Как все это случилось: Мексиканский залив. Катастрофа на нефтяной платформе Deepwater Horizon

Экологическая катастрофа в Мексиканском заливе продолжается. Многочисленные попытки остановить утечку нефти оказались тщетными. Нефть продолжает вытекать в залив. Гибнут животные. Экологи из миссии «Пеликан», которые проводят исследования в регионе, обнаруживают на больших глубинах гигантские скопления нефти, глубина которых достигает 90 метров. «Глубоководные пятна» опасны тем, что истощают запасы кислорода, необходимого для живых организмов. Сейчас его уровень уже сократился на тридцать процентов. «Если так будет продолжаться, через пару месяцев флора и фауна залива могут погибнуть», — говорят экологи.

Спонсор поста: Горячие вакансии и резюме в Запорожье на сайте Jobcast. При помощи этого сайта вы найдете работу в Донецке за очень короткий срок. Найдите работу себе, посоветуйте сайт друзьям.

1) Американский бурый пеликан (слева), стоит рядом со своими чистыми собратьями на одном из островов в заливе Баратария. На этом острове гнездятся многочисленные колонии птиц. Тут живут тысячи бурых пеликанов, цапель и розовых колпиц, многие из которых в настоящее время пострадали от . (Photo by John Moore/Getty Images)

2) Бурые пеликаны пролетают над нефтезадерживающим боном, который окружает их остров в заливе Баратария. Пеликан является символом штата Луизиана, но в 60-х годах прошлого века эти птицы практически исчезли в регионе из-за широкого применения инсектицидов. Однако позднее популяцию этих птиц удалось возродить. (Photo by John Moore/Getty Images)

3) Мертвая рыба на пляже острова Гранд-Айл, штат Луизиана. Компания "British Petroleum" использует химические реагенты – т.н. диспергаторы, которые расщепляют нефть. Однако их использование приводит к отравлению воды. Диспергаторы разрушают кровеносную систему рыб, и они умирают от обильного кровотечения. (Photo by John Moore/Getty Images)

4) Покрытый нефтью трупик северной олуши на пляже острова Гранд-Айл, . Побережье штата первым встретило нефтяную плёнку и больше всего пострадало от этой . (REUTERS / Sean Gardner)

5) Биолог Менди Тамлин из Департамента дикой природы и рыболовства штата Луизиана вытаскивает труп дельфина из воды у берега острова Гранд-Айл, штат Луизиана. Труп вскроют, чтобы определить точную причину смерти. (Carolyn Cole/Los Angeles Times/MCT)

6) Птица летит над нефтяной пленкой на водах Мексиканского залива у острова Ист-Гранд-Терр, который расположен у побережья Луизианы. Количество же нефти, которое находится в заливе на глубинах в разы превышает то, которое поднимается на поверхность воды. (AP Photo/Charlie Riedel)

7) Покрытая толстым слоем нефти чайка атлантический хохотун качается на волнах в морском прибое у острова Ист-Гранд-Терр, штат Луизиана. (Photo by Win McNamee/Getty Images)

8) Компания "British Petroleum" запрещает рабочим распространять в прессе фотографии мертвых животных.(Photo by Win McNamee/Getty Images)

9) Покрытая нефтью мертвая рыба плавает у побережья острова Ист-Гранд-Терр 4 июня 2010 близ Ист-Гранд-Терр острова, штат Луизиана. Рыба поедает зараженный из-за применения диспергаторов планктон, и по пищевой цепочке токсины распространяются повсюду.(Photo by Win McNamee/Getty Images)

10) Птичий трупик в нефти плавает в полосе прибоя у острова Ист-Гранд-Терр 3 июнея. Экологи полагают, что пострадают миллионы различных перелетных птиц, которые зимуют на берегах Мексиканского залива, а сокращение популяции морских черепах, голубого тунца и других видов морских животных ударит по экосистеме всего Атлантического океана. (AP Photo/Charlie Riedel)

11) Раки-отшельники в красновато-коричневой нефти на побережье острова Дофин, штат Алабама. Предполагается, что полностью ликвидировать аварию удастся только к августу, а , возможно, затянется на годы. (AP Photo/Mobile Press-Register, John David Mercer)

12) Испачканные нефтью яйца пеликана в гнезде на птичьем острове в бухте Баратария, где гнездятся тысячи бурых американских пеликанов, крачек, чаек и розовых колпиц. (AP Photo/Gerald Herbert)

13) Умирающий птенец цапли сидит в мангровых зарослях на острове в заливе Баратария. (AP Photo/Gerald Herbert)

14) Покрытое нефтью тело мертвого дельфина лежит на земле в Венеции, штат Луизиана. Этого дельфина заметили и подобрали во время облета над юго-западной областью на реке Миссисипи. "Когда мы нашли этого дельфина, он был буквально нашпигован нефтью. Нефть просто выливалась из него." - рассказывают рабочие-контрактники, которые помогают нефтяникам очищать берег. (AP Photo/Plaquemines Parish Government)

15) Бурый пеликан, покрытый толстым слоем нефти, плавает в морском прибое у побережья острова Ист-Гранд-Терр, штат Луизиана. (Photo by Win McNamee/Getty Images)

16) В штате Луизиана массово умирают . Экологи пытаются спасти пострадавших птиц — выживших особей, в основном пеликанов, срочно доставляют в ветеринарный реабилитационный центр. (Photo by Win McNamee/Getty Images)

17) Сейчас нефть собирают уже на пляжах Флориды. По сообщениям портала «Кредиты в Краснодаре «, власти США запрещают рыболовство в новых территориях. Уже закрыта треть зоны промысла США в Мексиканском заливе. (Photo by Win McNamee/Getty Images)

18) Мертвая черепаха лежит на берегу в бухте Сент-Луис, штат Миссисипи. (Photo by Joe Raedle/Getty Images)

19) Мертвый горбыль в полосе прибоя на берегу в Уэйвленде, штат Миссисипи. (Photo by Joe Raedle/Getty Images)

20) Данин Биртель, слева, из Центра спасения и исследования птиц "Tri-State", Патрик Хоган, справа, из Международного научно-исследовательского центра по спасению птиц, и Кристина Шиллеси моют испачканного нефтью пеликана в Бурас, Луизиана, 3 июня. В центре для жертв нефтяного загрязнения предусмотрены чаны для мытья, специальные сушильные комнаты и небольшой бассейн, в котором заново учатся плавать птицы, чудом избежавшие смерти. (AP Photo/Gerald Herbert)

Разлив нефти в Мексиканском заливе в результате аварии на платформе Deepwater Horizon в 2010 году считается одной из самых крупнейших техногенных катастроф, в результате которой экологии был нанесен непоправимый урон.

