Николай неплюев. Великие князья Николай Николаевич и Михаил Николаевич

В 1875 году он окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Служил в Мюнхене в Императорском посольстве. В 1877 году покинул Мюнхен и поступил вольнослушателем в Петровскую сельскохозяйственную академию.

В одной из своих первых работ «Историческое призвание русского помещика», опубликованной в 1880 году, до рождения братства, Н. Н. Неплюев писал о тяжёлом положении крестьянина, который по результатам реформ 1861 года получил свободу, но сам, фактически, никак не изменился. По мнению Неплюева, Историческое призвание русского помещика заключалось в том, чтобы взять на себя задачу просвещения. «Мы одни можем успешно исполнить эту задачу потому, что в нас одних соединяется сила материальная с силою интеллектуальной», - писал Неплюев. Он предложил начать с того, чтобы взять на воспитание одного-двух детей из нуждающихся семей, поместить его не в барском доме, а в простой избе и воспитывать их ежедневным общением и научением, дать им знания о сельском хозяйстве и приучить к труду.

После публикации этой работы на Неплюева обрушились многочисленные критики. Полемизирующие с ним авторы полагали, что для состоятельного и образованного человека нет причин поступать по его примеру; один из несогласных написал, что Неплюев берется не за свое дело и что единственным историческим призванием русского помещика только и может быть дрессировать собак, а не воспитывать людей.

Осенью 1880 года Н. Н. Неплюев переселился в своё родовое имение в Черниговской губернии. Его отец занимал должность губернского предводителя дворянства и редко бывал в имении. Все дела находились в ведении главного управляющего, который не только не сочувствовал начатому молодым Неплюевым делу, но и считал его проживание в имении крайне неудобным. «Всесильный управляющий на каждом шагу воздвигал новые препятствия, и все кругом боялись помогать мне, опасаясь навлечь на себя его неудовольствие», - вспоминал Н. Н. Неплюев.

Несмотря на все сложности, он не отступился и «чтобы отрезать для себя путь к отступлению», принял на воспитание десять сирот. Таким образом, 4 августа 1881 года зародилась будущая Воздвиженская школа. Отец Неплюева выделил сыну в пользование небольшой домик в местечке Янполь. Несколько лет пустя отношение главного управляющего стало еще более враждебным, и он стал настраивать отца против сына. После этого к конфликту подключились мать и сестры Николая, которые уговорили старшего Неплюева выделить сыну имение Воздвиженск в полную собственность. Это означало, что Неплюев получил полную материальную независимость и возможность свободно заниматься своим делом. Окончательно он переехал в Воздвиженск с воспитанниками, число которых достигло уже около 30 человек, осенью 1884 года.

Основание Воздвиженской сельскохозяйственной школы

В 1883 году Неплюев подал прошение в Министерство государственных имуществ об открытии школы. Летом 1884 года в Воздвиженск приезжал уполномоченный от министерства Д. С. Москальский. После своего визита он дал благоприятный отзыв в докладе министру. Прошение об открытии школы было поддержано министром М. Н. Островским. В конце зимы 1885 года Неплюев подписал договор с Министерством государственных имуществ, был утверждён устав школы. 4 августа 1885 года школа была открыта, на её деятельность была выделена государственная дотация на содержание преподавателей и учебные пособия в размере 3500 рублей в год. Остальные расходы оплачивал Неплюев. Обучение было бесплатным. Учащиеся изучали теорию сельского хозяйства, приобретали практические навыки на полевых работах в братстве, получали знания по Новому Завету, изучали катехизис, православное богослужение, русский язык, географию, математику, физику, химию, биологию, русскую историю. Впоследствии в братство неоднократно приезжали чиновники министерства, проверяя деятельность школы, принимали участие в приёме экзаменов, проверяли, как школьники выполняют полевые работы и т. д.

В 1888 году Н. Н. Неплюев обратился к министру государственных имуществ М. Н. Островскому с докладной запиской, в которой просил его дать Воздвиженской школе права приглашать на должности учителей бывших воспитанников школы, успешно ее окончивших. Разрешение это было получено. Это было важной вехой в развитии школы. Влияние братских преподавателей благотворно сказывалось на учебном процессе: «Несмотря на то, что официальный образовательный ценз их предшественников был выше, я считаю себя вправе сказать и говорю это с убеждением - никогда до того школа наша не имела преподавателей лучше подготовленных к выполнению своих обязанностей и так добросовестно их выполняющих».

В 1891 году открылась аналогичная мужской четырехлетняя школа для девочек - Преображенская. Ее попечительницей стала ближайшая помощница и сестра Неплюева - Мария Николаевна Уманец.

Воспоминания посетителей школы

Вот как описывает Воздвиженские школы один из посетителей братства, А. Тюменев:

Основание Крестовоздвиженского православного трудового братства

В 1889 году окончил школу первый выпуск. Трое из шести выпускников остались с Неплюевым и положили начало Крестовоздвиженскому трудовому братству. Все они остались при школе и в течение года готовились под руководством Неплюева к поступлению на должности учителей. Андрей Иванович Фурсей занял должность управляющего школой, преподавателя земледелия в старших классах и управляющего Воздвиженским имением. Федор Ефимович Чвертка стал преподавателем скотоводства и ветеринарии. Илья Павлович Кобец был преподавателем первого подготовительного класса, стал старшиной братской семьи учителей, готовился к принятию священного сана, но заболел чахоткой и скончался в 1893 году. Как отмечал Неплюев, он заслужил «искреннюю любовь и глубокое уважение всех его знавших».

С момента основания Трудового братства жизнь Н. Н. Неплюева и дело братства неотъемлемы друг от друга и составляют единое целое. Ради служения братству он избрал путь безбрачия. В 1890 г., после смерти отца, Н. Н. Неплюев стал владельцем значительного состояния. Его мать Александра Николаевна и сестры Мария и Ольга тоже активно включились в братскую жизнь.

Братские священники

В 1893 г. в Воздвиженске был построен и освящен храм во имя Воздвижения Креста Господня. За все время деятельности братства в нем сменилось пять настоятелей. Имена двух из них хорошо известны по их дальнейшей церковной деятельности: священник Сергий Четвериков и священник Роман Медведь. В 1903 году настоятелем братского храма стал священник Александр Секундов. Он оставался братским духовником до конца деятельности братства.

К богослужению в братстве относились как к «празднику живой любви». На клиросе пел братский хор. Кроме обычных храмовых богослужений, в которых участвовало все братство, существовала общая молитва утром и вечером в братских семьях. Стремление братства к осмысленной жизни по вере находило свое выражение в ежедневной молитвенной жизни общин, в общебратских беседах, специальных молитвенных собраниях.

