Классицизм в архитектуре западной европы конспект урока. Архитектура барокко и классицизма в западной европе

Классицизм - стилистическое направление в европейском искусстве, важнейшей чертой которого было обращение к античному искусству как эталону и опора на традиции гармоничного идеала Высокого Возрождения. «…. . Оставим итальянцам Пустую мишуру с ее фальшивым глянцем. Всего важнее смысл; но, чтоб к нему прийти, Придется одолеть преграды и пути, Намеченной тропы придерживаться строго: Порой у разума всего одна дорога…. » Теоретиком раннего классицизма был поэт Никола Буало (1636 -1711) «любите мысль в стихах» , то есть эмоции подчиняются разуму. «Поэтическое искусство. » Никола Буало

Архитектура классицизма - «Строгий стиль» Характерные черты: Обращение к формам античной архитектуры – греческая ордерная система, строгая симметрия, чёткая соразмерность частей и их подчиненность общему замыслу. Простота и ясность форм. Спокойная гармония пропорций. Предпочтение прямым линиям. Ненавязчивый декор, повторяющий очертания предмета. Простота и благородство отделки. Практичность и целесообразность. Большой театр в Варшаве.

XVII в. - XVII в. Франция. Градостроительство. - создание крупного городского ансамбля с застройкой, осуществляемой по единому плану. Новые города возникают как поселения близ дворцов правителей Франции. - города проектируются в виде квадрата или прямоугольника в плане. Внутри них планируется строго регулярная прямоугольная или радиально кольцевая система улиц с городской площадью в центре. -ведется перестройка старых средневековых городов на основе новых принципов регулярной планировки. - В Париже строятся крупные дворцовые комплексы - Люксембургский дворец и дворец Пале-Ро-яль (1624, арх. Ж. Лемерсье). Саломон де Брос Люксембургский дворец в Париже 1615 -1621 Жак Лемерсье Пале-Рояль Париж 1624 -1645

Одним из выдающихся архитектурных сооружений этого времени стала резиденция французских королей в предместье Парижа – Версальский дворец. Версаль сооружался под руководством Людовика XIV с 1661 года. Франция. Главными создателями архитекторы Луи Лево и Жуль Ардуэн-Мансар, мастер садово-паркового искусства Андре Ленотр (1613 -1700) и художник Шарль Лебрен, участвовавший в создании интерьеров дворца.

Версаль - это селение в 24 километрах от Парижа. Первоначально оно было выбрано королем Людовиком XIII для строительства скромного охотничьего замка. Король желал предаваться здесь своей излюбленной страсти - охоте. Его сын, Людовик XIV, тоже был заядлым охотником, однако он связывал с этим местом куда более честолюбивые планы. Недовольный прочими своими дворцами (среди которых были и Лувр, и Тюильри), он в 1660 году принял решение перестроить Версаль в роскошный дворцово-парковый ансамбль. Здесь все должно было поражать великолепием, да и размахом - ведь король хотел, чтобы, в конце концов, здесь разместился весь королевский двор.

Особенности построения ансамбля - строго упорядоченная централизованной система. Ансамбль королевского дворца в Версале строился в несколько приемов, начиная с первой половины XVII в. , а свое завершение он получил в 1679 г. К Версальскому дворцу, расположенному на возвышении (господство), сходятся три широких прямых лучевых проспекта города, образующих трезубец. Средний проспект трезубца ведет в центр Парижа (Авеню де Пари), два других - в королевские дворцы Сен-Клу (Авеню де Сен-Клу) и Со (Авеню де Со), как бы связывая главную загородную резиденцию областями страны.

план Версаля включает в себя протяженный главный дворец; два парадных двора; одноэтажный дворец Большой Трианон; три расходящихся лучами от главного дворца проспекта; аллеи; бассейны; каналы; фонтаны. центром всей архитектурной планировки Версаля служит королевский дворец.

Интерьеры Большого дворца Зеркальная галерея театр Версаля Лестница королевы Помещения дворца отличались роскошью и разнообразием отделки. Дорогие отделочные материалы (зеркала, чеканная бронза, ценные породы дерева), широкое применение декоративной живописи и скульптуры - все это рассчитано на впечатление ошеломляющей парадности. В Зеркальной галерее в сияющих серебряных люстрах зажигались тысячи свечей и шумная красочная толпа придворных наполняла дворцовые анфилады, отражаясь в высоких зеркалах.

Аллегорические композиции на мифологические темы, прославляющие царствование «Короля-солнце» Людовика XIV Золотой плафон в зеркальной галереи. Шарль Лебрен.

Спальня короля Спальня королевы Спальня короля расположена в центральной части дворца и обращена окнами в сторону восходящего солнца. С балкона открывался взор на Версальский парк.

Парк Версаля служил великолепной "сценической площадкой" для красочных и пышных зрелищ - фейерверков, иллюминаций, балов, спектаклей, маскарадов. От дворца спускаются вниз террасы Версальского парка, удаляются к Большому каналу аллеи. Фонтаны, скульптурные группы, рельефные композиции довершают украшение парка. Скульптурные группы образуют сложные и красивые сочетания с разнообразными фонтанами и бассейнами.

