Высокие технологии в современных музеях. Путь России глазами Музея современной истории: вызовы времени и приоритеты развития

Публикации раздела Музеи

Высокие технологии в современных музеях

В XXI веке инновации перестали быть предметом одних лишь научных изысканий и сделались чем-то бытовым и привычным. Высокие технологии все больше проникают не только в деловую сферу, но в культурное пространство.

Музеи, современного ли искусства или классические, тоже стараются идти в ногу с прогрессом. Для тех, кто любит искусство, но не имеет возможности много путешествовать, давно существуют виртуальные туры по музеям разных стран. Модный тренд - совмещать искусство с аттракционом - долго вызывал критические отзывы музейщиков всего мира. Однако мультимедиатехнологии, которые еще несколько лет назад в качестве опытного образца проходили обкатку лишь на временных выставках, сегодня все больше используются в постоянных экспозициях.

США

Музей дизайна Купер-Хьюит в Нью-Йорке предлагает своим посетителям гаджет в форме черной ручки , благодаря которому любой желающий сможет ощутить себя настоящим дизайнером. В специальном «зале погружения» это устройство следует поднести к образцу обоев на витрине, и на стене сразу появится проекция интерьера, а посетитель, таким образом, окажется в виртуальном интерьере выбранной им эпохи. А если попробовать нарисовать цветок на интерактивном столе, появится возможность услышать историю использования цветочных мотивов в дизайне помещений.

Согласитесь, что самое обидное в музеях – это запрет трогать экспонаты. Национальная портретная галерея Вашингтона решила эту проблему при помощи 3D-технологии. Музейщики оцифровали несколько объектов: скелет мамонта, посмертную маску Авраама Линкольна, самолет братьев Райт. Теперь каждый желающий может прикоснуться к бороде легендарного президента США, погладить мамонта или постучать по фюзеляжу первого в мире аэроплана.

«Стена коллекций» в Музее искусств Кливленда удостоилась в прошлом году номинации «Лучшая цифровая выставка». Большой, во всю стену, сенсорный экран позволяет одновременно ознакомиться с собранием музея нескольким людям. Более 3500 экспонатов можно детально рассмотреть благодаря максимальному увеличению, кроме того, программа позволяет сформировать собственную виртуальную коллекцию и добавить ее в личный маршрут по экспозиции.

Музей искусств Кливленда. Фото: New-York Times

Великобритания

Национальный музей сланца в Уэльсе начал использовать новый сервис на базе технологии iBeacon, позволяющий местным жителям выкладывать информацию о культурных достопримечательностях родного края. Если эксперимент пройдет удачно, то карта Уэльса заблестит новыми «маячками» с уникальными сведениями старожилов.
Британский музей в Лондоне превратил ежегодную акцию «Ночь в музее» в увлекательную виртуальную игру. В 2014 году любой желающий мог загрузить на GooglePlay или AppleStore специальное приложение «Секрет гробницы» и постараться пройти заданный маршрут, ответив на ряд вопросов. Победителю выпал уникальный шанс провести реальную ночь среди мумий в Египетском зале музея.

Европейский союз

Шведский Музей Средиземноморья в Стокгольме использовал 3D-технологии для «оживления» тех же египетских мумий, которые были подвергнуты томографическому сканированию и отображены на специальном интерактивном столе. Детализованная цифровая модель позволяет посетителям послойно изучать содержимое саркофага и анатомию мумии.

Музей истории польских евреев в Варшаве использует компьютерные технологии ради эффекта полного погружения в традиции и быт еврейского народа. Аудио- и видеоряд позволяет посетителям оказаться в таверне, синагоге, школе, увидеть из окна виртуального трамвая панораму города и улицы прошлого столетия, услышать речь и национальную музыку восточноевропейских евреев.

Музей истории польских евреев. Варшава. Польша. Фото: официальный сайт музея

Датский национальный морской музей в Хельсингере позволил своим посетителям погрузиться в морскую пучину. 11 проекторов создают гигантскую панорамную проекцию, благодаря чему и создается ощущение реального нахождения в открытом океане.