Платформа сверхглубокого бурения Deepwater Horizon была построена судостроительной компанией Hundai Industries (Южная Корея) по заказу R&B Falcon (Transocean Ltd.). На воду эта платформа была спущена в 2001 году, а через некоторое время была сдана аренду британской нефтегазовой компании British Petroleum (BP). Срок аренды неоднократно продлевался, последний раз - вплоть до начала 2013 года.

В феврале 2010 года компания BP приступила к разработке месторождения Макондо в Мексиканском заливе. Была пробурена скважина на глубине 1500 метров.

Взрыв нефтяной платформы

20 апреля 2010 года в 80-ти км от побережья американского штата Луизиана на нефтяной платформе Deepwater Horizon произошел пожар и взрыв. Пожар длился более 35 часов, затушить его безуспешно пытались с пожарных судов, которые прибыли на место аварии. 22 апреля платформа затонула в водах Мексиканского залива.

В результате аварии без вести пропало 11 человек, их поиски проводились вплоть до 24 апреля 2010 года и не дали никаких результатов. 115 человек были эвакуированы с платформы, среди них 17 с ранениями. Впоследствии мировые информагентства сообщили о том, что при ликвидациях последствий аварии скончались еще двое человек.

Разлив нефти

С 20 апреля по 19 сентября продолжалась ликвидация последствий аварии. Тем временем, по оценкам одних экспертов, в воду ежесуточно попадало порядка 5000 баррелей нефти. По другим данным, в воду попадало до 100 000 баррелей в сутки, о чем в мае 2010 года заявил Министр внутренних дел США.

К концу апреля нефтяное пятно достигло устья реки Миссисипи, а в июле 2010 года нефть была обнаружена на пляжах американского штата Техас. Кроме того, подводный нефтяной шлейф растянулся на 35 км в длину на глубине более чем 1000 метров.

За 152 дня в воды Мексиканского залива через поврежденные трубы скважины вылилось порядка 5 млн баррелей нефти. Площадь нефтяного пятна составила 75 тысяч км².

Ликвидация последствий

После того, как платформа Deepwater Horizon затонула, стали предприниматься попытки загерметизировать скважину, а позднее началась ликвидация последствий разлива нефти и борьба с распространением нефтяного пятна.


Специалисты практически сразу после аварии поставили заглушки на поврежденную трубу, и начали проводить работы по установке стального купола, который должен был накрыть поврежденную платформу и предотвратить разлив нефти. Первая попытка установки не увенчалась успехом, и 13 мая было решено установить меньший по размеру купол. Полностью утечка нефти была установлена только 4 августа, благодаря тому, что в аварийную скважину была закачана буровая жидкость и цемент. Для полной герметизации скважины пришлось пробурить две дополнительные разгрузочные скважины, в которые также закачали цемент. О полной герметизации было объявлено 19 сентября 2010 года.

Для ликвидации последствий были подняты буксиры, баржи, спасательные катера, подводные лодки компании BP. Им помогали суда, самолеты и военно-морская техника ВМФ и ВВС США. В ликвидации последствий участвовало более 1000 человек, привлечены около 6000 военнослужащих Национальной гвардии США. Для ограничения площади нефтяного пятна было применено распыление диспергентов (активных веществ, применяющихся для осаждения нефтяных пятен). Также были установлены боновые заграждения, локализующие зону разлива. Применялся механический сбор нефти, как с помощью специальных судов, так и ручным способом силами добровольцев на побережье США. Кроме того, специалисты решили прибегнуть к контролируемому выжиганию нефтяных пятен.

Расследование инцидента

Согласно внутреннему расследованию, проведенному сотрудниками безопасности компании BP, причинами аварии были названы ошибки рабочего персонала, технические неисправности и погрешности конструкции самой нефтяной платформы. В подготовленном отчете говорилось о том, что сотрудники буровой установки неверно истолковали показания измерений давления при проверке скважины на герметичность, в результате чего поток углеводородов, поднявшихся со дна скважины, заполнил буровую платформу через вентиляцию. После взрыва, в результате технических недостатков платформы, не сработал противосбросовый предохранитель, который должен был в автоматическом режиме закупорить нефтяную скважину.

В середине сентября 2010 года был опубликован доклад Бюро по управлению, регулированию и охране океанских ресурсов и Береговой охраны США. В нем содержалось 35 причин аварии, при этом в 21 из них единственным виновником признана компания BP. В частности, главной причиной названо пренебрежение нормами безопасности для сокращения расходов на разработку скважины. Кроме того, сотрудники платформы не получили исчерпывающей информации о работе на скважине, и в результате их неосведомленность наложилась на другие ошибки, что и привело к известным последствиям. Кроме того, среди причин названа неудачная конструкция скважины, не предусматривающая достаточного количества барьеров для нефти и газа, а также недостаточное цементирование и изменения, внесенные в проект по разработке скважины в самый последний момент.

Частично виновными были названы компания Transocean Ltd, собственники нефтяной платформы, и компания Halliburton, проводившая подводное цементирование скважины.

