Пример сочинения егэ по литературе. Почему Ольге Ильинской не удалось пробудить к активной жизни Обломова? по роману Обломов (Гончаров И

1. Образ Ольги Ильинской.
2. Попытки изменить Обломова.
3. Разочарование Ольги.
4. Противопоставление Пшеницыной и Ильинской.

Судьба главного героя романа А. А. Гончарова Ильи Ильича Обломова может с полным правом быть названа нетипичной. В жизни Обломова не было ярких, впечатляющих событий. Каждый день был похож на предыдущий. Илья Ильич отказывался от действий, проводил время в праздности. Но, несмотря на это, судьба подарила ему встречу с Ольгой Ильинской.

Ольгу, безусловно, можно назвать неординарной женщиной. Она не похожа на большинство представительниц слабого пола своего времени. У Ильинской сильный характер, сложившееся мировоззрение и страсть к активным действиям. Окружающие люди относятся к Ольге без особой симпатии и теплоты. В этом нет ничего удивительного, слишком резок контраст между ней и остальными. Люди не слишком благожелательно относятся к тем, кто кажется им непонятным, чье поведение выбивается из общепринятых рамок. Ольга живет по своим правилам. Ее меньше всего беспокоит мнение других. У нее свои критерии оценки, на которые она ориентируется. Ильинская решает перевоспитать Обломова, потому что его образ жизни кажется ей неправильным.

Ольга Ильинская по поведению и складу характера близка к Андрею Штольцу. С точки зрения таких активных и деятельных людей вялый, апатичный Обломов кажется несчастнейшим человеком и нуждается в помощи. Ольга желает помочь Илье Ильичу, решает коренным образом изменить его жизнь.

Нельзя не признать, что Обломов попадает под влияние Ольги. В этом нет ничего удивительного. Слабохарактерный и безвольный человек часто попадает под влияние более сильного. Обломов восхищен Ольгой. Она кажется ему красивой, умной, практически идеальной. Однако ему самому не так уж интересны и важны достоинства этой незаурядной женщины. Обломов живет в своем собственном мире, для которого нет дела до окружающих.

Обломов и Ильинская смотрят на мир с разных точек зрения. Они абсолютно не похожи. Поскольку Илья Ильич все же попал под влияние Ольги, он пытается выполнять то, что она требует от него. Перемены тягостны для Обломова. Ему быстро надоедает играть по чужим правилам, пытаться изменить свою жизнь сообразно чужой воле. И Обломов протестует как может. Пусть у него и слабый характер, но хватает силы противиться влиянию Ольги.

Ольга расстроена, она считала, что ее силы и обаяния хватит для изменения жизни Обломова. Между тем Илья Ильич совершенно справедливо задумывается, любит ли его Ольга, на самом ли деле он нужен ей. Ведь истинная любовь подразумевает принятие человека таким, каков он есть. Это не свойственно Ольге. И поэтому Обломов начинает думать о том, что чувства Ильинской - это замена любви, вызванная естественным для человека желанием любить. Да, он любит ее. Но этого ему явно не достаточно, чтобы путем огромных усилий менять свою собственную жизнь.

Нельзя не задуматься о том, зачем же Ольге Ильинской так необходимо переделать Обломова. Ведь Ольга далеко не глупый человек, она должна сознавать, что попытки вряд ли увенчаются успехом. К тому же стремления воздействовать на другого требует очень много сил. Не могла Ольга и не понимать, что ее желание переделать Обломова, встречало с его стороны непонимание. Илье Ильичу был чужд тот образ жизни, которого требовала Ольга. Он превыше всего ценил собственный комфорт. А Ильинская пыталась его этого комфорта как раз лишить.

