Изготовление художественных изделий в технике терра. Техника терра: редкие виды рукоделия из природных материалов

Техника «терра» – это создание объемных картин, которые позволяют по- новому передать разнообразие окружающего мира.

Они удивляют и радуют

Техника «терра», благодаря которой можно создавать неповторимые, эксклюзивные композиции, используя природные материалы - сухие растения, плоды, гравий, ракушки, перья, корни, мох, крупы, макароны.

Автору коллажа удается увидеть в осколках стекла, разбитой посуде, засохшей лимонной кожуре фрагменты уникального мира. Вообще говоря, коллаж всеяден: в качестве материала для него подходит практически все.

За основу коллажной композиции можно взять фотографию или картину, но копировать уже существующее изображение не нужно - к нему достаточно обратиться как к подсказке. У художника - коллажиста развивается особое восприятие мира: для него нет неинтересных вещей. Любой обрывок бумаги или лоскуток ткани может превратиться в историю, сюжет, мотив будущей композиции.

Картину в технике «терра» можно делать на любой плотной основе, например, на оргалите, картоне, стекле или фанере.

Флористические материалы закрепляются с помощью клея или проволоки.

Конечно, флористические коллажи потребуют терпения и кропотливой работы. Но в итоге пейзажи, натюрморты, графика, абстрактные картины, выполненные самостоятельно, станут неповторимым украшением квартиры, и вызовут искреннее восхищение ваших гостей.

Мастер класс, как сделать розочки для панно в технике “терра” от мастерицы Рина

Здесь как обычно в моих работах – использовала природные материалы. Сухие коробочки мака, розы из апельсина, цветы пижмы, листья из початковых листьев кукурузы, завитушки винограда, настоящие бутоны роз. И мои секретные цветы, это хвостики от болгарского перца.

Показываю розочку. Протыкаю несколькими зубочистками, не глубоко, чтоб потом легко можно было вынуть.

Срезаю, чтоб донышко было плоское. Потом розочку легко крепить, клеить.

Здесь хорошо видно, как скрепляю.

Вот и готовые розы.

Одна из них приняла участие в панно, в технике Терра. Сушу их летом просто на воздухе, а зимой на картонке, на батарее. Попробуйте!


Как создать панно в технике терра от Efroska_Елена

Сначала подготовленные листики, травинки высушили в духовке.

А это коробочка с уже высушенным “мусором”.

А начиналось все вот так. Сначала разложила:

Ну а потом началось самое интересное. Побоявшись, что не вспомню сложившуюся композицию, сфотографировала ее.
На куске фанеры штукатуркой сделала фон (он потом менялся) и стала кистью приклеивать “мусор”. на фото постоянно посматривала…

Фактуры маловато у фона…

Добавим гречки и сохнуть!

Красила гуашью с добавлением лака.
Перекрашивала…

Добавила зеленого цвета на листья, светлого на семена сирени и красно-коричневого местами. Но гуашь постоянно смешивалась с предыдущим слоем (лака уже не добавляла). Так что “разноцветности” почти не заметно.
Когда все высохло, прошлась белым акрилом “сухой кистью”, чтобы выделить фактуру.

Что же такое, эта манящая и загадочная Терра?

Терра в переводе с латинского - земля и все, что используется в технике терра, имеет земное происхождение - это могут быть сухие цветы, листья, семена, насекомые, ракушки, высушенные морские обитатели, камушки и т.п. Композиции в технике терра выполняются в коллажной технике.

Коллаж в переводе с французского означает «наклеивание» на основу каких-либо материалов, отличающихся от нее по цвету, форме и фактуре. Техника аппликации использовалась с древних времен, например, в декоративно-прикладном искусстве и даже в иконной живописи. Как прием изобразительного искусства, коллаж появился только в начале 20-го века. В искусстве коллажа, фантазия автора абсолютно ничем не ограничена. Можно использовать сочетания различных материалов, создавать любые линии и цветовые сочетания. Если говорить о флористическом коллаже, то это еще и умение создавать цветочный букет.

Многому, что в обыденной жизни воспринимается как сор, в коллажах находится место. Предметы, казалось бы, неинтересные сами по себе, будучи встроенными в работу, становятся частью своего рода мистерии, игры, спектакля, в котором им отведена значительная роль. Обаяние техники «терра» — в ее многозначности. С ее помощью можно воспроизвести объем, глубину, цвет, игру светотени, разнообразие фактуры. Многое связывает коллаж «терра» с живописью. Большое значение в коллажах «терра» отводится фактуре: характеру поверхности, способу обработки.