В музеях Греции и Франции действует проект, разработанный при финансовой поддержке Европейской комиссии компанией CHESS. После заполнения специальной онлайн-анкеты программа присваивает клиенту профиль и составляет для него индивидуальный маршрут, который корректируется по ходу посещения музея. По выходе из музея посетитель получает фото или видео своего посещения. Кроме того, каждый желающий может разместить свой культпоход на сайте музея и сделать его репост в соцсетях.

Музей естественных наук MUSE в итальянском городе Тренто обзавелся специальным мультимедиатоннелем с видеопроекциями и объемным звуком. Тоннель создает посетителям иллюзию полета над Альпами и спуска по снежной трассе. Еще одна новинка – интерактивный глобус – копия Земли, какой она выглядит из космоса. Специальная программа в режиме онлайн воспроизводит движение атмосферных масс, океанов и континентов, изменение климата и многое другое.

Еще один, финансируемый Европейским союзом проект meSch дарит посетителям музеев возможность взаимодействия с экспонатами посредством «умных» предметов. Например, «умная» лупа позволяет максимально приблизить произведение искусства и рассмотреть его в мельчайших подробностях. «Умная» книга пригодится для похода в парк-усадьбу или по местам боевой славы: при помощи специальной закладки, которую необходимо разместить на значке достопримечательности, посетитель услышит рассказ о ней из подвешенного рядом репродуктора, замаскированного под обычный фонарь.

Австралия

Музей Квинсленда выпустил мобильное приложение , содержащее описание 550 видов австралийской фауны. Кроме красочных фотографий и справочного описания животного, приложение снабжено информацией об ареале обитания или угрозе вымирания какого-либо вида.
В Национальном музее Австралии интерактивные экскурсии проводит пара роботов-шахматистов – Каспаров и Честер. Причем эта экскурсия доступна из любой точки земного шара. Все, что нужно пользователю, – выход в Интернет, веб-камера и микрофон.

ЮАР

В музее города Стелленбос посетители буквально за несколько секунд могут оказаться в машине времени. Если повернуть круглую ручку по часовой стрелке, окажешься в будущем, если против – в прошлом. На 4-метровом экране появится изображение выбранной посетителем эпохи с рассказом на африкаанс, кхоса или английском языке.

А что у нас?

В отечественных музеях сегодня наиболее востребованы интерактивные дисплеи и столы, позволяющие посетителю самостоятельно выбирать контент для просматривания или прослушивания. А также информационные киоски – сенсорный дисплей с компьютером максимально быстро выдает необходимую справочную информацию о музее и его коллекции.
Музей истории Екатеринбурга предлагает своим гостям полистать интерактивную книгу, на страницах которой буквально оживает история города.

Сразу в нескольких музеях России – в Краеведческом музее в Тольятти , Музее занимательных наук «Мёбиус» в Самаре , региональном музее Северного Приладожья , Музее природы и человека в Ханты-Мансийске – особенной популярностью среди подростков пользуется интерактивная инсталляция «Песочница», которая при помощи песка и проекционных технологий позволяет наглядно показать формирование гор и водоемов на планете.

Музей-заповедник «Сталинградская битва» к 70-летию Победы тоже модернизировали. Благодаря современным технологиям, события героической обороны города на Волге буквально оживают на глазах посетителей. Анимированный макет города позволяет увидеть на гипсовом полотне подробную историю битвы за Сталинград: полномасштабные картины мирной довоенной жизни сменяются сценами боев, перемещений Красной армии, высадкой десанта и варварской бомбардировкой 23 августа 1942 года.

А в обновленной экспозиции музея появились интерактивные стенды, столы и постаменты с фотографиями, документами, письмами, видео и аудиоматериалами.

Еврейский музей и центр толерантности в Москве, наверное, самый интерактивный музей в столице. В нем все продумано так, чтобы посетитель смог не просто узнать историю российского еврейства, но и прочувствовать трагические страницы его истории. Постоянная экспозиция поделена на несколько тематических пространств. Посетитель может подслушать кухонные разговоры диссидентов, полистать интерактивный вариант древней торы и даже виртуально примерить кипу.

