Тема: Развитие культуры и науки в ХХ веке. Физические законы, повторяю, не зависят от этого

§ 20. КУЛЬТУРА И НАУКА

Культурная революция. В 1919 г. СНК издал подписанный В. И. Лениным Декрет «О ликвидации неграмотности среди населения РСФСР». Граждане республики в возрасте от 8 до 50 лет, не умевшие читать и писать, должны были обучаться грамоте. По всей стране были организованы курсы по ликвидации неграмотности (ликбезы). Ещё с конца 1918 г. начали создаваться рабочие факультеты (рабфаки) для подготовки в вузы молодёжи, не имевшей среднего образования. На рабфаках молодые рабочие и крестьяне проходили полную программу средней школы. Через десятилетие в стране действовали школы нескольких типов, включая начальную, семилетку, девятилетку, школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ), школы крестьянской молодёжи (ШКМ). В сентябре 1930 г. в СССР повсеместно вводилось обязательное начальное обучение детей 8 – 10 лет в объёме не менее четырёхгодичного курса.

Об успехах борьбы с неграмотностью свидетельствовали данные переписи 1937 г.: 61,4 млн человек могли читать и писать, 28,5 млн учились в школах, техникумах, ФЗУ и вузах, 6,9 млн имели среднее образование, 912 тыс. – высшее. Однако неграмотными оставались 62,5 млн человек (в основном представители старших возрастов).

Рабфак идёт. Художник Б. В. Иогансон. 1928 г.

Шуточная картинка. Художник А. Е. Куликов

Правительство уделяло внимание подготовке квалифицированных кадров. За годы первых пятилеток в несколько раз выросло число средних специальных учебных заведений, открылись десятки новых вузов, в том числе в тех союзных республиках, где их не было в дореволюционные годы. Если в 1928 г. в вузах и техникумах обучались 350 тыс. студентов, то в 1940 г. – 1,8 млн. К концу второй пятилетки СССР по числу студентов и учащихся вышел на первое место в мире. Формировалась новая советская интеллигенция, в которой преобладали выходцы из рабочей и крестьянской среды.

Интеллигенция и власть. Культурное наследие страны и его использование в социалистическом строительстве рассматривались в новом обществе по-разному: одни предлагали отказаться от него и начать с «чистого листа», другие выступали оппонентами такого подхода. Критика многих известных учёных политики большевиков беспокоила партийное руководство. Опасаясь усиления буржуазного влияния, В. И. Ленин летом 1922 г. санкционировал высылку из страны группы видных инженеров, педагогов, врачей, экономистов. «Всех их – вон из России», – писал он И. В. Сталину. В список «активной антисоветской интеллигенции» попало более 100 человек, среди них – философы И. А. Ильин, С. Л. Франк, Н. А. Бердяев, социолог П. А. Сорокин, экономист Б. Д. Бруцкус и др.

По-разному сложилась судьба старой интеллигенции. В эмиграции оказались писатели И. А. Бунин, А. И. Куприн, Л. Н. Андреев, А. М. Ремизов, В. В. Набоков, композитор С. В. Рахманинов, певец Ф. И. Шаляпин, авиаконструктор И. И. Сикорский, химик А. Е. Чичибабин, математик Г. А. Гамов, создатель телевидения В. К. Зворыкин, сотни других деятелей культуры. Несколько лет провёл в эмиграции А. М. Горький.

Представители интеллигенции, не успевшие или не пожелавшие эмигрировать, по-разному относились к новой власти. Одни безоговорочно приняли большевистскую политику и идеологию, другие – её отвергли, третьи – не присоединились ни к одной из сторон. Многие понимали, что старый мир безвозвратно ушёл в прошлое и надо воспринимать новую жизнь, искать в ней своё место. Эти настроения передала поэтесса А. А. Ахматова, когда писала в октябре 1921 г.:

Всё расхищено, предано, продано,

Чёрной смерти мелькало крыло.

Всё голодной тоскою изглодано,

Отчего же нам стало светло?

Судьба многих деятелей науки и культуры была трагична – в лагерях и тюрьмах погибли Н. Д. Кондратьев, А. В. Чаянов, Н. И. Вавилов, О. Э. Мандельштам, П. Н. Васильев.

Портрет А. М. Горького. Художник В. Ф. Ходасевич. 1918 г.

В 1921 г. в Париже вышел сборник «Смена вех», в котором интеллигенты-эмигранты признавали за советской властью достижения в строительстве сильного государства, ликвидации неграмотности и призывали эмиграцию более лояльно относиться к большевикам. Возникло и одноимённое общественно-политическое течение «сменовеховство». Его представители приветствовали нэп и надеялись на демократическую эволюцию Советского государства. Надежды оказались беспочвенными.

Первые шаги советской культуры и науки. На 1920 – 1930-е гг. пришёлся расцвет творчества русских поэтов и писателей: С. А. Есенина, О. Э. Мандельштама, В. В. Маяковского, А. П. Платонова, Б. Л. Пастернака, И. Е. Бабеля, М. И. Цветаевой, П. Н. Васильева. Произведения Вс. Иванова «Броненосец 14-69», Вс. Вишневского «Оптимистическая трагедия», Н. Погодина «Человек с ружьём» и многих других драматургов прочно вошли в репертуар театров и завоевали симпатии зрителей. В пьесах звучала тема революционной героики, созвучная настроениям многих людей.

В октябре 1926 г. во МХАТе состоялась премьера пьесы М. А. Булгакова «Дни Турбиных», вызвавшая огромный интерес публики. Булгаков даже в условиях советской власти сумел донести до зрителей трагизм человеческих судеб в разгар Гражданской войны.

В 1940 г. завершилась публикация романа М. А. Шолохова «Тихий Дон», в котором писатель отразил судьбу народа и личности в годы Первой мировой и Гражданской войн. Тогда же закончил работу над знаменитым романом «Мастер и Маргарита» М. А. Булгаков.

