказу «Галоша». (Читается учениками. Сцена «В камере хранения и в домоуправлении» читается по ролям.)

Во время прочтения вам встретились слова, которые затруднили понимание смысла произведения?

1 ученик: Да. Волокита, бюрократизм.

2 ученик: Бюрократ, архаровец, канцелярия.

Учитель: Архаровец – озорник, буян.

Канцеля́рия – подразделение организации или при должностном лице, ведающее делопроизводством, служебной перепиской, оформлением документации, в более узком смысле – название ряда государственных учреждений.

Бюрократ – 1)крупный чиновник; 2)человек приверженный к бюрократизму.

Бюрократизм – чрезмерное усложнение канцелярских процедур, приводящее к большим затратам времени.

Волокита – недобросовестное затягивание дела или решения какого-нибудь вопроса, а также медленное течение дела, осложняемое выполнением мелких формальностей, излишней перепиской.

Учитель: Кто является главным действующим лицом рассказа?

1 ученик: Сам рассказчик.

Учитель: Каким вы его себе представляете?

2 ученик: Рассеянным, растерявшимся, смешным.

Учитель: А почему мы смеёмся над этим человеком?

1 ученик: В погоне за первой галошей он потерял вторую, но всё равно радуется.

2 ученик: Он долго занимается поисками старой галоши, хотя мог бы купить новую пару.

Учитель: Автор смеётся над героем, но не так беззаботно и весело, как это делал, например, А. П. Чехов. Это сатирический смех. Для того чтобы понять, в чём заключается различие юмора от сатиры, начертим небольшую табличку.

Юмор

Сатира

Учитель: Давайте подумаем, мы назовём этот рассказ юмористическим или сатирическим?

1 ученик: Сатирическим, т.к. автор высмеивает пороки общества (бюрократизм).

Учитель: Можем ли мы сказать, что речь героев тоже отражает сатирический настрой автора? (Да, можем.)

Давайте обратим внимание на начало рассказа. Что же в нём особенного?

2 ученик: Начинается с вводного слова «конечно».

Учитель: Ещё ничего не сказано, а конечно уже прозвучало. Слово «конечно» по своему значению должно подвести итог сказанному, но оно опережает ситуацию и сообщает ей некий комический эффект.

Вместе с тем необычное в начале рассказа вводное слово подчёркивает степень обычности сообщаемого – обычное дело потерять галошу в трамвае, это может случиться с любым человеком.

Слово «конечно» не единственное слово в рассказе.

Найдите в тексте вводные слова.

1 ученик: Может, гляжу.

2 ученик: Думаю, дескать.

Учитель: Большое количество вводных слов и кратких вводных предложений – ещё одна особенность рассказов М. Зощенко. (Учащиеся записывают в тетради).

Ребята, в сказе рассказчик – это человек с особым характером и складом речи. Автор проникается особенностями речи этого лица, чтобы у читателя не возникало сомнений в истинности вымышленного рассказчика. (Учащиеся записывают в тетради).

Учитель: Можно ли охарактеризовать героев по их речи?

1 ученик: Да, малокультурные.

Учитель: Найдите в тексте рассказа просторечия, нелитературные формы слов.

1 ученик: Ихний, с трамвайного парка.

2 ученик: То есть ужасно обрадовался, пущай, делов.

Учитель: Да, у героев Зощенко речь часто неправильная, порой встречается грубая лексика. Разве писатель не знал хороших слов?

1 ученик: Знал.

Учитель: И снова вы правы. Это ещё один литературный приём – сниженная, неверная речь, – вызывающий наш смех над невежеством, бескультурьем. Зощенко разъяснил: «Обычно думают, что я искажаю «прекрасный русский язык », что я ради смеха беру слова не в том значении, какое им отпущено жизнью, что я нарочно пишу ломаным языком для того, чтобы посмешить почтеннейшую публику.

Это неверно. Я почти ничто не искажаю. Я пишу на том языке, на котором сейчас говорит и думает улица»…

Обратите внимание на своеобразие фразы. Какие предложения, простые или сложные, использует М. Зощенко?

2 ученик: Простые.

Учитель: « Я пишу очень сжато. Фраза у меня короткая… Может быть, поэтому у меня много читателей». (М. Зощенко)

Ребята, а почему рассказ называется « Галоша»?

1 ученик: Она является одним из «действующих лиц».

Учитель: Если её ищут, то она, должно быть, новая, красивая?

2 ученик: Нет, она уже старая.

Учитель: Прочитайте её описание. Что же мы видим?

Приём, характерный только для рассказов Зощенко, который писатель Сергей Антонов называет «наоборотностью». (Учащиеся записывают в тетради).

Так для чего же написан данный рассказ?

Учитель: Ребята, я хочу обратить ваше внимание на эпиграф к сегодняшнему уроку.

« Почти 20 лет взрослые считали, что я писал для их забавы. А я для забавы никогда не писал».

Но если не для забавы, тогда для чего писал свои рассказы М. М. Зощенко?

1 ученик: Для того чтобы показать пороки общества. Он хочет, чтобы мы заметили их, не стали бы восхищаться ими, как герой рассказа.

Учитель: Да, ребята, вы правы. Мы можем записать вывод: Герой – обыватель; он жалок в своём умилении равнодушием к человеку ответственных товарищей. Объекты сатиры – волокита и бюрократизм, не изжившие себя и сегодня.

Спасибо за работу на уроке.