С костенки появление фамилии панков. Чем примечательно село костенки воронежской области

После долгого отсутствия в эфире и перерыва в съемках, которому в частности способствовала слякоть на улице, я в компании приятелей вырвался в однодневный фото трип. Целью нашей небольшой экспедиции было посетить три нигде неописанные пещеры в районе села Костёнки.

43 фотографии, общий вес 6,4 мегабайт

Уж не знаю, смогли бы мы без навигатора найти все три пещеры, о двух из которых, вобще нет никаких упоминаний где-либо.

2. По дороге в Костёнки заехали в Рудкино, посмотреть на заброшеный элеватор.

3. Увидев нас, элеватор обрадовался — тоскливо ему там:) Впрочем, как мы убедились потом, в гости к элеватору все же захаживают.

Подъем на элеватор затруднен, потому что отсутствует лестничный пролет на первом этаже. Мы воспользовались кустарной деревянной лесенкой. Лестничные пролеты настораживали трещинами в бетоне. И не дай бог там споткнуться — есть все шансы вылететь за борт в пустые оконные проемы. Вобще, при подъеме и при нахождении на этом сооружении, страху я натерпелся на год вперед.
Дело в том, что ваш покорный слуга несколько опасается высоты. А конкретнее — шаткой и ненадежной высоты, когда можно внезапно улететь к праотцам.

4. Мы на последнем этаже. Смотрим под ноги! Каждая дыра ведет к основанию элеватора. Брошенный камень летел вниз около трех секунд. Путем нехитрых вычислений было выяснено, что высота сооружения около 40 метров.
Никто в классики сыграть не желает? :)

Увеличить изображение

5. Зато из такого опасного места открывается великолепный вид на окрестности. Дестрой на ближнем плане вносит некоторое оживление в общую идилическую картину морозного утра.

Увеличить изображение

6. Рядом с пустой лифтовой шахтой обнаружилась коморка, в которой можно с относительным комфортом провести время на уютной кроватке. Защита от ветра опять же.

7. Наскальная живопись весьма оригинальна.

8. Мне кажется, что век этого элеватора будет недолгим. Панельные конструкции если и не развалятся в скором времени, то будут представлять опасность.

Увеличить изображение

9. Наконец-то под ногами земля!

10. buchkovdenis постигает устройство элеваторов времен развитого социализма.

11. Предостережение всем, кто не соблюдает технику безопасности на элеваторах.

12. Нам пора в дорогу к нашим главным целям. Окидываем взглядом окрестности и в путь.

13. Наш дальнейший путь пролегал через центр Костёнок и мимо музея, который законсервировал под своими сводами древнее палеолитическое жилище возрастом почти в 20 тысяч лет.

14.

15.

24. В окрестностях первой пещеры.

Увеличить изображение

25. Это главный вход в пещеру. Назовем его так, потому что пещера имеет сквозной проход и располагает еще одним входом/выходом.

26. Главный вход в пещеру достаточно велик, но тем не менее не позволяет войти в полный рост. От входа в обе стороны расположены такие же невысокие проходы.

27. Наибольший интерес представляет правый проход, ведущий в большой зал.

28. В зал ведет наклонный пол. Во многих местах я, при своих почти 2-х метрах, мог встать в полный рост.

29. Из зала открывается вид на второй вход в пещеру.

30. В пещере имеется несколько глухих карманов, в которых я решил поэкспериментировать с фонариком.

31. У второго выхода мы обнаружили останки нижней челюсти животного.

32. Мы в предбаннике второго выхода. Рядом со вторым выходом находится небольшой вход в еще одну маленькую пещерку. По своим размерам она сильно уступает основной пещере.

После спуска с горы, мы устроили небольшой привал. Нас ждало еще одно белое пятно на карте воронежской области.

33. Вид на вход во вторую пещеру в Костенках. Об этом подземном сооружении также нет никакой информации.
Чтобы достигнуть пещеры, нужно спуститься с горы, а потом подняться на еще более крутую гору.

34. Подъем для меня оказался очень тяжелым и я пока сосредоточил внимание на окружаещем ландшафте.
Маленький пупырышек на горизонте справа — тот самый элеватор.

Увеличить изображение

35. На «крыше» второй пещеры расположилась загадочная фигура. Бросается в глаза утоптанная вокруг нее площадка.

36. Издалека элеватор напоминает одинокую многоэтажку в поле.

37. Тут и там на снегу следы зверьков.

38. Единственный вход в пещеру. Вход достаточно обширный, но своды довольно низкие. Да и сама пещера небольшая: метров десять в глубину.

39. Портал как будто сложен вручную.

40. И в первой и в этой пещере есть следы пребывания людей в виде настенных надписей, но мусора почти нет. По своему строению пещера односводчатая с двумя колоннами: в центре зала и на входе.

41. Вид наружу примерно с середины пещеры.

