Ведущие художники дизайнеры музейных экспозиций. Музейная архитектура и оборудование в экспозиционно-выставочной деятельности

Экспозиция музейной выставки изучается как некая система, являющейся особо значимой и специфической формой коммуникации. В словарях музейных терминов экспозиция трактуется или как "часть музейного собрания, выставленная для обозрения", или "демонстрация музейных предметов в соответствии с научной концепцией и поставленной темой".

"Целью каждой экспозиции является информация, причем информация может иметь дидактический, коммерческий или представительский характер. Направленная на человека как потребителя товаров и идей, экспозиция используется, чтобы поучать, привлекать на свою сторону, представлять что-то, влиять на человека, склонять его к определенным действиям. Главный критерий любой экспозиции - это ее действенность", - так сугубо прагматически формирует западный автор "сверхзадачу" экспозиции Frank K. Exibitions: The international disighn servis. - New York, 1961. - P. 7 . Функции экспозиции выступают как производные от общемузейных, которые экспозиция в концентрированном виде воплощает в себе, будучи обращена непосредственно к посетителю музея, она играет первейшую роль в культурной коммуникации.

Как правило, выставочная экспозиция отображает, изображает, представляет определенные события или явления, формируя изнутри, на основе предметного материала, общую информационную, логическую и образную систему, имеющую и развивающую собственные критерии идейно-смысловой наполненности и формообразования. Но все интерпретируемые в процессе музейной коммуникации явления, события и процессы представляются в очень специфической, "вещной" форме, которая часто принимается за самое действительность, за часть исторически сохранившейся реальности (особенно в мемориальных музеях).

Разработка теоретических и практических проблем музееведения требует глубокого осмысления одного из важнейших процессов создания экспозиции, а именно визуализации и материализации идейного замысла - решения проблемы единства содержания и формы, формы в значении содержания. Речь идет о роли дизайна экспозиции. Под экспозиционным дизайном понимается искусство средового проектирования, использующего комплекс эстетических, конструктивных, технологических и других средств для создания художественно-образного строя выставок. Основными задачами экспозиционного дизайна следует считать:

1) Обеспечение единства формы и содержания выставочной экспозиции, образного выражения концептуального замысла;

2) Создание условий, благоприятствующих сохранению экспонатов и удобства эксплуатации экспозиции, т.е. обеспечение ее высоких утилитарных качеств, обозначаемых термином "технология" экспозиции;

3) Формирование высокого уровня коммуникаций - "экспозиция - зритель".

Виртуозность исполнения экспозиции делает ее произведением искусства, где форма, которая искалась "для выражения содержания, будучи найдена, сама становится содержанием, развивающим и дополняющим информацию научного построения темы" Рождественский К.И. Некоторые проблемы искусства музейной экспозиции. - М.,1978. - С. 69.

Для оптимальной компоновки экспозиционных материалов в комплексах, рядах, натюрмортах научный сотрудник вместе с художником выбирают те или иные экспозиционные приемы, то есть способы группировки экспозиционных материалов. Среди общеизвестных апробированных приемов необходимо назвать:

Ш выделение экспозиционных центров и ведущих экспонатов, несущих максимальную смысловую и образную нагрузку;

Ш выявление связей между предметами, прием "взаимной документации", позволяющий выявлять связи, в том числе не поддающиеся внешним наблюдениям (на взаимной документации основан, в частности, прием "овеществления" письменных источников, как правило, трудных в качестве субъектов музейной коммуникации из-за слабой аттрактивности);

Ш сопоставление, в т. ч. противопоставление (прием контрастного показа);

Ш "массированный" показ однотипных материалов, сконцентрированных на небольшой площади. Такой показ использован, например, в экспозиции археологии Тверского объединенного историко-архитектурного и литературного музея (1996 г.), где сознательно большое количество однотипных каменных предметов из археологических находок создает экспрессивный образ "каменного века";

Ш разрядка путем создания пустого пространства вокруг наиболее важных экспонатов с целью акцентирования на них внимания;

Ш расположение экспонатов, требующих рассмотрения с близкого расстояния, в пределах наиболее удобного для обозрения экспозиционного пояса - области вертикальной поверхности экспозиционного помещения на уровне от 70-80 см - нижняя граница, до 200-220 см - верхняя граница от пола;

Ш организация "экспозиции в окне", позволяющей через проем витрины как бы заглянуть в иное пространство и время;

Ш выделение первого и второго планов, а также создание скрытого плана экспозиции в турникетах, кассетных стендах и т.п.

