Архитектура 17 века нарышкинское барокко. Нарышкинское барокко (Московское барокко) Зарождение стиля

нары́шкинское баро́кко

(московское барокко), условное название стиля русской архитектуры кон. 17 – нач. 18 в. Наиболее характерные постройки этого стиля были возведены в московских и подмосковных усадьбах бояр Нарышкиных (церковь Покрова Богородицы в Филях, 1690-93; церкви Троицы в Троицком-Лыкове, 1698–1704, и Спаса в селе Уборы, 1694-97; обе – архитектор Я. Г. Бухвостов). В нарышкинском барокко соединились традиции древнерусского белокаменного узорочья и новые веяния, заимствованные из западноевропейской архитектуры. Для зданий этого стиля характерны нарядность, декоративность, светская жизнерадостность, мажорная цветовая гамма – контрастное сочетание красных стен и белых резных деталей. В постройках нарышкинского барокко начинают широко применяться элементы ордера (декоративные фронтоны , полуколонны, пилястры, арки ), а также украшения в виде раковин и волют . В ярусной, пирамидальной композиции зданий (над нижним кубом-четвериком возвышаются один или несколько уменьшающихся восьмигранных объёмов – восьмериков) выражено ощущение их плавного восхождения ввысь. Просторные галереи-гульбища с широкими лестницами связывают постройки с окружающим пространством. В стиле нарышкинского барокко в Москве были возведены также церковь Воскресения в Кадашах (1687–1713, архитектор С. Турчанинов), церковь св. Бориса и Глеба в Зюзино (1688–1704), Сухарева башня (1692-95, архитектор М. И. Чоглоков), заново украшены в кон. 17 в. палаты Троекуровых и Аверкия Кириллова.





(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)

  • - Павильон "Грот" в усадьбе Кусково.Москва. баро́кко стиль в архитектуре конца XVI — середины XVIII вв., отличающийся декоративной пышностью...

    Москва (энциклопедия)

  • - нары́шкинское барокко см. московское барокко...

    Москва (энциклопедия)

  • - общеевропейский стиль, распространённый в архитектуре Петербурга в первой половине - середине XVIII в. и обладающий рядом национальных особенностей...

    Санкт-Петербург (энциклопедия)

  • - заимствованное из историко-искусствостроведч. терминологии обозначение одного Из периодов развития античного искусства, а именно эллинистич. скульптуры и архитектуры. Как культурно-историч...

    Словарь античности

  • - БАРОККО - литературный стиль Европы конца XVI, XVII и части XVIII ст. Термин «Б.» перешел в науку о литературе из искусствознания...

    Литературная энциклопедия

  • - одно из основных стилевых направлений в искусстве Европы и Америки конца XVI-середины XVIII в. Барокко свойственны контрастность, напряженность, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности, к...

    Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

  • - , один из главенствующих стилей в европейской архитектуре и искусстве конца XVI - середины XVIII вв. утвердилось в эпоху интенсивного сложения наций и национальных государств и получило наибольшее...

    Художественная энциклопедия

  • - нары́шкинское баро́кко, условное название стиля русской архитектуры кон. 17 – нач. 18 в. Наиболее характерные постройки этого стиля были возведены в московских и подмосковных усадьбах бояр Нарышкиных...

    Художественная энциклопедия

  • - одно из главных стилевых направлений в искусстве Европы и Америки кон. XVI - сер. XVIII вв. Б. свойственны контрастность, напряженность, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности, к...

    Энциклопедия культурологии

  • - - художественный стиль конца XVI в. - середины XVIII в., родиной его является Италия...

    Энциклопедия моды и одежды

  • - зародившийся в Италии, один из главенствующих стилей в европейской архитектуре и искусстве конца XVI-середины XVIII веков. воплотило новые представления о единстве, безграничности и многообразии мира, о его...

    Архитектурный словарь

  • - условное название стиля московской архитектуры конца XVII в отличавшегося богатством резных украшений. Русскую архитектуру этого времени неправильно относят к барокко...

    Архитектурный словарь

  • - условное название стилевого направления в русской архитектуре кон. 17 - нач. 18 веков: светски-нарядные многоярусные церкви и светские здания с резным белокаменным декором, элементами архитектурного ордера...

    Архитектурный словарь

  • - осн. стилистич. направление в искусстве стран Европы и Америки кон. 16 - сер. 18 вв., пришедшее на смену стилю Ренессанс...