Судебный процесс и выплата компенсаций

Судебный процесс по делу разлива нефти в Мексиканском разливе над британской компанией BP начнется 25 февраля 2013 года в Новом Орлеане (США). Кроме исков федеральных властей, британской компании были предъявлены иски от американских штатов и муниципалитетов. В соответствии с законодательством США, BP придется заплатить штраф из расчета от 1,1 до 4,3 тысячи долларов за каждый вылившийся в результате аварии баррель нефти. В феврале 2013 года стало известно, что компании удалось договориться с американскими властями о снижении размера штрафных санкций на 3,4 млрд. долларов. Причиной изменения размера компенсации послужил тот факт, что 810 тысяч баррелей нефти были собраны и не попали в окружающую среду. Таким образом, размер максимального штрафа составляет 17,6 млрд долларов. Окончательный же размер компенсации будет зависеть от судебного постановления.

Кроме того, весной 2012 года было заключено соглашение с комитетом истцов по размеру компенсации: более чем 100 тысяч американских предпринимателей и физических лиц получат компенсацию на сумму более 7,8 млрд долларов.

Также в ноябре 2012 года компания BP договорилась с властями США о выплате штрафов на сумму 4,5 млрд долларов в течение пяти лет.

Последствия для экологии

После аварии акватория Мексиканского залива была на одну треть закрыта для промысла, при этом был введен практически полный запрет на рыбную ловлю.


1100 миль побережья штатов от Флориды до Луизианы были загрязнены, на берегу постоянно находили погибших морских обитателей. В частности, было обнаружено около мертвыми 600 морских черепах, 100 дельфинов, более 6000 птиц и множество других млекопитающих. В результате разлива нефти в последующие годы повысилась смертность среди китов и дельфинов. По подсчетам экологов, смертность дельфинов вида афалина увеличилась в 50 раз.

Тропические коралловые рифы, расположенные в водах Мексиканского залива, также понесли колоссальный урон.

Нефть просочилась даже в воды прибрежных заповедников и болот, играющих важную роль в поддержании жизнедеятельности животного мира и перелетных птиц.

Согласно последним исследованиям, на сегодняшний Мексиканский залив практически полностью оправился от понесенного ущерба. Американские океанологи проследили за ростом рифообразующих кораллов, которые не могут жить в загрязненной воде, и выяснили, что кораллы размножаются и растут в обычном для них ритме. Биологи же отмечают небольшое повышение средней температуры воды в Мексиканском заливе.

Некоторые исследователи высказывали опасения относительно влияния нефтяной аварии на климатообразующее течение Гольфстрим. Были высказаны предположения, что течение похолодело на 10 градусов и начало разбиваться на отдельные подводные течения. Действительно, некоторые погодные аномалии (например, сильные зимние морозы в Европе) имели место с тех пор, как случился разлив нефти. Однако ученые до сих пор не сошлись в едином мнении относительно того, является ли катастрофа в Мексиканском заливе первообразующей причиной климатических изменений и повлияла ли она на Гольфстрим.

На буровой платформе в Мексиканском заливе раздается взрыв, уцелевшие сотрудники покидают платформу не в силах остановить выброс.
Двумя часами ранее испытания показали, что буровая в безопасности. Теперь предстоит расследовать каким образом буровая платформа стоимостью 560 млн. долларов могла взорваться, приведя к самому большому разливу нефти в море.
Почему это произошло? Современная буровая платформа, компетентная компания, исключительно опытный персонал… Такого не должно было случиться.

Мексиканский залив, 6 км от побережья Луизианы, буровая платформа Deepwater Horizon. 20 апреля 2010 года, 17:00.
Старший буровой мастер Майл Рэнди Изл глава управления буровых работ компании Transocean и другие специалисты проводили общий обход платформы, последним местом обхода была рабочая площадка, где уже проводилась процедура опрессовки скважины.

17:53, Откос буровой вышки
Отставание от графика 43 дня, специализированная буровая бригада готовится к отсоединению от скважины, работы почти завершены. Управлению буровой команды под руководством бурового мастера Ваймена Виллера нужно убедиться, что буровая не даст течи, если будет протечка, то газ и нефть будут выбрасываться по направлению к платформе с огромной силой. Он проводит не плановые изменения давления, на мониторах необычные показания давления в скважине, и оно продолжает расти. По мере приближения к 6-ти часам помещение откоса буровой заполняется сотрудниками ночной смены. Руководитель подводных работ Крис Плезант отвечает за подводную систему буровой платформы, ему необходимо быть в курсе все проблем со скважиной.
Ваймен Виллер считает, что на скважине утечка, но его смена заканчивается. Начальник ночной смены Джейсон Андерсон снова проводит измерения и просит Рэнди Изла не беспокоиться.

Платформа Deepwater Horizon

18:58
В конференц-зале Рэнди Изл вновь присоединился к высокопоставленным лицам, которые поздравляли руководство буровой с безупречными показателями техники безопасности. За последние 7 лет эта буровая платформа ни разу не простаивала, не было ни одной травмы персонала.
А Андерсон тем времен проводит измерение давления. Они снова сбросили давление в скважине, теперь ждут результатов. После того как измерили давление Андерсон был уверен, что скважина не течет. Это его последняя смена на буровой, он идет на повышение и планирует отбыть следующим утром.

21:10
Перед тем как заступить в ночную смену Ренди Изл звонит Андерсону, который сообщил, что со скважиной все в порядке. После того как в ней стравили давление, наблюдение за ситуацией продолжалось еще пол часа. Изл предложил свою помощь, но начальник ночной смены отказался, он утверждал, что все под контролем.

21:31
Стоило приготовиться к отсоединению, как буровая команда увидела непредвиденное повышение давления.