Основные богословские идеи Н. Н. Неплюева, положенные в основу Крестовоздвиженского трудового братства

Основная идея Н. Неплюева, которой он посвятил всю свою жизнь, заключалась в необходимости покаяния и к единению между христианами, которое осуществляется в христианской общине. Такие общины могут объединиться в трудовое братство, в которых верующие могли бы устроить свою жизнь по вере, жить вместе с братьями во Христе и зарабатывать средства к жизни путём совместной деятельности. Неплюев указал три основания устроения жизни и деятельности христианского трудового братства:

  • Вера в Бога Живого и в то, что общинная жизнь есть воля Божия.
  • Любовь: верность и стремление остаться вместе вопреки конфликтам и всему, что разъединяет.
  • Труд: качественное исполнение своих обязанностей ради общей пользы и добровольная дисциплина.

Братскую жизнь Неплюев считал делом Божиим. По его мнению, членство в братстве есть призвание от Господа, поэтому имеет значение не то, насколько немощен тот или иной человек, так как нет такой немощи, перед которой Господь оказался бы бессильным. Важно, насколько каждый человек, выбравший путь братского устроения христианской жизни, устойчив в желании отдавать свою жизнь под водительство Божие.

Другая сторона любви к Богу - братолюбие. Жизнь в братстве - духовный труд, ежеминутная проверка реальности своего братолюбия. Братство должно стать для человека домом, семьей и делом всей жизни. Этим делом не может заниматься тот, кто не желает отвергнуться себя, взять крест и последовать за Христом: он может жить в братстве и честно трудиться, но никогда не станет его твердой опорой. Если братство не будет составлять для человека потребности жизни, оно рискует потерять его в любую минуту, так как он будет верен братству только до тех пор, пока жизнь в нем ему удобна: «Необходимо, чтобы братолюбие было высшей потребностью, которой сознательно и радостно подчинялись все остальные потребности. Без этого фатальна измена делу любви, даже и при ясном сознании всего ее значения». Однако нигде вне братства обрести такое отношение невозможно, поэтому достаточно лишь признать отсутствие его как собственную немощь, и с доверием принять авторитет и руководство духовно старших в братстве.

По мысли Неплюева, священной обязанностью братолюбия является труд. Однако в христианском трудовом братстве ни сам по себе труд, ни экономические результаты хозяйственной деятельности не могут иметь самодовлеющего значения и являться конечной целью. Необходимо, чтобы братство было самоокупаемым, а каждый человек честно трудился.

Кроме трудовой профессиональной деятельности, Неплюев говорил о необходимости и важности труда духовного - добровольной дисциплины любви, которая заключалась в признании общей для всех братчиков иерархии ценностей: служение Богу воплощается в устроении трудового братства, которому необходимо подчинить свои личные и семейные интересы.

«Голос верующего мирянина по поводу предстоящего Собора»

Неплюев считал, что обществу требуется новая христианизация, так как люди не живут по вере, а духовенство ничего не делает, чтобы исправить эту ситуацию. В 1906 г. в № 6 и 7 «Трудов Киевской духовной академии» была напечатана статья Неплюева «Голос верующего мирянина по поводу предстоящего Собора», в которой он предложил ряд реформ церковной жизни для рассмотрения Поместным собором. Он подверг резкой критике церковную жизнь: «приходы распылены, превратились в фикции», многие представители духовенства руководствуются «не правдой Божией, а указами и предписаниями начальства», выдавая "антицерковную рутину за «истинное православие». Неплюев видел возможность улучшения церковного управления в восстановлении принципа соборности, так как его нарушение приучило мирян «не считать себя ответственными членами церкви». Насущной необходимостью Неплюев считал восстановление в церкви «института катехетов»: «Это дело настолько настоятельное и неотложное, что все епископы, их викарные и монастыри должны на пользу Церкви не пожалеть никаких расходов и трудов». Под этим Неплюев понимал возрождение в церкви института катехизации. «Школу катехетов» должны пройти «все верующие для того, чтобы иметь ум и сердце крещенными и не позорить Церкви жизнию своею». Им не должны "забивать головы научением «богословских наук», а ограничиться «знанием нового катехизиса» и научить жить по «заповеди любви, что может быть достигнуто в один, много, в два года». Вместе с тем требуется издать совершенно новый катехизис, более «вразумительный и жизненно-полезный». Отмечал он также, что необходимо «исправить редакцию богослужебных книг до вразумительности их содержания и сделать богослужебный язык общедоступным».

Публичные лекции

С 25 по 31 января 1907 г. Неплюевым был прочитан цикл лекций в аудитории Московской духовной академии. Летом 1906 г. группа профессоров и студентов академии посетила братство, а через полгода руководство МДА пригласило Неплюева для чтения лекций. В них он изложил свое понимание жизни по вере и обязанностей духовенства и мирян в деле духовного возрождения России. Он подробно рассказал о Крестовоздвиженском трудовом братстве, уделив также значительное внимание вопросам готовящегося Поместного собора. На еп. Евдокима (Мещерского) речь Неплюева произвела сильное впечатление: «Благословляю тот день, когда решился дать возможность г. Неплюеву прочитать означенные семь лекций в Академии», - писал он в рапорте в Учебный комитет при Синоде. - «От рождения своего я никогда не видал, не слыхал такой глубокой веры, веры живой во Христа Спасителя из уст светского, высокопросвещённого человека, обладающего громаднейшими связями и колоссальными богатствами». Журналист А. Панкратов писал о том, что лекции сопровождались овациями.

В том же 1907 г., 28 октября, Неплюев читал лекцию о Крестовоздвиженском братстве, о возрождении приходской жизни и об образовании Всероссийского братства в Орловском женском епархиальном училище. Раздел хроники епархиальной жизни в «Орловских епархиальных ведомостях» повествует о том, что на этой лекции присутствовал правящий епископ Орловский Серафим (Чичагов). Епископ Серафим провел на Орловской кафедре около двух лет, но за это время успел многое сделать для возрождения христианской жизни в народе. Кроме него, на лекции присутствовал епископ Елецкий Митрофан (Афонский), «духовенство города, преподаватели духовно-учебных заведений, члены церковно-приходских советов и множество посторонних лиц». Спустя два месяца в «Орловских епархиальных ведомостях» был напечатан отзыв о лекции, пересказывающий отдельные её положения и подчёркивающий церковность братства: «Религиозная жизнь трудового братства находится в полной гармонии с религиозным укладом и строем господствующей в России Православной церкви». Статья заключается пожеланием автора, чтобы «к делу Трудового братства не остались глухи будущие работники прихода, будущие пастыри и учители народа» и призывом к знакомству с братством в Воздвиженске.