Сначала стремление Ольги перевоспитать Обломова можно объяснять просьбой Андрея Штольца. Ведь именно он обратился к девушке и попросил помочь Обломову. Андрей уверен, что у Ильи Ильича может быть иная, красивая, деятельная и плодотворная жизнь. С точки зрения Штольца, незаурядные способности Ольги можно направить на это благое дело. Андрей уверен, что Ольге по силам перевоспитать Обломова. На самом деле Штольц судит по себе. Он сам является человеком активным, деятельным, энергичным. Он с детства дружит с Ильей Ильичем. И по-настоящему страдает от деградации своего друга. Но в своем желании вмешаться в чужую судьбу, Штольц как будто бы не понимает, что Обломов уже взрослый, сложившийся человек. И любые изменения будут бесполезны и напрасны. Но судить Андрея ни в коем случае нельзя. Он пытается сделать то, что может. Не его вина, что попытки оказались бесплодными. Ольга по-настоящему рада, когда Обломов начинает меняться. Это происходит практически сразу, ведь Илья Ильич попал под влияние сильной личности. Ильинская занимается «воспитанием» Обломова не только и не столько ради него самого. Нет, таким образом, она пытается самоутвердиться как личность. Ольга амбициозна, ищет себе достойное применение. И стремление «сделать счастливым другого человека» ей представляется благородным поступком. Ольга считает, что ее задача в приобщении Обломова к привычному для всех образу жизни. Илья Ильич должен выезжать в свет, читать, общаться с людьми, «сбросить с себя сонную одурь». Ольга считает, что у нее достаточно энергии для претворения в жизнь этого замысла. Ильинская уверена, что для достижения желаемой цели она может использовать любые средства. Ольга становится строгой и суровой. Она насмехается над Обломовым, пытается заставить его возненавидеть свою прошлую жизнь, свою леность и бездеятельность. Ольга хочет, чтобы Обломов начал презирать самого себя. Пожалуй, в этом ее ошибка. Нельзя сделать человека счастливым насильно. Если бы Ольга попыталась по-настоящему заинтересовать Обломова чем-то, что показалось бы ему важным, возможно, ее усилия увенчались бы успехом. Но она выбирает другой путь. Насмешки и суровое отношение не приносят должного результата. Мало-помалу Обломов начинает ее бояться. Конечно, это происходит не сразу. Сначала действия Ольги, как кажется ей самой, увенчались успехом. Обломов постепенно меняется, или делает вид, что это происходит. Момент признания в любви Ольге кажется свидетельством того, что ее усилия были не напрасны. Ольга думает, что теперь Обломов выполнит все требования. Но ее резкое и суровое поведение уже стало озадачивать мягкотелого Илью Ильича. Он желает защитить себя от столь бесцеремонного вмешательства в собственную жизнь. Ольга кажется ему чужой и опасной. А от опасности следует прятаться.

Ольга не может предусмотреть, к чему приведут ее усилия. Не столь умна эта девушка, как показалось вначале. Она выбрала неверный путь для воспитания взрослого человека. И Обломов быстро забыл все «уроки», вернулся к тому, что было ему дорого. Какова роль Ольги в судьбе Обломова? Прежде всего, он в очередной раз убедился, что его мировоззрение чуждо окружающих. Благодаря общению с Ольгой Обломов не стал счастливее, и это следует признать.

Между тем попытки воспитать Обломова для самой Ольги оказались важными. Она сделала попытку реализовать себя путем воздействия на другого. Пусть намерение не осуществилось. Но это был для девушки опыт, нужный и интересный. Ведь в жизни незаурядного человека, каковой, безусловно, является Ольга, всегда есть место чему-то новому.

Как ни парадоксально, но Обломов стал счастливее с Агафьей Матвеевной Пшеницыной. Эта женщина является полной противоположностью Ольге. Она не так интересна, элегантна и умна. Но она обладает простой житейской мудростью, которой так не хватает Ольге. Агафья Матвеевна понимает, что не удастся переделать взрослого человека. Она принимает Обломова таким, какой он есть. И жизнь Ильи Ильича на самом деле становится немного лучше. Пшеницына окружила Обломова заботой и вниманием. Она по-настоящему любит его. Илья Ильич разорился, он живет именно за счет Агафьи Матвеевны. Бедная женщина продает свои вещи, чтобы Обломову было на что жить. Илья Ильич уже не может измениться, любые попытки воздействовать на него оказались бы безуспешными. И стремление Агафьи Матвеевны бескорыстно помочь ему свидетельствуют о неподдельной доброте этой простой женщины. Если бы именно в такой ситуации оказалась Ильинская, вряд ли она взяла на себя ответственность за Обломова. Она бы не стала в ущерб себе помогать ему. Ведь это не давало бы ей возможности восхищаться собой, считать себя мудрой наставницей. Ольга эгоистична, это коренным образом отличает ее от Агафьи Матвеевны. Но с другой стороны, нельзя не признать, что ее образ очень интересен и многогранен. Ольга - совершенно особый тип женщины в русской литературе, это сильная личность. Ей не свойственно самопожертвование, ей свойственно желание превратить другого человека в зеркало, отражающее ее собственные достоинства. Ведь именно этого она хотела от Обломова.