21:41
Под палубой помощник Криса Плезанта появляется на экране системы наблюдения буровой, также они увидели воду, который здесь быть не должно. Минутой позже на видео появилась грязь. Крис Плезант сразу же начал звонить на буровую площадку, но никто не брал трубку.
Из скважины вырвалась грязь и с высоты 74 метра обрушилась на платформу. Сотрудники буровой знают, что для предотвращения катастрофы скважину необходимо взять под контроль. Они перекрывают вентили в попытке остановить грязь и горючий газ, вырывающийся из скважины. Команда потеряла контроль, скважина фонтанирует.
Позвонили Ренди Излу и сообщили о том, что прорвало скважину и попросили его помощи. Он пришел в ужас.
Стояла тихая почти безветренная ночь, легко воспламеняющийся метан конденсировался на поверхности буровой. Достаточно лишь одной искры, чтобы он загорелся.
Как только газ доходит до машинного отделения, двигатели перегружаются и отказывают. Все погружается во тьму.

21:49
Фонтан горящей нефти взмывает на сотни метров в небо. На платформе находятся 126 человек, они бросаются к спасательным шлюпкам. Перед тем как покинуть буровую платформу Крис Плезант должен попытаться остановить огонь, он бежит на мостик, чтобы запустить систему аварийного отсоединения, так называемую ЭДС. Она перекроет скважину на дне океана и предотвратит выброс нефти и газа, отсоединит платформу от скважины. Это единственный способ остановить пожар, единственный способ спасти буровую.

Нефть и газ продолжают выходить из скважины, подпитывая пламя и вызывая взрывы.
Аварийное отсоединение не сработало.
Большинство рабочих покинуло платформу на спасательных шлюпках. Спасаясь от нестерпимого жара последние несколько человек, оставшихся на платформе, бросаются в море с 17-ти метровой высоты. Все 115 человек, которым удалось покинуть буровую платформу, выжили. Они собираются на судне снабжения поблизости. Джейсон Андерсон и буровая команда пропали без вести. Предположительно они погибли в момент взрыва на буровой палубе. Нефтяная платформа Deepwater Horizon горела 36 часов, а затем затонула. Сырая нефть хлынула в Мексиканский залив.

Мир должен знать, как буровая платформа с исключительными показателями по техники безопасности могла пострадать от катастрофы такого масштаба в ходе рутинной операции.
Когда нефть достигает побережья, Президент Барак Обама созывает комиссию по расследованию происшествия, консультантом которой является геофизик Ричард Сирз. Он всю жизнь проработал в нефтедобывающей отрасли и был вице-президентом компании Shell.
Deepwater Horizon исключительная буровая платформа, ей принадлежит рекорд глубины скважины – более 10,5 км. Ее обслуживала фирма Transocean, ее сотрудники только закончили бурение скважины Макондо для British Petroleum (BP).


Огромная стальная труба соединяет скважину и платформу – 1500 метров, скважина уходит на 4000 метров вглубь земной коры, где находится месторождение нефти и газа, которое оценивают в 110 млн. баррелей. Но в настоящий момент нефть не должна поступать в систему, задача Deepwater Horizon просто пробурить скважину, добывать нефть будет другая платформа. Скважину перекроют и временно законсервируют.
Следователи начинают изучать процесс консервации, который происходил на буровой в день катастрофы. Это стандартная операция, которую команда проводила уже не однократно.
Временная консервация – это когда скважину перекрывают, устанавливают бетонные заглушки, проверяют возможность течи, убеждаются, что скважина стабильна и перекрыта. А затем спустя несколько дней или недель, а иногда и месяцев прибывает установка для завершения скважины и соединяет ее с соответствующим производным объектом.

Ошибка персонала
Уцелевший на буровой работник утверждает, что сотрудники Transocean установили на буровой бетонную заглушку и проводили процедуру опрессовки устья скважины для проверки герметичности, чтобы убедиться, что нефть и газ не попадут в систему. В скважине понижают давление, так что внутри давление меньше чем снаружи. Если есть протечка, в систему попадут углеводороды (нефть и газ) и будет видно повышение давления в скважине.
Суть в том, чтобы убедиться, что бетонная заглушка в устье скважины удерживает углеводороды внутри месторождения и не пропускает их в ствол. Надо убедиться, что нефть и газ не поднимутся на поверхность, пока в этом не возникнет необходимости.
Ваймен Виллер и буровая команда отслеживают изменение давления внутри скважины, эти показания также поступают на мониторы в хъюстонском офисе British Petroleum.

Ричард Сирз сейчас видит в точности тоже, что видели сотрудники буровой за считанные часы до катастрофы. Из этих данных ясно видно, что давление несколько раз поднималось почто до 10 МПа. Если бы скважина была загерметизирована, то давление оставалось бы постоянным. Сирз видит только одно объяснение: «Это значит, что есть путь, по которому нефть и газ могут попасть в скважину. Значит, заглушка в устье скважины не идеальна».
Уцелевшие рабочие сообщили следователям, что Джейсон Андерсон истолковал показания в 9600 кПа иначе. Он счел повышение давления в скважине ошибкой приборов, обусловленной эффектом пузыря. Он решил, что вес жидкости в трубопроводе вызвал эффект «полного пузыря», передавая давление через закрытый клапан. Вот, что привело к повышению давления в скважине. Глава буровой BP принял такое объяснение и согласился, что 9600 кПа было ошибкой приборов.
— В ходе расследования мы не встречали никого, кто бы согласился с тем, что 9600 кПа могли быть обусловлены, чем-то вроде эффекта «пузыря», — говорит Ричард Сирз. — На буровой бывают случаи проявления такого эффекта, но обычно они меньше, и нам не показалось это правдоподобным объяснением.
Эта ошибка стоила Джейсону Андерсону и десяти его коллегам жизни.
Буровая команда упустила первый шанс понять, что скважина может прорвать. На этом этапе катастрофу можно было предотвратить, это была серьезная ошибка, но не фатальная.
Следователи знают, что бурильшики решили провести процедуру опрессовки скважины повторно, давая себе второй шанс решить проблему. На этот раз они оценивали проблему через линию глушения скважины – небольшую трубу, соединяющую платформу со скважиной. Они открыли линию и наблюдали 30 минут. Потока не было, что позволило предположить, что давление в скважине не растет. Джейсон Андерсон был уверен, что протечки нефти и газа нет. Глава буровой BP согласился, через 3 часа после начала первого испытания он дал добро. Но данные показывают, что давление в буровой колонке в это время оставалась на отметке 9600 кПа.
По аналогии с двумя соломинками в стакане, давление на буровой колонки и линии глушения должно было быть одинаковым. В одной части трубы мы видим 9600 кПа, а в другой – ноль. Но так быть не должно. Единственным объяснением может быть, что по какой-то причине линия глушения была забита, возможно, инородным телом из скважины или с платформы.