Андре Ленотр из семьи королевских садовников навеки вошел в историю как один из лучших мастеров ландшафтного искусства. Кроме Версаля он создал, например, парк Тюильри в Париже, сады замка Шантийи, Марли вблизи Лондона и Во-ле-Виконт, который заказал ему министр финансов Фуке. Увидев этот парк Луи XIV был восхищен и обижен, что его подданный имеет сад, какого нет даже у короля. Поэтому Фуке вскоре был арестован, а Ленотр получил заказ на создание истинно королевского парка, какого нет нигде в мире.

«Фонтан Латоны» - украшен скульптурами богини Латоны с Аполлоном и Дианой, восседающих на концентрически поставленных в виде пирамиды бассейнах.

Образцом зрелого французского классицизма XVII в. является Лувр - королевский дворец в Париже. Раскинувшийся на 173 м в длину, украшенный на уровне двух этажей массивной колоннадой и выступающими в середине и по углам фасада ризалитами в виде классических портиков, он производит впечатление мощи и сурового величия, выражая идею незыблемости закона и порядка.

В середине XVIII в. классицизм во Франции переживает свое второе рождение. Всплеск повышенного интереса к древности подкрепляется открытием замечательных памятников художественной культуры во время раскопок некогда засыпанных при извержении вулкана древних городов. Неоклассицизм Ярким представителем Его взгляды на классицизм нашли «нового» классицизма в архитектуре является Жак-Анжи выражение в Малом Трианоне - загородном дворце французского короля в Габриэль. Версале, напоминающем, скорее, небольшой особняк. Беседка в Малом Трианоне. Высокие колонны коринфского ордера, поставленные на цоколь, объединяют два этажа. Здание имеет плоскую крышу, заканчивающуюся балюстрадой. Строгая гармония и простота соединяются в нем с ощущением спокойного достоинства.

Площадь Согласия. Жан Анж Габриэль. Площадь Людовика XV 1759 -1779. Париж. Новые градостроительные задачи, выдвинутые временем находят воплощение в творчестве Габриэля. Прямоугольная в плане площадь связана с городом лучами трех аллей. С двух сторон ее окружают зеленые массивы садов Тюильри и Елисейских полей, с третьей - река. Замыкают ансамбль два здания, крыльями охватившие площадь с четвертой стороны.

Ампи р (от фр. empire - империя) - стиль в архитектуре и искусстве завершающий эволюцию классицизма. Ампир - монументальный стиль, сложившийся во Франции в годы расцвета империи Наполеона (1799 -1815). Основной тенденцией того времени было тотальное подражание формам искусства позднего Рима. Стиль ампир торжественен, официален, иногда театрален. Ярче всего он проявился в оформлении резиденций Наполеона и его свиты, откуда быстро проник в аристократическую среду Франции и дворы крупнейших европейских монархов. Пьер Франсуа Монар, Шарль Персье. Тронный зал (фрагмент). 1807. Замок Фонтенбло

Якоб Десмалтер. Спальня императрицы Жозефины. 1804. Дворец Мальмезон Франсуа Моэнш. Спальня наполеона / 1808/ Замок Фонтенбло

Мост Аустерлиц. Длина моста - 200 м, ширина - 32 м. Назван в честь победы, одержанной армией Наполеона I над русскими и австрийскими войсками 2 декабря 1805 г. под деревней Аустерлиц. На орнаментах, украшающих мост, выгравированы фамилии французских военачальников, убитых в битве при Аустерлице. Париж на две части разделяет река Сена. 38 мостов, перекинуты через нее, расстояние между которыми около полкилометра.

Жюль Ардуэн-Мансар Площадь побед в Париже Начата в 1684 Вандомская площадь 1687 -1720 Жюль Ардуэн-Мансар, Либераль Брюан Ансамбль Дома инвалидов в Париже Жюль Ардуэн-Мансар Собор Инвалидов 1679 -1706 Вопрос: В жилой архитектуре имя Мансара увековечено изобретённым им элементом. Каким?

В 1630 г. Франсуа Мансар ввел в практику строительства городского жилища высокую изломанную форму крыши с использованием чердака под желье. Устройство, получившее по имени автора название "мансарды".

Задание на дом Гл. 7, творческая мастерская упр3 стр73 Сравните оформление внутреннего убранства (интерьеры) галереи Франциско I в Фонтенбло и Зеркальной галереи Версаля.

Барокко связано с католической церковью даже раннее название этой архитектуры звучало как «иезуитский стиль». Более сдержанный классицизм более подходил для протестантских стран, хотя одной из стран рождения стиля наряду с Англией была Франция.

Если готика выражала мистицизм, барокко – экспрессию, то классицизм – это воплощение рационализма. Андреа ди Пьетро, получивший псевдоним Палладио (1508-1580), написал четыре книги об архитектуре, где изложил им самим сформулированные принципы архитектурной композиции. Обращение к формам античного зодчества как к эталону гармонии, простоты, строгости, логической ясности и монументальности было велением времени и привлекало многих из итальянских архитекторов, достаточно вспомнить Брунеллески. Но Палладио оказался верен принципам античности в значительно большей степени.