Увеличить изображение

42. Правая часть зала. Стены посещенных нами пещер полностью или частично покрыты плесенью.

Как я уже говорил, о посещенных нами двух пещерах в Костенках нет никакой информации: ни о их примерном возрасте, ни о предназначении. Можно конечно предположить, что они являлись местом добычи породы для строительных работ, но это только предположения.

Третья в нашем списке пещера находится в лесу на очень крутом склоне. Вход в пещеру преграждает овраг. В общем в саму пещеру я не пошел: во-первых спуск по скользкой листве и траве давался очень трудно и был риск навернуться. Во-вторых, как выяснилось, пещера очень тесная и маленькая. Без штатива там толком ничего не снять. За время нашего путешествия и лазания по горам, с непривычки, я сильно устал, поэтому к нашей третьей пещере я шел налегке.
Зато об этой пещере есть хоть какая-то информация. Правда за ее достоверность я отвечать не могу.

Впервые материал об этой пещере был опубликован в 68 номере воронежских «Губернских Ведомостей» за 1869 год. Данный материал лег в дальнейшем в основу статей А.С. Пругавина в «Русской Мысли» за январь 1885 года, и А.А. Левенстима в «Журнале Министерства Юстиции» за сентябрь 1898 года, посвященных событиям, развернувшимся вокруг этой пещеры.

Пругавин и Левенстим место расположения описываемой пещеры определяют окрестностями села Костенки «верстах в 30 от Воронежа». Сегодня это село входит в состав Хохольского района, Воронежской области.

В статье Т. Рождественского «Самосожжение раскольников хутора Кастенки» приводится наиболее краткое повествование о событиях, развернувшихся в первой четверти XIX в. вокруг пещеры. Это повествование и будет взято за основу дальнейшего изложения.

«В самых первых годах XIX столетия в окрестностях хутора Кастенки появился какой-то отшельник — «чернец». В глухом лесу поселился он и стал копать себе пещеру в высокой, заросшей лесом горе Шахан, на берегу реки Крынки. Уединенная жизнь, пещерокопательство, издавна считающееся душеполезным подвигом в глазах народа, привлекли к нему внимание населения Кастенок. Пошла молва о появившемся «Божьем человеке». Любопытные стали ходить посмотреть на отшельника, послушать его беседы. Завязалось знакомство, потекли приношения «Божьему человеку». Нашлись благочестивые люди, которые начали помогать чернецу, назвавшему себя Филатием, копать пещеру. Спустя некоторое время, откуда-то явился к горе Шахан другой чернец, и близ пещеры вскоре выстроилось несколько келий, а в самой пещере, обращенной в молельню, началось богослужение. Чернец Филатий стал частенько посещать своих почитателей и на хуторе Кастенках, вел с ними душеспасительные беседы, читал какие-то книги. Вскоре обнаружился и результат этих бесед и чтений.

Замечаем мы с матушкой, рассказывает один из уроженцев Кастенок, очевидец описываемых событий, что отец, с тех пор, как познакомился с чернецом, перестал бороду брить, а прежде он бороду бривал постоянно, франт был. Что бы это значило? Никак ума не приложим. Вот, однажды, матушка и говорит ему: «ты бы, касатик, бороду побрил! Смотри как зарос!» А он как закричал на нее: «не говори мне с этих пор о бороде! В святых книгах про это сказано, что брить бороду — значит оскорблять самую святыню, самый образ Божий. Этим можно принять печать антихристову. Я и бритвы выкинул, и самый дух дьявольского наваждения ладаном выкурил». Матушка немного помолчала, а потом и скажи: «отчего же попы то ничего не говорят об этом?» Верите ли, как он рассердился, попов начал ругать на чем свет стоит. «Они, говорит, наши губители, а ты им веришь», ... «они только по новому нас морочат, а новая то вера совсем не та, что старая была: в новой одно осквернение, а в старой — спасение и живот вечный» ... пойдем-ка, вот, к отцу Филатию; он научит тебя как крестится, как персты слагать во имя Св. Троицы и многому там он все знает, такой ученый, чисто-святой!»

Легко видеть уже из этого, что проповедь Филатия подвергавшая резкой критике современный ему строй церковной жизни и прославлявшая «старую» веру, была ни чем иным, как типичною проповедью раскола, и последствием ее было то, что весь хутор Кастенки перешел в раскол.