Можно привести примеры использования разных приемов при показе одного и того же комплекса. Экспозицией многих археологических музеев являются женские украшения из древних погребений, составляющие единый ансамбль. Во многих музеях погребение показывают в том виде, как оно предстало перед археологами в процессе раскопок: в горизонтальной витрине на уровне пола, вместе со скелетом, имитацией грунта и т.п. Главное при таком приеме экспонирования - выявление подлинности археологической находки, приобщение посетителя к факту научного открытия. Некоторые экспозиционеры группируют эффектные археологические предметы в витрине, выявляя разреженным размещением, фоном, освещением их эстетические достоинства. Экспозиционеры Ростовского краеведческого музея, расположив комплект убранства в вертикальной витрине в соответствии с местом каждого предмета, в центре, где должно быть лицо, поместили зеркало, предлагая посетителям "примерить" на себя древние предметы, представить себя в облике своей пра-пра-прабабушки.

Применение зеркала при демонстрации экспонатов, требующих осмотра с обратной стороны - часто встречающийся прием (например, именно так предлагают специалисты выставлять оружие). В Саратовском областном музее краеведения в зале с зеркальным потолком экспонируется самолет, на котором учился летать Ю.А. Гагарин. Над залом как бы появляется второй самолет, делающий "мертвую петлю". Этот прием не только дает возможность рассмотреть открытую кабину пилота, но зрительно раздвигает до "космических" пределов ограниченное пространство низкого зала.

Творческие коллективы экспозиционеров находят и вырабатывают собственные оригинальные приемы создания экспозиционных комплексов.

"Экспонат в фокусе" - также часто встречающийся сегодня прием построения экспозиции. Внимание экспозиционера сосредоточено не на совокупности музейных материалов, а на одном предмете (ценном, уникальном, раритетном) в его самоценности.

Архитектурно-художественное решение включено в понятие «музейная экспозиция» в качестве обязательного и органичного компонента, воплощающего современные художественно-эстетические принципы. В этом определении выражен современный подход к пониманию музейной экспозиции как единству научного и художественно-образного начал, обеспечивающему эффективность основной формы музейной коммуникации.

Современная музейная практика уделяет большое внимание созданию экспозиционного образа, который формируется в большей степени благодаря архитектурно-художественному решению экспозиции. Под этим понимается художественное проектирование и осуществление в объемно-пространственной и художественной среде экспозиционного ансамбля на основе художественной концепции в целях оптимального освоения содержания экспозиции посетителями музея. Основная задача художественного проектирования заключается в том, чтобы средствами различных видов искусства содействовать раскрытию концептуального решения экспозиции, усилению эмоционального воздействия и обеспечению эффективного контакта посетителя с подлинными музейными предметами. Искусство архитектурно-художественных решений относится как к изобразительным, так и к выразительным видам, опирается на весь арсенал художественных и технических средств.

Таким образом, художественное оформление экспозиций и выставок в современных музеях понимается как синтез пространственно-временных искусств и достижений науки и техники (архитектуры, живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, кино, музыки, слова, театра, компьютера и т. д.). Современное экспозиционное пространство – это органичное художественное единство всех элементов ансамбля: эмоционального, концептуального и пластического.

Роль художника в создании экспозиции .

Художественное проектирование во многом определяется творческой фантазией художника, широко использует данные психологии и педагогики, учитывает совокупность целого ряда факторов, влияющих на процесс художественного восприятия и на способность человека усваивать определенное количество информации.

В их числе такие немаловажные данные, как оптимальная высота экспозиционного пояса, угол наклона витрин, наиболее удобный для осмотра выставленных в ней экспонатов, количество материалов, единовременно и с одной позиции попадающих в поле зрения человека, объем информации, который способен усвоить человек за полтора – два часа пребывания в экспозиционных залах. Художник должен стремиться к тому, чтобы различными способами концентрировать внимание зрителя и поддержать в нем интерес на всем протяжении осмотра экспозиции, уметь вовремя снять «музейную» усталость и эмоциональную перегрузку.



