Музей художественно-промышленной академии им. А.Л.Штиглица

Имени А. Л. Штиглица была основана в 1876 году. Сейчас это одно из самых известных образовательных учреждений в России. Вуз расположен в исторической части Петербурга, втором по величине городе страны и главном культурном центре.

Начало

Создание Академии Штиглица в Санкт-Петербурге было связано с бурным ростом промышленного производства, охватившего европейские страны в середине XIX века. На смену полукустарным мануфактурам пришли фабрики, на которых стало возможным выпускать товары в больших количествах. Однако вскоре выяснилось, что потребителей интересуют не просто утилитарные вещи, а красивый товар, обладающий запоминающимся дизайном.

В 1851 году в Англии прошла знаменитая художественно-промышленная выставка, на которой разные страны представили свои лучшие товары и изделия. Помимо традиционных вышивки, керамики, ткачества, украшений компании представили удивительные фабричные изделия из дерева, чугуна, стали. Апофеозом достижений промышленности стал «Хрустальный дворец»: павильон, где проходила выставка, был словно соткан из металлической паутины и «обшит» большими стеклянными панелями.

Рождение художественной академии

Русские промышленники, побывавшие на ярмарке, были сильно впечатлены. Родилась идея создания отечественной школы по подготовке художников, специализирующихся в прикладном искусстве. В 1860 году на базе московского образована школа технического рисования. Однако ее возможностей было явно недостаточно.

Согласно бытующему мнению, с инициативой об организации в С.-Петербурге специализированного художественно-промышленного учебного заведения выступил сенатор Александр Половцов, зять самого богатого (по мнению современников) банкира России — барона Штиглица. Идея банкиру понравилась, и он учредил специальный фонд в размере 7 млн рублей (огромные на то время деньги), на проценты от которого и существовало созданное в 1876 году Центральное училище технического рисования. В нем готовили художников-декораторов в прикладных дисциплинах и учителей технического рисования для других школ, которые стали появляться по стране. Таким образом, ЦУТР стало прародителем Академии им. Штиглица.

Развитие

Советское правительство по-иному смотрело на роль художественного искусства в промышленности. Всякие украшательства считались излишними, проявлением мещанства. В 1922 году ЦУТР было закрыто, а позже переформатировано в общеобразовательное учебное учреждение.

Второе рождение Академии им. Штиглица произошло 05.02.1945 года. В этот день начали работу курсы по подготовке реставраторов. После войны многие исторические здания и произведения искусств нуждались в восстановлении.

В 1953 году было образовано Ленинградское высшее художественно-промышленное училище (ЛВХПУ) имени В. И. Мухиной. В народе его называли Мухинским училищем. Надо отдать должное, в его стенах сформировался удивительный коллектив, который смог по крупицам восстановить вековые традиции предшественников и одновременно привнести много нового в науку промышленного дизайна, художественных промыслов, сохранения исторического наследия. В 2007-м вуз реорганизован в Санкт-Петербургскую художественно-промышленную академию имени А. Л. Штиглица.

День сегодняшний

В настоящее время в вузе насчитывается около 1500 студентов и 500 сотрудников. Абитуриенты могут получить высшее образование в области монументально-декоративного искусства, дизайна, истории искусств и реставрации.

Факультеты Академии Штиглица в Санкт-Петербурге активно сотрудничают со структурными организациями и промпредприятиями. Например, кафедра промышленного дизайна работает бок о бок с известными российскими компаниями, в том числе автопроизводителями КамАЗ и АвтоВАЗ, судостроителями «Алмаз» и «Аврора», НПО «ЛОМО», фабрикой «Светлана». На отделении дизайна моды проводятся многочисленные конкурсы и фестивали.

СПГХПА. им. А. Л. Штиглица имеет долгую историю успешных международных связей. Педагоги и студенты сотрудничают с высшими учебными заведениями и творческими организациями Германии, Финляндии, Китая, Франции, Японии и прочих стран.