    Большой энциклопедический политехнический словарь

  • - - художеств. стиль, господствовавший в изобразит...

    Музыкальная энциклопедия

  • - ...

    Орфографический словарь русского языка

"нарышкинское барокко" в книгах

Барокко

Из книги Сальвадор Дали автора Нюридсани Мишель

Барокко

Из книги Путеводитель по картинной галерее Императорского Эрмитажа автора Бенуа Александр Николаевич

Барокко Если и является соблазн, не отрываясь, сейчас же довести до конца изучение венецианской живописи, то этому мешает наше незнакомство с дальнейшими условиями развития прочего итальянского искусства, повлиявшими отчасти и на Венецию. Мы подходим теперь к тому

Зал 12 Барокко

Из книги Домашний музей автора Парч Сусанна

Зал 12 Барокко

Барокко

Из книги Внутренняя отделка. Современные материалы и технологии автора

Барокко Если вы являетесь владельцем загородного дома, архитектурные элементы которого выполнены в стиле барокко, вы вполне можете оформить в этом стиле (рис. 3) и интерьер

Барокко

Из книги Новейшая энциклопедия правильного ремонта автора Нестерова Дарья Владимировна

Барокко Барокко – это дворцовый стиль и, как правило, его выбирают владельцы загородных домов, архитектурные элементы которых выполнены именно в этом

БАРОККО

Из книги Мир Софии автора Гордер Юстейн

Барокко

Из книги Другая история войн. От палок до бомбард автора Калюжный Дмитрий Витальевич

Барокко Ювелиры словом барокко называли нестандартные жемчужины. Оно стало синонимом всего странного, причудливого, необычного, вычурного, неестественного. Ж. Базен пишет, что стиль барокко вплоть до конца XIX века (во Франции даже до окончания Второй мировой войны)

ВЕК БАРОККО

автора Коллектив авторов

ВЕК БАРОККО

ВЕК БАРОККО

Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 3: Мир в раннее Новое время автора Коллектив авторов

ВЕК БАРОККО Базен Ж. Барокко и рококо. М., 2001.Вельфлин Г. Ренессанс и барокко. СПб., 1913.Всеобщая история архитектуры. М., 1969. Т. 7.Всеобщая история искусств. М., 1963. Т. 4.История искусств стран Западной Европы от Возрождения до начала 20 века. Живопись. Скульптура. Графика. Музыка.

Барокко

Из книги Эпоха религиозных войн. 1559-1689 автора Данн Ричард

Барокко Дать определение барокко чрезвычайно сложно. Барочное искусство и архитектура XVII в. характеризуются мощью, театральностью, энергией и прямым эмоциональным посылом, хотя, как мы видим, все эти качества проявляются в разных произведениях в той или иной мере. Между

Барокко

Из книги Популярная история музыки автора Горбачева Екатерина Геннадьевна

Барокко Барокко (итальянское barocco, буквально – «странный, причудливый»), одно из главных стилевых направлений в европейской и американской культуре конца XVI – XVIII века. Характерными чертами искусства данного периода являются грандиозность, пышность и динамика,

Что такое «нарышкинское барокко»?

Из книги Кто есть кто в мире искусства автора Ситников Виталий Павлович

Что такое «нарышкинское барокко»? На рубеже XVII–XVIII веков в Москве и Подмосковье появился ряд построек, стиль которых сильно отличался от привычной архитектуры того времени. Поскольку большинство церковных зданий было построено в имениях Нарышкиных, а архитекторами

Барокко

Из книги Краткий справочник необходимых знаний автора Чернявский Андрей Владимирович

Барокко Барокко - стиль в искусстве, развивавшийся в европейских странах в XVI–XVII вв. (в некоторых странах - до середины XVIII в.). Название происходит от итальянского Ьагоссо - причудливый, странный. Для барокко характерны драматическая патетика, склонность к заостренным

Барокко

Из книги Большая Советская Энциклопедия (БА) автора БСЭ

Барокко

Из книги Аэростат. Течения и Земли автора Гребенщиков Борис Борисович

Барокко Само слово «барокко» значит «жемчужина неправильной формы». Барокко, один из самых волшебных периодов европейской музыки, наступило после Возрождения; это же время принято называть эпохой Просвещения. Именно тогда общественное мнение склонилось к тому,

"Нарышкинское барокко" - термин условный. Возникло это направление на рубеже 17-18 веков. Московское "нарышкинское барокко" - исполнение причудливое и полное грации. По мнению многих исследователей истории искусств, оно сформировалось не как подражание Западу и некое "копирование" образцов архитектуры Европы. Этот стиль уникален и самобытен, он органично вписался в традиции древней архитектуры Руси. И воспринимается он как исконно русское явление в зодчестве. Архитектурный Западной Европы внес в него лишь некоторые, часто практически неуловимые элементы.