Прошло несколько лет после появления Филатия в той местности. Наступил 1812 год. Тот же рассказчик, гостивший где-то у родственников, возвращался с одним из них в Кастенки, призываемый к исполнению воинской повинности. Не доезжая верст 20 до Кастенок, он услыхал, что весь хутор выгорел. Оставшаяся в живых Анюта Виляева рассказала следующее: «Чернец вздумал делать какое-то освящение домов в хуторе. Только, однажды, он ночью приезжает с ризами и начали служение; наши хуторяне, почесть, все были. Глядим, отворяется дверь и входит заседатель, а он строгий был. Вошел, он, услышал их пение, да как крикнет на них: «Что это значит? Что это у вас за люди скрываются?» т. е. эти чернецы-то. Потом как крикнет на Филатия: «Ты что за человек? Должно быть беглец какой? Есть, говорит, документы у вас? Показывай, а то иначе свяжу, да в начальство представлю!» А Филатий был в ризах и с кадилом; видит, что дело плохо, все к двери ближе, да ближе, да в чем был так и убежал. А заседатель разгорячился и говорит: »Если вы не представите мне этих людей, то вам худо будет, а я наберу казаков из другой станицы и поеду сам, а их разыщу! «Потом, когда заседатель уехал, Филатий начал убеждать их сжечься; все согласились и сожглись, кроме вот этой Виляевой. Из наших хуторян тогда в живых осталось человек 30; иных дома не было, а иначе перешли из нашего хутора в другой; те только и остались. На другой день после того, как девка-то нам все подробно рассказала, пошел я с родичем к пещере. Приходим туда, я взглянул и, Боже мой, сердце так и замерло, так и захолонуло; ко входу подступиться нельзя: двери обгорели, а оттуда, изнутри то чем то смрадным несет! Такая вонь! На полу навалены огромные кучи земли и все черные, должно быть своды обвалились; стены черные, все-то черное! И тут я так плакал, что просто беда».

43. Портал пещеры. К слову сказать, никаких следов сожжения внутри обнаружено не было. Хотя два века прошло, поди там уцелей что-нибудь.

Внешне ничем не отличается от других деревень, расположенных по берегу Дона. Но оно известно не только в Воронеже и России, но и во всем мире. Что же помогло ему прославиться? Еще во времена Петра Первого в окрестностях села находили множество костей мамонтов. Уже в то время в городе, а в 17 веке это был город-крепость, велись раскопки. Но только в конце 20 века стали активно исследовать территорию села и даже открыли музей.

Окрестности села Костенки Воронежской области

Эта местность примечательна не только раскопками. С вершин которые называют "Сниженными Альпами" открывается великолепная панорама. Причудливые
изгибы русла Дона, множество пойменных озер и белоснежные меловые горы создают красивейшую картину.

Люди селились тут с незапамятных времен. Территорию между холмами и руслом занимают красивейшие пойменные луга. Примечательны и сами меловые холмы. Они издавна служили для людей источником мела. Из-за этого на высоте около 200 метров в них образовалось множество пещер. Одна из них даже какое-то время использовалась отшельником для жилья. Сейчас же эти холмы служат для отдыха - здесь создан горнолыжный курорт, которым славится Воронежская область. Здесь есть все: пять подъемников, восемь склонов длиной до 400 метров, ночное освещение и инструкторы. При отсутствии снега даже создается искусственное оснежение.

Древность этих мест

Ученые доказали, что в окрестностях села Костенки Воронежской области жили люди уже сорок тысяч лет назад. А новейшие исследования позволяют опустить этот возраст еще на 10 тысяч. Найденные здесь стоянки древних людей произвели настоящий переворот в исторической науке.

Оказывается, на территории Восточной Европы издавна жили люди, имевшие высокоразвитую культуру. Это опровергает современные представления о том, что человек зародился в Африке. Группа зарубежных ученых подтвердила, что именно на территории села Костенки Воронежской области около сорока тысяч лет назад возник человек современного типа, а оттуда расселился по всей Европе.

Начало археологических раскопок

С незапамятных времен люди находили здесь кости огромных размеров. Поэтому родилась легенда о существовании легендарного зверя Индера, которого можно увидеть только после смерти. После создания города-крепости Костенск по велению Петра Первого здесь были начаты Самые удивительные находки были перевезены в Петербургскую Кунсткамеру. В то время считалось, что найденные громадные кости принадлежат слонам Александра Македонского. Но раскопки тогда велись нерегулярно. Первые серьезные исследования стали проводиться в конце 19 века великим ученым Иваном Поляковым. На первой раскопанной им стоянке древнего человека были обнаружены наконечники копий, кремниевые орудия труда и даже украшения. Но планомерные исследования этой территории начались только в начале 20 века. И к настоящему времени было открыто около 60 стоянок древних людей, возраст которых ученые определяют от 15 до 45 тысяч лет.

Что показали раскопки

Уже при исследованиях в 19 веке стало ясно, что древние люди были не теми примитивными дикарями, которыми их представляла историческая наука. К нашему времени на территории заповедника Костенки было найдено множество свидетельств того, что во времена палеолита здесь жили люди, умеющие строить жилые сооружения, изготовлявшие многофункциональные орудия из костей и камня. Они обладали развитым искусством - нигде раньше не находили такие украшения со сложным орнаментом, подвески и совершенные статуэтки из Найдены они были под слоем вулканического пепла, что позволяет предположить, что изготовлены они были сорок тысяч лет назад. Именно в то время произошло крупнейшее в результате которого слой пепла накрыл огромную территорию.