Факультет монументально-декоративного искусства

Здесь готовят художников во всех видах Разнообразие специальностей определяется новаторскими направлениями 21 века, а также традициями, почерпнутыми из прошлого. Абитуриенты художественной академии могут выбрать одну из многих специализаций:

  • История искусства и цивилизации.
  • Художественная обработка металлов.
  • Графическое искусство, книжная иллюстрация.
  • Керамика, стекло.
  • Живопись, реставрация.
  • Роспись по дереву.
  • Скульптура.
  • Текстильный дизайн.
  • Интерьер и оборудование.
  • Монументально-декоративная живопись и скульптура.

Факультет дизайна

Прежде всего это школа художественного и проектно-конструкторского творчества, перед которой стоит задача определения оптимальных путей интеграции дизайна, педагогики, науки и промышленного производства. Учебная программа построена на создании своего рода стартовой площадки для творчества. Здесь обучают по следующим специальностям:

  • Дизайн костюма.
  • Дизайн среды.
  • Графический дизайн.
  • Дизайн мебели.
  • Индустриальный дизайн.

Достижения

Знаменитый вуз подготовил плеяду талантливых и успешных художников и дизайнеров для обрабатывающей промышленности. В поисках эстетических ценностей выпускники активно формируют новые тенденции для архитектуры, дизайна, монументального, декоративного и прикладного искусства.

Сегодня бывшие студенты успешно работают на промышленных предприятиях, участвуют в проектах научно-исследовательских учреждений, а также в строительных бюро, художественных школах и творческих организациях. Кроме того, воспитанники Академии им. Штиглица внесли значительный вклад в развитие материальной культуры страны. За высокие достижения коллектив удостоен почетного ордена Трудового Красного Знамени.

Соцкультбыт

Академия располагает развитой материально-технической базой. Действует музей, насчитывающий более 35 000 предметов прикладного искусства и собрание студенческих работ. Библиотека имеет более 140 000 изданий и хранилище редких книг на 10 000 единиц. Организовано питание.

Созданы отличные удобства для занятий спортом, действуют и тренажерный зал. Есть студенческое общежитие, расположенное на проспекте Кузнецова 30/9, Санкт-Петербург. Кстати, во время вступительных экзаменов и курсов подготовки заявители могут быть размещены в общежитии.

Музей

При Академии им. Штиглица действует замечательный музей (основан в 1878 году). В нем представлены как работы преподавателей и студентов академии разных лет, так и другие произведения искусства.

Созданию художественного музея при учебном заведении способствовал тот же Александр Половцов. Вместе с архитектором Максимилианом Месмахером он убедил барона Штиглица в необходимости иметь коллекцию произведений прикладного искусства — как в качестве учебного пособия, так и для развития художественного воображения студентов. Барон выдал на реализацию этой идеи дополнительные 5 млн рублей, что позволило покупать книги по искусству для библиотеки училища, новые экспонаты для музея, печатную графику, оригиналы живописи и рисунков западноевропейских художников, изделия ювелиров-мастеров, работы художников-декораторов различных отраслей.

Большие средства тратились на приобретения профильных экспонатов и произведений искусства на парижских аукционах, часто покупались лучшие и уникальные лоты. Благодаря этим приобретениям музей училища стал обладателем:

  • Образцов керамики архаичных времен.
  • Ювелирных изделий.
  • Археологических предметов древних финикийцев.
  • Старинной мебели.
  • Антикварных каминов.
  • Изделий керамических центров Италии, Франции, Германии.
  • Коллекции французских гобеленов.
  • Оригиналов живописи Тьеполо.
  • Оригиналов рисунков художников и декораторов, среди которых Джованни Кастильоне, Франчесо Гварди, Перино дель Вага, Тьеполо, Полидори да Караваджо, Аннибале Карраччи, Жиль Мари Оппенор и других.

Александру Половцову после смерти Штиглица предстояло довести до логического завершения дело по благоустройству нового художественного училища. Он отдал немалые суммы на благотворительность и развитие материально-технической базы.

Имелся в музее и зал Медичи , посвященный мастерам декоративно-прикладного искусства, прославившим Флоренцию, и их покровителям. Плафон зала украшают четыре медальона с портретами представителей династии Медичи и других деятелей. При Месмахере в зале находились витрины с итальянскими и немецкими плакетками XV-XVII века, в основном на античные мифологические и христианские сюжеты. Зал Медичи в 1896 году (источник фото: ):

Второй этаж, куда, кроме как через Большой зал, можно было попасть по широкой Римской лестнице , отводился под залы английского, итальянского, фламандского и французского искусства XVI-XVIII веков. Так, экспозиция искусства Италии занимала пять залов, в том числе просторный зал Тьеполо , посвященный искусству Венецианской республики XVIII века и иногда называвшийся Венецианским залом (источник фото: ).