В. В. Маяковский. Фотография А. М. Родченко. 1920-е гг.

М. А. Булгаков

Отечественный кинематограф завоёвывал передовые позиции в мировом киноискусстве. Фильмы «Броненосец Потёмкин» (1925) режиссёра С. М. Эйзенштейна, «Мать» (1926) режиссёра В. Л. Пудовкина пользовались большим успехом и за рубежом. В ноябре 1934 г. вышел фильм режиссёров Г. Н. и С. Д. Васильевых «Чапаев» о легендарном комдиве Красной армии. «Это шедевр! Эта картина будет жить как великая и вечно живая народная эпопея!» – сказал о кинокартине А. М. Горький. На международном кинофестивале, проходившем в Москве в феврале – марте 1935 г., первую премию жюри присудило «Ленфильму», который среди нескольких картин представил фильм «Чапаев». Советский зритель восторженно встре-

чал комедии режиссёра Г. В. Александрова «Весёлые ребята» (1934), «Цирк» (1936), «Волга-Волга» (1938). Всей стране были известны актёры Л. П. Орлова, Л. О. Утёсов, Б. Ф. Андреев, Н. К. Черкассов, Б. А. Бабочкин, И. В. Ильинский, Ф. Г. Раневская и др.

Яркие, самобытные музыкальные произведения от симфоний и балетов до песен к кинофильмам создавали советские композиторы: Д. Д. Шостакович, А. И. Хачатурян, Р. М. Глиэр, И. О. Дунаевский. Девизом творчества последнего стали слова: «Нам песня строить и жить помогает».

На I съезде советских писателей в 1934 г. секретарь ЦК ВКП(б) А. А. Жданов сформулировал задачи изобразительного искусства и литературы: «Правдивое отражение новых социалистических явлений в нашей действительности – главная задача социалистического реализма». Борьба за социализм, созидательный труд, приносивший радость, спорт как источник здоровья, относились к основным темам нового искусства. Работы художника А. А. Дейнеки «На стройке новых цехов», «Полдень», мозаика на станциях Московского метрополитена «Маяковская» и «Новокузнецкая», скульптура В. И. Мухиной «Рабочий и колхозница» – яркие примеры социалистического реализма. Бронзовую скульптуру «Булыжник – оружие пролетариата» И. Д. Шадр посвятил памяти героев Декабрьского вооружённого восстания в Москве в 1905 г.

«Рабочий и колхозница» у советского павильона на выставке в Париже в 1937 г. Скульптор В. И. Мухина, архитектор Б. М. Иофан

Портрет П. Л. Капицы (слева) и Н. Н. Семёнова. Художник Б. М. Кустодиев. 1921 г.

Роман Н. А. Островского «Как закалялась сталь» о комсомольце Павле Корчагине – образец революционной героики в литературе.

Выдающихся успехов достигли советские учёные: физиолог И. П. Павлов, геохимик В. И. Вернадский, математик Н. Н. Лузин, основоположник аэродинамики Н. Е. Жуковский, биохимик А. Н. Бах, физик А. Ф. Иоффе, биолог и генетик Н. К. Кольцов и др. Они не только показали высочайшие результаты в науке, но и выступили организаторами научно-исследовательских институтов – физико-химического, физико-технического, полупроводников, биохимии, экспериментальной биологии, физиологии и многих других, которые являлись и являются флагманами общественной и мировой науки.

Десятки новых научных учреждений значительно увеличили потенциал советской науки, в которую пришли физики П. Л. Капица, И. В. Курчатов, Л. Д. Ландау, математики А. Н. Колмогоров, П. С. Александров, химик Н. Н. Семёнов, генетик Н. И. Вавилов, конструкторы С. П. Королёв, А. Н. Туполев, А. С. Микоян и многие другие.

Мир аплодировал участникам автопробега Москва – Каракумы – Москва на советских автомобилях, полёта в стратосферу на советском стратостате, успехам полярного флота в освоении Северного морского пути. В феврале 1934 г. пароход «Челюскин», раздавленный льдами, затонул, его экипаж высадился на льдину в Чукотском море. Страна, затаив дыхание, следила за спасением челюскинцев. Семь советских лётчиков совершили 24 рейса на дрейфующую льдину и эвакуировали участников экспедиции. Все они – А. В. Ляпидевский, С. А. Леваневский, В. С. Молоков, Н. П. Каманин, М. Т. Слепнёв, М. В. Водопьянов, И. В. Доронин – были удостоены звания Героя Советского Союза. Награда была учреждена 16 апреля 1934 г. для лиц, совершивших выдающийся подвиг. Лётчики В. П. Чкалов, М. М. Громов, Г. Ф. Байдуков и А.В.Беляков совершили в 1936 – 1937 гг. беспосадочные перелёты Москва – остров Уду и Москва – Северный полюс – Ванкувер.

Участники перелёта Москва – США. Справо налево: В. П. Чкалов, А. В. Беляков, Г. Ф. Байдуков. 1937 г.

Вопросы

Из книги История. История России. 11 класс. Углублённый уровень. Часть 1 автора Волобуев Олег Владимирович

§ 32. Образование, наука, художественная культура и быт Создание единой общеобразовательной системы. Успехи в ликвидации массовой неграмотности коренным образом изменили представления людей о том, какую роль играет в их жизни образование, а значит, и система учебных

автора Волобуев Олег Владимирович

§ 10. НАУКА И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА РАЗВИТИЕ НАУЧНОЙ МЫСЛИ. Новые открытия и достижения науки на рубеже XIX – XX вв. оказывали все большее влияние на развитие общества, меняли научную картину мира.Ученый-энциклопедист, блестящий естествоиспытатель В. И. Вернадский стал

Из книги История России. XX – начало XXI века. 9 класс автора

§ 20. КУЛЬТУРА И НАУКА Культурная революция. В 1919 г. СНК издал подписанный В. И. Лениным декрет «О ликвидации неграмотности среди населения РСФСР». Граждане республики в возрасте от 8 до 50 лет, не умевшие читать и писать, должны были обучаться грамоте. По всей стране были