Одна из статуэток, представляющая собой беременную женщину, стала символом не только Костенок, но и всей эпохи палеолита.

Создание музея

Ученые определили, что на этой территории люди жили постоянно. Даже во времена последнего оледенения, которое было около 20 тысяч лет назад, эти места были заселены.

Люди научились строить дома из костей и шкур мамонта. Над одним таким домом, который был раскопан в конце 20 века, решено было создать музей Костенки. Воронежская область благодаря ему вскоре стала известна во всем мире. Открылся он в 1979 году и первоначально был филиалом Воронежского краеведческого музея. Множество находок с территории Костенковских стоянок находится в Эрмитаже и самом Воронеже, но это небольшое помещение, построенное над древнейшим домом из костей мамонта, привлекает тысячи туристов каждый год.

Музей "Костенки" (Воронежская область)

В 90-е годы филиал отделился от Краеведческого музея и приобрел статус Государственного музея-заповедника. Кроме самого здания он включает в себя территорию почти 10 гектар, на которой расположены около 60 стоянок древних людей, а также Борщевское славянское городище. Сейчас это очень популярное место не только среди воронежцев, сюда едут со всей России и даже из-за рубежа. Кроме древнего жилища посетители могут увидеть множество украшений, найденных на раскопках, а также чучело мамонтенка в настоящую величину, воссозданное на основе найденных костей.

Многие знают о том, что село Костенки (Воронежская область) - интересное место. Каждый местный школьник знает, что такое "пойти в гости к мамонту", да и из самого Воронежа часто приезжают школьные экскурсии. В очень живописном месте расположено село Костенки (Воронежская область). Карта этой территории не показывает ничего примечательного, но люди все равно знают о достопримечательностях села.

Многие ли знают, что, согласно последним исследованиям, прародиной человечества является вовсе не Африка, а правобережье Дона, и, если точнее, село Костёнки Воронежской области? Скорее всего, ответ окажется отрицательным, т.к. Костёнки, не смотря на уникальную историю, так и не приобрели широкую известность и не стали популярным местом среди туристов, как, например, египетские пирамиды или английский Стоунхендж. Но меж тем, глубокая древность рядом, и там есть, на что посмотреть.

История села Костенки

Село Костёнки образовано в 1642 году Богданом Конинским, и на тот момент являлось городом Костёнск. Судя по названию, уже тогда местность была богата на интересные находки. Чтобы как-то объяснить небывалое количество загадочных костей, попадавшихся в земле, люди сложили легенду о звере индере, которую в 1879 году записал И. С. Поляков: «Жил некогда на земле зверь, по названию индер. Однажды он подошел из глубины материков к Дону; голова его была у вод реки, туловище тянулось по всему Чекалину оврагу, с вершинами которого кончался хвост животного, так что великан, сообразно с длиною оврага, имел больше двух верст в длину. Индер должен был перейти на другой, противоположный берег Дона; но так как за чудовищем шли его дети и он боялся, что при переходе через реку они могут потонуть, то он вздумал перепить Дон. И действительно, он начал пить, река стала уменьшаться и, наконец, сделалась не больше Чекалина ручья. Тогда зверь подумал, что пора переходить, и, чтобы дать знать об этом детям и заставить их идти, он оглянулся назад, но в это время от натуги лопнул, так что кости его разлетелись на большое протяжение…». Стоит отметить, что в преданиях северных народов белое население Сибири называется «эндри», что означает «люди мамонта».

По другой легенде, под землей живет зверь, который никогда не показывается людям, и только после смерти его кости становятся видимыми.

В XVIII веке, во время очередного пребывания Петра I в Воронеже, истории про кости дошли до императора. Петр пишет вице-губернатору Азовской губернии, центром которой на тот момент являлся Воронеж, С. Колычеву: «повелевает в Костёнску и в других городах и уездах губернии приискивать великих костей как человеческих, так и слоновых и всяких других необыкновенных». Многие найденные или выкупленные у местных жителей кости были отправлены в Санкт-Петербург, в кунсткамеру.

Интересно, что по версии Петра I это были кости слонов Александра Македонского, который преследовал персидского царя Дария в южнорусских степных землях, и у которого в ходе боев погибло несколько слонов. Конечно, император и его окружение не могли представить всю полноту картины, связанной с количеством костей на местности. Разрозненные найденные фрагменты, таким образом, логично оформились в теорию о нескольких погибших животных. Но на тот момент это точка зрения была наиболее близкой к истине.