Оформление этого зала с живописным плафоном и лепниной напоминала отделку библиотеки во Дворце венецианских дожей. Здесь были выставлены уникальные венецианские сосуды художественного стекла, дельфтский фаянс, французские барочные комоды, ткани, кружево, веера и, главное, пять великолепных картин кисти Тьеполо (ок. 1725), приобретенных Месмахером специально для своего музея (сейчас они в Эрмитаже). Венецианский зал в 1896 году (источник фото: ):

Отделка Венецианского зала до наших дней не сохранилась.

М.Е. Месмахер. Проект оформления плафона Венецианского зала (зала Тьеполо) (источник: ):

Экспозиция итальянского Возрождения размещалась также в зале Фарнезе , дизайн которого был навеян роскошной отделкой дворца кардинала Фарнезе в Пьяченце, построенного в середине XVI века. Истинным шедевром Месмахера считали современники потолок этого зала, украшенный глубокими дубовыми вызолоченными кессонами. В зале экспонировались мраморные ренессансные рельефы работы венецианского скульптора Ломбарди, сосуды из горного хрусталя, шкатулки, миниатюрные портреты и др. Вид зала Фарнезе в 1896 году и в наше время (сейчас зал не относится к музею, а принадлежит Училищу) (источники фото: и ):


Показ истории развития итальянского декоративно-прикладного искусства завершали копии Лоджий Рафаэля (Папские галереи) . В этих украшенных гротескными орнаментами галереях экспонировалась итальянская мебель и ткани XVI-XVII века, а также фламандские и французские шпалеры (сейчас в Эрмитаже). Фрагмент стенной росписи Папских галерей, фото 1896 года (источник: ):

М.Е. Месмахер. Проект оформления Папской галереи (источник: ):

Французская анфилада музея была задумана Месмахером с целью показать развитие жилого интерьера Франции эпохи Возрождения. Для этого были созданы залы Генриха II, Людовика XIII, Людовика XIV и др. В каждом изящно оформленном зале располагались первоклассные произведения искусства, специально подобранные архитектором.

Так, зал Генриха II был оформлен резными филенками, темно-синим бархатом с королевскими гербами и гобеленами, а демонстрировались там произведения искусства французского Возрождения, в том числе фаянс первой половины XVI века. Также здесь были собраны образцы итальянской майолики. Заметным украшением зала был итальянский камин XVI века (источник фото: ).

Всё это позднее оказалось в Эрмитаже. А из всего декора зала до нашего времени сохранилась только богатая отделка потолка с глубокими дубовыми кессонами, украшенными королевским гербом Франции (источник фото: ).

Общий вид зала Генриха II в наше время (источник фото: ):

Камерный, но очень нарядный зал Людовика XIII был декорирован расписными балками, а стены обшиты деревянными панелями и расписаны арабесковым орнаментом. В зале давался обзор декоративно-прикладного искусства Франции первой половины XVII века.

Нынешний вид зала Людовика XIII (источник фото: ):

Французскому искусству второй половины XVII века был посвящен зал Людовика XIV , оформленный серией гобеленов «Месяцы, или Королевские резиденции» по эскизам Шарля Лебрена (сейчас шпалеры в Эрмитаже). Витрины были заполнены севрским и мейсенским фарфором. Также демонстрировалась коллекция старинных французских часов плюс художественная мебель королевского мастера Андре Буля (сейчас, опять-таки, в Эрмитаже). Зал Людовика XIV выглядел в то время так (источник фото: ):

М.Е. Месмахер. Проект оформления зала Людовика XIV (

Даже многие коренные петербуржцы не знают полного названия этого учебного заведения, хотя его неофициальное прозвище хорошо известно каждому горожанину. «Санкт-Петербургская Государственная Художественно-Промышленная Академия?» Это словосочетание никому ни о чем не говорит? А как насчет Мухинского училища или просто «Мухи»?