Техника коллажа интересна еще и тем, что здесь каждый может использовать свои, свойственные только ему приемы, и тогда на свет появляются неповторимые картины. Работа с природным материалом в новой технологии дает стимул творчеству художников. На флористических коллажах органично сочетаются фоны сделанные в различных техниках (вальцевание, декалькомания, авторская бумага, гипс и т.д.) с материалом, созданным самым лучшим художником - природой: листва, цветы, ветки деревьев.

Создавая коллаж в технике терра не всегда возможно точно представить, чем все закончится. Это настоящий творческий поиск, где задействованы безупречный художественный вкус, смелая фантазия, композиционно-гармоничное восприятие, с помощью которых, по ходу аранжировки, ассоциативно, на ощупь формируется картина.

Применение в своей работе созданных самой природой растительных форм со своими неповторимыми фактурами, позволяет художнику добиваться такого эффекта, который далеко не всегда реализуется в работах художников, работающих красками.

Поговорим немного о технической стороне вопроса :

Что может понадобиться мастеру, если он захочет сделать творение в технике Терра:

Для работы потребуется емкость для замеса раствора, пульверизатор для смачивания, шпатель, резиновые перчатки для работы, палитра для разведения краски и кисти для ее нанесения. Малярными кистями с искусственной щетиной размером 20, 20, 58 мм прорисовывают фон, художественными — от 2 до 12 размера, прописывают детали и небольшие фрагменты композиций.

Потребуются также шило, проволока, скрепки, ножницы, плоскогубцы. Разумеется, придется использовать различный «мусор», выбор которого будет зависеть от вашего видения картины. Это могут быть и засохшие цветы, листочки, ветки деревьев, ракушки и т.п. Даже трудно предсказать, что можно использовать в творческом порыве.

Коллажи обычно тяжелые, поэтому основу надо выбирать прочную и толстую. Из красок наиболее подходит гуашь.

В коллаж встраивать можно только сухие растения. Сушить под прессом нельзя, так как растения и листья теряют свою форму, объем. Поэтому растительный материал сушат на воздухе. Причудливые формы высушенных растений вам будут даже на руку.

Легкие материалы крепятся с помощью раствора, тяжелые: орехи, шишки, каштаны, желуди — привязываются тонкой проволокой (желательно приобрести флористическую проволоку) или крепятся клеем.

При составлении композиций опытные художники используют даже насекомых. Разумеется, засушенных. Для этих целей вам потребуются энтомологические булавки. Обычные иголки и булавки не годятся. Проще использовать в работе тряпичных насекомых. Бисер используют в связке, так как отдельные горошины «потеряются» в сюжете. Богат на свою выразительность такой материал как ткань.

Что используется в качестве раствора, о котором упоминается в тексте:

В шпатлевку добавляют клей (например, ПВА) и краску выбранного цвета (в качестве краски удобно использовать гуашь), перемешивают. При необходимости в раствор можно добавить камушки, крупный песок, ракушки.

Метод создания фона в технике Терра:

На основу наносится рабочий раствор. Накладывать раствор можно как шпателем, так и руками, как достаточно толстым слоем, так и тонким. Особенность распределения дополнительного материала в коллажах «терра» заключается в том, что он не наклеивается, не закрепляется специальными приспособлениями, а «вмазывается» в раствор, вводится в фон. После этого излишки раствора аккуратно вычищаются, и коллаж сохнет.

Основные методики, применяемые в технике Терра:

Лепка.

Техника лепки предполагает работу с самим раствором, создание форм-предметов руками, без дополнительного материала.

Раствор-основа отличается пластичностью, которая позволяет создавать объемные изображения. На нанесенную основу накладываются дополнительные порции раствора и формируют задуманную форму.