Архитектуре классицизма в целом присуща регулярность планировки и четкость объемной формы. Гармония здания основана на высоких стилобатах и больших ордерах. Стилобат в античной архитектуре – нижняя часть здания, основание, на котором стоит колоннада. Палладио назвал основными признаками классического строения ордер, симметрично-осевые композиции и сдержанность декора.

Классицизм имел национальные особенности. Иниго Джонс в Англии был ближе к образцам Палладио. Во Франции влияние итальянского барокко и местных традиций готики оказалось сильнее в творчестве Никола Франсуа Мансар.

Иниго Джонс (1573-1652) построил королевский дворец в Гринвиче, украшенный винтовой «тюльпановидной» лестницей, поднимающейся прямо к окулюсу, перекрытому стеклянной рамой. Наиболее полно дает представление о стиле Джонса Уилтонское поместье. Ряд архитектурных находок Джонса скопированы Дж. Кемероном в Царском Селе в России. Другой последователь ПалладиоКристофер Рен (1632-1723) изучал ориентацию столбов Стоунхенджа и сформулировал идею строгой ориентации городских улиц по сторонам света. Он автор нынешней версии собора Св. Павла на Ковент-Гарден.Уильям Кент (1684-1748) заложил основы ландшафтного английского парка.

Французскому архитектору Никола Франсуа Мансару (1598-1666) принадлежит разработка нового типа городского жилища для знати – «отеля» – с уютной и комфортабельной планировкой, включающей вестибюль, парадную лестницу, ряд анфиладно расположенных помещений, часто замкнутых вокруг внутреннего дворика. Особенностью отелей Мансара являются высокие крыши, под которыми устраивалось дополнительное жилое помещение. Дворец Мезон-Лаффит под Парижем является образцовым творением архитектора.

Новаторство соседствовало у Мансара и бесцеремонным отношением с бюджетом строительство. Со временем он оказался не по карману даже королю Франции. Поэтому конкурс проектов для строительству Версаля выиграл Луи Лево. Ему принадлежат идея свободно формируемого жилого пространства анфиладных комнат за счет многочисленных межкомнатных дверей, которые можно по воле хозяев открывать или замыкать (впервые использовано в проекте отеля Ламбер), что стало характерной чертой городских построек XVIII-ХХ вв. Лево – главный архитектор Версаля.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

к уроку МХК в 11 классе Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы МБУ «Мстерская средняя общеобразовательная школа Вязниковского района Юсова Ирина Викторовна

Основные черты архитектуры классицизма «Сказочный сон» Версаля Ампир

Греческая ордерная система Строгая симметрия Чёткая соразмерность частей композиции и их подчиненность общему замыслу Простые и ясные формы Спокойная гармония пропорций Прямые линии Ненавязчивый декор, повторяющий очертания предмета Простота и благородство отделки Практичность и целесообразность

Версаль – сказочный сон, поражающий своим великолепием фасадов и блеском декоративного убранства интерьеров. Он стал зримым воплощением парадно-официальной архитектуры классицизма, выразившим идею рационально устро -енной модели мира. «Сказочный сон»

Историческая справка Старейшая деревня Иль-де-Франс Версаль упоминается в исторических документах уже с XI века. Это даже и не деревня, а очень скромная деревушка, приютившаяся у холма. Таких вокруг столицы было разбросано много. Версаль пересекала дорога, ведущая из Нормандии а Париж, до которого отсюда было 18 км. Деревня вошла в историю в конце XVI века, когда в здешнем замке в 1570 году остановился по пути на встречу с Екатериной Медичи Генрих IV – будущий король Франции. Уже став королем, именно сюда он приезжал охотиться.

Людовик XIII В 1606 году на своей первой охоте в Версале был сын Генриха IV, будущий король Людовик XIII, которому нравилось уединяться здесь с несколькими близкими друзьями. В этих местах он захотел поставить скромный охотничий домик, где можно было бы с большими удобствами обставить недолгие часы своих развлечений

Судьба Малого замка В 1624 году король купил болотистую землю, окруженную полями. На месте будущего дворца тогда возвышалась только ветряная мельница. Вскоре началось спешное строительство, но возводившийся замок был настолько мал и скромен, что в нем не были даже предусмотрены комнаты для королевы-матери и для королевы-жены. После смерти Людовика XIII замок долгое время пустовал: Людовику XIV, наследнику и будущему королю, было всего 5 лет Но в 1661 году, как только новый король провозгласил «Государство – это я», начался «век Людовика Великого».

Людовик XIV Осознав себя королем, Людовик XIV тотчас же стал мечтать о собственном дворце. После долгих раздумий и сомнений выбор короля пал на замок Венсен, но вдруг неожиданно ему король предпочел Версаль с его небольшим охотничьим домиком. Замок Людовика XIII не был унич- тожен, Людовик-сын решил, что Малый замок строители должны сохранить в неприкосновенности. Людовик XIV часто наведывался в Версаль, где забывал о своем королевском сане и резвился как ребенок.