Появление этого прославленного учебного заведения связано с деятельностью известного предпринимателя и мецената, барона Александра Штиглица. Хотя на самих предприятиях Штиглица условия труда были близки к рабским, сам Александр Людвигович нередко испытывал желание «отдать свой долг обществу», выделяя средства на различные социальные проекты.

В 1876 году Александр Людвигович выделил 5 миллионов рублей золотом (баснословную по тем временам сумму) на создание Училища технического рисования. Это учебное заведение должно было готовить художников-прикладников: кузнецов, дизайнеров, стеклодувов, мебельщиков, модельеров. Для постройки здания училища было выбрано место у Фонтанки, где некогда располагались соляные «магазины» - склады. Эти складские постройки дали имя и ближлежайшему переулку - Соляному.

Для строительства училища был приглашен немецкий архитектор Максимилиан Егорович Месмахер, который затем стал и первым директором нового учебного заведения. Штиглиц и Месмахер считали, что студенты должны учиться на лучших образцах мирового искусства, поэтому интерьеры здания были оформлены с царской роскошью в стиле итальянского Ренессанса. В дар своему учебному заведению Штиглиц так же преподнес коллекцию картин, стекла и ковров. Зарплаты профессорам и текущие расходы училища финансировались за счет процентов с капитала в один миллион рублей.

Поскольку сам Штиглиц был выходцем из Лифляндии, не стоит удивляться тому, что в первые десятилетия существования Училища технического рисования значительную часть его студентов составляли выходцы из Прибалтики, в особенности из нынешней Латвии. Так, например, там учился Рихард Зариньш, создатель герба и денежных знаков Латвии; автор государственного флага Латвии и её первой почтовой марки Ансис Цирулис, основатели профессиональной латвийской скульптуры — Теодор Залькалн, Густав Шкилтер, Буркард Дзенис и др.

После 1917 года училище было преобразовано и стало Государственными художественно-промышленными мастерскими. В 1922 году они вместе с музеем и библиотекой влились в Петроградский ВХУТЕИН, а еще через два года Государственные художественно-промышленные мастерские перестали существовать как самостоятельное учебное заведение. Музей же стал филиалом Государственного Эрмитажа.

Только в 1945 году на его базе было открыто Ленинградское художественно-промышленное училище им.Мухиной В.И, которое вскоре стало одним из самых известных учебных заведений города. Среди выпускников Мухинского училища были М.Шемякин, супруги Ольга и Александр Флоренские, Дмитрий Шагин.

С Мухинским училищем связано много мифов и легенд. Так, перед экзаменами студенты приносят цветы ангелам, украшающим фонари перед в ходом в здание. По преданию это местное представительство ангела-хранителя города, чья штаб-квартира находится на Петропавловском соборе. Еще одна легенда связана с парадной лестницей «Мухи». Студенты-первокурсники имеют право ходить только по ее левой стороне, поскольку по правой стороне лестнице ходит Муза, нервно реагирующая на тех, кто отбивает ей пятки. На старшекурсников это правило по таинственным и загадочным причинам уже не распостраняется.

Еще одной достопримечательностью является стеклянный купол училища, который позволяет студентам зарисовывать интерьеры здания во время классных занятий. В советское время студенты, протестуя против тоталитаризма, нередко в пьяном виде поднимались на этот купол и лежали на нем обнаженные, шокировав рисовальщиков внизу. Легенда гласит, что стекло купола иногда не выдерживало тяжесть нагих тел и дело не обходилось без жертв…

Алексей Рыбников.

Продолжаю свой рассказ о посещении Санкт-Петербурга, предыдущая часть была посвящена

Сегодня будет рассказ о посещении здания бывшего училища Штиглица, ныне это Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А. Л. Штиглица.
Сразу прошу извинить меня за качество фото,в музее темно, фотографировать можно только без вспышки, а моя слабенькая мыльница с трудом вытягивает в таких ситуациях.

Здание, спроектировано первым директором этого учебного заведения - архитектором М. Е. Месмахером.

В 1876 году по указу Александра II на средства, пожертвованные банкиром и промышленником бароном Александром Людвиговичем Штиглицем (1814-1884), основано Центральное училище технического рисования.

Перед входом в музей стоят два бронзовых фонаря-торшера, их украшают фигуры пути, занятых творчеством.