При составлении композиций используются различные растения: листья, цветы, кору, ветки, ягоды и т. д. В коллажах «терра» природный материал закрепляется с помощью раствора. Работать с природными элементами нужно очень осторожно, чтобы сохранить фактуру листа или цветка, поскольку раствор скрадывает рельеф материала. Например, на листьях есть прожилки, образующие своеобычный узор. Если залить их раствором, работа станет беднее, лишится выразительности, живости. Использованием разных техник нанесения раствора достигается впечатляющий объем и глубина композиции, но материал, который встраивается в раствор-основу, также обладает собственным рельефом и объемом, которые необходимо сохранить. Поэтому пользуются техникой вдавливания, которая требует особой аккуратности, тщательности, опыта.

Нельзя распластывать растения по поверхности коллажа. Сохранив объем листа или бутона, расположив элементы композиции под разным углом к поверхности, можно добиться ощущения динамичности и достоверности картины.

Оттиск.

Интересные узоры, фактуры, рельефы легко создавать, используя технику оттиска. Легкие хрупкие флористические материалы для этой цели не годятся: они легко ломаются. Подойдут разнообразные твердые материалы, которые можно зафиксировать, вдавив в раствор, например, сухие ягоды, крупы, косточки и фасоль. Поскольку этот материал содержит влагу или легко ее впитывает из влажной основы, после высыхания он легко выпадает, оставляя очень интересный рельефный рисунок.

Любой твердый предмет с выпуклым рисунком оставит оригинальный отпечаток в растворе. Возникающая благодаря технике оттиска неожиданная фактура используется как для создания фона, так и для изображения отдельных предметов. С помощью техники оттиска можно достичь высокой степени реалистичности.

Совет. Крупа гречки, в отличие от тяжелой фасоли или макарон, может служить не только материалом для оттиска. Ее легко зафиксировать в растворе. Но раскрашивать ее нельзя: от прикосновения кисточки она выпадет.

Каждому жанру в большей или меньшей степени соответствует та или иная техника. Лепка используется в работах с архитектурно-пейзажными мотивами, вдавливание обязательно при создании натюрмортов, оттиск позволяет формировать фон для абстрактных композиций.

Но смешение техник часто также дает замечательный результат — впечатление сложного единства, глубины замысла и разнообразия.

Для панно с коллажом «терра» подходят рамы со сложным рельефом. В то же время багет не должен отвлекать от самой работы, скорее, обязан подчеркнуть достоинства и индивидуальность композиции.

Это лишь небольшая часть основ составления коллажей в технике «терра». Надеюсь этого будет достаточно, чтобы вы оценили новую технику. В работах нашей линии обязательным условием является сочетание двух техник - терры и декупажа, а это еще больше расширяет просторы для полета фантазии. Дальше дело за вами. Пробуйте, экспериментируйте, ищите.

Для вашего вдохновения размещаю галерею работ в технике «Терра» (кликабельно):

Коллажи в технике Терра:

Работы в технике Терра +декупаж:

Техника «Терра» предусматривает применение в работе всевозможных природных элементов: сухих растений, круп, камушков, ракушек, иногда засушенных насекомых в сочетании с натуральными материалами, бусинками и бисером. Удивительно, то что данная техника довольна проста в исполнении и дает возможность творцу создавать произведения искусства при помощи обычных, иногда даже неприглядных вещей.

Декор бутылки

Для работы потребуется:

  • стеклянная бутылка плоской формы;
  • сухие цветы, соцветия, колоски, шишки;
  • салфетка с рисунком для декупажа;
  • жидкость для снятия лака;
  • акриловая грунтовка или матовая бежевая водоэмульсионная краска;
  • акриловые краски бронзового и светло-золотого цвета;
  • шпатлевкой для дерева;
  • акриловый художественный лак;
  • наждачная бумага мелкой зернистости;
  • пластиковый нож;
  • кисточки;
  • спонж;
  • атласная ленточка.

Для начала необходимо очистить от этикеток и вымыть бутылку.

Все растительное сырье, которое планируете применять в работе лучше просушить на подоконнике.

Техника «Терра» предполагает использование натуральных природных материалов, поэтому и узор на салфетке для декупажа должен поддерживать соответствующую тематику. В нашем случае это картинка с изображением ежиков.

Бутылку со всех сторон обезжириваем жидкостью для снятия лака или ацетоном.

После того как бутылка высохла можно начинать грунтовать изделие. С помощью поролонового спонжа покройте бутылку в один слой матовой водоэмульсионной краской светлого оттенка и оставьте высыхать.