К слову, о мамонтах. Мамонт стадное, травоядное животное массой 4-5 тонн и до 4-х метров в высоту. Количество в стаде достигало до 12-15 особей. Днем они расходились, чтобы добыть пищу, к ночи возвращались в стадо. Рацион их питания установлен на основе данных, полученных в результате исследования желудков нескольких мамонтов, найденных в вечной мерзлоте (березовский, шандаренский). Питались они в основном небольшими злаками, осокой, побегами зеленого мха. Летом добывалась пища, вероятно, в долинах рек, озер, по окраинам болот, в зарослях тростника, благо, что климат способствовал богатой растительности.

Во время непогоды, чтобы уберечь самок и детенышей, взрослые особи становились вокруг них, тем самым защищая от ветра и холода. Массивность зачастую оборачивалась против самого мамонта. Так, большую опасность представляла полынья весной, к которой животное приходило на водопой. Лед не выдерживал веса мамонта, увлекая его в быстрый поток реки. Тело животного относило течением к берегам, образуя тем самым целые кладбища мамонтов.

Но вернемся к истории. Так, успев обрасти легендами, Костёнки просуществовали до 1879 года. Именно в этом году в село прибывает молодой ученый Иван Семенович Поляков, которого направило Русское географическое сообщество для исследования местонахождения «слоновьих костей». Местное население активно подключилось помогать ученому, принося найденные кости, знакомили с местностью. Заинтересовавшись участком Ф. А. Мануйлова, Иван Семенович получает разрешение у хозяина провести там исследовательские раскопки. «Наконец, к вечеру, когда весь слой чернозема мощностью от 1.15 м до 1.4 м был снят, обнаружилась серая глина, а вместе с нею и те ископаемые остатки, которые произвели на меня неизгладимо глубокое, потрясающее впечатление». Там же находились кусочки золы, угля, каменных орудий. Так, 28 июня 1879 года были найдены прямые доказательства того, что именно здесь, в Костёнках, находятся древние стоянки каменного века и, более того, здесь, по словам И. С. Полякова: «… человек не только существовал вместе с мамонтом и охотился на него, но даже больше, он преследовал его, шел по пятам за ним». Так, была открыта первая стоянка Костёнки 1, или стоянка Полякова.

Вторая стоянка была найдена в 1905 году русским археологом А. А. Спицыным, занимавшегося в основном исследованиями древних славян, в соседнем Костёнкам селе Борщево. В одном месте были найдены кости мамонта и кремни. Так, стоянка получила название Боршево 1.

В 1923 году создается Костенковская палеолитическая экспедиция, возглавил которую исследователь каменного века П.П. Ефименко. Важным моментом на этом этапе стала находка в Костёнках 1 женской фигурки из кости мамонта, сопоставимая по исполнению со знаменитыми «венерами» западноевропейского образца. Таким образом, постепенно становится очевидным, что это место – самое древнее поселение Европы, и именно отсюда началась европейская цивилизация.

Постепенно к Костёнкам интерес усиливается, ежегодно проводятся исследования, делаются новые открытия и, что важно, формируется особый способ раскопок – большим площадями.
С 1939 по 1947 годы, в связи с началом второй мировой, а затем Великой Отечественной войн раскопки прекратились. Возобновились работы только в 1948 году. В 50-х годах были найдены захоронения людей, на основе которых М. М. Герасимовым была сделана скульптурная реконструкция. Теперь можно было буквально увидеть внешность наших давних предков.

Исследования показали, что люди, населявшие территорию Костёнок того периода, уже мало чем отличались от нас. Объем мозга сопоставим с современным человеком. При этом телосложение их было более компактным, жилистым. Антропологи называют людей этого периода homosapiens-sapiens, т.е. разумный дважды.

Найденные предметы показали, что люди были довольно развиты и вполне могли позаботиться о себе и потомстве в сложных условиях при ледниковой зоны. Для сооружения жилища, его фундамента, каркаса, они использовали кости мамонтов. Так, для одного такого жилища требовалось примерно 500 крупных костей, а это примерно 35 животных. Нет явных доказательств того, что древний человек активно охотился на мамонта. На сегодняшний день только три находки свидетельствуют о гибели животного от рук древнего человека: в Аризоне найден мамонт с наконечником меж ребер, в Ханты-Мансийске и в Воронежской области. Т.е. большое количество костей, судя по всему, не связано с потребностью в строительном материале. Животные погибали часто в естественных условиях, попав в воду или застряв где-нибудь, либо заболев. Все, что нужно для постройки жилья было буквально под ногами.

Судя по находкам, человек умело использовал бивни, кости мамонта для изготовления орудия труда. Из бивней делали копья, дротики с кремниевым наконечником треугольной формы, приспособления для сшивания шкур и т.д. Найденные женские фигурки, зачатки письменности говорят нам, что люди той цивилизации — это люди уже особого порядка, имеющие представление о красоте, способные придать форму воображаемому образу. Суровые условия не являлись препятствием для развития духовной составляющей человека.