Зодчие того периода воплотили в своих творениях внутреннюю гармонию, мир. "Нарышкинское барокко" празднично, воздушно. Здания отличаются некой ажурной легкостью. При этом в западноевропейском стиле больше динамики, стремления охватить как можно больше пространства. Западноевропейское веяние отразилось, главным образом, в популярности орнаментов, округлых объемов.

Кроме всего прочего, "нарышкинское барокко" воплощает контраст двух тонов. Зодчие используют белокаменный узор на красно-кирпичном фоне, применяют полихромные изразцы. Для памятников зодчества того времени очень характерны полигональные (многоугольные) или исключительная декоративность, воплощающая традиции "травяного орнамента" и "русского узорочья". Это можно увидеть в иконостасах, кафедрах, позолоченных ложах, расписанных в соответствующей торжественности.

Первые храмы в этом стиле появились в усадьбах ближайших родственников царя Петра Первого по линии его матушки. Дядя императора, Лев Нарышкин, стал вдохновителем церковных построек. Управляющий дипломат, боярин, он стал заказчиком церкви Покрова в Филях, Спаса в Уборах, Троицы в Троице-Лыкове.

Наиболее талантливо воплотил идеи "нарышкинского барокко" зодчий-самородок, крепостной из Подмосковья, Яков Бухвостов.

Самым ярким памятником стала церковь Знамения Пресвятой Богородицы. Она была возведена в конце 1680-го - начале 1690-го года в усадьбе Нарышкина. Как и прочие постройки, церковь представлена в виде храма-колокольни. Поразительно великолепие белокаменного убранства постройки. Мастера зодчие создали восхитительный филигранный рисунок ажурных парапетов и Сказочную легкость церкви придают кресты, белый камень и красный кирпич фасадов, оригинальная конструкция ярусного здания. В этой постройке "нарышкинское барокко" было воплощено во всей своей красе. Здесь присутствует симметричная композиция сооружений, резные фронтоны, объемные оконные и дверные проемы. Храм выглядел очень нарядно и празднично.

Интерьер постройки, к сожалению, не сохранился. А после закрытия в 1929-м году само здание было несколько изменено. Советские руководители размещали в церкви столовую и больницу. В 1930-м году были сломаны флигели, а вдоль улицы возведено новое здание для размещения расширявшейся больницы. Впоследствии здание церкви пострадало еще больше во время Великой Отечественной (рядом взорвалась бомба).

Сегодня храм возвращен верующим. Однако здание требует серьезной реставрации. Следует отметить, что постройка располагается в уникальном месте. Здесь царит дух непрерывной истории.

Проведенные в этих местах свидетельствуют о том, что именно здесь мог находиться опричный двор Ивана Грозного. Известно, что государство, в том числе и сама Москва, была разделена царем на земщину и опричнину. К своим опричным владениям Грозный отнес западную территорию города. Сам же государь поселился недалеко от будущей церкви Знамения.

Следует также отметить, что от названия храма берут начало названия и нескольких улиц Москвы. К ним, в частности, относят Знаменку, а также Знаменский малый и Большой переулок.

Нарышкинским (Московским) барокко условно называют стиль в русской архитектуре рубежа XVII – XVIII веков. Условно потому, что исследователи до сей поры не могут сойтись во мнении, стиль это или региональное течение. Однако большинство из них всё-таки склоняется к тому, что и нарышкинское барокко можно и нужно рассматривать как стили, не имеющие аналогов среди других архитектурных стилей. По мнению академика Д. С. Лихачёва, нарышкинское барокко – «абсолютно своеобразное, уникальное национально-русское явление», «самое яркое» в русском зодчестве рубежа XVII – XVIII столетий.

История стиля

Заимствуя формы фасадного декора различных течений и стилей (балюстрады, фронтоны, колонны, барельефы, раковины), зодчие оставались верны канонам русского формосложения. Они не нарушали ясного членения пространства. Это объясняется ещё и вышедшим указом Никона, касающимся унификации формы храмов (т.н. освящённое пятиглавие). В связи с этим именно многообразие и варьирование декора стало основным, знаковым для нарышкинского стиля.