Роман «Обломов» является самым ярким произведением И. А. Гончарова. Автор работал над ним более 10 лет. Основная сюжетная линия произведения «Обломов» - это история любви Ильи Ильича к Ольге Ильинской. Про таких людей часто говорят, что они сделаны из разного теста. Тем не менее, часто случается, что жизнь сталкивает между собой полностью противоположных людей. Попробуем понять, каковы эти два персонажа, и проанализируем, почему именно так сложились взаимоотношения Обломова и Ольги.

Ильи Ильича

Жизнь Обломова вернее всего будет назвать бездеятельной. Он мало чем интересуется, никуда не выходит, не читает книг. Любимое времяпрепровождение героя - лежание в халате на диване. Он просто не видит смысла в деятельности, Обломов любит мечтать.

Приехавший навестить его друг, Андрей Иванович Штольц, - противоположность главного героя. Он пытается внести перемены в его жизнь. Взаимоотношения Обломова и Ольги начались именно благодаря ему.

Знакомство с Ольгой

Итак, Штольц старается расшевелить Обломова. Они вместе ездят в гости, Штольц заставляет его читать, знакомит с интересной девушкой, которой и оказалась Ольга Ильинская.

Это знакомство пробуждает в главном герое сильные чувства. Он объясняется девушке в любви. Обломов и Ольга, взаимоотношения которых, казалось бы, не могли начаться вообще, тем не менее стали встречаться. Девушка считает любовь к Илье Ильичу своим долгом. Она желает изменить его, заставить жить по-другому.

Перемены в жизни Обломова

Жизнь главного героя действительно изменилась. Он начинает вести достаточно активную деятельность. Илья Ильич теперь поднимается в семь утра, читает. На лице появляются краски, совсем пропадает усталость.

Любовь к Ольге заставляет проявить Обломова лучшие качества. Как замечает Гончаров, Илья Ильич в какой-то мере «догнал жизнь».

Однако решение практических вопросов по-прежнему тяготит его. Ему неинтересно заниматься постройкой дома в Обломовке, проводить дорогу в село. Более того, взаимоотношения Обломова и Ольги порождают в нем неуверенность в своих силах, в себе. Потом он приходит к пониманию, что Ольга не любит его. Она требовательна, настойчива, строга, взыскательна. Праздник любви превратился в долг, даже в повинность.

Взаимоотношения Обломова и Ольги заканчиваются, он снова надевает халат и ведет прежний образ жизни.

Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына

В своем романе Гончаров пишет о двух женщинах, которые любили Обломова. Первая, Ольга Ильинская, активная, образованная. Она хорошо поет, интересуется искусством, литературой и наукой. Обладая высокими душевными качествами, она смогла понять благородство души Обломова. Однако Ольга видит недостатки в натуре Ильи Ильича. Ей не нравится его пассивность, малоподвижность, лень. Она любит, скорее, свою благородную миссию, благодаря которой должно случиться духовное возрождение главного героя. Девушка не лишена тщеславия. Ей приятна мысль, что она будет причиной его «пробуждения».

Именно из-за того, что в этой любви было много стремления переделать другого, расстались Обломов и Ольга. Взаимоотношения, основанные на требованиях и претензиях к другому человеку, обречены на провал.

Совершенной противоположностью Ольги была Агафья Матвеевна Пшеницына - вторая женщина, любившая Обломова. Она, конечно, не обладала образованностью Ильинской и не понимала его ум, не видела духовного богатства. Агафья Матвеевна вкусно кормила его и просто делала жизнь Ильи Ильича удобной.