В 60-е годы так же активно велись раскопки, во время которых кропотливо обрабатывались большие участки территории. Такой подход замедлял работу, но приносил результаты. Стало очевидно, что под верхним изученным культурным слоем, существует более ранний слой, представляющий предыдущую цивилизацию. И так в течение тысяч лет на одном и том же месте активно селились люди, находя именно эту территорию привлекательной, дающей возможность для сохранения жизни и развития.

Музей заповедник Костенки

В 1949 году местный житель Костёнок при рытье погреба обнаружил большое количество скопления костей. При дальнейшем исследовании было обнаружено хорошо сохранившееся жилище древнего человека из костей мамонта, достигавшее в диаметре до 9 метров. Кроме того, его окружали специальные ямы для хранения пищи. Возникла идея превратить уникальную находку, названную Костёнки 11, в музей, что послужило бы наглядным фактом для будущего поколения ученых. Реализацией этой идеи занялись А. Н. Рогачев и А. П. Соловьев.

Т.к. замысел был весьма нестандартным, то пришлось сильно постараться, чтобы убедить соответствующие инстанции в целесообразности строительства такого музея. В итоге, в 1967 году было принято положительное решение. В течение десятилетия музей был построен.

Выполнение такого необычного здания было непростой задачей, т.к. нужно было построить помещение без внутренних опор, сохранив при этом открытый культурный слой, и оставить возможность проводить дальнейшие раскопки. В итоге, было построено здание без фундамента на восемнадцати железобетонных столбах-опорах, в центре которого находится раскоп – 20 000-летнее жилище из костей мамонта. Для 60-х годов это был уникальный опыт строительства.

Постепенно назрела необходимость включить в общий фонд музея все памятники, найденные за все это время. В 1991 году музей в Костёнках приобретает статус музея-заповедника, объединив на всей территории 25 объектов каменного века.

На протяжении длительного времени экспозиция музея носила временный характер. В 2000-х годах музей стал заполняться. Открылся выставочный зал, появилась таксидермическая скульптура мамонта, выполненная в настоящую величину, а так же диорама «Поселение каменного века».
Зимой музей закрыт, т.к. работает сезонно. С мая по ноябрь режим его работы с 10:00 до 18:00 (все дни, кроме понедельника)

Костёнские пещеры

Если тема музея мамонтов значима хотя бы для Воронежской области, то о пещерах не всегда знают даже местные. В Костенках больших пещер всего три, а уж маленьких не сосчитать. Меловые костенские пещеры – это те самые отголоски древней цивилизации под Воронежем, которая почему то забыта нашей властью, однако активно освещается мировым сообществом. Зимой и летом в пещерах приблизительно одинаковая температура. Именно этот фактор обеспечивал нашим древним предкам относительно спокойную жизнь.

Жил в ней чернец Филатий. Ходят слухи, что по акту самосожжения в ней погибло 40 человек

Население в Костенках

Народ в Костенках разношерстен. От старых бабуль в самих Костенках, а также богатых дачников, до молодых и старых сидельцев на окраине села в РТС. Всего около 1000 человек.

В 90е с костями мамонтов проходила серьезная афера. Жители находили на своих огородах кости мамонтов и продавали их фактически как лом. Небольшая кость – пачка фисташек. Большая – фантастические 300 рублей или три бутылки пива. В США потом товар перепродавался по цене 10000 $ за одну кость.

Приезжают в село как иностранцы, так и студенты исторических факультетов. Иностранцам (немцы, англичане, итальянцы) запрещено вступать в диалог с местными. Однако, они как-то играли с местной командой «Костенки». Проиграли 23:5. Пришел их профессор, спросил счет, а местные не понимают по-английски. Они ему написали палкой на земле, а мужик естественно удивился. Теперь неизвестно, а доучились ли английские студенты в своем Oxford.

Те, кто в теме – покупают недвижимость в Костенках. Ведь придут же когда-нибудь люди, которые станут развивать туризм на этой славной земле. Пока же некоторые дома заброшены, а другие отдают за дарма. Но что-то мне подсказывает, что вопрос не только всероссийской славы Костенок, но и общемировой – не за горами.

Иногда в Костенки приезжают крутые знаменитости. Би-2 решили сбежать от больших городов в маленькое древнее село.

В мире существует не так много археологических памятников, которые могут похвастаться столь пристальным вниманием ученых как стоянка Костенки. Костенковские стоянки стали объектом исследований в 19 веке и остаются им по сей день.

Само название села Костенки (Воронежская область) намекает на обнаружение здесь каких-то загадочных костей. Интересно, что академик Гмелин, который в ходе своих странствий побывал под Воронежем, отмечает, что в 30 верстах от города были обнаружены кости мамонта. Произошло это ещё в 18 веке.