Зодчие Версаля Среди архитекторов королевства был объявлен конкурс на лучший проект обновления маленького охотничьего замка. Вскоре архитектором Версаля был назначен Л.Лево, и вообще Людовик XIV (за свой счет) нанял Лево – «первого архитектора короля», Ш.Лебрена – «первого живописца короля» и А.Ленотра – «первого королевского садовника». Вскоре эта творческая группа приступила к работе. В создании архитектурного облика Версаля участвовали зодчие: - Луи Лево (1612-1670) - Жюль Ардуэн Мансар (1646-1708) - Андре Ленотр (1613-1700)

Средоточие – дворец, к которому ведут 3 сходящихся лучами подъездных проспектов Фасад представлен 3 этажами

Изобилие скульптурных украшений Богатый декор в виде позолоченной лепки и резьбы Множество зеркал Изысканная мебель Мраморная плитка с чёткими геометрическими рисунками Бронзовые люстры Зеркальная галерея Парк

Зеркальная галерея

Зеркальная галерея Самое парадное помещение Большого Версальского дворца – это Зеркальная галерея. В этом зале отмечались дни рождения короля, совершались бракосочетания, устраивались балы, здесь принимали иностранных послов. Зеркальную галерею называют чудом Версаля. Вид этого салона просто захватывает дух: галерея ошеломляет сразу и размерами, и колоритом, расточительной роскошью убранства, а в погожие солнечные дни – переизбытком света и воздуха. При украшении Зеркальной галереи расчет сознательно был сделан на то, чтобы именно ошеломить роскошью и великолепием. Зеркальная галерея - это не просто зал. Это огромный проспект, длина которого 73 метра, а ширина – 10,5 метра.

Интерьер спальни

Регулярные (французские) парки подчиняли природу воле и замыслу художника Версальский парк поражает четкостью и рациональной организацией пространства, его рисунок точно выверен архитектором (А. Ленотром) с помощью циркуля и линейки

Версаль – это богатство Франции, которое со временем все возрастает. Этим сокровищем Франция гордится, оно составляет ее славу. В 1830 году версальский ансамбль был превращен в Национальный музей Франции, а наш век причислил его к феноменам мировой художественной культуры.

Ампир Ампир, или "Стиль империи" (франц. Empire - империя от лат. imperium - командование, власть) - исторический художественный стиль, впервые сложившийся во Франции в начале XIX в.

Ампир относится к так называемым «королевским стилям», которые можно характеризовать театральностью в оформлении архитектурных построек и внутренних интерьеров. Особенность архитектурного ампира заключается в обязательном наличии колонн, пилястров, лепных карнизов и других классических элементов, а также мотивов, репродуцирующих практически без изменений античные образцы скульптуры, подобные грифонам, сфинксам, львиным лапам и тому подобным скульптурным конструкциям. Данные элементы располагаются в ампире упорядоченно, с соблюдением равновесия и симметрии. Художественный замысел стиля с его массивными лапидарными и монументальными формами, а также богатым декорированием, содержанием элементов военной символики, прямым влиянием художественных форм прежде всего Римской империи, а также Древней Греции и даже Древнего Египта, был призван подчёркивать и воплощать идеи могущества власти и государства, наличия сильной армии[ Вандомская колонна. Париж

Спасибо за внимание!

Использованные ресурсы: http://ru.wikipedia.org/wiki/%C0%EC%EF%E8%F0 http://arkhi.net/?p=31 http://genaistoriya.ucoz.ru/load/mirovaja_khudozhestvennaja_kultura_11_klass/klassicizm_v_arkhitekture_zapadnoj_evropy/5-1-0-207 http://moruss.ucoz.ru/load/mkhk/prezentacii/klassicizm_v_arkhitekture_zapadnoj_evropy/20-1-0-102 http://www.myshared.ru/slide/86247/