Женский идеал Обломова

Несоответствие девушки идеалам Ильи Ильича - еще одна причина, по которой не смогли быть вместе Ольга Ильинская и Обломов. Взаимоотношения этих героев были основаны на преклонении перед красотой и честолюбивом желании переделать близкого человека.

Не секрет, что в любви мы часто ищем те идеалы, которые были усвоены нами еще в детстве. Требовательная Ольга побуждает Обломова действовать, размышлять, а он ищет гармонии и покоя, которые может обеспечить любимая женщина.

Ольга Ильинская и Обломов, взаимоотношения которых не продлились долго, знакомятся, как мы помним, через общего знакомого Андрея Штольца. Эта девушка врывается в его жизнь и на какое-то время вырывает из мира бездействия и грез.

Агафья Матвеевна - хозяйка квартиры, которую снял Обломов, появляется в его жизни как-то совсем обычно, почти незаметно. Главному герою нравится немного поговорить с ней, он отмечает ее хозяйственность, ровный нрав. Однако она не вызывает в его душе никакого волнения.

В отличие от Ольги, Агафья Матвеевна не пытается возвысить Обломова до своего идеала, она считает его породы, чем она сама. Как известно, для мужчины важно, чтобы его любили таким, какой он есть, не пытаясь переделать. Агафья Матвеевна становится для Обломова олицетворением женской добродетели.

Ильинской строились на ее представлениях о счастье. Агафья Матвеевна думала лишь о комфорте и удобстве Ильи Ильича. Ольга постоянно заставляла Обломова действовать, ради нее ему приходилось переступать через себя. Агафья Матвеевна, наоборот, старается избавить главного героя от лишних хлопот. Она даже закладывает свое имущество, чтобы Обломов не отказывался от любимых привычек.

Взаимоотношения Обломова и Ольги Ильинской не были возможны по причине несоответствия этих двух характеров. Гончаров подводит нас к пониманию того, что именно Агафья Матвеевна воплотила в себе идеал женщины главного героя. Он женился на этой доброй, трудолюбивой женщине. Жизнь с Ольгой не принесла бы счастья ни ему, ни ей, ведь их цели совершенно разные.

Жизнь с Агафьей Матвеевной стала для Обломова воплощением спокойствие, сытость, уют. С ней Илья Ильич словно вернулся в счастливые дни своего детства, наполненные любовью и заботами маменьки.

Любовь Ольги Ильинской не изменила Обломова, хотя на время вывела его из обычного апатичного состояния. Читатель романа может наблюдать эволюцию чувств Ольги: любопытство, желание «пробудить» привели к увлечению, вспыхнувшее в ней чувство делает ее более настойчивой, упорной. В сознании Ольги возникает сравнение своей ситуации с пигмалионовской: «Это какая-то Галатея, с которой ей самой приходится быть Пигмалионом», - думает она с досадой.
Что же предлагает Ольга Обломову взамен его лежания на диване? Увы, программу пробуждения «статуи» в умненькой головке Ольги вполне исчерпывает штольцевский горизонт: читать газеты, книги, хлопотать по устройству имения, ехать в приказ. Но петербургская жизнь для Ильи Ильича - это «вечная игра дрянных страстишек», «пустая перетасовка дней», далекие от его идеала.
Для него счастье - это свобода, отдых и покой, которые и являются целью людской суеты, страстей, войн, торговли и политики. Такое понимание счастья свойственно не только гончаровскому герою. Можно вспомнить царя Дадона из пушкинской «Сказки о золотом петушке», который «под старость захотел Отдохнуть от ратных дел И покой себе устроить», или лермонтовское «Я б хотел свободы и покоя». В эпилоге «Войны и мира» Л.Н. Толстого мы видим Наташу Ростову располневшей, опустившейся, утратившей былой огонь, но приобретшей выражение спокойной мягкости и ясности на лице, и узнаем, что все ее порывы «имели началом только потребность иметь семью, иметь мужа». Поэтому и Обломова не могут переделать пустая суета и тягостные заботы, лишающие человека цельности.
Боги в античном мифе оживили Галатею, видя беспредельную и безрассудную любовь Пигмалиона. Но любовь Ольги Ильинской слишком рассудочна: она размышляет о своем чувстве, о своем влиянии на Обломова, о своей «миссии» - спасти Илью Ильича. В ее мыслях о любви есть тщеславие и самолюбование («Она мигом взвесила свою власть над ним, и ей нравилась эта роль путеводной звезды, луча света, который она разольет над стоячим озером и отразится в нем»), ставящие под сомнение абсолютность ее чувства. Такая любовь не может быть безоглядной. Это также одна из причин того, что Ольге-Пигмалиону так и не удается оживить Галатею-Обломова.
Обломов в своем чувстве наивнее, проще Ольги, несмотря на то, что она гораздо моложе его. Но зависимость от женщины такого типа оборачивается необходимостью постоянно доказывать свою интеллектуальную и деловую состоятельность, а это мучительно для Ильи Ильича. Во многом именно поэтому он предпочел остаться в домике на Выборгской стороне.
Женитьба на Ольге не переменила бы Обломова, в конце концов, это поняла и она сама. Человека нельзя переделать, а Ольга не хотела принимать Илью Ильича таким, какой он есть, и это сделало их брак, для которого не было никаких внешних препятствий, невозможным.