Из книги История России. ХХ – начало XXI века. 9 класс автора Киселев Александр Федотович

§ 20. КУЛЬТУРА И НАУКА Культурная революция. В 1919 г. СНК издал подписанный В. И. Лениным Декрет «О ликвидации неграмотности среди населения РСФСР». Граждане республики в возрасте от 8 до 50 лет, не умевшие читать и писать, должны были обучаться грамоте. По всей стране были

Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 3: Мир в раннее Новое время автора Коллектив авторов

КУЛЬТУРА И НАУКА НИДЕРЛАНДОВ В XVI ВЕКЕ Как и в предыдущем столетии, важнейшую роль в нидерландской культуре XVI в. играла живопись. Но под влиянием гуманистических идей и Реформации религиозная живопись в этот период утратила ведущее значение, уступив место развивающимся

Из книги Александр III – Миротворец. 1881-1894 гг. автора Коллектив авторов

Культура и наука в конце 19 века Пореформенная эпоха стала временем высоких культурных достижений. Этот этап обусловил наступление «серебряного века» русской культуры. Российские ученые добивались блестящих результатов в точных и естественных науках. Благодаря трудам

автора Автор неизвестен

103. НАУКА И КУЛЬТУРА В 1965–1985 гг Кризисные явления в экономике негативно отразились и на научном, творческом потенциале страны. Несмотря на рост количественных показателей (число научных работников за период с 1970 по 1985 г. увеличилось с 928 тыс. до 1,5 млн человек),

Из книги Отечественная история: Шпаргалка автора Автор неизвестен

113. НАУКА И КУЛЬТУРА СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ Происходившие в стране с середины 80-х гг. перемены существенно повлияли на развитие науки и культуры. Важнейшим завоеванием реформ стала обретенная свобода слова, т. е. право на получение и распространение информации. Это привело к

Из книги Агония белой эмиграции автора Шкаренков Леонид Константинович

2. Русская культура и наука за рубежом Сложной и противоречивой была культурная и научная жизнь эмиграции. Эта тема требует специального изучения, анализа и объективной оценки. Обращая внимание только на культурные достижения русских за рубежом, некоторые эмигрантские

Из книги История Словакии автора Авенариус Александр

4.5. Художественная культура и наука Состояние художественной культуры и науки в Верхней Венгрии во второй половине XIX в. обусловлено отсутствием больших городов, значительных культурных центров и высших учебных заведений, периферийностью, недостатком богатых меценатов

Из книги Советская экономика накануне и в период Великой Отечественной войны автора Коллектив авторов

8. Народное образование, наука и культура В новых условиях, когда СССР вступил в полосу завершения строительства социалистического общества и его упрочения, наряду с укреплением материально-технической базы социализма большое значение приобретала

Из книги История. 8 класс. Тематические тестовые задания для подготовки к ГИА автора Галанюк П. П.

Русская культура и наука при императоре Александре I Часть I При выполнении заданий с выбором ответа: (А1-А20) обведите кружком номер правильного ответа в экзаменационной работе. А1. В каком году в России было учреждено Библейское общество, которое возглавил фаворит

Из книги Очерки истории Китая с древнейших времен до середины XVII века автора Смолин Георгий Яковлевич

НАУКА И КУЛЬТУРА КИТАЯ X–XIII ВВ Сунская эпоха была временем замечательного расцвета науки и культуры. В эту эпоху жили и творили выдающиеся китайские ученые-энциклопедисты, и в их числе Шэнь Ко (1031–1095). Династийная история с полным основанием могла сказать о Шэнь Ко: «Не

Из книги Рассказы по истории Крыма автора Дюличев Валерий Петрович

НАУКА И КУЛЬТУРА Одним из исследователей Крыма был профессор геолог и гидрогеолог Николай Алексеевич Головкинский (1834-1897). Его перу принадлежат около 25 опубликованных работ, посвященных тектонике, географии, водным ресурсам Крыма, и один из лучших путеводителей по Крыму.

Из книги Русские горки. Конец Российского государства автора Калюжный Дмитрий Витальевич

Культура и наука накануне войны Пока основой промышленных технологий был видимый мир механики, где причинно-следственные связи доступны непосредственному наблюдению, совершенствование технологий осуществлялось почти исключительно усилиями ремесленников, которые

Из книги Тюдоры автора Вроньский Павел

4. Наука и культура Честь Англии я чтенью научил, Я дал ему испить сладчайших вод Кристального истока Геликона, И тем его я музам приобщил. Стихи Джона Скелтона, наставника и придворного полна короля Генриха VII Тюдора Арабеска на панели, предположительно, из дворца


Культура XX столетия одно из сложнейших явлений в истории мировой культуры. Объясняется это, во-первых, большим количеством социальных потрясений, страшных мировых войн, революций, которые вытеснили духовные ценности на периферию людского (человеческого) сознания и дали толчок развитию примитивных национал-шовинистических идей. Во-вторых, осуществлены существенные изменения в сфере экономики и средств производства. Углубление индустриализации, разрушение традиционного сельского уклада приводят к урбанизации культуры. В-третьих, в процессе общей институализации (преобразование общества на комплекс различных объединений и группировок) теряется индивидуальность, человек лишается своего собственного «я» (масса и массовизация общественной жизни).

Характерной чертой культуры XX века является её интегративность (объединение отдельных составных культуры в новые комбинированные виды искусства), что привело к возникновению кинематографа (сначала немое, а затем звуковое).

Переход от коллективного творчества к индивидуальному сделало культуру XX века многомерной, что вело в свою очередь к формированию разнообразных стилей и направлений.

Со второй половины столетия новый импульс в культуре получают гуманистические принципы и идеалы. Суть современного гуманизма заключается в его универсальности: он адресуется каждому, провозглашает право на жизнь, благосостояние, свободу. Это уже не элитарный, а демократический гуманизм.