Творческая фантазия художника базируется на глубоком, всестороннем знании объекта, т.е. реального социокультурного процесса и особенностей его отражения музейными средствами. Работая над экспозицией, художник должен опираться на знание музейной аудитории конкретного музея, социально-демографического состава его посетителей.

Особенно важно привлечь внимание к ведущим по содержанию экспозиционным комплексам или отдельным предметам, удержать его на тех экспонатах, которые играют главную роль в понимании научной концепции экспозиции. Музейная экспозиция воспринимается зрительно, поэтому задачей художника является создание зрительных рядов, зон эмоционального воздействия и маршрутов следования посетителей. Однако, специалисты-художники подчеркивают, что художественный образ в экспозиции нельзя воспринимать только как цепь зрительных ассоциаций. Это более сложное понятие, в формировании которого участвуют знание, размышление, правильное историческое понимание события и его оценка.

Творческий метод современного художника, занимающегося организацией музейной экспозиции, близок к методу архитектора и дизайнера, так как в палитру его материалов входят музейные предметы-экспонаты, изобразительные, архитектурно-пространственные и технические средства их показа. В результате все вместе они переосмысливаются, создавая неповторимый образный язык. Контрастом форм, материалов, фактур, конструкций, который придает пластическое богатство и разнообразие экспозиции, должен владеть современный музейный дизайнер.



Цветовая организация экспозиции необходима для активации зрительного восприятия экспонатов. Она усиливает общую эмоциональную атмосферу. Эмоциональная сила воздействия цвета дает возможность разработать некую цветовую симфонию, в которой цветовые аккорды, например, прозвучавшие в первом зале, в дальнейшем должны, как мелодия в музыкальном произведении, нарастать и в конце прозвучать торжественным финалом. Цвет должен поддерживать и выражать содержание экспозиции.

Роль музейного художника как «режиссера» проявляется и в том, что музейная экспозиция стала своего рода спектаклем, в котором используются специфические средства музейного художественного языка. Музейная экспозиция органически соединяет научную достоверность содержания с яркой зрелищностью показа. Задача музейного художника заключается в переводе научного содержания экспозиции со словесного языка на язык образный.Диалог вещей и документов позволяют расширить и усилить взаимодействие экспозиции и посетителя, стать эффективным методом их общения.

Экспозиционный дизайн – это настоящий синтез функциональных, а также эстетических характеристик, целостной пространственно-предметной экспозиционной среды. Он может включать в себя как пространственно-архитектурное компонование экспозиционных материалов, так и конструктивное построение, а также формирование образа и световое решение.

Экспозиционный дизайн является выразительно-образной экспозиционной частью, снабжая ее коммуникативностью, а также повышенным уровнем функционально-утилитарных характеристик в смысле презентации и сохранности экспонатов.

Экспозиционный дизайн (от англ. dеsign – замысел, проект, рисунок), совокупность эстетических и функциональных качеств целостной предметно-пространственной среды экспозиции музейной. Э.д. включает архитектурно-пространственную организацию экспозиционных материалов, конструктивное построение и оборудование, цветовое и световое решение, создание образа и т.п. на основе художественно-композиционных принципов и приемов. Выступает как образно-выразительная составляющая экспозиции, обеспечивает ее коммуникативность и высокий уровень утилитарно-функциональных качеств в плане сохранности и презентации экспонатов.

Принципы построения музейной экспозиции

Принцип научности. Основой создания музейной экспозиции является научная концепция. Она формулирует цели создания экспозиции, научное значение, интерес экспозиции для посетителей, описание экспозиции и размеров необходимых площадей, описание музейных предметов из собственного собрания или возможных заимствований из других музеев, необходимые затраты, потенциальные источники финансирования и поддержки, примерные сроки создания экспозиции.

Принцип предметности. Музейный предмет (экспонат) – это основа уникальности каждой экспозиции. Именно от подбора музейных предметов зависит познавательная ценность экспозиции, а также ее эмоциональная направленность. Такой экспозиционный показ обеспечивает посетителям возможность непосредственного ознакомления с музейными предметами.