В это время определяем желаемые для декупажа рисунки и вырезаем их из салфеток. Верхний слой салфетки нужно снять. Изображения могут быть разного вида и размера.

Когда первый слой грунта на бутылке высохнет, на те места где будет выполнен декупаж, нужно нанесите второй слой краски.

Теперь, приложите фрагмент салфетки к поверхности бутылки и с помощью мягкой кисти аккуратно покройте его акриловым художественным лаком. С обратной стороны бутылки декупаж выполняется аналогично, но только после высыхания первой стороны.


Для того чтобы создать более плотную защитную пленку, нанесите на приклеенные части салфетки, еще несколько слоев лака.

Края фрагментов декупажа нужно зачистить кусочком наждачной бумаги, чтобы избавиться от мелких неровностей.

На этом этапе декупаж окончен. Приступаем к выполнению объемного декора из натуральных элементов.

На свободные места на поверхности бутылки нанесите с помощью пластикового ножа шпатлевку по дереву и разровняйте. Не делайте слой шпатлевки слишком толстым, иначе при высыхании она может потрескаться.


Пока шпатлевка не затвердела укладывайте на нее растительные материалы - цветы, веточки, травинки, хорошо вдавливая их в смесь.


Теперь поделку нужно оставить примерно на сутки, чтобы шпатлевка полностью высохла.

После высыхания поделка будет выглядеть примерно как на фото.

Далее, с помощью бронзовой акриловой краски окрасьте все приклеенные растительные элементы. Кисточку лучше брать жесткую с длинным ворсом, чтобы она могла достать все самые углубленные места.


При необходимости краску можно нанести в два слоя, особое внимание уделяя углублениям в шпатлевке.

После высыхания поделка в бронзовом цвете выглядит уже интересно.

Но чтобы добавить объема растительным элементам легкими штрихами при помощи поролонового спонжа нанесите на них акриловую краску светло-золотого оттенка. Золото должно зацепить лишь самые выступающие части изделия, тем самым оттеняя их.


На завершающем этапе покройте бутылку несколькими слоями акрилового лака.

Подвеска из ракушек

Для ее создания потребуется:

  • ракушки разного размера и формы;
  • пластиковое кольцо;
  • льняной шпагат;
  • леска или прочная нить;
  • бусинки;
  • дрель с тонким сверлом;
  • клей.

Основой подвески станет пластиковое кольцо, которое необходимо плотно обмотать шпагатом. Концы веревки для фиксации нужно промазать клеем.




Из небольшого кусочка шпагата сделайте крепление в форме петли, чтобы можно было повесить изделие.

В каждой ракушке тонким сверлом осторожно просверлите по две дырочки.


Затем нанижите их на леску и закрепите с помощью узелков и бусинок. Для подвески достаточно будет 4-5 подобных лесок с ракушками любой длины.

Конец каждой лески привяжите к кольцу.

Создаем топиарий

Если вы только начинаете знакомиться с данным ответвлением флористики, лучше начать свое знакомство с наиболее простых материалов и способов создания поделок. Одним из наиболее подходящих материалов являются ракушки.

Для топиария вам понадобится:

  • конус или шар из пенопласта желаемого размера;
  • ракушки разного размера, цвета и формы;
  • гипс;
  • кашпо или другая тара;
  • разнообразный декорный материал;
  • клей.

В данном случае из ракушек вы будете делать простую аппликацию. Все, что вам нужно сделать, это наклеить ракушки на пенопластовое основание, начиная с наиболее крупных ракушек, и заполняя пространство между ними более мелкими.

Таким же образом вы можете создать и другие красивые поделки из раковин. Для создания таких шаров дополнительно был использован песок, благодаря которому пространство между ракушками будет также заполнено.

Наполняем кашпо гипсом.

Также пространство между ракушками можно заполнить нитками, звездочками, бусинами и другим декорным материалом.

Коллажи в данном стиле в настоящее время очень модные и являются оригинальным дополнением интерьера.

С помощью данной техники можно делать не только настенные картины или коллажи, но и оформлять целые помещения.

Для вдохновения предлагаю посмотреть работы выполненные моими руками.


В основе техники "Терра" лежит использование природных материалов (сухие растения, листья, плоды, ветки, ракушки, камушки, перья, крупы и многое другое, всё то, на что хватит вашей фантазии), практически все подходит для создания композиции. Освоив несложную технику "Терра", Вам не придется выбрасывать красивые дары природы.