Основой изменения содержания и форм культуры было становление индустриальной цивилизации. В ушедшем столетии наука впервые заняла подобающее ей место. В своем развитии она приходила во все большую связь с техникой, более непосредственно и быстро реализовывались научные открытия. Научно-техническая революция дала миру телефон, телеграф, радио, электричество, самолет, автомобиль, телевидение, компьютеры, другую электронную технику. Технизация жизни стала неотъемлемой стороной культуры, методом и результатом её развития.

Результатом научно-технической революции было экономическое объединение мира, все более растущая интернационализация народнохозяйственных связей. Появились транснациональные корпорации с едиными формами организационной культуры (треть промышленного производства, половина внешней торговли, 80 % новой техники и технологий).

Наука и техника преобразовывали лик природы, активизируется процесс экспансии разума в эволюционный процесс (человечество не только владеет, но и максимально преобразует биосферу). Это дает основание все больше склоняться к возможности и необходимости создания ноосферы. Еще В.Вернадский утверждал, что эволюция мировой культуры - природное явление в эволюционном развитии. Под влиянием объединенного человечества биосфера закономерно перейдет в качественно новое состояние - ноосферу (сфера разума). Отсюда одно из уникальных, интереснейших явлений современной культуры - космизм, космичность человеческого существования, важной составной которого является ответственность человека за космическую эволюцию.

Таким образом, научно-техническая революция и техногенная цивилизация предоставили человеку большие возможности. Но став главными целями общественного развития, одним из основных условий наращивания материального богатства, они превратили самого человека в простое орудие эффективной экономической деятельности, лишило его возможности ощущать радость гармонического сосуществования с природой.

Оказалось также, что за блага, которые несет людям технический прогресс, приходится рассчитываться: рост продуктивности труда ведет к безработицы; достижение жизненного комфорта увеличивает оторванность человека от человека; автомобилизация, повышая мобильность человека, усиливает загрязнение атмосферы и т.д. Такая ситуация отразилась в борьбе двух тенденций, которые отвечали двум противоположным точкам зрения на науку. Одна утверждает, что наука главная движущая сила прогресса, другая - обвиняет ее во всех бедах человечества.

Культура XX века отразила все эти процессы и этот кризис, в который входила техногенная цивилизация. Связан кризис с несколькими факторами: 1. наука не всегда демократична; 2. наука - средство покорения не только природы а и человека; 3. научно-технические достижения не всегда ведут к прогрессу, а и увеличивают зависимость человека от техники; 4. наука, давая больше богатым, ведет к расслоению людей, возникновению на этой основе идеологий; 5. тесно связанная с миром материальной жизни, наука столкнулась с идеологией и в этом столкновении, судя по всему, победила идеология.

Таким образом, в XX столетии сформировался тип научно-технической культуры, который много дал человеку, преобразовал его жизнь. Но, вместе с тем, возникло и множество новых проблем и острых противоречий.

Рост возможностей применять современную технологию в важнейших сферах материального производства, расширение форм потребления сопровождался освоением новых типов духовности, отраженных в культуре модернизма.

Модернизм в переводе с французского - новый, имеет тот же корень, что и слово «мода», поэтому часто употребляется в значении «новое искусство»; «современное искусство».

Модернизм - термин суммарный, означает множественность непохожих друг на друга разнородных и противоречивых художественных направлений с разными платформами, но с принципиальной философско-мировоззренческой общностью.

В поэзии разрыв с поэтической традицией, привычными нормами стихотворной речи.

Футуризм объявлял человеческие чувства «слабостями», провозглашал критериями прекрасного «энергию», «скорость», «силу».

В изобразительном искусстве отрицание изобразительности. Кубисты, например, свое видение мира изображали геометрическими фигурами в коричневых, серых и черных тонах.

У абстракционистов - ни сюжета, на предмета, ни человеческого образа.

Искусство сюрреалистов было средством высвобождения подсознательного в целях преобразования мира. Это сверхреализм.

В музыке отрицается модернистами музыкальная организованность - мелодия, гармония, полифония (конкретная музыка, алеаторика, пуантилизм).

Режиссеры-реформаторы пытаются преобразовать сценическое искусство. Театр становится публицистичным, социально направленным, в нем отсутствует историческая конкретность, логика диалогов, слово становится самодостаточным.

Ведущим направлением в архитектуре XX века является функционализм, те. Создание предметно-эстетической среды для жизнедеятельности человека. С середины XX века складывается урбанистическая дезурбанистическая теория строительства (создание мегаполисов или небольших городов-садов).

XX век - время действия масс, всеобъемлющей массовизации жизни. Вовлечение масс в политическую и культурную жизнь потребовало создание особого способа культурного обслуживания масс - массовой культуры. Ее появлению способствовали техногенные процессы, унификация и стандартизация условий труда и быта, коммерциализация общественных отношений и др.

Массовая культура рассчитана на средний уровень массового потребителя основывается на создании иллюзий, вымыслов, мифов. Впервые появилась в США на рубеже XIX-XX веков.

Другим типом культуры XX века является тоталитарная культура - официальная культура, полностью ему подконтрольная. Эта культура лишена аполитичности (служит политике), лиризма, интимности, выступает средством борьбы за власть. Тоталитарными принято считать культуры СССР и Германии конца 20-х и 30-х годов.

Со второй половины XX века начинается переход развитых стран мира от индустриального общества к постиндустриальному. В таком обществе увеличивается роль информации, поэтому его еще называют информационным (производство не товаров, а услуг, децентрализация в производстве и сфере принятия решений. Возникает огромная инфраструктура по переработке, хранению и передаче информации).

Культура постиндустриального общества (информационного) называют постмодернизмом. Для нее характерно отрицание всякого рода норм и традиций, отказ от авторитетов любого ранга, полиформизм ценностей и социальных статусов, избавление от диктата разума, власти дискурса (рассуждение, довод), свобода во всем. Постмодернизм постоянно создает новое, используя деконструкцию и пародирование, произвольную трактовку.