  • Новотроицкая СОШ.
  • Выполнила: ученица 11 класса
  • Ламонова Светлана.
  • Руководитель: учитель МХК:
  • Черкасова Р.А.
  • 2009 год.
  • Классицизм, как направление, впервые было упомянуто итальянскими мыслителями, однако свое развитие он получил во Франции, которая и считается его родоначальницей. Французский классицизм, сохраняя верность всем основным принципам этого направления, был не менее роскошен и великолепен, чем все остальное, к чему только прикасалась рука французских мастеров.
  • В отличие от него, классицизм в Германии стал куда более аскетическим направлением, пропагандирующим свободу пространства, прочно подогнанные формы и четкие, строгие силуэты. Это истинное царство рассудка, разума во всем, особенно в архитектуре.
  • Надо сказать, что русский классицизм сумел сочетать в себе черты всех вышеупомянутых направлений, добавив к ним свои неповторимые особенности. Как и все, что проходит через призму восприятия русских деятелей искусства и культуры, классицизм стал более «жизненным» и менее статичным в отечественной архитектуре и скульптуре. Кроме того, именно с классицизма начинается взлет русской науки и просвещения. Именно поэтому мы можем утверждать, что ни в одной другой стране Европы классическая идеология не оставила настолько четкого следа, как в России. Здесь с этим направлением связано появление просветительских учреждений, развитие археологии, истории, переводческой деятельности.
  • Расцвет русского классицизма относится к последней трети 18-1-й трети 19 вв., хотя уже в начале 18 в. отмечено творческим обращением (в архитектуре Петербурга) к градостроительному опыту французского классицизма 17 в. (принцип симметрично-осевых планировочных систем). Русский классицизм воплотил в себе новый, небывалый для России по размаху, национальному пафосу и идейной наполненности исторический этап расцвета русской светской культуры.
  • Ранний русский классицизм в архитектуре (1760-70-е гг.; Ж. Б. Валлен-Деламот, А. Ф. Кокоринов, Ю. М. Фельтен, К. И. Бланк, А. Ринальди) сохраняет ещё пластику, обогащённость и динамику форм, присущую барокко и рококо. Архитекторы зрелой поры классицизма (1770- 90-е гг.; В. И. Баженов, М. Ф. Казаков, И. Е. Старов) создали классические типы столичного дворца-усадьбы и крупного комфортабельного жилого дома, ставшие образцами в широком строительстве загородных дворянских усадеб и в новой, парадной застройке городов.
  • Особенность русского классицизма в архитектуре - небывалый масштаб организованного государственного градостроительства: разрабатывались регул планы более 400 городов, формировались ансамбли центров Костромы, Полтавы, Твери, Ярославля и др. городов; практика "регулирования" городских планов, как правило, преемственно сочетала принципы классицизма с исторически сложившейся планировочной структурой старорусского города.
  • Произведения русского классицизма составляют не только важнейшую главу истории русской и европейской архитектуры, но и наше живое художественное наследство. Это наследство продолжает жить не в качестве музейной ценности, но и как существенный элемент современного города. К зданиям и ансамблям, созданным в XVIII и начале XIX века, почти невозможно приложить наименование памятников архитектуры-настолько прочно сохраняют они творческую свежесть, свободную от признаков старости.
  • После 1932 года в русской архитектуре было
  • разрешено только одно направление, один
  • стиль, прозванный позже «сталинским
  • ампиром». Возведенные в этом стиле
  • огромные здания с колоннами, лепниной и
  • скульптурами могли и должны были
  • прославить в веках торжество
  • коммунистической империи. Этот официальный стиль просуществовал в Советском Союзе почти четверть века. Вплоть до 1955 года. Вершиной его можно считать семь высотных зданий Москвы. Их начали возводить через три года после окончания Второй мировой войны, когда большинство городов и сел европейской части СССР еще лежали в развалинах. Но Советскому правительству необходимо было продемонстрировать Западу свою силу, свои неисчерпаемые возможности.
  • Припомним эти семь «высоток»:
  • – комплекс зданий Московского Университета на Воробьевых (тогда Ленинских) горах; гостиница «Украина» на Кутузовском проспекте; здание Министерства иностранных дел на Смоленской площади; административное и жилое здание у Красных ворот; гостиница «Ленинградская» у площади Трех вокзалов; жилой дом на Котельнической набережной; жилой дом на площади Восстания.
  • Это архитектурные вехи нового, государственного пространства столицы. Новый масштаб призван сделать Москву, наряду с преобразуемой природой: повернутыми вспять реками и ставшими цветущими садами пустынями, новым природно-географическим явлением, сомасштабным с горами и морями социалистической родины. С этого времени любое новое сооружение, будь то библиотека (Библиотека им. Ленина, ныне Государственная Российская Библиотека), театр (Театр Красной Армии, ныне Театр Российской Армии), учебное заведение (МГУ, МГТУ), издательство («Правда», с 1992 года «Пресса») стремится предстать архитектурным воплощением государства, любое учреждение посредством архитектуры пытается выглядеть составной частью государственной системы, заявить о своем присутствии в иерархии власти.
  • Имя Матвея Казакова прочно связано со всей
  • классической (допожарной) Москвой, потому что
  • именно его основные, лучшие здания придали
  • тогда лицо городу. Практически все они были
  • выстроены в стиле зрелого классицизма.
  • Казаков едва ли не единственный из крупных
  • художников эпохи Просвещения в России создал
  • то, что называется школой. С полным
  • основанием можно говорить о русском
  • классицизме казаковской школы. Кстати сказать,
  • даже дом зодчего в Златоустовском переулке был не просто жилищем семьи, но и своего рода домашним университетом искусств. Здесь под руководством Казакова много лет действовала архитектурная школа. В числе его учеников - архитекторы Родион Казаков, Еготов, Соколов, Бове, Тюрин, Бакарев.
  • Трудами многих из них восстанавливалась сожженная в 1812 году Москва, казаковская Москва. Сам архитектор не пережил тех бедственных событий. Перед вступлением французов в Москву семья увезла старого мастера в Рязань. Там встретил он известие о гибели города, которому были отданы труды всей его жизни.
  • Казаков Матвей Фёдорович.
  • В России XVIII века архитектура была, пожалуй, наиболее процветающим видом искусства, что особенно ярко воплотилось в творчестве Василия Ивановича Баженова, хотя осуществить ему удалось ничтожно малую часть своих грандиозных замыслов. Баженов был и одним из лучших практиков-строителей своего времени. Проектируемые им здания отличались и удобством планировки, и изяществом формы.
  • Баженов Василий Иванович.