Для зданий московского барокко характерна двойственная масштабность. Это сочетание гигантского, устремлённого вверх и второго – миниатюрно-детального. Подобная традиция нашла продолжение и далее во многих архитектурных проектах первой половины XVIII столетия.
Экстерьер

В декоре фасадов зодчими использовалась орнаментная лепка с элементами традиционного русского колорита.

Стараниями Петра Нарышкина русские зодчие намеренно избегали применения мистических символов и знаков, характерных для европейского барокко. В его усадьбах мастера строили храмы, в отделке которых преобладал местный колорит. Ярким примером тому служат замечательные памятники: церковь Покрова Богородицы в Филях, Новодевичий монастырь, церковь Троицы в Троице-Лыкове и др. Для них характерны декоративность, нарядность, светская жизнерадостность, контрастное сочетание красно-кирпичных стен и белых резных элементов.

Яркий пример нарышкинского барокко – колокольня Новодевичьего монастыря.

Здесь можно увидеть стройный многоярусный столп звонницы и колокольню, состоящую из шести восьмёриков, различных по высоте и диаметру. Все ярусы, различные по архитектуре, постепенно уменьшаются ввысь, образуя в целом выразительную 72-метровую вертикаль.

Во всех нарышкинских строениях проявляется манерность, театральность стиля. Это выражается в таких деталях, как:

  • ничего не закрывающие карнизы;
  • ничего не держащие кронштейны,
  • непонятные колонны;
  • изразцы, пилястры, фронтоны и т.д.

Кстати, все элементы декора не излишне вычурны. Они не кричат о себе, не вызывают, как в европейском барокко, а всего лишь тонко напоминают о себе. Это отличительная черта экстерьера зданий в нарышкинском стиле.

Интерьер

В интерьерах храмов также превалируют традиции русского узорочья и травный орнамент: используется двуцветная контрастность, полихромные изразцы и позолоченная резьба.

Типичный для Европы стиль барокко здесь минимален. В этом своеобразность русского барочного стиля.

Если заглянуть, к примеру, в храм Покрова в Филях, то можно отметить интересные особенности. Сразу же бросаются в глаза:

  • Пространственная высота и сложность конфигурации, которые зрительно создаются благодаря многоярусности строения.
  • Отсутствие живописи на белых стенах.
  • Использование деревянной резьбы как главного украшения зала. Причём резьба была объёмной, скульптурной и отличалась от фламандской или белорусской.
  • Обильная освещённость помещений.
  • Пол, выложенный из дубовых плах.
  • Массивный, нарядный светильник-паникадила в виде пышной цветочной гирлянды.
  • Богатый репертуар орнаментов.
  • Резной золочёный иконостас, имеющий ступенчатую форму; каждая икона – в своей раме, очень высокой, с причудливой резьбой.
  • Царские ложи, служившие моленным местом семьи Нарышкиных.

Расписывать стены нарышкинских храмов стали позже, за три столетия роспись менялась несколько раз.

В целом бросается в глаза торжественная декоративность, одновременно радостный и мирской характер храмовой архитектуры, что отличает нарышкинский стиль от традиционного русского зодчества.

Деятели

В создании архитектуры нарышкинского барокко (в отличие, к примеру, от петровского) приняли участие русские мастера, причём из простого люда.

Это во многом и определило специфику стиля, ориентированную на древнерусские традиции построения зданий, и дополненные деталями, заимствованными из западноевропейского зодчества.

Среди русских мастеров эпохи барокко значатся имена двух крепостных мастеров:

  • Пётр Потапов , крепостной зодчий (Успенская церковь на Покровке); его мастерством восхищались даже Растрелли и Василий Баженов. Сам Наполеон восторгался живописностью Успенского храма. Во время Отечественной войны 1812 года он выставил вблизи церкви охрану, чтобы уберечь её от пожара. При этом Кремль он приказал сжечь.
  • (церковь в Троице-Лыково и ещё 6 храмов), гениальный зодчий, самородок из народа. Именно он считается создателем нового русского стиля в архитектуре.

Удивительно, что Пётр Нарышкин не привлекал западных мастеров. Это был настоящий русский человек, желавший увековечить и развить отечественные традиции, а заодно показать, что «может собственных Платонов… российская земля рождать».