Персонал сделал вывод, руководствуясь неверными показаниями прибором и пренебрегая верными. Они не стали выяснять, чем было обусловлено расхождение, и упустили второй шанс понять, что скважина не герметична, второй шанс предотвратить прорыв. Скважину прорвало, поскольку она просто не была заглушена. Если бы персонал Transocean правильно истолковал результаты опрессовки, это стало бы понятно. На этом этапе еще можно было бы перекрыть скважину на уровне дна и предотвратить прорыв. Но это сделано не было и люди поплатились за это жизнью.
Теперь следователям предстоит понять, почему скважина не была заглушена. Было выяснено, что последнее оборудования скважины было установлено за день до катастрофы.

Количество центраторов
При бурении скважины футеруют стальными трубами. Как только в скважину помещают последний отрезок трубы, в нее закачивают бетонный раствор. Он проходит через отверстия и заполняет пространство между обсадной трубой и стенками ствола скважины. Затвердевая, бетон герметизирует скважину и не дает нефти и газу выйти. Ключевым моментом этого процесса является то, что бетон должен заполнить кольцевое пространство между трубой, длиною в 5,5 км, от платформы до дна скважины равномерно. К тому же надо прокачать раствор через трубу так, чтобы он вышел наружу. Это само по себе очень не предсказуемый процесс.
На одном из самых ответственных и сложных этапов бурения скважины людям приходится работать вслепую. Важно убедиться, чтобы обсадная труба располагалась строго по центру, если она сместиться раствор вокруг нее распределится не равномерно, останутся каналы, по которым нефть и газ попадут в ствол скважины.

Наконечник устанавливают, используя центраторы, они обеспечивают равномерное распределение раствора. Количество центраторов и их точное расположение выбирают индивидуально для каждой скважины. Нет четкой инструкции относительно того, сколько их требуется, их должно быть достаточно. Достаточно для того, чтобы обсадная труба была хорошо отцентрована.
Для Ричарда Сирза главный вопрос «Было ли установлено достаточное количество центраторов?».
Важнейшее решение относительно скважины подчас принимались в 700 км от платформы в Хьюстоне, где базируется команда инженеров BP. Среди них специалисты по бетонным растворам компании Halliburton. Один из инженеров данной компании работал в офисе BP.
За три дня до установки наконечника он подбирал необходимое количество центраторов. На буровой платформе находилось 6, но специалист приходит к мнению, что этого количества не достаточно. Он рекомендует использовать 21. В отсутствии начальника работник BP берет на себя ответственность заказать доставку еще 15. Но на следующий день его начальник, руководитель группы BP Джон Гайт, отменяет это решение. Новые центраторы отличаются по конструкции, он беспокоится, что они могут застрять на пути ко дну скважины, что может стать причиной сильного отставания от графика.

В электронной переписке между члена команды инженеров BP, на которой инженеры решают, как расположить имеющиеся 6 центраторов, один работник пишет: «Прямой отрезок трубы, даже при условии натяжения не примет идеально центрального положения без дополнительных приспособлений, но какая разница дело сделано. Все, скорее всего, получится и у нас будет хорошая бетонная заглушка». Никто не отмечает повышенную опасность прорыва скважины.
Слишком малое число центраторов, возможно, послужило отправной точкой на пути к катастрофе. Но следователи не могут этого подтвердить. Если обсадная труба и перекошена, то улики навсегда погребены на 5,5 км под поверхностью моря. Но есть ряд других обстоятельств, которые можно расследовать. Следователям надо установить соответствовал ли использованный на скважине бетон стандартам.

Бетонный раствор
Для каждой скважины создается раствор уникального состава – это сложная смесь цемента, химических добавок, воды. Ключевыми критериями выбора раствора являются надежность самого бетона то, что он затвердевает должным образом, и обладает достаточной прочностью и необходимыми характеристиками, чтобы выдержать приложенное к нему давление.
Следователи изучают разработанную компанией Halliburton для скважины рецептуру бетона. Ствол скважины был хрупок и бетон должен был быть легким. Halliburton и BP пришли к согласию относительно азотирования – введения дисперсных пузырьков азота с образованием пенобетона. Противоречивое решение, с которым владелец компании Transocean не согласились. Они считали, что азотированный бетон не будет стабильным на такой глубине. BP проигнорировала это возражение.
Это более сложное бетонирование, если не поддерживать устойчивую пену, пузырьки схлопнутся, что может привести к образованию больших полостей или даже каналов вне обсадной трубы. Любое из этих явлений приведет к катастрофе, нефть и газ пробьют себе дорогу к скважине и будут неконтролируемо выбрасываться на поверхность.