РАЗРАБОТКА УРОКА ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ В 11 КЛАССЕ

Тема урока: «Классицизм в архитектуре Западной Европы»

Тип урока : урок ознакомление с новым материалом

Форма урока: урок-путешествие с использованием компьютерных технологий

Цель : 1.Создать условия для знакомства учащихся с характерными чертами архитектуры классицизма и сформировать представление о парадно-официальной архитектуре Версаля;
2. Способствовать развитию умения самостоятельно изучать материал и подготовить его к презентации; продолжать развивать умение анализировать художественное произведение;
3. Содействовать воспитанию культуры восприятия произведений искусства.

Оборудование: «Версальский дворец»- путешествие по музею CD , аудиозапись В.А.Моцарт «Соната № 40»

Ход урока

I Организационный момент

Улыбнитесь друг другу и подарите свои улыбки мне и своим друзьям. Спасибо. Ваши улыбки располагают к приятному общению, создают хорошее настроение.

II Постановка цели урока

Парадный блеск и «пустая мишура» барокко уступали место классицизму – новому художественному стилю. Изучив античное искусство и взяв его за образец, последователи классицизма пришли к выводу, что подлинной основой жизни человека является разум.
… Оставим итальянцам
Пустую мишуру с ее фальшивым глянцем.
Всего важнее смысл, но, чтоб к нему прийти,
Придется одолеть преграды и пути,
Намеченной тропы придерживаться строго:
Порой у разума всего одна дорога…
Обдумать надо смысл и лишь потом писать!
Н.Буало
Так поучал своих современников один из идеологов классицизма поэт Н.Буало.
Сегодня у нас урок-путешествие и мы с вами совершим виртуальную экскурсию по грандиозному дворцово-парковому ансамблю Версаля, познакомимся с парадно-официальной архитектурой и характерными чертами классицизма в архитектуре.
А помогать мне сегодня будете все вы, так как готовили к уроку небольшое сообщение.
III Изучение нового материала

Запишите тему урока.
Наиболее ярко классицизм проявился в произведениях архитектуры.

Классицизм (лат. Classicus – образцовый) - художественный стиль и эстетическое направление в европейском искусстве XVII-XIX веков.

Как вы думаете, каким образцам следовал этот стиль?

Классицизм ориентировался на лучшие достижения античной культуры – греческую ордерную систему, эталоны гармонии, простоты, строгости, логической ясности и монументальности. Опираясь на представления зодчих эпохи Возрождения об «идеальном городе», архитекторы создали новый тип дворцово-паркового ансамбля, строго подчиненного геометрическому плану.
Для классицизма свойственны композиции, сдержанность декоративного убранства, регулярная система планировки и четкость объемной формы.
В основе классицизма лежат идеи рационализма, строгие каноны.

в архитектуре - элемент членения потолка или внутренней поверхности свода.
Ярче всего характерные особенности классицизма можно рассмотреть на примере архитектурного сооружения – Версальский дворец.
Сейчас мы отправимся в вертуальное путешествие и нам предстоит в его конце путешествия ответить на вопрос: Почему Версаль можно отнести к выдающимся произведениям классицизма?
Давайте вначале обратимся к истории создания и архитектурному облику Версальского дворца

Перенесемся на столетье -
Времён строительства дворца,
Когда придворные кареты
Стекались веером сюда.

Версаль, стояла деревушка,
Кругом болота, да поля,
Скупил Людовик все владенья,
Чтоб здесь был замок короля.

История Версальского дворца начинается в 1623 году с очень скромного охотничьего замка Людовика XIII. В этом замке прошло детство «короля-солнца» - Людовика XIV. Он полюбил это место и мечтал возвести что-то большее, что поразило бы Европу. Взойдя на престол он начинает строительство королевской резиденции. 6 мая 1682 года в Версаль торжественно въехал король, и с этого дня начинается история знаменитого на весь мир Версальского дворца.
В создании архитектурного облика Версаля участвовали зодчие Луи Лево, Жюль-Ардуэн Мансар и Андре Ленотр. В течении ряда лет ини много перестраивали и изменяли в его архитектуре. Весь огромный комплекс создан по единому проекту. Ансамбль развивается вдоль основной оси, протянувшейся с востока на запад
Парадный вход ко дворцу осуществляется через позолоченные ворота, украшенные королевским гербом и короной. На площади перед дворцом установлеа конная статуя Людовика XIV.
По легенде, когда Людовику было 5 лет, он прогуливался по саду и взглянув в лужу, в которой отражалось солнце закричал: - «Я солнце!» С тех пор его так и называли –«Король –солнце»
Главным строением Версаля, является дворец, к которому ведут три сходящиеся лучами подъездных проспекта. Дворец располагается на некоторой возвышенности и занимает господствующее положение над местностью. Длина фасада достигает 570 м и разделяется на центральную часть и два боковых крыла-ризалита. Фасад представлен тремя этажами. Первый этаж выполняет роль массивного основания, оформлен рустом по образцу итальянских дворцов-палаццо эпохи Возрождения. Второй этаж, самый большой. Заполнен высокими арочными окнами, между которыми располагаются ионические колонны и пилястры. Верхний ярус укорочен и завершается скульптурными группами, придающими зданию особую нарядность и легкость пропорций. Ритм окон, пилястр и колонн на фасаде подчеркивают его классическую строгость и уничтожает однообразие внешней отделки.
Дворец имеет несколько входов. В центральном корпусе находятся залы для баллов, торжественных приемов и личные спальни короля и королевы. В южном крыле дворца располагались придворные, министры, гости, покои первых дам, а в северном – размещались королевские апартаменты, где каждая комната была посвящена различным божествам, имена которых аллегорически связывались с членами королевской семьи.
Убранство внутренности залов
Прекрасно выполнил Лебрен,
Эскизы с деревом, металлом
Имеют высшую ступень