Последние годы жизни

В последние годы жизни Неплюев стал разрабатывать проект Всероссийского братства с единым уставом и управляющим органом, под покровительством Синода и императора. Всероссийское братство - это совокупность приходов, которые должны стать живыми клетками церковно-государственного организма. Для осуществления этой идеи необходимо пробудить самосознание прихожан, поэтому священники должны заботиться о духовном преображении своих приходов: проповедовать, устраивать катехизические собеседования, чтобы вера не оставалась в области отвлеченного мышления. В 1906 г. Неплюев приехал в Киев, где попытался образовать общество по созданию Всероссийского Братства. Неплюев сам написал проект Устава, но осуществить свой замысел уже не успел. С проектом Устава в декабре 1907 года Неплюев отправился в Петербург, но там тяжело заболел гриппом. Несмотря на болезнь, он продолжал работать и даже читал публичные лекции по приглашению Петербургской духовной академии. 21 декабря он вернулся в Воздвиженск. В течение болезни Неплюев часто причащался, а в день смерти его соборовали.

Библиография

  • Неплюев Н. Н. Собрание сочинений: В 5 т. СПб., 1901-1908.
  • Неплюев Н. Н. Воздвиженская школа - колыбель Трудового братства. СПб., 1895.
  • Неплюев Н. Н. Всероссийское братство. СПб., 1907 г.
  • Неплюев Н. Н. Братские союзы в учебных заведениях - высших, средних и низших: Могут ли дольше обходиться без них церковь и христианское государство и как их осуществить? Лейпциг, 1893.
  • Неплюев Н. Н. Голос верующего мирянина по поводу предстоящего Собора. Киев, 1906.
  • Неплюев Н. Н. Звуки души. Берлин, 1896.
  • Неплюев Н. Н. Ко всем верующим. СПб., 1907.
  • Неплюев Н. Н. Открытое письмо к учащейся молодежи. СПб., 1906.
  • Неплюев Н. Н. Проект устава Воздвиженского сельскохозяйственного трудового христова братства. СПб., 1885.
  • Неплюев Н. Н. По поводу ложных слухов. СПб., 1907.
  • Неплюев Н. Н. Таинственные явления земной жизни духа моего. Берлин, 1896.
  • Неплюев Н. Н. Трудовое братство и школы его. СПб., 1900.

НИКОЛАЙ НЕПЛЮЕВ

ПОЛНОЕ СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ, 1900

Вашему вниманию предлагается сборник материалов о непростой жизни и уникальном опыте общинного строительства русского дворянина Николая Николаевича Неплюева. В собранные материалы входит электронная книга, представляющая собой скан-копию Полного собрания сочинений (5 томов) Николая Николаевича. Предлагаемая электронная копия сделана с оригинала издания 1900 года (СПб), хранящегося в архивах Российской государственной библиотеки. Начиная с 1900 года, сочинения Николая Неплюева в полном виде не издавались ни в форме бумажных книг, ни в форме электронного документа, и отсутствовали в свободной продаже. Команда INSIGHT надеется, что благодаря этой скан-копии уникальный опыт Николая Неплюева, наконец, получит достойную оценку наших современников, будет распространяться по миру с непременным успехом и послужит (как и было задумано автором) делу: 1) подлинного сплочения людей, 2) достижения мира во всём мире и 3) восстановления баланса истинных ценностей в обществе.

Николай Николаевич родился в 1851 году в местечке Янполь на Украине. По окончании в 1875 году юридического факультета Санкт-Петербургского университета он был направлен в Мюнхен на дипломатическую службу. Однако в 1877 году он отказывается от блестящей карьеры и поступает вольнослушателем в Петровскую сельскохозяйственную академию, вызывая своим поступком недоумение в глазах сослуживцев и родственников.

Этой неординарной и великой по масштабам дел личности удалось воплотить в жизнь то, что для многих его предшественников, современников и даже преемников оказалось непосильным. Он был пророком и провидцем, чутко чувствующим потребности души человеческой и желания Бога, обладал живой верой, способной на казалось бы невозможные с материальной точки зрения свершения, а также огромным сердцем, исполненным любовью и состраданием.

С детства он непосредственно общался с ангелами, переживал пророческие сны, посвящал свободное время уединённой молитве. Повзрослев и получив мирское воспитание и образование, он отошёл от глубокой и трепетной духовной практики и «омирщился». Однако тяга к высшему не оставляла его. И в один из дней он решил окончательно покончить с «рутиной жизни»: ушёл в отставку с сулящей большие карьерные перспективы дипломатической должности, поступил на непрестижные среди помещиков сельскохозяйственные курсы, переехал в родовую усадьбу, выпросил у отца имение и построил в нём здания двух сельскохозяйственных школ — мужской и женской, набрал из неблагополучных семей детей и дал им образование в духе религиозного воспитания. Костяк выпускников его школ сформировал впоследствии главное детище его жизни — Крестовоздвиженское трудовое братство.

Ради служения трудовому братству он избрал путь безбрачия (чтобы его дети не могли претендовать в качестве наследников на имущество, завещанное братству). В 1890 году после смерти отца Николай Николаевич стал владельцем значительного состояния (при переводе на современные деньги — около 2 млрд. руб.). После того, как он убедился, что воспитанные им братья обрели необходимую квалификацию и обладают соответствующими качествами для того, чтобы продолжить его святое дело, он передал трудовому братству всё своё состояние.

Неуклонно, на протяжении всей жизни, Николаем Николаевичем двигала вера в то, что идеалом христианской жизни является трудовая община, в которой верующие могли бы устроить свою жизнь по вере, жить вместе с братьями во Христе и зарабатывать средства к жизни путём совместной деятельности. Он указал три опоры трудового братства:
— Вера в Бога Живого и в то, что общинная жизнь есть воля Божия.
— Любовь: верность и стремление остаться вместе вопреки конфликтам и всему, что разъединяет.
— Труд: качественное исполнение своих обязанностей ради общей пользы и добровольная дисциплина.

Года в Воздвиженском состоялись торжества посвященные 150-летнему юбилею Н.Н. Неплюева, в которых приняли участие историки из Чернигова, Москвы, Сум, краеведы, священнослужители Православной Церкви во главе с епископом Конотопским и Глуховским Иннокентием (Шестопалем), вице-президент Международной лиги защиты культуры Г.Н. Фурсей, потомки членов Братства.

секта священника Георгия Кочеткова

Память и наследие Н. Н. Неплюева почитаются в секте священника Георгия Кочеткова . Отмечаются разного рода годовщины, а день рождения Неплюева находится в календаре памятных дат секты. Сайт «Преображенского братства» публикует как статьи самого Неплюева, так и разного рода материалы в его честь.