Принципы доходчивости и универсальности. При построении экспозиции как средства массовой коммуникации соблюдение этих принципов является обязательным. Значительную помощь в этом оказывает многоплановость подачи экспозиционных материалов. На первый план выдвигаются ведущие экспонаты, остальные как бы «приглушаются», отводятся на второй план и даже в «скрытый» план, помещаются в горизонтальную витрину, турникет, альбом, на выдвижной щит и т.п. Возможно также сочетание «облегченных», общедоступных залов, рассчитанных на «среднего» посетителя, и особых залов, которых созданы условия для углубленной самостоятельной работы посетителей. Для большей доступности экспозиции разрабатывается система текстов, фонозаписей, а также наглядных научно-вспомогательных материалов. Большое значение имеет создание своеобразной эстетической среды во всей экспозиции.

Методы построения музейных экспозиций

Методом построения экспозиции называется научно обоснованный, исходящий из содержания экспозиции порядок группировки и организации экспозиционных материалов. В отечественном музееведении традиционно выделяют следующие основные методы экспонирования: коллекционный, ансамблевый, иллюстративный, музейно-образный.

Данная раздел будет описывать принципы поведения посетителей в интерьере музея . Мы предлагаем несколько отправных точек исследования:

  • Выставочная конструкция;
  • Характеристика объекта;
  • Характеристика архитектуры;
  • Характеристика посетителей.

Перечень данных принципов не является исчерпывающим. Мы лишь надеемся, что он стимулирует ваше мышление и подтолкнет к изысканиям на практике. Что, безусловно, поможет вам подойти к дизайну музея с более профессиональной стороны.

«Дизайн проект интерьера и предметное декорирование повышает интерес к экспозиции»

Предлагаем некоторые эмпирические основы, однако необходимы дополнительные исследования, для подтверждения этих методов, чтобы выявить конкретные параметры каждой переменной, и определить относительное влияние каждого фактора на поведение посетителя.

Музеи флоры и фауны

Для примера, рассмотрим выставку со всевозможными животными и другими представителями фауны.
1. Большие предметы или животные притягивают внимание во много раз больше, чем мелкие.
Многие западные исследователи обнаружили сильную взаимосвязь между размером животного и временем осмотра экспонатов в зоопарке. Аналогичные результаты были замечены в павильонах с рептилиями.
2. Движущиеся объекты или животные фокусируют на себе внимание лучше, чем статичные. В музеях науки больше внимания уделяется движущимся механизмам. В сезоны активной жизни обитателей зоопарка поток посетителей также ощутимо растет.
3. Объекты или животные, которые являются необычными и экзотическими для определенной местности, привлекают больше внимания, чем обычные. Посетители постоянно стекаются, чтобы увидеть редкие виды животных, таких как: белые тигры, коалы, пантеры, панды и т.д.
4. Существуют определенные качества объектов или животных, которое по своей природе вызывают жгучий интерес. Например, алмаз Хоупа, крупный бриллиант, один из знаменитых в Новом Свете, вызывает большой интерес сам по себе. С другой стороны, картины с изображением младенцев будут более интересными для посетителей, чем антикварная мебель. Таким образом, важно учитывать факторы психологической симпатии или повышенного интереса к определенным сферам жизни или темам.
5. Объекты, сочетающие в себе, наряду с визуальным, возможность сенсорного, тактильного контакта, всегда собирают больше посетителей. Возможность прикоснуться к экспонату существенно увеличить время, проведенное посетителем на выставке. Озвучивание объекта выставки также увеличивает притяжение и удерживает внимание. Таким образом, можно сказать, что сочетания визуального ряда, -аудио и тактильной составляющей объекта осмотра делает его значительно более привлекательным для посетителей.