У компании Halliburton есть лаборатория для испытания бетона в Луизиане. В феврале 2010 года проводилось пилотное тестирование азотированного пенобетона. Один из опытов показывает, что он не стабилен, выделяется азот. Следователи обнаружили, что Halliburton не сообщила в срочном порядке об этом результате BP. Два месяца спустя Halliburton улучшает формулу раствора и проводит еще ряд испытаний и на этот раз бетонный добавок, полученный с платформы. Эксперименты показывают, что газ по-прежнему выделяется и раствор очень не стабилен. Никто не сообщает об этом в BP. За день до того, как будет использован раствор в скважине, Halliburton проводит новое испытание. На этот раз перемешивание раствора более продолжительное. Они делают заявление, что это работает, раствор стабилен.
Следователям нужны доказательства, они сами испытывают раствор и приходят к противоположному заключению. Было обнаружено, что на разной высоте плотность отличается. Дело в том, что сам бетонный раствор не стабилен, он оседает. В осадок выпадает твердая фаза, это говорит о том, что с раствором не все в порядке и его нельзя использовать в скважине. Но это именно та рецептура, которую компания Halliburton использовала на скважине.
Через 36 часов после начала прорыва скважины буровая платформа затонула, трубы, соединяющие ее со скважиной, помялись и проломились. В течение 86 дней сырая нефть поступала прямо в Мексиканский залив. Разлив нефти, который оценивают в 5 млн. баррелей привел к экономическим и экологическим бедствиям по всему американскому побережью Мексиканского залива.

Только когда пробурили разгрузочные скважины, скважину Макондо удалось окончательно заглушить, и поток был остановлен. Следователи смогли приступить к решению последней загадки. Почему не сработало аварийное отсоединение?

Аварийное отсоединение
Оборудование для обеспечения безопасности в самых критических ситуациях расположено под платформой. Противовыбросовый превентор или ПВП похож на гигантский кран, более 16 метров в высоту. При нормальных условиях, пока скважина находится на стадии строительства, персонал использует вентили, чтобы контролировать потоки жидкости в скважину и из нее. Но ПВП также может выполнять аварийную функцию, он спроектирован так, чтобы предотвращать выбросы. Следует отметить, что имел место не контролируемый поток нефти и газа на поверхность, очевидно, что ПВП не заблокировало скважину.
Когда включается система аварийного отсоединения платформы, внутри противовыбросового превентора захлопываются специальные стальные зажимы, которые обрубают буровую колонку и глушат скважину. Затем ПВП раскрывает зажимы, позволяя платформе уйти.

Следователи считают, что попытки персонала активировать систему аварийного отсоединения провалились вследствие того, что кабели, соединяющие платформу с ПВП, на тот момент уже были повреждены взрывом. Но ПВП устроены таким образом, что это не могло их вывести из строя. На случай аварии на платформе есть отказоустойчивый механизм – мертвяк. Если теряется связь между платформой и ПВП, мертвяк, запитанный от аккумулятора, должен автоматически захлопывать зажимы. Но как обнаружили следователи, одна из батарей была посажена. Напряжение на ней должно было быть 27В, а по факту – 7,6В, этого недостаточно чтобы запитать мертвяк. Transocean заявляет, что на момент взрыва батарея была заряжена, а села лишь в последствии. Нет способа выяснить, как все обстояло на самом деле.
Также были попытки привести в действие зажимы снаружи с помощью дистанционно управляемых аппаратов, но нефть продолжала вытекать. Будучи исправным при нормальных условиях, ПВП не смог справиться с давлением вытекающей нефти после прорыва скважины.
Изобличающие улики в расследовании, проведенным Отраслевым регулятором в 2002 году, в целом были проигнорированы работающими в Мексиканском заливе компаниями. Были проведены масштабные испытания этих ПВП, включая и модель 2001 года (используемая на Deepwater Horizon), и половина из них не справилась с отрубанием труб. Другие страны сказали, что это не приемлемо, но компании США продолжают надеяться, что зажимы сработают, а это не лучшая стратегия выживания.

После полугодового тщательного расследования национальная комиссия выявила ошибки, которые привели к катастрофическому событию на буровой платформе Deepwater Horizon. Главной причиной было то, что бетонная заглушка не загерметизировала скважину, но имелось также множество других недочетов исходящих к руководству вовлеченных компаний, а также множеству возможностей предотвратить катастрофу.

За два дня до катастрофы: обсадную трубу опустили в скважину всего с шестью центраторами, что на 15 меньше чем рекомендовали специалисты Halliburton. Это решение BP в Хьюстоне повысило риск образования каналов в бетоне.
За день до катастрофы: азотированный неустойчивый бетонный раствор компании Halliburton, закачивают в скважину, чтобы закрепить обсадную трубу. Ни сотрудники BP, ни персонал буровой не в курсе, сколько неудачных испытаний на счету этого раствора.
3 часа 49 минут до катастрофы: испытания показывают, что давление в скважине растет. Один из сотрудников буровой считает, что бетонирование прошло неудачно и, что скважина протекает, другой убеждает людей, что это неверное показание приборов. Если бы сотрудники Transocean перекрыли вентиль на этом этапе, перед тем как начался выброс, они бы еще успели заглушить скважину и избежать катастрофы.
1 час 54 минуты до катастрофы: проведя повторные процедуры опрессовки, сотрудники буровой считают, что бетонирование прошло успешно и скважина загерметизирована. Они не отдают себе отчета в том, что линия глушения забита и не может служить источником информации о давлении. Они не пытаются найти причины не соответствия показаний и не перекрывают скважину, упуская еще одну возможность предотвратить прорыв.
9 минут до катастрофы: скважину прорывает, газ и нефть пробили себе дорогу через недостаточно прочный бетон. Теперь команда делает попытки заглушить скважину, но нефть под колоссальным давлением пробивает противовыбросовый превентор. Легко воспламеняющийся метан вырывается из скважины и окутывает платформу. Когда он достигает машинное отделение, на его пути встречаются искры.