Выставка «Человек веры. Н.Н. Неплюев и его Крестовоздвиженское братство»

  • Санкт-Петербург, г. По благословению митр. Санкт-Петербургского Владимира .
выставка «„Он не преклонился перед силой факта“. Н. Н. Неплюев и его Крестовоздвиженское братство»
  • пос. Красный, Истринского р-на МО, 2011 г.
  • Москва, Библиотека иностранной литературы им. М. И. Рудомино, 2012 г.
  • Воронеж, 2013 г. Преображение », музей «Трудовое Братство Н. Н. Неплюева» (с. Воздвиженск, Сумская обл., Украина), Департамент культуры и архивного дела Воронежской области, Воронежский областной краеведческий музей, Комиссия по канонизации святых Воронежской и Борисоглебской епархии, Воронежское малое православное братство во имя Тихона Задонского. По благословению митрополита Воронежского и Борисоглебского Сергия .
  • Архангельск, г. Организаторы: , Культурно-просветительский фонд «Преображение », музей «Трудовое Братство Н. Н. Неплюева» (с. Воздвиженск, Сумская обл., Украина), а также архангельское ГМО «Художественная культура Русского Севера» и культурно-просветительский фонд «Сретение» .
  • Гомель, 30 декабря г. - 31 января г. Организаторы: , Культурно-просветительский фонд «Преображение », музей «Трудовое Братство Н. Н. Неплюева» (с. Воздвиженск, Сумская обл., Украина), картинная галерея Г.Х. Ващенко (Гомель), при содействии Гомельской епархии Белорусской православной церкви .
семинары, встречи

Доклад члена секты Наталии Игнатович «„Да будем миротворцы и удостоимся быть признанными Тобою чадами Твоими…“ Трудовое братство Николая Неплюева в России в конце XIX - начале XX века» был прочитан на XXII международной конференции по православной духовности в монастыре Бозе (Италия), прошедшей с 3 по 6 сентября г.

Музыкально-поэтический вечер «Звуки души» кинофильмы

Документальные фильмы: «Точка росы», г. Киевская студия, «Хлеб насущный», «Братство любви» - Леннаучфильм, 1995.

«Братство в наших сердцах» 25:18 (Видео-служба Преображенского братства, 2011) .

образование

Кресто-Воздвиженское братство

Неплюев указал три основания устроения жизни и деятельности христианского трудового братства:

  • Вера в Бога Живого и в то, что общинная жизнь есть воля Божия.
  • Любовь: верность и стремление остаться вместе вопреки конфликтам и всему, что разъединяет.
  • Труд: качественное исполнение своих обязанностей ради общей пользы и добровольная дисциплина.

обновленчество

Н. Н. Неплюев был не только идейным предтечей обновленчества, но и участником дореволюционного обновленческого движения . В 1905 г. члены группы духовенства, ставшей впоследствии известной как группа 32-х , вышли на Неплюева, который выразил намерение дать средства на издание реформаторского журнала. О. Константин Аггеев пишет 30 января году: «Вторая радость. Был у меня Неплюев. Меня не застал, но я виделся с ним на Христианском содружестве . Он идет навстречу нашим мечтам о журнале. Дает средства» .

сочинения

  • Неплюев Н. Н. Собрание сочинений: В 5 т. - СПб., 1901-1908.
    • Неплюев Н. Н. Историческое призвание русского помещика // Собрание сочинений. В 5 т. - СПб., 1901-1908. - Т. 3.
    • Неплюев Н. Н. К лучшему будущему // Собрание сочинений: В 5 т. - СПб., 1901-1908. - Т. 3. - С. 19-20.
  • Неплюев Н. Н. Историческое призвание русского помещика . - М.: тип. И. Барнет, 1880. - 19 с.
  • Неплюев Н. Н. Проект устава Воздвиженского сельскохозяйственного трудового христова братства. СПб., 1885.
  • Неплюев Н. Н. Братские союзы в учебных заведениях - высших, средних и низших: Могут ли дольше обходиться без них церковь и христианское государство и как их осуществить? Лейпциг, 1893.
  • Неплюев Н. Н. Что есть истина? (1893)
  • Неплюев Н. Н. Христианское мировоззрение (1894)
  • Неплюев Н. Н. Воздвиженская школа - колыбель Трудового братства . СПб., 1895.
  • Неплюев Н. Н. Звуки души. Берлин, 1896.
  • Неплюев Н. Н. Таинственные явления земной жизни духа моего. Берлин, 1896.
  • Неплюев Н. Н. Трудовое братство и школы его. СПб., 1900.
  • Неплюев Н. Н. Конгресс единого человечества (1900)
  • Неплюев Н. Н. Путь к лучшему будущему (1901)
  • Неплюев Н. Н. Вставай, страна моя родная! (1906)
  • Неплюев Н. Н. Воззвание к друзьям свободы и порядка (1907)
  • Неплюев Н. Н. Голос верующего мирянина по поводу предстоящего Собора. Киев, 1906.
  • Неплюев Н. Н. Всероссийское братство. СПб., 1907 г.
  • Неплюев Н. Н. Открытое письмо к учащейся молодежи. СПб., 1906.
  • Неплюев Н. Н. Ко всем верующим. СПб., 1907.
  • Неплюев Н. Н. По поводу ложных слухов. СПб., 1907.
  • Неплюев Н. Н. Звуки души (2012) (Сборник молитв, сочиненных Н. Н. Неплюевым.)
  • Неплюев Н. Н. Голос верующего мирянина по поводу предстоящего Собора. Путь веры. - М.: Межрегиональная общественная организация «Культурно-просветительский центр „Преображение“», 2009. - (Беседы о братстве). - 1 000 экз.
  • Неплюев Н. Н. Беседы о Трудовом братстве. Частное ответное письмо священнику Иванову. - М.: Межрегиональная общественная организация «Культурно-просветительский центр „Преображение“», 2010. - (Беседы о братстве). - 1 000 экз.

источники

  • Авдасев В. Н. Трудовое братство Н. Н. Неплюева. Его история и наследие. - Сумы: АС-Медиа, 2003.
  • Ермаков Д. С. Воспитание в Воздвиженском трудовом братстве (1889-1929 гг.). Педагогика № 5. issn=0869-561Х
  • Н. Н. Неплюев Беседа IV. Опыт жизни нашего трудового братства. // Кифа . - №№ 7(97). - май, 2009
  • Свет памяти: Н. Н. Неплюев в воспоминаниях современников. - Киев, 2008. - С. 81.
  • Неплюев, Николай Николаевич // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб., 1890-1907.
  • Сомин Н. В. Кресто-Воздвиженское трудовое братство Николая Николаевича Неплюева // Вестник ПСТГУ. IV: Педагогика. Психология. - 2008. - № 1 (8). - С. 57–72.

Начало деятельности

В одной из своих первых работ «Историческое призвание русского помещика», опубликованной в 1880 году , до рождения братства, Н. Н. Неплюев писал о тяжёлом положении крестьянина, который по результатам реформ 1861 года получил свободу, но сам, фактически, никак не изменился. По мнению Неплюева, Историческое призвание русского помещика заключалось в том, чтобы взять на себя задачу просвещения. «Мы одни можем успешно исполнить эту задачу потому, что в нас одних соединяется сила материальная с силою интеллектуальной», - писал Неплюев . Он предложил начать с того, чтобы взять на воспитание одного-двух детей из нуждающихся семей, поместить его не в барском доме, а в простой избе и воспитывать их ежедневным общением и научением, дать им знания о сельском хозяйстве и приучить к труду.