Интерьеры дворца оформлены в стиле барроко: использовано много зеркал и изысканной мебели. Живописные панно и гобелены на мифологические темы прославляют короля. Массивные бронзовые люстры с позолотой довершают впечатление богатства и роскоши. Только представьте себе: 700 комнат, 350 каминов, 70 лестниц и более 2000 окон, а количество картин, гравюр и мебели измеряется десятками тясяч. Самый большой зал дворца занимает Зеркальная галерея.

Фасад Зеркальной галереи -
Обильем золота, стекла,
Зал исключительностью веет
В парадном марше хрусталя.

Огромный зал имеет 73 м в длину, около11 м в ширину и около 13м в высоту(слайд5). Пространство галереи илюзорно расширено зеркалами (их 357). Зеркала расположены в нишах напротив 17 окон и создают ощущение безграничности. Кажется, что стены куда-то исчезают. Взгляд перескакивает с гиганских окон на зеркала, в которых отражается водная гладь бассейнов, разнообразные краски цветов и голубезна неба. Вечером. В дни дворцовых баллов и ауедиенций, свет 3 тыс. свечей отражал в зеркалах панно. Игра бликов, лучи солнца отражаясь в зеркалах ослепляли взор и изумляли воображение. Галерею украшали всевозможные вазы в бронзовой оправе, серебрянные торшеры и канделябры. Росписи потолочного плафона, выполненного Лебреном, возвеличивали деяния Людовика XIV.Галерею украшали десятки хрустальных люстр, вазоны с аельсиновыми деревьями. Вся мебель зала, включая кадки для растений, статуи были отлиты из серебра, но в 1690 г. Переплавлены на монету.
Через Зеркальную галерею по посольской лестнице ведущей на второй этаж мы попадаем в Салон Геркулеса, где проходили пышные приемы. Салон богато украшен мрамором и золоченой бронзой. Огромные картины на потолке-плафоны, выполнены Франсуа Лемонье, изображают подвиги Геркулеса. Зал Геркулеса плавно переходит в Большие королевские покои, состоящие из нескольких салонов: зал Венеры, зал Дианы, зал Аполлона, зал Войны, салон «Бычий глаз».
Спальня королевы. Первое, что привлекает внимание – это размеры кровати королевы. Она огромна, на всю спальню. Все поверхности в опочевальне покрыты золотом, говоря о статусе владелицы.
Спальня короля (зал Меркурия) расположена в центральной части дворца и обращена окнами в сторону восходящего солнца.Основным предметом мебели была кровать. Парадное ложе под расшитым балдахином, отделяет от остальных покоев низкое ограждение. Из спальи открывался вид на сходящиеся в одной точке три магистрали, что символизировало о главном сосредоточении власти. С балкона взору короля открывалась вся красота Версальского парка.

Парк с регулярной планировкой
Андре Ленотр осуществил,
С необычайною сноровкой
Газоны в линию разбил.

Баскеты грамотной посадкой,
Кусты подстриженые в ряд
Мир первозданного порядка,
Где торжествует стиль и лад.