Следователи подводят итог – и BP, и Halliburton, и Transocean принимали решение в одностороннем порядке, что увеличило шансы прорыва на скважине Макондо. Следователи указали на неэффективность передачи информации между тремя крупными компаниями, как на фактор способствующий случившемуся.
Они задаются вопросом, были ли скорость и рентабельность теми факторами, которые бы отвлекли внимание людей от того, с какими чрезвычайными опасностями приходится иметь дело?
Принимая решение об использовании лишь 6 центраторов, руководитель группы по скважинам BP отметил, что на установку дополнительных 15 потребуется лишних 10 часов. Это не дешево, ведь работа буровой платформы обходится примерно в миллион долларов в день. Команду Deepwater Horizon подстегивало то, что отставание от графика составляло 43 дня. В бюджет на эту скважину была заложена сумма в 96 млн. долларов, но в итоге эта буровая обошлась примерно в 150 млн.
Transocean считает, что вина в основном лежит на BP. Halliburton считает, что BP не предоставила им достаточно информации относительно скважины. BP признала некоторые ошибки, но считает, что Transocean и Halliburton также отчасти виноваты.

Катастрофа на трубопроводе компании Petrobras в 2000 году. Взрыв на французском химическом комбинате AZF в 2001 году. Взрыв на нефтяной платформе компании Pemex у берегов Мексики в апреле нынешнего года. История нефтедобычи богата на катастрофы. Но самая крупная авария с самыми тяжелыми на сегодняшний день экологическими последствиями произошла в 2010 году. У берегов американского штата Луизиана взорвалась нефтяная платформа Deepwater Horizon, которую эксплуатировала британская компания ВР в Мексиканском заливе.

Она утонула

20 апреля 2010 года на Глубоководном горизонте (Deepwater Horizon) прогремел мощный взрыв, повлекший за собой сильный пожар. Всего на момент происшествия на буровой платформе размером в два футбольных поля находились 126 человек и хранилось около 2,6 миллионов литров нефтепродуктов. Уже одна только эта цифра дает представление о масштабах катастрофы.

Можно представить себе последствия, зная, что пожар длился 36 часов, после чего платформа затонула, а из скважины на глубине 1500 метров непрерывным потоком вытекала нефть. По одним данным, эта утечка составляла 5 тысяч баррелей в сутки (т.е. 700 тонн нефти), по другим – до 100 тысяч (около 14 тысяч тонн).

Бороться с убегающей нефтью пробовали по-разному: ограждали, выжигали, собирали с помощью сорбентов, накрывали скважину огромным защитным куполом. ВР даже организовала кампанию сбора человеческих волос и шерсти животных, которые набивали в нейлоновые мешочки и использовали как промокашки для сбора нефти. Кампания развернулась масштабная: по данным благотворительной организации Matter of Trust, в акции участвовало 370 тысяч салонов во всем мире, ежедневно в сборные пункты поступало 200 тонн волос и шерсти.

В кампании по сбору волос ВР вполне преуспела. А вот кампанию по сбору нефти провалила. Как объясняют эксперты, технология «разлилось - тут же собрали» спустя сутки после аварии не годится — она опускается на дно и ставить ограждения бесполезно. Ни микроорганизмы, расщепляющие нефть, ни сорбенты просто не могли справиться с такими объемами нефти. И не справились. По оценкам экологов, в почве вокруг скважины Макондо скрывается около 37 тысяч тонн нефти, что составляет от 5 до 14% от общего объема выброшенной нефти. Как отмечают исследователи, эта нефть пока покоится на дне, однако она постепенно будет просачиваться обратно в воду. Это приведет к серьезным экологическим последствиям, так как нефть в придонных слоях моря распадается очень медленно из-за недостатка кислорода.

В чем причина?


Авария на нефтяной платформе Deepwater Horizon признана одной из самых масштабных катастроф в истории человечества. Ее сравнивают с крушением Чернобыльской АЭС и даже называют «нефтяным Чернобылем». Обе катастрофы объединяет одно обстоятельство - с последствиями крушений долгое время не могли справиться, потому что такой сценарий не был предусмотрен в проекте.

По мнению руководителя экологической компании «Гринпис России» Владимира Чупрова, сегодня в нефтяной отрасли вообще нет технологий, которые на 100% исключают возможность возникновения таких катастроф. А когда они все-таки происходят, оказывается, что нет и технологий для ликвидации последствий аварий такого масштаба.

И все же у ВР был шанс «подготовиться», ведь специалисты еще до крушения платформы утверждали, что гибель Deepwater Horizon – это лишь вопрос времени.

Нефтяная платформа была спущена на воду в феврале 2001 года. В том же году она была сдана в аренду компании ВР, которая и привезла Deepwater Horizon в Мексиканский залив и спустя 9 лет, в феврале 2010 года, начала бурение скважины на месторождении Макондо. Тогда и начались проблемы: работы по бурению производились в спешке. И понятно, ведь платформа ежедневно обходилась ВР в полмиллиона долларов, а значит, компании нужно было поскорее начать добывать и зарабатывать. Не учли одного – в случае катастрофы ВР ждут огромные финансовые затраты и ответственность за ликвидацию последствий крушения. Но, как уже говорилось, такой сценарий в проект не входил.

Расследованием причин аварии занималось сразу несколько организаций: Министерство внутренней безопасности США и внутренних дел США, Конгресс США и Министерство юстиции США. ВР посчитал своим долгом провести собственное расследование причин аварии. 50 специалистов во главе с Марком Блаем, руководителем ВР по безопасности операций, занимались выяснением причин катастрофы. В результате компания ВР опубликовала доклад, согласно которому главной причиной крушения платформы стал… человеческий фактор. Да и причин для «беспокойства» названо всего-ничего - шесть. Более основательный доклад был сделан Бюро по управлению, регулированию и охране океанских энергоресурсов (BOEMRE) и Береговой охраной США. Из 35 причин катастрофы в 21 причине единственным виновником является ВР, а в 8 вина компании была признана частичной.

Возможно, в ВР были правы, и человеческий фактор действительно стал одной из причин гибели Deepwater Horizon - в погоне за прибылью и в попытке сократить расходы по разработке скважины компания пренебрегла элементарными нормами безопасности. Кроме того, среди причин неудачная конструкция скважины с недостаточным количеством барьеров для нефти и газа, неудачное цементирование, изменения, внесенные в проект по разработке скважины в последний момент.