После публикации этой работы на Неплюева обрушились многочисленные критики. Полемизирующие с ним авторы полагали, что для состоятельного и образованного человека нет причин поступать по его примеру; один из несогласных написал, что Неплюев берется не за свое дело и что единственным историческим призванием русского помещика только и может быть дрессировать собак, а не воспитывать людей .

Несмотря на все сложности, он не отступился и «чтобы отрезать для себя путь к отступлению» , принял на воспитание десять сирот. Таким образом, 4 августа 1881 года зародилась будущая Воздвиженская школа. Отец Неплюева выделил сыну в пользование небольшой домик в местечке Янполь. Несколько лет пустя отношение главного управляющего стало еще более враждебным, и он стал настраивать отца против сына. После этого к конфликту подключились мать и сестры Николая, которые уговорили старшего Неплюева выделить сыну имение Воздвиженск в полную собственность. Это означало, что Неплюев получил полную материальную независимость и возможность свободно заниматься своим делом. Окончательно он переехал в Воздвиженск с воспитанниками, число которых достигло уже около 30 человек, осенью 1884 года .

Основание Воздвиженской сельскохозяйственной школы

Мужская школа. Продолговатое каменное здание, потонувшее в зелени, с длинным коридором и спальнями по обеим сторонам. В коридоре нас встретили воспитанники босиком и со швабрами - мыли полы. Прислуги нет. С детства труд внушается им, как одно из содержаний жизни. Актовая зала школы - большая комната, увешанная по стенам портретами друзей Братства. Здесь портреты императора Александра III, давшего Трудовому братству права юридического лица, бывшего министра М. Н. Островского, поддержавшего школу в её становлении, епископа Черниговского и Нежинского Сергия, образованнейшего архипастыря, весьма сочувствовавшего делу братства. …

Лица у мальчиков открытые, добродушные, глядят прямо, на вопросы отвечают толково и к стенкам не жмутся. Ходят в простых блузах из черкасина, кто босиком, кто в сапогах. Но нигде не заметно шума, возни, драки, хотя в некоторые комнаты мы заходили, видимо невзначай. …
Пройдя большой фруктовый сад размером 7-8 десятин, мы вошли в широкий и длинный коридор большого одноэтажного дома. Женской школой заведуют две сестры Н. Н. и его старушка мать. С какой любовью они относятся к своему делу, которое они не отделяют от своей жизни, я увидел после воочию. Здесь чистота и порядок, если можно так выразится, изящнее, чем в мужской школе. Обстановка тоже. … Сборная зала мужской школы была полна воспитанниками, когда я вошёл в неё. Они тихо разговаривали между собой, так что не требовалось вмешательство дежурного учителя.
Вошёл Н. Н. Неплюев и сел за столом против учеников. Я поместился рядом.
- Кто должен читать сегодня дневник? - спросил Н. Н.
Из рядов вышел мальчик лет пятнадцати, стал за пюпитр и начал чтение дневника, где излагалась одна из воскресных бесед Н. Н. Речь шла «о доверии». Николай Николаевич поправлял записанное неточно и спрашивал некоторых, как они понимают тот или иной вопрос. Внимательно наблюдая за детьми, я заметил, что все они мысленно работают и участвуют в обмене мнений. …
Николай Николаевич обратился ко мне.
- Может быть вы предложите какой-нибудь вопрос для обсуждения?
Мною овладело искушение.
- У вас, обратился я к Н. Н., всё основано на принципе любви и это слово беспрестанно повторяется воспитанниками. Я хотел бы знать, насколько сознательно они употребляют его.
- Вот наш гость хочет узнать как вы понимаете слово любовь, что вы подразумеваете под ним? Не может ли кто-нибудь объяснить?

Напряженная тишина была ответом в первое время. … И не удивительно, что воспитанники сначала ответили молчанием. Но потом начали отвечать. Я не буду приводить их ответов, замечу только, что они высказали много сознательной, пытливой работы ума. Мне же только и хотелось узнать - не повторяют ли они с чужого голоса.

Основание Крестовоздвиженского православного трудового братства

Основная статья: Крестовоздвиженское православное трудовое братство

В 1889 году окончил школу первый выпуск. Трое из шести выпускников остались с Неплюевым и положили начало Крестовоздвиженскому трудовому братству. Все они остались при школе и в течение года готовились под руководством Неплюева к поступлению на должности учителей. Андрей Иванович Фурсей занял должность управляющего школой, преподавателя земледелия в старших классах и управляющего Воздвиженским имением. Федор Ефимович Чвертка стал преподавателем скотоводства и ветеринарии. Илья Павлович Кобец был преподавателем первого подготовительного класса, стал старшиной братской семьи учителей, готовился к принятию священного сана, но заболел чахоткой и скончался в 1893 году. Как отмечал Неплюев, он заслужил «искреннюю любовь и глубокое уважение всех его знавших» .

С момента основания Трудового братства жизнь Н. Н. Неплюева и дело братства неотъемлемы друг от друга и составляют единое целое. Ради служения братству он избрал путь безбрачия. В 1890 г., после смерти отца, Н. Н. Неплюев стал владельцем значительного состояния. Его мать Александра Николаевна и сестры Мария и Ольга тоже активно включились в братскую жизнь.

Братские священники

Священник Александр Секундов

В 1893 г. в Воздвиженске был построен и освящен храм во имя Воздвижения Креста Господня. За все время деятельности братства в нем сменилось пять настоятелей. Имена двух из них хорошо известны по их дальнейшей церковной деятельности: священник Сергий Четвериков и священник Роман Медведь. В 1903 году настоятелем братского храма стал священник Александр Секундов. Он оставался братским духовником до конца деятельности братства.

К богослужению в братстве относились как к «празднику живой любви» . На клиросе пел братский хор. Кроме обычных храмовых богослужений, в которых участвовало все братство, существовала общая молитва утром и вечером в братских семьях. Стремление братства к осмысленной жизни по вере находило свое выражение в ежедневной молитвенной жизни общин, в общебратских беседах, специальных молитвенных собраниях.

Основные богословские идеи Н. Н. Неплюева, положенные в основу Крестовоздвиженского трудового братства

Основная идея Н. Неплюева, которой он посвятил всю свою жизнь, заключалась в необходимости покаяния и к единению между христианами, которое осуществляется в христианской общине. Такие общины могут объединиться в трудовое братство, в которых верующие могли бы устроить свою жизнь по вере, жить вместе с братьями во Христе и зарабатывать средства к жизни путём совместной деятельности. Неплюев указал три основания устроения жизни и деятельности христианского трудового братства:

  • Вера в Бога Живого и в то, что общинная жизнь есть воля Божия.
  • Любовь: верность и стремление остаться вместе вопреки конфликтам и всему, что разъединяет.
  • Труд: качественное исполнение своих обязанностей ради общей пользы и добровольная дисциплина.