Музейный комплекс «Вселенная воды» в Санкт-Петербурге построил свое экспозиционное пространство таким образом, что оно находится в постоянном движении. Зритель погружается в водный мир при помощи видеопроекций и звукового сопровождения, передающего шум воды. Все экспонаты, кстати, можно трогать.

Дарвиновский музей в Москве использует так называемые живые этикетки – небольшие цифровые панели размером с ладонь транслируют информацию с флеш-носителя. Этикетки динамичны – показывают не только фотографии, но и короткие видеофрагменты, позволяя увидеть животное в естественной среде, услышать его голос и звуки окружающей природы. Текст можно не читать, ведь диктор называет животное, что очень важно для самых маленьких посетителей музея, которые еще не выучили азбуку.

Музей «Наследие Чукотки» и вовсе превратил свою экспозицию в видеоарт, насытив пространство тематическими видеоинсталляциями. Детям предлагается компьютерная игра, рассказывающая о природе Севера.

Есть в стране и несколько интерактивных музеев. Самые известные – «Лунариум» , который находится в Московском планетарии, столичный Музей занимательных наук «Экспериментаниум» и «ЛабиринтУм» в Санкт-Петербурге.
Экспозиция «Лунариума» состоит из разделов «Астрономия и физика» и «Постижение космоса». Более 80 экспонатов в игровой форме демонстрируют различные физические законы и явления.

В «Экспериментаниуме» каждый посетитель может стать участником научного опыта или эксперимента. 300 интерактивных экспонатов увлекательно рассказывают о механике, электричестве, магнетизме, акустике. Кроме прочего, загадывают головоломки и демонстрируют оптические иллюзии.

В «ЛабиринтУме» посетителю наглядно продемонстрируют принцип действия различных законов физики. А в так называемой «Черной комнате» каждый желающий может поймать свою тень или создать молнию.
Закрытый до 2018 года на реконструкцию Политехнический музей обещают сделать в полном смысле слова интерактивным, что неудивительно. Это главный не только в Москве, но и в стране музей, посвященный науке и технике. И уж коли научные инновации ворвались в артистическую среду, использование самых новейших технологий в Политехе будет органичным и правильным, поскольку одна из основных его функций – просвещение и популяризация науки среди подростков.

Фото: Пресс-служба Политехнического музея

П ервые экспонаты в Политехническом музее появились в 1872 году. За полтора века коллекция выросла настолько, что залы ее не вмещают: часть собрания хранится в фондохранилище. Однако в это своеобразное музейное закулисье может попасть на экскурсию каждый посетитель. Представляем 5 наиболее ценных экспонатов из открытых фондов Политехнического музея .

Фотокамера Photographe Шевалье

Фотокамера Photographe - одно из первых поступлений в музей с московской Политехнической выставки 1872 года. Это ящичная магазинная дагерротипная фотокамера с комбинированным фотообъективом Р.V.С. (Photographe à Verres Combinés), в которой кассеты внутри кассетного магазина перемещаются вручную. И камеру, и фотообъектив сконструировал оптик и физик Шарль Луи Шевалье в 1840 году.

В 1843 году Сергей Левицкий, первый русский фотохудожник и придворный фотограф, путешествовал по Кавказу и делал там фотоснимки. Его камера была оснащена объективом P.V.C. Несколько своих лучших дагерротипов Левицкий послал Шарлю Шевалье. В 1849 году на Всемирной промышленной выставке в Париже за дагерротипы с видами Пятигорска и его окрестностей оптику Шевалье была присуждена золотая медаль. Это была первая высшая награда в истории фотографии. Так объектив Р.V.С. стал известен у современников - он был популярен у фотографов вплоть до 1860-х годов.

Телеграфный аппарат Павла Шиллинга

Телеграф Шиллинга - первый электромагнитный телеграф в мировой истории. Сегодня существуют только два подлинных аппарата Павла Шиллинга. Один из них хранится в Центральном музее связи в Санкт-Петербурге, другой - в экспозиции Политехнического музея . Оба аппарата отреставрировал в 1886 году - к столетию со дня рождения изобретателя - главный механик петербургского телеграфа Иван Деревянкин.