Рождение русского барокко

Выводы

Нарышкинское барокко – уникальное явление в русском зодчестве, не похожее ни на одно из мировых архитектурных стилей. Этот самобытный стиль вобрал в себя всё лучшее, что было в отечественной и западной архитектуре. К сожалению, после 1710-х годов подобные храмы больше не строились. Однако ещё до конца столетия в работах русских зодчих чувствуется влияние нарышкинского стиля и даже образуются его ветви (Строгановская ветвь).

И по сей день нарышкинское барокко украшает множество городов, а в небольших деревеньках можно встретить так называемый . А более элитные постройки представлены во шале, который отражается не только в архитектуре, но и прекрасен в интерьерах.

План
Введение
1 Название
2 Предпосылки к возникновению
3 Особенности
4 Постройки
5 Значение для русской архитектуры
6 Список построек
7 Значительные архитекторы
8 Интересные факты
Список литературы

Введение

Нарышкинское или московское барокко представляет собой условное название специфического стилевого направления в русской архитектуре конца XVII - начала XVIII вв., начального этапа в развитии архитектуры русского барокко. Своим названием архитектурное течение обязано молодому, ориентированному на Западную Европу боярскому роду Нарышкиных, в чьих московских и подмосковных имениях были построены церкви с некоторыми элементами нового для России того времени стиля барокко.

Главное значение нарышкинского стиля состоит в том, что именно он стал связующим звеном между архитектурой старой патриархальной Москвы и новым стилем (петровским барокко) возводимого в западноевропейском духе Санкт-Петербурга. Существовавший одновременно с нарышкинским, более близкий к западноевропейскому барокко голицынский стиль (здания, возведённые в нём, иногда причисляют к нарышкинскому стилю либо используют для них обобщённое понятие «московское барокко») оказался лишь эпизодом в истории русского барокко и не смог сыграть подобной важной роли в истории русского зодчества.

1. Название

Название «нарышкинский» закрепилось за стилем после пристального изучения в 1920-е гг. Церкви Покрова, построенной в принадлежавших в конце XVII в. Нарышкиным Филях. С тех пор нарышкинскую архитектуру иногда называют «нарышкинским», а также, учитывая основной район распространения этого явления, «московским барокко». Однако возникает определённая сложность при сопоставлении этого архитектурного направления с западноевропейскими стилями, и связана она с тем, что, стадиально соответствуя раннему возрождению, нарышкинский стиль со стороны формы не поддаётся определению в категориях, сложившихся на западноевропейском материале, в нём присутствуют черты как барокко, так и ренессанса и маньеризма. В связи с этим предпочтительнее использовать имеющий длительную традицию употребления в научной литературе термин «нарышкинский стиль».

2. Предпосылки к возникновению

В XVII в. в русском искусстве и культуре появилось новое явление - их обмирщение, выражавшееся в распространении светских научных знаний, отходе от религиозных канонов, в частности, в зодчестве. Примерно со второй трети XVII в. начинается формирование и развитие новой, светской, культуры.

В архитектуре обмирщение выражалось прежде всего в постепенном отходе от средневековых простоты и строгости, в стремлении к внешней живописности и нарядности. Все чаще заказчиками строительства церквей становились купцы и посадские общины, что играло важную роль в характере возводимых построек. Был возведён ряд светски нарядных церквей, что однако не находило поддержки в кругах церковных иерархов, которые сопротивлялись обмирщению церковного зодчества и проникновению в него светского начала. Патриарх Никон в 1650-е годы запретил строительство шатровых храмов, выдвинув взамен традиционное пятиглавие, что способствовало появлению ярусных храмов.

Однако влияние светской культуры на русское зодчество продолжало усиливаться, в него также фрагментарно проникали некоторые западноевропейские элементы. Однако после заключения Россией Вечного мира с Речью Посполитой в 1686 г. это явление приобрело больший размах: установившиеся контакты способствовали масштабному проникновению польской культуры в страну. Это явление не было однородным, поскольку тогда восточную окраину Речи Посполитой населяли близкие по культуре православные украинский и белорусский народы, и часть культуры, в том числе и сугубо национальных элементов, заимствовалась от них. Соединение особенностей различных стилей и культур, а также определённое «переосмысление» их русскими мастерами и определило специфичный характер нового возникнувшего архитектурного направления - нарышкинского стиля .