И. А. Гончаров пишет роман «Обломов» 10 лет: с 1848 по 1858 год. И наконец, в 1859 году писатель целиком опубликовывает произведение, в центре которого ставит помещика, дворянина среднего сословия - Илью Ильича Обломова, человека с очень интересной судьбой.

В первой части романа, только знакомясь с главным героем, мы видим, что неподвижность жизни, дрёма, замкнутое существование – вот суть жизни Обломова.

До дел руки постоянно не доходят (так Илья Ильич никак не брался за переустройство Обломовки, а только думал об этом), переезжать он не желал, и все его житье заключалось в постоянном лежании на диване. Возможно, так бы и шли его годы, если бы всю его жизнь не перевернула одна женщина…

Летом лучший друг Обломова - Андрей Штольц уезжает за границу, взяв обещание с друга в ближайшее время приехать к нему, и перед отъездом знакомит его с Ольгой Сергеевной Ильинской. Барин воодушевлен, подтянут, энергичен и увлечен юной дамой. А она в ответ преисполнена желанием «спасти», «возродить» и «переделать» главного героя. И у нее это получается: Обломов переезжает в летнюю дачу, начинает читать, он полон сил, деятельности, и даже в какой-то мере уверенности. Ольга становится центром жизни Ильи Ильича, он влюбляется в нее, а девушка отвечает ему взаимностью.

После Обломов просит руки Ольги, и получает согласие.

Гончаров сполна наполняет роман символами. Так, нельзя не заострить своё внимание на имени возлюбленной главного героя. В говорящей фамилии "Ильинская" мы слышим имя "Илья", то есть "принадлежащая Илье". Можно предположить, что автор тем самым хотел показать, что отношения героев были предрешены свыше. Во многом благодаря любви и стараниям Ольги Обломов наконец-то "встаёт с дивана" и "скидывает свой халат", тем самым освобождаясь от своей лени и апатии.

А вот с приходом осени силы героя идут на спад. Ольга так и не смогла до конца изменить возлюбленного, все ее старания были напрасны. Тогда она расторгает помолвку, а Илья, от душевного потрясения, заболевает нервною горячкою. Думаю, разрыв Ильи и Ольги был закономерен: они ждали друг от друга невозможного. Он – самоотверженной, безоглядной любви, а она от него – деятельности, воли, энергии. Они не оправдали надежды друг друга, и со временем их любовь прошла.

В результате размышлений, мы приходим к выводу о том, что роль Ольги Ильинской в духовном преображении Обломова огромна: именно время, проведенное с ней, стало переломным моментов жизни главного героя. На его примере мы видим, что любовь – действительно одна из главных сил прогресса. Но наши герои не прошли испытание любовью, и потому, Ольга так и не смогла изменить Илью.