Училище существовало на проценты от завещанного А. Л. Штиглицем в 1884 капитала (около 7 миллионов рублей) и готовило художников декоративно-прикладного искусства для промышленности, а также учителей рисования и черчения для средних художественно-промышленных школ.

Большую роль в становлении этого учебного заведения сыграл видный государственный деятель, зять барона Штиглица, Александр Александрович Половцов (1832 – 1909).

В 1885 году по проекту М.Е. Месмахера начинается строительство специального музейного здания. На международных аукционах, у известных зарубежных и российских антикваров и коллекционеров при активном участии А.А. Половцова приобретаются коллекции предметов прикладного искусства. Постепенно складывается уникальное музейное собрание, отличавшееся разнообразием и высоким художественным уровнем входивших в него памятников Античности, Средневековья, эпохи Возрождения, и включавшее произведения западноевропейского, восточного и русского прикладного искусства XVII и XVIII веков.

С момента открытия музей оказался в центре культурной жизни Петербурга. В его Большом зале проходили блистательные выставки объединения «Мир искусства» (1898), «Историческая выставка предметов искусства» (1904), «Выставка церковной старины» (1915) и многие другие. Музей становится одним из важнейших элементов эстетического воспитания будущих художников. В 1892 году в училище обучалось 200 чел.; имелись отделения: общее художественное, майолики, декоративной живописи и резьбы, чеканки, ксилографии и офорта, живописи по фарфору, ткацкого и набивного дела.

Воспитанники училища Штиглица плодотворно работали в разных сферах художественной промышленности: на Императорских фарфоровом и стекольном заводах, в ювелирной фирме Карла Фаберже, мастерских Императорских театров. Их умением и вдохновенным трудом создавались подлинные шедевры, составившие славу русскому прикладному искусству Серебряного века.

Аванзал.

Спокойная творческая деятельность Училища и его музея была прервана в 1915 году: мировая война внесла жесткие коррективы в жизнь России и ее столицы, полностью подчинив ее законам военного времени. В августе 1915 года Совет Училища принимает решение о временном предоставлении помещений музея Российскому обществу Красного Креста для устройства в них мастерских по изготовлению противогазов для действующей армии и перевязочных средств на 900 работниц, а также складских помещений.

События на фронтах складывались неудачно, и было решено готовить коллекцию музея к эвакуации в Вятку. 257 ящиков с музейной коллекцией и 55 ящиков с библиотекой Училища (наиболее редкими изданиями, рукописями, гравюрами) были подготовлены к перевозке. Временно их разместили на первом этаже здания, в Готическом и Русском залах, где они простояли вплоть до начала 1920-х годов.

Политическая и экономическая нестабильность, поразившая русское общество, предчувствие представителями имущих слоев населения революционных событий, вынуждали их расставаться со своими фамильными ценностями, семейными реликвиями и художественными коллекциями. В Петрограде в это время процветал как официальный, так и нелегальный антикварный рынок, поэтому огромное число самых разных произведений искусства именно в этот период находило новых владельцев. Но не только большим предложением антикварного рынка объясняется закупочная активность музея Училища, но и очевидной бессмысленностью экономии денежных средств училища в ситуации катастрофической инфляции. Все это, несомненно, способствовало тому, что именно в музее Училища аккумулировалось значительное число художественных ценностей.

Вплоть до 1919 года руководство Училища приобретало для музея как отдельные экспонаты, так и целые достаточно дорогие коллекции. Так, например, в конце 1915 года у графа А.А.Бобринского за 18000 рублей была приобретена коллекция бронзовых изделий с перегородчатой эмалью, созданных на Кавказе в XIII веке, в 1916 году куплен на аукционе ряд художественных предметов из коллекции известного русского исторического живописца К.Е.Маковского, в октябре 1918 года у заведующего библиотекой Училища, известного в столице собирателя русской старины архитектора И.А.Гальнбека за 18890 рублей приобретена коллекция изделий с финифтью XVIII века, у некого Борка за 20000 рублей куплено собрание русского стекла, состоящее из 160 предметов.