Член Петербургской академии наук Шиллинг впервые продемонстрировал «дальноизвещающую машину» в своей квартире в октябре 1832 года. Два аппарата первой в мире линии электромагнитного телеграфа стояли в разных комнатах. С помощью специального кода они передавали цифры и буквы со скоростью 10 знаков в минуту. Сеансы «связи» устраивались регулярно, их можно было посещать до рождественских праздников . На одной из демонстраций присутствовал император Николай I .

Изобретение электромагнитного аппарата стало важным научным событием: телеграфный код к аппарату заложил основы кодирования информации, которые используются и сегодня.

Ахроматический телескопический микроскоп Франца Эпинуса

В Политехническом музее хранится единственный экземпляр первого в мире ахроматического телескопического микроскопа, изготовленного мастером Иоганном Готлибом Тидеманом по проекту Франца Эпинуса.

Первый ахроматический микроскоп академик Петербургской академии наук Эпинус сконструировал в 1784 году. Он использовал наработки механика Леонарда Эйлера, которому принадлежала идея ахроматизации объектива, и математика Николая Фусса - он произвел необходимые расчеты. Качество изображения в микроскопе Эпинуса было на порядок выше: ахроматический объектив сглаживал часть помех.

В истории науки микроскоп Эпинуса занимает особое место. Это был первый микроскоп, созданный на основе математических расчётов, а не подбора линз опытным путем. Франц Эпинус о нем писал: «Мой новый микроскоп если и не заставит немедленно отказаться и забыть все те, которые существуют в настоящее время, то спустя немного лет нельзя будет найти никого, кто бы пользовался иными микроскопами, чем изобретённым мною» .

В 1805 году ректор Дерптского (ныне Тартуского) университета Георг Паррот заказал микроскоп у немецкого оптика Иоганна Тидемана. В 1827 году Петербургская академия наук приобрела у Дерптского университета один из этих микроскопов. Это помогло сохранить его для потомков: второй экземпляр погиб во время оккупации Тарту в 1942 году.

«Указатель часов всего земного шара» Для определения местного, церковного времени и географической долготы Петра Хавского

«Указатель часов всего земного шара» появился в те годы, когда идея унифицированной системы времяисчисления только зарождалась. Расчеты для часов подготовил специалист по русской хронологии Петр Хавский в 1850-е годы. В Политехническом музее хранится первый авторский экземпляр, который изготовил часовой мастер и гравер Дмитрий Гаврилов. На циферблате надпись: «Сочинение П. Хавского, а издание и устройство Д. Гаврилова». Сохранилось рекламное объявление, из которого ясно, что часовой выпускал приборы разного дизайна.

На циферблаты «Указателя часов» вынесены названия 135 городов, время и меридианы которых можно определить относительно нулевых точек - острова Ферро, Москвы, Парижа.

На приборе есть специальная шкала, позволяющая переводить церковное время в гражданское и наоборот. Как ее применять, Павел Хавский подробно рассказал в брошюре с описанием часов. Шкала помогала историкам, которые работали с древними летописями: с ее помощью ученые точно вычислили гражданское время Куликовской битвы 1380 года.

Автомобиль «Руссо-Балт К12/20»

В Политехническом музее хранится собрание уникальных автомобилей , изготовленных до 1918 года. Среди них есть российский автомобиль «Руссо-Балт К12/20» 1911 года. Это единственный сохранившийся до наших дней легковой автомобиль этой марки.

В Российской империи машины «Руссо-Балт» выпускали с применением передовых технологий. В частности, на автомобиле модели К12/20 впервые в нашей стране был установлен двигатель, все цилиндры которого отлиты в одном блоке. Автомобиль развивал скорость до 60 км/ч. На «К12/20» с кузовами ландоле ездили известный поэт, великий князь Константин Константинович, отставной премьер-министр граф Сергей Витте, князь Борис Голицын, промышленник Эммануил Нобель.