Обновлено: 2018-03-26

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Образ Ольги Ильинской можно назвать несомненной удачей Гончарова-психолога. В нем воплотились не только лучшие черты русской женщины, но и все лучшее, что видел в русском человеке вообще. «Ольга в строгом смысле не была красавица, то есть не было ни белизны в ней, ни яркого колорита щек и губ, и глаза не горели лучами внутреннего огня... Но если б ее обратить в статую, она была бы статуя грации и гармонии» - именно так, всего в нескольких деталях дает И. А. Гончаров портрет своей героини.

И уже в нем мы видим те черты, которые всегда привлекали русских писателей в любой женщине: отсутствие искусственности, красоту не застывшую, а живую. «В редкой девице, - подчеркивает автор, - встретишь такую простоту и естественную свободу взгляда, слова, поступка... Ни жеманства, ни кокетства, никакой лжи, никакой мишуры, ни умысла».

Ольга чужая в своей среде. Но она не жертва, потому что в ней есть и ум, и решительность, чтобы отстаивать право на свою жизненную позицию, на поведение, не ориентированное на общепринятые нормы. Не случайно Обломов воспринял Ольгу как воплощение того идеала, о котором он грезил. Едва Ольга спела «Casta diva», он сразу «узнал» ее. Не только Обломов «узнал» Ольгу, но и она его. Любовь для Ольги становится не только испытанием. «Где она брала уроки жизни?» - с восхищением думает о ней Штольц, который любит Ольгу именно такую, преображенную любовью.

Именно отношения главного героя романа с Ольгой позволяют нам глубже понять Ильи Обломова. Именно Ольгин взгляд на своего возлюбленного помогает читателю посмотреть на него так, как того хотел автор.

Что же видит Ольга в Обломове? Ум, простоту, доверчивость, отсутствие всех тех светских условностей, которые также чужды ей. Она чувствует, что в Илье нет цинизма, но есть постоянное стремление к сомнению и сочувствию. Но Ольге и Обломову не суждено быть счастливыми.

Обломов предчувствует, что их с Ольгой отношения не могут всегда быть их личным делом; они непременно обернутся множеством условностей, обязанностей. Надо будет «соответствовать», заниматься делами, стать членом общества и главой семьи и так далее. Штольц и Ольга упрекают Обломова в бездеятельности, а он в ответ лишь дает несбыточные обещания или улыбается «как-то жалко, болезненно-стыдливо, как нищий, которого упрекнули его наготой».

Ольга постоянно размышляет не только о своем чувстве, но и о влиянии на Обломова, о своей «миссии»: «И все это чудо сделает она, такая робкая, молчаливая, которой до сих пор никто не слушался, которая еще не начала жить!» И любовь становится для Ольги долгом, а потому уже не может быть безоглядной, стихийной. Больше того, Ольга не готова пожертвовать ради любви всем. «Тебе хотелось бы узнать, пожертвовала ли бы я тебе своим спокойствием, пошла ли бы я с тобой по этому пути?.. Никогда, ни за что!» - решительно отвечает она Обломову.

Обломов и Ольга ждут друг от друга невозможного. Она от него - деятельности, воли, энергии; в ее представлении он должен стать похожим на Штольца, но только сохранив при этом лучшее, что есть в его душе. Он от нее - безоглядной, самоотверженной любви. И оба они обманываются, убеждая себя, что это возможно, а потому неизбежен конец их любви. Ольга любит того Обломова, которого создала она сама в своем воображении, которого она искренне хотела создать в жизни. «Я думала, что оживлю тебя, что ты можешь еще жить для меня, - а ты уж давно умер», - с трудом выговаривает Ольга суровый приговор и задает вопрос: «Кто проклял тебя, Илья? Что ты сделал? <...> Что сгубило тебя? Нет имени этому злу...» «Есть, - отвечает Илья. - Обломовщина!» Трагедия Ольги и Обломова становится окончательным приговором тому явлению, которое изобразил Гончаров.

Ольга выходит замуж за Штольца. Именно он сумел добиться того, что в душе Ольги здравый смысл, рассудок окончательно победили терзавшее ее чувство. Ее жизнь можно назвать счастливой. Она верит в своего мужа, а потому любит его. Но Ольга начинает чувствовать необъяснимую тоску. Механическая, деятельная жизнь Штольца не дает тех возможностей для движения души, которые были в ее чувстве к Обломову. И даже Штольц угадывает: «Узнав раз, его разлюбить невозможно». С любовью к Обломову умирает часть души Ольги, она навсегда остается жертвой.