За 70 лет до этого находки костей близ села были охарактеризованы как останки боевых слонов Александра Македонского, преследовавшего царя Дария. Данное предположение выдвинул сам Петр I.

Официальное же открытие первобытной стоянки в Костенках состоялось в 1879 г. Раскопки проводились под руководством молодого ученого Ивана Полякова. Тогда были обнаружены кости мамонта и ряд каменных орудий.

С того времени в Костенках начинаются регулярные исследования и открываются новые стоянки. Мало того, формируется так называемая костенковская методика, характеризующаяся раскопками большими площадями. Уже более сотни лет на территории названого археологического памятника совместно работают ученые из самых разных стран и областей науки.

Ко второй половине прошлого века археологи пришли к выводу, что комплекс Костенки не представляет собой одного поселения, так появились «Костенки-1», «Костенки-2», «Костенки-14» и т.д. К настоящему моменту на площади 10 км² обнаружено десятки стоянок, возрастом от 45 до 15 тысяч лет.

Погребальная камера из костей мамонта (Костенки 2)

Материальная культура

Скульптурная Реконструкция человека со стоянки Костенки 2. Автор М.М. Герасимов.

Стоянки, обнаруженные в ходе археологических раскопок, состояли из шалашей, основой для которых служили кости мамонтов. Встречаются как вытянутые, так и округлые жилища. Для строительства использовались земляные насыпи, дерево, кости и шкуры животных. В центре такого жилища обязательно был очаг.

Найдено огромное количество бытовых объектов, орудий труда, фрагментов мелкой пластики и украшений, типичных для палеолита. Так, на стоянке Костенки-1 обнаружено 10 так называемых палеолитических венер. Они представляют собой каменные или костяные фигуры женщин с увеличенными объемами живота, груди и бедер.

Обнаруженные археологические находки свидетельствуют о том, что здешние homo sapiens были знакомы со многими ремеслами и элементами художественного творчества. Удивительно, но техники, используемые местными кроманьонцами такие же, как в артефактах, найденных в южнороссийских стоянках эпохи неолита. Это противоречит гипотезе, согласно которой, чем древнее слой, тем примитивнее культура.

Человеческие останки

На территории Костенковских стоянок обнаружено несколько верхнепалеолитических погребений. Именно по обнаруженным здесь останкам была создана скульптурная реконструкция человека эпохи палеолита, вошедшая во многие учебники и энциклопедии мира.

Г. Дебец высказал гипотезу, что черепа Костенок относятся к 3-м расам – кроманьонской, брно-пршедмостской и гримальдийской. По его мнению, это указывает на участие в развитии палеолитического населения Русской равнины древних форм современных рас.

статуэтка женщины

Сенсационные выводы, сделанные в ходе последних исследований

До недавнего времени считалось, что возраст нижних слоев Костенковских стоянок составляет не более 32 тыс. лет. Но в ходе последнего исследования костей и вулканического пепла российские ученые установили, что возраст древнейших находок – 42-40 тыс. лет. Анализ, сделанный американскими учеными, позволил увеличить цифру до 45 тыс. лет.

В итоге в 2007 г. в журнале «Сайнс» появилась статья, в которой американский ученый Джон Хоффекер заявил, что местность на правом берегу Дона – прародина европейских народов.

До этого было принято считать, что Homo sapiens начал заселять Европу с Балкан. Но поскольку в Костенках найдены скелеты кроманьонцев, обитавших здесь 45 тыс. лет назад, можно предположить, что современный человек появился в среднем течении Дона раньше, чем в Европе. Богатые находки доказывают, что здесь были сформированы зачатки древней цивилизации.

В Западной Европе пока не найдено столь древних стоянок. Эволюция от неандертальцев до кроманьонцев там даже не прослеживается. Это, в свою очередь, подтверждает, что современный человек пришел в Европу извне.

Археологический музей

С целью сохранения и изучения древних стоянок в 1991 г. был создан музей-заповедник «Костенки». Его территория охватывает площадь в 9 га, в районе сел Костенки и Борщево.

Самый известный местный памятник – жилище из костей мамонта. Кроме того, музей включает 25 охранных зон, где расположено 60 памятников верхнего палеолита. Комплекс расположен в живописном месте на правом берегу Дона. Стоит отметить, что известные стоянки исследованы лишь частично. Одна из них, а именно «Костенки-11» реконструирована и сохранена под крышей музея.

Согласно расписанию, представленному на официальном сайте, режим работы музея: с 10 до 18 часов. По установленному графику работы, выходной – понедельник.

"Костенки" - археологический музей-заповедник. Он известен всему миру комплексом древнейших стоянок каменного века. Более 130 лет здесь ведутся научные исследования.

"Костенки" - музей-заповедник. Местоположение

Старинное село, находящееся в 40 километрах в южном направлении от Воронежа, называется Костенки. На территории только этого населенного пункта в разные времена были открыты и исследованы более 26 стоянок древнейших первобытных людей каменного века.