Братскую жизнь Неплюев считал делом Божиим. По его мнению, членство в братстве есть призвание от Господа, поэтому имеет значение не то, насколько немощен тот или иной человек, так как нет такой немощи, перед которой Господь оказался бы бессильным. Важно, насколько каждый человек, выбравший путь братского устроения христианской жизни, устойчив в желании отдавать свою жизнь под водительство Божие.

Другая сторона любви к Богу - братолюбие. Жизнь в братстве - духовный труд, ежеминутная проверка реальности своего братолюбия. Братство должно стать для человека домом, семьей и делом всей жизни. Этим делом не может заниматься тот, кто не желает отвергнуться себя, взять крест и последовать за Христом: он может жить в братстве и честно трудиться, но никогда не станет его твердой опорой. Если братство не будет составлять для человека потребности жизни, оно рискует потерять его в любую минуту, так как он будет верен братству только до тех пор, пока жизнь в нем ему удобна: «Необходимо, чтобы братолюбие было высшей потребностью, которой сознательно и радостно подчинялись все остальные потребности. Без этого фатальна измена делу любви, даже и при ясном сознании всего ее значения» . Однако нигде вне братства обрести такое отношение невозможно, поэтому достаточно лишь признать отсутствие его как собственную немощь, и с доверием принять авторитет и руководство духовно старших в братстве.

По мысли Неплюева, священной обязанностью братолюбия является труд. Однако в христианском трудовом братстве ни сам по себе труд, ни экономические результаты хозяйственной деятельности не могут иметь самодовлеющего значения и являться конечной целью. Необходимо, чтобы братство было самоокупаемым, а каждый человек честно трудился.

Кроме трудовой профессиональной деятельности, Неплюев говорил о необходимости и важности труда духовного - добровольной дисциплины любви, которая заключалась в признании общей для всех братчиков иерархии ценностей: служение Богу воплощается в устроении трудового братства, которому необходимо подчинить свои личные и семейные интересы.

«Голос верующего мирянина по поводу предстоящего Собора»

Неплюев считал, что обществу требуется новая христианизация, так как люди не живут по вере, а духовенство ничего не делает, чтобы исправить эту ситуацию. В 1906 г. в № 6 и 7 «Трудов Киевской духовной академии» была напечатана статья Неплюева «Голос верующего мирянина по поводу предстоящего Собора», в которой он предложил ряд реформ церковной жизни для рассмотрения Поместным собором. Он подверг резкой критике церковную жизнь: «приходы распылены, превратились в фикции», многие представители духовенства руководствуются «не правдой Божией, а указами и предписаниями начальства», выдавая "антицерковную рутину за «истинное православие» . Неплюев видел возможность улучшения церковного управления в восстановлении принципа соборности, так как его нарушение приучило мирян «не считать себя ответственными членами церкви» . Насущной необходимостью Неплюев считал восстановление в церкви «института катехетов»: «Это дело настолько настоятельное и неотложное, что все епископы, их викарные и монастыри должны на пользу Церкви не пожалеть никаких расходов и трудов» . Под этим Неплюев понимал возрождение в церкви института катехизации. «Школу катехетов» должны пройти «все верующие для того, чтобы иметь ум и сердце крещенными и не позорить Церкви жизнию своею» . Им не должны "забивать головы научением «богословских наук», а ограничиться «знанием нового катехизиса» и научить жить по «заповеди любви, что может быть достигнуто в один, много, в два года» . Вместе с тем требуется издать совершенно новый катехизис, более «вразумительный и жизненно-полезный» . Отмечал он также, что необходимо «исправить редакцию богослужебных книг до вразумительности их содержания и сделать богослужебный язык общедоступным» .

Публичные лекции

С 25 по 31 января 1907 г. Неплюевым был прочитан цикл лекций в аудитории Московской духовной академии. Летом 1906 г. группа профессоров и студентов академии посетила братство, а через полгода руководство МДА пригласило Неплюева для чтения лекций. В них он изложил свое понимание жизни по вере и обязанностей духовенства и мирян в деле духовного возрождения России. Он подробно рассказал о Крестовоздвиженском трудовом братстве, уделив также значительное внимание вопросам готовящегося Поместного собора. На еп. Евдокима (Мещерского) речь Неплюева произвела сильное впечатление: «Благословляю тот день, когда решился дать возможность г. Неплюеву прочитать означенные семь лекций в Академии», - писал он в рапорте в Учебный комитет при Синоде. - «От рождения своего я никогда не видал, не слыхал такой глубокой веры, веры живой во Христа Спасителя из уст светского, высокопросвещённого человека, обладающего громаднейшими связями и колоссальными богатствами». Журналист А. Панкратов писал о том, что лекции сопровождались овациями .

В том же 1907 г., 28 октября, Неплюев читал лекцию о Крестовоздвиженском братстве, о возрождении приходской жизни и об образовании Всероссийского братства в Орловском женском епархиальном училище. Раздел хроники епархиальной жизни в «Орловских епархиальных ведомостях» повествует о том, что на этой лекции присутствовал правящий епископ Орловский Серафим (Чичагов) . Епископ Серафим провел на Орловской кафедре около двух лет, но за это время успел многое сделать для возрождения христианской жизни в народе. Кроме него, на лекции присутствовал епископ Елецкий Митрофан (Афонский) , «духовенство города, преподаватели духовно-учебных заведений, члены церковно-приходских советов и множество посторонних лиц» . Спустя два месяца в «Орловских епархиальных ведомостях» был напечатан отзыв о лекции, пересказывающий отдельные её положения и подчёркивающий церковность братства: «Религиозная жизнь трудового братства находится в полной гармонии с религиозным укладом и строем господствующей в России Православной церкви» . Статья заключается пожеланием автора, чтобы «к делу Трудового братства не остались глухи будущие работники прихода, будущие пастыри и учители народа» и призывом к знакомству с братством в Воздвиженске .

Последние годы жизни

В последние годы жизни Неплюев стал разрабатывать проект Всероссийского братства с единым уставом и управляющим органом, под покровительством Синода и императора. Всероссийское братство - это совокупность приходов, которые должны стать живыми клетками церковно-государственного организма. Для осуществления этой идеи необходимо пробудить самосознание прихожан, поэтому священники должны заботиться о духовном преображении своих приходов: проповедовать, устраивать катехизические собеседования, чтобы вера не оставалась в области отвлеченного мышления. В 1906 г. Неплюев приехал в Киев, где попытался образовать общество по созданию Всероссийского Братства. Неплюев сам написал проект Устава, но осуществить свой замысел уже не успел. С проектом Устава в декабре 1907 года Неплюев отправился в Петербург, но там тяжело заболел гриппом. Несмотря на болезнь, он продолжал работать и даже читал публичные лекции по приглашению Петербургской духовной академии. 21 декабря он вернулся в Воздвиженск. В течение болезни Неплюев часто причащался, а в день смерти его соборовали.