Экспонат, который хранится в Политехническом музее, был обнаружен в 1963 году в городе Кимры Калининской области (сегодня - Тверская область). Машина принадлежала механику по паровым котлам Александру Орлову. Он купил автомобиль в 1929 году и ездил на нем почти 13 лет, пока машина не сломалась: хозяин забыл слить на зиму воду из системы охлаждения двигателя. В 1966 году «Руссо-Балт» приобрела Киностудия имени Горького , и в том же году его выкупил у студии Политехнический музей. К 50-летию Великой Октябрьской революции машину отреставрировали в Научно-исследовательском автомобильном и автомоторном институте, и вскоре она заняла свое место в экспозиции.

Благодарим за помощь в подготовке публикации и предоставленные иллюстрации

На открытии экспозиции «Россия. ХХ I век: вызовы времени и приоритеты развития» в Государственном музее современной истории России. Выступает генеральный директор музея И.Великанова. Фото А.Торина.

В День Конституции в Музее современной истории России открылась новая экспозиция. Она получила название «Россия. XXI век: вызовы времени и приоритеты развития» и охватывает историю современности - от перестройки до наших дней. В торжественной церемонии открытия приняли участие министр культуры России Владимир Мединский и министр образования и науки Российской Федерации Ольга Васильева.

Экспозиция разместилась в шести залах общей площадью 700 кв. м. В качестве художественного решения экспозиции был избран образ пути - непростого, многосюжетного, порой трагичного, который прошла страна за последние три десятилетия. Отличительной чертой проекта стало сочетание подлинных экспонатов и мультимедийных технологий. Огромную помощь в создании экспозиции оказали Всероссийская государственная телерадиокомпания, предоставившая хроникальные кадры важнейших событий последних десятилетий, а также Международное информационное агентство «Россия сегодня», выступившее генеральным партнером проекта. Неоценимую помощь музею оказали Российских государственный архив социально-политической истории и его директор А.Сорокин, Институт российской истории РАН и его директор Ю. Петров, а также Министерство иностранных дел России.

Вниманию посетителей Государственного музея современной истории России впервые за постсоветский период Была представлена музейная экспозиция, посвященная сложному пути, который за последние три десятилетия прошла наша страна.

По словам генерального директора Музея современной истории России Ирины Великановой, представленный вниманию посетителей проект можно сравнить с мультимедийной хрестоматией, в основе которой, с одной стороны, документальная хроника, свидетельства очевидцев и непосредственных участников событий, уникальные документы и экспонаты, а с другой - новейшие технологии, при помощи которых подается информация.

По словам министра образования и науки Ольги Васильевой, новый проект музея представляет собой основу для дальнейших исследований актуальных политических и общественных проблем.

«Это здание мы восстанавливаем уже третий год, капитально ремонтируем его частями, - отметил в своем выступлении министр культуры Владимир Мединский. - В следующем году займемся филиалами музея. Здание бывшего Английского клуба в Москве должно стать одним из самых посещаемых музейных пространств столицы».

В настоящее время в экспозиции выставки «Россия. XXI век» находится 1400 предметов и 10 тысяч документов, однако, это вовсе не предел. По словам организаторов, экспозиция будет обновляться практически в режиме реального времени, вбирая в свой состав все важнейшие свидетельства времени. С целью «погружения в эпоху» в шести залах размещены 14 мультимедийных киосков, при обращении к которым можно в мельчайших подробностях узнать о происходивших событиях, прослушать аудио- и видеозаписи. Некоторые из них сделаны специально для музея. Значительный интерес у посетителей вызовет интервью командующего Черноморским флотом в 1991-1992 годах адмирала Игоря Касатонова об обстоятельствах раздела флота между Российской Федерацией и Украиной и своем отказе принести присягу Киеву.