Название свое музей-заповедник получил от названия села. Находится он на территориях с. Костенки и с. Борщево.

25 охранных зон с памятниками каменного века, общая площадь которых составляет около 9 га, объединяет в себе музей-заповедник имеет удивительную и уникальную историческую достопримечательность, которая известна во всем мире. Это место имеет красивое неофициальное название - "жемчужина мирового палеолита".

Создание музея

Идея создания такого замечательного музея принадлежит А.Н. Рогачеву - известному советскому археологу. Построили его на средства местных воронежских властей. Сами раскопки и консервацию памятника осуществляла экспедиция областного Ленинградского отделения археологического института АН СССР под руководством А.Н. Рогачева.

Тогда и создали эту временную выставку. В 1983 году открылся музей, тогда еще бывший филиалом Воронежского краеведческого музея.

А в 1991 году этот филиал отделился от основного краеведческого музея и получил статус музея-заповедника. Причем он включил в себя не только основной музей над одной из стоянок ("Костенки-11"), но и все существующие памятники (верхнепалеолитические) Костенковско-Борщевского района, а также славянское городище - Борщевское. Так образовался государственный археологический музей-заповедник "Костенки". Основная цель его создания - охрана, изучение и популяризация верхнепалеолитических стоянок.

Находки на древних стоянках

Все стоянки имеют свои номера. В процессе последних работ по изучению древнейших стоянок ("Костенки-14", 12) были обнаружены сенсационные находки, которые определенно меняют взгляды на первобытную историю.

На стоянке "Костенки-14" в 2000 г. были найдены самые древние на территории Европы (Восточной) украшения - пронизки с орнаментом, которые изготовлены из трубчатых птичьих костей, подвески из раковин. Они были обнаружены в слое пепла вулканического, принесенного на Русскую равнину с территории Италии более 38 тыс. лет назад.

Эти старинные находки (украшения и остатки поселений), именно в пепле, дают предположение, что это поселение прекратило свое существование в период глобальной катастрофы, произошедшей на территории Европы в ту эпоху.

В 2001 году там же был обнаружен практически целый скелет еще совсем молодого мамонта и даже череп этого животного (обычно он плохо сохраняется). Для территорий Сибири это нормальное явление. Однако все произошло в Костенках. Здесь ранее археологи обычно находили только отдельные кости мамонтов. Их в древности люди приносили на свои стоянки для хозяйственных нужд.

Выходит, что найденный здесь мамонт или провалился в или его затянуло в болото. В том же самом году была еще найдена голова от статуэтки от фигуры человека, выполненная из (возраст - 37 тыс. лет). Это стало мировой сенсацией, так как на сегодня данная находка - древнейшее скульптурное произведение (статуя человека) в палеолите Европы.

Возраст

До этого открытия возраст скульптурных изображений определялся примерно на уровне 32 тыс. лет. Выходит, они старше более чем 10 тыс. лет.

Также по данным анализа в 2002 году американской лаборатории возраст "Костенок-12" (самого старого нижнего культурного слоя) - до 50 тыс. лет (вместо 40 тыс.) для верхнего палеолита.

"Костенки" (музей-заповедник) будут еще долго пополняться древнейшими историческими фактами жизни людей той любопытной эпохи. Большая часть истории этих мест пока покоится под водой и ждет своих исследователей.

С чего все начиналось?

В 1979 году была открыта первая стоянка. Она представляет собой жилище человека из каменной эпохи. Построено оно примерно 20 000 лет назад из костей мамонта. Состоит этот древнейший дом из 570 костей мамонтов. Размер жилища - 9 метров в диаметре. Окружен он кладовыми в виде ям. Впервые его обнаружил местный житель И.И. Протопов (строил погреб) в 1949 году.

Сейчас этот уникальный дом находится прямо внутри здания самого музея на том же месте и почти в том же состоянии, в каком он был, когда его впервые увидел тот местный житель. Много удивительного может представить своим посетителям "Костенки", музей-заповедник.

Рождалось множество удивительных легенд в связи с тем, что люди находили огромные, немыслимых размеров кости мамонтов (они никогда не видели таких животных).
Одна из них гласит, что под землёй живёт огромный зверь, который не появляется на людях. И от слов "ма" - "земля", "мут" - "крот" люди стали называть его "мамут".

На сегодня на этой территории открыто более 60 поселений, возраст которых - между 45 и 15 тысячами лет.

"Костенки" (музей-заповедник) имеет огромное количество различных древнейших экспонатов. В нем выставлены статуэтки женщин ("палеолитические венеры"), многообразные предметы обихода. А фигурки почему-то в большинстве своем вырезались в форме женщин беременных. Они имели символ - продолжение жизни.

Всё это является бесценным и единственным свидетельством самой продолжительной эпохи в культурном развитии человечества на Земле.