3. Особенности

Нарышкинский стиль сочетает в себе черты русской архитектуры с элементами центральноевропейского, прежде всего украинского барокко, элементами «больших» европейских стилей, таких как ренессанс и маньеризм, белорусских ремесленных промыслов, прежде всего, израцового дела. Основным источником заимствований служило расположенное за западными рубежами России Великое княжество Литовское. Таким образом, на российской почве возник достаточно самобытный стиль, который, будучи основанным в значительной степени на национальных традициях зодчества, органично вписывался в местную архитектуру того времени, привнеся в то же время в строительное искусство России новые черты. Стиль стал весьма произвольной адаптацией барокко для России, в отличие от построек петровского барокко.

Лучшими образцами нарышкинского стиля считаются появившиеся центрические ярусные храмы, хотя параллельно с этой новаторской линией возводилось множество традиционных, бесстолпных, перекрытых сомкнутым сводом и увенчанных пятью главами церквей, обогащённых новыми архитектурными и декоративными формами - прежде всего, заимствованными из западноевропейской архитектуры элементами ордера, обозначившими тенденцию перехода от средневековой безордерной к последовательно ордерной архитектуре. Для нарышкинского стиля также характерна двуцветность сочетания красного кирпича и белого камня, использование полихромных изразцов, позолоченной деревянной резьбы в интерьерах, следующих традициям «русского узорочья» и «травяного орнамента». Сочетание красных кирпичных стен, отделанных белым камнем или гипсом, было характерно для зданий Нидерландов, Англии и Северной Германии.

Построенные в нарышкинском стиле здания нельзя назвать подлинно барочными в западноевропейском понимании. Нарышкинский стиль в своей основе - архитектурной композиции - оставался русским, и только отдельные, зачастую едва уловимые элементы декора заимствовались из западноевропейского искусства. Так, композиция ряда возведённых церквей противоположна барочной - отдельные объёмы не сливаются в единое целое, пластично переходя друг в друга, а поставлены один на другой и жёстко разграничены, что соответствует принципу формосложения, типичному для древнерусского зодчества. Иностранцами, равно как и многими россиянами, знакомыми с западноевропейскими образцами барокко, нарышкинский стиль воспринимался как исконно русское архитектурное явление.

4. Постройки

Одни из первых построек в новом стиле появились в московских и подмосковных имениях боярской семьи Нарышкиных (из рода, которых происходила мать Петра I, Наталья Нарышкина), в которых были возведены светски-нарядные многоярусные церкви из красного кирпича с некоторыми белокаменными декоративными элементами (яркие примеры: Церковь Покрова в Филях, 1690-93 гг., церковь Троицы в Троице-Лыкове, 1698-1704 гг.), которым свойственны симметричность композиции, логичность соотношений масс и размещения пышного белокаменного декора, в котором свободно истолкованный ордер, заимствованный из западноевропейской архитектуры, служит средством зрительно связать многосоставный объём постройки.

«Церковь Покрова в Филях... - лёгкая кружевная сказка... чисто московская, а не европейская красота... Оттого-то стиль московского барокко имеет так мало общего с барокко западноевропейским, оттого он так неразрывно спаян со всем искусством, непосредственно ему на Москве предшествовавшим, и оттого для каждого иностранца так неуловимы барочные черты... Покрова в Филях или Успения на Маросейке, кажущихся ему совершенно такими же русскими, как и Василий Блаженный».
Игорь Грабарь, русский искусствовед

Церковь Покрова в Филях построена по принципам формосложения, типичным для русской архитектура XVII в., представляя собой ярусный пятиглавый храм, в котором жёстко разграниченный объёмы колокольни и церкви расположены на одной вертикальной оси, так называемый восьмерик на четверике. Четверик, окружённый полукружиями апсид - собственно сама церковь Покрова, а расположенный выше, на следующем ярусе, восьмерик - церковь во имя Спаса Нерукотворного, перекрытая восьмилотковым сводом. На нём возвышается ярус звона, выполненный в форме восьмигранного барабана и увенчанный ажурной позолоченной гранёной главой-луковкой, в то время как оставшиеся четыре главы завершают апсиды церкви. У основания церкви расположены гульбища, окружающие церковь просторные открытые галереи. В настоящее время стены храма выкрашены в розовый цвет, подчёркивающий белоснежные декоративные элементы постройки.