Частичная вина признается за собственниками нефтяной платформы, компанией Transocean Ltd., и компанией Halliburton, занимавшейся подводным цементированием скважины.

Из-за чего страдает Мексиканский залив?

Итак, «человеческий фактор» деятельности ВР на нефтяной платформе Deepwater Horizon обернулся, в первую очередь, глобальной экологической катастрофой. Настолько глобальной, что по своим масштабам эта катастрофа затмила крушение танкера Exxon Valdez на Аляске, судна Prestige в Испании, да и большинство прочих аварий, ранее признававшихся самыми крупными по масштабам разлива нефти.

В нескольких словах последствия крушения платформы выглядят следующим образом.

За 152 дня, которые нефть непрерывно вытекала из поврежденной скважины, в воды залива попало более 5 миллионов баррелей.


Воды Мексиканского залива, как известно, богаты промысловой рыбой, устрицами и креветками, по берегам залива гнездятся редкие виды птиц, а на пляжи залива приезжают отдыхать многочисленные туристы. Но разлившаяся нефть достигла даже территорий прибрежных заповедников и болот, были загрязнены побережья нескольких штатов от Флориды до Луизианы. В последнем был введен почти полный запрет на рыбную ловлю. А пляжи остальных штатов не несколько месяцев закрыты для отдыхающих. Кроме того, было обнаружено мертвыми почти 600 морских черепах, 100 дельфинов, более 6000 птиц и еще в течение нескольких следующих лет сохранялась повышенная смертность среди китов и дельфинов

Но наибольшее опасение в среде ученых вызвало влияние последствий аварии на климатообразующее течение Гольфстрим. По некоторым подсчетам температура течения снизилась на 10 градусов. Течение стало разбиваться на отдельные подводные потоки. Были замечены некоторые погодные аномалии. И все это как раз во время разлива нефти после гибели Deepwater Horizon. Конечно, это может быть лишь совпадением, да и специалисты не пришли к единому заключению по данному вопросу. Однако этот факт до сих пор беспокоит некоторых ученых.

Кто виноват и что было сделано?

После аварии в суды были поданы тысячи исков, главными ответчиками по которым выступали BP и Transocean. Первыми в суды обратились местные рыбаки, собственники жилья в прибрежной зоне, агентства недвижимости и рестораторы. В начале 2012 года к ним присоединились иски от владельцев бизнеса и от правительственных организаций, чьи дела понесли убытки из-за разлива нефти. С исками против ВР выступили акционеры компаний, где основными истцами были пенсионные фонды штатов Нью-Йорк и Огайо. Причина исков – «предоставление не соответствующей действительности информации о безопасности бурения в Мексиканском заливе».

ВР и Transocean нарушили закон об охране чистой воды, что позволило Министерству юстиции США направить иск в Федеральный суд американского города Новый Орлеан (штат Луизиана). Американское правительство требовало взыскать с компаний штраф в размере от 1,1 до 4,3 тысяч долларов за каждый баррель вытекшей нефти. И если Transocean признала себя виновной и выплатила почти 1,5 млрд долларов штрафа, то представители ВР решили «переложить с больной головы на здоровую» и подали иск к Transocean в федеральный суд Нового Орлеана, обвиняя компанию-подрядчика в некачественно выполненных работах и нарушении техники безопасности, что и послужило главной причиной аварии. А раз так, то, по мнению ВР, Transocean и обязаны понести материальную ответственность за ликвидацию последствий катастрофы.

Кстати, Transocean не единственная организация, попавшая под «горячую руку» ВР. Компания обвинила Cameron Internetional в ответственности за сбои в работе противовыбросового устройства, установленного на скважине. А на Halliburton обрушился иск о «мошенничестве, халатности и сокрытии фактов об использованных материалах». Однако как постановил федеральный судья Карл Барбье, 67% вины за происшедшую аварию лежит на самой ВР и только 30% и 3% на компаниях Transocean и Halliburton соответственно. В 2012 году федеральный суд Нового Орлеана вынес решение, налагающий на ВР штраф в размере 7,8 млрд долларов США. Это сумма компенсации, которую суд обязал ВР выплатить 100 000 истцам, пострадавшим от разлива нефти. Однако по заявлениям представителей компании, выплата данной суммы не является признанием своей вины в произошедшей аварии.

В феврале 2013 года в суде Нового Орлеана началось новое слушание по делу об аварии в Мексиканском заливе. Действующие лица все те же – британская ВР, ее партнеры и представители американского правительства, требующие выплаты максимального штрафа, т.е. 4,3 тысячи доллара за каждый баррель попавшей в воду нефти. Британская компания попыталась оспорить этот иск и снизить штраф до 3 тысяч за баррель. Но ход расследования сыграл не на руку ВР: оказалось, что один из инженеров компании, Курт Микс, попытался уничтожить переписку, в которой шла речь о важной внутренней информации ВР. В частности, о попытках специалистов законсервировать скважину после аварии. Также выяснилось, что нефтедобывающей компанией были представлены сведения, преуменьшающие количество вытекшей нефти.

В 2014 году в дело решило вмешаться британское правительство. В своем заявлении оно призвало суд пересмотреть некоторые свое решения в отношении компании ВР, а именно – снизить штраф, наложенный на ВР. И все же суд Нового Орлеана оказался неумолим и постановил, что «небрежные или умышленные действия британской компании привели к разливу 5 миллионов баррелей нефти в заливе», а значит и ответственность за такие действия должна быть максимальной.


Гражданский протест в GRAND ISLE, LOUISIANA. Символическое «кладбище», посвященное видам флоры и фауны, погибшим в результате нефтеразлива.
Фото: Katherine Welles

13,7 млрд долларов – цена, которую суд обязал ВР выплатить за жизнь 11 человек, погибших в результате аварии, за крупнейшую в истории человечества экологическую катастрофу и за огромный материальный ущерб, который понесли бизнесмены и частные лица.

Кристина Кузнецова