Во второй половине XX века возникли глобальные проблемы, от решения которых зависит судьба человечества:

Преодоление экологического кризиса;

Преодоление голода, нищеты, неграмотности, разрыва между богатым Севером и бедным Югом;

Предотвращение войны с применением оружия массового уничтожения;

Нахождения новых источников сырья, предотвращение отрицательных последствий научно-технической революции и др.

Изучением будущего, глобальным моделированием занимается авторитетный международный орган - Римский клуб. Он объединяет мировую научную, деловую и политическую элиту, создан в 1968 году.



Культура России на рубеже XX-XXI веков развивалась в сложной политической и экономической ситуации в стране. В культуре происходили резкие, противоречивые изменения. Но несмотря на это, культурная жизнь страны в этот период стала намного разнообразнее. Возрастала роль средств массовой информации, проводилась политика «гласности», начали печататься ранее запрещённые литературные произведения, возвращались культурные деятели, которые ранее были вынуждены покинуть страну. Наибольший расцвет получили такие виды искусства, как кинематограф, театр и музыка.
Кинематограф наиболее ярко смог отразить все существующие проблем в обществе: войны, кризисы страны, криминал, семейные проблемы, мошенничество, беззаконие. В это время начали развиваться различные жанры кино, например, такие, как боевик, драма, комедия, военное кино. В мировом сообществе зазвучали имена русских режиссёров – Н. Михалков, С. Бондарчук, Ф.Бондарчук, С. Бодров, В. Тодоровский, Л. Гайдай и многие другие. Российский кинематограф постепенно стал занимать достойное место среди ведущих кинематографов мира.
Развитие театрального искусства в конце XX века – сложный процесс. Тогда говорили о потере статуса театрального искусства. Театральные постановки стали замещать кино, газеты и журналы. Россия к началу XXI века осваивала мировой театральный опыт минувших десятилетий. Примерно в то же время Запад осваивал театральный опыт России. В итоге, несмотря на все трудности, театр всё же смог противостоять массовым видам искусства, смог не потерять своего зрителя и уже к началу XXI века российский театр занял достойное место на международной арене.
Особое развитие на рубеже XX-XXI века получила популярна музыка, что было отголоском запада. Тем самым интерес к классической музыки угас. Поэтому музыкальное искусство тоже прошло сложный период в своём развитии. Музыка отечественных сочинителей последнего десятилетия прошлого века и нашего времени менее всего зависит от общественной ситуации, это искусство в России стало уделом творчески свободных людей. Композиторы академической ориентации сегодня продолжают активно сочинять музыку. Более того, её развитие, ранее скованное нормами «соцреализма», ныне очень динамично. В настоящее время активное развитие получают различные виды классической музыки: от «камерной музыки» до духовной. Музыканты-исполнители высокого класса, в предыдущие десятилетия ориентированные на Запад, возвращаются на Родину. С трудом развиваясь на новой рыночной основе, высокое искусство постепенно возвращает себе духовный авторитет в обществе. Развитие музыки в конце XX начале XXI века показало и её безграничные возможности развития.

Мировая культура 20-21 века

20-е столетие вошло в историю как самое трагическое и кровопролитное. Его глав. отличит.я черта -- мощный взлет науки и техники на фоне столкновений, революций и войн, краха могущественных империй. Все это не могло не отразиться на развитии культуры, которое в 20 веке характеризовалось чрезмерной противоречивостью.

Мощным фактором развития культуры в 20 веке стала наука . Создание квантовой механики, теории относительности, кибернетики, ядерной энергетики, генной инженерии, компьютерной и лазерной техники, множества др. научно-тех. новшеств изменило научную картину мира. В полной мере проявилась двойственная роль тех. прогресса, кот. дал человечеству материальные блага и удобства, но, с др. стороны, принес неисчисляемые бедствия.

Осн. новации в культуре в пер. пол. 20в., формировались в русле модернизма.

Одним из известных течений модернизма в перв. десятилетии 20в. стал фовизм , представленный именам франц.живописцев -- Матисса, Марке, Руо, Дерена и др. Их объединяло стремление к созданию худ. образов с помощью ярких цветовых гамм .

На протяжении перв.четверти 20в. модным был экспрессионизм . Поборники направл. (нем.худож. Марк, Нольде, Клее, русский худож. Кандинский, австрийские композиторы Шенберг, Берг) провозглашали целью искусства не изображение совр. действит-ти, а своеобразное выражение ее сути в субъективном мире человека.

В перв. четверти 20в. - кубизм . По выражению автора термина "кубизм", Восселя, в картинах данного направл. господствует "множество кубиков". Годом возникновения направл. считается 1907год, когда художник Пикассо выставил свою кубическую картину "Авиньонские девицы" - большое панно, на кот. изображена сцена борделя. Женские фигуры плоскостны, персонажи изображены в розоватом цвете, в геометризированной форме. Предст-ли кубизма Пикассо, Грис, Дюшан, Леже и др.

В перв.пол. 20в. - абстракционизм Суть искусства в том, считают его поборники (Кандинский, Мондриан, Купка и др.), что живопись, освободившись от изображения форм видимой действит-ти, может полнее выразить объективно существующее.

Футуризм – перв. четверть 20 в., распр. в Италии и России. Сущность течения -- бунтарский, анархический протест против традиц. культуры Основное средство очищения мира от старой рухляди итал. футуристы Боччони, Балла, Северини и др. видели в войнах и революциях. С восторгом встретив Перв. мировую войну, многие из них ушли воевать добровольцами и погибли.

Сюрреализм . Его предст-ли: писатели Бретон, Апполинер, Элюар, Супо, художники Дали, Блум, Эрнст, Миро, драматурги Арто, Шеале, кинематографисты Бергман, Хичкок) провозгласили источником искусства сферу подсознательного -- инстинкты, сновидения, галлюцинации, воспоминания младенческого возраста.