Библиография

  • Неплюев Н. Н. Собрание сочинений: В 5 т. СПб., 1901-1908.
  • Неплюев Н. Н. Воздвиженская школа - колыбель Трудового братства. СПб., 1895.
  • Неплюев Н. Н. Всероссийское братство. СПб., 1907 г.
  • Неплюев Н. Н. Братские союзы в учебных заведениях - высших, средних и низших: Могут ли дольше обходиться без них церковь и христианское государство и как их осуществить? Лейпциг, 1893.
  • Неплюев Н. Н. Голос верующего мирянина по поводу предстоящего Собора. Киев, 1906.
  • Неплюев Н. Н. Звуки души. Берлин, 1896.
  • Неплюев Н. Н. Ко всем верующим. СПб., 1907.
  • Неплюев Н. Н. Открытое письмо к учащейся молодежи. СПб., 1906.
  • Неплюев Н. Н. Проект устава Воздвиженского сельскохозяйственного трудового христова братства. СПб., 1885.
  • Неплюев Н. Н. По поводу ложных слухов. СПб., 1907.
  • Неплюев Н. Н. Таинственные явления земной жизни духа моего. Берлин, 1896.
  • Неплюев Н. Н. Трудовое братство и школы его. СПб., 1900.

Примечания

Ссылки

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Крестовоздвиженское трудовое братство на сайте Живой Журнал .
  • Беседа IV. Опыт жизни нашего трудового братства. Фрагмент лекции, прочитанной Н. Н. Неплюевым в стенах Московской духовной академии в январе 1907 г.
  • Фрагменты хроники жизни Крестовоздвиженского братства. Из Отчетов блюстителя православного Крестовоздвиженского трудового братства от 14 сентября 1899 года по 11 сентября 1901 года.
  • Фурсей А. И. Имеют ли основание говорить о «Неплюевщине» и «Неплюевцах». СПб., 1902.
  • Труды Н. Н. Неплюева и работы о нём на сайте predanie.org

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Богословы по алфавиту
  • Родившиеся 11 сентября
  • Родившиеся в 1851 году
  • Умершие 21 января
  • Умершие в 1908 году

Wikimedia Foundation . 2010 .

общественный деятель и писатель; родился в 1851 г.; по окончании курса в спб. университете служил при русском посольстве в Мюнхене, а затем, пробыв 2 года вольнослушателем в Петровской земледельческой академии, поселился в своем родовом имении Глуховского уезда Черниговской губернии и стал заниматься обучением крестьянских детей. Он основал последовательно детское общежитие при содержимой им начальной школе, мужскую (1-го разряда) и женскую (2-го разряда) сельскохозяйственные школы (с субсидией от министерства земледелия и государственных имуществ), детский приют и Крестовоздвиженское трудовое братство (Устав братства утвержден в 1894 г.; членов к 1 января 1897 г. было 65). В сельскохозяйственные школы, служащие "колыбелью" братства, "ученики-работники" и "ученицы-работницы" принимаются с 13-летнего возраста; первые составляют два братских кружка (старший и младший). Цель братства - заботиться о христианском воспитании детей, согласовать, по возможности, весь строй жизни с духом христианской веры и способствовать упорядочению жизни и за пределами братства. Главное заведование братством - в руках полноправных членов, живущих в пределах его деятельности. Все окончившие школу вступают в братство и становятся преимущественно или преподавателями, или арендаторами земель Н. Принцип братского единения и строго христианской жизни проводит Н. и в своих сочинениях. Главные из них: "Совесть" (М., 1881), "Мысли и советы искреннего друга" (СПб., 1882), "Хлеб насущный" (СПб., 1883), "Что есть истина" (Лейпциг, 1893), "Благовест библейский", "Трудовые братства" и "Братские союзы" (Лейпциг, 1893), "Христианское мировоззрение" (Берлин, 1895), "Воздвиженская школа - колыбель трудового братства" (СПб., 1894). Н. написал также несколько музыкальных пьес (молитвы, песни без слов, пьесы для пения и фортепьяно).

  • - ГЕ Николай Николаевич, рус. художник. В 1857 окончил АХ, участвовал в организации Т-ва передвижных худож. выставок. В 1852 он выполнил в манере К. П. Брюллова небольшую картину на сюжет поэмы «Хаджи-Абрек» ...

    Лермонтовская энциклопедия

  • - , русский живописец. Учился в петербургской АХ у П. В. Басина; пенсионер АХ в Италии, работал в Риме и Флоренции...

    Художественная энциклопедия

  • - также Николай Николаевич, внук Николая I, великий князь, генерал-адъютант, генерал от кавалерии...

    Энциклопедия Кольера

  • - 1. - рус. вел. князь, третий сын имп. Николая I, ген.-адъютант, ген.-фельдмаршал. Получил воен. воспитание. Начал службу в 1851 в лейб-гвардии Конном полку, с 1852 командовал бригадой гвард. кавалерии...

    Советская историческая энциклопедия

  • - Род. 189, ум. после 1966. Журналист, поэт. С 1920 г. в эмиграции. Был редактором художественно-литературного еженедельника "Дальневосточный огонек" , сотрудничал в русских газетах Китая "Русский голос", "...
  • - Почетный член РАЕН с 1996 г.; родился 10 сентября 1913 г. в г. Николаевске-на-Амуре; окончил Московский архитектурный институт в 1939 г.; участник Великой Отечественной войны; доктор архитектуры...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - генерал-адъютант и статс-секретарь императора Павла...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - тайный советник, сенатор, член Государственного Совета...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - вице-президент коммерц-коллегии; род. 19 мая 1731 г. в Константинополе, ум. 24 мая 1784 г. в Петербурге. В 1752 году в чине капитана Н. по именному указу отправился в Оренбург помогать отцу в делах по управлению краем...

    Большая биографическая энциклопедия

  • Большая биографическая энциклопедия

  • - Ге, Николай Николаевич - знаменитый русский живописец. Родился 15 февраля 1831 г. в Воронеже. Семья Ге родом из Франции; прадед Ге эмигрировал в Россию в конце XVIII в. и поселился в Москве. Отец Ге был помещиком...

    Биографический словарь

  • - один из оригинальнейших по направлению русских художников-живописцев, род. 1831 г. Воспитывался в гимназии в Киеве, потом поступил в Киевский университет, а оттуда перешел в Петербургский...
  • - общественный деятель и писатель; родился в 1851 г....