В качестве основы используется лист строительного материала (оргалит, фанера, картон) на него наносится рабочий раствор, накладывать раствор можно шпателем или руками (работать необходимо в перчатках, раствор очень сушит кожу рук).

Раствор наносится или тонким или толстым слоем, в зависимости от того какой материал вы собираетесь использовать в своей работе.

При использовании объемного материала потребуется более толстый слой рабочего раствора.

Особенность распределения дополнительного материала в коллаж "Терра"заключается в том, что он не наклеивается а "вмазывается", вдавливается в раствор. Если используется объемные,
"непокорные" ветки, цветы -их лучше закрепить к полотну степлером, проволокой или при помощи клеевого пистолета.

Чтобы получить необычную текстуру в шпатлевку можно добавить песок, тогда фон получится более зернистым.

Работать с природным материалом нужно очень осторожно, чтобы сохранить фактуру цветка или цветка поскольку раствор скрадывает рельеф материала. Если залить их раствором работа станет бледнее, менее выразительной лишится естества и живости.

Итак, для создания картин, коллажей в технике "Терра" вам понадобится:

  • 1. Оргалит, фанера или любой другой материал, который будет составлять твердую основу.
  • 2. Основной материал (раствор)- шпатлевка, продается в строительном магазине (из опыта лучше использовать универсальную, акриловую или финишную, латексную шпатлевку).
  • 3. Клей ПВА (лучше использовать клей ПВА "Строительный" или "Экстра ЭМ").
  • 4. Шпатель.
  • 5. Дополнительный материал, который послужит основой для создания характера, пейзажа работы.
  • 6. Акриловые или гуашевые краски, если вы пожелаете изменить фон работы если вы будете создавать вечернее время суток - ночь, то лучше работать с темным фоном).
  • Работу оформляют рамкой(лучше обратиться в багетную мастерскую), но чтобы рамка хорошо "села" необходимо по краям оставлять немного места (0,3 -0,5 см) без раствора.
  • Для оформления понадобится:
  • 1. Краски акриловые.
  • 2. Кисти различных размеров.
  • 3. Губка для нанесения краски.
  • 4. Емкости (палитра) для смешивания красок.

Этапы выполнения работы:
1. Смешать шпатлевку с клеем ПВА в соотношении соответственно 4/1. 4части шпатлевки и 1 часть клея. Хорошо перемешать. Если необходимо изменить фон, то добавить гуашь или акриловую краску до желаемого тона, хорошо перемешать.

2.Закрепить тяжелые элементы на полотне (это можно сделать и с уже нанесенным рабочим раствором, в зависимости от того какой вид крепежа вы выбираете (степлер, клеевой пистолет, проволока) я предпочитаю работать степлером, там где возможно крепеж провожу как на полотно без раствора, так и на полотно с нанесенным раствором.

3. Нанести рабочий раствор равномерно распределяя его на полотне, используя шпатель.

4. Сформировать возвышенности, овраги- все то, что вы хотели бы изобразить на своей картине.

5. Внесите дополнительные элементы (листья, сухие ветки и т.д.) методом "вмазывания" в раствор. Помогая ими, тем самым, создавать задуманный вами пейзаж.

6. Даем подсохнуть работе (если необходимо сформировать пейзажные неровности можно сделать через 3-4 часа подсыхания рабочего раствора). Двое суток необходимо для полного высыхания работы.

7. После того как полностью высохнет шпатлевка приступаем к раскрашиванию работы (картины, коллажа). После подсыхания работы можно покрыть ее акриловым лаком, аэрозолевыми красками или закрепить элементы аэрозольным лаком.


Вашу работу украсит рамочка, подобранная по цветовой гамме, по характеру работы в багетной мастерской.

Создавать шедевры своими руками очень увлекательно и вы получите такой заряд энергии для дальнейшего творчества и совершенствования своих работ, когда увидите искреннее восхищение ими своих гостей. друзей, коллег по работе. А если захотите заработать на свое творчестве, читайте

Давайте я Вам расскажу о том, как я делаю картины, панно в коллажной технике терра . Увлекло это меня в свое время, все, что находилось на море, в лесу и дома, находило там свое применение.