Кроме того, первые послереволюционные годы были отмечены пополнением коллекции музея и за счет даров: в июле 1918 года известный исследователь русской архитектуры В.В.Суслов пожертвовал музею коллекцию русского прикладного искусства XVI–XIX веков, а в сентябре того же года А.А.Половцов-младший принес в дар музею собрание персидских миниатюр.

После революции училище Штиглица, как и другие учебные заведения той поры, переживает период реформ. Меняется не только его название (учебное заведение становится Высшим училищем декоративных искусств) и подвергаются корректировке основные направления его деятельности, но и, наконец, в 1918 году вместе с Академией художеств оно реорганизуется в Государственные трудовые учебные мастерские декоративных искусств.

Несмотря на политические и экономические сложности первых послевоенных лет, на неопределенность юридического статуса музея Училища, он оставался одним из главных в Петрограде музейных центров. Именно в этот музей были переданы на хранение крупнейшие частные коллекции города, что, несомненно, спасло их от гибели и разграбления. Так, в августе 1917 года принцесса Е.Г.Саксен-Альтенбургская, видимо, перед отъездом в эмиграцию передала на хранение в музей свою личную коллекцию художественных ценностей, состоящую из 1791 предмета (фарфор, хрусталь, бронза, эмали, мебель, шпалеры).

В декабре того же 1917 года из дворца великого князя Николая Николаевича по мандату, выданному А.А.Половцову-младшему наркомом просвещения А.В.Луначарским, в музей было перевезено собрание прикладного искусства - фарфора, хрусталя, резной кости и камня, куда входил 2801 предмет. В 1918 году А.А.Половцов передал в музей часть своего личного художественного собрания и имущество с его дачи на Каменном острове, в 1919 году и несколько позднее на хранение в музей поступили коллекции князей Горчакова, Шаховского, Мусина-Пушкина и других.

Зал «Теремок».

В результате, в музее Училища к началу 1920-х годов было собрано до сорока тысяч уникальных произведений прикладного искусства, которым необходимо было создать подобающие условия хранения. Здание же музея за годы послевоенной разрухи находилось в катастрофическом состоянии и требовало безотлагательного капитального ремонта. В марте 1923 года Совет по делам музеев Петроградского управления научно-художественными учреждениями (ПУНУ) решил вопрос о переходе музея Училища из ведения Академии художеств в подчинение ПУНУ.

Осенью 1923 года был подписан акт передачи музея «со всеми коллекциями, значащимися в инвентарных книгах» Государственному Эрмитажу. Эта вынужденная акция была спасением для музея, так как только Эрмитаж в то сложное время мог дать гарантии сохранения коллекций для национальной культуры. Так в Петрограде появился новый музей - I Филиал Государственного Эрмитажа (бывший музей Училища Штиглица), просуществовавший как самостоятельное учреждение до начала 1930-х годов.

Новые испытания выпали на долю музея в годы Великой Отечественной войны. В самом начале войны от взрывной волны осыпался стеклянный купол Большого выставочного зала, значительный ущерб был причинен зданию от прямых попаданий двух снарядов и авиабомбы. Сотрудники Эрмитажа, весной 1942 года, начали перевозить и переносить на руках тысячи предметов прикладного искусства в главное здание Эрмитажа на Дворцовой набережной, чтобы спасти их от гибели.

Сразу после прорыва блокады, зимой 1943 года, городскими властями было принято решение об открытии на базе бывшего Училища Штиглица училища по архитектурной отделке зданий для подготовки мастеров-реставраторов: мраморщиков, лепщиков, мозаичистов, краснодеревщиков, живописцев.

Новый этап в жизни музея наступил 5 февраля 1945 года, когда Совет народных комиссаров СССР принял постановление о воссоздании в Ленинграде художественно-промышленного училища. В 1949 году оно становится высшим учебным заведением, а в 1953 году ему присвоено имя народного художника СССР, скульптора В.И.Мухиной.

Музею, воссозданному одновременно с училищем была возвращена часть его коллекции из Эрмитажа, Русского музея, куда экспонаты попали в 1930-е годы, а также были осуществлены передачи предметов прикладного искусства из других музейных организаций: Музея истории религии и атеизма, Государственного научно-исследовательского музея архитектуры им. А.В.Щусева, музея Московского института прикладного и декоративного искусства.