«Ольга, по своему развитию, представляет высший идеал, какой только может теперь русский вызвать из теперешней русской жизни, <...> живое лицо, только такое, каких мы еще не встречали», - писал Добролюбов. Мы можем уверенно сказать, что продолжает ту галерею прекрасных женских типов, которую открыла Татьяна Ларина и которыми будет восхищаться не одно поколение читателей.

Ясно, что Обломов зависит от Захара больше, чем (и другие крепостные Захары) от него. В то же время идеалы Обломова помогают ему видеть отрицательные стороны нового буржуазного уклада. В отличие от Штольца, движимого стремлением к личному преуспеянию, Обломов, уже имеющий все благодаря происхождению и положению, настойчиво требует указать ему смысл труда, смысл и стимулы для затрат способностей и энергии. Он не подвергает сомнению свое право на эту критику и безделье, ибо считает идеал Обломовки незыблемой нормой. Для Штольца норма - буржуазная деловая жизнь Петербурга, поэтому он не критикует ее и, как все другие визитеры, зовет Обломова в Петергоф.

Во второй части романа описывается русско-немецкое воспитание Штольца, борьба двух национальных начал, так сказать, у его колыбели. Случайно из нее возникла сильная и гармоничная личность (русская мать и педантичный немец-отец). Несмотря на все взаимные различия, Штольц способен понять Обломова. Это персонаж новой эпохи, деятельный разночинец.

Во второй части встает вопрос о путях прогресса русского общества. Критика Обломовым отсутствия в прогрессе значимых целей, прочных побуждений, поддерживаемая его идеалом идиллической Обломовки, придает последней актуальный общественный смысл. Это заставляет видеть в Обломове дворянского интеллектуала, «лишнего человека», имевшего в прошлом, но утратившего ныне идеалы патриотического служения родине, духовного досуга, мысли и труда, путешествий по свету, чтобы в них сильнее полюбить отечество.

Слово «обломовщина» произносит Штольц, обозначая им комплекс причин, вызвавших паралич воли героя. Гончаров не раскрывает их прямо, но ясно, что это прежде всего помещичья праздность, возведенная в идеал и разрушающая личность. При этом во всем романе автор подчеркивает, что обломовщина не есть индивидуальная особенность его героя, но следствие влияния всего общественного настроения в целом, выражение общественного неустройства.

Итак, первая часть обрисовала обломовщину, вторая часть объяснила ее. Герой решил поехать путешествовать, но не поехал, а влюбился. И сразу же продемонстрировал изначальную слабость своей натуры: Ольга активнее, практичнее. Любовь Обломова возвышенна, но отвлеченна, здесь он похож -на Чацкого и Онегина. Вторая часть заканчивается летним объяснением в любви, третью часть заключают осеннее затухание страсти, снегопад на Выборгской стороне, болезнь Обломова, и появляется вдова Пшеницына, вторая героиня обломовского «романа». Ведь любовь дворянина двойственна: отвлеченно-романтическая, целомудренно-духовная - к дворянке-невесте-ровне и грубо чувственная «барская» страсть к простолюдинке - экономке, наложнице.

В начале романа Обломовку заменила квартира на Гороховой, теперь - дом на Выборгской. И опять вернемся к композиции романа (очень стройной и логичной): первая часть с одним героем - Обломов как таковой, во второй и третьей - сопоставление его со Штольцем (дворянин и разночинец) и Ольгой (пассивная и активная натуры). В четвертой части Обломов попадает в новую социальную среду и новую Обломовку - мир средних чиновников и городского мещанства. И здесь живут деятельно-активные люди, их трудом держится эта, тоже патриархальная .

Самоотверженность деятельных простолюдинок (Пшеницыной и жены Захара - Анисьи) сочетается с себялюбивой пассивностью мужчин - это две стороны патриархального идеала Обломовки. Неосознанная жертвенность привлекательной вдовы и ее осмысленный творческий труд (хотя бы в области кулинарного искусства) во имя благополучия ближнего освещают новую Обломовку.