Поэтому если у вас лежит, как вы думаете разный мусор из веток, листьев, сухой травы, ракушек, кусков фарфора и прочего хлама, и вы хотите выкинуть, не торопитесь, вы просто не знакомы с техникой «Терра». Коллажи из натуральных материалов помогут создать в доме особую атмосферу уюта.

Кстати, Ваши дети с восторгом создадут великолепные картины и это будет своего рода терапией, это успокаивает и вдохновляет!

Композиции в стиле «терра» выполняются в коллажной технике. На высохший раствор накладывается колористический тон. Либо в сырой раствор «вживляем» материалы, и когда высыхает, накладываем фон.

Тон — это основной цвет всей композиции или какой-либо ее части.
Большое значение в коллажах «терра» отводится фактуре: характеру поверхности, способу обработки.
Для работы потребуется емкость для замеса раствора, пульверизатор для смачивания, шпатель, резиновые перчатки для работы, палитра или одноразовая тарелка для разведения красок, кисти для нанесения краски. Малярные и художественные разного размера для прописывания деталей и небольших фрагментов композиций.

Наносить раствор можно разными способами и мастихином, и шпателем, и кистью, и руками. Даже от перчаток будет своеобразный узор.

Пригодится шило, проволока, скрепки, ножницы, плоскогубцы. Разумеется придется использовать различный «мусор», выбор которого будет зависеть от вашего видения картины. Это могут быть и засохшие листочки, обрывки бумаги, кусочек стеклышка, скорлупка, пуговица, тесемка, веревочка. Даже трудно предугадать, что можно использовать в творческом порыве.

Коллажи как часто бывает тяжелые, поэтому основу надо выбирать толстую (фанеру, МДФ, оргалит). Из красок наиболее подходит гуашь. Но я работаю и с акрилом также с большим удовольствием.

В коллаж встраивать можно только сухие растения. Сушить под прессом нельзя, так как растения, листья теряют свою форму, объем. Поэтому растительный материал сушите на воздухе. Причудливые формы вам будут даже на руку.

Легкие материалы крепятся с помощью раствора, тяжелые: орехи, шишки, каштаны, желуди — привязываются тонкой проволокой (желательно приобрести флористическую проволоку).
Богат на свою выразительность такой материал как ткань. С ее помощью можно создать фактуру для будущего фона.

Особенность распределения дополнительного материала в коллажах «терра» заключается в том, что он не наклеивается, не закрепляется специальными приспособлениями, а «вмазывается» в раствор, вводится в фон. После этого излишки раствора аккуратно убираются и коллаж сохнет.

В качестве раствора можно использовать шпатлевку разбавленную с ПВА, текстурные и структурные, рельефные и объемные пасты.

Основные техники работ

Техника лепки предполагает работу с самим раствором, создание форм-предметов руками, без дополнительного материала.

Раствор-основа отличается пластичностью, которая позволяет создавать объемные изображения. На нанесенную основу накладываются дополнительные порции раствора и формируют задуманную форму. На фото моя самая первая терра — на ней я лепила корабль и сундук. В фотогалерее ниже она есть уже в готовом виде. Висит дома и радует меня:-)

При составлении композиций используеются различные растения : листья, цветы, кору, ветки, ягоды и т. д. В коллажах «терра» природный материал не приклеивается к основе, а закрепляется с помощью раствора. Работать с природными элементами нужно очень осторожно, чтобы сохранить фактуру листа или цветка, поскольку раствор скрадывает рельеф материала. Если залить их раствором, работа станет беднее, лишится выразительности, живости. Поэтому пользуются техникой вдавливания, которая требует особой аккуратности, тщательности, опыта.

Интересные узоры, фактуры, рельефы легко создавать, используя технику оттиска .

Подойдут разнообразные твердые материалы, которые можно зафиксировать, вдавив в раствор: и макаронные изделия, и сухие ягоды, к крупы, и косточки, и фасоль. Поскольку этот материал содержит влагу или легко ее впитывает из влажной основы, после высыхания он легко выпадает, оставляя очень интересный рельефный рисунок.

Коллажам «терра» подходят рамы со сложным рельефом. В то же время багет не должен отвлекать от самой работы, скорее обязан подчеркнуть достоинства.

В общем пробуйте, творите и вдохновляйте других своими произведениями! :-) Каждый выбирает для себя свою технику, свои оттенки, краски и стили.