Уже упоминаемый нами музей «Корябля Васа» в Стокгольме в полный мере реализует эти принципы, предлагая своим посетителям интерактивные карты морских путей, «звуковые комнаты», где можно своими ушами услышать, как звучала жизнь на борту корабля, и реконструкции пассажирских кают и других помещений корабля. Соит ли говорить, что трогать в этом музее можно абсолютно всё? Даже если древней, поднятый с морского дна пушечный снаряд стоит под стеклом, поблизости обязательно найдется его точная гипсовая, которую можно и нужно щупать, гладить, да хоть облизывать со всех сторон!
6. Интерактивные элементы также значительно увеличивают время просмотра. Например, кнопка на устройстве, которое дает свет в берлогу выдры дало больше просмотров, чем аналогичные экспозиции без света. При том стоит заметить, что компьютеры и кнопки менее интересны для посетителей, чем возможность кормить животных с рук.
7. Метод триангуляции дает возможность сделать экспонат катализатором социального взаимодействия между посетителями. Так уличные артисты и необычные скульптуры стимулируют социальный контакт между незнакомыми людьми на улице.

Архитектурные объекты в дизайне музеев

1. Чем больше возможностей для беспрепятственного осмотра объекта вы предоставите посетителю, тем больше внимания получит этот объект (или субъект). Здесь существуют, по крайней мере, три переменные: уровень освещения, визуальные препятствия и визуальные экраны. Уровень освещения становится фактором, когда уровень настолько низок, что посетители не могут рассмотреть объект 15-20 минут. В экспозиции с низким уровнем освещения, очень мало посетителей.

Визуальные препятствия включают в себя твердые барьеры, скалы, деревья, и другие объекты, которые блокируют линию видимости между посетителем и объектом или животным.

Визуальные экраны относятся к материалам, таким как заборы, стеклянные витрины создающие блики, которые мешают четко представить объект или животное. Ликвидация этих препятствий даст вам несомненный прирост посетителей и увеличение времени осмотра объекта.
2. Определенную роль играет фактор близости. Чем меньше расстояние между посетителем и объектом, тем чаще визитеры будут останавливаться возле экспоната, а так же увеличится время осмотра.
3. Положение выставляемого объекта или субъекта по отношению к посетителю влияет на время, проведенное возле экспоната. В данном моменте учитывается уровень глаз посетителя и точка осмотра экспозиции. Продолжительность просмотра увеличится, если расстановка предметов будет центробежной. Кроме того, верхние позиции рядов объектов получат больше внимания, чем более низкие позиции.
4. Более "реальный" экспонат воспринимается, более позитивным. Существует наблюдение, что животные воспринимались лучше, когда они были показаны в естественных условиях, чем в клетках - это отражалось и на времени осмотра.
5. Сенсорная конкуренция. Понятие включают в себя наличие экспонатов рядом, которые визуально конкурируют между собой. Либо в противоречии находятся их слуховые раздражители. Так снизится восприятие выставки посетителем, если витрины будут размещены по обе стороны от входа.
6. Глубина расположения объекта выставки может оказать влияние противоположное тому, что было задумано. Посетители в действительности могут узнать больше об экспонате, который не был утоплен в глубине залов.

Дизайн музея и публичные факторы

1. Демографические характеристики: возраст, пол, социально-экономический статус, и уровень образования и даже этнические факторы могут влиять на реакции посетителей выставки.
2. Особые интересы посетителей притягивают и удерживают их взгляды. Результаты исследований свидетельствуют о том, что особые интересы (симпатии и антипатии) являются важными прогностическими факторами поведения гостей.
3. Музейная усталость. Посетителей все меньше и меньше интересуют выставки, где объекты в большинстве своем похожи между собой.
4. В полной мере на восприятие влияют инстинктивные чувства, например, чувство красоты или опасности. Люди склонны долго смотреть на отталкивающих змей с опаской, даже если они вообще не представляют угрозы.
5. Доминирование. Если посетитель смотрит на пленного животного сверху, а не взирает на него снизу, то, скорее всего, включится чувство доминирования по отношению к объекту.
6. Социальное влияние. Поведение других людей влияет на поведение остальных. Люди, как правило, чтобы соответствовать поведению других, подражают им. Например, посетители корректируют свою скорость ходьбы в толпе или определенном зале. Людей привлекает толпа испытывающая интерес к чему либо, и теснящая остальных.

Все вышеперечисленные аспекты и нормы сильно влияют на дизайн экспозиционных залов. Мы рекомендуем не исключать не один из них при анализе вашей выставки и обязательно дополнить работу профессиональным дизайн проектом музея.