Худ. лит-раXX века гораздо дольше сохраняла верность классическим традициям. В духе реализма создавали свои произведения Голсуорси ("Сага о Форсайтах"), нем. писатель Томас Манн - роман "Доктор Фаустус", франц. писатели Роллан -- автор романов "Кола Брюньон", "Очарованная душа" и Фроис -- роман "Остров пингвинов", америк. писатели Фолкнер , создавший серию романов "Шум и ярость" и др. и Эрнст Хемингуэй - автор романов "Прощай, оружие", "По ком звонит колокол"и др.

В то же время и в худ.лит-ру проникли модернистские новации в т ворч. франц.поэтов Элюара и Арагона, в романах ирландского писателя Джойса , франц. писателя Пруста , нем. романиста Ремарка , австрийского писателя Кафки , австрийского поэта и прозаика Рильке .

Музыкальная культура 20в. более отчетливо, чем худ. лит-ра, характеризуются поисками модернистских средств и форм худ. выражения. Это проявляется в творчестве франц. композиторов Равеля , Лито, Жоливье , рус.композитора Стравинского , англ. композитора Бринттена .

Во вт. пол.20 в. - влияние постмодернизма . Хотя термин "постмодернизм" появился еще в перв.четверти века в работе Р. Панцвица "Кризис европейской культуры", лишь в 1947г. ему придан культурологический смысл в работе англ. социолога и историка А.Тойнби "Изучение истории". В русле постмодернизма развив. тенденции западной философии (Бодрийяр, Делез, Гваттари, Лиотар, Деррида, Кристева и др.), худ. лит-ре (Виан, Эко, Мейлер и др.), живописи (Мерц, Палладино, Фукс и др.), социологии (Бурдье, Гидденс), архитектуры (Стирлинг, Джэнкс), музыки (Шнитке и др.).

Большим своеобразием и противоречивостью отличалось в 20в. развитие культуры в России и др.странах, которые с 1917 по 1991 год были объединены в СССР, а в послед.десятилетия века обрели статус независимых государств

49) Культурология в профессиональной деятельности
Суть в том, что культура тесно связана с экономикой. Она помогает бизнесменам и банкирам, экономистам вести переговоры с различными культурными нациями, решать глобальные финансовые вопросы, находить пути решения сложных сложившихся ситуаций. Так же, большое значение культурология играет при составлении договоров, оформлении документов.

Первоначально экономика означала искусство управления домашним хозяйством. В наше время понятие «экономика» обозначает широкую область в жизни общества, включающую экономику предприятий, отраслей, народное хозяйство в целом, различные стороны хозяйственной деятельности, финансы, денежное обращение, наконец, экономическую культуру.

Экономическая культура - это комплекс элементов и явлений культуры, мотивов поведения, экономических институтов, обеспечивающих воспроизводство экономической жизни. Экономическая культура самым непосредственным образом влияет на развитие экономики.

Эта совокупность феноменов сознания включает в себя следующие аспекты:

1) ценности, связанные с экономикой - те или иные экономические блага, в определённой ситуации более или менее предпочтительные;

2) экономические потребности - индивидуальные, семейные, групповые на разных уровнях;

3) нормы в сфере экономики - экономические нормы массового поведения;

4) приоритеты и предпочтения в экономической сфере - выбор людьми тех или иных экономических благ;

5) мотивация экономического поведения - объяснения, оправдывающие действия и поступки, а также выбор ценностей и норм.

Библиографическое описание:

Нестерова И.А. Культура России в конце 20 и начале 21 века [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия сайт

Культура России в конце 20 и начале 21 века переживает трудные времена, связанные с глобализацией, ростом негативных тенденций, связанных с развитием цифровых технологи. При этом культура России в 21 веке остается достойной преемницей исконно русских традиций.

Тенденции культурного развития России до 90-х годов 20-го века

Монумент Родина-мать зовет на Мамаевом Кургане

Ряд актуальных на конец 20 начало 21 века тенденций в культуре обязаны своему появлению 60-м годам прошлого столетия. Именно тогда в моду вошла "научная мотивация", "научное обоснование" всем явлениям, как в культуре, так и в мировоззрении. Религия была окончательно переведена в разряд буржуазной пропаганды и в пережиток царского прошлого. В качестве мер по борьбе с "влиянием религии" стали издавать журнал "Наука и религия", открывались Дома научного атеизма. Кроме того, был создан Институт научного атеизма в Академии общественных наук при ЦК КПСС.

Борьба с религиозными взглядами велась и в вузах. Так в большинстве образовательных учреждений вводилась новая дисциплина "Основы научного атеизма". На этом фоне увеличивались тиражи антирелигиозной литературы. Все эти меры, по мнению властей, должны были способствовать воспитанию у советских людей научно-материалистического мировоззрения.

Решающее воздействие на развитие художественного творчества в послевоенные годы оказала победа Советской страны в Отечественной войне. Военная тема заняла большое место в литературных произведениях. Были опубликованы такие значительные книги о войне, как "Повесть о настоящем человеке" Б.Н. Полевого, повесть В.П. Некрасова "В окопах Сталинграда". К теме Отечественной войны обращались писатели "фронтового поколения" – Г.Я. Бакланов, В.В. Быков. События военных лет были главной темой в творчестве многих кинодраматургов и кинорежиссеров ("Подвиг разведчика" Б.В. Барнета, "Молодая гвардия" С.А. Герасимова и др.).