Аналогичные черты имеет полностью белоснежная церковь Троицы, расположенная в другой усадьбе Нарышкиных, Троице-Лыково, и возведенная Яковом Бухвостовым. С именем это крепостного по происхождению зодчего связаны и многие другие постройки в нарышкинском стиле. Показательно, что в постройках Бухвостова присутствуют элементы намеренно введённого западноевропейского ордера (соответствующая терминология используется и в подрядной документации), однако применение им ордерных элементов отличается от принятого в европейской традиции: главным несущим элементом, как и в древнерусской архитектурной традиции, остаются стены, почти исчезнувшие из виду среди многочисленных элементов декора.

Ещё одним выдающимся строением в нарышкинском стиле являлась построенная крепостным зодчим Петром Потаповым для купца Ивана Матвеевича Сверчкова тринадцатиглавая Успенская церковь на Покровке (1696-99 гг.), которой восхищался Бартоломео Растрелли-мл., а Василий Баженов ставил её в один ряд с храмом Василия Блаженного. Церковь была настолько живописна, что даже Наполеон, распорядившийся взорвать Кремль, выставил возле неё специальную охрану, дабы она не была поражена начавшимся в Москве пожаром. До настоящего времени церковь не дошла, поскольку была разобрана в 1935-36 гг. под предлогом расширения тротуара.

Само понятие «нарышкинское или московское барокко» довольно условно. Не смотря на то, что общепризнанного архитектурного стиля с таким названием не существует, знатоки прекрасно понимают, о чем идет речь. Этот стиль наиболее ярко проявил себя в тридцатилетний период с конца 17 до начала 18 веков, причем затронул он не только московский регион, но и весьма удаленную от центра периферию. Впоследствии нарышкинское барокко переживало период возрождения уже в 20-м веке, в частности элементы, свойственные этому стилю можно обнаружить в оформлении Комсомольской кольцевой станции московского метрополитена, здания гостиницы Ленинградская, в архитектуре и декоративном оформлении здания Казанского вокзала.

Нарышкинскому барокко характерны ярусность, центричность, а также равновесие и симметрия, наличие белых элементов на красном фоне. Большинство известных памятников архитектуры, относящиеся к нарышкинскому барокко, демонстрируют заимствованность форм от западноевропейских объектов архитектуры, относящихся к барокко и позднему ренессансу: это и разорванные фронтоны, и балюстрады с вазами, и спиралевидные колонны, а также геммы, раковины, маскароны, картуши.

Расцвет стиля нарышкинское барокко отмечен строительством всем известной церкви Покрова в Филях, Новодевичьего монастыря и Спасской церкви в Уборах. Колокольня Новодевичьего монастыря многими специалистами признается образцом нарышкинского стиля. Одними из последних были возведены церкви Иоанна Воина на Якиманке и Ризположения на Донской. Искусствоведы отмечают в архитектуре этих объектов следы заката стиля, выраженные в более плоских деталях, бледности и невыразительности цвета в сравнении с более ранними объектами. В декоративном оформлении этих объектов можно заметить проявление уже других стилей.

  1. Живопись Киевской Руси 11 в.

ряду изобразительных искусств Киевской Руси первое место принадлежит монументальной живописи – мозаике и фреске. Систему росписи культового здания, как и сам тип здания, русские мастера восприняли от византийцев.Но, как и в архитектуре, в русской живописи рано начинается переработка византийской т Мозаики и фрески Киевской Софии позволяют представить систему росписи средневекового храма, дошедшую до нас хотя и не целиком, но и в настоящем виде поражающую своей грандиозностью. Росписи служат не только украшением сводов и стен собора, но и воплощают идеи, заложенные в архитектурном замысле в целом. Метафизические идеи христианской религии живописцы облекали в человеческие образы, создавая впечатление, что «Бог с людьми пребывает», как некогда писали побывавшие в константинопольской Софии послы князя Владимира. Живопись должна была, как и во всех средневековых храмах, выражать связь небесного, горнего, с земным. Мозаикой, исполненной греческими мастерами и их русскими учениками, были украшены главные части интерьера: подкупольное пространство и алтарное. В куполе в окружении четырех архангелов – хранителей трона Всевышнего – изображен Христос Вседержитель (по-гречески Пантократор). В простенках между 12 окнами барабана помещены фигуры 12 апостолов, в парусах, поддерживающих купол, – евангелисты, на подпружных арках в медальонах – «40 мучеников севастийских».традиции. Языческое народное искусство влияло на сложение приемов древнерусской живописи.