Среди экспонатов, представленных вниманию посетителей, - реликвии с инаугурации первого и последнего Президента СССР Михаила Горбачева и первого президента России Бориса Ельцина, личные вещи защитников Дома Советов РСФСР («Белого дома») в августе 1991 года, простыня с надписью кровью «Не стреляйте в нас!», которую вывесили в окне заложники во время трагических событий в Буденновске в июне 1995 года, личные вещи народного депутата СССР Галины Старовойтовой. На выставке представлены личные вещи председателей Правительства Российской Федерации Виктора Черномырдина и Евгения Примакова. Тем более ценно, что организаторы проекта не ставили задачи осудить или превознести кого-либо из активных участников событий 1990-2000-х годов. Эта выставка скорее побуждает к размышлению о причинах и следствиях событий, свидетелями которых еще недавно был весь наш многонациональный народ.

Витрина экспозиции, посвященная трагическим событиям в Москве 3-4 октября 1993 года. Фото А.Торина.

В залах, посвященных современному периоду, особое место отведено проведению референдума в Крыму в марте 2014 года. Воспользовавшись специальной мультимедийной программой, каждый желающий может подробно изучить историю Крыма - от вхождения в состав Российской империи в 1783 году до последних событий. Эксклюзивным экспонатом выставки стало перо, которым Президент России В.Путин подписал Договор между Российской Федерации и Республикой Крым и образовании в составе России новых субъектов.

Экспозиция, посвященная воссоединению Крыма с Россией. Среди экспонатов справа - бюллетень для голосования на общекрымском референдуме 16 марта 2014 года. В центре - перо, которым, Президент России подписал Договор между Российской Федерацией и Республикой Крым и образовании в составе России новых субъектов. Справа - распоряжение Президента о подписании этого Договора. Фото А.Торина.

Важное место на выставке отведено развитию науки и техники в современной России. Среди наиболее ценных экспонатов - обтекатель с первой ракеты, запущенной в апреле 2016 года с космодрома «Восточный» на Дальнем Востоке; модель ракеты-носителя «Ангара»; скафандр летчика-космонавта, Героя России Федора Юрчихина. Заметное место в новой экспозиции нашли и военные разработки последних лет - танк Т-14 «Армата» и российская боевая экипировка «Ратник».

Модель танка Т-14 «Армата», представленная на выставке. Фото А.Торина.

На выставке представлены экспонаты, иллюстрирующие участие России в миротворческих операциях, а также современные события, разворачивающиеся на территории Сирии. Среди них - ценный трофей: черный флаг террористической организации ДАИШ, захваченный при освобождении Пальмиры.

Модель морской ледостойкой стационарной платформы (МЛСП) «Приразломная». Фото А.Торина.

Значительный акцент в рамках выставки уделен освоению Севера. На посвященной этому вопросу витрине представлена капсула с первой арктической нефтью, а также макет ледостойкой нефтяной платформы «Приразломная». В музее представлены личные вещи известного российского полярника, Героя Советского Союза и Героя России Артура Чилингарова. Посетители выставки могут увидеть макет глубоководного аппарата (батискафа) «Мир», на котором в ходе экспедиции «Арктика-2007» люди достигли дна в точке географического Северного полюса. Участникам экспедиции удалось доказать, что хребет Ломоносова, в районе которого, по предварительным данным, находится до четверти объема мировых запасов углеводородов, является частью российского континентального шельфа.

Центральным мультимедийным объектом экспозиции стала уникальная интерактивная карта «Россия-Родина моя». Она включает в свой состав 15 информационных слоев и 1500 загруженных объектов. Карта позволяет получить исчерпывающие данные о субъектах страны, их истории, народах и религиях, культурном и природном богатстве.

Завершающим аккордом проекта стала демонстрация панорамного видеофильма «Символы России», лейтмотивом которого стала тема единства и традиций российского народа - от принятия великим князем киевским Владимиром Святославичем крещения в Херсонесе до современного этапа развития Российской Федерации. Тем самым посетитель выставки чувствует, что новые страницы истории создаются у него на глазах, а сам он - непосредственный участник этого процесса. Хочется надеяться, что эта выставка получит популярность не только как музейный объект, но и как источник формирования взвешенного взгляда на прошлое и настоящее нашей страны.