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - русский живописец. Учился в петербургской АХ у П. В. Басина. Пенсионер АХ в Италии. В 1857≈59 работал в Риме, в 1860≈69 во Флоренции. Жил в Петербурге и на хуторе в Черниговской губернии...
  • - I Никола́й Никола́евич, русский великий князь, третий сын императора Николая I, генерал-адъютант, генерал-фельдмаршал...

    Большая Советская энциклопедия

  • - российский живописец. Один из основателей Товарищества передвижников. Психологические портреты, исторические картины, экспрессивные, драматические композиции на религиозно-этические темы...

    Большой энциклопедический словарь

"Неплюев, Николай Николаевич" в книгах

Новосильцев Николай Николаевич

Из книги Личная жизнь Александра I автора Соротокина Нина Матвеевна

Новосильцев Николай Николаевич Вигель: «Всех старее летами и, конечно, всех выше умом был Николай Николаевич Новосильцев». Относительно «старее» сейчас появились некие разночтения. Большая Советская энциклопедия отняла у Новосильцева семь лет жизни, утверждая, что он

ПУНИН Николай Николаевич

Из книги Серебряный век. Портретная галерея культурных героев рубежа XIX–XX веков. Том 2. К-Р автора Фокин Павел Евгеньевич

ПУНИН Николай Николаевич 16(28).10.1888 – 21.8.1953Поэт, искусствовед, художественный критик. Сотрудник журнала «Аполлон». Муж А. Ахматовой (1924–1938). Погиб в ГУЛАГе.«25 марта 1917. Гумилев сказал: есть ванька-встанька, как ни положишь, всегда станет; Пунина как ни поставишь, всегда

Николай Николаевич

Из книги Распутин и евреи.Воспоминания личного секретаря Григория Распутина [с фотографиями] автора Симанович Арон

Николай Николаевич За кровавое воскресение 9 января 1905 года Николай II получил прозвище «Кровавый». Он его не заслужил. Он был слабым, бесхарактерным человеком, и вся его жизнь была путаной, без плана. Все зависело от того, кто в данный момент находился около царя и имел на

Николай Николаевич Ге

Из книги Воспоминания автора

Николай Николаевич Ге I В первый раз я увидала Николая Николаевича Ге в нашем доме в Москве в 1882 году.Мне тогда только что минуло восемнадцать лет. Помню, как, вернувшись с катка, с коньками в руках, я направилась в кабинет отца и по дороге от кого-то из домашних узнала, что у

Николай Николаевич Ге

Из книги Воспоминания автора Сухотина-Толстая Татьяна Львовна

Николай Николаевич Ге 1 Л. Н. Толстой познакомился с Н. Н. Ге в Риме, в январе 1861 г., однако, вернувшись в Россию, не общался с ним до 8 марта 1882 г., когда тот посетил его в Москве. С этого времени их связывала глубокая дружба, длившаяся до самой кончины Ге (1894 г.). Толстой высоко

Николай Николаевич

Из книги Распутин и евреи автора Симанович Арон

Николай Николаевич За кровавое воскресение 9 января 1905 года Николай II получил прозвище «Кровавый».Он его не заслужил. Он был слабым, бесхарактерным человеком, и вся его жизнь была путаной, без плана. Все зависело от того, кто в данный момент находился около царя и имел на

Николай Николаевич

Из книги Падение царского режима. Том 7 автора Щеголев Павел Елисеевич

Николай Николаевич НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ (1856), ген.-адъют., ген.-от-кав., по гв. кав., верх. главноком. 1914-1915, поч чл. Ник. инж. и Ник. воен. акад. русск. военно-ист. об-ва, внук имп. Ник. I, сын в. кн. Ник. Ник. Старш. (1831-1891) и Алекс. Петр. (в иноч. Анастасии), ур. принц. Ольденбургской (1838-1900),

Великие князья Николай Николаевич и Михаил Николаевич

Из книги Первая оборона Севастополя 1854–1855 гг. «Русская Троя» автора Дубровин Николай Федорович

Великие князья Николай Николаевич и Михаил Николаевич В октябре 1854 г. Император Николай Павлович послал двух своих сыновей в Севастополь с тем, чтобы они разделили с войсками боевые труды и опасности.Великие князья Николай Николаевич и Михаил Николаевич участвовали в

НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ ГЕ

Из книги 100 великих художников автора Самин Дмитрий

НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ ГЕ (1831–1894)«Картина – не слово, – говорил Ге. – Она дает одну минуту, и в этой минуте должно быть все, а нет – нет картины».Творчество Ге проникнуто страстным протестом против угнетения и подавления человеческой личности. Образ страдающего человека,

Николай Николаевич

Из книги Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XX века автора Новиков В И

Николай Николаевич Повесть (1970)Бывший вор-карманник Николай Николаевич за бутылкой рассказывает историю своей жизни молчаливому собеседнику.Он освободился девятнадцати лет, сразу после войны. Тетка его прописала в Москве. Николай Николаевич нигде не работал - куропчил

Николай Николаевич Ге

Из книги Афоризмы автора Ермишин Олег

Николай Николаевич Ге (1831-1894 гг.) художник Произведение искусства есть самое высшее произведение человеческого духа; оно дает жизнь, оно совершенствует

Николай Николаевич

Из книги Энциклопедический словарь (Н-О) автора Брокгауз Ф. А.

Николай Николаевич Николай Николаевич (до кончины своего отца – Н. Н. Младший) – великий князь, старший сын великого князя Николая Николаевича Старшего, родился 6 ноября 1866 г. Окончил курс в Николаевской академии генерального штаба; тогда же зачислен в списки

Ге (Николай Николаевич)

Из книги Энциклопедический словарь (Г-Д) автора Брокгауз Ф. А.

Ге (Николай Николаевич) Ге (Николай Николаевич) – один из оригинальнейших, по направлению, русских художников живописцев, род. 1831 г. Воспитывался в гимн. в Kиеве, потом поступил в киевский унив., а оттуда перешел в петербургский; но на второй же год, оставив унив. и поступил в

Ге Николай Николаевич

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ГЕ) автора БСЭ

Ге Николай Николаевич Ге Николай Николаевич , русский живописец. Учился в петербургской АХ (1850-57) у П. В. Басина. Пенсионер АХ в Италии (1857-63). В 1857-59 работал в Риме, в 1860-69 во Флоренции. Жил

НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ

Из книги Малый бедекер по НФ автора Прашкевич Геннадий Мартович

НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ В городской библиотеке города Тайги я случайно наткнулся на тоненькую книжку, на обложке которой чудовищная обезьяна отчаянно боролась с набросившейся на нее пантерой. Книжка была издана в 1945 году. Это меня поразило. В годы войны писать про обезьяну,