В литературе 50-х годов возрос интерес к человеку, его духовным ценностям. Из повседневной жизни с ее коллизиями, сложными взаимоотношениями людей пришли на страницы романов герои Д.А. Гранина ("Искатели", "Иду на грозу") и Ю.П. Германа ("Дело, которому ты служишь", "Дорогой мой человек") и др. Росла популярность молодых поэтов Е.А. Евтушенко, А.А. Вознесенского, Б.Ш. Окуджавы. Литература пополнилась интересными произведениями о жизни послевоенной деревни (очерки В.В. Овечкина "Районные будни" и "Записки агронома" Г.Н. Троепольского). Широкий резонанс общественности получил роман В.Д. Дудинпева "Не хлебом единым", где впервые была поднята тема незаконных репрессий в Советском государстве. Однако со стороны руководителей страны это произведение получило негативную оценку. Имя себе сделал на псевдо фактах о репрессиях и Солженицын, который окончил свое жизнь в США. Не без основания считается, что его произведения о ГУЛАГе содержат намного больше вымысла, чем было модно считать в 80-е и 90-е годы прошлого столетия. Так или иначе, но "патриот" Солженицын окончил свои дни в Америке.

Послевоенная архитектура запомнилась грандиозными проектами времен Сталина, унылыми, типовыми строениями времен Хрущева и развитием метросторотельства. В период с 1949 по 1953 годы в Москве было сооружено несколько высотных зданий, в их числе Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (архитекторы Л.В. Руднев, С.Е. Чернышев, П.В. Абросимов, А.Ф. Хряков).

Здание МГУ в 1965 году

Современное общество принято называть постиндустриальным, современную культуру - постмодернистской. Поскольку общество, культура и наука представляют собой единый организм, наука тоже не осталась в стороне от тех изменений, которые происходят во всех сферах жизни человека, - современная наука находится на этапе перехода от неклассической рациональности к рациональности постнеклассической.

Главные характеристики современного этапа развития науки

В ходе развития науки в последней трети XX в. были выявлены основания для создания новой научной картины мира - эволюционно-синергетической. Ее фундамент составляют ставшие общенаучными принципы развития и системности. Теоретический каркас этой картины мира определяют теории самоорганизации (синергетика) и систем (системология), а также информационный подход, в рамках которого информация понимается как атрибут материи наряду с движением, пространством и временем. Пока еще рано судить обо всем содержании эволюционно-синергетической картины мира, но некоторые ее сущностные черты можно указать. Во-первых, развитие рассматривается в ней как универсальный (осуществляющийся везде и всегда) и глобальный (охватывающий все и вся) процесс. Эта черта данной картины мира находит свое выражение в развитии концепции универсального (глобального) эволюционизма. Во-вторых, само развитие трактуется как самодетерминированный нелинейный процесс самоорганизации нестационарных открытых систем. Такое понимание процессов развития исходит из синергетики. В-третьих, утверждается фундаментальная согласованность основных законов и свойств Вселенной с существованием в ней жизни и разума.

Эти черты эволюционно-синергетической картины мира позволяют по-новому решать проблему единства мира, понять взаимосвязи между различными уровнями организации материального мира (мега-, макро- и микромиров), живой и неживой материей, природы и общества, увидеть в новом ракурсе место и роль разума во Вселенной.

В указанных выше чертах формирующейся новой НКМ отражаются и главные характеристики современной науки.

Во-первых, принцип развития (эволюции) в современной науке получил статус фундаментальной мировоззренческой и методологической константы. В общенаучной концепции универсального (глобального) эволюционизма принцип развития воспроизводится на уровне оснований науки, которая служит центром идейной кристаллизации новой научной картины мира - эволюционно-синергетической.

В рамках универсального эволюционизма происходит элиминация понятия изолированной системы, а вместе с ним - и концепции абсолютного (лапласовского) детерминизма. Теперь всякий локальный процесс эволюции (геологический, биологический, социальный и т.д.) может быть объяснен только лишь как необходимый момент единого универсального процесса развития Вселенной как целого.

Современные космологические модели вполне определенно демонстрируют эвристическую силу эволюционного подхода, предполагающего рассмотрение физической реальности с позиций принципа развития. Очевидно, что если Вселенная реконструирована в космологических моделях как развивающаяся целостность, то и конкретные формы материи (химическая, геологическая, биологическая, социальная), порожденные в едином "вселенском" процессе развития, также претерпевают направленные изменения, т.е. развиваются.

Во-вторых, во второй половине XX столетия научное сообщество в полной мере осознало целостность, а следовательно, системность Метагалактики. Принципиально важно здесь то, что центральный аспект системности Метагалактики образует универсальность процессов развития. Это синхронный аспект взаимосвязи развития и системности. Диахрония развития и системности заключается в том, что первоначально (как с точки зрения времени, так и с точки зрения субстрата) процесс развития был реализован в физической реальности. Результатом этого процесса стал субстрат химизма - атом. Наступила космологическая эпоха рекомбинации: вещество отделилось от излучения. В этом пункте единый процесс развития дивергирует: теперь он воплощается в физической и химической ветвях эволюции универсума. Пространственно-временная суперпозиция физической и химической ветвей эволюции порождает биологический модус развития. На определенном этапе своего развертывания биологическая эволюция, суперпозицируя со своим основанием - физико-химической эволюцией, "взрывается" новой ветвью развития - социальной, которая, в свою очередь, порождает новый виток эволюции - информационный (опять же через суперпозицию со своим природным основанием - единством живого и неживого).

Описанная схема есть не что иное, как предельно общий сценарий порождения и возрастания системности той части мира, которая доступна научному познанию. Причем этот процесс осуществляется в форме развития.

В основе системности изучаемых наукой объектов лежит процесс развития. Системная парадигма во второй половине XX в. приобрела статус общенаучной именно потому, что в данный период собственного развития науки в подавляющем большинстве ее сфер была осознана историчность, изменчивость их предметных областей.

Такое положение дел дает основания для принципиально важных в мировоззренческом и методологическом отношении выводов.

В современной науке развитие трактуется как нелинейный, вероятностный и необратимый процесс, характеризующийся относительной непредсказуемостью результата. В силу указанных обстоятельств прогнозирование как необходимый элемент философского и научного знания в настоящее время воплощается в форме построения возможных миров, представляющих собой набор предполагаемых будущих состояний того или иного объекта.