Версаль известен не только своим роскошным дворцом, но и парком, который считается одним из самых крупных в Европе. Его главный создатель Андре Ленотр связал воедино элементы архитектуры и садово-паркового искусства. Версальский парк – это регулярный парк, т.е. распланирован по геометрическим расчетам. Все устройство парка подчинено строгой симметрии: яркие цветники выполнены в виде геометрических узоров, по прямой оси тянутся идеально ровные аллеи деревьев, бассейны имеют правильную форму.
Аллеи парка, бассейны, клумбы и газоны воспринимаются как продолжение залов дворца и имеют четкую геометрическую форму. Ленотр впервые сделал планировку аллей, расходящихся из центра подобно лучам солнца. Он умело сочетал прямые и извилистые линии, различные пропорции и оптические иллюзии. Деревья, кустарники принимали правильную коническую, сферическую или пирамидальную формы. Редкие растения выписывались из Нормандии и Фландрии. Из лиственных пород использованы: дуб, липа, ясень, бук, клен, тополь, граб, каштан, а из хвойных – тис и ель. Нашлось место для плодовых – яблонь, груш, вишен.Особенностью парка являются многочисленные боскеты – искусственные рощи, в разных уголках которых находились фантаны, бассейны, гроты, садики. Одним из красивых, является боскет «Бальных танцев», где проходили пиршества и танцы под открытым небом. За деревьями открывается пространство, выполненное в виде амфитеатра с уступами из подстриженного кустарника. Ступени амфитеатра оформлены с помощью морских раковин и камня, украшены позолоченными вазами и канделябрами. По ступеням стекают каскады воды. Площадку и фон клумб в боскетах посыпали цветным песком или выстилали фарфором изящный рисунок вместо живых цветов.
Ровные ковры газонов поражают яркими и пестрыми красками с причудливым орнаментом из цветов. В вазах (150 тыс) стояли живые цветы, которые меняли так, что Версаль был в постоянном цвету в любое время года. Все это великолепие дополняли запахи миндаля, жасмина, граната и лимона, распространявшееся из теплиц. С южной стороны по лестнице «100 ступеней» можно спуститься к оранжерее, где летом выставляются на улицу сотни экзотических растений в кадках. Построенная Жюлем Ардуэном Мансаром оранжерея включает в себя крытую центральную галерею и летнюю с клумбами с круглым прудом в центре.
Главная ось парка – Большой канал ориентирован на запад, чтобы вечером заходящее солнце отражаясь в канале, превращало его в светящуюся ось парка, уходящую прямо в горизонт. Длина Большого канала составляет 1670 метров в длину и 62 метра в ширину. Его великолепие олицетворяло морское превосходство Франции. Здесь проводились морские спектакли с множеством морских и речных суден, а зимой он становился ледовым катком.
Гордостью парка являются фонтаны, число которых достигает 2000.
Фонтан Латоны – скульпторы бр. Марси создан по мотивам древнегреческого мифа о любви Юпитера и Латоны которая стала матерью его детей – бога красоты Аполлона и богини охоты Дианы.Когда на Латону и ее детей напали люди Юпитер, вняв мольбам Латоны о защите, Юпитер, превратил людей в лягушек. Этот эпизод мифа отражен в скульптуре фонтана. В центре верхней площадки возвышаются статуи Латоны и ее детей, а по краям нижней – фигуры людей, превращенных в лягушек и морских черепах, из пасти которых бьют струи воды. Одним из красивейших является фонтан Аполлон – скульптор Ж.-Б. Тюби. Из водной глади возникает запряженная четверкой лошадей колесница, которой правит Аполлон, а тритоны трубят в свои раковины, оповещая о приближении бога. Скульптурная группа отлита из свинца и покрыта позолотой.
Версальский парк насыщен скульптурой. Большинство скульптур являются персонажами из древнегреческой и древнеримской мифологии, которая специально была подобрана во имя прославления могущества короля.
Отдельную группу построек со своими собственными садами представляют Трианоны. Трианоном называлась деревня, которую Людовик XIV приобрел с намерением построить павильон для легких трапез.
Большой Трианон – одноэтажный дворец из розового мрамора, построен Людовиком XIV для возлюбленной Мадам де Монтенон. Над озером возвышался восьмиугольный в плане Бельведер. Его фасад отделан роскошными рельефами. Пол выстлан мраморной крошкой, стены украшены изящным орнаментом. Здесь монарх любил проводить свободное время.
Малый Трианон – трехэтажное здание, фасад декорирован элементами греческой архитектуры. Самым интересным местом в саду Малого Трианона является ферма Марии-Антуанетты, которая состоит из 12 домиков: башня, мельница, голубятня, курятник, псарня, рыбацкий цех, хижина и дворики для содержания страусов, слонов, газелей. Главная постройка домик Королевы под черепичной крышей на берегу пруда, в который впадает журча ручеек, перекинут прелестный мостик. Грациозно плавают белые лебеди. Крестьянские девушки должны были полоскать белье и петь. Коров и свиней ежедневно мыли и повязывали им цветные бантики. Здесь были огородики, где росли артишоки, савойская, цветная капуста. Садики окружены живой изгородью из граба и каштановых деревьев. Стены зданий покрывают ползучие растения. Ограды лестниц, галерей и балконов украшались керамическими горшками с геранью, гиацинтами и др. цветами.
Версаль, какое воплощенье!
В площадках кружева садов,
Стал настоящим ожерельем,
Вобравшим славу и любовь.

IV Первичное закрепление

Завершилась наша прогулка по Версалю.
1) Почему Версаль можно отнести к выдающимся произведениям классицизма?.
Назовите основные черты классицизма?
Что на ваш взгляд, отличает сооружения классицизма от стиля барокко и стиля эпохи Возрождения?
2) Работа в парах
Давайте рассмотрим картины русского художника А.Н.Бенуа из цикла Версаль. Прогулка короля.
- Как на своих картинах Бенуа передал атмосферу придворной жизни короля Людовика XIV?
- Почему их можно рассматривать как картины символы?

V Итог урока
Подведение итогов урока, оценки
Было ли вам интересно и что для себя вы узнали новое, чему-то удивились?

VI. Дом. Задание : 7.1, сообщение «История одного шедевра (на примере архитектурных памятников Москвы, Петербурга)
В завершении еще раз посмотрим на красоты Версаля.
VII Рефлексия.

Чемодан. Продолжи фразу.Уходя с этого урока я возьму с собой…

Урок окончен.