В 1994 году ЛВХПУ им. В. И. Мухиной преобразовано в Санкт-Петербургскую государственную художественно-промышленную академию. 27 декабря 2006 года академии присвоено имя А. Л. Штиглица.

В наши дни экспозиция музея размещена на первом этаже здания. В собрании музея представлены образцы русского и западноевропейского декоративно-прикладного искусства 16-начала 20 века, советского прикладного искусства, промышленного дизайна. В музее можно увидеть редкостные коллекции русских изразцовых печей 18 века, советских тканей 1920-1940-х годов, художественную мебель, фарфор, металл, керамику, ткани, стекло, костюм 16-начала 20 века.

М.Е.Месмахер. Оформления южной стены Римской лестницы с изображением собора Св.Петра в Риме. конец 1885г.

Рафаэлевская (Папская галерея).

Если подняться по лестнице, то можно попасть с мастерскую скульптуры.

Вид с лестницы.

Огромный главный зал представляет собой "атриум", перекрытый двойным железостеклянным куполом. Он исполнен в виде величественной двухъярусной аркады наподобие дворов итальянских палаццо эпохи ренессанса. Разительный контраст этой традиционной теме составляет парящая конструкция перекрытия, выполненная по типу решетчатых строительных ферм французского инженера К. Полонсо. Это один из самых смелых и совершенных образцов новой архитектуры "железа и стекла" в петербургском строительстве конца 19 века.

На заводах Ф.К.Сан-Галли была выполнена металлическая основа двойного стеклянного перекрытия Большого зала музея. Расписные стекла для покрытия этого купола изготовила известная мюнхенская фирма Цеттлера.

Вид на Большой выставочный зал Училища и Итальянскую лестницу с галереи.

Большой Выставочный зал, высотой в два этажа, доминирует в объемно-пространственном решении здания и является композиционным центром всей постройки. В архитектурном решении зала Месмахер использовал традиционную схему внутреннего двора итальянского палаццо с двухъярусной аркадой, выполненной в характерных для итальянской ренессансной архитектуры формах. Пространство зала перекрыто огромным стеклянным куполом.

Поднимаемся по роскошной мраморной лестнице, на верхней площадке которой стоит скульптура А.Л.Штиглица работы М.М.Антокольского,

Еще на подходах к училищу со стороны Фонтанки издалека виден огромный стеклянный купол, перекрывающий пространство Большого выставочного зала. Снаружи этого не видно, но на самом деле куполов два – внешний и внутренний.

В самой первой «месмахеровской редакции» внутренний купол был целиком витражным, а в межкупольном пространстве располагалась оранжерея. Климат там для этого самый подходящий! Но во время войны в зал попала бомба и купол был разрушен. Отреставрированный в конце сороковых годов ХХ века, за полвека с лишним он вновь пришел в плачевное состояние. Но к 125-летнему юбилею училища конструкции и остекловку купола снова восстановили.

Получилось как всегда сумбурно и наверное многовато информации.

Я очень жалею, что бродила по зданию училища сама и некому мне было все показать и рассказать, жаль, что я не увидела и большую часть красот этого замечательного здания.
Но зато, мне есть для чего, еще раз приехать в Питер.

Предыдущие части отчета.

Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А.Л. Штиглица готовит художников, реставраторов, мастеров декоративно-прикладного искусства, дизайнеров.

Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А.Л. Штиглица - бывшее ЛВХПУ им. В.И. Мухиной - один из наиболее известных вузов России.

"""Центральное училище технического рисования""" было основано в 1876 году по инициативе барона Александра Людвиговича Штиглица. Страстный поклонник искусства, финансист и промышленник, он не только пожертвовал значительную сумму на создание учебного заведения, но открыл целую веху в российском художественном образовании.

ЦУТР барона Штиглица стало одной из первых российских Школ, которая готовила художников для промышленности. Помимо традиционной творческой подготовки, студенты обучались специализированным дисциплинам, которые позволяли выпускать специалистов широкого профиля.

Сегодня Академия Штиглица - один из авторитетнейших российских вузов в сфере искусства и дизайна. В Академии обучаются около 1500 студентов и аспирантов, работают 2 факультета и 14 выпускающих кафедр различного профиля - от художественной обработки металла до промышленного дизайна.