В-третьих, современная наука становится человекоразмерной. В составе концепции универсального эволюционизма одно из центральных мест занимает антропный принцип. Данный принцип позволяет установить связь самых ранних стадий эволюции Вселенной и позднейшей биологической эволюции на Земле. Как следствие, человеческое бытие рассматривается как эндогенная форма бытия по отношению к миру в целом и той его части, которую называют природой. Краткая формулировка антропного принципа следующая: "Мир таков, потому что существует человек".

Действительно, в известной нам области мира - нашей Вселенной - основные параметры ее существования согласованы настолько "ювелирно", что только при этом наборе фундаментальных характеристик возможно появление и развитие жизни, тем более разумной. Так что человек не есть случайное явление. Он есть результат направленного мирового процесса самоорганизации, причем с бесконечно возрастающей "многоканальностью" согласования его параметров и уменьшающейся степенью стабильности существования новых, более сложных форм существования.

Другой аспект антропного принципа эксплицируется через поиск ответа на вопрос: "Почему природа устроена именно так, а не иначе?". Здесь речь идет о происхождении и обусловленности системы законов "нашей" Вселенной, определяющих ее эволюцию и строение. Примечательно то, что постановка этого вопроса сопровождается сменой представления об устойчивости мироздания (возведенного в абсолют классической механикой) идеей его радикальной неустойчивости. В свою очередь неустойчивость мира основана на неопределенности, имеющей место в микромире, ибо сама неопределенность микрообъектов есть следствие противоречивости движения вообще и движения элементарных частиц в частности. Отсюда вытекает вывод о том, что неопределенность есть атрибутивная черта объективного мира. Именно этот принципиальный факт установила квантовая механика. Неопределенность стала трактоваться как объективная в отличие от неопределенности во всей предшествующей физике, где она толковалась как неполнота или недостаточность знаний.

Еще один аспект антропного принципа обнаруживает себя в процессе осмысления цивилизационного кризиса. Здесь на первый план выходит обратная сторона антропного принципа: "Существование человека во Вселенной возможно потому, что она такая, какая есть". Это означает, что есть предел способов и степени преобразования человеком окружающего его мира. Сегодня, как никогда, эти пределы буквально ощутимы. Всякая экологическая проблема и есть зримое выражение этих пределов.

И все-таки антропный принцип позволяет совершенно по-новому интерпретировать место и роль человека в универсуме. Человек занимает одно из центральных мест в мире не потому, что он есть "вершина" эволюционного процесса, ведь эта "вершина" может рухнуть по причине своей собственной несостоятельности (глупости, идущей от самомнения и т.д.), а потому, что человек может стать фактором "направляемое™" или "управляемости" развития, при этом направляя последнее в сторону повышения стабильности глобальной системы общество - природа. Такое новое понимание человека в соединении с современными взглядами на развитие нашло свое воплощение в теории устойчивого развития, ядром которой является идея коэволюции природы и общества. Сущность последней состоит в том, чтобы определить согласованные с фундаментальными законами природы параметры и механизмы развития человеческой цивилизации. При этом следует учитывать то обстоятельство, что развивается не только явление, но и сущность, лежащая в его основе. Так, например, сегодня констатируется, что человечество вступает в новую стадию своего развития, названную информационной цивилизацией. Эта стадия человеческой истории характеризуется интенсивным обменом между людьми не веществом и энергией, а информацией, которая становится основным объектом человеческой деятельности. Вещество же и энергия - средства оперирования людьми информацией. Если учесть тенденцию развития информационных технологий - снижение вещественных и энергетических затрат на производство и оперирование информацией, - то можно прогнозировать снижение антропогенных нагрузок на окружающую среду, что должно привести к смягчению остроты экологических проблем в традиционном смысле. Но вместе с тем можно предположить появление экологических проблем иного рода, например загрязнение информационного пространства.

В-четвертых, в современной науке стало распространенным исходящее из синергетики представление о том, что эволюционные процессы протекают в форме самоорганизации сложных систем. Синергетические исследования возникли в конце 70-х гг. XX в. в результате открытия способностей неживых систем сохранять свою упорядоченность и переходить от менее упорядоченного состояния к более упорядоченному, например при образовании турбулентных потоков. До этого такие способности приписывались только социальным и живым системам. Другими словами, так же как в обществе и живой природе, в неживом происходят процессы самоорганизации.

Согласно И. Пригожину, открытие феномена бифуркации в неживых системах стало началом проникновения идеи развития в основания современного естествознания, что указывает на тесную связь основных положений синергетики с принципами философской теории развития - диалектикой. Так, само понятие бифуркации является научной конкретизацией диалектического понятия скачка.

Основной результат развития синергетики в качестве междисциплинарного научного направления заключается в том, что самым различным (как по своей природе, так и по своим масштабам) системам присущи процессы самоорганизации, причем они протекают по общим для всех систем закономерностям, в основе которых лежат взаимодействия противоположных тенденций: устойчивости (стабильности) - неустойчивости, хаоса (беспорядка) - порядка (упорядоченности), энтропии - негэнтропии, необходимости - случайности и др. При этом синергетика исходит из того, что во Вселенной процессы развития, аспектом которого является самоорганизация, протекают в направлении возникновения более сложных систем.

В-пятых, современная наука характеризуется междисциплинарностью, представляющей собой суммарную тенденцию, детерминированную первыми четырьмя характеристиками. Именно интенсификация этой характеристики в последующем развитии современной науки может стать центральным условием построения единой картины мира, в которой синтезированы научные представления о трех основных сферах универсума - неживой природе, органическом мире и обществе.

Таким образом, следует ожидать, что в науке XXI в. доминирующей станет парадигма, основу которой будут составлять универсальные законы эволюции и самоорганизации, инвариантные к любому уровню организации реальности (физической, химической, геологической, биологической, социальной и т.д.).